Сочинение по рассказу богомолова иван

Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН»

Война — тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины.

Гитлеру пришлось воевать не только с армией. Дети, подростки тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны.

Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.

Обратите внимание

Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Книги о войне тоже памятники погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

Владимир Осипович Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки.

Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён.

О войне знал не понаслышке.

Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

  Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали.

Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне  «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

Важно

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, — о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея-  Война — это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта  Гальцева,  временно исполняющего обязанности командира батальона,  разбудили среди ночи.  Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати,  весь мокрый и дрожащий от холода.

  На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только,  что его фамилия Бондарев,  и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.  Но Гальцев,  не сразу поверив,  докладывает о мальчике,  лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров.

  Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень»,  ему нужно «создать все условия»  и «обращаться поделикатнее».  Как и было приказано,  Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила.  Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы.  Полученные данные срочно отправляются в штаб.

  Гальцев чувствует себя виноватым за то,  что кричал на мальчика,  теперь он готов ухаживать за ним.

Совет

Приезжает Холин,  рослый красавец и шутник лет двадцати семи.  Иван (так зовут мальчика)  рассказывает другу о том,  как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне.  На форме,  привезённой Ивану Холиным,  орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».  После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом  эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», — говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик  один.  Он  весь  красный,  разгорячён  и  возбуждён.  В  руке  у него  Котькин  нож,  на  груди  мой  бинокль,  лицо  виноватое.

  В  землянке  беспорядок:  стол  перевёрнут  вверх  ногами  и  накрыт  сверху  одеялом,  ножки  табурета  торчат  из – под  нар.».

  Да,  мальчишка  остаётся  мальчишкой:  играет,  как  его  сверстники,  собирает  ножички,  вооружается  биноклем,  как  настоящий  командир…   Он  хотел  бы  гонять  голубей,  радоваться  первому  снегу,  а  он  каждый  день  смотрит  в  глаза  смерти…

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Обратите внимание

Холин  любит  Ивана: «О  таком  мальчишке  можно  только  мечтать».  Хочет  усыновить  его, но  в  то  же  время  понимает,  что  пока не  может  стать  ему  настоящим  отцом:  не  созрел  душевно,  бесшабашен,  порой  грубоват.

  Холин  сам  как  бы  большой  ребёнок  и  относится  к  мальчику  как  к  родному,  а  в  чём – то  даже  побаивается  его,  беспрекословно  выполняет  просьбы  и  указания  юного  разведчика.

                                       

  Катасоныч  относится  к  мальчику  по – отцовски,   всё  готов  для  него  сделать.  Когда  Гальцев  спрашивает  у  него  об  Иване,  Лицо  Катасонова  «озаряется  нежной,  необыкновенно  тёплой  улыбкой.

—  Чудный  малец!  Только  характерный,  беда  с  ним!»

             Он  один  из  всех  окружающих  называет  мальчика  Ванюшкой. Тихий,  скромный,  спокойный,  лучший  в  армии  охотник  за  языками,  Катасоныч  как  никто  из  взрослых  понимает,  как  опасна  работа,  которую  выполняет  ребёнок  для  штаба  армии.

Любит  мальчика  и  Гальцев.  Он  ищет  подходы  к  характеру  Ивана,  сделал  ему  кинжал,  провожает  его  в  тыл  врага.  Хочет  поцеловать  на  прощание,  да  не  решается…  Гальцев  пронёс  память  о  мальчике  через  всю  войну.  Ему  досталась  тяжкая  доля  прочитать  в  архивах  фашистов  сообщение  начальника  тайной  полиции  о  гибели  юного  разведчика.

 Иван  подолгу  живёт  на  оккупированной  территории,  ходит  по  деревням,  посёлкам,  одетый  в  тряпьё,  как  побирушка,  а  сам  зорко  всматривается  в  любое  скопление  живой  силы  врага  и  его  вооружение,  всё  видит,  всё  запоминает.  Сведения,  добытые  им,  очень  ценны.

 Положение  мальчика в  тылу  врага очень сложное:  опасные  ситуации  возникают  ежедневно,  ежечасно,  а  он  может  надеяться  только  на  себя.  Никого  рядом:  ни  командира,  ни  товарищей,  ни  связи.  Только  ты  и  враг.  Это,  конечно,  непосильная  нагрузка  на  детские  плечи. 

И,  понимая  всю  тяжесть  этих  переживаний  и  опасностей,  взрослые  всё – таки  посылают  мальчика  в  разведку.  Почему же? Главная  причина – горькая  и  страшная.

Важно

А  дело  было  в  том,  что  шла  жестокая  война,  от  исхода  которой  зависела  не  только  судьба  отдельного  человека,  но и  будущее  нашей  Родины.  Гибли  люди,  разрушались  города, горели  сёла.

  За  победу  сражались  и, случалось,  погибали  старики  и  дети.  Как  ни  больно  и  ни  горько  об  этом  говорить.

  Холин,  переправив  Ивана  на  другой  берег  реки,  в  тыл  врага,  разговаривает  в  землянке  с  Гальцевым:

« — Третий  год  воюешь?- спросил  он,  закуривая. – И  я  третий…  А  в  глаза  смерти —  как  Иван! – мы,  может,  и  не  заглядывали…  За  тобой  батальон,  полк,  целая  армия…  А  он  один! – Ребёнок!» Ребёнок… 

Но  почему  у  него  такое  строгое,  взрослое  имя – Иван?  И  повесть  называется  не  «Ванюша»,  не  «Ваня»,  а  «Иван»?

Наверное,   этого  мальчика  иначе  и  не  назовёшь:  так  много  на  его  долю  выпало  взрослых,  мужских  дел  и  обязанностей.  Он  сделал  свой  выбор  в  жизни – выбор  защитника  Отечества. Повесть  В. Богомолова изначально  трагична  по  своему  звучанию,  на  её  страницах  нет  места  шуткам,  проказам  мальчика,  здесь  редки  даже  улыбки. 

И  в  самом  деле:  война – это  тяжёлое,  жестокое  время,  она  ломает  человеческие  судьбы,  не  щадя  никого – ни  старых,  ни  малых.

Последние  страницы  книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов.

  В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.  В донесении сказано,  что в декабре 1943 г.

  после яростного сопротивления был задержан «Иван»,  наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне.  После допросов,  на которых мальчик «держался вызывающе»,  он был расстрелян.

Совет

Иван  погиб.  Есть  и  его  капля  крови  на  знамени  Победы.    Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения.             Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне.

100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне».

Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.

У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности.

Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему наша страна победила в страшной вой �гу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/analiz_povesti_vladimira_osipovicha_bogomolova_ivan.-13677.htm

Сочинение на республиканский конкурс детского творчества «О войне мне книга рассказала»

«Офицером стать я ещё успею. А пока война,

отдыхать может тот, от кого пользы мало».

 В.О. Богомолов «Иван»

  Повесть В.Богомолова «Иван» о 12-летнем мальчике-разведчике показалась мне не похожей на другие произведения о войне, о детях на войне. На первый взгляд, какая-то она мрачная, очень трагичная.

Читайте также:  Сочинение духовные искания андрея болконского и пьера безухова

И постоянно льющийся дождь, и ветер, и «нервность», тревожность всех героев, — все это придает ей серые тона. Но самое большое впечатление производит финал повести.

Я читал и надеялся на счастливый исход, а узнал о гибели Ивана, взятого в плен немцами и расстрелянного ими. Грустно… Неожиданно…

Обратите внимание

  Автор книги Владимир Богомолов, написавший повесть в 1957 году, сам воевал на фронте с 15 лет. Был разведчиком, имеет много  медалей. И сюжет повести он мог  «подсмотреть» на войне. А значит и судьба его героя не выдумка, не фантазия, а реальность. Так мне показалось.

  О мальчике Иване рассказывает командир батальона Гальцев, к которому тот попал случайно. Из его рассказа мы узнаем о первых впечатлениях о герое: «вид жалкий и измученный», а «держится независимо; «говорит властно» и  «взгляд сосредоточенный».

  Впоследствии мы узнаем, почему такое странное впечатление произвел Иван Буслов на комбата. Нам станет известно, что он уже «многое пережил» (смерть отца и сестры, исчезновение матери, немецкий лагерь, голод и холод). И эти переживания заставили его повзрослеть. Но даже не это главное.

Трагичные события его короткой жизни заставили его ожесточиться. «Ему  ненависть душу жжет», — говорит об Иване разведчик Катасонов. Мы узнаем  также и о том, что у мальчишки в разведке, где он теперь «служит», много товарищей, настоящих друзей.

Они заботятся о нем, переживают за него, потому что понимают: воевать не детское дело, тем более в разведке. «Его в школу посылают,  в суворовскую. Приказ командующего. А он уперся и ни в какую». «Надо мстить немцам, а школа подождет, школа после войны». Гальцев  «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…».

А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушел сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся.

  На протяжении всего рассказа о Ванюше Буслове только один раз мы слышим, как его называют «за глаза» Ванюшкой. Обращаются к нему «Иван». Подчеркивая этим  свое уважение к нему как к равному. Один из разведчиков Холин объясняет это так: «Не каждому взрослому привелось сделать столько, сколько ему».

  Воевать страшно и взрослым разведчикам. Недаром Гальцев рассказывает о том, как дрожат перед разведкой руки Холина. И сам он дрожит, когда отправляется к немцам в тыл на задание. А каково мальчишке 11-12 лет? Вот он и тост произносит: «Пока война – за то, чтоб я всегда возвращался!».

И любят и уважают Ивана за эту храбрость, за мужество, за взрослые поступки.

Один эпизод произвел на меня особенное впечатление.  Вроде обычный эпизод. Холин   дал Ивану шоколадные конфеты. А «он взял одну, не спеша». С равнодушием. Не как ребенок,  радостно и оживленно. И так, по-взрослому, он проявляет себя во всем…

…Иван погибает. Об этом мы узнаем в конце повести. Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.

 В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

К Гальцеву в конце войны попадают документы гестапо, в которых «обнаружилось дело» на Ивана Бондарева (Буслова), из которого он узнает подробности ареста и смерти Ивана. Судьба мальчика потрясает. Но больше всего потрясает её финал. А хотелось света, счастливого конца повести.

Важно

  Трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Но в этом, наверное, и кроется замысел автора – заставить нас, 12-летних, задуматься о своих поступках. А еще понять, что такое война и как страшно на ней детям.

Книгу я прочитал с удовольствием. А потом узнал от мамы, что еще давно, в 1961 году, известный режиссер Андрей Тарковский поставил фильм по этому произведению — «Иваново детство», — ставший шедевром киноклассики. Осталось его посмотреть.

Автор сочинения:

воспитанник  ОДО «Юный журналист»

Арсений Козин.

Руководитель ОДО:

М.И. Козина

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/06/13/sochinenie-na-respublikanskiy-konkurs-detskogo-tvorchestva

Сочинение по повести “Иван” Богомолова

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командирабатальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весьмокрый и дрожащий от холода.

На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что егофамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своем прибытии в штаб. Но Гальцев, несразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабныхофицеров.

Подполковник Грязнов на самом деле подтверждает: “Это наш парень”, ему нужно”создать все условия” и “обращаться поделикатнее”. Как и было приказано, Гальцев даетмальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зернышки ихвойные иглы.

Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себявиноватым за то, что кричална мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика)рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как струдом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезенной Ивану Холиным, орденОтечественной войны и медаль “За отвагу”. После совместной трапезы Холин и мальчикуезжают.

Спустя некоторое час Гальцев еще встречается с Иваном. Сначала в батальонепоявляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он “смотритнемца”, целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин совместно с Гальцевым осматриваетместность и траншеи.

Немцы на иной стороне Днепра постоянно держат наш берег подприцелом. Гальцев должен “оказывать всяческое содействие” Холину, но ему не хочется”бегать” за ним.

Совет

Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая леди.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоитпереправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчиквосхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож – ведь это память о егопогибшем лучшем друге.

Мальчиквосхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож – ведь это память о егопогибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнает о судьбе Ивана Буслова (этонастоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестренка.

Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в суворовское училище, но тот хочет тольковоевать и мстить. Холин “даже не думал, что ребенок может так ненавидеть…”. А когда Иванарешили не посылать на поручение, он ушел сам.

То, что может сделать тот самый мальчик, и взрослымразведчикам редко удается. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, егоусыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен:почему тот не зашел попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперьтретьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его вразведку, решается.

Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются наоперацию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелегкая и оченьрискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На любой случайон одет как “бездомный отрепыш”.

Страхуя Ивана, Холин и Гальцев приблизительно часа проводят взасаде, а далее возвращаются назад.

Обратите внимание

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Черезнекоторое час встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утвержденный в должностикомандира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окон –

Чательно решили отправить в училище, он самовольно ушел. Грязнов неохотно говорит омальчике: чем меньше людей знает о “закордонниках”, тем дольше они живут.

Но Гальцев не может позабыть о маленьком разведчике. После тяжелого ранения он попадает вБерлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полицииГальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и просторно расставленнымиглазами.

В донесении сказано, что в декабре 1943 г. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления былзадержан “Иван”, наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. Последопросов, на которых мальчик “держался вызывающе”, он был расстрелян.

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-povesti-ivan-bogomolova/

Проявление героизма. По тексту В.Богомолова

Сочинение по тексту:

Как проявлялся героизм людей во время Великой Отечественной войны? Над этим вопросом рассуждает советский и российский писатель Владимир Богомолов.

Автор рассказывает нам один из многих случаев, который произошёл с рейсом “Ласточки”. Доставка боеприпасов защитникам Отечества любой ценой  – вот главная задача “Волжской флотилии”. В. Богомолов представляет перед читателями картину сражения русских воинов с немецким фашизмом на реке Волге.

По словам автора, сержант Смирнов и все, кто находились на борту, прекрасно понимали, что на таком пароходе выжить им будет очень трудно, но перед защитниками Отечества стояла задача доставить боеприпасы, находясь под вражеским прицелом.

Несмотря на это, они, как настоящие герои, выполнили свой долг, не страшась ничего.  

Несокрушимая сила воли, желание довести начатое дело до конца помогли русскому народу взять верх над врагом.  В этих словах мы видим позицию автора.

Я полностью разделяю мнение Владимира Богомолова. Вовремя проявленный героизм русских солдат заставил немцев сойти с пути к поставленной цели.

Великая Отечественная война знает всех героев в лицо. Каждый внес свой вклад в победу над фашизмом. Вспомним рассказ Виктора Платоновича Некрасова “Вася Конаков”.

Важно

Василий Конаков – командир пятой роты, с двумя своими товарищами защищал очень трудный участок у подножия  Мамаева кургана. В. П.

Некрасов пишет о настоящем герое: “Этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было» ”.

Героизм русского народа на войне показывали и показывают многие писатели и кинорежиссеры. Вспомним фильм Ф.С.Бондарчука “Сталинград”.

Фёдор Сергеевич снял данную кинокартину на основе реальных событий, которые произошли в городе Сталинграде во время Второй мировой войны.

Группа советских солдат обороняла жилой дом от фашистов, перегородив немцам выход к реке Волге. Ныне, обороняемый дом Павлова является символов мужества, стойкости и героизма.

В заключение хотелось бы сказать, что именно такие герои подарили будущему поколению жизнь. За что им, от лица всех, огромное спасибо.

Текст Владимира Богомолова  Рейс «Ласточки»:

Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых. Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы. Однажды был такой случай…

Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы. Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.

Совет

Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас. Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит». Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».

Но командир баржи постарался успокоить бойцов: — Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну перевез. Команда у «Ласточки» боевая. Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.

Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит: — Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться! Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.

Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты. Стало вокруг светло как днем. За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас. Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса.

Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё. Попали?!» Смотрят — баржа двигается к берегу. Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.

Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать. Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки. Одна мина попала на баржу. Начался пожар. Пламя побежало по палубе. Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и…

Читайте также:  Сочинение образ моргача в рассказе певцы тургенева

«Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей. Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу. Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться. Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени.

Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно. Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег. * * * Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.

Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.

 

(По В.Богомолову).

Источник: https://vopvet.ru/news/projavlenie_geroizma_po_tekstu_v_bogomolova/2015-04-19-1175

Впечатление достоверности в повести Богомолова «Иван»

Повесть «Иван», опубликованная В. Богомоловым в 1958 г., особенно интересна в содержательно-стилевом плане: искусством отбора деталей, умением видеть главное и находить тон и ритм повествования, всегда быть достоверным (вплоть до введения документов тайной полевой полиции, среди которых Гальцев находит «дело» Ивана Буслова).

Повествователь, организуя сюжет своим рассказом, ведет речь не только о себе, но главным образом о том событии и тех лицах, которые представляются ему самыми значительными. История мальчика-разведчика естественно стала центром содержания, к которому тяготеют, не обязательно волею автора, другие события и действующие лица.

Все решает история Ивана, его исключительная судьба, необычайная отвага, обаяние подростка, образующие как бы поле огромного притяжения. Воля и активность рассказчика чаще всего преобладают в ведении его сюжета и сюжетов окружающих его лиц. Монологичность повествовательной формы (ее «одногласие») подчиняется логике сюжета (одно событие, один эпизод).

Обратите внимание

Тон, лексика, синтаксис, образующие стилистику речи, выдержаны от начала до конца в одной характерности.

«В роще, где мы расположились, было тихо, поседевшие от инея листья покрывали землю, пахло пометом и конской мочой. На этом участке входил в прорыв гвардейский казачий корпус, и в роще казаки делали привал.

Запахи лошади и коровы с детских лет ассоциируются у меня с запахом парного молока и горячего, только вынутого из печки хлеба. Вот и сейчас мне вспомнилась родная деревня, где в детстве каждое лето я живал у бабки, маленькой, сухонькой, без меры любившей меня старушки.

Все это было вроде недавно, но представлялось мне теперь далеким-далеким и неповторимым, как и все довоенное…»

У Богомолова рисунок внешнего мира подвижен, созвучен (вначале) настроению рассказчика, пробуждает воспоминания, светлые ассоциации, пока не сменяется резко выраженными и контрастными по отношению к первоначальному изображению приметами войны («Воспоминания детства кончились…»), подчеркнуто выраженными.

Диалог, драматизируя финал этого законченного фрагмента, наполняет повествование трагическим предчувствием: Иван Буслов не вернулся. Подполковник Грязнов приказывает Мальцеву не спрашивать о «закордонниках»: «Чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут…» «…И я больше не спрашивал. (…

) Но забыть об Иване… я, конечно, не мог».

В другом повествовательном варианте рассказчик ведет свой рассказ о прошлом ИЗ Настоящего, объединяя таким образом два разновременных плана.

Он сохраняет живость восприятия и свое пристрастное, эмоциональное отношение к прошлому как участник тех событий, по его рассказ несет в себе приметы И черты воспоминания.

При этом возможны отбор, восстановление звеньев событий, уточнение, может быть, домысливание, правда, проходящие вне читательского поля зрения. Так развертывается повествование в «Раннем снеге» О. Кожуховой, «Одном из нас» В. Рослякова, «Куда вы, белые лебеди?» Л. Якименко, «Обелиске» В. Быкова.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Впечатление достоверности в повести Богомолова «Иван». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/vpechatlenie-dostovernosti-v-povesti-bogomolova-ivan/

Центральная библиотека п.Чегдомын — Богомолов,Иван

СЕРДЦА МОЕГО БОЛЬ
(Владимир Богомолов)

«Я считаю, что молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых
людей мы потеряли! Сколько матерей не дождались с войны детей!»
Маршал Г. К. Жуков

В произведениях  В. Богомолова, например таких известных,  как «Иван» и «Зося», не увидишь подробного бытописания окопной жизни, изображения боя и т. д., хотя действие этих произведений и происходит на передовой или вблизи нее. Сам В.

Богомолов говорил, что его как художника интересует не война сама по себе, а «человек, главным образом молодой, причем обязательно Воин и Гражданин» .Именно таким Воином и Гражданином предстает перед нами главный герой знаменитой повести В.

Богомолова «Иван», написанной в 1957 году. Многое привлекает в этом произведении: и своеобразный поворот военной темы, и насыщенный действием, динамичный сюжет, и психологически очень достоверные характеры персонажей.

Но главная удача повести — центральный ее герой, двенадцатилетний разведчик Иван Буслов.

Важно

В этом полнокровном, мастерски созданном образе писателю удалось как бы сфокусировать все то, что так наглядно выявила минувшая война,— всенародный характер борьбы с фашистскими захватчиками, жестокую бескомпромиссность этой борьбы, массовый героизм, трагедию понесенных народом жертв.
«Иван» — это повесть о разведчике.

И Богомолов вводит некоторые черты приключенческого жанра. Неожиданно появляется Иван и так же неожиданно исчезает. И лишь случайность позволяет рассказчику, а вместе с ним и нам узнать о дальнейшей судьбе героя. Очень подробно показано в повести проведение специальной операции — переброска разведчика в тыл врага.

Но все это опять же как бы фон, обстановка,«подсобный материал». Основное и главное здесь для писателя — показать внутренний мир юного героя, раскрыть его характер, передать те чувства, которые владели им и помогали в труднейшей его фронтовой «работе».

«Главное для меня в «Иване»,— заявлял писатель,— это гражданственность, неприятие человеком (в данном случае двенадцатилетним мальчиком)зла и несправедливости, изображение ненависти ребенка к немецким захватчикам и его самого активного противодействия».
И не случайно В.

Богомолов так внимателен здесь к мельчайшим движениям души своего героя, к самым незначительным проявлениям его характера, так подробен и точен в портретных описаниях, которые автор дает несколько раз на протяжении всего повествования и которые выполняют в произведении существенную художественную функцию.

Весь внешний облик главного героя, каким видим мы его при первой встрече,— худенький мальчишка лет одиннадцати, весь посиневший от холода, в мокрых, прилипших к телу рубашке и штанах, с угрюмым не по-детски сосредоточенным лицом — призван как бы контрастно подчеркнуть внутреннюю силу Ивана, его огромное мужество и каждодневно проявляемый героизм. Вот одна небольшая деталь — и мы ясно представляем себе, каково приходится на фронте этому маленькому солдату. Рассказчик, впервые увидев Ивана и узнав, что он переправился вплавь через Днепр, не может в это поверить. Он вспоминает разосланное по воинским частям наставление, и в этом рассчитанном на взрослых, здоровых мужчин наставлении было сказано: «…если же температура воды ниже +15°, то переправа вплавь даже для хорошего пловца исключительно трудна, а через широкие реки невозможна».
Это если ниже +15°, а если примерно (-5°)?

Переправа вплавь через студеный октябрьский Днепр лишь эпизод в полной опасностей жизни Ивана. Из отдельных реплик, через разных людей, знавших мальчика, мы постепенно кое-что узнаем о его жизни, о его судьбе. Сведения эти очень скудны («А ты о нем забудь и на будущее учти: о закордонниках спрашивать не следует.

Чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут…» — говорит рассказчику начальник разведки армии), но они многое объясняют в характере Ивана, в его отношении к своему делу, в его понимании своего места в общей борьбе. «Ему столько довелось пережить,— говорит разведчик Холин,— что нам и не снилось».

Но мальчик в «Иване», как считает сам автор повести,— не объект жалости. Мужественные, суровые люди относятся к нему с любовью и нежностью не оттого, что он потерял мать, сестренку, отца, а потому, что, на каждом шагу рискуя жизнью, он умудряется делать больше, чем это удается взрослым разведчикам.

Совет

В великом фронтовом братстве он и в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец».

В финале повести автор, рассказывая о дальнейшей судьбе своего героя, применит своеобразный прием, который впоследствии часто можно будет встретить у других писателей, работающих над военной темой, и который с большим успехом сам В.

Богомолов применит в своем известном романе, посвященном деятельности советской контрразведки в годы Великой Отечественной войны «Момент истины» («В августе сорок четвертого…»), заканчивая рассказ, писатель вводит в текст «документ», но не подлинный, а вымышленный. То есть, смело «облачит» художественное повествование в документальную форму.

Это получится не только глубоко органично, но повлечет за собой как бы двойной художественный эффект. С одной стороны, такая «документализация» придает повествованию большую достоверность, фактическую «подтвержденность» (кстати, в рассказе автор все время точно указывает также время и место действия), а с другой — оказывает на читателя большее эмоциональное воздействие.

История героически-трагической гибели Ивана, переданная казенным языком документа,— в конце войны рассказчик, разбирая дела тайной полевой полиции, находит бланк с фотографией юного разведчика и копией спецсообщения — действует особенно сильно. Здесь «включается» уже читательское сотворчество, особое эмоциональное воображение.

Читатель не просто видит того Ивана, которого успел уже полюбить, но еще и сам «дорисовывает» его образ на основании тех фактов, что донесли до него строки гестаповского «документа», бесстрастно фиксирующего последние дни жизни юного героя:

«№… гор. Лунинец. 26.12.43 г. Секретно.                             Начальнику полевой полиции группы «Центр»… …

21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10— 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи — Клинск.

При задержании неизвестный (как установлено, местной жительнице Семиной Марии он назвал себя Иваном) оказал яростное сопротивление, прокусил Титкову руку и только при помощи подоспевшего ефрейтора Винц был доставлен в полевую полицию…

…Установлено, что «Иван» в течение нескольких суток находился в районе расположения 23-го корпуса… занимался нищенством… ночевал в заброшенной риге и сараях: руки и пальцы ног у него оказались обмороженными и частично пораженными гангреной… Особые приметы: посреди спины, на линии позвоночника, большое родимое пятно, над правой лопаткой — шрам касательного пулевого ранения… Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырех суток майором фон Биссинг, обер-лейтенантом Кляммт и фельдфебелем Штамер «Иван» никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению мотивов его пребывания в запретной зоне и в расположении 23-го армейского корпуса не дал. На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи.

В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.1.43 г в 6.55».

Как можно увидеть из приведенного отрывка, в героическом звучании рассказа отчетливо слышна и нота скорби. Осмысление войны как огромной народной трагедии — эта характерная черта творчества всех писателей-фронтовиков — в полной мере присуще Владимиру Богомолову.

( по книге: Журавлев С. И. Память пылающих лет.: Совр. сов.проза о Великой Отеч. войне: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.: ил.)

Источник: http://cbs-chegdomin.narod.ru/index/bogomolov_ivan/0-137

Читательская конференция «возьми себе в пример героя» (по повести В. Богомолова «Иван»)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ВОЗЬМИ СЕБЕ В ПРИМЕР ГЕРОЯ» (по повести В.Богомолова «Иван»)

Предварительная подготовка

Все учащиеся читают повесть В.Богомолова «Иван». Учащиеся делятся на группы для подготовки и проведения конференции. Каждая группа готовит свое задание.

Первая группа. Учащиеся готовят доклады по следующим темам:

  1. Жестокая правда войны.

  2. Влияние войны на характер Ивана.

  3. Иван в тылу врага.

  4. Отношение взрослых к Ивану.

Вторая группа. Готовит выставку иллюстраций к повести «Иван» и на военную тематику и занимается оформлением класса.

Читайте также:  Сатирические образы в творчестве маяковского сочинение 11 класс

Третья группа. Готовит вопросы для конкурса на самого внимательного читателя.

Четвертая группа. Пишет мини-сочинение на тему «Каким бы стал Иван, если бы остался жив? Как бы сложилась его судьба?»

Пятая группа. Учащиеся беседуют дома с родными и готовят сообщения на тему «Как отразилась война на жизни моих родных».

Ход конференции

На доске написана тема читательской конференции и следующие цитаты:

Мы – дети Великой войны,

Хотя и не видели детства.

Ведь в зеркало детской весны

Нам не пришлось наглядеться.

В полях над Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире,

Который год подряд,

Одни в пустой квартире

Их матери не спят…

  1. Вступительное слово учителя.

— Наша сегодняшняя читательская конференция «Возьми себе в пример героя» посвящена Великой Отечественной войне, и проводим мы ее в преддверии знаменательной даты – дня освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков.

Какой была эта война? Какова цена нашей победы? Какую роль в ней сыграли ваши ровесники, подростки? Почему мы сумели одержать победу в этой жестокой войне?

Размышляя над страницами книг о войне, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину от врага.

Вы прочитали книгу Владимира Осиповича Богомолова «Иван». Я просила вас поделиться впечатлениями, произведенными на вас этим произведением.

Обратите внимание

Повесть никого не оставила равнодушными, заставила задуматься о жестокости той войны, о ее героях, кто-то из девочек даже прослезился на последних страницах книги, кому-то захотелось непременно почитать что-то еще на военную тему. Во всем этом есть, конечно же, заслуга автора, Владимира Богомолова.

Вы готовили дома сообщения по повести «Иван». Расскажите, в чем же заключается секрет того, что книга Богомолова производит на читателя такое незабываемое впечатление?

Владимир Богомолов совсем юным ушел на войну, был ранен, не раз награжден. Он прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии и о войне знал не понаслышке.

Повесть «Иван» Боголюбов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали.

Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и в двенадцатитомную антологию лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет столь бесспорного успеха начинающего тогда автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, — о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

В холодную осеннюю ночь двенадцатилетний мальчишка переплыл Днепр. Переплыл с разведданными, настолько важными, что они должны быть немедленно доставлены в штаб армии.

Переплыл… А в наставлении для взрослых, здоровых мужчин было сказано: «… если температура воды ниже +15 градусов, то переправа вплавь … через широкие реки невозможна». Это если ниже + 15, а если примерно +5? Но дальше еще более, казалось бы, немыслимое.

Важно

Мальчика снова через несколько дней переправляют на тот, «чужой» берег. Здесь жестокая правда заключается в том, что заменить его в столь трудном и опасном деле, как разведка в тылу врага, взрослые не в состоянии.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг.

Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну», но он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

— Несомненно, война оставила свой след в душе мальчика, как она повлияла на его характер?

  1. Влияние войны на характер Ивана.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Мы видим его серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

Уже в первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

— Что делает Иван в тылу врага? В чем особая тяжесть его положения, когда он находится в тылу у врага?

Иван подолгу живет на оккупированной немцами территории. Ходит по деревням, поселкам, одетый в тряпье, и зорко всматривается в любое скопление живой силы врага, его вооружение. Сведения, добытые им, очень ценны.

Но, находясь в тылу врага, мальчик рискует своей жизнью. Опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом нет. Только он и враг. Огромная ответственность ложится на детские плечи… И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые все-таки посылают мальчика в разведку. Почему?

Причина этого горька и страшна. Шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели села. За победу сражались и, случалось, гибли, старики и дети. Да, и дети! Холин, переправив Ивана на другой берег, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:

« -Третий год воюешь? … И я третий… А в глаза смерти – как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребенок!»

— На страницах книги мы встречаем и взрослых героев. Как относятся к мальчику взрослые?

  1. Отношение взрослых к Ивану.

Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет даже усыновить его, но понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, грубоват. Холин сам как большой ребенок и относится к мальчику как к равному, а в чем-то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

Катасоныч относится к мальчику по-отцовски, все готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, лицо Катасонова озаряется нежной, необыкновенно теплой улыбкой. Один он называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший охотник за «языками», он как никто другой понимает, как опасна работа, которую выполняет ребенок для штаба армии.

Гальцев тоже любит мальчика. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет, но не решается поцеловать на прощание. Гальцев пронес память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение о гибели юного разведчика.

— Давайте подумаем над таким вопросом: «Этот мальчик еще ребенок, но почему у него такое взрослое, строгое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня» — «Иван». (Да, иначе этого мальчика и не назовешь: так много выпало на его долю взрослых, мужских дел и обязанностей. Он, несмотря на свои 12 лет, уже защитник Отечества.)

  1. Чтение заключительной главы повести подготовленным учеником.

— Обратимся к последним страницам книги и зачитаем главу девятую.

— Казалось бы, два русских человека… Взрослый мужчина Ефим Титков, перешедший на службу к немцам, и еще ребенок Иван.

Он, двенадцатилетний мальчик, не боялся фашистов, не скрывал своего враждебного отношения к ним даже перед лицом смерти.

А Ефим Титков, чин вспомогательной полиции, задержавший его вблизи железной дороги, оказался предателем, получившим за жизнь русского мальчика вознаграждение в сто немецких марок.

Итак, Иван погиб. Но есть и его заслуга в Великой победе над фашизмом, есть и его капелька крови на красном знамени Победы.

  1. Конкурс на самого внимательного читателя.

Вопросы конкурса:

  1. В каком звании был Гальцев в начале повести? (Старший лейтенант)

  2. Обязанности кого временно исполнял Гальцев? (Командира батальона)

  3. Сколько лет было Гальцеву? (21)

  4. Что было у Ивана в носовом платке, когда он писал донесение в штаб? (Зерна пшеницы, ржи, семечки подсолнуха, сосновые и еловые иглы)

  5. Как Иван переправился через реку? (На бревне)

  6. Какие награды имел Иван? (Орден Отечественной войны и медаль «За отвагу»)

  7. Какие журналы дает Гальцев Ивану во время их второй встречи? («Огонек», «Красноармеец», «Фронтовые иллюстрации»)

  8. Почему Гальцев не отдал Ивану нож? (Это подарок и память о его погибшем друге Котьке Холодове.)

  9. Каким образом Иван получил ранение? (Его решили больше не посылать в тыл к врагу, тогда он ушел сам. А при возвращении свои же из окружения обстреляли Ивана: ночь была темная, а никто ничего не знал.)

  10. Почему Катасонов не смог пойти на задание и не зашел к Ивану в землянку, чтобы попрощаться и пожелать ему успеха? (Катасонов был убит)

  11. Почему продукты, которые дают мальчику в дорогу, не армейские, а домашнего приготовления? (Все предусмотрено для того, чтобы Иван не выдал себя, был действительно похож на мальчика-беженца.)

  12. Почему не сказали мальчику о смерти Катасонова? (Он уходил на задание, и его нельзя было расстраивать.)

  13. Переправляясь ночью через реку, Холин и Гальцев кладут в рот по два кусочка сахара и старательно сосут их. Зачем? (Это должно до предела повысить чувствительность их глаз и их слуха.)

  14. Какая настоящая фамилия Ивана? (Буслов.)

  15. Какое расстояние должен был пройти Иван, чтобы попасть в тыл врага? (Более 50 километров, из них около 20 – до рассвета.)

  16. Вернулся ли Иван с задания, на которое помогал переправлять его Гальцев? (Да.)

  17. Как погиб Холин? («…его разведгруппа напоролась на засаду немцев – пулеметной очередью Холину перебило ноги; приказав всем отходить, он залег и отстреливался до последнего, а когда его схватили, подорвал противотанковую гранату».)

  18. Какую должность занимал Гальцев в последние полгода войны? (Он был тяжело ранен и стал «ограниченно годным», поэтому работал переводчиком разведотдела.)

По описанию портрета персонажа повести назовите героя.

  1. «…Среднего роста, с крупной, посаженной на плотное туловище головой, в шинели и в шапке-ушанке, он расхаживал вдоль обочины, чуть волоча правую ногу – она была перебита еще в финскую кампанию…» (начальник разведотдела армии подполковник Грязнов)

  2. «…он рассматривал меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями…» (Иван)

  3. «…Рослый темноволосый красавец лет двадцати семи…» (офицер разведывательного отдела штаба армии Холин)

  4. «…Ему за 30, он невысок и худощав. Рот маленький, с короткой верхней губой, нос небольшой, приплюснутый, с крохотными ноздрями, глазки голубовато-серые, живые. Симпатичный, выражающим кротость лицом походит на кролика. Говорит, заметно шепелявя, — может, поэтому стеснителен и на людях молчалив». (командир взвода из разведроты дивизии старшина Катасонов).

  1. Размышления учащихся над тем, каким бы стал Иван, если бы остался жив. Как могла сложиться его судьба в мирное, послевоенное время?

  1. Сообщения учащихся о том, как отразилась война на жизни их родных (демонстрация подготовленных дома презентаций).

  2. Подведение итогов конференции.

— Последний вопрос сегодняшней конференции: как вы думаете, почему мы победили в Великой Отечественной войне?

(Причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией, но со всем русским народом, а это ему оказалось не под силу.

Ваши ровесники тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны.

Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.)

— Уверена, что читательская конференция не пройдет для вас даром, а ее главный герой – Иван – станет для вас примером в жизни.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/106399.html

Ссылка на основную публикацию