Свита воланда в романе мастер и маргарита сочинение

Сочинение на тему Воланд и его свита в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» читать бесплатно

Воланд и его свита

В книге «Мастер и Маргарита» автор гениально обрисовал тему Добра и Зла. Обе темы развиваются параллельно как в «ершалаимских» главах, так и в московской реальности. Связующим звеном между этими двумя мирами является сам дьявол, лично присутствовавший на казни Иешуа Га-Ноцри, а теперь в человеческом обличии разгуливающий по улицам Москвы в1930-е годы.

Имя его Воланд и он является прототипом гётевского Мефистофеля. На вид это мужчина лет сорока с лишним, имеющий внешние дефекты. Например, один глаз у него черного цвет, а другой – зеленый, рот кривоват, одна бровь выше другой, зубы в разных коронках и т.д.

Одет он прилично в дорогой серый костюм, говорит как иностранец и представляется профессором черной магии. Несмотря на то, что этот персонаж является отрицательным, он вызывает к себе симпатию. Ведь его цель – это выявление злого начала в человеке.

Обратите внимание

За время пребывания в столице он разоблачил и наказал многих корыстных и подлых людей. Ни одного честного или справедливого человека он не тронул.

В Москву он прибыл не один, а со свитой «тёмных» подельников, которые помогали ему вершить справедливость. Они вместе с Воландом шутили над ничтожными жителями города, устраивали им подлянки, и просто глумились над ними.

Самый распространенный прием свиты был спровоцировать москвичей на неблаговидные поступки, убедив их в безнаказанности деяний. Затем они сами же их наказывали или сдавали в руки соответствующим органам. Такова была работа Воланда и его свиты – бороться с теми, кто не достоин света и покоя.

Этим они занимались из века в век. Так кто же состоял в свите Сатаны?

Свита состояла из трех шутов и девушки-вампира. Самым старшим подчиненным-демоном являлся Коровьев-Фагот. Это был черт и рыцарь, который представлялся москвичам переводчиком профессора Воланда и в прошлом регентом церковного хора.

Будучи худым и высоким, Коровьев имел отталкивающую внешность. Он имел престранный вид и глумливое лицо с усиками, носил клетчатую одежду и картуз на голове. В общении с порочными людьми готов был, казалось, сложиться втрое, лишь бы затем спокойно напакостить.

Коровьев очень любит устраивать злые шуточки и глумиться над пороками людей.

Второй шут – это демон безводной пустыни Азазелло. Имя его взято из Ветхого Завета. Там он был падшим ангелом, научившим людей изготовлять оружие. Его мастерству также принадлежали различные «штучки» для украшения женщин.

В романе для Маргариты он придумал чудодейственный крем, который делал ее невидимой и наделял способностью летать. Азазелло был выбран в свиту не случайно. Этот персонаж отличался способностью обольщать и убивать. Однако главная функция героя была связана с насилием, что и происходит в романе.

Именно он стрелял в майора Майгеля, надавал по морде администратору, выгнал дядю Берлиоза из «нехорошей» квартиры и выбросил Лиходеева в Ялту.

Важно

Третий шут – это огромный черный кот-оборотень по кличке Бегемот. Его имя также взято из Ветхого Завета. Там он был морским чудовищем и бесом.

В романе он иногда выступал как кот огромных размеров, умеющий ходить на задних лапах и поражающий людей своими человеческими манерами, а иногда как низкорослый толстый человек с физиономией кота.

Этот персонаж любил философствовать и легко сочетал интеллигентность с жуликоватостью.

Гелла – красивая девушка-вампир, расхаживающая по квартире в одном переднике. Как истинный вампир, она является самым младшим членом свиты Сатаны и исполняет только вспомогательные роли.

Её имя восходит ко времени, когда на острове Лесбос так называли молодых девушек, умерших раньше времени. Затем они перевоплощались в вампиров.

В сцене последнего полета Гелла отсутствует, как низший разряд нечистой силы.

В таком составе представлено «зло» в романе «Мастер и Маргарита». Однако это не столь важно, как отношение самого автора к данным персонажам. М.А. Булгаков явно симпатизировал этим «темным» героям и не воспринимал их как абсолютное зло. Основная функция, которой он их наделил, это борьба за справедливость. По сути, все эти «дьявольские» приспешники выполняли в романе роль судей.

см. также:
Другие сочинения по произведению Мастер и Маргарита, Булгаков

Характеристики главных героев произведения Мастер и Маргарита, Булгаков

Краткое содержание Мастер и Маргарита, Булгаков

Краткая биография Михаила Булгакова

Источник: http://www.sdamna5.ru/voland_i_ego_svita

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Михаил Булгаков является гениальным писателем, создавшим много уникальных произведений, одним из которых является роман «Мастер и Маргарита». В этой книге по принципу антитезы рассматривается проблема Добра и Зла, так или иначе связанная со всеми образами романа, особенно с образом Воланда и его свиты.

    Воланду, персонажу-символу, Булгаков придавал особое значение. Ведь именно с «Князем тьмы» связан эпиграф ко всему произведению, взятому из «Фауста» Гете: «… так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд – это демоническая фигура, но необычная.

Если Демон Зла в отечественной и мировой литературе, как правило, соблазняет, искушает, а затем наказывает свою жертву, то булгаковский Воланд, прежде всего, — разоблачающая и наказывающая сила по отношению к тем, кто пропагандирует несвободу к людям подлым и корыстным, и совершающий благо по отношению к честным и справедливым.

Совет!

    Читатель сталкивается с Воландом уже в первой главе: «… росту был… просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.

По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Портрет Воланда строится на сочетании земного и возвышенного. В нем контрастно совмещаются черты всеведения и неведения. С одной стороны, он видит Берлиоза с Иваном насквозь.

С другой – «по мелочам» вытягивает из партнеров улики. Он читает чужие мысли «прямо с листа», как великий музыкант ноты. Воланд критикует бездумный оптимизм Берлиоза.

Он пытается объяснить своему собеседнику, что в каждый момент своей жизни ни человек, ни общество в целом не могут предвидеть всех последствий происходящих событий, предугадать свой путь в будущем.

    С юмором подается в романе помощник Воланда Бегемот: отсутствие портретных совпадений компенсируется свободой штриха: «Этот бес изображается в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени…». Бегемот – демон сквернословия, побуждающий людей ругаться и божиться почем зря.     Азазелло, один из свиты сатаны, отличается крайней воинственностью. Коровьев-Фагот, он же безымянный рыцарь, способен видеть скрытое и прорицать будущее. Кроме того, он не менее сведущ и в делах загробных, ибо о каждом из гостей на балу знает всю подноготную их земного.     Булгаков не случайно вводит образ Воланда и его свиты в канву повествования. Тем самым он хочет узнать, осталась ли в жителях Москвы нравственная опора, что-то человеческое, способны ли они противостоять соблазну, не поддаваться интригам, сплетням. Именно в этом и заключается мастерство Булгакова как писателя-психолога.

    Воланд знает цену всему: невежеству и бездуховности, демагогической рассудочности, страсти к деньгам. Он признает и то, что по-настоящему истинно и ценно – творчество мастера, любовь и достоинство Маргариты, раскаяние Понтия Пилата.

У него нет презрительного отношения к людям: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.

Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».

    Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Он даже может простить трусливого человека, например, Понтия Пилата. Исключением в романе является эпизод в цирке, когда Воланд отрывает от тела голову конферансье Жоржа Бенгальского, мешавшего проведению трюков, да и то по просьбе зрителей, пришедших в цирк, вновь ставит голову на место.     Силы зла вообще играют в «Мастере и Маргарите» несколько необычную для них роль. Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и, мало того, наказывают уже состоявшихся грешников, но очень своеобразно избирают меры наказания. Так, Степа Лиходеев, директор варьете, отделывается тем, что ассистенты Воланда зашвыривают его из Москвы в Ялту, откуда он, натерпевшись страху, через несколько дней благополучно возвращается в Москву. А грехов у него целый воз: «…вообще они, — докладывает Коровьев, говоря о Степе во множественном числе, — в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, а и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки».     На протяжении всего романа ни Воланд, ни его помощники никоим образом не влияют на текущие события.

    Воланда и его свиту можно было бы считать олицетворением зла, но он мало похож на гонителя добра, так как оказывается милосерднее к героям романа, чем многие окружающие их люди.

Читайте также:  Сочинения про весну

Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.

Обратите внимание

С помощью этого персонажа автор обнажает перед нами изнанку внешне пристойной жизни обывателей, заставляет своих героев до конца раскрыть себя в столкновении с необычностью, неожиданностью.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/bulgakov-m-a/master-i-margarita/2434-voland-i-ego-svita-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita

Свита Воланда

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению (они просто напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости).

Но еще их задача заключалась в том, чтобы делать всю «черную» работу за Воланда, прислуживать ему в т.ч. подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три «главных» шута – Кот Бегемот, КоровьевФагот, Азазелло и еще девушкавампир Гелла.

Откуда же появились столь странные существа в свите Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена? Начнем с Бегемота. Это котоборотень и любимый шут Воланда. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Сведения о Бегемоте Булгаков, видимо, почерпнул из исследований И.Я.

Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» и из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом».

В этих произведениях Бегемот – это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом имени».

У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котомоборотнем, а реальным прототипом Бегемоту послужил домашний кот Л.Е. и М.А. Булгаковых Флюшка – огромное серое животное. В романе он черный, т.к. олицетворяет нечистую силу.

Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу пажа, летящего рядом с фиолетовым рыцарем (преобразившимся Коровьевым Фаготом).

Важно

Здесь, вероятно, отразилась шуточная «легенда о жестоком рыцаре» из повести друга Булгакова С.С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В этой легенде наряду с жестоким рыцарем фигурирует и его паж.

Рыцарь у Заяицкого имел страсть отрывать головы у животных, и эта функция в «Мастере…» передана Бегемоту, только по отношению к людям – он отрывает голову Жоржу Бенгальскому. В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине.

Так Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе и над собой (людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь).

Бегемот в романе в основном шутит и дурачится, в чем проявляется поистине искрометный юмор Булгакова, а также вызывает у многих людей замешательство и страх своим необычным видом (в конце романа именно он сжигает квартиру №50, «Грибоедов» и Торгсин).

Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов, первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессореиностранце и бывшим регентом церковного хора. Существует много версий о происхождении фамилии Коровьев и прозвища Фагот.

Возможно, фамилия сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А.К. Толстого «Упырь» статского советника Теляева, который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром. Коровьев связан и с образами произведений Ф.М. Достоевского.

В эпилоге «Мастера и Маргариты» среди задержанных по сходству фамилий с КоровьевымФаготом названы «четыре Коровкина». Здесь сразу вспоминается повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», где фигурирует некто Коровкин.

И еще ряд рыцарей из произведений авторов разных времен считают прототипами КоровьеваФагота. Не исключено, что этот персонаж имел и реального прототипа среди знакомых Булгакова – слесаря-водопроводчика Агеича, редкого пакостника и пьяницы, который не раз вспоминал, что в юности был регентом церковного хора.

Совет!

И это повлияло на ипостась Коровьева, выдающего себя за бывшего регента и предстающего на Патриарших горьким пьяницей. Кличка же Фагот, безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента.

Этим, скорее всего, объясняется его шутка с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором, управляемым Коровьевым, «Славное море священный Байкал». Фагот (муз. инструмент) изобретен итальянским монахом Афранио.

Благодаря этому обстоятельству резче обозначается функциональная связь между Коровьевым Фаготом и Афранием (в романе, как мы уже говорили, выделяются три мира, и представители каждого из них вкупе образуют триады по внешнему и функциональному сходству).

Коровьев принадлежит к триаде: Федор Васильевич (первый помощник профессора Стравинского) Афраний (первый помощник Понтия Пилата) – КоровьевФагот (первый помощник Воланда).

Actionteaser.ru — тизерная реклама

У Коровьева Фагота есть даже некоторое сходство с Фаготом – длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить).

В последнем полете Коровьев-Фагот предстает перед нами темно фиолетовым рыцарем с мрачным никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чемто своем, летя рядом с Воландом. Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо, с тихо горящим глазом, его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош.

И рыцарю пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал… Драная безвкусная цирковая одежда, гаерский вид, шутовские манеры – вот, выходит, какое наказание было определено безымянному рыцарю за каламбур о свете и тьме! Азазелло – «демон безводной пустыни, демонубийца».

Обратите внимание

Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.

Благодаря Азазелу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству.

Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду.

Но главная функция Азазелло связана с насилием.

Вот слова, которые он говорил Маргарите: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить когонибудь, или какойнибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…» Поясняя эти слова, скажу, что Азазелло выбросил Степана Богдановича Лиходеева из Москвы в Ялту, выгнал из Нехорошей квартиры дядю М.А. Берлиоза Поплавского, убил из револьвера Барона Майгеля.

Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.

Характерные черты поведения вампиров – щелканье зубами и причмокивание Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А. К. Толстого «Упырь», где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров).

Здесь девушкавампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного – отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Геллы.

Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Третья жена писателя Е.С. Булгакова считала, что это – результат незавершенности работы над «Мастером и Маргаритой».

Однако, не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из сцены последнего полета как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции и в Театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на великом балу у сатаны. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы.

К тому же Гелле не в кого было бы превращаться в последнем полете, она ведь, как и Варенуха, обратившись в вампира, сохранила свой первоначальный облик.

Важно

Возможно также, что отсутствие Геллы означает немедленное исчезновение (за ненадобностью) после окончания миссии Воланда и его спутников в Москве.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/svita-volanda/

Образ Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Образ Воланда в романе М. А. Булгакова. Воланд — самая загадочная фигура в романе «Мастер и Маргарита».

Вспомним его описание в момент первого появления на Патриарших прудах — «…лет сорока с лишним, рот кривой, брюнет, правый глаз черный, левый почему-то зеленый, брови черные, но одна выше другой».

Автор упоминает, что, несмотря на это описание, позже свидетели описывали Воланда по-разному. Кто же такой Воланд?

Почему перед его появлением Берлиоза охватывает такой страх и ужас, что ему хочется бежать с Патриарших без оглядки? Ответ нам может дать трость с черным набалдашником в виде головы пуделя у него под мышкой и эпиграф, взятый М.

Булгаковым ко всему произведению: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эта отсылка к Мефистофелю И. В. Гете прямо указывает на то, что перед Бездомным и Берлиозом появился Сатана.

Рассуждая о смысле эпиграфа, можно сделать вывод, что цель автора — показать единство добра и зла. Вспомним, что Мефистофель, желая Фаусту зла, невольно совершает для него благо, заставляя его пройти путь познания.

Родство Воланда с Мефистофелем Булгаков подчеркивает также, когда Воланд называет себя немцем. Так же, как и Мефистофель, Воланд приобретает человеческие черты. В «иностранце» невозможно заподозрить дьявола.

Совет!

Имя Воланда при внимательном прочтении мы тоже находим у Гете. Булгаков имел возможность ознакомиться с переводом А. Л. Соколовского, где в сцене Вальпургиевой ночи Мефистофель называет себя «господин Воланд». Обычно же это место опускалось в русских переводах.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа лисичкин хлеб пришвина

В старинной немецкой литературе встречается еще одно имя черта — Фаланд. Для того чтобы разгадка героя не сразу раскрывалась читателю, Булгаков и берет для него редко употребляемое имя, внешне очеловечивая дьявола, чтобы он не привлекал к себе излишнее внимание.

Говоря о литературных прототипах героя, можно вспомнить также и лермонтовского Демона, и Эдуарда Эдуардовича фон-Мандро — героя романа А. Белого «Московский чудак» (1925), которого автор характеризует как «своего рода маркиза де Сада и Калиостро XX века». В романе также слышны отголоски «Золотого горшка» Э. Т.

А. Гофмана. Часто поминая черта, москвичи призывают его, и он является. Заметим, что Воланд далее в романе не старается даже изобразить из себя иллюзиониста: на сеансе черной магии он сидит в стороне и наблюдает за людьми, отмечая про себя, что они остались такими же, только «квартирный вопрос их испортил».

Обыватели живут лишь своими мелкими интересами. Жители Москвы 30-х годов — это люди, гордо заявляющие, что они атеисты, подверженные чревоугодию, занявшие теплые места. Берлиоз — первая жертва в романе — не верит ни в существование Бога, ни в существование дьявола, но думает о том, как быстрей написать донос на Воланда.

По мнению критиков, Булгаков фактически уравнивает в своем произведении понятия «обыватель» и «грешник». Изображена творческая интеллигенция настолько непривлекательно, что становится ясно: не могут эти люди «сеять разумное, доброе, вечное».

Москвичи падки на деньги, наряды, любят вкусно поесть, готовы подсидеть коллег, не остановятся ни перед чем для достижения собственного благополучия. Город погряз в грехе. Мастер в этом окружении живет совершенно иной жизнью — он посвящает себя не погоне за теплым местом, а написанию романа.

Резкая критика романа со стороны обывателей, а затем арест мастера показывают, что писателю, у которого нет удостоверения, что он писатель, нет места среди других, снабженных корочками. Его могут уничтожить и как писателя, и как человека.

Обратите внимание

Мастеру и Маргарите тоже присущи человеческие слабости, но их нельзя приравнивать к обывателям. У них есть Любовь, ради которой Маргарита способна даже провести ночь у дьявола. У мастера есть талант, который невозможно уничтожить ни огнем, ни заключением, ни критикой.

Именно талант выделяет мастера из толпы бездарных обывателей. Это единственные герои в романе, стремящиеся к добру, красоте. Мастер не входит ни в одну писательскую организацию, в то время как их наполнили люди с удостоверениями. Мастеру же нужно только уединение и покой, чем и награждает его Воланд в конце истории.

Стоит отметить, что мастер сразу понимает, с кем встретился Иван Бездомный на Патриарших, в то время как все окружающие продолжают и после этого искать рациональное объяснение тому, что случилось, пусть это даже массовое исчезновение людей.

Образ Воланда достаточно сложен и неоднозначен. В нем есть такие черты, которые позволяют говорить о том, что он наделен явными атрибутами не Сатаны, а Бога.

Именно этим можно также объяснить мнение некоторых критиков, что, изображая Воланда, писатель дает намеки на Христа, одевая его в рубище, говоря о его шпаге, которая отбрасывает тень в виде креста.

Нельзя разделить то, что вершит свита дьявола, на белое и черное — границы между добром и злом нечеткие.

Роль Воланда в романе не ограничивается наблюдением за москвичами. Он меняет жизнь некоторых из них, оставляя след в судьбах, или же дает возможность сделать это. Результат мы видим в финале.

Иван Бездомный, способный в разговоре с мастером признать чудовищность собственных стихов, после излечения становится профессором института истории и философии Иваном Николаевичем Поныревым, навсегда оставив поэзию.

Он «знает, что в молодости стал жертвой преступных гипнотизеров», но в ночь полнолуния ничего не может с собой поделать, беспокоится до тех пор, пока ему не является Мастер, и Маргарита следом целует его в лоб и говорит, что все у него будет как надо. Кто хоть немного способен к этому, встают на путь перерождения. Даже Варенуха перестает врать по телефону.

Воланд стремится дать людям знание о том, что такое добро и зло. Он приходит для того, чтобы восстановить справедливость — роман Мастера восстает из пепла, он награжден покоем и остается вместе с Маргаритой, Пилат получает возможность по воле Мастера поговорить с Иешуа и удостовериться в том, что казни не было. Миссия выполнена.

Важно

Каждый из свиты Воланда тоже сыграл свою роль и вернул себе истинное лицо. Свита выполняет поручения Воланда, раскрывая недостатки общества обывателей, наказывая людей за грехи и очищая все огнем. Кара настигает и «Грибоедов», МАССОЛИТ. Таким образом людям дается шанс построить новый храм литературы и пробудить людей к творчеству.

Куда попадает Мастер после смерти в больнице? Он обретает покой — не рай, не ад, а место, где «ждут дом и старый слуга, свечи уже горят».

Булгаков выстраивает свою картину загробного мира, которая не ограничена привычными рамками. Так же автор смотрит и на Воланда со свитой. То, что они делают — это не зло, а справедливое возмездие.

А осуществлять его — никак не прерогатива черных сил. Значит, это не черные силы зла хозяйничают в Москве.

Приключения свиты Воланда, по мнению исследователей, важный элемент описания исторической действительности 1930-х годов. Они не подталкивают людей к греху, а снимают пелену с их глаз, обнажая насущные проблемы в изолгавшемся обществе, дают сделать выбор между добром и злом. Поэтому Воланда можно назвать мудрым и справедливым вершителем правосудия.

Источник: https://prepodka.net/obraz-volanda-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

       В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» описаны невероятные события: Москву 30-х годов посещает князь тьмы со своей свитой. Цель визитёров – проведение бала сатаны.

       Эпиграфом к роману служат строки из трагедии И.В. Гёте «Фауст»:

«…Так кто ж ты, наконец?     — Я — часть той силы,     Что вечно хочет зла

    И вечно совершает благо».

       Эти слова дают очень точную характеристику сложному, многослойному образу Воланда, князя тьмы, мессира, дьявола. Он выступает носителем справедливости, правосудия, и зло, которое творит он и его свита, неизбежно служит добру.

       Впервые читатель сталкивается с Воландом на Патриарших прудах, где он вступает в беседу с председателем МАССОЛИТа Берлиозом и молодым бездарным поэтом Иваном Бездомным. Впечатление этот персонаж создаёт весьма внушительное. Его образ, описанный М.

Совет!

Булгаковым, весьма отличается от хрестоматийного изображения дьявола. С виду это весьма почтенный господин, «…росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые.

Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет.

Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец».

       Москвичи, встречаясь с Воландом и его свитой, даже не предполагают, что это настоящий властитель тёмных сил. Он обладает безграничным спокойствием, он внимателен, рассудителен и, как это ни парадоксально, справедлив.

Мессир не творит зла ради наслаждения насилием, а заслуженно наказывает лгунов, взяточников, доносчиков, подлых людей. Порой его наказания очень жестоки и ужасающе страшны, но они всегда заслужены жертвой.

Таким образом, дьявол у Булгакова не чистое порождение зла и ненависти, а, скорее, карающая сила, воздающая по заслугам.

       Не чуждо Воланду и понимание людей. Устраивая в Варьете сеанс чёрной магии с разоблачением, он видит, что со времени его последнего посещения земли, люди не слишком изменились: «Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было.

.. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

       Воланд наблюдателен и отлично подмечает человеческие слабости. Через его образ Михаил Булгаков обнажает пороки современного ему общества, его невежество, мелочность, отсутствие идеалов, скрытые за фасадом внешне благополучной жизни.

Обратите внимание

Чем больше мерзких личностей разоблачает свита князя, тем ярче на их фоне выступают действительно достойные люди. Маргарита, без сожаления отказавшаяся от материальных благ, готовая на всё ради спасения любимого. Сам Мастер, не желающий никому зла, талантливый человек.

Они получают свою награду, к которой так стремились.

       Несмотря на то, что Воланд и Иешуа находятся на разных сторонах, являются противниками, чувствуется, что есть нечто, приближающее приспешника тьмы к адепту любви и добра. Это внутренняя жажда справедливости и искренности.

       Итак, Воланд – это, без сомнения, зло, но зло необходимое, без которого нет справедливости. «…Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» — говорит Воланд Матвею. Воланд в романе Булгакова – это воплощение правосудия.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/439-sochinenie-na-temu-voland-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html

Воланд и его свита в романе М. Булгакова

Описание презентации по отдельным слайдам:

Читайте также:  Семья болконских и курагиных в романе война и мир. сравнительная характеристика сочинение

1 слайд Описание слайда:

Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга

2 слайд Описание слайда:

Эпиграфы к уроку Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть Бог? М.Ю. Лермонтов так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте. «Фауст»

3 слайд Описание слайда:

Воланд Воланд — это дьявол, сатана, «князь тьмы», дух зла и повелитель теней. Он участвует в пятнадцати главах романа. Булгаковский Воланд существенно отличается от образов сатаны, запечатленных художественной традицией. Воланд был намного ближе к традиционному типу искусителя, ловца человеческих душ.

4 слайд Описание слайда:

Дьявол унаследовал от христианского божества многие черты: загадочное могущество, контроль над огнем, а также хромоту, которая имеет ту же природу, что и хромота бога-кузнеца Гефеста, поскольку среди древних племен многие представители этой профессии обладали физическими недостатками. Воланд, Велунд, Вёлунд, Вёлюнд (Weyland) — персонаж мифов и литературы Европы.

5 слайд Описание слайда:

«росту… просто высокого», «с левой стороны… платиновые коронки, а с правой – золотые», серый костюм, заграничные туфли серый берет, «трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя». «Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый… зелёный. Брови чёрные, но одна выше другого. Словом иностранец».

6 слайд Описание слайда:

«Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней.

Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар».

 

7 слайд Описание слайда:

С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман? 1.Литературоведы находят в романе три основных мира : «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский». Роль связующего звена между ними выполняет Воланд и его свита.

8 слайд Описание слайда:

С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман? 2.Эти персонажи используются автором как средство сатирического изображения руководителей советского государства и их тоталитарного режима. Сатира Булгакова носит политический характер, это – «настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира».

9 слайд Описание слайда:

Важно

С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман? 3.Роль этих героев – обнажить сущность происходящего, выследить и вывести на всеобщее обозрение пороки этого общества, которые, оказывается человечество не изжило со времён древнего мира.

10 слайд Описание слайда:

С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман? 4.Воланд в отличие от Иешуа считает всех людей не добрыми, а злыми, одна из целей его миссии в Москве заключается в выявлении злого начала в человеке, Воланд – это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает человека за несоблюдение заповедей Христа.

11 слайд Описание слайда:

С какой целью автор вводит образы «нечистой силы» в роман? 5.Воланд решительно вторгается в судьбу Мастера и Маргариты, разлученных волею обстоятельств, соединяет их и находит им «вечный приют».

12 слайд Описание слайда:

Свита Воланда Коровьев.Фагот. Кот Бегемот Азазелло Гелла

13 слайд Описание слайда:

Коровьев-Фагот Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое .

14 слайд Описание слайда:

Коровьев-Фагот Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Лишь в последнем полете Коровьев- Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – мрачным демоном, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.

15 слайд Описание слайда:

 В основном появляется в обличии огромного черного кота, ходящего на двух лапах и разговаривающего. Но временами появляется и в человеческом обличии. Тогда это маленький толстяк, чье лицо невероятно напоминает кошачью морду.

Бегемот — веселый персонаж. Одна из основных его функций — потешать Князя Тьмы. После преображения во время полета под лунным светом мы видим, что Бегемот — «худенький юноша».

На самом деле он был «демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире». Бегемот

16 слайд Описание слайда:

Совет!

Один из подручных Воланда; Маленький широкоплечий человек с огненно-рыжими волосами, торчащим изо рта клыком, когтями на руках и гнусавым голосом, Азазелло выполняет в основном поручения, связанные с физическим насилием. Во время последнего полета, «блистая сталью доспехов», принимает истинный вид: его глаза «пустые и черные», а лицо «белое и холодное»; он предстаёт «как демон безводной пустыни, демон-убийца». Азазелло

17 слайд Описание слайда:

Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».

    Зеленоглазая красавица Гелла свободно перемещается по воздуху, тем самым обретая сходство и с ведьмой.

    Гелла, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полетаВампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы. Гелла

18 слайд Описание слайда:

Изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду.

И если ещё его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость.

Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии.

19 слайд Описание слайда:

Булгаковская нечисть осталась в столице навечно. Сидит и ждет своего часа, чтобы выскочить, высмеять, вытащить на свет божий накопившуюся дрянь. Очистить нашу жизнь нашим же смехом, нахулиганить, набедокурить и снова скрыться, оставив недоуменные вопросы одних и улыбки других..

20 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/606/86606093_start.jpg http://www.proza.ru/pics/2012/09/07/1116.jpg http://th04.deviantart.net/fs70/PRE/i/2012/062/a/3/voland_by_marinamich-d4rk80s.jpg http://litvinovs.net/images/illustrations/master_and_margarita/domashenko/domashenko_woland.jpg http://img1.liveinternet.

ru/images/attach/c/0//44/519/44519175_1243790031_V_ZHelvakov_.jpg http://litvinovs.net/images/illustrations/master_and_margarita/all_sorts_of_illustrations_for_master_and_margarita/deles_svita.jpg http://litvinovs.net/images/illustrations/master_and_margarita/harshak/harshak_woland.jpg http://i.allday.

ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286628584_13.jpg

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/voland_i_ego_svita_v_romane_m._bulgakova-129887.htm

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда

Эпиграф М. Булгакова ко всему роману «Мастер и Маргарита» из «Фауста» Гёте однозначно характеризует персонаж Воланда: «… так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Воланд является одной из центральных фигур романа Булгакова. Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей свитой в Москву 30-х годов прошлого века для проведения бала Сатаны.

Впервые Воланд появляется на страницах романа в эпизоде встречи с Берлиозом и Бездомным: «… росту был… просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях.

Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец»…

В диалоге с ними, он предсказывает их судьбы, показывая, насколько неожиданным может стать для человека его будущее: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.

…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи…»

Образ Воланда как представителя сил тьмы не совсем обычен. Он не творит зла как такового, скорее восстанавливает попранную справедливость своими, не совсем гуманными, но весьма действенными методами.

Разоблачает, выводит на чистую воду и наказывает доносчиков, сластолюбцев, взяточников, подлых и корыстных людей, помогая честным и порядочным героям.

Важно

Воланд — то необходимое зло, без которого нет добра: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

В то же время Воланд может быть и несколько снисходителен к человеческим слабостям: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было.

Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.

Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

С помощью образа Воланда и его свиты Булгаков через острую сатиру обнажает невежество и бездуховность общества, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство Маргариты, талант Мастера. Эти антигерои, доводя ситуацию иногда до абсурда, показывают обратную сторону внешне приличной жизни обывателей, заставляют другими глазами взглянуть на привычные события.

Сочинение «Проблема ответственности за свои поступки» (в частности ответственности ученого по повести) «Собачье сердце» М. Булгакова

«Собачье сердце» анализ кратко

Описание героев «Собачье сердце»

Цитатная характеристика Маргариты из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=181

Ссылка на основную публикацию