Каретник михеев в поэме мертвые души гоголя характеристика сочинение

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души»»

       Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мертвые души» противопоставляет «неживые» образы помещиков, чиновников, воров, взяточников живым людям из народа. В крепостнической России гоголевского периода нельзя было обойти тему взаимоотношений народа и господствующих классов. Автор не идеализирует крестьян, он с горечью показывает, как убоги они в современной Руси.            

       Уже в начале повести мы становимся свидетелями разговора двух мужиков, которые размышляют, доедет ли колесо кареты Чичикова до Москвы или до Рязани. Праздность крестьян и неспособность к размышлениям превращает этот диалог в пустословие, юмористически переданное писателем.

       Гоголь рассказывает нам о «благородном побуждении к просвещению»  крепостного слуги Чичикова Петрушки, которого привлекает процесс чтения книг, а не их содержание. Ему все равно, что читать химию, библию или похождения любовника.

Обратите внимание

       О невежестве крестьян, об узости их духовного мира свидетельствуют и другие эпизоды. Митяй и Миняй никак не могут развести запутавшихся лошадей, дворовая девка Пелагея не знает где право, где лево, подвыпивший кучер Селифан разглагольствует с лошадьми. 

       Однако, автор не может не подчеркнуть  мастеровитость  представителей народа.

Среди крепостных есть каретник Михеев, плотник Степан Пробка, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников, торговец Еремей Сорокоплехин, каждый из которых – мастер своего дела.

Собакевич подчеркивает трудолюбие крестьян в описании их домов. Там нет никаких «резных узоров и разных затей», но все пригнано как следует.

       Чичиков, купив как «мертвую душу» богатыря Степана Пробку, в размышлениях о его судьбе предполагает, «что и в гвардию годился бы» такой.

       Но несовершенное общество делает трагическими судьбы народных умельцев. Спивается чудо – сапожник Максим Телятников, который хотел купить себе домик, заплатил барину оброк, но был подло обманут продавцом кожи.

Грамотный дворовый Попов постоянно подвергается допросам , так как является беглым. Абакум Фиров полибил вольную жизнь и прибился к бурлакам: хоть и тяжела была работа, но иногда случались шумные гулянья и хороводы.

       Несмотря на невежество, пьянство, убогость жизни крестьян в России, Гоголь верит, что именно представители народа смогут всколыхнуть крепостничество, благодаря широте своей души и силе духа. Оптимистическое лирическое отступление о птице – тройке подчеркивает веру писателя в возможность и близость перемен.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/312-sochinenie-na-temu-krestyanskie-obrazy-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html

Россия и русский народ в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Интерес к творчеству Н. В. Гоголя не ослабевает и в наши дни. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что писатель сумел наиболее полно показать черты характера русского народа, величие и красоту Рос­сии.

Поэма «Мертвые души» начинается с изображения городской жизни. Пять глав произведения отведены на повествование о жизни чиновников, пять — на описание помещиков и одна — на биографию Чичико­ва.

В результате этого повествования создается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний. Помимо чиновников и помещиков автор изображает и других городских и сельских жителей — мещан, слуг, крестьян.

Все это складывается в сложную панораму жизни России, со­временной автору.

Важно

Тема России и русского народа занимает одно из главных мест в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Посмотрим как он изображает крестьянство. Автор совсем не склонен его идеализировать, он рассказыва­ет и о достоинствах русских людей и об их недостат­ках.

В начале поэмы, когда Чичиков въехал в город, два мужика, рассматривая его бричку, определили, что одно колесо не в порядке и, что Чичиков далеко не уедет. Н. В. Гоголь отметил, что мужики стояли возле кабака.

Бестолковыми показаны в поэме также дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, прося­щийся на заработки, а сам идущий пьянствовать; де­вочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево; Прошка и Мавра забиты и запуганы. Автор не обвиня­ет их в невежестве, это не их вина, он просто добро­душно смеется над ними.

А вот рассказывая о кучере Селифане и лакее Петрушке -дворовых слугах Чичи­кова, писатель проявляет к ним доброту и понимание.

Потому что Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что написано в кни­ге, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выхо­дит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит». А раскрывая образ Селифана, Н. В. Го­голь показывает душу русского мужика и пытается ее понять.

Вспомним, что он говорит о значении почесы­вания в затылке у русского народа: « Что значило это почесывание? И что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная на завтра сходка со своим братом… или уже завязалась в новом месте ка­кая зазнобушка сердечная… Или просто жаль остав­лять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и вся­кую дорожную невзгоду? »

В произведении отражены социальные явления и конфликты, которые были характерны для крепост­ной России тридцатых- сороковых годов девятнадцатого века. В это время страной правили помещики и чиновники. Н. В. Гоголь изображает также безотрад­ную картину жизни крестьян.

Помещики безжалост­но эксплуатируют их, продают и покупают как вещи, относятся к ним как к рабам. Боясь продешевить при продаже мертвых душ, Коробочка говорит Чичикову: «…никогда еще не случалось мне продавать покойни­ков. Живых-то я уступала, вот и третьего года проток-попу двух девок, по сту рублей каждую…».

Совет

Истинный образ народа видится, прежде всего, в описании умер­ших крестьян. Ими восхищаются и автор, и помещи­ки. В их памяти они приобретают некий былинный образ, они наделены сказочными, богатырскими чер­тами. Мертвые крестьяне как бы противопоставлены живым крепостным с их бедным внутренним миром.

Этот народ хоть и состоит из «мертвых душ», но-обла­дает живым и бойким умом, это народ, «полный тво­рящих способностей души…».

Вот как хвалится своими умершими крестьянами Собакевич: «Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме.

Максим Телятников, са­пожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Соро-коплехин! Да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! А каретник Михеев! Ведь боль­ше никаких экипажей и не делал, как только рессор­ные» .

А когда Чичиков отвечает ему, что они уж дав­но умерли и не могут стоить дорого, что это только «мечта», Собакевич возражает ему: «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщите: машинища такая, что в эту комнату не войдет… А в плечищах у него была такая силища, ка­кой нет у лошади…».

И сам Чичиков, разглядывая списки купленных крестьян, видит их будто наяву, каждый мужик в его глазах приобретает «свой собственный характер»: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?».

Привлекает внима­ние образ плотника Степана Пробки, наделенного бо­гатырской силой, который, вероятно, исходил все гу­бернии с топором за поясом: «Пробка Степан, плот­ник, трезвости примерной… А! Вот он… вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!». Крепостные крестьяне трудолюбивы, любая работа спорится в их руках.

Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его мужество и терпение, вспышки гнева и протеста рисует Н. В. Гоголь во время размышлений Чичикова над перечнем приобретенных им душ. В душе закрепощенного народа живет стремление к сво­боде.

Обратите внимание

В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут как мухи», бегут от помещика. Рассматривая список беглых, Чичиков де­лает заключение: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые…

по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?». Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жить в тюрьме, чем вернуться в имение своего барина. Автор на протяжении многих страниц своего произведения знакомит нас с разнообразными судьбами простых людей.

В эпизодах убийства заседателя Дробяжкина автор рассказывает о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей.

Вместе с тем Н. В. Гоголь видит и могучую силу на­рода, придавленную, но не убитую крепостным пра­вом. Она проявляется в трудолюбии русских людей, в их способности не падать духом при любых обстоя­тельствах. Народ он изображает бодрым, живым, та­лантливым и полным сил.

Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичико­вым, чиновники рассуждают: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату.

По­шли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рука­вицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Образ народа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже можно увидеть противопоставление настоящей Рос­сии — России будущей, идеальной. В лирических от­ступлениях автор обращается к «необъятному про­стору», «могучему пространству» русской земли.

Рос­сия встает перед нами во всем своем величии. Это вовсе не та страна, где чиновники берут взятки, поме­щики проматывают безжалостно свои имения, кре­стьяне пьянствуют, дороги и гостиницы всегда сквер­ные. Сквозь эту реальную Россию Н. В. Гоголь видит иную Русь, «птицу тройку».

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?» Писа­тель видит страну великой, указывающей путь дру­гим, кажется ему, как обгоняет Русь другие страны и народы, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу».

Важно

Образ птицы-тройки становится образом будущей России, которой будет принадлежать глав­ная роль в мировом развитии. С таким оптимистиче­ским настроем и заканчивается поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Читайте также:  Характеристика и образ обломова в романе гончарова сочинение

Источник: http://5litra.ru/soch/124-rossiya-i-russkiy-narod-v-poeme-n-gogolya-mertvye-dushi.html

Живые и мертвые» души в поэме н. в. гоголя:

Поэма «Мертвые души» — гениальное творение Гоголя. Сюжет для этого произведения был подсказан Пушкиным.

Гоголь так рассказал об этом в «Авторской исповеди»: «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы… Это и был сюжет «Мертвых душ»».

Первоначально Гоголь писал роман, но потом, как он сам признается, произведение стало все меньше походить на роман. Так получи-

лась поэма в прозе. Поэма «Мертвые души» отразила в себе те социальные явления и конфликты, которые были характерны для крепостной России 30—40-х годов XIX века. Само название, по словам Герцена, «носит в себе что-то набодящее ужас».

Погодин с негодованием писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет, есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые».

Но в этом новаторство и необычность произведения, что за обычными живыми душами стоят мертвые души, и иногда бывает трудно понять, кого же в самом деле стоит называть живыми, а кого неживыми душами. В поэме представлен образ России. Но Россия не одна, их три.

Россию «мертвых душ» представляют помещики и чиновники, это одна Россия. Второй образ — крестьянская Россия. В конце поэмы появляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки, которая становится символом будущей прекрасной России.

Совет

Несмотря на то что все произведение пронизано едкой сатирой, в поэме отражена действительность: типичный город, типичная гостиница, типичные явления русской жизни. Так 'же типичны и образы помещиков.

Описывая поездку Чичикова к Манилову, помещику, который открывает галерею «мертвых душ», Гоголь рисует встречающиеся по дороге пейзажи и добавляет: «Виды известные». Манилов, конечно, выгодно отличается от Плюшкина, но Чичиков ведь только в начале пути.

Каждый последующий помещик все больше отражает моральную пустоту и нравственную деградацию личности. Манилов добр, вежлив, общителен, у него прекрасные манеры. Разговаривая, он употребляет выражения типа «магнетизм души», «сердечное влечение», что указывает на его сентиментальность.

Мы знаем, что у него порядочное имение, деревня, в которой свыше двухсот изб и около четырехсот крепостных крестьян. Манилов — типичный российский помещик того времени со средним достатком. Тем острее воспринимается нами духовный мир этого человека.

Манилов совершенно пуст, он «ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан». «Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло

416

как-то само собою». Манилов не знает даже приблизительного числе своих крестьян, как живых, так и умерших, что видно из его разговора с Чичиковым. Жизнь Манилова проходит в праздности, бездеятельности и лени.

В кабинете Манилова «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

Не правда ли, чем-то напоминает гончаровского Обломова, тот тоже не дочитал книгу, бросив ее на двенадцатой странице.

Обратите внимание

Свое безделье Манилов скрашивает пустыми мечтами и несбыточными проектами. Причем мечты его отличаются широким диапазоном: от будущей карьеры для своих сыновей до «генеральского чина» самому себе. Белинский так писал о Манилове: «…пошл до крайности, сладок до приторности, пуст и ограничен…

» Приказчик Манилова тоже является обобщенным образом всех российских приказчиков. Гоголь не дал ему имени, лишь подчеркнул его схожесть с остальными: он «совершал свое поприще, как совершают все господские приказчики… поступал, разумеется, как все приказчики». Главной и отличительной их чертой было, по мнению Гоголя, воровство.

Обворовывая своих хозяев, они становились одной из причин разорения их.

Настасья Петровна Коробочка — провинциальная землевладелица, типичная помещица того времени, которых было немало на Руси. Заискивание перед вышестоящими и грубость с крестьянами являются ее отличительными чертами. Она подозрительно относится к людям, боится черта и верит в сны.

Как помещица она осмотрительна и практична, хозяйство ведет сама и собою очень напоминает крестьянку. Всю жизнь занимается накопительством и скопидомством; даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле.

Именно Коробочка сыграет важную роль в разоблачении Чичикова. Боязнь того, что она продешевила при продаже «странного, совсем небывалого товара», привела Коробочку в город, где она пытается узнать рыночную цену на «мертвые души».

«Дубинноголовая» — так окрестил ее Чичиков, и этим, пожалуй, все сказано о психологии, умственном развитии и духовном мире Коробочки.

Прямой противоположностью Манилову и Коробочке является Ноздрев. Это, по словам Гоголя — «историческая личность». Цель жизни этого помещика — бесшабашное, разгульное веселье в пьяной компании. Ему все друзья, кто с ним пьет. Его речь подчеркивает присущую ему природную грубость.

Обращается он со всеми запанибрата, всем раздает обидные прозвища. Ругательства и божба причудливо смешиваются в его речи с лексикой дворянского общества, с французскими правильными и искаженными словами. Ноздрев — герой ярмарок, попоек, трактиров, драк и картежных игр.

Ноздрев, сам авантюрист и мошенник, легко распознает в Чичикове себе подобного плута и быстро вживается в его роль.

«Мертвые души» представляются ему товаром, который, как и всякий другой, надо подороже продать: «Другой мошенник обманет вас, — говорит Ноздрев, — продаст вам дрянь, а не души, а у меня, что ядреный орех, все на отбор».

Пьянство, обжорство, драчливость, бездумное увлечение охотой — эти отличительные черты крепостников-помещиков, разоривших страну, с сатирической остротой представлены в образе Ноздрева.

Важно

Если Ноздрев — прожигатель жизни, то Собакевич, наоборот, кулак-собственник. Его интересы не простираются дальше материального обогащения и вкусной еды. Все в доме — мебель, утварь — соответствует внешнему виду Собакевича. Собакевич занимается хозяйственной деятельностью, но она направлена на его собственное обогащение. Жизнь его крестьян тяжела и беспросветна.

Плюшкин представляет сьбой то, к чему, в сущности, должны неизбежно прийти ма-ниловы, коробочки, ноздревы и собакевичи. Это уже не человек, это — «прореха на человечестве», личность полностью деградированная. Вся его жизнь осталась в прошлом.

Он был помещиком, и неплохим помещиком, даже соседи приезжали учиться у него «мудрой скупости». От бывшего образцового хозяина осталась жалкая пародия на человека. Крестьяне его живут в ветхих избах из темных бревен, пьянствуют с горя.

Голод, болезни, пьянство, нищета и изнуряющий труд без вознаграждения и пользы — вот удел плюш-кинских крестьян. На фоне этой нищеты Го-

14 Зак. 269

417

голь показывает рабочий двор помещика, где погибали, приходили в негодность «сотни наделанных на запас бочек, ведер… деревянная посуда» и другая утварь. То же самое царило и в доме. Хозяин, сетуя на нищету, ходит по дворам и тащит все, что плохо лежит, складывает наворованное и награбленное дома и во дворе и снова отправляется «на промысел».

Среди этих людей выделяется Чичиков. Этот герой заинтриговывает с самого начала поэмы. Приезжий ■«расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому подобное, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство».

Чичиков воплощает в жизнь «величайшую идею», которая пришла ему в голову, — покупает «мертвые души». Это авантюрист, пройдоха и лицемер. Он, прикрываясь маской светской вежливости и хороших манер, думает об одном — как бы побольше себе присвоить. Его главным жизненным принципом становится усвоенное наставление отца: «…угождай учителям и начальникам…

а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Совет

Чичиков не только вобрал в себя все отрицательные черты характера остальных помещиков: плутовство и авантюризм Ноздрева, прижимистость и страсть к накопительству Собакеви-ча, жадность Плюшкина, но и превзошел их в этом.

Всем морально разложившимся, деградированным маниловым, Плюшкиным, ноздревым и собакевичам противопоставляются крестьяне. Гоголь с юмором рисует* портрет Петрушки, которого в книгах увлекает только то, «как из отдельных букв получаются какие-то слова», описывает Селифана с его «странными речами» и рассуждениями.

Крепостные крестьяне трудолюбивы, любая работа спорится в их руках. Каретник Михеев делал такие экипажи, что славились на всю округу. И не то как бывает московская работа, что на один час — прочность такая, сам и обобьет, лаком покроет!» «А Сте-

пан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом. Все губернии исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал на грош хлеба да на два соленой рыбы, а… притаскивал всякий раз домой целковиков по сту…» «Максим Телятников, сапожник, что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного».

Образ птицы-тройки, который Гоголь вводит в конце поэмы, становится символом будущей России, где уже не останется места всем «мертвым душам» современного ему общества. Этой России будет принадлежать главенствующая роль в мировом развитии. На этой оптимистической ноте и заканчивается поэма.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/zhivye_i_mertvye_dushi_v_poehme_n_v_gogolja/25-1-0-2456

«Живые» и «мертвые» души в поэме Гоголя Н.В. (сочинение)

В основу сюжета поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» положено путешествие помещика-авантюриста Чичикова, разъезжающего по всей России и скупающего у крепостников фактически не существующие, но ещё значащиеся в документах крестьянские души.

Однако важность представляет не сам факт хитроумной поездки Чичикова, а отображение в поэме характеров и нравов людей той эпохи.

В пяти «портретных» главах, повествующих о встрече героя с помещиками, показано, как по-разному и в то же время одинаково по сути складывались во времена Гоголя (то есть в первой половине XIX века) крепостные отношения в одном из провинциальных уголков России и как они отражались на укладе жизни и характерах помещиков того времени.

Читайте также:  Сочинение тема любви в рассказах чехова (в творчестве)

Помещики встречаются Чичикову в порядке, соответствующем замыслу автора.

Обратите внимание

Сначала Павел Иванович встречается с бесхозяйственным и мягкотелым Маниловым, затем — с мелочной Коробочкой, потом — с кутилой и «хозяином жизни» Ноздрёвым, после него — с прижимистым Собакевичем, а в конце — со скрягой Плюшкиным.

Таким образом, по мере чтения поэмы мы сталкиваемся со всё более и более извращёнными характерами. По существу эти герои и являются в поэме «мёртвыми» душами.

Итак, представленная в поэме Гоголя галерея «портретов» начинается с помещика Манилова. Внешность Манилова, его жеманные манеры вполне соответствуют основным свойствам его характера — бессмысленной мечтательности и полной оторванности от жизни.

В повседневной жизни Манилова мы не наблюдаем каких-либо серьёзных самостоятельных начинаний. Хозяйство он давно забросил, поместьем управляет приказчик.

Как мы узнаём из разговора Манилова с Чичиковым, горе-помещик даже не имеет представления о том, сколько на самом деле у него крестьян и умирал ли кто-нибудь из них со времени последней переписи.

О праздности и душевной вялости помещика красноречиво свидетельствует тот факт, что в его кабинете уже два года лежит книга, заложенная всё на одной и той же странице и с тех пор ни разу не взятая им в руки.

Однако не всё так худо в Манилове: иногда в нём просыпается жажда деятельности, и он начинает грезить, мечтая, например, о сооружении каменного моста через пруд возле своего дома. Жаль только, что этим мечтам так и не суждено сбыться, да и в целом все маниловские проекты представляются забавами, о которых не пристало думать настоящему хозяину.

По мере отдаления от Манилова, мы вспоминаем его со всё большей симпатией: он хотя и пуст, но безобиден и по-своему даже обаятелен, тогда как остальные представители этого сословия предстают в изображении Гоголя по-настоящему отвратительными. Наибольшее выражение это качество получило в образе Плюшкина.

Важно

Плюшкин, по мнению автора, являет собой «прореху на человечестве». Всё, что было в нём человеческого, давно умерло. Изумлённый Чичиков видит перед собой аморфное, потерявшее всякие приметы пола и возраста существо. Изображая Плюшкина, автор показывает, во что может превратиться человек, забывший об истинном своём предназначении.

Ощущение гибели присутствует, кажется, в самой атмосфере, окружающей «заплатанного» Плюшкина: поместье его давно обветшало, дом смотрится «дряхлым инвалидом». При этом Плюшкин владеет тысячами душ крепостных, а его амбары и кладовые полны разного добра.

Однако всё нажитое и накопленное гниёт, крестьяне, оставшиеся без работы и хлеба, «мрут, как мухи», а хозяин, движимый патологической скупостью, продолжает копить в своём доме всякий хлам. Его бережливость граничит с безумием. Душа Плюшкина настолько мертва, что у него не осталось никаких чувств, и даже детей своих он не хочет знать.

«До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает писатель.

«Мёртвым» душам помещиков Гоголь противопоставляет в своей поэме «живые» души народа, в которых, несмотря на все тяготы и преграды, не угасает огонёк трудолюбия, сочувствия, любви.

Такими в произведении предстают сапожник Максим Телятников, Степан Пробка, дядя Митяй и дядя Миняй, каретник Михеев, крепостная девочка Пелагея, Прошка и Мавра, кирпичник Милушкин.

Автор испытывает досаду и горькое сожаление по поводу того, что крестьянин — «живая» душа, представитель большей части населения страны, её кормилец и защитник — пребывает в позорной зависимости от «мёртвых» душ. Поэма Гоголя — это попытка писателя обратить внимание мыслящих людей на нетерпимость такого положения в России.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/zhivye_i_mertvye_dushi_v_poehme_gogolja_n_v_sochinenie/35-1-0-1785

Сочинение: Помещичья Русь и ее представители в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Работу над поэмой «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь начал в 1835 году; публикация первого тома состоялась в 1842 году.

Это эпоха, когда в России существовало крепос­тное право, характеризующееся тем, что одна, меньшая часть общества (дворянско-помещичье сословие) присваивала себе плоды труда большей части (крепостных крестьян) и при этом могла полностью распоряжаться судьбой послед­них, покупать и продавать их.

Такое положение вещей дава­ло возможность помещикам вести паразитический образ жизни: ничего не делая, пользоваться всеми материальными благами. Гоголь, как и другие передовые люди России того времени, считал крепостничество тормозом на пути развития страны.

Совет

Созданные им в «Мертвых душах» образы помещиков ярко показали, что крепостное право приводит к застою во всей экономической и общественной жизни страны, а сами помещики превращаются, по образному слову писателя, в «прореху на человечестве».

Основными образами-персонажами помещиков в поэме являются Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Главный «герой» поэмы Павел Иванович Чичи­ков подробно знакомится с ними во время своего путеше­ствия с целью приобретения мертвых душ. Первым он посе­щает Манилова.

«Один Бог разве мог сказать, какой был характер Мани­лова.

Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы… На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, каза­лось, чересчур было передано сахару…» Такими словами Го­голь начинает характеристику Манилова.

Далее писатель со­общает о занятиях этого помещика: «Дома он говорил мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно.

Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…» Затем мы узнаём, что главным предметом дум Манилова были мечты о несбыточном, напри­мер, о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост.

Духовное развитие Манило­ва писатель характеризует выразительными деталями.

Так, «в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная за­кладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года», а «на обоих окнах… помещены были гор­ки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками». По этим сделанным как бы ми­моходом замечаниям читатель понимает, что Манилов — про­сто бездельник, впустую убивающий время. В то же время он не лишен привлекательных человеческих качеств: добр, гос­теприимен, чувствителен, готов выполнить для приятного ему гостя даже такую непонятную и загадочную просьбу, как про­дажа мертвых душ. Обо всех чиновниках города он отзывается очень доброжелательно, характеризуя каждого самыми лестны­ми словами.

Полной противоположностью Манилову в этом отноше­нии оказывается Собакевич. В его оценке все городские чинов­ники — мошенники, губернатор — разбойник, и вообще: «один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если правду сказать, свинья». Внешность Собакевича очень внуши­тельна: Чичикову он «показался весьма похожим на средней величины медведя».

Он много внимания уделяет своему хозяй­ству, которое отличается особой прочностью. Собакевич — помещик патриархальных взглядов. Он считает, что в старину все было лучше, чем теперь. «Что это за люди? — пренебрежи­тельно отзывается он о своих современниках, — мухи, а не люди».

Обратите внимание

Слово «просвещение» этот помещик употребляет чуть ли не как ругательство, выказывая тем самым свое отвращение ко всякому прогрессу и нововведениям. Собакевич вовсе не удивлен предложением Чичикова продать ему мертвых душ, «смекнувши, что покупщик, верно, должен иметь здесь какую- нибудь выгоду». Однако он требует за них такую цену, что Чи­чиков приходит в ужас.

Ему показалось, что в теле Собакеви­ча «совсем не было души». «Человек-кулак» — такое определе­ние дал Собакевичу Чичиков. Нужно, однако, отметить, что Собакевич — хороший хозяин. Он знает всех своих мужиков, ценит их мастерство. Тем не менее, по количеству мертвых душ, приобретенных Чичиковым, видно, что живется его кре­постным несладко.

Ведь среди мертвых оказываются и полные сил крестьяне, как, например, богатырь плотник Пробка Сте­пан или каретник Михеев.

Неплохой хозяйкой является и помещица Коробочка, в гостях у которой Чичиков оказывается случайно, сбившись с дороги по вине кучера Селифана. Ее небольшое поместье со­держится в порядке, дает обилие различных сельскохозяй­ственных продуктов.

Но она, как и Собакевич, озабочена толь­ко собственной выгодой; больше всего на свете боится проде­шевить с продажей. Странная просьба Чичикова смущает ее лишь тем, что Коробочка никогда не торговала мертвыми ду­шами и потому не знает цен на них.

Это туповатая упрямая женщина, которую невозможно ни в чем убедить разумными доводами. В сердцах Чичиков называет ее «дубинноголовой».

Замечательно живописен у Гоголя образ помещика Ноздре­ва. Его, как и Манилова, совершенно не интересует ведение хозяйства. Цель его жизни — это пьяные кутежи, карточная игра, охота, разного рода мошенничества.

По ироническому определению Гоголя, «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек.

Важно

Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории… или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же при­ятели… или нарежется в буфете таким образом, что только сме­ется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно».

Высшую степень человеческого падения демонстрирует Гоголь в образе помещика Плюшкина. Приехав в его поместье, Чичиков заметил на всех деревянных строениях «какую-то осо­бую ветхость». Даже господский дом «глядел каким-то дряхлым инвалидом».

Под стать дому и сам хозяин, одетый в такое тря­пье, что Чичиков принял его за женщину. Далее Гоголь пове­ствует, как дошел этот человек до жизни такой. В прежние вре­мена он был бережливым хозяином, имел хлебосольную супру­гу, сына и двух дочерей.

Читайте также:  Сочинение кошка мое любимое животное с описанием

Но, потеряв семью, «старик очутился один… Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости…». Куп­цы, пораженные небывалой скаредностью Плюшкина, переста­ли ездить к нему за продуктом.

«Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль… и все станови­лось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве».

Образы помещиков, представленные Гоголем в «Мертвых душах», являются типическими. Этим термином называют ху­дожественные образы, в которых воплотились черты, прису­щие многим людям, сконцентрированные в одном персонаже. Имена таких героев становятся нарицательными.

Не только гоголевского героя, а любого праздного мечтателя, не способ­ного ни к какой практической деятельности, называем мы и сейчас Маниловым; прижимистого хозяина, ни в чем не упус­кающего своей выгоды, — Собакевичем; бестолковую в своем упрямстве женщину — Коробочкой; лихого кутилу, нечистого на руку игрока и беззастенчивого вруна — Ноздревым, а скря­гу и накопителя никчемного хлама — Плюшкиным. Все это означает, что образы, созданные Гоголем, характерны не только для его эпохи, а стали вечными человеческими типами.

На этой странице искали :

  • Помещичья Русь и ее представители в поэме Н В Гоголя Мертвые души
  • русь помещичья в поэме мертвые души
  • помещичья русь и ее представители в поэме гоголя мертвые души
  • помещичья русь в поэме мертвые души
  • помещичья русь и ее представители

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-pomeshhichya-rus-i-ee-predstaviteli-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html

Народ и Родина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души» — вершина творчества Н. В. Гоголя. В ней великий русский писатель прав­диво изобразил жизнь России в 30-х годах XX века.

Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характе­ров» воплотился и в композиции поэмы, и а богат­стве художественных приемов, и в системе образов.

Гоголь показал Россию чиновничью, крепостничес­кую и народную. Образ простого русского народа неразрывно связан а поэме с образом Родины.

Совет

Жизнь народа полна страданий. Автор рисует безотрадную картину крепостнической России. Кре­стьяне находятся на положении рабов. Господа мо­гут предать, обменять их; как простой товар оцени­вается русский мужик. Помещики не видят в крепос­тных людей.

Коробочка говорит Чичикову: «Пожалуй, я тебе дам девчонку, она у меня знает дорогу, только ты смотри! не завези ее, у меня уже одну завезли купцы». Хозяйка боится потерять часть своего хозяй­ства, совершенно не думая о человеческой душе. Даже мертвый крестьянин становится предметом куп­ли-продажи, средством наживы.

Русский народ уми­рает от голода, эпидемий, произвола помещиков.

Писатель образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их житель­ства». В поэме можно встретить дядю Митяя и дядю Миняя, которые не в состоянии развести лошадей на дороге.

Дворовая Пелагея не знает, где правая сторона, где левая. Но чему могла научиться эта несчастная девочка у своей «дубинноголовой» хо­зяйки?! Ведь для чиновников и помещиков крестья­не- это пьяницы, бестолковые, не способные ни к чему люди.

Поэтому некоторые крепостные бегут от своих хозяев, не выдержав такой жизни, предпочи­тают тюрьму возвращению домой, как крестьянин Попов из имения Плюшкина.

Но автор рисует не только ужасные картины народной доли. Гоголь показывает, насколько русский человек талантлив и богат душою. Образы замеча­тельных мастеровых, народных умельцев встают перед глазами читателя. С какой гордостью Собакевич говорит о своих умерших крестьянах! Каретник Михеев делал отличные экипажи и работу свою вы­полнял на совесть.

«А Пробка Степан, плотник? я голову прозакладую, если вы где сыщете такого му­жика», — убеждает Чичикова Собакевич, рассказывая об этом богатырского сложения человеке. Кирпич­ник Милушкин «мог поставить печь в каком угодно доме», Максим Телятников шил прекрасные сапоги, и «хоть бы в рот хмельного». Не был пьяницей рус­ский мужик, говорит Гоголь.

Эти люди привыкли хо­рошо работать, знали свое ремесло.

Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который «в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот руб­лей».

Работоспособность простых крестьян призна­ют и сами господа: «Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, то­пор в руки, и пошел рубить себе новую избу». Лю­бовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышит­ся в каждом авторском слове.

Обратите внимание

Гоголь с огромной нежностью пишет о «расторопном ярославском му­жике», собравшем русскую тройку, о «бойком наро­де», «бойком русском уме».

Замечательно умеет русский человек использо­вать богатство народного языка. «Выражается силь­но российский народ!» — восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова а других языках, «которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Но все таланты и достоинства простого народа еще сильнее оттеняют его тяжелое положение. «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» -рассуждает Чичиков, просматривая бесконечные спис­ки умерших крестьян. Безрадостное, но правдивое настоящее нарисовал Гоголь в своей поэме.

Однако у великого писателя-реалиста есть уве­ренность в том, что жизнь в России изменится. Зак­лючительные строки произведения исполнены веры а великое будущее России и всего народа. Птица-тройка- это образ Руси, наполненный силой, уда­лью и стремлением мчаться вперед. Гоголь говорит о «неведомой силе», заключенной в родной стране.

Дорога, по которой Россия устремится, как птица-тройка, навстречу счастью, скрыта от автора и чита­теля: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Но нет никаких сомнений, что будущая Рос­сия станет великой державой, по праву занимающей свое положение: «…

Летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Н. А. Некрасов писал о Гоголе:

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья.

Истинный патриот своей страны, страстно же­лавший увидеть счастливым русский народ, Н. В. Го­голь бичевал уничтожающим смехом современную ему Россию. Отрицая крепостническую Русь с ее «мертвыми душами», писатель выражал в поэме на­дежду на то, что будущее Родины не за помещиками или «рыцарем копейки» Чичиковым, а за великим рус­ским народом, хранящим в себе небывалые возмож­ности.

Источник: http://sochinenya.ru/nvgogol/11-dushi/56-narodirodina

Изображение народа в поэме «Мертвые души» — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»

“Идейным стержнем” поэмы И. В.Гоголя “Мертвые души” является “мысль о трагической судьбе народной”. На протяжении всего произведения автор упоминает людей “низкого класса”.

Хотя среди образов крепостных крестьян и не выделяются столь яркие характеры, зато их разнообразие раскрывает всю картину крепостной России.

Изображение тяжелой жизни крестьянства, показ его трудолюбия, талантливости, меткости речи и его невежества и темноты – все эти качества помогают автору раскрыть разные стороны простого народа.

На первой же странице поэмы Гоголь рисует нам такую картину: два мужика, явно не обремененные никакими делами, стоя у дверей кабака, внимательно осмотрели и оценили состояние колеса на бричке Чичикова и не без знания дела решили, что оно доедет лишь до Москвы. Этим он хотел показать безразличие этих мужиков к делам, которые их не касаются.

Важно

Во второй главе автор знакомит нас с Петрушкой и Селифаном – слугами Чичикова. Петрушке свойственны три характеристические черты: страсть к чтению, спать не раздеваясь и носить с собой повсюду особенный запах: “достаточно ему было пристроить где-нибудь свою кровать да притащить туда шинель и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате уже лет десять жили люди”.

Селифан же был несколько другим человеком, хотя и малообразованным.

Два этих персонажа олицетворяют собой невежество народа, его темноту. Но в то же время даже в таких людях есть народная смекалка: “Русский человек в решительные минуты найдется, что делать, не вдаваясь в дальнейшие рассуждения”. Совсем темная и забитая дворовая девчонка Коробочки – Пелагея, которая “не может отличить, где лево, а где право”.

Она ходит “с босыми ногами и в платье из домашней крашенины”, что говорит о бедности крестьян того времени. О том, что среди крепостных были мастеровые, мы узнаем из слов помещика Собакевича: “… у меня, что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь крепкий мужик”.

А далее он о каждом рассказывает отдельно: каретник Михеев, плотник Степан Пробка, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников, торговец Еремей Сорокоплехин – все они были искусными мастерами своего дела.

О трудолюбии крестьян Собакевича говорит и описание их домов: “Деревенские избы мужиков тоже были срублены на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует”.

Автор восхищается меткостью речи русского народа: “Выражается сильно российский народ!.. но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”. Нужно сказать, что в поэме уделено внимание и народному бунту, о чем написано в “Повести о капитане Копейкине”.

Также Гоголь не забывает про такое качество русского народа, как широта натуры. О нем он повествует в лирическом отступлении о птице-тройке. Описание современной Гоголю России нельзя представить без крепостничества, поэтому судьба народа занимает одно из главных мест в поэме. Автор любит простых крестьян – соль земли русской.

Источник: http://sochbox.com/izobrazhenie-naroda-v-poeme-mertvye-dushi-sochinenie-po-proizvedeniyu-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Ссылка на основную публикацию