Лиза в повести пиковая дама пушкина характеристика образ

Образ Пиковой дамы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и в фольклоре

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Образ Пиковой дамы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и в фольклоре

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Образ Пиковой дамы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и в фольклоре Автор: Абаева Гульнара Анасовна, учитель русского языка и литературы МБУ «Школа №66» г.о. Тольятти

2 слайд Описание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

3 слайд Описание слайда:

«Пиковая дама» – изящный анекдот или начало новой русской прозы?»

4 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Анненков П.В. «Пиковая дама» произвела при появлении своем всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслаждением…» «Пиковая дама» – собственно не повесть, а мастерский рассказ.

В ней удивительно верно очерчена старая графиня, ее воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно, это не повесть, а анекдот. … Но рассказ – повторяем – верх мастерства.

Белинский В.Г.

5 слайд Описание слайда:

Сенковский О.И.

Из письма к Пушкину: «Вы создаете нечто новое, Вы начинаете эпоху в литературе… Вы положили начало новой прозе, — можете в этом не сомневаться» “Фантастическое, должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал “Пиковую даму” – верх искусства фантастического Вы верите, что Германн действительно имел видение…”. Достоевский Ф.М.

6 слайд Описание слайда:

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты.

Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета. Голицына Н.П.

7 слайд Описание слайда:

Пиковая дама в фольклоре Дамы как фигурная масть – особенность французских карт, которые вошли в русский культурный обиход в XVIII веке и сразу же, по французскому образцу, прибрели своеобразное романтическое значение в гадании. Гадательные значения переходили и в карточный жаргон, где пиковая дама обычно была символом старухи или «злодейки», всегда отрицательного женского образа.

8 слайд Описание слайда:

Пиковая дама предстает перед детьми в виде демонической женщины, «литературной» колдуньи. Как и в пушкинской повести, в детском фольклоре она многопланова: это и карта, и женщина одновременно.

9 слайд Описание слайда:

Мифопоэтический образ лестницы или дороги становится связующим звеном между мирами. Лестница — самостоятельный ритуальный предмет, который осуществляет связь-медиацию между верхним и нижним мирами. Пиковая дама чаще всего появляется из зеркала, окна, иголки/ булавки, которые становятся для нее «мостом», соединяющим «свой» и «чужой» миры.

10 слайд Описание слайда:

Важно

Что такое карты Таро? Карты Таро — система символов, колода из 78 карт, появившаяся предположительно в Средневековье в XIV—XVI веке, в наши дни используется преимущественно для гадания.

11 слайд Описание слайда:

Образ пиковой дамы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Известно, что эта игральная карта часто используется в гаданиях и ассоциируется с несчастьем или неудачей. В самом названии повести уже есть намек. Прочитав название, читатель уже подготовлен.

12 слайд Описание слайда:

Пиковая Дама означает тайную недоброжелательность (Новейшая гадательная книга)

13 слайд Описание слайда:

Старая графиня Анна Федотовна — восьмидесятилетняя старуха, в доме которой воспитывается бедная родственница Лизавета Ивановна; хранительница тайны «трех карт»; олицетворение судьбы. Впервые появляется перед читателем в образе молодой властной красавицы, в дымке легендарного «анекдота» шестидесятилетней давности, «открывшей» внуку тайну трех карт, некогда поведанную ей Сен-Жерменом.

14 слайд Описание слайда:

«Молодая напудренная красавица с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах».

15 слайд Описание слайда:

Банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами, полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой; веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия. Интерьер раскрывает нам сущность графини: с одной стороны — богатой светской дамы, с другой стороны — отживающей свой век гордой старухи.

16 слайд Описание слайда:

«Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево.

В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на нее, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма» «Вдруг это мертвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились» «Старуха молча смотрела на него и, казалось, его не слыхала»

17 слайд Описание слайда:

В образе ожившей (и, несомненно, демонической) карты, олицетворяющей Судьбу, с которой нельзя играть, сошлись все разнообразные облики, в которых представала перед читателем С. Г.: равнодушная Московская Венера (на картах дамы изображались обычно «в стиле» французского XVIII в.); красавица с портрета; подмигивающий труп старухи.

18 слайд Описание слайда:

Прототипом зловещей старухи стала реальная особа – княгиня Наталья Голицына (урожденная Чернышева)

19 слайд Описание слайда:

Особняк на пересечении ул. Гороховая, 10 и ул. Малой Морской, 10 в Санкт-Петербурге когда-то принадлежал княгине Наталье Петровне Голицыной. Именно этот особняк стали называть домом Пиковой дамы.

20 слайд Описание слайда:

Совет

Если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждёт “Пиковая Дама”.

21 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/obraz-pikovoy-dami-v-povesti-as-pushkina-pikovaya-dama-i-v-folklore-982390.html

Образ Германна в повести Пушкина «Пиковая дама»

С Германном читатель знакомится в первой главе повести Пушкина «Пиковая дама», в которой рассказывается о карточной игре молодых людей.

Друзья обращают внимание на то, что Германн никогда не играет, хотя в компании игроков проводит много времени, часами наблюдая за игрой.

Сам он признается: «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым, в надежде приобрести излишнее».

Можно предположить, что наблюдая за манипуляциями игроков, Германн пытается разгадать алгоритм игры. Он смотрит на игру не как на удовольствие и развлечение, а как на возможность повысить свой доход. Он хочет действовать наверняка.

И тут, словно дьявол решил вмешаться в развитие событий. Томский, один из игроков, рассказывает о своей бабушке. Много лет назад некий французский чародей и предсказатель граф Сен-Жермен открыл молодой русской графине три карты, которые помогут ей вернуть проигранные деньги.

Германн был натурой страстной и увлекающейся. Но бережливость и экономность оказались сильнее его страстей, сжигавших изнутри. Он загорелся идеей узнать три заветные карты старой графини.

Эта идея целиком захватила молодого человека. У него был небольшой капитал, оставленный отцом, но он не прикасался к этим деньгам, жил скромно на свое жалование.

Обратите внимание

И друзья, предпочитавшие жить в свое удовольствие, нередко посмеивались над рациональностью обрусевшего немца.

Однажды, проходя по петербургской улице, наш герой обратил внимание на старинный дом. От будочника он узнал, что в доме живет та самая графиня, бабушка Томского.

В этот вечер он долго бродил вокруг дома, представляя себе, как будет расспрашивать графиню и узнает у нее три заветные карты. В одном из окон он увидел юную девушку.

И тогда в его голове созрел план, не очень красивый и не достойный порядочного человека.

Германн решил обольстить девушку, чтобы она впустила его в дом. Он еще смутно представлял себе, что и как произойдет, но он часами торчал возле окон воспитанницы графини, Лизы, стараясь привлечь ее внимание. И наконец, решился на записку. Он проявлял настойчивость и упорство. Он писал Лизе послания одно за другим, пока, наконец, Лиза не согласилась впустить его к себе в комнату.

Но Германна интересовала не Лиза. Вечером он дождался возвращения графини и зашел в ее комнату. Им владела одержимость. Сначала он пытался уговорить графиню, на что старая женщина пыталась объяснить, что не было никаких карт, ни какого Сен-Жермена. Это всего лишь красивая легенда.

Но молодой человек уже не был готов отступать, он начал угрожать пистолетом. Слабое сердце старой женщины не выдержало, и она умерла. Образ Германна, созданный Пушкиным в «Пиковой даме» весьма необычен.

И интересна характеристика, данная ему Томским на бале, куда Лиза вместе с графиней ездила в этот вечер: «Этот Германн — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства».

Важно

Этой фразой Томский сам того не подозревая оказался провидцем. В эту ночь Германн совершил три своих злодейства. Он вскружил голову молодой барышне, проник в чужой дом и явился причиной смерти графини.

Если рассматривать произведение, как реалистичное, можно предположить, что помутнение рассудка у Германна началось в тот вечер, когда умерла графиня.

Страх, который он испытал при виде мертвой графини, стал пусковым крючком для развития болезни. Он не получил желаемого, и это настолько сильно подействовало на него, что привело к помутнению разума.

Явление мертвой графини можно объяснить как галлюцинацию воспаленного мозга.

После того, как он во время игры понтировал даму пик вместо туза, он был настолько подавлен и растерян, что не мог владеть собой. Болезнь начала прогрессировать с неумолимой скоростью. Как реально имевшее место событие, это произведение может быть интересно психиатрам.

Но есть еще один аспект. Это произведение может рассматриваться как мистико-романическое. И в таком виде оно выглядит привлекательнее и загадочнее. Германн попытался вторгнуться в потусторонний мир, и был жестоко наказан за это потерей рассудка.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/pikovaya-dama/harakteristika-i-obraz-germanna-v-pikovoj-dame.html

Образ и характеристика Лизы в повести «Пиковая дама» Пушкин

Меню статьи:

Выбор мужа всегда был проблемным вопросом как для представителей знатного сословия, так и для простых людей, не аристократов. Молодым девушкам довольно сложно здраво оценивать своих возлюбленных. Часто юношеский максимализм прощает потенциальным женихам многие их недостатки.

Избежать негативных последствий всегда возможно в семьях, где между родителями и детьми доверительные отношения. Непредсказуемый характер и последствия не исключены в том случае, когда молодые люди пытаются вершить свою судьбу самостоятельно.

Совет

Подобная тенденция сохраняется и сейчас. Тема первой любви и ее последствий часто описывается в литературе и изображается в других видах искусства. Несмотря на такое распространения, эта тема не стала избитой.

Каждая история о первых любовных переживаниях уникальна, в каждой есть что-то особенное, необычное.

Повесть «Пиковая дама» не лишена такой сюжетной линии. Все события любовной темы в повести связаны с образом Лизаветы Ивановны – воспитанницы Анны Федотовны Томской – престарелой графини.

Внешность Лизаветы Ивановны

Пушкин не углубляется в описание внешности Лизаветы Ивановны – мы знаем об ее внешнем облике очень мало. У нее были черные волосы, «свежее личико и черные глаза». На этом описание девушки заканчивается. В дальнейших картинах Александр Сергеевич пренебрегает описанием внешности девушки.

Семья Лизаветы

О семье девушки нам мало что известно – предположительно она одинока в этом мире – графиня единственная ее родственная связь. Впрочем, по линии графини у неё есть еще родственники, но вероятно они состоят с Лизой в слишком дальнем родстве и не поддерживают связь.

Анна Федотовна должна была позаботиться о будущем девушки и помочь ей найти спутника жизни, но этого не происходит. Вполне вероятно, из-за возраста самой графини – ей 87 – и, вполне вероятно, на эти занятия у Анны Федотовны уже нет сил и желания, к этому добавляется еще и общая неприязнь к девушке.

Скорее всего, такое отношение графини к своей воспитаннице не имеет веских оснований и связанно со старческими изменениями ума Анны Федотовны и особенностями характера Томской.

Читайте также:  Герои повести гранатовый браслет куприна

Высшее общество и Лизавета Ивановна

Лиза Ивановна не часто бывает в обществе, поэтому личность девушки вызывает мало интереса у окружающих – они ее просто-напросто не знают. Ей не удается с кем-либо подружиться, и этот факт наводит еще большую тоску на девушку.

Положение Лизы негативно усиливается тем, что знатные девушки и дамы вспоминают о ней только тогда, когда им нужна была помощь.

Это не скрывается от глаз Лизы и огорчает ее: «Все ее знали, и никто не замечал; на балах она танцевала только тогда, как недоставало vis-а-vis*, и дамы брали ее под руку всякий раз, как им нужно было идти в уборную поправить что-нибудь в своем наряде.

Лиза – наследница графини Томской, она не имеет отталкивающей внешности. Это, по логике вещей, должно было бы привлекать к ней молодых людей, хотя бы из корыстных целей – для них это бы стало возможностью улучшить свое материальное положение, но этого не происходит.

При этом девушка не умеет кокетничать, она слишком стеснительна и не отличается активной коммуникабельностью, не навязывает свое общество окружающим, поэтому ее положение в свете выглядит еще менее привлекательным. Несмотря на то, что она милее большинства девушек, потенциальные женихи ее избегают.

Почему так происходит, автор не дает четкого ответа. Можем предположить, что эмоциональность и скромность Лизы, которые выгодно подчеркивают ее личность на фоне надменных, наглых и чопорно холодных девушек светского общества, сыграли с ней злую шутку – они действуют отталкивающее на молодых людей.

Большинству выгодно и привычно общаться с теми, кто знает правила игры, а вернее негласные правила этикета в обществе и умеет применить эти правила на практике.

Обратите внимание

«Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, – с нетерпением ожидая избавителя; но молодые люди, расчетливые в ветреном своем тщеславии, не удостаивали ее внимания».

Таким образом, Лиза Ивановна находится в затруднительном положении – она одинока в обществе, к которому она по праву должна принадлежать, для нее это может обернуться крахом всей жизни – девушка может остаться в старых девах.

Отношения Лизаветы Ивановны и Анны Федотовны

В старости люди часто меняются, их характер становится мене покладистым. Пожилые люди порой нетерпимо относятся к действиям других людей, они резко и категорично готовы критиковать их манеру поведения, особенности характера. Такая же ситуация происходит и с Анной Федотовной.

Лизавета Ивановна была лишь воспитанницей Анны Федотовны, а это значит, что финансовая сторона ее содержания полностью ложилась на плечи, а вернее кошелек графини.

Такое положение вещей, конечно, не радовало Томскую – она слишком была строга с девушкой, часто обвиняла даже в тех случаях, когда Лиза была не при делах или же в тех моментах, где желание и роль девушки не могли изменить ход события, например, состояние погоды, особенности какого- то произведения: «Лизавета Ивановна была домашней мученицею.

Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и за мостовую».

Лиза не была глупой, естественно, она понимала, что такие замечания в ее адрес не оправданы, но это понятие не помогало ей в дальнейшем существовании. Девушка не могла дать отпор графине и в силу своего характера, и в силу понимания того, чем и в какой мере обязана графине.

Если бы не Томская, Лизавета бы влачила жалкое существование, оставаясь персоной без роду – племени, лишенной возможности хоть как-то обустроить свою личную жизнь и улучшить свое положение в обществе. Лиза это прекрасно понимает.

Ее терзают две мысли – первая, явная, о том, что она должна быть благодарной, вторая, скрытая, связанная с негодованием и усталостью в моральном плане.

Лиза и Герман

Лиза прекрасно понимает, что единственный возможный для нее вариант – это удачное замужество. Пока что у девушки на горизонте не маячит ни один вариант, но все же Лиза не теряет надежду.

Однажды она замечает напротив своего окна молодого человека. Время от времени он приходит к окну девушки и молчаливо наблюдает за ее работой, но ничто не бывает вечно. «Сидя на своем месте за работой, она чувствовала его приближение, – подымала голову, смотрела на него с каждым днем долее и долее».

Молчаливая связь была нарушена признаниями в симпатии, которые девушка отвергает (возможно, чтобы не выглядеть в глазах молодого человека слишком доступной). Несмотря на явное пренебрежение воздыхателем, его внимание для девушки очень приятно. Лиза влюбляется.

Она пытается изо всех сил сохранять спокойствие и не наделать глупостей. Ей не с кем посоветоваться, обращаться к графине у девушки тоже нет желания.

Важно

Лиза верит в намерения Германа и его любовь и видит в этом замужестве свое спасение – она сможет вырваться из своего замкнутого круга.

Девушка назначает свидание, на которое Герман не замедлил прийти – ведь местом встречи стал дом графини, а проникнуть туда было его целью. Молодой человек, проникнув тайно в дом, не спешит к Лизе, а наносит визит графине – он хочет узнать тайну трех карт, которые бы позволили ему выиграть баснословные деньги.

Секрет выведать не удалось – графиня умирает, а огорченный Герман направляется в комнату к Лизе – он рассказывает девушке всю правду о своих чувствах.

На самом деле, Герман не любит Лизу, он воспользовался ею, чтобы добраться до графини: «эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, всё это была не любовь! Деньги, – вот чего алкала его душа!».

Удрученная девушка наблюдает за унылым, разбитым Германом и решается помочь ему покинуть дом – на этом их любовь закончилась.

Таким образом, проанализировав особенности поведения девушки в разных сферах, можно сделать следующие выводы: Лизавета Ивановна скромная, милая девушка, она умеет быть терпеливой и благодарной. Девушка обладает умением анализировать ситуации и делать правильные выводы. Несмотря на неумение реализовать свой потенциал, Лиза все же надеется на удачное продолжение и изменения в свой жизни.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/pikovaya-dama-liza.html

Характеристика образа Германа в повести «Пиковая дама»

Оттого все поступки Германца носят двойственный характер, они таят в себе и идею возмездия. Художественно, как мы увидим, оно могло быть выражено символически. Раскрывая неизбежность катастрофы Германца, Пушкин тем самым осуждает своего героя и его философию.

Прав Г. А. Гуковский, увидевший в образе Германна последнее звено пушкинской борьбы с романтизмом, с извращением им философии человека. «Германн действительно романтик, окаменевший душою, отвергнувший все нормы зла и добра ради единственного блага – торжества своего «я».

Германн не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой графине.

«В этом суть пушкинского анализа романтизма в образе Германна; он не только органически сочетается с филистерством накопителя, его глубочайшая основа в душе Германна – эгоизм, а в условиях общественной среды, в которую поставлен Германн, эгоизм приобретает черты маниакальной жажды денег».

«Все это вовсе не «снижает» образ Германна, не делает его мелким; он остается титаническим образом, ибо зло, заключенное в нем и губящее его, не пошлый порок отдельной личности, а дух эпохи, властитель мира, современный Мефистофель, или, то же, смысл легенды о Наполеоне».

Новый век навязал Германцу свой идеал жизни. Но обстоятельства не вынуждали его к предательству, к преступлению.

Совет

Потому Германн не жертва общества, где начинают властвовать деньги, но носитель его идеологий, типичная фигура современности, принадлежащая к племени людей с профилем Наполеона.

В готовности Германна убить в себе все человеческое во имя обретения призрачного счастья, имя которому капитал,- вина Германна, которой нет оправдания.

«Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого»,- таков эпиграф, к главе, где обнаруживается бесстыдная игра Германна с чувствами Лизаветы Ивановны. Потому Германн – сам источник зла в обществе, человек, способный совершать преступления, жестокий практик бесчеловечного общества, избравший эгоизм средством своего самоутверждения.

Произошло саморазоблачение: нас подвели к самому Краю страшной бездны – бездны души человека, предающего свою человеческую природу.

Предательство это – одно из самых изуверских преступлений буржуазного века; Козяева нового правопорядка превратили возрожденческую философию индивидуализма в отравленное оружие растления человека.

Судьба Германца психологически достоверно раскрывала гибельность индивидуализма для человека. Он не только растлевает личность, но порождает яростную и слепую жажду саморазрушения, обусловливает предательство своей натуры.

Душа Германна высвечена Пушкиным, но мы не увидели там больной совести. Удивительна и страшна эта безжизненная, как пожарище, душа Германна, ничто Живое не растет на ней. Ничто? Но ведь сказано же ясно, Что «сердце его также терзалось…».

Сердце Германна способно терзаться? Чем же оно терзалось в эту минуту? Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал он обогащения».

Лизавета Ивановна как бы подслушала тайный голос скорби Германна: «Вы Чудовище! – сказала наконец Лизавета Ивановна».

Обратите внимание

Германн – живой человек, а не бездушная машина. Голос совести иногда может, хотя и глухо, дать о себе знать, но тут же будет беспощадно подавлен и заглушён. Так было перед объяснением с графиней. Но после его угроз она умерла. Германн понимает свою вину.

Он сообщает Лизавете Ивановне: Графиня умерла… И кажется,- продолжал Германн,- Я причиною ее смерти». Лизавета Ивановна поняла, что была не что иное, как слепая помощница разбойника, убийцы старой ее благодетельницы!..

Горько заплакала она в позднем, мучительном своем раскаянии».

И в этом, добавлю, еще одна черта символического образа Германна.

Призрачность и безумие дикой погони Германца за тайной трех карт, которая должна принести ему богатство, с особой яркостью высвечивается обнаружением, что тайны нет, что вся эта история с картами – простая шутка… Расчетливый и жестокий человек с профилем Наполеона напролом, не щадя окружающих людей, рвется к тайне – символу его счастья, а ее – тайны – нет! И все его усилия, предательства – ни к чему, впереди ничего нет, пустота, черная дыра неминуемой катастрофы. Вся эта коллизия глубоко символична.

Рекомендуем почитать ►

Трагический пафос поэмы А. Блока «Двенадцать» Долгое

Германн видит слезы, понимает горе и отчаяние Лизаветы Ивановны.

Что же он испытывает после убийства, глядя на оскорбленную и обманутую им девушку? Пушкин сознательно создает психологически напряженную ситуацию, которая позволила бы открыть самое тайное его души, скрытое даже от самого себя.

«Германн смотрел на нее молча: сердце его также терзалось, но ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть ее горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе».

Источник: http://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-germana-v-povesti-pikovaya-dama/

П. И. Чайковский

В конце 1889 года директор императорских театров И. А. Всеволожский предложил Петру Ильичу Чайковскому сочинить оперу на сюжет повести Пушкина «Пиковая дама». Либретто оперы должен был писать Модест Ильич Чайковский.

Ознакомившись с общим планом и готовыми картинами либретто, Петр Ильич ответил согласием. Окончательно план либретто был выработан на совещании у Всеволожского. По его желанию действие оперы было перенесено в XVIII век, что давало возможность театру блеснуть постановкой и пышными костюмами минувшего столетия.

Петр Ильич принимал живое участие в составлении плана оперы. Так, он настоял на том, чтобы была включена сцена у Зимней канавки.

— Надо, чтобы зрители знали, что сталось с Лизой,— говорил он. Безусловно отверг композитор первоначальный замысел Модеста Ильича, который хотел закончить оперу примирением Лизы с Елецким. По мнению Петра Ильича, было невозможно, чтобы такая цельная натура, как Лиза, вернулась к нелюбимому человеку…

Плодовитый драматург, страстный любитель музыки, Модест Ильич обладал хорошим знанием сцены. Он прекрасно справился с труднейшей задачей и создал превосходное либретто. Чайковский особенно предостерегал, брата от многословия в тексте, и Модест Ильич чутко прислушивался к его указаниям. Работой его Петр Ильич был очень доволен, лишь кое-где отмечал «жесткости» в стихах.

Оперу «Пиковая дама» решено было поставить в следующем сезоне. Композитору приходилось напрячь все силы, чтобы в кратчайший срок написать музыку.

Читайте также:  Сравнительная характеристика кутузова и наполеона в романе война и мир толстого

Но это не пугало Чайковского. Он не раз признавался, что даже любит, когда его подгоняют. «Я иначе не могу работать, как скоро. Но скорость вовсе не обозначает, что я кое-как написал оперу.. . Все дело в том, чтобы писать с любовью», — говорил он.

Почувствовав заинтересованность сочинением, Петр Ильич всегда работал необыкновенно быстро, если удавалось создать подходящую обстановку. По зрелом размышлении он решил уехать из России — и вовсе не потому, что соскучился на родине. Наоборот, первые дни за границей он так тосковал, что едва не вернулся назад.

Важно

Но, живя у себя в деревне, Петр Ильич постоянно чувствовал близость Москвы и Петербурга, и это мешало целиком сосредоточиться на творчестве.

«Хорошо то, что отдаленность уменьшает мой интерес к московским музыкальным делам, которые я принимаю слишком близко к сердцу … — писал он брату из Флоренции, — я не блаженствую во Флоренции, но нашел в ней все, что требовалось для удачной работы».

Когда в январе 1890 года Чайковский уехал, у Модеста Ильича были готовы только две первые картины либретто.

Остальные он по мере окончания посылал брату во Флоренцию почтой. «… Мы бежали одним бегом, — рассказывает он. — Едва Петр Ильич кончал одну картину и выражал в письме страх, что не имеет следующей, как она доставлялась ему».

Страницы: 1 2 3

Источник: http://tchaikovsky-competition.ru/?page_id=22&page=3

Урок внеклассного чтения » А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Система образов — персонажей повести. Германн как художественное открытие Пушкина»

Литература Урок №21 8 класс

Тема. Вн. чт. №1.А.С. Пушкин. «Пиковая дама».Система образов – персонажей повести. Германн как художественное открытие Пушкина.

Цель:постичь суть произведения через внутренний мир героев; углубить понимание идейно-художественного богатства повести, воспитывать чуткость к образной стороне литературного произведения.

Развивать умение определять жанр, тему, идею, проблематику, авторскую позицию, композицию произведения в целом; развивать навыки аргументированного устного выступления.

Воспитание милосердия, честности,способствовать становлению активной нравственной позиции;прививать любовь к русской литературе; развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству, формирование оценочного суждения.

УМК: Коровина и др. , текст повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», иллюстрации

Тип урока: урок вн. чт., комбинированный

Методы и приёмы: работа в парах (взаимопроверка),индивидуальные задания самостоятельно подготовленные, аналитическая беседа, работа с текстом художественного произведения; самостоятельная работа учащихся – сформулировать и записать кратко о герое) .Синквейн.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Фронтальный опрос по предыдущей теме урока

  1. Имя отца Гринёва; 2. Служил при графе ? 3.Сколько было деревень и в какой губернии? 4.Кто был пожалован сыну в дядьки? 5.Когда Петруша выучился грамоте? 6.Кто был Петруше нанят в учителя? 7.Кем был ранее Бопре? 8.На какой урок вошёл батюшка? 9.Что в это время делал сын? 10.Почему повесть называется «Капитанская дочка»? Критерии : 2 правильных ответа -1 балл. (взаимопроверка)

Вступительное слово учителя .

О чём повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама».

Азартная карточная игра воспринимается как социальная модель. Борьба двух противников: в карточной игре – это понтёр и банкомёт, а в жизни – это человек и судьба, случай, какой-то неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.

  1. Сообщение темы и цели, мотивация

  2. Работа над темой

Ответы учащихся ( подготовленные самостоятельные индивидуальные задания)

  1. Предыстория создания повести «Пиковая дама» ( инд задание)

2.Пересказ содержания по главам ( инд. задание) ) В основе каждого литературного произведения скрыта какая-то проблема.

-Что такое проблема?

— Какова основная проблема «Пиковой дамы» Пушкина?

От чего зависит жизнь человека? (Характер( натура), выбор, случай)

— Найдите слова, которые помогут найти вариант решения проблемы?

— Случай и судьба… Что победит? Может ли человек бросить вызов судьбе?

— Способен ли на такой вызов Германн? Прочитайте строки, посвящённые этому персонажу. Что в них не укладывается в общепринятые рамки?

-Случай!- сказал один из гостей.

-Сказка,- заметил Германн.

-О чём рассказывал Томский?

3.Характеристика героев повести: Елизавета Ивановна, старуха графиня формулированием вывода

Остановимся подробнее на образе Германна

Найдите и прочитайте диалог Германа и графини (чтение по ролям – гл.3). Выразительное чтение

Вопросы учащимся:

— После смерти старухи Герман идёт к Лизавете Ивановне, хотя мог бы не ходить и ничего не рассказывать. ( Чтение по ролям эпизода «Разговор Германа и Лизаветы Ивановны» — гл. 4, финал)

— Какие три злодейства совершил Герман?

— Испытывает ли он угрызения совести? ( Тройка, семёрка, туз вытесняют образ мёртвой старухи.)

— Тогда для чего же он идёт на отпевание?

— Что означает, по-вашему, подмигивание графини? Как дальше разворачиваются события? Можно ли уже в этом эпизоде предугадать трагический финал?

— Какой выбор делает Герман? Почему он «обдёрнулся»?

Совет

3). Какую роль в жизни Германа играет случай? ( Последняя случайность становится закономерностью, т. к. это наказание за безнравственный выбор).

4). Что же определяет жизнь человека? Что является главным?

3. Вывод. На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. «Образ жизни» способен «развить, усилить или задушить природные человеческие качества». Роковые и чудесные силы, с которыми Герман затеял игру и проиграл – это жизнь и «нрав», природа.

Учащиеся на самостоятельно делают выводы ,записывают в тетрадь

Предполагаемые записи в тетрадях учащихся

Елизавета Ивановна — бедная воспитанница графини Анны Федотовны, обладающей секретным знанием о выигрышной комбинации карт. За Лизой начинает ухаживать главный герой романа, Германн, но не для того, чтобы увлечь, а для того, чтобы выведать комбинацию.

Анна Федотовна — восьмидесятилетняя графиня из повести Пушкина «Пиковая Дама», обладательница знания о тайной карточной комбинации, приносящей успех. Анна Фёдоровна воспитывает и содержит бедную родственницу, Лизу

Германн — главный герой повести Пушкина «Пиковая дама», военный инженер, попадающий в омут азартной игры.

Лизавета Ивановна  — бедная воспитанница графини Анны Федотовны, обладающей секретным знанием о выигрышной комбинации карт. За Лизой начинает ухаживать главный герой романа, Германн, но не для того, чтобы увлечь, а для того, чтобы выведать комбинацию.

Томский — князь, внук одного из четырёх сыновей старой графини Анны Федотовны, обладательницы знания о тайной комбинации карт, дающей победу в любой игре. Томский пробалтывается за карточным столом о том ,ч то его престарелая родственница знает, как победить в карточной игре, но никому не рассказывает об этом. Германн, прослышав о секрете, решает его узнать.

4. -Почему мы можем сказать , что Германн – это художественное открытие Автора?

(В повести «Пиковая дама» Пушкин впервые в русской литературе затронул тему преступления, злодеяния против человека. Автор показал, что зло всегда порождает зло, приводя к отчуждению от общества и постепенно убивая в преступнике человека.)

5.Рефлексия

  • Составить синквей по повести «Пиковая дама» ( о основным понятиям: случай, судьба,выбор главного героя) , заслушать несколько работ (Таблица — напоминание на доске)Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.)

Оценки деятельности учащихся за урок

На дом: инд задания по группам о Лермонтове:

1.Детские годы и годы учёбы благородный пансион, московский университет, Петербург – школа гвардейских подпрапорщиков

2.Военная служба

3. Кавказ в жизни Л.Ю. Лермонтова

( ссылка на Кавказ, возвращение из ссылки-

Новая ссылка на Кавказ

Дуэль и смерть поэта

О произведении

Повесть «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1833 году. В 1834 произведение было впервые опубликовано во втором номере «Библиотеки для чтения».

«Пиковая дама» Пушкина написана в традициях литературного направления реализм. Идея и сюжет произведения были подсказаны писателю молодым князем Голицыным, который как-то смог отыграться, поставив, по совету своей бабушки Н. П. Голициной, во время игры на три карты. Голициной в свое время, подсказал эти карты сам Сен-Жермен.

Главные герои

Германн – военный инженер, сын обрусевшего немца, получивший в наследство маленький капитал, был «скрытен и честолюбив».

Лизавета Ивановна – молодая барышня, бедная воспитанница графини***.

Графиня *** – восьмидесятилетняя женщина, бабушка Томского, знающая «тайну трех выигрышных карт», в повести является олицетворением судьбы.

Другие персонажи

Поль Томский – внук старой графини ***, приятель Германна.

Чекалинский – мужчина шестидесяти лет, известный московский игрок.

Нарумов – конногвардеец, приятель Томского и Германа.

Краткое содержание

Глава 1

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». Ведя светскую беседу после игры, мужчины удивляются одному из присутствующих – Германну, который весь вечер следил за игрой других, но сам при этом не играл. Мужчина ответил, что его игра сильно занимает, однако он не в состоянии «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

Один из гостей – Томский, заметил, что Германн немец, а потому расчетлив и его отношение к игре легко объяснимо. Что же действительно удивляло Поля, так это то, почему не играет его бабушка Анна Федотовна. Шестьдесят лет назад она, будучи в Париже, проиграла при дворе очень крупную сумму герцогу Орлеанскому.

Муж категорически отказался оплачивать долг Анны Федотовны, поэтому она решила обратиться к богачу Сен-Жермену. «Старый чудак» вместо того, чтобы одолжить денег, раскрыл женщине тайну трех карт, которые непременно помогали выиграть, если ставить на них подряд.

В тот же вечер женщина полностью отыгралась, однако после этого случая графиня никому не раскрывала секрета. Гости с недоверием отнеслись к этой истории.

Глава 2

Графиня ***, бабушка Томского, «была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему».

Постоянно жертвой упреков и капризов старухи была ее воспитанница, барышня Лизавета – «пренесчастное создание». Девушка везде сопровождала старуху, на балах «сидела в углу, как уродливое и необходимое украшение бальной залы», «в свете играла она самую жалкую роль.

Обратите внимание

Все ее знали и никто не замечал», поэтому барышня терпеливо ждала своего «избавителя».

Через несколько дней после вечера у Нарумова возле окна Лизаветы появился молодой инженер, которого девушка заметила, сидя у окна за пяльцами. «С того времени не проходило дня, чтоб молодой человек, в известный час, не являлся под окнами их дома». Через неделю Лизавета ему впервые улыбнулась.

Этим тайным поклонником был Германн. Рассказ Томского о картах «сильно подействовал на его воображение», поэтому Германн решил, что должен обязательно узнать секрет графини. Однажды гуляя по Петербургу, мужчина случайно приходит к ее дому.

После этого Германну приснился сон, как «он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман».

Утром мужчина вновь приходит к дому графини и в окне видит Лизавету – «эта минута решила его участь».

Глава 3

Лизавета получает письмо от тайного поклонника, в котором он признавался ей в любви. Барышня пишет ответ и возвращает послание Германна, бросив ему письмо на улицу через форточку.

Но это не остановило Германна – он начал слать письма девушке каждый день, прося свидания.

Наконец Лизавета уступила, бросив ему в окошко послание, в котором объяснила, как незаметно прийти к ней в комнату ночью, пока графиня будет на балу.

Важно

Проникнув ночью в дом графини, Германн спрятался в кабинете, ведущем в комнату графини. Когда старуха осталась одна, мужчина вышел к ней. Прося графиню не кричать, он объяснил, что пришел за тем, чтобы узнать тайну трех карт. Видя, что старуха не хочет делиться с ним секретом, мужчина достал пистолет (как после оказывается – незаряженный).

Читайте также:  Сочинение шариковщина, что это такое шариковщина

Испугавшись вида оружия, графиня умирает.

Глава 4

Лизавета, сидя в это время в своей комнате в ожидании Германна, вспоминает слова Томского, которыми он охарактеризовал своего друга (Германна) с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля» на балу: «у этого человека по крайней мере три злодейства на душе».

Тут к ней заходит сам Герман и рассказывает, что был у графини и виновен в ее смерти. Девушка понимает, что мужчина на самом деле искал встречи с ней ради обогащения, а она, по сути, является помощницей убийцы. Лизавету поражает внешнее сходство мужчины с Наполеоном. Утром мужчина тайно покидает дом.

Глава 5

Через три дня Германн отправился в монастырь, где отпевали графиню. Когда он подошел к гробу и посмотрел на покойницу, ему показалось, что «мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом». Отступив назад, Германн упал в обморок.

Ночью мужчина проснулся без четверти три и услышал, как кто-то сначала постучал к нему в окно, а затем вошел в комнату. Это была женщина в белом платье – покойная графиня.

Она сказала, что пришла к нему не по своей воле, а чтобы исполнить его просьбу.

Графиня открыла тайну трех карт – «тройки, семерки и туза», однако оговорилась, что выигрыш ждет мужчину только при условии, что он «в сутки более одной карты» не будет ставить, после всю жизнь играть не будет и женится на Лизавете.

Глава 6

Эти три карты не выходили из головы Германна. Как раз в это время в Петербург приехал известный игрок Чекалинский. Германн решается сыграть с Чекалинским и первый раз, поставив на тройку 47 тысяч, выигрывает. Получив выигрыш, он сразу уехал домой. На следующий день Германн поставил все деньги на семерку.

Выиграв 94 тысячи, мужчина «с хладнокровием и в ту же минуту удалился». На третий день Чекалинский раздал пиковую даму и туз. Германн, воскликнув, что его туз побил даму, вдруг пригляделся и увидел, что на самом деле вытянул даму: «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась.

Необыкновенное сходство поразило его… — Старуха! — закричал он в ужасе».

Заключение

После случившегося Германн сошел с ума и попал в Обуховскую больницу. Лизавета вышла замуж за сына бывшего управителя графини.

Вывод

В повести «Пиковая дама» Пушкин впервые в русской литературе затронул тему преступления, злодеяния против человека. Автор показал, что зло всегда порождает зло, приводя к отчуждению от общества и постепенно убивая в преступнике человека.

Совет

Краткий пересказ «Пиковой дамы» позволяет быстро ознакомиться с содержанием повести, а также освежить в памяти основные события, однако для лучшего понимания произведения рекомендуем прочесть повесть полностью.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-vnieklassnogho-chtieniia-a-s-pushkin-pikovaia.html

Анализ повести «Пиковая дама»

Повесть «Пиковая дама» была написана Пушкиным в 1833 году. Уже через год произведение было опубликовано.

В русской литературе это практически первое произведение, которое стало популярным и полюбилось читателям не только в России, но и в европейских странах. Повесть оказала довольно большое влияние на формирования литературы в целом.

Как результат по ней было снято в дальнейшем много фильмов. В этой статье мы попробуем провести подробный анализ повести «Пиковая дама».

История появления повести «Пиковая дама»

Вторая Болдинская осень вдохновила Пушкина на создание нескольких прозаических произведений. Среди них – «Пиковая дама». История с тремя картами стала известна Александру Сергеевичу от молодого князя Голицына.

В 1828 году он рассказал поэту о своей бабушке, которая в молодости блистала в парижском обществе и сильно проигралась. Известный алхимик и оккультист граф Сен-Жермен помог княгине, открыв ей тайну трех карт. Женщина воспользовалась запретной информацией и смогла отыграться.

Эта история и послужила основой произведения, написанного Пушкиным в октябре – ноябре 1833 года.

К какому направлению и жанру относится «пиковая дама»?

Теперь проведем анализ жанра и направления «Пиковой дамы». Произведение принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также ограниченном количестве героев – это рассказ.

Сложно определить и жанр произведения. В «Пиковой даме» есть элементы фантастики, характерные приметы готического стиля: тайна, старинный дом, роковое совпадение, похороны, таинственные шаги, привидение.

В то же время мистика здесь субъективна, если взглянуть на события с точки зрения одержимости Германна, которая приводит его к сумасшествию. Ведь все фантастические фрагменты описаны исключительно через его восприятие: взгляд покойницы в гробу, появление мертвой графини, подмигивание пиковой дамы.

Если все мистические эпизоды «списать» на болезненное состояние героя, то «Пиковая дама» будет вполне реалистичной повестью на тему «преступления и наказания».

Анализ тематики и проблематики «Пиковой дамы»

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие. Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

В «Пиковой даме» Пушкин часто использует неожиданные, случайные повороты событий, которые интригуют читателя, придают повествованию сюжетную остроту. Случайно Германн оказывается у дома графини и видит Лизу. Неожиданно он вручает девушке письмо.

Обратите внимание

В роковую ночь Германн отправляется не к Лизе, а в покои графини. Смерть старухи также становится неожиданной для героя, как и ее мистический ночной визит. Не ожидает Германн и «предательства» со стороны заветных карт, когда вместо туза выпадает дама.

Внезапным для читателя оказывается краткое заключение: сумасшествие героя, женитьба Томского, замужество Лизы.

Несмотря на анализ этого произведения мы все же рекомендуем полностью прочитать эту повесть или хотя бы ее краткое содержание.

Основные герои произведения

Основные персонажи «Пиковой дамы» принадлежат к разным поколениям, имеют свой статус в обществе. Старая графиня Анна Федотовна богата и живет прошлым. Одевается она старомодно, ездит на балы, где спокойно сидит в углу и здоровается с гостями.

Ее повседневное развлечение – донимать капризами бедную воспитанницу Лизу. Анна Федотовна – дама холодная, властная и эгоистичная. Мольбы и уговоры Германна не производят на нее никакого впечатления. Оживляется она только от страха или воспоминаний.

Пушкин тонко использует в повести исторический контраст: аристократический XVIII век, где правят законы чести, и век XIX, в котором уже властвуют деньги. Германн – человек новой эпохи.

Стремление разбогатеть любой ценой приводит его к трагическому финалу. В разговоре с Лизой Томский характеризует главного героя такими словами: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».

Сам Германн больше всего ценит покой и независимость. Для этого ему и необходим солидный капитал.

Стоит обратить внимание, что Германн вовсе не беден, ведь он ставит на кон 47 тысяч рублей.

Расчет, умеренность и трудолюбие называет герой своими «верными картами», которые непременно выиграют и вознесут его на самый верх социальной лестницы.

Важно

Желая разбогатеть, Германн движется к своей цели с несгибаемым упорством. В душе он – страстный игрок, но берет карты в руки с большой осторожностью, ужасно боясь проиграть.

Неожиданная возможность быстро достичь богатства поражает воображение молодого инженера. С этой минуты стремление узнать тайну трех карт становится для него навязчивой идеей. Германн даже готов стать любовником восьмидесятилетней старухи. Случайная встреча с Лизой дает Германну другой, более верный путь.

Играя чувствами девушки, военный инженер не испытывает ни малейших угрызений совести. Он идет к старой графине с пистолетом, хотя в его планы убийство старухи не входит. Германн собирается лишь напугать Анну Федотовну. Смог бы он убить старуху ради богатства? Вполне возможно.

Эгоизм, жажда наживы, неразборчивость в средствах в сочетании с твердой волей и холодным расчетом сделали Германна опасным человеком.

Лиза выглядит жертвой трагедии, но бедная девушка не так уж безвинна. Ради денег она терпит причуды злой старухи, а Германна рассматривает с точки зрения своей выгоды. Лиза стремится удачно выйти замуж и резко повысить положение в обществе.

Она близка Германну по духу, а искренность ее чувств вызывает сомнение. Не случайно в конце повести Пушкин сообщает, что в доме Лизы живет бедная воспитанница.

Не стала ли благополучная Лизавета такой же мучительницей для другой бедной девушки, какой была для нее графиня? Анализ показывает, что Пушкин практически уверен, зло порождает зло.

История публикации повести «Пиковая дама»

«Пиковая дама» была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году и сразу приобрела огромную популярность. Это одно из первых произведений русской литературы, которое имело большой успех в Европе. «Пиковую даму» много раз переводили на иностранные языки классики европейской литературы. К примеру, автором французского перевода был Проспер Мериме.

Сюжет произведения вдохновил Петра Ильича Чайковского на сочинение оперы. Восемь раз «Пиковая дама» была экранизирована, в том числе и на зарубежных киностудиях. Известный литературовед начала ХХ века Мирский так высказался об этой повести: «По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе».

Сейчас вы смогли прочитать анализ повети «Пиковая дама». Мы надеемся, что это статья смогла наиболее полно раскрыть повесть Пушкина с разных сторон. Другие статьи вы можете прочитать в разделе «Блог» на нашем сайте.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-pikovaya-dama

Образ Германа в повести «Пиковая дама»

Германн – персонаж повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», офицер. Является сыном обрусевшего немца, оставившего ему в наследство небольшое состояние, которое Германн опасается растратить, поэтому не играет в карты сам, а только наблюдает за тем, как играют другие, хотя и мечтает о крупном выигрыше.

Германн довольно сдержан, молчалив, отстранен, что граф Томский объясняет тем, что он, как и все немцы, расчетлив, потому и не разменивается по пустякам, ища только выгоды для себя.

Возможно, здесь Пушкин использует национальные стереотипы, описывая человека немецкого происхождения как делового, трудолюбивого, расчетливого.

Совет

Именно холодный рассудок не позволяет ему играть в карты, рискуя проиграть то, что он уже имеет.

При этом, услышав о тайне, зная которую можно играть без риска проигрыша, он называет ее сказкой, потому что не в его характере рассчитывать на чудесный успех, если не пришел к нему своими силами.

Но все-таки перспективы, которые сулит данная тайна, захватывают воображение Германна, и он размышляет о том, как бы ему овладеть ею, стать непобедимым игроком. Чтобыузнать данный секрет, он использует Лизу – воспитанницу старой графини, которой, по словам Томского, и раскрыли тайну много лет назад.

Но стремление выяснить способ стопроцентно побеждать не говорит о том, что Германн растерял свою рациональность и позволил легенде управлять своей жизнью.

Прежде, чем мечтать о деньгах, которые принесут ему постоянные победы, он убеждается в том, что карточный секрет действительно работает, а не обусловлен случайным совпадением. Это говорит о том, что расчетливость настолько прочно засела в его характере, что даже намереваясь рискнуть, использовать для обогащения легенду, Германн сначала проверил, насколько этот риск оправдан.

Но, несмотря на предусмотрительность, Германн все-таки оказывается побежден: не он подчинил тайну своим интересам, а она захватила его разум, о чем говорит и сон о деньгах, и появление Германна у дома графини. И тут в повествование вплетается игра чисел, которая может быть как сверхъестественной, так и чем-то объясняемой.

При объяснении Германна с графиней, попытке выведать у нее тайну, Германн использует все доводы, всю свою изворотливость и хитроумие, но ничего не добивается: графиня умирает.

Так, образ Германна отражает новый буржуазный мир, в которому нет места искренним чувствам, а роль играют деньги, богатство, расчет. Но, с другой стороны, поражение Германна может означать и то, что Пушкин не принимает такой мир и не верит в продолжительность его существования.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/obraz-germana-v-povesti-pikovaya-dama.html

Ссылка на основную публикацию