Алена дмитриевна в поэме песня про царя ивана васильевича и купце калашникове

Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме “Песня про царя Ивана Васильевича…” Лермонтова: описание в цитатах

Алена Дмитриевна и Кирибеевич.ИллюстрацияИ. Я. Билибина

Алена Дмитриевна является одной из центральных героинь поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме “Песня про царя Ивана Васильевича…” Лермонтова: описание героини в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание “Песни про царя Ивана Васильевича”

Все материалы по “Песне про царя Ивана Васильевича”

Все материалы по творчеству Лермонтова

Алена Дмитриевна Калашникова является женой молодого московского купца Степана Парамоновича Калашникова. По происхождению Алена также является купеческой дочерью:
Алена Дмитриевна является еще молодой женщиной:
У Алены и ее мужа есть маленькие дети:
Алена Дмитриевна с мужем и детьми живут в своем “высоком доме” за Москвой-рекой:
О внешности Алены Дмитриевны известно следующее (со слов опричника Кирибеевича):
Алена Дмитриевна является послушной и покорной женой. Для нее страшнее всего гнев и немилость мужа:
Алена Дмитриевна является сиротой. Из родных у нее остался только младший брат:Однажды в Алену Дмитриевну влюбляется царский опричник Кирибеевич. Молодой человек теряет голову от своей любви, но женщина не отвечает ему взаимностью:

В конце концов опричник Кирибеевич встречает Алену Дмитриевну на улице, когда та возвращается из церкви. Ослепленный страстью молодой человек насильно целует и обнимает Алену. Судя по всему, Кирибеевич совершает какие-то насильственные действия, так как женщина возвращается домой в разорванной одежде и растрепанными волосами:

Алена Дмитриевна оказывается верной женой. Она не бросает мужа ради золота, жемчуга и дорогих нарядов, которые обещает ей Кирибеевич: 

Купец Калашников не может простить Кирибеевичу его ужасный поступок:
Купец вызывает негодяя Кирибеевича на кулачный бой, в ходе которого последний погибает.

Обратите внимание

Царь Иван Грозный приговаривает Калашникова к смертной казни, но при этом обещает помочь его жене и детям, а также разрешает свободную торговлю братьям Калашникова:
В конце концов купца Калашникова казнят на лобном месте.

Его жена Алена Дмитриевна остается вдовой, а дети лишаются отца:
О дальнейшей судьбе семьи купца Калашникова ничего не известно. Таков цитатный образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме “Песня про царя Ивана Васильевича…” М. Ю. Лермонтова: описание героини в цитатах.

Смотрите:

Краткое содержание “Песни про царя Ивана Васильевича”

Все материалы по “Песне про царя Ивана Васильевича”

Все материалы по творчеству Лермонтова

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/06/obraz-harakteristika-aleny-dmitrievny-pesnja-pro-carja-ivana-vasilevicha-kupca-kalashnikova-opisanie.html

Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

И поведал Кирибеевич, что страдает, оттого, что полюбил и рассказывает, какая она красавица, с длинными русыми косами, походкой, как у лебедушки, взглядом, как у голубушки, только лицо свое прячет, прикрывая фатой.

Но скрыл от царя, что она повенчана с другим по христианскому закону.

Алена Дмитриевна замужем за богатым купцом Калашниковым. Выросла тоже в купеческой семье, батюшка и матушка умерли, старший брат пропал на чужбине без вести, остался младший брат – дитя малое. Она верная жена, мужа почитает как кормильца и заступника; любящая мать, у нее маленькие дети. В ее семье все подчинено патриархальным устоям.

Хозяйством ей помогает заниматься старая работница Еремеевна. Алена Дмитриевна очень набожна, ходит молиться в храм. Вот однажды покараулил ее Кирибеевич, когда она возвращалась с вечерней службы, и непристойно хватая за руки и целуя, стал предлагать ей богатство и жизнь такую, что все завидовать станут.

Да еще похвастался, что он из знатного рода Скуратовых. Услышав это, у нее от страха ноги подкосились, ведь семья эта славилась своей лютостью. А из-за калиток подглядывали соседушки, зло перешептываясь. Не ведал и не понимал опричник, что творил, на какой позор и бесчестие обрекал ту, которую полюбил.

Удалось ей вырваться, убежать домой, оставив платок и фату в руках злодея.

Степан Парамонович, вернувшись вечером домой из лавки, увидел странное, непривычное: не выходит навстречу молодая жена, стол не накрыт к ужину белой скатертью, свечка перед иконами почти догорела. Еремеевна рассказала, что хозяюшка из церкви не вернулась, а дети плачут, не спят без матери. Почувствовал неладное Калашников.

Вбежавшая Алена Дмитриевна поразила его: в разорванной одежде, простоволосая, бледная, взгляд безумный. Разгневался, а она в ноги к нему бросившись, все, что случилось, плача рассказала. И не боится она ни молвы, ни смерти, а лишь одного – лишиться его милости, потому что ее, сироту, защитить от поругания некому. Не задумываясь, Калашников решил наказать обидчика, защитить честь семьи.

Убив Кирибеевича в кулачном бою, сам принимает мучительную смерть на плахе.

Алена Дмитриевна осталась вдовой, дети осиротели. Кирибеевич разрушил то, что было ее радостью и смыслом жизни. Эту долю она приняла так же достойно, как и ее муж свою казнь, ведь их дети не должны вырасти в обесчещенной семье.

Сочинение про Алёны Дмитриевну

В поэме «Песня про Ивана Васильевича», впервые образ Алены Дмитриевны появился на пиру у царя Ивина Грозного, когда опричник Кирибеевич, начал рассказ своей истории о влюбленности к этой женщине.

Он описал ее как красивую русскую женщину, достойного воспитания при этом забыл упомянуть о том, что Алена была помолвлена, по всем христианским традициям с другим мужчиной.

Кирибеевич очень сильно страдал от своей безответной любви, и готов был пойти на любые поступки чтобы исправить положение.

Важно

Алена Дмитриевна была женой богатого купца Калашникова. Росла в хорошей купеческой семье, из родных остался только младший брат. Она была любящей матерью своим детям и достойно воспитывала их согласно устоям семьи. Ведет хозяйство вместе со своей помощницей по дому Еремеевной. С достоинством хранила верность своему мужу.

Однажды по возврату из церкви, она попадает в цепкие руки Кирибеевича, который насильно пытался овладеть ею. При этом хвастаясь своими богатствами и знатным семейным родом Скуратовых. Семья, которая славилась своим жестоким поведением.

Несмотря на все уговоры, ей удалось вырваться, она бежала прочь от этого позора, которые наблюдали со стороны соседушки.

Когда вернулся домой ее муж, Степан Парамонович Калашников, он обнаружил, что жены дома не было. Это было очень странно для него, ведь она всегда встречала его с порога, всегда был накрыт стол к его приходу.

Да еще и Еремеевна добавила, что дети, мол, плачут без матери, а хозяюшка все еще не вернулась с церкви. Это очень сильно обеспокоило его, дурные мысли стали посещать его голову. Неожиданно вбежавшая в дом Алена Дмитриевна, ошеломила его своим видом.

Она стояла вся в разорванной одежде, побледневшая от страха. В слезах рассказывая мужу о произошедшим, она молила его о помощи. Она не повелась на золотые горы обещанные ей Кирибеевичем, сохранив тем самым верность своему мужу.

Калашников не долго думая вступился за честь семьи, убив Кирибеевича. После сам погибает от мучительно смерти. Алена Дмитриевна осталась вдовой, несмотря ни на что она оставалась сильной женщиной.

В этой поэме Михаил Юрьевич Лермонтов в образе Алены Дмитриевны, хотел показать образ простой русской красавицы, которая достойна вела себя. Не придавая честь своего мужа, и семьи, она не смотрела ни на кого кроме своего суженного. Вела правильный образ жизни, ходила в церковь, была хорошей матерью и верной супругой.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/obraz-i-harakteristika-aleny-dmitrievny-v-poehme-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha

Алена Дмитриевна в поэме Песня про царя Ивана Васильевича и купце Калашникове

Алёна Дмитриевна Калашникова — одна из главных героинь поэмы. Это молодая девушка необычайной красоты. Она живёт вместе с мужем и детьми. У самой же у неё нет уже предков, лежат они в земле сырой, старший брат её пропал окончательно, а младший ещё совсем ребёнок, который ничего не понимает.

Единственный авторитет для неё в жизни — это её муж, Степан Парамонович Калашников. Не боится отважная девушка ни осуждений со стороны людей, ни других опасностей, а боится на всём белом свете одного лишь — быть в немилости у мужа своего.

И не потому, что он изверг, а потому, что уважает его больше всех на свете и ценит так, как не ценит никто.

Совет

Рода благородного не имеет ни Степан Парамонович, ни сама Алёна Дмитриевна, она — всего лишь дочь купца, а он — сам купец. Живут они счастливо в высоком доме за Москвой-рекой.

Завязка сюжета с семьёй Алены Дмитриевны начинается тогда, когда в неё влюбляется царский опричник Кирибеевич, который буквально сходит с ума, когда видит столь прекрасную, юную и милую девушку.

Он говорит, что она: смотрит, как голубушка; ходит, как лебедь; разговаривает, как соловей поёт свою песню.

Говорит и о том, что щёки у неё, как божья заря, что косы у неё русые, золотые и в красивые, яркие ленточки заплетены.

Алена Дмитриевна очень сильно любит своего мужа, она ему верна, поэтому отказывается от всех сокровищ и богатств, которые предлагает Кирибеевич ей в награду за то, что она будет с ним. Из-за её отказа опричник совсем теряет голову и через волю девушки лезет к ней целоваться, рвёт на ней одежду.

Когда она пришла домой к мужу, тот был шокирован происходящим, но он был человеком с честью, поэтому вызвал Кирибеевича на кулачный поединок до смерти, где опричник и был убит. За это убийство своего подчинённого царь Иван казнит Степана, но говорит, что будет содержать его детей и жену, что разрешит его братьям торговать без пошлины по всей Руси.

Здесь и проявляется та справедливость царя, о которой я сказал вначале.

Да, он наказал человек, с моей точки зрения, не заслуживающего того, но этот человек лишил жизни подчинённого царя, и у Ивана не было другого выхода, как ответить убийством на убийство, при этом проявив некое милосердие к семье наказанного.

Сочинени 2

У знаменитого писателя Лермонтова ест гениальная поэма «Песня про Ивана Васильевича», которая показывает царя с разных ракурсов.

Одной из главных героинь поэмы Лермонтова является Алёна Дмитриевна Калашникова. Это простая, юная девушка, которая обладает невероятной красотой. У нее есть семья, муж, дети. Родители давно умерли у девушки, старший брат куда-то пропал, а младший совсем маленький.

Ее муж – главная опора, поддержка и авторитет. Его зовут Степан Парамонович Калашников. Юная девушка ничего не боится в своей жизни, ей плевать, что говорят или думают о ней люди, боится Алёна только одного – потерять своего возлюбленного.

Она его любит всем сердцем, уважает и ценит, готова отдать за него жизнь.

Ни Алёна, ни Степан не происходят из кого-нибудь знатного рода. Обычные люди, родители были купцами, и сами они унаследовали это ремесло. Живут они в большом доме, в достатке и любви.

Обратите внимание

Завязка самого сюжета поэмы начинается с того момента, когда в красивую Алену Дмитриевну влюбляется опричник царя Кирибеевич. Он начинает сходить с ума по юной Алене, не чает в ней души и готов на все ради этой девушки. Он постоянно осыпает девушку комплиментами и пытается ухаживать за ней. Парень влюбился в каждый сантиметр и изгиб прекрасного тела Алены Дмитриевны.

Одна, сама девушка постоянно отвергает мужчину, ведь она верна своему мужу и ей никто другой не нужен. Она не соглашается на всяческие богатства и уговоры Кирибеевича, ей это ни к чему. Однако, сам опричник не может успокоиться и не хочет ее терять.

Он лезет к девушке целоваться и рвет на ней одежду. Когда молодая девушка вернулась домой, то муж ее был в шоке. Он мгновенно вызывал этого гнусного опричника на дуэль, чтобы сразиться на кулаках. Именно на дуэли и был убит царский опричник Кирибеевич.

За содеянное царь решает казнить Степана, однако дает обещание о том, что его дети и жена не будут ни в чем нуждаться, они будут находиться под справедливой царской рукой.  Царь разрешает братьям Степана торговать на всех русских землях без пошлины.

В этом , в принципе, и проявилась справедливость царя.

Возможно, на первый взгляд это может показаться несправедливым. Однако, если рассудить, то Степан лишил жизни подчиненного царя, в ответ на это сам царь имело полное право поступить так же. Однако, правитель проявил милосердие к семьи купца, что и говорит о том, что справедливость является чертой Ивана Васильевича.

Кто-то может подумать, что царь поступил довольно-таки не рассудительно, убив Степана. Однако, царь поступил по совести, жизнь за жизнь.

← Главные герои романа Герой нашего времени ← Анализ романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовКирибеевич в поэме Песня про царя Ивана Васильевича → Кавказ в жизни творчестве Лермонтова →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/alena-dmitrievna-v-poehme-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha

Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»

  Скачать сочинение
Читайте также:  Анализ рассказа матренин двор солженицына сочинение

    Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов.

Не было у “Песни…” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме “Боярин Орша” автор затрагивает семейную тему, но особенность “Песни…” в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи. .

_     Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорблённый дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от её исхода, это был поединок равных.

“Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом/случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести”. Так писал сам Лермонтов.     В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести “невольника чести”. Исследователь творчества поэта Б.М.

Важно

Эйхенбаум предполагал, что “Песня…”, возможно, написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А.С.Пушкина. В таком случае правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи.     Опозорил он, осрамил меня     Меня честную, непорочную… –     говорит Алёна Дмитриевна мужу о Кирибеевиче.

Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прощения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества.     Ты не дай меня свою верную жену     Злым охульникам в поругание!     Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алёны Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода.

Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности-и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную.

    Ещё одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придаёт им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, “лукавый раб” Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что “…

красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому”. Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его “…в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку”, но невольно становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алёну Дмитриевну.

Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок.     Как царицу я наряжу тебя,     Станут все тебе завидовать     Лишь не дай мне умереть смертью грешною,     Полюби меня, обними меня     Хоть единый раз на прощание…     Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, — он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья.

Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах “злых соседушек”.

    И ласкал он меня, цаловал меня;     На щеках моих и теперь горят     Живым пламенем разливаются      Поцалуи его окаянные —     с отвращением рассказывает Алёна Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и “властью провидения”, а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой.

Совет

Но в то же время проявляет себя в нём настоящим “басурманским сыном”. Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева. Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять.

    При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи. Дело его правое, однако с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь.

Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни.

    Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, “то кроме реалистических конфликтов “Кирибеевич — семья Калашникова”, “Калашников — Иван Грозный”, в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии.

Степан Парамонович не может сказать царю, что убил “нехотя”, не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил “вольной волею”, должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не “лукавый раб”, является в поэме причиной его трагической гибели.

Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями. Поэтому несмотря на “позорную казнь” и на то, что похоронен он был не по христианскому обряду (не на кладбище), купец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки,     …

стар человек — перекрестится      Пройдёт молодец — приосанится,     Пройдёт девица — пригорюнится,      А пройдут гусляры — споют песенку.      Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма.     Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением “безгеройной” современности и героического прошлого, века незаурядных людей.

В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения. Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя.     Лермонтовский Грозный вовсе не по неведению подталкивает Кирибеевича к насилию и казнит Калашникова. В его характере отмечен чудовищный цинизм.

Свой ответ на исполненные достоинства слова Степана Парамоновича “Я убил его вольной волею, А за что про что — не скажу тебе, Скажу только богу единому…” царь начинает мрачной шуткой: “Хорошо тебе, детинушка, что ответ держал ты по совести”, — и перечисляет все будущие благодеяния родным, оставляя напоследок смертный приговор, и как бы обмолвившись, называет детей Калашникова сиротами.

Обратите внимание

    Молодую жену и сирот твоих     Из казны моей я пожалую.     Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает “глумление над осужденным”.

Он произносит откровенно издевательские слова:      '     Я топор велю наточить-навострить,      Палача велю одеть-нарядить,     В большой колокол прикажу звонить,     Чтобы знали все люди московские,     Что и ты не оставлен моей милостью.     “Песнь…” со всей определенностью высвечивает процесс художественной эволюции Лермонтова.

От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского “я”, от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов. Главный герой как бы предчувствует трагические события, когда еще ничего не предвещает беды.

Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары,”     Речью ласковой гостей он заманивает,      Злато, серебро пересчитывает.     Да недобрый день задался ему:     Ходят мимо баре богатые,     В его лавочку не заглядывают.

    В поэме между горячими событиями ее возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы:     Над Москвою великой, златоглавою,      Над стеной кремлевской белокаменной     Из-за дальних лесов, из-за синих гор,      По тесовым кровелькам играючи,     Тучи серые разгоняючи,      Заря алая подымается;      Разметала кудри золотистые,     Умывается снегами рассыпчатыми,     Как красавица, глядя в зеркальце,      В небо чистое смотрит, улыбается.     Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики. Так, Кирибеевич, выходя на бой, “…царю в пояс молча кланяется”, затем он “на просторе …похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает”. Калашников же, выйдя против опричника, “Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”.     В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:     Уж как завтра будет кулачный бой      На Москве-реке при самом царе,      И я выйду тогда на опричника.     Стилизованная “песенность” поэмы, эмоциональная напряженность ее содержания, динамика сюжета скрывают некоторые исторические погрешности и отдельные смысловые несообразности. Так, например, Кирибеевич описывает царю красоту Алены Дмитриевны и расхваливает ее “косы русые, золотистые”, которые видеть не мог, так как замужние женщины прятали свои волосы под платок.     Обращает на себя внимание еще одна особенность “Песни…” — ее полифоничность. Песнь поют несколько гусляров, но в одном месте прорывается голос единственного автора, который говорит об Алене Дмитриевне: “Задрожала вся, моя голубушка…”     К относительной несообразности, мне кажется, стоит отнести тройное повторение клича перед боем. “Трижды громкий клич прокликали — Ни один боец и не тронулся”. Это не значит, что Степан Парамонович проспал, как Онегин перед дуэлью. Затягивание действия в поэме усиливает напряженность атмосферы, к тому же соблюдается фольклорный принцип троич ности. Этот принцип просматривается и в композиции произведения: в “Песне…” три главы, три припева.     Финал “Песни…“является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.

    “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” — уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

10846 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00025701184864115307/

В чем заключается нравственный конфликт «песни про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова»

Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

П. Корнель

В чем заключается нравственный конфликт. На протяжении всего своего творчества М. Ю. Лер­монтов ставит проблему деятеля, проблему положи­тельного героя. Среди современников поэт не находил такого героя, поэтому он обращался к историческому прошлому России, где такие герои были.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермон­тов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Имен­но здесь поэт находит положительного героя, образец для подражания — Степана Калашникова.

Точная дата написания М. Ю. Лермонтовым этой поэмы не установлена. По воспоминаниям А. А. Кра- евского, издателя и журналиста, Лермонтов «набро­сал ее от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выходить из комнаты».

Важно

Сюжет произведения основывается на материале русского средневековья. Вполне вероятно, что в основу поэмы положен один из конфликтов, описанных в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

В числе прочих ситуаций Карамзин повествует о случае казни чиновника Мясоеда Вислого, чья красавица жена бы­ла обесчещена опричниками.

Тот же конфликт мы видим и в произведении Лер­монтова. Опричник, любимец царя, влюбляется в чужую жену и на глазах у «всего честного люда» проявляет свою страсть, пытается склонить честную женщину к измене. Опричник Кирибеевич влюблен в купече­скую дочь, красавицу Алену Дмитриевну. Он призна­ется царю в том, что причина его тоски — любовь.

Как увижу ее, я и сам не свой:

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи бойкие…

Однако опричник не сказал царю, что Алена Дми­триевна уже повенчана с молодым купцом Калашни­ковым.

Произошедшее далее мы узнаем из рассказа Але­ны Дмитриевны. Она говорит своему мужу, что, когда она возвращалась из церкви, ее догнал человек, схва­тил за руки, назвался слугой царя Кирибеевичем, су­лил богатства, уговаривал:

И ласкал он меня, цаловал меня;

На щеках моих и теперь горят,

Живым пламенем разливаются

Поцелуи его окаянные…

А смотрели в калитку соседушки,

Смеючись, на нас пальцем показывали…

Алена Дмитриевна вырвалась и убежала домой. Плача, она просит мужа: «Ты не дай меня, свою вер­ную жену, / Злым огульникам на поругание! / На ко­го, кроме тебя, мне надеяться?»

В глазах общества времен Ивана Грозного такой поступок попирает честь семьи Калашниковых. Это прекрасно понимает сам купец, и он даже не остав­ляет для себя выбора: жизнь или отмщецие.

Опозо­ренный муж посылает ночью за двумя своими младшими братьями. Степан Парамонович собира­ется драться насмерть с Кирибеевичем на кулачном бою при царе, а в случае своей смерти просит брать­ев отомстить за жену и за себя.

Братья его поддер­живают. Купец на кулачном бою вызывает Кирибе- евича:

К тебе вышел теперь, басурманский сын, —

Вышел я на страшный бой, на последний бой!

Совет

Калашников ударом в висок убивает своего нена­вистника. Иван Васильевич в гневе приказывает при­вести купца и спрашивает у него, с умыслом убил он слугу царского или нет. Калашников отвечает, что убил с умыслом, но за что, не говорит.

Читайте также:  Анализ произведения тургенева малиновая вода

А за что, про что — не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

Царь приказывает за ответ по совести пожаловать из казны жену и детей Калашникова, его братьям да­ет разрешение торговать беспошлинно по всему цар­ству русскому, а самому купцу приказывает идти на «высокое место лобное».

Не задумываясь, Калашников жертвует собою ра­ди восстановления доброго имени своего и своей жены. Калашников — человек высоких нравствен­ных принципов. Он не стал искать окольных путей.

Позор, обиду, нанесенную его чести, он решает смыть кровью. Купец так говорит о себе, отвечая опричнику:

…А родился я от честного отца,

И жил по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены…

Калашников — цельный человек, способный от­стоять свои принципы. Он мог бы уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи оказа­лась дороже. Он не смог стерпеть позора, и это приво­дит его к смерти. Но при этом Калашников остается победителем.

Источник: https://prepodka.net/v-chem-zaklyuchaetsya-nravstvennyj-konflikt-pesni-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/

«Песня про купца Калашникова», анализ поэмы Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – историческая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная им в 1837 году в народном стиле. Именно это лирическое произведение открывало первый сборник поэта, изданный при жизни.

Сюжет произведения разворачивается во времена эпохи правления Ивана Грозного. Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса.

Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» ее «причитывали да присказывали».

Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своем роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось.

Прежде всего, необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название. И царь Иван Грозный, и опричник Кирибеевич, и купец Степан Калашников представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту.

Иван Грозный изображен в ореоле величия, согласно лучшим традициям народной поэзии:

Он находится в благодушном настроении и свой золоченый ковш с вином велит поднести не князьям да боярам, а своим верным опричникам.

Обратите внимание

Стоит только  Кирибеевичу, одному из опричников,  остаться равнодушным к знакам внимания со стороны царя, как самодержец закипает от гнева.

  Иван Грозный подозревает  своего верного слугу в черной зависти и даже в измене, ведь ему, развращенному властью и деньгами, представление о любовных переживаниях кажется совершенно чуждым.

А вот молодой Кирибеевич предстает в первой сцене  очень противоречивым: охваченный страстью, юноша с подлинной поэтичностью, достойной уважения, признается в любви к Алене Дмитриевне, но боится сказать, что она уже замужем за купцом Калашниковым.  По оценке автора, он ведет себя как «лукавый раб».

Во второй части поэмы мы знакомимся с жизненным укладом купеческой семьи, основанным на правилах Домостроя. Купец Калашников выступает здесь ярым их блюстителем: подозревая жену в неверности, он грозится упрятать ее «за железный замок, за дубовую дверь».

Однако за кажущейся суровостью Степана Парамоновича скрываются черты доброты и гуманности. Узнав об оскорблении, нанесенном его жене опричником Кирибеевичем, Калашников стремится защитить не красоту своей жены, а честь семьи, имени, рода.

Именно поэтому прямо посреди ночи зовет он своих братьев, чтобы восстановить справедливость: просит их в случае его смерти выйти на поединок, чтобы постоять за правду.

Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь», речи его будто острый нож, а немилость его – страшнее смерти.  Такое отношение к мужу складывается неспроста. Очень уж суровым был быт людей середины XVI века.

Поэтому и отношения между людьми были суровыми. Ожидая вечером свою жену, Калашников сразу подозревает ее в неверности, а увидев простоволосою, без фаты, грозит ей наказанием.

Важно

И если бы Алена Дмитриевна оказалась виновной, можно было бы не сомневаться, – осуществил бы свою угрозу.

В третьей части поэмы читатели из царских палат и купеческого дома переносятся на просторы Москвы-реки. Здесь и разыграется поединок Калашникова с Кирибеевичем: поединок правды с неправдою, чести с бесчестием, человеческого достоинства с произволом и своеволием.

И если опричник, вышедший на бой потешить батюшку-царя, кланяется в пояс только ему, то Степан Калашников, выходя на бой, поклонился Ивану Грозному, «после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», ведь он вышел не только отстоять честь семьи, но и доказать народную правду.

Он является перед Кирибеевичем как возмездие, как неотвратимый рок, судьба, поэтому побеждает морально, задолго до его физической смерти. Трагическая смерть вызывает печаль гусляров, но лишь на мгновение, потому что все их симпатии на стороне русского купца. Борец за правое дело, по сути, становится мучеником за правду.

Даже под угрозой казни он не признается, что же заставило его насмерть сразиться с любимым опричником царя. Современному читателю невдомек, почему честный купец так и не рассказал об истинных мотивах своего поступка: почему не признался, что убил его, защищая честь семьи.

Для автора поэмы ответ очевиден: его герой не хотел даже упоминать имя своей жены, до конца дней оставшейся бы в позоре.

Столкновение происходит между опричником и купцом, тогда почему в конце поэмы вновь появляется образ царя Ивана Грозного? Без его присутствия столкновение мужчин можно было бы расценивать как семейно-бытовую драму.

Совет

Присутствие же царя, покровителя опричника, заставляет воспринимать конфликт по-другому: Степан Калашников не просто мстит высокопоставленному обидчику, он выступает против несправедливости, произвола, насаждаемого самодержцем.

Окончательную оценку разыгравшейся трагедии дает народ. И хотя могила Калашникова затерялась «промеж трех дорог» (он преступник, и его не стали хоронить на кладбище), она не забыта народом – этот героический поступок навсегда остается в его памяти.

  • «Песня про купца Калашникова», краткое содержание по главам произведения Лермонтова
  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Песня про купца Калашникова»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/836-pesnya-pro-kuptsa-kalashnikova

«Песня про царя Ивана Васильевича…» Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов очень взыскательно относился к своему творчеству. Он браковал множество своих произведений, которые в последствие потомки признали гениальными.

Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме.

По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни…” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова.

Правда в поэме “Боярин Орша” автор затрагивает семейную тему, но особенность “Песни…” в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи.

Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье.

Оскорбленный дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от ее исхода, это был поединок равных.

“Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести”. Так писал сам Лермонтов.

В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести “невольника чести”. Исследователь творчества поэта Б.М.

Обратите внимание

Эйхенбаум предполагал, что “Песня… “, возможно, написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А С Пушкина.

В таком случае, правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи.

Опозорил он, осрамил меня

Меня честную, непорочную…

— говорит Алена Дмитриевна мужу о Кирибеевиче. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прошения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества.

Ты не дай меня свою верную жену

Злым охульникам в поругание!

Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алены Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода.

Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи.

Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную.

Еще одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придает им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы.

Так, “лукавый раб” Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что “красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому”. Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его “… в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку”, но невольно становится жертвой собственного обмана.

Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алену Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок.

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать

Лишь не дай мне умереть смертью грешною,

Полюби меня, обними меня

Хоть единый раз на прощание.

Важно

Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, — он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах “злых соседушек”.

И ласкал он меня, цаловал меня,

На щеках моих и теперь горят

Живым пламенем разливаются

Поцалуи его окаянные —

с отвращением рассказывает Алена Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и “властью провидения”, а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой.

Но в то же время проявляет себя в нём настоящим “басурманским сыном”. Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева.

Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять.

При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи.

Дело его правое, однако, с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь.

Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни.

Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, что кроме реалистических конфликтов “Кирибеевич — семья Калашникова”, “Калашников — Иван Грозный”, в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии.

Степан Парамонович не может сказать царю, что убил “нехотя”, не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил “вольной волею”, должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.

Совет

Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не “лукавый раб”, является в поэме причиной его трагической гибели. Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями.

Поэтому, несмотря на “позорную казнь” и на то, что похоронен он был не по христианскому обряду (не на кладбище), купец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки,

… стар человек — перекрестится

Пройдёт молодец — приосанится,

Пройдёт девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма.

Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением “безгеройной” современности и героического прошлого, века незаурядных людей. В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения.

Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя. Лермонтовский Грозный вовсе не по неведению подталкивает Кирибеевича к насилию и казнит Калашникова.

В его характере отмечен чудовищный цинизм Свой ответ на исполненные достоинства слова Степана Парамоновича “Я убил его вольной волею, А за что про что — не скажу тебе.

Скажу только богу единому…” царь начинает мрачной шуткой: “Хорошо тебе, детинушка, что ответ держал ты по совести”, — и перечисляет все будущие благодеяния родным, оставляя напоследок смертный приговор, и как бы обмолвившись, называет детей Калашникова сиротами.

Молодую жену и сирот твоих

Читайте также:  Беликов в рассказе человек в футляре характеристика, образ

Из казны моей я пожалую.

Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает “глумление над осужденным”. Он произносит откровенно издевательские слова

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью.

“Песнь…” со всей определенностью высвечивает процесс художественной эволюции Лермонтова.

От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского “я”, от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов.

Главный герой как бы предчувствует трагические события, когда еще ничего не предвещает беды. Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары.

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.

Обратите внимание

В поэме между горячими событиями возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы:

Над Москвою великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается,

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики.

Так, Кирибеевич, выходя на бой, “… царю в пояс молча кланяется”, затем он “на просторе… похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает”. Калашников же, выйдя против опричника, “Поклонился прежде царю грозному. После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”.

В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:

Уж как завтра будет кулачный бой

На Москве-реке при самом царе.

И я выйду тогда на опричника.

Стилизованная “песенность” поэмы, эмоциональная напряженность ее содержания, динамика сюжета скрывают некоторые исторические погрешности и отдельные смысловые несообразности. Так, например, Кирибеевич описывает царю красоту Алены Дмитриевны и расхваливает ее “косы русые, золотистые”, которые видеть не мог, так как замужние женщины прятали свои волосы под платок.

Обращает на себя внимание еще одна особенность “Песни…” — ее полифоничность. Песнь поют несколько гусляров, но в одном месте прорывается голос единственного автора, который говорит об Алене Дмитриевне: “Задрожала вся, моя голубушка…”

К относительной несообразности, мне кажется, стоит отнести тройное повторение клича перед боем “Трижды громкий клич проклинали — Ни один боец и не тронулся”.

Это не значит, что Степан Парамонович проспал, как Онегин перед дуэлью. Затягивание действия в поэме усиливает напряженность атмосферы, к тому же соблюдается фольклорный принцип троичности.

Важно

Этот принцип просматривается и в композиции произведения: в “Песне…” три главы, три припева.

Финал “Песни…” является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” — уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Источник: http://vip-gdz.ru/pesnya-pro-tsarya-ivana-vasil-evicha-lermontova/

Лермонтов, анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, План

Сегодня появилась запись в моем читательском дневнике о песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, где я кратко изложила свои мысли об этом произведении.

Кто написал Песню про царя Ивана Васильевича? Конечно же, замечательный писатель Лермонтов, который часто отдавал предпочтение в своем творчестве прошлому, а не настоящему.

Так и в случае с поэмой Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, автор переносится в давние времена и становится свидетелем событий, что уже минули.

Лермонтов своей Песней про царя Ивана Васильевича переносит нас в далекое прошлое в пятнадцатый век. Именно в это время страной правит Царь Иван Васильевич, которого прозвали за жестокость и суровость, Грозным.

Сразу мы встречаемся с гуслярами, которые сложили песню на свой лад и воспевают подвиги Калашникова, поют о царе и его опричнике. Саму поэму автор произведения называет песней, так как воспевает в ней людей, что жили во времена правления царя, к тому же он связывает произведение свое с фольклором.

Мы знакомимся с царем на пиру, и автор изображает его в ореоле своего величия. Они пируют и царь приказывает налить вина своим опричникам, вот только его любимец Кирибеевич что-то не пьет, и позже признается царю, что влюблен в девушку Алену Дмитриевну.

И здесь вроде бы даже появляется у нас сочувствие, ведь кажется, что Кирибеевич столкнулся с неразделенной любовью. Царь же говорит, что даст кольцо и пусть сватается его опричник.

Но есть одно но, Кирибеевич влюблен в замужнюю женщину, которой он и делает недостойное предложение.

Далее мы знакомимся с Калашниковым, который придерживается домостроя, ревнует свою жену и подозревает ее в измене, но, узнав об оскорблении, он тут же становится на защиту ее чести, чести семьи, вызвав на кулачный бой самого любимца царя Кирибеевича, того самого виновника, который и нанес оскорбление.

Во время поединка, когда столкнулся в бою Кирибеевич и Калашников, мы увидели столкновение несправедливости с правдой, произвола с достоинством человека, бесчестья с честью.

Совет

Выйдя на бой, Кирибеев лишь царю кланяется, показывая тем, что вышел он повеселить царя, сам же Калашников поклонился не только царю, но и церквям, народу, тем самым показав, что пришел бороться за справедливость, за честь и будет стоять до последнего.

До последнего он и стоял, выйдя победителем. Он не просто поверг опричника, но и убил его, несмотря на то, что это был любимец царя и зная, что наказание сразу же последует.

При этом, когда царь спросил, почему он убил Кирибеевича, не признался Калашников, не назвал истинную причину, сказав лишь то, что боролся он вольной волею. Не признался, чтобы не порочить свою жену, чтобы защитить ее от позора.

Кстати, в конце поэмы царь появляется неспроста. Этим эпизодом Лермонтов бой показал не на бытовом уровне, а на уровне государственном, где Калашников борется не только со своим обидчиком, но и с произволом во всей стране.

Казнили Калашникова и похоронили у трех дорог. Каждый теперь проходит мимо могилы и всегда чтит память борца за справедливость.

Песня про царя Ивана Васильевича аудиокнига

План

1. Гусляры и их песнь 2. Пир царя. 3. Неразделенная любовь опричника Кирибеевича 4. Оскорбление жены Калашникова 5. Кулачный бой 6. Казнь Калашникова

7. Память о купце Калашникове.

  • Песнь про купца Калашникова

Источник: http://sochinyshka.ru/lermontov-analiz-proizvedeniya-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova-plan.html

Авторское отношение к персонажам в поэме м. ю. лермонтова «песня про купца калашникова»

1вариант

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» впервые была опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду». Она была восторженно воспринята критиками.

Как писал В. Г. Белинский, «поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа…

»

В центре внимания поэта семья купца Калашникова: «молодой купец, статный молодец Степан Парамонович» и его жена-красавица Алена Дмитриевна. Нетрудно заметить, что авторское уважение и любовь принадлежат именно этим персонажам.

Семья Калашниковых дружная, в ней царят мир, спокойствие, взаимопонимание. Подрастают дети. Но злая судьба распоряжается по-своему: приглянулась Алена Дмитриевна царскому опричнику Кирибеевичу.

Обратите внимание

Первый раз читатель встречается с опричником на пиру у царя Ивана Васильевича, причем образ Кирибеевича раскрывается двояко. Приказал царь поднести опричникам сладкого заморского вина, все пили вино и славили царя.

Один Кирибеевич думу крепкую думал, ни на кого и ни на что не обращал внимания. Но, услышав царское «слово грозное» , не мог более молчать. Вынужден был признаться опричник, что влюблен в Алену Дмитриевну:

Как увижу ее, я и сам не свой: Опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие; Скучно, грустно мне, православный царь, Одному по свету маяться.

Речь Кирибеевича трогательна, вызывает сочувствие царя, но, — и на этот факт обращает внимание читателей автор, — на самом деле опричник лукавит. Он смело и восторженно говорит о своей любви, о готовности умереть, если любимой не будет рядом.

Правда же истинная остается в тени: Алена Дмитриевна была уже повенчана по христианским обычаям в церкви с купцом Калашниковым, она его верная жена.

Судьба на стороне ловкого опричника, и царь, не зная правды, со смехом предлагает верному своему слуге помощь.

Недобрый день задался Степану Парамоновичу, по прозванию Калашников. Во-первых, неудачи преследовали его в торговле, «бояре богатые в его лавочку не заглядывают».

Во-вторых, когда пришел домой, увидел купец, что стол не накрыт, молодая жена не встречает его, детки не пошли отдыхать, а «плачем плачут, все не унимаются». Старая работница объясняет, что Алена Дмитриевна не вернулась еще с вечерни.

Важно

На улице валит снег, вокруг ничего не видно. Наконец, жена возвращается, но что с ней произошло?

Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетенные Снегом-инеем пересыпаны; Смотрят очи мутные как безумные; Уста шепчут речи непонятные.

39

Виновник всех бедствий опричник Кирибеевич, на глазах соседей он обнимал и целовал честную и непорочную женщину. Заливаясь горючими слезами, Алена Дмитриевна просит помощи у своего мужа. Купец Нв может не ОТСТОЯТЬ честь и достоинство своей жены, потому ЧТО ЭТОТ ПОЗОР ЛОЖИТСЯ и на него.

Купец Калашников выступает как полная противоположность опричнику. Он должен, обязан отстоять честь своего рода, своей семьи. Ничто не может остановить этого сильного и смелого духом человека на пути справедливого отмщения, даже смерть:

Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!

Достойно отомстил Степан Парамонович своему обидчику: выбил жизнь из его тела одним ударом. «Достойную» награду получил купец от царя. За убийство лучшего царского воина осужден был и казнен «смертью лютою, позорною».

Но даже перед лицом смерти не признается Степан Парамонович в том злодеянии, которое совершил опричник. Это еще одна загадка этого удивительного, сильного духом героя: признание могло спасти ему жизнь, но он выбрал честь и смерть.

Таким образом, автор, придерживаясь общепринятых канонов народной морали, находится на стороне чести, достоинства, силы духа, олицетворенных в поэме в образе купца Калашникова.

Прямого осуждения или восхваления чьих-то действий мы в тексте не найдем, но стоит вспомнить, что похоронили купца «на чистом поле промеж трех дорог», и никто не пройдет мимо, не отдав дани уважения честному человеку.

«Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова — результат большой работы автора: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом. Обращение к прошлому обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей сильного характера и крепкой воли.

Совет

В произведениях современных Лермонтову историков и романистов Иван Грозный изображался противоестественным злодеем, для которого не было большей радости, чем проливать кровь невинных жертв. Однако народ во многом иначе оценивал деятельность царя.

В исторических песнях Иван Грозный изображается вспыльчивым, жестоким, но вместе с тем отходчивым и даже милостивым человеком. Таков он и у Лермонтова. Стоит царю заметить, что Кирибеевич мрачен на пиру, как он готов обвинить верного слугу в преступных замыслах.

Как только Кирибеевич признается в своей любви к Алене Дмитриевне, сердце царя становится благосклонным. Такой же — суровый и милостивый — царь в конце поэмы.

Удалому бойцу, сыну купеческому, за полюбившийся ему ответ он обещает осыпать милостями его семью, но самого Калашникова отправляет на «высокое место лобное».

Автор не скрывает, что у опричника Кирибеевича есть положительные качества. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей, способный на любовь. Но при этом он — самонадеянный, самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитриевна «в церкви Божией перевенчана» с молодым купцом.

Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем.

Калащников руководствуется народными представлениями о чести и достоинстве, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его общественное, народное начало.

И народ помнит удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

Источник: http://www.testsoch.info/avtorskoe-otnoshenie-k-personazham-v-poeme-m-yu-lermontova-pesnya-pro-kupca-kalashnikova/

Ссылка на основную публикацию