Сочинение человек и среда в рассказах чехова

Человек и среда в рассказах Чехова | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Автор: А. П. Чехов
  • Произведение: Ионыч
  • Это сочинение списано 14 286 раз

В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей.

Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека.

Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека противостоять ее пагубному влиянию.

Обратите внимание
Совет

Многие рассказы Чехова – это рассказы о том, как происходит деградация человеческой личности под влиянием среды, которая ее окружает. Герои собственноручно лишают себя полноценной жизни, возможности любить и быть счастливыми. Главное в жизни проходит мимо них, потонув в житейских мелочах.

[/su_box]

Когда у человека нет высокой жизненной цели, все его стремления сводятся к мелким страстям: жадности, стяжательству и накопительству, физической и духовной лени. Таков герой рассказа «Ионыч», молодой земский врач.

В начале он был полон сил, надежд и благородных порывов, стремился принести пользу обществу, но затем опустился и стал таким же, как и другие обыватели, которых он когда‑то презирал. Работа, больница, люди уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы. Пошлость и обыденность захлестнули его.

Теперь ему ничего больше в жизни не остается, как только есть, пить, копить деньги.

Та же тема – стремление человека к сытости, покою и благополучию – звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша‑Гималайский, всю свою жизнь копил и экономил каждую копейку, во всем себе отказывал ради осуществления своей единственной мечты – собственной усадьбы с кустами крыжовника в палисаднике.

Его жизнь была просто унизительной и жалкой, но вот, наконец, мечта его осуществилась, он был счастлив. И таких, как он, – счастливых, довольных жизнью – множество.

Но к такому ли счастью должен стремиться человек? Чехов восклицает устами другого героя рассказа: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все и особенности своего свободного духа».

Испытание героя бытом – это излюбленный прием Чехова, который писатель использует во многих своих произведениях. Чехову не нужно пространное повествование о происходящем с его героями. Для автора главное не события, а настроение персонажей, их отношение к окружающей действительности и той среде, в которой он вынужден жить.

Важно

Чехов считает, что многое зависит от самого человека. Я восхищаюсь его героями, имеющими достаточно воли, чтобы противостоять обстоятельствам. Такова героиня рассказа «Невеста», Надя, нашедшая в себе силы вырваться из «порочного круга» обыденной жизни и уехать учиться в столицу.

Таков доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья», который самоотверженно предан своей работе, черпает в ней вдохновение и поэтому не подчиняется праздной жизни, которую ведет его жена.

Он умирает, спасая больного ребенка, и только тогда его жена понимает всю пустоту своей жизни и высокое благородство мужа.

Горький писал: «Чехов обнаруживает трагическую сторону в самой обыденной пошлой действительности». Но я считаю, что он великолепно чувствовал не трагизм мелочной жизни, но и благородство и величие души тех людей, которые не смиряются с пустотой бесцельной жизни, которых не засосала и не подчинила себе среда.

Источник: http://resoch.ru/chelovek-i-sreda-v-rasskazax-chexova/

Готовые школьные сочинения

Ноя 20 2015

Человек и среда в рассказах А. П. Чехова

Восьмидесятые годы XIX века — эпоха «безвременья» в России, застоя в общественной жизни, политической реакции. В такой сложной ситуации А. П.Чехов стремил­ся средствами художественного слова сказать своим со­временникам: в любых условиях человек должен оставаться человеком.

Писатель был убежден, что величие души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Человек определяет сам, каким ему стать: зависимым или независимым, обывателем или гражданином. Центральная тема творчества А. П.

Чехова в эти годы — тема примирения человека со средой, с пошлым ок­ружением.

Испытание бытом проходят главные герои в рассказах «Учитель словесности» и «Ионыч». Моло­дой врач и молодой учитель попадают в мир скучных, серых людей. Дмитрий Ионыч и Сергей Васильевич влюблены, неопытны, поэтому видят все окружающее в идеальном свете. От героев сначала были скрыты при­митивные запросы «лучших» семей, дома которых они посещали.

Туркины в городе считались самыми талант­ливыми и образованными, а Варя Шелестова, занявшая место покойной матери, «считалась самою умной и об­разованной». Чехов не случайно, описывая жизнь и быт семей, использует слово «считались».

Шелестовы и Тур­кины только производили впечатление умных, интерес­ных, приятных людей, а на самом деле не соответство­вали высоким оценкам. Незаметно, через точные детали Чехов разоблачает мир обывательщины, в паутине которого запутались герои с неплохими задатками.

Так, в рассказе «Ионыч» Иван Петрович Туркин постоянно употребляет одно из своих любимых словечек — «недурственно», а Шелестов все мысли, все свои высказывания непременно завер­шает словом «хамство».

Эта деталь раскрывает узость мышления, отсутствие ума у «лучших» людей. В доме Шелестовых голоса хозяев и гостей, их пустые разгово­ры и развлечения постоянно сопровождаются собачь­им лаем.

Совет

Варя любила начинать спорить, но сама не уме­ла этого делать, так как ей действительно не хватало ума.

Она только самодовольно произносит бесспорные, с ее точки зрения, истины или объявляет приговоры выс­казываниям гостей: «Это старо!» или «Это плоско!» Если же какой-нибудь офицер пытался пошутить, то она делала презрительную гримасу и говорила: «Арррмейская острота!

» И тут же автор дает внешне безобидное, но по сути уничтожающее сравнение: «И это «ррр»… вы­ходило у нее так внушительно, что Мушка непременно отвечала ей из-под стула: «ррр»…» В раскатах самоуве­ренного голоса Вари слышится что-то родственное лаю злой и избалованной собаки Мушки. Чехов искусно обнажает и фальшивые таланты Тур-киных. Мать сочиняет бездарные романы, дочь неуме­ло играет на рояле, отец упражняется в пошлых остро­тах. Гости, в том числе и Старцев, терпеливо слушают, как их развлекают хозяева.

Так, на званом вечере хозяй­ка читала свой роман… Все гости сидели с серьезными лицами. Автор же фиксирует внимание на следующем моменте: «окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жаре­ного лука». Все только притворяются, что поглощены искусством, а сами ждут обильного ужина.

Обыватели получают наслаждение не от приобщения к призрачным талантам семьи, а от еды: «Сытые и довольные расхо­дятся по домам». К сожалению, для Старцева все про­исходящее в доме Туркиных кажется «весельем», «сер­дечной простотой», «культурой». Старцеву не нравилась игра на рояле Екатерины Ивановны.

Но он убедил себя, что эти надменные, но все-таки культурные звуки луч­ше, чем стоны больных, от которых он устал. «Поддава­ясь общему увлечению», Старцев тоже похвалил Коти­ка за бездарное музыкальное исполнение.

Никитин тоже снисходительно и терпимо относит­ся к выходкам нудной Вари, к изобилию собак и кошек, к постоянному веселью в доме, к глупым играм.

Оба ге­роя смягчают некоторые тягостные впечатления от общения с семьями любимых девушек, по молодости легко их переносят. Но с этого начинается их духовная деградация.

Молодого учителя и молодого врача не на­сторожили мещанские прозвища, которыми называли девушек: Екатерину Ивановну — Котиком, а Машу Ше-лестову — Манюсей. Постепенно таких уступок обыва- Тельскому миру герои делают все больше и больше.

Ко­тик назначила Дмитрию Ионычу неподходящее место для свидания — кладбище, а он эту явную пошлость оп­равдал: «У всякого свои странности». Никитина на свадьбе покоробил неуклюжий комплимент бригадно­го генерала, который он сделал Мане.

Но офицеры, ди­ректор гимназии и все учителя «улыбнулись из прили­чия», улыбнулся и Никитин.

Обратите внимание

Он научился подделывать­ся под окружающих, все чаще стал «надевать» на лицо нужное выражение. Ступень к деградации героя — по­теря независимости духа. На могиле товарища он хотел сказать теплые слова, но его «предупредили, что это может не понравиться директору, так как он не любил покойного».

И Никитин смирился, привык жить благо­разумно. Перед свадьбой недалекий отец Мани сказал Сергею Васильевичу: «Что за удовольствие в такие мо­лодые годы надевать на себя кандалы?» Слово «канда­лы» стало определяющим для положения Никитина.

Он погрузился в сладкий и однообразный мирок тихого семейного счастья, надел на свои мысли и чувства цепи, «кандалы».

Никитин погряз в пошлой среде, когда женился, а Старцев, наоборот, получив отказ от Екатерины Ива­новны, окончательно смирился, вместо борьбы за лю­бовь выбрал покой.

Оба героя перестали читать, духов­но развиваться, учитель забросил свой дневник. Ники­тин и Старцев быстро научились ценить материальную обеспеченность, уют, комфорт.

Учитель с наслаждени­ем все сочинения на a l l soch © 2005 не книгу читал, а ел. Старцев «от таких развлечений, как театр и концерты… уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».

Учителя погубил узкий мирок мещанского семейного счастья, а Старцева — страсть к накопительству.

Дмитрий Ионыч заменил все живые чувства одним мертвым — алчнос­тью, он стал копить «бумажки» и класть их на текущий счет, бесцельно приобретать дома, хотя у него не было ни жены, ни детей, кому бы это все богатство он мог оставить.

Важно

Через год после свадьбы Никитин очнулся, прозрел, осознал, что его «среда заела», что он незаметно для самого себя стал типичным обывателем. Учитель поте­рял покой, остро почувствовал, что в сытом мире ря­дом с ничтожной Маней «счастье для него уже невоз­можно».

Герой бесконечно одинок и потому пытается спрятаться, уйти от невежественных и пустых людей. В своем дневнике он делает отчаянную запись: «Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость.

Скуч­ные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувши­ны с молоком, тараканы, глупые женщины…» Если Никитин в конце рассказа приходит к выводу, что ему нужно бежать от развращающей пошлости, то Старцев, наоборот, никуда бежать не собирается. Он принял законы окружающей среды. Старцев приспосо­бился к обывателям, которых ненавидел. Он оправдал свою «говорящую» фамилию.

Лень, нежелание отстаи­вать свои убеждения, эгоизм привели героя к духовно­му перерождению. Он ушел от активной жизни и сам стал частью пошлого мира.

Создавая образы Никитина и Старцева, Чехов ста­вит проблему личной ответственности человека за свою судьбу. Не только среда «заела» героев, а они сами со­знательно обрекли себя на бездуховную жизнь.

Читайте также:  Сочинение чем отличается желание от мечты?

Автор считает, что в нравственной трагедии виноваты те, кто перестает думать и чувствовать, анализировать и сопе­реживать.

В рассказах «Враги» и «Попрыгунья» Чехов показывает достойных людей — врачей Кириллова и Дымова. Путь же Никитина и Старцева — страшное воз­мездие за праздность и приспособленчество.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Человек и среда в рассказах А. П. Чехова . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/chelovek-i-sreda-v-rasskazax-a-p-chexova/

Человек и среда в повестях и рассказах А.П. Чехова. Роль детали в чеховской прозе

Одна из ведущих тем чеховской прозы – взаимоотношения, взаимовлияния человека и среды.

Эта тема была рассмотрена не только русскими писателями — Гоголем, Лермонтовым, Достоевским — но и зарубежными авторами, ибо это, наверное, главная тема в творчестве писателей-реалистов.

Чехов рассматривал проблему «отношений» среды и человека по-своему: одновременно и с сарказмом, и с глубоким сожалением. Ярче всего эта проблема поднимается и рассматривается писателем в таких рассказ, как «Палата № 6» и «Ионыч».

Совет

В центре внимания первого рассказа находится врач доктор Рагин. Закончив медицинский факультет, он в качестве врача попадает в больницу маленького городка.

Герой сохранил пылкость и энтузиазм, свойственные юности: он хочет работать, спасать людей, делать их более здоровыми и счастливыми. Но вскоре Рагину уже было не интересно то, что происходит в больнице.

Куда-то исчезли его смелые мечты, юношеские порывы. Сама жизнь опротивела герою, и постепенно он оказался пациентом палаты № 6.

Что же случилось? Ответ на это дает еще один герой рассказа и пациент палаты №6 Иван Дмитриевич Громов: «В городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием…» Как же можно выжить в таком обществе, остаться здоровым не только телом, но и душой? По Чехову, мы живем в перевернутой картине мира: душевнобольные разгуливают на свободе, а здоровые люди сидят в палатах.

Доктор Рагин смог вынести тлетворное влияние среды. Более того, он к нему приспособился и превратился в такого же обывателя, как и все жители города. В его случае мещанское общество победило, оно погубило еще одно романтически настроенное молодое сердце.

Как среда погубила доктора Рагина, так она подчинила себе и доктора Старцева, героя рассказа «Ионыч». Только если Рагин, попав в палату №б, понял всю никчемность своего существования и ошибочность своих теорий, увидел, каково общество и среда, в которых он живет, на самом деле, то доктор Старцев преспокойно живет в этом обществе и чувствует себя превосходно.

Молодой доктор Дмитрий Ионович Старцев приезжает в маленький городок работать. В начале своей карьеры это был такой же, как и Рагин, доктор со смелыми мечтами, устремлениями, идеями. Но постепенно среда, лишенная духовных интересов и запросов, начинает «разъедать» героя.

Краткие реплики, ситуации, фразы (так называемая чеховская деталь) ярче всего показывают оскудение душевного мира Старцева: «Ох, не надо бы полнеть!», «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, то есть страдал одышкой», «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад».

Теперь героя не его волнуют пациенты, и он частенько кричит на них. Ионыч, а теперь только так называют героя, развлекается тем, что покупает дома и пересчитывает свои деньги. Это составляет всю его жизнь: «Живется ему скучно, никто его не интересует».

В фамилии доктора Старцева есть некий символический смысл — она словно заранее говорит о том, что будет с этим героем. «Старик», «старый», то есть проживший уже большую часть своей жизни, и уже ничего не ждущий от нее.

Душу Старцева погубила среда. Старцев и Рагин — продукты общества, оба они — доктора, служители народа, которые должны спасать людей, делать сильнее телом и духом, способствовать изменению этой среды, окружения. Но их миссия закончилась тем, что они сами стали жертвами этой среды.

Обратите внимание

По Чехову, влияние человека и среды – процесс взаимный. Не только среда влияет на человека, но и человек в состоянии изменить общество, преобразовать его.

И то, что герои рассказов повели себя пассивно, поддались тлетворному влиянию, погубили не только свою душу, но и пропустили мимо себя души своих пациентов, не их беда, а их вина.

Человек не должен быть пассивным созерцателем, цель его жизни – преобразовать, улучшать, усовершенствовать.

Свои мысли и идеи писатель передает при помощи предметной детализации. Деталь стала неотъемлемой частью стиля Чехова. Все мысли и чувства героев он передает через мир вещей.

По мнению писателя, мир вещей обезличивает и усредняет личность, как это произошло с героем рассказа «Ионыч». Кроме того, деталь передает авторское отношение к герою, дополняет его психологическую характеристику. Так, например.

Вера Иосифовна Туркина («Ионыч») писала романы о том, «чего никогда не бывает в жизни».


Источник: https://students-library.com/library/read/46830-celovek-i-sreda-v-povestah-i-rasskazah-ap-cehova-rol-detali-v-cehovskoj-proze

Человек и среда в рассказах Чехова Помощь по литературе

Для всей русской литературы характерно обращение к нравственным проблемам. В центре ее внимания всегда находились вечные проблемы: добра и зла, поисков смысла жизни, влияния окружающей среды на личность человека и другие.

В произведениях Чехова ярко отражен процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет.

Кто не мечтал в юности о таких возвышенныхидеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества! Но проходят годы, и часто человек забывает о них, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Причины этой социальной болезни Чехов показал в рассказе «Ионыч».

Важно

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он забывает о себе. Но постепенно все меняется.

Старцеву советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда доступен только избранным. Его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

Чехов сатирически изображает эту «талантливость»: плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери. Но все-таки после больницы, грязных мужиков Старцеву приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Доктор все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом.

Он полюбил дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной.

В конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет, он думает: «А приданого они, должно быть, дадут немало». Получив отказ, доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь «немного стыдно», что все так глупо и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая его нелюдимость….Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что не встречал понимания ни в ком. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали, тратили время на карты, бессмысленные визиты.

Уезжает из города Котик. Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: «Сколько хлопот, однако». С этого времени Дмитрийтеряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты.

Он по вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не стремится помочь ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных.

Совет

В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым принимая его в свою среду.

Чехов, показывая семью Туркиных, как бы предлагает нам сделать вывод: «Если самая талантливая семья в городе так бездарна и глупа, то каковы же остальные?» Автор предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Он мирится с окружающей его пошлостью. Даже воспоминания о любви не могут возродить душу Старцева.

Котик, вернувшись, видит, как он изменился, и пытается вывести его из душевной спячки, но безуспешно. Старцев устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился».

Ему уже не нравится и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том, что прежний Старцев уже давно умер, и ничто не может вывести его из духовной спячки. А Ионычу не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, о которой давно знала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личности.

Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов.

Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования».

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/5765_chelovek_i_sreda_v_rasskazah_chehova.htm

Сочинение «Человек и среда в рассказах А. П. Чехова»

Восьмидесятые годы XIX века – эпоха «безвременья» в России, застоя в общественной жизни, политической реакции. В такой сложной ситуации А. П.Чехов стремился средствами художественного слова сказать своим современникам: в любых условиях человек должен оставаться человеком.

Писатель был убежден, что величие души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Человек определяет сам, каким ему стать: зависимым или независимым, обывателем или гражданином.Центральная тема творчества А. П.

Чехова в эти годы – тема примирения человека со средой, с пошлым окружением. Испытание бытом проходят главные герои в рассказах «Учитель словесности» и «Ионыч». Молодой врач и молодой учитель попадают в мир скучных, серых людей.

Обратите внимание

Дмитрий Ионыч и Сергей Васильевич влюблены, неопытны, поэтому видят все окружающее в идеальном свете.

Читайте также:  Характеристика толстого и тонкого в рассказе чехова сочинение

От героев сначала были скрыты примитивные запросы «лучших» семей, дома которых они посещали. Туркины в городе считались самыми талантливыми и образованными, а Варя Шелестова, занявшая место покойной матери, «считалась самою умной и образованной». Чехов не случайно, описывая жизнь и быт семей, использует слово «считались».

Шелестовы и Туркины только производили впечатление умных, интересных, приятных людей, а на самом деле не соответствовали высоким оценкам.Незаметно, через точные детали Чехов разоблачает мир обывательщины, в паутине которого запутались герои с неплохими задатками.

Так, в рассказе «Ионыч» Иван Петрович Туркин постоянно употребляет одно из своих любимых словечек – «недурственно», а Шелестов все мысли, все свои высказывания непременно завершает словом «хамство».

Эта деталь раскрывает узость мышления, отсутствие ума у «лучших» людей. В доме Шелестовых голоса хозяев и гостей, их пустые разговоры и развлечения постоянно сопровождаются собачьим лаем. Варя любила начинать спорить, но сама не умела этого делать, так как ей действительно не хватало ума.

Она только самодовольно произносит бесспорные, с ее точки зрения, истины или объявляет приговоры высказываниям гостей: «Это старо!» или «Это плоско!» Если же какой-нибудь офицер пытался пошутить, то она делала презрительную гримасу и говорила «Арррмейская острота!» И тут же автор дает внешне безобидное, но по сути уничтожающее сравнение: «И это «ррр»… выходило у нее так внушительно, что Мушка непременно отвечала ей из-под стула: «ррр»…» В раскатах самоуверенного голоса Вари слышится что-то родственное лаю злой и избалованной собаки Мушки.Чехов искусно обнажает и фальшивые таланты Туркиных.

Мать сочиняет бездарные романы, дочь неумело играет на рояле, отец упражняется в пошлых остротах. Гости, в том числе и Старцев, терпеливо слушают, как их развлекают хозяева.

Так, на званом вечере хозяйка читала свой роман… Все гости сидели с серьезными лицами. Автор же фиксирует внимание на следующем моменте: «окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука».

Все только притворяются, что поглощены искусством, а сами ждут обильного ужина.

Обыватели получают наслаждение не от приобщения к призрачным талантам семьи, а от еды: «Сытые и довольные расходятся по домам». К сожалению, для Старцева все происходящее в доме Туркиных кажется «весельем», «сердечной простотой», «культурой». Старцеву не нравилась игра на рояле Екатерины Ивановны.

Но он убедил себя, что эти надменные, но все-таки культурные звуки лучше, чем стоны больных, от которых он устал. «Поддаваясь общему увлечению», Старцев тоже похвалил Котика за бездарное музыкальное исполнение.

Никитин тоже снисходительно и терпимо относится к выходкам нудной Вари, к изобилию собак и кошек, к постоянному веселью в доме, к глупым играм.

Важно

Оба героя смягчают некоторые тягостные впечатления от общения с семьями любимых девушек, по молодости легко их переносят.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-chelovek-i-sreda-v-rasskazax-a-p-chexova/

Человек и среда в рассказах А. П. Чехова

    Как течет и изменяется жизнь, так меняются содержание и герои произведений А. П. Чехова. Постепенно на пути своей творческой эволюции он переходит от написания юмористических рассказов к сатирическим. Не изменяется только одно: глубинность и актуальность его произведений.

Чехов рассматривает и анализирует ту жизнь и те ее недостатки, которые были свойственны не только XIX веку, но и XX, и даже XXI веку. Им затрагиваются таким проблемы, как «футлярная» жизнь, взаимоотношения сословий в обществе, ограниченность человеческого бытия и вечная тема — человек и среда.

Она была рассмотрена не только русскими писателями — Гоголем, Лермонтовым, Достоевским, но и зарубежными авторами, ибо это, наверное, главная тема в творчестве писателей-реалистов. Чехов рассматривал проблему «отношений» среды и человека по-своему, одновременно с юмором и сарказмом.

Эта проблема поднимается и рассматривается глубже всего в таких рассказ Чехова, как «Палата № 6» и «Ионыч».

    Как мы помним, в первом рассказе описывается одна из палат, где жили душевнобольные. «Палата № 6» рассказывает о судьбе не только ее обитателей, но и ее посетителя доктора Рагина. Именно он и находится в центре нашего внимания. Прожив недолгую жизнь, став врачом, оказавшись в описываемой в рассказе больнице, наш герой сохранил ту пылкость и энтузиазм, который свойственны юности.

Он хотел работать: спасать людей, нести в общество только здоровье. И что же получилось? В конце концов ему даже от запаха крови становилось плохо — что же это за врач?! Скоро ему уже было не интересно, что происходит в больнице. Куда-то исчезли смелые мечты, юношеские порывы. Жизнь опротивела доктору Рагину, вдруг все изменилось, перевернулось с ног на голову.

И вот он уже сам пациент в палате № 6.

    Что случилось? Как это произошло? Ответим на эти вопросы словами еще одного героя рассказа и пациента палаты №6 Ивана Дмитриевича Громова: «в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием…

» Как можно выжить в этом обществе, остаться здоровым не только телом, но и душой? Правильно заметил в романе один из героев, что душевнобольные разгуливают на свободе, а здоровые люди в палатах сидят.

Совет

Смог ли вынести доктор Рагин тлетворное влияние этого общества? Да, смог; более того — он к нему приспособился. Под влиянием окружающей среды, грязной и зловонной, убивающей лучшие порывы людей, доктор Рагин превратился в такого же обывателя, как и все жители города.

Он стал как все, поддался влиянию среды, мещанское общество победило, поработило, погубило еще одно мечтательно настроенное молодое сердце.

    Как среда погубила доктора Рагина, так она подчинила себе и Ионыча, доктора Старцева. Только если, попав в палату №б, Рагин понял всю никчемность своего существования и ошибочность своих теорий, увидел, каково общество и среда, в которых он живет, то доктор Старцев преспокойно живет в этом обществе и чувствует себя превосходно.

    Появляется доктор Дмитрий Ионыч в Деляже, в девяти верстах от губернского города в должности земского врача. Такой же, как и Рагин, доктор со смелыми мечтами, устремлениями, идеями. И жилось ему, казалось, счастливо и спокойно: совершал прогулки пешком, напевал песенки: «Он шёл пешком, не спеша, и все время напевал: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…

» Если бы не знакомство с семьей Туркиных… Эта семья сыграла важную роль в «падении» доктора Старцева. Частые встречи с этой семьей, любовь к Котику, казалось бы, сначала «разжигали тлевшие в душе доктора огоньки». Но тут отказ Екатерины Ивановны на его предложение. И все резко изменилось. С этих пор доктор Старцев будет падать в пучину обывательского существования.

    Краткие реплики, ситуации, фразы ярче всего показывают оскудение душевного мира Старцева: «Ох, не надо бы полнеть!» И далее: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, то есть страдал одышкой». Позже: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад». 

    И это лишь его внешний облик; а его внутренняя сущность, душевная организация? Его не волнуют пациенты, и он частенько кричит на них, покупает дома (это его развлечение), и самое главное — с удовольствием считает бумажки (деньги). Это теперь составляет всю его жизнь. «Живется ему скучно, никто его не интересует».

    Где же тот человек, который полюбил Котика и несколько часов прождал ее на кладбище, где же чуткий и понимающий мастер своего дела. Его больше нет, его поглотила среда, создавшая из порывистого, юного душой Дмитрия Ионыча просто Ионыча, обывателя, который существует, а не живет.

    Замечу, некий символический смысл есть в фамилии доктора Старцева — она словно заранее говорит нам о том, что с ним будет.

Обратите внимание

Старик, старец, старый, то есть проживший уже большую часть своей жизни, познавший все и, следовательно, уже ничего не ждущий от этой жизни.

Старцев как старик, который устал от каких-то чувств, свойственных молодости, и живет теперь, ничего не желая и ни на что не надеясь. Душа постепенно омертвела, тело осталось.

    Душу Старцева погубила среда, сделав его обычным, как все. Старцев и Рагин — продукты общества, оба — доктора, служители народа, которые должны спасать людей, делать их здоровее, сильнее телом и духом, чтобы они смогли изменить среду, их окружающую, общество, их поработившее. Не хотел ли Чехов этим что-то сказать?

    Думается, не случайно оба героя — доктора. Они должны были лечить общество, влиять на него, но получилось наоборот: общество активно повлияло на них.

    Эта мысль, проведенная Чеховым, еще более усиливает основную идею его рассказов «Палата №6″и «Ионыч»: слишком сильно влияние среды на человека. И пока просвещенная масса нашего народа не восстанет против общества и его пагубного влияния на умы и души людей, до тех пор все мы будем рабами, рабами пороков и разврата общественного строя. 

    Эта проблема актуальна и в наши дни. Как часто сейчас, посмотрев вокруг, с горечью замечаешь лица, одинаково выражающие раздражение и злобу.

Как часто встречаем маленького мальчика, курящего первую в своей жизни сигарету (и не последнюю), потому что так делают другие — взрослые. И это все среда. Так сказал Чехов.

И пока общество не выздоровеет, мы с горечью и ужасом будем смотреть на наше будущее.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/raznoe/9757-chelovek-i-sreda-v-rasskazakh-a-p-chekhova

«Ионыч». Человек и среда в рассказах А.П. Чехова

ПодробностиКатегория: Чехов, Антон Павлович Опубликовано: 01 сентября 2015

Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа.

Основной его творческий прием — максимальное количество информации при относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, способность сделать символичной самую обычную житейскую историю.

В произведениях Чехова почти никогда нет сюжета как такового — или он не столь важен, или речь идет об одном эпизоде, или сразу о целой человеческой жизни.

Одним из таких рассказов является «Ионыч». Его главная тема — взаимоотношение человека и среды. Собственно, с описания среды произведение и начинается. Это губернский город С. и семья Туркиных, «самая талантливая и образованная в городе».

Иван Петрович Туркин, которого иначе как «массовиком-затейником» не назовешь, Вера Иосифовна, пишущая романы, подражая Жорж Санд, всегда начинающиеся с одной и той же фразы — «Мороз крепчал», их дочь, регулярно терзающая рояль, неизменный запах жареного лука — все это создает картину торжествующей пошлости. Если эта семья наиболее талантлива, то об остальных обитателях города и говорить не приходиться. Кстати, само понятие «пошлость» было введено в русскую литературу именно Чеховым. (Интересная деталь: в других европейских языках вообще нет слова, адекватного этому понятию, и введено оно стараниями Набокова.)

Читайте также:  Характеристика и образ вареньки в рассказе толстого после бала сочинение

Итак, среда в городе С. непоправимо пошлая. Пошлость здесь не просто «грубая безвкусица», по словарному определению, а стиль жизни. Но чтобы говорить о противостоянии личности и среды, как минимум должна появиться соответствующая личность.

Важно

И личность появляется — это земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, интеллигентный человек, водящий знакомство с семьей Туркиных.

Он многое видит — и плохую игру Котика, и глупость Ивана Петровича, ему принадлежит прекрасная фраза: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».

Но парадокс состоит в том, что Старцев точно так же пошл, как и Туркины, только пошл по-другому, незаметнее, и от этого он еще пошлее. Старцев смотрит на окружающее достаточно трезво, но никак не противостоит ему, а принимает его — с самого начала.

Игра Котика ужасна, но ее приятно слушать, романы Веры Иосифовны маразматичны, но после них в «голову идут хорошие, покойные мысли». Обыватели и их разговоры раздражают Старцева, но он регулярно появляется на различных семейных праздниках и играет в винт, уклоняясь от таких развлечений, как театр и концерты.

Его мысли постоянно перетекают от возвышенного к низменному.

Старцев до конца жизни сохраняет позу человека, стоящего над средой, пытается, вероятно, из тщеславия внушать философские идеи либеральным обывателям, но истинное наслаждение доставляет ему лишь накопление денег. С каждым годом позу сохранять все труднее, и Ионыч становится просто странноватым, раздражительным и одиноким стариком.

Он меняется и внешне — становится ожиревшим и уродливым. Но внутреннего изменения не произошло. Доктор Старцев не сдался и не переродился под влиянием среды. Противостояния не было, пошлость представлена «вещью в себе», не имеющей выхода во внешний мир, а Ионыч и Туркины были только двумя полюсами, создающими некоторое напряжение внутри нее.

Трагедия Старцева состоит в том, что сам он искренне верит в то, что стоит над средой. Это мешает ему найти нравственную опору вне ее, так как этого «вне» просто не существует. Но и слиться со средой до конца он тоже не может, отсюда — постоянное ощущение дискомфорта.

Он несчастен, так как слишком силен, чтобы успокоиться, и слишком слаб, чтобы действительно противопоставить себя обществу. Он — олицетворение пошлости и одновременно ее жертва.

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/chekhov/938-chelovek-i-sreda.html

Человек и среда в рассказах Антона Чехова

1 вариант

В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей.

Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека.

Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека противостоять ее пагубному влиянию.

Обратите внимание
Совет

Многие рассказы Чехова – это рассказы о том, как происходит деградация человеческой личности под влиянием среды, которая ее окружает. Герои собственноручно лишают себя полноценной жизни, возможности любить и быть счастливыми. Главное в жизни проходит мимо них, потонув в житейских мелочах.

[/su_box]

Когда у человека нет высокой жизненнойцели, все его стремления сводятся к мелким страстям: жадности, стяжательству и накопительству, физической и духовной лени. Таков герой рассказа “Ионыч”, молодой земский врач.

В начале он был полон сил, надежд и благородных порывов, стремился принести пользу обществу, но затем опустился и стал таким же, как и другие обыватели, которых он когда? то презирал. Работа, больница, люди уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы. Пошлость и обыденность захлестнули его.

Теперь ему ничего больше в жизни не остается, как только есть, пить, копить деньги.

Та же тема – стремление человека к сытости, покою и благополучию – звучит в рассказе “Крыжовник”. Его герой, Николай Иванович Чимша? Гималайский, всю свою жизнь копил и экономил каждую копейку, во всем себе отказывал ради осуществления своей единственной мечты – собственной усадьбы с кустами крыжовника в палисаднике.

Его жизнь была просто унизительной и жалкой, но вот, наконец, мечта его осуществилась, он был счастлив. И таких, как он, – счастливых, довольных жизнью – множество.

Но к такому ли счастью должен стремиться человек? Чехов восклицает устами другого героя рассказа: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все и особенности своего свободного духа”.

Испытание героя бытом – это излюбленный прием Чехова, который писатель использует во многих своих произведениях. Чехову не нужно пространное повествование о происходящем с его героями. Для автора главное не события, а настроение персонажей, их отношение к окружающей действительности и той среде, в которой он вынужден жить.

Обратите внимание

Чехов считает, что многое зависит от самого человека. Я восхищаюсь его героями, имеющими достаточно воли, чтобы противостоять обстоятельствам. Такова героиня рассказа “Невеста”, Надя, нашедшая в себе силы вырваться из “порочного круга” обыденной жизни и уехать учиться в столицу.

Таков доктор Дымов из рассказа “Попрыгунья”, который самоотверженно предан своей работе, черпает в ней вдохновение и поэтому не подчиняется праздной жизни, которую ведет его жена.

Он умирает, спасая больного ребенка, и только тогда его жена понимает всю пустоту своей жизни и высокое благородство мужа.

Горький писал: “Чехов обнаруживает трагическую сторону в самой обыденной пошлой действительности”. Но я считаю, что он великолепно чувствовал не трагизм мелочной жизни, но и благородство и величие души тех людей, которые не смиряются с пустотой бесцельной жизни, которых не засосала и не подчинила себе среда.

2 вариант

Сюжет рассказа “Ионыч” прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви.

Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно.

Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно.

Что же стало причиной того, что герой расстается со своими нравственными идеалами, погружается в пошлую обывательскую жизнь? В чем причина болезни, имя которой – деградация человеческой личности? В рассказе “Ионыч” А. П. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет, он первым вскрыл социальные причины этой болезни.

Источник: http://home-task.com/chelovek-i-sreda-v-rasskazax-antona-chexova/

Сочинение на тему Человек и среда в рассказах А. П. Чехова

  • В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство — все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека.

    Прежде всего это причины социальные — окружающая среда и нежелание человека противостоять ее пагубному влиянию. Многие рассказы Чехова — это рассказы о том, как происходит деградация человеческой личности под влиянием среды, которая ее окружает. Герои собственноручно лишают себя полноценной жизни, возможности любить и быть счастливыми.

    Главное в жизни проходит мимо них, потонув в житейских мелочах.

    Когда у человека нет высокой жизненной цели, все его стремления сводятся к мелким страстям: жадности, стяжательству и накопительству, физической и духовной лени. Таков герой рассказа «Ионыч», молодой земский врач.

    В начале он был полон сил, надежд и благородных порывов, стремился принести пользу обществу, но затем опустился и стал таким же, как и другие обыватели, которых он когда то презирал. Работа, больница, люди уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы. Пошлость и обыденность захлестнули его.

    Теперь ему ничего больше в жизни не остается, как только есть, пить, копить деньги.

    Та же тема — стремление человека к сытости, покою и благополучию — звучит в рассказе «Крыжовник».

    Важно

    Его герой, Николай Иванович Чимша Гималайский, всю свою жизнь копил и экономил каждую копейку, во всем себе отказывал ради осуществления своей единственной мечты — собственной усадьбы с кустами крыжовника в палисаднике. Его жизнь была просто унизительной и жалкой, но вот, наконец, мечта его осуществилась, он был счастлив.

    И таких, как он, — счастливых, довольных жизнью — множество. Но к такому ли счастью должен стремиться человек? Чехов восклицает устами другого героя рассказа: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все и особенности своего свободного духа».

    Испытание героя бытом — это излюбленный прием Чехова, который писатель использует во многих своих произведениях. Чехову не нужно пространное повествование о происходящем с его героями. Для автора главное не события, а настроение персонажей, их отношение к окружающей действительности и той среде, в которой он вынужден жить.

    Чехов считает, что многое зависит от самого человека. Я восхищаюсь его героями, имеющими достаточно воли, чтобы противостоять обстоятельствам. Такова героиня рассказа «Невеста», Надя, нашедшая в себе силы вырваться из «порочного круга» обыденной жизни и уехать учиться в столицу.

    Таков доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья», который самоотверженно предан своей работе, черпает в ней вдохновение и поэтому не подчиняется праздной жизни, которую ведет его жена. Он умирает, спасая больного ребенка, и только тогда его жена понимает всю пустоту своей жизни и высокое благородство мужа.

    Горький писал: «Чехов обнаруживает трагическую сторону в самой обыденной пошлой действительности». Но я считаю, что он великолепно чувствовал не трагизм мелочной жизни, но и благородство и величие души тех людей, которые не смиряются с пустотой бесцельной жизни, которых не засосала и не подчинила себе среда.

  • Источник: http://soshinenie.ru/sochinenie-na-temu-chelovek-i-sreda-v-rasskazax-a-p-chexova/

    Ссылка на основную публикацию