Характеристика и образ петро мелехова в романе тихий дон шолохов

Характеристика образа Петра Мелехова в романе «Тихий Дон»

 «Кто?» – спрашиваю, а она: «Да Аксютка Астахова с твоим братом». Я

 Петро же уступает брату и в красоте: «Григорий надел мундир с погонами хорунжего, с густым завесом крестов и, когда погляделся в запотевшее зеркало, – почти не узнал себя: высокий, сухощавый…

 говорю…

Через минуту, закуривая, глянули друг другу в глаза и захохотали…»

«- Кум! – чуть шевеля губами, позвал он Ивана Алексеевича…

 – И убил бы!

 – Я кину – кто-нибудь подымет, – смеялся тогда Гришка.

 – Оскалив по-волчьи зубы, Григорий метнул вилы. Петро упал на

 руки, и вилы, пролетев над ним, на вершок вошли в кремнисто-

Как ни умел Петро гибко приспособляться к изменившимся обстоятельствам, пережидать трудные времена, но война не обошла его стороной, умер он от руки Михаила Кошевого так же суетливо и приниженно, как и жил:

«- Гришка, а как же с Аксюткой?

 – Ну гляди, – Петро жевал изжеванный ус, – а то женишься да не в

 – Ты – как полковник! – восторженно заметил Петро, без зависти любуясь братом…», и в умении петь, о котором мимолетно упоминается в разговоре:

 – А что?

 черкесюка!..

– Кум, Иван, ты моего дитя крестил.. Кум, не казните меня! – Попросил Петро и, увидев, что Мишка уже поднял на уровень его груди наган, – расширил глаза, будто готовясь увидеть нечто ослепительное, как перед прыжком вобрал голову в плечи».

Потемневший Петро держал под уздцы взволнованных криком лошадей, ругался:

Война становится для Петра проверкой всех его качеств, она заостряет, выделяет те черты его характера, которые, которые не были видны в мирной жизни. Это для него своеобразное испытание, из которого герой не сможет выйти с достоинством.

Обратите внимание

В первые дни войны встречаются два брата, Шолоховым дано их описание: Петра – «…загорелое лицо, с подрезанными усами пшеничного цвета и обожженным солнцем серебристыми бровями…» и Григорий с незнакомой, пугающей бороздой на лбу.

Если в портрете главного героя, испытавшие душевные потрясения из-за убитого человека, произошли изменения, то в описании Петра ничего не изменилось. Нет у этого героя душевных страданий, смятения, он не задумывается, как Григорий, для чего, с какой целью умирают на войне люди. Он приспособился, привык к ней, понял что из нее можно извлекать выгоду.

Грозным обвинением звучат слова автора: «… быстро и гладко шел в гору, получил под осень шестнадцатого года вахмистра, заработал, подлизываясь к командиру сотни, два креста и уже поговаривал в письмах о том, что бьется над тем, чтобы послали его подучится в офицерскую школу … прислал свою фотографическую карточку.

С серого картона самодовольно глядело постаревшее лицо его, торчмя стояли закрученные белые усы, под курносым носом знакомой улыбкой щерились твердые губы. Сама жизнь улыбалась Петру, а война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные: ему ли, простому казаку, с мальства крутившему хвосты быкам, было думать об офицерстве и иной сладкой жизни».

Если Григория мало радуют чины и кресты, то для Петра офицерские погоны кажутся несбывшимся счастьем, если Григорий всегда отстаивает свое достоинство, то Петр подобострастен, льстив, готов к услугам, война гнула главного героя, Петру же рисовались радужные горизонты привольной жизни – «дороги братьев растеклись врозь…»

Рекомендуем почитать ►

Слов’янські міфи про створення світу

 – «Заглянула, мол, через плетень, а они, любушки, лежат в обнимку». –

 – Тело заплывчиво, а дело забывчиво, – отшутился Гришка».

Нет еще у Петра той хитрости, приспособленчества, которые проявляются у него в войне. Так, например, не держится он в стороне, когда вспыхивает ссора на мельнице между «мужиками» и казаками: «Петро кинул мешок и, крякнув, мелкими шажками затрусил к мельнице.

Пристав на возу, Дарья видела, как Петро втесался в середину, валял подругных; охнула, когда Петра на кулаках донесли до стены и уронили, топча ногами». Герой с легкостью, не думал о себе, бросает свою поклажу и вступается за односельчан.

Эта необдуманность пропадает у Петра во время войны.

 – Убить бы мог, сволочь!

 – Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину порода выродился, истовый

Петро здесь мудрее Григория, он понимает, что не так-то просто справиться с чувством, на которое брат «… в жениховском озорстве играючи рукой помахивал, – дескать, загоится, забудется…»

Важно

Ссора быстро начинается и быстро погасает, братья снова вместе, снова готовы втихомолку посмеиваться над своим вспыльчивым, властным отцом. Происходит это от того, что им нечего скрывать друг от друга, между ними нет тайн, их отношения построены на искренности, они могут говорить о самом сокровенном. Вот, например, перед женитьбой Григория Петро спрашивает, как же тот поступит с Аксиньей:

 Пока семья Мелеховых живет миной, спокойной жизнью, в атмосфере дружбы, взаимной заботливости, любви, фигура Петра не вызывает каких-либо негативных чувств. Он по-настоящему любит свою семью, младшего брата.

Но уже с первых страниц автор дает понять, что Петро не обладает тем обаянием, которым веет от его младшего брата.

Рисует ли писатель картину косьбы, он не забывает обратить внимание на грацию сильного тела Григория, заметить, как отзывчив он на очарование природы; идет ли речь о скачках, непременно отмечет, что Гришка взял первый приз.

«Петро напоминал мать: небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».

Нет в портретном описании старшего брата Григория и намека на турецкую кровь, которая выделяла Мелеховых от остальных селян.

Нет в нем и тех качеств, которые передавались из поколения в поколение, и так роднили Пантелея Прокофьевича, Григория, Дуняшку: независимого характера, свободолюбия, гордой непокорности.

 «Григорий шел… хмурился… От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок, но посмеиваясь в пшеничные в сои усы, продолжал дразнить брата…

 – Гляди, Петро подеремся, – пригрозил Григорий…

 – Небось жалко кидать?

 сухую землю.

 пору…

Революция развеяла мечты героя, но и здесь он быстро сориентировался: «Я, Гришка, шататься, как ты, не буду… Меня к красным арканом не притянешь… незачем мне к ним, не по дороге». В годину смуты, бед, смертей Петр возами отправляет домой награбленное.

«Петро – он гожий, дюже гожий к хозяйству!» – нахваливает Пантелей Прокофьевич старшего сына, «поджившегося» под Калачом. В противовес Григорию, который не только сам не брал чужого, но и запрещал своим подчиненным, Петро ничем не брезговал для приумножения своего.

Если Пантелей Прокофьевич тащит в дом все, что подвернется, для того, чтобы сохранить свое рушащееся гнездо, свою привычную жизнь, то его старший сын – ради наживы. Накопительство Пантелея Прокофьевича трагично и напоминает нервный поединок с перипетиями судьбы, стяжательство Петра смешно и никчемно.

Совет

Доказательством служит сцена примерки Героем дамского белья, прихваченного им в отбитом поезде: «…покашливая и хмурясь, попробовал примерить панталоны на себя.

Повернулся и, нечаянно увидев в зеркале свое отображение с пышными складками назади, плюнул, чертыхнулся… Большим пальцем ноги зацепился в кружевах, чуть не упал на сундук и, уже разъярясь всерьез, разорвал завязки… панталоны, которые неизвестно какой пол шились, Дарья в тот же день, вздыхая сложила в сундук (там лежало еще немало вещей, которым никто из баб никто не мог найти применения)».

«- Да ты ить не мастак», – говорит Степан Аксаков Петру, – «Эх, Гришка ваш дишканит! Потянет, чисто нить серебряная, не голос»60, но все это не принижает образ Петра. Он покупает своей искренностью, веселостью. В первых главах первой книги герой у Шолохова «улыбается, заправив в рот усину»61, «посмеиваясь в пшеничные усы»62, по-доброму подтрунивает над Григорием:

Источник: http://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-petra-melexova-v-romane-tixij-don/

Образ и характеристика Григория Мелехова. Главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» — война и любовь в жизни Григория Мелехова

Тихий Дон — это уникальная классика, уникальность которой заключается в ее героях. О главном герое и пойдет речь в статье.

Роман «Тихий Дон», написанный Шолоховым М. А., стал великим литературным произведением 20 века. Книга посвящена проблемам русского казачества в революционный и военный период.

В ней раскрываются проблемы человечества в эпоху исторических событий. Описано множество сломленных судеб. На написание романа автор потратил более десятка лет.  Часть событий и героев, описанных в книге, взяты из реальной жизни.

«Тихий Дон» принес Шолохову мировую популярность.

Образ Григория Мелехова

Шолохов вырос на берегу Дона. Проблемы казачества тесно переплетались с его жизнью и оставили свой неизгладимый значимый след. В произведении можно подробно познакомиться с казачьим бытом, особенностями их жизни.

Автор очень много пишет о ценностях и принципах Донского казачества. Доносит до читателя, насколько сложно для свободолюбивого казака расстаться с родной землей и привычным укладом жизни.

В романе заложена часть исторических событий, имеющих документальное подтверждение.

Центральным образом в романе выступает казак Григорий Мелехов. В этом человеке автор представил множество разносторонних противоречивых качеств, олицетворяющих силу народного духа.

На протяжении всего романа в главном герое переплетаются воинская отвага казака и тонко чувствующая душа обычного человека. Шолохов не относит образ Григория Мелехова к отрицательным или положительным героям.

На примере казака и жизни его семьи, автор показывает всю сложность бытия Донского казачества.

  • Представитель старинного казачьего рода родился в 1982 году на Татарском хуторе на берегу реки Дон в работящей семье с достатком. С рождения ему прививается любовь к земле и тяжелому труду. Ему нравится заниматься рыбалкой, ухаживать за лошадьми, выкашивать траву. Его юность проходит в счастливых и беззаботных буднях. На примере порезанного косой утенка, автор подчеркивает его сострадание ко всему живому.

Образ Мелехова

  • В начале романа Григорий предстает перед читателем, как красивый молодой парень с яркими чертами внешности. Бабка Мелехова была турчанкой, поэтому автор указывает на его схожесть с типичными турецкими чертами – смуглая кожа, курчавые черные волосы, темные глаза.
  • У казака скуластый тип лица с хрящеватым носом. Его взгляд был подобен взгляду дикого зверя. Неординарная внешность подчеркивает его своеобразный характер и выделяет из толпы.
  • Красоту его черт лица Шолохов упоминает на протяжении всего романа. Казацкие корни Григория автор подчеркивает его традиционной одеждой — красные шаровары с лампасами, белые шерстяные чулки, чирики на ногах.

Характеристика Григория Мелехова

Григорий обладал вспыльчивым нравом. В нем кипела кровь, подталкивающая на отчаянные и необдуманные поступки. Мелехов всегда высказывает свое мнение и не прислушивается к советам окружающих. Казак не терпел насмешек над собой и не прощал их даже своим родным.

  • Его спутником по жизни становится старший брат Петр. В молодости Григорий с Петром помогают друг другу по хозяйству, а в дальнейшем они вместе отправляются на войну. Идеалы братьев кардинально расходятся. Для Григория на первом месте всегда остаются честь и достоинство. Петр не испытывал никаких душевных страданий, для него война открывала новые перспективы для собственной самореализации.
  • Отец Мелехова был ярким представитель коренного казачества. Именно он прививает Григорию доблестные казацкие качества. На протяжении всего романа отец поучает сына, однако Григорий настойчиво идет к своим целям. В конфликтных ситуациях Григорий никогда не позволяет себя ударить.  Во время войны отец испытывает гордость за достижения сына.
  • Живя в казацком хуторе, Григорий наслаждается красотами родной земли. Он является горячим патриотом своего родного края: «…От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?..».  Находится в полном взаимопонимании с окружающими людьми. Сердце молодого и энергичного казака открыто для самозабвенной любви. Идя на поводу у испытываемой страсти, Мелихов не в силах остановится и поступает вопреки родительским наказам.
  • Первое значимое событие в жизни Григория – это любовь и страсть к замужней женщине Аксинье. Он упорно и настойчиво ухаживал за ней. Вопреки нравственным устоям, казак не побоялся придать огласке свои чувства. Это ниже его достоинства.
  • Взаимоотношения между Аксиньей и Григорием воспринимаются коренными жителями как протест узаконенным традициям и нравам казачества. Люди злорадствуют и избегают их общества.

С любимой женщиной

  • Затронутая честь семьи вынуждает отца Григория как можно скорее женить сына. Совестливый казак идет на поводу у своей родни и женится на девушке из зажиточной семьи.
  • Жена Григория Наталья бесконечно предана ему и горячо влюблена в мужа, но они так и не приходят к взаимопониманию. Не смотря на замужество, Мелехов не прекращает взаимоотношения с Аксиньей.
  • Чувства к этой женщине берут верх и Мелехов уходит от жены, не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Григорий всегда открыт и честен со всеми. Он не станет скрывать правду, даже если она причиняет сильную боль. Слезы не вызывают у него сострадания, он способен прямо в лицо сказать о своей нелюбви к женщине.

Гордость казака не дает опустить ему голову и просить чьей либо помощи. Григорий винит отца за насильную женитьбу. Он покидает хутор вместе с Аксиньей и строит свою новую независимую жизнь.

Перед началом военных действий у них рождается дочь, которая еще больше скрепляет из взаимоотношения. Под влиянием исторических событий, их любовь закончилась трагично. Однако на протяжении всей жизни она была наполнена открытостью и искренностью.

  • Любовь в Аксинье придавала силы Григорию в сложные времена. Окрыляла надеждой на светлое будущее и возвращала его в родные края. Находясь далеко от дома, он часто вспоминает свою счастливую семейную жизнь в Ягодном.
  • Не смотря на предательство Аксиньи с панским сыном, Мелехов пронесет чувство к ней через всю свою жизнь. Воспоминания об этой женщины приносили ему душевные муки. Любое напоминание о ней заставляло сердце казака биться сильнее.

На смену этим событиям приходит новый период жизни Григория. Спустя год с его военной службы начинается первая мировая война. Мелехов отправляется на войну для выполнения своего казацкого долга. В военное время характеристика персонажа Григория Мелехова раскрывается с новой стороны.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа чудесный доктор куприна

По гениальному произведению снят фильм еще в СССР

  • На службе казак впервые сталкивается с кровью, насилием и жестокостью. В боях у Мелехова с одной стороны проявляется смелость и отвага. С другой стороны, убийство противника причиняет ему неизлечимую душевную травму: «…Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?..».
  • Благородство и великодушие побуждает казака помогать слабым и беззащитным. Он никогда не остается в стороне при проявлении несправедливости и насилия. На первом месте для Григория всегда остается ценность человеческой жизни.
  • В начале войны Мелехова переполняет казацкая отвага и упорство. Он уверенно ступает по земле и в своих поступках руководствуется непоколебимыми жизненными принципами. Мелехов не прогибается перед военными и даже начальству всегда дает отпор. Не позволяет грубо с собой разговаривать и командовать собой.
  • Его переполняет огромная жизненная сила, подчиняющая окружающих, вне зависимости от их звания. Честь и долг для Григория превыше всего. Он не раз спасает жизни своих боевых товарищей. Пересиливая свои ранения, выносил раненных с поля боя.
  • Спасает от смерти своего соперника Степана Астахова. За военные подвиги удостоен офицерского звания и неоднократно награжден медалями. За терпение и выдержку получил Георгиевский крест.
  • Первое кровопролитие на войне переворачивает духовный мир Мелехова. Собственноручное убийство врага становится для него трагедией. Приносит ему множество душевных переживаний и мук совести. Сущность его характера стремится к проявлению любви к окружающему миру.
  • Ему чуждо причинять боль людям. Обстоятельства заставляют пересматривать свои внутренние убеждения. Анализировать происходящие события и пересматривать свое отношение к окружающим людям.
  • Хладнокровное отношение казачества к смертям вокруг приводит Мелехова в недоумение. Человечность, переполнявшая Григория, со временем начинает угасать. Но он так и не смог смириться с убийствами людей, которых можно было бы избежать.

Григорий Мелехов в российской экранизации

Жестокость и непредсказуемость войны зарождает у Григория множество сомнений в происходящем вокруг. С угрызений совести и начинается трагичность судьбы Мелихова. Натыкаясь на постоянный обман, он запутывается в своих стремлениях и желаниях. Новая власть не приводит к обещанному равенству народа.

  • В поисках истины Григорий мечется между разными военными сторонами, сталкивается с различными идеологиями. После отстаивания интересов «красных», переходит на позиции буденновцев, следом примыкает к белым соединениям. Происходит полное непонимание на чьей стороне правда и за какие идеалы нужно бороться.
  • Григорию претит следовать чужим непонятным указаниям: «Я, брат, чую, что тут ты неправильно гутаришь, а вот припереть тебя не умею… Давай бросим об этом. Не путай меня, я и без тебя запутанный». Вокруг происходила борьба за материальные ценности, а для Мелехова ценность была прежде всего в человеческой жизни.
  • Военные события придают характеру Григория озлобленность и жестокость. В нем притупляется чувство сострадания. Постоянно сталкиваясь со смертью близких ему людей, он заливает свои переживания алкоголем.
  • В бою против «белых» Мелехов становится свидетелем жестокой расправы с военнопленными. Это событие становится переломным моментом в его жизни, «хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавис­тью, враждебного и непонятного мира…».
  • Чувство несправедливости подкашивает его военный дух. Он принимает решение больше не воевать и покидает отряд. Вскоре Мелехова возвращают в военные ряды. И его снова настигает новое потрясение. На его глазах убивают безоружных военных.
  • Психика Григория не выдерживает, и он в качестве дезертира возвращается в родные края. В результате преследования советской власти, Мелехов вынужденно примыкает к казацкой банде и вскоре возглавляет ее. Однако их военные действия не приводят к успеху.

В боях

Не изменяя свои жизненным позициям, находясь в постоянной борьбе за правду, Григорий вызывает подозрение и недоверие у окружающих. Мелехов не находит поддержки в своей идеологии и это наполняет его сердце бесконечным одиночеством. Его все чаще тянет к спокойной мирной жизни.

На протяжении войны Григория постоянно охватывает желание вернуться на родную землю. Его душа разрывается между военным долгом и тоской за родными краями, семьей.

Родительский дом и трудовые будни на своей земле становятся для него ценнее борьбы за чужие идеалы. Мысли о семье переполняют Григория и греют его изнутри.

Он постоянно представляет, как будет собирать урожай, заботиться о домашней скотине, справляться по хозяйству. На протяжении всего романа жизненные обстоятельства ставят Григория перед выбором.

Обратите внимание

Любовь между Мелеховым и Аксиньей проходит испытание временем и после войны Григорий предпринимает новые попытки к счастливой и спокойной жизни. Однако его настигает новая сердечная трагедия. При непредвиденных обстоятельствах погибает его любимая женщина Аксинья. Ее смерть превращает храброго и свободолюбивого воина в человека убитого горем. Теряется смысл существования Григория.

В конце романа Мелехов оставляет военный образ жизни. Окутанный одиночеством, он все вокруг видит в черном цвете – черные тучи и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Он возвращается в родной дом с надеждой начать новую жизнь на своей земле. Силы для продолжения своего существования Григорий находит в своем сыне. В Мишутушке он видит воплощение своей любимой.

Григорий с сыном

Характер Григория Мелехова притягивает читателя своей человечностью. Стойкость и непоколебимость народного духа вызывает удивление на протяжении всего романа. Образ Григория вобрал в себя лучшие черты русского национального характера.

Видео: Судьба Григория Мелехова

Источник: https://heaclub.ru/obraz-i-harakteristika-grigoriya-melehova-glavnyj-geroj-romana-mihaila-sholohova-tihij-don-vojna-i-lyubov-v-zhizni-grigoriya-melehova

Сочинение «Характеристика образа Петра Мелехова в романе «Тихий Дон»»

«Петро напоминал мать: небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».

Нет в портретном описании старшего брата Григория и намека на турецкую кровь, которая выделяла Мелеховых от остальных селян.

Нет в нем и тех качеств, которые передавались из поколения в поколение, и так роднили Пантелея Прокофьевича, Григория, Дуняшку: независимого характера, свободолюбия, гордой непокорности.

Пока семья Мелеховых живет миной, спокойной жизнью, в атмосфере дружбы, взаимной заботливости, любви, фигура Петра не вызывает каких-либо негативных чувств. Он по-настоящему любит свою семью, младшего брата.

Но уже с первых страниц автор дает понять, что Петро не обладает тем обаянием, которым веет от его младшего брата.

Рисует ли писатель картину косьбы, он не забывает обратить внимание на грацию сильного тела Григория, заметить, как отзывчив он на очарование природы; идет ли речь о скачках, непременно отмечет, что Гришка взял первый приз.

Петро же уступает брату и в красоте: «Григорий надел мундир с погонами хорунжего, с густым завесом крестов и, когда погляделся в запотевшее зеркало, — почти не узнал себя: высокий, сухощавый…

— Ты — как полковник! — восторженно заметил Петро, без зависти любуясь братом…», и в умении петь, о котором мимолетно упоминается в разговоре:

«- Да ты ить не мастак», — говорит Степан Аксаков Петру, — «Эх, Гришка ваш дишканит! Потянет, чисто нить серебряная, не голос»60, но все это не принижает образ Петра. Он покупает своей искренностью, веселостью. В первых главах первой книги герой у Шолохова «улыбается, заправив в рот усину»61, «посмеиваясь в пшеничные усы»62, по-доброму подтрунивает над Григорием:

«Григорий шел… хмурился… От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок, но посмеиваясь в пшеничные в сои усы, продолжал дразнить брата…

— Гляди, Петро подеремся, — пригрозил Григорий…

— «Заглянула, мол, через плетень, а они, любушки, лежат в обнимку». —

«Кто?» — спрашиваю, а она: «Да Аксютка Астахова с твоим братом». Я

говорю…

— Оскалив по-волчьи зубы, Григорий метнул вилы. Петро упал на

руки, и вилы, пролетев над ним, на вершок вошли в кремнисто-

сухую землю.

Потемневший Петро держал под уздцы взволнованных криком лошадей, ругался:

— Убить бы мог, сволочь!

— И убил бы!- Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину порода выродился, истовый

черкесюка!..

Через минуту, закуривая, глянули друг другу в глаза и захохотали…»

Важно

Ссора быстро начинается и быстро погасает, братья снова вместе, снова готовы втихомолку посмеиваться над своим вспыльчивым, властным отцом. Происходит это от того, что им нечего скрывать друг от друга, между ними нет тайн, их отношения построены на искренности, они могут говорить о самом сокровенном. Вот, например, перед женитьбой Григория Петро спрашивает, как же тот поступит с Аксиньей:

«- Гришка, а как же с Аксюткой?

— А что?

— Небось жалко кидать?

— Я кину — кто-нибудь подымет, — смеялся тогда Гришка.

— Ну гляди, — Петро жевал изжеванный ус, — а то женишься да не в

пору…

— Тело заплывчиво, а дело забывчиво, — отшутился Гришка».

Важно

Петро здесь мудрее Григория, он понимает, что не так-то просто справиться с чувством, на которое брат «… в жениховском озорстве играючи рукой помахивал, — дескать, загоится, забудется…»

Нет еще у Петра той хитрости, приспособленчества, которые проявляются у него в войне. Так, например, не держится он в стороне, когда вспыхивает ссора на мельнице между «мужиками» и казаками: «Петро кинул мешок и, крякнув, мелкими шажками затрусил к мельнице.

Пристав на возу, Дарья видела, как Петро втесался в середину, валял подругных; охнула, когда Петра на кулаках донесли до стены и уронили, топча ногами». Герой с легкостью, не думал о себе, бросает свою поклажу и вступается за односельчан.

Эта необдуманность пропадает у Петра во время войны.

Война становится для Петра проверкой всех его качеств, она заостряет, выделяет те черты его характера, которые, которые не были видны в мирной жизни. Это для него своеобразное испытание, из которого герой не сможет выйти с достоинством.

В первые дни войны встречаются два брата, Шолоховым дано их описание: Петра — «…загорелое лицо, с подрезанными усами пшеничного цвета и обожженным солнцем серебристыми бровями…» и Григорий с незнакомой, пугающей бороздой на лбу.

Если в портрете главного героя, испытавшие душевные потрясения из-за убитого человека, произошли изменения, то в описании Петра ничего не изменилось. Нет у этого героя душевных страданий, смятения, он не задумывается, как Григорий, для чего, с какой целью умирают на войне люди. Он приспособился, привык к ней, понял что из нее можно извлекать выгоду.

Грозным обвинением звучат слова автора: «… быстро и гладко шел в гору, получил под осень шестнадцатого года вахмистра, заработал, подлизываясь к командиру сотни, два креста и уже поговаривал в письмах о том, что бьется над тем, чтобы послали его подучится в офицерскую школу … прислал свою фотографическую карточку.

С серого картона самодовольно глядело постаревшее лицо его, торчмя стояли закрученные белые усы, под курносым носом знакомой улыбкой щерились твердые губы. Сама жизнь улыбалась Петру, а война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные: ему ли, простому казаку, с мальства крутившему хвосты быкам, было думать об офицерстве и иной сладкой жизни».

Если Григория мало радуют чины и кресты, то для Петра офицерские погоны кажутся несбывшимся счастьем, если Григорий всегда отстаивает свое достоинство, то Петр подобострастен, льстив, готов к услугам, война гнула главного героя, Петру же рисовались радужные горизонты привольной жизни — «дороги братьев растеклись врозь…»

Революция развеяла мечты героя, но и здесь он быстро сориентировался: «Я, Гришка, шататься, как ты, не буду… Меня к красным арканом не притянешь… незачем мне к ним, не по дороге». В годину смуты, бед, смертей Петр возами отправляет домой награбленное.

«Петро — он гожий, дюже гожий к хозяйству!» — нахваливает Пантелей Прокофьевич старшего сына, «поджившегося» под Калачом. В противовес Григорию, который не только сам не брал чужого, но и запрещал своим подчиненным, Петро ничем не брезговал для приумножения своего.

Совет

Если Пантелей Прокофьевич тащит в дом все, что подвернется, для того, чтобы сохранить свое рушащееся гнездо, свою привычную жизнь, то его старший сын — ради наживы. Накопительство Пантелея Прокофьевича трагично и напоминает нервный поединок с перипетиями судьбы, стяжательство Петра смешно и никчемно.

Совет

Доказательством служит сцена примерки Героем дамского белья, прихваченного им в отбитом поезде: «…покашливая и хмурясь, попробовал примерить панталоны на себя.

Повернулся и, нечаянно увидев в зеркале свое отображение с пышными складками назади, плюнул, чертыхнулся… Большим пальцем ноги зацепился в кружевах, чуть не упал на сундук и, уже разъярясь всерьез, разорвал завязки… панталоны, которые неизвестно какой пол шились, Дарья в тот же день, вздыхая сложила в сундук (там лежало еще немало вещей, которым никто из баб никто не мог найти применения)».

Как ни умел Петро гибко приспособляться к изменившимся обстоятельствам, пережидать трудные времена, но война не обошла его стороной, умер он от руки Михаила Кошевого так же суетливо и приниженно, как и жил:

«- Кум! — чуть шевеля губами, позвал он Ивана Алексеевича…

— Кум, Иван, ты моего дитя крестил.. Кум, не казните меня! — Попросил Петро и, увидев, что Мишка уже поднял на уровень его груди наган, — расширил глаза, будто готовясь увидеть нечто ослепительное, как перед прыжком вобрал голову в плечи».

Источник: http://litsochinenie.ru/harakteristika-obraza-petra-melehova-v-romane-tihiy-don.html

Образ Григория Мелихова сочинение | Литерагуру

Сочинение на тему «Образ Григория Мелехова» кратко: характеристика, история жизни и описание героя в поисках правды

В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов занимает центральное место. Он является самым сложным шолоховским героем. Это искатель правды.

На его долю выпали такие жестокие испытания, какие человек, казалось бы, не в состоянии вынести.

Жизненный путь Григория Мелехова труден и извилист: сначала была Первая мировая война, потом гражданская, и, наконец, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

Трагедия Григория Мелехова — трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Отщепенство его становится трагическим, поскольку это запутавшийся человек. Он пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам.

От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю.

Обратите внимание

А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества.

Читайте также:  Анализ произведения достоевского преступление и наказание

Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.

Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни.

Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей.

Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь.

Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?

Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев разворачиваются на фоне трагической истории страны. Григорий больше никогда не сможет забыть, как он убил первого врага, австрийского солдата. Он зарубил его саблей, для него это ужасно. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого.

Герой потерял точку опоры, его добрая и справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Но война идет, Мелехов понимает, что ему надо продолжать убивать.

Вскоре его решение меняется: он осознает, что война убивает лучших людей своего времени, что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле и поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Путь исканий Мелехова оказался непроходимой чащей.

Важно

Шолохов в своем произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Автор сочувствует своему герою Григорию Мелехову, жизнь которого уже изломана в такие молодые годы.

В результате своих поисков Мелехов остается один: Аксинью убивает его безрассудство, от детей он безнадежно далек хотя бы потому, что навлечет на них беду своей близостью. Пытаясь сохранить верность себе, он изменяет всем: и воюющим сторонам, и женщинам, и идеям. Значит, он изначально не там искал.

Думая лишь о себе, о своей «правде», он недолюбил и недослужил. В час, когда от него потребовалось веское мужское слово, Григорий мог предоставить только сомнения и самокопание. Но войне не нужны были философы, а женщинам – любовь к мудрости.

Таким образом, Мелехов – результат трансформации типа «лишнего человека» в условиях жесточайшего исторического конфликта.

Источник: https://LiteraGuru.ru/m-sholohov-tihij-don-obraz-grigoriya-melihova/

Характер Григория Мелехова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Вромане «Тихий Дон» М. А. Шолохов поэтизирует народную жизнь, дает глубокий анализ ее уклада, ис­токов ее кризиса, во многом сказавшегося на судьбах героев романа. Автор подчеркивает определяющую роль народа в истории. По Шолохову, именно народ — движущая сила истории. Одним из его представите­лей в романе является Григорий Мелехов. Бесспорно, он главный герой романа.

Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу.

В самом начале романа Шолохов описывает исто­рию семьи Мелеховых. Возвращается с турецкой кам­пании казак Прокофий Мелехов, привозит с собой жену, турчанку. С этого начинается «новая» история мелеховского рода. Уже в ней закладывается харак­тер Григория. Григорий не случайно внешне схож с мужчинами своего рода: «…

в отца попер: на полголо­вы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати вислый коршунячий нос, в чуть косых про­резях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей ко­жей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Именно он, а не старший брат Петр является продолжателем рода Мелеховых.

С первых же страниц Григорий изображается в по­вседневной крестьянской жизни. Он, как и все на ху­торе, занимается рыбалкой, водит коней на водопой, влюбляется, ходит на игрища, участвует в сценах кре­стьянского труда.

Ярко раскрывается характер героя в эпизоде лугового покоса. Григорий обнаруживает любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию.

Ему до боли жаль нечаянно порезанного косой утенка, он смотрит на него «с внезапным чувством острой жалости».

Совет

Григорий прекрасно чувствует природу, он кровно связан с ней. «Хорошо, ах, хорошо-то!..» — думает он, ловко управляясь с косой.

Григорий — человек сильных страстей, решитель­ных поступков и действий. Красноречиво говорят об этом многочисленные сцены с Аксиньей. Несмотря на отцовские наветы, во время сенокоса, в полночь он все же идет в ту сторону, где находится Аксинья.

Жесто­ко наказанный Пантелеем Прокофьевичем и не побо­явшись его угроз, он все равно уходит к Аксинье с ночи и возвращается только с зарей. В Григории уже здесь проявляется желание во всем дойти до конца, не останавливаться на половине пути.

Женитьба на не­любимой женщине не смогла его заставить отказаться от самого себя, от естественного, искреннего чувства. Он лишь немного успокоил отца, сурово возвещавше­го ему: «Не пакости соседу! Не страми отца! Не таскайся, кобелина!», но не более того. Григорий любит страстно и не терпит насмешки над собой.

Даже Петру не прощает он шутки над своим чувством и хватается за вилы. «Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину поро­ду выродился, истованный черкесюка!» — восклица­ет до смерти перепуганный Петр.

Григорий всегда честен и искренен. «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся»,— откровенно гово­рит он жене.

Поначалу Григорий протестует против бегства с Аксиньей с хутора, но врожденное упрямство и невоз­можность подчинения все же заставили его бросить хозяйство, уйти с любимой в имение к Листницким. Григорий нанимается конюхом. Но такая жизнь в от­рыве от родного гнезда не по нему. «Легкая сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выгля­дел старше своих лет»,— говорит автор.

В Григории заключена огромная внутренняя сила. Ярким свидетельством этого является эпизод избие­ния им Листницкого младшего. Невзирая на положе­ние Листницкого, Григорий не намерен прощать ему обиды: «Перехватив кнут, он бил кнутовищем по лицу, по рукам, не давая сотнику опомниться». Меле­хов не боится наказания за свой поступок.

Обратите внимание

Он сурово обходится и с Аксиньей: уходя, не оглянулся ни разу. Григорию свойственно глубокое чувство собствен­ного достоинства. В нем его сила, и она способна ока­зать влияние на других людей, независимо от их чина и положения.

В поединке с вахмистром на водопое, несомненно, побеждает Григорий, не позволивший старшему по чину ударить себя.

Герой готов вступиться не только за свое, но и за чу­жое достоинство. Он оказался единственным из всех, кто заступился за Франю, над которой надругались казаки. Оказавшись бессильным против зла, он «в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал».

Первая мировая война подхватила судьбу Григо­рия и закрутила ее в вихре бурных исторических со­бытий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офи­цера. Свидетельства его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

Мелехов великодушен. В бою он протягивает руку помощи и своему сопернику Степану Астахову, кото­рый мечтает его убить. Григорий показан мужест­венным, умелым воином.

Но все же убийство челове­ка глубоко противоречит его гуманной природе, его жизненным ценностям: «Вот и ну, срубил зря чело­века и хвораю через него, гада, душой,— говорит он брату Петру, -… уморился душой…

Будто под мель­ничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».

Григорий довольно быстро начинает испытывать неимоверную усталость и разочарование. Поначалу он сражается бесстрашно и не задумываясь, что про­ливает свою и чужую кровь. Но война и жизнь сталки­вают Мелехова со многими людьми, имеющими прин­ципиально разные взгляды на мир, на происходящее в нем. Общение с ними заставляет героя задуматься и о войне, и о той жизни, которой он живет.

Чубатый несет истину «Человека руби смело». Он легко говорит о человеческой смерти, о возможности и праве лишать человека жизни. Григорий внима­тельно его слушает и понимает: такая бесчеловечная позиция для него неприемлема, чужда.

Важно

Гаранжа посеял в душу Мелехова семена сомне­ния. Он вдруг усомнился в незыблемых прежде цен­ностях, таких, как царь и казачий воинский долг.

«Царь — пьянюга, царица — курва, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею..» — цинично заяв­ляет Гаранжа. О многом заставляет он задуматься Григория.

Эти сомнения положили начало трагиче­скому пути Григория к истине. Герой предпринимает отчаянные попытки найти правду и смысл жизни.

Характер Григория Мелехова — характер поисти­не удивительный, поистине народный.

Источник: http://5litra.ru/soch/282-harakter-grigoriya-melehova-po-romanu-m-sholohova-tihiy-don.html

Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

    Во всем богатстве затрагиваемых в «Тихом Доне» проблем центральное место занимает проблема поиска личности своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире.

    Григорий Мелехов – это главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Он соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.

    В начале романа Григорию девятнадцать лет. От деда он получил независимый характер, а от бабки-турчанки – яркую внешность и неуемность натуры. Поначалу все поступки Григория выглядят обычным молодечеством.

Так объясняют все окружающие и его связь с замужней Аксиньей. Григорий порывает с ней, женившись на Наталье. Но необычная сила любви, нарушающая все устои, заставляет Мелехова пойти против отца, уйти из дома и жить с Аксиньей в поместье Листницких.

Так начинается особый путь героя.

    «Мельничьи жернова» войны проходят по его душе. На войне герой возмужал, заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». После знакомства с большевистской «философией» герой чувствует себя «зрячим». Его возвращение домой в конце первой книги проявляет произошедшие в Григории изменения.

    Во второй книге возникает ряд противопоставлений главному герою. Прежде всего, это идеологические противники и сторонники царской власти. У каждого из них, по мысли Шолохова, своя правда. Но офицеры далеки от народа, их превосходство над солдатами мнимое, некоторые из них проявляют себя как трусы.

    В начале третьей книги показана гражданская война 1918 года, когда Мелехов воюет в отряде под командованием своего старшего брата Петра. Но и сейчас он испытывает всю ту же «густую тоску» по мирной жизни.

Теперь, вместе с другими казаками, он готов винить большевиков, разделивших народ.

Совет

Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявлена его шинель, но геройство оказывается напрасным – «поток Красной армии затопляет» Донскую землю.

    Братья Мелеховы возвращаются домой, но и там их настигает классовая вражда. Для новой власти Мелехов – белый офицер, «контра». Большевик Мишка Кошевой, с которым они «корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали», готов зарезать Григория. Герой снова поневоле оказывается во враждебном лагере.

    Жестокость становится страшной нормой. Односельчане убивают друг друга. Так, Кошевой убивает старшего брата Григория – Петра. Мелехов – командир полка, и по его приказу совершаются зверские расправы. Но, в то же время, он выпускает заключенных в Вешенской, заливает тоску водкой, просит смерти. Не выдержав, герой снова возвращается домой, «седой наполовину».

    Четвертая книга открывает в Мелехове новую черту – формирующуюся способность противостоять «потоку жизни». В нем пробуждается жалость и любовь в противовес беспощадной войне.

Несмотря на разгром Добровольческой армии, на свою болезнь (месяц проболел тифом), Григорий «повеселел» и оставил мысль о смерти. Тягой к новому объясняется его вступление в Красную Армию, где он командует эскадроном.

Впереди у Григория преследование красными за его «белое» прошлое, смерть Аксиньи. Жизненный путь героя, описываемый в романе, завершается возвращением домой, попыткой начать жизнь с нуля.

    В образе Григория Мелехова типизируются черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления социально-политической борьбы, революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории.

    Индивидуальные особенности образа Мелехова глубоко своеобразны. Герой показан как настоящий донской казак. Отличительной особенностью Григория являются его духовные искания и глубина переживаний.

Обратите внимание

Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям массы казаков. У Мелехова есть потребность жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям.

    Способность испытывать глубокие чувства – важнейшая характеристика героя. Его возвращение к Аксинье является основой сюжета. Эту любовь не могут заслонить ни война, ни ревность, ни страдания.

Это непобедимое чувство, вступающее в противоречие с устоями казацкой морали, находит аналогию только в истории. Оно похоже на любовь деда Прокофия к его жене-турчанке.

В связи с этим на чувство Григория к Аксинье ложится отпечаток романтической возвышенности.

    В образе Григория Мелехова воплощается авторский замысел. Шолохов стремился показать столкновение истории с личностью, пытающейся на сломе эпох сохранить гуманистические ценности как наследие вековой народной морали.

Трагическим пафосом окрашено описание участия Мелехова в общественно-политических событиях и их влияние на его судьбу.

Отталкиваясь от исторически достоверной картины событий, автор создает обобщенный образ героя своего времени.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/tikhij-don/9943-obraz-grigoriya-melekhova-v-romane-m-sholokhova-tikhij-don

Характеристика образа Мелехова в романе «Тихий Дон»

«На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская…вся в засыпи желтопесков … Т ам, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье.

Читайте также:  Анализ рассказа матренин двор солженицына сочинение

В конце озера кончается и станица…» Здесь, среди знакомой   с детства природы родной донской степи, которую он воспел, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Шолохов.

Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой романа Шолохова «Тихий Дон» – Григорий Мелихов.

Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы: сильный, смелый, любящий, настоящий мужчина. Такими качествами наделил своего героя Шолохов. В то же самое время Григорий Мелихов человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть.

Важно

Но, на мой взгляд, слабости, сомнения героя едва ли не самое важное. Именно своим умением выживать, решать проблемы, укрощать страсти, велик человек. А еще – несоверщенность, одна из главных черт настоящего человека.

Нужно отдать должное Михаилу Шолохову –о н создал поистине тонкий образ несовершенного, но сильного и доброго Григория, в лице которого отразились все искания, муки, сомнения и печали русского народа того мятежного времени.

Издавна жили казаки привольно на Дону : занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу.

Конец этой жизни описывает в первых книгах «Тихого Дона» Шолохов. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает первая мировая война. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над Донскими степями. И все же воевать – дело для казаков привычное, совсем другое дело революция…

В феврале одна тысяча девятьсот семнадцатого года царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая до селе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить.

Главный герой романа «Тихий Дон» Григорий Мелихов мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество.

Вначале ему кажется прав Изварин, который говорит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего избавление казаков от всех опекунов … И збавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся».

Но после встречи с другим героем романа – Подтелковым склоняется Григорий к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому – то берегу. После ранения под станцией глубокой едет он в свой родной хутор.

Совет

И там еще более терзают его сомнения: «Там, позади, все было путано, противоречиво.

Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет».

Не нашел своего места Мелихов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым.

Трагично рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг однокашники, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания.

А назавтра пленных казаков ставят к стене … Р азливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками.

И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую учесть.

И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины. Вспомним очень сильную сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра.

Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе.

Обратите внимание

Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелиховым переворот. Его насильно мобилизуют в красную армию…

На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию также и в личной жизни, красной полосой через которую проходят неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей.

С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она Толстовская ничтожность личности в истории.

Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зеленке пролетные гуси, и вьют гнезда, осевшие на лето стрепета».            

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Характеристика образа Мелехова в романе «Тихий Дон». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/xarakteristika-obraza-melexova-v-romane-tixij-don/

Готовые школьные сочинения

марта 15 2010

Характеристика Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Главным героем «Тихого Дона», без сомнения, является народ. В романе сквозь призму множества героических судеб обычных людей показаны закономерности эпохи.

Если среди других героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее ярко воплощает черты своего народа. «Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, к работе» – две основные добродетели, заповеди воина и земледельца одновременно.

Обеими щедро награжден Григорий. А главное, что составляет основу его характера, – своеволие, независимость в поступках и поисках истины. Он во всем должен убедиться сам лично, согласиться внутренне.

Для Григория истина рождается во всей величественности конкретного бытия, во всей тяжести своего становления, искаженная предрассудками прошлого, страстью борьбы и пламенем мести за гибель близких.

Поразительна сила, с которой он воспринимает действительность и как активно он в ней участвует. Это самое пленительное в его образе. Благородство составляет основу его широкой души.

В бою, преследуемый австрийцами, он внезапно спасает своего врага Степана Астахова; рискуя полевым судом, он стреляет в Чубатого за убийство пленного.

Узнав о сдаче красноармейского полка в Устьинском, он мчится туда, чтобы «выручить», спасти от смерти Мишку Кошевого и Ивана Алексеевича, убийц так горячо любимого им брата Петра. Это сложный человек, ему присуще чувство неудовлетворенности собой.

«Хотя черт его знает, такому, как молодой Листницкий или как наш Кошевой, я всегда завидовал… – признается он Прохору. – Им с самого начала все было ясное, а мне и до се все неясное… с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…»

Но по-другому и быть не могло. Эти сомнения определило его социальное положение. Позиция Листницкого и Кошевого объяснялась их положением в обществе: один – помещик,   другой   –   батрак.   Григорий   же крестьянин-середняк, в этом причина всех его колебаний.

В нем живут как бы две души: собственника и труженика. Конечно, являясь единоличником, он ищет правду для всего казачества. За семь лет войны он поразительно мало заботится о родном курене, семье и даже Аксинье – так важно для него найти правду в общественном устройстве.

Важно

Воюя, он не стремится к личной выгоде и боится лишь одного – погрешить против правды. В поисках ее он зорко всматривается в окружающий мир. Он не принимает восторженности Ивана Алексеевича Котлярова, рассказывающего о демократизме окружного председателя.

Да и сама революция, по его мнению, не нужна на Дону. Что нового коммунисты могут дать казакам?

  • «Земли у нас – хоть заглонись ею, – яростно возражает он. – Воли больше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают. Кто его выбирал, какой тебя ручкой обрадовал? Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает! Мужичья власть, им она и нужна. Но нам и генералы не нужны. Что коммунисты, что генералы – одно ярмо… Ты говоришь – равнять… Этим темный народ большевики и приманули. Посыпали хороших слов, и попер человек, как рыба на приваду! А куда это равнение делось? Красную Армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в хромовых сапогах, а «Ванек» в обмо- . точках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает. Да ить это год ихней власти прошел, а укоренятся они, – куда равенство денется?.. Говорили на фронте: «Все ровные будем. Жалование и командирам и солдатам одинаковое!..» Нет! Привада одна! Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже! Какие бы поганые офицеры ни были, а как из казуни выйдет какой в офицеры, – ложись и помирай, хуже его не найдешь! Он такого же образования, как и казак: быкам хвосты учился крутить, а глядишь – вылез в люди и сделался от власти пьяный и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке».

Вот как удивительно точно выразил сущность происходящего Григорий. От остальных казаков его отличает только мучительный поиск правды, неуспокоенность.

Шолохов пишет, что он только выразил то, что думали большинство остальных казаков, но сила Григория в том, что он это высказал и пытался по-своему разрешить это противоречие, а не смирился с неправдой, прикрытой красивыми словами о равенстве.

Григорий рад был бы признать правоту одного из начал и накрепко связать себя с ним, но особая чуткость на фальшь не давала ему сделать окончательный выбор. Григорий ничего не принимает на веру.

Он и есть представитель тех самых широчайших народных масс, которые самообразовываются на личном опыте классовых битв, идя к истине замедленно, оступаясь, зигзагообразно, но самостоятельно. Учителей жизни, подобных закаленным большевикам – Штокману или Бунчуку, было мало.

У Штокмана не было времени заниматься агитацией таких людей, как Григорий, и он сознательно и жестоко намерен устранить его заблаговременно. Григорию, еще ни в чем не повинному, задолго до того, как он стал командиром повстанческой дивизии, грозит арест, а затем смерть.

Штокман посмеивается над Кошевым, смущенным приказом арестовать Григория лишь за опасный образ мыслей, как потенциального врага, и он заставляет его пойти арестовывать друга. Так возникает трагическая коллизия правоты обеих сторон.

Штокман прав, ибо только активными мерами можно было предупредить восстание, где оба брата Мелеховых сыграют не последнюю роль. А характер Григория не позволяет ему сидеть сложа руки, когда окружающий мир наступает на него.

И, подобно деду, кружащему над головой «мерцающей, взвизгивающей шашкой», готовому сразиться со всем хутором, Григорий кидается на обидчиков. Вместе с ним, эпическим героем, поднимается, не сговариваясь, казацкая вольница – полыхает восстание.

«За ним оседало снежное курево, в ногах ходили стремена, терлись о крылья седла занемевшие ноги. Под стременами стремительно строчили конские копыта.

Он чувствовал такую лютую, огромную радость, такой прилив сил и решимости, что, помимо воли его, из горла рвался повизгивающий, клокочущий хрип… Ясен, казалось, был его путь отныне, как высветленный месяцем шлях.

Совет

Все было решено и взвешено в томительные дни, когда зверем скрывался он в кизячном логове и по-звериному сторожил каждый звук и голос снаружи. Будто и не было за его плечами дней поисков правды, шатаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы… Пути казачества скрестились с путями безземельной мужичьей Руси, с путями фабричного люда.

Биться с ними насмерть. Рвать у них из-под ног тучную донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределов области! Тряхнуть Москвой, навязать ей постыдный мир! На узкой стежке поразой-тись, – кто-нибудь кого-нибудь, а должен свалить. Проба сделана: пустили на войсковую землю красные полки, испробовали? А теперь – за шашку!»

Эти мысли подготовили расстрелы в Татарском, арест отца, Пантелея Мелехова, угрозу ареста самому Григорию и оскорбления, нанесенные ему во время постоя красноармейцев на его базу.

  • Мысли Григория рождаются на наших глазах, и их динамика влечет за собой антитезу: «Богатые с бедными, а не казаки с Русью… Мишка Кошевой и Котляров тоже казаки, а насквозь красные…» Но Григорий отмахивается от них, пронизанный ощущением мести и стремлением действовать, а не размышлять. Григорий свободен, он сделал, как ему кажется, правильный выбор.

Но постепенно он понимает, что опять попал в ловушку. Он видит убийство пленных, осознает, сколько страданий несет их восстание, знает, кто пользуется его результатами. Прозрение Григория происходит после одного из самых отчаянных проявлений его казацкой удали.

Он – командир повстанческой дивизии, один, оставленный сотней, мчался прямо на пулемет и изрубил четырех матросов в черных бушлатах.

Но неужели только воспоминание давно забытых слов Гаранжи и Подтелкова заставило Григория рвать на себе застежки шинели и кататься по снегу рядом с трупами зарубленных им матросов в страшном, почти чувственном ощущении истины?

  • «Кого же рубил!.. Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради бога… Смерти… предайте!..»

Опять Григорий вступает в конфликт с окружающим мироустройством. В образе Григория Мелехова отражены его пути от монархии к большевизму, затем к автономии и, наконец, снова к большевизму, характерные колебания среднего казачества.

Но совершал он их с большей амплитудой, сильнее других переживая противоречия мира. Это яркая личность, и поэтому ярче ее проявления.

Пробуждение для Григория – медленный, тягостный процесс, на него давит чувство личной вины в прошлом, но ведь он всегда действовал искренне, просто не мог поступить по-другому на каждом этапе жизни. Он не тихий середнячок по характеру, а яркая личность.

Григорий презирает себя за свой страх перед Дончека, что «жидок оказался на расплату», готов даже «отсидеть за восстание» и соглашается на все, кроме расстрела. «Но уж ежели расстрел за это получать, – извиняйте! Дюже густо будет!» – так и говорит он Кошевому.

  • «Против власти я не пойду, пока она меня за хрип не возьмет!» – откровенно признается он опять Кошевому.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Характеристика Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-grigoriya-melexova-v-romane-m-a-sholoxova-tixij-don/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector