Характеристика и образ симеона в рассказе куприна яма

Краткое содержание «Ямы» Куприна – неизлечимые пороки общества

Повесть «Яма» вызвала у критиков исключительно неодобрительные отзывы. Одним из немногих литературных деятелей, отозвавшихся о повести положительно, оказался К. Чуковский.

Писатель назвал «Яму» «пощёчиной современному обществу», которому не нравится, когда ему указывают на самые неприглядные его стороны. По мнению Чуковского, замалчивание существующего положения ничего не меняет. Единственный выход – уничтожение «ям».

Положительный отзыв Чуковского вызвал иронические замечания со стороны других литературных деятелей.

Обратите внимание

Повесть была трижды экранизирована: в 1915, в 1990 и в 2014 годах (в последнем случае «Яма» была первой частью телесериала «Куприн» и называлась «Куприн. Яма»).

Действие происходит в Ямской слободе, иначе называемой «Яма». Эта часть города известна огромным количеством публичных домов, один из которых принадлежит Анне Марковне Шойбес. Её заведение не считается шикарным, но и низкопробным его тоже трудно назвать.

Повесть начинается с того, что гости борделя Анны Марковны беседуют за столом. Больше всех говорит репортёр местной газеты по фамилии Платонов. Он неоднократно посещал это заведение, однако так ни разу и не воспользовался услугами проституток.

Именно от репортёра читатель многое узнаёт о жизни обитательниц борделя.

Платонов считает проституцию большим злом для всего общества, полагая, что данное социальное явление уродует души не только самих жриц любви, но и тех, кто пользуется их услугами, и тех, кому принадлежат публичные дома.

Внимательнее остальных репортёра слушает студент, идейный анархист Лихонин. Молодого человека так вдохновил рассказ Платонова, что он заявил, что не намерен оставаться наблюдателем. Лихонин обязуется спасти одну из женщин. От слов студент немедленно переходит к делу и забирает из заведения проститутку Любу.

У студента не было намерения сожительствовать с Любой. Он пытается дать ей образование, выкупает её паспорт. Вскоре Лихонин понимает, что слишком поторопился, взяв на себя ответственность за чужую судьбу.

Друзья, помогавшие Лихонину «воспитывать» подопечную, начинают проявлять к бывшей проститутке повышенный интерес. Сам Лихонин старается поддерживать с Любой братские отношения, что очень обижает девушку.

В конце концов, студент понимает, что его подопечная не подходит для той жизни, к которой он пытается её адаптировать.

Платонов ушёл из газеты. Теперь он работает в порту на разгрузке арбузов. Однажды к нему приходит Женька – девушка из борделя. Женька признаётся, что больна сифилисом и что, зная об этом, умышленно заражает своих клиентов. Через некоторое время Платонов узнаёт, что Женька повесилась.

Важно

Анна Марковна решила продать заведение своей экономке Эмме Эдуардовне. Однако новой хозяйке борделя не удалось разбогатеть. Все девушки, работавшие в доме терпимости, постепенно покидают её. Паша умерла в больнице. Веру застрелил любовник по её же просьбе.

Тамара бежала со своим возлюбленным Сенькой, который, будучи вором, совершил крупное ограбление. Манька Маленькая была убита в драке. В соседнем борделе обсчитали двоих клиентов. Обиженные посетители привели сотню солдат для восстановления справедливости.

Солдаты разорили не только «провинившийся» бордель, но и несколько близлежащих, в числе которых оказалось и заведение Эммы Эдуардовны.

Характеристика персонажей

Репортёр Платонов

Работник местной газеты воплощает в повести нравственное начало. Платонов успел стать завсегдатаем борделя. При этом он ходит туда не для того, чтобы уединиться с одной из девушек. Репортёр пытается понять причину, по которой все эти женщины оказались в «Яме», проникнуть в этот маленький порочный мир грязной похоти.

Публичные дома вызывают отвращение у Платонова. Однако все его действия сводятся к жалости, которую он выражает обитательницам дома терпимости.

Всё, что может репортёр, это отказаться от услуг проституток, сделав тем самым древнюю профессию хоть немного менее востребованной. Это не поможет остановить зло.

Но Платонов уверен, что даже если небольшая часть мужчин последует его примеру, бордели перестанут приносить доход своим владельцам, а значит, будут закрываться.

Анна Марковна

В разговоре со своими собеседниками Платонов удивляется тому, как в одном человеке могут уживаться две совершенно непохожие личности. Девушки, работающие у Анны Марковны, знают свою хозяйку только с одной стороны. Эта женщина алчна, кровожадна и не остановится ни перед чем ради собственной наживы.

Хозяйка борделя беспощадна к Паше, которая пользует у клиентов повышенным спросом. Доведённая до полного эмоционального истощения девушка медленно сходит с ума, но Анну Марковну это не касается. Репортёр упоминает и о другой стороне хозяйки заведения.

Для своей Берточки она самая нежная мать, не жалеющая денег на капризы любимого дитя.

Вышибала Симеон

Не менее противоречив и вышибала по имени Симеон. Платонов подозревает, что в прошлом этот человек был убийцей. В борделе поведение Симеона тоже нельзя назвать примерным. Он обирает и бьёт проституток. При этом вышибала отличается необычайной религиозностью.

Сусанна Райцына

Поступая в бордель, девушка получала вымышленное имя. Оказавшись в заведении, Сусанна Райцына стала просто Женькой. Среди всех проституток Женька обладала наиболее ярким и независимым характером. Платонов считает её гордой и злой.

Жизнь Сусанны была суровой и жестокой. Девушка стала проституткой в десятилетнем возрасте, когда родная мать продала её мужчине. Пройдя нелёгкий жизненный путь, Сусанна оказалась в борделе и получила новое имя.

Узнав о своей болезни, Женька начинает мстить мужчинам, утехой для которых она служила с детства. Девушка признаётся подругам, что каждый вечер умышленно заражает несколько клиентов.

Женька пожалела только кадета Колю Гладышева, единственного клиента, который относился к ней уважительно.

Социальная яма

Ямская слобода названа «Ямой» не случайно. Обилие борделей превращает это место в полную нечистот выгребную яму.

Здесь бездарно прожигают свою жизнь сотни молодых девушек, оказавшихся на социальном дне в силу различных обстоятельств. Большинство проституток никогда не выберется из ямы.

Многие из них погибнут совсем юными: одни – от венерических заболеваний, другие – от побоев хозяев и клиентов.

Совет!

Помощь извне также не всегда оказывается эффективной. Студент Лихонин, в отличие от репортёра Платонова, предпринимает конкретные действия, чтобы спасти хотя бы одну падшую девушку.

Он создал для Любы все условия. У девушки появилась возможность получить такое образование, которое вряд ли получили бы воспитанницы пансиона для благородных девиц.

Тем не менее, попытка оказывается крайне неудачной.

Внутренняя сторона порока

Чтобы искоренить зло, не достаточно просто закрыть бордели. В очищении нуждается, прежде всего, человеческое сознание.

Женщина, на протяжении многих лет живущая в публичном доме, не сможет измениться за несколько дней или месяцев. Она привыкла относиться к себе, как к живому товару, и не представляет, что может быть полноценным членом социума.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-kuprin/yama.html

Повесть Александра Куприна «Яма»: краткое содержание, критика :

В 1915 году вышла в свет книга «Яма». Повесть Чуковский назвал «пощечиной обществу». Один из критиков – лучшим произведением Куприна. Однако оно вызвало гневное возмущение в определенных слоях общества. Многие, даже не зная краткого содержания «Ямы» Куприна, но имея поверхностное представление о проблематике повести, отказывались от прочтения произведения.

Писатель понимал, что щепетильные читатели его произведение найдут неприличным, безнравственным. Тем не менее он посвятил повесть «Яма» матерям и юношеству. О чём книга, которая вызвала негативные отзывы критиков? Краткое содержание «Ямы» Куприна даст ответ на этот вопрос.

Это самое объемное произведение русского писателя. Состоит из трех частей. Краткое содержание «Ямы» Куприна в этой статье изложено по следующему плану:

  • Большая Ямская.
  • Платонов.
  • В чем же трагедия?
  • Девушки.
  • Лихонин.
  • Болезнь Жени.
  • Конец заведению Анны Марковны.

Большая Ямская

Когда-то давно, на окраине некоего южного города, жили исключительно ямщики. А потому местность эту назвали Ямской слободой. Но появились паровозы, и труд жителей района потерял смысл. Ямщики разбрелись кто куда, но название сохранилось. Правда, со временем район начали называть просто – Яма. В этом имелся некоторый социальный и даже философский смысл.

На Большой Ямской (так официально называлась одна из улиц района) располагались дорогие, дешёвые и средние публичные дома. Героини повести Куприна – проститутки, которые трудятся в заведении Анны Марковны Шойбес. Есть дома пошикарнее. Например, заведение Треппеля. Но имеются на Большой Ямской и совсем дешевые, рублевые, куда боится попасть каждая обитательница дома Анны Марковны.

Платонов

Это главный герой «Ямы» Куприна. Платонов – довольно странный человек. Он много вечеров провел в заведении Анны Марковны, всё знает об унылом, принужденном веселье, которое царит здесь каждую ночь. Ему известны секреты обитательниц заведения. Но ни у одной из девушек Платонов не бывал.

Великие художники избегают темы проституции. Вероятно, у них не хватает самоотверженности, времени, самообладания вникнуть в жизнь падшей женщины. Но если б кто-нибудь создал книгу о проституции, искреннюю и правдивую, она бы стала великим произведением. Приблизительно такие слова произносит Платонов. Прототипом этого героя является сам писатель А. И. Куприн.

Название повести символизирует социальное дно. Но можно ли назвать героинь падшими? Куприн не осуждает их. Он сторонний, объективный наблюдатель. Автор осуждает, скорее, тех, кто меняет жизнь девушек в худшую сторону.

Так, одну из героинь в бордель привез не кто иной, как ее муж.

Позже оказалось, что он профессиональный мошенник, который тем и промышляет: влюбляет в себя молодую особу, женится на ней, затем отправляет к Анне Марковне за неплохой гонорар.

В чем же трагедия?

Произведение вызвало неоднозначную реакцию критиков не только из-за скандальной темы. Краткое содержание «Яма» Куприна изложить непросто. Ведь проблематику понять можно из диалогов героев, рассуждений Платонова, страшных подробностей быта героинь.

В доме Анны Марковны творится ужас. Но воспринимается он как нечто обыденное. Девушки продают себя, но лишь немногие из них осознают, насколько жалким, грязным является их существование. К слову, Лев Толстой, не оценил глубокую тему повести «Яма». Прочитав лишь несколько первых глав, он отметил: «Автору доставляет удовольствие копаться в неприглядных подробностях».

Девушки

Женя – одна из героинь повести А. И. Куприна. Это самоуверенная, красивая, дерзкая девушка. Тамара – личность довольно загадочная. Известно, что прежде она была монахиней. Паша – самая востребованная проститутка в заведении Анны Марковны. Она единственная пришла сюда добровольно. Эта девушка больна. Основной симптом ее недуга заключается в том, что ей нравится ее работа.

Люба – девушка простая, недалекая. С ней приключится история, которая станет одной из ведущих сюжетных линий повести «Яма». Есть здесь и проститутка Сонька Руль. Прозвище получила из-за крупного носа.

Жизнь обитательниц борделя

Заведение Анны Марковны представляет собой двухэтажный дом. На втором этаже девушки и работают, и отдыхают. Обитательницы этого логова так же разношерстны, как и их клиентура. У каждой своя история.

В этом месте они потеряли свои имена, родных, близких, права, принципы и, наконец, свое «я». Жизнь их сера и уродлива, статична и не имеет развития, лишена всякого смысла.

Скорее, это не жизнь, а жалкое существование.

О чем пишет Куприн? Об отвратительных обитательницах борделя? Или о мужчинах, которые в своем стремлении получить удовольствие губят судьбы молодых женщин? Можно сформулировать идею повести как угодно, но смысл остается один. Александр Куприн написал страшную историю о проститутках – женщинах, которые жить иначе не умеют.

Обратите внимание

Автор извлек наружу всю подноготную публичного дома, раскрыл все тайны и хитрости. Мужчина хочет историю о том, как девушка докатилась до такой жизни? Она расскажет ему милую ложь о подлом друге семьи, бросившем ее на растерзание судьбе. Клиенту нужны зрелища и веселая компания? Он получит это, если оплатит девушке шампанское.

Читайте также:  Образ и характеристика кабанихи (кабановой) в пьесе гроза островского сочинение

В книге плотно переплетаются истории разных девушек. У каждой из них своя жизнь и судьба. Одна попала сюда по собственному желанию. Другая мечтает о сказочном принце.

Третья вынашивает жесткой план мести «двуногим подлецам». Всех девушек объединяет лишь одно. Все они ненавидят мужчин, не всех, но именно тех, что готовы платить за любовь.

Они презирают их скупость, глупость, склонность к извращениям.

Лихонин

Этого студента однажды вдохновляют речи Платонова. В голову ему приходит безрассудная, глупая идея – спасти одну из девушек. Платонов пытается отговорить Лихонина.

Хорошо зная нравы и психологию обитательниц заведения, он понимает, что задача эта непростая. Многолетний разврат сделал их глупыми, ленивыми существами. Но студент стоит на своём. Уехать с ним соглашается Люба.

В чём же суть перевоспитания проститутки по методу Лихонина?

Студент и его друзья просвещают Любу. Он водит ее по театрам, выставкам. Его товарищи рассказывают девушке о литературных произведениях. Однако в эти моменты их посещают мысли отнюдь не об искусстве.

Много сил потрачено, но результата никакого. Люба недоумевает, отчего студент отказывается от интимной связи с ней. Тем временем она превращается в непосильную ношу для Лихонина.

Наконец он возвращает Любу в заведение Анны Марковны.

Болезнь Жени

Эта девушка неглупая и, быть может, именно поэтому всей душой ненавидит двуногих подлецов – именно так она называет клиентов. В доме Анны Марковны регулярно бывает доктор. Если девушка больна, ее отправляют в более дешевое заведение. Медицинского обследования обитательницы дома панически боятся.

Женя узнаёт о своем страшном недуге – сифилисе. Но она, конечно, ничего не говорит об этом Анне Марковне. Более того, она каждую ночь пытается заразить как можно больше мужчин. Такова ее месть. О прошлом девушки известно немного. Но однажды Платонову Женя поведала: в публичный дом ее продала родная мать.

Конец заведению Анны Марковны

Жене удаётся заразить многих. Только гимназиста, влюблённого в неё, она жалеет. В день обследования она кончает жизнь самоубийством. Печальная участь ждет и других девушек дома терпимости.

Паша впадает в беспамятство, после чего ее определяют в сумасшедший дом. В лечебнице девушка умирает. Тамара исчезает из города со своим любовником-вором. В драке погибает ещё одна проститутка – девушка по прозвищу Манька Маленькая.

Что же касается хозяйки дома, то и ей приходится спасаться бегством. Смерть Жени и недуг, которым она наградила десятки клиентов, а среди них есть и важный чиновник, – все это привело к большому скандалу. Экономка выкупает заведение, которое вскоре разграбят солдаты. В этом весь сюжет книги Куприна «Яма». Итак, каковы были рецензии на повесть, открывшую мрачные стороны общества?

Критика повести «Яма»

Произведение встречено было самыми противоречивыми отзывами. О повести Куприна до сих пор не сложилось у критиков определенного мнения. Эта книга является плодом большого труда писателя, но она вызвала, скорее, осуждение, нежели понимание. Автора обвинили в чрезмерном натурализме и безнравственности.

В советское время критиками о повести почти ничего не было написано. Немногие статьи, предлагающие анализ произведения «Яма» Куприна, были пронизаны идеологией.

Проституция – это явление, которое могло существовать исключительно в царской России, автору удалось красочно передать ужасы дореволюционных времен – примерно такой была точка зрения советских критиков. Прошло более ста лет после первой публикации «Ямы».

Давно нет ни царской, ни советской России. На произведение Куприна все так же актуально.

Положительные отзывы

Одним из немногих, кто оценил произведение Куприна, стал Корней Чуковский. Писатель согласился с мнением критиков о том, что героини книги действительно омерзительны.

Но при этом подчеркнул, что чем больше в них грязи, тем больше позора для общества.

Важно

Чуковский в статье, опубликованной в журнале «Нива», сказал: «Необходимо перестроить общественный быт так, чтобы не было в нём места для ямы».

Повесть стала последним крупным произведением Александра Куприна. После ее публикации талант писателя, конечно, не иссяк. Он всё так же продолжал создавать интересные рассказы и повести. Но больше уже не достигал столь высоких творческих вершин.

Страшнее, чем война

Над повестью «Яма» Александр Иванович Куприн работал на протяжении шести лет. Он первым осмелился задеть столь больную тему социального общества. В самом же обществе порыв автора совсем не оценили. Произведение назвали порнографическим, на издательство даже подали в суд.

Негативных отзывов стоило ожидать. Общественный строй во все времена видит то, что желает видеть. Куприн все же ответил критикам: «Я убежден, что свое дело сделал. Проституция – это еще более страшное зло, чем война, мор, голод. Войны проходят, но проституция живет веками».

Фильм 1990 года

Первую экранизацию «Ямы» Куприна сегодня помнят немногие, несмотря на блестящий актерский состав. Главную роль в этом фильме исполнила Татьяна Догилева. Олег Меньшиков сыграл Лихонина.

Правда, согласно сюжету киноленты, молодой человек, решивший перевоспитать проститутку, не студент, а состоявшийся адвокат. Режиссер фильма – Светлана Ильинская.

В картине также сыграли Евгений Евстигнеев, Ирина Цывина, Валентина Талызина.

Телесериал «Куприн»

Этот фильм не является экранизацией «Ямы» в полном смысле этого слова. Сериал снят по мотивам не только повести об обитательницах борделе, но и произведений «Поединок», «Впотьмах». Кроме того, нет в фильме такого персонажа, как Платонов. Есть Александр Куприн. В образе писателя перед зрителями предстал Михаил Пореченков.

Женю в сериале сыграла Светлана Ходченкова. Тамару – Полина Агуреева. Роль Лихонина исполнил Антон Шагин. В первой части телевизионного фильма «Куприн», основная сюжетная линия которой основана на повести «Яма», сыграли Екатерина Шпица, Наталья Егорова, Нелли Попова и другие.

Многие знают такие произведения Куприна, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Неудивительно, ведь повести включены в школьную программу.

«Яма» не относится к самым известным книгам Александра Куприна. Интерес к ней возрос после премьеры сериала «Куприн». Стоит сказать, что отрицательных рецензий на литературный первоисточник очень мало.

Читатели в основном с восхищением отзываются о повести «Яма».

Сегодня уже никто не назовет книгу Куприна порнографической, как это было в начале минувшего столетия. Она получила гневные отзывы от критиков прежде всего в силу натурализма, непривычной откровенности.

Для современных читателей нет ничего странного в описании быта проституток. В книге нет откровенной пошлости и непотребства.

Куприн оставил за кадром все лишнее, донеся без потерь глубину эмоций, переживаний героинь.

Источник: https://www.syl.ru/article/360471/povest-aleksandra-kuprina-yama-kratkoe-soderjanie-kritika

Анализ пространства в повести А. И. Куприна «Яма»

УДК 821.161.1

Строкина Светлана Петровна

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Журналистика и славянская филология», ФГАОУ «Севастопольский государственный университет», Российская Федерация, Севастополь, e-mail: s.strokina@yandex.ua

АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ЯМА»

Анализируются особенности организации художественного пространства в повести А. И. Куприна «Яма». Почти «документальная» конкретизация пространства отмечена как характерная черта творческого стиля писателя. Мифологизация киевского топоса анализируемой повести осуществлена посредством придания месту действия условного характера.

Совет!

Амбивалентность купринского юга обоснована на примере оппозиции сакральное/профанное, которое в повести реализовано в бинарности «верхнего» и «нижнего» миров, где последнее раскрыто в символическом пространстве «ямы».

Низовое пространство выступает как царство смерти, о чём свидетельствует ряд наложений образов ямы и смерти в тексте повести.

Ключевые слова: система бинарных оппозиций, хронотоп, мифологизация пространства, сакральное, профанное.

Svetlana P. Strokina

PhD of Philology, Associate Professor of Department «Journalism and Slavonic Philology», Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University

ANALYSIS OF SPACE IN THE A. I. KUPRINS STORY «YAMA»

Abstract. The peculiarities of the organization of the artistic space in A. I. Kuprin «Yama». Almost «documentary» the concretization of the space is marked as a characteristic feature of the creative style of the writer. Mythologizing Kiev's the topos of the novel carried out by making the action contingent nature.

Ambivalence South of Kuprin justified by the example of the opposition of sacred/profane, which in the story is realized in the binary «upper» and «lower» worlds, where the latter is revealed in the symbolic space of «holes».

The lower space acts as the realm of death, as evidenced by the number of overlapping images of the pit and death in the text of the story.

Key words: system of binary opposition, chronotop, mythologization of space, sacred.

Для цитирования:

Строкина С. П. Анализ пространства в повести А. И. Куприна «Яма» // Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 23-27.

Обратите внимание

Время и пространство являются важными моделирующими средствами литературы, которые задают параметры художественного мира произведения. Пространство образует фабульный план хронотопа, а время — сюжетный. Их взаимоотношения в тексте отражают миропонимание автора, систему его философских представлений. Поэтому попытки интерпретации хронотопа

Пространство в его художественном отражении более самостоятельная категория, нежели время. Оно может быть конкретным, абстрактным, историческим, мифологическим.

«Пространство, которое обладает высокой степенью условности и которое в пределе можно воспринимать как пространство „всеобщее», с координатами „везде» или „нигде»» классифицируется как абстрактное.

В связи с отсутствием ярко «выраженной характерности» абстрактное пространство «не оказывает никакого влияния на художественный мир произведения: не определяет характер и поведение

эмоционального тона» [1, с. 99]. Эти функции выполняет конкретное пространство, предопределяя структуру текста привязкой художественного мира к определённым топографическим реалиям. Для творческой манеры А. И.

Куприна специфична конкретизация пространства, порой «документальное» воссоздание образов уездного города, усадьбы, дачи.

К тому же автор ратовал за изображение того или иного жизненного факта сквозь призму восприятия его конкретным человеком («Десять заповедей писателя-реалиста»).

Такая творческая установка создавала условия как для конкретизации, так и для субъективизации, а следовательно, и для мифологизации пространства. При этом мифопоэтический метод остаётся одним из наиболее актуальных и до сегодняшнего дня не исчерпавших своих возможностей методов исследования художественного пространства.

В творчестве А. И. Куприна одним из выразительных пространственных комплексов выявляется «юг» как часть «своего» для писателя пространства, отчасти им мифологизированного.

Важно

Это пространство у автора в основном локализировано Киевом, представлявшимся писателю южным городом, Одессой, югом Украины и Крымом.

Характерным для купринского юга является амбивалентность этого пространства, что обнаруживается в единстве и взаимозаменяемости «верха» и «низа», «сакрального» и «профанного» хронотопов [1].

Киевский топос объемлет действие повести «Яма» (1909-1915). Художественный пространственный континуум произведения обладает рядом

поиск средств выражения авторской идеи.

особенностей, соотносимых с индивидуально-субъективной купринской мифологией юга. Сохраняя в повести конкретные приметы Киева (так в тексте неоднократно упомянуты Днепр, Ямская улица, Лавра, бульвар, обсаженный каштанами), Куприн избегает прямой номинации города, предпочитая «безликие» указания типа «город», «южный город».

При этом названия иных городов (Харькова, Петербурга) использованы многократно. Следовательно, такого рода табуирование названия «южной столицы» (при недвусмысленном указании на её конкретный прототип) свидетельствует о намерении автора придать этому месту действия несколько условный характер.

И здесь оппозиция сакральное/профанное как маркёр категорий «истинное/ложное» реализуется в бинарности «нижнего» мира («ямы») и «верхнего» мира (киевских церквей и Лавры).

Например, повествование о кровавых событиях «рокового» для мира «ямы» года, в результате положивших конец его существованию, автор дополняет картиной благополучного для развития города лете: город процветал, заработки горожан росли, а приток рабочей силы влёк спрос на «товар» улиц Ямской слободы: «…

вся эта шумная чужая шайка, одурманенная лёгкими деньгами, опьянённая чувственной красотой старинного, прелестного города, очарованная сладкой теплотой южных ночей, напоенных вкрадчивым ароматом белой акации, — эти сотни тысяч ненасытных, разгульных зверей в образе мужчин всей своей массовой волей кричали: „Женщину!»» [3, а 103].

Совет!

Активизация «профанного» мира синхронизирована с оживлением мира религиозного, так как «город в это время справлял тысячелетнюю годовщину своей знаменитой лавры, наиболее чтимой и наиболее богатой среди известных монастырей России» [Там же, ^ 102].

Читайте также:  Анализ произведения алеша бесконвойный шукшина

Юг «благословенный» и юг «профанный», как видим, существуют в тесной взаимосвязи, что немаловажно для концепции данного произведения с неоднократно подчёркнутой в нём близостью праведного и грешного.

Так, в повести сакральное и профанное пространства не всегда имеют чёткие границы: под ликом святости нередко скрывается её профанация, а под оболочкой греха таится чистая душа и высокое страдание.

Примечательно описание в начале повести убранства публичного дома к Троицыну дню: «По давнему обычаю, горничные заведения ранним утром, купили на базаре целый воз осоки и разбросали её длинную, хрустящую под ногами, толстую траву повсюду: в коридорах, в кабинетах, в зале. Они же зажгли лампады перед всеми образами» [3, а 9]. Всё это делается, «пока барышни ещё спят», да и не годится, чтобы этим занимались «девицы своими осквернёнными на ночь руками», опорочив тем самым праздник. А в действиях дворника, украсившего «резной, в русском стиле, подъезд двумя срубленными берёзками с жидкой умирающей зеленью» [Там же], миры сакрального и профанного сопрягаются на уровне символики: берёза как символ чистой женственности в пространстве «ямы» отдана на поругание и гибель.

Нагляднее всего сопредельность святости и греха раскрывают персонажи повести. Так, чрезвычайно набожен садист-вышибала Симеон, откладывающий своё жалованье на дальнейшую жизнь в монастыре.

Тамара до поступления в заведение Анны Марковны была монахиней, о чём вспоминает с теплотой; она же тверда в намерении хоронить Женьку-самоубийцу по христианскому обряду, однако певчие и церковный регент, как оказалось, завсегдатай домов терпимости, вносят в него элемент профанации.

Есть место религиозному чувству и в жизни Женьки, женщины, волею судьбы превращенной в смертоносную месть тем, кто покупает её «любовь». Во взаимоотношениях с кадетом Колей она на одно мгновенье перед смертью преображается. Уберегая этого добросердечного юношу от срамной и гибельной болезни, она словно заново дарит ему жизнь, при этом испытывает к нему нечто материнское.

В проникновенном разговоре внутренне изменяются оба: и Коля, ощущавший, «что в эту минуту в его душе совершается один из тех громадных переломов, которые властно сказываются на всей жизни» [3, ^ 251], и Женька: «он никогда в жизни не встречал нигде, даже на картинах, такого прекрасного выражения нежности, скорби и женственного молчаливого упрёка, какое сейчас он видел в глазах Женьки, наполненных слезами» [Там же, а 248]. Венцом этой сцены становится душевно-духовный акт благословения: «И полуголая Женька, эта Женька-безбожница, ругательница и скандалистка, вдруг поднялась с постели, стала перед кадетом и медленно, почти торжественно перекрестила его.

— Да хранит тебя господь, мой мальчик! — сказала она с выражением глубокой нежности и благодарности» [Там же, ^ 250].

Особого внимания заслуживает и название повести, переносно-символический смысл которого непосредственно связан с характеристиками художественного пространства повести. Основная семантическая составляющая образа ямы — низовое пространство, что в мифологической картине мира олицетворяет, прежде всего, хтонический мир, в котором царит смерть.

Наложение образов ямы и смерти чётко обнаруживает себя в конце повествования, когда одним словом «яма» обозначены и «увеселительное» место пребывания девушек, и могила Женьки: «…ей в её яме, — говорит Тамара на похоронах своей подруги, — гораздо лучше, чем нам в нашей.» [Там же, ^ 303].

В яркой доминанте хтонического разрушительного, по своей сути, низа обозначен особый взгляд писателя на проституцию как явление, враждебное самой жизни. Неоднократно Куприн подчёркивает неспособность девушек-проституток дать новую жизнь: так символично автор указывает на убийственность (нередко в прямом смысле) их существования, словно по ту сторону естественного хода жизни.

Обратите внимание

Поэтому в финале смерть забирает не только одну из главных героинь, но и грозит большинству героев повести: убивает себя студент Рамзес, гибнут Верка, Пашка, Манька Беленькая. В

целом, существование Ямы завершается колоссальным побоищем, переросшим в общегородской еврейский погром.

Анализ художественного пространства повести А. И. Куприна «Яма» свидетельствует о процессах авторской мифологизации. Он является не только одной из базовых характеристик его писательской индивидуальности, но и тем качеством, которое связывает художественную систему писателя с контекстом новейших тенденций в искусстве его времени.

Литература

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Художественная литература, 1975. С. 234-407.

2. Дербенева Л. В. Пространственно-временные ориентиры в «армейских» рассказах А. И. Куприна 1890-х гг. // XI Пушкинские чтения. СПб. : ЛГУ, 2006. Т. 1. С. 119-124.

3. Куприн А. И. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 6: Произведения 19131915 гг. / Под общ. ред. Н. Н. Акоповой, Ф. И. Кулешова, К. А. Куприной, А. С. Мясникова. М. : Художественная литература, 1972. 496 с.

4. Скубачевская Л. А. Специфика художественного времени и пространства в «Листригонах» А. И. Куприна // Восток — Запад: пространство русской литературы: материалы Междунар. науч. конф. (25 ноября 2004 г. Волгоград). Волгоград : Волгоградское научное изд-во, 2005. С. 147-154.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-prostranstva-v-povesti-a-i-kuprina-yama

Яма

Заведение Анны Марковны не из самых шикарных, как, скажем, заведение Треппеля, но и не из низкоразрядных. В Яме (бывшей Ямской слободе) таких только два. Остальные — рублёвые и полтинничные, для солдат, воришек, золоторотцев.

Поздним майским вечером у Анны Марковны в зале для гостей веселится компания студентов. В их компании приват-доцент Ярченко и репортёр местной газеты Платонов. Девицы уже вышли к ним, но мужчины продолжают начатый ещё на улице разговор.

Платонов рассказывает, что давно и хорошо знает это заведение и его обитательниц. Он, можно сказать, здесь свой человек, однако ни у одной из «девочек» он ни разу не побывал. Ему хочется войти в этот мирок и понять его изнутри.

Важно

Все громкие фразы о торговле женским мясом — ничто в сравнении с будничными, деловыми мелочами, прозаическим обиходом. Ужас в том, что это и не воспринимается как ужас. Мещанские будни — и только.

Причём самым невероятным образом сходятся здесь несоединимые, казалось, начала: искренняя набожность и природное тяготение к преступлению.

Продолжение после рекламы:

Вот Симеон, здешний вышибала. Обирает проституток, бьёт их, в прошлом, наверняка, убийца, но любит творения Иоанна Дамаскина и религиозен необычайно. Или Анна Марковна. Кровопийца, гиена, но самая нежная и щедрая мать для своей дочери Берты.

В залу в это время входит Женя, которую Платонов, остальные клиенты и обитательницы дома уважают за красоту, насмешливую дерзость и независимость.

Взволнованная девушка очень быстро говорит на условном жаргоне с Тамарой, но Платонов понимает его: Женя волнуется за подружку Пашу. Из-за наплыва публики её уже более десяти раз брали в комнату, и это закончилось истерикой и обмороком.

Но как только девушка приходит в себя, хозяйка вновь отправляет её к гостям. Девушка пользуется бешеным спросом из-за своей сексуальности.

Платонов платит за неё, чтобы Паша отдохнула в их компании. Студенты вскоре расходятся по комнатам, и Платонов, оставшись вдвоём с Василием Васильичем Лихониным, идейным анархистом, продолжает свой рассказ о здешних женщинах. Что же касается проституции как глобального явления, то она — зло непреоборимое.

Лихонин сочувственно слушает Платонова и вдруг заявляет, что не хотел бы оставаться лишь соболезнующим зрителем. Он хочет взять отсюда девушку, спасти. Платонов убеждён, что девушка вернётся назад, так же считает и Женя.

Лихонин спрашивает у ещё одной девушка, Любы, хочет ли она выйти отсюда и открыть свою столовую. Девушка соглашается.

Совет!

Лихонин нанимает её на целый день, а назавтра собирается потребовать у Анны Марковны её жёлтый билет и сменить его на паспорт.

Беря ответственность за судьбу человека, студент плохо представляет себе связанные с этим тяготы. Жизнь его осложняется с первых же часов. Впрочем, друзья согласны помогать ему развивать спасённую.

Лихонин начинает преподавать ей арифметику, географию и историю, на него же ложится обязанность водить её на выставки, в театр и на популярные лекции. Нежерадзе читает ей «Витязя в тигровой шкуре» и учит играть на гитаре, мандолине и зурне.

Симановский предлагает изучать Марксов «Капитал», историю культуры, физику и химию.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Всё это занимает уйму времени, требует немалых средств, но даёт очень скромные результаты. Студенты стараются поддерживать с Любой братские отношения, но она воспринимает их как пренебрежение к её женским достоинствам.

Чтобы получить у хозяйки Любин жёлтый билет, Лихонину приходится отдать все долги девушки, и паспорт обходится в кругленькую сумму. Проблемой становятся и отношения друзей Лихонина к Любе, хорошеющей вне обстановки публичного дома.

Но Люба всем отказывает, потому что всё больше привязывается к своему Василь Васильичу.

Тот же, заметив, что она нравится друзьям, уже подумывает о том, чтобы застать их ненароком, устроить сцену и освободиться от непосильной для него ноши.

Обратите внимание

Люба вновь появляется у Анны Марковны вслед за другим необыкновенным событием. Известная всей России певица Ровинская, большая, красивая женщина с зелёными глазами египтянки, в компании баронессы Тефтинг, адвоката Розанова и светского молодого человека Володи Чаплинского от скуки объезжает все заведения Ямы и наконец появляется у Анны Марковны.

Компания занимает отдельный кабинет, куда экономка сгоняет девиц. Последней водит Тамара, тихая, хорошенькая девушка, когда-то бывшая послушницей в монастыре, бегло говорящая по-французски и по-немецки. Все знали, что был у неё сутенёр Сенечка, вор, на которого она изрядно тратилась.

По просьбе Елены Викторовны барышни поют свои обычные песни. Вдруг в кабинет врывается пьяная Манька Маленькая. В трезвом виде это — самая кроткая девушка в заведении, но сейчас она падает на пол и кричит: «Ура! К нам новые девки поступили!».

Возмущённая баронесса говорит, что она патронирует монастырь для павших девушек — приют Магдалины. Женька предлагает этой старой дуре немедленно убираться. Её приюты — хуже, чем тюрьма, а Тамара заявляет: ей хорошо известно, что половина приличных женщин состоит на содержании, а остальные, постарше, содержат молодых мальчиков.

Из проституток едва ли одна на тысячу делала аборт, а они все по нескольку раз.

Во время Тамариной тирады баронесса говорит по-французски, что она где-то уже видела это лицо, и Ровинская, тоже по-французски, напоминает ей, что перед ними хористка Маргарита из Харькова. Тогда Ровинская не была ещё баронессой.

Ровинская встаёт, обещает уехать и оплатить время девочек, а на прощание поёт им романс Даргомыжского «Расстались гордо мы…». Как только смолкает пение, неукротимая Женька падает перед Ровинской на колени и рыдает. Елена Викторовна наклоняется её поцеловать, но та о чём-то тихо спрашивает её. Певица отвечает, что несколько месяцев лечения — и все пройдёт.

После этого визита Тамара интересуется здоровьем Жени. Та признаётся, что заразилась сифилисом, но не объявляет об этом, а каждый вечер нарочно заражает по десять — пятнадцать двуногих подлецов.

Девушки проклинают всех своих самых неприятных или склонных к извращениям клиентов.

Женя вспоминает имя человека, которому её, десятилетнюю, продала собственная мать. Зоя припоминает своего учителя, который сказал, что она должна его во всём слушаться или он выгонит её из школы за дурное поведение.

В этот момент и появляется Любка. На просьбу принять её обратно экономка отвечает руганью и побоями. Женька, не стерпев, вцепляется ей в волосы. В соседних комнатах начинают кричать, и припадок истерии охватывает весь дом. Лишь через час Симеон с двумя собратьями по профессии утихомиривает девочек, и в обычный час младшая экономка вызывает их в залу.

Важно

Кадет Коля Гладышев неизменно приходит именно к Жене. И сегодня он сидит у неё в комнате, но она просит его не торопиться и не позволяет поцеловать себя. Наконец она говорит, что больна, другая бы не пощадила его. Ведь те, кому платят за любовь, ненавидят платящих и никогда их не жалеют. Женя прощается с кадетом навсегда.

Утром Женя отправляется в порт, где, оставив газету ради бродяжей жизни, работает на разгрузке арбузов Платонов. Она рассказывает ему о своей болезни, а он о том, что, наверное, от неё заразились Сабашников и студент по прозвищу Рамзес, который застрелился, оставив записку, где писал, что виноват в случившемся он сам, потому что взял женщину за деньги, без любви.

Любящий Женьку Сергей Павлович не может разрешить сомнений, охвативших её: не была ли мечта заразить всех глупостью? Женя теряет смысл жизни. Дня через два её находят повесившейся.

Это попахивает для заведения скандальной славой, но теперь это волнует только экономку, которая наконец стала хозяйкой, купив дом у Анны Марковны.

Она объявляет барышням, что отныне требует настоящего порядка и безусловного послушания, и предлагает Тамаре стать её главной помощницей, но чтобы Сенечка не появлялся в доме.

Читайте также:  Сочинение человек славен добрыми делами 6 класс обществознание

Через Ровинскую и Резанова Тамара хоронит самоубийцу Женьку по православному обряду. Вслед за Женькой умирает Паша. Она окончательно впала в слабоумие, и её отвезли в сумасшедший дом, где она и скончалась. Но и этим не кончились неприятности бывшей экономки.

Тамара втирается в доверие к нотариусу и вместе с Сенькой вскоре грабит его. Нотариусу она подмешала сонный порошок, впустила в квартиру Сеньку, и он вскрыл сейф. Спустя год Сенька попадается в Москве и выдаёт Тамару, бежавшую с ним.

Затем уходит из жизни Вера. Её возлюбленный, чиновник военного ведомства, растратил казённые деньги и решил застрелиться. Вера захотела разделить его участь. В номере дорогой гостиницы после шикарного пира он выстрелил в неё, смалодушничал и только ранил себя.

Совет!

Наконец, во время одной из драк убивают Маньку Маленькую. Завершается разорение заведения, когда на помощь двум драчунам, которых обсчитали в соседнем борделе, приходит сотня солдат.

Источник: https://briefly.ru/kuprin/jama/

Александр Куприн “Яма” (1909-15)

В первые десятилетия XX века написать о публичных домах было вполне возможно, только не приходилось рассчитывать, чтобы кто-нибудь согласился подобное произведение опубликовать. Александр Куприн сделал пробный шаг в 1909 году и впал в хандру от потока последовавшей критики.

Его ругали и обвиняли, считая “Яму” попранием норм морали. Это ныне писатели не представляют, как можно рассказывать истории, не поднимая со дна всевозможную грязь, чему читатель радуется и даже защищает якобы ратующего за правду автора.

Современники Куприна такой подход к изложению действительности встретили негативно, вследствие чего Александру пришлось до 1914 года отложить работу над произведением.

Побудить продолжать писать его могло многое, в том числе и написанная в 1912 году пьеса “Пигмалион” Бернарда Шоу, рассказывающая о преображении пропащих элементов общества.

Куприн действительно живописно отразил реалии своих дней. Публичные дома во все времена сохраняли сходные черты. Одни из них предназначались для располагающих деньгами клиентов, значит и трудящиеся там женщины вели достойных их образ жизни.

Другие публичные дома ориентировались на клиентуру победнее, а то и вовсе на любого, кто располагает лишними средствами. Куприн пишет о последних. Оттого-то и может впадать в гнев читатель, наблюдая нелицеприятные сцены, в которых задействованы пропащие девушки.

И пропащие по причине объективной – вне публичного дома они себя не мыслят, как не мыслит их в ином качестве общество в целом.

Обратите внимание

Именно понимание безысходности губит первую часть “Ямы”, встретившую холодное восприятие её читавших.

Девушки работают на износ, но продолжают тонуть в долгах, покуда не заразятся постыдным заболеванием, вследствие чего им придётся искать другие средства пропитания, что практически неосуществимо, либо закончат жизнь самоубийством, единственным верным для них способом прекращения мук. Как в такое мог поверить современник Куприна? Может всё так и было на самом деле в то время, однако русскоязычный читатель не привык видеть столь голый натурализм.

Возникла необходимость в поисках разрешения ситуации. Могла ли работница публичного дома выйти из него и заново начать жизнь? Конечно. Для этого ей требовалось найти человека, способного обеспечить её финансово и разобраться с ворохом проблем.

И была бы беда в негативной оценке людей, знающих о прошлом таких девушек. Проблема проистекала из необходимости уладить ряд моментов, требующих денежных, временных и моральных затрат. Проще махнуть рукой и забыть о принципах, нежели тянуть красну-девицу за хвост из подземелья.

Куприн и тут показал трудности адаптации, пусть и представив читателю происходящее в лучшем виде.

Не просто так вспоминается “Пигмалион” Бернарда Шоу. Есть много сходных черт. Куприн аналогично ведёт к свету одну из героинь, нравственно её наставляя и выгораживая всеми возможными способами. Ей предстоит выбраться из ямы, если она сама того захочет.

Реальность в любом случае начнёт возводить преграды на пути и финал зависит от ряда обстоятельств, в том числе и от самой девушки. Куприн будет возвышать, найдёт способы разрешения ситуации, но против мнения общества пойти ему оказалось трудно.

Поэтому читатель постоянно будет возвращаться в исходную точку, начиная знакомиться с проработкой следующей проблемы.

Всё течёт и изменяется – не стоять вечно и публичным домам. Они пользуются спросом, потом их забывают, пока не возникнет нужда в услугах особого рода снова. Кто трудился, тот пришёл на смену, чтобы его сменили другие. Кратковременные эмоции вспыхивают и гаснут. Герои Куприна живут, после умрут.

Важно

Что-то существенно изменилось с тех пор? Нет. Куприн показал обыденность, дал шанс героям вырваться и объяснил, почему улучшения не произойдёт.

Не повлияют на это ни войны, ни революции, ни морализаторство, ибо человек – животное, а животное в первую очередь удовлетворяет потребности организма: есть, пить, спать и продолжать род.

Дополнительные метки: куприн яма критика, куприн яма анализ, куприн яма отзывы, куприн яма рецензия, куприн яма книга, куприн яма содержание, Alexander Kuprin, Yama The Pit, analysis, review, book, content

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна
– “Пигмалион” Бернарда Шоу

Источник: http://trounin.ru/kuprin09/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

А. Куприн работал над повестью «Яма» на протяжении шести лет – с 1908 по 1914 гг., хотя замысел произведения родился еще в 1906 г. Он первым среди русских писателей осмелился раскрыть тему продажной любви, показать жизнь продажных женщин «во всей ее чудовищной простоте».

Своеобразие сюжетной композиции повести

Повествование в «Яме» не связано с судьбой одного или нескольких героев, в ней отсутствует единый сюжетный стержень. Сюжетную основу «Ямы» составляют картины жизни определенной социальной среды — обитательниц публичных домов.

Автор описывает день за днем жизнь девушек в «двухрублевом заведении»; своеобразную хронику событий объединяет диалог Платонова и Лихонина о причинах «страшной социальной язвы» — проституции.Для повествования характерна чисто очерковая описательность, обилие различных, мало связанных между собой эпизодов.

В определенной мере это является отражением отсутствия целостной идейной концепции у Куприна. Отсутствие центральных героев в повести не случайно. Автор стремится показать, что «маленький человек» бессилен в борьбе с социальным злом, он просто эпизодическая фигура в этой картине жизни.Композиционно повесть состоит из трех частей.

Первая часть включает 12 глав, вторая имеет 17 глав, третья – 9. В заключительной главе повести, играющей роль эпилога, кратко описывается трагическая судьба всех проституток.Сюжетной связкой первой и второй частей повести является желание студента Лихонина провести социальный эксперимент – спасти одну из девушек-проституток.

История отношений Лихонина с проституткой Любкой составляет сюжетную основу второй части произведения, но наряду с ней продолжается рассказ о жизни обитателей «Ямы». В третьей части повести подводятся итоги жизни каждой проститутки.Первая часть повести сильнее в художественном отношении, в последующих усиливаются элементы публицистики, обесцвечивается язык персонажей.

Для повести характерны новеллизм (особенно во второй и третьей части), внесюжетные вставные эпизоды (новелла о торговце «живым товаром» Горизонте, эпизоды с певицей Ровинской и адвокатом Рязановым). «Яма» — яркий пример натуралистической прозы.

Тематика и проблематика повести

Совет!

Куприн подходит к главной теме произведения – проституции — с честной, неравнодушной и человечной позицией художника-гуманиста, глубоко сочувствуя женщинам, оказавшимся на «дне» жизни.

В повести поднимается также целый ряд сложных социально-философских проблем, так или иначе связанных с главной темой произведения. В книге идет речь о силе искусства, о системе воспитания и образования, о порочности нравов в обществе, о невежестве.

В уста героев Куприн вкладывает рассуждения о революции, о русском характере. Во второй части повести через сюжетную линию отношений Лихонина и Любки Куприн поднимает важную тему оторванности интеллигенции от народа.

Повесть о домах терпимости смело можно назвать произведением о социальных и моральных тупиках современности.

Система образов повести

Образы обитательниц публичного дома художественно ярки и жизненны. Куприн создал целую галерею психотипов проституток – кроткая в трезвом состоянии Маня Маленькая, несчастная Паша, влюбленная в вора Сеньку Тамара, единственная любительница чтения Женька. Девушки, живущие в «заведении» Анны Марковны, различаются как внешне, так и внутренне.

Давая яркие, колоритные портретные зарисовки проституток, автор не случайно сравнивает их с животными, ведь вся их жизнь проходит на уровне животных инстинктов. За исключением образов Любки и Женьки образы жриц любви даны статично, без развития, так как и жизнь этих людей подобна застоявшемуся болоту.

Мастерски выписаны образы содержателей публичного дома – Анны Марковны и ее безвольного мужа Исая Саввича. Не менее ярок и точен образ старшей экономки Эльзы Эдуардовны.Во многом автобиографичен образ репортера Платонова, наблюдающего жизнь дома терпимости и выступающего в роли рупора идей автора.

Куприн с потрясающей правдивостью раскрывает всю уродливость жизни падших женщин, сочувствуя при этом всем сердцем проституткам, поскольку они – порождение духовной нищеты общества.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-proizvedenij-a-i-kuprina/5741-yama-analiz-povesti-a-i-kuprina

Образ и характеристика Ромашова в повести «Поединок» Куприна: описание главного героя в цитатах

Ромашов и Хлебников.
/Художник П. Пинкисевич

Повесть «Поединок» — одно из самых известных произведений выдающегося русского писателя А. Куприна.

В этой статье представлен образ и характеристика Ромашова в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера главного героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести «Поединок»
Главным героем повести «Поединок» является молодой офицер Юрий Алексеевич Ромашов (также его зовут Георгием):

Ромашов — подпоручик, он командует полуротой солдат в пехотном полку. На службе Ромашов состоит недавно — всего 1,5 года:

Возраст Ромашова — 21 год:
Ромашов — славный человек и прекрасный офицер:

О внешности Ромашова известно следующее:

Подпоручик Ромашов родом из Пензы из Наровчатского уезда:

Ромашов родился в бедной семье. Известно, что у него год назад болела мать. Больше о его семье ничего не известно: 

Ромашов учился в кадетском корпусе в Москве. Всего он провел в военных училищах 9 лет и собирался посвятить жизнь службе. Но его надежды разбились, когда он начал служить:   

Подпоручик Ромашов разочарован в военной службе. Армейские будни надоели и опротивели ему:

Ромашов нередко чувствует себя одиноким среди сослуживцев:

Однообразие и скука военной службы убивают Ромашова: 

От скуки Ромашов много пьет:

Обратите внимание

Также от скуки он встречается с нелюбимой женщиной, женой своего сослуживца — Раисой Петерсон. В конце концов Раиса надоедает Ромашоу и он разрывает с ней отношения:

При этом Ромашов нежно и безответно влюблен в жену сослуживца, офицера Николаева — Шурочку Николаеву:
Подпоручик Ромашов — добрый и совестливый офицер:

Ромашов — слабохарактерный, безвольный человек. Он часто сам себя винит за слабость:

Ромашов — застенчивый, робкий и неуклюжий человек:

Ромашов — чистый, нежный молодой человек:

Ромашов — молодой романтик и мечтатель с «неугомонной фантазией»:

У Ромашова есть смешная привычка думать о себе в третьем лице, как в романах:

Ромашов не терпит несправедливости и жалеет слабых. Он заступается за солдата-татарина и за это получает наказание — домашний арест:

Ромашов против рукоприкладства в армии. Он возмущается, когда офицеры бьют солдат:

Ромашову не нравится грубость и солдафонство в армии. По его мнению, от этого служба превращается в издевательство:

Ромашов не понимает, зачем нужна война и зачем люди убивают друг друга:

В конце концов Ромашов погибает на поединке. Его убивает офицер Николаев, муж Шурочки:Это был цитатный образ и характеристика Ромашова в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера главного героя, Юрия Алексеевича Ромашова, в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести «Поединок»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/08/obraz-harakteristika-romashova-roedinok-kuprin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector