Сочинение арина головлева в романе господа головлевы характеристика и образ

Арина Петровна Головлева в романе «Господа Головлевы»

Головлева Арина Петровна — жена В. М Головлева. Ее прототипом в большой степени послужила мать писателя Ольга Михайловна, черты характера которой отразились в образе Марии Ивановны Крошиной в первой же его повести «Противоречия» (1847), позже — в Наталии Павловне Агамоновой («Яшенька», 1859) и особенно — в Марии Петровне Воловитиновой («Семейное счастье», 1863).

Арина Петровна в романе «Господа Головлевы» — помещица, «единолично и бесконтрольно» правящая своим обширным имением, постоянное увеличение которого составляет главную заботу всей ее жизни.

И хотя она утверждает, что трудится ради семьи, и «слово «семья» не сходит с ее языка», но мужа она откровенно презирает, а к детям равнодушна.

Обратите внимание

В ранние их годы Арина Петровна «из экономии держала детей впроголодь», позже также стремилась отделаться от них подешевле — по ее выражению: «выбросить кусок».

Дочь Аннушка, обманувшая надежду сделать из нее «дармового домашнего секретаря и бухгалтера» и сбежавшая с корнетом, получила Погорелку — «деревнюшку в тридцать душ с упалою усадьбой, в которой изо всех окон дуло и не было ни одной живой половицы». Схожим образом «разочлась» она и со Степаном, вскоре, как и сестра, умершим в полном забросе.

Арина Петровна из романа «Господа Головлевы» как бы застыла в «апатии властности» и лишь в редких случаях задумывалась: «И для кого я всю эту прорву коплю! для кого я припасаю! ночей не досыпаю, куска не доедаю…

для кого?» Отмена крепостного права повергла ее, как и большинство помещиков, в смятение и растерянность. Этим ловко сумел воспользоваться Порфирий Владимирович. Вкравшись к ней в доверие и получив при разделе имения лучшую долю, он затем выжил «милого друга маменьку».

На время она нашла приют у нелюбимого сына Павла, но после его смерти вынуждена была жить вместе с внучками, дочерьми Аннушки, в их «упалой усадьбе».

Переход от былой лихорадочной деятельности к полной праздности быстро состарил ее. Когда же внучки уехали, Арина Петровна не выдержала одиночества и скудости, стала все чаще наведываться к обобравшему ее сыну и постепенно превратилась в его приживалку. Однако одновременно с физическим упадком и старческими слабостями в ней ожили «остатки чувств», прежде подавленных суетой накопительства.

А когда она стала свидетельницей бурной сцены между Порфирием Владимировичем и Петенькой, которого отец обрек на тюрьму, отказавшись заплатить его карточный проигрыш, «перед умственным ее оком предстали во всей полноте и наготе итоги ее собственной жизни». Вырвавшееся у нее в этот миг проклятие относилось, в сущности, не только к сыну, но и к ее собственному прошлому.

Испытав страшное потрясение, Арина Петровна вернулась в Погорелку, впала в полную прострацию и вскоре умерла. В письме к Щедрину (в январе 1876 г.) И. С. Тургенев восхищался его умением «возбудить сочувствие к ней читателя, не смягчив ни одной ее черты» и находил в этом образе черты шекспировские.

Важно

К подобному образу «женщины-кулака» Щедрин вернулся позже в «Пошехонской старине» (Анна Павловна Затрапезная).

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/saltykov_shhedrin_m_e/arina_petrovna_golovleva_v_romane_gospoda_golovlevy/77-1-0-1549

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

Задание

Дайте портретную и социальную характеристику Арине Петровне Головлевой.

Вопрос

Как Арина Петровна относится к мужу и детям?

Ответ

Арина Петровна, хозяйка и глава семейства, – натура сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крестьян, превратив мужа в приживальщика, калеча жизнь постылым детям «и развращая» любимчиков.

Мать писателя Ольга Михайловна Салтыкова, послужившая прообразом Арины Петровны Головлевой, однажды в сердцах назвала сына «волком, алчущим разорвать узы родства». На самом же деле в этой «подлой среде» узы родства давно сделались фикцией, «призраком», по выражению Щедрина. Арина Петровна, у которой слово «семья» с языка не сходит, в действительности совершенно равнодушна к мужу и детям.

Вопрос

В чем состоит экономическая и семейная политика Арины Петровны?

Ответ

На собственных детей она смотрит как на «лишние рты», которых нужно кормить, на которых нужно тратить часть состояния, поэтому Арина Петровна старается поскорее отделить детей, выбросить им «кусок» в виде какой-нибудь деревушки, чтобы в дальнейшем считать себя свободной от всяких забот о них.

Она только тогда дышала свободно, когда была одна со своими счетами и хозяйственными предприятиями… Лишь изредка брезжила у нее мысль, что дети выросли чужими ей людьми. Читая неискренние, натянутые письма сыновей, она «старалась угадать, который из них ей злодеем будет».

Спокойно и безжалостно смотрит она, как разоряются и умирают в нищете ее дети, и только в конце жизни перед ней встал горький вопрос «И для кого я припасала! ночей недосыпала, куска недоедала… для кого?»

Вопрос

Итак, в фантастической погоне за «благоприобретенным» она умножила богатство мужа. Для кого и для чего?

Ответ

Ее жадная приобретательская деятельность не имеет смысла, бесплодна и бесцельна.

Более того, страсть обогащения убивает человеческие чувства, а растущее богатство обостряет борьбу членов семейства за получение более жирного «куска» в наследство.

Совет

А все вместе: властность хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрения к созидательному труду – нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.

Вопрос

Что поколебало жизненные устои Арины Петровны?

Ответ

Отмена крепостного права нанесла «первый удар ее властности». Сбитая с привычных позиций, встретившись с настоящими жизненными трудностями, она становится слабой и бессильной. Более хитрый и коварный «любимчик» Иудушка – «проглатывает» ее капиталы, превращая мать в скромную приживалку. Об этом рассказано в главе «По-родственному».

Вопрос

Каков итог жизни Арины Петровны?

Ответ

Показав всю черствость и жестокость героини в пору расцвета ее приобретательской деятельности, писатель затем изобразил трагедию ее постепенного одинокого угасания. Наступило пробуждение «остатков чувств, которые в ней теплились», смутных угрызений совести, когда «перед умственным ее оком предстали во всей полноте и наготе итоги ее собственной жизни».

Тургенев писал о том, что автор сумел возбудить сочувствие читателя к этой героине, не смягчив ни одной ее черты, и видел в образе Арины Петровны Головлевой нечто шекспировское.

Литература

Андрей Турков. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. С. 594–603

К.И. Тюнькин. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001

Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/schedrin/arinap.htm

Характеристика образа Арины Петровны в романе «Господа Головлевы»

Категория: Сочинения по роману «Господа Головлевы»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Господа Головлевы» — роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В «Господах Головлевых» автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга Он исследует такие стремления, которые начинаются с исступленного желания наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего рода.

Дом, семья, род — вот ценности подлинные, а не мнимые. И именно им самозабвенно отдает всю свою яркую жизненную одаренность родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева. И вроде бы добивается успеха: могущество головлевского рода неоспоримо. Она сама это горделиво осознает: «Какую махину выстроила!».

Но когда цель, как кажется, достигнута, выясняется, что она была иллюзорной, что все потеряно, а жизнь, своя собственная и близких, была бессмысленно принесена в жертву. Роман, посвященный упорному созиданию «семейной твердыни», кончается полным человеческим крахом: опустением дома и распадом родственных связей. Итак, в романе изображена семья, состоящая из главы — Арины Петровны — и ее детей.

Головлева — властная и энергичная помещица, хозяйка всего имения, натура сложная и целеустремленная, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично правит всем имением, превратив мужа в ненужный придаток и калеча жизнь «постылым детям». Ее страсть — накопительство. Со всевозможными приобретениями, обогащением связаны самые яркие воспоминания жизни Арины Петровны.

Обратите внимание

И дети, в который раз слушая ее повествования об этом, воспринимают слова маменьки как увлекательную сказку. Денежные отношения — главная, самая прочная нить, которая связывает Арину Петровну и ее сыновей — Степана, Павла и Порфирия. Старший сын, Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но бездеятельный, «постылый Степка-балбес», спился и умер.

Другой сын — Павел — со временем возненавидел общество живых людей и жил в своем фантастическом мире наедине с самим собою. Так и протекала его безрадостная жизнь, пока верх над ним не взял смертельный недуг. Младший сын, Порфирий, пожалуй, самая «выдающаяся» фигура в этом семействе.

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитали в нем лживость и угодничество. Порфирий с детских лет умел опутать «доброго друга маменьку» паутиной лжи и подхалимажа, за что и получил от других членов семьи прозвища «Иудушка» и «кровопийца». Прозвища эти как нельзя лучше отражают его сущность.

Не Иуда, а именно Иудушка, поскольку он был лишен размаха настоящего Иуды-предателя. За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного настоящего поступка Предательство и подхалимство — вот характеризующие его черты. Он предает всех и всегда. Все Иудушкины поступки настолько мелки и ничтожны, что вызывают негодование и омерзение. Даже обращаясь к Богу, он откровенно практичен.

Господь для него — нечто вроде высшей инстанции, к которой можно обращаться со своими гнусными прошениями. Так почему же головлевский род обречен на вымирание? Почему мать и дети так и не нашли общего языка? Ответ совершенно ясен: деспотизм, привычное подавление личности младших повлекло за собой неумение «головлят» распорядиться собственными судьбами.

Будущие крушения, детей подготовлены здесь, в родных стенах. В богатый, но ненавистный родной угол головлевская молодежь возвращается только погибать. В конце романа Щедрин показал опустевшую и обезлюдевшую «твердыню», в которой есть все. «Не пустодомом живу!» — хвастается Иудушка, но в то же время здесь никого нет.

Читайте также:  Сочинение на тему лень рассуждение

Пугающий своей силой образ тишины, ползущие по дому тени вовсе не случайно повторяются в романе. И потрясает сцена Иудушки с «мертвыми душами»: покойной матерью, братьями, давно умершими слугами. Отвернувшись от живой жизни, герой общается с призраками, пока внезапное пробуждение «одичалой совести» не заставит его с ужасом спросить: «Что такое сделалось?! где… все?..».

Вся тяжесть ответственности за гибель рода Головлевых падает на Порфирия. Его же Салтыков заставит и очнуться — «за всех». Иудушка, наконец, понимает, что есть настоящие человеческие отношения, законы человеческой связи. Он осознает эгоистическую разъединенность головлевского рода и ответ за все многочисленные семейные грехи возьмет на себя.

Важно

Порфирий сам вынесет себе смертный приговор — его найдут замерзшим недалеко от могилы матери.

Жила здесь когда-то большая семья: Арина Петровна Головлева — деятельная, энергичная накопительница, глава рода; ее муж — пустой человек, пьяница, устранившийся от дел, страстно ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив матери на попечение двух сироток — Анниньку и Лю-биньку; были сыновья и у Порфирия. Но проходят годы, и дом пустеет. Стоя на пороге смерти, перед лицом пробудившейся совести, в тоске повторяет Порфирий Головлев: «Что такое! Что такое сделалось?! Где… все…» Роман «Господа Головлевы» состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях: «Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости»… Названия глав говорят о том, что центральная проблема романа — проблема семьи (как и в «Анне Карениной» Толстого, в «Братьях Карамазовых» Достоевского, создававшихся примерно в те же годы). В романе рассказывается о том, как в Головлево вернулся больным и нищим «постылый» Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна, и т.д. История семьи Головлевых — это история «умертвий». Каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее состояние концентрируется в руках Иудушки, а вместе с тем растет и растет его одиночество. Становится все яснее, что и семьи-то никакой нет, что семейные узы лишь видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода враждуют между собой, ненавидят друг друга и рады смерти близких. Трагична фигура главы рода — Арины Петровны. «…Слово «семья» не сходит с ее языка и, по наружности, всеми ее действиями исключительно руководят непрестанные заботы об устройстве семейных дел». Она сама недоедает, недопивает и недосыпает и других впроголодь держит, ибо печется о приумножении головлевских богатств. Но госпожа Головлева чувствует бессмысленность своей деятельности. «И для кого я всю эту прорву коплю! Для кого я припасаю!» — вырывается «поистине трагический вопль» из груди матери. Во имя стяжания загублены души тех, для кого, казалось бы, совершалось накопление. «На кислом молоке и попорченной солонине» воспитывались сиротки-внучки, каждым куском их попрекали, изуродовали их детство и юность, толкнули их на путь разврата и гибели. Лишенный прав на наследство, спился и умер в своем грязном углу Степка-балбес. Оставшись без средств, покончил с собой «законный» сын Порфирия Володенька, а «незаконный младенец» Володька отправлен на гибель в воспитательный дом… В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. В центре этой истории — Порфирий Головлев. Еще в детстве брат, Степка-балбес, прозвал его Иудушкой, «кровопивушкой». «С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать». Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия своеобразный вариант того типа лицемера и подхалима, который изображал Грибоедов в Мол-чалине, Островский в Подхалюзине. Но Порфирий — особенно страшный вариант лицемера.Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с сомнением. «И сама понять не могу, что у него за глаза такие, — рассуждала она иногда сама с собою, — взглянет — ну, словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и подманивает!» Иудушка — ханжа, прикрывающий свои злодеяния елейными «святыми словами». С именем Бога на устах, крестясь и благословляя, он толкает на верную гибель сыновей, грабит и выгоняет из дому «милого друга маменьку». Основной прием раскрытия образа Иудушки — изображение разительного несоответствия между словом и делом. Иудушка «зудил», «надоедал, томил, тиранил» людей «целым потоком бездельных слов», «источая из себя целые массы словесного гноя». В его бесконечных речах — обрывки евангельских текстов, ходячие, затасканные пословицы, правила прописной морали, заверения в родственных чувствах. Обилие уменьшительных и ласкательных форм, интонации жалобных или умильных причитаний придают этим праздным речам приторный характер. Слово перестает выражать мысль, чувство, оно, напротив, призвано скрыть, завуалировать то и другое. К Порфирию Владимирычу приезжает сын Петенька (отец называет сыновей только так — «Петенька», «Володенька»). Он умоляет отца о помощи — речь идет о жизни или смерти. Но слышит отказ. Совершается одно из многочисленных «умертвий». Стена ненависти встает между отцом и сыном.

Предательство, хищничество, холодный расчет, отсутствие живых человеческих чувств — вот пороки головлевского рода, сполна унаследованные Иудушкой. Пороки эти типичны для общества, где человек человеку волк, типичны не только для дворянского, но и для любого эксплуататорского класса.

Типичным в образе Иудушки является и то, что он во всем следует «кодексу, созданному преданием лицемерия». Ложь, пустословие, ханжество — это не только индивидуальные пороки, присущие Порфирию Владимировичу. «…Общество наше лицемерно…

— писал сатирик в одном из поздних своих произведений. — Разве лицемерие — не гной, не язва, не гангрена?» Потоки лицемерной лжи захлестывали страницы реакционных газет, воспевавших русское самодержавие.

Щедрин обличает это «звонкое пустословие», «бессодержательную канитель», напоминающие разглагольствования Порфирия Головлева.



Н. В. Гоголь родился и вырос на Украине.

Я думаю, именно поэтому основными темами его творчества были культурные традиции, сила, величие и героическое прошлое украинского народа, которые ярко отразились в повести «Тарас Бульба» — прекрасном литературном памятнике XIX столетия.

С главным героем повести Тарасом Бульбой мы знакомимся на первых страницах произведения. Это старый полковник с грубым, прямым нравом, любящий суровый и бесхитростный казацкий быт. Жизнь для Тараса Бульбы — это родная Укр

Образ Ромашова дан в повести в динамическом развитии. Поначалу герой пребывает в мире книжных представлений, романтической героики и честолюбивых стремлений.

В классе читается небольшой отрывок из главы II (начало отрывка — «Блестящий офицер генерального штаба…», окончание — «Но тотчас же, слабо и виновато улыбнувшись самому себе в темноте, он съежился и продолжал путь»).

Постепенно молодой офицер прозревает, и открытие реального мира становится решающим в его судьбе. Пережив душевный кризис,

Совет

В трудных условиях приступает Салтыков-Щедрин к работе над одним из вершинных произведений своего сатирического творчества — «Историей одного города».

Если в «Губернских очерках» основные стрелы сатирического обличения попадали в провинциальных чиновников, то в «Истории одного города» — в глуповцев и их градоначальников.

Сатирик ставит перед собою головокружительно смелую цель — создать обобщенный образ России, в котором синтезируются вековые слабости национальной истории, достойные сатирическог

Загальновизнаним є факт, що мистецтво у будь-якому із своїх проявів обовязково має стати невідємною складовою життя як окремої держави, так і міста, і тим паче конкретної особистості.

Хоча у слова «мистецтво» існує багато визначень і особливих характеристик, але в кожного з нас є своє бачення зцьго приводу.

У моєму розумінні, мистецтвом слід вважати образне відтворення обєктивної реальності, метою якого є прагнення людини доторкнутися до прекрасного, почуттєвого і красивого, в тому числі до супер

Как же проявили они себя в этом испытании? Обратимся сначала к образу Андрия, так как образ Остапа позволяет нам обратиться к новой проблеме — проблеме подвига, которая в дальнейшем объединит н две следующие темы: гибель Тараса и собирательный образ казачества. На каких эпизодах битвы под Дубно нужно остановиться, чтобы до конца понять Андрия, понять ту идею, которая воплощена в его образе автором, определить ее связь с общей концепцией повести? Какое впечатление производит Андрий в бою? Чем он

Верный своему пониманию высокой общественной миссии писателя, Н. М. Карамзин проявлял незаурядное гражданское мужество в отношениях с властями. В марте 1811 г.

Обратите внимание

он вручил императору Александру I записку «О древней и новой России», в которой изложил свой взгляд на общественно-экономическое положение страны. Записка содержала неслыханно резкую критику внутренней и внешней политики императора.

Опираясь на факты, писатель представил в ней убийственную картину бездарного управления державой, при кото

Окончив школу, человек должен сделать самый ответственный в своей жизни шаг – выбрать профессию. Профессия – это осознанно избранное русло, в которое ты будешь вкладывать много сил и времени. Очень важно, чтобы способности и черты характера соответствовали твоему виду деятельности.

В русском народе говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти», тем самым подчеркивая, насколько непростой является человеческая жизнь, насколько сложными мо­гут оказаться ее крутые повороты.

И на каждом из таких поворотов человек может попадать в ситуации, когда потребуются волевые качества характера — смелость, решительность, отвага и мужество.Да, всегда легче говорить, чем делать.

И нельзя не согласиться с утверждением «сколько есть людей, столько есть характеров». А значит, и разных жизней, и р

«Тихий Дон» — грандиозное произведение М. А. Шолохова, рисующее масштабную картину на­родной жизни, раскрывающее в полной мере духов­ный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа.

Читайте также:  История жизни григория мелехова в романе тихий дон шолохов сочинение

Важную роль в его раскрытии играет эпизод лугового покоса. Все здесь создает ощущение праздника. «Косцы и грабелыцицы одевались будто на годовой праздник»,— говорит автор.

Он обращает внимание читателя на яр­кую, нарядную одежду казаков: «С самого утра зацве­ло займище праздн

Важно

Роман Пушкина «Евгений Онегин» стал для меня своеобразным открытием. Из этого произведения я почерпнул для себя много нового и интересного.     Главным героем романа в стихах является молодой дворянин Евгений Онегин.

Один из главных вопросов произведения, который автор ставит перед нами, – умеет ли Онегин любить? Об этом читатель размышляет на протяжении всего романа.

    Мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к описанию воспитания и образа жизни героя. Онегин с самых юных

Сейчас смотрят:{module Салтыков:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-saltykova-shchedrina/sochineniya-po-romanu-gospoda-golovlevy/12996-kharakteristika-obraza-ariny-petrovny-v-romane-gospoda-golovlevy.html

Сочинение «Система образов Господа Головлевы»

В щедринском романе перед чи­тателем проходят три поколения семьи Головлевых: Арина Петровна, ее дети и вну­ки. В первом поколении семья еще кажется креп­кой. Арина Петровна со свойственной ей энергией и предприимчивостью закладывает основы головлевского благосостояния. Но уже тогда в семье наруша­ются естественные человеческие отношения.

Отмена крепостного права ускоряет процесс разложения — и во втором поколении черты «выморочности», обре­ченности становятся более заметными. Дети Арины Петровны оказываются неприспособленными к жизни.

Умирают Аннушка, Степан, человек по-своему талант­ливый, окончивший даже университет, но не имев­ший внутренних сил, чтобы противостоять окружа­ющей его гнилой среде, умирает его брат Павел…

Сама Арина Петровна вынуждена была признать, что ее исключительное служение семье на самом деле было служением призраку, который она сама же и создала: «Всю жизнь она что-то устраивала, над чем- то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не схо­дило у нее с языка, во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергла себя лишениям, истязала себя, изуродо­вала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что се­мьи-то именно у нее и нет!»

Еще отчетливее печать обреченности проявляется в третьем поколении, которое гибнет совсем молодым. На этом фоне вырастает зловещая фигура сред­него сына Арины Петровны — Порфирия, прозванно­го Иудушкой. Образ Иудушки — олицетворение хищ­ничества, жадности, лицемерия.

Он, погубивший всех своих близких — мать, братьев, детей, племян­ниц, сам обрекает себя на неминуемую гибель. Щедрин показывает, как закон, право, мораль, религия служили Иудушке и ему подобным ширмой.

Порфирий лицемерит постоянно — не только перед другими, но и перед самим собой, лицемерит даже тогда, когда это не приносит ему никакой практи­ческой пользы. Щедрин специально подчеркивал, что это не лицемерие мольеровского Тартюфа.

Совет

Тар­тюф лжет сознательно, преследуя свою определен­ную и конкретную цель, а Иудушка «не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов».

На примере Иудушки ясно видно, какую роль в создании сатирического образа играет у Щедрина ре­чевая характеристика.

Так, явившись к умирающе­му брату Павлу, Иудушка буквально изводит его своим тошнотворным и елейным пустословием — тем более омерзительным, что оно приправлено «род­ственными» словечками, образуемыми с помощью уменьшительных суффиксов: «маменька», «дружок», «подушечка», «водичка» и даже «маслице деревянненькое».

В реальной жизни Иудушка далеко не всегда мог полностью утолить свою жажду стяжательства, склон­ность к тиранству. Тогда он создает для себя некий фантастический мир, в котором он «неизменно дохо­дил до опьянения; земля исчезала у него из-под ног».

Только перед самой смертью «ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без поль­зы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт.

Вот он соста­рился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, «пожалело» бы его.

Зачем он один? Зачем он видит кругом не только равнодушие, но и ненависть? Отчего все, что ни прикасалось к нему, — все поги­бало?» Происходит пробуждение одичавшей совести, что представляет собою элемент трагический.

Не случайно в период работы над «Господами Головлевыми» Щедрин признавался, что ему «хотелось бы и трагического попробовать». Мотив прозрения стал ведущим в романе. Прозрение, настигающее каждого из членов семьи Головлевых, становится своеобразным судом совести, нравственным возмез­дием.

Обратите внимание

В «Господах Головлевых» Щедрин почти не при­меняет приемов, характерных для «Истории одного города».

Вместо сатирического гротеска, гиперболы, фантастики писатель использует метод психологи­ческого анализа, пристально исследует внутренний мир своих героев, прежде всего Иудушки Головлева.

Психологический анализ ведется с помощью слож­ного переплетения речевого строя персонажей с ав­торской оценкой их мыслей и переживаний. Авторс­кое начало неизменно ощущается на протяжении всей книги.

При всей его конкретности образ Иудушки стал широчайшим художественным обобщением.

Источник: http://litsochinenie.ru/sistema-obrazov-gospoda-golovlevyi.html

Ru: Характеристика Арины Петровны из романа Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы

Владимир Михайлович Головлёв — муж Арины Петровны. С возрастом Арина Петровна стала менее деспотична и строга. Степан Владимирович Головлёв (он же Стёпка-балбес) — старший сын Арины Петровны. Арина Петровна отказывается от встреч с сыном, запирается у себя в имении и тихо умирает.

Арина Петровна обладает житейской смекалкой, стремится во что бы то ни стало приумножить свое хозяйство. Для того чтобы не разориться окончательно, довольно скоро Арине Петровне пришлось взять на себя управление всеми хозяйственными делами.

Подобные отношения длились более сорока лет. Не обретя счастья в семейной жизни, Арина Петровна всю свою энергию направила на “округление” своего имения. Иногда вследствие дорожных приключений Арина Петровна заболевала, иногда ей приходилось пускаться в путь, будучи беременной.

Постепенно к Арине Петровне приходит осознание того, что прожитая ею жизнь совершенно бессмысленна. И именно им самозабвенно отдает всю свою яркую жизненную одаренность родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева. Она единолично правит всем имением, превратив мужа в ненужный придаток и калеча жизнь “постылым детям”.

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитали в нем лживость и угодничество

Со всевозможными приобретениями, обогащением связаны самые яркие воспоминания жизни Арины Петровны. Денежные отношения — главная, самая прочная нить, которая связывает Арину Петровну и ее сыновей — Степана, Павла и Порфирия.

Владелица обширного имения Арина Петровна Головлёва узнала, что московский дом старшего сына Степана продан за долги на аукционе.

Важно

Это известие возмутило барыню; чтобы решить судьбу непутёвого отпрыска, Арина Петровна решила собрать семейный совет с участием младших сыновей, которым было приказано немедленно прибыть в Головлёво.

Однако после речей Порфирия Владимировича о том, что деревня будет промотана, барыня отменила собственный вердикт и оставила Степана в головлёвской усадьбе. Его сын Владимир покончил с собой; со вторым сыном, Петром, Иудушка изредка обменивался письмами. Следом ушёл из жизни Пётр, не добравшийся после суда до места ссылки.

На совете, напоминающем суд, Арина Петровна сообщила, что намерена отдать Степану вологодскую деревеньку

Эта энергичная и настойчивая женщина довольно деспотично ведет себя по отношению к членам семьи. Ее боятся, ненавидят и упрекают в излишней жесткости.

В конце жизни она чувствует себя несчастной и умирает в полном одиночестве, лишенная любви родных и близких.

Однако стоит немного поближе познакомиться с обстановкой, в которой она оказалась и которая сформировала ее характер, и мы поймем, что эта женщина сама в какой-то мере стала жертвой обстоятельств.

Он был склонен к праздности и безделью. Закрывался у себя в кабинете и занимался сочинением так называемых “вольных стихов”. Головлев, женившийся исключительно для того, чтобы найти себе верного слушателя для своих стихов, довольно скоро разочаровался в жене, поскольку роль, отводимая мужем, ее совершенно не устраивала.

Источник: http://zdravbaza.ru/ru-harakteristika-arinyi-petrovnyi-iz-romana-saltyikova-shhedrina-gospoda-golovlevyi/

“Господа Головлевы”: образы, характеристика героев

В романе “Господа Головлевы” Салтыкова-Щедрина выведена целая галерея образов одной семьи – помещиков Головлевых. Эта семья идет к деградации и разрушению, она распадается, а потом ее члены и физически отходят в небытие.

Образ Арины Петровны: это единственный незаурядный человек в семье Головлевых. Она мать и глава семьи. “Женщина властная и притом в сильной степени одаренная творчеством” – характеризует ее автор. Арина Петровна руководит хозяйством, ведет все дела семьи.

Она бодрая, волевая, энергичная. Но толк от этого есть только в хозяйстве. Арина Петровна подавляет своих сыновей и мужа, который ненавидит ее за это. Мужа она никогда не любила, считала шутом, слабаком, неспособным вести хозяйство.

“Муж называл жену “ведьмою” и “чертом”, жена называла мужа “ветряною мельницей”

и “бесструнной балалайкой”.

Совет

По сути дела, проживя сорок лет в семье, Арина Петровна остается холостячкой, которую интересуют только деньги, счета и деловые разговоры. У нее нет теплых чувств к мужу и детям, нет сочувствия, поэтому она так страшно наказывает близких, когда они безответственно относятся к имуществу или не подчиняются ей.

Образ Степана Головлева:Это “даровитый парень” с озорным характером, с хорошей памятью и способностями к учебе. Однако он воспитан в праздности, вся его энергия уходила на проказы. Отучившись, Степан оказывается неспособным сделать карьеру чиновника в Петербурге, так как не имеет к ней ни способностей, ни охоты.

Он еще раз подтверждает прозвище “Степка-балбес”, долго ведет бродячую жизнь. К сорока годам он панически боится матери, которая не поддержит, а наоборот, заест.

Степан приходит к осознанию, что он “ничего не может”, потому что никогда не пытался трудиться, а хотел получать все даром, урвать кусок у жадной матери,

или еще у кого. Он спивается в Головлеве и умирает.

Образ Павла Головлева. Это военный, но тоже человек подавленный матерью, бесцветный. Внешне он огрызается и грубит матери. Но внутри боится ее и придирается к ней, сопротивляясь ее влиянию.

“Это был человек угрюмый, но за угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и больше ничего”. Перебравшись в Головлево, он перепоручает дела своей ключнице – Улите. Сам же Павел Головлев спивается, поглощенный ненавистью к брату Иудушке.

Они умирает в этой ненависти, озлобленный, с ругательствами и проклятиями.

Читайте также:  Стародум в комедии недоросль образ и характеристика

Образ Иудушки, Порфирия Головлева. Этот человек – квинтэссенция головлевского рода. Он избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества.

В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах – и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей.

Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его “словоблудию” и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше.

Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их “обмусолить”. Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок.

В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: “Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!” Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.

Образ Анны и образ Любы из “Господ Головлевых”.Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили. Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости.

Обратите внимание

Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис “сестры Погорельские” переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь.

Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, “умирать”.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/gospoda-golovlevy-obrazy-xarakteristika-geroev/

“Господа Головлевы”

Обычный “семейный роман” по форме, по содержанию это неоднозначная, сложная, тяжелая картина действительности, увиденная уже не писателем-сатириком, а скорее человеком, который устал смеяться.

“Господа Головлевы” – одно из самых мрачных произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. В романе не раз встречается пейзаж села Головлева. Он оставляет впечатление безысходности: “Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении”.

Словно мрачная тень головлевской усадьбы падает на окружающий мир.

Когда же автор приводит нас в огромный помещичий дом, нас охватывает “мертвая тишина”, которая “ползет из комнаты в комнату”. Везде “пустынно, неприютно”, пахнет “отчуждением, выморочностью”, “отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали умертвия”. Недаромодному из братьев Головлевых родовое их имение представляется гробом.

И автор начинает рассказывать историю большой семьи.

Здесь жили Арина Петровна Головлева – фактическая глава семьи, очень властная и жадная женщина; ее муж, неудачник, пьяница, искренне ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив родственникам своих дочерей – Анниньку и Любиньку; были сыновья и у Порфирия.

Но проходят годы, и дом пустеет. Стоя на пороге смерти, перед лицом пробудившейся совести, в тоске повторяет Порфирий Головлев: “Что такое! Что такое сделалось?! Где… все…”

Роман “Господа Головлевы” состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях, но неизбежно каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее состояние концентрируется в руках Иудушки – Порфирия Головлева, а вместе с тем растет и растет его одиночество.

В романе рассказывается о том, как в Головлеве умер больным и нищим “постылый” Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна, как сломал жизнь своим сыновьям Порфирий Головлев и т. д. История семьи Головлевых – это история бесконечных смертей, смертей, которым даже никто не огорчался. В этой “семье” на такое не обращали внимание.

Центральная проблема романа – проблема семьи (как и в “Анне Карениной” Л. Н. Толстого, в “Братьях Карамазовых” Ф. М. Достоевского, создававшихся примерно в те же годы). Не случайно в центре внимания выдающихся писателей оказалась именно эта проблема. В середине XIX в. в России институт семьи переживал кризис.

В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. В интересах семьи Арина Петровна начала накапливать имущество, экономила каждую копейку, держала детей в строгости и чуть ли не в голоде.

Это убивало любовь к матери. к семье, приводило всех детей Арины Петровны к жизненному краху.

Важно

Только Порфирий Головлев сумел “приспособиться”. Еще в детстве брат, Степка-балбес, прозвал его Иудушкой, “кровопивушкой”. Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия монстра. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с сомнением.

“И сама понять не могу, что у него за глаза такие, – рассуждала она иногда сама с собою, – взглянет – ну, словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и подманивает!” К Порфирию Владимирычу приезжает сын Петенька. Он умоляет отца о помощи – речь идет о жизни или смерти.

Но слышит отказ. Петр Порфирьевич стреляется.

Деньги, точнее – неумеренная жадность до денег, губит семью Головлевых, губит семьи, в которых каждый стремится к собственному благополучию, пренебрегая интересами близких, пренебрегая любовью.

Уход любви и взаимопонимания из семейных отношений – общая тенденция, которую отразил Салтыков-Щедрин в своем великом романе.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/gospoda-golovlevy/

Система образов (о романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина)

В щедринском романе перед читателем проходят три поколения семьи Головлевых: Арина Петровна, ее дети и внуки. В первом поколении семья еще кажется крепкой. Арина Петровна со свойственной ей энергией и предприимчивостью закладывает основы головлевского благосостояния. Но уже тогда в семье нарушаются естественные человеческие отношения.

Отмена крепостного права ускоряет процесс разложения — и во втором поколении черты «выморочности», обреченности становятся более заметными. Дети Арины Петровны оказываются неприспособленными к жизни.

Умирают Аннушка, Степан, человек по-своему талантливый, окончивший даже университет, но не имевший внутренних сил, чтобы противостоять окружающей его гнилой среде, умирает его брат Павел…

Сама Арина Петровна вынуждена была признать, что ее исключительное служение семье на самом деле было служением призраку, который она сама же и создала: «Всю жизнь она что-то устраивала, над чем — то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка, во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергла себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее и нет!»

Еще отчетливее печать обреченности проявляется в третьем поколении, которое гибнет совсем молодым. На этом фоне вырастает зловещая фигура среднего сына Арины Петровны — Порфирия, прозванного Иудушкой. Образ Иудушки — олицетворение хищничества, жадности, лицемерия.

Он, погубивший всех своих близких — мать, братьев, детей, племянниц, сам обрекает себя на неминуемую гибель. Щедрин показывает, как закон, право, мораль, религия служили Иудушке и ему подобным ширмой.

Порфирий лицемерит постоянно — не только перед другими, но и перед самим собой, лицемерит даже тогда, когда это не приносит ему никакой практической пользы. Щедрин специально подчеркивал, что это не лицемерие мольеровского Тартюфа.

Совет

Тартюф лжет сознательно, преследуя свою определенную и конкретную цель, а Иудушка «не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов».

На примере Иудушки ясно видно, какую роль в создании сатирического образа играет у Щедрина речевая характеристика.

Так, явившись к умирающему брату Павлу, Иудушка буквально изводит его своим тошнотворным и елейным пустословием — тем более омерзительным, что оно приправлено «родственными» словечками, образуемыми с помощью уменьшительных суффиксов: «маменька», «дружок», «подушечка», «водичка» и даже «маслице деревянненькое».

В реальной жизни Иудушка далеко не всегда мог полностью утолить свою жажду стяжательства, склонность к тиранству. Тогда он создает для себя некий фантастический мир, в котором он «неизменно доходил до опьянения; земля исчезала у него из-под ног».

Только перед самой смертью «ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт.

Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, «пожалело» бы его.

Зачем он один? Зачем он видит кругом не только равнодушие, но и ненависть? Отчего все, что ни прикасалось к нему, — все погибало?» Происходит пробуждение одичавшей совести, что представляет собою элемент трагический.

Не случайно в период работы над «Господами Головлевыми» Щедрин признавался, что ему «хотелось бы и трагического попробовать». Мотив прозрения стал ведущим в романе. Прозрение, настигающее каждого из членов семьи Головлевых, становится своеобразным судом совести, нравственным возмездием.

Обратите внимание

В «Господах Головлевых» Щедрин почти не применяет приемов, характерных для «Истории одного города».

Вместо сатирического гротеска, гиперболы, фантастики писатель использует метод психологического анализа, пристально исследует внутренний мир своих героев, прежде всего Иудушки Головлева.

Психологический анализ ведется с помощью сложного переплетения речевого строя персонажей с авторской оценкой их мыслей и переживаний. Авторское начало неизменно ощущается на протяжении всей книги.

При всей его конкретности образ Иудушки стал широчайшим художественным обобщением.

Источник: http://www.sochuroki.com/sistema-obrazov-o-romane-gospoda-golovlevy-m-e-saltykova-shhedrina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector