Анализ стиха в дороге тургенева

«В дороге», анализ стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы — повестей «Ася», «Первая любовь», романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики.

Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов.

Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона, Гейне, Мюссе, Вольтера.

Обратите внимание

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге», больше известном по первой строчке — «Утро туманное, утро седое…». Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию.

В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» — такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение — «утро седое» — можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср.: у С.

Есенина — «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь»: оно использовано пять раз.

Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого.

При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые», то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые».

И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи», разлука), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною», но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И.

Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Важно

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»).

Совет

Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной — Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой — Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Нищий», анализ произведения Ивана Тургенева
  • «Роза», анализ произведения Ивана Тургенева
  • «Муму», краткое содержание рассказа Тургенева

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/710-v-doroge-analiz

Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6 класс

Тургенев Иван Сергеевич начал свою литературную деятельность с поэтических форм. Как и любой творческий человек, он увлекался балладами, поэмами, создавал так же шуточные послания и даже пародии. Писатель переводил некоторые произведения поэтов из Европы.

Творческому человеку тяжело отказаться от любовных переживаний, остро засевших в душе. Он любил, его любовные терзания обретали свой смысл на бумажном листе.

Любовь сопровождалась чувствами главных героев произведений, но самое главное все, что возникало вокруг, описывало еще большую картину происходящего.

Такое стихотворение как «В дороге» описывает прекрасную картину осени, но во всей этой красоте особое, значимое место отводится воспоминаниям главного героя. Отправляясь в дорогу, персонаж начинает вспоминать о прошедших былых днях.

Буйство красок осеннего пейзажа располагают его к созерцанию и переосмысливанию пройденного пути. Сквозь туманное утро осеннего леса перед героем проплывают моменты его жизни. На первый план автор выводит линию душевных переживаний персонажа.

Еще до этого момента чувства и воспоминания сонно томились в его душе. Герой стихотворения прекрасно понимает, что прошлое уже не вернуть никогда, остается только наслаждаться, вспоминая его. Скорее всего, главный герой уже не сожалеет о прошедшем, он только грустит.

Это наводит его на мысль, что время быстротечно и безвозвратно. В прошлом уже и чувства любви, они остались там, далеко, остались только воспоминания теплоты и надежды.

Каждая строчка стихотворения заставляет героя опомниться, вспомнить чувства влюбленности, усиливая их, делая более яркими и отчетливыми.

Художественные приемы, использованные Тургеневым, словно придают многогранности произведению, каждая деталь стихотворения становится продуманной и отчетливой. По ходу пути героя природа видоизменяется, кажется, что вместе с ней меняются и мысли.

Чувства выходят на следующий этап, они уже более целостные и завершенные. Все проходит сквозь душевный покой героя. Находясь в дороге, он готов отпустить все и двигаться навстречу новому.

Анализ стихотворения В дороге Тургенева

В стихотворении Тургенев описал осень в её прекрасном виде. Утренний туман, заворачивающий лес красят осеннею пору. Но не прелесть дождливой поры года главная. Автор фокусируется на эмоциях и чувствах, возникающих в эту пору. Автор в дороге.

Он Переосмысливает свою жизнь, свои жизненные радости и печали, которыми автор трепетно дорожит. Он осознаёт, что время идёт, что никто не вернёт прошлое, что остаётся только вспоминать и обдумывать прошедшие моменты из жизни.

Это не похоже на грусть по прошедшему, это скорее похоже на печаль от того, что время быстротечное и безжалостное.

Совет

Ещё всеми любимый поэт и писатель вспоминает о своей влюблённости, которое так же прошло. Он не грустит по любви, он тепло вспоминает чувства, окутывающие его от пяток до макушки  когда любовь посетила его.

По композиции данное стихотворение своеобразное. С каждым словом чувства усиливаются, их всё больше и больше. Ещё стоит отметить певучесть произведения. Поскольку его несложно напевать, к стихотворению имеется множество музыки.

Чтобы сделать своё творение более ярким, более образным, более выразительным, Тургенев использует множество художественно-выразительных приёмов. Эпитеты многообразны. Можно даже сказать, что стихотворение пропитано эти морем эпитетов. Поэтому каждая даже мелкая деталь чётко понятна читателю. Поэтому понятно, кто этот лирический герой, и можно поставить себя на его место.

Не меньше внимания автор уделил олицетворению. Благодаря ему природа оживляется и имеет непосредственную связь с чувствами и эмоциями героя.  Тургенев – профессионал слова русского.

Поэтому при чтении появляется ощущение, будто как только природа изменится, сразу же меняются порядок в душе человека, его чувства, которые ещё изменяют свой характер, становятся завершёнными и целостными.

Поскольку почти каждое слово запомнится у читателя, он не отнесётся к произведению равнодушно. Ещё поможет запомнить стихотворение картина происходящего, которую определённо точно представит читатель, потому что писатель опытный, и он умеет писать красиво и интересно. Иначе мало кто б знал о Тургеневе.

Что хотел сказать этим поэт? Он призывает не задумываться о прошлом, знать и верить, что всё ещё впереди. Лирический персонаж так и делает. Он знает, что нечего жалеть о прошлом, нужно идти в новый день, который готовит что-то новое и неожиданное.

Будьте как тот герой, верьте в новый день и не печальтесь о прошедшем!

6 класс,10 класс по плану

  • Анализ стихотворения Цветаевой ГлазаРодилась Марина Цветаева в московской интеллигентной семье. Жизнь ее протекала до совершеннолетия весело и радостно. Но вскоре все ее безоблачное детство внезапно закончилось. Поэтессу постигла череда разочарований. Она, конечно,
  • Анализ стихотворения Заболоцкого ЗавещаниеСталинское время очень сложное. Безвинные подвергались суровым наказаниям и тюрьме. Многие умирали из-за невыносимых тюремных условий. И Заболоцкого не миновала ссылка. Вот именно после нее,
  • Анализ стихотворения Маяковского ПрозаседавшиесяЗнаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно
  • Анализ стихотворения Полонского По горам две хмурых тучиТворчество Якова Петровича Полонского прозаично с лирическими нотками. Полонский описывает красоту природы и ее волшебный круговорот событий. Яков Петрович не достиг такой популярности как его друзья, с которыми он учился.
  • Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глазаПод конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…».

Источник: https://analiz-stihov.ru/turgenev/v-doroge-6-klass

Анализ стихотворения Тургенева В дороге

Стихотворение Н. А. Некрасова «В дороге» — первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский.

В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смеш­ную небылицу.

Далее по контрасту с этой установкой начинается рассказ о судьбе жены ямщика. Таким образом, читатель имеет воз­можность узнать о жизни крестьянской женщины, выросшей в богатом доме, из уст ее мужа, человека, который хорошо знает ее судьбу и даже в чем-то сочувствует ей.

Из второй строфы произведения читатель узнает, какая непреодолимая пропасть лежит между жизнью богатой барышни и холопки. Девочки выросли вместе, играли и учились хорошим манерам. А потом одна из них вышла замуж и уехала в Питер, а другую насиль­но выдали замуж за человека ее сословия.

Обратите внимание

Привыкнув к гос­подской жизни, крестьянка не может исправно выполнять предписанные судьбой обязанности: «Ни косить, ни ходить за коровой. Грех сказать, чтоб ленива была. Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла. Как на барщи­ну шла — становилось Инда жалко подчас.

да куды!» Женщина стремится научить сына грамоте, не разрешает мужу бить ребенка, но сам ямщик видит, что жить ей в таких тяже­лых условиях осталось недолго: «Да недолго пострела поте­шит! Слышь, как щепка худа и бледна, ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалит через месяц в могилу. ».

Так, на примере рассказа об одной судьбе поэт показывает нам тяжелое положение русской кре­стьянки. Ямщик считает, что судьба у его жены еще не самая тяжелая, гордится, что почти не бил ее: «А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку. ». Какова же тогда жизнь остальных женщин? Н. А.

Некрасов не пишет об этом в данном стихотворении, но читатель сам может легко догадаться, что судьба жены ямщика далеко не самая тяжелая и беспросветная. Однако, по мнению ее мужа, ей все-таки тя­желее, чем другим крестьянкам, потому что она познала хо­рошую жизнь в господском доме. Автор же, несомненно, име­ет иное мнение: он стремится привлечь внимание к проблеме социальной несправедливости.

Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы — повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики.

Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов.

Читайте также:  Сочинение как я провел весенние каникулы

Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона. Гейне, Мюссе, Вольтера.

Обратите внимание

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Важно

Речь идет о стихотворении «В дороге». больше известном по первой строчке — «Утро туманное, утро седое». Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию.

В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» — такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение — «утро седое» — можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср. у С.

Есенина — «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь». оно использовано пять раз.

Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого.

При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые». то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно… ловимые».

Совет

И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи». разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною». но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И.

Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии»).

Совет

Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной — Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой — Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

анализ стихотворения в дороге тургенева. анализ стихотворения. в дороге» И. Тургенева. помогите.

  • Анализ стихотворения Утро туманное, утро седое… (В дороге )

    Смысл стихотворения прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой. Очень точно выразился здесь поэт: Нехотя вспомнишь и время былое.

    На это настраивает окружающая природа замершая осень. Описанию картин природы посвящены две первые строки первой строфы и заключительная строка последней строфы. Но, обрамляя основную мысль стихотворения, эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.

    Стихотворение имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция с обрамляющими основное содержание фоновыми картинами.

    Причем границы проходят не между строфами, а внутри первой и третьей строф, что, с одной стороны придает стихотворению плавную непрерывность, а с другой объединяет все, что связано с воспоминаниями. Роль скрепляющего весь текст элемента играет глагол вспомнишь.

    Этот глагол подчеркивается словами, которые сближаются соотнесенностью с тем, что было, прошло, осталось в воспоминаниях. время былое, лица, давно позабытые, вспомнишь далекое.

    Смысл стиха прозрачен: это воспоминания о прошлом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой: Нехотя вспомнишь и время былое.

    На это настраивает окружающая природа- замершая осень. Эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.

    Обратите внимание

    Ст-е имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция с обрамляющими основное содержание фоновыми картинами.

    Причем? границы проходят не между строфами, а внутри первой и третьей строф, что, с одной стороны придает стихотворению плавную непрерывность, а с другой-объединяет все, что связано с воспоминаниями. Роль скрепляющего весь текст элемента играет глагол вспомнишь.

    Этот глагол подчеркивается словами, которые сближаются соотнесенностью с тем, что «было, прошло, осталось в воспоминаниях»: время былое, лица, давно позабытые, вспомнишь… далекое.

    Первая строка стихотворения звучит завораживающе. Скромная картина поздней осени (или ранней зимы) оставляет впечатление замедлившегося течения жизни, почти полное отсутствие какого-либо движения. Это содержащие повторы и перечисления назывные предложения, которым свойственна не только фрагментарность, но и одновременно большая емкость выражаемого содержания.

    Ощущение замедленности, протяженности окружающего, приглушенности ярких проявлений жизни создается особой огласовкой: в первой строке, начинающейся с гласной буквы. Наиболее заметно звучание протяжного У, ударного А, который как бы продлевается в сочетании с последующим долгим Н — туманное (которое еще повторится в третьей строфе- странной, непрестанный).

    Сосредоточенно-сдержанное состояние героя передается через серо-белую цветовую гамму, метафорический эпитет «грусть»: утро туманное, утро седое (основное значение первого прилагательного подкрепляется вторичным значением другого: седое-«тускло-серое, белесое»), нивы печальные, снегом покрытые.

    В стихотворении герою сопутствует утро, время, когда притупляется острота ощущений, рассудок преобладает над чувствами, человек способен к наиболее верной оценке событий и поступков.

    Утро, дорога, природа, отдаленность от происходившего- все это приводит к мудрому, взвешенному его пониманию героем: пониманию самоценности всех- каждого-мгновений жизни. Фрагменты воспоминаний выстраивая по нарастающей. Поначалу это медленно наплывающие, размытые, почти нереальные картины.

    Замедленность заложена еще в двух первых строчках, поддерживается повторяющимся глаголом вспомнишь в сочетании с союзом и: вспомнишь и время, вспомнишь и лица.

    Важно

    Во второй строфе волна воспоминаний нарастает — картины обретают живость, реальные очертания: вспомнишь …взгляды, …встречи, они становятся звучащими: вспомнишь …речи, …голоса звуки. Основная экспрессия, которая передает в данных строках мгновения расцвета чувств, сосредоточена в эпитетах.

    Это эмоциональные обильные страстные речи, интимно-приглушенные тихого голоса звуки любимые, выразительно-контрастные первые встречи, последние встречи. Это и воспринимающиеся в том же ряду, увиденные в неожиданном сближении взгляды- так жадно, так робко ловимые. Выразительность, многозначность эпитета сохраняется и во фрагменте, связанном с воспоминанием об угасшей любви: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной…

    Очень сложно определить, что хотел показать здесь Тургенев: страдание, сожаление, благодарность?

    И последняя картина теряет конкретные, реальные очертания. А фраза «Многое вспомнишь родное, далекое», соединяющая в себе все сказанное ранее и неожиданно-контрастно перекликающаяся с начальным «Нехотя вспомнишь», приобретает обобщающий смысл: то, что было, -каким бы оно ни было- это свое, родное, но неизбежно удаляющееся все дальше в прошлое.

    Более новые статьи:

    «В дороге», анализ стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы — повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики.

    Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов.

    Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона. Гейне, Мюссе, Вольтера .


    Обратите внимание

    Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

    Речь идет о стихотворении «В дороге». больше известном по первой строчке — «Утро туманное, утро седое…». Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию.

    В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» — такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение — «утро седое» — можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср. у С.

    Есенина — «седины пасмурного дня»).

    Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь». оно использовано пять раз.

    Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого.

    При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

    Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые». то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые».

    Совет

    И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи». разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною». но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И.

    Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

    Важно

    Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»).

    Совет

    Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной — Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой — Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

    И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

    Послушать стихотворение Тургенева В дороге

    Темы соседних сочинений

    ← В дороге по плану↑ ТургеневВ прозе как хороши →

  • Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/turgeneva/v-doroge

    В дороге тургенев

    Иван Сергеевич Тургенев в большей степени известен читателям прозаическими произведениями. Знаменитым его сделали произведения крупной формы: повести, романы. Но в его творчестве нашлось место и поэтической лирике, хотя сам автор считал, что его таланта недостаточно для красочной поэзии.

    Он пробовал себя в различных жанрах: элегии, баллады, экспромты, пародии, мадригалы. Интересно то, что стихотворение «В дороге», написанное молодым Тургеневым, кажется очень зрелым.

    Будто написано оно не двадцатипятилетним мужчиной, а умудрённым жизненным опытом человеком, который пожил на свете и хорошо знает цену жизни, воспоминаниям, встречам и расставаниям.

    Замысел и история публикации

    В жизни автора была история, когда он был влюблен в сестру известного в то время революционера и философа Михаила Бакунина. И это стихотворение стало прощальной исповедью к этой прекрасной женщине — Татьяне Александровне.

    Но есть и другая версия, по которой считают, что эта прекрасное, нежное и лирическое стихотворное произведение Ивана Тургенева посвящено другой женщине. Ее имя Полина Виардо.

    Читайте также:  Анализ произведения коробейники некрасова

    История знакомства молодого писателя с этой очаровательной французской певицей очень проста и необычна.

    В последний осенний месяц 1843 году Иван Сергеевич побывал в Петербурге, где однажды посетил оперный театр и на его сцене увидел прекрасную оперную певицу. Через какое-то время молодой писатель был приглашен в доме знакомых и там, у Демидовых, он опять встретился с Виардо.

    Такая женщина не могла не очаровать Ивана Тургенева. Полина была дочерью артистов, которые были известны не только в Испании, но и за пределами родной страны. Виардо и сама стала одной из самых известных женщин девятнадцатого столетия. Умная и одаренная певица была очень красива.

    Многие молодые люди были с ней только дружны, но и любили ее. Например, совсем юной девушке делал предложение известный драматург из Франции Мюссе. Конечно же, он сразу получил отказ.

    Ей признавались в любви многие поэты и писатели России. Каждый раз она покидала эту страну с множеством подарков.

    Обратите внимание

    Но самое дорогое, что она приобрела в этой стране, стала любовь писателя Ивана Тургенева. Они вместе провели много счастливых дней, но роман их был в письмах и в тургеневских стихах. Эта любовь длилась сорок лет.

    Вот впечатления от расставания с любимой девушкой и случайное знакомство с новой прекрасной женщиной Полиной Виардо легли в основу этого замечательного тургеневского стихотворения.

    Великолепное произведение «В дороге» многим известно под другим названием. Часто его называют по первой строчке «Утро туманное».

    Оно послужило основой для написания чудесных русских романов с таким же названием.

    Вдохновлён стихами был не один композитор, текст понравился и подтолкнул к написанию музыки русского композитора Гёдике, российского пианиста пригожего, композитора французского происхождения Катуара.

    Содержание стихотворного тургеневского текста «В дороге»

    Смысл тургеневского сюжета прозрачен и ясен: это воспоминания автора о былом. Лирический герой находится в дальней дороге, когда время тянется долго, скучно и однообразно. И это время, пока герой едет, дает возможность предаться воспоминаниям.

    Его сейчас не отвлекают какие-то простые, но постоянные будничные дела. Настроение у него умиротворенное и спокойное. И в такие минуты мысли в голову приходят сами, а вскоре начинают всплывать в памяти и воспоминания.

    На такие воспоминания о прошлом настраивает и природа, которая мелькает мимо.

    Вокруг осень: спокойствие, задумчивость, гармония. Описанию природы автор посвящает две первые строки первой стихотворной строфы, а затем еще и последнюю строку последней строфы. Она помогает подвести итог и закончить основную мысль всего стихотворения.

    Эти прекрасные картины позволяют создать необычную атмосферу некой философской созерцательности и обязательной погруженности в себя.

    Это как раз позволяет памяти воспроизводить разные моменты из той жизни, которая уже была прожита. Поэтому-то и настроение всего тургеневского стихотворения ностальгическое и личное.

    В дорогеУтро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые.Вспомнишь обильные страстные речи,Взгляды, так жадно, так робко ловимые,Первые встречи, последние встречи,Тихого голоса звуки любимые.

    Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь родное далекое,Слушая ропот колес непрестанный,

    Глядя задумчиво в небо широкое.

    Художественные средства

    В тургеневском стихотворении композиция интересна и своеобразна. Текст имеет некую рамочную конструкцию, в которой основное содержание как бы обрамляется природным фоном. И вот здесь на первую роль выходит глагол «вспомнить», который встречается в тексте пять раз. Это один из элементов композиции.

    Рядом с ним стоят слова, которые помогают понять, что все осталось в прошлом. Например, если речь идет о времени, которое вспоминает, то это было, если всплывают и вспоминаются лица, то он позабытые уже давно, и вообще, вспоминается лирическому герою лишь только далекое.

    В первой тургеневской строке автор использует повторы и назывные предложения, причем их перечисления. Он пытается показать, что жизнь практически отсутствует, что это лишь только воспоминания в его голове. И такое явление помогает замедлить время, приглушить яркие краски.

    Первое предложение в этом эмоциональном тексте начинается с гласной буквы и обращает внимание, что в тексте их больше, чем согласных. Настроение героя определяется легко: оно немного сдержанное и немного сосредоточенное. Для его передачи автор использует серые и белые краски. Главное настроение всего тургеневского текста – это грусть.

    Например, утро непросто туманное, но и вот тут появляется прилагательное седое, то есть оно тускло – серое, а нивы, которые уже покрыты снегом, печальные.

    Важно

    Замедленность действия в тургеневском сюжете передается и при помощи сочетания глагола и союза и. Это отчетливо видно в первых стихотворных строчках. Но помогает передать основное настроение воспоминаний следующие выразительные средства:✚   Антитеза.

    Например, автор использует следующие пары слов: робко – жадно, а если речь идет о встречах, то они первые — последние.✚   Звукопись, которая помогает замедлить все действие. Так, в тургеневском сюжете гласные у и а очень протяжные, но только там, где используется в прилагательных двойная согласная н.

    ✚   Эпитеты, которые позволяют создать чувственность и эмоциональность всего произведения. Так, если разговор идет о речи, то они страстные и обильные, если звуки голоса, то только любимые и тихие. Например, улыбка с разлукой становится странной.

    ✚   Метафоры, которые в последних строчках помогаю создать образ дороги и езды. Так, ропот колес звучит у автора непрестанно.Интересно и то, что в тургеневской стихотворной миниатюре совсем отсутствуют местоимения.

    Таким способом добивается необычное восприятие всего текста, которое теперь кажется читателю как некий монолог, в котором идет размышление, которое не имеет какого-то конкретного адресата, а оно обращено может быть к любому читателю или слушателю. Заканчивается стихотворный текст деепричастными оборотами.

    Их в тексте всего два. Они помогают уточнить и дополнить все то, о чем было раннее сказано. Всего в тексте три предложения, но они помогают раскрыть и характер тургеневского героя, и показать всю историю его воспоминания. Для своего стихотворения Иван Тургенев выбрал трехсложный размер дактиль.

    История романса

    Тургеневское стихотворение «В дороге» стало основой для прекрасного и лирического романса. Но так как сразу несколько композиторов вдохновились стихами и положили их на музыку, в разных концертных залах можно услышать различное его исполнение.Самым известным полюбившимся вариантом стала музыка Абаза. Но и здесь не обошлось без загадки.

    Все дело в том, что в семье Абаза все были музыкантами. Итак, Аркадий, Виктор и Владимир – все трое были композиторами. Известно, что они служили в гусарском полку в Царском Селе, были офицерами, отлично играли на гитаре, были увлечены пением цыган и сочиняли музыку. Причем могли делать это все вместе.

    Когда офицеры не имели возможности посещать светские мероприятия они занимали себя игрой на гитаре, и часто восторгались стихами, которые после положили на музыку.Все вместе они и сочинили необычно красивую мелодию на это произведение. В том же году в одном из журналов эта мелодия была напечатана. Это был журнал «Кругозор» за 1971 год.

    Автором музыки был назван Эраст. Он погиб в боях, но музыка, автором которой он является, звучит до сих пор.

    Этот романс родился благодаря уникальному таланту двух одаренных и эмоциональных людей: необычного талантливого мастера слова Ивана Тургенева и самого обычного музыканта-композитора, который не имел профессионального музыкального образования, но очень любил музыку, офицера гвардии Эраста Аггеевича Абаза.

    По другой версии композитором этого романса на стихи Тургенева могла стать жена одного из этих офицеров. Юлия Федоровна была известной певицей и часто сочиняла музыку для своих романсов, которые потом и исполняла. Очень часто в своем доме она устраивала концерты, куда часто приглашался и Иван Тургенев.

    Так или иначе, коллективное творчество одаренных людей дало жизнь чудному роману, который исполняется до сегодняшнего дня.

    Источник: https://gfom.ru/v_doroge_turgenev.php

    Иван Сергеевич Тургенев Стихотворение «В дороге». — презентация

    1 Иван Сергеевич Тургенев Стихотворение «В дороге»<\p>

    2 Романс «Утро туманное» Слова И. Тургенева. Музыка В. Абазы Стихотворение- элегию «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г.<\p>

    3 «Утро туманное»<\p>

    4 Первое впечатление Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое…» (автор музыки Э.М.Абаза) Игра «Ассоциация» О чем стихотворение И.С.Тургенева? Сформулируйте основную тему. Художник К. Горбунов. 1838–1839<\p>

    5 Построение диалога Работа в парах. Создание вопросов, выявляющих первичное восприятие. Фрагменты текста, на которых остановилось внимание при чтении стихотворения Какие вопросы возникли у меня? Нивы печальныеПочему для героя все вокруг выглядит печально? Нехотя вспомнишьПочему он вспоминает о прежних чувствах «нехотя»? Вспомнишь и лица давно позабытые К кому обращается герой в воспоминаниях? Вспомнишь разлуку с улыбкою странной Почему его улыбка «странная»? Составление круга вопросов, на которые необходимо ответить в ходе анализа<\p>

    Совет

    6 Татьяна Бакунина Цикл из трех стихотворений под общим названием «Вариации» год Т.Бакунина полюбила его высокой идеальной любовью. «Вы святой, вы чудный, вы избранный Богом, — пишет она ему. – На челе у вас я вижу отпечаток его величия, его славы, и вы будете, как он, великим, могущественным, свободным, блаженным, как он… О, оставьте меня в святом, в блаженном созерцании той дивной будущности, которую я смею предрекать вам».<\p>

    7 Иван Тургенев Герои не любили, они только хотели любить, играли в любовь. И.Тургенев в письме: « …Послушайте – клянусь Богом: я говорю истину – я говорю, что думаю, что знаю: я никогда ни одной женщины не любил более Вас – хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью… Для Вас одних я хотел бы быть поэтом, для Вас, с которой моя душа каким-то невыразимо чудным образом связана… ваш образ, ваше существо всегда живы во мне, изменяются и растут и принимают новые образы… Вы моя Муза» (20 марта 1842)<\p>

    8 Анализ стихотворения Составьте ассоциативный ряд со словом ДОРОГА Перемены, разлука, одиночество, скитальчество, неизвестность, неустроенность. Как название связано с основной мыслью стихотворения? Герой одинок и разочарован. Он прощается с прежней жизнью, но будущее для него неопределенно. В каком произведении, изученном вами ранее, звучит мотив дороги? М.Ю.Лермонтов «Тучи»<\p>

    9 Первая строфа Почему поэт говорит о событиях, пережитых им совсем недавно, как о далеком прошлом? И.Тургенев отказался от прежних взглядов, пережил стремительную худ. эволюцию Вчерашний день – прошедший этап. Прощание с Т.Бакуриной совпало с разочарованием в том, что его окружало в Премухине. Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Настоящее противопоставлено былому. Одиночество – «лицам», обществу, в котором вращался герой. Какие чувства вызывают воспоминания? Какие слова указывают на отношение героя к прошлому? Воспоминания вызывают сожаление: «нехотя вспомнишь».<\p>

    10 Вторая строфа Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Обильные страстные речи – взгляды…робко ловимые. Первые встречи – последние встречи. Почему поэт посвящает описанию бурных споров лишь одну строку во второй строфе, а описанию мимолетных взглядов, встреч – три? В его кругу много и увлеченно говорили, но сам Тургенев рассказывал лаконично. Пережитое прошлое контрастно новым настроениям поэта. Он внутренне сопротивляется этому преувеличенно – эмоциональному стилю романтических излияний, стремится к лаконичной манере выражения и изображения чувств.<\p>

    11 Третья строфа Какое значение приобретает эпитет СТРАННОЙ? Странная улыбка – слабое отражение чувств, волнующих героя. Непролитая слеза дрожит, она видна за странной натянутой улыбкой. Каково лексическое значение слова РОДНОЕ? В каком значении употреблено слово? Как относится герой к прошлому? Возможно ли для него возвращение к прежним чувствам? «Родным, далеким» кажется поэту время мимолетной влюбленности. Он менее всего склонен обвинять возлюбленную и считать ее причиной их взаимного охлаждения и разлуки. Поэт сознает невозможность для себя возврата к старым чувствам, но относится к пережитому с уважением и теплотой.<\p>

    12 Итоги Лирический мотив воспоминаний составлял подлинный нерв и юношеской поэзии, и зрелой прозы Тургенева. Стихотворение «В дороге», третье в стихотворном цикле «Вариации», было одним из ранних проявлений присущей Тургеневу склонности включать частные жизненные события и факты в широкую историческую перспективу. В цикле «Вариации» остро ощутимы и привязанность к прошлому, и решительность разрыва с ним. Чему учит творчество И.С.Тургенева? Какие строчки содержат ответ на этот вопрос?<\p>

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/823219/

    Интерпретация стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное…»

    Интерпретация стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное…»

    Его стихи – многопевная мечтательность…

    Б.Зайцев

    Цели и задачи урока:

    • Познакомить учащихся с текстом стихотворения, подготовить его творческое осмысление и истолкование;

    • Формировать умение воспринимать художественное произведение как явление искусства слова, понимать смысл произведения во всей его сложности;

    • Способствовать осваиванию учащимися богатств русского языка и на примерах мастеров слова обучать применению возможностей языка для выражения собственных мыслей;

    • Воспитывать эмоциональное восприятие художественного слова, умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста

    Тип урока: урок применения знаний и умений.

    Вспомогательные элементы урока:

    • Текст стихотворения «Утро туманное…»

    • Справочные материалы по анализу поэтического текста.

    • Презентация к уроку (портреты И.С.Тургенева, Полины Виардо, иллюстрация к стихотворению).

    • Музыкальное оформление начала урока, вокальное исполнение произведения в конце урока.

    • Эпиграф: «Его стихи – многопевная мечтательность» (Б.Зайцев).

    • Иллюстрация к стихотворению.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя.

    (Звучит «Элегия» С.Рахманинова)

    Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор — к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней — царственное Слово.

    А. А. Ахматова

    Ребята, сегодня мы собрались, чтобы совершить еще один шаг на пути к познанию глубины и емкости художественного слова, долговечней которого, по мнению А.А.

    Ахматовой нет ничего на земле, да и, вероятно, и выше: ибо сказано: что слово – это Бог! Так ли это на самом деле, действительно ли слово, особенно если оно художественное, может синтезировать наши читательские мысли и чувства? На этот и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить. Обратимся к домашнему заданию, целью которого было читательское прогнозирование.

    Напомню, что вы должны были поделиться своими ассоциациями, впечатлениями, которые вызывают у вас слова «Туман», «В дороге». Вы готовы? Проверим. Зачитайте свои этюды или то, что вам самим особенно нравится.

    — Рассмотрим рисунок, сделанный на тему «Туман». Что вы можете о нем сказать?

    -Сделаем выводы: что объединяет все работы, созданные на темы «Туман», «В дороге»? (Мотив грусти, расставания)

    2. Читательское прогнозирование.

    Проверка домашней работы: сочинение – этюд по ассоциациям к выражениям: «Туманное утро», «В пути», иллюстрации.

    Итог: как правило, у большинства в сочинении, как и в живописной работе, присутствует мотив грусти, одиночества; воспоминаний о том, что оставлено позади, размышлений о будущем.

    Обратите внимание

    Наш творческий поиск мы продолжим сегодня, обращаясь к одному из стихотворений И.С.

    Тургенева, который менее всего известен нам как поэт, но следует отметить, что начинал он свою литературную деятельность именно как поэт, правда, много позже не любил говорить о своих стихах, считал их слабыми, за исключением одного, к интерпретации которого мы и обратимся сейчас. И поскольку интерпретация предусматривает не только истолкование, но и восприятие текста, думается, не лишним будет вспомнить сегодня историю создания стихотворения.

    3.

    История возникновения стихотворения – посвящения Полине Виардо.

    В октябре 1843 года в Петербурге открывалась Итальянская опера. Выступала не знакомая еще русской публике молодая певица Полина Гарсиа Виардо. Несмотря на молодость (ей было 22 года) она успела завоевать успех у европейской публики. Глинка, Вагнер, Лист восхищались ее талантом, критики так оценивали вокальные данные: « бархатный голос, идущий из души в душу».

    И вот первый выход перед русской публикой: небольшого роста, с крупными чертами лица – некрасива – решили все.

    Но вот раздались первые звуки ее голоса и в зале мгновенно пробежала электрическая искра… в первую минуту – мертвая тишина, какое-то блаженное оцепенение…но молча прослушать до конца не хватало сил. Порывистые «браво!» прерывали певицу на каждом шагу, заглушали ее.

    Иван Сергеевич Тургенев был един со всем залом. День 1 ноября, когда он познакомился с Полиной Виардо, стал для него священным. И если существует определение любовь с первого взгляда, то чувство писателя можно назвать любовью с первого звука.

    Даже Варвара Петровна, всегда ревностно, осуждающе относящаяся к симпатиям своего сына, не могла не отметить хотя бы одного достоинства Виардо: «хорошо проклятая цыганка поет». Послушайте, что пишет он ей в одном из многочисленных своих писем:

    От 28 октября 1850 г. Санкт — Петербург

    В будущий вторник исполнится ровно семь лет, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути – было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною…

    До самой старости Тургенев любил ее свежо и молодо весенним чувством первой любви, ей посвятил он одно из самых трепетных стихотворений в прозе «Когда меня не будет…»

    Важно

    В минуты недолгих, но мучительных расставаний с любимой было создано и одно из самых ранних посвящений Тургенева Полине Виардо, написанное в 1843году – ( В дороге), известное больше как романс «Утро туманное». Послушайте, пожалуйста. (слайд 4)

    4.Чтение стихотворения подготовленным учеником

    (В дороге)

    Утро туманное, утро седое,

    Нивы печальные снегом покрытые…

    Нехотя вспомнишь и время былое,

    Вспомнишь и лица, давно позабытые.

    Вспомнишь обильные, страстные речи,

    Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

    Первые встречи, последние встречи,

    Тихого голоса звуки любимые.

    Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

    Многое вспомнишь родное, далекое,

    Слушая ропот колес непрестанный,

    Глядя задумчиво в небо широкое.

    -Скажите, услышали ли вы свои переживания в стихотворении Тургенева? Уже на этом этапе работы мы можем сказать, что не обманулись в своем читательском прогнозировании, или же великий мастер слова не обманул нашего доверия: сколь бы ни было велико присутствие художественного вымысла – поэт сумел выразить то, что близко всем нам, что переживаемо всеми нами.

    Попробуем приоткрыть тайну такого волшебного и такого простого слова поэта.

    -Откройте справочные материалы, еще раз самостоятельно познакомьтесь с содержанием стихотворения.

    (ученики читают стихотворение)

    5. Анализ стихотворения.

    — Что вы можете сказать о названии?

    У стихотворения двойное название( не нулевое!) –причем авторское записано в скобках. Как вы думаете – почему?

    ( Первое настраивает на размышления — философское, второе – содержит лиричность, напевность.)

    — Скажите, а двуплановость названия никак не выразилась в тексте?

    -Как бы вы определили тему стихотворения? (их несколько )

    (Тема природы, тема любви, человеческих переживаний)

    — Скажите, эти темы идут параллельно или все-таки пересечены, объединены?

    (Тургенев не был бы самим собой, если бы не сумел через жизнь природы показать чувства человека.

    Вывод: философская, тема любви, жизни, прошлого и настоящего, природы

    -Количество строф и смысловых частей одинаково, но соответствуют ли строфы частям? Четко ли разграничены они?

    (Нет – переплетение, строфы поделены, строф 3 и частей 3)

    • Какие ИВС помогают выразить настроение лирического героя, вносят философские мотивы?

    Эпитеты (выписать):туманное, седое, печальные. Скажите, что дало изменение эпитета – седое? (перевод в область человеческих переживаний)

    -Какие эпитеты: о природе или о воспоминаниях – насыщеннее, ярче? (О былом).

    -Почему неброский пейзаж пробуждает такие волнующие воспоминания? (Контрастность чувств)

    -Какие средства, слова, выражения создают нарастание волнения?

    Анафора: вспомнишь, так

    Градация: обильные, страстные

    Антонимы: первые-последние; родное-далекое, жадно-робко

    Оксюморон: с улыбкою странною – печальною (улыбка должна быть веселой).

    Метафора: ропот колес (что означает слово ропот?)

    • Звуковое оформление: аллитерация — сонорные в первой строфе – грусть, глухие согласные в третьей строфе – замедляется темп, стихает голос

    • Особенности построения предложений:

    -Утро туманное – отсутствует глагол –почему?

    (Дает возможность читателю погрузиться в мир переживаний, ощутить себя действующим лицом.)

    — Вспомнишь… — односоставные определенно-личные предложения (опущено местоимение ты), но если его употребить – стихотворение лишается смысла.

    Какую функцию несет в себе это предложение? И, может быть, оно – не определенно – личное?(Обобщенно-личное.

    Поэт выбирает эту структуру предложения для того чтобы и читатель почувствовал, вспомнил нечто подобное, что может случиться с каждым в дороге. Не случайно и наши ассоциации так сходны с тематикой стихотворения.

    • Эксперимент. Употребить союзы: что теряет текст? Роль бессоюзия.

    • Хронотоп :

    -Какхудожественное время и пространство связано с авторским замыслом, с идеей, видением мира.

    Время – утро, утро жизни, надежда.

    Пространство: земля – человек – небо: надежда, жизнь продолжается.

    Вывод: И образы стихотворения, микротемы (природа, переживания лирического героя), и выбор эмоционально разных эпитетов, и аллитерация, показывающая то повышение напряжение, взволнованность мысли, речи, то снижение этой напряженности, художественное время, символизирующее начало жизни, открытое, расширяющееся пространство, кольцевая композиция – все подводит нас к главной мысли стихотворения. Какой? Какова идея? Человек в этой жизни странник, путешественник: он всегда между прошлым и будущим.

    Запись в тетрадях

    Жизнь прекрасна, когда есть любовь — как бы грустны не были расставания, все вернется на круги своя: и утро, и небо дарят надежду на завтрашний день, на встречу с любимой.

    • Подтверждение эпиграфа- определение размера стиха, характеристика его.

    Обратимся к эпиграфу: прав ли Зайцев, утверждая, что стихи Тургенева – многопевная мечтательность. Вы согласны с этим утверждением? А как нам сегодня Тургенев это сможет доказать? Мы это просто слышим, а наше восприятие такое достигается определенным размером стиха, рифмой – какие они? (определяется размер стиха) Что пишет на этот счет в известной нам работе К.Бальмонт?

    Вывод: дактиль – трехсложный размер стиха, обладающий особенной напевностью. Рифма: перекрестная, открытая, дактилическая, женская.

    — Конечно, мы вполне можем доверять и Зайцеву, и Бальмонту в определении музыкальности стиха Тургенева, но самым ярким подтверждением этого стал тот факт, что сразу же после рождения стихотворения (В дороге) оно стало популярным романсом в19 веке и остается таковым и сегодня, поэтому было бы черной неблагодарностью не вспомнить сегодня о композиторе этого романса. Полшков Максим подготовил нам эту справку.

    6. Сообщение ученика. Справка о романсе, об авторе музыки к стихотворению И.С.Тургенева.

    Романс – вокально – поэтическое произведение для голоса. Русский романс черпал истоки в русской народной песне, пение сопровождалось игрой на семиструнной гитаре.

    Чайковский, Алябьев, Рахманинов – многие известные композиторы создавали музыку на слова замечательных поэтов. Весьма популярными в 19 веке были романсы «Я помню чудное мгновенье» — на стихи А.С.

    Пушкина, «Я встретил Вас…» — Тютчева, «И скучно, и грустно « — Лермонтова , а также «Утро туманное» — И.С.Тургенева.

    Музыку к романсу сочинил офицер лейб – гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, любитель игры на гитаре, погибший во время Крымской войны в осажденном Севастополе. Но вплоть до наших дней композиторство приписывается жене одного из братьев Эраста, замечательной певице, исполнительнице романсов – Варваре Абаза.

    Совет

    И уж, конечно, было бы неверно, если бы мы , говоря о мелодичности, напевности слова Тургенева не воспользовались самым простым доказательством – исполнением романса. Пожалуйста, на любовь свое сердце настройте и послушайте романс в исполнении Олега Погудина…

    7. Прослушивание романса «Утро туманное».

    8. Рефлексия.

    Нельзя объять необъятное… Мы на нашем сегодняшнем занятии сделали, как я и говорила в начале урока, всего лишь один шаг к осознанию величия, значимости русского слова во всей его многогранности.

    Но не для того только, чтобы понять замысел поэта, раскрыть его чувства и переживания, но в большей мере, может быть, открыть с его помощью себя – и в себе — доселе неизвестное, и удивиться себе такому.

    — Какими собственными мыслями и переживаниям , пришедшими к вам на уроке вы можете поделиться?

    — Как вы чувствовали себя на уроке? Что открыли для себя?

    Нужно ли было, по – вашему, сегодняшнее занятие?

    (ученики делятся впечатлениями)

    Я благодарю вас за ваши откровения, которыми вы поделились в начале урока и теперь. Надеюсь, что стихотворение Тургенева, которым он так дорожил, станет и вашим любимым.

    9. Задание на дом: литературная мастерская (ЛМ) по стихотворениям «В дороге», «Когда меня не будет».

    Источник: https://multiurok.ru/files/intierprietatsiia-stikhotvorieniia-i-s-turghieniev.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector