Сочинение по поэме полтава пушкина рассуждение

Сочинение по поэме Пушкина «Полтава»

Категория: Сочинения по поэме Полтава

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).

В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось.

Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы».

Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками.

Обратите внимание

Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».

Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»: * …Выходит Петр. * Его глаза Сияют. * Лик его ужасен. * Движенья быстры.

* Он прекрасен, * Он весь, как божия гроза. О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.

Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании.

С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д.

Важно

Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами.

Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.



В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой – бедный студент Родион Раскольников. Это личность сложная, неоднозначная.

Раскольников – философ, принимающий близко к сердцу зло и несправедливость, которыми полон мир, чутко реагирующий на страдания других людей. Это гуманный человек. Тем парадоксальнее, что Раскольников выбрал ошибочный путь борьбы со злом.

Важно

Достоевскому важно показать, к чему может привести интеллектуальная «болезнь», порабощение бесчеловечной теорией. Ведь Р

«Навечное обязательство живых перед павшими».

Эти слова объясняют причины, побудившие Твардовского вернуться, с одной стороны, к начатому еще во время войны «Дому у дороги», а с другой — к «одним из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце» впечатлений минувших лет — впечатлениям поездки осенью 1942 года под Ржев, где шли затяжные, кровопролитные бои. Замысел стихотворения «Я убит подо Ржевом» (1945-1946) в определенной степени связан с мечтой Теркина — «услыхать салют победный, чт

  План Живописна спадщина Т. Г. Шевченка. Особливості акварелі Т. Г. Шевченка «Почаївська лавра з півдня». Великі можливості техніки акварелі у живописі. Зображення архітектурного ансамблю Почаївської лаври.

Особливості архітектури храму, подвір'я та інших споруд лаври. Зображення інших споруд Почаєва. Велич таланту Шевченка-пейзажиста. Живописна спадщина великого сина України Тараса Григоровича Шевченка вражає своєю майстерністю.

Серед творів видатного худож­ника безліч ілюстра

ИВАН КАРАМАЗОВ — герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), один из трех законнорожденных сыновей помещика Федора Павловича Карамазова. И.К.

появляется в черновых записках Достоевского под именами «Иван Федорович», «ученый», «убийца». Последнее указывает на идейную концепцию романа: настоящий отцеубийца не Смердяков, а богоборец И.К. (этой точки зрения придерживались А.С.Долинин и К.В.

Мочульский). Однако первоначально не исключалось, что именно И.К. станет реальным отцеубийце

«Айвенго» — это исторический роман. Но изучать по нему историю, наверное, не стоит. Этот роман является воспроизведением памяти о событиях, а не самих событий. А воспоминания всегда в какой-то мере искривлены. И с этим ничего не сделаешь.

Это художественное произведение Поэтому даже настоящие исторические лица не такие, как были на самом деле. Король Ричард или его брат, например. Искажены авторской волей и легендарные герои Робин Гуд и его веселая компания.

А о тех, кто создан авторским вообра

Ко времени создания Шекспиром своих поэм в литературе английского Возрождения уже сложилась значительная эпическая традиция.

Как в прозе, так и в стихах был создан целый ряд выдающихся произведений, оказавших значительное плодотворное влияние на Шекспира.

Среди них следует в первую очередь отметить пасторальный роман Филиппа Сиднея (1554-1586) «Аркадия», аллегорическую поэму Эдмунда Спенсера (1552-1599) «Королева Фей», созданную на материале английских рыцарских преданий, а также поэму на античн

Совет

Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со «Скифами».

Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство. Христианство — новая эра, новая страница в истории человечества, и она связана с именем Христа.

Октябрьская революция тоже открыла

Повесть «Ася» — одна из самых лиричных в творчестве И.С. Тургенева. Читателей XIX , XX и XXI века покоряют тонкие чувства писателя, задушевность, поэтичность этого произведения.     Несомненно, главная роль в повести принадлежит юной Асе.

В этом образе воплотились черты когда-то заинтересовавшей молодого писателя маленькой девочки, незаконнорожденной дочери дяди И.С. Тургенева и крепостной крестьянки.     Ася – удивительная девушка.

Ее образ ассоциируется с молодостью, непосредственностью, крас

Драма А.Н.

Островского «Бесприданница», написанная в 1879 году, отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего «темного царства» в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе.

Но Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому «Бесприданница» — психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими пережива

Cочинение по картинеУ небольшого лесного озерца, словно былинные богатыри, застыли исполинские сосны, прогретые горячим солнцем. Они будто жаждут испить в этот знойный день живительной влаги, впитать ее могучими корнями.

Ветви сосен высоко взлетели над землей. Кроны этих вековых великанов плотно сомкнулись. Чувствуется, что солнечные лучи с трудом пробиваются сквозь темно-зеленую хвою.

Обратите внимание

Диву даешься, как мог человек с помощью кисти и красок перенести на полотно это лесное чудо.Иван Иванович Шишки

Сейчас смотрят:{module Пушкин:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-pushkina/sochineniya-po-poeme-poltava/12513-sochinenie-po-poeme-pushkina-poltava.html

Сочинение А. С. Пушкин Полтава

«Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).

 

В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось.

Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы».

Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства.

Читайте также:  История создания поэмы гоголя мертвые души (творческая история, замысел)

В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах». 

Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»: 

…Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, 

Он весь, как божия гроза. 

О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности. 

Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании.

С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д.

Важно

Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами.

Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

Источник: http://vpartere.ru/pomoshh-uchenikam/russkij-yazyk/sochinenie-a-s-pushkin-poltava

Фигура героя-полководца в поэме Пушкина “Полтава”

Петр I как исторический деятель и как личность – полная противоположность и Карлу XII, и Мазепе.

(Карл – “воинственный бродяга”, исторический авантюрист, который возмечтал по-своему повернуть ход исторических событий – подчинить себе могучее многонациональное российское государство: “Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном”.

Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и он одинок: украинский народ его не поддержал, за ним пошла лишь небольшая кучка его приверженцев. Петр делает свое дело для народа вместе со всей “Россией молодой”.

Из душного и мрачного мира мелких интересов, эгоистических целей и узколичных страстей – “отвратительного” мира Мазепы, в котором, по словам Пушкина, нет “ничего утешительного”, поэт выводит нас в третьей песни поэмы на просторы большого национально-исторического и народного подвига. В этом и смысл поразившего критиков необычного построения поэмы Пушкина. С полной отчетливостью раскрывается этот смысл и в знаменательном эпилоге “Полтавы”:

Прошло сто лет и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед, В гражданстве северной державы, В се воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе.

Все, что движимо узколичными, эгоистическими целями, хищническими и корыстными страстями, проходит, теряется без остатка.

Только большими делами на благо родины и народа исторический деятель может создать себе вовеки нерушимый “огромный памятник” – вот что говорит нам Пушкин не только сюжетом, образами, но и самой композицией своей поэмы. Но значение поэмы этим не ограничивается.

Высокий общественный дух, выбор поэтом в качестве предмета изображения события огромного национально-исторического значения в сочетании с глубоким историзмом – правильным освещением эпохи, исторического хода вещей (в частности, утверждением нерушимой связи русского и украинского народов), исторических характеров-во всем этом сказывается новое качество “Полтавы” по сравнению со всеми предшествовавшими ей поэмами как самого Пушкина, так и его предшественников и современников – ее действительная народность.

Это новое качество проявляется и в новом образе поэта-повествователя. Как и все поэмы Пушкина, “Полтава” при наибольшей эпичности ее содержания окрашена в лирические тона. Сквозь повествовательную ткань то и дело – в прямых лирических отступлениях, интонационно, в оценочных эпитетах – прорывается голос самого поэта.

Но в противоположность прежним пушкинским поэмам этот голос не носит субъективно-лирического характера – он излагает народную точку зрения, сливается с “мнением народным”. Когда описание допроса клевретом Мазепы, Орликом, истерзанного пыткой Кочубея прерывается негодующими словами поэта: “Но где же гетман? Где злодей?”,- это не только голос автора.

Мазепа осуждается здесь сознанием и нравственным чувством всего народа, не прощающего предательства и насилий над невинными страдальцами (вспомним концовку “Бориса Годунова”). С этим связана вся трактовка в поэме “злодейского”, “змеиного” облика Мазепы, которую некоторые критики находили чрезмерно прямолинейной.

Совет

Суд народа – “мнение народное” – ощутим и в отношении почти всех остальных лиц и событий поэмы.

Народность “Полтавы” проявляется и в ее стиле. Белинский правильно считал, что “Полтава” по сравнению с прежними поэмами Пушкина “богата новым элементом – народностью в выражении”.

Эта “народность в выражении” сказывается в близости поэмы к народно-песенной стихии и вообще к художественным и стилистическим* приемам фольклора (по фольклорному звучат слова Кочубея о трех кладах, рассказ о молодом казаке, скачущем “при звездах и при луне”); сказывается она и в языке “Полтавы”, изобилующем народными речевыми оборотами, выражениями, словами, которые враждебные критики поспешили объявить “слишком народными”, “вульгарными”, понятными одной “черни”, “низкими”, “бурлацкими”. Те же обвинения звучали несколько лет назад по адресу “Руслана и Людмилы”. Однако даже при самом беглом сравнении этих поэм легко убедиться, насколько полнее проявилась народность в “Полтаве”.

В движении и развитии пушкинского творчества “Полтава” сыграла важнейшую роль.

Созданием своей героико-патриотической поэмы Пушкин снова выходит из той субъективно-лирической сферы, которой по преимуществу ограничивалось его творчество после возвращения из ссылки; он начинает снова писать большие монументальные произведения, ставящие важнейшие общественные проблемы, развертывающие широкие картины действительности. Более того, в историческом оптимизме “Полтавы”, воссоздавшей один из самых героических моментов русской истории, полной патриотической веры в консолидирующейся русской нации, в силы народа.

“Полтава” стоит у истоков нового небывалого подъема творческой энергии Пушкина, вскоре с такой поистине потрясающей силой давшей себя знать в знаменитую болдинскую осень 1830 г.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Фигура героя-полководца в поэме Пушкина “Полтава”

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Мазепы в поэме Пушкина “Полтава” В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической…
  2. Изображение Полтавского боя поэме “Полтава” “Полтава”. В 1828 г. Пушкин, снова обращаясь к теме Петра, пишет поэму “Полтава”. “Полтава” – героическая поэма. В центре ее…
  3. Историческое произведение из эпохи Петра I “Полтава” В “Полтаве” Пушкин снова обратился к излюбленному жанру, ставшему ведущим поэтическим жанром литературы 20-х годов,- жанру стихотворной поэмы. Однако новая…
  4. Фигура Ивана Грозного в исторической поэме Лермонтова Если в Степане Калашникове личная воля наполнилась громадным общественным содержанием, не вместившимся в узкие границы формального права, если в Кирибеевиче…
  5. Единичная, индивидуальная судьба героя в “Поэме без героя” Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в “Белой стае”, но впоследствии…
  6. Трагический образ типического героя в поэме “Демон” “Демон” Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя…
  7. Сочинение по поэме Пушкина “Руслан и Людмила” В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму – ” Руслан и Людмила ” (1820). По жанру это шуточная…
  8. Путь паломничества героя в поэме Байрона “Паломничество Чайльд-Гарольда, вышли 10 марта 1812 г. и сразу же сделали Байрона знаменитым. Если первая попытка наметить образ романтической личности,…
  9. Типический образ героя-современника в произведениях Пушкина Субъективно-романтический метод изображения “главного лица” вступал в противоречие с замыслом Пушкина – воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный…
  10. Тема “Реквиема” в “Поэме без героя” Приведя в канун 1941 года далекий 1913-й (в первой части), Ахматова не могла, конечно, предполагать, что и этот, сорок первый…
  11. Твір по поемі Пушкіна “Полтава” “Полтава” (1828) присвячена оспівуванню славної історичної події – Полтавської битви, що знаменувала зміцнення російської держави. У Пушкіна це був перший…
  12. Опыт создания образа положительного героя в поэме “Мцыри” Первоначальный очерк характера будущего Мцыри Лермонтов дал в незаконченной поэме “Исповедь” (1831) в образе испанского монаха, заключенного в монастырскую тюрьму….
  13. Историзм в “Поэме без героя” Ахматовой По первому впечатлению поэма представляется странно-прихотливой игрой воображения, где твердая, будничная, материальная явь причудливо смешивается с гротескными, полубредовыми видениями, обрывками…
  14. Независимость личного сознания героя в поэме “Мцыри” Мцыри попадает под власть “обстоятельств” и хотя эти обстоятельства прямо не названы, логика поэмы приводит к тому, что сознание Мцыри…
  15. Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина “Русалка” “Русалка” – опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба…
  16. Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Одним из основных вопросов творчества А. С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема “маленького…
  17. Смысл изображения исканий главного героя в поэме Вергилия “Энеида” “Весь мир находился в руках победителей римлян. Они владели и морем, и сушей, и небом, усеянным звездами, но им всего…
  18. Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на…
  19. Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим…
  20. Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой “Реквием”; и в поэме А. Твардовского “По праву памяти” На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты – тени этих…
Читайте также:  Характеристика и образ собакевича в поэме гоголя мертвые души сочинение

Источник: https://ege-russian.ru/figura-geroya-polkovodca-v-poeme-pushkina-poltava/

“ПОЛТАВА”

А. С. ПУШКИН

ПОЛТАВА

(Отрывок)

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдается пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Наш каждый шагзапечатлен.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

“За дело, с Богом!” Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И вот, равнину оглашая,

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова –

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор – и враг бежит:

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/poltava/

Сочинение по поэме Пушкина “Полтава”

Литературное произведение “Полтава”, написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллельмежду Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии.

Яркий пример тому – возлюбленная Мазепы Мария.

Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.

К слову, “Полтава” не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую “Полтаву” на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

“Полтава” поэма Пушкина

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, еще как сможет.

Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются “подбить” другие страны на крестовый поход в Россию.

Обратите внимание

С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой ” лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен”. Петр желает как можно быстрее начать баталию.

Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным “ура”. И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

Читайте также:  Характеристика и образ червякова в рассказе смерть чиновника чехова сочинение

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-poeme-pushkina-poltava/

Сочинения на тему Краткое содержание поэмы «Полтава» А.С. Пушкин по литературе

Кочубей был богатым человеком, имея во владениях множество красивых лугов и полей. Но самым важным богатством являлась его дочь Мария. Девушка была завидной невестой, и многие мужчины приходили к ней свататься.

Однажды сам гетман Мазепа прислал гонцов с предложением сватовства. Мужчиной он уже был не молодым, но чувства к Марии пылали, как в молодости. Всех возмутило такое поведение гетмана. Ведь он не только был в возрасте, да и еще крестным юной красавицы. Мать негодовала, а Мария впала в двухдневный обморок. Позже все понимают, что она пропала.

Вскоре до Кочубея дошли слухи, что дочь сбежала к гетману. Родители поняли, почему она упала без сознания. Тогда отец решает отомстить.

Важно

В борьбе со шведским королём Карлом XII Русь окрепла. Украина волновалась, и многие начали просить Мазепу разрушить договор с Русью, но он был непреклонен. Никто и подумать не мог, что в это время гетман уже готовился предать Родину. Только Кочубей догадался о его замыслах и отправился к Петру, чтобы рассказать все о своем ненавистнике.

В давние времена Кочубей и Мазепа были хорошими друзьями и постоянно делились сокровенным. Но сейчас он зол и обижен на гетмана.

Кочубей ищет доверенного человека, и выбор падает на полтавского казака, который в свое время сватался к его дочери. Он отправляет с ним донос Петру.

В это время Мазепа ведет заговор против Москвы, не подозревая, что на него отправлен донос. К сожалению, письмо Кочубея не было открыто Петром и вельможи отправили его Мазепе.

Гетману удалось оправдаться и теперь он требует казнить Кочубея. Мария поглощена Мазепой и не подозревает, на что идет ее муж.

Гетман опечален, его не радует ничего, даже юное тело избранницы. Мария негодует из-за этого. Она начинает ревновать его к госпоже Дульской, упрекая в том, что ради него оставила свою семью. Тут же Мазепа раскрывает свои планы девушке.

В это время Кочубей ждет своей казни. Мария и не подозревает, что ее отца скоро не станет.

Ранним утром мать пробирается к дочери в покои и сообщает страшную новость. Она умоляет дочь выпросить помилование для отца. Девушка в растерянности.

Казнь была проведена публично. Женщины не успели добраться, чтобы спасти Кочубея.

Совет

Мария покидает свои покои, но Мазепа узнает об этом слишком поздно. Он направляет своих казаков на поиски возлюбленной, но это все напрасно. Гетман расстроен случившимся и уже на политические замыслы у него сил нет. Во время союза со Швецией он объявляет себя смертельно больным. Однако, когда Карл XII отправляет армию на Украину, он тут же удаляется со смертного одра.

Гетман отправляет свои полки на Петра, но тот ведет свою армию на Полтаву. Армии стоят друг против друга. За несколько часов до начала битвы Мазепа рассказывает Орлику, что разочарован в Карле. Тот предлагает гетману перейти на сторону Петра, но он яро отказывается из-за ненависти к нему. История произошла давно. Петр тогда опозорил Мазепу: он схватил его прилюдно за усы.

До этого времени гетман его еще не простил.

Ранним утром полтавская битва в самом разгаре. Русские на пути к победе, а когда появляется Петр, они вытесняют шведов. Мазепа наблюдает за битвой и вдруг слышит сзади себя выстрел. Это Войнаровский убил молодого казака, который мчался с саблей на гетмана. Перед смертью парень произнес имя Мария.

Мазепа с Карлом сбегают с поля битвы и попадают в степь рядом с рекой Днепр. Он вспоминает, что именно здесь они забрали Марию. Беглецы остаются на ночлег, как вдруг кто-то позвал гетмана. Это была Мария. Она не была похожей на себя. Девушка потеряла рассудок и даже не узнала своего мужа.

Прошло сто лет, но историю Марии и Мазепы никто не вспоминает, знают только о великом Петре.

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/389

Сложность анализа поэмы «Полтава»

В этой поэме, написанной в 1828 году, разрабатывается  волновавшая в то время А.С.Пушкина государственная  тема, вопрос об исторической судьбе русского государства.

  По своему сложному строению «Полтава» была не  похожа на другие поэмы Пушкина (и современных ему  поэтов) и потому осталась непонятой и не оцененной ни  современниками, ни позднейшей критикой.

Между тем  поэт придавал большое значение этому произведению и  был очень огорчен неуспехом его у читателей и критики.  «Самая зрелая из всех моих стихотворных повестей, —  писал Пушкин в одной статье, — та, в которой все почти  оригинально…

«Полтава», которую Жуковский, Гнедич,  Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор  ни написал, «Полтава» — не имела успеха…»  Сложность поэмы состояла в том, что в ней в пределах  одного произведения разрабатывались три разные, не связанные между собой темы. 

Обратите внимание

Первая тема — судьба русского государства среди  других европейских стран, способность русского народа  отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками.

Эта тема (борьба непобедимого полководца Карла XII с Петром I) связывалась в  сознании Пушкина с недавними близкими ему событиями  1812-1815 годов — нашествием Наполеона и поражением  его, «когда падением ославил муж рока свой попятный  шаг».

Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе  с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу.

  • …Но в искушеньях долгой кары, 
  • Перетерпев судеб удары, 
  • Окрепла Русь.
  • Так тяжкий млат, 
  • Дробя стекло, кует булат. 

Центральным эпизодом этой темы является Полтавский бой, центральным героем ее — Петр I.

  Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным, как государственным мыслителем, — тема многонациональное русского государства, вопрос об исторической закономерности объединения разных наций в одно  государство и прочности их связи с русским народом и   государством.

Эту тему Пушкин развивает на примере  Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося  при помощи шведских войск оторвать Украину от России.

  В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей)  показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение родины, а как коварного властолюбца, презирающего и свободу, и родину.  Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы  ограничился в своей поэме только поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи и не подумал бы о судьбе отдельной личности, частного человека. 

Третья тема «Полтавы» — судьба человека, далекого от  участия в политических событиях его времени и все же  гибнущего, раздавленного колесом истории.  Мария — сильная и страстная женщина.

Она преодолевает религиозные препятствия (Мазепа, как крестный  отец Марии, по религиозным законам не мог быть ее  мужем), проклятие родителей, позор в глазах общества и  завоевывает себе личное счастье… Но неожиданные для нее  грандиозные и страшные исторические события становятся  причиной ее гибели.

Поместив драматический эпизод  встречи сошедшей с ума Марии с Мазепой в конец поэмы,  Пушкин придал трагический характер и всему произведению. «Сильные характеры и глубокая трагическая тень,  наброшенная на все эти ужасы, — вот что увлекло меня», —  писал Пушкин в одной заметке. 

Важно

Создавая эту поэму, вполне реалистическую по своему  содержанию, Пушкин написал ее несколько приподнятым  стилем, напоминающим стиль украинских народных  песен — «дум».

Таково начало поэмы («Богат и славен  Кочубей» и далее, поэтические сравнения в описании  красавицы Марии, стихи «Не серна под утес уходит» — и  далее), монолог Кочубея о трех кладах, звучащий как  вставная песня, стихи «Кто при звездах и при луне так  поздно едет на коне?» и другие. 

ПОРТРЕТ — изображение внешности героя или группы  персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.  Функции портрета определяются методом, жанром, стилем, конкретными художественными задачами. (Портрет  Базарова в «Отцах и детях»). 

Источник: http://www.school-essays.info/slozhnost-analiza-poemy-poltava/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector