Маленький человек в произведениях чехова сочинение

Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова

Чехов, великий художник слова, как и мно­гие другие писатели, не мог обойти в своем творчестве тему «маленького человека». Его герои — «маленькие люди», но многие из них стали такими по своей воле.

Каждый из его героев олицетворяет ка­кую-либо из сторон жизни: так, например, Беликов («Человек в футляре») — олице­творение власти, бюрократии и цензуры. Все рассказы в совокупности составляют идейное целое, создают обобщающее представление о современной жизни, где значимое соседствует с ничтожным, тра­гическое со смешным.

Между противоположностями в душах чеховских героев большей частью нет мирного сосуществования.

Обратите внимание

Если человек подчиняется силе обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопро­тивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что ему было свой­ственно.

Это омертвение души, «умень­шение ее» до минимальных размеров — самое страшное возмездие, которое воз­дает жизнь за приспособленчество.

«Человек в футляре» представляет со­бой первую часть знаменитой чеховской «маленькой трилогии». Беликов, учитель греческого языка, влюбленный в свой предмет, мог бы своими знаниями прине­сти много пользы гимназистам.

Влюблен­ность Беликова в греческий язык на пер­вый взгляд более высокая форма навязчи­вой идеи, чем страсть к накопительству у Ионыча или к обладанию усадебкой с кры­жовником у героя рассказа «Крыжовник». Но не случайно, что своим восхищением прекрасным предметом, который он пре­подает, этот учитель не заражает учени­ков, он для них — лишь ненавистный «че­ловек в футляре».

Взяв на себя роль блюс­тителя морали, он отравляет жизнь окружающим: не только ученикам, но и учителям и директору гимназии, и не только всей гимназии — всему городу. Поэтому его так все ненавидят.

Порождение эпохи реакции 1880-х го­дов, Беликов прежде всего сам пребывает в постоянном страхе: как бы чего не вы­шло! как бы не простудиться! — боится он. И пусть светит солнце, на случай дождя или ветра, на всякий случай надо одеться потеплее, надо захватить зонт, поднять воротник, надеть галоши, заложить уши ватой и, садясь на извозчика, закрыть верх.

Детали в поведении героя, отмечен­ные художником в момент, когда герой покидает дом и выходит на улицу, от кото­рой ждет одних неприятностей, сразу со­здают яркий образ «маленького футляр­ного» человека. Казалось бы такой человек, как Беликов, страшась улицы, в собственном доме дол­жен чувствовать себя вне опасности. Но ему и дома не лучше, чем на улице.

Здесь в его распоряжении не менее изощ­ренный подбор предметов охранительно­го назначения. Как бы не повредились ве­щи — и на всякий случай часы, перочин­ный ножик Беликов держит в чехле.

Как бы воры не залезли в дом, Как бы повар Афа­насий не зарезал его — ставни, задвижки, кровать с пологом, сам под одеялом с плотно укрытой головой призваны охра­нять и оберегать спокойствие (точнее, беспокойство) Беликова, который ходит по дому в халате и колпаке.

Важно

Обилие предметов, сопровождающих Беликова на улице, дома, в школе, застав­ляет нас еще раз вспомнить творчество замечательных предшественников Чехо­ва, которые впервые в русской литературе так тесно связали внутренний облик чело­века с внешним миром, его окружени­ем, — это Н. В. Гоголь и И. А. Гончаров.

Итак, весь смысл жизни Беликова — в энергичной защите от внешнего мира, от реальной жизни. Но еще страшнее для него любое проявление живой мысли. По­этому ему по душе всякие официальные циркуляры.

Особенно они были ему милы, если в них содержались запреты — широ­кое поле для претворения в жизнь его «жиз­ненной философии».

«Футлярность» как свойство человеческого характера, таким образом, выходит далеко за пределы пове­дения личности в быту, отражает мировоз­зрение целого общества, живущего при полицейско-бюрократическом режиме.

И когда думаешь об этом, то в обучении Беликовым детей древнему, мертвому языку чудится зловещий оттенок.

«И древ­ние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зон­тик, куда он прятался от действительной жизни», — поясняет свой рассказ о Белико­ве его сослуживец Буркин.

Беликов напо­минает унтер-офицера и по страсти к доб­ровольной защите полицейского режима, и по силе вредного влияния на людей.

Чехов не был бы Чеховым, если бы изоб­разил «человека в футляре» только в од­ном психологическом состоянии. Его ха­рактеры всегда динамичны. Изменился и Беликов под влиянием тусклого, робкого огонька — подобия любви, вспыхнувшей в его душе при встрече с хохотушкой Ва­ренькой. Но это изменение было внеш­ним: «…

решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр». С нового «как бы чего не вышло» началась самая первая мысль Бе­ликова о женитьбе на Вареньке, этим «футлярным» соображением и было в кон­це концов раздавлено подобие влюблен­ности в его душе.

Но на этот раз это опасение оказалось не напрасным: сброшенный с лестницы учителем Коваленко, братом Вареньки, Беликов покатился вниз и потерял га­лоши. С ними этот человек, казалось бы, сросся физически, и вдруг он почувство­вал себя совсем незащищенным. Роковой исход наступил незамедлительно.

Совет

Бели­ков не мог пережить публичного позора, вернулся к себе, лег и больше не вставал. Эта смерть — расплата за ложное мерт­венное мировоззрение, потому в ней нет ничего трагического.

Недаром лицо Бели­кова в гробу «было кроткое, приятное, да­же веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого уже никогда не выйдет».

Перед нами — жизнь, искалеченная об­щественными условиями, истраченная бессмысленно для самого себя и во зло другим. Страх перед каким бы то ни было проявлением жизни, тупая неприязнь ко всему новому, необычному, особенно выходящему за рамки дозволенного на­чальником, — характерные черты фут­лярной жизни.

Рассказ «Крыжовник» — о подобной жиз­ни — стал обобщением всего русского ме­щанского быта. В процессе работы писа­тель отверг вариант смерти чиновника от рака. Это выглядело бы как трагическая случайность.

Отверг он и записанную им другую концовку: съел крыжовник, сказал: «Как глупо» — и умер. Это для Чехова бы­ло слишком простым решением пробле­мы. В окончательном варианте чиновник остался жить, довольный собой.

Самодовольная, живучая пошлость — общественно опасное явление. Такое за­вершение рассказа поражает точностью и удивительной простотой. Рассказ Чехо­ва обличает пошлость, скуку, ограничен­ность интересов. Перед нами раскрывает­ся нечто мелкое, незначительное, на пер­вый взгляд почти безвредное, постоянно встречающееся, но страшное в своей мелкой обыденности.

В начале рассказа рисуется пейзаж — бесконечные поля, далекие холмы. Вели­кой, прекрасной стране, ее просторам противопоставлена жизнь чиновника, за­ветная цель которого сводится к тому, чтобы приобрести в собственность ни­чтожный клочок земли, запереть себя на всю жизнь в собственной усадьбе, есть «не купленный, а свой собственный кры­жовник».

Посетив брата, который после долгих лишений осуществил свою меч­ту — под старость приобрел имение, Иван Иваныч возмущается при виде этого при­земленного счастья: «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку…

Человеку нужно не три ар­шина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

В усадьбе Чимши-Гималайского не было людей, а были существа, по замечанию автора, похожие на свиней. Была рыжая собака, похожая на свинью, кухарка тоже была похожа на свинью, наконец, о самом обрюзгшем, располневшем чиновнике, сидевшем в постели сказано: «…того и гляди хрюкнет в одеяло».

Обратите внимание

Еще одна точная, почти неприметная бытовая подробность — крыжовник. В лю­бой малой усадьбе сажают крыжовник. Кусты, как и крыжовниковое варенье, — это принадлежность почти всякого мелко­го усадебного хозяйства.

В усадьбе, опи­санной Чеховым, крыжовник имеет куда большее значение: через него автор, во-первых, раскрывает психологию своего героя — не важно, что ягода кислая, жест­кая — она своя собственная и уже только поэтому вкусная.

Во-вторых, увидев свое­го брата, который жадно пожирал кислый, жесткий, вовсе невкусный крыжовник, рассказчик резко меняет свое мнение о нем.

Какие грустные мысли и чувства вызвал этот, казалось бы, безобидный крыжовник! Иван Иваныч обращается к молодому поколению: «Пока молоды, сильны, бодры не уставайте делать доб­ро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счас­тье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

О разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная» любовь, да и вся жизнь милого, интеллигентного человека, о том, «как не нужно, мелко и как обманчиво бы­ло все то, что… мешало любить», говорит Чехов в рассказе «О любви».

Футлярность распространяется и на об­ласть лучших человеческих чувств. Свобод­ное по самой своей природе чувство любви окружается условностями, предрассудка­ми, из-за этого разрушается счастье двух людей, гибнут две жизни. В мире Белико­вых нет простора для живых человеческих чувств, гибнут люди с нежной душой, увяда­ет их хрупкая любовь.

И вывод напрашива­ется сам собой: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь, сносишь обиды, униже­ния, не смеешь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей…» «Ма­ленькие люди» Чехова — деградировавшие, окончательно «измельчавшие», погрязшие в пошлости, мелочных интересах обывате­ли.

Причем писатель показал это явление как асоциальное, представляющее угрозу обществу в целом.

Источник: http://lit-helper.com/p_Tema_malen-kogo_cheloveka_v_tvorchestve_A__P__Chehova

Сочинение на тему «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается.

Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель осуждает безразличие и невнимательность к нуждам таких героев.

В своих юмористических рассказах писатель представляет других персонажей. В рассказе «Злоумышленники» маленькие люди – необразованные, дремучие. Они живут в грязи и невежестве. Другой тип маленького человека – Беликов из рассказа «Человек в футляре».

Важно

Он своими страхами «как бы чего не вышло», комплексами третирует весь город. Окружающие, воспитанные люди, всеми силами пытаются ему помочь. Своей глупостью, мелочностью, пугливостью человек в футляре сам себя доводит до смерти. В этом произведении повествование ведется на фоне прекрасного сельского пейзажа.

Это описание противопоставляется атмосфере, в которой жили Беликов и его окружение.

Похож на него и герой рассказа «Смерть чиновника», чихнувший на высокопоставленное лицо. А.П. Чехов остро высмеивает в своих героях холопство и самоуничижение. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» именно приятель, который многого добился в жизни, оказывается добродушным и симпатичным. А маленький человек, тонкий – завистливым, лицемерным. Он вызывает у читателя отвращение.

Писатель использует юмор и сатиру в описании таких маленьких людей. Одни только фамилии: Запойкин, Невыразимов, Мымрина, Докунин, Очумелов – ярко характеризуют персонажей. Они зачастую по своей вине попадают в комичные ситуации.

Есть в произведениях Чехова и другие герои. То, что кажется маленьким – оказывается значимым и настоящим. Так, доктора Дымова писатель называет « чужим, лишним и маленьким». Он так выглядит в аристократической компании своей жены Ольги.

Доктор препарирует трупы, занимается наукой. А приятели Ольги – поклонники знаменитых людей. Этот контраст усиливает и драматическая развязка сюжета. Смерть доктора подчеркивает значимость этого персонажа и ничтожность суетливого окружения Ольги.

Маленькими людьми оказываются те, кто считал себя высшим обществом.

Эволюция образа маленького человека в произведениях А.П. Чехова заключается в том, что выбор стать ничтожным герой делает сам. Писатель осуждает своих героев за отсутствие человеческого достоинства, преклонение перед вышестоящими по социальному положению людьми. Человек маленький только перед Богом, природой и красотой.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-na-temu-kakuyu-evolyuciyu-preterpevaet-obraz-malenkogo-cheloveka-v-rasskazax-chexova/

Образ маленького человека в произведениях Чехова

Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности. Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает своими маленькими глазками, боясь выйти в открытый космос. И самые яркие их выходы, те незабываемые, о которых читатель не раз вспоминает, которые он цитирует и пытается сберечь в памяти, несомненно, припадают на творчество Антона Павловича Чехова.

В творчестве Чехова это едва ли не основной герой. В сатирических рассказах автора этот персонаж проявляется особенно ярко. Чехов переосмыслил этого человека, его роль в окружающем мире.

Читайте также:  Реализм романа евгений онегин пушкина сочинение 9 класс

Он не оскорблен, он не обижен. Но вместе с тем, что-то есть грустное в его глазах, своя атмосфера во взгляде, и, да, его хоть и обижают, но он настойчивый, агрессивный, иногда он пытается устрашать окружающих. А еще, есть моменты, когда он какой-то до боли смешной.

Совет

Давайте откроем свои души, вытащим их из футляров и посмотрим на мир иначе, найдем следы маленького человека на этой большой планете. Об ином футляре говорит Чехов, когда пишет свой рассказ с подобным названием «Человек в футляре». Главный герой даже, кажется, доволен, своим положением маленького человека.

Да и чем этому человеку его положение, собственно, должно не нравиться? Он же сам создал свой мир, из которого не хочет уже уходить. Маленькое счастье для этих маленьких людей в этом внутреннем мире и заключается. Для них все равно, что о них думают окружающие. И может в этом они и правы? Всю свою жизнь Беликов проводит в футляре.

Фуфайка, темные очки, и уши, заложенные ватой — все спрятано от людей. Но в футляре также и зонтик, и часы, и нож. А дом Беликова похож на один большой футляр. Он мечтал о нем — он его себе создал. Весь город в страхе от странностей этого человека, но он этого совсем не понимает.

Да и все «маленькие» люди не совсем заботятся о том, как они своим поведением влияют на других жителей этого города, этого мира, что видно из необдуманных поступков героя рассказа «Злоумышленник».

Есть в них что-то трагическое, в этих образах, и вместе с тем настолько смешное, что уже и не знаешь, смеяться тут, или плакать. Смерть для Беликова была воплощением его идеала.

Не потому ли в гробу у него было «кроткое, приятное, даже веселое» выражение лица? Он оказался в том главном футляре, о котором мечтал всю жизнь.

Если в жизни он этот футляр постоянно надевал на себя сам, то смерть дала ему отличную возможность, положив его в футляр, оставить там навсегда.

Маленькие люди ходят не спеша во многих Чеховских произведениях. Они живут, влияют на других даже своей бездеятельностью. Идеальным примером может послужить Червяков из рассказа «Смерть чиновника» и его настойчивая суета перед генералом Бризжаловым. Порфирий, известный как Тонкий из рассказа «Толстый и тонкий» также показывает типичную реакцию маленького человека.

Обратите внимание

Очумелов, маленький герой рассказа «Хамелеон», тоже хочет спрятать себя поглубже от внешнего мира, но немного другим путем. Он, как ящерица, как хамелеон, что меняет цвет, зависимо от того, в какую среду попадет. Он — человек без принципов, в какую ситуацию попадает — так себя и ведет.

В этом маленьком человеке постоянно идет борьба внутри самого себя, и, иногда, кажется, что уже невозможно угадать, какого цвета станет он сейчас — в кого претворится, чтобы ему было выгодно. Он поменяет отношение к щенку только узнав, что хозяин его другой.

Очумелов мечется между тысячами своих «я», так и не находя, не показывая того, единственного и настоящего. Не исключено, что его и нет.

Маленького человека частенько угнетают, обдирают и унижают, что видно на примере гувернантки из рассказа «Размазня». Поднятая в этом лаконичном произведении проблема заключается в том, что человека маленьким делает не он сам, но социум и общество порождает такие шаблоны поведения.

Но маленького человека в сочинениях Чехова не всегда жалко. Иногда эти отрицательные качества, которые в них заложены, и принимать не хочется.

Ведь кто будет одобрять чинопочитание и ограниченность мысли? Кому понравится неискренность и корыстолюбие? Но маленькие люди живут не только на страницах рассказов. Каждый из них вечером приходит домой, садится в свой футляр, и закрывается там до лучших времен.

А иногда он сидит в этом футляре всю жизнь. И, правильно ведь заметил Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет».

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «О любви», анализ рассказа Чехова
  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Студент», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/307-obraz-malenkogo-cheloveka

2.7. А.П. Чехов и «маленький человек» в его рассказах

Маленький человек» постоянно встречается на страницах произведений А.А.Чехова. Это основной герой его творчества. Особенно ярко отношение Чехова к таким людям проявляется в его сатирических рассказах. А отношение это однозначное.

В рассказе «Смерть чиновника» «маленький человек» Иван Дмитриевич Червяков постоянно и навязчиво извиняется перед генералом Бризжаловым за то, что случайно обрызгал его, когда чихнул. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века: Учеб. -4-е изд., доп.и перераб.

— М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000.

«Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо.»

Ключевое слово в данной мысли — «начальник». Наверно, Червяков не стал бы бесконечно извиняться перед рядовым человеком. У Ивана Дмитриевича боязнь начальства, и этот страх переходит в лесть и лишает самоуважения.

Важно

Человек доходит уже до того, что позволяет втаптывать себя в грязь, более того, он сам помогает делать это. Надо отдать должное генералу, он очень вежливо обращается с нашим героем.

Но простой человек не привык к подобному обращению. Поэтому Иван Дмитриевич думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд.

Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова.

«-Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.»

«-Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

-Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер.»

Вот до чего доводит страх перед высшими чинами, вечное преклонение и унижение перед ними. Для более полного раскрытия образа своего героя, Чехов использовал «говорящую» фамилию. Да, Иван Дмитриевич мал, жалок, как червяк, его можно без усилия раздавить, а самое главное — он такой же неприятный.

В рассказе «Торжество победителя» Чехов представляет нам историю, в которой отец и сын унижаются перед начальником, дабы сын мог получить должность.

«Начальник рассказывал и, видимо, желал казаться остроумным. Не знаю, сказал ли он что-нибудь смешное, но только помню, что папаша ежеминутно толкал меня в бок и говорил:

— Смейся!..

…- Так, так!- зашептал папаша. — Молодец! Он глядит на тебя и смеется… Это хорошо; может, в самом деле даст тебе место помощника письмоводителя!»

И снова мы сталкиваемся с преклонением перед вышестоящими. И снова это самоунижение и лесть. Люди готовы ублажать начальника для достижения своей ничтожной цели. Им даже в голову не приходит вспомнить о том, что существует простое человеческое достоинство, которое нельзя терять ни в коем случае. А.П.

Чехов хотел, чтобы все люди были красивы и свободны. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Так думал Антон Павлович, поэтому, высмеивая в своих рассказах примитивного человека, он призывал к самосовершенствованию.

Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками. Горький говорил про Чехова: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней». Да, он боролся с ней своими произведениями, он завещал нам «по капле выдавливать из себя раба».

Совет

Возможно, столь мерзкий образ жизни его «маленьких людей», их низкие мысли и недостойное поведение — результат не только личных черт характера, но и их социальное положение и порядки существующего политического строя.

Ведь не стал бы Червяков так усердно извиняться и жить в вечном страхе перед чиновниками, если б не боялся последствий. Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» и многих других.

Антон Павлович считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным.

Человек должен трудиться и любить — вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького.

В отличии от Пушкина, Чехов именно делает акцент на человеческом достоинстве «маленького человека» и взаимоотношениях с вышестоящими в обществе.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/4752

Готовые школьные сочинения

Апр 16 2010

Образ «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова

Чехов — великий художник слова, как и многие другие писатели тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему “маленького человека.”  Его герои — “маленькие люди”, но многие из них стали такими по своей воле.

В рассказах Чехова мы увидим угнетателей начальников, как у Гоголя, нет в них и острой денежной ситуации, унижающих социаль­ных отношений как у Достоевского, есть только человек, который сам вершит свою судьбу.

Своими нагляд­ными образами “маленьких людей” с оскудевшими душами, Чехов призывает читателей к исполнению одной из своих заповедей “По капле выдавить из себя раба”.

Каждый из героев его “маленькой трилогии “олицетворяет какую-либо из сторон жизни: Беликов (”Человек в футляре”) — олицетворение власти, бюрократии и цензуры, рассказ (”Крыжовник”) — олицетворение отношений к земле, извращенный образ помещика того времени, рассказ о любви предстает пе­ред нами отражением духовной жизни людей.  Все рассказы в совокупности составляют идейное целое, создают обобщающее представление о совре­менной жизни, где значимое, соседствует с ничтожным, трагическое со смешным.

   Между с противоположностями в душе чеховского героя большей частью нет мирного сосуществования.

Если человек подчиняется силе обстоятельств, и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что ему было свойственно.

Это омертвение души, “уменьшение ее” до минимальных размеров — самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособ­ленчество.

   “Человек в футляре”. Первая часть “маленькой трилогии. ” Беликов — учитель греческого языка, влюб­ленный в свой предмет, мог бы своими знаниями принести много пользы гимназистам.

Обратите внимание

   Влюбленность Беликова в греческий язык, на первый взгляд, более высокая форма навязчивой идеи, чем страсть к накопительству у Ионыча, или обладанию усадебкой с крыжовником.

Но не случайно, что своим восхищением прекрасным предметом, который он преподает, этот учитель не заражает учеников, он для них — лишь ненавистный “человек в футляре.

”   Взяв на себя роль блюстителя морали, он отравляет жизнь окру­жающим: не только ученикам, но и учителям, не только учителям, но и директору гимназии, и не только всей гимназии — всему городу. Поэтому его так все ненавидят.

Порождение эпохи реакции 80-х годов, Беликов прежде всего сам пребывает в постоянном страхе: “как бы чего не вышло!” Как бы не простудиться боится он.

И пусть светит солнце на случай дождя или ветра, на всякий случай, надо одеться потеплее, надо захватить зонт, поднять воротник, надеть темные очки, галоши, заложить уши ватой и, садясь на извозчика, закрыть верх.

  Детали в поведении героя, отмеченные художником в момент, когда герой покидает дом и выходит на улицу, от которой ждет одних козней сразу врезаются в память, как первое и очень сильное впечатление “маленького футлярного” человека. Здесь опорные пункты его литератур­ного портрета.

   Казалось бы такой человек, как Беликов, страшась улицы, у себя дома должен чувствовать себя вне опасности. Но у Беликова и дома не лучше, чем на улице. Здесь в его распоряжении не менее изощренный под­бор предметов охранительного назначения.

Как бы не повредились вещи — и на всякий случай часы, перочин­ный ножик Беликов держит в чехле.

Как бы воры не залезли в дом, как бы повар Афанасий не зарезал его — ставни, задвижки, кровать с пологом, сам под одеялом с плотно укрытой головой, призваны охранять и   обере­гать беспокойство Беликова, который ходит по дому в халате и колпаке.

Важно

   Обилие предметов, обволакивающих фигуру Беликова на улице, дома, в школе и рисующих нам его портрет как   человека, заставляет нас еще раз вспомнить замечательных предшественников Чехова, которые впервые в русской литературе так тесно связали внутренний облик человека с внешним миром, его окружением — это Н.В. Гоголь и Гончаров.

Читайте также:  Сочинение кудряш в пьесе гроза островского

   Итак, весь смысл жизни Беликова — в энергичной защите от внешнего мира, от реальной жизни. Беликов испытывает страх не только перед реальным бытом. Еще страшнее для него любое проявление живой мысли. Поэтому, ему не по душе всякие официальные циркуляры.

Особенно они были ему милы, если в них содержа­лись запрещения — широкое поле для претворения в жизнь все той же бессмертной формулы:” Футляр­ность как свойство человеческого характера, таким образом, выходит далеко за пределы поведения личности в быту”   отражает целое мировоззрение общества томившегося под гнетом полицейско-бюрократического режима.

И когда думаешь об этом, то в обучении Беликовым детей древним, мертвым языком,   чудится злове­щий оттенок. ” И древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, когда он прятался от действительности”, — поясняет свой рассказ о Беликове его сослуживец Буркин, тоже учитель.

Беликов напоминает унтер-офицера и по страсти к добровольной защите полицейского режима и длительному вред­ному влиянию на людей.

   Чехов не был бы Чеховым, если бы изобразил “человека в футляре” только в одном психологическом со­стоянии. Его герои всегда меняются в ходе событий. Изменился и Беликов, под влиянием тусклого, робкого огонька — подобие любви, вспыхнувшей в его душе при встрече с хохотушкой Варенькой.

Но это изменение было внешним:”…решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, каза­лось, еще глубже ушел в свой футляр.

” С нового “как бы чего не вышло” началась самая первая мысль Бели­кова о женитьбе на Вареньке, этим футлярным соображением и было в конце концов раздавлено подобие влюбленности в его душе. В первый и последний раз для героя это опасение оказалось не напрасным: желание жениться обернулось для него смертью.

Сброшенный с лестницы учителем Коваленко, братом Вареньки, Бели­ков покатился вниз вместе с галошами. Деталь, с которой этот человек, казалось бы, сросся физически, вдруг оторвалась от него, и это не могло пройти безболезненно.

Совет

В таком необычном для него виде, без одного из самых мощных футляров, с помощью которых он только и имел твердую почву под ногами, Беликов почувствовал себя совсем обезору­женным. Роковой исход наступил незамедлительно.

Беликов не мог пережить публичного позора — хохота Ва­реньки, в этот миг вошедшей в дом вместе с другими людьми Беликов вернулся к себе, лег и больше не вставал. Эта смерть — расплата за ложное    мертвенное мировоззрение, потому в ней нет ничего трагического. Не даром лицо Беликова в гробу “было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в фут­ляр, из которого уже никогда не выйдет.”

   Перед нами — урок жизни,   искалеченной общественными условиями, истраченной героем бессмысленно для самого себя и во зло другим.      

   Страх перед каким бы то ни было проявлениям жизни, тупая неприязнь ко всему новому, необычному, особенно выходящему за рамки дозволенного начальником — характерные черты беликовщены.   Беликов угне­тает окружающих своим страхом. Беликова ненавидят и бояться, но и после его смерти печать беликовщины лежит на жизни города. Таков дух эпохи, дух страны.

   Рассказ “Крыжовник”   стал обобщением всего русского мещанского быта. Читатель ощущает тонкость и простоту   чеховского мастерства.

   Писатель отверг вариант смерти чиновника от рака. Это выглядело бы как трагическая случайность. От­верг он и записанную им другую концовку: съел крыжовник, сказал: “Как глупо” — и умер. Это для него было слишком простым решением проблемы.

В рассказе чиновник остался жить, довольный собой. Самодовольная, живучая пошлость — скрытая опасность всего общества. Такое завершение рассказа поражает точностью и уди­вительной простотой, незначительностью. Концовка обычна и тем она реальна.

   Рассказ Чехова обличает пошлость, скуку, ограниченность интересов. Перед нами раскрывается нечто мелкое, незначительное, по видимости почти безвредное, постоянно встречающееся, но страшное в своей мел­кой обыденности.

   В начале рассказа рисуется пейзаж — бесконечные поля, далекие холмы.

Обратите внимание

Великой, прекрасной стране, ее просторам, зовущим вдаль противопоставлена жизнь чиновника, заветная цель которого сводится к тому, чтобы приобрести в собственность ничтожный клочок земли, запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу, есть   “не купленный, а свой собственный крыжовник”.

Посетив брата, который после долгих лишений осуществил свою мечту: под старость приобрел имение, Иван Иваныч возмущается при виде этого приземлен­ного счастья: “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли Но ведь три аршина нужно скорее трупу, а не человеку.

Человеку нужно не три аршина земли на усадьбу, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.” В усадьбе   Гималайского не было людей, а были существа, по описанию автора, похожие на свиней.

Была ры­жая собака, похожая на свинью, кухарка тоже была похожа на свинью, наконец, о самом обрюзгшем, распол­невшем чиновнике, сидевшем в постели сказано, “того и гляди хрюкнет в одеяло”. Еще одна точная, почти не­приметная бытовая подробность — крыжовник. В любой малой усадьбе сажают крыжовник. Кусты крыжовника, как и крыжовниковое варенье — это принадлежность почти всякого мелкого усадебного хозяйства.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Образ «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/obraz-malenkogo-cheloveka-v-proizvedeniyax-ap-chexova/

Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского

  Скачать сочинение

    В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме “маленького человека”. Целую повесть посвящает Достоевский “униженным и оскорбленным” “маленьким людям”. А роман “Преступление и наказание” первоначально задумывался как рассказ о “пьяненьких”, семье спившихся и опустившихся людей.

Чехов эту тему раскрывает в таких рассказах, как “Ионыч”, “Палата № 6”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.     В рассказе “Палата № 6” доктор Андрей Ефимович Рагин замыкается в себе и успокаивает свою совесть, постепенно усыпляет ее, приучает себя за долгие годы службы не обращать внимания на страдания людей.

В конечном счете такая жизненная позиция приводит самого Рагина на больничную койку палаты для душевнобольных. Наступает запоздалое прозрение, но поздно. Рагин не смог вынести тех унижений, которым подвергались его больные на протяжении долгих лет, он умер от апоплексического удара.     Следует отметить, что эти писатели по-разному относятся к “маленькому человеку”.

Достоевский сочувствует ему, а Чехов иронизирует над ним, высмеивает его недостатки, узость мышления, кругозора, представлений о жизни и мире.     Однако прежде чем перейти к анализу произведений, в которых героями являются “маленькие люди”, следует понять, что подразумевают писатели под понятием “маленький человек”. У Чехова “маленькие люди” -это мещане, обыватели.

Это люди, жизнь которых приобрела устойчивый уклад, каждый день их стал исполнением сложившихся привычек. У них узкий круг интересов, они мало читают, мало знают. Если бы жизненные обстоятельства не били бы их постоянно, если не было бы скучной обязанности жить, то они остановились бы, замерли, погрузились бы в сладкую дремоту и оставались бы в таком состоянии месяцы, годы, века.

Чехов восстает в своих рассказах против убогого и скудного мира “маленьких людей”, так как они создали для себя (каждый по-своему) футляр и не желают знать, что за ним, что вне его. И поэтому писатель смеется, даже подчас издевается над их тупостью, невежеством, чинопочитанием, глупостью; он хочет растормошить их, уязвить, уколоть, заставить их жить.

Каковы идеалы таких людей? Иметь садик с крыжовником и набивать свое пузо, пока оно не лопнет (“Крыжовник”) пугать всех, и себя в том числе, безукоснительным исполнением всех бессмысленных циркуляров и правил, ненавидеть любое проявление жизни, радости, счастья (“Человек в футляре”) бессмысленно копить деньги и скупать недвижимость неизвестно зачем (“Ионыч”).

Важно

Такая жизнь- это полное отсутствие даже попытки осмыслить свое существование. “Маленькие люди” Чехова в основном недотепы, растяпы, приспособленцы.     В восприятии Достоевского “маленькие люди” заслуживают сострадания и милосердия. Они — личности, попавшие в униженное положение в силу жизненных обстоятельств, зачастую трагических (Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна).

Нет в книгах Достоевского смеха над этими людьми. Он уважает, любит их и сочувствует им. Но и в некоторых рассказах Чехова мы можем встретить сочувствие к “маленькому человеку”. Вот перед нами кучер Иона. У него умер сын. Он пытается выговориться, поделиться своим горем хоть с кем-нибудь. Но нет у него места, куда можно было бы пойти. Тоска гложет его сердце.

Казалось бы, вот-вот наружу выплеснутся боль и горечь утраты, и кучер с рыданиями начнет свой бессвязный рассказ случайному попутчику. Но этого не происходит. Иона — маленький человек, и его окружают маленькие люди, которые оказываются неспособными понять и сострадать. Этот рассказ об одиночестве, о разобщенности людей.

    Некуда пойти и Семену Мармеладову из романа “Преступление и наказание”. Быть может, только дочь его Соня способна ему сострадать и поддерживать его бессмысленную жизнь жалкими грошами, нажитыми грехом. “Маленькие люди” Достоевского — это люди преддна. Они еще не опустились совершенно, они еще способны чувствовать, но унижены своим скотским существованием.

Мармеладов, Соня, Раскольников уже не считают себя принадлежащими к честным людям. “Маленькие люди” у Достоевского — отверженные, падшие, но еще способные подняться и воскреснуть (именно так происходит с Соней и Раскольниковым). Любой может обидеть их. Пожалуй, все, кроме князя Мышкина, смотрят на Настасью Филипповну как на красивую куклу, имущество.

Лужин хочет жениться на Дуне и рассуждает об этом так, как будто ему предстоит выгодная сделка, покупка товара. Дуня идет на это, чтобы спасти от нищеты брата. Но Раскольников не соглашается на такую унизительную жертву, понимая, что Дуня платит своим человеческим достоинством. Для Достоевского понятие “человеческое достоинство” очень много значит.

    Можно жить в нищете, опуститься, спиться, пойти по “желтому билету”, даже убить, но не потерять человеческого достоинства. Для Достоевского это качество — залог воскресения личности, ее возрождения. Все “маленькие люди” Достоевского — от Макара Девушкина до Семена Мармеладова — наделены этим качеством.

А Мармеладов погибает (практически кончает жизнь самоубийством, бросившись под пролетку) именно тогда, когда понимает, что он лишился этого в высшей степени человеческого качества.     Для А. П. Чехова понятие “человеческое достоинство” также в высшей степени значимо. Человек без этого качества — это недочеловек, манекен, живой труп.

Совет

У Чехова есть герои, которые просто лишены человеческого достоинства. Это герой из рассказа “Толстый и тонкий”. Герой, даже не имеющий в рассказе имени (так он жалок), просто названный Чеховым Тонким, на глазах читателя теряет человеческий облик, превращается в льстеца и угодника, узнав, что Толстый (его бывший гимназический товарищ) стал статским советником. “Электричества чин” превратил Тонкого в недочеловека. Над таким героем Чехов саркастически смеется, отказывая ему в каком бы то ни было сочувствии. Унижение (в каких бы то ни было обстоятельствах), по мнению Чехова, не достойно человека, каким бы социальным статусом он ни обладал.

    Как мы увидели, А. П. Чехов и Ф. М. Достоевский по-разному изображают “маленького человека”. Достоевский показывает нам духовный мир “маленьких людей”, который достаточно богат, хотя и противоречив, а Чехов, скорее, высмеивает недостатки “маленького человека”.

32712 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00087101184864073714

Тема «маленького» человека в произведениях а. п. чехова

А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!

А П. Чехов

Центральная тема всего творчества Чехова — протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства. Именно она звучит в рассказе «Ионыч». Это история о том, как способный человек в условиях провинциального буржуазно-мещанского быта превращается в тупого и жадного обывателя.

Рассказ начинается с изображения губернского города С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с «самой образованной и талантливой» во всем городе семьей Туркиных. Все население города живет какой-то своей особенной, «футлярной» жизнью. Здесь царит духовная теснота и скука. В свободное время жители занимаются распусканием сплетен и слухов.

Читайте также:  Екатерина ивановна в рассказе чехова ионыч

И вот в эту жизнь окунается герой рассказа, молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии, увлечен работой. Его интересуют серьезные вопросы, литература, искусство.

Меня более всего привлекает в молодом Старцеве его неприятие к обывателям города. Он терпеть не может общества «картежников, алкоголиков, хрипунов». Иногда Дмитрий Ионыч пытается высказать кое-какие свои мысли.

Но его серьезные разговоры о прогрессе, политике, науке не встречают понимания.

Итак, перед нами человек, не лишенный благородных стремлений, серьезных интересов. Почему же он в конце концов опустился?

Всей логикой рассказа Чехов пытается нас убедить, что человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против влияния мещанской застойной среды, если он противопоставляет ей свое человеческое «я». Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Стремление к сытости и богатству оказалось сильнее. В этом заключается причина его нравственного падения.

Истинный облик героя рассказа раскрывается в его любви. Любовь была единственным поэтическим переживанием в его жизни. Но была ли это настоящая любовь?

Обратите внимание

Старцева восхищает в Котике начитанность, умение играть на рояле, ее интеллигентность и ум. Но едва возникшая любовь испугала Дмитрия Ионыча. «К чему приведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?» — размышлял он. В этих опасениях уже слышится страх перед жизнью.

Обывательские нотки все более снижают чувство Старцева. Перед нами уже человек с недостаточно чуткой душой, способный на кладбище воображать страстные объятия. Перед свиданием у него в голове крутятся мысли о приданом.

В конце концов он решается предложить ей руку и сердце, но когда Екатерина Ивановна, возомнив себя блестящей пианисткой, отказала ему и уехала из города, он страдал всего три дня. Писатель рисует постепенно погружение Старцева в «тину мелочей», повествует о том, как болото бездуховной жизни засасывает в свою пучину.

Теперь только иногда, вспоминая, как он бродил по кладбищу или искал по всему городу фрак, он лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!»

Постепенно он опускается все ниже и ниже. Его интересы и кругозор катастрофически сужаются, человеческая личность на глазах уменьшается. Он с наслаждением играет по вечерам в карты, а придя домой, жадно считает деньги.

Физическое ожирение приходило к Старцеву незаметно. Сначала он перестает ходить пешком, у него появляется одышка, просыпается любовь к сытному столу, параллельно подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался горячими движениями души, пылкостью чувств. За четыре года он растерял все свое былое превосходство над мещанским обывателем.

Убедившись в своих посредственных способностях, Котик предлагает Дмитрию Ионычу жениться, но он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», — думает он.

Старцев и сам понимает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к восстановлению былого облика у него нет. Доктора теперь зовут просто Ионычем. Жизненный путь завершен. В коротенькой последней главе мы видим итог, к которому пришел Старцев.

Важно

Мы созерцаем его пухлым, красным, сидящим на своей тройке, и кажется нам, что едет не человек, а языческий бог. Теперь для Ионыча умерло все, умерло даже единственное поэтическое воспоминание.

И когда в гостях за столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, чья дочка играет на фортепиано?»

В рассказе «Ионыч» Чехов описал новую форму социальной болезни. До него тему «маленького» человека в образе Плюшкина раскрыл Гоголь. Но Плюшкина одолело скупердяйство, паразитическое существование за счет других.

В Старцеве же Чехов показывает работящего человека, вышедшего из разночинцев.

Писатель подчеркивает, что деятельность исключительно ради денег не менее смертоносна для человеческой души, чем полная бездеятельность, порождаемая крепостным правом.

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, призывающий не поддаваться губительному влиянию среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, беречь в себе человека, бояться, как огня, накопительства, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви.

Тема «маленького» человека продолжается в рассказе «Человек в футляре», в центре которого находится зловещая фигура учителя гимназии Беликова. Страх перед какими бы то ни было проявлениями жизни, тупая неприязнь ко всему новому — характерные черты «беликовщины».

Как и Ионыч, Беликов замкнут, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее. Его не покидает непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром». Тут Беликов использует все средства: от ваты в ушах и темных очков до вечной фразы: «Как бы чего не вышло».

Он всю жизнь чего-то опасается и лишь после смерти обретает настоящий покой. Ведь он попал в футляр, из которого не надо выходить.

Совет

Образы Беликова и Старцева имеют много общего. Корни трагедии этих героев кроются в состоянии того общества, в котором они живут. Суровый будничный быт искалечил доктора Старцева. Это же можно сказать и о Беликове. Ведь после его смерти жизнь пошла по-старому, такая же суровая, утомительная и бестолковая.

Ощущение несвободы не исчезло. Этим Чехов подчеркивает, что «беликовщина» — явление социальное, отражающее дух эпохи. Беда жалкого учителя в том, что он, как губка, впитал в себя мерзости того времени. Смело можно сделать вывод, что, чем больше беликовых, тем нездоровее то общество, в котором они живут.

Следующий рассказ, посвященный теме «маленького» человека, Чехов назвал «Крыжовник». Повествование начинается с описания пейзажа. Автор искусно рисует бесконечные поля, далекие холмы.

Великой, прекрасной стране, ее просторам, зовущим в далекие края, противопоставлена жизнь человека, заветная цель которого сводится к тому, чтобы приобрести в собственность ничтожный клочочек земли, уединиться на всю жизнь в усадьбе и есть «не купленный, а свой собственный крыжовник».

В отличие от первых двух рассказов Чехов в «Крыжовник» вводит персонаж, который не хочет мириться с существованием «маленьких» людей.

Таким героем предстает перед читателем Иван Иваныч, посетивший усадьбу своего «обустроившегося» мелочного брата.

Он испытывает тоску и возмущение при виде этого примитивного счастья: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Иван Иваныч обращается к молодому поколению: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Обратите внимание

Для Чехова главная цель творчества заключалась в том, чтобы научить читателя вдумываться в смысл нарисованных им картин и образов. Для его рассказов характерна, кажущаяся незавершенность, недосказанность. Он искусно сочетает трагедию с юмором.

Давая в своих произведениях описание «маленького» человека, писатель показывает его страшным, униженным и в то же время смешным. Именно в юморе проявляется оптимизм автора.

Ведь читатель смеется над уродливыми явлениями действительности, и это помогает верить в торжество истинно человеческой жизни.

Источник: http://www.testsoch.info/tema-malenkogo-cheloveka-v-proizvedeniyax-a-p-chexova/

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений.

Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А. П.

Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.

Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Каков он чеховский маленький человек?

В первую очередь, маленький человек у Чехова очень разный. Он может быть смешным и ничтожным ; может быть добрым и честным неудачником ; может быть внешне вполне благополучным человеком, но мучающийся каким-нибудь сильным переживанием; может быть мальчиком на побегушках Ванькой, сочиняющим письмо своему дедушке, которое никогда не дойдет до адресата.

Во многих и многих рассказах Чехова мы встречаем образы “маленьких людей”. Но каждый “маленький человек” имеет свою душу, имеет свои желания и даже способности, которые он так и не смог реализовать.

“Футлярный человек” в творчестве Чехова

Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе “футлярной личности”, то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа “Человек в футляре”.

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах “Крыжовник” и “Ионыч”. В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником.

Важно

Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в “футляр”, потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком.

Другой чеховский доктор из рассказа “Палата № 6” – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь.

В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.

Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего “футлярного маленького человека”, полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся “маленькими” потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.

Маленький человек, вызывающий сочувствие

У Чехова маленький человек может вызывать и искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица.

Таким перед нами предстает герой рассказа “Тоска” кучер Иона, который потерял накануне сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера.

Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.

Или другое произведение писателя – рассказ “Студент”, повествующий о бунте маленького человека. Главный герой этого рассказа семинарист Иван пришел к внутреннему отчаянью, он готов порвать с миром христианской нравственности и веры, к которой был приучен с детства. В страстную неделю вместо посещения храма Иван пошел на охоту.

Возвращаясь в нее, он подошел к костру, около которого грелись две вдовые женщины. Старшая вдова стала спрашивать Ивана о событиях евангельской истории, и студент почувствовал живую связь прошлого и настоящего, понял, что даже он – маленький человек – может рассчитывать на утешение в Христовом царстве правды и высшей справедливости.

Для Чехова очень важна личность человека, недаром писатель настоятельно советовал своим друзьям: “Берегите человека”.

Для каждого из нас необходимо в течение всей жизни суметь сохранить в себе совесть, сострадание к людям, стремление к высшим нравственным ценностям.

По Чехову маленький человек может стать человеком с большой буквы, независимо от того, какое социальное положение он будет занимать, если сохранит свою душу, сохранит в себе живую связь с людьми.

Совет

И напротив, если человек будет замыкаться в себе, в мире собственных иллюзий и желаний, то какое бы положение он не занимал, он станет “футлярным” человеком, потерявшим свою душу.

Образ маленького человека по-разному понимается в творчестве Чехова. Маленький человек может быть таковым только внешне, по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком именно внутренне. И тогда не важно, какой пост он занимает. Все равно такой человек остается личностью в “футляре”.

Данное описание темы “маленького человека”, его проблем, его эволюции в рассказах Антона Чехова поможет ученикам 9-10 классов при написании сочинения на тему “Маленький человек в произведениях Чехова”.

Источник: http://home-task.com/obraz-malenkogo-cheloveka-v-rasskazax-chexova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector