Образ и характеристика ундины в романе герой нашего времени лермонтов

Женские образы в «Герое нашего времени» | Литерагуру

Краткое сочинение по литературе на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Характеристика Бэлы, Княжны Мери, Ундины, Веры 

М.Ю. Лермонтов создал один из первых русских психологических романов, в котором главную роль играет не сюжет, а раскрытие души. Повествование направлено на то, чтобы показать все грани характера главного героя, Григория Печорина. Встречи с разными людьми, общение и взаимодействие с ними также передают его личные качества. А каковы же женские персонажи романа?

Первой перед читателями предстает Бэла – самая экзотическая из всех девушек. Она, дочь кавказского князя, «черкешенка»,  увлекла главного героя пленительной, чистой внешностью, огромными глазами и «диким», неиспорченным светскими условностями поведением. Печорин украл Бэлу из отчего дома, гордая девушка сначала отвергала похитителя, а потом страстно полюбила.

Обратите внимание

Героиня жила и горела этой первой любовью. Печорин стал для нее всем, она не пыталась его привлечь или нарочито отвергнуть, чтоб разжечь интерес, как делали светские красавицы, Бэла просто любила и отдавала всю себя. Но герою наскучили и эти настоящие чувства, он охладел к черкешенке, оставлял ее одну, хотя за ней охотился ее поклонник.

В один из таких одиноких дней девушка была убита. Умирая, она остается самоотверженно любящей, не обвиняет Печорина, а переживает о другом: «Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича».

Бэла – образец нравственной чистоты и самопожертвования, она — погибшая надежда Печорина на воскрешение своей души.

В следующей главе нас ждет «ундина» – самая загадочная героиня, о ней неизвестно ничего, даже имени. Она привлекла героя таинственностью и красотой, от нее так и веяло какой-то авантюрой. Ловкость, проницательность, коварство, подвижность – эти качества роднят девушку со змеей. Да и занимается она совсем не честным делом: вместе с лодочником Янко они промышляют контрабандой.

«Ундина» развеяла на некоторое время скуку Печорина, когда он раскрывал ее тайну. Однако момент, когда герой узнал, что девушка — контрабандистка, чуть не стал роковым: хитрая «русалка» (так еще ее называет Печорин) пригласила  любопытного мужчину на свидание и чуть не утопила.

«Ундина» выражает собой переменчивую судьбу, но и сама становится ее жертвой: после разоблачения они с Янко скрываются.

Княжна Мери – самая знатная из девушек, представительница «водяного общества».

Героиня уже отравлена светом: поверхностная, ветреная, фальшивая: «Княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается».

Однако эта красивая девушка с выразительным лицом и «бархатными глазами» привлекает не только внешностью. Княжна умна, образована, способна еще к сильным чувствам, потому что неопытна, ей еще не приходилось обмануться. А вот с Печориным пришлось.

Герой сыграл на романтических чувствах девушки и соблазнил ее со скуки, от желания досадить «заклятому другу» Грушницкому, из соображений близости княжны к давно любимой Вере. Печорин разбил Мери сердце, возможно, после него она и обретет те привычные для света холодность и бесчувственность, которых ей так не хватало.

Вера – самая значимая для героя женщина. Она уже не юна, многое пережила, как и герой. Они любили друг друга и раньше, и чувство не угасло на момент новой встречи. Вера – единственная, кто по-настоящему знает Печорина, перед ней не надо разыгрывать роли, ей не надо врать. Но это понимание не делает героиню счастливой.

Важно

Она замужем за нелюбимым и медленно умирает: «Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная…  Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию» — говорит о ней доктор Вернер.

Вера готова на все ради любви, она жертвует собой, принимает Печорина со всеми его недостатками, а он, в свою очередь, не может ее обмануть и забыть. Краткий миг встречи сменяется трагическим расставанием: Вера вынуждена уехать.

И она, и он понимают, что будущего нет, оттого горше их расставание и слаще их безнадежная любовь.

Отношения с женщинами раскрывают личность Печорина, показывают его в любви. По сути, любовь в его жизни одна – Вера, остальное — страсть, приключение или новизна. Герой нигде не может найти счастья и покоя, в том числе, в любви. Он лишен цели, ориентира, смысла, отдушины, вот что делает Печорина несчастным, а его жизнь, окруженную женским вниманием, скучной и пресной.

Источник: https://LiteraGuru.ru/zhenskie-obrazy-v-geroe-nashego-vremeni/

Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на Сёзнайке.ру

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из первых реалистических романов в русской литературе.

Лермонтов в своем произведении рисует образ человека, в судьбе которого отразилась трагедия всего лермонтовского поколения.

Напряженный поиск ответов на вопросы что есть жизнь, в чем смысл и назначение человека характеризует не только главного героя романа, но и многих молодых людей того времени.

«Герой нашего времени» – моногеройный роман. Все образы, созданные Лермонтовым, сгруппированы так, чтобы как можно более полно и глубоко раскрыть внутренний мир одного главного героя.

Печорин не развивается, а раскрывается на страницах романа. Наиболее полное представление о характере Печорина можно получить, проследив истории его «любовных похождений».

В любовной теме особое значение имеют женские образы.

В каждой последующей повести Печорин оказывается в определенной социальной среде. Поэтому и женщины, с которыми он встречается, принадлежат к разным социальным классам и представляют разные типы сознания. Вера и Ундина, Бэла и княжна Мери – женщины совершенно разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья, которого искал.

Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке).

Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека. Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины.

Совет

Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить.

Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру «честных контрабандистов», живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них.

Схож с образом Ундины образ Бэлы, черкешенки, похищенной Печориным. Бэла жила и воспитывалась среди «естественных» людей, «детей природы». Характерной чертой этого народа является гармония с окружающим миром. Видя гармоничность его жизни, Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано ее обрести.

Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся, не дано ее обрести. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина и этому миру. Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь.

Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту «славную девочку». Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное «да». Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом.

Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение. Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое.

Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение.

Читайте также:  Характеристика костылина и его образ в рассказе толстого кавказский пленник

Княгине Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла.

Обратите внимание

которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которой посвящена повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина.

В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.

Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об то не узнает.

Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер). Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны.

это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства. пряча их за маской томности. а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку («Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?»).

Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.

Запись Печорина 6 июня («зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?») многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры.

Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви.

Важно

Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему «дороже жизни, чести, счастья».

Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: «Я вас ненавижу!», хотя по-прежнему его любит.

https://www.youtube.com/watch?v=9qsdW3Xho6I

В то время как в образе Мери отображены внешние стороны характера Печорина: его принадлежность к высшему обществу, его светскость, то, рисуя Веру, Лермонтов оставляет в тени все, что касается ее психологических и культурных связей с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью. Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она не его привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает. Ничего не известно ни об ее образе жизни, ни об отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта. Но «Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного» (Е.Н. Михайлова). И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина. В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что все-таки даже Вере он не готов жертвовать своей свободой.

Женские образы в романе «Герой нашего времени» совершенно разные и противоположные.

Увлечение Печорина такими разными характерами свидетельствуют о сложности и противоречивости его характера, в котором присутствуют черты, свойственные естественной среде и в то же время светскому обществу.

Его чуждость любой социальным и культурным средам обуславливает невозможность счастья ни с одной женщины, какое бы социальное положение она ни занимала и представительницей какого бы типа сознания ни была.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8720-jenskie-obrazi-v-romane-myu-lermontova-geroy-nashego-vremeni

Портрет в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Портрет в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Исследователи неоднократно отмечали подробность, дета­лизацию и психологизм портретов персонажей, созданных М.Ю. Лермонтовым. Б.М.

Эйхенбаум писал, что в основу пор­третной живописи писателя «положено новое представление о связи внешности человека с его характером и психикой во­обще — представление, в котором слышны отголоски новых философских и естественнонаучных теорий, послуживших опо­рой для раннего материализма».

Попробуем рассмотреть портреты персонажей в романе «Ге­рой нашего времени». Самое подробное описание внешности в романе — портрет Печорина, данный в восприятии проезжего офицера.

Совет

В нем дано детальное описание телосложения героя, его одежды, лица, походки, и каждая из этих деталей внешности может многое рассказать о герое. Как замечает В.В.

Виноградов, внешние детали истолковываются автором в физиологическом, социальном или психологическом аспекте, устанавливается сво­еобразный параллелизм между внешним и внутренним.

Так, аристократическое происхождение Печорина подчерки­вают такие детали в его портрете, как «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «зубы ослепитель­ной белизны», черные усы и брови, несмотря на светлый цвет волос.

О физической силе Печорина, его ловкости и выносливо­сти говорят «широкие плечи» и «крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни».

Походка героя не­брежна и ленива, однако он не имеет привычки размахивать ру­ками, что говорит о некоторой скрытности характера.

Но более всего рассказчика поражают глаза Печорина, кото­рые «не смеялись, когда он смеялся». И здесь повествователь уже открыто связывает портрет героя с его психологией: «Это при­знак — или злого нрава или глубокой, постоянной грусти», — замечает рассказчик.

О проницательности, интеллекте и одновременно равноду­шии героя говорит его холодный, металлический взгляд. «Из- за полуопущенных ресниц они /глаза/ сияли каким-то фосфо­рическим блеском, если можно так выразиться.

То не было от­ражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но хо­лодный, взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый оставлял о себе неприятное впечатление нескром­ного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Обратите внимание

Противоречивость натуры Печорина выдают противополож­ные черты в его портрете: «крепкое сложение» и «нервическая слабость» всего тела, холодный, проницательный взгляд и детс­кая улыбка, неопределенное впечатление от возраста героя (на первый взгляд не более двадцати трех лет, при ближайшем зна­комстве — тридцать).

В заключение автор добавляет, что «он был вообще недурен и имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особен­но нравятся женщинам светским».

Таким образом, композиция портрета строится как бы сужа­ясь, «от более внешнего, физиологического к психологическому, характеристическому, от типического к индивидуальному»: от обрисовки телосложения, одежды, манер к обрисовке выраже­ния лица, глаз и т.д.

Другие персонажи изображены в романе менее подробно. Например, описание внешности Максима Максимыча: «За моею тележкою четверка быков тащила другую.. .За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро.

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкес­ская мохнатая шапка.

Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солн­цем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

Максим Максимыч — физически крепкий человек, обладаю­щий хорошим здоровьем, бодрый и выносливый. Герой этот про­стодушен, иногда неловок и кажется смешным: «Он не церемо­нился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак!».

Однако есть в нем что-то детское: «…он посмотрел на меня с удивлением, проворчал что-то сквозь зубы и начал рыть­ся в чемодане; вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрени­ем на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде былочто-то детское; мне стало смешно и жалко…».

Максим Максимыч — простой армейский штабс-капитан, он не обладает проницательностью Печорина, его интеллектом, его духовными запросами. Однако герой этот имеет доброе сердце, юношескую наивность, цельность характера, и писатель подчер­кивает эти черты, изображая его манеры и поведение.

Читайте также:  Образ коршунова в комедии бедность не порок островского сочинение

В восприятии Печорина в романе дается портрет Грушниц- кого. Это портрет-очерк, раскрывающий не только внешность героя, но и его манеры, привычки, образ жизни, черты характе­ра. Грушницкий здесь предстает как определенный человечес­кий тип. Такого рода портреты-очерки мы встречаем у Пушкина и Гоголя.

Однако стоит отметить, что все описания внешности у Лермонтова сопровождаются авторским комментарием — выво­дами, которые делает автор, обрисовывая ту или иную деталь внешности (в данном случае все выводы делает Печорин). У Пуш­кина и Гоголя таких комментариев нет.

Важно

Подобные комментарии при изображении внешности мы встречаем у Толстого, однако Толстой комментирует не первоначальный портрет героя, а ди­намические описания состояний персонажа.

Портрет Грушницкого косвенно характеризует и самого Пе­чорина, подчеркивая его ум и проницательность, умение разби­раться в человеческой психологии и одновременно — субъекти­визм восприятия.

«Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель… Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двад­цать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.

Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой ру­кой, ибо правою опирается на костыль.

Говорит он скоро и вы­чурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют го­товые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвы­шенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим про­винциалкам до безумия».

Здесь сначала описывается внешность героя, затем его харак­терные жесты, манеры. Затем Лермонтов обрисовывает черты ха­рактера Грушницкого, здесь он подчеркивает в персонаже общее, типическое.

Характерно, что, подчеркивая индивидуальность ге­роя, Лермонтов применяет прием мимической характеристики («Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой»), используемый затем Толстым (перепрыгиваю­щие щеки князя Василия в романе «Война и мир»).

В сознании Печорина Грушницкий рассматривается как оп­ределенный тип личности, во многом противоположный ему самому. И именно такова расстановка сил в романе. Грушниц- кой, с его демонстративной разочарованностью, является кари­катурой, пародией на главного героя. И эта карикатурность об­раза, пошлость внутреннего облика Грушницкого постоянно подчеркивается в описании его внешности.

«За полчаса до бала ко мне явился Грушницкий в полном сиянии армейского пехот­ного мундира.

К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимовер­ной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; са­поги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие куд­ри завитой хохол».

Совет

Если первый портрет Грушницкого — это подробный очерк внешности, поведения и характера, то второй портрет его — это конкретное, мимолетное впечатление Печорина. Несмотря на презрение, испытываемое им к Грушницкому, Григорий Алек­сандрович здесь старается быть объективным. Однако стоит за­метить, что это не всегда удается ему.

Грушницкий — во многом еще мальчишка, следующий моде, желающий покрасоваться и находящийся в пылу юношеской запальчивости. Однако Печорин (с его знанием человеческой психологии) как будто не замечает этого. Он рассматривает Грушницкого как серьезного противника, между тем последний тако­вым не является.

Великолепен в романе портрет доктора Вернера, данный так­же в восприятии Печорина. «Вернер был мал ростом и худ и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные та­ким образом, поразили бы френолога странным сплетением про­тивоположных наклонностей».

Вернер аккуратен, он обладает хорошим вкусом: «В его одеж­де заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюр­тук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».

Вернер — скептик и материалист. Как и многие медики, он часто подшучивает над своими больными, но он не циничен: Печорин однажды видел, как он плакал над умирающим солда­том.

Доктор прекрасно разбирается в женской и мужской психо­логии, однако никогда не использует своих знаний, в отличие от Печорина.

У Вернера злой язык, его маленькие черные глаза, проникающие в мысли собеседника, говорят о его уме и прони­цательности.

Обратите внимание

Однако при всем своем скептицизме, злом уме Вернер — поэт в жизни, он добр, благороден, обладает чистой, детской душой. При внешней некрасивости герой привлекает благородством души, нравственной чистотой, блестящим интеллектом. Лермон­тов замечает, что женщины влюбляются в таких мужчин до безу­мия, предпочитая их безобразие красоте «самых свежих и розо­вых эндимионов».

Таким образом, портрет доктора Вернера — это также порт­рет-очерк, раскрывающий и особенности внешности героя, и черты его характера, и образ мышления, и поведение. Портрет этот косвенно характеризует и самого Печорина, передавая его наблюдательность, склонность к философским обобщениям.

Великолепны в романе и женские портреты. Так, описание внешности Бэлы автор «поручает» Максиму Максимычу, кото­рый здесь становится поэтом: «И точно, она была хороша: высо­кая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и загля­дывали к вам в душу».

Примечателен и живописный, психологический портрет «ун­дины». В этом описании автор, стоящий за восприятием героя, выступает как истинный знатокженской красоты. Рассуждения здесь обретают характер обобщений.

Первое впечатление, про­изведенное этой девушкой, — обворожительно: необыкновен­ная гибкость стана, «длинные русые волосы», «золотистый от­лив загорелой кожи», «правильный нос», глаза, «одаренные маг­нетической властью». Но «ундина» — помощница контрабанди­стов.

Скрывая следы своих преступлений, она пытается утопить Печорина. В ней есть хитрость и коварство, несвойственные жен­щинам жестокость и решительность. Черты эти также переданы в описании внешности героини: в ее косвенных взглядах — «что- то дикое и подозрительное», в ее улыбке — «что-то неопределен­ное».

Однако все поведение этой девушки, ее загадочные речи, ее странности напоминают Печорину «Гетеву Миньону», и от него ускользает истинная суть «ундины».

Таким образом, Лермонтов предстает перед нами настоящим мастером портретной живописи. Портреты, созданные писате­лем, детализированы и подробны, автор прекрасно разбирается в физиогномике и психологии людей. Однако портреты эти ста­тичны, как статичны и сами характеры персонажей.

Лермонтов не изображает героев в динамике их душевных состояний, в сме­не настроений, чувств и впечатлений, а дает, как правило, одну большую зарисовку внешности персонажа на протяжении всего повествования.

Важно

Статичность портретов отличает Лермонтова от Толстого и приближает его к Пушкину и Гоголю.

Источник: https://prepodka.net/portret-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Женские образы в романе “Герой нашего времени”

Женские образы в романе “Герой нашего времени” удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В. Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А. С. Пушкина.

Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе.

Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светскаязамужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге.

Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы.

И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в “Герой нашего времени” образ Бэлы является одним из самых трогательных.

Читайте также:  Сочинение на тему моя школа

Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности.

В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма.

Совет

Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л. Н. Толстой в своем рассказе “Кавказский пленник” представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе “Герой нашего времени” значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу.

И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Вера

Роль женских образов в “Герое нашего времени” достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.

Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести “Княжна Мери”, Печорин снова встретился с Верой.

Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе.

Обратите внимание

С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала “злым гением” Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким.

В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

“Ундина”

Характеристика женских образов в “Герой нашего времени” была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее “Ундиной”, то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох.

Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника.

Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе “Герой нашего времени” являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева.

Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами.

Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Важно

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему “Женские образы в романе “Герой нашего времени”.

Источник: http://home-task.com/zhenskie-obrazy-v-romane-geroj-nashego-vremeni/

Характеристика женских образов в романе «Герой нашего времени»

Женские образы отличаются внутренней глубиной и помогают раскрыть характер Григория Печорина. Ведь его знание человеческой психологии наиболее ярко проявляет себя во взаимоотношениях с женщинами.

Лермонтов последовательно создает различные женские типы, которые по своему пониманию внутреннего мира Печорина двигаются от простого к сложному.

В «Тамани» мы видим женский образ красавицы, похожей на русалку. Она очаровывает героя своей дикой красотой и естественностью. Но в его отношении к девушке нет глубокого чувства. Есть только жажда экзотики и приключений. От Печорина не требуется мастерства психолога.

Более того, это был один из редких случаев, когда герой просчитался в своем понимании человеческой натуры и его едва не утопили.

С Бэлой герой ведет себя последовательно. Он понимает, что перед ним восточный тип девушки, который в определенной степени нужно приручить.

Поэтому он дарит ей подарки, учит язык, а затем делает блестящий психологический ход.

Он на две недели уезжает в станицу (именно там происходит действие повести «Фаталист») и оставляет ее одну среди чужих людей, а, вернувшись, говорит: «оставайтесь главной хозяйкой всего, что принадлежит мне; если хотите, вернитесь к отцу, — вы свободны». После этих слов Бэла бросилась к нему на шею.

С Мери он ведет себя совершенно по-другому. Перед нами европейский тип избалованной светской девушки, которая с детства привыкла слышать комплименты от окружающих. Поэтому Печорин ведет себя с ней на контрасте. Он сознательно вызывает у нее раздражение, а затем интерес.

Мери влюбляется в героя потому, что он не похож на других. Согласимся, что в описании внешности Мери Печорин мастерски выделяет в ней наиболее яркую черту «бархатные глаза».

Совет

Однако если вы внимательно дочитаете всю фразу, то увидите, что и здесь герой поторопился надеть свою маску.

Как тонкий психолог и Бэле, и Мери главный герой раскрывается одной из своих сторон. В отличие от них Вера является для Печорина одной из немногих нитей из его прошлой жизни. Она знает и любит его таким, какой он есть в действительности, знает в нем как хорошие, так и дурные качества. Сам герой это особенно в ней ценит.

Сцена погони — одна из наиболее противоречивых в своем толковании. В ней герой на короткий миг открывает перед нами свою душу. Но это лишь одно мгновение, после которого мы вновь видим маску холодного равнодушия и слышим логическое объяснение своего поведения. Сложно сказать, что по-настоящему движет Печориным. Одни скажут, что он действительно испугался потерять человека, которого по-настоящему любил. Другие возразят, что им движет уязвленное самолюбие человека, который привык манипулировать людьми, а кто-то посмел противиться его воле. И те и другие будут правы. Поскольку автор не дает нам объяснения поступка своего героя. Лермонтов

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/kharakteristika-zhenskikh-obrazov-v-romane-geroy-nashego-vremeni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector