Фантастическое и реальное в повести собачье сердце булгакова сочинение

Фантастическое и реальное в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть «Собачье сердце», написанная М.А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.
В произведении воссоздается современная автору жизнь — советская реальность начала 1920-х гг.

Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического.

Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей».

Обратите внимание

С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез.

Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова. Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.

Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.

Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» — труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.

Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека.

Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.

Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические.

Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике».

Так, например, один из членов домкома — «персиковый юноша в кожаной куртке» — носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.

Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим — «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности. И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона — мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн». Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля. Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести. Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью — физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) — не может привести к успеху. Человек — неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина. Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.

Важно

Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического.

Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое.

В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.

Источник: https://myessay.ru/2014-11-27-17-18-17/39—q-q-/219———l-r.html

Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.

7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели.

Читайте также:  Герои повести олеся куприна краткая характеристика персонажей

Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно.

Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски».

Повесть «Собачье сердце» впервые была опубликована в России лишь в 1987 году.

Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.

В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека.

Совет

В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX–XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники.

Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.

В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни.

В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий.

Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.

В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.

Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е.

Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя.

Обратите внимание
Совет

Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества.

[/su_box]

Эти темы не утратили своего значения и сегодня.



Источник: https://scribble.su/work/otlichno/88.html

Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть “Собачье сердце”, написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести “Собачье сердце” становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.

7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести “Собачье сердце”. Попытки вернуть их ни к чему не привели.

Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: “Цензура режет его беспощадно.

Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски”.

Повесть “Собачье сердце” впервые была опубликована в России лишь в 1987 году.

Своепроизведение Булгаков вначале назвал “Собачье счастье. Чудовищная история”. Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.

В повести “Собачье сердце” ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека.

Важно

В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX-XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники.

Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.

В повести Булгакова “Собачье сердце” бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни.

В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий.

Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.

В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.

Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е.

Замятин назвал его прозу “фантастикой, корнями врастающей в быт”. “Собачье сердце” – шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя.

Обратите внимание
Совет

Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества.

[/su_box]

Эти темы не утратили своего значения и сегодня.

Источник: http://home-task.com/fantasticheskoe-i-realnoe-v-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdce/

«Собачье сердце»: фантастика и реальность

Повесть «Собачье сердце» была создана М.А. Булгаковым в 1925 году, но опубликована много позже — в 1968 и 1987 годах (за рубежом и в Советском Союзе соответственно).

К этому времени Михаил Афанасьевич уже зарекомендовал себя как фантаст-сатирик — написаны и изданы его повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца».

Последняя, кстати, очень схожа по сюжету с «Собачьим сердцем» — те же эксперименты над живыми организмами, приводящие к ужасным последствиям.

Но перейдем к теме сегодняшней беседы. «Собачье сердце». Фантастическая повесть, действие которой, однако, происходит в довольно реальном пространстве — Москве конца 1924 года.

Вспомним сюжет: Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, специализирующийся на омоложении, подбирает на улице бездомного пса Шарика и проводит небывалый эксперимент — пересаживает животному человеческие семенники и гипофиз.

Читайте также:  Сочинение что значит быть счастливым человеком рассуждение

В результате операции бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова — типичного представителя люмпен-пролетариата — и даже получает должность начальника отдела очистки (служба отлова и уничтожения бродячих животных), после чего начинает вести себя крайне грубо и развязно по отношению к Преображенскому; пишет на профессора донос. Не желая терпеть это и понимая, что дальше будет только хуже, профессор делает обратную операцию, пересаживая Шарикову собачий гипофиз. Полиграф Полиграфович вновь становится Шариком, все возвращается на круги своя.

Одно из самых распространённых толкований повести — политическое. В связи с этим проводится параллель между экспериментом профессора Преображенского и революцией в России. Сам Филипп Филиппович отождествляется с преобразившим страну Лениным, конфликтующий с Шариковым Борменталь — с Троцким; Зина превращается в Зиновьева, а Швондер — в Каменева.

Обратите внимание

Сам Шариков-Чугункин по этой логике списан со Сталина: оба имеют «металлическую» вторую фамилию, а имя — Полиграф Полиграфович — напрямую указывает на должность Сталина в партии (секретарь; полиграф же буквально — тот, кто много пишет).

Род деятельности Шарикова («очистка») соотносится с репрессиями 30-х годов, уничтожением себе подобных (считается, что «Собачьим сердцем» Булгаков предсказал ход советской истории). Тогда авторский посыл предельно ясен: истории не нужны искусственные эксперименты, все должно произойти естественным путем.

Любая попытка синтетически изменить ход времени обречена на провал и может повлечь за собой непоправимые последствия. Эволюция, а не революция — вот за что выступает Булгаков в повести.

Поговорим о фантастической стороне «Собачьего сердца». Несмотря на то, что в этом произведении не фигурирует Сатана и не происходят «видимые» чудеса, кое-что необычное и непривычное здесь все-таки есть.

В частности, конечно, нужно сказать о небывалых успехах профессора Преображенского и его прорыве в сфере омоложения (в связи с чем в повести поднимается проблема ответственности за эксперимент, остро стоявшая после революции и Гражданской войны).

Невероятным является и возможность превращения собаки в человека. И тут по-новому звучит привычная, а на этом этапе ещё не раскрытая в творчестве Булгакова тема Фауста.

Ведь Шариков, по сути, есть не что иное как гомункул профессора Преображенского, лишённый стыда и совести, не имеющий ни малейшего понятия о морали. Филипп Филиппович словно решает посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке гипофиз Клима Чугункина.

Что интересно, действие повести разворачивается в конце декабря, то есть на Рождество по старому стилю. И эксперимент Преображенского в этом контексте выступает как «научное» насилие над природой и человеком, пародия на Рождество истинное. Так в «Собачьем сердце» начинают просматриваться мотивы последнего и самого читаемого произведения Михаила Афанасьевича Булгакова — романа о дьяволе.

Важно

Последнее, что хотелось бы сделать в разговоре о повести — задать вопрос, закономерный для творчества Булгакова: кого из героев «Собачьего сердца» автор поддерживает? Очевидно, что быть солидарным с кем-либо из преобразователей-революционеров (Преображенский-Ленин, Шариков-Сталин и прочие) невозможно: как мы помним и знаем, Булгаков не был ни по-настоящему советским писателем, ни «попутчиком» власти большевиков, чего не скрывал. Единственное живое существо, которому сочувствует автор — это Шарик (имеется в виду бездомный и беспородный пёс, а не то, что из него сделал Преображенский). Есть даже теория о том, что через Шарика Булгаков рассказывает читателям о своей судьбе: именно так, бедно и впроголодь, начинал свою московскую жизнь сам Михаил Афанасьевич (впервые, кстати, он побывал в столице, когда навещал своего дядю, известного в городе врача Н.М. Покровского, ставшего, по одной из версий, прототипом Филиппа Филипповича).

Это всё, о чем хотелось поговорить в связи с повестью М.А. Булгакова «Собачье сердце». Конечно, по литературным меркам произведение ещё очень молодо, поэтому понять и проанализировать его полностью удастся не скоро. Надеюсь, что сегодняшний материал был хоть чем-то полезен для вас.

Завершить пост хотелось бы известной цитатой из повести:

Источник: https://owllit.tk/dog-heart/

Сочинение на тему Реальное и фантастическое в повести М. Булгакова «Собачье сердце» читать бесплатно

Реальное и фантастическое в повести

Повесть «Собачье сердце» стала одним из лучших произведений М. А. Булгакова. Она была написана в 1925 году, но через год ее изъяли после обыска в квартире писателя и запретили издавать. Ведь основной темой произведения является изображение общества в сложную эпоху перехода от одного режима власти к другому.

Эту повесть в России впервые опубликовали в 1968 году за границей, и только в 1987-м году – в России. В ней отражается суровая действительность первой половины 1920-х годов: разруха и голод в стране, торжество мещанской психологии, жилищный кризис.

Главные герои произведения – выдающийся профессор, интеллигент Филипп Филиппович Преображенский и его антипод глуповатый и наглый Шариков.

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать правдоподобную картину с небывалым медицинским экспериментом, во время которого профессор Преображенский превратил бездомного пса Шарика в человека.

Эта операция по пересадке человеческих семенников и гипофиза в тело животного была направлена на омоложение организма, а привела к неожиданным результатам. Пес постепенно принимал человеческий вид: становился на две ноги, клочками терял шерсть, пытался произносить короткие слова.

Со временем он и вовсе стал полноценным человеком, по крайней мере, внешне. Однако сущность бродячей собаки и характер условно осужденного Климу Чугункина, чьи органы были пересажены Шарику, давали о себе знать.

Вскоре новое существо получило паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописалось в квартире профессора. Все это, конечно же, произошло не без помощи Швондера, нового главы домкома и пролетария.

Совет

В повести прослеживается своеобразная литературная манера Булгакова. Он использовал разоблачительный юмор, порой доходящий до философского сарказма. Он прекрасно понимал, что любой талант в сочетании с непониманием конечной цели мог привести к трагическим последствиям. Так и творение ученого Преображенского стало скрытой угрозой для общества.

Шариков не просто дебоширил, разбивал стекла соседям, докучал кухаркам, напивался, дрался и воровал, он еще и примкнул к новой ячейке общества, которая увлекалась доносами, науськиванием и даже насильственными методами в целях унижения былой интеллигенции.

Читайте также:  Сравнительная характеристика печорин и максим максимыч сочинение

Этого Преображенский никак не мог позволить, поэтому в конце повести он все-таки исправил свою ошибку, превратив Полиграфа Полиграфовича в прежнего Шарика.

В произведении мастерски переплетаются фантастическое с реальным, комическое с трагическим. Несмотря на то, что повесть драматическая, порой сложно сдержать смех. Такое трагикомическое повествование наиболее полно отражает жизнь.

см. также:
Другие сочинения по произведению Собачье сердце, Булгаков

Характеристики главных героев произведения Собачье сердце, Булгаков

Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков

Краткая биография Михаила Булгакова

Источник: http://www.sdamna5.ru/realjnoe_sobachje

Реальность и фантастика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

  • Реальность и фантастика в повести М. А.Булгакова «Собачье сердце».
    Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.

    Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты — это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. «Очеловеченный» бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, фактически, «оживил» в себе того человека, мозг которого послужил донорским материалом при операции.

    От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. Возникает проблема воспитания этого существа. Филипп Филиппович — человек высокой культуры, строгих нравственных правил.

    Возникает конфликт этого высокообразованного интеллигента с представителем новой жизни Швондером.

    Абсурдность убогих понятий представителей новой власти особенно ярко выражается в монологе Преображенского, в котором подытоживаются основные принципы социалистического образа жизни; «В спальне принимать пищу… в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать…

    » Конфликт Преображенского и Швондера вступает в свою высшую фазу, когда речь заходит о проживании в квартире профессора «нового» человека — Шарикова. Мелкие бытовые штрихи воссоздают ту обстановку, в которой будет осуществляться воспитание человекообразного существа.

    На природную основу Шарикова наложилось влияние Швондера. Его воспитание оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище.

    Именно недоразвитое умственное и нравственное чувство простого народа, который «был ничем и стал всем», является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг.

    «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской стране.

    Сам «новый» социально-бытовой микропорядок изображается в стиле сатирического памфлета. Булгаков использует прием гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота).

    При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это — сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п.

    Обратите внимание

    В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.

  • Источник: http://soshinenie.ru/realnost-i-fantastika-v-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdce/

    Сочинение «Реальное и ирреальное в произведениях М. А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита»»

    Творчество М. А. Булгакова – одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина.

    Большинство произведений Михаила Афанасьевича – это, в первую очередь, произведения о современном писателю мире, в которых происходит осмысление автором основ того общества, которое создавалось в нашей стране в 20-е – 30-е годы прошлого столетия; это попытка разобраться в непростом, противоречивом времени, его процессах.

    Писатель вошел в мою жизнь как автор повестей, рассказов и фельетонов 20-ых годов, восхитительного романа «Мастер и Маргарита», чудовищной истории «Собачье сердце».

    Хотелось бы остановиться на произведениях «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце», которые отличаются причудливыми переплетениями реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Это обусловлено тем, что окружающая писателя действительность была столь нелепа и отвратительна, что вполне могла казаться фантасмагорической.

    Герои этих произведений живут в одной и той же реальности — Москве первой четверти XX века. Живописная картина действительности того времени показана автором удивительно конкретно, исторически и психологически достоверно.

    Так, например, в «Собачьем сердце» Булгаков не только представил пороки времени, но открыто выступил противником установившегося в стране порядка, при котором порядок отсутствовал, а восстановилась некая вакханалия ничтожеств.

    В повести «Собачье сердце» звучит злободневная и одновременно вечная тема: опасность «революционного» преобразования природы и человека. Для раскрытия этой темы Булгаков, на мой взгляд, очень удачно использует элементы фантастики, сатиру, гротеск, которые идеально сочетаются с бытовым фоном.

    Важно

    Герой повести «Собачье сердце», профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский, занимается модной в то время проблемой омоложения человека.

    Писатель отдает должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей, работоспособен ( принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу), лечит представителей власти.

    Не чужд профессор и маленьких земных радостей: поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, не торопясь пообщаться со своим помощником Борменталем.

    Профессор рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение.

    Борменталь пытается возразить, что кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: «Вот никаких и не читайте». Кстати, газеты здесь не случайны: устами профессора автор выступает против продажности печати.

    Профессор может позволить себе быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что «новоблагословенная очень приличная.

    Тридцать градусов».

    Филипп Филиппович возражает: «Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать», потом он пророчески добавляет: «Они туда что угодно могут плеснуть».

    Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в те годы.

    Совет

    Профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, задумывает своеобразное соревнование с самой Природой.

    Его эксперимент уже в замысле фантастичен: создать новое существо путем пересадки собаке части человеческого мозга. Будучи гениальным и образцовым ученым, он при проведении своих опытов упустил из виду одну «незначительную» деталь, которая впоследствии оказалась совсем не деталью, — не предусмотрел возможность получения не тех результатов, которые были им намечены.

    Шарик, будучи вечно голодным горемычным уличным псом, очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы первой четверти XX столетия, делает умозаключения.

    Источник: https://shdo.net/sochinenie-realnoe-i-irrealnoe-v-proizvedeniyax-m-a-bulgakova-sobache-serdce-i-master-i-margarita/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector