Сочинение по повести невский проспект гоголя рассуждение

Сочинение по произведения Гоголя «Невский проспект» — Сочинения

«Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект…» Н. В. Гоголь Петербург 19 века — квинтэссенция светской жизни. Люди из провинции мечтали побывать в северной столице, чтобы почувствовать «настоящую» жизнь. Но такая ли она настоящая? Завсегдатая светского общества — поэты, писатели того времени видели в Петербурге и нечто зловещее, надевающее на людей маски и делающее их пустыми.

К таким авторам относится и Николая Васильевич Гоголь. Он создал цикл «Петербургские повести», одна из которых  — «Невский проспект».

Главная «артерия» Петербурга

Невский проспект —  самая известная улица Петербурга, но одновременно и «вершитель судеб» жителей города и всех, кто приезжает, прельстившись огнями этого города. В представлении Гоголя это практически живое существо, «спрут», опутывающий своими щупальцами Петербург. Автор показывает Невский проспект от начала дня до его конца.

Ранним утром на работу выходят чиновники, русские мужики и другой «нужный народ». К полудню улица становится педагогической, а после обеда — прогуливаются представители аристократии и чиновники «по особым делам». Кажется, что Невский проспект объединяет людей.

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё…
Но это только видимость. Все здесь ищут только развлечений.

Обратите внимание

Люди хотят забыться в праздности и внимание их начинает привлекать все внешнее, то, как они одеты: шляпка, бакенбарды, туфли, или яркие черты лица, а истинное содержание отходит на второй план.

Невский проспект только подчеркивает социальное неравенство.

Герои повести

В центре сюжета — противопоставление двух героев — поручика Пирогова и художника Пискарева.

Первый чувствует себя «как рыба в воде» на Невском, это его мир,он играет по его правилам и он полностью его устраивает. А Пискарев — натура мечтательная, тонкая, исполненная чувств. Таких ранит Невский проспект.

По иронии судьбы, оба главных героя влюбляются в двух хорошеньких женщин, и обоих постигает разочарование. «Муза» Пискарева сразу полностью завладела его сердцем:

«Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами…»
И какое горе постигает художника, когда он понимает, что его «ангел» всего лишь продажная женщина.

А Пирогов следует за «интересным созданьицем», замужней молоденькой женщиной, которая производила впечатление легкомысленной и пустой.

Но он просто шокирован, когда она неожиданно отвергает его ухаживания и остается верна мужу.

Таков Невский проспект, он меняет жизнь людей, превращая их лица в нелепые маски, губя в них все светлое и чистое. И талантливая рука Гоголя умело изобличает их пороки.

(43

Источник: https://sochinenienatemu.com/nevskij-prospekt-gogol/sochinenie-po-proizvedeniya-gogolya-nevskij-prospekt/

Анализ повести «Невский проспект» Гоголя: суть, смысл и идея произведения

Повесть «Невский проспект» Гоголя входит в цикл повестей, которые Гоголь писал о Петербурге. Каждая из повестей данного цикла, содержит свои особенности и мораль, которую читатель мог постигнуть при анализе произведения.

В повести «Невский проспект» повествование начиналось с того, что однажды два товарища поручик Пирогов и художник Пискарев, прогуливаясь по Невскому проспекту, встречают  двух очаровательных девушек – блондинку и брюнетку.

Посчитав, что они просто обязаны добиться расположения этих юных дам, товарищи решают пойти за ними, а после этого снова встретиться и поделиться результатами своей «охоты». Однако, судьба решила распорядится совсем по-другому.

Важно

Прежде всего, начать необходимо с того, что после следования за брюнеткой, Пискарев оказывается совершенно не в том месте, где он ожидал оказаться – брюнетка привела его в неприличное заведения.

Вернувшись к девушке, Пискарев предлагает ей выйти за него замуж и сменить профессию. Однако, недолго сомневаясь, девушка ему отказывает, так как считает, что ее ремесло достаточно прибыльное и приносит ей удовольствие. Разочарованный Пискарев убегает домой. А спустя 4 дня его находят мертвым в своей квартире.

Одновременно со всеми случившимися событиями, следует за своей незнакомкой и Пирогов. Провожая ее домой, он обнаруживает, что блондинка давно замужем, а ее муж – мастер-жестянщик Шиллер.

Будучи полностью уверенным в том, что своей любви необходимо добиваться, Пирогов решает придумать способ, чтоб заполучить роковую блондинку. Недолго думая, Пирогов решает заказать у Шиллера результаты его труда – шпоры и оправу для кинжала. Итак, получив способ приходить в гости к своей возлюбленной, Пирогов начинает проявлять знаки внимания.

Один раз Пирогов застает блондинку дома в одиночестве и начинает проявлять знаки внимания все более вызывающе – пригласив ее на танец, Пирогов начинает целовать ей ноги. Застав эту картину, придя домой, Шиллер вместе со своим приятелем вышвыривают Пирогова из дому. Начав строить планы мести немцу, Пирогов, достаточно скоро забыв свою обиду, решает оставить ситуацию так, как есть.

Анализ повести, позволяет нам прочувствовать одновременную схожесть и различие судьбы персонажей, которые являются полной противоположностью друг другу. Гоголь показал нам то, как может сложиться судьба людей, при схожих обстоятельствах, однако с различным мировосприятием. Ведь и Пирогов, и Пискарев рискуют всем, ради прекрасных незнакомок.

Однако, для Пирогова данная ситуация всего лишь игра, и он не рискует ничем. А вот для Пискарева, который был достаточно восприимчив и романтичен, сложившаяся ситуация являлась краховой.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1509

Сочинение на тему: «Образ Петербурга в повести «Невский проспект»

Сочинение на тему: «Образ Петербурга в повести «Невский проспект» 4.67/5 (93.33%) 3 votes

Восприятие человеком той реальности, которая его окружает, нередко обусловлено его личностью, воззрениями на жизнь и всем тем, с чем он по жизни сталкивался.

К примеру, если человек меняет место своего проживания и оказывается в незнакомой среде, он склонен замечать в ней некоторые особенности, которые другие люди, те, кто проживал в этой среде уже длительное время, замечать не склонны. Это можно считать своеобразным взглядом со стороны, при этом взгляд этот может как пристрастным, так и беспристрастным.

Думается, что именно такая ситуация возникла с автором повести «Невский проспект» Николаем Гоголем.

Совет

Как всем нам хорошо известно, в этой повести Николай Гоголь описывает город Петербург. Читая описания города и анализируя эмоции, выраженные главными действующими лицами этой повести, мало кто задумывается о том, что переживал Николай Гоголь как автор. А ведь это очень важно. Как известно, в Петербург писатель прибыл из тогдашней Малороссии.

Он, конечно, был поражен настолько резкими изменениями в своей жизни. В отличие от Малороссии, где тогда было все спокойно и привычно для Гоголя, в Петербурге, величайшем городе всего государства, жизнь просто закипала, дела велись молниеносно, а интриги в обществе были несопоставимы с чем-либо еще, что когда-либо было известно Гоголю.

Именно поэтому он и описал Петербург соответствующим образом.

Стоит обязательно отметить, что писатель практически не уделил внимания архитектуре, природе или чему-то подобному в своей повести. Он в основном описывал людей, их сложные взаимоотношения между собой, а также петербургское общество в целом.

Во-первых, он сказал, что в этом городе царит разобщение. По мнению Гоголя, все жители столичного города вели себя слишком индивидуалистически, то есть самонадеянно, практически не опираясь на поддержку окружающих людей. Все были будто сами по себе.

Впрочем, одно место, где все люди были по-особенному связаны – это Невский проспект. Именно это место писатель считал самым оживленным во всем городе. И в этом нет ничего удивительного, ведь Невский проспект – это главная городская улица.

Остальной же город можно условно разделить на город нищеты и богатства, честности и лжи.

Думается, что неотъемлемым предметом анализа при рассмотрении описания Петербурга Гоголем должна стать субъективная сторона вопроса, то есть отношение самого писателя к тому, что он пишет. Проблема здесь в том, что каждый большой город можно описать практически так же, как Гоголь описал Петербург. И сегодня это очень хорошо понятно.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-obraz-peterburga-v-povesti-nevskiy-prospekt/

Сочинение на тему невский проспект гоголь

Удивительно тонко и правдоподобно передаёт Николай Васильевич Гоголь атмосферу крупного города в своём произведении «Невский проспект». Эта повесть была написана под впечатлением Гоголя от проживания в Петербурге и вошла в знаменитый цикл «Петербургские повести».

Петербург глазами Н. В. Гоголя

Петербуржская жизнь Гоголя открывает перед ним мир большого города со своими особенностями. Гоголь поражается не только красотой величественных дворцов, но и существующими общественными противоречиями и социальными контрастами.

В повести «Невский проспект» писатель показал разнообразный и противоречивый Петербург, в котором на одной улице можно встретить и роскошь, и нищету.

Обратите внимание

Восхищаясь изначально красотой и величием («Нет ничего лучше Невского проспекта»), автор постепенно переходит на иронию и сарказм: «О, не верьте этому Невскому проспекту!».

Гоголь словно прозрел после первоначального представления о Петербурге. Теперь он видит этот город мрачным, трагичным, противоречивым. Но в тоже время Петербург остаётся для него величественным и торжественным, он манит писателя, будоражит его воображение, восхищает своим разнообразием и своей разноликостью.

Гоголь видел насущные проблемы этого могущественного города, остро воспринимал их, поднимал их в своих произведениях. Отношение писателя к Петербургу можно охарактеризовать как неравнодушное, страстное, озабоченное.

Описание Невского проспекта в повести Гоголя

Особенно восхищает, удивляет и поражает Гоголя Невский проспект. Именно он вдохновил писателя на создание одноимённой повести. Гоголь считал, что Невский проспект в полной мере отражает картину жизни Петербурга. Всё многообразие петербуржской жизни словно сосредоточилось в одном месте, ещё больше подчёркивая разительный социальный контраст.

Читайте также:  Образ и характеристика ильи бунчука в романе тихий дон шолохова сочинение

Стоит внимательно проследить за жизнью проспекта в разное время суток, как станет понятной жизнь горожан с их интересами, потребностями, проблемами.

Так, в утреннее время проспект совершенно пуст и одинок. Лишь спешат на работу озадаченные рабочие или неторопливо вышагивают сонные и важные чиновники. Только ранним петербургским утром на Невском проспекте можно встретить толпы чумазых мальчишек «с готовыми сапогами в руках», удручённых мужиков, ведущих разговоры о копейках, недружелюбных лакеев, кидающих объедки нищим.

В 12 часов дня картина Невского проспекта несколько меняется. Рабочий люд уже давно разбежался по делам и трудится в поте лица. А на проспекте появляются гувернеры, прогуливающиеся со своими воспитанниками. Они «делают набеги», в основном, в кондитерские и книжные лавки.

В 2-3 часа дня Невский проспект значительно преображается. Неспешной поступью на него выплывают «превосходные бакенбарды», «платья», «шляпки», «усы, повергающие в изумление», «ножки в очаровательных башмачках».

С появлением этого утончённого народа Невский проспект начинает играть другими красками. Кажется, что в воздухе воцаряется дурманящая атмосфера роскоши и благосостояния, «пахнет гуляньем». Проспект пестрит разнообразием «модных сюртуков», шляпок, платков, зонтиков, рукавов.

Дворянская спесь и праздность царят в это время на главной улице Петербурга.

Всё это разноцветье исчезает к 4 часам, когда проспект опять остаётся наедине с собой. Только изредка нарушают спокойствие пробегающая по делам швея или метнувшийся за чем-то сапожник. Проспект словно отдыхает перед наступлением вечера.

А в вечернее время на Невском проспекте снова начинается насыщенная жизнь. Ярким светом вспыхивают вечерние огни. Люди бегут по своим делам, торопятся успеть куда-то. Сколько разнообразных характеров можно здесь встретить в это время! Совершенно разные лица с разными характерами, разными привычками, разными интересами… Лишь одно их объединяет – место встречи.

Важно

Таким образом, Н. В. Гоголь чётко и ёмко осветил жизнь Петербурга на примере Невского проспекта.

Автор, показывая проспект в разное время суток, тем самым обозначил главную проблему большого города – социальный контраст, противопоставление благополучия нищете, красоты – уродству.

Также писатель поднимает ещё одну вечную проблему – проблему нравственности и духовности. Есть ли душа в безликих усах и бакенбардах?

Невский проспект… Кто бы мог подумать, что действие повести Н.В.Гоголя с одноименным названием, будет проходить именно здесь. Это произведение рассказывает о том, до чего может довести роковая встреча и отчаянная влюбленность.

О главных героях

В повести мы знакомимся с двумя молодыми людьми – Пироговым, который является поручиком, и Пискаревым, художником. Молодые люди следует по Невскому проспекту за двумя милыми дамами. Художнику приглянулась брюнетка, а Пирогов положил глаз на блондинку.

Иногда люди совершают необдуманные поступки, особенно, когда они влюблены.

Они идут вслед за своими избранницами аж до Литейной улицы. Они поднимаются на верхний этаж дома, где встречают еще несколько женщин, не менее красивых. И только спустя несколько минут Пискарев понимает, что находятся в публичном доме. Художник не может терпеть такой обстановки и бежит на улицу. Он не может понять, как облик его возлюбленной может иметь отношение к такому месту.

Пискарев приходит домой, но не может найти покоя. Как только он уснул, в его дверь постучали. Это был лакей, который сообщил, что дама желает его видеть. Он говорит, что именно та девушка, у которой только что был художник. Он садится в карету, и его привозят на бал. Он находит среди танцующих дам свою возлюбленную. Но вскоре ее уводят. Жаль, что это все ему просто приснилось.

Влюбленность не к добру

Пискарев решает жениться на очаровательной брюнетке. Но когда он сообщает ей об этом, то получает отказ. Он описывает все прелести совместной жизни, но на это девушка не согласна. Художник возвращается домой, а через неделю его находят мертвым, с перерезанным горлом.

А теперь о поручике

Совет

Пирогов не пришел на похороны друга, так как тоже попал в незаурядную историю. Его чудная блондинка оказалась замужней дамой, а ее муж – это жестянщик Шиллер. Он пытается продолжить свое любовное приключение на следующий день.

Говорят, когда встречаешь свою суженую, время замирает, и это правда… Но все упускают, что потом оно пускается во весь опор, навёрстывая упущенное.

Приключения не за горами

Когда Шиллера не было дома, Пирогов пришел к своей красавице. Он обнимал ее и целовал, а в этот момент вернулся домой Шиллер вместе со своим другом Гофманом и столяром Кунцом. Они были очень рассержены, когда увидели такое. После этого, они все вместе выпороли поручика.

Поручик обещает о том, что устроит Шиллеру наказание в виде ссылки в Сибирь и плеток. После он заходит в кондитерскую, где съедает пару пирожков и занимается прочтением газеты. Это смягчило пылкий нрав поручика. Вечером он навещает своих друзей. После нескольких танцев он успокаивается и забывает о том, что с ним произошло. А начиналось все с невинной прогулки по невскому проспекту.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/3593/

Сочинение по повести «Невский проспект»

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г.

Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г.

Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.

Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой половины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем.

Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».

Обратите внимание

Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все .отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов.

И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.

Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гоголевское понимание самой сущности Петербурга.

Рекомендуем почитать ►

Автобиографическая трилогия Льва Толстого

«Петербургские повести» — термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и созданы в Петербурге.

Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году.

По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает.

В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных башмачках».

В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность —  основная черта этой улицы:

 «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы.

Важно

Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках»; мужиками «в сапогах, запачканных известью»,толкующими о семи грошах меди»; лакеями, «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…»

Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.

Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.

Читайте также:  Слово о полку игореве - анализ произведения

Истории, случи

Источник: http://www.getsoch.net/sochinenie-po-povesti-nevskij-prospekt/

Сочинение по повести “Невский проспект”

В основу “Невского проспекта”, как и всего цикла “Петербургские повести”, легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: “Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г.

Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика”.

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.

Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой половины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе “Евгений Онегин” и в поэме “Медный всадник” как город русской славы и в то же время город

социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский считал: “Такие пьесы, как “Невский проспект”. могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке”. Шли годы петербургской жизни Гоголя.

Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все. отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов.

И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей “набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности”. Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.

Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гоголевское понимание самой сущности Петербурга.

“Петербургские повести” – термин условный,

сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и созданы в Петербурге.

Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести “Невский проспект”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего” впервые были напечатаны в сборнике “Арабески” в 1835 году.

По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов. Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I.

Все на Невском блестит и сверкает.

Совет

В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: “превосходные бакенбарды”; “бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь”; “усы, повергающие в изумление”; платья, платки, дамские рукава, похожие “на два воздухоплавательные шара”, галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, “талии тоненькие, узенькие”, “талии никак не толще бутылочной шейки”, “ножки в очаровательных башмачках”. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы: “Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем”. Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут “молниями” “с готовыми сапогами в руках”; мужиками “в сапогах, запачканных известью”,толкующими о семи грошах меди”; лакеями, “швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки.” Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя – олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.

Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: “Нет ничего лучше Невского проспекта”. Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.

(No Ratings Yet)
Loading…

What is phraseological unit.
Сейчас вы читаете: Сочинение по повести “Невский проспект”Что и кто мне нравится в романе “Евгений Онегин” »

Источник: https://studentguide.ru/gogol-n-v/sochinenie-po-povesti-nevskij-prospekt.html

Анализ Невского проспекта Гоголя

Над повестью “Невский проспект” Николай Гоголь начал работать в 1831 году, а опубликовал ее в сборнике “Арабески” четыре года спустя. Это произведение относится к циклу петербургских повестей Гоголя, куда вошли также “Шинель”. “Портрет”. “Записки сумасшедшего”.

“Нос”. “Коляска” и “Рим”. Автор с различных сторон запечатлел особенности и нравы российской столицы. Кроме сатирического разоблачения пороков общества, в каждом произведении петербургского цикла есть “маленький человек”.

который отчаянно борется за право на достойную жизнь.

“Невский проспект” состоит из трех частей. Первая часть – это реальный город, хорошо знакомый каждому жителю столицы.

Во второй части перед нами предстает причудливое пространство иллюзий, в котором развиваются двеистории. Гоголь как бы случайно выхватывает из толпы двух молодых людей и отправляет их в любовные приключения.

Третья часть повести – своеобразный метафизический опыт восприятия Невского проспекта и Петербурга в целом.

Начинается повесть с описания главной столичной магистрали. Гоголь называет Невский “всеобщей коммуникацией Петербурга”. Здесь в течение дня проходят тысячи людей, за которыми с интересом наблюдает писатель и вовлекает в свои размышления читателей. Для Гоголя этот проспект – главный действующий персонаж: со своим лицом, манерами, привычками, характером.

Герои повести – поручик Пирогов и художник Пискарев. Они не друзья, поскольку совершенно разные по мировосприятию. И Гоголь умело подчеркивает этот антагонизм: один – комический персонаж, другой – фигура трагическая.

Пирогов – наглый и самоуверенный карьерист, для которого главное в жизни – выслужиться, достичь обеспеченного положения в обществе. Ради этого он готов выгодно жениться на нелюбимой женщине, переступить через многие моральные препоны.

Пирогов высокомерно относится к тем, кто ниже его по чину, и слепо подражает всему, что в моде у избранной публики. Поручик не задумывается над проблемами, от жизни он стремится получать только удовольствия.

Наивного Пискарева Пирогов опекает по-барски, приучая того к жизни, наполненной пустотой и праздностью.

Совсем другой художник Пискарев. Он наивный романтик, тонкий и ранимый. “Застенчивый, робкий, но в душе носивший искры чувства, готового превратиться в пламя”. – так характеризует Гоголь своего героя. В каждой женщине Пискарев видит Музу, потому восхищается ими и боготворит.

Как-то раз, прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели встретили очаровательных незнакомок и пустились в авантюрное приключение: художник последовал за брюнеткой, сразу же влюбившись в нее, а поручик выбрал блондинку, рассчитывая на мимолетную интрижку.

Обратите внимание

Избранница художника оказалась девушкой из публичного дома, за “небесным обликом” которой скрывалась пошлая и глупая натура. Но придуманный образ не дает молодому таланту покоя. Чтобы увидеть девушку хотя бы во сне, Пискарев начинает принимать опиум.

Следуя велению сердца, художник вновь находит свою красавицу и предлагает ей честную и простую жизнь, но та только смеется в ответ. Пискарев потрясен и раздавлен. Он запирается у себя в комнате, где спустя неделю его и находят с перерезанным горлом.

“Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко”. – сокрушается Гоголь.

Приятель Пирогов не пришел даже на похороны, поскольку в это время переживал свои приключения. Его дама сердца оказалась женой немецкого жестянщика Шиллера. Самоуверенный поручик достаточно долго добивался расположения красавицы.

Когда же вожделенная цель была близка, Шиллер с друзьями застукал парочку на горячем. Горе-ловеласа жестоко наказали и вышвырнули на улицу. Пирогов в бешенстве осыпал жестянщика и его приятелей проклятиями и пригрозил Сибирью.

Но затем зашел в кондитерскую, съев пирожков и почитав газету, успокоился и просто забыл о неприятном инциденте.

Вот так по-разному закончилось эти истории: талантливый и многообещающий Пискарев стал жертвой безумной страсти, а циник и карьерист Пирогов отделался легким испугом. Два разных приключения объединяет проигранный финал: герои так и не получили того, “к чему, казалось, были приготовлены все их силы” .

Невскому проспекту верить нельзя, поскольку там царит сплошной обман. Такой неутешительный вывод делает Николай Гоголь, предупреждая читателя об изнаночной стороне красивой жизни и ее скрытом коварстве. Грустные размышления писателя о несбыточности человеческих надежд завершают эту необычную повесть.

В “Невском проспекте” Гоголь впервые попытался объединить смешное и трагическое, высокое и низменное, святое и пошлое. В дальнейшем этот выразительный художественный прием станет основным в его творчестве.

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-nevskogo-prospekta-gogolya/

Трагическая лицо петербурга в повести н. в. гоголя «невский проспект»

Ученический произведение. Парнем Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенесучы «мир» своего творчества с Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект.

Читайте также:  Характеристика героев пьесы на дне горького сочинение

Впоследствии третьей «географической областью» гоголевской творчества станет глубокая Россия «Ревизора» и «Мертвых душ».

И герои Гоголя путешествуют в этих же направлениях, связывая различные периоды и «миры» его творчества между собой: кузнец Вакула из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» верхом на черте летит в Петербург, Хлестаков из столицы является «ревизором» в уездную глушь …

«Трудно охватить общее выражение Петербурга», — писал Гоголь в статье «Петербургские записки 1836», — потому что в городе этом господствует разъединение: «вроде бы приехал в трактир огромный дилижанс» в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вошел в общую залу потому только, что не было другого места ». Столица словно большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком друг с другом. Как отличается этот образ от «общего выражения» хутора или ярмарки гоголевских «Вечеров»! Вот мы читаем в финале «Сорочинской ярмарки»:

«Странное, необъяснимое чувство овладело бы зрителем увидев, как от одного удара смычка музыканта в светце, с длинными закрученными усами, все обратилось, волею и неволею, к единству и перешло в согласие … Все неслось. Все танцевало.

А теперь перед нами Невский проспект — «общая коммуникация Петербурга», В начале одноименной повести показана жизнь этой главной улице главного города постоянно суток. Картина полна движения, но в каждой личности и в разных «кругов и кружков» свое перемещение в свои часы; все сочетаются только местом — Невскому проспекту.

Здесь тоже «все несется», но по-другому, чем на Сорочинской ярмарки. У Гоголя, мы замечаем, как часто встречаются у него обобщение: «все» или его любимое «все что не является». Можно сказать, что это понятие было формуле его идеала, его представлению о чем-то гармоническом и целом.

Важно

В народном мире «Вечеров» и «Тараса Бульбы» это гоголевское «все что не есть» звучит возвышенно — здесь оно охватывает как бы единую грандиозную личность целого коллектива. Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее как стало раздутым и комичным.

Оно теперь осветило внутреннее строение социально и по-человечески разобщенного петербургского мира.

«Все, что вы не встретите наьневском проспекте …», а именно: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные … Здесь вы встретите усы удивительные …». В этих непомерных похвалах, выраженных в превосходной степени, читатель слышитфальшь. Вроде бы та же восклицательные, увлеченная интонация звучала в «Вечерах *, и она же слышна сейчас.

Но теперь за восторгом мы слышим иронию, и в самой интонации похвалы на первой странице повести уже нам слышится то, что автор скажет напоследок: «О, не верьте этому Невскому проспекту».

Так сразу же «тон делает музыку»; в этой несоответствия интонации и содержания мы сразу воспринимаем «на слух» несоответствие внешней и внутренней — тему всей повести «Невский проспект».

В «Ночи перед рождеством» Вакула, злитавшы в Петербург, выразил свое «сказочная» впечатления следующими словами: «удивительная пропорция. В Петербургской же повести то странно возбуждено «пропорция» бросается нам в глаза. «Усы удивительные», представляющие «все», выделяются из целого картины и занимают огромное место.

И вообще на Невском проспекте вместо людей какие-то внешние признаки — внешний вид, положение в обществе — разрастаются и становятся «всем». А так как со всем, что мы видим, сливаются представления о достоинстве, ценность и значимость — то это и есть источник путаницы и «бессмыслицы».

Читатель и в рассказе автора чувствует несоразмерность, вроде и здесь спутаны правильная «пропорция», отношение части и целого, значительного и мелкого, важного и незначительного. В этом мире возможно все.

В самом повествовании мы замечаем некую странную логику: то и дело важное «все» оборачивается в порожнее «ничто»; например, о таланте поручика Пирогова смешить девиц говорится, что «для этого нужно большое искусство или, лучше сказать, совсем не иметь никакого искусства ».

«Внутреннее строение» мира петербургских повестей открывается нам глазами Пискарева: «Ему казалось, что какой демон скришив весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, бессмысленно смешал вместе». Но «демоническая» картина-это уже не смешная картина. Раздроблена «фантастическая» действительность имеет в Гоголя две стороны, два лица: одно из них — пошлое, комическое, другое — трагично.

В повести Гоголя есть Невский проспект дневной и ночной. Днем Это выставка, где «бакенбарды единственные» представляют собой всего человека. Вечернее освещение порождает новые точки зрения и новые проблемы.

От вечернего фонаря расходятся в разные стороны художник Пискарев и поручик Пирогов, две параллельные линии сюжета, на сопоставлении которых строится Невский проспект.

Одного тянет красота, другого интрижка; обоих ждет неудача, и каждый по-своему переживает свое поражение и находит свой выход: один погибает, другой продолжает жить, легко забывая стыд и позор за пирожками в кондитерской и вечерней мазуркой.

Такие разные читатели Гоголя, как Белинский, Аполлон Григорьев и Достоевский, одинаково восхищались его Пироговым, «бессмертным» образом пошлости.

Совет

Нам всем понятный трагический смысл этой сюжетной и жизненной параллели между хрупкой неспособностью примириться с несовершенством жизни и Торжествующей пошлостью, что «ничем не прошибиш. «Вечный раздор мечты с существенность» — восклицает гоголевский художник.

Однако сам Гоголь только наполовину соединяет свой голос с этим возгласом романтика, что не хочет видеть действительности, спит наяву и живет во сне, чтобы удержать свою мечту.

Но что такое его мечта? Ведь она зарождается там же, на Невском проспекте: незнакомку Пискарева, «Петруджинову Бианко», породило ночное неверное освещение, от которого на мостовую выползают длинные тени, достигающие головой к Полицейского моста. Гоголь дает поразительную картину ночного города, как он чудится за своей мечтой и затуманенным этим полетом художнику:

«Тротуар несся под ним, кареты с лошадьми, что скачут, казались неподвижные, городов растягивался и ломался на своей арке, дом стоял вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованных ножниц блестела, казалось, на самой ресницы глаз. Этому миру ночной петербургской фантастики принадлежит и мечта Пискарева, прекрасная дама, так жестоко его что обманула иллюзия. В заключении повести слова «мечта» и «обман» объединены: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется».

Чтобы понять Гоголя, нужно хорошо слушать его необычное вещания. В «Невском проспекте» она растекается на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета.

Автор сочетает свой голос то с художником Пискаревим, то с поручиком Пироговым и поэтому в разных местах говорит на ту же тему противоположные вещи и совсем разным тоном: Открытое он выступает в заключительном монологе, «снимая» обе принятые им на себя интонации и своим голосом подводя итог параллельной действия: «Все не то, чем кажется … Он лжет во всякое, этот Невский проспект …».

Пушкина нашел очень верные слова, когда назвал гоголевский «Невский проспект» самым полным из его произведений. В самом деле, в художественной капве этой повести соединяются гоголевский комизм и гоголевская лирика, пошлое и трагическая личность гоголевского Петербурга.

содержание этой сюжетной и жизненной параллели между хрупкой неспособностью примириться с несовершенством жизни и Торжествующей пошлостью, что «ничем не прошибиш. «Вечный раздор мечты с существенность» — восклицает гоголевский художник.

Однако сам Гоголь только наполовину соединяет свой голос с этим возгласом романтика, что не хочет видеть действительности, спит наяву и живет во сне, чтобы удержать свою мечту.

Но что такое его мечта? Ведь она зарождается там же, на Невском проспекте: незнакомку Пискарева, «Петруджинову Бианко», породило ночное неверное освещение, от которого на мостовую выползают длинные тени, достигающие головой к Полицейского моста. Гоголь дает поразительную картину ночного города, как он чудится за своей мечтой и затуманенным этим полетом художнику:

«Тротуар несся под ним, кареты с лошадьми, что скачут, казались неподвижные, городов растягивался и ломался на своей арке, дом стоял вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованных ножниц блестела, казалось, на самой ресницы глаз. Этому миру ночной петербургской фантастики принадлежит и мечта Пискарева, прекрасная дама, так жестоко его что обманула иллюзия. В заключении повести слова «мечта» и «обман» объединены: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется».

Чтобы понять Гоголя, нужно хорошо слушать его необычное вещания. В «Невском проспекте» она растекается на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета.

Автор сочетает свой голос то с художником Пискаревим, то с поручиком Пироговым и поэтому в разных местах говорит на ту же тему противоположные вещи и совсем разным тоном: Открытое он выступает в заключительном монологе, «снимая» обе принятые им на себя интонации и своим голосом подводя итог параллельной действия: «Все не то, чем кажется … Он лжет во всякое, этот Невский проспект …».

Пушкина нашел очень верные слова, когда назвал гоголевский «Невский проспект» самым полным из его произведений. В самом деле, в художественной капве этой повести соединяются гоголевский комизм и гоголевская лирика, пошлое и трагическая личность гоголевского Петербурга.

Источник: http://www.1kessay.ru/read/2751

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector