Образ боян в слове о полку игореве сочинение

Образ Бояна в “Слове о полку Игореве”: характеристика героя, описание для сочинения

Меню статьи:

  • Кто такой Боян
  • Зачем Боян упоминается в «Слове»
  • Характеристика образа

Данное произведение – один из самих значимых исторических и литературных текстов периода Киевской Руси. Существование текста и его точное содержание стали причиной споров и дискуссий.

До нас пошли только переводы, сохраненные в поздних списках. Одним из предметов для спора является образ Бояна.

Кто такой Боян

Из текста мы узнаем, что он был песнописцем, жившим до автора «Слова». Но существовал ли действительно такой человек или его образ – это всего лишь плод воображения сказителя? Первоначально образ Бояна воспринимался как обобщенный, собирательный.

Предполагалось, что в нем были собраны черты и нескольких певцов. Согласно последним данным, Боян – это реально существующий песнописец. Его деятельность припадала на ХІ век и составляла около 40 лет. Боян, скорее всего, не был народным, а придворным певцом, однако, несмотря на это его произведения пользовались популярностью.

В тексте «Слова» также указывается временной промежуток, в который Боян вел активную литературную деятельность.

Обратите внимание

Исходя из информации, поданной в тексте «Слова». Вначале стихи Бояна были посвящены «старому Ярославу», затем «храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими»(эти князья соперничали между собой). Последние стихи Бояна были посвящены «прекраcному Роману Святославичу».

Иными словами, начал он свою литературную деятельность при правлении Мстислава и закончил при Романе Святославовиче (исходя из данных о годах правления и жизни упомянутых князей).

Так как князья Мстислав Владимирович Храбрый и Роман Святославович владели Черниговским княжеством и зависимым от него Тмутараканским, а Ярослав Мудрый всей территорией Руси – это дает возможность выдвинуть гипотезу о том, что Боян был уроженцем этих земель, либо же проживал там в зрелом возрасте.

Зачем Боян упоминается в «Слове»

Имя древнего песнописца неоднократно встречается в тексте, но при этом он не выступает как действующее лицо ни в прямом действии по отношению к остальным героям и автору повествования, ни косвенно.

Это наталкивает на мысль, что этот образ можно было бы безболезненно удалить из «Слова», но, на самом деле, его функция важна. В первую очередь, сравнивая манеру изложения материала и способ выражения мысли свою и Бояна, автор обращает внимание на то, что его рассказ основан на реальных событиях и не является хвалебным произведением (какими, вполне вероятно, были стихи Бояна).

Д.Лихачев – один из исследователей «Слова» и переводчик текста на современный язык утверждает, что современный песнописец перерос Бояна, он находится уровнем выше него.

Это не значит, что сказатели прошлого были менее талантливы или то, что их слава не заслужена, просто требования к ним были другими.

Да и в целом они были первопроходцами, а современники, такие как автор «Слова», наученные их трудами могут усовершенствовать свои умения и пойти дальше.

Характеристика образа

Несмотря на то, что позиция в песнопении автора «Слова» и Бояна существенно отличается, автор не отзывается о нем негативно. «О Боян, соловей старого времени» – обращается к нему автор. Он благосклонно характеризирует его как «внука Велеса». События, о которых планирует рассказать автор «Слова» была бы идеальным поводом для произведения Бояна:

Рассказ Бояна был бы отличен по способу изложения. Автор в подражательной манере подает фрагменты произведения таким образом, кабы «Слово» написано самим Бояном.

Поэтическая манера Бояна состоит в противопоставлении.

Для демонстрации принципа автор использует такие противопоставляющиеся выражения: буря соколов – стаи галок; кони ржут – звенит слава; трубы трубят – стоят стяги.

Важно

В первом случаи использован принцип сопоставления предметов рассказа, исходя из противоположных характеристик, во втором и третьем наблюдается усиление эффекта, благодаря схожести некоторых характеристик.

В целом же стиль Бояна полон образности и эмоциональности.

Песни Бояна не состояли исключительно их похвалы, в своих произведениях он пытается с философской точки зрения оценить порой даже самые обыденные, поддающиеся законам природы, вещи. В аргументацию этому автор приводит слова Бояна, с характеристикой его умственных способностей:

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/slovo-o-polku-igoreve-boyan.html

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

Пропустить и перейти к содержимому

«Слово о полку Игореве» — позднейший памятник древнерусской литературы, относящийся к периоду литературы Киевской Руси — и одно из первых оригинальных произведений русской литературы.

В период с 11 по 13 века русская литература усвоила важнейшие жанры византийской светской и классической церковной литературы, стала привносить новизну в эти жанры.

Пожалуй, не будут преувеличением слова о том, что именно в «Слове…» проявились оригинальные черты, особенности, которые в дальнейшем будут обнаруживаться в Памятниках вплоть до 17 века, а некоторые из этих черт станут символичными для русской литературы в целом.

Посвящённое неудачному походу князя Игоря на половцев, «Слово…» поражает читателя не только и не столько злободневностью (для того времени), но и высокохудожественной формой. Последнее обеспечило Памятнику, без сомнения, бессмертие в веках.

Несмотря на то, что главным героем, если этот термин вообще применим к произведению древнерусской литературы, является сам князь Игорь, центральным образом, красной нитью проходящим через всё «Слово…» становится образ Русской земли.

Изначально сам жанр слова возник как развитие византийского жанра проповеди; это произведение ораторского искусства — неспроста в повествовании так ярок и интересен образ Бояна. Если провести параллель, то выходит, что основной задачей «Слова о полку Игореве» становится прославление Русской земли, внушение этого каждому её жителю, вселение патриотического духа в целый русский народ!

К сожалению, оригинал этого произведения не сохранился, так что в конце 18 века коллекционером А.И. Мусиным-Пушкиным был обнаружен лишь его список, да и тот погиб в огне во время пожара Москвы в 1812 году.

На сегодняшний день известна копия этого списка, сделанная для императрицы Екатерины II.

Просвещённую самодержицу привлекла не только историческая ценность документа, но и его одухотворённость, высокий патриотический пафос, который несёт в себе образ Русской земли.

Итак, в «Слове о полку Игореве» Русь предстаёт в широчайшей временной и пространственной перспективе. На протяжении всего повествования несколько раз происходит смена локаций, в которых разворачиваются события. Боян представляет родную землю в её историческом развитии: он вспоминает, как велика и грозна была родина в века, когда ею правили иные, более сильные, могучие князья:

Однако славные годы прошли, и новые князья, не сумев примириться, стали буквально разрывать прекрасную и сильную землю, богатую и плодородную, на части. Рассказчик, сокрушаясь, говорит: «Во крамолах княжеских век человеческий сокращался».

Совет

Но щедрая и любящая своих детей Русская земля, как настоящая Мать, заботится и об Игоре, и о его дружине. Она предупреждает их, что поход будет неудачен. Именно поэтому случается затмение — земля посылает знак князю, призывая его воротиться домой и спасти свои жизни и жизни своих дружинников.

Трагический разрыв с Родиной ощущается в бессмертных строках: «О, Русская земля! Ты уже за холмом!». Этой строчкой тонко подчёркнуто невозвращение пересекших границу воинов.

Если там, на Руси, земля могла и хотела помочь своим защитникам, то теперь она не сможет уберечь их от погибели.

Все эти детали, символы введены в повествование неслучайно: благодаря им создаётся возвышенный, одухотворённый образ Русской земли; эти элементы служат главной идее «Слова…» — прославлению Родины.

Сила Русской земли невыразима: именно её стихии помогают Игорю вернуться домой из плена. К Солнцу, Ветру и Днепру обращается молодая жена Игоря княгиня Ярославна, заклиная природные силы вернуть ей мужа.

Несмотря на то, что некоторые литературоведы увидели в её прекрасном, полном любви плаче настоящий языческий заговор, это всё же не соответствует действительности; силы природы лишь с Божьей помощью помогают князю Игорю, указав ему дорогу к дому.

Чтобы доказать это, достаточно вчитаться в эти строки:

В этих строчках Боян нарочно подчёркивает, что Русская земля — земля обетованная, подаренная и оберегаемая Богом. Куда позже эта мысль получит более широкое значение и понимание и выльется в известную теорию «Москва — третий Рим».

Можно смело утверждать, что чертой центрального образа «Слова…» становится черта возвышенности, священности; покровительство Господа — особенность Русской земли, позволяющая ей сохранять своё могущество даже в период феодальной раздробленности.

Обратите внимание

Центр композиции «Слова о полку Игореве» составляет «Золотое слово Святослава». Именно в нём прямо выражена мысль о том, что князья своими размолвками разоряют эту прекрасную землю, уничтожают её красоты, отдают на растерзание врагам.

Святослав призывает князей объединиться как раз во имя Руси и отплатить ей за её щедрость к своему народу, за её покровительство. «Золотое слово» наполнено глубоким уважением и благоговейным трепетом по отношению к Русской земле.

Вернуть её былое могущество, суметь защитить её ото всех невзгод — вот в чём видит Киевский князь задачу всего народа.

Несмотря на то, что поход князя Игоря завершился неудачей, ни русичи, ни сама земля не осуждают его за это.

Наоборот, природа радуется возвращению князя из плена: шумные дубровы, быстрые реки и изумрудные степи, окружающие героя на пути домой, делают его возвращение радостным, торжественным.

Этим подчёркивается христианская мысль о всепрощении, о любви. Здесь можно даже увидеть аллюзию на библейское предание о блудном сыне.

Читайте также:  Сочинение чем отличается желание от мечты?

Особая поэтичность и красота образа Русской земли в «Слове…» создаётся при помощи художественных мотивов, характерных для устной народной традиции.

Важно

Это и «классические», устойчивые эпитеты (синее море, светлое солнце, брега зелёные), и сказочный зачин, близость некоторых элементов повествования к фольклорным жанрам «славы» и «плача».

Благодаря этому создаётся удивительно красивая, по-настоящему народная художественная форма «Слова…», привлекательная во все времена.

Как и большинство памятников древнерусской литературы, «Слово…» анонимно, установить авторство и даже время написания не представляется возможным, поскольку автор, которого разные исследователи считали и дружинником Игоря, и придворным певцом, и боярином, и летописцем, занимает свою, отличную от правящей верхушки феодального общества позицию. Его заботит исключительно судьба Руси, чей образ он делает центральным. Так что патриотический пафос «Слова…» обеспечивается в первую очередь искренним патриотическим настроем его создателя.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve.html

Образы и характеры в Слове о полку Игореве – художественный анализ. Литература XI—XII веков

Основная идея «Слова» раскрывается В образах его главных героев.

Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навёл свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую». Игорь — храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование — «солнечное затмение».

Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образы и характеры в Слове о полку Игореве.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Обращаясь перед выступлением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полонёнными…

Хочу поломать копьё о конец поля половецкого; с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона». Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова».

Но своим обособленным выступлением Игорь привёл своё войско к ужасному поражению и открыл дорогу половцам на Русь. Тем самым он причинил Руси много бед, стал виновником смерти многих. Князь Игорь пренебрёг общегосударственными интересами, и это дорого обошлось русскому народу. За это осуждает Игоря автор «Слова» устами киевского князя Святослава.

Отношение к Игорю автора «Слова» обусловливается его политическими взглядами и патриотическим чувством. Автор «Слова» осуждает Игоря за его обособленные действия, но, стремясь к сплочению князей во имя интересов всей страны, он старается вызвать у них желание отомстить «за землю Русскую, за раны Ихоревы, буего Святославича».

В конце «Слова» автор с радостью сообщает о бегстве Игоря из плена и о его приезде в Киев, к великому князю Святославу.

Совет

Близок Игорю по многим чертам и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.

Автор «Слова» только одного Всеволода называет «буй-тур». Тур в те времена служил образом мужества, мужественной доблести. Мужество Всеволода с особенной яркостью проявляется в момент боя.

Поведение Всеволода в бою описывается в «Слове» в былинных тонах: «Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы». Всеволод — прежде всего воин. Он сразу, не раздумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы впереди у Курска».

В упоении боем он забывает обо всём: о своих ранах, о городе Чернигове, о престоле отцовском, о своей жене. Всеволод — настоящий воин-дружинник, воспитавший в боевом духе свою дружину и живущий с нею одной жизнью, одними стремлениями.

«А мои куряне, — говорит он Игорю,— опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».

С нежной любовью относится этот суровый воин к своему брату: «И сказал ему (Игорю) буй-тур Всеволод: «Один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты Игорь! Оба мы с тобой Святославичи». Такой же любовью отвечает ему и Игорь. В пылу сражения Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода».

Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав дан как умудрённый государственным и жизненным опытом исторический деятель. Гроза половцев, Святослав «разбил (их) своими сильными полками и булатными мечами и наступил на землю Половецкую». Он взял в плен их хана Кобяка, и «пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой».

Поэтому он так удручён необдуманным и самовольным выступлением Игоря, который своей неудачей подорвал значение его недавней блестящей победы над половцами и навлёк новое вторжение врагов на землю Русскую.

Как старый сокол, который «не даст своего гнезда в обиду», Святослав смог бы оборонить землю Русскую от врагов, «но вот зло — от князей мне нет помощи»,— с грустью отвечает он.

Обратите внимание

Образ Святослава раскрывает политические взгляды автора «Слова». Он считает, что центром объединённой Русской земли должен быть Киев. Опорой единства Руси должен явиться сильный и грозный киевский князь.

Светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе устной народной поэзии.

Этим приёмом автор подчёркивает близость Ярославны к народу, делает её представительницей русских женщин, тех жён, мужья которых погибли на войне или попали в плен.

Её устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её тоска и скорбь подчёркиваются сравнением её с кукушкой (образ, взятый из устной народной поэзии).

Но Ярославна — не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время его бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем и так жестоко пострадали. Для Ярославны поражение русских — большое несчастье.

По лиричности, поэтической пленительности, народности близок к образу Ярославны образ Бояна. Боян — неведомый нам песнотворец и певец — жил, по-видимому, в последние две трети XI и в начале XII века. Слава о Бояне дожила и до времён автора «Слова» (конец XII в.), который часто вспоминает об этом знаменитом поэте, описывает его поэтическую манеру, приводит выдержки из его песен.

Перед силой и красотой сто песен и перед его талантом преклоняется автор «Слова». Песни Бояна увлекали слушателем. Он не придерживался строго плана в изложении, а свободно переходил от одной темы к другой, от современности к прошлым временам, сопоставлял и противопоставлял различные лица, местности, события.

Боян не стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления. Боян пел под аккомпанемент гуслей. Песни его отличались ритмичностью и музыкальностью, широким применением приёмов, свойственных устной народной поэзии.

Автор «Слова» показывает также, как Боян начал бы пест, об Игоревом походе.

Источник: http://www.testsoch.info/obrazy-i-xaraktery-v-slove-o-polku-igoreve-analiz-literatura-xi-xii-vekov/

Боян из «Слова о полку Игореве»: кто это такой и как он стал музыкальным инструментом

Два столетия назад в России было найдено и опубликовано «Слово о полку Игореве» – уникальная древнерусская поэма, перевернувшая наше представление об уровне и глубине культуры наших предков.

В самом начале её текста неизвестный автор упомянул старинного певца Бояна, и уже вскоре прежде не встречавшееся имя стало известно всей стране. В итоге Боян превратился в бренд и почти что торговую марку, отдав своё имя музыкальному инструменту баяну.

В тексте «Слова о полку Игореве» Боян упоминается всего несколько раз, и сведения о нём довольно скупы. Вот, например, небольшой фрагмент из поэмы в переводе Николая Заболоцкого:

Тот Боян, исполнен дивных сил,Приступая к вещему напеву,Серым волком по полю кружил,Как орёл, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

Образ известного в Древней Руси поэта и певца заинтересовал историков, ведь раньше о нём не находили никакой информации в летописях или других источниках.

Разве что другой литературный памятник, «Задонщина», опять вскользь говорил о Бояне, но это было объяснимо тем, что автор «Задонщины» позаимствовал очень много оборотов и приёмов из «Слова о полку Игореве».Баян. Художник Виктор Васнецов.

1910 год

Если предполагать, что Боян – это современник автора «Слова о полку Игореве», то получается, что он жил во второй половине XI века и исполнял песни собственного сочинения при дворе и дружине киевского князя. Делал он это под аккомпанемент струнного щипкового инструмента типа гуслей.

Читайте также:  Сочинение как помирить отцов и детей? (итоговое)

Образ Бояна пришёлся по душе читателям «Слова». Пушкин сделал его одним из персонажей своей поэмы «Руслан и Людмила», и благодаря ней за именем «Боян» закрепилось написание через «а» – «Баян»:

Слилися речи в шум невнятный:Жужжит гостей весёлый круг;Но вдруг раздался глас приятныйИ звонких гуслей беглый звук;Все смолкли, слушают Баяна:И славит сладостный певецЛюдмилу-прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.

Боян. Слава предкам! Художник Илья Глазунов. 1992 год

Скептики размышляли, мог ли существовать на самом деле человек, о котором говорил всего лишь один древнерусский автор. Некоторые учёные предположили, что он был выдуман для «Слова о полку Игореве», чтобы украсить произведение.

Боян, как считалось, было именем болгарского происхождения, а значит, оно могло быть позаимствовано из какого-нибудь рассказа или легенды родственного славянского народа.Другие критики думали, что «боян» – это своего рода синоним барда и трубадура. Имя пытались перевести, например, как «байщик», «краснобай», то есть «знающий байки», «знающий басни».

Соответственно, Боян – это просто обобщённое имя для придуманного персонажа, как Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Важно

Более поздние находки опровергли сомнения: Бояны жили на Руси, причём их было немало. На стене Софийского собора была найдена надпись о покупке «Бояновой земли» (земельных владений какого-то Бояна) вдовой князя Всеволода Ольговича.

О нескольких людях по имени Боян говорилось в берестяных грамотах Новгорода и Старой Руссы. А в самом Новгороде в средние века существовала «Бояна улка» – улица Бояна. Фрагменту этой улицы в 1991 году даже вернули историческое название.

Улица Бояна в Великом Новгороде

Так что, скорее всего, придворный певец под именем Боян действительно мог существовать. К сожалению, факты о его тёзках не прибавили сведений о нём самом. Но кто знает, какие открытия преподнесёт в будущем историческая наука…

Популярность «Слова о полку Игореве» и пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», а также одноимённой оперы Михаила Глинки сделали имя Бояна известным по всей России.

Если условный древнерусский летописец неизбежно ассоциировался с именем Нестора, то древнерусский музыкант и певец – с Бояном. Мода на старину превратила имя в бренд.

Например, в честь Бояна назвали несколько русских кораблей – сначала небольшой корвет, а потом и парочку крейсеров.

Крейсер «Баян», начало XX века

В конце XIX века слово «Баян» было добавлено как фирменное название ручной кларнетной гармоники. Название стали добавлять к разным типам гармоник.

Дореволюционная реклама гармоники

А вот полноценный баян как музыкальный инструмент появился благодаря петербургскому мастеру Петру Стерлигову. В 1907 году для талантливого гармониста Якова Орланского-Титаренко он изготовил специальную конструкцию гармоники, и именно с этим инструментом, который стали называть просто «баян», Орланский-Титаренко начал гастролировать по стране.

Современный тип баяна и фотография его создателя Петра Стерлигова

Сегодня мало кто из баянистов задумывается, что они обязаны названием профессии герою «Слова о полку Игореве». Впрочем, если верить легендам, талантливый Боян без труда бы переучился и смог исполнить свои песни и под аккомпанемент русской гармоники.

AWESOME!NICELOVEDLOLFUNNYFAIL!OMG!EW!

Источник: https://homsk.com/martin/boyan-iz-slova-o-polku-igoreve-kto-eto-takoy-i-kak-on-stal-muzykalnym-instrumentom

Система образов в «Слове о полку Игореве» | Литерагуру

(362 слова)

«Слово о полку Игореве» – выдающееся литературное произведение, вошедшее в мировую историю как словесно совершенный памятник Древней Руси.

Написанное по всем фольклорным традициям, оно сочетает в себе летописное повествование о подлинных событиях 1185-го года и сказочно-мистическую природную атмосферу.

Композиционно произведение делится на три части, в которых строится образная система «Слова о полку Игореве».

В лирическом вступлении перед нами предстают сразу два схожих образа: образ таинственного автора «Слова» и образ древнего летописца и певца Бояна, который хвалебно воспевал княжеские семьи, поскольку жил при дворах, и был искренне любим простым русским людом.

Совет

По сей день неизвестно, кто точно является сочинителем «Слова о полку Игореве» – ясно лишь то, что это был достаточно образованный человек.

Между ним и Бояном существует одно различие: неизвестный стремится не к красочному описанию героического похода Игоря на половцев, а к взвешенному осмыслению безрассудных мотивов, приведших к трагическим последствиям.

Вслед за вступлением идёт основная повествовательная часть, в которой мы знакомимся с главными героями: Славным князем Игорем Святославичем, его верным братом «буй-туром» Всеволодом Святославичем и их бравыми дружинами.

Молодой князь, решивший без поддержки покорить половцев, поддаётся гордыне, отвергая не только человеческую помощь, но и зловещее природное предзнаменование – солнечное затмение.

Своим самонадеянным стремлением заработать уважение он разрушает тесную связь между русским народом и взрастившей его Древней Русью.

Затем автор создаёт светлый образ мудрого и гуманного правителя – князя Святослава Всеволодовича. Изречённое старцем золотое слово обращено ко всем князьям и служит призывом к всеобщему объединению с целью укрепления могущества русской земли.

Мы также знакомимся с преданной супругой князя Игоря – молодой княжной Ярославной. Её скорбный плач на крепостной, последовавший за горьким известием о разгроме войск, обладает чистой и сильной энергией.

Женщина верна и сильна в своей безграничной преданности мужу.

Слова Святослава пробуждают подлинный патриотизм в душах феодалов, заставляя их, наконец, отказаться от беспочвенной злости и вспомнить о взаимной поддержке, а мольбы Ярославны, обращённые к жестоко разыгравшимся природным стихиям, оказываются услышанными и принятыми неведомыми силами. Пленённому князю удаётся бежать из вражеских земель. Вновь наступает равновесие между миром людей и миром природы.

Обратите внимание

В лирическом отступлении, служащим одновременно заключением, автор подводит итог всему произошедшему. Над Русью вновь взошло солнце, едва разрозненные князья стянули воедино все имеющиеся у них силы. Князь Игорь вернулся на родину, и неизвестный автор разделяет чувства ликующего народа.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sistema-obrazov-v-slove-o-polku-igoreve/

Особенности жанра. Композиция

Не раз делались попытки разложить текст «Слова о полку Игореве» на стихи, найти в «Слове» тот или иной стихотворный размер.

Однако все эти попытки не привели ни к чему, так как «Слово», конечно, не написано по законам современного нам стихосложения. Оно ритмично, но его ритмическая система глубоко своеобразна.

Ритм «Слова» в основном связан с синтаксическим построением фраз, неразрывен со смыслом, с содержанием текста.

Ритмичность «Слова о полку Игореве» теснейшим образом связана со всей его композицией. Ритмично все построение «Слова» в целом. Ритмичны равномерные переходы от одной темы к другой. Ритмичны равномерно распределяющиеся лирические восклицания. Ритмично повторяются одинаково построенные обращения Ярославны к ветру, к Днепру и к солнцу.

Ритмично сменяют друг друга призывы к русским князьям: к Всеволоду, к Рюрику и Давыду, к Ярославу Осмомыслу. Ритмичность речи подчеркивают одинаковые начала фраз, ритмичность достигается также сходным синтаксическим построением фраз и др. Таким образом, гибкий ритм «Слова о полку Игореве» подчинен содержанию.

Ритм «Слова» меняется, близко следуя смыслу, содержанию произведения і В этом точном соответствии ритмической формы и идейного содержания

«Слова» — одно из важнейших оснований своеобразной музыкальности его языка.

Если присмотреться к тем художественным средствам, которыми пользуется автор «Слова о полку Игореве», то видно, что в основном он черпает их из устной народной поэзии и из устной русской речи. С народной поэзией связывают его не только художественные вкусы, но мировоззрение.

Важно

Народные образы «Слова о полку Игореве» тесно связаны с его народными же идеалами. Художественная и идейная сторона неотделимы друг от друга. Например, обычным для «Слова» является сравнение битвы с жатвой — эти сравнения были очень часты в устной народной поэзии.

Замечательно, однако, что это сравнение поля битвы с пашней в «Слове о полку Игореве» и в народной поэзии имеет глубокий идейный смысл.

Это даже не сравнение, а противопоставление: в «Слове» и в народной поэзии противопоставляется война — мирному труду, разрушение — созиданию, смерть — жизни (по древнерусски «жизнь» — не только «существование», но и богатство, плоды земледельческого труда, «жито»), «Слово» призывает к борьбе с половцами, в первую очередь, во имя защиты мирного труда.

Автор «Слова» обращается к образу пира как к апофеозу ратного труда: «ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».

С поразительной конкретностью проитвопоставляя русских их врагам, он называет последних «сватами»: Игорь Святославич действительно приходился «сватом» Кончаку (дочь Кончака была помолвлена с сыном Игоря — Владимиром).

Отсюда следует, что образ пира-битвы не просто заимствован из народной поэзии, где он обычен, а умело осмыслен. Той же цели противопоставления мира войне служат и женские образы «Слова»: Ярославна и Глебовна.

Есть в «Слове о полку Игореве» и другие признаки его тесной связи с устной народной поэзией: отрицательные метафоры («Немизе кровави брезе не бологомъ бяхуть посеяни — посеяни костьми рускихъ сыновъ»), некоторые типично народные эпитеты (чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море, черный ворон, красные девы и многие другие). Приводятся в «Слове» плачи (плач Ярославны, плач русских жен) и прославления («Слово» заключается «славой» русским князьям).

Читайте также:  Характеристика и образ ларры в рассказе старуха изергиль горького сочинение

Особняком в «Слове о полку Игореве» стоит образ певца-поэта Бояна. Отношение к нему у автора «Слова» сложное: с воспоминания о Бояне он начинает свое вступление, его он рисует великим поэтом прошлого, однако одновременно автор «Слова» считает невозможным следовать старым поэтическим приемам Бояна.

Боян — «вещий», он «внук» (потомок) языческого бога Велеса. Это «соловей старого времени». Боян сам слагал свои песни и сам их пел, сопровождая их игрой на каком-то струнном инструменте. Его песни — «славы» князьям. В своей высокопарной манере Боян как бы летал умом под облаками, «скакал соловьем» по воображаемому дереву, рыскал по тропе Трояна через поля на горы.

Свое произведение автор «Слова о полку Игореве» противопоставляет произведениям Бояна. При всем своем уважении к славе и величию Бояна автор «Слова» подчеркивает неприемлемость для себя его «старых словес». В идейном замысле «Слова о полку Игореве» образ Бояна имеет существенное значение.

Он нужен автору для того, чтобы подчеркнуть, что он следует в своем повествовании за действительными событиями «сего времени»; он нужен автору, чтобы указать, что «Слово» правдиво, что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей.

Совет

Автор «Слова» не отрицательно относится к русским князьям, как не отрицательно относится он и к Бояну, но его произведение — не «слава», не «хвала» князьям, и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна.

Автор «Слова о полку Игореве» постоянно обращается к своим читателям, называя их «братия», точно он видит их перед собой. Эта близость больше, чем близость писателя к своему читателю: скорее, это близость оратора или певца, непосредственно обращающегося к своим слушателям. Не исключена возможность, что автор «Слова» предназначал свое произведение и для пения.

Сам автор «Слова» хотя и называет своем произведение очень неопределенно — то «словом», то «песнью», то «повестью», — однако, выбирая свою поэтическую манеру, рассматривает как своего предшественника не какого-либо из известных нам писателей и ораторов XI—XII веков, а Бояна — певца, поэта, исполнявшего свои произведения под аккомпанемент какого-то струнного

инструмента, по-видимому, гуслей.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» было несомненно написано, но автор чувствовал свою связь с устным словом, с устной поэзией; автор чувствовал свое произведение произнесенным, но предназначалось ли оно для произнесения вслух как речь, для пения ли, сказать трудно.

Если это речь, то она все же имеет сходство с песней; если это песнь, то она близка к речи. К сожалению, точнее определить жанр «Слова» не удается.

Написанное, оно сохраняет все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине.



Источник: https://scribble.su/ege/universal/32.html

Сочинение «Кто был автором «Слова о полку Игореве», — Сочинения по литературе

КТО БЫЛ АВТОРОМ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Ты родину любил!
Н. А. Некрасов

Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов — «Слово о полку Игореве» — был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным- Пушкиным. Высокие художественные достоинства «Слова» послужили поводом к тому, что некоторые ученые усомнились в подлинности поэмы, считали ее подделкой.

После того как было найдено произведение более позднего периода «Задонщина» с явным влиянием «Слова», подлинность поэмы была доказана. Исследованием «Слова» занимался и А. С. Пушкин. Он знал весь текст наизусть, любил и ценил. На одном из диспутов в Московском университете Пушкин горячо и страстно отстаивал неподдельность поэмы.

Размышляя об истории нашей словесности, Пушкин писал: «За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник». Этой одинокой вершиной явилась героическая поэма «Слово о полку Игореве», написанная в конце XII века. Вместе с открытием «Слова «возник вопрос об авторе произведения.

Обратите внимание

К сожалению, история не сохранила нам имени автора «Слова», но текст поэмы дает нам возможность представить себе, каким был этот человек.

Автором «Слова» мог быть певец-сказитель. «Слово» начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. «Вещий Боян» пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».

Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий — «от Старого Владимира до нынешнего Игоря». Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник «Слова».

Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной народной поэзии.

Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: «Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал».

Как подлинный народный поэт древнего времени, автор «Слова» отвлеченные понятия представляет как бы живыми суще ствами: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Наряду с точными эпитетами — серый волк, чистое поле, черный ворон — встречаются метафорические: железные полки, золотое слово и т. д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.

Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Речь Игоря эмоциональна, близка к разговорной: «Лучше быть убитыми, чем полоненными». Искренна и задушевна речь Всеволода: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи».

Пушкин, восхищаясь красотой «Слова», считал, что ни в одном произведении XVIII века нет «столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства» Игоря.

Важно

Автором «Слова», безусловно, был участник похода, который убежден, что выступать против степных кочевников надо не мелкими отрядами — пусть даже очень храбрыми! — а объединенными силами. Свою тревогу автор передает через олицетворения окружающей природы.

Почему «солнце тьмою застилало ему путь; ночь стонала грозою»? Нарастают зловещие признаки: «хищные птицы сторожат по дубам, ожидая кровавой добычи; волки накликают по оврагам грозу».

Усиливают тревогу восклицания: «Русская земля! Ты уже за холмом!» Он подробно описывает дружину Игоря и Всеволода, в бою она «ищет себе чести, а князю — славы». Как былинный герой Илья Муромец, самозабвенно и доблестно бьется Всеволод с половцами. Он — «ярый тур» — символ мужества.

Автор, явный противник княжеских усобиц и поборник мира, с горестью вспоминает о тяжелых Олеговых временах, когда из-за раздоров «сокращалась жизнь человеческая». В «Слове» даны картины мирного труда, то жатвы, то ремесла.

Противопоставляя эти картины описанию междоусобных войн и набегов половцев, автор «Слова» подчеркивает этим, что он стоит за мир, проводит идею защиты мирного труда.

Он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.

Но прежде всего автор «Слова» был передовым человеком своего времени, он истинный патриот земли Русской. Основной идеей «Слова» является «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ» (Маркс).

Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий: княжеские междоусобицы и набеги полов цев. Чтобы защитить Русскую землю, необходимо было объединить усилия и дать решительный бой половцам.

«Если мы не прекратим междоусобий, — говорил Владимир Мономах, — то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».

Совет

Избрав основной темой своего произведения неудачный поход Игоря против половцев, автор показал, к чему приводят вражда князей и разобщенные действия против внешних врагов.

Неспроста повествование начинается со сборов в поход и характеристики князей и дружины. Автор «Слова» желает расположить читателя к своему герою — решительному и самоотверженному Игорю. Он укрепил свой ум, заострил сердце мужеством, исполненный ратного духа, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую.

Не останавливает его и солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулившее неудачу. Ни минуты не колеблясь, он призывает дружину: «Братия и дружина! Сядем, братия, на своих борзых коней, да посмотрим синего Дона». Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова».

Он мужественно отражает атаки половцев, а когда видит своего брата в беде в пылу сражения, «Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода». Отвага, храбрость, воин ская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Всеволод прежде всего воин.

Он сразу, не обдумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы». Он — настоящий воин-дружинник, воспитавший свою дружину в боевом духе; «А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены».

Храбры «русичи», храбры их князья, но они терпят страшное поражение. Своим обособленным выступлением Игорь открыл дорогу половцам на Русь.

Тем самым причинил много бед, стал виновником смерти многих. Все произведение пронизано большой любовью автора к Русской земле, которая и печалится, и радуется вместе со своими героями. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле».

В уста киевского князя Святослава вложил автор свою заветную мысль о том, что во имя Родины должны быть забыты все распри, личные обиды, жажда личной славы.

«Грозный и великий» Святослав в борьбе с кочевниками «притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота».

Обратите внимание

Ему, не знающему поражений, поют славу и порицают князя Игоря, который погубил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русского золота насыпал, то есть погубил русских воинов.

В «золотом слове», произнесенном на совете, старший князь осуждает своевольный поступок Игоря и Всеволода: «Рано вы начали сокрушать мечами землю половецкую, а себе славы искать».

Он готов сплотить под знаменами Киева всех русских князей и призывает вступить «в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».

Передовые взгляды, выдающийся ум и горячая любовь к родине помогли автору создать бессмертное произведение, которое сделало бессмертным и самого поэта, потому что бессмертие человека в его делах.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-kto-byl-avtorom-slova-o-polku-igoreve/

Ссылка на основную публикацию