Образ и характеристика доримены в комедии мольера мещанин во дворянстве сочинение

Сочинение «Мещанин во дворянстве» Мольера

Пьеса Мольера Мещанин во дворянстве — это поздняя работа писателя, что появилась в 1670 году. В ней писатель стремился не только развлечь своего зрителя и читателя, но еще и воспитать, поднимая ряд проблем. Среди них общественная проблема, дидактическая и идеологическая проблемы. Познакомившись с Мольером и его работой Мещанин во дворянстве, сделаем анализ произведения.

Сама сюжетная линия незамысловата и простая. Пьеса знакомит нас с торговцем-лавочником богатым мещанином Журденом, у которого была прекрасная семья. Любимая жена, дочь, влюбленная в соседа Клеона. При этом выбор дочери поддерживает и мать, вот только отец с его навязчивой идеей стать дворянином, все портит.

Сама же мечта героя о дворянстве была настолько сильной, что он как было заведено среди дворян нанял учителей, хоть сам и не собирается прилагать усилия в учебе. Стал Журден заказывать странные костюмы, которые носят аристократы. Завел дружбу с графом, который стал им пользоваться и постоянно занимать деньги у Журдена.

Обратите внимание

Он так сильно хотел отнести себя к дворянству, что даже жертвует счастьем дочери и отказывает Клеону выдать за него свою дочь. Ведь Клеон просто мещанин и к дворянству не имеет никакого отношения. А тут еще и увлечение Журдена другой женщиной, чего не могла стерпеть его жена.

И тут, не без помощи умного слуги, господина Журдена разыграли, устроив маскарад и посвящая его в турецкое дворянство.

Радует финал комедии, который имеет счастливый конец. Дочь Журдена выходит замуж за любимого Клеона, вновь воссоединяют свои сердца и чета Журден, женится и граф на маркизе Доримене, к которой заигрывал герой пьесы.

При этом главный персонаж уверен, что граф спас его, женившись на маркизе. Продолжая анализ комедии Мольера, обращаем внимание и на ее жанр. Как отметил сам писатель, «Мещанин во дворянстве» не просто комедия, а комедия с элементами балета.

Согласно сюжетной линии, действие происходит в доме Журдена в течение одного дня.

Сатира на дворянство в комедии Мещанин во дворянстве

В своей пьесе Мещанин во дворянстве Мольер высмеивает дворянство и отрицательные черты буржуазной среды.

Таким образом его работа направлена на два класса, где с помощью объектов сатиры в пьесе Мещанин во дворянстве писатель разоблачает паразитирующую знать и показывает жалкую аристократию.

К ней и устремился главный герой и его стремление автор показывает с сарказмом. Журден готов отказаться от своего класса в обществе, что является противоестественным.

Сочинение по произведение Мольера и его работа еще раз доказали, что писатель имел талант в создании как сатирических произведений, так и произведений жанра комедия.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-meshhanin-vo-dvoryanstve-molera.html

Сочинение на тему образ господина Журдена и анализ произведения Мещанин во дворянстве Мольера

Господин Журден — недалёкий и необразованный мещанин, живущий в «своём» мире, не замечая ничего вокруг. Ослеплённый желанием стать аристократом не замечает, что ведёт себя порой не только глупо, но и странно. Но всё меняется, когда он влюбляется в Доримену — богатую маркизу.

Он начинает ухаживать за ней ведь после женитьбы он станет аристократом. Частично и сам замечая свою неловкость и глупость, Журден нанимает учителей, которые должны обучить его.

Но учителя не чем не могут ему помочь ведь физика для него непонятна, логика — не интересна, а мораль ему не нужна, поскольку он «слишком горячий и мораль не сможет его удержать». Единственное, что ему более-менее понятно — это орфография, которой его начинает обучать учитель, едва сдерживая смех.

Важно

Вершиной эгоизма и глупости Журдена, стал запрет на женитьбу дочери Люсиль и её избранника Клеонта. Причиной отказа послужило то, что парень не был дворянином. Сам же Журден, втайне от жены, собирается встретиться с Дорименой. По этому поводу ему шьют костюм.

Не готовый до конца и страшный костюм вызывает у учителей лицемерный восторг, а у близких — насмешки. Журден, желая стать аристократом, не замечает как все вокруг его обманывают. И учителя, и граф Дорант — желают от него только денег. Граф, например, все подарки передаваемые Журденом через него Доримене, выдавал за свои.

В конечном итоге Журден наступает на свои же грабли: обманывая всех, он и сам становится обманутым. Клеонт обдурил его, переодевшись в одежду турецкого вельможи и поженившись с Люсиль, Дорант — использовал чтобы создать впечатление на Доримену. В конце над Журденом уже все насмехались открыто, поражаясь как можно быть таким наивным и доверчивым.

Проблема которую затронул Мольер в комедии, можно объяснить простой русской пословицей — клин клином выбивают. «Диктаторство» Журдена было побеждено его же оружием — обманом.

Но Мольер хочет достучаться до нас не с вопросом: как победить Журдена? Он хочет разобраться: а должны ли мы опускаться до его уровня и врать, как это сделали, поначалу добрые и порядочные люди (Клеонт и Люсиль, госпожа Журден и другие)? Второй же проблемой, является следующий вопрос: а не живём ли мы, как и Журден, в своём мире, не замечая никого, и ничего вокруг?

После прочтения комедии действительно есть над чем задуматься и поразмыслить. Возможно и мы или кто-то из наших близких тоже стал заложником своей фантазии?

Сочинение на тему образ господина Журдена и анализ произведения Мещанин во дворянстве Мольера Ссылка на основную публикацию

Источник: http://testdoc.ru/literatura/sochinenie-na-temu-obraz-gospodina-zhurdena-i-analiz-proizvedeniya-meshhanin-vo-dvoryanstve-molera.html

Мольер «Мещанин во дворянстве»

Автор наполнил свое произведение реализмом и саркастическими элементами, благодаря которым ярко смог описать те социальные явления, которые повсеместно отслеживались в обществе XVII века.

Характеристика образа Журдена

Главный герой пьесы « Мещанин во дворянстве» – Журден, стал своеобразным зеркалом, в котором автор отразил все недостатки и пороки общества. Журден достаточно пожилой купец, к которому однажды пришло непреодолимое желание стать частью аристократического общества.

Главный герой начал полностью перестраивать свою жизнь и старые привычки, чтобы максимально походить на дворянина. Он нанимает учителя и учится танцевать, подобно светским господам, обустраивает свою квартиру по примеру модных салонов, одевается в одежду из дорогих материалов, заказанных за границей, ищет для своей дочери жениха с благородной родословной.

Но это не помогает Журдену влиться в вожделенное общество, так как все его действия на пути достижения своей цели, вызывают всего лишь насмешку окружающих. Ведь что может быть более забавным, чем необразованный торговец, вообразивший себя дворянином.

Близкие люди пользуются им в личных целях: дочь и жена требуют новых дорогих нарядов, дабы соответствовать будущему аристократу. Для того чтобы выдать дочь за любимого человека, супруга Журдена разыгрывает настоящий спектакль для своего мужа.

Совет

Малообеспеченного жениха наряжают турецким султаном, за которого, согласно сценарию и должна выйти замуж дочка. Журден, настолько вжился в роль аристократа, что не видит в султане бедного парня Климента, просившего еще месяц назад руки его чада.

Во всем подыгрывая высшему сословию, Журден представляет собой не больше, не меньше, чем неудачную карикатуру на него.  Наверное, его образ вызывал бы насмешку не одного поколения читателей, если бы не прозрение, которое случилось у Журдена в конце пьесы.

Он осознал, что всю жизнь стремился к чему-то более возвышенному, чем каждодневная суета, и выбрал ошибочный путь, желая наследовать дворянство. Журден понял, что фактически всю свою жизнь прожил прозаично, в то время как его душа желала лирики.

В этот момент главного героя становится по- настоящему жалко. Однако это чувство сменяется радостью за него наконец- то он прозрел и посмотрел на мир совершенно другим взглядом.

Смысл повести

В пьесе «Мещанин во дворянстве» помимо людей, желающих приравняться к высокопоставленному обществу, высмеивается и сама аристократия, вместе с ее бессмысленными и пустыми законами жизни.

Игра Журдена в дворянство это фактически показательное выступление для высшего сословия, ведь иногда и сами они со своими выдуманными правилами хорошего тона, и безвкусицей в некоторых вещах, смотрятся так же комично, как и главный герой пьесы.

И трагедия аристократического общества, еще более глубокая, чем Журдена: ведь для мещанина это стало всего лишь ступенькой на пути к духовному росту, а для аристократии в подобном поведении и заключался смысл жизни. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: «Ревизор» Гоголя: система образов в комедии, сатирическая действительность
Следующая тема:   Булгаков «Собачье сердце»: проблема нравственного сознания личности

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/moler-mezchanin-vo-dvoryanstve

Что высмеивает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве», сочинение

«Мещанин во дворянстве» – это не единственная пьеса, в которой Мольер высмеивает дворянство. Это одна из наиболее ярких комедий, в которой автор показывает сатирический образ буржуа.

Изображая излишне доверчивого и доброго купца Журдена, Мольер осуждает его тщеславие и стремление приобрести дворянские манеры любыми путями. Журден нанимает разных учителей, чтобы те научили его манерам, танцам и музыке, но так и остается непутевым и спесивым.

Учителя тоже не так далеки от Журдена: они ссорятся по пустякам, не в состоянии определиться, какая же из наук является самой важной.

Простой народ сообразительней, чем люди образованные: помощники портного открыто выуживают у Журдена деньги, служанка Николь не боится откровенно смеяться над своим хозяином.

Мольер разоблачает паразитирующую знать в лице авантюриста Доранта. У него нет ничего, кроме графского титула, но он хочет обобрать богатого Журдена.

Мольер показал, насколько может быть жалкой аристократия. Действия Журдена направлены против народа, хотя он сам – выходец из народных кругов.

Отчуждение от своего класса, желание завуалировать собственные отрицательные черты показано в комедии.

Журден является главным героем пьесы, из мещанина он пытается вдруг превратиться в дворянина. Он считает, что наличия денег для этого достаточно, единственное, к чему у него было стремление в жизни – быть дворянином.

Обратите внимание

Ему очень хотелось быть в окружении дворян, для этого он шел на немалые жертвы: носил туфли, в которых нога складывалась почти вдвое, едва мог натянуть на себя шелковые чулки, одеваясь смешно и безвкусно. Его стремление получить титул просто затуманивало ему глаза.

Деньги у Журдена есть, однако нет элементарного образования, отсутствуют манеры, он беспросветно глуп. Журден на старости лет решил изучать философию (для него стало большим “открытием”, что он разговаривает прозой), стал заниматься музыкой, танцами и фехтованием.

Он думает, что при наличии кое-каких знаний и денег возможно занять место среди знатных дворян. Его окружают слуги и учителя, которые требуют за свою работу высокую оплату, однако и не думают ее выполнять. “Благородные” науки как-то не укладываются в голове Журдена. Жена просит прекратить напрасные траты, но мещанин ничего не хочет слышать.

Служанка Николь тоже хочет образумить своего господина, при этом видно, что бедная необразованная девушка гораздо умнее своего хозяина. Журден даже комическое посвящение в “мамамуши” воспринимает серьезно. Желание Журдена набраться ума-разума, безусловно, достойно уважения. Но он смешон своей уверенностью сделать это за несколько дней.

Стремление во что бы то ни стало “одворяниться” влияет на душевный настрой Журдена, а также определяет характер его чувственных восприятий. Главный герой с готовностью принимает за правду любую нелепицу, причем очевидную, лишь бы только она подкрепляла его “движение” к высшему свету. Журден просто тает от льстивого признания якобы дворянской принадлежности.

Мольер в своем произведении смеется над безграничной тупостью Журдена. На примере этого мещанина он показывает, насколько недалеким и неотесанным может быть даже человек с деньгами, который считает, что можно купить ум.

Великий драматург смеется не над конкретным человеком, а высмеивает тщеславие и стремление всячески подражать любым внешним признакам высшего сословия, при этом не меняясь внутренне.

Главное содержится не в титуле и не в костюме, а честь, достоинство, ум и образованность купить нельзя.

Осознав, что именно высмеивает Мольер в произведении «Мещанин во дворянстве», обратите внимания на другие сочинения:

  • «Мещанин во дворянстве», анализ главных героев комедии Мольера
  • Мольер, краткий пересказ «Мещанин во дворянстве»
  • «Мизантроп», анализ комедии Мольера
  • «Мизантроп», краткое содержание по действиям
  • «Дон Жуан, или Каменный Гость», анализ комедии Мольера
  • «Дон Жуан, или Каменный Гость», краткое содержание по действиям
  • «Тартюф, или Обманщик», история создания комедии Мольера
  • «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера
  • «Тартюф, или Обманщик», краткое содержание по действиям
  • Краткая биография Жана Батиста Мольера
Читайте также:  Анализ рассказа студент вампилова

По произведению: «Мещанин во дворянстве»

По писателю: Мольер

Источник: https://goldlit.ru/moliere/111-mecshanin-vo-dvoryanstve-chto-vismeivaet

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Журдена «Мещанин во дворянстве»»

       Культурное наследие литературы насчитывает десятки тысяч произведений, которые отличаются своей уникальностью, оригинальностью, содержательностью и яркой подачей сюжета, которая завораживает каждого читателя по – своему. Лично для меня, первой особенностью, произведения  на которую я обращаю внимание, является яркость образов главных героев.

       Так в комедии Мольера, мое внимание не мог не привлечь образ главного героя – господина Журдена. Меня впечатлила его целеустремленность и вера в свои силы, которая послужила хорошим примером для тех, кто не верит в себя и сдается при трудностях.

       На мой взгляд, именно Журден является одним из самых актуальных героев для современности. Его стремление к лучшей жизни, обусловлено стимулом, не только обеспечить себе материальное благополучие, но и вырасти духовно и морально. На мой взгляд, это более чем достойное стремление, которое вызывает огромную симпатию с моей стороны к персонажу.

Такой целеустремленности не хватает многим.

Важно

И на первый взгляд талантливые, умные, амбициозные люди, которые просто обязаны быть успешными, из –за своих сомнений буквально зарывают себя в рутине будничных реалий, не давая себе возможность вкусить, ту, более лучшую жизнь, виня при этом обстоятельства и дело случая, или же просто боясь быть непонятыми и не принятыми обществом. 

       Журден же не боится общественного мнения, и даже выглядит в глазах окружающих смешным и странным, так как просто люди считают его идею провальной и глупой. Журден не хочет мериться с мещанской жизнью, и стремительно продвигает себя в дворянство.

На мой взгляд, основной его ошибкой в этом выступает спешка и чрезмерная наивность, которой пользуются многие люди.

Для него важно получить все и сразу, хотя в идеале все приходит постепенно, поэтапно, но ослепленный своими стремлениями, он не пытается это понять.

       Мне также импонирует и то, что он не просто признает свою глупость, отсутствие манер, невежество и легкое хамство, но и не стыдится этого, напротив, стремясь откорректировать эти черты при помощи репетиторов и учителей. Журден не боится трудностей, не сдается и выходит за рамки существующих в те времена. Мольер создает всех героев живыми, показывая все их недостатки и достоинства, чем еще больше привлекает внимания к своей комедии.

       Также нельзя не отметить и благородные цели главного героя. Ведь все его стремления сводятся не только к самосовершенствованию, но и обеспечению лучшей жизни для дочери, будущее которой, по его мнению, зависит только от него.

Именно эти качества и достоинства делают его актуальным героем не только для нашего поколения, но и в целом для всех эпох. Нельзя боятся трудностей, а тем более сдаваться перед ними. Нужно искать выход из любой ситуации, если этот выход поспособствует лучшей жизни. Целеустремленность – вот главный ориентир в жизни человека.

Без нее сложно достичь успеха и получить желаемое. Журден учит нас не бояться и верить, что бы там не думало о нас общество.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/336-sochinenie-na-temu-obraz-zhurdena-meshchanin-vo-dvoryanstve.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, был Жан Батист Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер отразил сложные процессы разложения старого аристократического слоя французского общества. В то время во Франции при слабом короле более 35 лет фактически правил герцог-кардинал Ришелье.

Его целью было укрепление королевской власти. Многие потомственные аристократы не подчинялись королю, говоря, что происхождение их рода древнее, чем королевская фамилия. К тому времени аристократия уже изжила себя. Когда-то богатые и знатные, ее представители разорились и обеднели.

Между тем силу набирала буржуазия – представители третьего сословия. Для того чтобы исправить положение в стране, Ришелье разрешил продажу дворянских титулов за огромные деньги.

Совет

Дворянство открывало путь к власти, поэтому многие богатые буржуа и лавочники с радостью откликнулись на предложение властей.

В течение короткого времени французская казна наполнилась, «новые» дворяне смогли теперь служить при дворе и занимать высокие должности, а их дети смогли сочетаться браком с детьми аристократов.

«Новые» дворяне быстро заняли ключевые посты в государстве, они были безмерно благодарны Ришелье – в отличие от спесивых и непокорных аристократов. Но, как и во всяком деле, была и другая сторона медали. Над «покупными» аристократами смеялись все, включая их собственных слуг. Лавочник, нарядившийся в аристократические одежды, но не умевший ни говорить, ни вести себя должным образом, вызывал только насмешки окружающих.

В своей пьесе Мольер создал яркий сатирический образ богатого лавочника Журдена, преклоняющегося перед дворянством и мечтающего укрепиться в аристократической среде. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии, заводит дружбу с дворянами и даже пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки.

Но учителя обманывают его, наживаясь за его счет, поскольку Журден – человек невежественный и не знает, чему бы конкретно хотел учиться. Потомственный дворянин Дорант нагло обманывает Журдена: занимает у него деньги и дарит богатые подарки, купленные на деньги Журдена, маркизе Доримене от своего имени. Мольер откровенно смеется над попытками лавочника стать аристократом.

Журден – человек зрелых лет, его характер и привычки изменить невозможно, поэтому все его попытки изображать аристократа выглядят комичными. Журден сам поставил себя в такое положение. Он неглупый человек, в своей профессии торговца сукном он достиг больших результатов.

Журден богат, у него хороший дом, он обладает практическим умом и прекрасной памятью: он хорошо помнит, сколько денег должен ему Дорант, и видит, что портной крадет его ткань и испортил его жилет.

Но желание вырваться из своей среды и стать знатным вельможей на какое-то время отнимает у него рассудок. Свою дочь Люсиль он хочет выдать замуж только за аристократа, каким бы он ни был.

Он отказывает Клеонту, энергичному юноше из буржуазной среды, который сватает его дочь, только потому, что молодой человек не аристократ. Жене и дочери приходится обмануть Журдена, чтобы Люсиль могла выйти замуж за Клеонта.

Обратите внимание

В пьесе Мольера комичное часто соседствует с трагическим. Можно посочувствовать Журдену, когда он с горечью сетует на то, что родители в детстве не дали ему образования. С другой стороны, его родители никогда не могли себе вообразить, что их сыну представится возможность вдруг стать аристократом.

Такого в истории Франции не было испокон веков.Журден теряет всякое достоинство, когда грубо открещивается от своего родного класса буржуазии, говорит с презреньем о лавочниках. Трагизм этого героя в том, что он, порвав со своей средой, никогда не сможет стать аристократом по духу. В этой роли он будет всегда смешон.

В пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольер дал острую критику французской аристократии. Те, кто являются идеалом для Журдена, давно разорившиеся люди, живущие обманом, интригами и подлостью.

Например, Дорант изображен как промотавшийся циник и морально нечистоплотный человек, который, живя за счет Журдена, еще и приходит к нему на обед с Дорименой, чтобы вместе посмеяться над глупым буржуа.Персонажи, представленные в комедии, очень разнообразны. Здравомыслием и трезвостью взгляда на жизнь отличается жена героя, госпожа Журден.

Она считает ошибочными взгляды своего мужа, совершенно справедливо полагая, что брак ее дочери с аристократом не принесет Люсиль счастья. Молодое поколение героев (Люсиль, Клеонт) не разделяют страсти Журдена стать аристократом. Они чувствуют, что время буржуазии вот-вот наступит.Финал комедии Мольер оставляет открытым.

После спектакля зрители вспоминают яркие реплики персонажей, но затем серьезно задумываются о том поражении в жизни, которое потерпел Журден. Занавес на сцене опускается, когда Журден полностью счастлив. Он уверен, что рядом в комнате подготавливаются бумаги для заключения брака его дочери со знатным турецким вельможей.

Журдену еще предстоит узнать горькую правду и о дочери, и о Доранте, который женится на Доримене.Скорее всего, пережив унижения и подсчитав убытки, Журден вернется в свою лавку.

Мольер проявил себя как мастер комедийной интриги. Он создал глубокий, умный и веселый спектакль.

Реплики его персонажей превратились на несколько веков в крылатые выражения. В наше время пьеса «Мещанин во дворянстве» получила второе рождение. Образы «новых покупных» дворян впрямую соотносятся с образами «новых» «хозяев жизни», появившихся вместе с диким капитализмом, – в большинстве своем таких же невежественных, напыщенных и глупых.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/sochineniya-11-klass/5074-illyuzii-i-realnost-v-komedii-zh-b-molera-meshchanin-vo-dvoryanstve

Художественные особенности комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века.

В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами.

В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам, – противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма — несоответствие реальных событий, как они воспринимаются персонажами.

Эту общую комичную установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Важно

Как художник в свое время Мольер хорошо понял, в чем нуждается публика, и создавал пьесы, которые пользовались популярностью. Талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, обращает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущи те или другие черты.

Яркий образ создает Мольерв комедии «Мещанин во дворянстве». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. Но Журдену захотелось стать дворянином.

Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопот его семье, но нравится целой куче шарлатанов, которые кормятся за его счет и потешаются над ним: парикмахеры, сапожники, «учителя» этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную Доримену, с которой он и сам не прочь обручиться.

Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ожидает роскошный обед. От своего имени он дарит красавице драгоценности, которые передал ему для Доримены Журден.

Возникает комичная ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что драгоценности подарил Дорант, и возмущается, когда Журден приуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы.

Желание стать дворянином лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласие на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что он не дворянин. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким пашой, сватает за него Люсиль. Комедия завершается настоящим праздником веселья. Все герои получают то, к чему стремились: три пары влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доримена, Ковьель и Николь), а Журден становится, хотя и причудливым, но дворянином.

Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». «Мещанин во дворянстве» — яркое тому доказательство. За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комичные образы становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловлено их положением в обществе.

Журден стремится стать дворянином, чтобы доказать всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело.

Совет

Дорант — аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет в долг в Журдена), ни аристократических, возвышенных чувств. Он использует Журдена, чтобы произвести на Доримену впечатление богача.

Маркиза дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудрено вынес за пределы комедии.

В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека. На примере негативных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.

(4 votes, average: 3.25

Источник: https://school-essay.ru/xudozhestvennye-osobennosti-komedii-molera-meshhanin-vo-dvoryanstve.html

Образы дворян. Анализ пьесы «Мещанин во дворянстве» – Тематическое сочинение

Темой комедии являются изображения стремления господина Журдена попасть во дворянство.

Желание занять высшее место в обществе – естественное для человека, итак комического эффекта в пьесе не возникло бы, если бы автор не показал, в какое именно «приличное общество» хочет попасть Журден.

Читайте также:  Образ и характеристика алексея берестова в барышне-крестьянке пушкина сочинение

Поэтому второй темой комедии является изобличение лицемерной морали аристократии. Вместе с господином Журденом комическими образами становятся граф Дорант и маркиза Доримена.

Граф Дорант – обедневший дворянин, который утратил возможность, но не желание «широко» пожить за чужой счет. Недаром он занимает деньги у доверчивого господина Журдена.

Граф хочет улучшить свои дела бракосочетанием с богатой маркизой Дорименой. Но ухаживания нуждаются в деньгах. С этой целью Дорант использует простодушного господина Журдена.

Он склонил господина Журдена к мысли, что Доримена обратила на него внимание и не против принять его ухаживания.

Для этого во дворянства не существует моральных норм, и он в пьесе выполняет роль мошенника, который пользуется чужим кошельком, одурачивая его владельца. Он уверяет Журдена в том, что его мечты стать во дворянствеем небезосновательные. О нем «сегодня шел разговор в королевской гостиной». В сущности, Дорант смеется над Журденом.

Ради осуществления своей заветной мечты – стать аристократом – господин Журден присылает маркизе ценные подарки, устраивает для нее развлечения и банкет в своем доме.

С презрением относясь к Журдену, пренебрегая его, коварный и лицемерный граф льстит ему, ползает перед ним и вместе с тем обирает Журдена: граф вручает маркизе журденовские подарки от своего имени. Этим поступком Дорант окончательно втаптывает в болото свою честь.

Если честолюбивый буржуа изображенный как персонаж смешной, то Дорант, который распродает титулы и свою честь, возникает в пьесе как тип аморальный.

Обратите внимание

Дорант добился благосклонности маркизы подарками, т.е. убедил ее, что он богатый. Это и стало для маркизы главным в ее решении вступить в брак с ним.

В этом скрыта тонкая насмешка над обоими аристократами: маркиза ищет богатого жениха, а граф – богатую невесту. Маркиза дает согласие на брак, так как считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает.

Ее разочарование автор мудро вынес за границы комедии.

Мольер в комедии разоблачает таких ловких людей, которые стремятся как можно лучше устроиться в обществе, обогатиться за счет другого человека, как правило, нечестными методами.

Образ Клеонта. И Доранту, и Журдену в пьесе противопоставляется Клеонт – представитель третьего слоя, которого Мольер наделяет благородными чертами: образованностью, здравым смыслом, чувством человеческого достоинства, твердостью принципов.

Он не скрывает своего происхождения и благодаря своим внутренним качествам поднимается значительно выше не только представителей своего слоя, а и многих аристократов. Своим умом и честностью такие люди, по мнению Мольера, чрезвычайно полезны для общества.

Наиболее полно свой благородный характер Клеонт проявляет в своем чувстве к Люсиль, которую он любит искренне и самоотверженно.

Его жизненный принцип – не сторониться своего происхождения. «Притворяться из себя во дворянствеа,- утверждает он,- теперь никто не стыдится, и такой обычай позволяет носить краденое название.

Но я, искренне говоря, смотрю на такие вещи немного иначе. Я считаю, что любой обман унижает порядочного человека.

Но не к лицу прятать свое настоящее происхождение, появляться обществу на глаза под чужим титулом, показывать из себя не того, кем ты есть на самом деле».

Важно

В образе Клеонта автор показывает еще одну тему комедии – тему нравственности и благородства. Высмеивая общественные недостатки, Мольер не останавливался лишь на критике. Он старался показать современникам то, что можно противопоставить мошенничеству, зависти, жадности, лицемерию.

Источник: http://schooltask.ru/obrazy-dvoryan-analiz-pesy-meshhanin-vo-dvoryanstve/

Сочинение Мольера “Мещанин во дворянстве”

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII столетие.

В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель “высокой комедии”. Несмотря на правила, соблюдение которых было обязательным для драматургов его времени, Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами.

В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам,- противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма – несоответствие реальных событий тома, как они воспринимаются персонажами.

Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник в свое время Мольер хорошо понимал, чего нуждается в публика, и создавал пьесы, которые пользовались незаурядной популярностью. Но талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, поворачивает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущие те или другие черты.

Яркий образ создает Мольер в комедии ” Мещанин-Шляхтич”. Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. И Журдену захотелось выбиться в шляхтиче.

Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопоты его семье, но нравится целой груде шарлатанов, которые питаются возле него и потешаются над ним: парикмахеры, сапожнике, “учителя” этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную До-рімену, с которой он и сам не против пожениться.

Совет

Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ждет роскошный обод. От своего имени он дарит красавицы ценности, которые передал ему для Доримены Журден.

Возникает комическая ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что ценности дарил Дорант, и приходит в негодование, когда Доньев преуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы.

Желание стать шляхтичем лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласия на брак своей дочери Люсиль из Клеонтом только потому, что тот не шляхтич. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким подножный кормом, сватает за него Люсиль, а для Журдена устраивает “посвящение в муфтии”.

Комедия завершается настоящим праздником веселья. герои получают то, к чему стремились: три пара влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доремена, Ковель и Николь), а Журден становится, хотя и химерическим, но шляхтичем. Мольера справедливо называли автором “высокой комедии”.

За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комические образа становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловленная их положением в обществе. Журден стремится стать шляхтичем, чтобы довести всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить такой, которой она есть, что каждый должен делать в жизни свое дело.

Дорант – аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет взаймы в Журдена), ни аристократических, приподнятых чувств. Он использует Журдена, чтобы справить на Доримену впечатление богатея. Маркиза же дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудро вынес за границы комедии. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, и он не является ручательством нравственности человека. На примере отрицательных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.

Начиная из первых своих произведений Жан-Батист Поклен (сценическое имя – Мольер) опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествования с бродячим театром.

Но не следует отбрасывать и роли прекрасного образования, полученного им, которое дало возможность войти в высочайшие общественные круги и быть осведомленным во всех сферах общественной жизни.

Как выходец из буржуазной среды, Мольер оставлял за собой право высмеивать его отрицательные черты, а как человек просвещен, он получил право на высмеивание недостатков дворянских кругов.

“Мещанин – дворянин” – одна из наилучших пьес драматурга. В этом произведении сатиру автора и направлено на два общественных класса. Изображая доверчивого и доброжелательного купца Журдена, автор гневно осуждает его стремление любым путем приобрести дворянские манеры.

Обратите внимание

Хотя Журден и нанимает себе разных учителей, которые учат его манерам, танцам, музыканту, тем не менее остается напыщенным и грубым. Здравомыслящая жена Журдена не только не поддерживает своего мужчину, а и старается привести его на ум: “А мне так совестливо смотреть, которую ты моду завов. Собственного жилья не познать.

Можно подумать, что в нас ежедневно праздник: из самого утра, только и знай, играют на скрипках, песни поют,- соседям и тем покоя нет”. Но острейшее перо сатиры Мольер направил на изобличение паразитирующей знати. Талант Мольера оказался не только в написании ряда сатирических произведений, а и в создании комедии балета.

Этот жанр был развит им для придворных торжественностей. Но гений драматурга оказался в объединении двух художественных жанров для показа важных общественных проблем в свое время.

(1 votes, average: 1,00

Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-molera-meshhanin-vo-dvoryanstve/

Сочинение на тему «Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»

Во Франции много известных литераторов, среди которых почетное место занимает Жан Батист Мольер. Драматург не просто достиг невероятных высот при дворе Людовика XIV, а стал примером для многих поколений. Его творчество можно смело назвать образцом для подражания, а комедию «Мещанин во дворянстве» — шедевром классицизма.

Композиционная структура пьесы и развитие сюжета четко соответствуют основным требованиям классицистической литературы: места, времени, действия. Все события происходят в одном доме в течении 24 часов. Но успех произведения таится не в соблюдении главных правил. Мольер мастерски изобразил современную для него Францию, сумел передать атмосферу, царившую при дворе Короля-Солнца.

Центральный персонаж — господин Журден. Его образ многогранен и имеет положительные и отрицательные стороны. Журден представляет мещанскую прослойку. Он богат, однако его завидное положение кажется ему весьма скромным. Герой влюблен в маркизу Доримену и хочет стать знатным господином.

В своем порыве Журден не слушает разумные наставления жены, которая просит мужа одуматься. Он нанимает учителей фехтования, философии, музыки, танцев, которые тайком посмеиваются над ним и пекутся лишь о своей выгоде.

Однако главный персонаж убежден: истинный дворянин должен иметь соответствующий уровень образования.

Желание Журдена получить дворянский титул настолько сильное, что он запрещает собственной дочери выйти замуж за Клеонта. Он грезит о более знатной партии для Люсиль и не хочет внять мольбам влюбленных. Таким образом, Мольер подчеркивает упорство, стойкость характера Журдена.

Писатель изображает героя с невысокими интеллектуальными возможностями. Журден не может осилить хотя бы один предмет. Кроме того, он не замечает, что учителя превозносят его достижения с целью получения заработка. Главному герою нравятся похвалы. Это тешит его самолюбие.

Важно

Помимо отрицательных сторон в характере Журдена можно найти и ряд положительных моментов. Во-первых, он заботится о судьбе дочери. Герой не потакает ее прихоти только потому, что хочет для нее лучшей участи. Во-вторых, Журден готов поменять привычный образ жизни ради любви маркизы. В-третьих, мещанин ценит дружбу, он готов помочь графу, который, к сожалению, лишь использует Журдена.

Дорант – отрицательный персонаж. Он сам добивается руки маркизы и всячески старается помешать планам Журдена.

Положительным героем в пьесе является госпожа Журден, которая всячески помогает дочери. Хорошими качествами обладает также Клеонт. Он искренне любит Люсиль и прилагает все усилия, для того, чтобы женится на ней.

В пьесе Мольера прослеживается мысль: каждый хорош на своем месте. Писатель высмеивает тех людей, которые тщетно пытаются из мещан превратиться в дворян. Он показывает беспочвенность подобных желаний, огромную разницу между аристократами и простыми людьми. Бесспорно, комедию великого французского драматурга можно считать образцом классической литературы.

Источник: http://sochinenienatemu.com/sochinenie-ege-gia/komediya-molera-meshhanin-vo-dvoryanstve-sochinenie-ege/

Основная проблематика комедии Мольера « Мещанин во дворянстве»

Главная проблема, на которой построен сюжет « Мещанина во дворянстве», отображает определенный исторический этап развития буржуазии во Франции. Новоиспеченные буржуа, которые накопили немало денег, заработанных разными путями, чувствовали себя дворянам.

Именно поэтому они старались подражать дворянским манерам, стилю поведения, одежде, образу жизни. Мольер ( Жан-Батист Поклен) – драматург, поэт, актер – создал замечательные пьесы, которые до сих пор не сходят со сцен многих театров мира: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп».

И одной из наилучших, ярчайший его комедий есть « Мещанин во дворянстве», где автор нарисовал сатирический образ буржуа.

Именно об одного из таких буржуа – господине Журдена – рассказал Мольер в своей комедии. Для мещанина Журдена уже само дворянское имя является гарантией высочайших моральных ценностей, поэтому он безоговорочно во всем полагается на хитрого дворянина графа Доранта. Через их отношения практически показанные реальные общие отношения.

Читайте также:  Сочинение на тему письмо в прошлое солдату великой отечественной войны

Поэтому, смеясь над горемычным Журденом, который во что бы то ни стало, хочет стать похожим на дворян да еще и дочь выдать замуж непременно за дворянина, мы вместе с ним сочувствуем именно ему. Граф Дорант и маркиза Доримена представляют дворянство.

И вдобавок на их примере Мольер показал, что и дворяне могут быть неправдивыми, капризными, непорядочными.

Таким и есть граф Торлит, который растранжирил свои достатки и ищет богатую невесту. Да и Доримена полюбила его, убедившись, что он богатый, так как дарит дорогие подарки. О настоящих чувствах здесь и не шла речь. А вот на любовь способны другие герои – Люсиль и Клеонт, Николь и Ковьель. Они чисты сердцем, поэтому и победа на их стороне.

Итак, проблема настоящего и ненастоящего, проблема правды и неправды решается через смешные ситуации, в которые попадают герои благодаря ложному представлению героев одно об одном.

Изображая смешные события, которые произошли с горемычным Журденом, Мольер поднимается к широкому обобщению общественных явлений, не забывая о моральных уроках, без которых невозможна комедия классицизма.

Перед нами мещанин Журден – главный герой пьесы, который старается из мещанина вдруг превратиться в дворянина. Ему кажется, что для этого у него есть главное – деньги. Есть деньги, но нет элементарного образования, приличных манер, и главное – нет ума, он беспросветно глупый.

Совет

В немолодых уже летах Журден надумал изучать философию (здесь он делает большое «открытие»: оказывается, он разговаривает прозой!), заниматься музыкой, танцами, фехтованием. Он всерьез считает, что, получив некоторые знания и имея деньги, можно занять место в кругу знатных дворян.

Он окружает себя слугами и учителями, которые требуют высокое жалованье за работу, но не выполняют и не думают выполнять ее. Да и «благородные» науки как-то не укладываются в голове дурака мещанина. Его жена старается обратиться к благоразумию своего мужа и просит прекратить бесчисленные затраты, но тот ничего и слышать не желает.

Стремится: привести на ум своего господина и служанка Николь, и при этом видно, насколько бедная необразованная девушка умнее своего хозяина.

Журден такой глупый, что даже комическое посвящение в «мамамуши» воспринимает всерьез. Казалось бы, желание Журдена набраться ума достойно уважения. Но какой же смешной он, когда хочет сделать это за несколько дней!

Мольер смеется над безграничной тупостью Журдена. И на примере мещанина лишний раз показывает, насколько низким и неотесанным может быть даже богатый человек, который считает, что за деньги можно купить ум.

Но смеется великий драматург не с конкретного человека. Он высмеивает стремление подражать каким-то внешним признакам высшего социального положения, не изменяясь внутренне. Главное не в титуле, не в костюме, – утверждает Мольер.

Честь и достоинство, ум и образованность не покупаются.

Источник: http://www.school-essays.info/osnovnaya-problematika-komedii-molera-meshhanin-vo-dvoryanstve/

Вопрос №10. Тема буржуазии в творчестве Мольера ( «скупой», «мещанин во дворянстве»)

Буржуазные и дворянские нравы в комедии Мольера ʼʼМещанин во дворянствеʼʼ

Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество, лицемерие, тупость и легкомыслие, дворянскую спесь и чванливость французских буржуа.

В своей комедии ʼʼМещанин во дворянствеʼʼ он обратился к актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и проникновению их в среду зажиточных буржуа, стремящихся за большие деньги купить дворянский титул. Как мы знаем, Мольер всœегда следовал своему принципу ʼʼисправлять людей, развлекая ихʼʼ.

Вот и постарался великий комедиограф в своем произведении высмеять мещанина Журдена, одержимого идеей стать дворянином, то есть тем, кем тот не мог быть ни по происхождению, ни по воспитанию.

Обратите внимание

С первой минуты знакомства с персонажами комедии становится ясно, что всю силу своего таланта Мольер направил именно на то, чтобы показать глупость затеи в общем-то честного человека, стремящегося отдать свой капитал всœего лишь за дворянский титул. Иначе не назовешь его затею, как помешательством. Именно об этом и говорит учитель музыки, верно подметив одержимость своего хозяина: ʼʼГосподин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении – это для нас просто кладʼʼ.

Как же смешон Журден в некоторых признаниях относительно своего обучения: ʼʼЯ и не подозревал, что вот уже более сорока лет разговариваю прозойʼʼ.

Но не только смешно слышать признание в собственном невежестве этого немолодого человека, своим трудом добывавшего капитал, глупость неглупого человека – вот то, что заставляет досадовать нас, современных читателœей.

Ведь он в точности, знает, как потрачена каждая копейка, в уме держит сложные расчёты, связанные с исчислением долгов графа Доранта. Глупость его заключается еще и в том, что он не может постичь своим умом: быть похожим на дворянина только внешне – не значит соответствовать своему идеалу.

Именно в связи с этим он очень смешон в красных бархатных штанах, зелœеном камзоле, в узких чулках со спущенными петлями и тесных башмаках. Буквально ощущаешь его неудобства, читая комедию. Драматург дает нам возможность.

Мольер – один из самых значительных комедиографов классицизма. Ему принадлежат подлинные открытия в области этого жанра литературы. В своих произведениях писатель в первую очередь стремился правдиво и точно отображать действительность.

Наблюдая за людьми, их поступками, желаниями, страстями, он создавал яркие типические характеры. Автор не только рисовал отдельные портреты, а изображал быт и нравы всœего современного общества.

При этом для Мольера это было не простое изображение, но и особая форма протеста против социальной несправедливости и несовершенства существующего общества.

Важно

Его внимание, как автора комедий, привлекали всœе нарушения норм человеческой природы, отклонения от естественных стремлений человека во имя надуманных ценностей. По его мнению, фальшивые, лживые идеалы лежат в базе извращенной морали.

Именно в связи с этим он требовал от людей подлинной нравственной строгости, умения подчинять свои желания и свое поведение требованиям разума.

В ряде своих произведений Мольер высмеивает одно из характерных явлений общественной жизни того времени – стремление буржуазии к приобретению дворянских титулов, привилегий, манер; желание во всœем подражать дворянскому сословию.

Примером тому является его комедия ʼʼМещанин во дворянствеʼʼ, где соединилась мечта писателя о создании крупного, серьезного произведения и крайне важно сть написать пьесу по заказу короля, который поставил перед писателœем определœенные условия.

Так появилась пьеса, в основу которой был положен сюжет о богатом буржуа, готовом в своем стремлении к аристократическим титулам принять нелœепое, фантастическое звание ʼʼмамамушиʼʼ и подвергнуться маскарадному обряду посвящения в это звание.

Таким персонажем в комедии является господин Журден – простодушный, недалекий мещанин, неожиданно разбогатевший. Его единственное страстное желание – стать дворянином. И именно это желание обусловливает его странное, нелœепое поведение.

Он покорно подвергается ʼʼвоспитаниюʼʼ, с целью перенять манеры маркизов и во всœем доверяет обманщику Доранту, который пользуется доверчивостью героя в корыстных целях.

В данный сюжет автор вводит и другие линии: перед нами разворачивается история любви дочери Журдена – Люсили и ее возлюбленного Клеонта. Отец девушки желает, чтобы его дочь вышла замуж непременно за дворянина. Клеонт, принадлежащий по рождению к буржуазии, ради своей любви вынужден сыграть на этой мании Журдена (добиваясь брака с Люсилью, он выдает себя за сына турецкого султана).

Совет

Желая полностью разоблачить мелкобуржуазные нравы, Мольер еще больше осложняет основной мотив: Журден, во всœем перенимающий привычки дворян, решает, по примеру придворных, ухаживать за настоящей маркизой Дорименой.

Дорант же, стремясь поживиться за счёт наивного буржуа, подыгрывает герою и внушает ему, что маркиза к нему неравнодушна. Это обстоятельство лишь подталкивает Журдена к активным и нередко комичным действиям.

А проходимец граф берется всячески ему помогать.

В случае если присмотреться, можно легко понять, кем же на самом делœе выступают те, на кого так хочет быть похожим герой Мольера. Граф Дорант – человек благородного происхождения, обладающий изысканными манерами, но по сути своей – настоящий авантюрист, мошенник, ради наживы готовый на любую подлость.

Доримена, внешне подкупающая своей вежливостью, при ближайшем рассмотрении не многим отличается от Доранта͵ и также бессовестно обирает простоватого мещанина.

Создавая в своем произведении такие нелœестные образы представителœей дворянского сословия, писатель дает понять, что невежественный и наивный Журден, хоть и эгоистичный, тщеславный, но вместе с тем честный человек – в нравственном отношении намного превосходит тех аристократов, подражать которым он так стремится.

Высмеивая буржуазные и дворянские нравы, автор в то же время с искренним сочувствием и симпатией изображает людей из народа.

Народность творчества Мольера проявляется и в языке комедии, и в положительных характеристиках, которыми он наделяет простых людей. В произведении используются пословицы, поговорки, народные песни и поверия.

Писатель с огромным мастерством применяет просторечия, остроты, которые придают произведению неповторимое очарование.

Обратите внимание

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, создавая комедию, призванную изначально развлечь короля, Мольер на самом делœе написал яркое и острое сатирическое произведение, в котором выступил с решительной критикой и откровенной пародией на весь буржуазный и дворянский свет.

своеобразие поздней драматургии Мольера (комедии ʼʼМещанин во дворянствеʼʼ, ʼʼСкупойʼʼ, ʼʼМнимый больнойʼʼ).

комедия ʼʼСкупойʼʼ была поставлена на сцене в 1668 ᴦ. В этой комедии происходит поворот Мольера к изображению городской жизни. Мольер одним из первых уловил возросшее влияние города и ʼʼдворянства мантииʼʼ. В комедии ʼʼСкупойʼʼ.

Мольер использует сюжет, идущий от Плавта͵ и трансформирует его согласно современности. Мольеровский Гарпагон – плод своего века. В его образе акцент делается на социально обусловленных чертах. Пушкин акцентирует у мольеровского Скупого одну доминантную черту.

Но у Мольера обстановка пьесы позволяет проявлять скупость с разных сторон. Главный побудительный мотив персонажа – деньги, это главное мерило его жизни. Деньги извращают его характер – он становится равнодушным к семейным обязанностям, дети для него – орудие обогащения.

Он хочет жениться на невесте своего сына, думая, что сможет искупить деньгами отсутствие душевной теплоты. Мольер показывает разрушение патриархальных ценностей. В семье Гарпагона плетутся интриги. Решить вопрос могут только деньги. Через общечеловеческое Мольер зондирует социальные проблемы.

Гарпагон в общении с заёмщиками показан жёстким ростовщиком. В городе он предстаёт как значительное лицо. В поздних пьесах Мольера происходит расшатывание классицистической однозначности.

Пьеса ʼʼМещанин во дворянствеʼʼ является неопределённой по жанру. С одной стороны, это комедия характеров, но Мольер включает в комедию множество пантомимных сцен. Мольер активно экспериментирует с разными жанровыми образцами. Это вызвано тем, что идеологическая комедия не может развиваться. Но данный ход возвращает Мольера к фольклорным истокам.

Важно

В пьесе происходит столкновение Журдена со вторичными персонажами. В массе персонажей Мольера интересует коллективная характеристика среды третьего сословия. В позднем творчестве Мольера характеры становятся более просты. Журден – герой, выламывающийся из своей среды.

Его стремления в комедии доведены до гротеска, но это поведение отражает рост самосознания третьего сословия, возвышение ʼʼдворянства мантииʼʼ. Дворянство начинает нищать, терять имущественные привилегии. Смешное желание возвыситься до дворянина нарушает семейный порядок.

Журден становится семейным тираном, но при этом остаётся добрым и наивным человеком, чем и пользуется его окружение. Основная идея пьеса – нужно быть тем, кто ты есть. Мольер возвращается к теме лицемерия. Но слепота Журдена временная и поддаётся излечению.

В позднем творчестве (1670-е гᴦ.) Мольер обращается к теме городской жизни. Его персонажи становятся разнообразнее. Жизнь города – единый организм, в базе которого – принцип здравого смысла.

В комедии ʼʼМнимый больнойʼʼ главный герой Арган попадает в ситуацию короля Лира. Он хочет почувствовать любовь и заботу домашних. Его поведение порождает раскол в семье, исток мещанской трагедии. Жена Аргана Беллина стремится возвыситься благодаря интригам.

Комизм пьесы строится на внешних приёмах. Лицемерие становится более лёгким.

Ряд поздних комедий Мольера довольно широк (ʼʼУчёные женщиныʼʼ, ʼʼПлутни Скопенаʼʼ и т.д.). В последние годы своей жизни Мольер постоянно вызывал недовольство. Слухи в адрес Мольера были призваны показать его безнравственность.

На одном из представлений ʼʼМнимого больногоʼʼ Мольер скончался от сердечного приступа. Его запретили хоронить на освящённой земле. Его похоронили за церковной оградой с соблюдением христианских обрядов.

На рубеже XVII – XVIII веков Мольер стал выразителœем новых идей.

Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/126728_vopros_10_tema_burzhuazii_v_tvorchestve_mol_era_skupoy_meschanin_vo_dvoryanstve

Ссылка на основную публикацию