Петербург в жизни и творчестве гоголя сочинение

Петербург в жизни и творчестве Гоголя сочинение

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя.

После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником.

Обратите внимание

Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от «Мёртвых душ» до «Вечеров на хуторе…».

  Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами.

Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича «Невский проспект», Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и «два лика».

Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге…

», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Важно

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.

← Уездный город и его обитатели в комедии Ревизор↑ ГогольПо повести Невский проспект → Образ и характеристика Андрия в повести Тарас Бульба →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/peterburg-v-zhizni-i-tvorchestve-gogolya

Сочинение на тему: Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя

В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург.

Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей.

Через несколько лет у Гоголя уже сформировалось полное впечатление о Петербурге, с его тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя.

Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей.

Ярко и красочно выглядит Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. <…> Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели».

Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания.

У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.

Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры.

Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов.

У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения.

Совет

Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина.

В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. В начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…». По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет.

Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь».

Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы.

Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

Только пожив в Риме, Гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. Он писал: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». В повести «Невский проспект» герой Гоголя, художник Пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает: «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

Тема Петербурга у Гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду от лжи, явь от сна.

Источник: https://kodori.ru/sochineniya/gogol-n-v/tema-peterburga-v-tvorchestve-gogolya.html

Тема Петербурга в творчестве и жизни Гоголя сочинение

Тема Петербурга отражалась явно во многих произведениях русских писателей, которым не были безразличны красоты сего города. Период, когда творцы стали обращаться к этому городу, начал восприниматься и как нечто новое, где Петербург признавался новой столицей, символом светлого будущего России.

Стоит учесть тот факт, что у каждого деятеля, который обращался к образу Петербурга, имел собственное отношение к непонятному городу. Именно поэтому русское сознание носило по отношению к нему двойственный характер. Одни считали это место дивным и чудесным, иные же видели в нем нечто негативное и отталкивающее.

Однако великий писатель, славящийся своими прекрасными глубоководными произведениями — это Николай Васильевич Гоголь — решил внести в собственное творчество воплощение насущных проблем по поводу Петербурга.

Обратите внимание

В блестящих рассказах и повестях: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель» и другие, — писатель изобразил столицу, где ярко показалась нравственная суть населения.

Читая Гоголя, становятся ясно, что для него Петербург — некий город, что наполнен несчастными людьми, низкими чиновниками, которых кроме себя и собственного дохода, ничего не интересует.

Зато, если обратиться к Невскому проспекту, то можно заметить виднеющуюся призрачную красоту улицы, именно она, как говорит Николай Васильевич, обманчива. Все внешние поразительные красоты не способны укрыть нищую жизнь, в плане духовном, большинства людей в городе, их переживания, трагизм.

И предупреждает нас Гоголь: «не верьте этому Невскому проспекту!», ибо, как он считает, это «все обман, все мечта». Это мираж, от которого люди, ослепляясь, становятся несчастными, ибо после этих окружающих просторов открывается вся горькая правда. Жители несчастны, никакой красотой города это скрыть нельзя.

Духовные калеки, самоубийство персонажа Пискарева, что был художником по профессии, печальное столкновение лицом к лицу с реальностью Петербурга. Повсюду царит пошлость, имеет ценность лишь денежные средства да социальный статус.

Большую неприязнь сей город имеет к «маленькому человеку». Подобную тему эту начал ещё когда-то Александр Сергеевич Пушкин, затем подхватил и Гоголь, что тревожился над такой проблемой.

В его «Записках сумасшедшего» раскрывается несправедливость господствующего устройства. Вокруг одно безразличие и беспощадность, обман да жестокость, ложные ценности.

Все это способно свести человека с ума…

Слишком трагична судьба у героя Николая Васильевича — Акакия Акакиевича, являющегося простым жителем Петербурга. В нем канцелярская служба, что по сути своей наполнена полной бессмысленностью, загубила любую живую мысль. Основная задача персонажа — приобретение новой шинели. Он мечтал о вещи как о любимом человеке.

И не стало предела счастью Акакия Акакиевича, тогда он получил заветную вещь. Однако нахлынувшее счастье оказалось мимолетным, ибо к ночи его ограбили. Беда в том, что никто не решается заметить перемены в жизни главного героя, окружающие безразличны и переживаниям персонажа. И, оставшись в одиночестве, он покидает этот мир…

  И причина его ухода из жизни не болезнь, а равнодушие и бесстрастность окружающих…

Важно

Так, Петербург у Гоголя — это тот городок, в котором существует соединение фантастического и реального. Необычные случаи, странные происшествия… Все это непривычно, непредсказуемо… Город может унизить человека, доминировать над ним…

Примечательно то, что квинтэссенция всего изложенного заключается в том, что Петербург в творчестве Николая Васильевича играл важную роль, потому как все тревожные мысли и мучающие вопросы Гоголь изложил на бумагу. И читатель, что решается открыть для себя подобного писателя, должен быть готовым к жестокой правде и волнующих душу истин.

«В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное», — говорил Герцен. Так оно и есть!

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/tema-peterburga-v-tvorchestve-i-zhizni-n-v-gogolya

Доклад на тему “Петербург в творчестве Н.В.Гоголя”

Каким бы ни изображался Петербург, всегда ощущалась зачарованность писателя этим городом. Оттого, наверное, он так многолик в литературе. Создавая его образ, писатель вкладывает в него свою душу, все свои идеалы и помыслы. Литература постепенно раскрывала читателям этот величественный город глазами мастеров пера.

И тут просто неоценима роль русской литературы именно потому, что она изображает город живым и целостным в его вечной изменчивости и противоречивости. Писатели всегда находят в нём что-то новое и неизведанное, каким бы город ни казался исхоженным и изученным.

К этому вопросу можно подойти по-разному в зависимости от того, какую основную идею избрать в качестве ориентира.

Очень интересны исследования писателя-историка Н.П.Анциферова в его книге «Душа Петербурга», где знаток города и литературы о нём раскрывает читателю Петербург, как город «трагического империализма и великой борьбы». Разумеется, будучи столицей на протяжении двух веков, Петербург является центром политических интриг.

Но есть и другая его сторона. Этот удивительный город – результат содружества русских и европейских талантов, сосредоточение сотрудничества в науке, образовании, промышленности. Все его противоречивые черты нашли своё отражение в произведениях русских писателей.

Но каждый из них представлял Петербург по-своему и жил в нём только своей жизнью.

Петербург – это особенный город. Хочется представить Вам его во всех красках, так как именно их одновременное сочетание и противоречивость создают ту неподражаемую атмосферу, которая свойственна только ему и которая непосредственно нашла отражение в гоголевском Петербурге.

Это очень колоритный город. Балтийское изменчивое небо то тяжело висит над головой, то легко вздымается.

Совет

Его цвет контрастирует от чёрного к белому, иногда создавая плавные переходы оранжевых, сиреневых или голубых тонов.

Перемены добавляет капризная погода с мокрым снегопадом в мае и холодным ливнем в декабре, с июньскими звёздными ночами, январскими оттепелями, мартовскими солнечными морозами.

Литературе невозможно было не заметить и не запечатлеть столь оригинальное лицо города. Но отражение всей этой красоты, к сожалению, не найти в произведениях Н.В.Гоголя. Н.П.Анциферов писал: «Перед нами город великой борьбы. Могуча сила народа, создавшего его, но и непомерно грандиозны задачи, лежащие перед ним, чувствуется борьба с надрывом.

Великая катастрофа веет над ним, как дух неумолимого рока». Суждения этого историка оригинальны и глубоки. Но совсем необязательно слепо соглашаться с ним. И не требуется ту или иную точку зрения принимать на веру. Каждый способен выработать свою позицию, но для этого необходимо проанализировать литературу, которая выражает отношение к Петербургу.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа старуха изергиль горького

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России.

Тема Петербурга, как особо важная философско-социальная тема, была впервые выдвинута в русской литературе как раз в 30-е годы А.С.Пушкиным. В «Домике в Коломне», «Пиковой даме», «Медном всаднике» А.С.

Пушкин осветил различные аспекты петербургской темы, уже затронув при этом некоторые из тех её сторон, которые оказались в центре внимания Н.В.Гоголя в его произведениях.

В пушкинском восприятии Петербурга ощущение его неповторимой красоты и великолепия было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России. Намеченные поэтом образы новых для русской литературы героев – чиновника, городского бедняка – всё это во многом подготовило и определило пути дальнейшего развития темы большого города в повестях Н.В.Гоголя.

Целью моего реферата является изучение изображения Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

Задачи: выяснить, каким видел Н.В.Гоголь этот город, и что способствовало формированию именно такой точки зрения великого писателя; определить, что волновало его, и чем был Петербург для Н.В.Гоголя.

Обоснование выбора темы доклада.

В своё время я читал произведения Н.В.Гоголя, и мне было интересно видение Петербурга глазами Н.В.Гоголя. В Петербурге я живу сравнительно недавно, красота и самобытность города поразили, у меня возникло желание сравнить восприятия этого города мною и писателем XIX века. Сделать это я могу, изучая образ Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

Обратите внимание

Вновь перечитав их, я понял, что раньше многого не замечал в произведениях этого писателя. У него мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета. Они, можно сказать, олицетворяются. С вещами же связаны самые невероятные происшествия. Если Н.В.Гоголь даёт им душу, чтобы насмеяться над ними, то у людей он с такой же целью душу отнимает.

На протяжении своей жизни в Петербурге Н.В.Гоголь чувствовал себя одиноким. Ему казалось, что современники его не понимают. Писателя преследовали сплошные жизненные неудачи. В кружке аристократов Н.В.Гоголь был не свой, служебная карьера не сложилась, усилия стать актёром или художником закончились провалом, с профессорством не получилось.

Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя явился переломным моментом. Он два раза покидал этот город, уезжая в Гамбург и Рим, спасаясь от непонятной тоски.

Петербург разбил сердце писателя, и ирония в его произведениях воспринимается как средство самозащиты. Доминирует же не смех, а страх. Творчество Н.В.Гоголя поражает и удивляет: смешное переплетается с трагическим, фантастическое – с реальным.

Стоит обратить внимание и на художественные приёмы, которые использует писатель для усиления своих образов.

Интересно отметить, что мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета повестей Н.В.Гоголя. Они, можно сказать, олицетворяются, персонифицируются. С вещами же связаны самые невероятные происшествия.

Поэтому необходимо внимательно изучить произведения Н.В.Гоголя и познакомиться с высказываниями писателей и критиков того времени о нём и о его творчестве. Интересна переписка Н.В.Гоголя с матерью.

Читая её, мы легко обнаруживаем настроение писателя, также видим, откуда он взял образы многих своих петербургских героев и различные ситуации, происходящие с ними и взятые из личного жизненного опыта.

Он много пережил в большом северном городе.

ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

ПЕТЕРБУРГ В ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ Н.В.ГОГОЛЯ

Важно

Когда же Н.В.Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей – «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Портрет», «Шинель» –  этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губительный для человеческих душ.

Работа над темой Петербурга составила в творчестве писателя новый этап. В петербургских повестях сатирический пафос гоголевского творчества усилился, а его социальная проблематика значительно углубилась по сравнению с «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Реалистическое мастерство его в этом жанре достигло своей классической вершины.

Для более полного представления о северной столице Н.В.Гоголя хочется обратить внимание на небольшие наброски писателя к книге «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-ой линии». Они были одними из звеньев в работе Н.В.Гоголя над его петербургскими повестями и носили уже весьма мистические названия: «Страшная рука» и «Фонарь умирал».

Перед читателем сразу предстаёт образ города в своей гнетущей таинственности. Его содержание у автора составляет преимущественно тяжёлый и прозаический быт, который изображён им очень остро и сочно. Город представлен ночным описанием «со страшным блеском на каменных домах» (7). Деревянные дома «превращаются в совершенно чёрные» (7).

Фонарь не просто слабо светит, а «умирает» (7) где-то на дальней улице. Кругом всё покрыто «густою  массою мрака» (7), мокрый блеск города теряется в дождевом холодном тумане под серо-дымным небом.

Тёмные переулки раскрывают свои «мрачные объятия» (7), нигде нет огней, всё кажется умершим, а свет из тонкой щели в ставне просачивается «огненной чертой» (7). Таинственность городской жизни, интимность и причудливость индивидуального существования – всё это надёжно укрыто стенами, перегородками, занавесками.

Отсюда мучительное желание героя отрывка заглянуть в щель оконных ставень. В описании сюжета мы попадаем только в мир каких-то вещей. Здесь нет людей, нет приятных лиц, вернее, их описание осуществляется через детали окружающей обстановки. Н.В.

Гоголь использует приёмы крайнего контраста и сильного преувеличения, придающие его образам нереальные характеры. Писатель убеждён, что истинный эффект заключается в резкой противоположности, но, тем не менее, его фантастика максимально приближена к жизни.

В отрывке «Фонарь умирал» на фоне страшной ночной картины окраины города читатель окунается в лирическое описание «голубой комнаты» и девушки «в божественном платье» с «обворожительными бархатными бровями». Но Н.В.Гоголь заканчивает свой небольшой писательский набросок появлением фигуры в чёрном фраке и со странным профилем. Интересно описание лица этого человека: оно просто никакое, тупое и глупое.

Как всё просто, обыкновенно и в то же время оригинально! На мой взгляд, уже в этих небольших заметках Н.В.Гоголь выразил своё отношение к Петербургу. Трагизм и безысходность наложили печать на образ этого города в произведениях писателя. Это началось с повести «Невский проспект».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совет

Отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. А.С.Пушкин видел в нём «гордый град Петров», Ф.М.Достоевский – проклятый город, случайно возникший над водной бездной. А.С.Пушкин одним из первых показал противоречивый облик столицы, «города пышного, города бедного».

Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой даме» мы сталкиваемся с прекрасным Петербургом и городом, ставшим трагедией для бедного Евгения. Также двулик и Петербург Н.В.

Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

Конечно, появление Петербурга Н.В.Гоголя было подготовлено Петербургом Пушкина. Однако писатель идёт дальше своего предшественника,  можно сказать, что не дальше, а по другому пути: Н.В.Гоголя уже не интересует архитектурная часть портрета города. Ему больше нравится показывать бытие, «двойное» бытие.

Суть гоголевского города обманчивая, как вид гражданина в сюртучке: «…всё дышит обманом». Н.В.

Гоголю важно показать «исход» личности из города: нет лиц – только «усы чудные», «талии», «дамские рукава»; нет лиц – только чины и звания: «старые коллежские секретари, титулярные советники, надворные советники», нет лиц – только «быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного только дня».

Петербург Н.В.Гоголя показан через героев его повестей. Вся их ничтожная жизнь есть следствие влияния города на их судьбу. Петербург глазами героев Н.В.Гоголя представлен серыми и чёрно-белыми тонами, контрастными вывесками на фоне неба, тёмными мостовыми и грязноватыми домами.

Читатель видит бледную Неву, тяжёлое пасмурное небо. Его пронизывает порывистый северный ветер, ему холодно и неуютно. Действительно, в изображении гоголевского Петербурга доминируют мотивы зимы и снега.

Обратите внимание

Многозначная тема северного холода сочетается у автора с темой сжигающих человека гибельных страстей и страданий.

Город не только и не столько географически место действия, сколько участник этого действия, всех метаморфоз, которые только в этом городе могут иметь место. «Гнетущая проза» Петербурга – это его чиновники, это его подворотни в двух шагах от Невского проспекта. «Чарующая фантастика» – это то, что выдумано автором и подсказано ему характером самого города.

Фантазия Н.В.Гоголя весьма разнообразна и отличается страшной силой. В русской литературе трудно найти более тесное сплетение фантастического с реальным. Эти термины одинаково применимы к жизни и творчеству писателя. Фантастическое и реальное Н.В.Гоголя сливаются воедино, потому что он не просто изображает жизнь, а раскрывает всё то, что есть в самом человеке и его окружении.

Мировоззрение Н.В.Гоголя в основе своей было глубоко религиозным и не изменялось на протяжении всего творческого пути. От матери писатель унаследовал тонкую душевную организацию и склонность к мистической созерцательности.

Он переживал огромный душевный кризис, его навязчиво преследовала идея Страшного суда и загробного воздаяния.

Он боится приближения к действительности, таящей в себе нечто неведомо-ужасное, так как она мрачна, отвратительна, заклеймена пороками, низостью и коварством.

Все произведения писателя охвачены личными переживаниями. Он болел оттого, что видел жизнь именно так. Отсюда возникал страх, ужас, бред, одиночество и стремление бежать от всего.

Роковая трещина пролегла во взглядах Н.В.Гоголя через понятие действительности, поэтому его переживания так драматичны.  Петербургское настроение писателя отражается в его письме к матери: «Я устал и душою, и телом… Никто не знает моих страданий… Я хотел бы убежать…»[3]

Важно

И это, естественно, нашло отражение в  творчестве. В этом плане очень интересны изобразительные приёмы Н.В.Гоголя.

Один из обычных его эффектов – нагромождение глаголов, которые усиливают и подчёркивают напряжённость действия: «купивши картины, приносил… на них кидался, рвал, разрывал, изрезывал в куски и топтал ногами»[4]; «музыка… погасала, и замирала, и опять вырывалась, визжала и гремела».[5] Так писатель передаёт своё эмоциональное состояние.

Описание города во многом представлено неодушевлёнными микрообразами. Характерно, что из многих источников света в петербургских повестях доминирует преимущественно городской фонарь, с его «капризным», «страшным» сиянием.

Всю гамму его оттенков можно проследить в «Невском проспекте», где он появляется четырежды, причём каждый раз он предстаёт перед нами в совершенно новой роли. А финальный его образ откровенно связывает таинственное, призрачное начало с действием демонической силы. На мой взгляд, только Н.В.

Гоголь может так фантастично вплести в развитие событий простой городской фонарь, дать ему роль своеобразного героя произведения.

Мне нравится искусное использование Н.В.Гоголем фантастики, как усилительного приёма для негативного восприятия поставленных проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем. Автор нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, выводит образ за пределы вероятного.

Таким образом, гоголевский Петербург, нарисованный без внимания  к его архитектурным и пейзажным красотам, погружённый в пошлую, смешную, страшную обыденность, всё же не лишён своеобразного величия.

Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением. Это противоборство приводит к гибели героев петербургских повестей Н.В.Гоголя – художника Пискарёва, художника Чарткова, чиновника Поприщина, чиновника Башмачкина.

Оно всё-таки освещает город ярче, чем лампы, которые на Невском проспекте зажигает сам демон.

Источник: https://NauchnieStati.ru/primery/doklad-na-temu-peterburg-v-tvorchestve-n-v-gogolja/

Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя

В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Для сельского кузнеца Вакулы Петербург – это нечто невозможное, удивительное и потрясающее.

Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, слепящие огни фонарей. Кузнец, прилетевший в столицу на черте, ощущает себя внутри стремительного водоворота людей и зданий: «мосты дрожали», «форейторы кричали», «кареты летали».

Великолепный дворец, роскошные одежды придворных, могущественная императрица, исполняющая желания – все это напоминает сказку.

Совет

Совсем иначе представлен Петербург в «Ревизоре». В пьесе четко прослеживаются два разных взгляда на город: описание столичной жизни слугой Осипом и фантазии Хлестакова. Петербург Осипа вполне реален. Катание на извозчике, цирковые представления, поход в театр, вежливое «галантерейное» обхождение очень нравятся непритязательному слуге.

В мечтаниях Хлестакова столица представлена как город роскоши, богатства и чинопочитания. Петербург отчасти идеализирован, иллюзорен, поскольку мошенник лишь воображает, как он хотел бы жить. Но в этих двух представлениях о Петербурге уже намечается контраст между городом богатых и городом бедных, который найдет развернутое воплощение в «Петербургских повестях».

Гоголь не собирал произведения о Петербурге в единый сборник. Такое название закрепилось позже. К «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект».

Читайте также:  Критика о повести тарас бульба гоголя отзывы критиков и современников

В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве. Один Петербург – с яркими огнями проспектов, дорогими магазинами, нарядной публикой и щегольскими экипажами.

Второй – словно серая тень первого, нищий, грязный, обездоленный.

Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность.

Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия.

Человек превращается в некий символ, основные признаки которого – деньги и чин. Красота и блеск фальшивые, показные, а за ними – пустота, порок, ложь.

«О, не верьте этому Невскому проспекту, – говорит писатель. – Все обман, все мечта, все не то…» Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести «Портрет» меняет талант на деньги, а художник Пискарев из «Невского проспекта» кончает жизнь самоубийством.

Петербург «маленьких людей», искалеченных человеческих судеб наиболее ярко описан в «Шинели». «Вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин опустошен и унижен до крайности. Его главная мечта – шинель. Отняв ее у Башмачкина, равнодушный город лишает чиновника и смысла жизни. Никто не сочувствует несчастному, его смерть даже не замечают.

Обратите внимание

Разительно отличается образ Петербурга в раннем и позднем периодах творчества Гоголя. В «Мертвых душах» столица представлена как город дьявола.

Нагромождение вещей, столпотворение людей различных национальностей, угрюмая казенщина канцелярий, мрачные дома, висящие в воздухе мосты вызывают ассоциации с библейским Вавилоном.

Этот город нравственно калечит людей, а затем убивает их или превращает в преступников.

В Петербурге Гоголя возможно все: нос отправляется гулять по улицам, призрак Акакия Башмачкина снимает с прохожих шинели, а портрет изменяет судьбы людей. Но мы воспринимаем эти фантастические сюжеты как нечто вполне обычное. В них Петербург является таинственной каменной громадой, «полной всяческой чертовщины». Запредельное и реальное переплетаются так, что их нельзя разделить.

Образ многоликой изменчивой столицы, созданный Гоголем, удивителен и своеобразен. Он так точно отражает душу Петербурга, что остается лишь повторить вслед за Владимиром Набоковым: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • Гоголь Николай Васильевич, краткая биография
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • Образ маленького человека в произведениях Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/692-obraz-peterburga

Образ Петербурга в произведениях Гоголя

Николай Васильевич Гоголь оказал неоценимое влияние на русскую литературу. Он показал русскому читателю не только свою родную Украину, но и Петербург, и жизнь маленьких уездных городов. И везде он описывал не только богемных помещиков и чиновников, но и жизнь простых “маленьких” людей.

При этом он старался победить зло в людях, “излечить” их от пороков, используя для этого самое сильное оружие и лекарство — его смех.

Гоголем восхищались многие, но были также люди, ругающие его произведения, но никто так до конца и не понял той необыкновенной тайны его души, которой наполнены его произведения.

Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей.

И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обыкновенный нос может запросто убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже, словно чиновник.

Владимир Набоков писал: “Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”.

Петербург у Гоголя — это нереальное, призренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти.

Важно

Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть “Ночь перед Рождеством”, вошедшая в цикл “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием.

Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней — просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург.

О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: “Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло”. Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего.

В “Ночи перед Рождеством” Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

Совсем другим выглядит Петербург в комедии “Ревизор”. Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в “Ночи перед Рождеством”, это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В “Ревизоре” мы встречаем два рассказа о Петербурге — Осина и Хлестакова.

В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике.

Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: “Галантерейное, черт возьми, обхождение!” Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью.

Совет

Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз.

В общем, Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.

Несколько другим изображен Петербург в повести “Шинель”. Это город, в котором “маленькие люди” пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины.

Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.

В “Шинели” описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю.

Дворовые же и “всякие” люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг.

Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.

Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица.

И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга — это словно тень второй, богатой части.

Обратите внимание

Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.

Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в “Мертвых душах”. Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Это, как говорит почтмейстер, сказочная Шехерезада. Этот Петербург словно центр земли: здесь как будто собрались все страны мира. Ковры почтмейстер называет Персией, а не персидскими.

В приемной Копейкин боится толкнуть локтем Америку или Индию: почтмейстер, правда, говорит, что это вазы, но ведь сроду ни в Америке, ни в Индии ваз фарфоровых не делали. Обедает же капитан в “Лондоне”. Люди здесь тоже разные: и русские, и французы, и англичане. Кругом все утопает в роскоши: зеркала, мрамор, вазы, серебряная посуда, арбуз за сто рублей.

Кругом какое-то дьявольское нагромождение людей и вещей. Да и самого Копейкина почтмейстер сравнивает то с совой, то с пуделем, то с чертом. Даже швейцар здесь похож на моржа. От всего этого создается впечатление, что Петербург — это дьявольский город, в котором “начальник” — полноправный правитель, хотя и существует .“высшее начальство”.

У него в приемной сидят не только бедные люди, вроде Копейкина, но и “эполеты” и “аксельбанты”.

Петербург “Мертвых душ” — это странный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, про который написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой — это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки.

Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал: “Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России”.

Источник: https://botanim.ru/content/obraz-peterburga-v-proizvedeniyax-gogolya-694.html

Жизнь Н. В. Гоголя в Петербурге

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург.

Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном.

На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Важно

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни.

Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, — писал Гоголь, — в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены.

Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны.

Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Читайте также:  Анализ романа тихий дон шолохова сочинение

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке.

Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель».

Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего».

В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе».

Совет

Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Источник: http://MirZnanii.com/a/301105/zhizn-n-v-gogolya-v-peterburge

Образ северной столицы в творчестве Н.В.Гоголя

Сочинения › Гоголь Н.В.

Готовые Домашние Задания

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего.

Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие — проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму. А. С.

Пушкин одним из первых показал противоречивый облик Петербурга, “города пышного, города бедного”. В поэме “Медный всадник” северная столица, ставшая памятником дерзновенным замыслам великого императора, отнимает последнюю надежду у Евгения.

За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе “маленького человека”.

Эта мысль получила блестящее развитие в творчестве Н. В. Гоголя. Автор “Носа”, “Записок сумасшедшего”, “Невского проспекта”, “Шинели” создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта.

Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы. “О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!” — восклицает Н. Гоголь.

За внешней нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и потоки щегольски разодетых прохожих, прячутся разбитые мечты, утраченные иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. Кончает жизнь самоубийством художник Пискарев, не выдержавший столкновения с реальным Петербургом.

В городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует самодовольная пошлость, гибнет талант еще одного художника — Чарткова, растратившего впустую свой великий дар, променявшего вдохновение на кошелек, туго набитый монетами.

Обратите внимание

Но враждебнее всего относится Петербург к “маленькому человеку”. В “Записках сумасшедшего” Н. Гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: “Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума.

Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому “все позволено”. Его воспаленный ум рождает образ Фердинанда VIII, с которым герой отождествляет себя.

Не менее драматична судьба другого петербургского жителя — Акакия Акакиевича Башмачкина, “вечного титулярного советника”, в котором бессмысленная канцелярская служба убила всякую живую мысль. Единственная цель его жизни — новая шинель. Он думает о ней, как иной человек — о любви, о семье.

Ради нее герой идет на лишения и полуголодное существование. Не было человека счастливее Акакия Акакиевича, когда портной принес ему шинель. Но радость оказалась недолгой: ночью его ограбили. Никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно ищет помощи Башмачкин и у “значительного лица”.

Одинокий, отвергнутый всеми, доведенный до отчаяния, он умирает от простуды. Причина его болезни не холод петербургской зимы, а, скорее, людское равнодушие. Преступное бессердечие проявляет Петербург и к капитану Копейкину.

Общество оказалось черствым и бездушным по отношению к герою Отечественной войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всех средств к существованию.

Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире.

Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения. Пирогов остается самодовольным, не смущаясь поркой, устроенной ему за волокитство. В.

Белинский писал: “Пискарев и Пирогов — какой контраст!..

Важно

О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой — доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!” Таков Петербург, город “крестов и звезд”: лучшие погибают, пошлые и ограниченные процветают.

Очень точно подмечает А. Герцен одну важную особенность северной столицы: “В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное”. Эта мысль приходит на ум при знакомстве с произведениями Н. В. Гоголя.

Сочинения по теме:

  • Трагизм «маленького человека» в произведениях Н.В.Гоголя сочинение
  • Социум и человек в творчестве Н.В.Гоголя сочинение
  • Прогрессивное человечество в творчестве А.С.Грибоедова и Г.В.Гоголя сочинение
  • Творческое наследие Н.В.Гоголя сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/raznoe-219/obraz-severnoy-stolicy-v-tvorchestve-n-v-gogolya

Тема города в творчестве Гоголя — Сборник сочинений

Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его произведениях мы встречаем разные типы городов: столичный — Петербург — в «Шинели», «Мертвых душах», «Вечерах на хуторе близ Диканьки»; уездный в «Ревизоре», губернский в «Мертвых душах».

Для Гоголя не важен статус города, он показывает нам, что жизнь во всех русских городах одинакова, и не важно, Петербург ли это или губернский город N. Город для Гоголя — это странный, алогичный мир, лишенный всякого смысла. Жизнь города пуста и бессмысленна.

Гоголь, писал по поводу города в связи с поэмой «Мертвые души»: «Идея города. Возникающая до высшей степени. Пустота. Пустословие…

Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни». Особенно ясно эта идея выражена Гоголем в образе Петербурга, созданном в целом ряде его произведений. Для русской литературы XVIII-XIX веков тема Петербурга представлена как сложная проблема.

Противоречия, с которыми были связаны возникновение и развитие Петербурга, послужили источником мифов о Петербурге. Существуют два противопоставленных друг другу мифа, и оба связаны с оценкой Петра как существа, наделенного сверхчеловеческой природой. В одном мифе Петр — Антихрист, исчадие ада, сатана, а в другом — он богоподобен, богоподобный царь-реформатор.

Отголоски этих мифов звучат во многих произведениях русской литературы, в том числе и в произведениях Н. В. Гоголя.

Проанализируем образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя. В раннем романтическом произведении Гоголя «Ночь перед Рождеством» Петербург описан в духе народной сказки. Петербург предстает перед нами как красивый, сказочный город, где живет величественная и могущественная императрица. Кажется, что образ Петербурга основан на вере народа в доброго, справедливого царя.

Но все-таки в образе Петербурга присутствуют некоторые признаки чего-то неестественного, которые получат дальнейшее развитие в более поздних произведениях Гоголя. В «Ночи…» Петербург еще не город ада, а фантастический город, чуждый Вакуле. Прилетевший на черте, видавший по дороге и колдунов, и колдуний, и нечистую силу, Вакула, попав в Петербург, очень удивляется.

Совет

Для него Петербург — город, где могут сбыться все желания. Все для него необычно и ново: «… стук, гром, блеск; по обоим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, стук копыт коня, звук колеса… домы росли… мосты дрожали; кареты летали, извозчики кричали». Здесь присутствуют мотивы беспорядочного движения, хаоса.

Характерно, что черт себя чувствует в Петербурге вполне естественно.

В «Шинели» образ Петербурга создается при помощи описания грязных улиц, сырых дворов, убогих квартир, зловонных лестниц, «проникнутых насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза», серых невзрачных домов, из окон которых выливаются помои.

Стихия у Гоголя тоже играет важную роль в раскрытии образа Петербурга: зима продолжается чуть ли не круглый год, дует постоянный ветер, леденящий, фантастический, непрекращающийся холод сковывает все.

У Гоголя субъективное ощущение превращается в объективную реальность, время как бы останавливается, и холод начинает восприниматься как непреходящее состояние Петербурга. Нечто подобное происходит и с ветром, который, «по петербургскому обычаю», дует сразу «со всех сторон». Мотив холода, как отмечает С. Г.

Бочаров, легко переходит из физического мира в «нравственное пространство петербургских повестей». Происходит это и в самой «Шинели», где гибель героя среди холода и мрака бесконечной зимы соотносится с холодом бездушия, окружавшим его всю жизнь.

Эта философия всеобщего равнодушия, безразличия к человеку, власть денег и чинов, царящие в Петербурге, превращают людей в «маленьких» и незаметных, обрекают их на серую жизнь и гибель. Петербург делает людей нравственными калеками, а потом убивает их. Для Гоголя Петербург — это город преступлений, насилия, тьмы, город ада, где человеческая жизнь совсем ничего не значит. Это город, похожий на страшный сон.

В описании Петербурга важную роль играют фантастика и гротеск Гоголя. Образ адского города достигается оживлением неодушевленных стихий: мороз, который продолжается почти год, ветер, который дует сразу с четырех сторон.

В «Мертвых душах», в «Повести о капитане Копейкине» Гоголь продолжает тему Петербурга, «маленького» человека, тему мести. Петербург предстает как город, в котором сосредоточено все человеческое зло. В рассказе полицмейстера мелькают детали, сближающие Петербург с библейским городом Вавилоном, погрязшим в грехах, разврате, обреченном на гибель.

Обратите внимание

Ассоциации с вавилонским смешением языков может вызвать и нагромождение национальных обозначений в «Повести о капитане Копейкине»: «…чтобы не толкнуть локтем … какую-нибудь Америку или Индию», «на тротуаре, видит, идет какая-то стройная англичанка…». Вполне четко образ Вавилона проступает во фразе: «… мосты там висят эдаким чертом…

Семирамида, судырь, да и полно!» (висячие сады Семирамиды находились в Вавилоне).

Петербург в «Мертвых душах» — это негармоничный город, город дьявола. Гоголь продолжает тему искусственного города, построенного сатаной. В «Повести о капитане Копейкине» просматривается тема грядущего возмездия.

Петербург не только приводит к гибели людей, но и делает из них преступников. Так, из капитана Копейкина, защитника отечества, отдавшего за него руку и ногу, Петербург сделал разбойника. Тема обиды и тема мщения — основные в «Повести…» и в «Шинели».

Гоголь говорил, что мера мести всегда превышает меру нанесенной обиды.

В «Ревизоре» изображен уездный город, но и тут не обходится без Петербурга. В «Ревизоре» мы опять находим тему «маленького человека». Гоголь показывает, что Петербург полностью раздавил Хлестакова как личность, ослепил столичным блеском, сделал абсолютно пустым.

Ведь Хлестакова принимали за ревизора только потому, что он из Петербурга. Петербург набрасывает тень на всю Россию.

Казалось, жизнь в нем внешне кипит, но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета: много людей, которые все что-то делают, суетятся, бегают туда-сюда, непонятно, для чего все это.

Если в раннем творчестве Гоголя Петербург — это сказочный город, то в зрелом — это мрачный, страшный, непонятный, ненормальный город, давящий на личность и убивающий ее, город духовно мертвых людей.

Источник: http://schooltask.ru/tema-goroda-v-tvorchestve-gogolya/

Ссылка на основную публикацию