Роль истории настеньки в повести белые ночи достоевского сочинение

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью,и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку.

Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, обмана, предательства. И вот, когда мечтатель и Настенька
уже признались друг другу в своих чувствах, как появляется третий герой, о котором мы многое уже знаем из рассказов Настеньки.

Ей приходится делать тяжёлый, не только для себя, но и для остальных героев выбор.

Обратите внимание

Именно этот момент, с моей точки зрения, является самым кульминационным во всём произведении. До этого мечтатель был очень счастлив: он был счастлив в своих романах, которые он создавал в мечтах, а потом он встретил Настеньку. Но это счастье, реальное, оказалось недолгим.

Настенька всё-таки уходит с прежним влюблённым, а мечтатель «долго стоял и смотрел им вслед…».

Но почему же мечтатель не подумал о себе, о своём будущем, о своём одиночестве и даже не попытался ничего сделать, чтобы Настенька осталась с ним? Может быть, всё дело в нём самом, в его характере?
Настенька жила со своей слепой бабушкой.

И один раз, за то что Настенька что-то нашалила, бабушка пришпилила её платье к своему. Так Настенька и сидела возле бабушки, но появился и них новый жилец. В него-то и влюбилась Настенька. Она даже пошла к нему перед отъездом, но он оказался порядочным человеком и не взял её с собою, а только пообещал ровно через год приехать за ней.

Сама повесть «Белые ночи» построена очень интересно. Здесь главы называются: «Ночь первая», «Ночь вторая» и т.д. В тексте очень много художественных приёмов. Автор часто использует приём параллелизма: почти каждая глава начинается с описания природы, и мы заранее можем знать, как закончится эта глава, печально или весело.

В повести, как мне кажется, нет резкого деления на отрицательных и положительных героев. Я не виню Настеньку за то, что она оставила мечтателя опять наедине со своими мыслями. Она поступила так, как велело ей её сердце. Сам мечтатель тоже её не винит в этом: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..».

Но я виню, я, может быть, в какой-то мере презираю мечтателя. На мой взгляд, он мог сделать так, чтобы Настенька осталась с ним, и он должен был проявить хоть каплю настойчивости, он имел на это все права. Он, я бы сказал, заслужил это.

Источник: http://resoch.ru/rol-istorii-nastenki-v-povesti-belye-nochi/

Сочинение по повести Достоевского «Белые ночи»

Достоевский написал много замечательных произведений и одна из самых запоминающих работ – это «Белые ночи» Достоевского. Произведение никого не оставит равнодушным. Здесь вместе с героями переживаешь их чувства и пытаешься стать на сторону того или иного героя. Однако нет здесь ни положительных героев, ни отрицательных.

Есть здесь лишь настоящее чувство любви и оно непредсказуемо. Сердцу не прикажешь, поэтому мы и видим именно такую концовку и, наверное, такая концовка лучше всего. Мечтатель и дальше продолжит жить в своем мире, среди таких знакомых дворов и улиц Петербурга, мечтая о любимой.

Героиня романа, которая пошла по зову сердца, будет ковать свое счастье с любимым.

Важно

Сама повесть «Белые ночи» Достоевского и краткое содержание вначале знакомит нас с героем произведения, с Мечтателем. Здесь не фигурирует его имя, да и мало описывается его внешность.

Мы знаем лишь, что он мелкий чиновник, который за восемь лет проживания в Петербурге не завел ни одного знакомства. А вот сам город знает очень хорошо. Он живет в своем мире и в своих мечтах влюблен в идеал созданной им девушки.

Автор изображает его одиноким чудаком, чувствительным, бескорыстным, искренним и открытым, он робкий с женщинами, не обидчивый. Однажды он встретил живую и настоящую девушку Настеньку, которую спас от пьяницы.

Очень часто в произведении Белые ночи Достоевский к Настеньке применяет уменьшительно-ласкательные слова. Вот она открыла «свои умные глазки», «захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом».

Настенька – брюнетка с красивыми глазками, «премиленькая» с «черными кудрями». Она жила с бабушкой и ждала своего любимого человека, который уехал на год, но обещал вернуться и об этом мы узнаем из ее рассказа. Она много о нем рассказывала и постоянно ждала от него весточку, но ничего не было.

Вместо этого они каждую белую ночь встречались с Мечтателем, который полюбил девушку и она чувствовала его любовь. В одну из их очередных встреч Настя сказала, что забудет свою любовь, если Мечтатель будет любить и они решают быть вместе. Но, не долгим было счастье Мечтателя, ведь Настя повстречала жильца, в которого и была влюблена.

Любовь ее оказалась сильнее, поэтому она, выбрав второго мужчину, оставила Мечтателя одиноким, опустошенным.

Кто-то его, может, и осуждает, за то, что не поборолся за девушку, однако мне кажется, что Мечтатель поступил правильно, как настоящий влюбленный мужчина, который понимает, что девушка отдала сердце другому и только с ним она будет счастлива, а вот с Мечтателем она будет лишь существовать. Он же желал ей только счастья. Ну, а Мечтатель, он обязательно встретить свою женщину, полюбит ее и обязательно приобретет свое личное счастье, по крайней мере, очень хочется в это верить.

  • краткий анализ достоевский белые ночи
  • белые ночи сочинение
  • достоевский белые ночи сочинение
  • достоевский белые ночи сочинение о любви

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-povesti-dostoevskogo-belye-nochi.html

Сочинение по повести Достоевского «Белые ночи»

Одним из моих самых любимых произведений великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского является его повесть «Белые ночи». Она поражает глубиной мысли, интересной и захватывающей сюжетной линией. Больше всего меня поразил финал этого произведения – он очень непредсказуем, и я ожидал совершенно другого.

Но давайте по порядку. На первых страницах повести Достоевского «Белые ночи» мы встречаем мечтателя.

Однажды, когда над Петербургом стояли прекрасные белые ночи, главный герой-мечтатель познакомился с красивой и доброй девушкой Настенькой.

Мечтатель выложил перед ней всю свою душу, раскрыл все свои переживания и невзгоды, поделился самым сокровенным, тем, что тревожило его и беспокоило. И Настенька прониклась взаимным доверием к главному герою, и они полюбили друг друга.

Совет

Описывая их взаимоотношения, Фёдор Михайлович Достоевский раскрывал перед своими читателями тему отношений полов. Любовь и вера, обман и предательство – через всё это предстояло пройти героям повести «Белые ночи». Когда в отношениях мечтателя и Настеньки возникает третий мужчина, она встаёт перед очень тяжёлым для всех участников этого треугольника выбором.

Именно в этом выборе, на мой взгляд, и заключается главная мысль автора. Главный герой произведения витал в облаках, жил мечтами, грёзами, и считал себя счастливым человеком. Когда он повстречал Настеньку, он обрёл настоящее счастье. Увы, оно было слишком недолгим – выбор Настеньки оказался не в пользу мечтателя. Главный герой даже не попытался остановить возлюбленную и остался один.

В повести Достоевского «Белые ночи», автор не встаёт ни на одну из сторон своих героев. Он предлагает своим читателям самостоятельно разобраться в ситуации и обдумать, за кем из персонажей произведения правда. Моё личное мнение сводится к тому, что главный герой повети «Белые ночи» должен был хотя бы попытаться завоевать сердце любимой девушке.

И если бы у него это не получилось, он бы вызвал у меня чувство жалости. Но он даже не приложил к этому никаких усилий, в этом слабость и ошибка главного героя. Каждый человек сам вершит свою судьбу, и своего счастья надо добиваться, за него надо бороться, отвоёвывать его.

Мне кажется, что именно об этом и хотел сказать Достоевский в повести «Белые ночи».

На этой странице искали :

  • белые ночи сочинение
  • сочинение белые ночи
  • белые ночи достоевский анализ
  • сочинение на тему белые ночи
  • Достоевский Белые ночи Сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-povesti-dostoevskogo-belye-nochi.html

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: Урок по повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».

                                                                 Мечтанье -есть душа поэтов.

                                                                                                           К.Батюшков      

Цель урока:  дать более полное представление о повести  .

Задачи урока:      

— познакомить ребят с творчеством писателя 40-х годов   ;

— рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести;

— прикоснуться к теме Петербурга в творчестве   Ф.М.Достоевского ;

— особое внимание уделить образу главного героя ;

— познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести;

— проследить , как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века .

Оборудование к уроку:    

 портрет писателя    ;

книги разных изданий   ;

  интерактивная презентации ( программа Microsoft Office Power Point)  .  

Реквизиты  : диск с записью  музыкальной  пьесы  Р. Шумана « Грезы»;

 костюмы Настеньки и Мечтателя.

Ход урока:

Слово учителя.

Сегодня    мы вновь обращаемся к повести   Ф.М.Достоевского «Белые ночи» и ее героям.

Обратите внимание

Подобно тому , как увертюра  является вступлением к опере или балету , вступлением к нашему уроку будет музыкальное произведение Р.Шумана «Грезы».

После прослушивания  ребята отвечают на вопросы :

— Какое настроение владеет вами сейчас?

— Как вы думаете , какие чувства ,  в этой пьесе  хотел выразить  композитор?

— Что вы слышите ? Здесь звучит  тема одного или нескольких героев?    

(  В этой музыкальной пьесе слышится светлая грусть , милые сердцу воспоминания, устремленность в будущее ,  надежда   и … лиризм, пронизывающий все произведение.)    

Думаю,  все согласятся с тем ,  что  эти два произведения  обладают несомненной близостью характеров.

А теперь поговорим о художественном своеобразии повести.  

 Смысл названия  повести «Белые ночи»?  

(В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька .    В этом городе , по словам Н.В.Гоголя :  «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»  )

А подзаголовок  «Сентиментальная повесть» указывает на то , что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.  

 Композиция    ее состоит из 4 глав  — 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит  историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом.  

 Повествование   ведется от 1-го лица , от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами   рассказ- исповедь.   

Сюжет прост:  во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку , знакомиться с ней . Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви .

Мечтатель сочувствует Настеньке , от всей души  старается помочь, желает счастья, но скоро  понимает,  что сам   влюблен в нее.

Признание состоялось , хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала , что влюбляться в нее нельзя.

На исходе 4 ночи , когда счастье уже было так возможно , за Настенькой   

является ее избранник. А Мечтатель остается один.

Да , конечно. Потеря была велика, потому что в Настеньке наш герой нашел воплощение своей мечты, и что еще важнее, нашел доброго друга.

Читаем отрывок  со слов … «Знаю вас, и приглашаю вас завтра… У меня тоже никого нет…, у кого можно было совета спросить… , я вас так знаю, как будто уже мы двадцать лет были друзьями».  

— Почему у героев складываются почти что сразу дружеские , доверительные отношения?  

( Они оба молоды , чисты душой , добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье

Они сдружились из-за схожести характеров).

Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет…И на вопрос: « Кто же вы такой ?»  Герой отвечает:

« …я тип — это оригинал, такой смешной человек!»                

Важно

 Характер этот , этот тип сформировался в Петербурге, про который сам автор позже скажет , что это « единственный и самый фантастический город в мире».

Читайте также:  Обломов и обломовщина в романе гончарова обломов сочинение

Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М.Достоевского .В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает  его  как среду ,  глубоко воздействующую на человека.

Во всех произведениях Достоевский создает  образ Петербурга , холодного, бездушного , равнодушного к судьбе человека.  

Слушаем сообщение заранее подготовленного ученика на тему

 « Петербург в творчестве Ф.М. Достоевского»

Этой  темы мы будем касаться при изучении романов Ф.М.Достоевского, а пока хочется обратить ваше внимание на то , что образ мечтателя  все- таки освещен в повести мягким светом белых ночей.

Пейзаж — описание места , где происходят те или иные события .Это важный художественный прием.

В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда   связан с  внутренним миром героев.

В повести есть пейзаж, но нет портрета Мечтателя – еще одного художественного приема.

-Как вы думаете , почему ?

( Вероятно , это происходит потому, что сам герой рекомендует себя как тип…)

— Каковы функции пейзажа в этой повести?

(Пейзаж создает настроение каждой главы . Почти каждая глава начинается с описания природы, и мы можем предугадать , как закончится эта глава : весело или печально).

Сам герой в своем рассказе  признается , что мечтам иногда приходит конец.

«В комнате потемнело; на душе …  пусто  и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг…, рушилось без следа , без шума и треска, пронеслось , как сновидение , а он и сам не помнит, что ему грезилось…»

— Так почему и о чем мечтает наш герой ?

(Ответ в тексте повести: «Посмотрите на эти волшебные призраки… Посмотрите , какие разнообразные приключения…Вы спросите , может быть, о  чем он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всем…»

(Мечты героя –это попытка уйти от действительности, в которой так мало светлого и радостного).

Мечтатель закончил…,а Настенька с робким участием спросила:

— Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?

— Всю жизнь , Настенька, — отвечал я,- всю жизнь и, кажется, так и окончу!

— Нет, этого нельзя… это вовсе нехорошо так жить!

-Знаю, Настенька, знаю! — …и теперь знаю больше , чем когда- нибудь , что я даром потерял все свои лучшие годы!

Именно теперь, потому что  Бог послал мне вас…, а впереди … опять одиночество.

Итак, мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов.

Совет

До появления романа « Бедные люди» , повести « Неточка  Незванова », « Белые ночи» Достоевский публикует ряд фельетонов под общим названием « Петербургская летопись» , в которых попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни.

Писатель  считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

Но наш герой тянется к жизни , откликается на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей . Встреча с Настенькой всколыхнула в нем целый рой надежд, мечтаний , чувств. Он готов теперь уже  отказаться от несбыточных фантастических грез и радоваться своему маленькому счастью.

Мечтатель признается Настеньке  в своих чувствах. И сейчас мы станем свидетелями их разговора.

( Сцена на скамейке со слов: « Я не хочу молчать!»)

В конце Настенька  сама говорит , что любит Мечтателя , она признает его доброту и благородство.

Для нашего героя Настенька стала воплощением мечты . Но она ушла из жизни так же внезапно , как и появилась . Он не смог удержать ее.

— В  опережающем домашнем задании вы должны были  написать эссе  и решить , кто виноват в несчастье Мечтателя?

— Закономерен ли финал повести ?

Вот , что я прочитала: « Настеньку  нельзя обвинять в том  , что она снова оставила Мечтателя  наедине со своими  чувствами и мыслями».( Соня )

— Вы согласны с этой точкой зрения?

( Настенька- верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье.  Мы не знаем , как сложится ее судьба. Но видим , что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой.)

Мечтатель снова остается один , но все же благословляет Настеньку.

 Читаем  конец повести: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья , которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу!

Обратите внимание

Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало  хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Теперь вернемся к музыкальной пьесе , с которой начался  наш сегодняшний разговор.

В ней вы все услышали тему одного героя  —  Мечтателя . Состояние души всегда можно выразить в музыке , а ведь музыка и литература , как и все виды искусства , являются отражением жизни.

 Мне кажется,  вам будет интересно познакомиться с еще одной интерпретацией повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи».Это фрагмент искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка»:

      « В «Белых ночах» музыка создает всю атмосферу действия .Разумеется, Достоевский не пытался воспроизвести музыкальную структуру и форму , но он следовал принципу проведения и развития мелодии.

« Белые ночи» — это поэма с наплывающими и возвращающимися темами .

Музыка возникает в памяти героев, ибо и Мечтатель , и Настенька живут воспоминаниями  и ожиданием. Достоевский сам указывает на связь этих мыслей – образов с музыкой. Мечтатель , описывая свое утро, говорит:

 « Когда я проснулся, мне казалось , что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый ,  где-то прежде слышимый , забытый и сладостный, теперь все вспоминается мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей».

   Это мелодия памяти о прошлом и надежды на счастье.

Музыкальность«Белых ночей »  выражается в изменениях или переходах из тональности в тональность душевного состояния героев и в восприятии ночного Петербурга…

Это и ночь предчувствия радости , которое его не обманывает. В его жизнь входит Настенька.

В структуре повести отчетливо даны вступление ( все , что предшествует появлению Настеньки, чей образ является « главной партией»), четыре части или эпизода и постлюдия « Утро» , в которой Настеньки уже нет.

      « В «Белых ночах» два героя . И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами , центральным действующим лицом является Настенька .Настенька- видение и реальность , олицетворение белой петербургской ночи.

Несомненно, к воплощению образов этой гениальной лирической повести не раз будут обращаться музыканты.»

— Согласны ли вы с мнением исследователя о том , что именно Настеньке принадлежит «главная партия» ?

(Думается , это не совсем так, хотя , конечно , именно благодаря ей нам ближе и понятней становится сам Мечтатель).

Важно

Сочувствуя герою , многие из вас в своих отзывах задавались вопросом: «Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?»

И отвечали : « Мечтая об идеальной любви, герой слишком пассивен ,- а некоторые добавляли,- горд…»

— Только ли гордость удерживает Мечтателя от решительных действий?

( Нет. Он искренне желает счастья Настеньке. Ею был сделан выбор , и наш герой не посмел ему противиться.)

Но он тоже, как вам кажется ,  имеет право на счастье.

«Он должен был проявить хоть каплю настойчивости , он имел на это право.., он это заслужил…»( Женя)

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве  с судьбой за свое крошечное счастье.

— Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки ?

— Изменится ли он вообще?

( Скорее всего нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий ,  горестей и несчастий .Сам герой неспособен противостоять этой действительности , не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии . Он уходит в себя , замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний).

Именно поэтому неоднозначно и наше отношение к нему . Мы чувствуем жалость и сострадание , но при этом заканчиваем чтение повести с чувством недоумения и даже некоторого разочарования.

А ведь эти чувства мы уже испытывали к героям ранее изученных произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя . Это , конечно, Самсон Вырин  из

 « Станционного смотрителя» и Акакий Акакиевич  из  повести « Шинель».

Эти авторы названы не случайно , поскольку Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека»  в русской литературе первой половины XIX века.

А одним из  первых к этой теме   обратился А.С. Пушкин. ( Слушаем доклады заранее подготовленных учеников. )

Итак , Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои  интересы, своя судьба.

— Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

( 1. У них отнюдь не высокое социальное положение.

2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.

Совет

3.Каждый из героев переживает личную трагедию , теряя самое дорогое , что было у них в жизни: Самсон Вырин — горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку.

4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.

5. Одиночество- то , что составляет их жизнь , почти совсем лишенную радости.

6. Наконец , их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия.

С.Вырин , не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски.

    Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.

   Как сложится судьба Мечтателя , мы не знаем,  но предположить можем.

  7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела.  

8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)

Реализм — верность жизни , стремление увидеть и изобразить ее такой , какая она есть.

А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский —  все эти писатели  встают на защиту «маленького человека» , их произведения проникнуты беспредельной

любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели,  чувствуем сострадание к ним , вспоминая слова внутреннего монолога Акакия Акакиевича : « Я брат твой!»

А почему для этих писателей  тема « маленького человека»  была так важна ? Ответ на этот вопрос нам еще предстоит найти .

Домашнее задание :

Письменно ответить на вопрос: « Что нового открылось мне в  образе Мечтателя  на сегодняшнем уроке?

Обратите внимание

 Соотнести содержание повести  Ф.М.Достоевского « Белые ночи»  со словам Н.В.Гоголя из повести « Невский проспект» :  «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/22/urok-po-povesti-fm-dostoevskogo-belye-nochi

Достоевский, «Белые ночи»: анализ | Литерагуру

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М.

Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек».

Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта.

А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом.

Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции.

Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями.

Читайте также:  Сочинение учителя митрофана в комедии недоросль фонвизина

Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит.

Важно

Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм.

Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М.

Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой.

Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом.

Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма.

Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои.

Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно.

Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы.

Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний.

Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ.

Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце.

Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя.

Совет

Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком.

Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна».

Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее.

В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей.

Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька.

В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами.

Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение.

Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке.

Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить.

Обратите внимание

«Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения.

Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «белых ночей» от других произведений достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные.

Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья.

Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого.

Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-dostoevskogo-belye-nochi/

Мечтатель и Настенька в романе «Белые ночи»

Мечтатель — главный герой романа «Белые ночи», рассказчик. В образе много автобиографического. Возможно, один из прототипов — поэт А. Н. Плещеев (1825 — 1893), некоторые мотивы его лирики переосмыслены в исповеди героя. Соотносим с гоголевским Пискаревым из повести «Невский проспект» и многими героями западных и русских писателей-романтиков.

Ему двадцать шесть лет. Он впечатлителен, сентиментален, отзывчив и добр. Восемь лет живет в Петербурге, у него нет ни приятелей, ни знакомых.

Единственный друг Мечтателя — Петербург с его улицами и домами, каждый из которых «как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»

Важно

Хотя в начале произведения мы застаем героя в некоторой тоске, тем не менее он описывает не ее, а свои счастливые состояния, и именно поэтому образ героя в отличие от большинства других сочинений Достоевского пронизан светлым и легким весенним чувством.

В упоении обретения собеседника и слушателя — Настеньки — Мечтатель рассказывает о себе так патетически и литературно, что она даже прерывает его, прося рассказывать, «как-нибудь не так прекрасно». Мечтательство характеризуется героем и автором отнюдь не только позитивно.

Герой, несмотря на все свое упоение, понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». Он мечтает о настоящей, подлинной жизни, какой живут обыкновенные люди — «живут наяву» и которая более полнокровна и насыщенна, нежели любые бесплотные мечтания. Встреча с Настенькой, влюбленность в нее открывает его душу навстречу действительной живой жизни.

Он словно пробуждается от долгого сна. Расставшись с Настенькой, Мечтатель не лелеет свою обиду, но только испытывает к ней благодарность «за минуту блаженства и счастия».

Настенька — главная героиня романа «Белые ночи» Достоевского. Ей семнадцать лет. «Премиленькая брюнетка», задорная и полная жизни, простодушная и проницательная. Сирота. Знакомится с Мечтателем на петербургской улице (он спасает ее от преследования неизвестного господина), выслушивает его исповедь, жалеет его. Подружившись с ним, она тоже рассказывает ему историю своей жизни.

Живет она с бабушкой, которая заставляет постоянно быть при ней. Эта зависимость мучает героиню. Влюбившись в квартиранта, Настенька решает уйти вместе с ним, но он — в силу своей бедности и неустроенности — не может пока на ней жениться, однако обещает, что, как только обстоятельства его изменятся, приедет за ней.

Настенька знает, что теперь человек этот снова в Петербурге, но тем не менее не дает о себе знать. Мечтатель великодушно помогает героине написать письмо к ее возлюбленному. Они ждут ответа, но отклика никакого. Разочарованная Настенька понимает, что теперь ближе и преданней друга, чем Мечтатель, у нее нет, и решает связать с ним свою судьбу.

Однако неожиданно появляется ее возлюбленный, и счастливая героиня уходит с ним, оставляя Мечтателя в прежнем одиночестве.

Читайте также:  Сочинение смерть обломова в романе гончарова анализ эпизода

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/mechtatel_i_nastenka_v_romane_belye_nochi/66-1-0-1532

«Белые ночи»: характеристика Настеньки и анализ произведения Ф.М. Достоевского

Искусство и развлечения 24 июня 2015

Лев Шестов (русский философ-экзистенциалист) сказал, что если бы на свет не появились великие романы Достоевского, такие, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», то, возможно, ранние произведения писателя так и не дошли бы до читателя XX века.

В фокусе внимания – «Белые ночи»: характеристика Настеньки и других персонажей. К чему и приступаем.

Главный герой

Молодой человек 26 лет – мечтатель. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах.

Совет

Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю.

Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.

История Настеньки. Характеристика главной героини

Все события сочинения Достоевского происходят белыми ночами (отсюда и название) в Петербурге. На все про все классику хватает описания четырех встреч героев. Причем первая из них ушла на прелюдию к рассказу девушки, который и составляет всю соль произведения. Вопрос о том, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи», отпадет сам собой после ее описания.

Видео по теме

«Пришпиленная» девушка

Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки.

Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя – сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей.

У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем – это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

И вот к ним заехал жилец – молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр.

Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год.

Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке.

Мечтателю открывается причина слез Настеньки. Теперь читателю должно быть ясно, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

А если нет, то мы услужливо подскажем ему: на ней строится весь сюжет не слишком занимательного произведения Достоевского.

Обратите внимание

Но двигаемся дальше. Теперь мы готовы к определению самого существа главной героини сочинения. Сентиментально произведение Достоевского («Белые ночи»). Характеристика Настеньки, как ни странно, обратная, лишенная сантиментов. Девушка не слишком умна, но и не слишком глупа.

У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой опостылевшей ей бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу.

И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених внезапно сорвался с крючка, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена. Именно к такой трактовке располагает читателя повесть «Белые ночи».

Характеристика Настеньки, конечно, не слишком лестная и сентиментальная, но зато правдивая. К счастью для героини, не все еще потеряно.

Бесконечно рефлексирующий мечтатель желает помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она – понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

Третья и четвертая ночи. Финал истории

Нам неинтересна характеристика героя. Настенька («Белые ночи» рассматриваем далее) нас тоже занимает немало. Остается только досказать историю до конца.

Третья встреча. Напряжение нарастает. Друг девушки не отвечает на переданное письмо, она находится в крайней степени экзальтации (если честно, то герои не выходят из этого состояния ни на минуту за все время повествования).

Мечтатель, напротив, приуныл. Он понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.

Четвертая ночь. Девушка уже почти погрузилась в пучину отчаяния, для героя настал подходящий момент – он признается в любви. Они друг другу говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.

Важно

На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся.

Главному же герою остается только вспоминать приключение, произошедшее с ним под бледный свет белых ночей, и тосковать об утраченной любви. Характеристики героев произведения «Белые ночи» готовы.

Нами был оставлен в стороне только жених по той причине, что его натуру никаким образом нельзя определить. Этот персонаж носит сугубо декоративный и инструментальный характер в повествовании русского классика.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/127318/

«Белые ночи», анализ повести Достоевского

Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий.

Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица.

Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

В качестве эпиграфа автор употребил цитату из стихотворения Ивана Тургенева «Цветок»:

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Совет

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского.

В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел.

Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной.

Обратите внимание

Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого.

В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами», а последняя – «Утро». Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя.

Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна.

Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского

По произведению: «Белые ночи»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/dostoevsky/585-belye-nochi-analiz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector