Композиция романа капитанская дочка пушкина особенности произведения

Композиционные особенности повести “Капитанская дочка”

«Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается кистории. Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое час считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко.

Пушкин проявил огромный заинтересованность к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но сначала он столкнулся практически с полным отсутствием материалов.

Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает ещё оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое час проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.

Ведь исторический трактат «История Пугачевского бунта» воспринимался современниками Пушкина как научный труд.

Обратите внимание

Если «История Пугачевского бунта» — историческое сочинение, то «Капитанская дочка» написана совсем в другом жанре. Это исторический роман.

Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении, — это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами.

В каждом эпизоде «Капитанской дочки» можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом/

Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке реально можно было подобным образом описать «пугачевщину» в воспоминаниях, для внуков. Не случаен отбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением.

Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев реально не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден.

На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. Но он и отвергает восстание «как бессмысленный и беспощадный бунт», кровопролитие.

Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве.

Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде,— говорит Гринев,— данной мне им в. одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты:»

Важно

Образ Гринева дан в динамике: Гринев-юноша, недоросль, и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу.

Иронично рассказывает Гринев о своем детстве; при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя.

Выбранная форма повествования позволяет герою посмотреть на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка.

Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий. Первая саммит происходит в главе «Вожатый», в следующий раз это уже предводитель мятежников.

Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ослепительно это проявляется в сцене освобождения Маши.

Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать».

В заключение хотелось бы остановиться ещё на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все час наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая. Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании.

Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев ведет себя по желанию автора. Сам факт выбора рассказчика для передачи исторических событий — большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести «Капитанская дочка».

Совет

Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Источник: http://www.rlspace.com/kompozicionnye-osobennosti-povesti-kapitanskaya-dochka/

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина «Капитанская дочка» на Сёзнайке.ру

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг.

Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась «История Пугачева».

Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? «В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему.

Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

А чертой конкретно исторического романа считается его сюжетная направленность: это либо описание какого-то длительного периода истории со всеми его событиями, либо отдельное событие, изображенное во всех подробностях, либо биография известного политического или культурного деятеля (такими были классические произведения римских и древнегреческих авторов – Геродота, Тита Ливия и других, которые до сих пор считаются эталонами исторической прозы).

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия «жанр» в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они.

В «Капитанской дочке» писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография.

Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Обратите внимание

Суммируя вышесказанное, мы получаем: «Капитанская дочка» – роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора.

Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях.

Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева.

Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев «шайкой», «разбойниками», а Пугачева – «бродягой», «самозванцем»; он осуждает «русский бунт».

В этом заключается сходство Гринева с автором.

Из «записок» Гринева состоит основной текст романа, только в послесловии «издатель» говорит, как ему досталась «рукопись»: ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что «издатель» занимается «трудом, относящимся к временам, описанным его дедом».

«Издатель» – литературная маска Пушкина, под «трудом» подразумевается «История Пугачева».

В послесловии указана и степень участия «издателя» в роботе над рукописью: он решил «издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена».

Важно

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и определяют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе.

Эпиграфы – это знаки авторского «присутствия» в тексте романа. Они соотнесены с содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева.

Иными словами, эпиграфы можно назвать «конспектами» глав.

Таким образом, роман «Капитанская дочка» – сложное переплетение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдельный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оценить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторского взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого определения жанра. И на примере романа «Капитанская дочка» мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в какой-то мере философский. И что удивительно – когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9367-janrovoe-svoeobrazie-romana-aleksandra-pushkina-kapitanskaya-dochka

Сочинение «Сюжет и композиция повести А.С.Пушкина «Капитанская Дочка»»

За год до гибели Пушкин закончил «Капитанскую дочку» и сдал в цензуру, сопроводив письмом к цензору. Пушкин писал, что его роман основан на предании, будто бы один из офицеров, перешедших на сторону Пугачева, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги.

Речь, несомненно, идет об офицере Шванвиче, который, попав в плен, перешел на сторону Пугачева, после поражения восстания бежал в Оренбург, но был пойман и арестован. Его лишили чинов и дворянства, сослали в Туруханский край, где он и умер, не дождавшись никакого помилования.

Пушкин, конечно, знал о судьбе этого офицера, знал, что не было никакой сентиментальной сцены с престарелым отцом, а главное — не было никакого помилования. Но ему было важно убедить цензора, что вся «Капитанская дочка написана ради финальной сцены — встречи Маши Мироновой с Екатериной II.

После выхода в свет «Истории пугачевского бунта» возвращение к той же теме, но уже в художественном произведении, должно было показаться цензорам по меньшей мере странным, и Пушкин заранее переключает внимание с бунта Пугачева на милосердие Екатерины.

На самом деле сюжет «Капитанской дочки» совсем иной.

Сохранилось шесть планов «Капитанской дочки». В трех из них главным героем был Шванвич, перешедший на сторону Пугачева.

Но, в конце концов, Пушкин отказывается от такого построения сюжета, ибо дворянин, из трусости, или по доброй воле перешедший в пугачевский лагерь, для Пушкина неприемлем, как положительный герой. Напротив, многие дурные его черты были впоследствии переданы Швабрину.

Пушкин размышляет и над другим сюжетом, героем которого мыслится некий Башарин. Это тоже реальное лицо.

Совет

Пугачев пощадил его за доброе отношение к солдатам, Башарин перешел на сторону бунтовщиков, но при первой же возможности бежал, отличился в боях против Пугачева, и его снова зачислили в гвардию. Пушкин отказывается и от этого героя, ибо даже временный его переход на сторону восставших автором не принимается.

Читайте также:  Сочинение моя будущая семья какой я ее вижу эссе

После долгих поисков и размышлений Пушкин приходит к образу Петра Гринева, которого он сталкивает с Пугачевым еще до восстания. Знаменитый буран в степи становится завязкой сюжета «Капитанской дочки» Кто кого спасает в начале повести? Самое удивительное, что и мужик, и молодой офицер спасают друг друга.

Если бы не подъехала кибитка Гринева, мужик бы погиб. Но и Гринев не смог бы спастись, если бы не эта случайная встреча. К завязке непосредственно примыкает одна из ключевых сцен повествования — сцена с заячьим тулупчиком.

Несмотря на возражения Савельича, Гринев простодушно и от всего сердца дарит незнакомому мужику заячий тулуп, который не раз будет вспоминаться в дальнейшем развитии действия.

А действие это начнет развиваться поистине драматически.

После недолгой спокойной жизни в крепости, после знакомства с семейством капитана Миронова, сближения и ссоры со Швабриным, начала любви Гринева и Маши, после этой провинциальной и почти безмятежной идиллии начинается та история, ради которой, собственно, и была написана повесть.

В центр повествования выдвигаются Пугачев и Гринев.

Захват крепости, казнь ее защитников, трусость и предательство Швабрина, страх Гринева за судьбу Маши, наконец, грозящая ему виселица — все эти картины проносятся перед глазами читателя стремительно, и тут-то Пугачев проявляет широту души, вспомнив про заячий тулупчик и пощадив Гринева.

Как признавалась Марина Цветаева, для нее «вся «Капитанская дочка» сводилась и сводится к очным встречам Гринева с Пугачевым: в степи с вожатым — во сне с мужиком — с самозванцем на крыльце комендантского дома…» Эта сцена может восприниматься как кульминационная, так как именно в этот момент Пугачев предлагает Гриневу «послужить ему верой и правдой» пожаловать его в фельдмаршалы и в князья. Гринев решительно отказывается: «Я присягал государыне императрице. Тебе служить не могу». «А коли отпущу, так обещаешься ли по крайней мере против меня не воевать?» — «Как могу тебе в этом обещаться?.»

Почти мальчик, Гринев ведет себя с честью и достоинством русского офицера, готового принять смерть,. но не изменить присяге. Разбойник и душегуб, Пугачев проявляет великодушие и отпускает Гринева на все четыре стороны.

Обратите внимание

Он обнаружит широту души и тогда, когда освободит Машу Миронову, хотя уже будет знать, что это дочь казненного коменданта.

И последней встречей с Гриневым станет тот роковой момент, когда он перед казнью узнает Гринева в толпе и кивнет ему головой, «которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана будет народу Страшная, исторически предопределенная и художественно совершенная развязка.

Однако повесть Пушкина называется «Капитанская дочка». Это одно из самых загадочных пушкинских названий.

В самом деле, в произведениях разных жанров, будь то поэма, роман, драма или повесть, имя героя, вынесенное в название, всегда было именем центрального персонажа, главного действующего лица: «Руслан и Людмила» «Кавказский пленник» «Борис Годунов» «Евгений Онегин» «Моцарт и Сальери», «Станционный смотритель» в т. д.

Странные названия появлялись тогда, когда в основе произведения лежало мистическое начало, философская мысль, как, например, в «Пиковой даме» или «Медном всаднике». Создается впечатление, что «Капитанская дочка» не смыкается ни с первым, ни со вторым рядом пушкинских наименований.

Может быть, избыточно резко, но очень четко это почувствовала М. Цветаева: «В моей «Капитанской дочке» не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас произношу это название механически, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю капитанская дочка, а думаю Пугачев».

Однако тему «Капитанской дочки» никак нельзя исключить из сюжета повести. Более того, этот персонаж является таким же необходимым для развития сюжета, как и Пугачев и Гринев.

Важно

Пытаясь спасти Машу, Гринев второй раз оказывается в плену у Пугачевцев, которые требуют немедленной расправы над ним. Пугачев сам едет с Гриневым в крепость и освобождает Машу из плена.

Это возвращение в крепость станет главным обвинением против Гринева, отвести которое сможет лишь Маша Миронова. Любовная линия повести так тесно переплетена с линией исторической, что они не могут даже рас сматриваться отдельно одна от другой.

Этой гармонии любовного и исторического планов повести удивительно способствует зеркальность композиции: Гринев спасает Пугачева в буран — Пугачев спасает Гринева от виселицы; Пугачев спасает Машу Миронову — Екатерина II спасает Гринева, даруя ему прошение.

Вся композиция «Капитанской дочки» являет собой пример гармонии я глубокого смысла.

Дворянскому укладу ХХ века соответствуют в прямые ассоциации с «Недорослем» Фонвизина, и упоминания о поэтах ХVII столетия как в тексте (Третьяковский — учитель Швабрина), так и в эпиграфах, частично подлинных, частично стилизованных, под которыми стоят имена Сумарокова, Княжнина, Хераскова.

Крестьянскому укладу, напротив, соответствует множество пословиц и поговорок, песен, сказок, легенд. Несмотря на жестокое противостояние в повести двух слоев русского общества, они вместе представляют собой широко понятую национальную стихию.

И, конечно, чрезвычайно важна композиционная роль главного исторического персонажа — Емельяна Пугачева. Снова вспомним Марину Цветаеву, писавшую, что «ни одной крупной фигуры Пушкин Пугачеву не противопоставил.

Все, решительно все персонажи «Капитанской дочки» — контр — фигуры Пугачева, каждая в своем роде».

Именно в этом смысле, оставаясь исторически Достоверным, реалистическим персонажем, Пугачев одновременно является героем романтическим.

Совет

Проблема народного бунта, волновавшая Пушкина всегда, как и проблема возможного участия в нем дворянина, нигде не поставлена с такой силой, как в «Капитанской дочке».

Пушкин не приемлет мнения официальной историографии о Пугачеве как о злодее, но и не идеализирует его.

Устами своего молодого героя он произнесет, может быть, самые главные слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Источник: http://litsochinenie.ru/syuzhet-i-kompozitsiya-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka.html

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет и композиция произведения

В основе сюжета «Капитанской дочки» находится судьба моло­дого офицера Петра Гринева, который сумел в тяжелых историче­ских обстоятельствах остаться добрым и человечным.

Любовная ис­тория взаимоотношений Гринева и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачев­ского восстания (1773-1774 гг.).

Пугачев является связующим зве­ном всех сюжетных линий романа.

В «Капитанской дочке» четырнадцать глав. Всему роману и каж­дой главе предшествует эпиграф, всего их в романе семнадцать. В эпиграфах акцентируется внимание читателя на наиболее важных эпизодах, определяется авторская позиция.

Эпиграф ко всему рома­ну: «Береги честь смолоду» — определяет главную нравственную проблему всего произведения — проблему чести и достоинства. Со­бытия излагаются в мемуарной форме от лица постаревшего Петра Гринева.

В конце последней главы повествование ведется «издате­лем», за которым скрывается сам Пушкин. Заключительные слова «издателя» являются эпилогом «Капитанской дочки».

Первые две главы представляют собой экспозицию повести и знакомят читателей с основными героями — носителями идеалов дворянского и крестьянского миров. Пронизанный иронией рассказ о семье и воспитании Гринева погружает нас в мир старого помест­ного дворянства.

Описание быта Гриневых воскрешает атмосферу той дворянской культуры, которая порождала культ долга, чести и человечности. Петрушу воспитывали глубокие связи с родовыми корнями, почитание семейных традиций.

Обратите внимание

Этой же атмосферой про­низано описание жизни семейства Мироновых в Белогорской кре­пости в трех первых главах основной части повествования: «Кре­пость», «Поединок», «Любовь».

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Семь глав основной части, повествующие о жизни в Белогор­ской крепости, имеют важное значение для развития любовной линии сюжета.

Завязкой этой линии является знакомство Петруши с Машей Мироновой, в столкновении из-за нее Гринева со Шваб- риным развивается действие, а объяснение в любви между ране­ным Гриневым и Машей является кульминацией развития их от­ношений.

Однако роман героев заходит в тупик после письма Гринева-отца, отказывающего сыну в согласии на брак. О событи­ях, подготовивших выход из любовного тупика, повествуется в главе «Пугачевщина».

В сюжетном построении романа явно обозначены как любовная линия, так и исторические события, тесно переплетающиеся между собой. Выбранная сюжетно-композиционная структура произведе­ния позволяет Пушкину наиболее полно раскрыть личность Пугаче­ва, осмыслить народное восстание, на примере Гринева и Маши обратиться к основным нравственным ценностям русского нацио­нального характера.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/analiz-stikhotvoreniya-proizvedeniya/7782-a-s-pushkin-kapitanskaya-dochka-syuzhet-i-kompozitsiya-proizvedeniya

Жанровое своеобразие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Жанровое своеобразие романа А.С. Пушкина. С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпо­ха Петра Великого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II — крестьянский бунт 1773-74 гг.

Из ма­териалов о бунте, собранных писателем, сложилась «История Пуга­чева». Этот исторический труд дал роману фактическую основу и об­щую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты историчес­кого. Почему только черты? «В наше время под словом роман разуме­ют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» — так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему.

Важно

Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, ро­ман — это эпическое произведение, в котором повествование сосредо­точено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и раз­вития, развернутом в художественном пространстве и времени.

А чертой конкретно исторического романа считается его сюжетная направленность: это либо описание какого-то длительного периода ис­тории со всеми его событиями, либо отдельное событие, изображенное во всех подробностях, либо биография известного политического или культурного деятеля (такими были классические произведения римских и древнегреческих авторов — Геродота, Тита Ливия и других, которые до сих пор считаются эталонами исторической прозы).

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение само­го понятия «жанр» в принципе не существует, а поэтому нельзя и рас­пределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литератур­ными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-свое­му. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характер­ных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть об­щей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечествен- ников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они.

В «Капитанской дочке» писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собствен­но исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гри­невых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опи­раясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография.

Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жиз­ни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить вос­питательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: «Капитанская дочка» — роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и не­которые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно обьективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе ниуч гичек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора.

Читайте также:  Сочинение сказки салтыкова-щедрина 7, 10 класс

Грингев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, от-   ой личности, принимающей непосредственное участие в событ­ии Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономер­ный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мему­аров Л особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева.

Совет

Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вест борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев «шайкой», “разбойниками”, а Пугачева — «бродягой», «самозванцем»; он осуждает “русский бунт”.

В этом заключается сходство Гринева с автором.

Из «записок» Гринева состоит основной текст романа, только в пос­пи ловии «издатель» говорит, как ему досталась «рукопись»: ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что «издатель» занимается «трудом, отно­сящимся к временам, описанным его дедом».

«Издатель» — литератур­ная маска Пушкина, под «трудом» подразумевается «История Пугачева».

В послесловии указана и степень участия «издателя» в роботе над руко­писью: он решил «издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпшраф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена».

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и опре­деляют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе.

Эпиграфы — это знаки авторского «присутствия» в тексте романа. Они соотнесены е содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева.

Иными слова­ми, эпиграфы можно назвать «конспектами» глав.

Таким образом, роман «Капитанская дочка» — сложное перепле­тение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдель­ный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оце­нить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторско­го взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого опреде­ления жанра. И на примере романа «Капитанская дочка» мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в ка­кой-то мере философский. И что удивительно — когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.

Источник: https://prepodka.net/zhanrovoe-svoeobrazie-romana-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Сюжетно-композиционные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Повесть «Капитанская дочка» | Александр Сергеевич Пушкин | Читать онлайн, без регистрации

Сюжетно-композиционные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

План сочинения

1. Вступление. Своеобразие пушкинского стиля.

2. Основная часть. Сюжетно-композиционное своеобразие повести «Капитанская дочка».

 Воплощение в композиции произведения модели волшебной сказки.

 Наличие двух сюжетных линий в повести.

 Экспозиция в сюжете Гринева.

 Экспозиция в сюжете Пугачева и завязка в сюжете Гринева. Роль «пророческого» сна героя.

 Развитие действия в сюжете Гринева.

 Развитие действия и кульминация в сюжете Пугачева.

 Композиционный прием антитезы у Пушкина.

 Кульминация в сюжетной линии Гринева.

 Симметричность в развертывании событий повести.

 Композиционное значение наличия нескольких рассказчиков.

 Портрет, пейзаж, интерьер у Пушкина.

3. Заключение. Своеобразие стиля и композиции «Капитанской дочки».

Стиль пушкинской прозы – стиль реалистический. Сущность и мысль – вот ее пафос. Отсюда простота, точность, соразмерность и объективность, лаконизм в описаниях и в передаче внутреннего состояния героя.

Кроме того, исследователи неоднократно отмечали композиционное мастерство Пушкина-прозаика. Все вышесказанное мы можем отнести и к повести «Капитанская дочка».

Композиция произведения отличается четкостью, стройностью и симметричностью.

Попробуем рассмотреть построение произведения более подробно. Как отмечают исследователи, композиционная модель «Капитанской дочки» отсылает нас к сюжетам волшебной сказки.

Обратите внимание

В сюжете повести присутствует напутствие отца, дальний путь героя, схватка со злодеем-соперником, встреча с «помощником», спасение девицы, попавшей в беду, выполнение трудно миссии, возвращение домой, царская награда.

Но вместе с тем – это реалистическое произведение, историческая повесть, стилизованная под мемуары, воспоминания пожилого дворянина, очевидца пугачевского движения, о своей юности.

Произведение содержит 14 глав. Первые две главы заключают в себе экспозицию, знакомство с главными героями, через взаимоотношения которых представлен основной внутренний конфликт.

Названия «Сержант гвардии» и «Вожатый» говорят об этом. От этих глав в дальнейшем будут протянуты основные смысловые нити – линия Гринева и линия Пугачева, которые тесно связаны между собой.

Соответственно, каждый из сюжетов имеет свою экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

Первая глава «Сержант гвардии» является экспозицией в сюжете, связанном с Петром Гриневым. Писатель здесь представляет нам главного героя, дает своеобразную «предысторию» его. Описание жизни Гриневых в первой главе во многом воспроизводит атмосферу семейного романа. Гриневы – старинный род, доброе патриархальное семейство. Жизнь их проста и незамысловата.

Образами Гриневых Пушкин подчеркивает, что старинное, «истинное» дворянство, так много сделавшее для России, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Так, помещик Андрей Гринев наделен многими достоинствами: прямота, честность, чувство собственного достоинства, принципиальность, мудрость, верность своему долгу.

«Береги честь смолоду», – напутствует он сына.

Глава «Вожатый» представляет собой экспозицию собственно «пугачевской» сюжетной линии. Здесь мы впервые встречаемся с черным, бородатым мужиком, еще не подозревая, кем он является на самом деле. Одновременно глава «Вожатый» является завязкой собственно «гриневского» сюжета.

В главе «Вожатый» у Петра Гринева завязываются отношения с Пугачевым. Большое значение здесь имеет «пророческий» сон героя, который служит своеобразным скрепом двух сюжетных линий. Герой словно прозревает во сне свое будущее, обрисованное аллегорически.

Важно

Подмена отца посаженым отцом – мужиком с черной бородой – соединяет и бытовой план сюжета, и его общественную линию и создает определенные параллели в ходе сюжетного действия.

Участие Пугачева в судьбе Гринева, спасение им Маши Мироновой, предложение Пугачева быть посаженым отцом на их свадьбе – все это перекликается с пророческим сном героя. Сложнее обнаружить намек на общественную коллизию. Как отмечают исследователи, здесь связующим звеном является фигура Петра III.

Вероятно, отец Гринева был приверженцем этого царя и, не желая нарушать верность присяге, сразу же вышел в отставку после его убийства. С другой стороны, Пугачев примет в дальнейшем имя Петра III. И Гринев тоже выходит в отставку после этой истории с Пугачевым. Герой не является приверженцем самозванца, но волей судьбы оказывается связанным с ним, сочувствует ему.

Главы «Крепость», «Поединок», «Любовь» продолжают сюжетную линию Гринева. В этих главах, как и в первой, весьма ощутимы мотивы семейного романа. В центре повествования здесь – семья Мироновых. Это добрые, простые люди, гостеприимные и радушные, к которым Гринев незаметно привязался. Сам капитан Миронов скромен и добродушен в семейных отношениях, в обращении с солдатами и офицерами.

Все поведение его естественно: без картинного героизма и показушной храбрости он всегда верен своим представлениям о чести и долге. Вместе с тем, как отмечают исследователи, в этих главах присутствуют жанровые черты мелодрамы и водевиля. автор даже создает любовный треугольник, напоминающий нам о классицистических комедиях.

Живя в крепости, Петр Гринев влюбляется в дочь капитана Миронова и ссорится из-за нее со Швабриным, который оказывается его соперником. Защищая честь Маши, Гринев вызывает своего соперника на дуэль. Сцена дуэли является кульминацией развития отношений в любовном треугольнике.

В этих сценах ощутимо звучит мотив чести и бесчестья, однако здесь наблюдается комическое снижение этого мотива: первая дуэль противников не удалась – их отвели в крепость, и Палашке было велено отнести шпаги их в чулан. Вместо родительского благословения на брак с Машей отец Гринева собирается до него «добраться да за проказы…проучить…путем, как мальчишку».

Однако, несмотря на это, значение этих глав в повести нисколько не снижается, уже здесь мы открываем целый ряд качеств главного героя: храбрость, чувство собственного достоинства, благородство.

Совет

Завязка же и развитие действия в истории Пугачева – главы «Приступ», «Незваный гость», «Разлука». Вся повесть, таким образом, разделена на две симметричные линии: собственно «гриневская» сюжетная линия (главы «Сержант гвардии», «Крепость», «Поединок», «Любовь») и собственно «пугачевская» сюжетная линия (главы «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость», «Разлука»).

Между ними – центральная глава «Пугачевщина», резко меняющая атмосферу повествования. В главах, следующих за центральной, Пушкин глазами Гринева обрисовывает нам Пугачева, представляя его характер объемно и многогранно. С одной стороны, пушкинский Пугачев – «злодей», убийца, самозванец, авантюрист, который казнит и вешает.

Гринев неоднократно упоминает о «кровожадных привычках» Пугачева. Бунтовщики разоряли селения, сибирские крепости, «самовластно наказывали и миловали». «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – восклицает Гринев. Однако пушкинский Пугачев – это еще и сильный, отважный, человек, с широкой русской душой, способный на добро.

Узнав Савельича и вспомнив о подаренном ему заячьем тулупе, Пугачев спасает Гринева от смертной казни. И далее Пушкин начинает как бы испытывать самозванца, насколько же он великодушен, насколько глубоки в нем «человеческие» чувства. Причем все эти испытания эти идут по нарастающей линии. Вот Пугачев предлагает Гриневу присоединиться к восставшим.

Но молодой офицер «присягал государыне императрице», он не может служить Пугачеву и прямо говорит ему об этом. Вот Пугачев спрашивает Гринева, обещает ли он, по крайней мере, не выступать против бунтовщиков. И опять он (Гринев) не дает никаких обещаний. Но Пугачев … отпускает его «на все четыре стороны».

И наконец, наступает самый напряженный и драматический момент: Гринев обращается к самозванцу и просит его помочь Маше Мироновой. Эта сцена является кульминацией в развитии внутренней темы повести. Думается, это кульминация и в собственно «пугачевском» сюжете.

Благодаря Швабрину, Пугачев узнает, что только что помиловал дочку коменданта Белогорской крепости, дочку офицера противного войска. Однако Гринев просит его о милости: «Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет.

А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души…». И «суровая душа Пугачева была тронута». «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!», – говорит он Гриневу.

Пугачев здесь противопоставлен официальной власти: широта натуры его, великодушие противопоставляются мелочности, трусливости, формализму его противников. Во-первых, противопоставление мы обнаруживаем в расположении глав «Осада города» и «Мятежная слобода».

Генерал, к которому Гринев обращается за помощью («Осада города»), настроен игриво и благодушно, он просчитывает ситуацию и, найдя просьбу молодого офицера неблагоразумной, отказывает ему в помощи.

Тогда герой обращается за помощью к Пугачеву, и тот, не раздумывая, сам едет в Белогорскую крепость для того, чтобы лично разобраться, «кто смеет обижать сироту» («Мятежная слобода»). Следующие две главы («Сирота» и «Арест») также построены по принципу противопоставления.

Обратите внимание

Пугачев, даже узнав всю правду о Маше, прощает молодому офицеру его вынужденную ложь и отпускает влюбленных («Сирота»). Власти же, руководствуясь ложным доносом Швабрина, арестовывают Гринева и отправляют его в следственную комиссию («Арест»). Характерно, что Пугачев здесь узнает правду, правительство – ложь. В этих четырех главах «гриневская» и «пугачевская» сюжетные линии тесно переплетены.

Читайте также:  Анализ романа русский лес леонова

Затем Гринева отправляют в Казань, где суд признает его виновным в «замыслах бунтовщиков». Сцена суда – момент наивысшего напряжения в сюжетной линии героя, кульминация.

После суда над Гриневым Маша Миронова едет к императрице и просит ее о спасении своего жениха. Как отмечал Д. Благой, здесь мы можем отметить симметричность в развитии сюжетного действия: Гринев обращается к Пугачеву и просит его спасти Машу Миронову, а Маша едет к императрице просит ее о спасении своего жениха.

Соответственно, напрашивается другая параллель: Екатерина II – Пугачев. И Пугачев, и Екатерина проявляют милосердие: сохраняют Гриневу жизнь. И параллель эта символична. Милосердие – это то общее, что объединяет людей независимо от их общественного положения и политических взглядов. У Пушкина это абсолютная нравственная категория.

Затем наступает развязка: повеление императрицы оправдывает невиновного, и Марья Ивановна возвращается назад, в деревню, в поместье Гриневых, куда затем возвращается и ее жених. Таким образом, композиция является кольцевой – действие заканчивается там, где оно началось. Развязка же в собственно «пугачевском» сюжете – это арест и казнь самозванца.

Казнь Пугачева одновременно является эпилогом в истории Гринева.

Рассматривая построение произведения, отметим наличие нескольких рассказчиков.

Во-первых, это сам Гринев, фигурирующий в повести в качестве героя – семнадцатилетнего юноши и в качестве рассказчика – пятидесятилетнего человека, умного, ироничного, наделенного даром литератора, умудренного опытом. Отсюда – наличие сентенций, ирония в описании нравов эпохи.

Во-вторых, это издатель повести, который, «решился, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Таким образом, автор и рассказчики в повести не тождественны. Гринев честно и правдиво описывает происходящее.

Издатель снабжает каждую главу эпиграфом, выполняющим функцию художественного обобщения. Но отбор ситуаций в повести, их расположение определяет сам автор. Яркий пример тому – передача Гриневым беседы Пугачева с хозяином хутора. Гринев ничего не мог понять из того разговора.

Важно

Но искусство Пушкина в том и состояло, что читатель понимает больше Гринева-свидетеля. Прочитав эту сцену, мы понимаем, что речь здесь идет о готовящемся восстании.

Анализируя композицию повести, отметим скромность и краткость пушкинских описаний. Так, портреты даны двумя, тремя крупными штрихами, но вместе с тем внешний облик героя оставляет ощущение полноты и законченности. Василиса Егоровна Миронова, например, предстает перед Гриневым как «старушка в телогрейке и с платком на голове».

Маша – «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши…». Урядник Максимыч – «молодой и статный казак». Более подробно в повести описание внешности Пугачева: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.

В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Внешность Пугачева – очень яркая, колоритная.

Большие глаза говорят о впечатлительности, плутовское выражение лица – о склонности к авантюрам, лукавству. Столь же кратки и описания интерьера, природы.

Вспомним, например, простую, незатейливую обстановку дома Мироновых: «В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Или зимний пейзаж: «Солнце сияло.

Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи». Самое значительное описание природы в романе – картина бурана: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». Буран этот символизирует пугачевскую вольницу, мир, сбившийся с пути.

Таким образом, лаконизм, сжатость, простота описания, композиционная соразмерность достигли идеальной меры в «Капитанской дочке». Повесть по праву названа В.Г. Белинским «Онегиным в прозе», и многие ее картины «по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства».

Источник: http://velib.com/read_book/amelina_elena_vladimirovna/100_luchshikh_sochinenijj/aleksandr_sergeevich_pushkin/povest_kapitanskaja_dochka/sjuzhetno_kompozicionnye_osobennosti_povesti_as_pushkina_kapitanskaja_dochka/

Композиция повести Капитанская дочка

Композиция повести «Капитанская дочка»

Автор: Пушкин А.С.

Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение».

Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А.

Гринёв — рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов ^на пугачёвское восстание как на разбой, а на войско Пугачёва как шайку мошенников.

Совет

Поэтому с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле всё это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву.

Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II.

Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» — Гринёв и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами.

Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый — воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык.

Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине».

Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему Укреплениях.

Обратите внимание

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в Десятой — у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва — живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение.

Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» — закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва.

Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы. Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав.

Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы. Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II.

Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина.

В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и генваре месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно». Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы.

Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый — единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться.

Важно

Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв — Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым и судьба Гринёва сложилась бы иначе.

В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там — «мрак и вихорь», здесь -— прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова.

Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки.

Это тем более интересно, что всегда верный правде Пушкин на этот раз отступает от неё. У Боровиковского, рисовавшего портрет Екатерины II в 1791 году, она изображена уже стареющей, а встреча Марьи Ивановны с царицей произошла в 1774 году, т. е. когда Екатерине было 45 лет.

Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл Горький. «Как прозаик, — пишет А. М. Горький, — он написал исторический роман «Капитанская дочка», где с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян.

Его рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияния французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина».

Источник: http://MirZnanii.com/a/358465/kompozitsiya-povesti-kapitanskaya-dochka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector