Образ и характеристика жеркова в романе война и мир толстого сочинение

Жерков в романе «Война и мир»: образ и характеристика, трусость Жеркова в Шенграбенском сражении

Жерков.Фильм «Война и мир» 1965 г.

Гусарский корнет Жерков в романе «Война и мир» Толстого является второстепенным персонажем. 

Впервые Жерков упоминается в томе 1 части 2 главе II в романе «Война и мир». 

Ниже представлены образ и характеристика Жерков в романе «Война и мир», описание поведения и трусости Жеркова в Шенграбенском сражении.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Жерков — офицер, гусарский корнет:
«…Гусарский корнет из свиты Кутузова…»

Жерков — молодой человек:

«…вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам. Мальчишкам только можно так забавляться, – прибавил князь Андрей по-русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его…»

Внешность Жеркова:

«…черноватым гусарским офицером…» «…с высоко поднятыми плечами, фигура Жеркова…»

Сначала Жерков служит в Павлоградском полку:

«…Знакомая павлоградцам фигура Жеркова (он недавно выбыл из их полка)..»

Затем Жерков служит в штабе в свите Кутузова:

«…Гусарский корнет из свиты Кутузова…» «…Ты как в штаб затесался?..»

Затем Жерков служит ординарцем (помощником) Багратиона:

«…За князем Багратионом ехали личный адъютант князя Жерков,..» «…Жерков умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону…»

Жерков — старый знакомый Долохова:

«…Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему…»

Жерков любит передразнивать окружающих:

«…от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер, не улыбаясь, не изменяя выражения остановившихся глаз, с серьезным лицом смотрел на спину полкового командира и передразнивал каждое его движение. Каждый раз, как полковой командир вздрагивал и нагибался вперед, точно так же, точь-в-точь так же, вздрагивал и нагибался вперед гусарский офицер…»

Жерков может строить любые гримасы:

«…офицер мог управлять своим лицом, как хотел: в ту минуту, как Кутузов обернулся, офицер успел сделать гримасу, а вслед за тем принять самое серьезное, почтительное и невинное выражение…»

Жерков — шутник. Он вечно смеется и шутит:

«…Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему-то смеялись…» «…На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать…» «…На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки…»

Жерков ведет себя как шут:

«…Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову на неуместную шутку Жеркова. – Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно, с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя…»

По Жеркову нельзя понять, серьезен он или нет:

«…Жерков, не спуская глаз с гусар, но все с своею наивною манерой, из-за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет…»

Жерков хочет делать меньше и получать больше наград:

«…Жерков говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше…»


Жерков — лживый человек:

«…Здесь-то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера…» «…многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная…»
В романе «Война и мир» Толстой описывает поведение Жеркова в Шенграбенском сражении. Трусость Жеркова приводит к печальным последствиям.

В Шенграбенском сражении корнет Жерков служит адъютантом Багратиона. Князь Багратион отправляет Жеркова на левый фланг с очень важным приказом — отступать как можно скорее:

Жерков направляется с приказом на левый фланг. Однако в пути он трусит. Он не передает этот важный приказ:
Судя по всему, Жеркова посылают не один раз, а целых два раза. И оба раза Жерков трусит и не передает приказ:
В это время левый фланг атакуется французами. Русские полки расстроены.

В составе левого фланга находятся Азовский и Подольский пехотные полки и Павлоградский гусарский полк. В Павлоградском полку служит Николай Ростов и его друг Василий Денисов:
В результате из-за трусости Жеркова начальство на левом фланге не знает, что делать. Пехота убегает в лес. Гусары идут в атаку.

Обратите внимание

Среди гусар — Николай Ростов, который получает ранение. По вине Жеркова в Шенграбенском сражении страдает множество людей.

Во-первых, под огонь попадает батарея Тушина. Из-за Жеркова батарея Тушина не знает, что нужно отступать. Поэтому Тушин храбро бьется до последнего.

Здесь же геройски сражается рота Тимохина.

Таким образом, трусость Жеркова приводит к печальным последствия. Спасая «свою шкуру», Жерков подставляет под огонь своих сослуживцев.

Это был цитатный образ и характеристика Жерков в романе «Война и мир» Толстого, а также описание поведения и трусости Жеркова в Шенграбенском сражении.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/02/Zherkov-Vojna-i-mir-obraz-harakteristika-trusost.html

Образ купца Ферапонтова в романе Толстого «Война и мир»

Князь Николай Андреевич Болконский, отправляя в Смоленск своего управляющего Алпатыча, дал ему только обычные хозяйственные поручения.

Но княжна Марья, по совету Десаля, послала с Алпатычем письмо к губернатору «с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы». Мы уже видели, что Толстой. почти никогда не описывает войну от себя, своими глазами.

Мы видели битвы глазами Николая Ростова и Андрея Болконского, мы увидим Бородино глазами Пьера — так и теперь мы подъезжаем к Смоленску, под которым уже стоят французы, вместе с Алпатычем. Он волей-неволей выслушивает купца Ферапонтова; у которого всегда останавливается в Смоленске.

На сообщение, что «все француза боятся», Алпатыч отвечает, ках князь: «Бабьи толки, бабьи толки!» Его волнует одно: погода хорошая, упускается «дорогой день для уборки хлеба».

Купец Ферапонтов только один раз появится на страницах романа, но то, что с ним произойдет, поможет нам понять Наташу, и Андрея, и Петю, и всех людей, которые вче-жили в мире, а сегодня живут на войне.

Владелец дома, постоялого двора и мучной лавки, «толстый, черный, красный сорокалетний мужик с толстыми губанами, с толстой шишкой-носом, такими же шишками над чертами, нахмуренными бровями и ТОЛСТЫМ брюхом» — таков Ферапонтов.

Не правда ли, мало симпатичный мужчина? Толсти нарочно рисует его таким: не живот у него, а «брюхо», по нос, а шишка; в трех строчках четыре раза повторено слово «толстый»; сам он «черный, красный», и первые же его слипа — о деньгах: «Мужики по три рубля с подводы просит — креста на них нет!» Жена умоляет его уехать из Смоленски: «Не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, иееъ уехал; что, говорит, мы-то?» — Ферапонтов не хочет ехать ни за что, не хочет оставить добро, он избил жену Ш ее просьбы: «Так бил, так волочил!»

единственное,  что  интересует Ферапонтова:  как бы  не «им л «тип» по семь рублей за подводу (вчера было по три, сегодня уже по семь!); его мучит зависть к купцу Селиванову, выгодно продавшему муку в армию. И вот Алпатыч выезжает с ферапонтовского двора.

«Вдруг послышался странный звук дальнего свиста н удара, и вслед затем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла». Это было начало. «С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе».

Если бы мы видели все это глазами князя Андрея или его отца, мы бы сразу поняли, что началось бомбардирование города из множества орудий.

Важно

Но за нас смотрит Алпатыч, и он ничего не понимает; вокруг него людям только любопытно, даже весело — до той самой секунды, когда «засвистело что-то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что-то и застлало дымом улицу». Так увидели Алпатыч и женщины, стоявшие в воротах. Но это что-то, похожее на птичку, раздробило бедро любопытной кухарке — тогда только люди поняли, что происходит.

Уже идут по улице href=»http://www.school-essays.info/about/»>русские солдаты

, оставляющие город; уже офицер кричит Алпатычу: «Сдают город, уезжайте, уезжайте!» — ив это время в лавку Ферапонтова врывается несколько солдат. Они «с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время… в лавку вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волосы, захохотал  рыдающим  хохотом.

  • —        Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу…
  • —        Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… — Ферапонтов побежал на двор».

Он остался тот же — черный, красный, с толстым брюхом, хитрый купец, умеющий из всего извлекать выгоду.

Но в его крике: «Не доставайся дьяволам!», в его рыдающем хохоте: «Сам запалю» — будущий пожар Москвы и погибель Наполеона, потому что настал миг, когда купец Ферапонтов думает не о деньгах и товарах, а о России.

Может, он и не думает о ней, но чувствует за нее — так, как чувствуют в этот час все.

Уже горят дома и лавки, подожженные такими же хозяевами, как Ферапонтов, и люди несут «из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна», чтобы зажечь еще что-то, чтобы не досталось французам.

Не может в эту минуту произойти ничего удивительного что Алпатыча вдруг окликает князь Андреи, освещенный пламенем пожара, — даже это не странно: здесь должен быть князь Андрей, «в плаще, верхом на вороной лошади», с бледным и изнуренным лицом; он должен во г так, «приподняв колено…

писать карандашом» записку отцу. Пес сметено, война идет по Смоленску, и только один чело-пек остается неизменным в этом безумном, полыхающем мире.

  • — Вы полковник? — кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. — В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, — кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных поиск первой армии…»
Читайте также:  Сочинение образ петербурга рассказах достоевского

От этого «помощника начальника штаба левого фланга» душу переворачивает.

Ничего, ничего он так и не понял, как не понял и его друг Друбецкой; у Берга в этой войне «место весьма приятное и на виду»; он не понимает, зачем зажигают дома; где ему — чистому и розовому — до толстого, красного, черного Ферапонтова! А князь Андрей, который семь лет назад кричал на Жеркова за глупые шутки, сегодня не кричит на Берга: он его не замечает, не слышит.

  • «- Урруру! — вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные л«ца людей, стоявших вокруг пожара…
  • — Это сам хозяин, — послышались голоса».
  • Князь Андрей — с ними, с этими людьми, сжигающими свой хлеб, с купцом Ферапонтовым, и нет ему дела до Берга; забота у него — Россия.

После того, что князь Андрей видел в Смоленске, его уже не может удивить то, что он замечает, отступая со своим полком по большой дороге, мимо Лысых Гор: «Оставшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма но сожженным солнцем лугам… Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались…»

Это — война. Но и href=»http://www.school-essays.info/about/»>на войне

люди остаются людьми. Заехав в свое разоренное поместье, князь Андрей увидел двух крестьянских девочек, воровавших сливы в барской оранжерее. Они испугались барина, и князь Андрей тоже «испуганно-поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им. что он их видел».

После встречи с девочками был еще пруд в котором «с хохотом и гиком» купались солдаты — «весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно».

Грустно потому, что война разрушает не только дома и амбары, она идет по человеческим жизням, и все эти люди весело барахтающийся в пруде, завтра могут погибнуть, и девочки со сливами тоже, война не пощадит никого.

— скажет, что так

Но люди уже и не хотят пощады. Одна забота владеет этими веселящимися в грязном пруде солдатами, и купцами, жгущими свой хлеб, и полководцем Багратионом.

Совет

Рискуя заслужить гнев царя или всесильного Аракчеева, он все-таки после оставления Смоленска пишет Аракчееву письмо — прекрасное письмо незнакомого с дипломатией солдата: «Больно, грустно, и вся! армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили… Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани!..

Ежели уж так пощло — надо драться; пока Россия может и тюка люди на ногах… Скажите, ради бога, что наша Россия — мать наша. Разоренный дом в Лысых Горах, девочки со сливами; Наташа, изменившая князю Андрею с Анатолем, сестра, сын, старик отец — вот Россия князя Болконского.

У Ферапонтова она другая, у Багратиона — третья, но у всех одна, и все они: князь Андрей и Алпатыч, Николай Ростов; в своем полку и Пьер в Москве; человек во фризовой шинели, радующийся пожару Смоленска, и стиснутый московской толпой Петя Ростов; купающиеся солдаты и генерал Багратион — все они знают теперь: пришел час, когда стало важно только одно — общая судьба всех,  судьба   Отечества.

Источник: http://www.school-essays.info/obraz-kupca-ferapontova-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/

Характеристика образа Долохова в романе «Война и мир»

  • Вот как мы видим его впервые — пьяного, в белой рубашке, на рассвете, в шумной компании Анатоля Курагина: «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами… Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден…

    В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

    Эти светлые голубые глаза, этот твердый, наглый и умный взгляд мы увидим много раз: на смотре в Браунау, и в бою под Шенграбеном; во время дуэли с Пьером, и у карточного стола, за которым Ростов проиграет Долохову сорок три тысячи, и у ворот дома на Старой Конюшенной, когда сорвется попытка Анатоля увезти Наташу, и позже, в войну 1812 года, когда отряд Денисова и Долохова спасет из французского плена Пьера, но в бою за пленных погибнет мальчик, Петя Ростов, — тогда жестокий рот Долохова скривится, и он отдаст приказание: всех захваченных французов расстрелять.

    Долохов —  самый непонятный, самый таинственный из всех героев «Войны и мира». Мы восхищаемся его безрассудной храбростью, его внезапно и коротко прорывающейся нежностью; нас пугает его жестокость, нам хочется постичь этот загадочный характер.

    Что же он такое на самом деле, Федор Долохов? Он «был небогатый человек, без всяких связей. И, несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля».

    Ему не на что и не на кого рассчитывать — только на себя. Развлекались втроем: Долохов, Анатоль и Пьер — «достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать.

    Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем…» Чем же все это кончилось?

    Долохов был офицером — и потому его разжаловали в солдаты. Пьер нигде не служил, его нельзя было разжаловать, но наказанье его постигло легкое, — видимо, из уважения к умирающему отцу. Анатоль был офицером — его не разжаловали. Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру.

    Еще один урок он получил на войне. Встретив Жеркова, принадлежавшего раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным узнать его» в солдатской шинели.

    Обратите внимание

    Этого Долохов тоже не забыл — и когда Жерков, после разговора Кутузова с разжалованным, радостно приветствовал Долохова, тот отвечал, подчеркнуто холодно. Так на наших глазах складывается характер, формируется жестокий и эгоистический человек, одинокий, как волк.

    Первые же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом окне. Анатоль пытался удержать Пьера.

    • «- Пускай, пускай, — сказал Долохов улыбаясь».

    После этого прошел год — очень нелегкий год солдатчины, трудных походов и не менее трудных смотров. Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в бою.

    Он чудом не погиб на льду австрийских прудов, приехал в Москву и поселился в доме Пьера. Как раньше он не жалел Пьера, так не жалеет и теперь: живя в его доме, он завел роман с его женой. Не влюбился в нее, не полюбил — это бы хоть в какой-то степени его оправдывало.

    Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины, он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за то, что Пьер богат и знатен. На обеде в честь Багратиона «Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но…

    он, казалось, не видел и не слышал ничего… и думал о чем-то одном, тяжелом и не разрешенном.

    Этот неразрешенный, мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо…

    Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался». Пьер знает: Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля.

    «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я… помог ему». Так думает Пьер в то время, как Долохов и Николай Ростов, насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин.

    Он боится Долохова — могучий Пьер. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его.

    И действительно, я боюсь его…» Но в душе его, преодолевая страх, поднимается бешенство, и когда Долохов с «серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», — это бешенство вскипает, ищет выхода.

    • «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников», — сказал Долохов.
    • Этого мало: он выхватил из рук Пьера листок с текстом кантаты — само по себе это было бы вполне возможно при нх приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное, мутившее его во время обеда, поднялось и овладело» Пьером.
    • «Не смейте брать! — крикнул он».

    Долохов знает, что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно». Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера.

    Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Пьер — за что он готов убить этого человека? Долохов промахнулся, стреляя в Пьера, которого он жестоко оскорбил. Но через несколько недель он не промахнется в другой дуэли — бескровной. Живя в семье Пьера, Долохов разрушил эту семью.

    Войдя в дом Николая Ростова, он попытался отнять у своего друга невесту. Соня отказала ему — Долохов не таков, чтобы не отомстить.

    Он не вызывает Николая на дуэль, но обыгрывает его в карты — сознательно, холодно и обдуманно: приглашает свою жертву запиской в гостиницу, несколько раз спрашивает: «Или ты боишься со мной играть?», предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее», «и, выиграв огромную  сумму,  «ясно  улыбаясь  и  глядя  в  глаза   Николаю», замечает: «Ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю». Он не позволит безнаказанно оскорбить себя, но разве Николай хотел его оскорбить? Наоборот — преклонялся перед ним, обожал его — так он наказан за свое обожание.

    Читайте также:  Сочинение моя бабушка (про бабушку)

    Может быть, через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая. Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым.

    Он страшный человек, Федор Долохов. В двадцать пять лет он хорошо знает людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не ценятся этими людьми. Он привык не верить честности, уму и таланту.

    Важно

    Он циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что знает: это простят. Не простят слабости. А бесчеловечность вызовет уважение и страх.

    Может быть, потому Долохов и называет мать ангелом, и преданно любит (ее, что она одна хочет видеть в нем «высокую, небесную душу»?  Он правильно выбрал: Соня — именно та чистая и верная душа, которую он ищет. Но нет ему счастья: она любит другого. Решив отомстить Николаю, Долохов задумал выиграть у него сорок три тысячи.

    «Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с  годами   Сони». Нам трудно себе представить, что этот жестокий, холодный человек способен на такую чувствительность — складывать свои годы и Сонины. Но он способен.

    И в третий раз Долохов удивит нас перед Бородинской битвой, когда, встретись с Пьером, он неожиданно для нас с серьезным достоинством попросит у него прощенья. Только трижды мы увидим Долохова не похожим на себя самого.

    Но этого довольно, чтобы понять: этот одинокий, злой человек мог бы быть другим. У него есть идеал: прекрасные, преданные женщины — такие, как мать, Соня; сильные, бестрепетные мужчины, забывающие перед лицом общей опасности свою мелкую вражду — как сам он перед Бородинской битвой.

    Он хочет, чтобы жизнь была прекрасна, но она не соответствует его идеалу, она жестока и несправедлива.

    И потому Долохов тоже жесток и несправедлив. Можем ли мы оправдать его? Бесспорно, нет. Он ищет себя, этот сильный, и страстный, и деятельный человек — но ведь Пьер и князь Андрей тоже ищут себя и находят свой путь не в злости и цинизму, а, наоборот, в служении добру и справедливости.

    Жестокость ке может быть оправдана ничем — и те редкие  минуты,  когда   в Долохове  просыпается  человеческое, только усиливают осуждение, с которым мы смотрим на его обычное холодное самоутверждение. Есть ли надежда, что он изменится? Нельзя ответить на этот вопрос определенно. Но хочется надеяться…

    Страницы: 1 2

  • Источник: http://soshinenie.ru/xarakteristika-obraza-doloxova-v-romane-vojna-i-mir/

    Женские характеры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

    В романе Л.Н. Толстой не пытается создавать идеалы. Он рисует живых женщин с глубоким и точным психологическим проникновением в их души.

    Маленькая княгиня Болконская – одна из самых очаровательных женщин в Петербурге. Она грациозна и кокетлива. Но она нисколько не задумывается о значении жизни. Серьёзные мысли не посещают её милую головку. Замужество не изменило её. Князь Андрей разочаровался в ней после женитьбы.

    Он собирается уехать в армию и совершать подвиги. Жена ему говорит, что флигель-адъютантом он мог бы стать с помощью её дяди. Она была избалована дома и в свете и ожидала поклонения и от мужа, но была оскорблена его холодностью.

    Но она была одною «из тех редких женщин, с которыми муж может быть спокоен за свою честь».

    Совет

    Опасаясь же сплетен, князь Андрей отвозит беременную жену к отцу, разлучает с друзьями, привычками, чтобы избавить её от ухаживаний Ипполита. Маленькая княгиня скучает. Она умирает при родах.

    Можно посочувствовать, что ей в мужья достался князь Андрей. С другим мужчиной вполне могло бы состояться её счастье в семейной жизни, в которой не было бы холодности мужа, и всё было бы без излишних к ней претензий, пусть и молчаливых.

    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, – натура гораздо более глубокая и симпатичная. Наряды и балы не могли бы наполнить её жизнь. Ей нужно сознание исполненного долга. Отец–деспот запугал её.

    Учение стало для неё мучением. Марья безропотно сносит издевательства отца и мечтает, чтобы он взглянул на неё с любовью, сказал ласковое слово. Отец же зовёт её дурой.

    Она обожает брата и невестку, страдает за разлад их.

    Когда предполагаемый жених, Анатолий Курагин, увлекается Бурьен, Марья оправдывает её, сознавая, что на её месте сделала бы то же самое. «Со времени болезни отца… в ней проснулись все заснувшие, забытые личные желания и надежды…»

    Замуж она выходит за Николая Ростова. Графиня Марья, при всей своей любви к мужу, при всём счастье материнства, всё же не может не чувствовать прозаичности её жизни с Николаем.

    «Графине Марье хотелось сказать ему, что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно. Она только взяла его руку и поцеловала». Духовное перевешивает в графине Марье плотское, материальное.

    У Наташи оба этих начала находятся в гармоническом равновесии. Наташа – энергическая, даровитая натура. Автор любовно описывает её в подростковом возрасте, её шалости, её ребячество. Наташа растёт счастливой, любимым ребёнком в доброй и дружной семье московских бар.

    Наташу учили языкам, танцам, пению, музыке. Она поёт так, что у слушателей захватывает дух от восхищения. Она производит впечатление на всех, с кем встречается. Денисов пишет ей стихи, Борис влюбляется, князь Андрей решает жениться на ней.

    Дома все ей подчиняются (брат Петя, слуги).

    Обратите внимание

    Кокетство сочетается в ней с чуткостью сердца и природным умом. В спорах с братом Николаем она постоянно одерживает верх. Она разгадывает превосходство князя Андрея над другими и влюбляется в него.

    Наташа оскорблена переносом свадьбы на один год и отъездом князя Андрея. «Кроме отсутствия любимого человека, Наташу неотступно пугает мысль, что у ней даром, ни для кого пропадает время, которое ушло бы на любовь к нему».

    Любовь для женщины – это самая жизнь. Неудовлетворённая страсть сводит её с Курагиным. Наташа сделалась предметом сплетен целой Москвы. Князь Андрей принимает её отказ.

    Очень привлекателен в Наташе её патриотизм, ярко проявившийся в участии в судьбе раненых при отступлении из Москвы.

    Излечивает душу Наташи любовь Пьера Безухова. Толстой рисует их счастливую семейную жизнь, радости материнства. Она полностью объединилась духовно с Пьером, прекрасно понимала его умную и многогранную натуру.

    Образ Сони в известном смысле противопоставлен образу Наташи. Соня самоотверженна, имеет чувство собственного достоинства, выдержку, чувство долга. Но в ней нет жизненной игры, порыва. Николай Ростов женится не на ней, а на Марье.

    Николай думает о Соне так: «Он в душе своей как будто упрекал её за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чём было упрекать её. В ней было всё, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить её».

    Элен Безухова – искательница любовных приключений в большом свете. Больше всего любит своё тело. Она хладнокровно выбирает себе любовников, как блюда в меню. Детей не хочет иметь. Имеет репутацию умной женщины благодаря холодному достоинству и светскому такту. Богатство, связи позволяют ей скрывать интриги и приключения, обеспечивают безнаказанность.

    Рецензия

    Важно

    В работе нет вступления. Основная часть сочинения не характеризует героинь, а состоит из пересказа, который не позволяет судить об авторском отношении к ним, о той роли, которую играют женские образы в романе. Автор в работе упоминает многих героинь, но крайне поверхностно. Сочинение осталось незавершенным, нет вывода.

    Источник: http://velib.com/sochinenie/zhenskie_kharaktery_v_romane_ln_tolstogo_vojjna_i_mir/

    Сочинение: Образы полководцев в романе «Война и мир»

    В числе многих других интересных и глубоких характеров произведения достойны внимания читателя образы полководцев в романе «Война и мир».

    Лев Толстой, являвшийся великим гуманистом и противником насилия, как разумный человек не мог не понимать, что люди не перестанут воевать. По крайней мере, в обозримом будущем.

    И поэтому писатель уделяет большое внимание теме войны, а также людей, которые ведут за собой солдат.

    Итак, «Война и мир». Роман-эпопея, окунувший нас в жизнь дворян 19 века. Один из периодов, описанных автором, припадает на Отечественную войну, когда французы решили захватить Россию. И вот перед нами предстают два полководца – Наполеон и Кутузов. Француз и русский. Захватчик и защитник родной земли.

    Французский и русский полководцы в романе «Война и мир» — это антиподы. У них кардинально разные характеры, мировоззрения и жизненные приоритеты. Один пришел на чужую землю с мечом, а второй готов жизнь отдать, ее обороняя.

    Наполеон показан Толстым молодым и циничным щеголем. Да, он талантлив, как полководец, и является авторитетом для многих солдат. Бонапарт амбициозен и самоуверен, упрям и горяч. Он готов идти до конца, лишь бы достичь цели. Только вот зачем ему это? В чем смысл войны? Оправдана ли цель? Этих вопросов француз себе, похоже, даже не задает…

    Совсем другое дело Кутузов. Он как раз очень много размышляет о бытие и о своей роли в нем. Ему не свойственна та горячность, которая является одним из основных качеств Наполеона. Кутузов изображен автором романа несколько потертым, даже подряхлевшим пожилым человеком. И кое-кто из подчиненных даже посмеивается над ним.

    Совет

    Но в этом человеке скрыта огромная внутренняя сила! И объясняется она тем, что Кутузов умеет видеть душу народа, быть на одной волне с ним. Полководец для своих солдат словно отец, и они ценят это, испытывая к военачальнику теплые чувства, истинное уважение, а не страх.

    Простые русские мужики готовы идти за ним в огонь и в воду, а Кутузов старается уберечь как можно больше жизней.

    Из двух полководцев, с которыми встречается читатель на страницах романа «Война и мир», более успешным я бы назвал, конечно же, Кутузова. Его мудрость, терпеливость, умение «улавливать» народный дух и безграничная любовь к родине, в конечном счете приводят к победе. А молодой и дерзкий, идущий по трупам Наполеон, вынужден бежать из России, «поджав хвост». И это – вполне справедливо!

    Читайте также:  Сочинение лего моя любимая игрушка конструктор 4, 5 класс

    Сохрани к себе на стену!

    Источник: http://vsesochineniya.ru/obrazy-polkovodcev-v-romane-vojna-i-mir.html

    Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

    Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя. Она может быть подробной и детальной, как у Тургенева и Гоголя, или краткой, лаконичной, как у Л. Н. Толстого.

    Знакомство с героями «Войны и мира» начинается с описания их внешности, в которой писатель акцентирует внимание на основных чертах их характера.

    Интересно, что в портретах Андрея Болконского и Пьера Безухова Толстой очень бегло говорит об их внешнем облике и подробно останавливается на описании выражения лиц героев, подробно комментируя их. Он вскользь замечает, что князь Андрей был «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами».

    Но на его лице было выражение скуки и недовольства, которое резко контрастировало с оживленностью его маленькой жены. Не ограничиваясь этим, писатель размышляет о том, что, по всей вероятности, все бывшие в гостиной ему были не только знакомы, «но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

    Такое авторское пояснение невольно заставляет читателя задуматься о том, что этого молодого человека с красивой аристократической внешностью тяготит и раздражает та жизнь, которую он ведет в роскошных великосветских гостиных.

    Во всем его облике чувствуется стремление к какому-то высшему идеалу, презрение к мелочной, ничтожной суете. Под внешней сухостью и сдержанностью героя скрывается богатый мир чувств. К такому выводу нас приводит автор замечанием, что, увидев Пьера Безухова, Андрей «улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкою», потому что Пьер был единственным живым, естественным, умным и искренним человеком в гостиной.

    Значит, портретная характеристика Толстого не только оттеняет особенности характера героя, но и помогает понять его отношение к окружающим людям. Эта неприязнь к пустым, высокомерным посетителям салона А. П. Шерер и симпатия к другу дополняются голосом, интонацией Болконского.

    «Сухо-неприятно» обратившись к Ипполиту, мешавшему ему пройти, князь Андрей ласково и нежно попрощался с Пьером. Внешний облик Болконского меняется в зависимости от обстановки.

    Обратите внимание

    Присутствие рядом неприятных и неинтересных людей заставляет князя Андрея натягивать на лицо бесстрастную непроницаемую маску, чтобы скрыть от недоброжелательных и завистливых лиц свои истинные мысли и чувства.

    Внешняя характеристика героев у Толстого всегда тесно связана с их внутренним состоянием. Так, автор отмечает, что Андрей Болконский, погрузившись в кипучую деятельность штаба главнокомандующего, совершенно меняется. Особенно эта перемена сказывается на выражении лица, походке. В нем теперь не было заметно прежнего притворства, усталости и лени.

    Он производил впечатление человека, нашедшего свое место в жизни, занятого интересным и полезным делом. После совершенного подвига, тяжелого ранения и смерти жены князь Андрей впадает в состояние тяжелейшей депрессии. И Пьера, приехавшего навестить его, поразила происшедшая в нем перемена, его мертвый, потухший взгляд, «сосредоточенность и убитость».

    Портретная характеристика Андрея Болконского подчеркивает его сдержанность в проявлении чувств. Но всепоглощающая любовь к Наташе Ростовой преображает его внешний облик, делает взгляд, обращенный к невесте, «бережно-нежным», а лицо — «сияющим, восторженным и обновленным». Наташа и Пьер в отличие от Андрея выражают свои чувства открыто и искренне.

    Роль портрета в характеристике Пьера очень велика. Внутренние перемены героя всегда отражаются на его внешности. В начале романа Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой», с «умным и вместе робким», наблюдательным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной.

    Незаконный сын графа Безухова, обучавшийся за границей, впервые оказывается в кругу великосветской петербургской элиты, испытывая робость и смущение перед этими важными и значительными людьми.

    Но после женитьбы на Элен Курагиной мы видим совсем другого Пьера, который уже не боится пропустить умные разговоры, а, наоборот, глубоко презирает этих пустых и надменных людей. Лицо Пьера «уныло и мрачно», ибо наступило прозрение, сознание своей непоправимой ошибки.

    Только общение с простыми русскими людьми во время Бородинского сражения и в плену возвращает Пьеру душевное спокойствие, которое снова меняет его внешность. Толстой пишет о том, что взгляд Пьера никогда не имел прежде такого твердого, спокойного и оживленного выражения.

    «Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергичною, готовою на деятельность и отпор подобранностью». Значит, портретная характеристика Пьера служит раскрытию его внутреннего мира, свидетельствует о становлении его характера, в котором появляются несвойственные ему прежде решительность и воля.

    Портретные характеристики положительных героев Толстой дает в постоянном движении, эволюции. Динамика развития характера Наташи раскрывается в описании ее внешности, в которой автор подчеркивает живость, стремительность, эмоциональность и одаренность.

    «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», вбежавшая в гостиную, полна внешнего и внутреннего движения.

    По мере того, как развивается героиня, меняется и ее портрет, но при каждом новом описании автор акцентирует внимание на выражении ее лица, стремительности движений, полноте кипучей жизни. Эти качества по-прежнему живы в Наташе, ставшей зрелой женщиной, матерью семейства.

    С той же страстью, с какой прежде отдавалась пению, танцам, любви, Наташа погружается в мир семейных радостей, находя в заботе о муже и детях свое вечное женское призвание.

    Важно

    В портретной характеристике другой положительной героини Толстого, Марье Волконской, автор часто упоминает о «лучистых глазах», которые в минуты сильного душевного подъема делают некрасивое лицо княжны прекрасным.

    Таким образом, в романе Толстого «Война и мир» роль портретной характеристики героев велика и многообразна. Она помогает раскрытию их характеров, подчеркивая определяющие черты их натуры, позволяет проследить эволюцию их внутреннего мира. Точность и лаконизм толстовских портретных характеристик делает его героев яркими и запоминающимися, они остаются в памяти читателей на всю жизнь.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

    Источник: http://diplomba.ru/work/99021

    Характеры героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

    Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир

    Готовые Домашние Задания

    Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и “диалектики души” человека. Ему было свойственно изображение “текучих”, сложных, противоречивых характеров и развивающихся событий.

    Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлекали писателя. Толстой раскрывал духовный мир своих персонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное пространство героев и их поступки.

    Особую роль в психологическом анализе играет портретная характеристика. Связь внутреннего мира каждого образа и его внешнего описания в романе “Война и мир” взаимообусловлена. Через портрет автор отображал внутренний облик героя, его душевное состояние.

    Главной особенностью Толстого-художника было умение выделить ту или иную яркую черту во внешности персонажа, запоминающуюся деталь в его поведении.

    Так, Пьер предстает перед нами “толстым молодым человеком” с дружелюбными глазами, что вполне точно определяет его мягкую и добродушную натуру. Уже с самого начала произведения внешний облик Безухова как бы противопоставляет его всему светскому обществу, указывая на внутреннее отличие его от этих пустых людей.

    Полную противоположность представляет его будущая жена. Сначала Элен Курагина ослепляет нас своей “победительно действующей красотой”. Но по мере того как суммируются все ее поступки, мы понимаем, что эта красота мертвенна, неестественна. И “полные оголенные плечи” Элен — это всего лишь символ ее духовной пустоты.

    “Большой рот” и “сияющие черные” глаза Наташи Ростовой открывают нам внутренний мир любимой героини Толстого. Она полна жизни, чувств, готова радоваться каждому мгновенью и верить в счастливое будущее.

    Поэтому “определенные и сухие черты” Андрея Болконского контрастны живым чертам девушки.

    Это указывает на существенные различия в их душах: молодой князь всегда находится во власти разума, в то время как Наташа живет чувствами и эмоциями.

    Совет

    С первого взгляда, Марья Болконская производит на нас не самое лучшее впечатление. Это некрасивая девушка с “тяжелой походкой”.

    Но потом мы видим “лучистые” глаза героини, в которых отражаются ее богатый духовный мир и нерушимая вера. Именно эти глаза, несмотря на внешность, делают Марью очаровательной и милой.

    Марк Аврелий писал: “Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать по его глазам”.

    Для достижения художественного эффекта автор вновь и вновь обращает внимание читателей на те или иные черты внешности персонажей, которые становятся их постоянными характеристиками.

    Ярким примером этого является маленькая княгиня со своей “короткой, с чуть черневшимися усиками верхней губкой”. Она была проста и приятна, но тем не менее наскучила Андрею.

    Он не находил в ней той глубины, которую впоследствии открыл в Наташе.

    Хотелось бы отметить, что любимые герои Толстого постоянно меняются на протяжении всего романа, нелюбимые — стоят на месте в своем развитии.

    И потому психологический портрет последних предельно прост, они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но это мертвенная, застывшая красота.

    Так, много раз перед нами проходят повторяющиеся детали: “плешивая” голова Василия Курагина, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.

    Обратите внимание

    В отличие от нелюбимых любимые персонажи Толстого обычно не отличаются внешней красотой, но наделены внутренним богатством. Они естественны, постоянно находятся в движении, стремятся к самосовершенствованию, к нравственным и духовным исканиям.

    Художественные образы, созданные писателем, отличаются особой жизненностью. М. Горький отмечал удивительный дар Толстого, его умение создавать точные психологические портреты: “Когда его читаешь, то получается как бы физическое бытие его героев, до такой степени ловко у него выточен образ: он как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть”.

    Итак, писатель, рисуя психологические портреты своих героев, проникает в их внутренний мир, в их душу.

    В описательной характеристике мы часто видим, насколько контрастны психологические состояния персонажей и их внешность. И только глаза всегда говорят правду…

    На всю жизнь нам запоминаются портретные детали героев Толстого и “сияющие” глаза Наташи, и “отлакированные взглядами” плечи Элен, и “добрый близорукий взгляд Пьера.

    Сочинения по теме:

    • Народный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
    • Величайший роман о русском народе л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
    • Пьер и Андрей — главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
    • Жизненные пути Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение

    Источник: http://1soch.ru/tolstoy-ln/voyna-i-mir/haraktery-geroev-romana-l-n-tolstogo-voyna-i-mir

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector