Анализ произведения людочка астафьева

Анализ рассказа Астафьева «Людочка» | Литерагуру

История Людочки — приговор брежневскому застою, времени, когда всем уже стали очевидны глобальные и неотвратимые проблемы советской действительности, но власти упорно не стремились исправлять их и лишь болванили народ очередными лозунгами. В то же время, Астафьев затронул общемировые тенденции: экологический кризис, урбанистический менталитет, маргинализация общества и так далее.

История создания

В. П. Астафьев написал рассказ «Людочка» в 1987 году, но идея произведения зародилась еще пятнадцатью годами ранее.

Автор, словно дитя, вынашивал ее и обдумывал, каким образом лучше преподнести всю «скверную правду» о том тяжелом времени для простых людей из деревни, которые всеми силами старались перебраться поближе к цивилизации (но не зря сказал Руссо, что «цивилизация есть зло») и  изменить действительность, найти свое место под солнцем, жить более или менее достойно.

Данное произведение Астафьев написал на основе истории, которую когда-то услышал. Имя героини – условное, автор уже не помнил настоящего, но это и не столь важно. Писатель хотел обобщить эту историю, ведь такова судьба большинства «Людочек» того времени.

Главная идея

Эта история о беззащитных людях нашей страны, о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. «Скверная правда» – главная идея рассказа «Людочка».

Героиня, точно мотылек на пламя, стремилась покинуть провинциальное «гнездышко» и первой попавшейся электричкой «лететь» к городскому счастью. Но не знала она, что это городское пламя сожжет дотла ее душу и тело.

Произойдет ожидаемое столкновения мира идеального, иллюзорного, с миром реальным, полным зла, ненависти и несправедливости.

Обратите внимание

Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало.

Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца. Его круговерть продолжится в том же темпе.

Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.

Тематика

Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье.

Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий.

Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.

Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что.

Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней.

Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.

Проблематика

  • Множество вопросов у современного читателя вызывает криминальная ситуация в городе. Никто не контролирует уличные банды, даже милиция обходит злополучный парк сторонкой. Развитием и воспитанием молодежи никто не занимается, поэтому на место просветителей и учителей жизни приходят зэки вроде Стрекача — та маргинальная прослойка общества, которую невозможно перевоспитать. Проблема криминала и маргинализации молодежи — центральная в произведении. Автор видит в ней мрачное предчувствие краха системы власти, которая не может справиться с преступными шайками и выпускает на волю ее предводителей без всякого контроля и наблюдения.
  • Люди остаются один на один с криминалом, поэтому вершат самосуд, не надеясь на правосудие. Значит, существует проблема жестокости, пронизывающей все общество от мала до велика. Отчим Людочки вынужден марать руки и рисковать собственной свободой, наказывая насильника самостоятельно. Он не верит в тюрьмы и их исправительный эффект, ведь видит, что там зло лишь систематизируется и выходит уже организованной преступностью с соответствующими знаниями, навыками и связями. Что остается человеку в такой ситуации? Становиться столь же безжалостным и жестоким.
  • Увядание страны сопровождается кризисом природы. Проблема экологии становится угрожающей по масштабам. Захудалый, насквозь прогнивший парк становится местом гниения души. Вонючие и засоренные воды издают зловоние, как бы подтверждающее всеобщее разложение. Именно они поглощают убитого уголовника: грязь соединяется с грязью. Река уносит очередные человеческие отходы. В городе с таким экологическим положением люди не могут быть здоровы ни нравственно, ни физически. Проблема природы становится бременем и виной человечества, именно в 20 веке оно ее осознало.
  • Девушка не получила никакой поддержки от близких. Одни не поняли ее горя, другие равнодушно отреагировали на него. Увы, несчастная героиня не нашла другого выхода, ведь «никому до нее нет дела». Проблема равнодушия родных людей друг к другу приводит их же к неосознанной беспощадности. Они внесли свой вклад в отчаяние Людочки, они подтолкнули ее к самоубийству.
  • Также не пожалели героиню ее же знакомые, поддавшиеся влиянию уголовника. Артем хоть и повелел сначала не трогать нравственную девушку, но перед веским словом «пахана» устоять не смог и приобщился к коллективному насилию. Проблема милосердия приобретает немыслимые масштабы: группа взрослых парней не смогла осадить одного зэка и защитить девушку. Они, как стадо, покорно набросились на нее. Это крайняя степень морального падения, после которого все они зажили обычной жизнью — вот, что ужасает больше всего.
  • Проблемы в рассказе «Людочка» подняты не только социальные, но и философские. Больше всего возмущает Астафьева не столько события этой истории, сколько реакция окружающих людей, властей на несправедливость. Человеческая жизнь не представляет для мира никакой ценности, все вокруг пропитаны безразличием к «ближнему своему». Проблема одиночества человека в условиях полнейшей беззащитности приобрела особенную актуальность в произведении. Девушка умерла, ее фактически убили, а об этом даже заметки не напечатали, чтобы не портить статистику начальнику областного управления УВД, ему ведь всего 2 года до пенсии осталось…

Образ Людочки

Главная героиня  стоит в одном ряду с Акакием Акакиевичем («Шинель» Н. В. Гоголя) и Самсоном Выриным («Станционный смотритель» А. С. Пушкина) в галерее «маленьких» людей. Родилась она в крохотной угасающей деревеньке Вычуган. Родители – колхозники.

Отец от работы и пьянства был «хилогруд, тщедушен, суетлив, туповат», а спустя какое-то время бесследно исчез. Вместе с тем мать Людочки пыталась отыскать свои «ключи от счастья женского», меняя мужчин как перчатки.

Девочка поэтому и выросла как «вялая придорожная трава, слабой, болезненной, плаксивой. Не выходила из троечниц». Как только минуло 16, героиня решила отправиться в город, чтобы попытаться найти себя.

Важно

По приезде ее приютила местная парикмахерша Гавриловна, которая сама едва сводит концы с концами (в свое время стригла тюремщиков и лишайных, чтобы заработать на квартирку).

Цирюльника из Людочки не вышло, обучение пакмахерскому искусство шло туго, не смогла сдать экзамен на мастера, пришлось остаться уборщицей при салоне.

В доме Гавриловны девушка превращалась в золушку: мыла, стирала, а по вечерам мазью с мерзким запахом натирала больные ноги старой женщины «с черными кромковатыми жилами».

Каждый день Людочка ходила мимо парка Вэпэвэрзэ, где перед взором «всплывали грязь, мазут и канава, в которую бросали щенят, дохлых поросят, а также можно заметить красный круг из больницы или слипшийся презервативов» и повсюду лозунги для контраста

Кульминация трагичности в жизни Людочки настала с появлением Стрекача, порочного с детства бандита, который только вышел из тюрьмы, весь в наколках и золотых цепях.

В момент, когда он на всю улицу вопил: «бабу хочу», Людочка, к несчастью, шла мимо. В итоге все кончилось групповым изнасилованием.

В полуобморочном состоянии девушка доползла до порога Гавриловны, но, вместо слов поддержки услышала:

Дома поддержки для Людочки тоже не нашлось, мать беременна, собирается переезжать с отчимом, у нее своя жизнь. Пришлось вернуться обратно в город. Пожаловаться в органы власти девушка не могла, угрожали. Теперь по парку она ходила только с бритвой в кармане, мечтая встретить своего осквернителя и срезать под корень его достоинство.

С таким грузом на душе и одиночеством в сердце долго прожить мученица не смогла, повесилась на суку, приговаривая:

Кто виноват в смерти Людочки?

Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.

Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим.

Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню.

Совет

Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.

Источник: https://LiteraGuru.ru/rasskaz-lyudochka-astafeva-analiz/

Анализ рассказа В.П. Астафьева «Людочка»

В.П.Астафьев – один из наиболее читаемых писателей двадцатого столетия. Родившийся до войны и познавший за свою жизнь много трудностей, он очень хорошо знал жизнь, душу и чувства простого человека.

Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.

Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1987 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет.

Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни.

В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни.

Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа («Людочка»), в котором к имени героини прикреплён уменьшительно – ласкательный суффикс –очк-, видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке.

Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца – с отчимом. Её отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как вялая примороженная трава».

Обратите внимание

Людочка пытается вырваться из этого окружения, обогатить свою жизнь новыми яркими впечатлениями и красками.

Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей, родных ей по крови, среди людей, вскормивших и воспитавших её.

Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования.

«Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и плаксивой».

Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке.

Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки.

Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству.

Но Людочка на нее не обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и сострадание почувствовала она и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности, бессердечия и брезгливости молоденького, неопытного и некомпетентного врача.

Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть, потому что не способна на яркий подвиг, подобно декабристским «барыням», потому что не может найти в себе сил умереть совершить геройский поступок – умереть вместе с этим парнем. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Однако Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению.

Читайте также:  Образ и характеристика ленского в романе евгений онегин пушкина сочинение

Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Девушка была так бесконечно одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Это чудовищное непонимание и подвело девушку к трагическому исходу.

Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт – экологическая катастрофа.

Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы».

Важно

Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие.

Когда Людочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, когда, испытав чудовищную боль и не в силах заглушить страдание, она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери, подсознательно ища поддержки, сострадания, столь необходимых ей в такую критическую минуту. Мать Людочки, рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери, отметив про себя, что дочь держит колени нервно сомкнутыми и плохо выглядит, и сделав соответствующие выводы, но не сказала ни слова сочувствия и одобрения. Поэтому Людочка ей не решилась  поведать, что ей пришлось пережить в городе, о своём глубоком горн, так как посчитала, что её матери нет никакого дела до неё.

Все оставили Людочку, «… теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия…

» Об отчиме Людочки никто много и не знает, автор намеренно не говорит много пустых слов об этом исключительном человеке. Нам не известна ни его фамилия, ни его имя.

Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку.

Для Стрекача, так же как и для других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностью отсутствовало человеческое начало, он был подобен животному. После его смерти «угнетённые, ограбленные, царапанные…

обитатели железнодорожного посёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого». Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики бедной девушки о помощи. Она оказалась в полнейшем одиночестве.

Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе к телу). Не до Людочкиной беды и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с холодным, пустым равнодушием.

Совет

Даже находящийся в это время рядом Артёмка-мыло, покровительствующий героине и явно ей симпатизирующий, ничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки. В образе Стрекача автор собрал все гадкое, что может только быть в человеке.

Нет, не поворачивается язык назвать его человеком – это какое-то нравственно одичавшее существо, настоящий зверь. В стычке между Стрекачом и отчимом Людочки писатель на стороне последнего, хотя тот совершает самый ужасный грех – убийство. Но с людьми, подобными Стрекачу, можно бороться только такими зверскими методами.

Героиня не смогла выдержать предательства близких ей людей. В какой-то момент неглупая от природы Людочка осознала, что сама причастна к этой трагедии.

Она проявляла равнодушие в прошлом, пока беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась.

Не зря вспомнился ей и умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать и принимать живые.

Сама Людочка же приняла на себя грехи очень многих: Стрекача, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это – искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов. Людочка, подобно солженицынской Матрёне – образ праведника, приносящего себя в жертву из – за несовершенства системы и безнравственным порокам окружающих людей.

Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.

Кульминацией рассказа является самоубийство через повешение Людочки. Она покончила с собой не от плохой жизни в городе, а из-за того, что от неё все отвернулись с холодным равнодушием к чужому горю, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве, покинули в критическую минуту. Она не была никому нужна.

Обратите внимание

В таких условиях, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав, уйти из жизни, предъявив ей последние счёты. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества, – это люди, которых все отвергли, которые остались одни.

Всех их сделало такими общество, в котором они жили, которое вскормило и взрастило их пороки. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование, чтобы выжить в этом несправедливом, жестоком мире. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня – никому до меня нет дела.

А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».

Смерть героини – это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число простонародных метафор, ласковых сравнений, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»).

Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».

Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).

Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.

Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Именно это придаёт произведению особую прелесть.

Писатель не сосредотачивает наше внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников.

Художественный приём контраста, удачно использованный писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в трясине пороков, в разврате, в городе, обитатели которого стали «стадом», живущим по звериным законам и инкстинктам.

Рассказ «Людочка» актуален и в наши дни, ведь написан он был всего двадцать с лишним лет назад. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья. Всё чаще встречаются отбросы общества вроде Артёмки-мыла и Стрекача, которых такими сделало наше общество.

 «Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком по объёму произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни.

Важно

Но, вероятно, главной задачей писателя было показать всю глубину пропасти, куда катится современное аморальное и развращённое общество. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение.

Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.

Источник: https://students-library.com/library/read/47032-analiz-rasskaza-vp-astafeva-ludocka

Краткое содержание и литературный анализ “Людочки” Астафьева В. П. :

Анализ “Людочки” Астафьева приведен в этой статье. Он поможет разобраться и лучше понять этот рассказ, написанный в 1987 году.

Краткое содержание

Анализ “Людочки” Астафьева будет полезен тем, кому предстоит разбираться с этим произведением в рамках университетского курса, а также всем вдумчивым и пытливым читателям.

Рассказ начинается с признания автора, что сам он услышал эту историю много лет назад, но никак не может ее забыть. Главная героиня появилась на свет в деревне Вычуган. Ее родители были колхозниками. Отец со временем спился. Людочка росла вялой, часто болела. Когда отец исчез из их жизни, они зажили свободнее и бодрее. Вскоре у матери появился ухажер, который остался у них жить.

Переезд в город

После школы мать отправила Людочку в город, чтобы та устроила свою жизнь. Первую ночь она провела на вокзале. Наутро пошла в парикмахерскую – сделала завивку, маникюр и уговорила парикмахершу взять ее себе в ученицы.

Гавриловна не только помогла оформить документы, но и взяла к себе пожить. Установив строгие порядки в своем доме. Людочка жила послушно, а вот учебы у нее не шла. Когда минул отведенный срок, она не смогла сдать экзамен на мастера. В парикмахерской она подрабатывала уборщицей, осталась на этой должности, время от времени стригла призывников и школьников под машинку.

На нее легли все дела по хозяйству в доме Гавриловны. У женщины часто болели ноги.

Дорога на работу

На работу Людочка каждый раз ехала на трамвае, а потом шла через увядающий парк Вэпэвэрзэ (вагонно-паровозного депо). Парк был грязным, большинство деревьев погибли, парк выглядел удручающе.

Но все же здесь стояли скамейки, бегали школьники, водилась местная шпана. Шпаной руководил Артемка по прозвищу Мыло. Он временами приходил к Людочке стричься, но ей никак не удавалось справиться с его вихрами.

Артемка был наглый, как только девушка бралась за ножницы, он начинал ее лапать. Однажды она даже стукнула его по голове машинкой. Пришлось заливать йодом, зато ухажер стал осмотрительнее. К тому же велел ее никому не трогать.

Ходить через парк она теперь могла без боязни.

Однажды Людочка отправилась с ним в центральный парк на танцы. Вокруг все вели себя вызывающе и агрессивно. Главная героиня забилась в угол, пытаясь высмотреть своего Артема. К ней стал приставать какой-то хлыщ. Ей пришлось отбиваться и убегать домой.

Дома девушка во всем помогала Гавриловне. Варила мыло, гладила и стирала, содержала дом в чистоте.

Стрекач

Из колонии возвращается еще один персонаж этого рассказа – уголовник Стрекач. Больше похожий на узкоглазого жука. Он еще в школе начал заниматься разбоем. С седьмого класса носил с собой нож. Вскоре кого-то порезал и встал на учет в милицию.

После попытки изнасилования он получил свой первый срок. Но даже после этого не угомонился, воровал на дачах. С тех пор большую часть жизни проводит в колониях. Местная шпана считала его авторитетом и своим учителем.

В один из вечеров он изнывал без дела, пока случайно не заметил Людочку. Артем попытался замолвить за нее слово, но Стрекач его не послушал. На него напал кураж. Он схватил девушку и стал усаживать себе на колени. В результате кинул на скамейку и изнасиловал. Вся шпана внимательно за этим наблюдала.

Чтобы не он один был виновником, он заставил и остальных надругаться над Людочкой. Увидев растерзанное тело девушки, Артем сначала хотел накрыть ее плащом, но она, будто обезумев, убежала от него. На крыльце дома Гавриловны она упала, потеряв сознание. В себя она пришла уже на старом диване, куда ее перетащила сердобольная хозяйка. Она как могла утешала свою жиличку.

Возвращение домой

Униженная и растоптанная Людочка решила возвращаться домой. К тому времени на всю деревню остается только два жилых дома. В одном из них живет ее мать с отчимом. Все остальные дома наглухо заколочены.

Вскоре умерла их единственная соседка – бабка Вычуганиха. Она была последней из рода основателей села.

Совет

Когда Людочка вернулась в деревню, мать сразу поняла, что с ней произошло горе. Но отнеслась к этому спокойно, мол, всем через это нужно пройти. При этом поделилась своей радостью – она ждет ребенка, уже на четвертом месяце. Вместе со своим ухажером они планируют продать дом и переехать в поселок. Понятное дело, что жить тут никто не собирается, дом хотят распродать на стройматериалы.

Ее отчим оказался суровым и хмурым, но добрым человеком. Она узнала, что детство он провел в лагерях и ссылках, поэтому теперь искренне радовался разным мелочам. Спонтанно она захотела его увидать, а потом быстро собралась и вернулась в город.

Читайте также:  Сочинение иван берестов и григорий муромский в барышне-крестьянке пушкина

Смерть Людочки

Гавриловна ее предупредила, что Артем в милиции, а Стрекач велел передать жиличке, чтобы та помалкивала. Иначе ей смерть, а старухе – сожженная изба. Поэтому главная героиня решает переехать в общежитие.

Но там мест не оказалось, и она временно осталась у своей хозяйки. Та стала учить ее не возвращаться в темноте через парк, но та не послушала.

Однажды ее снова подловили парни, пугали Стрекачом, подталкивая к той самой скамейке.

Поняв, чего они хотят, она достала из кармана бритву, намереваясь отрезать достоинство Стрекача. О такой страшной мести она узнала от женщины в парикмахерской. Она повела себя развязно, пожалев, что среди них нет такого завидного кавалера, как Стрекач. Девушка попросилась домой переодеться, те ее отпустили, предупредив, чтобы она не думала шутить.

В своей комнате она облачилась в старое платье. Вернулась в парк, в котором давно еще приметила старый тополь. Перекинула через ветку веревочку, завязала петельку. После этого надела ее на шею, в душе простилась с родными и близкими, попросила прощения у Бога. Как и все замкнутые люди, она в действительности была довольно решительной.

Парни, оставшиеся в парке, вскоре обнаружили ее тело.

Прощание с главной героиней

Хоронили Людочку на городском кладбище. Мать и Гавриловна рыдали. Отчим, выпив стакан водки, отправился в парк, где встретил всю компанию.

Он сорвал крест с шеи Стрекача и выбросил в кусты. Стрекач вынул нож, но отчим только усмехнулся и резко перехватил его руку. Поволок в кусты и выбросил в канаву. Оставшаяся шпана разбежалась, сильно испугавшись его силы и храбрости.

Вернувшись к Гавриловне, он снова выпил водки и поехал в леспромхоз. Затем они сели в электричку и поехали. Мать Людочки просила сохранить еще не рожденного ребенка, понимая, что свою первую дочь не сберегла. В конце положила голову на плечо мужчине, приблизилась к нему, чтобы он ее приобнял и пригрел. В нем она чувствовала истинную мужскую силу.

Финал произведения

Тем временем в местной милиции так никто и не смог добиться от Артемки-Мыло ни признания в страшном преступлении, ни показаний на тех, кто его совершил. Вынеся строгое предупреждение, его отпустили восвояси.

Испугавшись увиденного в следственном изоляторе, он решил завязать с прежней жизнью. Первым делом поступил в училище связи. Стал осваивать профессию электрика, подниматься на высоковольтные столбы и натягивать провода.

Затем даже женился, а через четыре месяца уже баюкал ребенка.

В местной газете появилась небольшая заметка, посвященная состоянию морали в городе. Она вышла в конце квартала, на четвертой полосе. Но история Людочки и Стрекача в нее не попала.

Дело в том, что начальнику местного управления внутренних дел оставалось всего два года до пенсии.

Обратите внимание

Поэтому он не захотел портить статистику нелицеприятным происшествием, чтобы сохранить положительный процент раскрываемости и предупреждения преступлений.

И Людочка, и Стрекач, которые не оставили после своей смерти никаких записок, свидетелей или ценностей, попали в регистрационный журнал в числе прочих самоубийц, которые наложили на себя руки по никому не известной причине. Так удалось властям замять эту историю.

Основная идея произведения

Литературный анализ по рассказу В. Астафьева необходимо начать с главной идеи, которую заложил автор. В центре повествования оказываются простые и беззащитные люди. Это история о безысходности и несправедливости, о так шокирующем многих равнодушии. Анализ “Людочки” Астафьева построен на том, что ключевая идея состоит в существовании так называемой “скверной правды”.

Героиня пытается вырваться из своей провинциальной обыденности, найти счастье в большом городе. Но она еще не ведает, что мегаполис способен уничтожить человека. Суть анализа повести Астафьева “Людочка” заключается в том, что ее идеализированный мир столкнулся с жестокой реальностью. Это привело к трагическим последствиям.

Большое внимание автор уделяет равнодушию окружающих людей. В анализе “Людочки” Виктора Астафьева этому нужно уделить особое внимание. Когда в деревне все знакомы и чье-то горе касается большинства, то в городе чье-то несчастье проходит просто незамеченным.

Тематика рассказа

В анализе “Людочки” В. П. Астафьева нужно заметить, что автор видит основную беду в самом устройстве жизни в большом городе. Он наглядно демонстрирует ее убожество и эгоизм. Городские, в представлении Астафьева, циничны и злы. Яркий пример – хозяйка, которая сдает квартиру главной героине.

Критики в рецензиях на рассказ В. П. Астафьева “Людочка” отмечали, что основная тема – это тлетворное влияние города на человека, ведущее к разложению его души, когда на первое место выходят материальные потребности.

Остро поднимается и тема деревенской нищеты, которая вынуждает местных жителей искать лучшей жизни. Анализ произведения “Людочка” Астафьева невозможен без оценки окружающей героев экономической ситуации.

Колхозы практически полностью развалены, мужчины пьют, женщины грубеют с каждым днем. Власти намеренно закрывают глаза на эти проблемы.

При этом на фоне нищеты повсюду бодрые лозунги, обещающие счастливую и сытую жизнь.

Проблематика рассказа

При анализе проблем “Людочки” Астафьева у современного читателя возникнет немало вопросов.

В первую очередь критическая криминальная ситуация в городе, где злополучный парк обходит стороной даже милиция. Молодежь пущена на самотек, место учителей жизни занимают вчерашние зэки.

Центральная проблема рассказа “Людочка” Астафьева, анализ произведения это подтверждает, криминализация и маргинализация молодежи.

Важно

Отсюда вытекает еще одна беда. Зачастую люди вынуждены оставаться один на один с криминалом. Общество из-за этого начинает ожесточаться. Поэтому отчим главной героини вынужден самостоятельно наказывать насильника, не надеясь на справедливое правосудие.

В анализе “Людочки” Астафьева можно также отметить, что увядание страны у автора сопровождается экологическим кризисом. Вопросы спасения окружающей среды становятся ключевыми. В захудалом парке гниют человеческие души. Астафьев уверен, что в городе с такой экологией человек не может быть здоров ни физически, ни нравственно.

Одна из главных бед героини – равнодушие. В анализе “Людочки” Астафьева это всегда отмечается. Она не получает поддержки от близких, ее горя никто не понимает. Знакомую не жалеют ни родные, ни знакомые. К тому же в произведении поднимаются не только социальные, но и философские вопросы. Больше всего писателя возмущает не сам факт изнасилования, а реакция на него окружающих.

Источник: https://www.syl.ru/article/365684/kratkoe-soderjanie-i-literaturnyiy-analiz-lyudochki-astafeva-v-p

Конспект урока на тему “Анализ рассказа В.П.Астафьева “Людочка”

~~Тема: В.П. Астафьев. Рассказ «Людочка». Анализ  произведения. Цель: Продолжить  знакомство с творчеством В. Астафьева            Анализ образной системы рассказа.           Воспитание милосердия, сострадания. Оборудование: портрет В. Астафьева Эпиграф: «…мир жесток и груб…» (А. Ахматова) Ход: I. Вступительное слово учителя. В.

Астафьев – один из самых читаемых писателей нашей страны. Наиболее известны его произведения «Звездопад», «Кража», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Печальный детектив». В конце 80-х – начале 90-х годов 20 века В.П.Астафьев пишет ряд произведений, чаще рассказов, которые представляют собой как бы новый этап в творчестве писателя.

К ним относится рассказ «Людочка», написанный в 1987 году и впервые напечатанный в журнале «Новый мир» в 1989 году. II. Анализ рассказа (Условие: при ответах на вопросы обращаться к тексту, зачитывать отрывки) 1. Вспомним сюжет рассказа.

Что лежит в основе произведения?                     (Ответ: «…история  мимоходом рассказанная, мимоходом                     услышанная…» о простой деревенской  девушке Людочке) 2. Как вы понимаете, центральным образом произведения является образ Людочки.  Расскажите о Людочке. Дайте характеристику героине.     (Ответ: Людочка родилась слабенькой, болезненной, плаксивой.

В школе училась слабо, плохо запоминала материал, но была усидчивой. Выросла Людочка робкой, нерешительной, старательной, трудолюбивой. По хозяйству выполняла любую работу. Город, куда приехала героиня после окончания десятилетки, не вскружил ей голову. Девушка осталась тихой, скромной, спокойной, услужливой, послушной) 3.

 Почему же именно её, Людочку (Людмила – русское имя, «людям милая»), такую добрую, нежную, чуткую, умеющую сострадать, постигла беда?       (Трагический парадокс времени?   Ответ: С одной стороны, Людочка сильна тем, что не свернула с истинного пути, глядя на девчонок с танцплощадки. А с другой стороны, характер Людочки, ее поведение, образ жизни – её слабое место.

        Город не научил девушку пить, хамить, но город не научил её и защищаться. Выросшая в деревне, среди девственной чистоты полей, лугов, она и не подозревала, что есть другой мир – грубый, жестокий, грязный, мир, в котором порой нет ничего святого, светлого, доброго.

       Героиня рассказа оказалась неготовой к жизни в мире, где незаслуженно правят такие, как Артемка-мыло, Стрекач) 4. Расскажите о последнем. 5. Что помогает писателю лучше раскрыть образ Стрекача?      (Ответ: Речь героя. Стрекач говорит небрежно.  Искажает слова) 6.

Совет

 С какой целью автор использует нецензурные слова, выражения?     (Ответ: Возможно, для того, чтобы показать ничтожность, «запачканность», если так можно выразиться, дутых «паханов». Речь Стрекача свидетельствует о наглости, невежестве героя рассказа, о его полной убежденности в том, что зло, которое он несет, ненаказуемо.

 Поведение Стрекача говорит и о другом: в обществе, к сожалению, не все могут противостоять этому злу) 7. И все-таки такая сила нашлась. Кто это?      (Ответ: Отчим Людочки) 8. Расскажите о нем и подумайте, почему мать Людочки упорно не называла его хозяином или мужем, а только – «сам»?      (Ответ: Возможно, дело в своеобразной недоступности героя) 9.

 Как отчим реагирует на смерть Людочки? Почему поступает именно таким образом? Насилие за насилие? Нет уверенности в том, что Стрекач получит по заслугам, если отдать в руки правосудия? 10. Можно ли назвать образ отчима самым ярким, колоритным, самым сильным? Почему? 11. Как вы думаете, помог бы отчим Людочке?      (Ответ: Безусловно, если бы она обратилась к нему за помощью.

Но она не сделала этого, так как не знала, как к нему подступиться. Не решилась рассказать ему о случившемся. Не рассказала, не поделилась, не попросила о помощи и осталась ОДНА) 12. ОДНА. Одиночество – одна из главных проблем, затронутых автором в рассказе. Когда Людочка стала одинокой?       (Ответ: Одинокой она была всегда – и дома, и в школе, и в городе.

Но почувствовала это, когда стряслась беда) 13. Зачитайте отрывок, рассказывающий о парне, за которым девушка ухаживала, находясь в больнице. • Когда человек одинок? • Нужна ли поддержка одиноким? Какая? • Что такое сострадание? 14. События в рассказе переплетаются с воспоминаниями Людочки.

Почему, как вы думаете, автор использует такой композиционный прием?        (Ответ: Возможно, потому, чтобы мы смогли почувствовать неподдельную трагедию человека, чтобы мы посочувствовали, но не лукаво, а искренне) 15. Оставшись одна, Людочка не смогла, к сожалению, вынести тяжести своего несчастья и приняла страшное решение.

Кто виноват в гибели героини? Только ли Стрекач? 16. Что являет собой эта гибель?      (Ответ: Гибель Людочки – это укор всем живущим, укор родным и близким. Чувство вины будет преследовать и мать девушки, и Гавриловну, и отчима) 17.  ВЫВОД. А для читателей рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение о том, что и рядом с нами могут оказаться попавшие в беду люди. Не проходите мимо! Помогите и посочувствуйте им, поддержите их! Умение бережно относиться друг к другу, знакомому или незнакомому, позволит нам оставаться ЛЮДЬМИ в жестоком и грубом мире. III. Домашнее задание Письменная работа (выполнить одно из заданий на выбор). 1. Обозначить проблемы, затронутые автором, и прокомментировать одну из них. 2. Выразить отношение к рассказу.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в 11 классе

Тема: В.П. Астафьев. Рассказ «Людочка». Анализ произведения.

Цель: Продолжить знакомство с творчеством В. Астафьева

Анализ образной системы рассказа.

Воспитание милосердия, сострадания.

Оборудование: портрет В. Астафьева

Эпиграф: «…мир жесток и груб…» (А. Ахматова)

Ход:

  1. Вступительное слово учителя.

В. Астафьев – один из самых читаемых писателей нашей страны. Наиболее известны его произведения «Звездопад», «Кража», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Печальный детектив».

В конце 80-х – начале 90-х годов 20 века В.П.Астафьев пишет ряд произведений, чаще рассказов, которые представляют собой как бы новый этап в творчестве писателя. К ним относится рассказ «Людочка», написанный в 1987 году и впервые напечатанный в журнале «Новый мир» в 1989 году.

  1. Анализ рассказа (Условие: при ответах на вопросы обращаться к тексту, зачитывать отрывки)

  1. Вспомним сюжет рассказа. Что лежит в основе произведения?

(Ответ: «…история мимоходом рассказанная, мимоходом

услышанная…» о простой деревенской девушке Людочке)

  1. Как вы понимаете, центральным образом произведения является образ Людочки. Расскажите о Людочке. Дайте характеристику героине.

(Ответ: Людочка родилась слабенькой, болезненной, плаксивой. В школе училась слабо, плохо запоминала материал, но была усидчивой. Выросла Людочка робкой, нерешительной, старательной, трудолюбивой. По хозяйству выполняла любую работу. Город, куда приехала героиня после окончания десятилетки, не вскружил ей голову. Девушка осталась тихой, скромной, спокойной, услужливой, послушной)

  1. Почему же именно её, Людочку (Людмила – русское имя, «людям милая»), такую добрую, нежную, чуткую, умеющую сострадать, постигла беда?

Читайте также:  Сочинение по пьесе островского гроза рассуждение

(Трагический парадокс времени? Ответ: С одной стороны, Людочка сильна тем, что не свернула с истинного пути, глядя на девчонок с танцплощадки. А с другой стороны, характер Людочки, ее поведение, образ жизни – её слабое место.

Город не научил девушку пить, хамить, но город не научил её и защищаться. Выросшая в деревне, среди девственной чистоты полей, лугов, она и не подозревала, что есть другой мир – грубый, жестокий, грязный, мир, в котором порой нет ничего святого, светлого, доброго.

Героиня рассказа оказалась неготовой к жизни в мире, где незаслуженно правят такие, как Артемка-мыло, Стрекач)

  1. Расскажите о последнем.

  2. Что помогает писателю лучше раскрыть образ Стрекача?

(Ответ: Речь героя. Стрекач говорит небрежно. Искажает слова)

  1. С какой целью автор использует нецензурные слова, выражения?

(Ответ: Возможно, для того, чтобы показать ничтожность, «запачканность», если так можно выразиться, дутых «паханов». Речь Стрекача свидетельствует о наглости, невежестве героя рассказа, о его полной убежденности в том, что зло, которое он несет, ненаказуемо.

Поведение Стрекача говорит и о другом: в обществе, к сожалению, не все могут противостоять этому злу)

  1. И все-таки такая сила нашлась. Кто это?

(Ответ: Отчим Людочки)

  1. Расскажите о нем и подумайте, почему мать Людочки упорно не называла его хозяином или мужем, а только – «сам»?

(Ответ: Возможно, дело в своеобразной недоступности героя)

  1. Как отчим реагирует на смерть Людочки? Почему поступает именно таким образом? Насилие за насилие? Нет уверенности в том, что Стрекач получит по заслугам, если отдать в руки правосудия?

  2. Можно ли назвать образ отчима самым ярким, колоритным, самым сильным? Почему?

  3. Как вы думаете, помог бы отчим Людочке?

(Ответ: Безусловно, если бы она обратилась к нему за помощью. Но она не сделала этого, так как не знала, как к нему подступиться. Не решилась рассказать ему о случившемся. Не рассказала, не поделилась, не попросила о помощи и осталась ОДНА)

  1. ОДНА. Одиночество – одна из главных проблем, затронутых автором в рассказе. Когда Людочка стала одинокой?

(Ответ: Одинокой она была всегда – и дома, и в школе, и в городе. Но почувствовала это, когда стряслась беда)

  1. Зачитайте отрывок, рассказывающий о парне, за которым девушка ухаживала, находясь в больнице.

  • Когда человек одинок?
  • Нужна ли поддержка одиноким? Какая?
  • Что такое сострадание?
  1. События в рассказе переплетаются с воспоминаниями Людочки. Почему, как вы думаете, автор использует такой композиционный прием?

(Ответ: Возможно, потому, чтобы мы смогли почувствовать неподдельную трагедию человека, чтобы мы посочувствовали, но не лукаво, а искренне)

  1. Оставшись одна, Людочка не смогла, к сожалению, вынести тяжести своего несчастья и приняла страшное решение. Кто виноват в гибели героини? Только ли Стрекач?

  2. Что являет собой эта гибель?

(Ответ: Гибель Людочки – это укор всем живущим, укор родным и близким. Чувство вины будет преследовать и мать девушки, и Гавриловну, и отчима)

  1. ВЫВОД. А для читателей рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение о том, что и рядом с нами могут оказаться попавшие в беду люди. Не проходите мимо! Помогите и посочувствуйте им, поддержите их! Умение бережно относиться друг к другу, знакомому или незнакомому, позволит нам оставаться ЛЮДЬМИ в жестоком и грубом мире.

Письменная работа (выполнить одно из заданий на выбор).

  1. Обозначить проблемы, затронутые автором, и прокомментировать одну из них.

  2. Выразить отношение к рассказу.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-analiz-rasskaza-v-p-astaf-ieva-liudochka

Анализ: Астафьев, “Людочка”. Проблематика произведения

В журнале “Новый мир”, в сентябрьском номере за 1989 год, опубликовал свой рассказ Астафьев (“Людочка”). Анализ этого произведения – тема данной статьи. Фото автора представлено ниже.

Проблематика рассказа

Рассказ этот – о молодежи, однако в героях, которых создал Астафьев, молодости нет. Все они – одинокие люди, страдающие где-то глубоко в себе и шатающиеся по свету. Эти изношенные тени бросают на души читателей свои мрачные ощущения. В особенности в героях Астафьева поражает одиночество, которое в произведении неизменное и жуткое.

Из этого круга стремится вырваться главная героиня рассказа “Людочка” (Астафьев). Проблематика произведения заключается в столкновении между внутренним и внешним миром.

Можно заметить, что уже первые строчки рассказа, в которых героиня произведения сравнивается с примороженной вялой травой, наводят на мысль о том, что она, подобно этой траве, к жизни не способна.

Отношение родителей к Людочке

Отношение родителей к Людочке – важный момент, на котором следует остановиться, проводя анализ. Астафьев (“Людочка”) рисует взаимоотношения главной героини с родителями далеко не идеальными. Людочка уезжает из дома, в котором прошло ее детство.

В нем остаются тоже одинокие, чужие ей люди. Мать девушки уже давно свыклась с устройством собственной жизни. А отчим относился к главной героине равнодушно. Астафьев отмечает, что они просто жили в одном доме, да и только.

Девушка ощущала себя чужой среди людей.

Проблема душевного одиночества

Наше общество больно, это ясно сегодня всем. Но чтобы выбрать правильное лечение, нужно поставить верный диагноз. Лучшие умы страны бьются над этим, пытаются провести собственный анализ.

Астафьев (“Людочка”) поставил очень точный диагноз для одной страшной болезни, которая поразила страну. Писатель увидел главную героиню рассказа в душевном одиночестве. В ее образе отразилась боль множества наших соотечественников.

Очень актуален и сегодня рассказ “Людочка” (Астафьев). Проблематика его близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.

Обратите внимание

Рассказ, созданный Астафьевым, легко вписывается в современный литературный процесс. Одна из основных особенностей таланта автора – умение охватить проблемы, которые волнуют многих писателей: распад деревни, падение нравственности, бесхозяйственность, рост преступности. Виктор Петрович показывает нам серую, будничную, обыкновенную жизнь.

В круге “дом-работа-дом” живут Гавриловна, женщина, потерявшая в парикмахерской свое здоровье, и ее товарки, принимающие как должное все удары судьбы. И главная героиня должна быть в этом круге, как показывает проведенный нами анализ. Астафьев (“Людочка”) изображает ее отнюдь не исключительной героиней, способной изменить этот мир.

Она вынуждена существовать в тяжелых условиях и понимать, что выхода нет.

Запутанная судьба Людочки

Когда главная героиня произведения окончила 9 классов и стала девушкой, мать ей сказала, чтобы Людочка отправилась в город устраиваться, поскольку ей нечего делать в деревне.

Основная идея рассказа состоит в изображении запутанной судьбы девушки, которая зажата экономическими рамками (для того чтобы хоть как-то выжить в городе, нужно было соглашаться на любую работу), а также неприемлемыми для деревни жестокими нравами города.

Писатель мастерски раскрыл характер Людочки, а также нравственные проблемы современного ему поколения, провел их анализ. Астафьев (“Людочка”) смог доступно рассказать о многих серьезных вещах, вызвать сострадание и сочувствие к несправедливой судьбе главной героини.

Почему Людочка покончила с собой?

Людочка, приехав домой, не нашла даже у матери должной поддержки, поскольку та была озабочена собственными проблемами. Главная героиня была способной на отчаянный поступок, решительной в себе, как и все замкнутые люди. Она всегда первая в детстве бросалась в реку.

И теперь, с петлей на шее, Людочка, как и в детстве, оттолкнулась ступнями и зажала уши ладонями, словно бросилась в бездонный и безбрежный омут с высоко подмытого берега. С одной стороны, девушка решила таким способом решить все свои проблемы, не мешая никому, но с другой – ее решимости можно позавидовать.

Характеристика Людочки Астафьева весьма примечательна. Решимость главной героини не свойственна многим молодым людям современности.

Взаимосвязанность судеб

Писатель стремится дать в рассказе такое изображение, чтобы читатель получил возможность не просто увидеть, но и ощутить в картине, встающей перед ним, живой ток жизни. Проводя анализ рассказа Астафьева “Людочка”, необходимо отметить еще один важный момент.

Сюжет представляет собой не просто и не только видимую событийную связь, но и нечто большее – сокрытую подтекстовую, которая скрепляет движением авторской мысли все произведение. В нашем случае это мысли о взаимосвязанности судеб, живущих в расколотом, разъединенном, но все же в одном мире, на одной земле.

Грехи очень многих приняла на себя Людочка: матери, Стрекоча, Гавриловны, школы, молодежи городка, советской милиции. Это то, с чем еще Достоевский не мог согласиться – искупление непонимающими и невинными чьих-то грехов. Недолгая жизнь, однообразная, беспросветная, безучастная, серая, без любви и ласки – трагедия девушки. Ее смерть – это ее взлет.

Лишь после гибели Людочка стала вдруг необходима своей матери, Гавриловне. Ее наконец заметили. Очень трогателен рассказ Астафьева, поскольку читатель может почувствовать, как автор добросердечен и заботлив по отношению к этой девушке.

Трагедия “маленького человека”

Трагедия “маленького человека” раскрывается в этом произведении. Астафьев продолжает в нем одну из самых излюбленных в русской литературе 19 века тем.

В произведении описывается судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей на поиски счастья в город, но наткнувшейся на жестокость и равнодушие людей.

Над Людочкой надругались, однако самое страшное – не это: ее не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.

Важно

Образ Людочки Астафьев создал следующий: это обыкновенная русская девушка, каких множество.

Главная героиня не отличалась с детства ни умом, ни красотой, однако сохранила в душе своей уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Девушка эта была слабохарактерной.

Именно поэтому Гавриловна, приютившая ее в городе, свалила на Людочку всю работу по хозяйству. Девушка ее делала с удовольствием и не обижалась на нее.

Языковые особенности в рассказе

Мы проводим идейно-художественный анализ рассказа Астафьева “Людочка”. Идейную основу произведения мы описали, переходим теперь к художественным особенностям этого рассказа.

Писатель вложил в уста Гавриловны большое число устойчивых оборотов, афоризмов (“касаточка”, “ласточка”, “голубонька сизокрылая”, “золотко мое”). С помощью этих выражений автор дает характеристику хозяйки, ее индивидуальные качества получают эмоциональную оценку. Дух и стиль своего времени наследуют герои Астафьева. Их речь – это не просто говор.

Она является выразителем всех нравственных и умственных сил. Можно лишь поаплодировать писателю за прекрасное знание жаргона (“кореши”, “рвем когти”, “пахан”, “отвали”). Русские поговорки, пословицы и другие устойчивые выражения и словосочетания занимают среди изобразительных средств, используемых писателем, значительное место.

И это неслучайно – в них заложены огромные выразительные возможности: экспрессивность, эмоциональность, высокая степень обобщенности. Автор пластичным, емким, художественно выразительным языком передает читателю свое мироощущение.

Читая произведение “Людочка” Астафьева, можно заметить, что свойственную народной речи меткость, живость придают речи героев устойчивые обороты (“работала как конь”, “гнуть спину”, “втемяшилось в голову”). Колоритен, богат, неповторим в мелодичном звучании язык автора.

Кроме простых олицетворений (например, “деревня задохнулась в дикоросте”) он использует множество сложных, наполненных метафорами и эпитетами, создающих отдельную картину. Поэтому рассказ получился столь ярким, насыщенным и незабываемым.

Прием контраста

Свое внимание не сосредотачивает исключительно на теневых сторонах жизни Виктор Астафьев (“Людочка”). Анализ произведения показывает, что в нем присутствует и светлое начало, скрашивающее многие невзгоды. Оно исходит из сердец многочисленных тружеников, которые на Руси не переводятся.

Вспоминается сцена сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с матерью метали стог, а потом Людочка смывала с себя в родной реке труху и сенную пыль с радостью, ведомой лишь людям, поработавшим всласть.

Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которую в городе, погрязшем в нищете, темноте невежества и полной отсталости, невозможно ощутить.

Чем притягателен рассказ “Людочка” Астафьева?

Рассказ этот притягателен тем, что автор в столь небольшом по объему произведении смог поставить ряд важнейших проблем перед читателем. Писатель изобразил в яркой художественной форме картины реальной жизни многих людей. Однако главная задача Астафьева, вероятно, состояла в том, чтобы показать всем нам, в какую пропасть мы движемся.

И если не остановиться вовремя, человечеству грозит полное вырождение. Именно на эту мысль наводит рассказ “Людочка”. Астафьев призывает нас подумать об окружающем мире и о собственной душе, попытаться себя изменить, научиться сострадать ближнему и любить людей, увидеть красоту этого мира и постараться ее сохранить.

Ведь красота, как известно, спасет мир.

Источник: https://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/analiz-astafev-lyudochka-problematika-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию