Роль композиции в рассказе после бала толстого

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Видеоурок. Литература 8 Класс

Перед вами портрет Л. Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником Н. Ге.

Рис. 1. Портрет Л. Н. Толстого. (Источник)

Поздний вечер, комната погружена во мрак. Кажется, что всё вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни.

На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала». Он был написан в 1903 году, а опубликован уже после смерти писателя – в 1911. Сюжетной основой рассказа стала действительные события, произошедшие с братом Л. Н. Толстого – С. Н. Толстым.

Рис. 2. Братья Толстые (слева направо): Сергей, Николай, Дмитрий, Лев (Москва, 1854). (Источник)

Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её, и отца.

Обратите внимание

Чувства Сергея Николаевича к этой девушки угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Этот случай без сомнения тогда стал известен Льву Николаевичу.

Рассказ «После бала» был написан в конце жизни писателя. В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника. Рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

Мазурка

Мазурка – парный трёхдольный танец в оживлённом темпе. По происхождению связан с народным танцем польской области Мазовия – мазуром.

Рис. 3. Мазурка. (Источник)

Мазурка широко распространена в русской музыке ХІХ в. В аристократическом быту мазурка (наряду с полонезом) – один из типичных бальных танцев, и на её фоне разыгрывается ссора Онегина и Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин». О полковнике Скалозубе из «Горя от ума» сказано: «созвездие манёвров и мазурки». Так же можно сказать и об отце Вареньки.

Композиция (построение, структура, архитектоника) – это расположение отобранного материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при простом сообщении фактов.

В рассказе «После бала» Толстой использует композиционный приём рассказ в рассказе. С помощью этого приема он сначала познакомит читателя с главным действующим лицом, которое в дальнейшем станет основным рассказчиком.

Таким образом, в рассказе создаётся двойной авторский взгляд на повествование и создаётся дополнительная достоверность. Главным рассказчиком является Иван Васильевич, который вспоминает историю своей молодости. Это был период 40-х годов 19 века.

Повествование состоит из нескольких частей. Составим план рассказа.

Композиция рассказа «После бала»:

1. Вступление. Спор о влиянии общества на человека.

2. Основная часть.

2.1. Бал.

2.2. Экзекуция.

3. Концовка. Рассуждение о месте человека в обществе.

Такая композиция, в которой вступление и концовка выведены за рамки основного сюжета, называется обрамление. Таким образом, основное повествование состоит из двух частей: описание бала и экзекуция.

Как видим, в основу композиции положен прием антитезы – художественного противопоставления. Теперь проведём работу над текстом и заполним таблицу, приводя примеры противопоставления, контраста.

В таблицу записываем цитаты из первой части – описания бала, и второй части – после бала, т.е. экзекуции.

Экзекуция

Экзекуция – это название страшного наказания, распространённого в армии в первой половине ХІХ в., введённого во времена правления Николая І.

Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями.

Вот как вспоминает те времена старый, 95-летний солдат, герой одноименной статьи Толстого Николай Палкин: «…недели не проходила, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка.

Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище».

Рис. 4. Иллюстрация к рассказу «После бала». (Источник)

В 1864 году недалеко от имения Ясная Поляна произошла казнь над солдатом, ударившим офицера, который над ним издевался. Когда об этом событии узнал Толстой, он решил вступиться на суде за солдата, но его помощь оказалась безрезультатной. Солдата приговорили к прохождению сквозь строй.

Рис. 5. Иллюстрация к рассказу «После бала». (Источник)

Важно

Суд и казнь произвели тяжелейшие впечатления на Толстого. Надо отметить, что всю жизнь писателя мучила мысль о бесправии русского солдата. Известно о том, что Толстой служил в армии. В 1855 году он работал над проектом реформирования армии, в том числе поднимал вопрос о варварстве экзекуции.

Бал После бала
Описание самого события
«…был я в последний день Масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты…» «Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, чёрное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка».
Главное действующее лицо
Варенька: «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках».«…видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться». Наказываемый солдат: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».«Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».
Описание полковника
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах». «Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу».«…я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.– Подать свежих шпицрутенов! – крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся».
Состояние рассказчика
«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Таким образом, мы доказали, что в основу рассказа положен художественный приём антитезы. Тем самым Толстой создаёт два мира, которые сталкиваются друг с другом. Это мир праздный, весёлый аристократической жизни и мир суровый реальности. Это мир добра и зла, которые сталкиваются в душе человека.

Рис. 6. Иллюстрация к рассказу «После бала». (Источник)

Полковник, добрый и любящий отец, поражает нас своей жестокостью, которую он проявляет на службе. Вместе с Иваном Васильевичем мы понимаем, что настоящий он именно во второй части рассказа. Л. Н. Толстой, будучи графом по происхождению, принадлежал к высшему обществу.

В последние годы своей жизни он всё больше и больше задумывался о несправедливости мироустройства. Об этом он писал: «Задача человека в жизни – спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым».

Уже не раз мы знакомились с произведением малой эпической формы и знаем, что огромную роль в таких произведениях играет художественная деталь.

Художественная деталь – изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета, несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только сам предмет, но и определяющая во многом отношение читателя к нему.

Мастерство Толстого как автора психологической прозы ярко себя проявило в рассказе «После бала». Толстой использует свой излюбленный приём – внутренний монолог.

Внутренний монолог – оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону». Является основным приёмом психологической характеристики героя.

Приём внутреннего монолога Толстой использует в рассказе «После бала» во второй части, когда рассказчик Иван Васильевич после увиденного начинает анализировать события и делится с нами своим переживанием.

«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру, и то после того, как пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян.

Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

Читайте также:  Подвал мастера в романе мастер и маргарита булгакова (описание квартиры мастера) сочинение

Эти слова многое говорят о рассказчике Иване Васильевиче. В молодости он представитель высшего общества, беспечный повеса, радующийся жизни, столкнулся с реальной ситуацией, которая открыла ему правду о мире, обществе и месте человека в этом мире. Эта правда сломила его.

Совет

Иван Васильевич не захотел стать частью системы в противном ему обществе, поэтому и не служил нигде. Оправдывает его Толстой или осуждает за бездействие и пассивность? Но не торопитесь с выводами. Узнаем вначале, какой финал предполагался в черновых вариантах рассказа.

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга (я так называл это), как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Как видим, Толстой сначала задумывал показать деградацию героя. Он не только не должен был сделать выводы, но и во многом уподобился полковнику, совершая поступки, за которые на старости лет Ивану Васильевичу было стыдно.

В конечном варианте рассказа Иван Васильевич отказывается от службы вообще. Поэтому Толстой не осуждает своего героя.

Скорее, он хотел показать своё неверие в то, что в обществе можно что-то поменять, поскольку таких людей, как Иван Васильевич, искренних, честных, способных на сострадание, с острым чувством справедливости, к сожалению, очень мало.

Подводя итог урока, хочется еще раз подчеркнуть, что во всех своих произведениях Л. Н. Толстой поднимает общечеловеческие проблемы. Всё мастерство писателя направлено на то, чтобы воспитать в читателе гуманиста, человека, неравнодушного к окружающим, человека с высокими нравственными идеалами.

Гуманист

Гуманист – приверженец гуманизма; тот, кто признаёт ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, тот, кто считает благо человека критерием оценки общественных отношений.

Рекомендованное домашнее задание:

  1. Расскажите историю написания рассказа «После бала».
  2. Подготовьте доклад о художественном своеобразии рассказа.
  3. Составьте таблицу с характеристиками героев рассказа.

Список рекомендованной литературы:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.

Ссылки на дополнительные ресурсы Интернет:

  1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» (Источник)
  2. Интернет портал «referatwork.ru» (Источник)
  3. Интернет портал «refdb.ru» (Источник)

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/biz-literatury-xix-vb/masterstvo-l-n-tolstogo-v-rasskaze-posle-bala

Тема: композиция в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”

В рассказе “После бала” Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.

Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема “рассказ в рассказе”.

Обратите внимание

Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: “что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”, “что хорошо, что дурно” и так же завершается внезапно, без выводов.

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.

Эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы.

Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев.

Например: “бал прекрасный” – “что неестественно”, “музыканты знаменитые” – “неприятная, визгливая мелодия”, “разрумянившееся с ямочками лицо” – “сморщенное от страдания лицо”, “белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках” – “что то большое, черное,… это черные люди”, “солдаты в черных мундирах”.

Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: “Я обнимал в то время весь мир своей любовью” – и после бала: “Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища”.

Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением.

Но это был Петр Владиславович “с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами”, и той же “своей сильной рукой в замшевой перчатке” он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях.

Нам было бы проще понять его, если бы он где то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.

Важно

Эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил.

Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н.

Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Тема: композиция в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”

Другие сочинения по теме:

  1. Композиция и смысл рассказа Л. Н. Толстого “После бала” Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно…
  2. Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” развивает тему “срывания всех и всяческих масок” с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя…
  3. Л. Н. Толстой. “После бала”: антитеза как способ выражения идеи рассказа Цель: обогатить знания учащихся об антитезе; работа над языковым воплощением антитезы и сопоставлением материала произведения; совершенствовать навыки работы с текстом…
  4. Краткое содержание рассказа Толстого “После бала” Среди друзей зашел разговор о том, что “для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”. Всеми уважаемый…
  5. Образ Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” В образе Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” – Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента,…
  6. Тема урока Воспоминание о школе в рассказе М. М. Зощенко Цель урока Закрепить представления учащихся о юморе. Материал для чтения М. М. Зощенко “Пора вставать”. Оборудование урока Таблица “Словарь характеристик”….
  7. Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Рождественское чудо Тема урока : Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Рождественское чудо. Цели : 1. Образовательные:…
  8. Тема сочинения Русский характер в рассказе Н. С. Лескова “Левша” В рассказе Н. С. Лескова “Левша” главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу,…
  9. Роман Л. Толстого “Анна Каренина” как художественное воплощение “мысли семейной”. Композиция произведения и система образов Цель: помочь ученикам постигнуть идейно-художественное содержание произведения, его композицию и систему образов; развивать навыки определения ключевых эпизодов, их комментирование, высказывание…
  10. Главная тема лирики Алексея Толстого Алексей Константинович Толстой получил хорошее домашнее воспитание. В 1834 году был зачислен “студентом” в московский архив министерства иностранных дел, где…
  11. Тема Отечественной войны в романах Толстого Сочинение на тему войны в творчестве Толстого. Изображая военные события, Толстой не только войны дает широкие полотна, рисующие такие батальные…
  12. Краткое содержание и композиция рассказа Е. Суворова “Уехала” Произведение Е. Суворова “Уехала”, написанное в 1986 году, появилось в третьем выпуске сборника “Иркутский рассказ” Восточно-Сибирского книжного издательства в 1991…
  13. Композиция “Пересмешника” М. Д. Чулкова В соответствии с этой установкой выбрано и название сборника. На первое место вынесено слово “Пересмешник”, характеризующее автора не как моралиста,…
  14. Второстепенные прозаики в период после первой революции и до мировой войны В период после первой революции и до мировой войны в России было написано очень много прозы, авторы которой были более…
  15. Легенда о Ларе в рассказе “Старуха Изергиль” Легенда о Ларре осуждает эгоизм и индивидуализм. Ларра “был ловок, хищен, силен, жесток”, он презирал людей и думал, что может…
  16. Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына “Матренин двор” Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были…
  17. Деревенские мальчишки в рассказе тургенева “Бежин луг” Сочинения по литературе: Деревенские мальчишки в рассказе тургенева “Бежин луг” Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится…
  18. Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова “О любви” Рассказ А. П. Чехова “О любви” стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами “Человек в футляре” и “Крыжовник”,…
  19. Композиция рассказа А. Платонова “Корова” Это рассказ о единстве и взаимосвязи всего живого: растений, животных, людей; о единстве, обусловленном общими законами природы, жизни; о том,…
  20. Тема рассказа Чехова “Толстый и тонкий” Тема рассказа – встреча двух бывших одноклассников, “двух приятелей: один толстый, другой тонкий”. В экспозиции (первый абзац) автор предлагает читателю…

Источник: https://ege-russian.ru/tema-kompoziciya-v-rasskaze-l-n-tolstogo-posle-bala/

Роль художественной детали в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»

Любая художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения.

Пример — контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа) , контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части) .
Улыбка полковника — благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен Этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа.

Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал — наказание).

Читайте также:  Сочинение анализ повести олеся куприна

Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части.

Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника).

Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй

В рассказе «После бала» Толстой поднимает важную проблему: «Что влияет на становление личности человека: среда или случай? «. Он решает её, рассказывая о двух моментах жизни Ивана Васильевича, главного героя произведения: его любви к девушке Вареньке, счастливейшем балу в его жизни и сцене экзекуции, свидетелем которой он стал на следующее утро.

Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ «После бала».

В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

Совет

Рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» заканчивается фразой о том, что деревенская фотография — это летопись нашего народа и его история». В наше время это утверждение постепенно начинает терять силу.

Во-первых, село за то время, которое прошло с написания автором этой фразы, необратимо изменилось, причем тяжело сказать о том, в какую сторону. Уже не слышно о той нищете, которая была неотъемлемой частью жизни крестьян, особенно в Сибири, где были очень тяжелые условия для нормальной жизни.

Но при этом улучшение уровня жизни отдалило людей друг от друга, они вряд ли смогут понять о том чувстве единства, том братстве, которое описано во многих рассказах Астафьва.

Во-вторых, фотография в наше время — совсем не та, что была раньше. Сейчас сделать снимок можно на любом мобильном телефоне, раньше же даже самый простой фотограф был своего рода знаменитостью.

Я считаю, что смысл финальной фразы рассказа «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что снимок — это та вещь, которая напоминала людям о их корнях, о их прошлом, которое постепенно и неотвратимо стирается с памяти.

Фотография — это исторический источник, который позволяет восстановить прошлое нашего народа, его быт.

А так, как долгое время основное население нашей страны составляли крестьяне, то и деревенская фотография — это летопись всего российского народа.

Источник: https://studopedia.net/3_21965_rol-hudozhestvennoy-detali-v-rasskaze-ln-tolstogo-posle-bala.html

«После бала»: анализ рассказа, особенности композиции

Давайте проанализируем рассказ и рассмотрим особенности его композиции. В произведении можно выделить две части. Первая — «На балу», вторая — «После бала» или можно назвать её конкретнее — «На плацу».

Сцена бала — завязка действия, его развитие и кульминация. Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.

Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.

Обратите внимание

Танец отца с дочерью описывается автором подробно, причём больше внимания Толстой уделяет отцу. В его внешнем облике, так же, как и в облике Вареньки, преобладает белый цвет.

Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него — единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению.

Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», — скажет он, распространяя свою любовь на весь мир.

На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.

«Я увидел… что-то большое, черное»

Вторая часть рассказа во многом противоположна первой. На балу доминировал белый цвет, а на плацу — чёрный.

На балу звучала мазурка, которая поддерживала ощущение счастья, а на плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу. Контрастны и фигуры, на которых сосредоточено внимание героя.

На балу – прелестная Варенька, а на плацу — солдат, избиваемый шпицрутенами. Он мог лишь всхлипывать: «Братцы, помилосердуйте».

«На балу» и «На плацу» — разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»… В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б.

Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…

» И ещё было очень «стыдно».

Сцена на плацу — развязка действия. Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.

«Если бы я знал…»

Ещё Иван Васильевич понял в то утро, что существует какая-то другая правда, которой он не знает. Эта правда позволяет забивать до смерти провинившегося солдата.

Невозможность понять ту, другую правду, а значит и принять её, перевернула всю жизнь Ивана Васильевича. Он, беспечный молодой человек, вдруг открыл в себе неведомые ранее чувства: «Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке…» Ему было стыдно за действия другого.

Мечтавший о военной службе, Иван Васильевич отказывается от неё. Отчего? Наверное, опять-таки от невозможности понять, что оно такое — эта служба.

Да и «любовь с этого дня пошла на убыль». Но при чём тут Варенька? Ни при чём. Но если она в минуту счастья была для Ивана Васильевича единым целым со своим отцом, то и в минуту своего ужаса и стыда он не мог их разъединить в своём сознании. Зло, исходящее от полковника, вопреки его желанию, поразило любовь его любимой дочери. Это и есть единственное для него наказание.

Важно

Повествование, которое ведёт Иван Васильевич, показывает события в обратной хронологии, что позволяет увидеть его разрушительные последствия в его судьбе.

Основные особенности рассказа «После бала»:

  • жанр — рассказ;
  • в основе — реальные события;
  • сюжет: один случай из жизни героя;
  • повествование: от лица главного героя;
  • контраст как композиционный приём;
  • деталь как способ раскрытия событий и героев;
  • внимание к внутреннему миру героя;
  • история духовного прозрения героя.

​​Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. — К.: Грамота, 2008​

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/posle_bala_analiz_rasskaza_osobennosti_kompozicii/64-1-0-1082

Методическая разработка по литературе (8 класс) по теме: Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Цели урока:

-ближе познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала»;

— подготовиться к работе над сочинением;

-выявить особенности композиции рассказа;

-анализируя произведение, понять его основную идею;

ХОД УРОКА.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы проводим очередной урок, посвященный изучению рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Тема урока:

«Особенности композиции и её роль в раскрытии идейно- художественного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».  На этом уроке, ребята, вы должны быть предельно внимательны, так как и знания, и сведения, полученные сегодня, пригодятся вам при написании сочинения  по произведению.

Как и для чего  мы будем исследовать композицию рассказа? В этом нам  поможет тема нашего урока. Внимательно посмотрите на неё и попробуйте определить путь, по которому мы будем идти сегодня.

КОМПОЗИЦИЯ- ОСОБЕННОСТИ — ИДЕЯ — РОЛЬ КОМПОЗИЦИИ

Для чего это нам нужно? – чтобы прийти к пониманию идеи худ. пр-я

  1. Для оценки вашей работы на уроке мне нужны 2 помощника. Они будут отмечать количество и качество ваших ответов. Предложу взять на себя эту ответственную миссию Алене и Саше Мотавкину.
  2. Вступительное слово учителя.

Перед вами, ребята, портрет Л.Н.Толстого, выполненный в 1887 году. Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни.

Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности.

На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых — рассказ «После бала», написанный в 1903 году.

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца.

Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку,  на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу.

Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку.

Совет

И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней  бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа.

Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

Читайте также:  Образ и характеристика джульетты в трагедии ромео и джульетта шекспира сочинение

С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».

? А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?

(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)

Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.

Экзекуция — так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило.

Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним.

Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», — писал впоследствии Толстой, — имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата.

Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания — «прогнания сквозь строй».

? Что вы можете сказать о личности Толстого на основе услышанного?

? Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?

?О чем вы задумались, читая это произведение?

?Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения? ( Композиция- построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий).

? В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа:

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение.

 Выявить особенности композиции рассказа – это одна из целей нашего урока.

Запишем в тетради- «Особенности композиции рассказа ЛНТ «После бала» и приступим к работе.

? От чьего лица ведется повествование? Почему?

?Зачитаем начало рассказа. Скажите, кто является рассказчиком?

(их двое)  

?Кто они? (один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, по- видимому, это молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич; другой — сам Иван Васильевич).

? Как автор относится к рассказчику? Докажите примерами из текста?

Обратите внимание

Перед нами по существу своеобразный «Рассказ в рассказе». Это одна из особенностей композиции рассказа.(запись)

? О чем беседуют люди, окружающие Ивана Васильевича, каков предмет их разговора?

А теперь вернемся к концу рассказа (читаю), автор вновь возвращает нас к разговору о среде, о том, что хорошо, что дурно.

«…если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал…) Такой художественный прием называется обрамлением.

Это еще одна из особенностей композиции этого произведения. Попробуйте дать определение обрамления. Запишите в тетради: «Обрамление это…().»

? как сочетаются разговор- беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала?

«Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести и ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются Л.Н.Толстым во многих его сочинениях, разных по тематике и жанру. Позже вы познакомитесь с другими его произведениями: «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина» и другими. (внимание на выставку книг).

? Почему эти проблемы называются «вечными»?

  1. А сейчас я бы хотела дать задание для двух небольших групп. Пока мы анализируем эпизоды, я предлагаю девочкам сравнить два варианта концовки рассказа и ответить на вопрос: почему, на ваш взгляд, Толстой изменил концовку рассказа? А Тане: подготовить эмоциональный пересказ от третьего лица фрагмент сцены наказания показать в учебнике).
  2. Анализ эпизодов в форме диалога.

Обратимся к тексту, сопоставим две сцены: «бал» и «после бала». В ходе анализа мы будем выписывать ключевые слова, поэтому разделите тетрадь на две части: «Бал» и «После бала»

? С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)

Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?

                Пюсовое — (устар.) темно-коричневое.

                Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.

? А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего?

?Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении?

?Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.

? Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

? Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?

? Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

Примерная запись, сделанная в ходе анализа.

Бал

После бала

Хозяева: добродушные, хлебосол, брильянтовый

Солдаты: черные

Зала: прекрасная, бал чудесный, великолепный

Улица: пустынный переулок

Варенька: Белое платье, милые глаза, сияющее, разрумянившееся лицо, плавные движения

Наказываемый: оголенный по пояс, спина — что-то мокрое, красное, неестественное, двигаясь всем телом, то опрокидываясь назад, то падая вперед.

Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой, красивые и быстрые па

Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка

Иван Васильевич: доволен, счастлив, блажен, добр, восторженное умиление, нежное чувство

Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада

В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки

Другая, жесткая, нехорошая музыка. Повторяли неприятную, визгливую мелодию.

 Спасибо. А теперь послушаем Алешу.

Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий — это основа  композиции рассказа). (запись)С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?

? Итак, мы выявили композиционные особенности рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, ребята, почему полковник, как будто любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? Попробуем поработать следующим образом: первая колонка защищает полковника, третья – осуждает его. Вторая- делает выводы.

Как участник Крымской войны, писатель  яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.

Сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант

Окончательный вариант

Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга (я так называл его),- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости я понял весь ужас того, что я видел, и что сам делал».

Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признанием всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал я и старался узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу и никуда, как видите, не годился».

Ответ: в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире)? Согласны ли вы, ребята, с таким мнением?

? О чем заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом?

? О чем он старался узнать?

? На ваш взгляд, какую роль играет среда в жизни человека?

В начале он гов, что дело в случае. Сам не понял до сих пор, что произошло.

(На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили. Но зато мы можем сделать очень важный вывод: человек не может и не должен быть равнодушным к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни).

? Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершенному её отцом?

? Какова же идея произведения?

?Какую роль в постижении идеи произведения играет композиция этого рассказа?

Значение рассказа огромно.

Важно

Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил, как мы видим, глубокие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества.

Вот почему в 1900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности. И положил его в основу рассказа. Пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Замысел этот воплощается в композиции и идее рассказа.

  1. Подведение итогов урока. (Достигли ли целей)
  2. Собрать листочки с оценками. Выставление и комментирование оценок.
  3. Домашнее задание: выбрать тему и подготовиться к классному сочинению.

        В чем хотел убедить нас, читателей, Толстой?

Тема 1. УТРО,ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ.

Примерный план.

  1. Жизненные источники рассказа «После бала».
  2. Герой рассказа.
  3. Композиция и её роль.
  4. Утро как крушение любви и самой жизни.
  5. Связки между частями.
  6. Цвета и звуки.
  7. Синтаксические средства.
  8. Чувства героя.
  9. Последствия страшного утра.
  10. «Все дело в случае».

Тема 2. Полковник на балу и после бала.  

Примерный план.

  1. Представление героя.
  2. Внешность полковника.
  3. Детали.
  4. Полковник на балу.
  5. Восторженно- нежное чувство героя к полковнику.
  6. Полковник после бала.
  7. Чувства героев.
  8. Последствия увиденного.
  9. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

Тема 3. Что такое честь, долг, совесть в моем понимании.

Примерный план.

  1. Определение понятий (с использованием толкового словаря)
  2. Связь этих понятий.
  3. Примеры из литературы (н-р, «Капитанская дочка», «После бала»).
  4. Примеры из собственной жизни. Рассуждение: не устарели ли эти понятия?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/03/12/osobennosti-kompozitsii-i-eyo-rol-v-raskrytii-ideynogo

Ссылка на основную публикацию