Анализ рассказа платонова третий сын

Для дела жизни необходимо внутреннее счастье Для дела жизни необходимо внутреннее счастье Урок по рассказу А. Платонова «Третий сын» — презентация

1 Для дела жизни необходимо внутреннее счастье Для дела жизни необходимо внутреннее счастье Урок по рассказу А. Платонова «Третий сын»<\p>

2 Цели урока 1. Знакомство с миром героев А. Платонова на материале рассказа «Третий сын». Воспитание в детях чувства любви к родителям, труду. 2. Формирование навыков составления характеристик героев по плану, умение цитировать, делать выводы и обобщения. 3. Обучение работе над художественным текстом, его изобразительными средствами.<\p>

3 План урока 1. Беседа с учащимися о Платонове. 2. Вступительное слово. 3. Выборочное чтение. 4. Идейно-художественный анализ. 5. Самостоятельная работа. 6. Домашнее задание.<\p>

Обратите внимание

4 Оборудование урока 1. Тексты рассказа. 2. Оформленная доска. 3. Тетради учащихся.<\p>

5 Отец «… сел у холодных ног жены, курил, шептал грустные слова, следил за одинокой жизнью серой птицы из окна, уже не плакал, с тайным волнением, с неуместной радостью поглядывал на могучую полдюжину своих сыновей; вечером отец постелил шесть постелей, внучку положил на кровать рядом с собой, постоял в дверях, пока его дети не улеглись, закрыл дверь, постоял над заснувшей внучкой. Подошёл к открытому гробу, поцеловал руки, лоб и губы жены и сказал ей: «Отдыхай теперь»; прислушивался и наблюдал за поведением сыновей и внучки; привык тосковать по старухе и был доволен и горд». «ДЛЯ ДЕЛА ЖИЗНИ НЕОБХОДИМО ВНУТРЕННЕЕ СЧАСТЬЕ» Андрей Платонов ( ) Платонов – писатель неизбывного стремления простых людей к счастью. В. Свительский Рассказ «Третий сын» «Даже для обыкновенного несложного труда человеку необходимо внутреннее счастье». Самостоятельная работа Письменный ответ на вопрос 1 вариант: Почему, рассказывая о матери, писатель использует образы солнца, звезды, лампы на подоконнике старого дома, света в окне? 2 вариант: Как связаны между собой начало и конец рассказа? Сыновья План характеристики сыновей. 1. Внешность, возраст. 2. Дело сыновей. 3.Отношение к родителям, друг к другу. 4. Физическое и духовное здоровье. 5. Скромность, деликатность, воспитанность в отношениях с людьми. 6. Уверенность в себе, сила, смелость, рождённые родительской любовью, существованием дома, в котором всегда открыты для них двери. 7. Использование эпитетов и метафор – художественный приём в раскрытии образов сыновей. Д/з: Устный ответ на вопрос: «Как вы понимаете высказывание литературоведа В. Свительского о Платонове?» Ответ стройте на материале известных вам произведений писателя.<\p>

6 Имя Андрея Платонова вам уже знакомо. Давайте вспомним, что вы знаете об этом писателе? Какие произведения его вы помните?<\p>

7 У Андрея Платонова большое литературное наследие: это стихи, повести, романы, рассказы, драматургические произведения, публицистика, литературная и искусствоведческая критика. И во всём этом жанровом многообразии можно увидеть стремление автора найти общество, где возможно человеческое счастье. Герои Платонова – выходцы из народа, простые люди труда, как правило, бедняки. Многие из них пытаются разобраться в том, что происходит за стенами их дома, сами становятся участниками исторических событий. С ними – их умения, доброта и гнев. У них свой взгляд на жизнь, свои мерки на хорошее и плохое, добро и зло, истину и ложь.<\p>

8 Платонов знает, что народ – это безликая масса, это сыновья и дочери, мужья и жёны – и один дороже другого. Из отношений этих людей рождается счастье или беда. Нормальное, естественное состояние героев Платонова – это труд. В понимании писателя (сам он был неутомимым работником, созидателем), в представлении его героев, туд – это праздник. В желанном труде раскрываются лучшие порывы души человека. Но труд может стать радостью лишь тогда, когда человек внутренне спокоен, счастлив. Это понимание труда и счастья нашло отражение в рассказе «Третий сын». Рассказ невелик: около шести страниц. Сюжет прост. Семидесятилетний старик, у которого только что умерла жена, приходит в почтовую контору, чтобы послать телеграммы одного содержания в разные края и республики шестерым сыновьям: «Старик кротко глядел красными от слёз глазами на пожилую служащую, которая долго считала деньги, писала расписки, ставила штемпеля дрожащими руками, видел, как она медленно работает, ошибается, теряет память и внимание, и думал, что у неё тоже разбитое сердце и смущённая душа».<\p>

9 «Даже для обыкновенного, несложного труда человеку необходимо внутреннее счастье», — думает старик. Так в самом начале рассказа автор определяет его главную тему. Телеграфистка больше не появится в рассказе, она не имеет никакого отношения к судьбам его героев. После знакомства с содержанием этого небольшого произведения разберёмся, в чём смысл введения в рассказ этого персонажа. Отец встречает всех своих детей. На пятый день «утром шестеро сыновей подняли гроб на плечи и понесли его закапывать, а старик взял внучку на руки и пошёл им вслед; он теперь уже привык тосковать по старухе и был доволен и горд, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Итак, бестолково суетящаяся телеграфистка, которая плохо выполняет свою несложную, привычную работу, — начало рассказа. И гордый, довольный старик, привыкший тосковать по старухе, идёт за гробом жены. Таков конец рассказа. Как связаны между собой эти два эпизода? На этот вопрос мы должны ответить после знакомства с произведением.<\p>

10 3. Выборочное чтение рассказа с элементами пересказа<\p>

11 4. Идейно – художественный анализ рассказа<\p>

12 Вопросы и задания для беседы: 1. Назовите героев рассказа. 2. Охарактеризуйте отца. 3. Почему, показывая старика, идущего за гробом, автор говорит о нём: «… был доволен и горд»? 4. Как вы думаете, почему автор, рассказывая о старике, использует так много глаголов? (Смотрите на доску, левая сторона.)<\p>

13 Обобщающее слово учителя об отце Писатель скуп в использовании изобразительных средств для характеристики отца. Немного эпитетов, метафор, сравнений. Основное средство раскрытия образа – глагол. Но у читателя всё – таки создаётся достаточно полное представление о герое. Это скромный, немногословный человек труда, понимающий людей, хорошо их чувствующий, умеющий с уважением относиться к ним. Дед сразу нашёл дорожку к сердцу внучки, которая первый раз увидела его. Ничего он не делает напоказ. С женой ему повезло, да и сам он был хорошим мужем. Жизнь прошла в работе, любви и согласии. Вырастили и воспитали шестерых сыновей. А это непростое дело. Все в доме привыкли к порядку. Мы не знаем профессии старика, но не сомневаемся в том, что прошёл он свой жизненный путь достойно; и теперь ему не страшно умирать: остаётся надёжная смена.<\p>

14 Охарактеризуйте сыновей, используя план, записанный на доске.<\p>

Важно

15 План характеристики сыновей. 1. Внешность, возраст. 2. Дело сыновей. 3.Отношение к родителям, друг к другу. 4. Физическое и духовное здоровье. 5. Скромность, деликатность, воспитанность в отношениях с людьми. 6. Уверенность в себе, сила, смелость, рождённые родительской любовью, существованием дома, в котором всегда открыты для них двери. 7. Использование эпитетов и метафор – художественный приём в раскрытии образов сыновей.<\p>

16 Вопросы и задания для беседы: Можно ли поверить в то, что в скромной семье простых людей, не имеющих ни образования, ни особого материального достатка, ни связей, в стороне от столицы могли вырасти такие дети? Почему рассказ называется «Третий сын»? Сердцем семьи была мать. К каким символическим образам. прибегает писатель, создавая образ матери? Почему? Что подкупает читателя в образе матери из рассказа Платонова «Третий сын»? Что сближает её со всеми матерями мира?<\p>

17 Прочитайте первые три абзаца рассказа. Прочитайте последний абзац рассказа. Идея рассказа ВОПРОСЫ Что общего между этими двумя персонажами: телеграфисткой и стариком? Что их отличает? К какой мысли приходит читатель, сопоставляя начало и конец рассказа?<\p>

18 Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос 1 вариант: Почему, рассказывая о матери, писатель использует образы солнца, звезды, лампы на подоконнике старого дома, света в окне? 2 вариант: Как связаны между собой начало и конец рассказа?<\p>

19 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Устный ответ на вопрос: «Как вы понимаете высказывание литературоведа В. Свительского о Платонове?» Ответ стройте на материале известных вам произведений писателя<\p>

20<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/599836/

Проблема поколения в рассказе А.Платонова «Третий сын»

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Цель:

  • познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Третий сын»;
  • обсудить проблему связи поколений в рассказе
  • развивать умения и навыки анализа художественного произведения;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство любви к матери, близким, людям вообще.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: комплексный анализ текста, проблемное обучение

Слово учителя: “В английском парламенте обсуждался вопрос о молодёжи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодёжи. Вот они, эти высказывания:

Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.

Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе — Гесиоду, третье — египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка — 3000 лет”.

Владимир Солоухин

«Камешки на ладони».

Таким образом, упрёки в адрес молодого поколения не новы, они, то справедливо, то неоправданно, звучат вечно. Слышать их из уст старших — участь каждого нового поколения. Созвучными миниатюре В.А. Солоухина оказываются и лермонтовские строки: “Печально я гляжу на наше поколенье! // Его грядущее — иль пусто, иль темно…”, которые мы делаем проблемным эпиграфом урока.

Каждому поколению выпадает жить в своё время. Лермонтовскую эпоху назвали “эпохой безвременья” (может быть, поэтому так пессимистичны его строки). Андрей Платонов, автор рассказа, о котором мы будем говорить на уроке, жил в других условиях, в век жестоких социальных потрясений и мировых трагедий. Наша задача — увидеть, как он решает проблему связи поколений.

Познакомимся с биографией Платонова.

Реализация индивидуального задания

Андрей Платонович Климентов был первенцем в многодетной — четырнадцать детей! — семье слесаря железнодорожных мастерских, и родился в 1899 году, 1 сентября, в пригороде Воронежа, в Ямской слободе. С малолетства знал бедность.

Как старший ребенок в семье, в неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность. Платонов собирается посвятить свою жизнь улучшению мира, утверждению счастья людей. В автобиографии он пишет: « И теперь исполняется моя долгая.

Упорная детская мечта- стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей»

Он работал помощником машиниста, инженером-электриком, занимался мелиорацией и электрификацией. В годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве военного корреспондента.

Он прожил неполных пятьдесят два года и умер 5 января 1951 года от туберкулеза, которым заразился, ухаживая за сыном. Сына Андрея Платоновича, Платона, Тошу, арестовали в возрасте пятнадцати лет в 1937 году, отправили в гулаговскую шахту под Норильском, но освободили после личного обращения Михаила Шолохова к отцу народов.

Совет

Вину за арест, болезнь и смерть сына Андрей Платонов ощущал вплоть до своей смерти..

Арест сына был местью Платонову за независимость и свой голос (недаром Александр Сокуров назвал свой фильм по мотивам произведений Платонова «Одинокий голос человека»!), за то, что Платонов писал и пытался публиковать неугодные строителям социализма сочинения.

На экземпляре одного, опубликованного по недосмотру, журнального издания платоновской «бедняцкой» хроники «Впрок» главный редактор СССР нацарапал лаконичное: «Сволочь!» Андрей Платонов — единственный пролетарский писатель, не поддавшийся ни на какие соблазны, сохранивший силу духа в самых нечеловеческих условиях и сполна за это заплативший.

Перескажите сюжет рассказа

(умирает мать, и шестеро сыновей приезжают проститься с той, которая отдала себя, чтобы её дети жили и были счастливы. )

Сюжет рассказа на первый взгляд прост, однако этот сюжет скрывает в себе сложную проблематику

Учитель читает начало рассказа. Как звучат эти строки (равнодушно, констатация факта)

Герой возвращается домой. Как меняется интонация повествования

Видим мы отношение автора к своему герою (это уже не семидесятилетний рабочий на пенсии, а старый отец. Автор понимает его переживания, сочувствует ему.)

Как пейзаж помогает понять состояние героя (одинокая жизнь серой птицы, изменение погоды, листопад, сырой усталый снег, дождь, позднее солнце, нетеплое, как звезда. Время года – осень. Осень в душе героя)

Обратите внимание

Обратите внимание на синтаксис этой части.( Длинное предложение . Ряды однородных членов)

Это сложное синтаксическое целое называется период. С его помощью автор передает сложные мысли и чувства. Ряды однородных членов помогают выразить время ожидания

Сыновей в дом привело трагическое событие. Автор рисует индивидуальные портреты сыновей? Что он нам о них рассказывает (кем стали)Зачитать

(“Двое из них были моряками — командирами кораблей, один московским артистом, один, у которого была дочка, — физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство”.)

Зачем?

(лишь тот “смелее делает успехи в жизни”, у кого есть неизмеримая защита материнской любви, отчего дома.)

Как автор показывает страдания сыновей?

(“Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль”, “все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери…”, “каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно…”)

Работа с иллюстрацией по рассказу. Какой момент изображен. Что хотел передать художник (ученик)

Как повели сыновья поздней ночью? Можем ли мы объяснить это поведение?

(Поздней ночью, испытывая такую, в общем, понятную радость от встречи друг с другом, они затевают в соседней комнате, рядом с гробом матери, жизнерадостную возню).

Обратите внимание на глаголы (хохотали, запел, засмеялись, захохотали, громко шутили).

Над чем же «хохотали» братья-моряки? (Братья хохочут над тем, что должно им быть до боли близким, знакомым и родным : воспоминания детства и старенькие одеяла)

Как выражает автор свое отношение к происходящему? (Автор, словно оправдывая братьев, пишет: «Видимо, все братья любили друг друга и радовались своему свиданию». Платонов их не осуждает, их поведение вполне естественно для близких людей, которые давно не виделись.

Он лишь укоряет их за то, что они забыли повод, который собрал их всех вместе. Но в то же время иронизирует: Старший сын “ с восторгом убежденности” говорил о “ пустотелых пропеллера”.

“Голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань”.)

Обратите внимание на неожиданный и убийственно двойной смысл слова “пустотелый”.

На что обращает наше внимание автор? Поясните это слово.(“Пустотелый” — значит абсолютно пустой, не наполненный душой. Можно сделать вывод, что у человека, говорящего об этих пропеллерах, также пусто и в душе.)

Важно

Страшно оттого, что именно этот сын занимает высокое положение в обществе и даже имеет государственные награды. Это говорит о неумении сыновей ценить самое главное в жизни. Но хохотать у гроба родной матери – это кощунство.

Все ли забыли о причине приезда в дом матери? Кто мучается от происходящего? (Дед и внучка).

(Не выдерживает этого неосознанного кощунства веселья ее отец — третий сын. “До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать”.)

Что мог сказать третий сын, что все братья успокоились «опомнились»? Почему нет этих слов? (Третий сын напомнил остальным детям о том, что их собрало всех вместе. Видимо, он нашел такие слова, которые заставили каждого из братьев скорбеть, ведь смерть неотвратима, после нее уже ничего нельзя исправить.)

Что говорит девочка-внучка? Не те ли слова? Зачитайте ( внучка остро переживает всю неуместность самодовольного веселья. “Мне бабушку жалко… Все живут, смеются, а она одна умерла”.)

Почему третий сын приехал вместе с дочкой? (Он острее других детей чувствует необходимость в связи поколений. Его дочка должна знать свои корни)

Платонов писал: “Человечество — одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному — больно всем. Умирает один — мертвеют все… да здравствует человеческий организм” Третий сын особенно требовательно отстаивает чувство единой жизни всех поколений, которое поддерживается спасительной скорбью по каждому отдельному человеку.

Писатель говорит, что в лице умершей «не было больше чувства ни к кому». А при жизни как вы думаете? Зачитать

(При жизни же в ней было много чувства. Ключевое слово называет нам это чувство: любовь. Только любовь способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью, заставляет человека тратить на других «свое сердце и тепло».)

Стихотворение «Песня матери»

Заболела мать. И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

Дети, срочно! Дети, очень срочно!

Приезжайте – заболела мать.

Из Одессы. Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да очень жалко:

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь.

Как же вы позволили разлуке

Так на долго между вами встать?

Мать ждала нас в дождь и в непогоды,

В темную бессонницу ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Нас приводят к скорым поездам,

Слушайте: пока у вас есть мамы

Приезжайте к ним без телеграмм.

С какими строчками произведения созвучно стихотворение? Прокомментируйте.

( «Уже много лет они не съезжались все вместе, и в будущем неизвестно, когда еще съедутся. Может, только на похороны отца?» Тревога. Если же они так любят друг друга, то, наверное, могут видеться и при других обстоятельствах, когда не будет стыдно за радость, а московский артист сможет запеть не из-под прикрытия.)

Найдите в тексте метафору, с помощью которой автор говорит о том, чем является в сущности материнская любовь? Зачитайте.

(С лампой, со светом. Он погас со смертью старухи).

Свет… Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Свет неба, солнца.

Свет улыбки, свет материнской любви.

Свет в ночном окне.)

Как вы понимаете выражение «свет в ночном окне»?

(Платонов не только обозначает проблему – осень в душах людей, в обществе, но и указывается на один из путей ее решения: «Свет в ночном окне» — это надежда на лучшее, на доброе. Это как ориентир. Нет веры, но есть свет в ночном окне. Это свет материнской любви, которая ведет по жизни, греет, спасает.)

Почему рассказ называется «Третий сын»?

(Он единственный приехал на похороны с дочкой. Именно третий сын напоминает братьям об этом чувстве, в нем жива любовь, значит, у него есть будущее. Дочка – символ этого будущего, в ней – продолжение третьего сына. Наверное, не случайно и то, что он привез именно девочку. Когда-нибудь она станет матерью, станет «светом в ночном окне».)

Почему, по-вашему мнению, автор не называет имен героев?

(Ситуация в рассказе общечеловеческая, радость и скорбь – удел каждой семьи, каждого времени. Это философский рассказ, рассказ-притча. Речь идет не только об этой семье, но и обо всех людях вообще. Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ . Это один из приёмов автора, который позволяет расширить масштаб повествования.))

Для притчи характерен образный язык. Что вы заметили. Наблюдая за стилем писателя? (Странноязычный)

Реализация индивидуального задания

Стиль — это мировоззрение, жизненная позиция, выраженная в художественном слове. А. Платонов не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, горе одиночества.

Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду . Литература, по Платонову, ответственна перед жизнью.

Совет

Мало погрузить человека в боль времени, надо поднять его с “адова дна” существования, снять с него кору отчуждения и равнодушия, пробудить творческие силы, помочь обрести “высшую участь”.

Язык Платонова образный. Для него характерно обилие средств художественной выразительности: эпитетов (усталый снег, нетеплое солнце), сравнений (нетеплое, как звезда), метафор (свет в ночном окне).

Особенностью языка писателя является избыточность словесных формулировок (от болезни и сухого истощения, не дыша от внимания), нарушение лексической сочетаемости ( давшая сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама старуха оставила себе экономичное, маленькое скупое тело).

Писатель Залыгин так говорит о стиле Андрея Платонова: «Он как бы некий упрек нам, людям с обычным языком и обычным понятием».

Где бы ни скитался одинокий забытый человек, Платонов следует за ним неотступной тенью, точно боится, как бы чье-нибудь горе не умерло в неизвестности, не родив ответной скорби.

Вечные ценности, которые выстрадал художник, о которых он не уставал напоминать, остаются актуальными и по сей день.

А что же остальные братья? Потерянное поколение? Приложимы ли к рассказу строки Лермонтова о поколении?

(Ночью сыновья оделись, как днём, и разошлись “по всей ночи вокруг дома, где жили в детстве, и там заплакали, шепча слова и жалуясь”. Этот эпизод подтверждает то, что души их живы, способны чувствовать и переживать.

Именно соприкосновение этих “громадных мужчин” с домом и семьёй открывает читателю одну из главных мыслей Платонова: семья — скрепа народа, родины, человечества.Когда в финале рассказа снова возникает образ “шести могучих людей”, — в их силе на наших глазах заметно прибавилось духовности.

Одинокое горестное шептание вокруг мертвой матери, ночное переживание каждым своей утраты снова сделало их сильнее, вернуло друг к другу).

Рассказ заканчивается похоронами матери и упоминанием о том, что и отец братьев тоже умрет. Такова жизнь: родные уходят, это горько! Но почему рассказ не вызывает пессимистического настроения? Хотя все трагично!

Обратите внимание

(Старик доволен и горд своими детьми, он выполнил свое назначение на земле. Все дети выросли, стали настоящими людьми Отец, который в начале рассказа горевал, плакал, в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих сыновей, и не хуже». Любовь жива, и братья опомнились, и есть внучка – символ будущего, символ любви. Финал оптимистичен!)

Мы с вами рассмотрели проблемы поколения 30х годов 19 века и 30 годов 20 века. Я думаю, что рассказ заставил нас задуматься о нашем поколении 21 века.

Я предлагаю составить синквейн со словом поколение или написать миниатюру «Мое поколение»

Синквейн

Поколение

Молодое, энергичное, разное

Творит, ошибается, действует

Изменит жизнь к лучшему

Будущее

Дополнительные файлы

  • 9 класс Платонов Третий сынРазмер файла: 780 KB

Источник: https://oneschool.ru/problema-pokoleniya-v-rasskaze-a-platonova-tretij-syn/

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2

Муниципальное образовательное учреждение«Себеусадская средняя (полная) общеобразовательная школа»Уроки жизни в рассказе А.Платонова «Третий сын»Провела:Иванова Роза Владимировна, учитель русского языка и литературы I категории Дата: 15.03. 2011 г.Класс: 11д. Себеусад, 2011гУроки жизни в рассказе А.

Платонова «Третий сын»Цель: 1) нравственное воспитание учащихся; связь с жизнью; 2) частичный анализ жизни и творчества писателя;3) лингвостилистический анализ рассказа «Третий сын»Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащегося с элементами беседы, элементы лингвостилистического анализа.Оборудование: портрет А.

Платонова, медиапроекторЭпиграф: Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.А.С.МакаренкоПословицы: Кто родителей почитает, тот век не погибает.Вся семья вместе — и душа на месте.Ход урока.1.Организация класса.2. Слово учителя.

Совсем недавно мы проводили 2008 год, объявленный годом семьи, но тема семьи, отношений между ее членами волновала, волнует и будет волновать еще не одно поколение. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Уроки жизни в рассказе А.П.Платонова «Третий сын».Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами великого русского педагога А.С.Макаренко, взятыми в качестве эпиграфа.

Прочитайте их. Как вы их понимаете? Согласны ли вы с данной точкой зрения?Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. Платонова, в котором автор затронул актуальные и в наше время проблемы, рассмотрим позицию автора при анализе рассказа, тесно связанной с жизнью.Знакомясь с содержанием произведений А.Платонова, вы заметили, что читать Платоновавсе — таки трудно.

Дело тут не только в «трудном» платоновском стиле. Вспомните, ребята, а что такое стиль? Стиль — это мировоззрение, жизненная позиция, выраженная в художественном слове. Каким изображен платоновский стиль?Именно стиль «вел» Платонова, иногда вопреки его рациональным установкам, идеологическим и политическим пристрастиям, — к открытию трагического содержания жизни ХХ века. А.

Платонов явно не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. Но здесь нельзя поставить точку.

Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду, считая, что литература ответственна перед жизнью. Мало погрузить человека в боль времени, надо поднять его с «адова дна» существования, снять с него кору отчуждения и равнодушия, пробудить творческие силы, помочь обрести «высшую участь».

Важно

Хотя читать Платонова трудно, но если мы хотим понять жизнь человека ХХ века, понять себя, то Андрей Платонов предлагает свою помощь, свое знание, оплаченное сердцем. Время не раз отрекалось от писателя, но писатель от времени — никогда.Вечные ценности, которые выстрадал художник, о которых не уставал напоминать, остаются актуальны и по сей день.Как же складывалась творческая судьба А.Платонова?

Сообщение учащегося.

В самой ранней автобиографии Андрей Платонов сообщает о себе: «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Деревню же я до слез любил, не видя ее до двенадцати лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри… не дома, а хаты, куры, сапожники…Работал я во многих местах, у многих хозяев.

У нас семья была одно время в десять человек, а я — старший сын — один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду.Кроме полей, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок и потную работу.

Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится….И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…Теперь исполняется эта мечта.

Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу!..»

Учитель: Этот рассказ о фактах своей жизни, так по-платоновски превращающийся в размышление о смысле жизни, помещен в первом и единственном сборнике стихов А. Платонова «Голубая глубина», вышедшем в 1922 году.

Когда он писал эти возвышенные слова, ему не было еще и двадцати трех лет. Это молодость, почти юность.

Но время было таким, что за плечами у молодого мечтателя оказался уже немалый жизненный опыт, и практические умения, и теоретические знания.

Презентация о жизни и творчестве писателя

Он брался за все.

И все у него получалось: работал на Воронежском паровозостроительном заводе, в годы гражданской войны был бойцом отряда ЧОН, корреспондентом газеты в Новохоперске: с отцом, Платоном Фирсовичем Климентовым, водил поезда, был губернским мелиоратором, руководил строительством воронежской электростанции, одновременно начал писать и писал много, увлеченно — как прозаик, поэт, критик, публицист, пропагандист-просветитель. За год до сборника стихов вышла его публицистическая книга «Электрификация» Это был стихийный взрыв талантливости, столь характерный для многих его современников, людей революционной эпохи. Его отношение к революции было восторженным, т. к. революция — это воодушевление таланта, который получил свободу для заветного дела, для воплощения мечты, выношенной веками народных ожиданий, по -писательски — он хотел понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб.Природный русский коренной житель одной из центральных областей России, он с любовью вводит свою землю в свое творчество. Названия родных мест часто звучат в его прозе: Ямская слобода, Тамлык, Усмань, Потудань, Ясная Меча…В конце 1942 года Платонов был призван в действующую армию и до конца войны служил корреспондентом «Красной звезды» непосредственно на фронте. Солдаты при нем не чувствовали себя стесненными и свободно говорили на свои солдатские темы». Платонов многое увидел в русском человеке на войне. Это было время его большого творческого подъема.В 1944 году он заболел туберкулезом, а послевоенные годы оказались для него самыми трудными. Затравленный догматической критикой, писатель был почти лишен возможности печататься, его здоровье все ухудшалось, силы уходили, хотя работа никогда не прерывалась.В оставшемся после него обширном рукописном наследии — проза, пьесы, статьи. В последние годы жизни вышло лишь три небольших сборника русских сказок в пересказе А. Платонова, один из них — «Волшебное кольцо» — под общей редакцией М. А. Шолохова.Умер Андрей Платонович Платонов совсем еще не старым, неполных пятидесяти двух лет, 5 января 1951 года. А. Платонов оставил нам романы, повести, рассказы, стихи, статьи, пьесы, письма. Далеко не все из написанного им найдено и опубликовано. Но и то, что в разрозненных публикациях уже стало достоянием читателей, представляет огромный художественный материал, который надо осваивать.

? Вопрос классу: Что вас поразило в творческой биографии писателя?

(В Платонове поражает все — и его деятельная, подвижническая натура, и весь его литературный облик. Он — художник редкой, ни на кого не похожей стилевой манеры)Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека и писателя Платонова. Тема дома и семьи — ведущая в творчествеХотя художественно — философская система Платонова имеет свои устойчивые опоры, она, следуя за жизнью и преломляя ее, развивается. В середине и конце 30-х годов такие перемены начинают ощущаться в новой прозе Платонова: в рассказах «Третий сын», «На заре туманной юности», «Возвращение», «Фро».Размышление о человеке и его деле, его участии в развитии жизни и раньше включало у Платонова чувство родительской любви и глубокого ответного чувства, переживаемого детьми.В «Третьем сыне» лишь тот «смелее делает успехи в жизни», у кого есть неизмеримая защита материнской любви, отчего дома.

Анализ рассказа «Третий сын».

Дома вы читали рассказ «Третий сын». Сейчас он перед вашими глазами. Рядом лежат вопросы для обсуждения.( Вопросы для анализа рассказа и сам рассказ лежат на столе)Итак, ребята, будьте внимательны при работе с текстом произведения 1.

Совет

Какое трагическое событие собрало в доме всех сыновей? Каким показан отец по отношению к детям, по своему описанию, радует ли его в глубине души приезд детей? Подтвердите текстом произведения.(Умирает мать. Съезжается «могучая полдюжина сыновей», чтобы проводить ее в последний путь. Отец рад приезду, но очень переживает смерть старухи)2. Кем стали в жизни сыновья? Зачитайте.

(«Двое из них были моряками — командирами кораблей, один московским артистом, один, у которого была дочка, — физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство».

) Мы видим, что мать и отец вывели своих детей в жизнь, поставили на ноги, дети стали настоящими людьми, которыми могут гордиться родители.)3.

Как автор показывает страдания сыновей?(«Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль», «все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери…», «каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно…»)4. Как повели сыновья поздней ночью? Можем ли мы объяснить это поведение? Почему дети временно при встрече друг с другом забыли о смерти матери? Зачитайте.(Поздней ночью, испытывая такую, в общем, понятную радость от встречи друг с другом, они затевают в соседней комнате, рядом с гробом матери, жизнерадостную возню). (долго не виделись, хотелось пообщаться, рассказать каждому о себе)5. Меняется ли отношение автора к ним?(На наших глазах меркнет ореол могучей силы сыновей, перед нами оказываются всего лишь преуспевающие, здоровые физически и туповатые нравственно люди. Старший сын » с восторгом убежденности» говорил о » пустотелых пропеллера». «Голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань».)6. Обратите внимание на неожиданный и двойной смысл слова «пустотелый». Объясните лексическое значение слова. На что обращает наше внимание автор?(«Пустотелый» — значит абсолютно пустой, не наполненный душой. Можно сделать вывод, что у человека, говорящего об этих пропеллерах также пусто и в душе.)7. Все ли забыли о причине приезда в дом матери?(Нет, внучка остро переживает всю неуместность самодовольного веселья. «Мне бабушку жалко… Все живут, смеются, а она одна умерла». Не выдерживает этого неосознанного кощунства веселья ее отец — третий сын. «До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать».)8. Какие языковые средства использует автор в рассказе? Найдите, зачитайте, подтвердите текстом.(магические числа 6, 3, гротеск, прием внутреннего монолога, диалог, символический образ гроба, в котором лежит мать, давшая жизнь своим детям, антитеза, метафора)

Учитель: Много лет назад, на заре своей литературной работы Платонов писал: «Человечество — одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному — больно всем. Умирает один — мертвеют все… да здравствует человеческий организм».

«Третий сын» особенно требовательно отстаивает чувство единой жизни всех поколений, которое поддерживается спасительной скорбью по каждому отдельному человеку.9. В чем сила рассказа?Сила рассказа в том, что он дает более глубокое, более человечное определение жизни.Жизнь — это не только веселье от полноты жизненных сил и успехов, в том числе и трудовых.А смерть не одно лишь отсутствие такого веселья. Жизнь включает в себя все состояния духа: и страдание, и тоску, и безутешную память. Она неполна без ощущения утраты того света, который погас вместе со смертью матери.Когда в финале рассказа снова возникает образ “шести могучих людей”, — в их силе на наших глазах заметно прибавилось духовности. Одинокое горестное шептание вокруг мертвой матери, ночное переживание каждым своей утраты снова сделало братьев сильнее, вернуло друг к другу.

Запись учащимися со слайда

Вывод: Ничем нельзя, по Платонову, разделить людей — в том числе и самой смертью, и полнота соучастия делает человека не «пылью», а частицей неуничтожимого и всемогущего человечества.

Итог урока.

Учитель: А. Платонов оставил нам романы, повести, рассказы, стихи, статьи, пьесы, письма. Далеко не все из написанного им найдено и опубликовано. Но и то, что в разрозненных публикациях уже стало достоянием читателей, представляет огромный художественный материал, который надо осваивать.

10. Выразите свое отношение к творчеству А.Платонова в 3-4 предложениях, запишите в тетрадь Мнение учащихся об уроке (включить «Родительский дом»)- На уроке я задумался над…- Я открыл для себя…- Урок помог мне…- Мои чувства по уроку можно вы разить словами…

Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение по рассказу А.Платонова.

— А закончить урок хотелось бы словами другого великого педагога Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир» — Не забывайте в суете земных проблем о своих близких, желаю всем семейного благополучия, счастья и добра, которое высоко ценил в людях А.П.Платонов.Вопросы по рассказу А. П. Платонова «Третий сын»1. Какое трагическое событие собрало в доме всех сыновей? Каким показан отец по отношению к детям, по своему описанию, радует ли его в глубине души приезд детей? Подтвердите текстом произведения.2. Кем стали в жизни сыновья? Зачитайте.3. Как автор показывает страдания сыновей?4. Как повели сыновья поздней ночью? Можем ли мы объяснить это поведение? Почему дети временно при встрече друг с другом забыли о смерти матери? Зачитайте.5. Меняется ли отношение автора к ним?6. Обратите внимание на неожиданный и двойной смысл слова «пустотелый». Объясните лексическое значение слова. На что обращает наше внимание автор?7. Все ли забыли о причине приезда в дом матери?8. Какие языковые средства использует автор в рассказе? Найдите, зачитайте, подтвердите текстом.9. В чем сила рассказа?10. Выразите свое отношение к творчеству А.Платонова в 3-4 предложениях, запишите в тетрадь: — На уроке я задумался над…- Я открыл для себя…- Урок помог мне…

— Мои чувства по уроку можно вы разить словами…

Источник: http://100-bal.ru/literatura/78534/index.html

третий сын. Рассказу а. Платонова третий сын . Свет в ночном окне

С этим файлом связано 35 файл(ов). Среди них: wolodhenko.ppt, wolodchenko_sholohow.ppt, vlad_slovom.ppt, urokmuziri5.doc, urokmuziki7.doc, urokmuziki6.doc, urokmuziki4.doc, umnii.

doc, uch_gram.doc, tretii_sin.doc и ещё 25 файл(а).
Показать все связанные файлы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.

ПЛАТОНОВА «ТРЕТИЙ СЫН».

«СВЕТ В НОЧНОМ ОКНЕ…»
ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии А.Платонова;

Познакомиться с текстом рассказа «Третий сын», его основными проблемами;

ЗАДАЧИ: Обучающие: знакомство с творчеством А.Платонова, чтение текста рассказа «Третий сын», учиться интерпретации литературных произведений.

Воспитательные: передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа; показать нравственный смысл рассказа, отношение к родителям, близким людям; через обсуждение рассказа пробудить у учащихся чувство сострадания и любви; заставить задуматься каждого, что для них обозначают понятия «Дом. Семья»

Развивающие: развивать логическое мышление, умение интерпретировать текст, умение говорить грамотно, развивать творческие способности учащихся.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа по тексту рассказа, краткий пересказ, работа с текстом рассказа, использование мультимедийных средств.ХОД УРОКА.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке нам предоставляется возможность ещё раз соприкоснуться с творчеством писателя Андрея Платонова. Мы с вами уже знакомились с его творчеством раньше.

Вспомните, какие произведения Платонова уже нами прочитаны (Рассказы «Корова», «В прекрасном и яростном мире», «Юшка», сказка «Неизвестный цветок»). Прежде, чем начать обсуждение рассказа, вспомним, что нам известно об А.Платонове.

2. Выступление ученицы с рассказом о биографии А.Платонова (использование компьютерной презентации).

3. Слово учителя. С 927 года Платонов – профессиональный литератор. Книги его – философские. Вечные вопросы смысла человеческой жизни, размышления о месте человека в мире, одновременно это и обращение к душе отдельного человека, и ко всему мироустройству – всё это мы найдём у Андрея Платонова.

Ребята, большинство из вас уверены в силе любви родителей к вам. А вы любите своих родителей? Думаю, многие из вас задали себе этот вопрос, когда прочитали рассказ Андрея Платонова «Третий сын».

4. Аналитическая беседа по тесту рассказа.

А). Давайте для начала попробуем кратко передать содержание рассказа «Третий сын». (В одном городе умирает старуха. Муж её вызывает телеграммой шестерых сыновей. Сыновья приезжают, участвуют в панихиде, а на следующий день хоронят мать).

Б). Какие проблемы поднимает А.Платонов в этом рассказе? (Взаимоотношения отцов и детей, материнская любовь, жизнь и смерть, смена поколений, что значат в жизни человека такие понятия как Дом и Семья).

В). Давайте назовём основные элементы композиции рассказа. (Экспозиция – телеграмма о смерти матери; завязка – приезд сыновей; развитие действия – панихида, ночное веселье сыновей; кульминация – поступок третьего сына; развязка – похороны).

Г). Какими автор рисует сыновей? Найдите в тексте рассказа. («Громадные мужчины в возрасте от 20 до 40 лет». Два моряка, физик, артист, студент (агроном), начальник цеха аэропланового завода с орденом на груди «за своё рабочее достоинство». Это были настоящие мужчины. Целый «строй», «гвардию» подарила стране старуха).

Д). Назовите, какие чувства испытывают сыновья, встретившись на похоронах матери после многолетней разлуки? (Днём, собравшись у гроба матери, сыновья испытывают отчаяние, одиночество и страх, неудобство и стыд (Когда появляется поп). Какую часть речи использует Платонов, чтобы показать нам чувства и состояние героев?

Е). Как же изменилось их поведение ночью? Какие чувства показывает Платонов ночью? Опять, какая часть речи помогает нам это увидеть? (Об этом говорят глаголы-сказуемые хохотали, запел, засмеялись, захохотали).

Ё). Над чем же хохотали братья-моряки? О чём нам говорит этот смех? Одобряет ли автор такое поведение? (Братья хохочу над тем, что должно им быть до боли близким, знакомым, родным. (Зачитывается текст). Это говорит об их неумении ценить самое главное в жизни. А хохотать у гроба родной матери – это большой грех, кощунство.

Ж). Анализ поведения каждого героя во время ночного веселья. (Сыновья, старик, внучка). Позиция автора ясна. Ему понятно чувство обиды старика и испуг внучки.

Автор с презрительной усмешкой говорит, что голос старшего сына «звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань» Страшно оттого, что именно этот сын занимает самое высокое положение в обществе и даже имеет государственные награды.

Обратите внимание

Автор, словно оправдывая братьев, пишет: «Видимо, все братья любили друг друга и радовались своему свиданию» Но тревога охватывает, когда читаем: «Уж много лет они не съезжались все вместе, и в будущем неизвестно, когда ещё съедутся. Может, только на похороны отца».

Если же они так любят друг друга, то, наверное, могут встретиться и при других обстоятельствах, когда не будет стыдно за радость, а московский артист сможет запеть не «из-под прикрытия».

З). Давайте просмотрим эпизод, названный автором «караулом у гроба» Почему при чтении его становится «неудобно и стыдно чего-то»? (Автор смеётся над своим героем, смеётся сквозь слёзы.

Платонов считает, что новое поколение потеряло нечто важное, потеряло веру. Если даже священник во время панихида мечтает о героическом подвиге, вместо того, чтобы добросовестно, искренне служить, то общество может просто погибнуть.

Разобщённость людей тоже ведёт к погибели).

И). Как вы думаете, почему для Платонова важно сказать о времени года, когда происходит действие? (Осень в природе и осень царит в душах людей)

К). Обратили ли вы внимание на то, с чем в рассказе сравнивается материнская любовь? (С лампой, со светом. Свет погас со смертью старухи)

Л). Свет… Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Свет неба, свет лица, свет улыбки, свет материнской любви, свет в ночном окне)

М). Как вы понимаете выражение «свет в ночном окне»? Почему, по-вашему, эти строчки вынесены в название урока? (Платонов не только обозначает проблему – осень в душах людей, в обществе, но и указывает на один из путей её решения. «Свет в ночном окне» — это надежда на лучшее, на доброе,)

Н). Почему в рассказе «свет в ночном окне связан именно с умершей старухой? Писатель говорит, что в лице умершей «не было больше чувства ни к кому».

А при жизни, как вы думаете? (При жизни же в ней было много чувства.

Какое слово называет это чувство? (Любовь) Только любовь способна спасти людей, только она одна объединяет человечество в одну большую семью, заставляет человека тратить на других «своё сердце и тело»).

О). Почему автор не называет имён героев? (Ситуация показана общечеловеческая, радость и скорбь – удел каждой семьи, каждого времени).

П). Почему рассказ называется «Третий сын»? Поняли? (Именно третий сын напоминает братьям об этом чувстве. В нём жива любовь, значит, у него есть будущее. Дочка – символ этого будущего, в ней – продолжение третьего сына. Наверное, не случайно и то, что он привёз именно девочку. Когда-нибудь она станет матерью, станет «светом в ночном окне»).

Р). Рассказ заканчивается похоронами и упоминанием о том, что и отец братьев тоже умрёт. Как вы думаете, финал рассказа пессимистичен? Или оптимистичен? (Такова жизнь: родные уходят.

Это горько… Но отец, который в начале рассказа горевал, плакал, в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже».

Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка – символ будущего. Финал – оптимистичен.

5. Подведение итогов. Дом. Семья. Мать, отец, родные и близкие люди. Всё это очень важные моменты в жизни человека. Каждая семья – это маленькое государство. Есть порядок в семье – есть порядок и в государстве.

Никогда не надо забывать родительский дом и своих братьев и сестёр. Этот год объявлен годом семьи. Сейчас я предлагаю вам послушать песню А.Розенбаума о человеке, у которого нет дома.

Называется песня «Нарисуйте мне дом…»

6. Творческое задание. Используя материал сегодняшнего урока, ощущения человека – героя песни А.Розенбаума, напишите небольшое размышление о том, что для вас обозначают понятия «Семья, дом». Либо используя формулу: «Моя семья = …», можно попытаться написать синквейн, используя в качестве первой строчки слова – Семья, дом.

Задание на следующий урок внеклассного чтения В.Распутин «Последний срок».Подведение итогов. Выставление оценок.

перейти в каталог файлов

Источник: http://urok.zodorov.ru/rasskazu-a-platonova-tretij-sin-svet-v-nochnom-okne/index.html

А. Платонов, Третий сын: краткое содержание и анализ произведения. А. Платонов — художник смерти и жизни

Когда читатель, как правило, подготовленный и знающий, слышит имя Андрея Платонова, то ему сразу вспоминаются «Котлован» и «Чевенгур».

А вместе с ними приходит на ум и трудное обаяние платоновского слога, которое невозможно почувствовать сразу, так как его язык обволакивает читателя как наркотический дурман, постепенно, и затягивает внутрь, как топкое болото.

Уже не ясно, нравятся человеку его книги, или он просто не может выбраться из причудливого пропитанного смертью литературного пространства русского классика XX века. Все это справедливо и в отношении малых литературных форм, в которых не изменяет своему стилю Платонов. «Третий сын» (краткое содержание в том числе) – лишнее тому доказательство.

Сюжет

В небольшом провинциальном городе у старика умирает жена, и он дает телеграммы в разные уголки Советского Союза сыновьям (их всего у него шесть), чтобы они приехали, помогли с похоронами и попрощались с матерью.

Сначала на место событий прибывает старший сын, затем за ним и все остальные в короткий промежуток времени. С ребенком приезжает только третий сын – он привозит с собой маленькую дочь. С большим мастерством описал в рассказе все то, что касается смерти матери, Платонов. «Третий сын» (краткое содержание передает это только отчасти) – в этом смысле немного жутковатое произведение.

Затем была заупокойная служба в доме, где никто особенно не верил в Бога, поэтому вся процедура приобретала характер сюррелиастический и слегка абсурдистский: поп читал молитвы, сыновья стояли караулом (никто из них не молился) над гробом матери и тихо плакали, скупо роняя слезы. А священнику в это время очень хотелось в закрытое братское общество, хотелось почувствовать причастность к происходящему, хотелось поговорить с мужчинами о социализме и его строительстве.

Важно

Дед положил всех братьев в одной комнате, а сам лег с внучкой в другой. Через некоторое время из комнаты братьев послышались смех, ребяческая возня и песни. А дед заплакал вместе с внучкой. Потом девочка перестала плакать о бабушке, которую совсем не знала, а дед не мог унять своих тихих слез.

В комнате братьев молчал только один – третий сын. В ней вскоре возня и шум прекратились. Дверь открылась, из комнаты вышел третий сын, подошел к гробу матери, хотел на него опереться в темноте или ухватить, но сделал неловкое движение и стащил гроб со стола, затем потерял сознание.

Другие братья поспешили к нему на помощь. Больше не было ни песен, ни веселья. Братья разбрелись по дому и двору и тихо завыли о мертвой матери. Эти события проникновенно описал Платонов. «Третий сын» (краткое содержание свидетельствует об этом) – небольшое, но сильное сочинение.

Смерть как бытовое явление и как экзистенциальное событие

Но сюжетным изложением не ограничивается содержание настоящей статьи. Когда говорят и пишут о Платонове, то всегда есть соблазн заглянуть за сюжетную канву произведения и узреть что-то за ней кроется.

Этому соблазну мы и уступаем, переходя от пересказа к экзистенциальному анализу сочинения, которое написал Платонов.

«Третий сын» (краткое содержание не может этого скрыть) располагает к такому исследованию, как и все творчество автора.

До того момента, когда третий брат вышел из комнаты, смерть представлялась всем собравшимся людям, кроме, пожалуй, внучки и деда, событием рядовым и даже, может быть, заурядным.

Ну да, умерла мать, ну и что? Ведь жизнь сыновей идет. Жизнь кончается и завершается смертью – это совершенно нормально.

Братья же давно не виделись и неизвестно, когда встретятся вновь, разве что на похоронах отца. Так почему бы не пошалить.

Логика в этом есть, ведь присутствуют основные постулаты обыденного мышления. Если вспомнить, то редко кто воспринимает смерть стариков как подлинную трагедию.

Совершенно обычно, что пожилые люди умирают, а молодые живут.

Но эту «обычность», как правило, не раскрывают, а усиленно прячут за ритуалом: кидаются на гроб, воют и рыдают над покойником, чтобы никто не догадался, что на самом деле всем все равно.

Совет

Экзистенциальным событием смерть становится тогда, когда третий сын своим «тихим словом» прекращает веселие братьев, выходит из комнаты, чтобы последний раз в темноте прикоснуться к матери и теряет сознание от избытка чувств. И тут все остальные понимают, что все это по-настоящему – матери больше нет и уже никогда не будет. Обморок одного из героев рвет ткань повседневности, обнажая всю трагическую суть смерти.

Таково экзистенциальное толкование события смерти старухи в произведении «Третий сын». Андрей Платонов – великий мастер не только слова, но и философской мысли.

Контрастность жизни и смерти в сочинении «Третий сын»

Удивительное дело, но сначала даже при условии, что покойник находится в доме, ощущение трагичности передается только неповторимым языком Платонова, сыновья же ее не чувствуют. Для них смерть – это часть жизни. Но когда третий брат теряет сознание, остальные понимают, что смерть – это необратимость, что-то совсем другое, нежели жизнь.

Такое открытие, безусловно, пугает героев (а вместе с ними и читателя). Досконально передал ощущение трагического разрыва между жизнью и смертью Платонов. Андрей Платонов «Третий сын» построил на контрасте между обычностью жизни и необратимостью и ненормальностью смерти. Это произведение русского классика стоит читать.

К тому же оно отлично подойдет для первого ознакомления с творчеством А.П. Платонова.

Источник: https://autogear.ru/article/191360/a-platonov-tretiy-syin-kratkoe-soderjanie-i-analiz-proizvedeniya-a-platonov—hudojnik-smerti-i-jizni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector