Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского
В дореволюционном творчестве Маяковский отвергает мир буржуазии и созданное ею лживое общество. Он буквально врывается в литературу, отказавшись от подражаний и избитых шаблонов. Его ранние произведения кардинально отличаются от общепринятого представления о поэзии. Первые стихи Маяковского опубликованы в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (1912).
В предисловии к первому изданию поэмы «Облако в штанах» поэт в свойственной ему манере определил смысл своего произведения: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эти названия-лозунги стали основными темами сатиры Маяковского. Произведение состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает определенный объект окружающей действительности.
Сатира в ранней лирике поэта направлена против глупой и злобной толпы, которая не понимает Маяковского. Поэт отрицает мещанскую пошлость, философию «жирных», косность мышления. На публичных выступлениях он с «грозным смехом» смело бросался в бой за свои идеалы. Даже названия его стихотворений звучат как удары или пощечины общественному вкусу: «Вам!», «Нате!», «Надоело» и другие.
Так, в стихотворении «Нате!» Маяковский с ненавистью обличает мир обывателей, равнодушных к чужому несчастью, которые смотрят на мир как будто из футляра или ракушки. Поэт саркастически высмеивает пристрастие «жирных» мещан к вещам, говорит об их бездуховности и глупости. В своей уникальной манере он пишет:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Поэта не волнуют возможные обиды этой части населения. Он оскорбляет обывателей, чтобы услышать ответ, всколыхнуть общество. Он выкрикивает наболевшее, то, что не дает жить и дышать:
А если мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
Маяковский откликнулся на события Первой мировой войны стихотворением-обличением «Вам!». В нем он клеймит буржуазные правительства, развязавшие бойню в мировом масштабе. Правящие классы равнодушны к смертям тысяч невинных людей. Для них важно сохранить свою власть и наживаться на войне.
Не менее остро звучали знаменитые «Гимны»-памфлеты Маяковского, которые он создавал для журнала «Новый сатирикон»: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду» и другие. Уже в названиях этих стихотворений содержится насмешка.
Как можно слагать гимны человеческим порокам или еде? В «Гимне обеду» поэт создает образ богатого обывателя – это «желудок в панаме» и больше ничего. В «Гимне судье» Маяковский, чтобы избежать гонений цензуры, переносит место действия в страну Перу, хотя критикует, конечно, судебных чиновников России.
В Перу страну захватили бесчувственные «унылые» судьи, с «глазами, строгими, как пост». Они ненавидят все живое, на все наложили запреты:
И птиц, и танцы, и их перуанок
кругом обложили статьями.
Глаза у судьи – пара жестянок
мерцает в помойной яме.
В когда-то цветущей стране теперь слышен только звон кандалов, наступило «бесптичье» и «безлюдье». От одного мертвенного взгляда судьи у павлина вылинял хвост. Судьи запретили даже вулканы, повесив таблички «Долина для некурящих». Чтобы у читателей не осталось сомнений, о ком написан гимн, Маяковский заканчивает его словами:
А знаете, все-таки жаль перуанца.
Зря ему дали галеру.
Судьи мешают и птице, и танцу,
и мне, и вам, и Перу.
В «Гимне ученому» ученый предстает как «двуногое бессилие, с головой откусанной начисто». Он автор трактата «О бородавках в Бразилии». Ученый не имеет «ни одного человеческого качества», его не волнует современная жизнь:
Вгрызлись в букву едящие глаза, —
ах, как букву жалко.
Ученому безразлично, что дети в его стране растут глупыми и покорными. Даже солнце не хочет заглядывать к нему в кабинет, где все заставлено мертвыми экспонатами. Он хочет покоя, чтобы «ежесекундно извлекать квадратный корень».
В «Гимне критику» поэт прослеживает становление критика с самого рождения. Откуда берутся критики? Оказывается, они происходят из вполне обычных семей.
Герой стихотворения, будущий критик, родился в семье прачки и конюха. Автор язвительно намекает, какого уровня культуры вырос этот ребенок, что он слышал в детстве от родителей.
Повзрослев, мальчик быстро сориентировался в жизни и решил стать критиком:
И какой-то обладатель какого-то имени
нежнейший в двери услыхал стук.
И скоро критик из именинного вымени
выдоил и брюки, и булку, и галстук.
Поэт предлагает:
Писатели, нас много. Собирайте миллион.
И богадельню критикам построим в Ницце.
Вы думаете – легко им наше белье
Ежедневно прополаскивать в газетной странице!
В «Гимне здоровью» Маяковский здоровыми людьми называет «жирных» обывателей. Для них еда – смысл жизни. Наевшись, они пляшут на всей планете, которая скучна им, «как банка консервов». Это «люди из мяса», им не нужны нервы, они ничего не видят и не чувствуют.
Маяковского по праву можно назвать талантливым сатириком XX века. Он обновил сатирический жанр. Обширность тем его сатирических стихотворений поражает. Кажется, не было такого негативного явления в жизни общества, которое бы поэт обошел своим вниманием. Маяковский создал галерею сатирических портретов взяточников, лентяев, мещан, глупцов и обжор.
Сатиру рождают гнев и возмущение. Не случайно свой сборник сатирических произведений поэт назвал «Грозный смех». Маяковский продолжает лучшие сатирические традиции русской литературы: Грибоедова и Салтыкова-Щедрина. Стихи поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня.
Смех Маяковского по-прежнему разит наповал мещан, критиков, взяточников и бюрократов.
Я знаю большое количество людей, которые живут ради будущего, для будущего, будущим. На мой взгляд, это ошибочная позиция. Не замечая событий и лиц «сегодняшнего» дня, эти люди существуют лишь формально, можно сказать, — призрачно. Больше того, они пропускают свою жизнь, о качестве которой якобы заботятся. Ведь существует незыблемая истина – завтрашнего дня просто нет. Любое будущее — это, по сути, настоящее, потому что человек может жить только в настоящем. А это значит, что надо очень внимательно и бережно относиться к каждому своему дню. Бесспорно, что будущее начинается сегодня. Эта истинРоман И. А. Гончарова «Обломов» начинается с описания внешности героя, чтобы читатель мог составить свое первое впечатление о личности, определить видимые с первого взгляда достоинства и недостатки, а затем их эволюцию в ходе дальнейших событий. По внешним чертам героя, мимике легко можно выявить доминирующие свойства характера, поведения, образа жизни. Глаза – зеркало души. Заглянув в них можно составить мнение о их хозяине: «Это был человек … с темно-серыми глазами, гулявшими беспечно по стенам …». Беззаботность и апатия проявлялись не только в его облике, а и наложили отпечаток на всё, чтоХудожественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин. Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство иРассказы и повести, написанные в пору художнической зрелости Н. С. Лескова, дают достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены «думой о судьбе России». Россия является здесь многоликой, в сложном переплетении противоречий, «убогой и обильной», «могучей и бессильной» одновременно. Во всех проявлениях национальной жизни, ее мелочах и анекдотах Лесков ищет «сердцевину целого». И находит ее чаще всего в чудаках и бедоносцах, как бы перекликаясь с Достоевским, писавшим в «Братьях Карамазовых», что чудак «не всегда частность и обособление, а, нМ. Горький вступил в русскую литературу необычно. Его произведения потрясли русского читателя, потому что они показали ему смелого, сильного, прекрасного человека. Романтические произведения молодого писателя были совершенно противоположны всему, что появлялось в те годы в русской литературе. Одно из замечательных произведений Горького – пьеса «На дне» – гордость нашей русской драматургии. Она была задумана Горьким еще весной 1900 года, в конце года он приступил к работе над ней, но вскоре она была прервана. И лишь в пору своей крымской жизни он вновь возвратился к ней, и к июлю 1902 года пьеПохожие сочинения:{module 11 класс:}
Источник: https://retsept-goda.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/sochineniya-11-klass/6612-satiricheskie-obrazy-v-tvorchestve-v-v-mayakovskogo.html
Сочинение: Сатирические произведения Маяковского
САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО.
Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества.
Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикон», а в своей автобиографии «Я сам» под датой «1928», то есть за два года до смерти, написал: «Пишу поэму «Плохо» в противовес поэме 1927 года «Хорошо». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах.
Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись. Рассмотрим их подробнее. В ранней поэзии В.Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности, причем он носит романтический характер.
В поэзии В.Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского «я» — бунт, одиночество (недаром часто стихи раннего В.
Маяковского сравнивают с лермонтовскими), желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их. Для тогдашней поэзии направления, к которому принадлежал молодой автор, — футуризма — это было типично.
Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
«Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; Вот вы, женщина, — на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей».
Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств.
Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — это злая сатира.
Его герои — это судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду».
Герои стихотворения — те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. В стихотворении возникает прием, который в литературной науке носит название синекдоха: вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:
«Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?! Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!»
Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В.Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
«Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй».
Здесь еще и ранний романтический поэт, и В.Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения — поэт и новая власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно — бунтарь и футурист В.Маяковский искренне поверил в революцию.
В автобиографии он писал: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция». Сатирическая направленность поэзии В.Маяковского меняется. Во-первых, её героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она ддала обильную пищу его творчеству.
В первые годы после революции это стихи, которые составляли «окна РОСТА», то есть Росойского телеграфного агентства, выпускающих) агитационные плакаты на злобу дня. В.
Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник — к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок — лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В «Окнах РОСТА» В.
Маяковский использует такие сатирические приёмы, как гротеск, гипербола, пародия — так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен, например, «Во Францию два гренадера» или известной по шаляпинскому исполнению «Блохи». Персонажи их — белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи — непременно в цилиндре и с толстым животом.
К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В.Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся».
Последнее создает гротексную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В «Прозаседавшихся» возникает гротескная картина.
В том, что сидят «людей половины», не только реализация метафоры — люди разрываются пополам, чтобы все успеть, — но и сама цена таких заседаний. В стихотворении «О дряни» к В.Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символов нового мещанства.
В финале стихотворения возникает гротескная картина — традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение.
Менее известны сатирические произведения В.Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений — «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе».
Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов.
В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В.Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему давать имена героев — так, в стихотворении «Ужасающая фамильярность» появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан». В 1926 году В.Маяковский написал стихотворение «Строго воспрещается»:
«Погода такая, что маю впору. Май — ерунда. Настоящее лето. Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов. Руку само подымает перо, и сердце вскипает песенным даром. В рай готов расписать перрон Краснодара. Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение — китайская чайница! И вдруг на стене: — Задавать вопросы контролеру строго воспрещается! — И сразу сердце за удила. Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить: -Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки? — Прошел я, глаза к земле низя, только подхихикнул, ища покровительства, И хочется задать вопрос, а нельзя — еще обидится правительство!»
В стихотворении происходит столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь.
Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В.Маяковский находит удивительное сравнение: «Настроение — китайская чайпща!».
Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного. И все это перечеркивает строгий канцеляризм.
Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета — он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихикивает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В.
Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово — «чайница» — рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казенной лексики.
Использует здесь поэт и свойственный ему прием — неологизмы: трелёру, низя — деепричастие от несуществующего «низить». Они активно работают на раскрытие художественного смысла.
Лирический герой этого произведения — не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту. Сатирические стихи В.Маяковского современно звучат и сегодня.
Источник: http://dodiplom.ru/ready/98481
Сатирическое творчество маяковского
Сатирическое творчество маяковского. Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, все делится на черное и белое, полутона почти отсутствуют.
«Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь» — вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к «мертвечине» ярче всего проявляется в сатирических произведениях.
При этом Маяковский предельно четок в разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть способен преувеличивать и доводить предмет сатиры до абсурда.
Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических произведений, является безусловная вера Маяковского в силу слова («Я знаю силу слов, я знаю слов набат…»).
Поэту всегда было свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир.
Следствием этого являются постоянные прямые обращения к читателю и стремление Маяковского к общедоступности его сатиры (известно, что его стихи печатались даже на конфетных обертках), легкость стиха, ритма и рифмы.
В своей статье «Как делать стихи» Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает «творческая необходимость, социальный заказ».
Поэт ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения. Отсюда — поразительная злободневность стихов Маяковского, материал для которых брался непосредственно из жизни.
А потому темы и образы сатиры в разные периоды творчества поэта различны.
До революции поэт считает мертвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит ее, отсюда — постоянный вызов толпе в названиях стихотворений («Нате!», «Вам!», «Эй!»).
Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приемы и переиначивает использование старых.
Поэт снижает жанр гимна («Гимн обеду»), широко использует метафору («Легко ли критикам наше белье ежедневно прополаскивать в газетной странице?»), искаженные цитаты («Мысль одна под волосица вложена: «Причесываться? Зачем же?! На время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно…») и т. д.
После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского. «Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…» — провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.
Аудитория сатиры Маяковского — 150 ООО ООО. Отсюда — появление главных ее качеств — простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры народные — частушка, песня, сказка.
Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха («Хоть пока победила крестьянская рать, хоть пока на границах мир, не время еще в землю штык втыкать, красных армий ряды крепки!»); предмет сатиры («Кто из вас не крещен военным огнем, кто считает, что шкурнику лучше? Прочитай про это, подумай о нем, вникни в этот сказочный случай»); фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение читателям («Бабу видели мою, наши обыватели? Не хотите в том раю сами побывать ли?»).
В период с 1919 по 1922 год идет работа Маяковского в окнах РОСТа, которые поэт назвал «красочной историей трех боевейших годов Союза». Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приемы и навыки.
В 1921 году выходит стихотворение «О дряни»: Слава, слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни». Стихотворение «О дряни» становится программным для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, «и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Мещанство у поэта — это не сословие, а нравственная категория.
После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы («И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете!»), на стене у него портрет Маркса, котенок греется, «на «Известиях» лежа».
Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует прием оживления вещей — портрет оказывается живее настоящих людей.
Итак, «мещане» и «обывательщина», по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции (в автобиографии «Я сам* в главе «Октябрь» он записал: «Начинают заседать»). В 1922 году поэт пишет лейтмотивное для этой темы стихотворение «Прозаседавшиеся».
Сам факт постоянных заседаний там доводится до абсурда («Поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь — остальное там»). В конце, как обычно, дается вывод-указание к действию: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» Тема бюрократии развивается также в стихах «Бюрократиада», «Анчар», «Фабрика бюрократов» и т.
д.
Кроме вышеуказанных главных пороков нового общества Маяковский критикует религию, пьянство, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость, сплетничество и пр. Сатирические произведения поэта — это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.
Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой на бесчеловечный дух наживы в капиталистическом обществе (циклы «Стихи об Америке», «Париж» и пр.). Маяковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.
Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, все работает на гиперболизацию.
«Мистерия-буфф», — сатира на старый мир, пьеса «Клоп» направлена против мещан, «Баня» — пьеса о бюрократах.
Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается за счет преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.
Все сатирическое творчество Маяковского отчетливо ориентировано на будущее. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь, огромно.
Источник: https://prepodka.net/satiricheskoe-tvorchestvo-mayakovskogo/
Сочинение на тему: Сатирические произведения Маяковского
Сатира занимает особое место в творчестве Маяковского. Первые сатирические произведения были напечатаны еще до революции на страницах журнала «Новый Сатирикон». Это были пародийные «гимны» — «Гимн здоровью», «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику» и др.
После революции и в годы гражданской войны Маяковский работал в «Окнах РОСТА», где создал жанр подписи — едкой, хлесткой, язвительной — под шаржами и сатирическими картинками. Позже Маяковский пишет целый цикл сатирических стихотворений: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада».
В них он изображает разные типы советских мещан, приспособленцев, бюрократов, подлиз. Социальный порок концентрируется в одном герое, образ которого, как правило, гипертрофирован, гротесковый.
В «Маяковской галерее» сатирические портреты создаются по принципу «социальной маски».
Это и портреты политических деятелей капиталистического мира («Муссолини», «Керзон», «Вандервельде»), и образы, воплощающие типичные пороки советского общества («Халтурщик», «Столп», «Подлиза», «Сплетник», «Ханжа» и др.).
Маяковский использует все средства сатиры — от иронической насмешки и язвительного сарказма до соединяющего реальное с фантастическим гротеска.
В стихотворении «О дряни» поэт издевается над запросами новых советских мещан, которые не простираются дальше желания иметь «тихоокеанские галифища» и «фигурять» в платье «с серпами и молотами» «на балу в Реввоенсовете».
Он раскрывает «нутро» советских обывателей, которые, восприняв антураж, поверхностные приметы принадлежности новому времени и социалистическому строю, в сущности остались обыкновенными буржуазными мещанами и приспособленцами.
Новый, рожденный советской властью порок показан в стихотворении «Прозаседавшиеся». Заседания по всякому поводу («Насчет покупки склянки чернил»), придающие значимость вчерашнему рабу, а сегодня чиновнику, высмеиваются зло и едко, а сами «заседатели» предстают в гротескном виде: и вижу,
Сидят людей половины,
О, дьявольщина!
Где же половина другая?
Ситуация доведена до абсурда, чтобы показать нелепость самого явления. Наиболее ярко сатирический талант Маяковского выразился в пьесах «Клоп» и «Баня». В комедии «Клоп» поэт воспроизвел сатирически многие приметы периода нэпа. Бывший рабочий, а ныне перерожденец Петя Присыпкин заменил свое «неблагозвучное» имя по западному образцу, став Пьером Скрипкиным.
Маяковский высмеивает мещанские, пошлые по сути претензии героя. Вершиной его мечтаний становится женитьба на дочке нэпманши Эльзевире Ренессанс, чтобы «у тихой речки отдохнуть». Этот «новый» герой — «не мелкота какая-то», по его собственным словам, он большим интересуется: «Мне зеркальный шкаф подавай!» В пьесе герой постоянно саморазоблачается.
Его претензии быть героем нового времени терпят крах.
Второе действие пьесы, когда через 50 лет, т.е. в 1979 г., размораживают Присыпкина, — это метафора. Жители будущего держат Присыпкина в изолированной клетке как вредный экспонат зоосада.
Он — «страшный человекообразный симулянт» — «обывателиус вульгарис», сродни «клопу обыкновенному».
Такая условность позволила Маяковскому выразить оптимистическую уверенность в том, что в будущем такие «клопы» отомрут.
Пьеса «Баня» направлена против бюрократизма, давящего всякую живую мысль. Главначпупс (главный начальник по управлению согласованием) Победоносиков — тупое существо, возомнившее себя Наполеоном, способным распоряжаться судьбами других.
Не видя возможности расправиться с бюрократизмом в то время, Маяковский прибегает к условно-фантастическому перенесению в будущее.
Фосфорическая женщина — посланница этого будущего — отказывается брать в него Победоносикова и его «верного оруженосца» Оптимистенко.
https://www.youtube.com/watch?v=ZNZkUt0ePas
Маяковский расширил возможности жанра комедии, соединив в ней черты трагедии, буффонады, фарса, драмы.
На этой странице искали :
- сатирические произведения маяковского
- сатирические произведения маяковского сочинение
- сочинение на тему сатира маяковского
- сочинение на тему сатирические произведения маяковского
- сочинение на тему мой маяковский
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-satiricheskie-proizvedeniya-mayakovskogo.html
Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского
В дореволюционном творчестве Маяковский отвергает мир буржуазии и созданное ею лживое общество. Он буквально врывается в литературу, отказавшись от подражаний и избитых шаблонов. Его ранние произведения кардинально отличаются от общепринятого представления о поэзии. Первые стихи Маяковского опубликованы в альманахе “Пощечина общественному вкусу” (1912).
В предисловии к первому изданию поэмы “Облако в штанах” поэт в свойственной ему манере определил смысл своего произведения: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!”. Эти названия-лозунги стали основными темами сатиры Маяковского. Произведение состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает определенный объект окружающей действительности.
Сатира в ранней лирикепоэта направлена против глупой и злобной толпы, которая не понимает Маяковского. Поэт отрицает мещанскую пошлость, философию “жирных”, косность мышления. На публичных выступлениях он с “грозным смехом” смело бросался в бой за свои идеалы. Даже названия его стихотворений звучат как удары или пощечины общественному вкусу: “Вам!”, “Нате!”, “Надоело” и другие.
Так, в стихотворении “Нате!” Маяковский с ненавистью обличает мир обывателей, равнодушных к чужому несчастью, которые смотрят на мир как будто из футляра или ракушки. Поэт саркастически высмеивает пристрастие “жирных” мещан к вещам, говорит об их бездуховности и глупости. В своей уникальной манере он пишет:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Поэта не волнуют возможные обиды этой части населения. Он оскорбляет обывателей, чтобы услышать ответ, всколыхнуть общество. Он выкрикивает наболевшее, то, что не дает жить и дышать:
А если мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется – и вот
Я захочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам
Я – бесценных слов транжир и мот.
Маяковский откликнулся на события Первой мировой войны стихотворением-обличением “Вам!”. В нем он клеймит буржуазные правительства, развязавшие бойню в мировом масштабе. Правящие классы равнодушны к смертям тысяч невинных людей. Для них важно сохранить свою власть и наживаться на войне.
Не менее остро звучали знаменитые “Гимны”-памфлеты Маяковского, которые он создавал для журнала “Новый сатирикон”: “Гимн судье”, “Гимн взятке”, “Гимн обеду” и другие. Уже в названиях этих стихотворений содержится насмешка.
Как можно слагать гимны человеческим порокам или еде? В “Гимне обеду” поэт создает образ богатого обывателя – это “желудок в панаме” и больше ничего. В “Гимне судье” Маяковский, чтобы избежать гонений цензуры, переносит место действия в страну Перу, хотя критикует, конечно, судебных чиновников России.
В Перу страну захватили бесчувственные “унылые” судьи, с “глазами, строгими, как пост”. Они ненавидят все живое, на все наложили запреты:
И птиц, и танцы, и их перуанок
Кругом обложили статьями.
Глаза у судьи – пара жестянок
Мерцает в помойной яме.
В когда-то цветущей стране теперь слышен только звон кандалов, наступило “бесптичье” и “безлюдье”. От одного мертвенного взгляда судьи у павлина вылинял хвост. Судьи запретили даже вулканы, повесив таблички “Долина для некурящих”. Чтобы у читателей не осталось сомнений, о ком написан гимн, Маяковский заканчивает его словами:
А знаете, все-таки жаль перуанца.
Зря ему дали галеру.
Судьи мешают и птице, и танцу,
И мне, и вам, и Перу.
В “Гимне ученому” ученый предстает как “двуногое бессилие, с головой откусанной начисто”. Он автор трактата “О бородавках в Бразилии”. Ученый не имеет “ни одного человеческого качества”, его не волнует современная жизнь:
Вгрызлись в букву едящие глаза, –
Ах, как букву жалко.
Ученому безразлично, что дети в его стране растут глупыми и покорными. Даже солнце не хочет заглядывать к нему в кабинет, где все заставлено мертвыми экспонатами. Он хочет покоя, чтобы “ежесекундно извлекать квадратный корень”.
В “Гимне критику” поэт прослеживает становление критика с самого рождения. Откуда берутся критики? Оказывается, они происходят из вполне обычных семей.
Герой стихотворения, будущий критик, родился в семье прачки и конюха. Автор язвительно намекает, какого уровня культуры вырос этот ребенок, что он слышал в детстве от родителей.
Повзрослев, мальчик быстро сориентировался в жизни и решил стать критиком:
И какой-то обладатель какого-то имени
Нежнейший в двери услыхал стук.
И скоро критик из именинного вымени
Выдоил и брюки, и булку, и галстук.
Поэт предлагает:
Писатели, нас много. Собирайте миллион.
И богадельню критикам построим в Ницце.
Вы думаете – легко им наше белье
Ежедневно прополаскивать в газетной странице!
В “Гимне здоровью” Маяковский здоровыми людьми называет “жирных” обывателей. Для них еда – смысл жизни. Наевшись, они пляшут на всей планете, которая скучна им, “как банка консервов”. Это “люди из мяса”, им не нужны нервы, они ничего не видят и не чувствуют.
Маяковского по праву можно назвать талантливым сатириком XX века. Он обновил сатирический жанр. Обширность тем его сатирических стихотворений поражает. Кажется, не было такого негативного явления в жизни общества, которое бы поэт обошел своим вниманием. Маяковский создал галерею сатирических портретов взяточников, лентяев, мещан, глупцов и обжор.
Сатиру рождают гнев и возмущение. Не случайно свой сборник сатирических произведений поэт назвал “Грозный смех”. Маяковский продолжает лучшие сатирические традиции русской литературы: Грибоедова и Салтыкова-Щедрина. Стихи поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня.
Смех Маяковского по-прежнему разит наповал мещан, критиков, взяточников и бюрократов.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/satiricheskie-obrazy-v-tvorchestve-v-v-mayakovskogo/
Сочинение на тему: Сатира в произведениях Маяковского
Традиции, заложенные русской классической литературой, были подхвачены в XX веке, особенно в первые годы после революции. Первым из советских сатириков следует, очевидно, назвать Маяковского, который называл сатиру “оружия любимейшего род”. Еще до революции Маяковский написал несколько сатирических “гимнов” (“Гимн ученому”, “Гимн судье”, “Гимн обеду” и др.
), в которых в гротескно-иронической форме мнимой похвалы высмеивал социальные порядки старого общества, его науку, литературную критику, а главное – “сытых”, довольных жизнью людей. “Я жирных с детства привык ненавидеть, / Всегда себя за обед продавая”, – напишет о себе Маяковский.
Эти же самые “сытые”, довольные мещане стали основным объектом сатиры и в послеоктябрьский период творчества Маяковского.
Вообще-то Маяковский писал сатиры на все те явления, которые противоречили его романтическому идеалу революции – белогвардейцы (“Окна РОСТа”), дезертиры (“Сказка о дезертире…”), вообще “буржуи” (“Сказка о Пете и Симе”), бюрократизм (“Прозаседавшиеся”), различного рода социально-нравственные уродства (“Трус”, “Подлиза” и др.). Но главным и наиболее ненавидимым объектом сатиры Маяковского был все-таки мещанин-обыватель, который умеет прекрасно приспособиться к любой власти, которому в коммунизме важна не идея, а возможность устроить свое личное благополучие. Для Маяковского эта советская обывательщина страшна прежде всего тем, что она расплодилась повсюду, что она – не буржуи или белогвардейцы, которых можно убить или прогнать, а нечто, укорененное в самой советской системе. Об этой силе приспособления к любому режиму Маяковский с горькой иронией скажет: “Раньше жили своими домками – Теперь зажили своим домкомом”. Мещанство для
Маяковского – это своего рода психологическая контрреволюция, а в естественном, в общем-то, желании людей обрести покой, уют, надежное, стабильное существование Маяковский видел признаки застоя, отступление от революционного духа, идеи, которая требовала забвения личного ради неуклонного продвижения общества в будущее. Поэтому наиболее сильное и глубокое сатирическое стихотворение Маяковского – “О дряни”. Именно в нем дан уничтожающий и в то же время страшный образ пошлости, которая может подчинить себе даже коммунистическую идею. Эмблема советского государства – серп и молот – олицетворяющая для Маяковского высокую социальную идею, становится… женской модой: “И мне с эмблемами платье: Без серпа и. молота не покажешься в свете!” Таким же символом пошлости, подчинившей себе все, выступает и котенок, который греется, лежа на “Известиях”. Да и вообще в жилье мещанина все по-правильному, не придерешься, есть даже портрет Маркса в алой рамочке, но надо всем торжествует символ пошлости и мещанства: “оголтелая канареица”. Вывод из стихотворения выглядит глубоко эмоционально мотивированным: “Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм канарейками не был побит!”
Маяковский создавал сатирические образы не только в стихах. Его пьесы, в особенности “Клоп” и “Баня”, – это образцы революционных сатирических комедий, где основной объект сатиры все тот же – мещанин, пытающийся приспособиться к коммунизму. Пафос сатиры естественно сочетался у Маяковского с пафосом романтики, стремлением к возвышенному коммунистическому идеалу.
Глоссарий:
- сатира маяковского
- сатира маяковского сочинение
- сочинение на тему Сатира Маяковского
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-satira-v-proizvedeniyax-mayakovskogo/
Сатирические образы в поэзии Маяковского — Бесплатное эссе
В наши дни актуализируется сатира Маяковского. Он отдал ей дань и в раннем творчестве в заостренных гимнах судье, критику, ученому, взятке, в «Последней Петербургской сказке». Он выступал против мещанского равнодушия к социально значимым проблемам, против видимости дела.
Столь же страстного обличителя нашло в лице Маяковского советское мещанство. Сатира Маяковского 1918-1919 годов была направлена против старого мира, который, как казалось поэту, единым махом уничтожается революцией.
Так, в 1918 году он насмешливо и навсегда хоронил бюрократа:
- Сидел себе, попивал и покрадывал.
- Упокой, господи, душу бюрократову.
Но в 1921 году поэт вынужден признать, что поспешил с похоронами, и вновь берется за сатирическое перо, разоблачающее советского бюрократа, который «противней царского во сто крат».
Однажды на собрании литературной группы в Нижнем Новгороде Маяковскому задали вопрос о том, почему он все время пишет о грязи, о недостатках, а не о розах, о прекрасном? «Я не могу не писать о грязи, об отрицательном,- отвечал Маяковский потому что в жизни еще очень много дряни, оставшейся от старого. Я помогаю выметать эту дрянь. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них».
Это высказывание раскрывает творческие принципы Маяковского и его отношение к жанру сатиры как орудию борьбы против старого, закосневшего, порочащего идеи нового мира.
В стихотворении «Мрачное о юмористах» поэт призывал сатириков «крыть розгой» все общественные пороки. «Для подхода для такого мало, что ли, жизнь дрянна?»- задавал он им риторический вопрос.
Сам же был беспощаден в преследовании плохого, отрицательного.
Маяковский был непримирим к мрази в любом обличии и проявлении, потому совершенно неслучайны в его творчестве такие стихотворения, как «Хулиганщина», «Взяточники», «Товарищ Иванов», «Помпадур», «Столп», Подлиза», «Мразь» и другие.
В стихотворении «О том, как некоторые втирают очки товарищам, имеющим циковские значки» автор затрагивает и раскрывает проблему, ставшую характерной для всей советской системы. Итак, два человека со значками в виде красных флажков, указывающих на их принадлежность к Центральному исполнительному комитету (ЦИК), направляются для проверки в учреждение.
Дверь перед ними предупредительно распахивает швейцар; заведующий, не гордясь ни чином своим, ни окладом, сразу же принимает их без всякого доклада. Никакой очереди нет, услужливо подносятся все необходимые справки и резолюции… Словом, все как надо, как и следует при социализме — без волокиты, без бюрократизма. Члены ЦИКа не могут скрыть своей радости.
Они уверились, что перед ними «рай земной, а не учрежденьице».
На следующий день они же, оставив дома свои значки, снова подходят к дверям того же учреждения. Швейцар, только вчера обдувавший с них пылинки, на этот раз почему-то «лается»: «Ишь, шпана. А тоже шляется!» Попробовали зайти с черного хода, но и там кто-то потребовал с них пропуска.
Вчерашний простак-секретарь уже сегодня выглядит «величественней Сухаревой башни», а девушка, услужливо подносившая справки, не отвечая на вопрос, сидит и пудрит веснушчатый нос.
Оказалось, что к заведующему нельзя никак попасть без предварительного доклада, а очередь удавом шесть раз обвила здание…
Члены ЦИКа удрученно размышляют о том, как всего лишь за день могло обюрократиться образцовое учреждение?! Им и в голову не приходит, что в первый раз им просто пустили пыль в глаза, по значкам угадав в них представителей власти, а во второй день они столкнулись с тем, с чем сталкивается простой народ ежедневно.
Со свойственной ему категоричностью и максимализмом в конце стихотворения автор ставит вопрос ребром: надо или бюрократам дать по шапке, или каждому гражданину дать по флажку, по которому всякого человека могли бы обслужить на уровне членов ЦИКа.
К сожалению, голос поэта не был услышан, и то, что обличалось им в середине 20-х годов, в последующие годы только разрасталось и принимало еще более уродливые формы.
В стихотворении «Товарищ Иванов» Маяковский выявляет в своем персонаже, занимающем высокий пост, черты, роднящие его с дореволюционными чиновниками. Этот человек — льстец и подлиза.
Он не только всегда и во всем угождает начальству, но и перенимает «начальственную маску, начальственные привычки, начальственный вид». Для него это верный способ сохранить свое кресло в то время, как другие увольняются и сокращаются.
По мнению поэта-сатирика, такие люди пролезут всюду, «подмыленные скользким подхалимским мыльцем». И он не в силах скрыть своего негодования против возрождаемых старых порядков. Автор возмущенно вопрошает:
- — Где я?
- в лонах
- красных наркоматов
- или
- в дооктябрьской консистории?!
В стихотворении «Столп» поэт яростно выступает против тех, кто под различными предлогами зажимает критику и гласность. Таков именно товарищ Попов, считающий критику «подрывом, подкопом». Этот партиец перепуган тем, что в газете критикуют, «не щадя авторитета, ни чина, ни стажа, ни должности», и он страшно боится быть «осрамленным».
Он не понимает, как это можно позволить «низам подряд, всем! — заниматься критиканством?!» Обычную критику он воспринимает как «критиканство» и с тревогой думает о том, что, если и дальше пойдет таким образом, могут добраться до Иванова, затем — до него, а после — и до Совнаркома! (Совет народных комиссаров).
Именно поэтому он перепугано кричит во весь голос: «Товарищи, ведь это же ж подорвет государственные устои!»
Совершенно с противоположной точки зрения смотрит на проблему автор:
- Мы всех зовем,
- чтоб в лоб,
- а не пятясь,
- критика
- дрянь
- косила.
- И это
- лучшее из доказательств
- нашей
- чистоты и силы.
Придерживаясь такой гражданской позиции, поэт принародно бичевал все то, что порочило и дискредитировало завоевания революции и идеи социализма. Он верил в них и служил им своим творчеством, и не вина поэта, что новая власть и новый строй не оправдали его надежд. Он предупреждал о появлении советского бюрократа, порожденного новой системой, ожидающего лишь команды и указания сверху:
- Что заглядывать далече?
- Циркуляр сиди и жди.
- — Нам, мол, с вами думать неча,
- если думают вожди.
Критика всегда отмечала заострение и сатирическую гиперболизацию образов и то, что гротеск и фантастика вырастала из конкретных жизненных реалий. Однако только в наши дни раскрывается истинный смысл художественной реальности Маяковского.
Есть основания предполагать, что надежд на истинную победу социализма у Маяковского к концу жизни оставалось не так много.
Свидетельством тому — последняя его пьеса «Баня» (1929-1930), в которой выразилась едкая сатира и злая ирония поэта по отношению к новой государственной системе.
Вот, к примеру, режиссер (персонаж пьесы) по указанию Победоносикова перестраивает спектакль по ходу действия.
Вряд ли еще у кого-нибудь из советских сатириков можно обнаружить столь убийственную характеристику социалистическим завоеваниям. Нереализованные задачи, не достигнутые цели, всуе поминаемые идеалы, видимость и показуха — вот основные черты того социализма, которому служат Оптимистенко и Победоносиков.
И этот негатив не перекрывается даже словами Фосфорической женщины, посланницы коммунистического общества из 2030 года: «Вы сами не видите всей грандиозности ваших дел…
Я оглядела и поняла мощь вашей воли и грохот вашей бури, выросшей так быстро в счастье наше и в радость всей планеты…
» Видимо, потому и обречен был на провал спектакль, что негативный материал в нем перевешивал позитивный.
Так, в 1930 г. Маяковский гениально уловил то вырождение культуры, которое со всей очевидностью проявилось в годы укрепления тоталитарного режима. Не только лучшая и пронзительная часть лирики, но и сатира делает Маяковского нашим современником.
Итак, с самого начала творческого пути Маяковский зарекомендовал себя оригинальным художником. Но он привнес в поэзию нечто более значительное, чем просто оригинальность. Он ввел в русскую поэзию новую систему стихосложения, что случается не так часто: раз в сто, а, может, и в двести лет.
Заслуга непомерная! Маяковский раскрепостил русскую рифму, провел эксперименты в области рифмовки. Его новшества явили собой революцию в поэзии и дали ей сильнейший импульс для дальнейшего развития. Не потеряла своей актуальности и проблематика произведений Маяковского.
Неоднозначно и рождает глубокие раздумья его художественное решение темы революции.
Источник: http://schooltask.ru/satiricheskie-obrazy-v-poezii-mayakovskogo/
Сатирические произведения В. В. Маяковского: основные темы, идеи и образы
Сатирические произведения В. В. Маяковского: основные темы, идеи и образы. Борьба против бюрократизма, пошлости, подхалимства — одна из основных тем творчества Маяковского. Сатирические произведения Маяковский создавал на всех этапах своего творчества.
В ранней поэзии Маяковского сатира продиктована, прежде всего, пафосом антибуржуазности, причем он носит романтический характер. Возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского «я» — бунт, одиночество (недаром часто стихи раннего В.
Маяковского сравнивают с лермонтовскими), желание дразнить, раздражать богатых и сытых. Это было характерно для футуризма — поэзии направления, к которому принадлежал молодой автор. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически.
Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Отметим, что уже в ранней поэзии Маяковский использует весь арсенал традиционных средств сатиры, столь богатый в русской литературе.
Так он применяет иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — это злая сатира.
Его герои — это унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и запрещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым.
Казалось бы, что можно высмеять в «Гимне обеду»? Герои стихотворения — те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. Автор использует прием, который в литературоведении носит название синекдоха: вместо целого называют часть. 8 «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
Кроме аппендицита и холеры!
Если продолжить гастрономическую тему, то своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Здесь еще чувствуется и ранний романтический поэт, и виден Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения — поэт и новая власть — склад ывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно — бунтарь и футурист, Маяковский искренне поверил в революцию.
В автобиографии он писал: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция». В послереволюционное время сатирическая направленность поэзии Маяковского меняется. Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она дала обильную пищу его творчеству.
В первые годы после революции это были стихи, которые составляли «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства) — агитационные плакаты на злобу дня. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник.
Ко многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок — лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним.
«Я — ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…» — писал о себе Маяковский. В «Окнах РОСТА» Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия.
Так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен, например, «Во Францию два гренадера» или известной по шаляпинскому исполнению «Блохи».
Персонажи их — белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи.
К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки.
Большую известность приобрели сатирические стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся».
Последнее создает гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя, зная сегодня о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость кажется нам довольно безобидной.
В стихотворении «О дряни» к Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос.
Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символов нового мещанства.
В финале стихотворения возникает традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам.
Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение.
Менее известны сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиции здравого смысла. Одно из таких стихотворений — «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе».
Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов.
В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи Маяковского о страсти новых властей всем и всему давать имена героев.
В стихотворении «Ужасающая фамильярность» появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан». В 1926 году В. Маяковский написал стихотворение «Строго воспрещается».
В стихотворении происходит столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь.
Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, даже самые обыдённые явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение. И все это перечеркивает строгий канцеляризм.
Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихикивает, ища покровительства».
Лирический герой этого произведения — не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту. Сатирические стихи В.
Маяковского современно звучат и сегодня.
Источник: https://sochinenya.com/satiricheskie-proizvedeniya-v-v-mayakovskogo-osnovnye-temy-idei-i-obrazy/