Образ и характеристика базарова в романе отцы и дети тургенева сочинение

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности и характера

Евгений Базаров.Художник Д. Боровский

Евгений Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» Тургенева. Базаров является одним из самых ярких персонажей русской литературы XIX века.

В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности героя.

Смотрите: 
— Все статьи о Евгении Базарове
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Краткая характеристика Евгения Базарова

Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова.

Базаров — нигилист по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.

Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Любовь к ней пробуждает в душе Базарова романтика. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине.

Страдая от неразделенной любви, он ищет утешения в работе.

По трагической случайности Базаров умирает в молодом возрасте от смертельной инфекции. Базаров — яркий представитель молодежи второй половине XIX века. Нигилизм был очень популярен и «моден» среди молодежи того времени. Однако вскоре интерес к нему угас, как и к остальным модным течениям.

Базаров — друг Аркадия Кирсанова:
«…Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…»Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия Кирсанова, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет: «…мы оба уже не первой молодости, особенно я…» «…

на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем…»

Внешность Базарова:

«…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…» «…Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам…» «…Не правда ли, какое у него славное лицо?..» «…Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»
    Смотрите: Внешность Базарова в цитатахЕвгений Базаров — сын простого лекаря и потомственной дворянки: «…Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое…» «…Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров…»

Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова):

«…Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать…» «…я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная…» (отец Базарова о себе)

Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он — потомственный дворянин:

«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию)

Базаров — бедный, но гордый человек:

«…Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…»

Базаров учится на доктора:

«…Он в будущем году хочет держать на доктора…» «…А! он по медицинскому факультету…»

Базаров занимается естественными науками:

«…Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает…» «…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними…»
Базаров — самоуверенный человек: «…лицо выражало самоуверенность и ум…» «…И ведь тоже думал задача есть, ведь я гигант!..»

Базаров —  умный мужчина:

«…Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек…» «…лицо выражало ум…»Базаров — нигилист по убеждениям: «…Он нигилист Который ко всему относится с критической точки зрения Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…» «…вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им?

– Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все…»

Базаров — бунтарь в душе:
«…Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле…»

Базаров — простой человек: «…Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь…» «…чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает…»

Базаров не любит «церемоний»:

«…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…» «…Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…»

Базаров не танцует на балах в отличие от остальных людей:

«…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…»

Базаров — неразговорчивый и некрасноречивый человек. Он не любит «красиво» говорить:

«…Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых»…» «…Я нахожу, что говорить красиво – неприлично…»

Базаров — развязный человек:

«…Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова…»

У Базарова небрежные манеры:

«…Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…» «…встретив его быстрый и небрежный взгляд…»Базаров — неробкий человек: «…Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно…» Базаров — насмешливый, ироничный человек: «…Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово…» «…он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны*»…» (*селадон — волокита)Базаров любит шутить и подтрунивать: «…он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней…»

«…Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович…»

«…Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал…»

Базаров — самолюбивый человек:

«…И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович…» «…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…»

Базаров — спокойный, флегматичный мужчина:

«…Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров. «…флегматически заметил Базаров…»

Базаров — надменный человек:

«…Базаров надменно выпрямился…» «…с надменною гордостию отвечал Базаров…»

Базаров — циник (по мнению Павла Петровича):

«…Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем…»

Базаров — самонадеянный человек:

«…не имеем той дерзкой самонадеянности…»

Базаров ко всему относится критически:

«…Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои…»

«…Вы опасный господин; вы такой критик…»

«…Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!..»

Базаров — презрительный человек: «…Увы! презрительно пожимавший плечом…» «….воскликнул Базаров с презрительною усмешкой…»

Базаров — холодный человек:

«…Базаров и тут остался холоден как лед…» «…Холодная усмешка скривила губы Базарова…» Базаров — хладнокровный человек: «…Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия…» «…Город как город, – хладнокровно заметил Базаров…»

Базаров — «хищный», агрессивный человек:

«…Он хищный, а мы с вами ручные Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть…» «…мы драться хотим…» «…нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо!..»

Базаров — энергичный, деятельный человек:

«…в энергической по прежнему фигуре…»

Базаров — резкий человек:

«…Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений…» «…Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил…»

Базаров бывает строг с людьми:

«…Строг же ты сегодня, Евгений Васильич…»Базаров — твердый, жесткий человек: «…согласитесь, хоть я и не мягкое существо…»

«…многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия…»

Базаров не признает искусство: «…Вы, стало быть, искусства не признаете?..» «…не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет…»

Базаров равнодушен к природе:
«…Катя обожала природу Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров…»

Базаров ни перед чем не преклоняется: «…мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся…»

Базаров смеется над современной медициной:

«…мы теперь вообще над медициной смеемся…» «…Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет…»

Базаров не верит в романтическую любовь:

«…любовь… ведь это чувство напускное…» «… но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»Базаров не любит романтику: «…И охота же быть романтиком в нынешнее время!..»

«…Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров…

Базаров не верит в брак: «…Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…» (Базаров Аркадию)

Базаров — волевой человек:

«…Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…» «…человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях…»Базаров рано встает: «…он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь…»Базаров — трудолюбивый человек: «…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…»

«…Базаров работал упорно и угрюмо…»

Базаров — хороший лекарь: «…В ее глазах он и доктор был отличный…» «…Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой…»

Базаров легко общается с людьми, которые ниже его по статусу:
«…Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно…»

Базаров — честный, прямой человек: «…Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».

Базаров — скромный человек:

«…Вы очень скромны…» (Одинцова о Базарове) «…Не знаю, хвастаться не хочу…»

Базаров — необычный, незаурядный человек:

«…вы человек не из числа обыкновенных…» «…в пошлости никто бы не упрекнул Базарова…» (непошлый — то есть незаурядный)

Базаров не хочет быть ничтожеством, как многие другие люди:
«…мои родители не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость…»

Базаров не любит говорить о чувствах: «…вы меня извините… я вообще не привык высказываться…» «…я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний…» (отец Базаров о сыне)

Базаров — бескорыстный человек:

«…Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий…»

Базаров — совестливый человек:

«…Да и совестно как-то от него запираться…»

Базаров — добрый человек в глубине души:

«…как мне вас благодарить; такой вы добрый, право…» (мнение Фенечки)Базаров ценит женскую красоту: «…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты…»

При этом Базаров не уважает женщин и называет их «бабами»:

«…Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа…» (об Одинцовой) «…«Вот тебе раз! бабы испугался!»…»

Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными:

«…по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды…»Базаров умирает в молодом возрасте от заражения смертельной инфекцией — тифом: «…Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался…» «…Если я заразился, так уж теперь поздно…» Это была цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание личности, характера, внешности, привычек, происхождения героя.

Смотрите: 

Все материалы о Евгении Базарове
Все материалы по роману «Отцы и дети»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-bazarova-otcy-i-deti-turgenev.html

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» | Литерагуру

В романе «Отцы и дети» И. Тургенева благодаря Базарову раскрывается конфликт старого и нового поколений. Он нигилист, приверженец модного в то время течения. Нигилисты отрицали все — красоту природы, искусство, культуру, литературу. Евгений, как истинный нигилист, жил практично и рационально.

Каков характер Базарова? Он человек, достигший всего сам. Он верит не в искусство, а в науку. Поэтому, отчасти, природа для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Его убеждения во многом мешают ему по-настоящему ценить человеческие отношения — к Аркадию он относится исключительно как к младшему товарищу, их общение держится на интересе к нигилизму.

К своим родителям, которых он искренне любит, он обращается снисходительно. Они же робеют и теряются перед ним.

Обратите внимание

Казалось бы, человек, который отрицает любые человеческие слабости, чувства, живет только рационализмом, добьётся всего. Он убедит в своей правоте всех, ведь в основе его аргументов — факты, наука, разумные доводы. В спорах с ним теряется Павел Петрович Кирсанов, а уж Николай Кирсанов и вовсе побаивается вступать с ним в споры.

Взгляды Базарова на любовь, в силу нигилизма, тоже специфичны. Он рассматривает отношения между мужчиной и женщиной исключительно с биологической стороны, ничего загадочного и романтичного он в этом не видит. «Любовь — белиберда, непростительная дурь», — говорит он.

Читайте также:  Обломов и манилов сравнительная характеристика сочинение

Когда Аркадий откровенничает с ним о «загадочном женском взгляде», Евгений лишь высмеивает его, объясняя другу анатомию глаза, утверждая, что таинственности там взяться неоткуда; все глаза анатомически одинаковы.

Но судьба сыграла с Базаровым злую шутку: она проверила твердость его убеждений любовью, но проверку эту он не прошел.

Знакомство с Одинцовой стало для Базарова роковым. Общаясь с ней, он находит «романтика в самом себе». На время Евгений забывает о своих взглядах. Однако когда не получает взаимности, он пытается сам себя убедить, что это было лишь мимолетным наваждением.

Что он все тот же прежний нигилист, которому нет дела до романтичных глупостей. Он пытается забыть о своих чувствах, заняться работой, отвлечься.  Но внутренне он переживает уже совсем другие эмоции.

Все его действия после отъезда от возлюбленной — не более, чем самообман.

Базаров умирает от того, что заразился тифом из-за неаккуратности во время работы с тифозным трупом.

Казалось бы, он мог обработать рану и предотвратить такой трагичный финал собственной истории, но Евгений полагается на случай, относится с безразличием к собственной судьбе.

Важно

Почему же Базаров вдруг опускает руки? Причиной тому — несчастная любовь. Тот фактор, с существованием которого он отказывался мириться.

Базаров признает свое поражение Одинцовой, когда та по его просьбе приезжает к нему перед его смертью. Это, пожалуй, первый раз, когда герой признается сам себе, что любовь взяла над ним верх, он «раскис». По сути, он повторил судьбу Павла Петровича, пошел по той дороге, которую презирал.

Возможно, именно это упрямство, нежелание пересмотреть свои правила и привело Базарова к проигрышу. Проигрышу перед судьбой.

Но то, что он признал свое поражение, разве не является победой? Победой над самим собой? Пусть совсем незадолго до смерти, но герой нашел в себе силы признать свои неудачи, признал, что все, во что он верил безоговорочно, оказалось не таким прочным на поверку. Новый Базаров победил старого Базарова, и такая победа заслуживает уважения.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-bazarova-v-romane-ottsy-i-deti/

Образ и характеристика Базарова сочинение

Действия известного романа совпадали с периодом реформ в России. Общество тогда разделилось на тех, кто приветствовал изменения и тех, кто не желал мириться с новым порядком. Центральное место в произведение занимает Евгений Базаров, главной позицией которого является нигилизм, то есть отрицание всего.

Он является медиком, как его отец, увлекается различными науками и изучает медицину. Евгений умен и сообразителен, как подчеркивает автор. Но все что касается чувств в различных их проявлениях для него не имеет смысла. Так, например он скверно выражается об искусстве и природа как для многих для него не является храмом или чем-то подобным.

Такое чувство как любовь это нечто противное его существу. Это и другие чувства Евгений считает устаревшими и ненужным пережитком прошлого. Такая точка зрения как у главного героя очень нетипична для представителей дворянства.

Однако неудивительно, что Базаров в ходе прочтения романа меняется, проходя через множество испытаний. Одно из которых любовь. В нее после встречи с Одинцовой Евгений начинает верить, что является для него не приемлемым. Но отрицать теперь это чувство он не может.

Раньше герой смотрел на противоположный пол холодно и равнодушно, считая женщин разновидностью млекопитающих. Иными словами как о человеке он, о женщине не задумывался. Но после роковой встречи, чувства которым он не придавал значения, вспыхивают в нем как огонь. Евгений становиться немного рассеянным и начинает все больше привязываться к объекту своих чувств.

Поскольку он долгое время отрицал, любые чувства и являлся сторонником теории нигилизма, в первой же серьезной жизненной ситуации он встречает ее опровержение.

В такой ситуации он сразу же теряется и совершенно не понимает, как ему поступить. К тому же чувство это является не взаимным, что еще сильнее усложняет ситуацию.

В данном случае Евгений совершает самый правильный поступок — отступает.

С другими персонажами произведения Базаров взаимодействует по-разному. Кого-то пытается переманить на сторону своей теории. Кого-то откровенно ненавидит. А к кому-то относится по доброму. Но считает всего лишь доживающим свой век аристократом.

Такое отношение говорит о сложном отношением героя с самим собой. В нем все сильнее растет противоречие, и осознание того что теория в которую он верит несовершенна.

Совет

Противоречия сознания и реальных поступков, так же говорят сами за себя. Он не признавал благородство как явление, но с этим он чувством принимает вызов на дуэль. И при этом считает это правильным выбором. Он сам становиться благородным, что подтверждают и другие персонажи романа.

В конце концов, все отрицаемое героем он переживает на деле, но пытается скрывать свои чувства. То же касается теплых чувств к своим родителям. Это он понимает, к сожалению уже на смертном одре. Именно приближающаяся смерть заставляет его окончательно усомниться в теории нигилизма и проникнуться всеми чувствами, в которые он не хотел верить

Сочинение Характеристика и образ Базарова

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров, образ противоречивый и неоднозначный. Он вырос в деревне, там живут его родители, которых он очень любит, но не дает себе возможности проявить чувства – скрывает, стесняется их.

Он молод, ироничен, очень самоуверен, ершист. Одевается он скромно, предпочитает общаться с крестьянами, которые его очень уважают. Людям, которые его окружают, неуютно с ним. Оканчивает университет, собираясь, стать доктором.

Он много читает, экспериментирует, так как основа деятельности врача, для него, это познание окружающего, через опыт. Ему некогда отвлекаться на глупости, а любое проявление влечения, презирается им.

Он человек, который ставит под сомнение абсолютно все.

Общепринятые ценности, идеалы и нормы отрицаются Евгением Базаровым. Ему чужды культурные и общепринятые ценности: любовь, благодарность, прощение, терпение, уважение. Он не восхищается творениями художников, архитекторов, композиторов. Главное для него приоритет природы и наука. Он все доказывает исследованиями и практикой. Но наступает время, и герой проявляет чувства к Анне Одинцоой.

Он становится совершенно другим: не уверенным, молчаливым. Но не Базаров, прекратит этот роман, его остановит Одинцова, проявив в отличие от Евгения, рассудительность.

Дружба с Кирсановым, тоже терпит крах, так как, они с Аркадием, совершенно разные люди, в пылу ссоры Базаров зло оскорбляет друга.

Но это скорее необдуманный шаг, ведь он обладает многими замечательными качествами: умом, волей, самообладанием. Но жизнь его заканчивается печально, он умирает.

Обратите внимание

Его опыты, которые он часто ставит на себе, приводит его к гибели. Таких, как он, в то время было немало, они, верно, служили своей родине и близким, но их убеждения непросты и не всегда приводят их к счастливой жизни.

Образ и характеристика Базарова

  • Сочинение по картине Всадница Брюллова 8 класНаписана картина в 1832 году в Италии, где Карл Брюллов прожил много лет, создав там немало своих полотен. Появление «Всадницы» связывают с именем графини Юлии Самойловой, которая заказала своему другу
  • Сочинение на тему Мой любимый школьный предмет 5 класс рассуждениеМне больше всего нравится в школе математика. Мне нравится учитель. Он сам очень любит свой предмет, постоянно учится. Он говорит нам, что без математики жизни нет – всё нужно считать. Даже в психологии (в тестах всяких) используют разную математику
  • Адресаты любовной лирики Лермонтова сочинение 9, 10 классВ жизни Лермонтова было несколько женщин, которые оставили след и в его сердце, и в его произведениях. Просто не понятно, как они считали его некрасивым. Выразительные карие глаза на одухотворённом лице
  • Сочинение по картине Кудревича Утро весны 5 классЗамечательный художник-пейзажист Владимир Николаевич Кудревич родился в белорусской глубинке и с детских лет любил рисовать природу. Она вдохновляла его и дарила мимолетные сюжеты, которые живописец фиксировал и оставил в своих полотнах,
  • Сравнительная характаристика Фамусова и Молчалина в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение«Горе от ума» — комедия, написанная А. С. Грибоедовым, в которой описывается противопоставление между староверами и прогрессивными людьми. У автора используются в пьесе говорящие фамилии. О двух персонажах с такими фамилиями мы и поведем ниже речь.
  • Сочинение Тарас Бульба — народный герой 7 классИстория об этом легендарном человеке, вызывает у любого человека чувство огромной гордости и уважения, так как Тарас Бульба, является эталоном, который показывает, как простой человек может любить свою Родину. Его жизнь,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-bazarova

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» :

«Отцы и дети» — величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы — поисками героя времени.

Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования.

Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя.

Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха — вот как одет Базаров.

Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде — один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу.

Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) — врач.

И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего». Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него — это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа.

Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа — это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа — «это мастерская, и человек в ней работник». В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо.

Важно

Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника — Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев.

Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность.

Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может.

В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Читайте также:  Анализ рассказа шолохова нахаленок

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу.

Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта — ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви.

Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров — образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула.

Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей.

Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет.

Совет

В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание — вот качества, которыми обладает Базаров.

Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он «убивает» своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре.

Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное — природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы.

В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав.

«Мастерская» (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Источник: https://www.syl.ru/article/170426/new_bazarov-harakteristika-obraz-bazarova-v-romane-i-s-turgeneva-ottsyi-i-deti

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

       Евгений Базаров — главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Он яркий представитель новой волны, которая затем повлияла на всю общественную жизнь в России. Именно Базаров выражает демократические мысли в романе. Это новый тип литературных персонажей — люди простого происхождения, сумевшие своим трудом и талантом пробиться в жизни.

       В наше время многие черты героя кажутся нам отталкивающими: развязность, излишняя прямота, жесткость, презрительность, самоуверенность и надменность. Даже его внешний вид отрицает условности — балахон с кистями, красная рука (так отличающаяся от холеной кожи дворян).

       То, что он называет себя нигилистом («не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип») сегодня говорит лишь о критичности его мышления и пытливом уме.

Обратите внимание

       Вся жизнь Базарова основана на отрицании патриархальных устоев: самодержавия, крепостничества и религии.

Такой человек никогда не пойдет ни у кого на поводу и всегда имеет свою точку зрения на происходящее: все происходящее в обществе (нищета, темнота, бесправие) порождены его безобразным состоянием и настало время перемен.

Поэтому он, как 150 лет назад, так и сейчас, остается неудобным как для власти, так и для обывателей с закостеневшим мышлением.

       Базаров — ярый ненавистник всякой позы и пафоса, а также романтизма. Он не понимает отношений между мужчиной и женщиной и не верит в высокие чувства: «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

       Встреча с Одинцовой стала для героя настоящим испытанием. Пробудившиеся чувства преображают героя, и он пребывает в растерянности от этих новых ощущений. Но такой Базаров становится более близким и понятным читателю. Он бесится и терзается от непонимания того, что с ним происходит, но перед самой смертью все равно посылает за любимой, чтобы простить ее и проститься.

       В герое много хороших черт характера. Базаров — материалист, приверженец точных наук, противник всяческого невежества, с огромной работоспособностью, трудолюбием и силой воли.

Он может оказывать влияние на окружающих людей, причем высказывает свои суждения со свойственной ему прямотой. Слуги в доме Кирсановых сразу его полюбили, да и людей одного круга он умеет располагать к себе.

Но беда в том, что Базаров не знает, как применить свои знания и умения для общества. Евгений, знающий и толковый доктор, все равно оказывается «лишним человеком».

       Тургенев не старался сделать из Евгения идеального героя. Но автор уверен, что такие честные, бескомпромиссные люди необходимы обществу, что способность не жалеть себя, искать истину и признавать свои ошибки – это черты по-настоящему выдающегося человека.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/431-obraz-bazarova-v-romane-ottsy-i-deti.html

Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» — «Характеристика Евгения Базарова»

После жизни полной труда студент Евгений Базаров стал человеком сильным и излишне суровым. Естественные науки, которые он изучал, развили в нём ум и приучили никогда не принимать что-либо на веру. Базаров стал чистым эмпириком.

То есть опыт для него – единственный источник познания, лишь личное ощущение – единственное убедительное доказательство. Евгений Базаров признаёт лишь то, что можно узнать одним из пяти чувств. Всё остальное для него – деятельность нервной системы.

То, что большинство называет идеалом – поэзия, любовь – не лучше вина, всё это преувеличение – «романтика», «вздор». Критик Антонович отмечал, что герои романа – это олицетворённые идеи. Базаров олицетворяет отрицательное направление, а иными словами нигилизм. М.А.

Антонович считает, что Базаров – лучший представитель поколения «детей», но и его Тургенев изображает подлецом. И вообще автор, по мнению критика, изобразил молодёжь субъективно, обличив не худшую её часть, а всех молодых людей скопом.

В тоже время Евгений не совершает подлостей, но не из-за нравственных убеждений или совести, но из расчёта. Исключительно из расчёта он выполняет вещи порой неприятные.

Базаров чрезвычайно самолюбив, работает он без перспективы, без цели, для добывания хлеба или из-за любви к работе.

Евгений поступает всегда только так, как ему захочется или же как ему выгодно и удобно. Им управляют личная прихоть или личный расчёт. Базаров не признаёт никакого нравственного закона над собой, никакого принципа (хотя отрицание – тоже принцип). Как говорил Достоевский «Если Бога нет, всё дозволено». Базарову всё дозволено, он сам определяет границы своих действий.

Важно

Впереди у Евгения никакой высокой цели, при всём этом потенциал его огромен. Базаровщина – неизлечимая болезнь века.

Базаров никого не любит, хоть его харизма и привлекает тут же внимание людей, а в особенности женщин. В цинизме Базарова критики отмечают внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона – это цинизм мыслей героя и его чувств. Внешняя же сторона — цинизм манер и выражений, которые он себе позволяет.

Ирония по отношению к различным чувствам, мечтательности, лирическим порывам и, как следствие, несерьёзное восприятие искусства – всё это следствие внутреннего цинизма души.

Здесь повлиял склад ума Евгения, изучавшего естественные науки и ставшего воспринимать весь мир через призму науки.

Выражение ироничного отношения (ухмылки и развязное поведение героя в серьёзных моментах), беспричинная резкость в обращении – это уже цинизм внешний. Этот вид цинизма зависит уже от чисто внешних условий развития, свойств общества.

Пролетарий-труженик, вроде Евгения, независимо от выбранного пути доходит до практического реализма. Мечтательность сама собой отмирает за ненадобностью. Человеку не хочется стремиться к идеальной высокой цели. По сути и конфликт романа – это конфликт между практикой и теорией.

Тургенев специально сделал Базарова грубым, не знающим манер, чтобы бросить тень и на нигилизм. Во всей литературе того времени нигилистов представляли эмансипированными грубыми женщинами, невоспитанными разнузданными мужчинами. Критик М.А.

Антонович отмечает, что Тургенев, обличая нигилизм Базарова, вкладывает в Евгения все современные ему прогрессивные воззрения поколения «детей», не совсем в них разобравшись. Критик считает, что Тургенев отказывает в возможности любоваться природой, изучая её и понимая все закономерности окружающего мира.

Совет

Отрицание в романе действительно не представляется достойным принципом жизни. Безусловно у автора есть полное право на такую точку зрения.

Надо помнить, что рубеж пятидесятых-шестидесятых годов девятнадцатого века – эпоха назревающих социальных кризисов. Именно в эту эпоху создавал роман И.С. Тургенев.

Нужно так же вспомнить, что часто бывая заграницей, писатель стал свидетелем революции 1848 года во Франции.

Да и события на родине Тургенева были не менее показательны – политическая «оттепель» начавшаяся в правление Александра II не могла не вызвать усиления революционно настроенных групп.

Критики в статьях о романе выводят и историческое происхождение образа Базарова. Во все времена было меньшинство умных людей, недовольных жизнью.

Глубокий же анализ всегда вызывает скепсис, это показал ещё Лермонтов в своём творчестве и образе Печорина.

Не имея возможности реализовать свой потенциал, переделать общество, такие люди вымещают своё бессилие в критику. Они начинают анализировать, исследовать, выявлять слабые стороны и критиковать всё.

Отсюда рождается презрение к миру, которое не приносит ничего плодотворного, кроме упражнений героев в остроумии.

Обратите внимание

В литературе это тип «лишнего человека»: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин (герой одноимённого романа Тургенева) и Бельтов («Кто виноват?» Герцена), которые, имея горячее желание, не могут подняться даже до начальника отделения.

Человек из народа, представитель большинства, в противоположность меньшинству «лишних» людей, скован предрассудками и в этом залог его душевного спокойствия, в этом его защита от стрессов жизни и от бесцельных духовно-нравственных исканий. Такие герои как Максим Максимыч и Татьяна Ларина руководствуются предрассудком.

Но помимо негативного, это слово понимается и в своём прямом значении — перед рассудком, до рассудка. Такую предрассудочную природу имеет народный, даже наивный фатализм Максима Максимовича, который просто объясняет сложные вещи: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано».

У Татьяны Лариной основой её личности является нравственный долг (именно поэтому она любимый персонаж Пушкина, ценившего долг и честь и ставившего их выше рассудка и чувств).

Татьяна, продолжая любить Онегина, остаётся на нравственной высоте и выражает своё мировоззрение хрестоматийным, но чрезвычайно глубоким «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Любовь к отчизне у лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» тоже является предрассудком. Ведь это «странная любовь», которую не победит рассудок, замечающий в России массу отрицательных вещей.

Это стихотворение даёт нам возможность отделить настоящего Лермонтова от в некоторой степени близкого, но не тождественного ему Печорина. При всей аналитичности ума и критичном отношении к проблемам современной ему России, Лермонтов был чужд байроническому презрению мира.

Его отношение ближе к миросозерцанию Гёте и восточному восприятию жизни.

Меньшинство постоянно думающих, ищущих, размышляющих, а потому лишних людей, в противовес народу несчастно. В их душе есть противоречие, побуждающее к духовно-нравственным исканиям, которые никогда не заканчиваются удачей. У Чацких ум без мудрости, Печориных – воля без знаний, у Рудиных – знание без воли.

Но Базаров, хоть и восходит к этой череде героев, от них отличается. Помимо того, что Базаров довольно беден для сына дворянки, мысль у него слилась с делом. Он реально стремится принести практическую пользу, лечит людей, двигает науку.

Читайте также:  Анализ драмы шиллера разбойники

Противоречие казалось бы решено, цельность характера и убеждений Базарова отлична от смятённого духа Печорина, который сам не знал чего хотел и трагично закончил жизни в Персии.

Важно

Но, нашедший своё кредо, нашедший последователей, Евгений Васильевич оказывается лишним в обществе традиций, оказывается слабее его.

Простой народ любит и понимает Евгения, но своим он стать до конца не может. Он чудной, ведь «свой» и барин – антитеза для простого народа. У Базарова нет друзей, одиночество его устраивает. Он замкнут. У Евгения в любви нет анализа, он не смог бы найти семейного счастья. У того же Аркадия больше шансов, хотя Базаров и умнее, и замечательнее.

В любви личность раскрывается во всей своей глубине. Ведь по отношению к любви, к возлюбленным мы видим всю подноготную человека, его готовность к жертвам, степень его альтруизма в межличностных отношениях.

Любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой интересна своей динамичностью. Чувство, родившись в глубинах души Евгения, постепенно, «с боем», берёт и сознание нигилиста в плен. Сначала Базаров пытается прикрыть чувства физическим влечением, но неожиданно для себя самого признаётся Анне Сергеевне.

Получив отказ, Евгений не может вернуться к прежней жизни. Любовь оставила на его душе неизгладимый след. Никакие учения, весь его цельный и последовательный нигилизм не смогли бороться с любовью.

Чувства подавили всяческое сопротивление как у поколения «отцов» (Павел Петрович), так и у поколения «детей» (собственно Базаров).

Перед смертью Базаров доказывает стойкость своей системы, своего мировоззрения. Полностью осознавая своё положение он отказывается от исповеди (соглашаясь на неё лишь в бессознательном состоянии).

Некоторые критики видят в его желании видеть Одинцову наоборот крушение нигилизма, разрушение которому приносит любовь. Всё это есть в сцене смерти – и мужество Базарова-нигилиста, и в тоже время его предсмертное прозрение. Он вдруг понимает, что мир всё же шире нигилистических взглядов.

Совет

Как отмечал Писарев, перед смертью Евгений стал человечнее, показал свою поистине богатую, цельную натуру.

Но Евгений умирает, а последователи этого «героя времени» оказываются пустыми подражателями, копирующими лишь внешнюю оболочку нигилизма. На деле Кукшина и Ситников, при всей их эксцентричности и самомнении, остались такими же мещанами как и их окружение,.

«Поколение отцов» будет воспроизводить себя ещё долгие годы, укреплённое устойчивыми мифами и предрассудками, в которых живёт большинство. Образы же подобные Базарову до самого конца 1870-х годов окажутся маргинальными, бичуемыми в большой литературе (всё позднее творчество Достоевского будет антинигилистическим).

В 1881 нигилизм, на русской почве теснейшим образом связанный с революционными идеями, приведёт к смерти Александра II и окончательно разделит русское общество на два противоборствующих лагеря.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/turgenev/otcy-i-deti/sochinenie-po-romanu-turgeneva-Otcy-i-deti-harakteristika-evgenija-bazarova

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»

Меню статьи:

Образ Евгения Базарова уникален тем, что он сочетает в себе черты безграничного ума и безрассудства. Базаров – глашатай новых порядков и новой философии.

Биография и семья Евгения Базарова

Социальное положение Базарова очень затруднительное. Связано оно не с родом деятельности молодого человека, а с его происхождением. Евгений Базаров родился в семье отставного «штабс- лекаря» и дворянки. Этот факт оказывается губительным для молодого человека – он находится на границе между миром простых мужиков и аристократии.

Высшее общество не воспринимает его из-за незнатного происхождения отца, а простые люди считают его на ступень выше себя.

И хотя мужики благосклонно относятся к нему, его появление проносит в их жизнь меньше смущения, чем аристократа, они не ощущают привычной скованности и смущения, при этом абсолютно своим Базарова мужики не считают в «их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Отец рано заметил пристрастие сына к естественным наукам и способствовал развитию его знаний в этой области. Позже, Евгений, продолжает дело отца и поступает на лекаря. «Я, будущий лекарь» – говорит Базаров.

Он не испытывает особой любви к медицине, но возможность заниматься исследованиями спасают ситуацию. Благодаря своим опытам и бесконечными часами за микроскопом, Базаров достигает внушительных результатов и становится подающим большие надежды в развитии медицины и естественных наук молодым человеком.

Родители души не чают в Евгении – он единственный ребенок в семье, к тому же очень талантливый и умный – повод для гордости.

Мать очень скучает по сыну, но Базаров не спешит ответить взаимностью – он любит своих родителей, но его любовь не похожа на общепринятую, она лишена нежности и ласки, больше похожа на уважение.

Родителей печалит такое отношение по отношению к себе, но изменить его они не в состоянии.

Отец считает, что это необходимая мера в жизни Евгения – он должен быть в обществе, и только тогда сможет достичь чего-то в жизни.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – очень обаятельный человек. Он молод и красив. Высокого роста и стройной комплекции.

Лицо его было «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Тонкие губы, темные брови и серые глаза – его лицо привлекательное. Волосы его были «темно-белокурые», густые и длинные.

Руки его были похожи на руки музыкантов – утонченные, с длинными пальцами.

Базаров не следил за модой. Его одежда не отличается новизной. Она уже порядком поношена и далеко не в идеальном состоянии. Этот факт не смущает Евгения. Он не высказывает неудовольствия своим костюмом.

Отношение к другим людям

Базаров не отличается дружелюбием, но при этом и не настроен изначально враждебно по отношению к другим. Ему не свойственно привязываться к другим людям, он легко расстается с ними.

Сложные отношения у него складываются с Павлом Петровичем Кирсановым – дядей друга. Павел Петрович – классический представитель высшего общества.

Он аристократ от корней волос до пят – его манера держаться в обществе, одеваться, следить за своей внешности – все соответствует идеалу.

Обратите внимание

Евгений Базаров считает аристократическое существование в классическом его проявлении пустым и бесполезным, поэтому конфликт этих героев был предсказуем.

Базаров уверен в своей правоте и держится довольно сдержанно и надменно. Павел Петрович возмущен поведением молодого человека и время от времени срывается. Апогеем их конфликта становиться дуэль. Исходя из официальной версии, причиной стали идеологические разногласия.

На самом же деле, это всего лишь отговорка – Кирсанов стал свидетелем поцелуя Фени (возлюбленной и матери сына Николая Петровича – своего брата) и Евгения Базарова. Евгений не чувствует угрызений совести за свой поступок. Для него это ничего не значащее действие. Для Павла Петровича – это оскорбление.

Его брат принял этого человека у себя в доме, а тот отплатил ему неблагодарностью.

На дуэли Базаров ведет себя спокойно, он много шутит, и стреляет в соперника, не целясь в него. После дуэли Евгений понимает, что больше не должен находиться в поместье Кирсановых и уезжает.

Сложные отношения у него и с Аркадием Кирсановым – своим другом. В начале романа Аркадий в восхищении от своего знакомого, он его негласный учитель. Жизнь в родительском поместье открыла глаза на многие отрицательные стороны друга.

Евгений готов резко критиковать всех без разницы, когда дело касалось знакомых – это не задевало Аркадия, но когда объектами критики стали его родные – отец и дядя, отношение в Базарову начинает постепенно меняется в худшую сторону.

Со стороны Базарова подобное поведение было проявлением крайне невоспитанным и не толерантным.

Для Аркадия семья всегда была чем-то священным, Базаров же взялся за запретное. Кирсанов мягко защищает своих родных, пытается убедить, что и отец, и дядя хорошие люди, они очень изменились под влиянием определенных жизненных трагедий.

«От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, – это свыше его сил» – делает вывод Базаров. Такое положение вещей шокирует Аркадия. Авторитет Евгения тает, как снег на солнце.

Важно

Базаров – грубый и жестокий человек, он готов переступить через всех, даже через тех, кого еще вчера он называл своими друзьями.

К женщинам Евгений относится пренебрежительно и даже не пытается этого скрыть. «Ведь вы нас всех презираете» – говорит ему Одинцова и это сущая правда.

Независимо от социального статуса и положения в обществе Базаров именует всех женщин грубым словом «баба».

Молодой человек считает, что женщины нужны только с физиологической точки зрения – больше ни на что они не годны: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца». Мужчины же, которые славят женщин и позволяют им повелевать собой не стоят и выеденного яйца.

Философия Евгения Базарова

Евгений Базаров – представитель уникального философского течения – нигилизма. Он, как и все нигилисты, яро противостоит всему, что связано с аристократией и высшим обществом.

«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным» – говорит Базаров, имея в виду развенчание общепринятых принципов и постулатов. «Отрицание» становится ключевым понятием его мировоззрения.

«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».

Базаров отрицает любые принципы: «Принципов вообще нет… а есть ощущения. Все от них зависит».

Мерилом добропорядочности он считает полезность обществу – чем больше пользы приносит человек окружающим, тем лучше.

Исходя из такой позиции, Базаров отвергает необходимость любого вида искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Он считает деятелей науки намного важнее, чем литераторов, художников и скульпторов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Необычный у него взгляд на проблемы нравственности и воспитания человека. Негативные качества он сравнивает с болезнями. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет»- говорит он.

Характеристика личности

В романе время от времени персонажи называют Базарова «простым человеком». Такая коннотация выглядит очень странной в виду того, что Евгений обладает сложным характером. На самом деле, эпитет, который стал для Евгения постоянным, касается бытовой части жизни.

Когда окружающий говорят о Базарове, что он человек простой, то имеют в виду, что Базаров не любит церемоний, он не привык к роскоши, и спокойно воспринимает отсутствие комфортных условий.

Объяснение этому очень простое – Евгений всегда жил бедно, он равнодушен к роскоши и не стремится начинать привыкать к излишнему комфорту.

Совет

Базаров не любит нежностей в нем «всякого рода «объяснения» и «изъявления» постоянно возбуждали нетерпеливое чувство».

Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.

Наряду с отрицанием искусства Базаров отвергает и романтику отношений. Он утверждает, что нет никаких влюбленных взглядов – это все чушь и ерунда. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой

Легко было отрицать любую привязанность и влюбленность, когда сам не испытал подобного чувства. Встреча Базарова с Одинцовой была подобна грому среди ясного неба. Евгений впервые ощутил влияние любви. Анна Сергеевна полностью пленила мысли молодого врача.

Как ни старался Евгений не думать о ней, у него ничего не получалось. Базаров видит, что его чувства взаимны и, в конце концов, решается на признание: « Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно. Вот чего вы добились».

Анна Сергеевна не решается ответить взаимностью – она влюблена, но не готова привнести изменения в свою жизнь.

Смерть Базарова

К концу романа Евгений Базаров оказывается в крайне затруднительном положении – он окончательно рассорился с Аркадием Кирсановым, его отвергла Одинцова.

Там он порядком скучает, а затем принимается помогать отцу и вскоре преуспевает как врач.
Случайность определила его будущее – он инфицируется от больного тифом.

Базаров осознает, что его смерть не за горами. «Через несколько дней ты меня хоронить будешь» – говорит он отцу. « К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Таким образом, личность Евгения Базарова глубоко симпатична как автору романа, так и читателям. Тургенев изображает перед нами обычного человека, который сделал себя сам. И это воодушевляет. Мы принимаем во внимание, что ни один человек не идеален – у каждого есть своя светлая и темная сторона. Базаров осознает свои недостатки, и именно потому его образ притягательный и милый.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-evgenij-harakteristika-bazarova.html

Ссылка на основную публикацию