ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», — писал поэт в стихотворении «Весна на море». И действительно, стройность мотива в стихах Рубцова удивительная.
Читая его произведения, не устаешь удивляться тому, как послушны автору слова, как естественно складываются они в строки, а строки плавно переходят одна в другую. О чем бы ни писал Николай Рубцов — во всем неповторимая гармония, сила, красота. В его стихотворениях — прелесть русской природы, искренняя любовь к родному краю, насыщенная и многообразная внутренняя жизнь человека.
В них — и биография самого поэта.
«Стихи пытался писать еще в детстве», — говорит автор. Плененный занимательными книгами о морских путешествиях, юный Николай Рубцов буквально бредил морем. И его глубокие, искренние чувства уже тогда выливались в стихотворные строки:
Вечно в движении, вечно волна,(Шумны просторы морские), -Лишь человеку покорна она,Сила суровой стихии.К морю нельзя равнодушным быть…Если, настойчиво споря,Ты говоришь: «Не Могу любить!» -Значит, боишься моря. С годами зов моря не только не ослабнет в душе поэта, а станет еще сильнее, и он осуществит свою мечту.
Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и в то же время первым серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Море останется его первой и, возможно, самой сильной любовью. Такой же сильной, как любовь к родине, к родному селу Никольское, где прошло детство поэта: Деревья, избы, лошадь на мосту,Цветущий луг — везде о них тоскую.
И разлюбив всю эту красоту,Я не создам, наверное, другую… Так трогательно и проникновенно писал Рубцов в стихотворении «Утро». И он никогда не смог разлюбить красоту милых сердцу мест.
Где бы ни находился поэт, его душа всегда остается на родине, в ее лугах, полях, лесах, в стогах сена и пении птиц: Но моя родимая землицаНадо мной удерживает власть, -Память возвращается, как птица,В то гнездо, в котором родилась.И вокруг любви непобедимой К селам, к соснам, к ягодамРуси Жизнь моя вращается незримо,Как земля вокруг своей оси, — признается автор в стихотворении «Ось».
Часто, особенно по вечерам, поэт любил погружаться в воспоминания детства — воспоминания о родном селе, о милой сердцу природе, о постоянно манящем море. И в эти моменты в его душе рождались самые поэтические строки. Наверное, поэтому Николай Рубцов больше всего любил одиночество: В горьких невзгодах прошедшего дняБыло порой невмочь.Только одна и утешит меня —Ночь, черная ночь.
Ночью, в одиноких раздумьях, он находил успокоение и даже утешение. И стихотворения, созданные в часы этих раздумий, передают сложный душевный мир лирического героя, все оттенки его психологического состояния.Внутренней жизни человека, его душе поэтом посвящено немало прекрасных строк.
«Все темы души — это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны», — удивительно точно сказал Н. Рубцов. О чем бы он ни писал, он всегда стремился подчиняться не одному рассудку, но и чувству. Возможно, даже чувству — в большей степени, потому что, как писал поэт в своем стихотворении «О чем писать?»: Но если нетНи радости, ни горя,Тогда не мни,Что звонко запоешь,Любая тема —Поля или моря,И тема гор -Все это будет ложь!
Николай Рубцов писал чувством, писал сердцем, самой душой. И потому тема внутреннего мира человека, так же как и темы родины и природы, прозвучала в его творчестве так волнующе, так искренне, на самой пронзительной и высокой ноте. Невероятно разнообразен и насыщен поэтический мир Н. М. Рубцова.
Рисовал поэт и картины быта, и настроения людей, передавал радость и печаль, мечты и разочарования, счастье и горе. И при этом всегда его произведения отличались сложностью и глубиной содержания, совершенством и простотой формы, богатством и искренностью чувств.
Благодаря всем этим особенностям его поэзию невозможно читать без искренней симпатии и увлечения.
ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/kollektsiya-sochinenij-po-russkoj-literature-5-11-klass/8-klass/2569-chelovek-priroda-i-rodina-v-poezii-n-m-rubtsova
Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА
Николай Рубцов был одним из самых значительных или даже самым значительным лирическим поэтом своего времени. В его стихах нет и тона искусственности, фальши, надуманности.
Лирике Николая Рубцова присуща единственная в своем роде подлинность и проникновенность Вместе с тем его поэзия по-своему очень сложна и богата смыслом, исполнена живой жизни.
В ней каждый, по мере своих потребностей и способностей, может найти ответы на непростые вопросы, почерпнуть что-то важное и ценное.
Любовь к поэту Рубцову определена и предопределена глубокой человечностью его творчества. Человек, народ и его история, картины русской природы в поэзии Рубцова не являются только внешней темой.
Рубцов не просто говорит нечто «о народе», в его поэзии звучат живые голоса живых людей.
Поэт не умиляется со стороны другим человеком, наслаждаясь этим своим умилением, но дает ему войти в стихи с его собственной правдой.
Например, в стихотворении «Русский огонек» перед нами предстает образ одинокой пожилой женщины. Лирический герой, оказавшись в одиночестве в «бескрайнем мертвом поле», заметил мелькающий в снежной пустыне огонек.
Не дожидаясь приглашения, он вошел в уютную избу. Хозяйка встретила его приветливо, предложила теплую одежду, еду. Однако героя тревожит ее печальный, какой-то безжизненный взгляд.
Тайну этого взгляда открывают семейные фотографии, висящие на стене:
Огнем, враждой Земля полным-полна, —
И близких всех душа не позабудет!
Мы не знаем, какой была судьба этой простой русской женщины. Но вопрос, с которым она обратилась к своему гостю, позволяет нам предположить, что свою семью хозяйка потеряла на войне.
Может быть, именно в память о рано ушедшем из жизни сыне или горячо любимом муже она с такой добротой отнеслась к случайному путнику, непрошеному гостю, не взяв с него денег за ночлег.
Она пережила горькую боль утраты самых близких, родных людей, но не утратила способности к сочувствию, сопереживанию чужой беды.
Разве не высокий гуманизм, доброта и дружелюбие помогли нашему народу выстоять в борьбе против жестоких захватчиков, одержать величайшую в истории победу? Как само собой разумеющееся, проявляет заботу женщина о совершенно чужом человеке, вызвав в нем ответные добрые чувства:
Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…
Русский человек в поэзии Рубцова естествен в проявлении своих душевных качеств и в этом, пожалуй, созвучен с природой, вскормившей его.
Один из героев Рубцова, добрый Филя, живет в полной гармонии с окружающим миром: его дом — деревянная изба, счастливо задремавшая меж звериных дорог. Филя любит скотину, любую еду, ходит в долину и дует в дуду.
Он не претендует на блага цивилизации, живет себе спокойно без газа и без ванны.
Филя не задается лишними вопросами, не разговаривает много и много не рассуждает о смысле своего существования, ибо для него этот мир «такой справедливый, даже нечего крыть…».
Одухотворена ли природа в лирике Рубцова? В полной мере. Но поэт не любуется ее красотой бессмысленно и отвлеченно. Далек он и от постижения непостижимых тайн: «Скажите, знаете ли вы о вьюгах что-нибудь такое: кто может их заставить выть? Кто может их остановить, когда захочется покоя?»
Слушая вой вьюги, наслаждаясь тишиной осени, принимая полным сердцем земную святость, поэт словно подключается к первоистокам волшебной музыки мироздания. Он умеет слышать ту звучащую стихию, которая несоизмеримо больше и его, и любого из нас, — стихию природы.
Поэт тесно связан своим даром с природой, словно дитя пуповиной с матерью. И природа отзывается в его душе чувствами мирными, иногда тревожными, вплоть до трагических предчувствий:
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли Гибель живые созданья.
В одном из последних стихотворений поэт предсказал даже точное время своей смерти: «Я умру в крещенские морозы…»
Трудные жизненные обстоятельства жизни, внутренние противоречия, владевшие его душой, привели Рубцова к трагической развязке. Он был далеко не простым человеком.
В нем уживались самые, казалось бы, несовместимые черты — кротость, доброта и острая тревога, угрюмость, подчас даже злой гнев. Но все это было простительным «грехом» поэта — в его стихах звучала любовь к миру, человеку, родине.
А любовь есть главная добродетель, выше всякой исправной жизни и многотрудных дел. Без любви тщетны все великие дарования.
На этой странице искали :
- человек и природа в лирике рубцова
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-chelovek-priroda-i-rodina-v-poezii-n-m-rubcova.html
Николай Рубцов — Природа
Что такое стихотворение «Природа» у Николая Рубцова? Это практически живой, иногда юный, иногда взрослый, иногда старый человек, а иногда это такой человек, который вообще не имеет возраста. Природа – это живой друг и товарищ Рубцова.
Таких друзей он никак не мог найти среди живых. Он жил и чувствовал совсем не так, как другие люди. И его смерть была вполне понятной: поэт ушел в тот край и мир, который был ему роднее нашей бренной земли.
Природа у Николая Рубцова просто многолика:
Звенит, смеется, как младенец,
И смотрит солнышку вослед.
И меж домов, берез, поленниц
Горит, струясь, небесный свет.
Итак, сначала природа предстает младенцем, т.е. ведет себя точно так же, как и любой маленький человечек. В образе природы явно угадывается дитя, такое, каким оно должно быть – естественным и любопытным. Свет Солнца, называемый Рубцовым небесным светом, это как будто знак свыше, при помощи которого божественные силы проявляют самих себя.
Как над заплаканным младенцем,
Играя с нею, после гроз
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берез,
Вообще береза одухотворяется поэтом, она как будто бы земной символ неба, символ Руси, России. Береза у поэта становится неотъемлемым символом природы вообще, без березы немыслим образ природы у Рубцова.
Через березу проходит радуга, которая в целом понимается символом мира, единения неба и земли.
Можно заметить, что без березы, главного природного символа, автору невозможно достичь мира в душе, гармонии с самим собой.
И миротворный
запах меда
По травам катится волной, —
Его вкушает вся природа
И щедро делится со мной!
Мед – это природная сладость. Аромат – это неотъемлемый природный признак. Это не всегда мед, порой это запах цветов, аромат прибрежных растений или просто свежий весенний воздух.
И вольно дышит
ночью звездной
Под колыбельный скрип телег…
И вдруг разгневается грозно
Совсем как взрослый человек.
Вряд ли можно с чем-то сравнить аромат ночи, особенно летней. Ну а если приближается гроза, следует ждать гневных раскатов грома и блестящих молний, после чего вновь наступает примирение, и на небе появляется радуга.
В самом деле, природа – тот же человек, с гневом, сменяющим радость, с яркими эмоциями, с многогранным характером, щедростью, добротой и поддержкой. Это образ идеального человека, которого автор не может найти вокруг себя.
Но это верный друг, приятель, товарищ, настолько же величественный, насколько и близкий.
Источник: https://formaslov.ru/portal/nikolay-rubtsov-priroda/
Родная природа в лирике С. А. Есенина и Н. М. Рубцова (6 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г.ОРЛА
Марадудо Ольга Ивановна
учитель русского языка и литературы
Родная природа в лирике С.А. Есенина и Н.М. Рубцова
урок литературы
6-й класс
Цели урока:
Образовательные:
- проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- отрабатывать навыки анализа стихотворений;
- развивать воображение учащихся.
Воспитательные:
- прививать любовь к родной природе и родине;
- содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к стихотворениям о природе.
Развивающие:
- формировать навыки публичного выступления;
- формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные умения:
- умение извлекать информацию из разных источников;
- умение отбирать материал по заданной теме;
- умение составлять письменные тезисы;
- умение подбирать цитаты.
Тип урока: урок-беседа.
Оборудование:
- портреты поэтов XIX и XX веков;
- репродукции пейзажей русских художников;
- иллюстрации учащихся к стихотворениям;
- компьютер, видеопроектор, экран, презентация;
- учебники, тетради по литературе.
Методические приемы:
Учебный диалог, анализ лирических произведений, аналитическая беседа .
Ход урока
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. И. Тютчев
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий
1. Учитель (читает строки Тютчева). Эти замечательные строки принадлежат великому русскому поэту второй половины 19 века, нашему земляку, Ф. И. Тютчеву. Вдумаемся в эти слова.
— К кому обращается поэт в стихотворении? С кем он спорит?
— Тютчев употребляет устаревшее слов «мните». Объясните его значение.
— Что значит «не слепок»?
— Что присуще природе, по мнению Тютчева? Какова она?
Учитель. Поэзия Тютчева, как и других русских мастеров слова, исполнена любви и преклонения перед родной природой, её неподражаемой красотой, восторга перед её очарованием.
Продолжая традиции поэтов 19 века, русский поэт 20 века Н. Заболоцкий пи-сал: (учитель читает эпиграф № 2). Тема нашего урока так и будет называть-ся: «Очарованье русского пейзажа в поэзии 20 века». Запишите тему урока в тетрадях.
2. Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями поэтов 20 века, про-долживших традиции Тютчева и других мастеров слова в своём творчестве. В этих произведениях природа предстаёт живой, меняющейся, многоликой, чарующей. Вспомним сти-хи А. Блока, с которыми мы познако-мились на прошлом уроке.
Учащиеся читают наизусть стихи А. Блока «Летний вечер», «О, как бе-зумно за окном».
— Какой мы видим природу в этих стихотворениях? Какие средства вырази-тельности использовал Блок? Чем понравилось стихотворение?
3. Учитель. Русская поэзия 20 века дала миру немало блистательных имён. Среди них С. А. Есенин.
— Что вы знаете об этом поэте? (Ученики рассказывают о Есенине.)
Есенин написал много стихов о природе, родине, которую безмерно любил. Русский пейзаж — одна из постоянных тем есенинской лирики.
4. Прослушивание стихотворения «Мелколесье. Степь и дали».
— Какова тема стихотворения? О чём оно?
— Какую природу описывает поэт?
— Хоть это и неказистый пейзаж, но какие чувства вызывает он в лирическом герое?
— Как вы понимаете слова: «Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы». Какое чувство здесь выражается?
— Каковы особенности лирического героя? (Автобиографический образ.)
— Почему лирическому герою хочется прослезиться? Какие воспоминания будит у него пейзаж?
— Лирический герой стихотворения говорит только о своих чувствах или о чувствах многих людей?
— Какие художественные средства использовал Есенин в стихотворении для выражения чувств лирического героя?
— Какую роль играет образ берёзки?
— Какие ещё народные мотивы слышатся в стихотворении?
5. Учитель. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в зим-нем лесу.
Чтение учителем стихотворения «Пороша» на фоне музыки.
— Какие картины рисуются в вашем воображении при чтении этих строк? Нарисуйте словесную картину.
— Рассмотрите репродукции картин и иллюстрации к стихотворениям, сравните изображённое здесь и «увиденное» вами. Что общего и различного? Такою ли вы увидели природу, как авторы репродукций и иллюстраций? Какие работы, на ваш взгляд, наиболее удачны?
— Что общего у этого стихотворения с предыдущим?
— Каким мы видим лес?
— Какие образы, слова роднят это стихотворение с фольклором?
— Какие художественные средства использует автор в «Пороше»? (Олицетворения и сравнения.)
— Что достигается благодаря этим средствам?
(Вся природа, несмотря на зиму, живая: и старушка сосна, и вороны, и дятел, и конь.)
— Слышим ли мы лесные звуки? Благодаря чему это достигается? (Автор использует аллитерацию (з-с), ассонанс (а, у).)
— Если в стихотворении «Мелколесье, степь и дали» на первом плане но-стальгические воспоминания поэта, то в » Пороше» что важнее? Чему более всего уделяет внимание Есенин?
Учитель. Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравне-ниям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь «В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК».
— Вспомните художественные произведения, где природа очеловечена? («Кладовая солнца» М. Пришвина, стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Баратын-ского.)
— Попробуйте прочитать стихотворения Есенина, сохраняя эмоциональный настрой и интонацию текста.
6. Учитель. Стихи Сергея Есенина столь мелодичны, что многие из них ста-ли песнями. Да и сам он свои стихи часто называл песнями. Одну из них «Над окошком месяц, под окошком ветер» мы сейчас послушаем.
Звучит песня.
— Какие чувства преобладают в песне — весёлые или грустные?
— О чём эта песня — о любви, о прошедшей юности, о жизни человека?
Учитель. Есенин в своих стихотворениях описывал родную природу. Пусть она неяркая, невыразительная, нероскошная, но любимая навек, до боли в сердце, до слёз. Сам поэт становится лучше, чище, забывая обо всём суетном и постороннем, ведь такому внимательному, наблюдательному художнику, как Есенин, радость от очарования русского пейзажа доступна, открыта.
7. Учитель. В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придаёт им бодрость и мирит их с тревожной и тяжёлой жизнью. Одним из таких поэтов был Николай Ми-хайлович Рубцов.
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК. 3 января 1936 года в посёлке Елецк Архангельской об-ласти в семье Рубцовых родился четвёртый ребёнок, которого нарекли Ни-колаем. (Слайд № 2.) Детство будущего поэта пришлось на военные годы. Рубцов рано остался сиротой. Мать умерла, отец ушёл на фронт.
Мальчик оказался в детском доме в селе Никольском. (Слайд № 3.) Из детских нелас-ковых лет вынес Коля не ожесточение и ненависть, а совсем другие чувства — мудрое и какое-то глубокое, спокойное осознание красоты жизни.
Этому, ко-нечно, помогла природа, озарившая сиротскую жизнь детдомовцев:
Вот, говорят, Что скуден был паёк, Что были ночи С холодом, с тоскою. Я лучше помню Ивы над рекою
И запоздалый в поле огонёк.
ВТОРОЙ УЧЕНИК. Ещё до службы в армии Рубцову пришлось сменить множество профессий: он окончил два курса «лесного» техникума, пытался поступить в мореходное училище (в 14 лет, закончив 7 классов, поехал в Ри-гу, к морю), был кочегаром на тральщике «Архангельск».(Слайд № 4.) Руб-цов постоянно всматривается в природу, учится у неё. Об этой наблюдатель-ности стихотворение «Воробей»:
Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зёрнышком бедным, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
После четырёх лет службы на Северном флоте Рубцов возвращается в Ленин-град. Экстерном закончив вечернюю школу, он поступил в Литературный ин-ститут, который находится в Москве, и переезжает в столицу. Как-то на сту-денческой вечеринке читали стихи «по кругу»…Настал черёд поэта-перво-курсника, паренька из Вологды. И Рубцов прочитал «В горнице моей светло».
(Слайд № 5.) Произошла некоторая заминка: больно уж всё просто, даже на-ивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия-дело серьёзное. Мы в космосе, а ты — «матушка принесёт воды».
Звучит песня «В горнице моей светло».
Третий ученик. Руководитель творческого семинара Николай Сидоренко, аттестуя Рубцова за второй курс, говорил: «Если вы спросите меня: на кого большие надежды, я отвечу: на Рубцова. Он — художник по организации его натуры, поэт по призванию».
Но жизнь в Москве не сложилась. В 1963 году он перевёлся на заочное отде-ление и уехал в Вологду. Николай Рубцов боготворил Россию, её природу, обычаи, верования. В тяжёлые минуты, когда сознание одиночества и забро-шенности мучило поэта, он стремился успокоить себя, сливаясь с природой.
Четвёртый ученик читает стихотворение Н.Рубцова «Я люблю, когда шумят берёзы». (Слайд № 6.)
Учитель. Из всех «источников света» Н.Рубцов особенно любил огоньки и звёзды. Звёзды — это ведь тоже маленькие огонёчки на пустынном «поле» тёмного небосвода.
Они не освещают широко и ровно землю, дорогу, но способны поддержать человека своим существованием, тем, что они есть, ведь «если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно».
Огонёк — это всегда надежда на то, что впереди — люди, доброта, помощь.
8. Прослушивание стихотворения «Звезда полей» в исполнении Б.Галкина. (Слайд № 7.)
— Запишите в тетрадях название стихотворения и продолжите фразу: «Я по-нимаю это стихотворение так…» Затем встаньте, походите по классу, прочи-тайте записи товарищей, вернитесь на место и допишите то, что показалось вам близким, интересным в ответах других ребят.
Беседа по стихотворению.
— Каким чувством проникнуто стихотворение?
— Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией. ( Запись в тетра-дях.)
— Назовите ключевые слова этого стихотворения.
— Какие художественные средства помогают поэту передать взволнованность и любовь к родной земле?
— Какой образ создаётся в стихотворении благодаря повторяющемуся слово-сочетанию «звезда полей»?
— Обратите внимание на знаки препинания. (Несколько многоточий.)
— С какой целью употреблены они в стихотворении?
— Какое значение имеет название стихотворения?
Учитель. Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим обра-зам. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Бо-гу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов.
Он преображает традиционный образ звезды — и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. Звезда полей, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережёт сон родины.
Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, /Для всех тревожных жителей земли». Образ звезды повторяется и в стихо-творении «В горнице».
9. Прослушивание песни «Звезда полей» в исполнении А.Градского.
— Как, по-вашему, удалось ли певцу выразить то, что хотел сказать нам Руб-цов?
10. Работа с иллюстрациями к стихотворениям Н.Рубцова.
11. Учитель. В одном из стихотворений Рубцов написал:
Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова! (Слайд № 8.)
— Как вы понимаете эти строки? Можно ли сделать вывод о том, что Рубцов продолжил лучшие традиции поэтов 19 века? А А.Блок и С. Есенин?
12. Рефлексия.
— Соответствует ли образ природы, созданный этими поэтами, пониманию природы Тютчевым? Как относятся к природе поэты 20 века?
— Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока?
— В чём, по-вашему, заключается очарование русского пейзажа?
— Каково значение литературы как предмета, изучаемого в школе?
Учитель. Природа сотворена для человека, а человек должен хранить даро-ванное ему свыше. Поэты и писатели XIX и XX в.
не просто описывали при-роду в своих произведениях, показывая её живой, одухотворённой, но стре-мились передать её национальный колорит, её неповторимый облик, её оча-рование, увидеть и понять которое под силу не каждому человеку, а только наблюдательному, прозорливому, талантливому. В этом заключается важное значение литературы как духовно — нравственной основы России.
13. Оценки за урок.
14. Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение и сделать его анализ в тетради.
Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/ovkr08to.html
Нерасторжимая связь человека с природой родной земли в поэзии Н. Рубцова
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 год в поселке Емецк Архангельской области. Детство прошло в селе Никольском на Вологодской земле, в краю необозримых лесов и болот.
Потом была служба на Северном флоте, работа в Ленинграде на Кировском заводе. После окончания Литературного института Рубцов вернулся в родные места — в Вологду.
Шагая пешком от деревни к деревне, ночуя в крестьянских избах, поэт открывал бесконечность родного мира природы и постигал его нерасторжимую связь с человеком.
Природа северных областей России небогата красками, она не поражает причудливыми картинами.
Тихая моя родина!Ивы, река, соловьи —
Вот и все ее красоты. Но, тем не менее, именно здесь, на родине, поэт ощутил свое единение с природой:
С каждой избою и тучею,С громом, готовым упасть,Чувствую самую жгучую,Самую смертную связь.
Поэт чувствует саму жизнь природы, умеет понять душу листа и травинки, реки и леса. «Все люблю без памяти в деревенском стане я», — говорит о себе Рубцов. И любовь эта не знает границ. Переполняя душу, она становится поэтичными строками:
И эту грусть, и святость прежних летЯ так любил во мгле родного края,Что я хотел упасть и умеретьИ обнимать ромашки, умирая…
В стихах Рубцова, как в календаре, сменяя друг друга, проходят Весна, Лето, Осень, Зима. Но это не просто времена года, это — разное состояние души природы, созвучное душе человека.
Лето — праздник природы, пик ее красоты.
Красуются цветы, «по утрам умываясь росой», «блаженствуют мужики», отдыхая после сенокоса на ароматной траве, и само солнце протягивает человеку свои лучи по утрам, «как сотни добрых рук».
Но уже «по лесам зароптали березы, словно сквозь дрему расслышали чьи-то угрозы, словно почуяли гибель живые созданья». А «ветер всхлипывает, словно дитя, за углом потемневшего дома», встречая неизбежную Осень.
И потянулись к югу журавли со своей прощальной песней. В рыданье журавлей — грусть, тревога и тоска одинокой души человека.
И кто может сказать: Природа ли наполнила собой Человека или Человек заполнил своим настроением все пространство вокруг?
Но «выпал снег — и все забылось, чем душа была полна». Вечным своим движением и обновлением природа лечит душу человека, учит мудрому отношению к жизни во всех ее проявлениях.
Человек и природа в поэзии Н. Рубцова предстают как разные формы единого процесса бытия, где можно быть то мыслящим созданьем, то тихим осенним листом, или веселым шумом дождя:
Я хотел бы превратитьсяИль в багряный тихий лист,Иль в дождевой веселый свист,Но, превратившись, возродитьсяИ возвратиться в отчий дом.Сказать: — Я был в лесу Листом!Сказать: — Я был в лесу дождем!Поверьте мне, я чист душою…
Источник: http://www.sochuroki.com/nerastorzhimaya-svyaz-cheloveka-s-prirodoj-rodnoj-zemli-v-poezii-n-rubcova/
Презентация на тему ««Тихая лирика» Н. Рубцова»
- Скачать презентацию (0.99 Мб)
- 20 загрузок
- 4.0 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация для школьников на тему ««Тихая лирика» Н. Рубцова» по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
- Форматpptx (powerpoint)
- Количество слайдов19
- Аудитория6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
- Словалитература теория литературы теория поэзии рубцов лирика рубцова
- КонспектОтсутствует
- Слайд 1До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Николай Рубцов
- Слайд 35 января 1936 года родился в поселке Емецк Архангельской области. В 1950 году поступил в лесотехнический техникум в городе Тотьма. В 1955 году перебрался в Ленинград, но вскоре был призван на военную службу. В 1959 году вернулся в Ленинград и стал рабочим завода. В 1965 году в Архангельске вышла небольшая книга «Лирика», а в 1967 году в Москве – «Звезда полей». 19 января 1971 года погиб в Вологде.
- Слайд 4Дом в с. Емецк Архангельской области, где в 1936 г. родился Николай Рубцов Валентина Алексеевна Рубцова
- Слайд 5Музей Н. М. Рубцова в Никольском Детский дом в с.Никольское, где в 1943-1950 гг. жил Н. Рубцов
- Слайд 7Диплом об окончании Литературного института
- Слайд 8Тотьма. Река Сухона
- Слайд 9Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. — Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. — Тихо ответили жители: — Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос.
- Слайд 10Погружены в томительный мороз, Вокруг меня снега оцепенели. Оцепенели маленькие ели, И было небо темное, без звезд. Какая глушь! Я был один живой. Один живой в бескрайнем мертвомполе! Вдруг тихий свет(пригрезившийся,что ли?) Мелькнул в пустыне, как сторожевой…
- Слайд 11Об одиночестве лирического героя, потерявшего дорогу в непроглядной звёздной ночи. — Какие символические образы несут значения печали, грусти, душевного холода? «Томительный мороз», оцепеневшие снега и ели, тёмное небо, без звёзд; бескрайнее мёртвое поле. — О чём это поэтическое произведение?
- Слайд 12- Звезда у поэта – один из главнейших символов. Почему же здесь «небо тёмное, без звёзд»? Поэт показывает отсутствие гармонии в душе лирического героя, подчёркивает тяжесть одиночества. — Какое значение имеет в ст. образ дома? В свою поэзию Рубцов принёс представление русского народа о доме как пристанище, источнике добра и счастья. Поэтому здесь образ дома как символ желанного пристанища души.
- Слайд 13- Как вы понимаете слова: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»? — Найдите строки в ст., в которых поэт показывает, как всенародная трагедия сказалась на судьбах старой крестьянки, её родных и близких.
- Слайд 14Взбегу на холм и упаду в траву. И древностью повеет вдруг из дола! И вдруг картины грозного раздора Я в этот миг увижу наяву. Пустынный свет на звездных берегах И вереницы птиц твоих, Россия, Затмит на миг В крови и в жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя… Россия, Русь — куда я ни взгляну… За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя…
- Слайд 15- Какой видит свою родину поэт? Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в полудреме черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль.
- Слайд 16- Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России?Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы). Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее вглубь веков.
- Слайд 17Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка.
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/literatura/tihaya-lirika-nikolaya-rubtsova
Сочинение на тему: Человек и природа в лирике Тютчева
Тема природы — одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и описать его живо и с чувством.
Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, как живет человек:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь.
В ней есть язык.
Человек должен понимать голос природы, но это происходит далеко не всегда:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
(«Не то, что мните вы, природа…»)
Тютчев рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны. Это божественная сила, изображенная поэтом в образе девушки, которая гордо ступает по земле, сыплет цветами и дышит свежестью:
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.
(«Весна»)
Весеннее время поэт связывает с голубым небом, теплым дождем, с грозой и громом, как в известном стихотворении «Люблю грозу в начале мая…».
Настроение весенней поры особенное и потому, что своим влиянием на человека она разгоняет тяжелое настроение, оставшееся, быть может, после зимы. В особой форме — поэтической миниатюре — Тютчев сформулировал афоризм: «Не все душе болезненное снится: пришла весна — и небо прояснится».
Здесь говорится, конечно, о весне не только как о времени года. Здесь весна имеет еще и философский смысл — это обновление для человеческой души.
Весна не одинокая путница, ее сопровождает веселый хоровод из дней, что создает легкий образ молодых девушек на прогулке:
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
(«Весенние воды»)
Не только весну изображает Тютчев в своих стихотворениях. Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, которую навевают «зловещий блеск и пестрота дерев», туман и пустеющая земля:
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
(«Осенний вечер»)
И Тютчев признает, что в осени присутствует
какая-то общая «таинственная прелесть», а осенние вечера обостряют в человеке предчувствие — особый дар, столь значимый для поэта.
Пейзаж родных земель рождает в писателе чувство сродни благоговению перед скромной, а чаще скудной на вид землей бедных селений. Все в этих пейзажах заставляет подолгу вдумываться, всматриваться в каждую черточку, человеческий глаз должен не просто «сканировать» местность.
Наблюдателю природы следует искать в местных видах следы присутствия высших сил — благословления Божьего, которое Небесный Царь распространил по земле, проходя по ней.
В этом отрывке Тютчев не мог не затронуть важную для него проблему — неспособность человека замечать таинства природы:
Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.
( «Эти бедные селенья…» )
Человек незримо связан с местом, где он живет. «Иноплеменный взор» с презрением смотрит на бедные села, но видит только поверхность вещей. «Родной» же человек не станет смотреть высокомерно, а попытается проникнуть в суть вещей, к чему и призывает поэт.
Поэт Федор Тютчев уделял огромное внимание проблеме взаимодействия человека и природы. В его лирике мы находим и восхищение, и нежные чувства, с которыми он сам относился к миру природы.
Находим также благоговение и трепет перед природными стихиями.
Тютчев любил все времена года и часто использовал их описания в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них, особенно весеннюю радость и свежесть.
Лирика Тютчева на многие поколения вошла в сокровищницу произведений, которые учат любить родной край и замечать красоту окружающего мира, искать с ним гармонии и пытаться раскрыть его тайны.
Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Chelovek_i_priroda_v_lirike_Tyutcheva
Творческая манера Николая Рубцова
Творческая манера Николая Рубцова формировалась, с одной стороны, под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин.
С другой стороны, основные образы в его стихах совпадают с народной поэзией: мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце.
Проблематика лирики Рубцова представляет собой целостную систему, в которой родина и любовь, природа и искусство, жизнь и смерть, человек и мироздание нераздельны.
Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны, они просты, лишены замысловатых образов, а с другой — необычайно сложны и исполнены глубокого смысла.
Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это его «тихая родина», царство первозданной гармонии и красоты.
Способность соединять светлое и трагическое проявляется в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении «Ночь на родине», в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как «В горнице», «Звезда полей». Некоторые исследователи называют творчество Рубцова «поэзией света».
Тайна поэтического мастерства поэта — в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения. Рассмотрим это на примере стихотворения «Звезда полей», которое в поэзии стало символом образа родины и несет на себе отчетливые признаки таланта и самобытности Николая Рубцова. В первой строфе дана конкретная художественная мотивировка с помощью точных предметных деталей:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Далее заглавный образ звезды становится все более емким и масштабным, расширяет свой пространственно-временной диапазон, проецируясь на основную тему рубцовской поэзии — родину.
От страшной, черной, ледяной полыньи, куда поначалу, остановившись, смотрит звезда из далекого космического пространства, внимание поэта переключается на другие, гораздо более близкие человеческому восприятию сферы и измерения.
Переживание приобретает выраженный личностный характер, в нем возникают воспоминания поэта о собственной жизни:
Звезда полей!
В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
А от размышлений о своей жизни поэт переходит к размышлениям о жизни и судьбе всех людей:
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Образ-символ обогатился и неизмеримо расширился, вобрал в себя новое социально-психологическое содержание и несет теперь неразрывный сплав личного и общего:
И счастлив я. пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
В этом стихотворении последовательно развивается мотив неугасимого света, звездного сияния, в нем как бы ощутим осеняющий родину свет вечности. И не случайно на смену взгляду, обращенному вниз, «в полынью», приходит восходящий свет звезды, усиленный пятикратным повтором ключевого в этом стихотворении глагола «горит».
Источник: https://referat.hhos.ru/1009568844/1754-776yy6775tt.html