Жанровое своеобразие пьесы горе от ума грибоедова

Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума» | Инфошкола

В комедии «Горе от ума» автор видит сложное родо-жанровое образование, в структуре которого находят отражение элементы всех родов и жанров.

Казалось бы, автор сам определил жанр: «Горе от ума» — комедия, но ведь комедией в XIX веке называлось любое драматургическое произведение, не имеющее трагического финала. Комедия — картина нравов, и комедийное начало в пьесе присутствует: произведение на первый взгляд построено по традиционной классицистической комедийной схеме.

Здесь соблюдено триединство времени, места и действия, в число героев включены привычные персонажи: влюблённый герой-резонёр (Чацкий), влюблённая девушка (София), второй любовник (Молчалин), глупый папенька (Фамусов), проворная служанка (Лиза).

Но привычным маскам Грибоедов даёт новое прочтение, он как бы переворачивает все «с ног на голову», сознательно обманывая читателя в его ожиданиях: счастливым возлюбленным оказывается вовсе не положительный герой, сама влюбленная девушка мало походит на образец, герой-резонёр возмущает своим поведением окружающих и, более того, осмеян ими; служанке отказано в значимой роли и пр.

Но комедийная интрига, основанная на любовном треугольнике, соблюдена, правда, и её Грибоедов решает весьма своеобразно: он вводит дополнительные любовные параллели: Скалозуб — София -Чацкий, Скалозуб — София — Молчалин, Фамусов — Лиза — Молчалин, Молчалин — Лиза — Петрушка, тем самым углубляя комедийную линию и одновременно усложняя характеристику персонажей. Подобные параллели помогают достичь и главного эффекта: осмеяния основного любовного треугольника, построенного на истинных и мнимых чувствах и оказывающегося ложным в финале.

В комедийную схему Грибоедов вводит трагедийные ноты: истинные чувства, испытываемые героями, рушатся (Чацкий разочаровывается в Софии, София унижена и оскорблена Молчалиным), и лишь мнимые герои просто изобличаются в духе комедии.

Обратите внимание

Трагизм главных героев приобретает звучание к финалу, но заложен в них изначально.

Чацкий, несущий в себе черты романтического героя, страдает от неизвестности и неопределённости своего положения, София — от невозможности раскрыть свои чувства окружающим и обрести личное счастье.

Проблема обретения личного счастья, а через него и себя волнует обоих героев, но решается она по-разному. Оскорблённая когда-то отъездом Чацкого, София ищет спокойствия и надёжности в лице Молчалина, а Чацкому необходимо понимание Софии и её любовь.

Трагизм героев и вызывает «мильон терзаний», выпавших на их долю. Конфликт неразрешим: истинные чувства не могут приспосабливаться, и герои несут в себе черты трагедии в большей степени, чем комедии. Совмещение черт данных жанров позволяет автору едва ли не переломить каноны и вывести своё произведение на уровень сложных внутренних, а не внешних противоречий.

Грибоедов строит комедию на двух сюжетных линиях: любовной, связанной с Софией и Чацким, и социальной, основанной на различии взглядов двух противоборствующих сторон. Вторую, по традиции, жанрово определяют как общественную сатиру. Но стоит ли ограничиваться подобной оценкой?

Фамусовская Москва — ограниченный мир, в нём в цене спокойный быт, родственность, следование обычаям, преклонение перед иностранным, чинопочитание, отрицание образования и вообще всего нового. Все эти черты подмечает своим ироничным умом Чацкий, их он обличает перед зрителем. Они и несут в себе элементы сатиры как явления, переосмысленного при помощи смеха.

Но сюжетная линия Фамусов — Чацкий сатирой не ограничивается: она более глубока и оригинальна.

Фамусов и Чацкий — герои не противоположных лагерей; Чацкий воспитывался в доме Фамусова, рос на его глазах и из его дома уехал странствовать, да и Фамусов видит в Чацком человека близкого, обладающего некими способностями («он славно пишет, переводит»), приятными обществу.

Конфликт между ними возникает исподволь: не от глубокого неудовлетворения собеседником, а от случайности момента объяснения. Внутренние переживания Чацкого, раздражённость, любовная неопределённость наталкиваются на благодушные расспросы и поучения. Искра любовного огня зажигает в Чацком пожар недовольства против существующего общественного строя: он

Важно

постепенно, реагируя на реплики Фамусова, сам того не желая, распаляется всё больше и больше против того, что ему неприятно и что, с его точки зрения, нужно изменить. Апогея эта сюжетная линия достигает в сцене бала, когда (опять-таки из-за любовных перипетий) Чацкий объявляется сумасшедшим.

В отношениях с окружающими Чацкий приобретает черты драматического героя. Но драма героя не только в том, что он едва ли не единственный видит все недостатки общества и обличает их, но и в том, что сам при этом приобретает комедийные черты шута,
развлекающего публику.

В драматическом развитии любовная и социальная линии соединены в финале и примирены фарсовым водевилем, который, начинаясь на балу, заканчивается сценой объяснения между Лизой и Молчалиным.

Черты водевиля с его нарочито комичными элементами (лжеглухота князя Тугоуховского, показательно громкая охота за женихами семейства Тугоуховских, падение Репетилова, монолог Молчалина) оттеняют все сюжетные линии, показывая едва ли не абсурдность каких-либо искренних переживаний в атмосфере подобного фарса. Грибоедов строит драматургическое начало произведения, используя черты разных жанров: трагедии, комедии, драмы, сатиры, водевиля-фарса, — тем самым не только разрушая привычные каноны, но и аккумулируя драматическую энергию в принципиально новое жанровое целое, в котором о серьёзном можно говорить одновременно и комично, и трагично.

В литературоведческих работах почему- то стороной обходят тот факт, что произведение, созданное для зрителя, долгое время оставалось (да, пожалуй, и остается) принадлежностью читательского внимания.

По свидетельству некоторых современников писателя, Грибоедов, осознавая невозможность постановки и публикации «Горя от ума» , перед тем как отдать его переписчикам, многое в нём изменил.

Не случайно при анализе произведения можно обнаружить эпический элемент: традиционному зрительскому субъективному восприятию противопоставлена не объективная авторская точка зрения на персонажей, а субъективное восприятие героями друг друга.

В «Горе от ума» сложно расставить традиционные классицистические амплуа именно потому, что каждый герой оценивает другого с точки зрения «своей правды» и имеет в пьесе своё слово: Чацкий, убеждаясь в ничтожестве Молчалина и исключительности Софии, София — в ироничности, язвительности, опасности Чацкого, Молчалин — в непонимании жизни, глупости Чацкого. Все эти точки зрения равновелики, а герои, которые их высказывают, приобретают эпическое звучание в канве драматического произведения. (К аргументам в защиту данного тезиса можно привести тот факт, что все постановки «Горя от ума» на сцене оказывались неудачными.)

Особая глубина стихов Грибоедова, их афористичность позволяют говорить и о наличии лирического элемента в комедии. На наш взгляд, автор использует целый ряд лирических жанров: от пародии на балладу до гражданской лирики.

Уже в первом действии мы сталкиваемся со столь не любимым Грибоедовым жанром баллады, над которым попросту откровенно издевается, говоря о том, чего не существует. Это сон Софии, которого вовсе и не было, так как героиня ночь не спала.

Баллада предстаёт перед нами в комедийном ключе: София, знакомая с сонниками, приметами, литературными балладами, едва ли не сочиняет её самостоятельно: цветистый луг, героиня ищет какую-то траву, ей является милый сердцу человек, затем — появление отца, разлука с возлюбленным, чудовища, свист, крики, рёв — все элементы данного жанра.

Грибоедов подчёркивает, что произведения подобного рода может сочинить даже неглупая девица в угоду себе и своим интересам.

Афористичность языка указывает и на элементы фольклора и басни в произведении, несущие в себе лёгкую дидактичность и морализаторство: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Ах, злые языки страшнее пистолетов» и пр. Ориентирует на басню и вольный ямб, впервые используемый в комедии. Слышатся в монологах Чацкого и мотивы гражданской лирики, протестующей против несправедливого

устройства общества: «А судьи кто?», «И точно начал свет глупеть».

Читайте также:  Анализ повести прощание с матёрой произведения распутина

Итак, «Горе от ума» — сложное родо-жанровое образование, в структуре которого находят отражение элементы всех родов и жанров: комедии, трагедии, драмы, водевиля-фарса, баллады, басни, гражданской лирики, которые и создают неповторимый жанр этой комедии. 

Источник: https://info-shkola.ru/zhanrovoe-svoeobrazie-komedii-gore-ot-uma/

Проблематика и поэтика комедии. “Горе от ума”. Жанровая специфика пьесы. Своеобразие творческого метода А. С. Грибоедова

«Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни. В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 года.

Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего».В этот переломный период и появилась комедия «Горе от ума».

Тогда впервые появились вольнолюбивые идеи, а на фоне грандиозных событий происходили изменения во всех сферах духовной жизни общества. Изменения не могли не коснуться и литературы, в которой до того времени господствовал классицизм, как нельзя лучше подходившей екатериненской эпохе.

Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену”.

Совет

Этим и обусловлено новаторство Грибоедова — в его комедии ведущим принципом изображения жизни является реалистический.

Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы. Личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.

Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.

Грибоедов обозначил жанр своего произведения – комедия. Но каждый получил свой «мильон терзаний». .

Грибоедов создал комедию с обширной проблематикой. Он затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и важнейшие нравственные вопросы, современные в любую эпоху; осмысливает те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают его пьесу истинно великим художественным произведением.

И все же он адресовал «Горе от ума» прежде всего своим современникам. Театр Грибоедов рассматривал не как увеселительное заведение, но как кафедру, трибуну, с которой мог произнести важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки – мелочные, пошлые, комичные – и ужаснулось им, и посмеялось над ними.

Поэтому Грибоедов стремился показать Москву прежде всего смешной.

зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.

Поэтика. Как первая в новой русской литературе реалистическая комедия, «Горе от ума» несет в себе признаки яркого художественного своеобразия. На первый взгляд в ней ощутима связь с традициями классицизма, проявляющаяся в быстром развитии действия, остром диалоге, насыщенности поэтического языка афоризмами и меткими эпиграммами.

Сохраняются в комедии три классических единства: все действие сконцентрировано вокруг одного героя (единство действия), оно совершается в одном месте – в доме Фамусова (единство места) и завершается в продолжение суток (единство времени).

Из классицизма же заимствуются особенности драматических амплуа (Чацкий – «резонер», Лиза – «субретка») и говорящие фамилии персонажей, намекающие на особенности их характеров: Фамусов (от лат. fama – молва), Молчалин (молчун), Репетилов (от франц. гepeter – повторять), Чацкий (в рукописи Чадский – намек на романтическую отуманенность героя).

Но традиции классицизма играют в комедии второстепенную роль, да к тому же внутренне перенастраиваются на реалистический лад. Соблюдение трех единств реалистически мотивировано юношеским энтузиазмом Чацкого, в своем нетерпении и упорстве стремительно доводящего конфликт до кульминации и развязки.

«Резонер» Чацкий, в отличие от классицистической однолинейности (герой как ходячая добродетель), достаточно сложен и полон внутренних противоречий. Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер. Речь Скалозуба немногословна и немногосложна.

Обратите внимание

Он избегает больших предложений и оборотов. Разговор его состоит из коротеньких фраз и отрывочных слов – категоричных и безапелляционных. Поскольку у него все служба на уме, язык Скалозуба пересыпан специальными военными словечками: «дистанция», «в шеренгу».

ибоедов-реалист обновил язык новой русской литературы элементами разговорной речи, включая просторечие и осваивая емкий и образный народный язык. Грибоедов не прибегал к прямым заимствованиям пословиц и поговорок.

Он создавал свои собственные в духе и стиле народной образности: «Дома новы, но предрассудки стары»; «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь»; «Друг, нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок?» и т. д. Он делал это так органично и естественно, что значительная часть его афоризмов вошла в пословицы, в русский разговорный язык, существенно обогатив его: «счастливые часов не наблюдают». Грибоедов, широко используя опыт басен Крылова, ввел в свою комедию вольный ямб, более приспособленный для передачи живого разговора своими неожиданными переходами от длинных стихов к коротким, своими паузами и сложными приемами рифмовки.

Жанровое своеобразие. Первоначально жанр «Горе от ума» был определен ав-тором как «сценическая поэма», затем — «драматическая картина» и только окончательно — «комедия».

В начале XIX века перед комедиографом ставилась задача осмеяния пороков того или иного лица, а также развлечение публики.

Преобладание социально-политического пафоса над любовным обусловливает уточнение: «Горе от ума» — социально-политическая трагикомедия, или, по определению Н.В.Гоголя, «общественная комедия».

В этом сочинении я не касался своеобразия языка пьесы. Но думаю, что выбранный автором стиль разговорной, живой речи тоже повлиял на определение жанра пьесы. Язык Грибоедова реалистичен, является средством как индивидуализации, так и типизации персонажей. Но я считаю, что в названии пьесы, напи-санной простым языком, есть отголосок традиций классической теории «трех штилей».

Источник: https://cyberpedia.su/12×5248.html

Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Создавая произведение, автор иногда испытывает затруднение в том, как определить его жанр. Особенно тогда, когда и сам текст не укладывается в жесткие рамки какого-либо направления.

Особенности жанра комедии «Горе от ума»

А.С.Грибоедов первоначально определил свое произведение как:

  • «сценическую поэму»,
  • затем как «драматическую картину»
  • и только потом как комедию.

Классицизм XIX века требовал от автора комедии осмеяния человеческих пороков, развлечения публики.

А.С.Грибоедов преследовал иные цели. В письме к Катенину он раскрывает смысл своей комедии:

Таким образом, тема пьесы – трагическое противостояние умного человека не понимающему его обществу. Но почему комедия?

Принципы комедии в драматургии и новаторство Грибоедова

Начнем с того, что определим каноны комедии, сложившиеся к началу XIX века в русской культуре.

Грибоедов же во многом отступает от классицистических канонов.

Так, в  «Горе от ума» две сюжетных линии (любовная и общественная),

Итак, оставаясь в рамках классицистической комедии, автор наполняет ее новыми чертами в духе романтизма и реализма.

Противоречивы и высказывания персонажей о Скалозубе:

Высокое положение персонажей не соответствует их поведению или мыслям.

Скалозуб говорит:

Фамусов занимает довольно большой пост – управляющий в казенном месте, однако он формально и попустительски относится к своим обязанностям:

Общечеловеческой морали противостоит мораль этого общества:

Подчас речи Чацкого не понимают другие персонажи или понимают превратно.

Комические особенности и преобразования в пьесе «Горе от ума»

Комические несоответствия есть и в характере Чацкого. Пушкин, например, отказывал Чацкому в уме. Дело в том, что этот умный человек попадает в нелепую ситуацию и все равно мечет бисер перед свиньями. Его никто не слушает (3-е действие) и не слышит.

Читайте также:  Образ и характеристика сперанского в романе война и мир

Комически преобразован в комедии любовный треугольник.

Комичен язык персонажей. Уже современники отмечали, что многие строки комедии стали афоризмами

Стоит отметить, что авторами этих реплик могут быть абсолютно все персонажи.

Итак, поэт Грибоедов определил жанр своего текста как комедию. Однако все не так просто: комические обстоятельства, в которые попадает главный герой, постоянные разнообразные несоответствия, противоречия между комическим и трагическим – все это помогает ему наиболее полно раскрыть трагический конфликт между

Важно

Здесь важно то, что Гоголь – лучший сатирический писатель и драматург XIX века, называет этот текст комедией, таким образом подтверждает определение Грибоедова.

В то же время то, что специалисты до сих пор спорят о жанровом своеобразии пьесы «Горе от ума», говорит о том, что эта замечательная вещь до сих пор остается загадкой и для критиков, и для литературоведов, и для читателей и зрителей.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/zhanrovoe-svoeobrazie-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20-х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой.

Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно отметить не одну, как было принято любовную интригу (Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза – Петруша), но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия.

В классицистическом произведении любовной паре господ соответствовала пара слуг, пародирующая их. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина).

Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…» (а теперь Молчалин мечтает стать дворянином, женившись на дочери Фамусова).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Совет

Все герои произведений классицизма были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип в комедии соблюдается только в общих чертах: так называемое фамусовское общество противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды.

Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый их них не так уж плох.

Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

…Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное – поди-тка, послужи…

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительность, даже злобой («Не человек – змея» – это оценка Чацкого его бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, т. е. победа положительного героя и добродетели над пороком. В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных.

К положительным можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей – родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянника княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «… он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник». И из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой». Фактически же Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах страны. Они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть юмористической, фарсовой либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент.

В комедии есть такие герои, как Скалозуб, Тугоуховские, смешные в каждом своем действии, каждом своем слове.

Использованы также и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий – Репетилов).

Главные герои комедии неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома Фамусовым мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви, озлобляясь, начинает обличать всех и вся.

Обратите внимание

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма.

Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии.

В итоге мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа



Источник: http://vuz-24.ru/nex/vuz-85166.php

Жанровое своеобразие пьесы Грибоедова “Горе от ума”

Сюжет комедии Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен. Не могу согласиться с теми, кто считает его банальным. На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете – история любви Чацкого к Софье.

Действительно, эта история занимает в произведении большое место, придавая живость развитию действия. Но все же главное в комедии – общественная драма Чацкого. На это указывает и заглавие пьесы.

История несчастной любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета. Проследим за ее развитием.

Первые сцены, утро в доме Фамусова – экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, рассказывается о характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение,развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого.

И до этого Софья отзывалась о Чацком очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых, заодно посмеялся и над Молчалиным, холодность Софьи перешла в раздражение и негодование: “Не человек, змея!” Так Чацкий, сам того не подозревая, восстановил Софью против себя.

Все происшедшее с ним в начале пьесы получит в дальнейшем свое продолжение и развитие: он разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московским знакомым вырастет в глубокий конфликт с фамусовским обществом.

Читайте также:  Образ и характеристика капитана тушина в романе война и мир толстого

Из спора Чацкого с Фамусовым во втором действии комедии ясно видно, что дело тут не просто в недовольстве друг другом. Здесь столкнулись два мировоззрения. Кроме того, во втором же действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели избранником Софьи может быть Скалозуб или Молчалин? А если это так, то кто же из них.

Важно

В третьем акте действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно дает понять Чацкому, что его не любит, и открыто признается в любви к Молчалину, о Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется, вот все и выяснилось, но Чацкий Софье не верит.

Неверие это еще больше укрепляется в нем после разговора с Молчалиным, в котором тот показывает свою безнравственность и ничтожество.

Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня подхватывается, молниеносно распространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени.

Это легко объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но и гостей. Общество не может простить Чацкому протеста против его морали. Так действие достигает высшей точки, кульминации.

Развязка наступает в четвертом акте. Чацкий узнает о клевете и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. “Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!” – это окончательное прозрение.

С огромной внутренней болью Чацкий произносит свой последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушение любви становится очевидным, а столкновение с обществом завершается разрывом.

Порок не наказан и добродетель не торжествует.

Впрочем, от счастливого финала Грибоедов отказался, отказавшись от пятого акта. Рассуждая о четкости и простоте композиции пьесы, В. Кюхельбекер заметил: “В “Горе от ума”. вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам; . тут. нет того, что в драматургии называется интригою.

Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, – и только. Это очень просто, но в сей-то простоте – новость, смелость”.

Особенность композиции “Горя от ума” в том, что его отдельные сцены, эпизоды соединены почти произвольно.

Интересно проследить, как с помощью композиции Грибоедов подчеркивает одиночество Чацкого.

Сперва Чацкий с разочарованием видит, что его бывший друг Платон Михайлович “стал не тот” в короткий срок; теперь Наталья Дмитриевна руководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что позже Молчалин – шпица: “Мой муж – прелестный муж”.

Совет

Итак, старый друг Чацкого превратился в обычного московского “мужа – мальчика, мужа – слугу”. Но это еще не очень большой удар для Чацкого. Все же на протяжении всего того времени, когда гости съезжаются на бал, он беседует именно с Платоном Михайловичем.

Зато Платон Михайлович потом признает его сумасшедшим, в угоду жене и всем остальным откажется от него. Дальше Грибоедов в середине своего пламенного монолога, сначала обращенного к Софье, Чацкий оглядывается и видит, что Софья ушла, не дослушав его, и вообще “все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”.

И, наконец, особенно остро чувствуется одиночество Чацкого, когда к нему в друзья начинает навязываться Репетилов, заводя “дельный разговор. про водевиль”. Сама возможность слов Репетилова о Чацком: “Мы с ним.

у нас.

одни и те же вкусы” и снисходительной оценки: “он не глуп” показывает, как далек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кроме восторженного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.

Через всю комедию проходит тема падения и тема глухоты.

Фамусов с удовольствием вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешить государыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья; спотыкается, падает при входе и “поспешно оправляется” Репетилов. Все эти эпизоды связаны между собою и перекликаются со словами Чацкого: “И растерялся весь, и падал столько раз”. Чацкий тоже падает на колени перед разлюбившей его Софьей.

Так же постоянно и упорно повторяется тема глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы не слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего не слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего не расслышав и все перепутав, назидательно говорит: “Ох! глухота большой порок”. Никого и ничего не слышит, увлекшись своими монологами, Чацкий и позже Репетилов.

В “Горе от ума” нет ничего лишнего: ни одного ненужного персонажа, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены автором с определенной целью. Благодаря внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границы дома Фамусова и границы времени.

Источник: http://schoolessay.ru/zhanrovoe-svoeobrazie-pesy-griboedova-gore-ot-uma/

Жанр пьесы «Горе от ума» Грибоедова: жанровое своеобразие и особенности произведения

Произведение «Горе от ума» Грибоедова можно считать первой в российской классической литературе комедийный драмой, поскольку в основе сюжета лежит переплетения любовной и социально-политической линии, объединены данные сюжетные повороты только лишь главным героем Чацким.

Но все же однозначно называть данное произведение комедией нельзя, поскольку в своей сюжетной линии затрагиваются и социальные проблемы, и проблемы любовного характера, также можно отдельно определить общественные проблемы, которые актуальны и в современном мире.

Автор в своем произведении поднимал такие проблемы, как: взяточничество, карьеризм, отказ от образованности и в то время, наличие таких поворотов в произведении целиком противоречило комедийному жанру.

Обратите внимание

В современное время критики все же признают право за произведением называться комедий, поскольку все поднятые социальные проблемы описываются с большой долей юмора.

Например, когда отец застал Софию в одной комнате с Фамусовым, София отшутилась: «Он шел в одну комнату, но попал в другую» или же взять во внимание ситуации, когда София подтрунивала над Скалозубом по поводу его необразованности, а Скалозуб ответил: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы, об них как истинный философ я сужу».

Особенностью произведения можно обозначить то, насколько резко и в самый драматический момент обрывается комедия, ведь как только открывается вся правда, героям лишь остается идти по пути новой жизни.

Грибоедов сделал несколько непривычный шаг в литературе того времени, а именно: он отошел от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала. Также жанровой особенностью можно назвать то, что писатель нарушил единство действий.

Ведь по правилам комедии должен быть один основной конфликт, который к финалу разрешается в положительном смысле, а в произведении «Горе от ума» существуют два, одинаково важных конфликта — любовный и социальный, а положительного финала в пьесе нет.

Еще можно выделить как особенность — наличие элементов драмы. Настолько явно показаны душевные переживания героев, что иногда даже не обращаешь внимание на определенную комичность ситуации. Например, внутренние переживания Чацкого по поводу разлуки с Софией, София одновременно переживает свою личную драму с Молчалиным, который на самом деле абсолютно ее не любит.

В заключение, основной особенностью жанра произведения Грибоедова «Горе от ума» можно назвать то, что данное произведение обладает признаками смешения различных видов жанра литературы.

И единого мнения по поводу того, комедия ли это, или же трагикомедия — нет.

Каждый читатель делает акцент в данном произведении на том, что ему более важно и именно основываясь на этом можно определить основной жанр произведения.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1533

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector