Сочинение анализ рассказа ванька чехова

План-конспект занятия по чтению (3, 4 класс) по теме: Филологический анализ рассказа А.П.Чехова «Ванька»

Тема: А.П. Чехов « Ванька». Работа над содержанием.

Цель: продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей         XIX века; Задачи:

Образовательная:  работать над содержанием произведения; формировать навык осознанного и выразительного чтения; учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; обогащать словарь учащихся, развивать связную устную речь; закреплять навык грамотного и внятного произнесения всего речевого материала на уроке.

Развивающая: развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор учащихся; развивать слуховое восприятие на материале соц- организационных вопросах;

Обратите внимание

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, экран, таблички, тексты на партах, портрет Чехова.

Ход урока

I Организационный момент. слайд 1

 [Какой сейчас урок?]

Сейчас урок чтения.

[Какой урок по счёту?]

По счёту второй урок.

[Вы готовы к уроку?]

Да, мы готовы к уроку.

III. Подготовительная работа ( сведения об авторе) слайд 2

Чей это портрет? Кто это?

Это Антон Павлович Чехов.

Что вы можете о нём сказать?

Это великий русский писатель.

Давайте послушаем сообщения, которые приготовили девочки о жизни и творчестве Чехова.

1 сообщение        слайд 3-5

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца. В 19 лет Чехов приезжает в Москву. Позади осталось трудное детство, годы нищеты. Он поступает на медицинское отделение Московского университета и сразу начинает писать рассказы.

2 сообщение      слайд 6

Среди произведений Чехова много рассказов о детях. Он любил детей, умел дружить с ними. Писателя волновала судьба детей из народа, которым жилось тяжело. Он описал их жизнь в своих рассказах.

Ребята, а какие рассказы Чехова  вы знаете? слайд 7

« Каштанка», « Белолобый», « Мальчики»,

Некоторые из них мы уже читали, с другими вы познакомитесь позднее.

Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён? слайд 8

Это бедный мальчик, который приехал из деревни в город.

Тяжелая доля выпала детям старой России.

3 сообщение    слайд 9

Голод и тяжёлая жизнь в деревне вынуждали крестьян посылать своих детей в город. Дети шли работать на заводы, их отдавали в ученье. Посмотрите, на картине Перова «Тройка» дети тянут тяжелую поклажу.

IV. Сообщение темы урока.

О жизни такого мальчика мы узнали из рассказа Чехова.

 Как называется рассказ?

Рассказ называется « Ванька».

Сегодня на уроке мы закрепим наши знания

V.Словарная  работа. слайд 10- 14

Давайте вернёмся к нашим словам и вспомним их значение.

( слова записаны на доске, значения этих слов  на отдельных карточках, которые лежат на партах перед учащимися. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим словом. Работа по группам)

VI. Беседа с выборочным чтением по теме. слайды 15-18

О чём этот рассказ?

Этот рассказ о тяжёлой жизни мальчика, которого отдали в ученье к сапожнику Аляхину.

Кто главный герой рассказа?

Главный герой Ванька Жуков. Он сирота.

Что значит сирота?

У него нет родителей.

Сколько ему лет?

Ваньке девять лет.

Докажите словами из текста.

У кого Ванька живёт в городе?

Ванька живёт у сапожника Аляхина в Москве.

Как ему живётся ?

Ваньке живётся тяжело, плохо.

Найдите и прочитайте о том, что жизнь у сапожника была тяжёлой.

В какое время года происходят события? Какой праздник приближался?

Была зима. Приближалось Рождество.

Чем занимается Ванька в городе?

Ванька днём и ночью качает люльку с ребёнком, чистит селёдку, выполняет работу по дому. Он прислуга.

Как с ним обращаются хозяева и подмастерья?

Все Ваньку бьют, не жалеют его, насмехаются.

Как живётся Ваньке в городе?

Ваньке в городе живётся плохо.

Важно

Да, Ваньке в городе жилось плохо, поэтому он часто вспоминает свою жизнь в деревне.

Как ему жилось в деревне?

Почему жизнь в деревне была счастливой?

Он жил среди родных людей, которые его любили.

О чём мечтал Ванька?

Он мечтал вернуться в деревню.

Давайте сделаем вывод.

Вывод по опорным словам.

Ваньке нравилось жить в деревне, потому что …….

Ванька жил в деревне с …., ……., барышня Ольга Игнатьевна ……,

поэтому…..

Вывод: Жизнь Ваньки можно разделить на две части:

  1. Жизнь в деревне (какая?)…
  2. Жизнь в городе (какая?)…                                        

VII. Работа над  письмом.

Ребята, у вас на партах лежит конверт с письмом. Слайд 19

Письмо написал  Ваня Жуков.

Кому и куда написал Ванька? 

Он написал своему дедушке Константину Макарычу в деревню.

Давайте его прочитаем.  ( читает письмо один ученик)

Письмо

Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал Ванька. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

“ Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу.

А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай.

Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

О чём Ванька просит деда в письме?

Он просит деда, чтобы он приехал, пожалел и увёз его в деревню.

А то Ванька помрёт от такой жизни.

А теперь послушайте , что Ванька дальше сделал с письмом.

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке

Потом подумал и прибавил: “Константину Макарычу”.

Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу…

Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель.

Как вы думаете, получит ли дедушка письмо?

Дедушка не получит письмо, так как Ванька не указал адрес.

Ребята, я  предлагаю изменить концовку рассказа.

Когда Ванька пишет письмо?

Пишет в ночь перед Рождеством.

Что такое Рождество?

Это добрый праздник, от  которого ждут чуда.

Вот и наш Ванька тоже верил в чудо, которое должно произойти с ним в Рождество.

Какая мечта у Ваньки?

Вернуться в деревню к дедушке.

 VIII. викторина по рассказу (слайд 20)

Читайте также:  Обломов и штольц сравнительная характеристика

X. Итог урока. Выставление оценок за урок. Домашнее задание по выбору слайд 21

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/10/31/filologicheskiy-analiz-rasskaza-a-p-chehova-vanka

Анализ рассказа Чехова «Ванька»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню.

Жизнь его очень тяжела. На него взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это.

Совет

Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев. Ведь пока она была жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России.

Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ.

И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой. Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

Обратите внимание

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен. Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.

Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив.

Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним. Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука.

Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу «на деревню дедушке Константину Макарычу».

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-chexova-vanka/

О некоторых особенностях рассказа а. п. чехова “ванька”

И. А. ЕСАУЛОВ

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА «ВАНЬКА»

Этот рассказ известен, кажется, всей читающей России. Написанный Чеховым в 1886 году, он с начала века (именно с 1900 года) входит в многочисленные «Книги для чтения» и школьные учебники. Как часто происходит в таких случаях, поверхностно понятое «содержание» совершенно затемняет смысловые глубины и смысловые перспективы произведения.

«О чем» рассказ? О тяжкой доле мальчика «в людях». Над ним насмехаются подмастерья, его бьют и не кормят хозяева, ему не дает спать хозяйский «ребятёнок» и т. п.

Одновременно рассказ о наивности самого героя, не умеющего правильно написать адрес на конверте, в сознании которого «необыкновенно юркий и подвижный старикашка… с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами» является желанным избавителем.

Таким образом, изображение и «жертвы» и ее «мучителей» должно, казалось бы, вызвать гнетущую атмосферу «идиотизма» русской жизни, несколько перефразировав социал-демократического классика.

Однако подобное «редуцированное» прочтение уже своей очевидной одномерностью сразу же вызывает сомнения в его адекватности скрытым «смыслам» произведения (если только допустить, что «Ванька» действительно является художественным шедевром А. П. Чехова, а не образцом социально-обличительной беллетристики).

При таком подходе, когда мы пытаемся «услышать» ту «музыку интонационно-ценностного контекста», которой «как бы окутано» произведение1, сразу же становится ясно: рассказ о чем-то другом. Как справедливо замечает Е. В. Душечкина, «весь он исполнен света и грустного настроения, которые столь характерны для русского рождественского рассказа»2.

© Есаулов И. А., 1998

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 369.

2 Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995. С. 225. Заметим здесь же, что, по мнению исследовательницы, деревенский «уют» уютен лишь для того, кто когда-то жил в нем. Объективно — это вечно выпивший и ругающийся дед, нюхающий табак, бедность деревенского дома, убогость жизни…

Автор не оставляет читателю никаких иллюзий и надежд на изменение судьбы героя: в отличие от Ваньки… читатель знает, что прошлое невозвратимо и все самое лучшее у него уже позади» (Там же).

Важно

В такого рода исследовательской уверенности о неизбежной тяжелой грядущей «судьбе» вымышленного автором персонажа явно сказывается, на наш взгляд, известная инерция восприятия данного произведения. Достаточно заметить, что «ругающийся», по определению Е. В.

Душечкиной, дед на самом деле никогда никого не ругает в пределах чеховского текста, но «заливается веселым смехом», «посмеивается», «балагурит». Предметный мир «деревенского дома» вообще не изображается, поэтому суждения о его «бедности», как и соображения об «убогости жизни» характеризуют аксиологические представления исследовательницы, но отнюдь не внутренний мир этого произведения.

480

Жанр рождественского рассказа, эта «великая реальность литературы»3, совершенно преображает то внешнее «содержание», к которому и сводят обычно «смысл» чеховского произведения. Перед нами сюжет о светлом рождественском чуде.

Рассказ «Ванька» впервые был опубликован в «Петербургской газете» 25 декабря — и именно в отделе «Рождественские рассказы». Уже этот контекст задает соответствующий «диалогизирующий фон… восприятия» текста4, определенные границы адекватных (но не обязательно одинаковых) прочтений произведения5.

Читайте также:  Характеристика и образ натальи коршуновой (мелеховой) в романе тихий дон шолохова сочинение

При кажущейся «простоте» рассказ имеет весьма сложную композицию. Письмо Ваньки Жукова несколько раз прерывается то воспоминаниями героя, то репликами повествователя, то знаменитым пейзажным описанием:

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

За шутливым предположением в последней фразе мерцает представление о сотворенности Божьего мира, о скрытом присутствии Творца, о праздничности рождественского космоса, однако оно подается в чисто чеховской несколько ироничной стилистике. В пасхальном рассказе «Святою ночью» подчеркивается совершенно особенное состояние неба:

3 Бахтин М. М. Указ. соч. С. 345.

4 Там же. С. 360.

5 Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). М., 1995.

481

Совет

Мир освещался звездами, которые всплошную усыпали все небо. Не помню, когда в другое время я видел столько звезд. Буквально некуда было пальцем ткнуть. Тут были крупные, как гусиное яйцо, и мелкие, с конопляное зерно. Ради праздничного парада вышли они на небо все до одной, от мала до велика, умытые, обновленные, радостные, и все до одной тихо шевелили своими лучами (курсив мой. — И. Е.).

Обратим внимание как пишет письмо Ванька. «Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях». Ранее упоминается «темный образ». Герой принимает молитвенную позу, поэтому поздравление дедушки с Рождеством и пожелание «всего от Господа Бога» нельзя считать только лишь проходными и нейтральными речевыми клише.

Очень важна деталь предметного мира этого произведения: окно, в которое глядит Ванька и в котором «мелькало отражение его свечи».

Именно после этого словесного кадра изображения начинается описание деревенского уюта, куда всей душой стремится тоскующий Ванька.

Таким образом, уже в этом месте внешне юмористического текста можно говорить о появлении своего рода мистического заоконного пространства, куда вполне реально устремляется мысль героя.

Это пространство представляет собой целый многоцветный мир — во многом более реальный, чем окружающая героя в Москве опостылевшая ему сапожная мастерская. Например, при описании этого мира часто используются глаголы настоящего времени, тогда как в «городском» пространстве доминирует прошедшее время.

Даже кобелек Вьюн в этом мире имеет не просто человеческий, а весьма сложный и тяжелый характер: он «необыкновенно почтителен и ласков», однако «под почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство».

Если старая Каштанка, угощаемая табаком, простецки «чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону», то Вьюн «из почтительности не чихает и вертит хвостом».

В заоконном мире звучит веселый голос дедушки Константина Макарыча («Табачку нешто нам понюхать?»; «Отдирай, примерзло!»; «Держи, держи. держи! Ах, куцый дьявол!») — в отличие от безголосого мира, окружающего в московском

Обратите внимание

доме Ваньку. Ведь тут «хозяева и подмастерья ушли к заутрене», оставив его в эту рождественскую ночь одного.

Самое же существенное состоит в том, что окно становится не только той границей между «чужим» и «своим», которую преодолевает маленький герой, воображая занесенную снегом

482

родную деревню, но и из заоконного пространства приходит к Ваньке страстно ожидаемый им ответный импульс. «Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви.» Городское окно Ваньки, отражающее его свечу, и деревенские окна церкви, в которых виднеется рождественский свет лампадок и свечей, неявно сближаются автором.

Можно сказать, что взгляд внука, устремленный в темное окно, и взгляд деда, обращенный на «ярко-красные» окна деревенской церкви, в рождественскую ночь мистически встречаются.

По крайней мере, Ванька из своего московского угла несомненно видит в эту минуту те же окна церкви, на которые — тоже в эту минуту («теперь») — «щурит глаза» из темноты его деревенский дедушка.

Ближе к концу произведения в том же заоконном про- странстве («Ванька. вновь уставился на окно») появляется и рождественская елка, за которой «по сугробам» идут Ванюшка (здесь возникает именно такая форма имени героя) и дед.

При наивно-реалистическом чтении этого чеховского шедевра кажется несомненной итоговая неудача затеи Ваньки: прозаическому Константину Макарычу, конечно, никогда не получить жалобное письмо сироты-внука.

Точно так же, как «прозаическому» Пьеру Безухову (если предположить и его «реальное» существование вне поэтического мира толстовского романа) решительно невозможно участвовать в восстании декабристов, а Раскольникову Достоевского преодолеть границы романного «эпилога».

Важно

С этой точки зрения Константин Макарыч «не сможет» получить письмо внука, даже если он со всевозможной точностью обозначит адрес именно «его» деревни.

Однако же перед нами отнюдь не натуралистическое описание частной сценки в сапожной мастерской, а именно произведение (художественная реальность), написанное в жанре рождественского рассказа.

В пределах этой реальности, в этом художественном мире невозможное, как представляется, чудо как раз происходит.

Описанием этого чуда, случившегося в рождественскую ночь, и завершается рассказ: дедушка не только получает письмо, но и, «свесив босые ноги» с печки, «читает письмо кухаркам».

Рождественская «встреча» дедушки и внука, таким образом, состоялась — в единственно возможном для этой встречи поэтическом космосе произведения6.

6 Ср. изображение рождественского единения в чеховском рассказе «На святках».

483

Именно поэтому чеховский рассказ заканчивается вовсе не описанием адреса получателя («На деревню дедушке») и не статичным изображением заснувшего Ваньки, а изображением как раз подвижного и всегда оживающего («он всегда оживал») Вьюна. Около печи, с которой дедушка читает письмо, «ходит Вьюн и вертит хвостом.

» Вновь обратим внимание на настоящее время, сопровождающее это изображение и дополнительно придающее ему статус действительного, а не только возможного события.

По-видимому, рождественские «почтовые тройки с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами», которые развозят письма «по всей земле», не миновали и деревню Константина Макарыча.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-rasskaza-a-p-chehova-vanka

Чехов ванька анализ произведения

Действия рассказа происходят в ночь перед Рождеством. Ванька дождался, когда хозяева лягут спать и взял из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, перо и стал писать письмо дедушке Константину Макарычу. В этом заключается экспозиция рассказа. Далее следует завязка — Ванька начинает своё письмо с поздравления дедушки с Рождеством.

Когда писал письмо, Ванька представлял своего дедушку, собак — Каштанку и Вьюна, их жизнь в деревне. Развитие действий и кульминация происходит в следующей части письма, в которой он рассказывает о своей ужасной жизни в городе, жалуется на хозяев, рассказывает, как они наказывают его, издеваются и совсем не кормят.

Читайте также:  Сочинение рассказ на основе услышанного 6, 7 класс

Ванька просит забрать его обратно в деревню: «Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру. »

Совет

В развязке рассказа мальчик дописал письмо, положил в конверт и написал адрес: «На деревню дедушке» Константину Макарычу. Эпилог рассказа — это описание того, как Ванька уснул и ему приснилось, что дедушка получил письмо и сидя на печи читал его, а около него ходит Вьюн и вертит хвостом.

Читатель, в отличие от маленького Ваньки, понимает, что это письмо возможно никогда не попадёт в руки Константину Макарычу, потому что неправильно указан адрес, а сидельцы из мясной лавки, которых Ванька расспрашивал на кануне, не объяснили ему этого, а лишь сказали опустить письмо в почтовый ящик, откуда письма развозятся по всей земле на почтовых тройках.

Ванька Жуков — главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Ванька», десятилетний мальчик, у которого нет родителей, и которого отправили в город в ученье сапожнику Аляхину. Родной дом Ваньки в деревне, где живёт его единственный родственник любимый дедушка. Ваня пишет ему письмо, в котором рассказывает о своём горьком житие у сапожника, жалуется на хозяев, на их издевательство над ним.

Ванька Жуков существует в двух измерениях: в прошлом и настоящем. В первом — всё замечательно: добрый и ласковый дедушка, дружелюбные собаки — Каштанка и Вьюн, рождество, поездка с дедом в лес за ёлкой и любимица Ваньки — Ольга Игнатьевна, которая научила его читать, писать, считать и даже танцевать. Во втором измерении существует непосильная работа, злые подмастерья, хозяйский гнёт.

В своём рассказе Чехов изображает конкретное художественное пространство — действие происходит в хозяйском доме. Художественное время непрерывное и замкнутое, в пределах сюжета, вне исторического пространства.

Перейти к обсуждению работы

Источник: http://prochekhov.ru/1742-chehov-vanyka-analiz-proizvedeniya

Сочинение по картине Н. П. Чехова «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»

Сочинение по картине Н. П. Чехова «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»

Николай Павлович Чехов — известный русский художник, иллюстратор и карикатурист. Он родился 23 мая 1858 года в г. Таганроге, был старшим братом великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Николай Павлович часто делал иллюстрации к ли­тературным произведениям своего брата. Благодаря такому плодотворному творческому союзу получались весьма интересные произведения.

Всем хорошо известен рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька». Картина «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)» была создана по этому рассказу. Главным героем рассказа был простой мальчик из крестьянской семьи. Ванька — сирота. Его мама слу­жила в горничных у господ.

Тогда жизнь мальчика была вполне благополучной. Барышня Ольга Игна­тьевна угощала Ваньку леденцами и даже научила его читать, писать и танцевать кадриль. Однако после смерти матери мальчика отправили в людскую, к деду. А потом его отправили к сапожнику, в учение.

Жизнь в чужом доме стала для ребёнка нелёгким испытанием. Окружающие взрослые люди оказались очень жестокими. Мальчик не видел ни доброты, ни сочувствия. Ванька в буквальном смысле доведён до отчаяния. Он мечтает лишь о том, чтобы вернуться домой, к своему дедушке. И именно поэтому он пишет письмо, трогательное и проникновенное.

В этом пись­ме Ванька честно и искренне рассказывает о своей жизни. Он ничего не скрывает, не забывает даже самых незначительных деталей. Ванька очень наблю­дателен, это легко можно заметить, читая его письмо. Читая рассказ Чехова, невольно проникаешься отно­шением писателя к главному герою.

У читателя также возникает симпатия к этому мальчику, который так одинок в столь враждебном мире.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — Я пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рож­деством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Эти короткие строки из рассказа уже помогают по­нять отчаяние ребёнка, у которого рядом нет близких и любящих людей. Николай Павлович Чехов создал портрет Ваньки.

Обратите внимание

На вид мальчику примерно девять- десять лет. Ребёнок одет явно с чужого плеча. На нём рубашка и пиджак, который заметно велик и свисает с плеч.

На голове Ваньки картуз, который больше подойдёт взрослому мужчине, а ребёнку он велик.

У Ваньки светлые, взлохмаченные волосы, выби­вающиеся из-под картуза. У Ваньки курносый нос, грустные глаза, упрямый подбородок. Мальчик за­думчиво смотрит вдаль. Он серьёзен и сосредоточен.

В этом возрасте дети обычно веселы и беззаботны. Са­мая прекрасная пора жизни — детство — должна быть счастливой и радостной. Но у Ваньки Жукова всё совершенно иначе. Простые детские радости ему недо­ступны.

Он раньше времени вынужден повзрослеть. И это совсем не радует его.

На самом деле, ребёнок на портрете выглядит слишком взрослым. Этот худенький ребёнок, такой доверчивый и наивный, на самом деле гораздо взрос­лее тех сверстников, чья жизнь легка и безмятежна. Жизнь Ваньки безрадостна. Наверное, поэтому его одолевают такие тяжёлые думы. Быть может, Ванька вспоминает всё то, о чем рассказывает своему деду в письме.

На самом деле, у мальчика много причин для грусти. Буквально каждый день в доме сапожника приносит новые неприятности. Так проходит день за днём. И так пройдёт ещё немало времени, прежде чем Ванька вырастет и станет взрослым человеком. Тогда он овладеет сапожным ремеслом, сможет зарабаты­вать на жизнь.

Ваньке совсем не хочется оставаться в доме сапожника, где он не видит ничего хорошего. Мальчика согревает только мысль о дедушке. Ведь тот обязательно приедет, как только узнает, что внуку плохо и тяжело. Мальчик с наивной откровенностью рассказывает абсолютно всё о себе и своей жизни. Он не думает, что старик сильно расстроится, когда прочитает письмо.

Да и сможет ли дедушка забрать внука? Ведь Константин Макарыч, дед Ваньки, наде­ется, что внук овладеет сапожным ремеслом.

Важно

Зрители знают о нелёгкой жизни главного героя. Но, несмотря на это, портрет Ваньки Жукова не вызывает ощущение обречённости и безысходности. В картине много тёплых тонов.

Поэтому у зрите­лей появляется уверенность, что жизнь мальчика обязательно изменится в лучшую сторону. Ванька повзрослеет, из маленького беззащитного ребёнка он превратится во взрослого человека.

Испытания, кото­рые он перенёс в детстве, сделают его более сильным и выносливым.

И, наверное, он навсегда запомнит тот самый день, когда писал письмо «на деревню дедушке».

На этой странице искали :

  • сочинение по картине крестьянский мальчик ванька жуков
  • сочинение по картине ванька жуков
  • сочинение по картине крестьянский мальчик
  • описание картины крестьянский мальчик ванька жуков
  • сочинение ванька жуков

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-n-p-chexova-krestyanskij-malchik-vanka-zhukov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector