Лирический герой в поэзии блока сочинение 11 класс

Лирический герой в поэзии А.А. Блока

Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Он вошел в русскую поэзию как сторонник этого течения, но он же и разрушил его реалистическим звучанием своей поэзии.

Блок по праву считается крупнейшим поэтом в России XX века. Его наследие разнообразно: это и стихи, и поэмы, и критические статьи, и литературоведческие исследования.

Однако больше всего трогает сердца людей его поэзия.

Поэтические образы, созданные Блоком, занимают особое место. Это и образ Прекрасной Дамы, и образ Божественного мира, но наиболее отчетливо своеобразие блоковской поэзии проявилось в образе лирического героя.

Обратите внимание

Лирический герой — это представитель автора в стихотворении. У Блока уже в ранних стихах лирический герой очень близок к автору, порой он даже совпадает с ним. Так, в цикле стихов о Прекрасной Даме, кроме самой героини, мы видим образ влюбленного юноши, поэта.

За ним угадывается сам Блок, который был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь великого русского ученого-химика. Раскрытию и постижению этого первого романтического чувства и посвящен весь цикл. В нем есть указания и описания реальных событий, случавшихся с влюбленным поэтом и его возлюбленной. Блок даже весь цикл посвятил Л. Менделеевой.

Здесь описаны мир влюбленного, его переживания и страдания, но это не единственная линия в цикле. Влюбленный лирический герой — это рыцарь, видящий смысл жизни в служении Прекрасной Даме, а Прекрасная Дама — это идеал красоты, женственности и любви. Прекрасная Дама — это божество, у нее нет ничего общего с земным миром.

Неслучайно, что их первая встреча происходит в храме. Юный Блок находился под впечатлением мистической философии

В. Соловьева и ждал прихода его Вечной Женственности. Таким идеалом и стала для него Любовь Менделеева. Лирический герой раннего творчества Блока — это юноша-романтик, который признает любовь высшей ценностью жизни. Ради нее он готов на все.

Однако Блок не остается глухим к окружению. Современность врывается в его романтический мир. Он слышит тревожный гул событий, он предчувствует, что скоро весь его мир погибнет. Именно поэтому Дама и покидает его — она не может оставаться в этом страшном и грязном мире.

Поэт очень тоскует, зовет ее, просит остаться, но Красота, которую олицетворяет Прекрасная Дама, уходит безвозвратно:

Ты в поля отошла без возврата,

Да святится Имя твое.

Теперь А. Блок пишет стихи только об этом — о том, что идеалы и мечты несовместимы с жизнью. Теперь его интересует то, что происходит вокруг, как живут простые люди.

Важно

Неслучайно, что поэт-символист обращается к социальным проблемам, к назревающим революционным переменам. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика».

В нем сплетаются реальный конфликт и его символическое осмысление, а также осознание Блоком своего места в мире. Это стихотворение драматично, потому что Блок понимает, что ему не спрятаться от бед этого мира.

В стихотворении присутствуют три главных образа: собравшихся у ворот людей, «недвижный кто-то, черный кто-то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, который говорит: «Я вижу все с моей вершины…

» На вершине находится и сам поэт, который отдален от людей своими мистическими и романтическими мечтаниями, но он уже видит, что творится внизу. Это значит, что лирический герой не отворачивается от чужих страданий, наоборот, он идет к людям со своей вершины.

Можно сказать, что Блок с вершины символизма шел к реализму.

Во всех стихотворениях Блока виден его тонкий психологизм в раскрытии человеческих чувств и эмоций, он точно передает смену состояний лирического героя. В дальнейшем творчестве поэта лирический герой все больше сливается с ним. Его стихи становятся выражением его души, в них есть интимность тона.

Однако полностью ставить знак равенства между лирическим героем поэзии Блока и им самим нельзя. Блок во многом вкладывал в героя свои мысли и переживания, но здесь также присутствуют типичные черты всех молодых людей того времени. Более того, читая стихи Блока сейчас, в XXI веке, мы поражаемся, насколько их чувства и переживания схожи с нашими.

Это говорит о том, что Блок писал не только о себе, но и обо всех людях. В этом видно общечеловеческое звучание поэзии Блока.

Лирический герой взрослел вместе с Блоком. В зрелом творчестве уже нет романтизма, напора и ожидания счастья. Теперь герой Блока — разочарованный, опустошенный жизнью человек. Мне хотелось бы разобрать стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе».

Произведение привлекает рыцарским отношением к женщине. Это стихотворение автобиографично: оно написано после того, как от Блока ушла его жена-Л. Д. Блок. Прежде всего здесь становится видна тесная связь лирического героя и самого поэта.

Совет

Блок передает чувства печали, безысходности, разочарованности, показывает муки сердца и трагическую любовь:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Его герой уже знает, что мечты не сбываются, что любовь приносит только душевную боль. Но он никого не винит, потому что знает, что таков закон жизни.

Лирический герой Блока меняется, отражая эволюцию самого поэта. Этот образ несет в себе два смысла: конкретный, индивидуальный, и общечеловеческий, символический. Эти два смысла равноправны в творчестве поэта.

Сущность лирического героя Блока в том, что он соединяет в себе реальное и идеальное, человеческое и мировое. При помощи лирического героя мы можем понять внутренний мир поэта во всей его сложности и полноте.

Блок оставил нам замечательное поэтическое наследство. И пусть прошло много лет после его смерти, но его стихи близки и дороги нам, людям XXI века, потому, что поэт обладал удивительным даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимных душевных переживаний.

Источник: http://lit-helper.com/p_Liricheskii_geroi_v_poezii_A_A__Bloka

Сочинение на тему «Лирический герой в поэзии А. Блока»

Перед вами сочинение на тему «Лирический герой в поэзии А. Блока», надеюсь данное сочинение поможет вам лучше понять творчество этого великого автора.

Лирический герой в поэзии А. Блока

Александр Александрович Блок – яркий представитель символизма в русской литературе. Символизм – литературное течение, пришедшее в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков. Образы, созданные Блоком, занимают особое место в этом течении.

Символисты заняли свое место в русском искусстве в эпоху, когда социальная действительность в России была до чрезвычайности зыбкой, чреватой взрывами и катастрофами.

Блок с необычайной остротой чувствовал это и ждал, и жаждал некоего обновления, даже «преображения» всего человечества.

Своеобразие позиции поэта отразилось уже в первые годы его творчества в образах лирического героя. В стихотворении «Фабрика» это отчетливо видно. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя.

Но, с другой стороны, философия символизма, представляющая «новую жизнь и спасение человечества», также очень характерна для него.

B стихотворении вырисовывается три образа: собравшиеся у ворот люди, «недвижный кто-то, черный кто- то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой — «Я вижу все с моей вершины...

Блок поместил героя на вершину, символизируя этим начальную точку своего творчества, с которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

Обратите внимание

В первом своем поэтическом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок раскрывает перед читателем особый мир влюбленного человека, возвышенные чувства и святость неземных идеалов героя.

В этом лирическом цикле стихов нашла отражение идея символистов о Мировой душе, Вечной жене, которая является синтезом гармонии, добра и любви. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком под впечатлением встречи в Исаакиевском соборе с Л.Д. Менделеевой, будущей женой поэта. Это ей он посвящает трепетные строки:

Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь, культ красоты и добра являются высшей ценностью.

Самое известное стихотворение Блока «Незнакомка» становится символом самого поэта — символиста. В этом стихотворении культ красоты несколько развенчан в силу столкновения идеала с прозаичной и отталкивающей реальностью. В композиции четко отражена двойственность отношения поэта к красоте: стихотворение делится на две части.

Первая часть вся пронизана настроением томного ожидания «друга единственного», мечты и сказочного образа Незнакомки. Но радужные настроения эфемерны. Используя сильный звуковой ряд, умело описывая окружающий пейзаж и место встречи — трактир, автор нагнетает унылое ощущение пошлости происходящего, чем объясняет душевное состояние лирического героя.

Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя. Вновь окружающий мир как бы высвечен изнутри. Но это всего лишь на время. Вновь реальный мир окружает героя и невозможно спрятаться, убежать от него. Последняя возможность в забвении: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине».

В этом стихотворении Блок очень тонко раскрывает образ лирического героя, ярко описывая смену его состояний.

Важно

Стремясь полнее раскрыть внутренний мир своего героя, его жизненную эволюцию, автор пишет поэму «Соловьиный сад». Сюжетная линия поэмы – это неизбежное возвращение лирического героя из мира сладких грез и любви в серую реальность. Образ героя в этой поэме приобретает новое значение, общечеловеческую значимость. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание.

На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад отделен от остального мира только оградой, но, войдя в сад, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбор жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.

С течением времени происходит переоценка ценностей в жизни и творчестве Блока, он приходит к выводу, что возможности религиозно-мистического познания жизни весьма ограничены. Изменения в блоковском мироощущении отразились и на лирике поэта, например, в драме «Балаганчик» и стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Он испытывает депрессию, связанную с чувством одиночества и безысходности:

Мы ясно видим неразрывную связь лирического героя с самим поэтом. Его герой всегда несет не только лирическую нагрузку, но и становится глашатаем общечеловеческих идей, вечных ценностей.

Но Блок никогда не уходит от реальных событий. Именно в синтезе реального и идеального, в умелом отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя А.А. Блока.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-liricheskij-geroj-v-poezii-a-bloka/

Лирический герой А. А. Блока

Блоку — верьте. Это настоящий — волею божией — поэт и человек бесстрашной искренности.

М. Горький

Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта — это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца.

В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом — особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Чем больше читаешь произведения поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека.

На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения.

Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок.

Очень важно то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель — сделать мир лучше, прекраснее.

В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец «туманной» любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд — поклоняется Ей, Прекрасной Даме.

Совет

Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает «неизъяснимую прелесть» интимного чувства:

Я скрыл лицо, и проходили годы.

Я пребывал в служеньи много лет.

Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорывается жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе:

Погружался я в море клевера,

Окруженный сказками пчел,

Но ветер, зовущий с севера,

Мое детское сердце нашел.

Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полностью отказался от заранее заданных теоретических установок. Радость бытия врывается в его стих «Встану я в утро туманное…»:

Читайте также:  Сочинение моя любимая вещь (книга, велосипед, компьютер) 5 класс

Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!

Нас пленяет гармоничность стихотворной речи, одухотворенность и изысканность чувств в ранней лирике Блока. Мы входим в новый для нас мир, где герои живут светлой любовью и искренностью. Для своего времени Блок стал таким же певцом интимного чувства, каким для своего был Пушкин.

Но в этот духовно устойчивый, полный гармонии мир поэтичной души врывается социально-трагическая тема. Так, в стихотворении «Из газет» говорится о смерти женщины, оставившей сиротами детей (*'Мамочке хорошо. Мама умерла»).

У Блока восприятие построено во многом на контрастах — от напряженного ощущения счастья, веры в любовь, до совершенных провалов на дно, в «страшный мир».

А какое прекрасное стихотворение «Незнакомка». В драматическом столкновении с пошлым буржуазным дачным бытом возникает романтически возвышенное любовное переживание, рождающееся в душе лирического героя. Одухотворенность героини Блока воспринимается как протест против мира пьяниц, котелков, испытанных остряков.

Драматизм ситуации здесь не столько в непримиримости возникшего в душе героя конфликта, сколько в несовместимости мира «пьяниц с глазами кроликов» и женского облика, несущего в себе «древние поверья» и очарование «дальних берегов».

Обратите внимание

Исторически конфликт может быть разрешен, поэтическую несовместимость преодолеть невозможно. И в этом сложном духовном столкновении в стихотворении возникает мотив глухой и заветной, доверенной герою тайны («Глухие тайны мне поручены, мне чье-то солнце вручено…»).

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» можно поставить в один ряд с шедеврами русской и мировой лирики. Интимные переживания лирического героя становятся значите л рн о сложнее: поэт с удивительной нравственной чистотой показывает состояние человека, охваченного всеобъемлющим чувством любви.

Поэтический миг, схваченный в стихотворении, — это как бы вся жизнь: прошлое и будущее в настоящем. Здесь и воспоминание о промелькнувшем счастье («Летели дни, крутясь проклятым роем…»), и безнадежность будущего («Уж не мечтать о нежности, о славе…»), и горькая мимолетность сиюминутного состояния {«…

Мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла…»).

Противоречие лирического героя с любимой непреодолимо, утрата неизбежна, но в конфликте нет трагизма отречения («…Я слезы лил, но ты не снизошла…»). Вековая культура изображения человеческого переживания, восходящая к светлой пушкинской лирике, делает эти стихи непревзойденными по нравственно-эстетической силе.

https://www.youtube.com/watch?v=SHx6Ebar_6w

Чувством любви и сострадания к ближнему исполнено стихотворение «На железной дороге». Тема страданий личности, раздавленной «железной действительностью», навеяна поэту толстовским «Воскресением». Трагедия одинокой, отвергнутой души, история оскорбленной девушки приобретает обобщенное социальное содержание, превращаясь в трагедию поколения, народа.

В стихотворении «На железной дороге», сочувствуя униженному и оскорбленному человеку, поэт утверждает свою любовь к России.

Блок создал особенный поэтический образ Родины. Это образ красавицы женщины, возлюбленной, невесты. Ее лик светел, она хранит первоначальную чистоту души поэта:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!..

И нет конца.

Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «невозможное возможно», она «ведет на вечный бой», перед ней лежит долгий путь вперед, в будущее. Лирический герой чувствует себя неотделимым от красоты, тишины. Пусть он только путник, затерявшийся на ее гибельных, но всегда любимых просторах, но с Россией ничего не страшно.

Да, поэзия Блока прекрасна. Творческий гений поэта, его бессонная тревога, обостренная совестливость, честность перед жизнью обеспечили ему бессмертие. До нас дошел его обличающий голос:

Испепеляющие годы

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть.

Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

Страстной правдой горевшее слово

Он от пламени сердца зажег.

И народ не забудет простого,

Благородного имени — Блок.

Р. Рождественский



Источник: https://scribble.su/work/800-works/203.html

Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока

  Скачать сочинение

    Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока менялся на протяжении всей творческой жизни поэта. В ранних стихах Блока, объединенных в цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, лирический герой автобиографичен.

Он совпадает с образом самого автора, который предстает перед нами полным любви и нежности; он ждет появления Прекрасной Дамы, которая символизирует идеал красоты и женственности. Этот идеал является олицетворением всей мирской любви, природной гармонии:     Я стремлюсь к роскошной воле,     К той прекрасной стороне,     Где в широком чистом поле     Хорошо, как в чудном сне.

    Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности.     Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы:     Я — Гамлет.

Важно

Холодеет кровь,     Когда плетет коварство сети,     Но в сердце- первая любовь     Жива — к единственной на свете.     В творчестве поэта стало больше мистики, что говорит о все более глубоком проникновении действительности в иллюзорный мир Блока. Меняется не только лирический герой, но и сам символ Вечной женственности — образ Прекрасной Дамы.

Теперь это уже не та небесная дева, возвышенная и чистая, хотя ее образ все так же возвышен и романтичен. Теперь она — Прекрасная Незнакомка, более реальная и земная:     И медленно, пройдя меж пьяными,     Всегда без спутников, одна,     Дыша духами и туманами     Она садится у окна.

    И веют древними поверьями     Ее упругие шелка,     И шляпа с траурными перьями,     И в кольцах узкая рука…

    Несмотря на то что герой спускается “со своей вершины” в мир людей, где у “соседних столиков лакеи сонные торчат” и “пьяницы с глазами кроликов “in vino veritas” кричат”, герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит “землю” и “небо”, поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными.

На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы.     Но поэт все-таки оказывается сильнее обстоятельств, он находит в себе силы надеяться. Эта надежда связана с появлением в творчестве Блока образа Родины, России.

Недаром Блок писал, что все его творчество — о России. В стихотворениях из цикла “На поле Куликовом” чувствуется гордость и восхищение:     Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,     В твоей тоске, о Русь!     Лирический герой призывает к переменам, так как не желает оставлять такое     положение вещей.

И мы чувствуем огорчение Блока тем, что эти перемены не происходят:     Нет, опять погаснут зданья,     Нет, опять он обманул     Отдаленного восстанья     Надвигающийся гул.     Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода (“Скифы”, “Двенадцать”) лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком.

Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир:     Придите к нам! От ужасов войны     Придите в мирные объятья!     Пока не поздно — старый меч в ножны,     Товарищи! Мы станем братья!     А если нет, — нам нечего терять,     И нам доступно вероломство!     Века, века — вас будет проклинать     Больное позднее потомство…

Совет

    Мысли лирического героя полны революционной романтики; он воодушевлен анархией, но стремится к светлому и доброму:     В последний раз — опомнись, старый мир!     На братский пир труда и мира,     В последний раз на светлый братский пир     Сзывает варварская лира!     Но высокие порывы лирического героя наталкиваются на непреодолимые преграды: убийства, пьянство, грабеж, разбой, личную месть, разнузданность и вседозволенность. Все это показано в поэме “Двенадцать”. “Апостолы” новой веры отнюдь не чисты, их руки обагрены кровью, “на спину надо б бубновый туз”. Но поэт все же верит, что им удастся построить новый мир. Поэтому     Легкой поступью надвьюжной,     Снежной россыпью жемчужной,     В белом венчике из роз     Впереди — Исус Христос.

    Итак, мы проследили путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. На протяжении всего этого пути лирический герой боролся с действительностью, но реальность оказалась сильней и в конце концов сломила его. Поэт перестал слышать музыку стихов и замолчал навсегда.

18065 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока

Смотрите также по разным произведениям Блока :

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00055201184864074767

Готовые школьные сочинения

Янв 23 2014

Лирический герой в поэзии А. А. Блока

Лирический герой в поэзии А. А. Блока Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом.

Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место.

Своеобразие позиции поэта во многом уже отразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение “Фабрика”. С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя.

Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны.

Стихотворение рисует три образа: собравшихся у ворот людей, кого-то недвижного, черного, считающего пришедших, и, наконец, лирического героя, говорящего: “Я вижу все с моей вершины…” Нахождение на вершине это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму. Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихов.

Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении “Вхожу я в темные храмы…

“, поводом для создания которого стала встреча Блока сЛ. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это “чистейшей прелести чистейший образец”.

Лирический герой этого периода творчества Блока романтик, для которого любовь высшая ценность. Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, “Незнакомке”.

Тему этого стихотворения можно определить следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью.

Обратите внимание

Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания “друга единственного” мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней трактир.

Важно

Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя.

Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные.

Они как бы освещены с другой стороны. Итог же возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное продлевать его: “Ты право, пьяное чудовище, я знаю истина в вине”.

В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.

Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени.

Это удалось сделать в поэме “Соловьиный сад”. Основа сюжета этой поэмы неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание.

На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.

Важно

Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляетсяв стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе”. Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворения Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом.

Читайте также:  Сочинение фамусов и его окружение (грибоедов горе от ума)

В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя.

Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Лирический герой в поэзии А. А. Блока . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/liricheskij-geroj-v-poezii-a-a-bloka/

Лирический герой Блока: характеристика лирического героя

Что включает в себя понятие «лирический герой»? Можно ли говорить о том, что лирический герой — это и есть сам поэт, автор стихотворения или поэтического цикла? Почему нельзя отождествлять лирического героя и поэта? Нельзя в первую очередь потому, что лирический герой — это литературный герой, образ, запечатленный в художественном произведении; поэт, его творец, — живущий или некогда живший реальный человек, а не литературный персонаж. Другое дело, что часто поэт и лирический герой соотносятся как тип и прототип: внутренний мир поэта, его восприятие реальности, манера чувствовать и думать находят свое художественное воплощение в образе лирического героя, сознание и внутренний мир которого оказываются предметом изображения в лирическом произведении.

Предметом изображения своеобразного «лирического романа», стихотворного единства, включающего в себя три тома лирики Блока, становится внутренний мир лирического героя — личности крайне сложной и противоречивой, стремящейся к обретению внутренней гармонии, к постижению гармонии мира, вслушивающейся в музыку «мирового оркестра» и трагически неспособной преодолеть отчаяние и пессимизм, свойственные ей. Эта противоречивость, мучительная для поэта доминанта его характера, ярко отразившаяся в творчестве, характеризовала и образ лирического героя Блока. Своеобразным ключом к образу поэта, запечатленному его лирикой, могут служить слова его жены, Любови Дмитриевны, дочери русского ученого Д. Менделеева: «В Блоке был такой же источник радости и света, как и отчаяния и пессимизма». Поэтому лирическим сюжетом всех трех томов его лирики становится история преодоления этих противоречий — между потребностью радости и безысходным отчаянием, солнечным светом и непроглядной тьмой пессимизма.

Эта противоречивость собственного характера вполне осознавалась и самим поэтом. Исследованию этих противоречий и путям их преодоления посвящено стихотворение третьего тома «О, я хочу безумно жить…» (цикл «Ямбы», 1907—1914).

В первой строфе заявлены романтические устремления, претензии максимальной полноты и насыщенности собственной жизни, личной и творческой:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Так трактуется задача поэта, утверждается концепция творческой личности, цель которой — дать вечную жизнь в слове всему существующему, дать имя и «вочеловечить» безличное, сделать сущим не сущее. Но этот оптимистический и исполненный романтического максимализма порыв обрывается трагической нотой разочарования как раз в сущем, реально существующем:

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне…

Здесь мы сталкивается с одним из парадоксов блоковского миросозерцания: во-первых, реальная, а не вымышленная жизнь предстает как «сон тяжелый», в котором задыхается лирический герой Блока.

Во-вторых, остается без ответа вопрос о том, чем так уж страшна эта реальность, особенно для Блока, рождение, образование и воспитание которого открывали доступ ко всем возможностям, которые только могут предоставить личности цивилизация и культура: он принадлежал к элите высшего русского общества, сам был ее частью, имел возможность общаться именно с теми людьми, с которыми хотел; не зная материальных тягот и забот, был совершенно свободен; мог путешествовать и путешествовал по миру, «Дивясь божественным природы красотам, / И пред созданьями искусств и вдохновенья / Трепеща радостно в восторгах умиленья» — именно в этом Пушкин видел лучшую, высшую свободу («Из Пиндемонти», 1836). Блок и не подозревал о возможности ограничения свободы передвижения из одной страны в другую, ограничения, которое его сограждане вполне почувствуют в самом обозримом будущем. Образование, полученное им, владение древними и новыми языками открывало свободный и легкий доступ к античной литературе; в немецком средневековье поэт чувствовал себя как дома; современную литературу Европы считал своею. Почему же эта жизнь воспринимается как «сон тяжелый»?

Думается, что в Блоке выразилась та грань русского национального характера, которая связана с неумением ценить насущную реальность, радоваться сущему, а не вымышленному; не умея насладиться тем, что есть, взыскать града не от мира сего. Эта черта, о которой писали многие мыслители, среди них — кн.

Евгений Трубецкой в статье «Русский максимализм», эта черта, эта неспособность удовлетвориться существующим, приводящая к лозунгу «Или все — или ничего», и стала основанием концепции революции, созданной литературой 20-х годов, концепции жестокой, антигуманной, но по-своему завораживающей своей жесткой бескомпромиссностью русского максимализма.

У истоков этой концепции стоял Блок, автор поэмы «Двенадцать».

Совет

В заключительной строфе стихотворения Блок формулирует противоречивую сущность характера своего лирического героя, который сочетает в себе несовместимое:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

Эта же противоречивость оказывается предметом изображения в стихотворении «О, весна без конца и без краю…» (2-й том, цикл «Заклятие огнем и мраком»), в котором проявилась безоглядная способность лирического героя Блока принять жизнь во всех ее проявленных, даже страшных, пугающих: «Принимаю тебя, неудача, / И удача, тебе мой привет!», «Принимаю бессонные споры…»,

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

Однако это приятие действительности во всевозможных ее проявлениях парадоксальным образом сочетается с воинственностью, враждебностью в отношении к ней. В первой же строфе приветствие странным образом оборачивается звоном щита; этот же мотив повторится в шестой строфе: «Перед этой враждующей встречен/ Никогда я не брошу щита…»

К кому обращено это стихотворение, кто становится объектом мои любви — ненависти? Приятия — отрицания? «Весна без конца и без края», мечта, удача и неудача, жизнь? Во второй части стихотворения все эти образы сходятся в одном и определяют сущность женского начала: они сливаются в неясных очертаниях женского образа.

Женщина, в образе которой сошлись весна без конца и без краю, воплотившая мечту, в которой лирический герой Блока узнает саму жизнь, манит его, но и таит в себе недоступность («Никогда не откроешь ты плечи… / Но над нами — хмельная мечта!») и враждебное начало: «И смотрю, и вражду измеряю»). Такая двойственность отражается и в восприятии этого женского образа лирическим героем:

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя!

Вражда, ненависть, заклятья — и любовь; это противоречие характеризует отношение лирического героя Блока к женщине. С женским образом в его лирику приходит любовь, обрекающая на мучения и гибель, но в нем не только мука, но и вся полнота жизни, что и обусловливает мужественное и жертвенное ее приятие.

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/blok_a_a/liricheskij_geroj_bloka_kharakteristika_liricheskogo_geroja/33-1-0-1198

Сочинение на лирический герой в поэзии Блока

Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым.

При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию “вочеловечения”. Главный герой трилогии – лирический герой-поэт.

Обратите внимание

В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической “автобиографии души” уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые испытывал в тот или иной период жизни.

Блок называл свою трилогию “вочеловечения” романом в стихах. Каждая книга трилогии делилась на циклы. Стихотворения в них располагались не в хронологическом порядке, а отражали те чувства и мысли, которые испытывал поэт в данный период

становления души.

В ранней лирике герой переживает сложные взаимоотношения с Прекрасной Дамой. Здесь нашли отражение одновременно пейзажная и любовная темы: воспевание красот природы и поклонение перед женщиной.

В ранней лирике щедро разбросаны символы состояния души поэта: “алые зори”, “розовые утра”, “золотистые долины” и т. д. Герой-поэт ищет свой путь просветления, свою тему. Под влиянием философских идей Вл.

Соловьева Блок воспевает Вечную Женственность.

Поиски идеала всегда трагичны. В лирике Блока появляются мотивы тревоги, приближающейся катастрофы. Поэт предчувствовал наступление исторических перемен для страны, опасность разрушения культуры.

Во всех явлениях действительности поэт видел скрытый мистический смысл. Под Прекрасной Дамой он понимал божественное женское начало, способное воскресить “старый мир”.

Лирический герой представляет себя то рыцарем, то покорным слугой этой Дамы, “рабом Царицы”. Дожидаясь ее прихода, он должен:

Светить

в преддверье Идеала

Туманным факелом своим.

Лирический герой измучен ожиданием, его тяготит обычная жизнь, в которой он не видит смысла, живет только в своем внутреннем мире чувств:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Произошедшие в стране исторические сдвиги, революция 1905-1907 годов вызвали резкое изменение мировоззрения Блока. Юношеские иллюзии исчезли, герой как будто впервые увидел реальный мир, в котором живет. Если раньше его герой пребывал “в храме”, то сейчас – “в кабаке”. Образ Прекрасной Дамы сменяется образом Незнакомки – “красивой и опасной”, “влекущей” и “пугающей”.

Важно

Во второй книге трилогии возникает тема города и “страшного мира”. Герой пытается как-то определиться в отношении к миру. Он в отчаянии бродит по городу, где Незнакомка ходит среди пустых и как будто “слепых” людей. Прежние святыни в сознании поэта превращаются в фарс.

Герой убеждается, что мир идет “путями зла”. Душа героя “замкнулась в себе”. Он оценивает окружающее как “балаган и позорище”.

Город, с его отталкивающими картинами, притягивает поэта призрачными огнями жизни, но все в нем неживое, иллюзорное, обреченное на смерть, так как в нем нет души.

Темой третьей книги становится борьба темных и светлых сил в душе героя. Поэт выходит “из мрака” тяжелых дум и сомнений, в нем побеждает позитивное начало. Главной в его творчестве становится тема Родины, России. Это истинный Идеал для поэта. В Родине сила и стойкость, чистая, светлая, поэтическая душа. Она переживет любые испытания:

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Поэт всем сердцем хочет служить добру, но его угнетает двойственность человека, в котором добро и зло слиты воедино. Ради светлого будущего поэт выбирает активную позицию, несмотря на двойные законы в обществе. Блок до конца жизни был уверен, что Россия, испытав много горестей, придет к счастливой, справедливой жизни.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-liricheskij-geroj-v-poezii-bloka/

Лирический герой в поэзии Блока на Сёзнайке.ру

Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом.

Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ веков и обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Поэтические произведения, созданные им, занимают особое место.

Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. «Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих стихах…» — писал поэт.

Совет

Стихи А. А. Блок начал писать очень рано, с пяти лет. Это были обыкновенные детские, потом юношеские пробы, которые не предвещали большого поэта.

Когда же произошло пробуждение? Когда из смутного беспокойства, «чудесной внутренней тревоги», хаоса звуков родилась Поэзия? Своеобразие позиции поэта просматривается уже в его раннем творчестве в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика».

С одной стороны, обращение поэтасимволиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, попытка осознать свое место в жизни также весьма показательны.

В стихотворении присутствует три образа: собравшиеся у ворот люди, кто-то недвижный, черный, считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины…» Нахождение на вершине — это как бы исходная точка творчества Блока, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

В ранних стихотворениях Блока присутствует образ Прекрасной Дамы. Его раскрытию поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме.

Читайте также:  Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение

В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…», поводом для создания которого стала встреча Блока с Л. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравнивают с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейшей образец». Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь — высшая ценность.

Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — «Незнакомке». В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в облике загадочно-прекрасной женщины. Явление ее непостижимо и окружено тайной. Кто она, блоковская Незнакомка? Реальное, земное в ее портрете — «девичий стан, шелками схваченный», и «в кольцах узкая рука».

Но дышит она «духами и туманами», ее дорогие шелка «веют древними поверьями ». Сам поэт говорил о своей Незнакомке: «Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового».

Обратите внимание

А известно, что по блоковской символике синий цвет означает неземное, звездное, высокое, чаще всего недостижимое:

…И перья страуса склоненные в моем качаются мозгу, и очи синие бездонные

цветут на дальнем берегу.

Тему этого стихотворения можно определить так: идеал, потребность красоты соприкасается с отталкивающей реальностью, эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно разделено на две части.

Первая часть пронизана настроением ожидания «друга единственного» — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело создавая с помощью пейзажа и звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует внутреннее состояние лирического героя.

Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность, что в художественном плане выражается в смене всех оценочных эпитетов и образов природы на противоположные. Они как бы освещаются с другой стороны.

Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное, что остается герою, — продлевать это забытье: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине».

В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, именно его состояние очень важно для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соловьиный сад».

Основная тема поэмы — неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. В поэме присутствуют библейские мотивы и образы, благодаря чему образ лирического героя получает общечеловеческое звучание. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева.

Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в ночь, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви.

Герой обогащен новым знанием, но и опустошен беззаботным счастьем.

Важно

Образ человека, опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой появляется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе». Оно автобиографично, так как незадолго до его создания Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом.

В каждом стихотворении Блока этот образ несет не только конкретную смысловую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Однако Блок не уходит и от конкретных, реальных событий.

Синтез реального и идеального, отражение внутреннего мира поэта во всей его глубине составляют сущность лирического героя. В развитии образа лирического героя отразилась эволюция Блока как поэта. А. Блок не был пессимистом, он не мог принять только этот мир, а не жизнь вообще.

«Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное».

«Смотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен!» — разве эти слова не доказательство горячей веры Блока в жизнь, в будущее? Пусть жизнь бесконечно сложна, он готов встретить ее бури и волнения, он «принимает» ее.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8267-liricheskiy-geroy-v-poezii-bloka

Лирический герой в поэзии А. Блока

В конце XIX — начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название «символизм». Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности.

Среди символистов присутствовало ожидание новой Богоматери, которая являлась синтезом Марии, матери Христа, и обычной, скромной девушки. Вторым утверждением было то, что «земная жизнь несовершенна», из чего проистекало вечное подсознательное стремление к Небесному, ирреальному.

Напрямую связано с ним и следующее утверждение символистов: в реальности подавлена любовь, а Вечная Женственность есть олицетворение любви.

А. Блок очень многое из теории В. Соловьева использовал и сделал основой своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью самого Блока.

Если рассматривать этого героя в общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не изменяются на протяжении всего блоковского творчества. Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противны пошлость и обыденность реальности: «Я не люблю пустого словаря любовных слов…

»; его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень нравственного и духовного развития — это от самого Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят другие.

Лирический герой Блока — во многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы «безумно жить».

«Жизнь» лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником автора становится все более и более трагичным и сложным образом.

В первом сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического и свойственная поэту бивалентность образа. Герой Блока — романтик, любящий, но не всегда страдающий.

Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему.

Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство — ниже и упрощеннее идеала и самого героя.

Если бы злое несли облака,

Сердце мое не дрожало бы…

Скрипнула дверь. Задрожала рука.

Слезы. И песни. И жалобы.

Совет

Вот где реализация счастья и душевного напряжения. Самореализация не в «Ты мой», «твоя», «люблю», «Навеки твой», а в «предчувствии» тебя.

В следующем сборнике «Распутья» мировосприятие лирического героя выходит за рамки интимного. Поэта интересует жизнь в рамках реальности, то, что происходит вокруг, то, неотъемлемой частью чего он стал.

Невозможно понять его роль в окружающем «хаосе песен воды и хрипящих звуков».

То ли он «мальчик больной, играющий в жмурки с Вечностью», то ли плачущий черный человек, «гасящий фонарики, карабкаясь на лестницу».

В следующем сборнике «Город» кажется, что, несмотря на любовь поэта к городу, его лирический герой смертельно устал от «зловонного кадила городской гари».

В этот город торговли

Небеса не сойдут, —

делает вывод герой. А значит, этот город не для него.

«Снежная маска» Блока делится на два цикла: «Снега» и «Маски». От одного цикла до другого с героем происходит душевная эволюция, и в «Масках» лирический герой Блока впервые переживает духовную смерть. В «Снегах» он «непокорен и свободен»; он опускается до земной любви, совершая трагическую ошибку:

И как, глядясь в живые струи,

Не увидать себя в венце?

Твои не вспомнить поцелуи

На запрокинутом лице?

Только потом герой понимает свою ошибку:

Я не открою тебе дверей.

Нет.

Никогда.

Слишком поздно. Для него потерян чистый, высокий идеал, и в «Масках» «тайно сердце просит гибели». Не будучи в силах сделать выбор, «унижаемый и злой», герой делает страшный для мира, для Вселенной вывод:

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет…

Умрешь — начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь.

«Я сегодня не помню, что было вчера», — пишет Блок в следующем своем сборнике «Возмездие». Но начинать жизнь сначала можно лишь с радостным чувством, он же «смертельно болен» оттого, что его «земное сердце уставало / Так много лет, так много дней…».

К жизни лирического героя возрождает его «небесное» сердце. «О, я хочу безумно жить!» — пишет он в «Ямбах». Вернувшись к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике «Кармен». Для героя «бушует снежная весна». Но здесь уже намечается проблема, которая позднее будет раскрыта в поэме «Соловьиный сад»:

Здесь — страшная печать отверженности женской,

За прелесть дивную — постичь ее нет сил.

Там — дикий сплав миров, где часть души вселенской

Рыдает, исходя гармонией светил.

В этой поэме Блок осмысливает проблему счастья: чему посвятить свою жизнь: гражданскому или семейному счастью? Вывод? «Заглушить рокотание моря / Соловьиная песнь не вольна!» Блок находит оптимальный выход: он объединяет интимную и патриотическую любовь в одном цикле «Родина». В письме к Станиславскому Блок пишет: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

Слияние темы Родины с темой любви находит свое выражение в отождествлении Руси с образом женщины-крестьянки и возлюбленной лирического героя. Его образ в произведении не однозначен и представляет собой синтез древнего воина и лирического героя, чья жизнь переосмысливается во всех циклах и стихотворениях сборника поэта.

Обратите внимание

В каждом стихотворении его образ изменяется под влиянием жизненного опыта А. Блока. В последнем этапе творчества поэта его лирический герой — не герой Символизма, а, скорее, собрание всего пережитого и перечувствованного Блоком.

Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых и произведения Блока. Образы, созданные им, занимают особое место в русской поэзии.

Своеобразие позиции поэта во многом отразилось в первые годы его творчества в образе лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя.

Но, с другой стороны, символистская философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: это собравшийся у ворот люд; «недвижный кто-то, черный кто-то», считающий пришедших; и, наконец, лирический герой, говорящий; «Я вижу все с моей вершины…

» Нахождение на вершине — это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. (Не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта.

) Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…», поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Менделеевой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец».

Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь является высшей ценностью.

Образ лирического героя получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, «Незнакомка». Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты соприкасается с отталкивающей реальностью.

Эту двойственность Блок отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания «друга единственного» — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — ресторан.

Важно

Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя.

Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность впасть в забытье.

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Страницы: 1 2

Источник: http://www.rlspace.com/liricheskij-geroj-v-poezii-a-bloka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector