Человек и природа в тихой лирике рубцова 6 класс сочинение

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», — писал поэт в стихотворении «Весна на море». И действительно, стройность мотива в стихах Рубцова удивительная.

Читая его произведения, не устаешь удивляться тому, как послушны автору слова, как естественно складываются они в строки, а строки плавно переходят одна в другую. О чем бы ни писал Николай Рубцов — во всем неповторимая гармония, сила, красота. В его стихотворениях — прелесть русской природы, искренняя любовь к родному краю, насыщенная и многообразная внутренняя жизнь человека.

В них — и биография самого поэта.

«Стихи пытался писать еще в детстве», — говорит автор. Плененный занимательными книгами о морских путешествиях, юный Николай Рубцов буквально бредил морем. И его глубокие, искренние чувства уже тогда выливались в стихотворные строки:

Вечно в движении, вечно волна,(Шумны просторы морские), -Лишь человеку покорна она,Сила суровой стихии.К морю нельзя равнодушным быть…Если, настойчиво споря,Ты говоришь: «Не Могу любить!» -Значит, боишься моря. С годами зов моря не только не ослабнет в душе поэта, а станет еще сильнее, и он осуществит свою мечту.

Обратите внимание

Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и в то же время первым серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Море останется его первой и, возможно, самой сильной любовью. Такой же сильной, как любовь к родине, к родному селу Никольское, где прошло детство поэта: Деревья, избы, лошадь на мосту,Цветущий луг — везде о них тоскую.

И разлюбив всю эту красоту,Я не создам, наверное, другую… Так трогательно и проникновенно писал Рубцов в стихотворении «Утро». И он никогда не смог разлюбить красоту милых сердцу мест.

Где бы ни находился поэт, его душа всегда остается на родине, в ее лугах, полях, лесах, в стогах сена и пении птиц: Но моя родимая землицаНадо мной удерживает власть, -Память возвращается, как птица,В то гнездо, в котором родилась.И вокруг любви непобедимой   К селам, к соснам, к ягодамРуси Жизнь моя вращается незримо,Как земля вокруг своей оси, — признается автор в стихотворении «Ось».

Часто, особенно по вечерам, поэт любил погружаться в воспоминания детства — воспоминания о родном селе, о милой сердцу природе, о постоянно манящем море. И в эти моменты в его душе рождались самые поэтические строки. Наверное, поэтому Николай Рубцов больше всего любил одиночество: В горьких невзгодах прошедшего дняБыло порой невмочь.Только одна и утешит меня —Ночь, черная ночь.

 Ночью, в одиноких раздумьях, он находил успокоение и даже утешение. И стихотворения, созданные в часы этих раздумий, передают сложный душевный мир лирического героя, все оттенки его психологического состояния.Внутренней жизни человека, его душе поэтом посвящено немало прекрасных строк.

«Все темы души — это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны», — удивительно точно сказал Н. Рубцов. О чем бы он ни писал, он всегда стремился подчиняться не одному рассудку, но и чувству. Возможно, даже чувству — в большей степени, потому что, как писал поэт в своем стихотворении «О чем писать?»: Но если нетНи радости, ни горя,Тогда не мни,Что звонко запоешь,Любая тема —Поля или моря,И тема гор -Все это будет ложь! 

Николай Рубцов писал чувством, писал сердцем, самой душой. И потому тема внутреннего мира человека, так же как и темы родины и природы, прозвучала в его творчестве так волнующе, так искренне, на самой пронзительной и высокой ноте. Невероятно разнообразен и насыщен поэтический мир Н. М. Рубцова.

Рисовал поэт и картины быта, и настроения людей, передавал радость и печаль, мечты и разочарования, счастье и горе. И при этом всегда его произведения отличались сложностью и глубиной содержания, совершенством и простотой формы, богатством и искренностью чувств.

Благодаря всем этим особенностям его поэзию невозможно читать без искренней симпатии и увлечения.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/kollektsiya-sochinenij-po-russkoj-literature-5-11-klass/8-klass/2569-chelovek-priroda-i-rodina-v-poezii-n-m-rubtsova

Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА

Николай Рубцов был одним из самых значительных или даже самым значительным лирическим поэтом своего времени. В его стихах нет и тона искусственности, фальши, надуманности.

Лирике Николая Рубцова присуща единственная в своем роде подлинность и проникновенность Вместе с тем его поэзия по-своему очень сложна и богата смыслом, исполнена живой жизни.

В ней каждый, по мере своих потребностей и способностей, может найти ответы на непростые вопросы, почерпнуть что-то важное и ценное.

Любовь к поэту Рубцову определена и предоп­ределена глубокой человечностью его творчества. Человек, народ и его история, картины русской природы в поэзии Рубцова не являются только внешней темой.

Рубцов не просто говорит нечто «о народе», в его поэзии звучат живые голоса жи­вых людей.

Поэт не умиляется со стороны другим человеком, наслаждаясь этим своим умилением, но дает ему войти в стихи с его собственной прав­дой.

Важно

Например, в стихотворении «Русский огонек» перед нами предстает образ одинокой пожилой женщины. Лирический герой, оказавшись в оди­ночестве в «бескрайнем мертвом поле», заметил мелькающий в снежной пустыне огонек.

Не до­жидаясь приглашения, он вошел в уютную избу. Хозяйка встретила его приветливо, предложила теплую одежду, еду. Однако героя тревожит ее пе­чальный, какой-то безжизненный взгляд.

Тайну этого взгляда открывают семейные фотографии, висящие на стене:

Огнем, враждой Земля полным-полна, —

И близких всех душа не позабудет!

Мы не знаем, какой была судьба этой простой русской женщины. Но вопрос, с которым она об­ратилась к своему гостю, позволяет нам предпо­ложить, что свою семью хозяйка потеряла на вой­не.

Может быть, именно в память о рано ушедшем из жизни сыне или горячо любимом муже она с такой добротой отнеслась к случайному путнику, непрошеному гостю, не взяв с него денег за ноч­лег.

Она пережила горькую боль утраты самых близких, родных людей, но не утратила способно­сти к сочувствию, сопереживанию чужой беды.

Разве не высокий гуманизм, доброта и друже­любие помогли нашему народу выстоять в борь­бе против жестоких захватчиков, одержать вели­чайшую в истории победу? Как само собой разу­меющееся, проявляет заботу женщина о совер­шенно чужом человеке, вызвав в нем ответные добрые чувства:

Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…

Русский человек в поэзии Рубцова естествен в проявлении своих душевных качеств и в этом, пожалуй, созвучен с природой, вскормившей его.

Один из героев Рубцова, добрый Филя, живет в полной гармонии с окружающим миром: его дом — деревянная изба, счастливо задремавшая меж звериных дорог. Филя любит скотину, любую еду, ходит в долину и дует в дуду.

Он не претен­дует на блага цивилизации, живет себе спокойно без газа и без ванны.

Совет

Филя не задается лишними вопросами, не разговаривает много и много не рассуждает о смысле своего существования, ибо для него этот мир «такой справедливый, даже нечего крыть…».

Одухотворена ли природа в лирике Рубцова? В полной мере. Но поэт не любуется ее красотой бессмысленно и отвлеченно. Далек он и от пости­жения непостижимых тайн: «Скажите, знаете ли вы о вьюгах что-нибудь такое: кто может их за­ставить выть? Кто может их остановить, когда за­хочется покоя?»

Слушая вой вьюги, наслаждаясь тишиной осе­ни, принимая полным сердцем земную святость, поэт словно подключается к первоистокам вол­шебной музыки мироздания. Он умеет слышать ту звучащую стихию, которая несоизмеримо больше и его, и любого из нас, — стихию при­роды.

Поэт тесно связан своим даром с природой, словно дитя пуповиной с матерью. И природа от­зывается в его душе чувствами мирными, иногда тревожными, вплоть до трагических предчув­ствий:

Вдруг, пробудясь,

По лесам зароптали березы,

Словно сквозь дрему Расслышали чьи-то угрозы,

Словно почуяли Гибель живые созданья.

В одном из последних стихотворений поэт предсказал даже точное время своей смерти: «Я умру в крещенские морозы…»

Трудные жизненные обстоятельства жизни, внутренние противоречия, владевшие его душой, привели Рубцова к трагической развязке. Он был далеко не простым человеком.

В нем уживались самые, казалось бы, несовместимые черты — кро­тость, доброта и острая тревога, угрюмость, под­час даже злой гнев. Но все это было проститель­ным «грехом» поэта — в его стихах звучала лю­бовь к миру, человеку, родине.

А любовь есть главная добродетель, выше всякой исправной жизни и многотрудных дел. Без любви тщетны все великие дарования.

На этой странице искали :

  • человек и природа в лирике рубцова

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-chelovek-priroda-i-rodina-v-poezii-n-m-rubcova.html

Николай Рубцов — Природа

Что такое стихотворение «Природа» у Николая Рубцова? Это практически живой, иногда юный, иногда взрослый, иногда старый человек, а иногда это такой человек, который вообще не имеет возраста. Природа – это живой друг и товарищ Рубцова.

Таких друзей он никак не мог найти среди живых. Он жил и чувствовал совсем не так, как другие люди. И его смерть была вполне понятной: поэт ушел в тот край и мир, который был ему роднее нашей бренной земли.

Природа у Николая Рубцова просто многолика:

Звенит, смеется, как младенец,

И смотрит солнышку вослед.

И меж домов, берез, поленниц

Горит, струясь, небесный свет.

Итак, сначала природа предстает младенцем, т.е. ведет себя точно так же, как и любой маленький человечек. В образе природы явно угадывается дитя, такое, каким оно должно быть – естественным и любопытным. Свет Солнца, называемый Рубцовым небесным светом, это как будто знак свыше, при помощи которого божественные силы проявляют самих себя.

Читайте также:  Анализ произведения бедные люди толстого

Как над заплаканным младенцем,

Играя с нею, после гроз

Узорным чистым полотенцем

Свисает радуга с берез,

Вообще береза одухотворяется поэтом, она как будто бы земной символ неба, символ Руси, России. Береза у поэта становится неотъемлемым символом природы вообще, без березы немыслим образ природы у Рубцова.

Через березу проходит радуга, которая в целом понимается символом мира, единения неба и земли.

Обратите внимание

Можно заметить, что без березы, главного природного символа, автору невозможно достичь мира в душе, гармонии с самим собой.

И миротворный

запах меда

По травам катится волной, —

Его вкушает вся природа

И щедро делится со мной!

Мед – это природная сладость. Аромат – это неотъемлемый природный признак. Это не всегда мед, порой это запах цветов, аромат прибрежных растений или просто свежий весенний воздух.

И вольно дышит

ночью звездной

Под колыбельный скрип телег…

И вдруг разгневается грозно

Совсем как взрослый человек.

Вряд ли можно с чем-то сравнить аромат ночи, особенно летней. Ну а если приближается гроза, следует ждать гневных раскатов грома и блестящих молний, после чего вновь наступает примирение, и на небе появляется радуга.

В самом деле, природа – тот же человек, с гневом, сменяющим радость, с яркими эмоциями, с многогранным характером, щедростью, добротой и поддержкой. Это образ идеального человека, которого автор не может найти вокруг себя.

Но это верный друг, приятель, товарищ, настолько же величественный, насколько и близкий.

Источник: https://formaslov.ru/portal/nikolay-rubtsov-priroda/

Родная природа в лирике С. А. Есенина и Н. М. Рубцова (6 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г.ОРЛА

Марадудо Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы

Родная природа в лирике С.А. Есенина и Н.М. Рубцова

урок литературы

6-й класс

Цели урока:

Образовательные:

  • проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • отрабатывать навыки анализа стихотворений;
  • развивать воображение учащихся.

Воспитательные:

  • прививать любовь к родной природе и родине;
  • содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к стихотворениям о природе.

Развивающие:

  • формировать навыки публичного выступления;
  • формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные умения:

  • умение извлекать информацию из разных источников;
  • умение отбирать материал по заданной теме;
  • умение составлять письменные тезисы;
  • умение подбирать цитаты.

Тип урока: урок-беседа.

Оборудование:

  • портреты поэтов XIX и XX веков;
  • репродукции пейзажей русских художников;
  • иллюстрации учащихся к стихотворениям;
  • компьютер, видеопроектор, экран, презентация;
  • учебники, тетради по литературе.

Методические приемы:

Учебный диалог, анализ лирических произведений, аналитическая беседа .

Ход урока

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. И. Тютчев

В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Н. Заболоцкий

1. Учитель (читает строки Тютчева). Эти замечательные строки принадлежат великому русскому поэту второй половины 19 века, нашему земляку, Ф. И. Тютчеву. Вдумаемся в эти слова.

— К кому обращается поэт в стихотворении? С кем он спорит?

— Тютчев употребляет устаревшее слов «мните». Объясните его значение.

— Что значит «не слепок»?

— Что присуще природе, по мнению Тютчева? Какова она?

Важно

Учитель. Поэзия Тютчева, как и других русских мастеров слова, исполнена любви и преклонения перед родной природой, её неподражаемой красотой, восторга перед её очарованием.

Продолжая традиции поэтов 19 века, русский поэт 20 века Н. Заболоцкий пи-сал: (учитель читает эпиграф № 2). Тема нашего урока так и будет называть-ся: «Очарованье русского пейзажа в поэзии 20 века». Запишите тему урока в тетрадях.

2. Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями поэтов 20 века, про-долживших традиции Тютчева и других мастеров слова в своём творчестве. В этих произведениях природа предстаёт живой, меняющейся, многоликой, чарующей. Вспомним сти-хи А. Блока, с которыми мы познако-мились на прошлом уроке.

Учащиеся читают наизусть стихи А. Блока «Летний вечер», «О, как бе-зумно за окном».

— Какой мы видим природу в этих стихотворениях? Какие средства вырази-тельности использовал Блок? Чем понравилось стихотворение?

3. Учитель. Русская поэзия 20 века дала миру немало блистательных имён. Среди них С. А. Есенин.

— Что вы знаете об этом поэте? (Ученики рассказывают о Есенине.)

Есенин написал много стихов о природе, родине, которую безмерно любил. Русский пейзаж — одна из постоянных тем есенинской лирики.

4. Прослушивание стихотворения «Мелколесье. Степь и дали».

— Какова тема стихотворения? О чём оно?

— Какую природу описывает поэт?

— Хоть это и неказистый пейзаж, но какие чувства вызывает он в лирическом герое?

— Как вы понимаете слова: «Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы». Какое чувство здесь выражается?

— Каковы особенности лирического героя? (Автобиографический образ.)

— Почему лирическому герою хочется прослезиться? Какие воспоминания будит у него пейзаж?

— Лирический герой стихотворения говорит только о своих чувствах или о чувствах многих людей?

— Какие художественные средства использовал Есенин в стихотворении для выражения чувств лирического героя?

— Какую роль играет образ берёзки?

— Какие ещё народные мотивы слышатся в стихотворении?

5. Учитель. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в зим-нем лесу.

Чтение учителем стихотворения «Пороша» на фоне музыки.

— Какие картины рисуются в вашем воображении при чтении этих строк? Нарисуйте словесную картину.

— Рассмотрите репродукции картин и иллюстрации к стихотворениям, сравните изображённое здесь и «увиденное» вами. Что общего и различного? Такою ли вы увидели природу, как авторы репродукций и иллюстраций? Какие работы, на ваш взгляд, наиболее удачны?

— Что общего у этого стихотворения с предыдущим?

— Каким мы видим лес?

— Какие образы, слова роднят это стихотворение с фольклором?

— Какие художественные средства использует автор в «Пороше»? (Олицетворения и сравнения.)

— Что достигается благодаря этим средствам?

(Вся природа, несмотря на зиму, живая: и старушка сосна, и вороны, и дятел, и конь.)

— Слышим ли мы лесные звуки? Благодаря чему это достигается? (Автор использует аллитерацию (з-с), ассонанс (а, у).)

— Если в стихотворении «Мелколесье, степь и дали» на первом плане но-стальгические воспоминания поэта, то в » Пороше» что важнее? Чему более всего уделяет внимание Есенин?

Учитель. Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравне-ниям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь «В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК».

— Вспомните художественные произведения, где природа очеловечена? («Кладовая солнца» М. Пришвина, стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Баратын-ского.)

— Попробуйте прочитать стихотворения Есенина, сохраняя эмоциональный настрой и интонацию текста.

6. Учитель. Стихи Сергея Есенина столь мелодичны, что многие из них ста-ли песнями. Да и сам он свои стихи часто называл песнями. Одну из них «Над окошком месяц, под окошком ветер» мы сейчас послушаем.

Звучит песня.

— Какие чувства преобладают в песне — весёлые или грустные?

— О чём эта песня — о любви, о прошедшей юности, о жизни человека?

Учитель. Есенин в своих стихотворениях описывал родную природу. Пусть она неяркая, невыразительная, нероскошная, но любимая навек, до боли в сердце, до слёз. Сам поэт становится лучше, чище, забывая обо всём суетном и постороннем, ведь такому внимательному, наблюдательному художнику, как Есенин, радость от очарования русского пейзажа доступна, открыта.

Совет

7. Учитель. В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придаёт им бодрость и мирит их с тревожной и тяжёлой жизнью. Одним из таких поэтов был Николай Ми-хайлович Рубцов.

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК. 3 января 1936 года в посёлке Елецк Архангельской об-ласти в семье Рубцовых родился четвёртый ребёнок, которого нарекли Ни-колаем. (Слайд № 2.) Детство будущего поэта пришлось на военные годы. Рубцов рано остался сиротой. Мать умерла, отец ушёл на фронт.

Мальчик оказался в детском доме в селе Никольском. (Слайд № 3.) Из детских нелас-ковых лет вынес Коля не ожесточение и ненависть, а совсем другие чувства — мудрое и какое-то глубокое, спокойное осознание красоты жизни.

Этому, ко-нечно, помогла природа, озарившая сиротскую жизнь детдомовцев:

Вот, говорят, Что скуден был паёк, Что были ночи С холодом, с тоскою. Я лучше помню Ивы над рекою

И запоздалый в поле огонёк.

ВТОРОЙ УЧЕНИК. Ещё до службы в армии Рубцову пришлось сменить множество профессий: он окончил два курса «лесного» техникума, пытался поступить в мореходное училище (в 14 лет, закончив 7 классов, поехал в Ри-гу, к морю), был кочегаром на тральщике «Архангельск».(Слайд № 4.) Руб-цов постоянно всматривается в природу, учится у неё. Об этой наблюдатель-ности стихотворение «Воробей»:

Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зёрнышком бедным, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

После четырёх лет службы на Северном флоте Рубцов возвращается в Ленин-град. Экстерном закончив вечернюю школу, он поступил в Литературный ин-ститут, который находится в Москве, и переезжает в столицу. Как-то на сту-денческой вечеринке читали стихи «по кругу»…Настал черёд поэта-перво-курсника, паренька из Вологды. И Рубцов прочитал «В горнице моей светло».

Читайте также:  Характеристика и образ княжны марьи болконской в романе война и мир толстого сочинение

(Слайд № 5.) Произошла некоторая заминка: больно уж всё просто, даже на-ивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия-дело серьёзное. Мы в космосе, а ты — «матушка принесёт воды».

Звучит песня «В горнице моей светло».

Третий ученик. Руководитель творческого семинара Николай Сидоренко, аттестуя Рубцова за второй курс, говорил: «Если вы спросите меня: на кого большие надежды, я отвечу: на Рубцова. Он — художник по организации его натуры, поэт по призванию».

Обратите внимание

Но жизнь в Москве не сложилась. В 1963 году он перевёлся на заочное отде-ление и уехал в Вологду. Николай Рубцов боготворил Россию, её природу, обычаи, верования. В тяжёлые минуты, когда сознание одиночества и забро-шенности мучило поэта, он стремился успокоить себя, сливаясь с природой.

Четвёртый ученик читает стихотворение Н.Рубцова «Я люблю, когда шумят берёзы». (Слайд № 6.)

Учитель. Из всех «источников света» Н.Рубцов особенно любил огоньки и звёзды. Звёзды — это ведь тоже маленькие огонёчки на пустынном «поле» тёмного небосвода.

Они не освещают широко и ровно землю, дорогу, но способны поддержать человека своим существованием, тем, что они есть, ведь «если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно».

Огонёк — это всегда надежда на то, что впереди — люди, доброта, помощь.

8. Прослушивание стихотворения «Звезда полей» в исполнении Б.Галкина. (Слайд № 7.)

— Запишите в тетрадях название стихотворения и продолжите фразу: «Я по-нимаю это стихотворение так…» Затем встаньте, походите по классу, прочи-тайте записи товарищей, вернитесь на место и допишите то, что показалось вам близким, интересным в ответах других ребят.

Беседа по стихотворению.

— Каким чувством проникнуто стихотворение?

— Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией. ( Запись в тетра-дях.)

— Назовите ключевые слова этого стихотворения.

— Какие художественные средства помогают поэту передать взволнованность и любовь к родной земле?

— Какой образ создаётся в стихотворении благодаря повторяющемуся слово-сочетанию «звезда полей»?

— Обратите внимание на знаки препинания. (Несколько многоточий.)

— С какой целью употреблены они в стихотворении?

— Какое значение имеет название стихотворения?

Учитель. Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим обра-зам. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Бо-гу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов.

Он преображает традиционный образ звезды — и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. Звезда полей, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережёт сон родины.

Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, /Для всех тревожных жителей земли». Образ звезды повторяется и в стихо-творении «В горнице».

9. Прослушивание песни «Звезда полей» в исполнении А.Градского.

— Как, по-вашему, удалось ли певцу выразить то, что хотел сказать нам Руб-цов?

10. Работа с иллюстрациями к стихотворениям Н.Рубцова.

11. Учитель. В одном из стихотворений Рубцов написал:

Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета

Продолжить книгою Рубцова! (Слайд № 8.)

— Как вы понимаете эти строки? Можно ли сделать вывод о том, что Рубцов продолжил лучшие традиции поэтов 19 века? А А.Блок и С. Есенин?

12. Рефлексия.

— Соответствует ли образ природы, созданный этими поэтами, пониманию природы Тютчевым? Как относятся к природе поэты 20 века?

— Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока?

— В чём, по-вашему, заключается очарование русского пейзажа?

— Каково значение литературы как предмета, изучаемого в школе?

Учитель. Природа сотворена для человека, а человек должен хранить даро-ванное ему свыше. Поэты и писатели XIX и XX в.

не просто описывали при-роду в своих произведениях, показывая её живой, одухотворённой, но стре-мились передать её национальный колорит, её неповторимый облик, её оча-рование, увидеть и понять которое под силу не каждому человеку, а только наблюдательному, прозорливому, талантливому. В этом заключается важное значение литературы как духовно — нравственной основы России.

13. Оценки за урок.

14. Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение и сделать его анализ в тетради.

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/ovkr08to.html

Нерасторжимая связь человека с природой родной земли в поэзии Н. Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 год в поселке Емецк Архангельской области. Детство прошло в селе Никольском на Вологодской земле, в краю необозримых лесов и болот.

Потом была служба на Северном флоте, работа в Ленинграде на Кировском заводе. После окончания Литературного института Рубцов вернулся в родные места — в Вологду.

Шагая пешком от деревни к деревне, ночуя в крестьянских избах, поэт открывал бесконечность родного мира природы и постигал его нерасторжимую связь с человеком.

Важно

Природа северных областей России небогата красками, она не поражает причудливыми картинами.

Тихая моя родина!Ивы, река, соловьи —

Вот и все ее красоты. Но, тем не менее, именно здесь, на родине, поэт ощутил свое единение с природой:

С каждой избою и тучею,С громом, готовым упасть,Чувствую самую жгучую,Самую смертную связь.

Поэт чувствует саму жизнь природы, умеет понять душу листа и травинки, реки и леса. «Все люблю без памяти в деревенском стане я», — говорит о себе Рубцов. И любовь эта не знает границ. Переполняя душу, она становится поэтичными строками:

И эту грусть, и святость прежних летЯ так любил во мгле родного края,Что я хотел упасть и умеретьИ обнимать ромашки, умирая…

В стихах Рубцова, как в календаре, сменяя друг друга, проходят Весна, Лето, Осень, Зима. Но это не просто времена года, это — разное состояние души природы, созвучное душе человека.

Лето — праздник природы, пик ее красоты.

Красуются цветы, «по утрам умываясь росой», «блаженствуют мужики», отдыхая после сенокоса на ароматной траве, и само солнце протягивает человеку свои лучи по утрам, «как сотни добрых рук».

Но уже «по лесам зароптали березы, словно сквозь дрему расслышали чьи-то угрозы, словно почуяли гибель живые созданья». А «ветер всхлипывает, словно дитя, за углом потемневшего дома», встречая неизбежную Осень.

Совет

И потянулись к югу журавли со своей прощальной песней. В рыданье журавлей — грусть, тревога и тоска одинокой души человека.

И кто может сказать: Природа ли наполнила собой Человека или Человек заполнил своим настроением все пространство вокруг?

Но «выпал снег — и все забылось, чем душа была полна». Вечным своим движением и обновлением природа лечит душу человека, учит мудрому отношению к жизни во всех ее проявлениях.

Человек и природа в поэзии Н. Рубцова предстают как разные формы единого процесса бытия, где можно быть то мыслящим созданьем, то тихим осенним листом, или веселым шумом дождя:

Я хотел бы превратитьсяИль в багряный тихий лист,Иль в дождевой веселый свист,Но, превратившись, возродитьсяИ возвратиться в отчий дом.Сказать: — Я был в лесу Листом!Сказать: — Я был в лесу дождем!Поверьте мне, я чист душою…

Источник: http://www.sochuroki.com/nerastorzhimaya-svyaz-cheloveka-s-prirodoj-rodnoj-zemli-v-poezii-n-rubcova/

Презентация на тему ««Тихая лирика» Н. Рубцова»

  • Скачать презентацию (0.99 Мб)
  • 20 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему ««Тихая лирика» Н. Рубцова» по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов19
  • Аудитория6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
  • Словалитература теория литературы теория поэзии рубцов лирика рубцова
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Николай Рубцов
  • Слайд 35 января 1936 года родился в поселке Емецк Архангельской области. В 1950 году поступил в лесотехнический техникум в городе Тотьма. В 1955 году перебрался в Ленинград, но вскоре был призван на военную службу. В 1959 году вернулся в Ленинград и стал рабочим завода. В 1965 году в Архангельске вышла небольшая книга «Лирика», а в 1967 году в Москве – «Звезда полей». 19 января 1971 года погиб в Вологде.
  • Слайд 4Дом в с. Емецк Архангельской области, где в 1936 г. родился Николай Рубцов Валентина Алексеевна Рубцова
  • Слайд 5Музей Н. М. Рубцова в Никольском Детский дом в с.Никольское, где в 1943-1950 гг. жил Н. Рубцов
  • Слайд 7Диплом об окончании Литературного института
  • Слайд 8Тотьма. Река Сухона
  • Слайд 9Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. — Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. — Тихо ответили жители: — Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос.
  • Слайд 10Погружены в томительный мороз, Вокруг меня снега оцепенели. Оцепенели маленькие ели, И было небо темное, без звезд. Какая глушь! Я был один живой. Один живой в бескрайнем мертвомполе! Вдруг тихий свет(пригрезившийся,что ли?) Мелькнул в пустыне, как сторожевой…
  • Слайд 11Об одиночестве лирического героя, потерявшего дорогу в непроглядной звёздной ночи. — Какие символические образы несут значения печали, грусти, душевного холода? «Томительный мороз», оцепеневшие снега и ели, тёмное небо, без звёзд; бескрайнее мёртвое поле. — О чём это поэтическое произведение?
  • Слайд 12- Звезда у поэта – один из главнейших символов. Почему же здесь «небо тёмное, без звёзд»? Поэт показывает отсутствие гармонии в душе лирического героя, подчёркивает тяжесть одиночества. — Какое значение имеет в ст. образ дома? В свою поэзию Рубцов принёс представление русского народа о доме как пристанище, источнике добра и счастья. Поэтому здесь образ дома как символ желанного пристанища души.
  • Слайд 13- Как вы понимаете слова: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»? — Найдите строки в ст., в которых поэт показывает, как всенародная трагедия сказалась на судьбах старой крестьянки, её родных и близких.
  • Слайд 14Взбегу на холм и упаду в траву. И древностью повеет вдруг из дола! И вдруг картины грозного раздора Я в этот миг увижу наяву. Пустынный свет на звездных берегах И вереницы птиц твоих, Россия, Затмит на миг В крови и в жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя… Россия, Русь — куда я ни взгляну… За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя…
  • Слайд 15- Какой видит свою родину поэт? Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в полудреме черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль.
  • Слайд 16- Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России?Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы). Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее вглубь веков.
  • Слайд 17Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка.
Читайте также:  Анализ сказки о мертвой царевне и о семи богатырях пушкина

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/tihaya-lirika-nikolaya-rubtsova

Сочинение на тему: Человек и природа в лирике Тютчева

Тема природы — одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и опи­сать его живо и с чувством.

Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, как живет человек:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь.

В ней есть язык.

Человек должен понимать голос природы, но это про­исходит далеко не всегда:

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

(«Не то, что мните вы, природа…») 

Тютчев рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны. Это божественная сила, изображенная по­этом в образе девушки, которая гордо ступает по земле, сыплет цветами и дышит свежестью:

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

(«Весна»)

Весеннее время поэт связывает с голубым небом, теп­лым дождем, с грозой и громом, как в известном стихот­ворении «Люблю грозу в начале мая…».

Настроение ве­сенней поры особенное и потому, что своим влиянием на человека она разгоняет тяжелое настроение, оставшееся, быть может, после зимы. В особой форме — поэтической миниатюре — Тютчев сформулировал афоризм: «Не все душе болезненное снится: пришла весна — и небо прояс­нится».

Здесь говорится, конечно, о весне не только как о времени года. Здесь весна имеет еще и философский смысл — это обновление для человеческой души.

Весна не одинокая путница, ее сопровождает веселый хоровод из дней, что создает легкий образ молодых деву­шек на прогулке:

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

(«Весенние воды»)

Не только весну изображает Тютчев в своих стихот­ворениях. Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, кото­рую навевают «зловещий блеск и пестрота дерев», туман и пустеющая земля:

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(«Осенний вечер»)

И Тютчев признает, что в осени присутствует

Обратите внимание

какая-то общая «таинственная прелесть», а осенние вечера обостряют в человеке предчувствие — особый дар, столь значимый для поэта.

Пейзаж родных земель рождает в писателе чувство срод­ни благоговению перед скромной, а чаще скудной на вид землей бедных селений. Все в этих пейзажах заставляет подолгу вдумываться, всматриваться в каждую черточку, человеческий глаз должен не просто «сканировать» мес­тность.

Наблюдателю природы следует искать в местных видах следы присутствия высших сил — благословления Божьего, которое Небесный Царь распространил по зем­ле, проходя по ней.

В этом отрывке Тютчев не мог не затронуть важную для него проблему — неспособность человека замечать таинства природы:

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

( «Эти бедные селенья…» )

Человек незримо связан с местом, где он живет. «Ино­племенный взор» с презрением смотрит на бедные села, но видит только поверхность вещей. «Родной» же чело­век не станет смотреть высокомерно, а попытается про­никнуть в суть вещей, к чему и призывает поэт.

Поэт Федор Тютчев уделял огромное внимание пробле­ме взаимодействия человека и природы. В его лирике мы находим и восхищение, и нежные чувства, с которыми он сам относился к миру природы.

Находим также бла­гоговение и трепет перед природными стихиями.

Тютчев любил все времена года и часто использовал их описа­ния в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них, особенно весеннюю радость и свежесть.

Важно

Лирика Тютчева на многие поколения вошла в со­кровищницу произведений, которые учат любить род­ной край и замечать красоту окружающего мира, искать с ним гармонии и пытаться раскрыть его тайны.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Chelovek_i_priroda_v_lirike_Tyutcheva

Творческая манера Николая Рубцова

Творческая манера Николая Рубцова формировалась, с одной стороны, под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин.

С другой стороны, основные образы в его стихах совпадают с народной поэзией: мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце.

Проблематика лирики Рубцова представляет собой целостную систему, в которой родина и любовь, природа и искусство, жизнь и смерть, человек и мироздание нераздельны.

Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны, они просты, лишены замысловатых образов, а с другой — необычайно сложны и исполнены глубокого смысла.

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это его «тихая родина», царство первозданной гармонии и красоты.

Способность соединять светлое и трагическое проявляется в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении «Ночь на родине», в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как «В горнице», «Звезда полей». Некоторые исследователи называют творчество Рубцова «поэзией света».

Тайна поэтического мастерства поэта — в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения. Рассмотрим это на примере стихотворения «Звезда полей», которое в поэзии стало символом образа родины и несет на себе отчетливые признаки таланта и самобытности Николая Рубцова. В первой строфе дана конкретная художественная мотивировка с помощью точных предметных деталей:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Совет

Далее заглавный образ звезды становится все более емким и масштабным, расширяет свой пространственно-временной диапазон, проецируясь на основную тему рубцовской поэзии — родину.

От страшной, черной, ледяной полыньи, куда поначалу, остановившись, смотрит звезда из далекого космического пространства, внимание поэта переключается на другие, гораздо более близкие человеческому восприятию сферы и измерения.

Переживание приобретает выраженный личностный характер, в нем возникают воспоминания поэта о собственной жизни:

Звезда полей!

В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

А от размышлений о своей жизни поэт переходит к размышлениям о жизни и судьбе всех людей:

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Образ-символ обогатился и неизмеримо расширился, вобрал в себя новое социально-психологическое содержание и несет теперь неразрывный сплав личного и общего:

И счастлив я. пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

В этом стихотворении последовательно развивается мотив неугасимого света, звездного сияния, в нем как бы ощутим осеняющий родину свет вечности. И не случайно на смену взгляду, обращенному вниз, «в полынью», приходит восходящий свет звезды, усиленный пятикратным повтором ключевого в этом стихотворении глагола «горит».

Источник: https://referat.hhos.ru/1009568844/1754-776yy6775tt.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector