Сравнительная характеристика васи и валека из дурного общества короленко сочинение

Образ и характеристика Валека в рассказе «В дурном обществе» Короленко: описание в цитатах

Вася и Валек в «подземелье».Иллюстрация Н. Кустова

Валек является одним из центральных персонажей рассказа «В дурном обществе» Короленко. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Валека в рассказе «В дурном обществе»: описание внешности героя, его характера, происхождения и т.д.

Смотрите: Все материалы по рассказу «В дурном обществе»

Валек является маленьким бродягой: «…я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий…» «…где же запастись на всех нищих?..» «…Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без «дома»…» «…Купить? – усмехнулся Валек. – Откуда же у меня деньги?..

«

Возраст Валека — около 9 лет:

«…Это был мальчик лет девяти…»

О внешности Валека известно следующее:

«…мальчик лет семи, но рослый и развитой не по летам…» «…Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами…» «…Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый…» «…сверкнула пара черных глаз…»

Валек — «приемный сын» бродяги Тыбурция:

«…Никто не мог бы также сказать, откуда у пана Тыбурция явились дети, а между тем факт, хотя и никем не объясненный, стоял налицо…» «…Мальчика пан Тыбурций привел, или, вернее, принес с собой с первых дней, как явился сам на горизонте нашего города…»


У Валека есть сестра Маруся. Их отцом является нищий пан Тыбурций (судя по всему, Валек и Маруся — его приемные дети):

«…маленькая трехлетняя девочка…»

Валек живет в «дурном обществе» в заброшенной часовне с Тыбурцием, Марусей и другими нищими:

«…мне очень не хотелось спускаться в подземелье, но потом, подумав, что ведь Валек и Маруся живут там постоянно…» «…В подземелье было темно и тихо…» «…Да наши… все: Тыбурций, Лавровский, Туркевич. Профессор… тот, пожалуй, не помешает…»

Бедный Валек голодает и ходит в рваной одежде:

«…он бежал по своей оборванцем‑бесштанником и с пустым брюхом…» «…Она и Валек ели с жадностью, которая ясно показывала, что мясное блюдо было для них невиданною роскошью…» «…мы все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею худобой, а потому некоторое количество провизии не можем считать для себя лишним…»

Будучи еще ребенком, Валек ведет себя по-взрослому, солидно и серьезно:

«…Валек, вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека…» «…Валек серьезно смотрел на меня и на девочку…» «…он противопоставлял грустную солидность и внушал мне почтение своею авторитетностью и независимым тоном, с каким отзывался о старших…»

Валек уважает своего приемного отца Тыбурция. Тот, в свою очередь, искренне любит своих детей, Валека и Марусю:

«…Так говорит Тыбурций… Тыбурций хорошо знает…» «…так, как Тыбурций любит своих детей…» «…Да, любит, – сказал он уже гораздо увереннее. – Он постоянно обо мне заботится, и, знаешь, иногда он целует меня и плачет…»Валек — угрюмый мальчик: «…угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие сердца калачниц…»

Валек — бойкий мальчик:

«…Мой противник повел плечом, как будто намереваясь вынуть руку из кармана и ударить меня…» (описание Валека) «…Я вот тебе покажу! – погрозил он…» (слова Валека)

Валек знает много интересного:

«…он часто сообщал мне много нового, о чем я раньше и не думал…»

Валек — добрый мальчик, способный сочувствовать чужой беде:

«…он сочувственным оком и с большим участием следил за моею несчастною фигурой, качавшеюся, подобно маятнику, в пространстве…»Валек — самостоятельный мальчик. Так например, он умеет сам готовить еду: «…Валек один умелыми руками принялся за стряпню. Через полчаса на камине закипало уже в горшке какое‑то варево…»

Валек заботится о сестре Марусе. Например, он отдает ей свои конфеты и заплетает ей косы по утрам:

«…принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда‑нибудь, приберегая для сестры…» «…конфеты, которые мы жертвовали в ее пользу…» «…волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони, и Валек, к моему удивлению, очень искусно умел заплетать их, что и исполнял каждое утро…»

Валек является воришкой. Он ворует еду на рынке, чтобы накормить голодную сестру Марусю:

«…Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть…» (Тыбурций о себе и Валеке) «…Ты, значит, украл?..» «…Маруся плакала, потому что она была голодна…» «…В руках у него была большая еврейская булка, за пазухой что‑то оттопырилось, по лицу стекали капли пота…» «…Нет, брат, я стянул их с лотка еврейки Суры на базаре! Она не заметила…»

После смерти маленькой Маруси Валек с Тыбурцием навсегда исчезают из города, где происходит действие рассказа:

«…Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город…»

Таков цитатный образ и характеристика Валека в рассказе «В дурном обществе», описание внешности и характера персонажа, его происхождения и т.д.

Смотрите: Все материалы по рассказу «В дурном обществе»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/Valek-rasskaz-V-durnom-obshhestve-Korolenko.html

Роль «дурного общества» в жизни Васи — героя повести Короленко «Дети подземелья» — Сочинение

Роль «дурного общества» в жизни Васи — героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Вася — главный герой повести Владимира Галак­тионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами это­го мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы».

Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «не­одолимая стена». С особым трагизмом Короленко опи­сывает, как Вася страдает от этого.

Обратите внимание

Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь.

После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца.

Одна­ко отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой».

Но в своей повести Короленко показы­вает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом.

Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» — Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь.

Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода.

Описывая внутренние переживания героя, автор по­казывает, как сначала Вася удивлялся тому, что ви­дел в «дурном обществе», а затем мучился от жало­сти и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что та­кое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди…».

Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «…так резво бега­ла… так звонко смеялась», а Маруся «…почти никогда не бегала и смеялась очень редко…».

Важно

Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Ты­бурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки.

Отец Васи — судья, и мы видим, что и сам маль­чик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглуша­ли сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать куль­минационной.

Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное».

Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь.

У героя появились такие ка­чества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взгля­нул на своего сына по-новому.

В конце повести Короленко описывает, как на мо­гилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произно­сили обеты. Я думаю, что главный из них — это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

Здесь искали:

  • сочинение в дурном обществе
  • что мы узнаем о Васи в начале повести?вася и его друзья их роль в жизни Васи ?какие поступки совершает вася
  • сочинение короленко в дурном обществе

Источник: http://sochineniye.ru/rol-durnogo-obshhestva-v-zhizni-vasi-geroya-povesti-korolenko-deti-podzemelya/

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Тема урока: «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Предмет: Литература

Класс: 6

Цели урока:

1.

 Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

Совет

3.Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Планируемые результаты:

Предметные: умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы; умение вести диалог.  

Метапредметные УУД:

1.

Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

2. Регулятивные: умение планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

3. Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

4. Личностные:  умение определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа грамматика любви бунина

Тип урока: открытие «нового» знания.

Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы: создание кластеров, сводная таблица, «толстые и тонкие вопросы».

Оборудование: доска, портрет В. Г. Короленко, презентация учителя, учащихся.  

Оформление доски: эпиграф на средней части доски — «Нет друга – ищи, а нашел – береги», на правом развороте – портрет писателя.  

Ход урока:

1.

Организационный момент (стадия вызова)

Учитель: Наш сегодняшний урок пройдет под девизом «Нет друга – ищи, а нашел – береги». Запишите эту пословицу в тетрадь. Как вы ее понимаете?

Обратите внимание

Ученики: Если у нас нет друзей – то их надо найти, потому что человеку без друзей тяжело. А когда есть друзья – их надо беречь, не ссориться  с ними.

Учитель: Какие еще пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

Ученики:

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот друг, кто правду скажет.  

Старый друг лучше новых двух.

Друг познается в беде.

Учитель: А что такое  «настоящая дружба»? Как вы это понимаете?  (записывает на доске словосочетание и ассоциации, предложенные учениками)

Ученики: Это помощь друг другу, уважение. Совместные прогулки, игры. Это общие увлечения. Радость. Счастье.

Учитель: В начальной школе вы изучали сказку про Лису и Журавля. Напомните ее содержание. Вспомните, какими словами начиналась сказка? (сообщение одного ученика)( Слайд 2)

Ученик: В сказке подружились лиса и журавль. Но когда журавль пришел в гости к лисе, то она налила кашу в тарелку. И журавль не смог ее съесть, потому что не  мог есть с тарелки клювом. А когда лиса пришла в гости к журавлю – то он налил похлебку в кувшин, из которого лиса не смогла поесть. А начиналась сказка словами «Лиса с журавлем подружились».

Учитель: Как вы думаете, была ли та дружба настоящей?

Ученики: Нет. Потому что они не уважали, не помогали друг другу, а еще мстили друг другу. Лиса же явно знала, что журавль не сможет съесть с тарелки. А журавль в отместку налил похлебку в кувшин, из которого лиса не могла есть.

Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? 

Ученики: Настоящая дружба?

Учитель: Близко. Но свяжите теперь это с нашей повестью.

Ученики: Настоящая дружба между Васей, Валеком и Марусей.

Учитель: Верно. Но мы запишем тему чуть короче: «Дружба Васи, Валека и Маруси». (Слайд 3) Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

Ученики: Мы должны рассмотреть, как появилась дружба между детьми, как развивалась; охарактеризовать каждого героя.

Важно

Учитель: А еще понять, почему возникла дружба между такими разными детьми, ведь они из разных слоев общества. И все мы должны подтвердить цитатами из текста. А в конце составим цитатный план развития дружбы между детьми.

Дома вы должны были найти описание внешности детей, их местожительство, отношение со взрослыми, занятия. И положить на этих страницах закладки. Есть ли вопросы? Что осталось непонятным?

Ученики: Непонятно словосочетание «дурное общество».

2. Работа по теме урока (осмысление содержания)

Учитель: Давайте разберемся в значении этого сочетания слов.

«Дурное общество» — какое это общество? Какие там люди? (запись ассоциаций на доске)

Ученики: Необразованные люди. Безработные. Бедные. Нет жилья. Воруют еду. Дерутся. Ругаются.

Учитель: То есть общество, которое нарушает все общественные законы и порядки.

И в этом обществе живут дети – Валек и Маруся. Давайте сделаем сравнительную таблицу детей «дурного общества» и Васи (оформление в тетради) (Слайд 4)

Вася Линия сравнения Валек, Маруся
Местожительство
Внешность
Основные занятия
Социальное положение
Отношение со взрослыми

А заполнить таблицу нам поможет список вопросов, которые вы видите на слайде (Слайд 5)

Вопросы:

1.

Где жил Вася?

2. Где жили Валек и Маруся?

3. Как выглядел Вася? Опишите его внешность.

4. Как выглядел Валек? Как выглядела Маруся?

Рассмотрим иллюстрации к этому произведению. Я просила вас подготовить  небольшую презентацию к произведению (презентация «В дурном обществе»)

5. Чем занимался Вася вне дома?

6. Чем занимались Валек и Маруся?

7. С кем живет Вася? (социальное положение)

8. С кем живут Валек и Маруся? (социальное положение)

9. Как относится отец к Васе?

10. Как относится Тыбурций к детям?

Вася Линия сравнения Валек, Маруся
Княж-городок, дом с садом над прудом, сирень в саду Местожительство За городом, подземелье часовни возле горы, все серое
8 лет Внешность Валек – мальчик лет  9, худощавый, тонкий, одет в грязную рубашонку и узкие, короткие штаны; Маруся –  девочка 4х лет, белокурые волосы, голубые глаза, бледная, плохо ходит, тонкие, прозрачные руки, болеет
Лазить по заброшенным местам, бродяжничать Основные занятия Валек – ворует еду.Маруся – не любит играть, часто болеет, лежит
Сын судьи, живет в доме с отцом, сестрой Соней и нянькой Сони Социальное положение Воспитывает пан Тыбурций , родителей нет
Отец ведется себя отстраненно, не занимается воспитанием, не пытается наладить контакт с ребенком Отношение со взрослыми Пан Тыбурций любит детей, заботится о них, приносит им еду и сладости

Теперь, руководствуясь полученными знаниями и записями в таблице, ответим на вопросы (Слайд 6-7):

1.

Сразу ли подружились ребята? Найдите сцену их первой встречи.  

Ученики:  Впервые ребята встретились в 4 главе, когда Вася спустился внутрь часовни. Валек отнесся с подозрением к Васе, потому что Вася – сын судьи. На приглашение Васи приходить в их сад за яблоками, Валек ответил: «Я тебе не компания.

Твой отец – пан судья». Но Вася удивил мальчика, сказав: «Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом». И с этого момента началась дружба двух мальчиков.

Перед прощанием они договорились никому не рассказывать о знакомстве и о новой встрече, когда взрослых не будет на горе.  

2. Почему Вася охотно приходил  к новым друзьям?

Ученики: Новые друзья стали для Васи семьей. Он относился к Марусе как к сестре, могли играть вместе. Ведь со своей родной сестрой Соней он не мог играть также. Как только Вася начинал играть с сестрой, «по-своему шумно и резво» – ее тут же уводила нянька. Васю в доме называли бродягой, негодным мальчишкой и укоряли в разных дурных наклонностях. Да и отец не занимался воспитанием мальчика.

3. Почему отец не занимался воспитанием Васи? Почему мальчик сбегал из дома? Найдите в тексте.

Ученики: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе. И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже…».

Совет

Отец не занимался сыном ни до смерти матери, ни после. И уже с 6 лет мальчик испытывал ужас одиночества в родном доме. Потому он и искал утешение в играх с друзьями, искал родную душу, сбегал из дома.

4. Были ли испытания дружбы? Ведь как вы помните, лиса и журавль из сказки не прошли испытания.

Ученики: Испытания были. Первое испытание касалось друзей Васи, с которыми он исследовал развалины. Тогда друзья его бросили в беде, испугавшись темного предмета внутри часовни.  Второе испытание дружбы касалось уже Васи и Валека, когда Вася узнал, что Валек – из нищих и ворует еду.

«Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему, безмятежно. Хотя любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли…»

5. Почему Вася испытал такие чувства?

Ученики: Он увидел, как трудно им жить, что у них нет беззаботного детства. Им нужно воровать еду, чтобы не быть голодными, ведь денег у них на покупку нет.

«Я не знал еще, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые».

6. Повлияла ли дружба мальчиков на отношения Васи с отцом? И как?

Ученики: Дружба сильно повлияла на отношения Васи и отца. Валек помог Васе увидеть отца с другой стороны, не угрюмого и молчаливого, а честного и справедливого человека.

« … — И Тыбурций говорит, что он не побоится прогнать богатого, а когда к нему пришла старая Иваниха, с костылем, он велел принести ей стул. Вон он какой!

Все это заставило меня глубоко задуматься. Валек указал мне моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него: слова Валека задели в моем сердце струну сыновней гордости; мне было приятно слушать похвалы моему отцу, да еще от имени Тыбурция, который «все знает»…»

А в конце повести, когда отец узнал от Тыбурция, зачем Вася взял куклу Сони, отношения между отцом и сыном изменились навсегда.

«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде…»

«Я знал, что теперь никогда уже он не будет смотреть на меня теми страшными глазами, какими смотрел за несколько минут перед тем, и долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в мое сердце. Теперь я его уже не боялся».

7. Чем закончилась дружба детей?

Ученики: После смерти Маруси Тыбурций и Валек исчезли. А Вася смог наконец-то нормально играть с сестрой.

3. Итог урока (рефлексия).  

Обратите внимание

Учитель: Теперь на основании нашей работы определим этапы становления и развития дружбы между Валеком и Васей. Подтвердим цитатами из текста (выполняют вместе с учителем)

(Слайд 8 – как заставка; причина двойного названия повести обсуждалась на предыдущем уроке)

1. Я отправился к часовне, наполнив карманы яблоками и лакомствами, которые сберегал всегда для своих новых друзей.
2. Она не любит играть… серый камень высосал из нее жизнь… я тоже присмирел… умерил свою резвость…Мы собирали цветы, ловили бабочек, смотрели в небо, рассказывали Марусе сказки или беседовали друг с другом.
3. Эти беседы закрепляли нашу дружбу, которая росла…
4. Я совсем соскучился … Не видеть Валека и Марусю стало для меня большим лишением… Я горько плакал…
5. Я дрожал при мысли, что отец узнает о моем знакомстве с дурным обществом, но изменить Валеку и Марусе я был не в состоянии
6. Тут я был нужен… Валек обнимал меня, как брата… В моей груди подымалась жгучая любовь к тем, кто меня пригрел в старой часовне…
Читайте также:  Герои повести прощание с матерой распутина сочинение

Вернемся снова к сказке о лисе и журавле. Журавль не предпринял ничего, чтобы дружба с лисой состоялась. Их дружба не выдержала испытания и «с тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».

А дружба наших героев после испытаний стала настоящей, верной… Дружба помогла Васе наладить отношения со своим отцом. Даже став взрослыми, Соня и Вася, а иногда и отец, посещают могилу Маруси.

Маруся сплотила их.

Домашнее задание (Слайд 9): 

Выберите одно из заданий:

1.

Перепишите сказку о лисе и журавле так, чтобы герои обрели настоящую дружбу.

2. Сочините продолжение повести о встрече повзрослевших Валека и Васи. Что они могли бы рассказать друг другу?  

3. Ответьте на вопрос: «Какую роль сыграла кукла в жизни Маруси?»

4. Расскажите о своем друге.

Учитель: Всем спасибо за урок. С вами было очень интересно сегодня работать. До свидания!

(выставление оценок)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/12/08/druzhba-vasi-valeka-i-marusi-po-proizvedeniyu-v-g-korolenko-v

Краткое содержание: В дурном обществе (Короленко)

Главного героя звали Вася. Это был мальчик из богатой семьи, его отец был судьей. Однако детство ребенка отнюдь нельзя было назвать счастливым. Вася был совершенно одинок. Его мама умерла, а отец не обращал на ребенка ника­кого внимания.

Господин судья очень тосковал по умершей жене, он очень любил ее. И с нежно­стью относился к маленькой дочке Соне, потому что она напоминала ему жену. Вася был предос­тавлен себе, никто особенно не беспокоился о нем. Он целые дни проводил на улице.

В горо­де, в котором жил Вася, был старинный замок. Теперь он был практически полностью разру­шен. В развалинах замка жили нищие. Они бы­ли вне закона, и жизнь их была очень и очень не­легкой. Однако деваться нищим было некуда. В любой среде есть свои разногласия.

Среда ни­щих и бродяг не была исключением.

Важно

Так случилось, что слуга графа, старик по имени Януш, разрешил оставаться в замке лишь некоторым нищим. Остальным пришлось пря­таться в подземелье под склепом. Никто не знал, что нищие там прячутся. Старый Януш сказал мальчику Васе, что в замке теперь только «по­рядочное общество», ведь он оставил там лишь избранных.

По мнению Януша, теперь мальчи­ку можно заходить туда. Но Васе были интерес­ны те, кто прячется в подземелье. Это «дурное общество», но мальчик относится к ним с жало­стью и интересом. Среди «дурного общества» есть самые разные люди. Есть старик, который практически безумен. Он только бормочет что-то непонятное.

Есть также отставной спившийся чиновник; есть человек, который называет себя генералом. Главным лицом «дурного общества» является человек по имени Тыбурций Драб. Никто не знает, откуда он взялся и что он за че­ловек. Некоторые предполагают, что он знатно­го происхождения. Однако по виду этого не ска­жешь.

Тыбурций Драб производит впечатление умного и образованного человека, он нередко на ярмарках цитирует античных авторов, чем очень веселит публику.

Однажды Вася вместе с друзьями решили за­глянуть в старую часовню. При помощи друзей Вася влез туда через окно. Однако вскоре друзья его убежали, потому что увидели, что в часовне кто-то есть. Здесь оказались мальчик по имени Валек и девочка по имени Маруся.

Мальчику — девять лет, девочке — четыре. Они были детьми Тыбурция. Вася стал часто с ними видеться, он даже угощал их яблоками. Но он старался при­ходить лишь тогда, когда в подземелье не было Тыбурция. Никто не знал об общении Васи и де­тей из подземелья.

Даже Васины друзья не зна­ли об этом, он им ничего не рассказал.

Вася не мог не сравнивать свою жизнь и жизнь своей сестры с жизнью детей из подзе­мелья. У них не было самого необходимого, зато их очень любил отец, Тыбурций. Вася понимал, что его собственный отец его не любит. Судья с большей любовью относился к своей дочери, четырехлетней Соне. Она напоминала ему жену, которая умерла.

Сам Вася очень любил свою се­стру. И она платила ему тем же. Но нянька Со­ни не разрешала детям играть вместе, она не любила Васю. По сравнению с Соней Маруся была совершенно иной. Соня была резвым, весе­лым ребенком. Маруся была слабая, невеселая, грустная.

Совет

По словам Тыбурция, которые пере­дал Васе Валек, из Маруси высосал жизнь серый камень.

В разговоре со своими новыми друзьями Вася как-то пожаловался, что отец его не любит. И с удивлением узнал, что обитатели подземелья считают судью честным и справедливым челове­ком. Для Васи это было удивительно, ведь сам он практически не знал своего отца, старался избе­гать его.

Вася узнал все обычаи и порядки жителей подземелья. Однажды, когда он играл со своими новыми друзьями, явился Тыбурций. Совершен­но неожиданно он благосклонно отнесся к Васе, разрешил ему приходить, когда тот захочет. Ты­бурций попросил Васю никому не говорить об их месте жительстве.

Вася знал, что члены «дурного общества» жи­вут воровством. Но осуждать их он не мог, ведь у них нет другого выхода. Постепенно все жите­ли подземелья привыкли к Васе и даже полюби­ли мальчика. Осенью, с наступлением холодов, слабенькая Маруся заболела.

Вася приносил ей угощение, но Маруся практически не обращала на это внимания. Тогда Вася решил подарить ей большую и очень красивую куклу, которая при­надлежала его сестре. Мальчик все рассказал Со­не, и девочка разрешила ему взять куклу. Мару­ся очень обрадовалась подарку.

Казалось, что ей даже стало лучше. Она стала вставать и играть с куклой.

Однажды нянька Сони заметила пропажу куклы. Соня пыталась найти оправдание, но няньку это еще больше насторожило. Васе за­претили выходить из дома, потому что старый Януш донес судье, что мальчик общается с жите­лями подземелья.

Состояние Маруси ухудшилось. Она практи­чески не вставала. Вася сказал, что нянька хва­тилась куклы. Хотели отобрать игрушку у спя­щей девочки, но Маруся проснулась и горько заплакала. Вася не смог забрать куклу.

Дома отец строго спросил Васю, куда он хо­дил. Он так же приказал рассказать, где кукла. Отец считал, что Вася украл эту вещь, подарок покойной матери. Вася увидел, что отец неимо­верно сердит. У него нет ни капли сочувствия и любви к сыну. Но совершенно неожиданно по­явился Тыбурций, который принес куклу.

Обратите внимание

Он рассказал, что Маруся умерла. Тыбурций стал беседовать с судьей, рассказал о том, что Вася дружил с его детьми. Этот разговор пораз­ил судью. Он посмотрел на своего сына други­ми глазами, понял, что это добрый, впечатли­тельный и чуткий мальчик.

Отец понял, что напрасно лишал себя и сына своей любви. Судья и Вася словно впервые осознали, что являются близкими людьми. Отец разрешил Васе про­ститься с Марусей, также он передал деньги для Тыбурций. Он сказал, что ему лучше уйти из го­рода.

Вскоре практически все обитатели подземе­лья исчезли. Остались лишь двое — полусумас­шедший старик и еще один человек. А Вася и Со­ня стали ухаживать за могилкой Маруси. Когда они выросли и собирались покинуть город, то над этой могилкой дали свои обеты.

Благодаря произведению Короленко мы полу­чаем возможность узнать о жизни детей из бла­гополучной и обездоленной семей. Общение де­тей, принадлежащих к разным социальным слоям, становится возможным благодаря душев­ным качествам Васи.

Этот мальчик удивительно добр, он сочувствует своим новым друзьям, ли­шенным самого необходимого. Сам Вася также лишен очень и очень многого. Он не знает любви отца, а мать его давно умерла.

В его семье нет взаимопонимания, и поэтому он ищет дружбы и поддержки за пределами родной семьи.

Город, в котором живут персонажи повести, мрачен, сер. Этот город кажется сонным, непри­ветливым. Образ города позволяет понять, что главные герои живут в атмосфере равнодушия, черствости и жестокости. Члены «дурного обще­ства» презираемы и осуждаемы людьми благо­получными. Они творят «дурные дела». Но они вынуждены так жить, потому что окружающие не оставили им иного выбора.

На этой странице искали :

  • в дурном обществе краткое содержание
  • краткое содержание в дурном обществе
  • короленко в дурном обществе краткое содержание
  • краткий пересказ в дурном обществе
  • краткое содержание короленко в дурном обществе

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-v-durnom-obshhestve-korolenko.html

«В дурном обществе», анализ повести Короленко

Русский писатель Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире, в обедневшей дворянской семье. Его отец, Галактион Афанасьевич, был судьей, суровым и замкнутым человеком, но при этом честным и неподкупным.

Скорее всего, под влиянием отца еще в раннем возрасте у мальчика возникло стремление к справедливости.

Но будущий писатель не хотел становиться судьей, как его отец, он мечтал стать адвокатом, чтобы не судить, а защищать людей.

Важно

Сейчас таких людей принято называть правозащитниками, ведь главным делом жизни Короленко стало отстаивание человеческих прав. Уже с юности он примкнул к народовольческому движению.

За революционную деятельность неоднократно ссылался на Урал и в Сибирь.

Уже став известным писателем, он добивался освобождения простых людей, несправедливо осужденных, во время Гражданской войны помогал военнопленным, создавал приюты и детские дома.

Одним из произведений, принесших славу писателю, стала повесть «В дурном обществе», позже в адаптированном для детей варианте ставшая рассказом «Дети подземелья». Автор был недоволен стремлением издателей знакомить юношество с писателем в «обкромсанном виде». Но именно этот вариант произведения был известен каждому советскому школьнику.

История мальчика Васи, оставшегося без матери в шесть лет и росшего, «как пугливый зверек», не могла оставить равнодушным никого.

Став бродягой, потому что его «преступные игры» с младшей сестрой Соней воспринимались старой нянькой и отцом негативно, мальчик страдает от «ужаса одиночества» и пропасти, которая разделяет его с отцом.

Читайте также:  Спор базарова и павла петровича в романе отцы и дети тургенева сочинение

«Пан судья», как уважительно называли отца в небольшом городке Княжье-Вено, став вдовцом, горюет об утрате один, не подпуская к себе сына, испытывавшего те же чувства. Замкнутость и суровость отца и страх сына все больше отдаляли их друг от друга.

Неизвестно, чем бы закончилось для главного героя это испытание горем, если бы не его знакомство с «проблематическими натурами» — нищими бродягами, жившими в заброшенной часовне возле кладбища. Среди них оказался ровесник Васи — девятилетний Валек.

Первая встреча, едва не закончившаяся стычкой, обернулась дружбой благодаря Марусе. Эта четырехлетняя девочка, прижавшаяся к старшему товарищу, помешала выяснить отношения между мальчиками, что называется, по-мужски.

И это случайное знакомство обернулось для главного героя новыми жизненными впечатлениями.

Совет

Вася узнал, что на свете есть несправедливость, что его новые знакомые нищие и часто испытывают голод — чувство, доселе неведомое сыну судьи. Но от простодушного признания Маруси в том, что она была голодна, «что-то повернулось в груди» у героя.

Долго не мог мальчик осознать это «новое болезненное чувство, переполнявшее душу», потому что впервые по-настоящему задумался о том, что в этом мире хорошо, а что такое плохо. Как сын судьи, он прекрасно осознавал, что воровать нельзя, что это противозаконно, но, увидев голодных детей, впервые засомневался в правильности этих законов.

С его глаз «спала повязка»: он начал с новой, неожиданной для себя стороны открывать в жизни то, что ему казалось ясным и однозначным.

Сравнивая Марусю, «бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок», выросший без солнца, и свою сестру Соню, «упругую, как мячик», тоже четырехлетнюю девочку, Вася невольно сочувствовал малышке, из которой «серый камень» высосал всю жизнь.

Эти загадочные слова заставляли мальчика вновь и вновь размышлять о несправедливости мироустройства, и «чувство щемящего до боли сожаления» сжимало сердце юного героя, а сам он становился более смелым и волевым, готовясь защищать своих новых друзей от всех ужасов действительности, ведь грустная улыбка Маруси стала для него почти так же дорога, как улыбка сестры.

Оказавшись в «дурном обществе», мальчик с удивлением понял, что его отец не тот, кем кажется. Внешняя суровость и неприступность, по мнению пана Тыбурция, были свидетельством того, что он верный слуга своего господина, имя которому закон. От этих слов фигура отца в представлении мальчика «облеклась ореолом грозной, но симпатичной силы».

Однако проявление этой силы ему еще предстояло узнать. Когда Марусе стало совсем плохо, Вася принес ей куклу своей сестры — память о покойной матери. Эта «нарядная фаянсовая барышня» произвела на Марусю почти волшебное воздействие: девочка встала с постели и даже начала играть с куклой, звонко смеясь.

Эта первая и последняя радость недолгой жизни девочки стала переломным моментом в отношениях с отцом.

Обратите внимание

Узнав о пропаже, отец силой пытался вырвать признание у сына, но гнев и бешенство отца, наоборот, придали решимости главному герою: он готов был к тому, что отец швырнет, изломает, что его тело «беспомощно забьется в сильных и исступленных руках «человека, которого он любил и ненавидел в эту секунду. К счастью, «бешеное насилие» не успело разбить любовь сына вдребезги: вмешался Тыбурций Драб, пришедший сообщить печальную новость о смерти Маруси и вернуть куклу.

Именно этому бродяге, имевшему, по его словам, «крупную ссору» с законом, удалось не только примирить отца и сына, но и дать возможность слуге закона иначе взглянуть на «дурное общество».

Его слова о том, что Вася был в «дурном обществе», но не сделал дурного дела, позволили отцу поверить в сына.

«Тяжкий туман, нависший над душой отца», рассеялся, и долго сдерживаемая любовь сына потоком хлынула в его сердце.

После печальной сцены прощания с Марусей автор ускоряет время описываемых событий: быстро проносится детство юных героев, и вот уже у Васи и Сони впереди «крылатая и честная юность». И можно быть уверенными в том, что они действительно вырастут настоящими людьми, потому что прошли трудное, но необходимое испытание человечностью.

Проблема социального неравенства, поднятая Владимиром Короленко в повести, позволила каждому задуматься уже в юном возрасте о взрослых проблемах. Произведение учит проявлять милосердие и доброту и к своим близким, и к тем, кто оказался в трудной ситуации. Может быть, тогда наше современное общество перестанет быть «дурным»?

  • «В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко
  • «Огоньки», анализ рассказа Короленко
  • «Без языка», анализ рассказа Короленко
  • «Слепой музыкант», анализ повести Короленко
  • «Чудная», анализ произведения Короленко
  • «Слепой музыкант», краткое содержание по главам повести Короленко
  • «Без языка», краткое содержание рассказа Короленко
  • «Река играет», анализ рассказа Короленко
  • «Мгновение», анализ произведения Короленко
  • «Парадокс», анализ рассказа Короленко
  • «Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко
  • «Река играет», краткое содержание по главам произведения Короленко
  • Владимир Галактионович Короленко, краткая биография
  • «Мороз» , анализ рассказа Короленко

По произведению: «В дурном обществе»

По писателю: Короленко Владимир Галактионович

Источник: https://goldlit.ru/korolenko/1271-v-durnom-obschestve-analiz

написать сочинение: Сравнительная характеристика героев повести ” В дурном обществе” срочно плизззз

29.06.2017

написать сочинение: Сравнительная характеристика героев повести ” В дурном обществе” срочно плизззз

  • Валек: мальчик лет девяти,старше Васи, худощавый и тонкий. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких икоротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над чернымизадумчивыми глазами,очень солидный и внушавший уважение своими манерамивзрослого человека; и внушал почтение своею авторитетностью и независимым тоном, с каким отзывался остарших. Кроме того, он часто сообщал много нового, о чем я раньше и не думал

Маруся:белокурая девочка с голубыми глазами; бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший безлучей солнца.

Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенноступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки ипрозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевогоколокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, почти никогда не бегала и смеялась оченьредко; платье ее было грязно и

старо, большие и роскошные волосы которые Валек заплетал каждое утро.

Соня: Соня и Маруся были в одном возрасте, но Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала,звонко смеялась, на ней всегда были такие
красивые платья, и в темные косы.

Важно

Вася:Большой сорванец, непоседа , а первые же дни внес оживление в общество своих новых друзей, сын справедливого господина судьи.

Пан Тыбурций:Роста он былвысокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенныхТыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо-выразительны.

Короткие,слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаясявперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всейфизиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей,смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, остраяпроницательность, энергия и недюжинный ум.

В то время, как на его лицесменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза сохраняли постоянно одновыражение, отчего мне всегда бывало как-то безотчетно жутко смотреть нагаерство этого странного человека. Под ним как будто струилась глубокая

неустанная печаль. Руки пана Тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по-мужичьи.Как говорил Валик Тыбурций все знает.

Судья:Отец Васи, справедливый, но мрачный человек.Непозволяющий богатым, откупиться свои деньгами от закона.

написать сочинение: Сравнительная характеристика героев повести ” В дурном обществе” срочно плизззз Ссылка на основную публикацию

Источник: http://8.orange3.ru/15360/

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

0Спам78 артем   (05.02.2017 15:53)

круто

0Спам77 TES   (09.12.2016 01:34)

скайрим рулит!!!1
и спасибо за сочинение! ниразу не спалили

0Спам76 Денис   (04.03.2016 21:25)

Сайт норм не лучший но хороший

0Спам75 ьтит   (17.02.2016 17:19)

Фу….

0Спам

ну попробую, мож 5 поставят

0Спам73 Оцениваю честно   (13.02.2016 17:40)

хрень

0Спам72 Я писюн   (24.01.2016 20:12)

Я хз

0Спам71 марина   (07.06.2015 21:12)

да ну хрень какаета

0Спам70 554583534252354253   (07.05.2015 17:31)

ура мне 5 с плюсом

0Спам69 Рома   (22.03.2015 16:11)

пан Тыбурцкий опечатка!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

0Спам68 вика   (19.03.2015 19:05)

great

0Спам67 алена   (14.03.2015 12:31)

3(((( цитат нет.тупо пересказ текста-отстой

0Спам66 Аскар   (11.03.2015 19:53)

Спасибо огромное за ваш сайт особенно разработчикам очень огромное спасибо я вас люблю :3

0Спам65 Альбика   (11.03.2015 15:41)

Спасибо большое!!!!!! Думаю что получу хорошую оценку.

0Спам64 Гриша   (10.03.2015 19:21)

УУУУУУУУУУУУУУУУУУУРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРАААААААААААААААААА ваш сайт САМЫЙ ЛУЧШИЙ У МЕНЯ 5/5 СПАСИБО
ОГРОМНОЕ ВАМ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

0Спам63 *Демон*   (10.03.2015 15:55)

думаю мне 5 посавят а так сайт КЛАСС

0Спам62 *Демон*   (10.03.2015 15:54)

думаю 5 поставят

0Спам61 Аня   (10.03.2015 14:59)

Пересказ*

0Спам60 Аня   (10.03.2015 14:57)

Это краткий перЕмкая теста, а не сочинение

0Спам59 Alina   (09.03.2015 09:44)

Сайт классный. Когда списываете то слегка изменяйте текст.

0Спам58 Алёна   (03.03.2015 17:54)Да,хороший рассказ.Я не советую списывать текст для сочинения.Лучше что-нибудь другое посмотрите.Кому надо, это ссылка на аудиокнигу В.Г. Короленко.Там есть все главы,от 1-9. Нам по литре задали рассказ о смерти Маруси.Так,я довольна.

Ссылка: http://www.rosbooks.ru/load/detskij_razdel/audiobiblioteka_shkolnika_slushat_onlajn/vladimir_korolenko_deti_podzemelja_durnoe_obshhestvo/10-1-0-6906

0Спам57 Asperin4ik   (03.03.2015 17:28)

Епте, вроде норм, посмотрим чё поставят, думаю 4 или 5, потому что не так понятно всё описано, епте.

0Спам56 Вл**   (06.04.2014 14:16)

классное сочинение мне 5 поставили

0Спам55 КсениЯ   (20.03.2014 21:14)

ура 5 спасибочки

0Спам54 ААллёённккаа   (11.03.2014 08:58)

Думаю что получу 5. Спасибо за сочинение!

0Спам53 света   (04.03.2014 02:30)

конечно же это только неплохой пересказ содержания. Выводов крайне мало. если они есть, то как то даны вскользь поверхностно. Тот, кто писал хороший пересказчик и не очень хороший сочинитель. Оценку 5 такая работа не заслуживает.

0Спам52 Острая   (26.02.2014 16:25)

Так норм текст но не по моей теме

0Спам51 катя   (18.02.2014 20:38)

мне сказали, это просто краткий пересказ ((((((((9

0Спам50 Динарёк   (17.02.2014 21:29)

Ну не чо рассказ нормальный я думаю мне поставят 5 хотя я там кое где поисправляла)))))))))

0Спам49 Людмила   (15.02.2014 16:39)

Мой сын получил двойку хотя у него не одной ошибки и он полный отличник что делать?

Источник: http://sochini.do.am/publ/po_rasskazu_povesti_i_t_p/v_g_korolenko_quot_v_durnom_obshhestve_quot/2-1-0-5

Ссылка на основную публикацию