Образ петра 1 в поэме полтава пушкина

Образ Петра 1 в поэме Полтава Пушкина

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин нередко отображал исторические события в своих многочисленных произведениях. Одним из таких произведений является поэма «Полтава», написанная в 1829 – 1830 годы.

Знаменитого поэта интересовала многогранная личность Петра I, который стал одним из основных героев исторической поэмы.

Русского классика вдохновляли военные заслуги великого полководца, его внутренняя политика и многочисленные реформы, способствующие стремительному благоприятному развитию Российской Империи.

Обратите внимание

В поэме «Полтава» Пушкин изобразил императора Петра I талантливым и умнейшим стратегом, великим полководцем, мужественным предводителем. Успешный реформатор, заслуживший любовь и уважение русских солдат своим участием в битве со шведами, подает пример мужества и самообладания, вдохновляет свое войско на победу, побуждая русских войнов к самоотверженной битве за родную землю.

Описывая события победоносного сражения под Полтавой, автор характеризует Петра I как человека ужасного и прекрасного одновременно. Император настроен побеждать. Отсюда его грозный вид. Но в этом порыве Пушкин видит и прекрасные черты – смелость и доблесть, мужество и уверенность в победе, с которыми великий полководец готов ринуться в бой.

Александр Сергеевич Пушкин описывает своего героя в разных сюжетных ситуациях, в момент войны и в момент празднования победы.

Петр I в образе война – силен и опасен, а в образе пирующего за победу – щедр и прекрасен.

После победы под Полтавой царь устраивает пир для своих солдат и друзей в знак благодарности за проявленную самоотверженность и героизм. Он не скупится на похвалу своих войнов, он снисходителен к пленным.

Пушкину импонирует главный герой. Автор описывает лучшие качества Петра I не только как царя и славного полководца, но и человека.

Величественный царь хотел укрепить русскую землю, вводя свои решительные реформы. Он стремился сделать Российскую Империю великой державой. Он любил и уважал свою землю.

Важно

Этот сердечный порыв вызывает одобрение автора. Пушкин поддерживает своего героя в подобном стремлении.

Великий поэт изображает идеальный образ Петра I, позволяя тем самым оценить значимость его многочисленных побед для Российской Империи.

Сочинение 2

Александр Сергеевич Пушкин известен не только как поэт-сказочник или великий стихотворец. Он также является в какой-то мере и историком. Одним из его произведений на историческую тематику является поэма «Полтава», написанная в 1829 году.

Это произведение родилось, отнюдь, не случайно. Вдохновение на написание этого литературного шедевра снизошло на поэта другое событие, современником которого и был Пушкин. Это восстание декабристов. Петр I был известен своими смелыми реформами, о которых мечтали также Муравьев, Пестель и…Пушкин. Александр Сергеевич смог воплотить в образе Петра I лучшие качества российского самодержца.

Одной из ключевых фигур в сюжете выступает личность Петра I, к которому Пушкин относится с особым трепетом и восхищением, противопоставляя русского царя шведскому монарху.

Среди строк поэмы мы находим много доказательств этих различий. Так, если Карлу XII нравятся завоевания и он мечтает захватить все балтийское побережье для доказательства своего величия, то Петр видит эту войну просто как этап построения молодой державы, а Швецию – вынужденным соперником.

На поле брани Петр не показывает трусости – он ведет свои войска в бой, рискуя не только своей жизнью, как солдата, но и как самодержца, чем вдохновляет своих солдат на новые ратные подвиги. Нельзя сказать, что это глупость.

Петр – разумный стратег, который оценивает все «за» и «против» прежде, чем решиться на такой поступок. Поэт утверждает, что молодой царь одновременно ужасен и прекрасен, что говорит о его нацеленности на победу. Движения Петра стремительны, они отождествляются внуком Ганнибала с божественной грозой.

Да, и Брюс, и Боур, и Репнин, и даже Меньшиков вели русских солдат в бой, но лишь когда они увидели Петра, их сердца наполнились отвагой.

«И он промчался меж полками:

Могуч и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…»

Совет

Петр смог заслужить уважение и любовь простых солдат своими поступками, молодецкой удалью и самоотдаче во славу России.

Важен и тот момент, что молодой царь видит вклад и своего окружения в победу над шведами. После полтавской баталии он устраивает пир, на котором чествует своих друзей и союзников, лично угощая своих полководцев и восхваляя учителей, которые внесли свой вклад в формирование Петра как личности.

Пушкин делает образ Петра идеальным и многогранным, чтобы показать историческую важность полтавской виктории в истории России.

← Образ и характеристика Минского в повести Станционный смотритель ← Образ и характеристика Карла 12 в поэме Полтава↑ ПушкинЗемфир в поэме Цыганы → Образ и характеристика Екатерины II в романе Капитанская дочка →

  • Анализ произведения Мцыри Лермонтова (поэмы)Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял о написании произведения, главным героем которого будет юноша, томящийся в одиночестве, еще в раннем детстве. На Кавказ маленький Михаил приезжал с бабушкой лечиться местными минеральными водами
  • ГогольПеречитывая произведения великого писателя, задумываешься над тем, как изумительно отражен каждый из его героев и, наверное, так бы никто кроме Николая Васильевича и не смог создать такие гениальные творения.
  • Сочинение Лето на море. Как я провел лето на мореЛето – это волшебная пора для всех школьников, и я не являюсь исключением. Я очень ждал это лето. Родители еще в конце прошлого года обещали, что всей семьей поедим на Азовское море
  • Сочинение Лирика Николая РубцоваЛирика Николая Рубцова неразрывно связана с Россией, с родиной. Рано оставшись сиротой, он тонко воспринимал жизнь. Его сложная, полная драматизма
  • Сочинение на тему РыбалкаВ моей жизни много любимых занятий, но больше всего мне нравится ездить на рыбалку. Как-то раз мы с папой на выходные дни отправились рыбачить. Взяв необходимое снаряжение, отправились рано утром в субботу на Каму

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/obraz-petra-1-v-poehme-poltava

Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава Пушкина сочинение

Одним из основных персонажей произведения является самодержавный великан в образе русского царя Петра Первого. 

Поэт представляет героя в образе гениального полководца, заслужившего уважительное отношение к себе со сторон простых русских людей. Внешний портрет Петра описывается автором в виде могучего человека с сияющими глазами и быстрыми движениями, напоминающего божию грозу своим ужасным ликом. В образе Петра воплощается энергия и сила молодой российской страны.

Центральное место в произведение отведено описанию битвы со шведами под Полтавой, в которой Пётр, воодушевив русскую армию собственным примером, лично участвует, громя захватчиков путем построения быстрых и стройных полков. Это становится возможным благодаря проведенным в армии Петром реформ и преобразований.

По окончании разгрома шведских войск Петр устраивает пиршество, в котором проявляются его характерные черты в виде душевной милости, щедрости, доброты.

Главным отличительным качеством, описываемым поэтом в произведении, является его полководческое дарование, стремящееся к укреплению границ русского государства и увеличению его военной мощи.

Восхваляя победы русского царя, поэт раскрывает его как гения военного дела, подчеркивая исторические заслуги Петра Первого перед отчизной.

Празднуя победу в полтавской битве, Пётр Первый изображается в поэме в виде гордого царя-победителя с ясным взором, который полон славы.

С целью увеличения акцента на характерные качества великого императора Руси, поэт использует при раскрытии его образа антитезу и метафору, проводя параллель между внешностью Петра Первого, пышущего здоровьем, живым азартом и предчувствием скорой победы, и шведского короля Карла, которого бледного и недвижимого переносят на носилках верные подданные.

Описывая Петра Первого, поэт придает его образу величие, торжественность, присущие подлинному национальному герою, который способен вселить в своих солдат чувство уверенности в предстоящей победе, мужество и отвагу.

Сочинениена тему Петр 1 в поэме Полтава

В своей героический поэме “Полтава” Пушкину удалось создать образ самодержавного великана Петра I, как феноменального полководца, заслужившего себе народное признание, который своим примером способен побуждать к победе целые полки русских солдат.

Юная Россия сосредотачивая свои силы в битве приобретает мужественную закалку с помощью великого императора. Из рассказа Мазепы мы узнаем Петра, как вспыльчивого человека и то, что он ненавистен старику Мазепе.

Но это не помешало гетману достойно оценить силу русских войск предвидя их победу.

Обратите внимание

Внешний облик императора очень примечателен, в нём воплощается энергия и мощь молодой страны, он заявляет о готовности к бою со шведскими войсками.

Пушкин пишет, что Петр вдохновенный с небес, отдаёт приказ, с Богом! Описывая с каким посылом император движется в бой, поэт употребляет ряд антонимов, которые символизируют опасность для войска Карла и прекрасное будущее для России. Петр выходит с сияющими глазами и одновременно наполненным ужаса лицом.

Движенья его молниеносны и прекрасны подобно божьей грозе. Петр уверен, что божья сила приняла его сторону. Во время Полтавской битвы Петр лично участвует в бою, он мчится впереди с могучим и неунывающим видом.

После завершения битвы император возвращается с полным взором славы. Победа показывает результат того, что не зря были проведены все реформы и преобразования российской армии.

Вернувшись Петр закатывает пир в том шатре, из которого уходил на бой, а теперь празднует заслуженную победу. Автор поэмы рисует душевную щедрость и великодушие Петра. В шатре проходит пир, на котором присутствуют все, и свои и чужие.

Петр поднимает бокал за здравие своих учителей, которые научили его смело идти на противника, с достоинством проигрывать и честно выигрывать.

Анализируя произведение Пушкина можно заметить, что поэта интересует дар Петра, как великого полководца, который старается укрепить российскую территорию и показать всем военную мощь. Петр в пушкинской поэме является военным гением.

Поэту он важен не только как великая историческая личность, но и как мастер, работающий во благо отечества. Пушкин раскрывая образ Петра использует антитезу и метафору, как средства для выражения более яркого контраста между гордым, рвущимся в бой Петром и побледневшим, неподвижным Карлом.

Образ Петра через всю поэму проходит как величественный национальный герой.

Образ 3

В 1928-1929 годы Пушкин решил обратиться в своём творчестве к исторической теме. Так в 1929 году он начал писать поэму «Полтава». Написать поэму писателя вдохновил образ российского царя, Петра Первого, преобразователя восемнадцатого века. Пётр первый был знаменит своими героическими победами и дерзкими переменами.

Александр Сергеевич Пушкин сотворил художественный образ Петра Первого, воплотив в нём положительные качества характера, правителя и человека. В поэме Пушкин описал царя как хорошего полководца, который личным примером вдохновлял солдат не прятаться за чужими спинами, а воевать вместе со своими сослуживцами.

Однако Петра Первого нельзя назвать опрометчивым храбрецом, напрасно рисковавшим собой, а скорее, умным полководцем, который тщательно взвешивает все свои решения. Во время самой главной битвы под Полтавой писатель описывает выдающуюся характеристику Петра, он был в одно и то же время добрым и жестоким.

Важно

Пётр Первый, был главной угрозой для врагов и настроен на победу. Но в доблестной смелости Пётр был прекрасным как считает его автор. Александр Сергеевич описывает главного персонажа в разное время, в час войны и во время праздника в честь победы.

Когда Пётр Первый участвует в сражении, он грозен, а когда веселится на празднике в честь дня победы он щедрая душа и хороший человек. После битвы под Полтавой он в честь победы даёт пир, но делает это не для того, чтобы угодить себе, а в знак того, что он благодарен своим воинам и союзникам.

Он благосклонно относиться к пленным врагам, славит своих учителей и лично угощает своих воинов.

Поэт открыто восторгается главным персонажем, показывая самые лучшие черты характера царя и человека. Лучшее, что было в характере Петра Первого это то, что он хотел создать крепкую российскую державу и внести продвинутые перемены.

Петр Первый, был мудрым правителем, талантливым полководцем и высоконравственным человеком. Чтобы описать значительность царя в победах для России поэт описывает Петра Первого как идеального человека.

Для того чтобы выделить достоинство царя поэт включает в произведение полную противоположность Петра Первого, Ивана Мазепу украинского гетмана, который тоже является настоящей исторической личностью. Александр Сергеевич показал в образе Мазепы только отрицательные черты характера.

Читайте также:  Сочинение одиночество человека рассуждение

Для того чтобы больше выделить величественность Петра Первого и низость Мазепы Пушкин больше выделяет величественность Петра Первого.

  • Сочинение Человек часто сам себе злейший враг (рассуждение)Когда в жизни человека происходят те или иные события, он начинает рассуждать, что же стало этому причиной. Мы склонны винить других людей, обстоятельства, что угодно, только не самих себя. А ведь часто в наших неудачах виноваты мы сами
  • Сочинение Почему сложные решения рекомендуют принимать с холодной головойПожалуй, каждый из нас сталкивался в своей жизни с трудными ситуациями различного характера. Чтобы решить какую-либо проблему, приходится всегда думать – неважно, долго ли человек раздумывает над тем, как ему поступить
  • Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака сочинениеВ книге «Сотников» – два главных героя, Сотников и Рыбак. В них много общего, они оба – храбрые и смелые войны, оба на фронте с первых дней войны
  • АндреевСочинения и анализ по рассказам Андреева
  • Твір на тему Сенс життяЩоб зрозуміти сенс свого життя, потрібно спочатку розібратися в собі самому. Життя – театр, життя – гра, життя – поле бою, – багато письменників саме такими метафорами охарактеризували своє і не тільки – життя людей

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-i-harakteristika-petra-1-v-poehme-poltava

Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава» на Сёзнайке.ру

(1 вариант)

Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.

В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями:

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!»

Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов:

…Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Совет

Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк.

После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества:

В гражданстве северной державы,

В ее воинственной судьбе,

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

(2 вариант)

А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра…

О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру, что не мешает старику объективно оценивать силу русских и предвидеть поражение Карла.

Во время боя Петр в изображении А.С. Пушкина подобен божьей грозе, Бог на его стороне, он «свыше вдохновленный»: «За дело, с Богом!» Как и всегда в изображении А.С. Пушкина, Петр одновременно «прекрасен» и «ужасен».

Солдаты приветствуют Петра многократным «ура», рядом с ним «птенцы гнезда Петрова», «сыны», товарищи «в пременах жребия земного, в трудах державства и войны».

И Петр перед боем могуч и радостен, он вновь хочет помериться силами с человеком, давшим ему не один урок, но изменились времена, и перед взором Петра

Уж не расстроенные тучи

Несчастных нарвских беглецов,

А нить полков блестящих, стройных,

Послушных, быстрых и спокойных.

Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок. «И горд, и ясен // И славы полон взор его». В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью:

Прошло сто лет – и что ж осталось

От сильных, гордых сих мужей,

Столь полных волею страстей?

Их поколенье миновалось –

И с ним исчез кровавый след

Усилий, бедствий и побед.

Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9757-obraz-petra-i-v-poeme-pushkina-poltava

Образ Петра 1 в поэме Полтава Пушкина А. С

Образ Петра 1 в поэме “Полтава”, безусловно, заслуживает детального рассмотрения.

Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы.

Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

Достаточно часто встречается в произведениях Пушкина образ Петра 1. В поэме “Полтава” этот царь является главным героем, как и в некоторых других произведениях. Вкратце охарактеризуем основные из них.

Отношение Пушкина к Петру I на примере основных произведений

Стихотворение “Стансы”, созданное в 1826 году, стало одним из первых произведений, посвященных теме Петра. Практически все оно является восхвалением великого императора. Александр Сергеевич хочет, чтобы Николай стал таким же монархом, как и его выдающийся предшественник. Николай I – это правнук Петра I.

Он правил во времена Пушкина. Николай в годы жизни Александра Сергеевича обещал осуществить новое преобразование в стране. И Пушкин мечтал о реформах, сравнимых по значительности и масштабам с петровскими. В повести Александра Сергеевича “Арап Петра Великого” представление о личности Петра развивается.

Он и здесь показан как зачинатель, строитель всего нового.

Романтический мотив в “Полтаве”

В поэме “Полтава”, анализ которой мы проведем, продолжается тема Петра 1 в творчестве Александра Сергеевича. Это произведение было создано в 1828 году. Читая его, мы вначале можем подумать, что это традиционная романтическая поэма.

Однако любовная история постепенно отходит на второй план, а представленный в тексте романтический герой вдруг оказывается настоящим подлецом. Романтический мотив и вовсе исчезает после сцены казни. Центром поэмы теперь является изображение Полтавской битвы.

Постепенно место центральной фигуры занимает образ Петра 1 в поэме Пушкина “Полтава”.

Облик Петра

Пушкин в своем произведении представил образ гениального полководца. Петру I удалось заслужить любовь и уважение простых русских солдат своими поступками. Примечательна внешность царя.

Весь его облик, описанный перед решающей битвой со шведами, говорит о том, что Петр готов к решающему сражению. Пушкин отмечает, что глаза царя сияют, что “лик его ужасен”. Далее он пишет, что движения Петра быстры, что сам он прекрасен, что он “как божия гроза”.

Воодушевляя полк личным примером во время Полтавского сражения, царь сам активно участвует в нем.

Петр в сцене пира

В сцене пира по-новому раскрывается образ Петра 1 в поэме “Полтава”. Кратко характеризуя этот эпизод, отметим, что мотив душевной щедрости, милости Петра появляется именно в описании пира, произошедшего после битвы. Пушкин пишет, что царь угощает в своем шатре как своих, так и чужих вождей, что он “славных пленников ласкает”.

Петр – олицетворение военного гения

При анализе “Полтавы” Пушкина можно заметить, что автора привлекает в Петре его полководческий дар, его стремление укрепить границы родной страны и показать всем, прежде всего шведам, что Россия имеет большую военную мощь. В интересующей нас поэме Петр является олицетворением военного гения. Не только его личность была важна для Александра Сергеевича, но и его победы над врагом на благо Отечества.

Эпилог произведения

Эпилог поэмы подтверждает значительность роли, которую сыграл Петр. Пушкин отмечает, что через 100 лет, прошедших после Полтавского сражения, ничего не осталось “от сильных, гордых сих мужей…”.

Однако история осталась, и это огромный памятник, посвященный Петру. Именно памятник, который царь воздвиг себе своей победой, – главное, что осталось после великого сражения.

Поэтому российский император в эпилоге становится своего рода идеальным героем.

Литературные приемы и тропы в произведении

Образ Петра 1 в поэме “Полтава” вырисовывается более рельефно в результате использования автором антитезы. Пушкин противопоставляет Петру Карла XII. Русский царь – “как божия гроза”, он быстро мчится перед своими полками, движения его быстры. Петр воплощает в себе энергию и силу молодого российского государства. Напротив, Карл XII “бледен, недвижим”. Его несут в качалке верные слуги.

Раскрывая образ Петра 1 в поэме “Полтава”, автор использует метафоры. Одна из них – “глаза сияют”, то есть излучают ликование, радость, предчувствие скорой победы. Еще одна метафора – Петр “поле пожирал очами”. Кроме того, Пушкин использует эпитеты, например, “лик ужасен”.

То есть для врага он грозен, а для своих войск “прекрасен” – именно таков образ Петра I в поэме Пушкина “Полтава”. Сочинение по этому произведению вы можете написать, приведя в качестве примера и другие метафоры и эпитеты. В поэме их много, мы отметили лишь некоторые из них.

Лексические особенности

Автором используется лексика, которая придает речи торжественность и приподнятость. Пушкин вводит в текст устаревшие слова и формы: “сии”, “прах”, “лик”.

В его арсенале присутствует высокая лексика: “жребий”, “вдохновенный”. Благодаря этому читатель проникается важностью и величием предстоящего события. Подлинным национальным героем является в поэме Петр.

Его присутствие вселяет в солдат отвагу, мужество, уверенность в скорой победе.

Итак, мы вкратце охарактеризовали образ Петра 1 в поэме “Полтава”. Сочинение на эту тему, надеемся, не вызовет у вас затруднений.

Источник: https://autogear.ru/article/234/594/obraz-petra-v-poeme-poltava-pushkina-a-s/

Ответы@Mail.Ru: поэма полтава характеристика петра 1

Можно так: Впервые к образу великого русского императора А. С. Пушкин обратился в 1828 году в своей поэме «Полтава» . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории.

Обратите внимание

Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный» . Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого» .

Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры.

Обратите внимание

Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам.

Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.

В поэме мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе. Сочетание «ужасного» и «прекрасного» , «звучный глас» – все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным на российский престол божественной силой.

Совет

Пушкин восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих заздравный кубок подымает.

Образ Петра – это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт, недостатков, во всех строках звучит хвала великому императору: Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Так показан Петр I в поэме «Полтава» .

Читайте также:  Маковский владимир

А вот еще: Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно: Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра… Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками. И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой… Пирует Петр, и горд, и ясен, И славы полон взор его.

Важно

И царский пир его прекрасен… Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы» . Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра.

Важно

Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким: Раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом! » Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь дрожит, как божия гроза.

Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью: Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки. В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда. После прочтения поэмы «Полтава» четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина торжественно звучит в финале «Полтавы» : В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.

Впервые к образу великого русского императора А. С. Пушкин обратился в 1828 году в своей поэме «Полтава» . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия.

Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории.

Обратите внимание

Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный» . Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого» .

Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры.

Обратите внимание

Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам.

Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.

В поэме мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе. Сочетание «ужасного» и «прекрасного» , «звучный глас» – все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным на российский престол божественной силой.

Совет

Пушкин восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих заздравный кубок подымает.

Образ Петра – это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт, недостатков, во всех строках звучит хвала великому императору: Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Так показан Петр I в поэме «Полтава» .

А вот еще: Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно: Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра… Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками. И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой… Пирует Петр, и горд, и ясен, И славы полон взор его.

Важно

И царский пир его прекрасен… Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы» . Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра.

Важно

Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким: Раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом! » Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь дрожит, как божия гроза.

Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью: Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки. В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда. После прочтения поэмы «Полтава» четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина

Впервые к образу великого русского императора А. С. Пушкин обратился в 1828 году в своей поэме «Полтава» . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия.

Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории.

Обратите внимание

Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный» . Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого» .

Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры.

Обратите внимание

Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам.

Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.

В поэме мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе. Сочетание «ужасного» и «прекрасного» , «звучный глас» – все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным на российский престол божественной силой.

Совет

Пушкин восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих заздравный кубок подымает.

Образ Петра – это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт, недостатков, во всех строках звучит хвала великому императору: Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Так показан Петр I в поэме «Полтава» .

А вот еще: Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно: Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра… Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками. И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой… Пирует Петр, и горд, и ясен, И славы полон взор его.

Важно

И царский пир его прекрасен… Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы» . Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра.

Важно

Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким: Раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом! » Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь дрожит, как божия гроза.

Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью: Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки. В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда. После прочтения поэмы «Полтава» четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина

Что пирует царь великий В Питербурге-городке?

Гм… может мне тоже скопировать ответ и вставить?

Впервые к образу великого русского императора А. С. Пушкин обратился в 1828 году в своей поэме «Полтава» . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия.

Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории.

Обратите внимание

Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный» . Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого» .

Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/31555627

А. С. Пушкин. Полтава. Как обрисован в поэме Петр I?

Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отноше­ние поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?

На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории Рос­сии. Мужество Петра, его страстная увле­ченность делом, стремления, направлен­ные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пуш­кину.

В «Полтаве» образ Петра романтизиро­ван, император воспринимается как полу­бог, вершитель исторических судеб Рос­сии.

Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

Сочетание ужасного и прекрасного в об­разе Петра подчеркивает его сверхчелове­ческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императо­ра, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой.

Совет

Петр был очень популярен среди солдат и офице­ров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, де­лил со всеми походные трудности. Его ув­леченность передавалась воинам, они ува­жали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России.

Пушкин любует­ся Петром и на поле брани («Могущ и ра­достен, как бой…»), и после битвы, ког­да облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

Пирует Петр. И горд, и ясен,

Читайте также:  Сочинение образ толстого в романе война и мир (образ автора)

И славы полон взор его.

Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих Заздравный кубок поднимает.

Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь от­ражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?

Описания Петра и Карла, шведского ко­роля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопо­ставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в не­терпении от предстоящего сражения, го­товый ринуться в бой.

Карл предстает не­подвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает вол­нение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла.

Пуш­кин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство пат­риотизма.

Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?

Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторе­ние гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образ­ного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все во­круг скрежещет, шипит и свистит.

Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Прочитайте вступительный и заключитель­ный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отли­чаются ли они в интонационно-стилистическом от­ношении от. описания боя, если да, то в чем? Ка­кие мысли и чувства преобладают в них?

Повествование вступительного отрыв­ка спокойное и размеренное. Размышле­ния Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяют­ся эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место про­славлению великой победы русского им­ператора, его мужества и благородства.

  • образ петра 1 в поэме полтава
  • описание петра 1 в поэме полтава
  • отметьте особенности звукописи и их роль в описании полтавского боя
  • как обрисован в поэме петр 1 какими художественными средствами
  • как обрисован в поэме петр 1

Источник: http://vsesochineniya.ru/a-s-pushkin-poltava-kak-obrisovan-v-poeme-petr-i.html

Образ Петра Первого в поэме «Полтава»

МБОУ ЦО №44 им. Г.К.Жукова.

«Образ Петра Первого в поэме «Полтава»»

Выполнила учащаяся 7Б класса

Лазарева Анастасия

Учитель

Соловьева Анна Дмитриевна

Тула

2017

      Образцом  русской героической поэмы можно считать «Полтаву» Пушкина, в центре которой – Полтавская битва, определившая судьбу России.

     Поэтому «Полтава» можно было бы назвать эпическим произведением. Но это не совсем так. Её сюжетная линия перебивается авторскими (их называют лирическими) отступлениями, в которых выражаются чувства поэта, его отношение к героям и событиям. Вот, например, строки о Мазепе:

  Но старость ходит осторожно

И подозрительно глядит.

Чего нельзя и что возможно,

Ещё не вдруг она решит.

Кто снидет в глубину морскую,

Покрытую недвижно льдом?

Кто испытующим умом

Проникнет в бездну роковую

Души коварной? Думы в ней,

Плоды подавленных страстей,

Лежат погружены глубоко,

И замысел давнишних дней,

Быть может, зреет одиноко.

Как знать?..

Или о Марии:

Мария, бедная Мария,

Краса черкасских дочерей!

Не знаешь ты, какого змия

Ласкаешь на груди своей.

     Несмотря на то, что авторских отступлений в поэме немного, понять без них основную идею произведения невозможно.

Обратите внимание

Лирические отступления проникнуты чувством восхищения славой русского оружия, делом Петра и его сподвижников, открытым презрением к личности Мазепы, сочувствием к судьбе Марии. Глубоким лиризмом отличаются украинские пейзажи.

В поэме всё время слышен голос поэта. И потому с полным правом мы можем назвать «Полтаву» лироэпическим произведением.

 Обратимся к примерам из поэмы Пушкина «Полтава»:

Мгновенно сердце молодое

Горит и гаснет…

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён…

На холмах Пушкин, присмирев,

Прервали свой голодный рев…

Прочитаем несколько строк о Мазепе:

Но есть ещё для нас надежда:

Кому бежать, решит зоря.

Умолк и закрывает вежды

Изменник русского царя.

Другой пример из поэмы «Полтавы»:

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам…

    Основная тема «Полтава» – судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Пётр 1, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы.

    Во время длительной Северной войны (1700-1721) 27 июня 1709г. В районе города Полтавы произошло решающее сражение между русскими и шведскими войсками, которое закончилось блестящей победой русских.

     Шведские войска вторглись в пределы Русского государства в 1708 г. и заняли город Могилев. На помощь шведскому королю Карлу XII подходил корпус (16 тысяч человек) генерала Левенгаута.28сентября 1708г. Русские войска под командованием Петра I настигли этот корпус при деревне Лесной и разгромили его.

Поражение корпуса Левенгаупта под Лесной, отсутствие достаточного количества продовольствия и усталость войск побудили Карла XII оставить мысль о походе на Москву. Войдя в соглашение с гетманом Украины Мазепой, изменившим своему народу, он двинулся на Украину. В конце апреля 1709 г. шведы достигли Полтавы и начали осаду города.

Русская армия насчитывала до 42 тысяч человек (в её состав входили и украинские части), шведская – 30 тысяч человек.

    Пётр I построил свои войска так, чтобы измотать противника на передовой позиции, после чего нанести ему решительный удар. Шведы, прижатые к берегу Днепра, вынуждены были сдаться. После разгрома шведских войск Карл XII вместе с Мазепой бежал в Турцию.

Важно

    В Полтавском сражении шведская армия потеряла на поле боя 9234 человек убитыми и 32 орудия; было захвачено в плен 18794 человек (в том числе почти все генералы),264 знамени и штандарта.

     В результате полтавского сражения в Северной войне произошёл коренной перелом в пользу России. Швеция как великая держава была сокрушена, а международный авторитет России поднялся.

      В предисловии к первому изданию «Полтава» (31 января 1829 г,) Пушкин дал свою оценку Полтавскому сражению.

    «Полтавская битва есть одна из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге, обеспечили новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразование, совершаемого царём.

    Ошибка шведского короля вошла в пословицу. Его упрекают в неосторожности, находят его поход на Украину безрассудным. На критиков не угодишь, особенно после неудачи. Карл однако ж, сим походом избегнут славной ошибки Наполеона: он не пошел на Москву.

И мог ли он ожидать, что Малороссия, всегда неспокойная, не будет увлечена примером своего гетмана и не возмутится против недавнего владычества Петра, что Левенгаупт три дня сряду будет разбит, что наконец 25 тысяч шведов, предводительствуемых своим королем, побегут перед нарвскими беглецами? Сам Петр долго колебался, избегая главного сражения «яко зело опасного дела». В сем походе Карл XІІ менее, нежели когда-нибудь, вверялся своему участию; оно уступило гению Петра.

   * «Посвящение»-адресат «Посвящение» неизвестен. Предположение, что оно адресовано Марии Раевской (Волконской), не имеет убедительного обоснования.

* «Уходит Розен сквозь теснины; сдается пылкий Шлипенбах…» – в начале Полтавского сражения шведы наступали на слабо укрепленный пункт русских войск. Атаку вели генералы Шлипенбах и Розен, вскоре под сильными ударами русских они были вынуждены отойти и сдаться.

   *Ренин Аникита Иванович (1668-1726) – русский военный деятель, генерал-фельдмаршал. Был стольником и ближайшим соратником Петра. В Полтавском сражении командовал центром боевого порядка русских войск.

   Меншиков Александр Данилович (1673-1729) –видный русский государственный деятель и выдающийся полководец, генералиссимус русской армии, ближайший соратник Петра Ι. В Полтавском сражении Меншиков, командуя сначала авангардом, а позднее левым крылом, уничтожил колонну Росса и тем самым способствовал разгром шведов.

    *Карл XII (1682-1718) – шведский король с 1697 по 1718 г. Стремился к расширению господства на Балтийском море и проводил захватническую по отношению к России и Польше. Кульминационным пунктом агрессивной политики Карла XII явилось вторжение в Россию. 

       * «Ещё напор – и враг бежит». Из примечаний А.С. Пушкина:

        «Благодаря прекрасным распоряжениям и действиям князя Меншикова, участь главного сражения была решена заранее. Дело не продолжалось и двух часов. “Ибо (сказано в жур. Петра Вел.) непобедимые господа шведы скоро хребет свой показали, и от наших войск вся неприятельская армия весьма опрокинута”.

    Пётр впоследствии времени многое прощал Данилычу за услуги, оказанные в сей день генералом князем Меншиковым».

Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарею новой».

    (Здесь и реальное описание утра, и метафора, говорящая об усилении, начале процветания России.)  

Совет

    Вначале Пушкин дает общее описание поля боя. Затем постепенно он как бы приближает к нам отдельные детали, фрагменты, выделяя их крупным планом. Как верно было отмечено исследователями (З.Я.

Рез), сначала «пространство» боя: равнины, холмы, поднимающийся от разрыва снарядов дым. Затем – сомкнутые ряды полков. Далее- еще ближе и крупнее: «В кустах рассыпались стрелки».

 Наконец- ядра, пули, штыки.

    Автор переживает каждый эпизод битвы. Когда он пишет: «Тесним мы шведов», «Наш каждый шаг запечатлен»,это относится прежде всего к России. «Мы» – это Россия. И в то же время «мы» – это полки, русское войско, в единстве с которым воспринимает себя поэт, живший спустя более ста лет после Полтавской битвы.

   Карла Пушкин рисует при помощи эпитетов: «бледен, недвижим, страдая раной», «смущённый взор», «слабым манием руки». Показывая слабость Карла, автор называет  его всё-таки героем, т.к. ему  много лет подряд удавалось одерживать победы над странами Европы, он лично руководил Полтавским сражением.

    Зачастую в литературе, посвящённой поэме «Полтава», можно прочитать о «музыке» пушкинского стиха. Например, «музыка» битвы: сочетание звуков[р, ш, ж] создаёт звуковой образ боя, жужжанья клинков и штыков.

    Петр считал себя учеником шведов, они действительно многому научили русского царя. Необходимость постоянно обороняться от шведов  способствовала созданию русского флота и боеспособной армии. Пётр мог оценить мужество противника, поэтому Пушкин даёт противникам эпитет «славные».

   Современники Пушкина (Н.И. Надеждин и другие) обвиняли поэта в простонародности языка поэмы «Полтава». Действительно, поэма написана простым, доступным языком. «Простонародный язык» в его национально-типических выражениях стал для Пушкина к половине 20-х годов XΙX века сферой чистой «народности»  и первобытной простоты.

По поводу критических нападок на «простонародность» «Полтавы»  Пушкин писал: «Слова: усы, визжать, вставай, рассветает, ого  показались критикам «низкими, бурлацкими». Никогда не пожертвую краткостью выражения провинциальной чопорности, бояся казаться  простонародным, славянофилом и т.п.»  (Виноградов В.В. Язык Пушкина.- М.

, 2000).

Обратите внимание

   Пётр I был чрезвычайно противоречив, в его личности и делах прекрасное сочетается с тем, что поистине ужасно и отталкивающе. Пушкин хорошо это знал, о Петре он думал всю жизнь, его отношение к  царю сложное, меняющееся, но всегда как бы потрясённое. Всё это отразилось в портрете Петра  в эпизоде  Полтавского боя.

   На протяжении эпизода из восьми строк троекратно повторяется один и тот же  мотив: «свыше вдохновенный», «За дело,  с Богом!», «Божия  гроза».

  Мотив присутствия Бога как бы охватывает весь эпизод; отрицательное определение «ужасен», окружённое  положительными,  светится, как тёмная  луна, отражающая свет  Солнца. Свет – тоже «признак Бога»; и даже «ужасное» оборачивается у Пушкина  возможностью «прекрасного», когда  человек ведом Богом и идёт за Богом.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/11/28/obraz-petra-pervogo-v-poeme-poltava

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector