Дружба базарова и аркадия кирсанова в романе отцы и дети тургенева сочинение

Готовые школьные сочинения

Янв 27 2014

Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров и Аркадий

Дружба, которая прекратилась, никогда, собственно и не начиналась Пубилий Сир Тот, кто лишен искренних друзей, поистине одинок Бэкон Что такое настоящая дружба? Я считаю, что это духовная близость людей, взаимопонимание, готовность понять другого человека, помочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Его главный герой – Евгений Базаров.

Он человек нового времени, «нигилист». Базаров увлекается изучением естественных наук, так как готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на других, увлечен новыми идеями, поэтому Кирсанов старается быть походим на своего друга.

Но для Базарова Аркадий – молоденький мальчик, романтик. Он живет лишь мечтами, но не может действовать. В начале повести есть эпизод, когда друзья проезжают по имению Кирсановых: «Места, по которым они проезжали, не могли показаться живописными…

Обратите внимание

Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». Аркадий понимает, что преобразования, перемены необходимы. Но с чего же их начать? Однако, разомлев на весеннем солнышке, Кирсанов просто рад встрече с отцом. Он уже не думает о переменах.

И это говорит о том, что не настолько глубоки были его убеждения. Аркадий и Евгений были воспитаны в разных условий. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской заботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и неторопливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хозяйством».

Для него семья – высший идеал. Николай Петрович любит жену, музыку, поэзию. Однако его имение запущено, бездеятельность и леность национальная черта русского народа. После смерти жены сын остался для него единственным утешением. Отец гордится тем, что Аркадий учится в Петербурге, и очень тепло принимает его и Базарова у себя в имении.

Родители Евгения живут более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соломенной крышей. Его семья ближе к простому народу: отец – бывший военный, мать all soch © 2005 – «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед землю пахал».

Евгений с детства привык работать, и даже на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремится помочь другу, но я думаю, что естественные науки – не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия.

И все же Кирсанов тянется к Базарову как к человеку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, старики не разделяют его убеждений, у них есть свои «принципы». Им странно, что Базаров отрицает искусство, поэзию, религию, любовь.

И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его. Кирсанов младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего.

Аркадий восхищается Катиной игрой на фортепиано, он читает вместе с ней стихи, любуется природой. Для Аркадия важно семейное счастье: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей.

Он не создан для борьбы, для него ближе жизнь провинциального помещика.

Важно

Базаров, несмотря на свой нигилизм, тоже влюбляется в сестру Кати – Анну Одинцову. У них тоже много общего, однако Анна отвергает его чувства.

Базаров был ей интересен лишь как друг, она привыкла к роскоши и достатку, а он сын бедных дворян, поэтому вряд ли может обеспечить ей достойную жизнь.

И мы видим, как постепенно Базаров и Аркадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов.

Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!…Ты робеешь, мало на себя надеешься… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор… Ты славный малый, но та все-таки мягенький, либеральный барич…

» Но разве плоха тихая спокойная жизнь провинциального помещика? Мы же видим, к чему привели бесконечные революции в России. А Базаров в своем одиночестве виноват сам. Никто из окружающих его людей не понимает и не принимает «нигилизма». Он сам отталкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия.

Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть.

Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен принимать их, возможно, примириться с какими-то недостатками, а не навязывать свое мнение.

Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров и Аркадий. . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tema-druzhby-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti-bazarov-i-arkadij/

Сочинение “Дружба Базарова и Аркадия”

После выхода в свет роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал шквал критических статей.

Тургенева ругали все: либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии изображены в ироническом ключе и что “плебей” Базаров оказывается морально выше и сильнее их, а демократы восприняли главного героя романа как злую пародию.

Неудивительна такая реакция критиков и читателей на образ, созданный Тургеневым, – он, как настоящий художник, сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. А появление “нового человека” всегда вызывало общественный резонанс.

Ключевая проблема, поставленная писателем в романе, обозначена уже в его названии “Отцы и дети”, которое имеет двойной смысл. С одной стороны,это проблема поколений – вечная проблема жизни человека и предмет пристального внимания в классической литературе, с другой – это конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 1860-х годах: либералов и демократов.

Совет!

Действующие лица романа систематизируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей принадлежат. Однако в романе главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев, и он противостоит враждебному лагерю, представители которого не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.

Однако в самом начале романа Базарова не так уж и одинок, у него есть союзник – его друг Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова.

Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале.

По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к “разночинским взглядам”, которых придерживается первоначально. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос прост, и дал его сам автор: Тургенев писал, что Аркадий в основном “сибаритствовал” под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, – под влиянием Базарова.

Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров – человек дела, что видно сразу по его красной обнаженной руке. Он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой.

Его стезя – естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров здесь идет в ногу со временем, поскольку увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России 1860-х годов. Аркадий же – абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает.

Все, к чему он стремится, – уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова – не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

Да и характеры тех, кто до поры до времени называют себя друзьями, полностью противоположны: Аркадий – мягкий и добрый, Евгений горд и самолюбив.

Обратите внимание

Не случайно говорят, что в спорах рождается истина. Действительно, в романе, который изобилует сценами идейных споров, позиции героев рано или поздно обнаруживаются целиком и полностью.

Обратите внимание

И тогда, когда становится ясным отношение персонажей к различным вопросам жизни общества, жизни человеческой души, тогда и обнаруживается полярность характеров героев. Тогда же и встает вопрос о подлинности дружбы молодых людей.

Ведь дружба подразумевает в первую очередь взаимопонимание, а в случае с Базаровым и Аркадием оказывается, что взаимопонимания как раз им и недостает.

По ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэтическими строками…

Аркадий, обнаружив для себя то, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки.

И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает “свои длинные и жесткие пальцы”, чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом “зловеще” усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к “птенцу”. Ведь именно “птенцом” Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно.

Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: “Ты нежная душа, размазня”, – говорит он Аркадию. И он прав – время очень быстро все расставляет на свои места, и Аркадий оказывается принадлежащим старому поколению, поколению “отцов”.

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним.

Важно

Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”. Аркадий никогда бы не смог срастись с идеями нового века, поэтому его разрыв с Базаровым очевиден.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение “Дружба Базарова и Аркадия”« Роль художественной детали в романе “Обломов”Краткое содержание “Безручка” »

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-druzhba-bazarova-i-arkadiya/

Тема дружбы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”: Базаров и Аркадий

    Сочинение. Тема дружбы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”: Базаров и Аркадий

    1. Отношение критики к роману.

    2. Аркадий как друг и соратник Базарова.

    3. Закономерность разрыва двух героев.

    После выхода в свет роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал шквал критических статей.

Тургенева ругали все: либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии изображены в ироническом ключе и что “плебей” Базаров оказывается морально выше и сильнее их, а демократы восприняли главного героя романа как злую пародию.

Читайте также:  Анализ произведения утиная охота вампилова

Неудивительна такая реакция критиков и читателей на образ, созданный Тургеневым, — он, как настоящий художник, сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. А появление “нового человека” всегда вызывало общественный резонанс.

    Ключевая проблема, поставленная писателем в романе, обозначена уже в его названии “Отцы и дети”, которое имеет двойной смысл.

С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема жизни человека и предмет пристального внимания в классической литературе, с другой — это конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 1860-х годах: либералов и демократов. Действующие лица романа систематизируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей принадлежат.

Однако в романе главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев, и он противостоит враждебному лагерю, представители которого не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.

Совет!

    Однако в самом начале романа Базарова не так уж и одинок, у него есть союзник — его друг Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова.

Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале.

По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к “разночинским взглядам”, которых придерживается первоначально. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос прост, и дал его сам автор: Тургенев писал, что Аркадий в основном “сибаритствовал” под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, — под влиянием Базарова.

Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров — человек дела, что видно сразу по его красной обнаженной руке. Он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой.

Его стезя — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров здесь идет в ногу со временем, поскольку увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России 1860-х годов. Аркадий же — абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает.

Все, к чему он стремится, — уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

    Да и характеры тех, кто до поры до времени называют себя друзьями, полностью противоположны: Аркадий — мягкий и добрый, Евгений горд и самолюбив.

    Не случайно говорят, что в спорах рождается истина. Действительно, в романе, который изобилует сценами идейных споров, позиции героев рано или поздно обнаруживаются целиком и полностью.

Обратите внимание

И тогда, когда становится ясным отношение персонажей к различным вопросам жизни общества, жизни человеческой души, тогда и обнаруживается полярность характеров героев. Тогда же и встает вопрос о подлинности дружбы молодых людей.

Ведь дружба подразумевает в первую очередь взаимопонимание, а в случае с Базаровым и Аркадием оказывается, что взаимопонимания как раз им и недостает.

По ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэтическими строками…

    Аркадий, обнаружив для себя то, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки.

И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает “свои длинные и жесткие пальцы”, чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом “зловеще” усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к “птенцу”. Ведь именно “птенцом” Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно.

Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: “Ты нежная душа, размазня”, — говорит он Аркадию. И он прав — время очень быстро все расставляет на свои места, и Аркадий оказывается принадлежащим старому поколению, поколению “отцов”.

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним.

Важно

Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”. Аркадий никогда бы не смог срастись с идеями нового века, поэтому его разрыв с Базаровым очевиден.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/turgenev-i-s/ottsy-i-deti/9199-tema-druzhby-v-romane-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti-bazarov-i-arkadij

Дружба Базарова и Аркадия в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» на Сёзнайке.ру

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества.

Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня.

Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные.

Важно

Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях.

Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца.

Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей.

Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов.

Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности.

Совет!

Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен.

Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9494-drujba-bazarova-i-arkadiya-v-romane-ivana-turgeneva-otci-i-deti

Базаров и Аркадий. Тема дружбы

Базаров и Аркадий. Тема дружбы . Дружба — это духовная близость людей, взаимо­понимание, готовность понять другого человека, по­мочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И. С. Тургенев в романе «От­цы и дети ».

Его главный герой — Евгений Базаров. Он чело­век нового времени, нигилист. Базаров увлекается естественными науками, готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства.

Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на дру­гих, увлечен новыми идеями. Кирсанов старается по­дражать другу.

Но для Базарова Аркадий — молодень­кий мальчик, романтик, к которому он относится со снисхождением.

Аркадий и Евгений были воспитаны в разных ус­ловиях. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской за­ботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и нето­ропливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хо­зяйством».

Родители Евгения живут гораздо более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соло­менной крышей. Его семья ближе к простому наро­ду: отец — бывший военный, мать — «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду.

И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед зем­лю пахал». Евгений с детства привык работать, и да­же на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сиба­ритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей.

Обратите внимание

Аркадий стремит­ся помочь другу, но я думаю, что естественные науки не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к челове­ку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист».

В доме Кирсановых Базаров чужой, ста­рики не разделяют его убеждений, у них есть свои принципы.

Им странно, что Базаров отрицает искусство, по­эзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его. Кир- санов-младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего.

Для Аркадия важно семейное счастье. Базаров влюб­ляется в сестру Кати — Анну Одинцову. Однако Ан­на отвергает его чувства. Постепенно Базаров и Ар­кадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты славный малый, но ты все-таки мягенький, либеральный барич…».

На мой взгляд, Базаров в своем одиночестве ви­новат сам. Никто из окружающих его людей не по­нимает и не принимает нигилизма. Евгений сам от­талкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть.

Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен при­нимать их, возможно, примириться с какими-то не­достатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение.

Читайте также:  Характеристика и образ свидригайлова в романе достоевского преступление и наказание

Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.

Источник: https://prepodka.net/bazarov-i-arkadij-tema-druzhby/

Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?

Тема дружбы — одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета.

Арка­дий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Ба­заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях.

Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Важно

Базаров и Аркадий — совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче­ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез­ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка­дий пытается .доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов.

Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка­дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту.

Это сказывается во всех его по­ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми­ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается.

«Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благо­родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим».

С Аркадием Базаров расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Ар­кадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому.

«Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по­тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним.

Совет!

Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) — вот главное в разногласиях героев.

Источник: http://5litra.ru/ege-sochineniya/573-mozhno-li-nazvat-druzhboy-vzaimootnosheniya-bazarova-i-arkadiya.html

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

Аркадий Кирсанов – один из центральных героев романа “Отцы и дети” Тургенева. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера героя.
Смотрите: 
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Отцы и дети”

Краткая характеристика Аркадия Кирсанова

Аркадий Николаевич Кирсанов – молодой образованный дворянин. Ему около 23 лет. Он только что окончил университет. Аркадий – сын помещика Николая Кирсанова и племянник Павла Петровича Кирсанова.Молодой и наивный Аркадий попадает под влияние нигилиста Евгения Базарова.

Аркадий тоже “старается” быть нигилистом. Но на самом деле в душе он – мягкий, сентиментальный и великодушный человек.

Со временем Аркадий понимает, что он не создан быть нигилистом. Тогда его дружба с Базаровым заканчивается. Романтичный и сентиментальный Аркадий влюбляется в юную красавицу Катю.

Они женятся и заводят детей.

Возраст Аркадия Кирсанова – 23 года: “…недаром же мне и минул двадцать третий год…”

Аркадий является потомственным дворянином, сыном помещика:

“…Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки…”

О внешности Аркадия известно следующее:

“…к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата…” “…раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели…” “…Он сбросил с себя шинель…”

Аркадий – молодой человек, “птенец”, по словам Базарова:

“…А главное, он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич…” “…так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…” “…Что значит молодость! – произнес спокойно Базаров…” “…Ах да! птенец этот!..” (Базаров об Аркадии) “…В тебе… есть молодая смелость да молодой задор…”

У Аркадия звонкий юношеский голос:

“…говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий…”

Аркадий Кирсанов является образованным человеком. Он окончил университет в Петербурге:

“….В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге…” “…сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата*…”(*кандидат – лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен», первая ученая степень)
Аркадий Кирсанов – молодой помещик с либеральным взглядами на крепостное право: “…либеральный барич…”

Аркадий не богат, но у него и его отца есть некоторое состояние:

“…я и не богат…” “…Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное…”

Аркадий Кирсанов – веселый, жизнерадостный человек:

“…весело отвечая на отцовские ласки…” “…так весело… посмотрел на отца…” “…промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня!..” “…Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую…”


Аркадий уважает и любит своего отца, а также своего дядю:

“…Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор…” (Аркадий – отцу) “…Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку…”

Аркадий дорожит дружбой своего старшего товарища Евгения Базарова (в начале романа):

“…Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой…”

Аркадий восхищается, благоговеет перед своим “учителем” Базаровым (в начале романа):

“…Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся…” “…Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.)…”

Юный Аркадий старается казаться взрослым мужчиной:

“…он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы…”

Аркадий старается вести себя так же развязно, как и Базаров, но в конце концов перестает подражать другу:

“…Я нахожу, что Аркадий s’est degourdi*…” (*стал развязнее). “…с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино…”

Аркадий называет себя нигилистом, но на самом деле в душе он далек от нигилизма:

“…Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий…” “…Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!..” “…Аркадий ее любил [природу], хоть и не смел признаться в этом…”

Закончив университет, Аркадий не находит себе особых занятий или целей в жизни. Он ничем не занимается в отличие от деятельного Базарова:

“…Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь…” “…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…”

Аркадий – умный молодой человек, по мнению Одинцовой:

“…Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен…”
Он является великодушным человек: “…я сам пойду к ней, – воскликнул Аркадий с новым приливом великодушных чувств…” “…Эге ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные!..”

Аркадий – справедливый человек:

“…Надо быть справедливым, Евгений…” “…Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, – возразил запальчиво Аркадий…”

Аркадий Кирсанов является робким молодым человеком:

“…Ты робеешь, мало на себя надеешься…” “…Аркадий ощущал на сердце некоторую робость…” “…он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод…” “…он почувствовал невольную робость…” “…робость овладевала им…”

Аркадий – невинный, целомудренный юноша:

“…Вот еще! Какой невинный!..” “…Господа, уж это что то на Бедлам похоже стало, – заметил он вслух…”

Аркадий – скромный человек:

“…Помилуйте, – возопил Аркадий, – какой же я великий мира сего? И к роскоши я не привык…”

Он является ласковым молодым человеком:

“…– Полно, папаша, полно, сделай одолжение! – Аркадий ласково улыбнулся…” “…Мы познакомились, отец! – воскликнул он с выражением какого-то ласкового и доброго торжества на лице…”

Аркадий – не циничный человек в отличие от своего приятеля Базарова:

“…Аркадия покоробило от цинизма Базарова…”У Аркадия нежная душа: “…Ну, не сердись, неженка…” “…Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..”

Аркадий – эмоциональный человек:

“…Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…»…”

Он способен плакать, когда его переполняют чувства:

“…Он чувствовал, что слезы приступали к его глазам…” “..«Жаль и Кати!» – шепнул Аркадий в подушку, на которую уже капнула слеза…” “…Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз…”

Аркадий является мягким человеком, по мнению Базарова:

“…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький…”

Аркадий Кирсанов любит природу:

“…Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!..” “…Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом…”

Также Аркадий любит музыку:

“…вы, мсьё Кирсанов, кажется, любите музыку…” “…сыграй что нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку…” “…Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней…” “…– Вы какую музыку больше любите? – Классическую… Моцарта люблю…”

Известно, что Аркадий плохо танцует:

“…Танцую, только плохо…” “…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…”

При этом Аркадий любит красиво говорить:

“…О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво…” “…Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь…”

Он является миролюбивым человеком и не любит ссориться:

“…Ну, полно, – шепнул Аркадий и пожал украдкой своему другу руку. – Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений…” “…Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами…”

В конце концов Аркадию становится интересно заняться своим имением. Он мечтает об агрономической, сельскохозяйственной деятельности:

“…небогатый край этот… нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…” “…Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…”

Читайте также:  Именины у ростовых анализ эпизода в романе война и мир толстого сочинение

Аркадий хочет быть полезным для общества:

“…я по прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе…”

Аркадий Кирсанов верит в брак в отличие от Евгения Базарова. В конце романа Аркадий женится на Кате, младшей сестре помещицы Анны Одинцовой:

“…Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…” (Базаров – Аркадию)”…Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…”
Таков Это был цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети” Тургенева: описание внешности, личности и характера героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-arkadij-kirsanov-obraz.html

Настоящая дружба в романе «Отцы и дети» Тургенева

Что же такое настоящая дружба? Этот вопрос волновал многих философов, психологов и писателей всегда, и И.С. Тургенев не стал исключением.

Одна из главных тем в его романе «Отцы и дети» — дружба, дружеские отношения между Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым.

Но после прочтения произведения до конца так и непонятно — друзья эти два персонажа или просто два человека, которых волей-неволей свела судьба. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно, во-первых, определить для себя, что же такое дружба.

Мне кажется, это, в первую очередь, взаимопонимание между людьми, готовность понять друг друга, помочь, но также немало важны интересы и увлечения этих самых людей.

Но главное — дружба проверяется временем, настоящая дружба не ломается. И, возвращаясь назад, во-вторых — нам нужно проникнуть в головы обоих персонажей, понять, что же они значат друг для друга.

Это уже более сложный вопрос, и с ним мы сейчас и будем разбираться.

Аркадий тянется к Базарову, потому что тот не похож на других. Базаров притягивает Аркадия своим мышлением, своим ярко выраженным нигилизмом.

Он — яркая противоречивая личность, а к таким во всем времена тянулись. Аркадий испытывает к Евгению чувство восторга, считает его своим учителем, превозносит его и его идеи.

Обратите внимание

А Евгений же считает Кирсанова маленьким мальчиком, романтиком; он относится к нему совершенно несерьёзно.

Настоящая страсть Базарова — естественные науки, Кирсанову же ближе музыка и поэзия. Их интересны, несмотря на, якобы, общее «увлечение» нигилизмом, не совпадают. Разлад в их отношения становится особо заметен в имении Кирсановых.

Именно в родном доме, находясь меж двух огней (старшие Кирсановы, семья и друг-наставник Базаров), Аркадий начинает понимать, что, оказывается, убеждения друга ему не так уж и близки.

Это понимание всё растёт и растёт с каждым днём, но апогеем всей ситуации можно считать разговор после встречи с Одинцовой.

Базаров сам отталкивает друга, заявляя:

Но разве есть что плохое в стремлениях Аркадия, в его желании завести семью жить провинциальной жизнью? Базаров отрицает всё, что ему не по нраву; этим он отталкивает даже тепло относящегося к нему Аркадия Кирсанова. Несовпадение интересов, разное мировоззрение становятся для дружбы Евгения и Аркадия огромным препятствием.

И их дружба не выдерживает, рвётся; только вот Аркадий, в конце концов, обретает счастье в родительском доме, с Катей Одинцовой, а вот Базаров так и умирает в одиночестве, никого не полюбив за всю свою жизнь и ни с кем по-настоящему не подружившись.

Его становится по-настоящему жалко в последних главах, где описывается его угасание в полном одиночестве — но разве можно жалеть человека, который сам обрёк себя на подобную кончину?

Дружбу Базарова и Кирсанова нельзя считать настоящей — её и дружбой-то назвать нельзя, на самом деле. Отношения между этими двумя носят характер привязанности — Кирсанов привязан к Базарову как ученик к любимому учителю, а тот, соответственно, к Кирсанову как к способному ученику. Но о чём-то большем в их случае, к сожалению, и говорить нельзя.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/nastojashhaja-druzhba-v-romane-otcy-i-deti-turgenev.html

Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

  • Сочинение по русскому языку 10 класс. Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества.

    Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня.

    Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные.

    Важно

    Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

    Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

    Важно

    Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях.

    Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца.

    Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей.

    Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

    Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов.

    Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности.

    Совет!

    Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен.

    Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

    Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

    Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком».

    Совет!

    Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

  • Источник: http://soshinenie.ru/druzhba-bazarova-i-arkadiya-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

    Сочинение на тему «Евгений Кирсанов и Аркадий Базаров»

    В названии романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» заложен не только смысл извечного конфликта поколений отцов и детей, а скорее даже антагонизм различных сторон общества – консервативной и прогрессивной. Не всегда возраст совпадает со внутренней ориентированностью личности человека.

    Как мы помним, Аркадий всё же примкнул к «отцам». Он изначально и был в этом «лагере», как и любой сознательный человек. Такова позиция писателя, которая кажется многим критикам однозначной. Роман «Отцы и дети» критик Писарев называет скорее философским трактатом, чем художественным произведений.

    Роман Тургенева продолжает череду антинигилистических произведений того времени.

    Евгений Базаров единственный истинный представитель «поколения детей». Последователи его создают лишь видимость, а Аркадий всё же ещё принадлежит к старому обществу.

    Не потому что все они быстро постарели, а именно потому, что Иван Сергеевич не отождествляет нигилистов и молодость. Открыто он не называет нигилизм бесперспективным течением, но мы видим это в самом конце романа.

    Базаров отворачивается от своего «идеального» мировоззрения.

    В силу таланта Тургенева правдиво показан и кризис дворянства, во всех этих неестественных, смешных повадках Павла Петровича.

    Огромная разница между Аркадием Кирсановым и Евгением видна уже в сцене их приезда в дом Кирсановых. Базаров в любой обстановке занимается своим делом, Аркадий же ничего не делает, но в тоже время чувствует себя прекрасно и для него – это активность.

    Лишь именно поэтому – из-за интереса к необычной личности Базарова Аркадий завёл с ним дружбу. Молодому Кирсанову был интересен «новый человек», но, стараясь подражать ему, Кирсанов видел в своём друге всё больше неприемлемых для него сторон.

    Обратите внимание

    Ведь даже зная анатомию глаза Аркадий видел прекрасный взгляд, отдавался чувствам, занимающим его сердце.

    Консерватизм – вот главная черта жизни Кирсановых. Аркадий, как и вся его семья, любят покой и уют, мятежный неординарные действия не для них. Базаров же не смыслит остановиться, в постоянной борьбе и противоречии окружающему миру он уже не может влиться в него. Евгений отрешился от мира, разрушив все связи, даже с родителями у него отношения очень формальные.

    В смысле жизненной позиции Аркадий начинает быть разумнее своего «учителя». Базаров считает врагами всех вокруг, ломает сам себя, Аркадий же не бросается в омут с головой. Кирсанов способен менять свою точку зрения, способен увидеть в «никудышной романтике» суть жизни.

    Постепенно маска Евгения, которую примеряет к себе Аркадий, трещит по всем швам. Личность молодого Кирсанова принадлежит к поколению отцов, и он рад этому, уже не сопротивляется, а стремится обрести спокойное семейное счастье.

    Базаров, будучи передовым человеком, не справляется, и становиться «лишним». Все его сторонники топчутся на месте, видя в нигилизме лишь моду. Аркадий и вовсе отвернулся от нигилистических идей. Евгений наконец понимает свою несостоятельность как революционера умов общества.

    Об этом пишет и Писарев в своей статье о романе.

    Базаров сам убеждается в несостоятельности своего холодного расчетливого разума, ибо чувства обуревают его, смывая всю коросту нигилизма. Любовь, понимание себя перед лицом смерти – всё это приходит к Евгению слишком поздно. Он давно перестал смыслить своё дальнейшее существование, результатом чего и стало заражение. Борьба с миром проиграна, Евгений Базаров сдался сам.

    Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-evgeniy-kirsanov-i-arkadiy-bazarov/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector