Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу юшка платонова сочинение

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание (по произведению «Юшка», Платонов) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Автор: А. П. Платонов
  • Произведение: Юшка
  • Это сочинение списано 71 383 раз

Рассказ Андрея Платонова, небольшой по объему, но такой глубокий по содержанию, заставляет  читателя задуматься о многих важных вопросах. В частности, в этом рассказе раскрывается тема важности любви и сострадания в жизни человека.

Сюжетная линия повествования очень проста – тихая и неприметная жизнь Юшки, слабосильного и немолодого на вид человека. Долгие годы Юшка страдает от изнурительной болезни, чахотки, которая состарила его раньше времени.

Люди считают его стариком, хотя, на самом деле, ему всего лишь сорок.

Чем же примечателен Юшка, почему автор сделал его, слабого и незаметного человека, героем своего повествования? На самом деле, Юшка разительно отличается от окружающих его людей, и главное его отличие в том, что он понимает, насколько важна любовь в жизни человека.

Обратите внимание

Окружающие Юшку люди, кажется, совсем забыли о том, что в мире есть любовь и сострадание. Вся их жизнь – бесконечное движение от одной вспышки злобы к другой, от одного выплеска ненависти к другому.

Маленькие дети, которые бросают в Юшку камешки и мелкий сор, удивляются, почему он не погонит их хворостиной, как это делают «большие люди». Эти дети похожи на маленьких одичавших зверушек, не ведающих, что в жизни есть любовь и ласка.

Один Юшка понимает, в чем беда, он знает, что люди просто не умеют проявлять любовь, не умеют давать ней выход.

Его беззлобность просто поражает и обезоруживает, однако сердца окружающих его людей слишком очерствели, чтобы это увидеть. И взрослые, и дети глубоко несчастны, потому что не умеют сочувствовать и жалеть друг друга.

В этом есть бесконечное одиночество, потому что души людей могут по-настоящему соприкоснуться только через любовь и сострадание. Вся жизнь Юшки – это воплощение призыва Христа о любви к ближнему.

Этот больной и немощный человек тяжело работает, но при этом не покупает себе ни сахару, ни одежды, чтобы иметь возможность помочь бедной девочке-сироте получить образование и надежду на лучшее будущее.

Кажется, что уход из жизни такого маленького человека останется незамеченным окружающими. Но нет, «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними», и жить людям стало хуже. Незаметный и тихий Юшка служил как бы громоотводом, который поглощал избыток зла и ненависти, делая ожесточенные сердца людей чуточку добрее.

Рассказ «Юшка» заставляет современного читателя задуматься о том, насколько важно быть терпимыми и сострадательными друг к другу, ведь, в конечном итоге, лучшее, что может сделать человек, это оставить о себе добрую память в сердцах других людей.

Источник: http://resoch.ru/nuzhny-li-v-zhizni-sochuvstvie-i-sostradanie-po-proizvedeniyu-yushka-platonov/

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? Отзывчивость в рассказе Андрея Платонова «Юшка»

На примере рассказа «Юшка» мы рассмотрим вопрос сострадания.

Русский писатель Андрей Платонов в своем творчестве раскрывает образы простых людей и рассказывает о главных ценностях жизни. В написанных произведениях автор акцентирует внимание на красоте окружающего мира. Затрагивает тему счастья и гармонии внутри нас. Размышляет о смысле жизни.

Безразличие и отзывчивость в рассказе «Юшка»

В начале 20 века Платоновым написан рассказ «Юшка», представленный читателю после смерти автора. В этом произведении автор затрагивает тему любви, добра и милосердия.

На примере поступков и взаимоотношений жителей небольшого городка, автор показывает человеческие идеалы и безнравственное поведение общества.

Особая атмосфера рассказа заставляет задуматься — нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

  • В качестве главного героя рассказа Платонов выбрал образ простого человека с необычным именем Юшка. Изнурительная работа на должности помощника кузнеца, приводит мужчину к тяжелому заболеванию. Несмотря на средний возраст, внешне Юшка напоминает худощавого старика.

Изнурительная работа сделала из Юшки старика

  • Жалкая внешность героя не вызывает симпатии у окружающих. Его считают лишним среди обычных людей. Внешняя слабость и беззащитность больного Юшки приводит к аморальным поступкам людей. Каждый встречный считал уместным унизить его словами или нанести физическое оскорбление.
  • Никто из соседей и знакомых Юшки не удосужился поинтересоваться подробностями его жизни или проникнуться его проблемами. Не вникали даже в настоящее имя это человека, всем было достаточно прозвища. Вместо сочувствия, изнеможенный болезнью старик постоянно испытывал на себе негативное отношение людей. Всем была безразлична судьба Юшки.
  • Молчаливая и безобидная натура Юшки позволяет и взрослым, и детям поступать с ним неподобающим образом. Проживая нелегкую судьбу, главный герой не испытывал злости к обществу и никого не винил в своих бедах. Он оправдывает людей за оскорбления в свой адрес.
  • Юшка отвечал улыбкой на неразумное поведение людей и считал их поступки способом проявлением внимания к его персоне. Его безответная реакция еще больше подталкивала людей на плохие поступки. Повиновение старика усиливало ожесточение обидчиков. Унижая слабого, они избавлялись от внутреннего негатива и отвлекались от собственных проблем.
  • Люди испытывают ненависть и злобу к человеку без весомых причин. Старик просто не угодил им своей внешностью и бедным положением. Все как один, словно стадо животных, испытывали отвращение к человеку и переносили свои эмоции на своих детей: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! — Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!». Заботясь только о своем благополучии, общество не считает нужным проявлять милосердие и сострадание.

Люди злые, Юшка — добр

  • Осудить и высмеять способен каждый. Это удел слабых эгоистичных людей. А вот протянуть руку помощи, проявить участие и заботу, не всем людям под силу. Если каждый из нас, будет делать шаг навстречу друг к другу, то вместе будет легче справиться с трудностями. Жизнь, в которой нет места добрым и благородным поступкам, прожита напрасно. Об эгоистичном человеке мало кто вспомнит после его смерти.
  • В рассказе Платонова общество считает себя в праве распоряжаться чужой жизнью. Юшка мешает людям своим существованием, и они открыто желают ему скорейшей смерти. Дочь хозяина кузни, после очередного избиения старика, говорит Юшке, что в его случае смерть лучше жизни. Что такое жалкое существование не имеет никакой ценности. Старика не задевают такие слова. Он никогда не чувствовал себя лишним или изгоем. Несмотря на болезнь, Юшка доволен жизнью и наслаждается каждым прожитым днем.
  • Даже дети позволяют себе делать гадости старику. Подобное поведение они перенимают у своих родителей. Такой пример подает жестокое и высокомерное поведение взрослых. Нравственная чудовищность передалась детям по наследству от старшего поколения. Юшка же интерпретирует детские поступки, как особую форму любви.

Юшка и дети

  • Вопреки жестокости людей, Юшка наполнен любовью к окружающему миру. Красота природы и все живое вызывает в его сердце восторг и умиление. Он видит прекрасное в каждом цветке. Наслаждается щебетанием птиц: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Эти радости жизни помогают ему забыть о болезни и не воспринимать человеческую злобу и подлость.

Юшка несмотря на все наполнен любовью

  • Смертельное заболевание подталкивает старика совершить что-то значимое в своей жизни. Оставить доброе светлое воспоминание о себе. Осознавая всю ценность человеческой жизни, Юшка берется помочь нуждающемуся человеку. Он отдает все заработанные средства девочке-сироте, помогая ей получить образование. Участие в жизни другого человека стало смыслом жизни Юшки. Забота о сироте помогала ему выживать. Для него было счастьем иметь возможность поделиться своим добром.
  • Автор хочет показать читателю, к чему приводит бесчеловечность и злоба. Человек, охваченный ненавистью, не способен на любовь к ближнему. Люди не умеют проявлять сострадание и сочувствие, потому что их этому не научили. Духовные ценности должны закладываться с самого детства. В этом рассказе родители своими низкими поступками подают ужасный пример своим детям. А ведь никто из них не застрахован от болезней и в любой момент может оказаться в таком же ужасном положении, как Юшка. Состарившись, они вряд ли дождутся понимания и сочувствия от своих близких.

Отношение людей

  • Прогрессирующая болезнь постепенно отнимала у Юшки силы и сделала его уязвимым. Повстречав очередного негодяя, он вынужден снова выслушать беспочвенные оскорбления. Но на этот раз старик не выдерживает и позволяет себе словесно ответить обидчику. Он решается заявить, то имеет такое же право на жизнь, как и все остальные. Такая смелость выводит обидчика из равновесия, и он применяет физическую силу.
  • Удар об землю становится смертельным для старика. Прохожий преспокойно отправляется домой, не испытывая никаких угрызений совести. Если все люди будут совершать такие хладнокровные поступки, то мы начнем деградировать и перестанем отличаться от животных.
  • Смерть Юшки не вызвала сострадания, но все же проститься пришли все жители городка, знавшие старика при жизни. После кончины старика подтверждается его убеждение – он был необходим людям. Теперь им больше не на кем вымещать свое зло, и они захлебнуться в собственном негативе. То, что все пришли на похороны, подтверждает, что народ любил Юшку, но не смог правильно проявить свои эмоции.

Так бы и забыли его, если бы не всплыло важное обстоятельство из его жизни. В город приехала девушка-сирота, ради которой старик жил все эти годы, ограничивая себя в самых простых вещах. Она приехала, чтобы протянуть руку помощи своему благодетелю. Не успев помочь Юшке, девушка не остается равнодушной к судьбам других тяжело больных людей.

Она посвящает свою жизнь тем, кто в этом очень нуждается. Своими добрыми бескорыстными поступками она сеет вокруг себя добро и милосердие. К такому решению она пришла только благодаря заботе своего добродетеля.

Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?

Каждый человек хочет ощутить на себе проявление любви, добра и понимания со стороны окружающих людей. Особенно это необходимо в моменты слабости, физического недомогания или душевной боли. Умение разделить чужое горе, принести себя в жертву, протянуть руку помощи слабому – в этом и заключается сострадание и сочувствие.

Важно уметь разделить чужое горе

  • Безразличное отношение делает человека одиноким. Невозможность разделить свои переживания доставляет человеку страдание. Такое положение ожесточает сердце человека. Не получая поддержки и понимания, мы перестаем доверять людям, замыкаемся в себе и больше не проявляем интерес к чужим судьбам.
  • Оказавшись наедине со своими проблемами, мы накапливаем в себе обиду и негатив. В результате выход эмоций происходит через вымещение своей злости на другого человека. Срываются, как правило, на тех, кто слабее. Именно такая роль и досталась Юшке. Спокойный человек с добрыми намерениями вызывает у окружающих ярость.
  • Поэтому каждому из нас нужен человек, который смог бы разделить наши страдания. Для этого, нужно начать с себя. Сделайте сегодня шаг навстречу тем, кто в этом нуждается. И, возможно, уже завтра вы получите благодарность в лице приятного собеседника, друга, помощника. Иногда, одно слово поддержки помогает человеку воспрянуть духом и идти вперед, мотивирует к действию.
  • Умение проявить сочувствие возвышает людей над сухими и черствыми индивидами, наполняет их жизнь человечными и душевными качествами. Сочувствие помогает людям взаимодействовать друг с другом. Дает возможность выразить и подчеркнуть свое истинное отношение. Сострадание позволяет поделиться своим жизненным опытом и сделать правильные выводы на будущее на основании чужих переживаний.

Важно уметь сострадать

Сочувствие и сострадание должны прививаться с детства. Ребенок может учиться проявлять свои эмоции при помощи взаимодействия с природной средой, с миром животных, при помощи книг.

  Прививание подобных качеств поможет в будущем наладить тесные социальные связи. Человеку, проявляющему сострадание, не грозит одиночество и беспомощность. Ему всегда придут на выручку близкие и друзья. Любите и уважайте своих ближних.

Читайте также:  Образ обалдуя в рассказе тургенева певцы

Видео: Итоговое сочинение по рассказу А.Платонова «Юшка»

Источник: https://heaclub.ru/nuzhny-li-v-zhizni-sochuvstvie-i-sostradanie-otzyvchivost-v-rasskaze-andreya-platonova-yushka

Учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме

Урок: Подготовка к сочинению на тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1. Введение

Заданная тема («Нужны ли в жизнь сочувствие и сострадание?») предполагает, что это будет сочинение-рассуждение, в котором вы должны ответить на поставленный в названии вопрос, опираясь на произведения, которые читали и анализировали на уроках литературы.

РАССУЖДЕНИЕ — тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.

Как правило, композиция рассуждения строится по следующей  модели:

•Тезис

•Доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, ссылки на авторитеты)

•Вывод

Часть І. Тезис

Важно

ТЕЗИС (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, подлежащее доказательству.

Таким образом, в тезисе вы должны сформулировать основную мысль своего рассуждения, а значит ответить на вопрос: о чем вы будете писать. 

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно прочитать тему рассуждения. Нам предлагается следующая тема: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Было бы неправильным ответить на вопрос односложно. Ведь ответ очевиден для всех — конечно, нужны.

Тема сочинения заставляет задуматься о том, почему это вопрос задан? Поэтому во вступлении порассуждайте о жизни, часто ли в жизни встречается сочувствие и сострадание в  нашей жизни или, к сожалению, очень редко. Также во вступит. части  вы должны привести к тому, что во многих произведениях лит-ры поднимается эта проблема.

Авторы заставляют нас вспомнить, что мир вокруг нуждается в нашей заботе и защите.

Часть ІІ. Основная часть. Аргументы

Итак, порассуждав о жизни, о дефиците сочувствия и сострадания, мы переходим к тому, что многие литературные произведения направлены на то, чтобы исправить ситуацию, заставить человека задуматься, напоминают ему, что мир вокруг нуждается в заботе и защите: этого ждут и люди, и животные, и растения — словом, все живое вокруг.

Основная часть вашего сочинения посвящена рассуждению на тему, в котором мы приводим аргументы. Сочинение мы пишем по литературе, поэтому и в рассуждении мы будем опираться на произведения, которые изучили.

Давайте вспомним рассказы, стихотворения, которые могут служить убедительным аргументом того, что многие авторы в своем творчестве бьют тревогу, напоминая людям о человечности, доброте, сострадании, которые все реже встречаются в нашей жизни.

1. Рассказ Л. Андреева «Кусака»

2. Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

3. Рассказ А. Платонова «Юшка»

Вспоминая прочитанные произведения, вы должны определить их основную тему, идею, раскрыть их проблематику, подобрать цитатный материал, и не забыть, что в рассуждении должно присутствовать ваше отношение к прочитанному.  

Совет!

Тема, объединяющая эти произведения, имеет нравственный аспект. Авторы поднимают вопрос жестокости окружающего мира, равнодушия людей. В своих произведениях они заставляют задуматься о человечном отношении ко всем: людям, животным, растениям.

А) Рассказ Л. Андреева «Кусака»

Леонид Андреев так писал о своем произведении: «В рассказе “Кусака” героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».  

Тема сострадания раскрывается в рассказе через описание собаки Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу.

Вспомним ключевые цитаты:

Одиночество собаки, жестокое отношение окружающих: « От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она… Ребята бросали в неё камнями и палками».

Обида на людей, недоверие, озлобленность: «Собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобы набрасывалась и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её».

Когда дачники приютили собаку, она привыкала к новой жизни: «Долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара», «и долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которое она не могла понять и на которое она не могла ответить».

Доброе отношение людей преобразило собаку: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака».

Самый трагический момент рассказа наступает, когда дачники бросили Кусаку. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки: «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рёется к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

Обратите внимание

Чему же учит рассказ «Кусака»? Прежде всего — относиться по-человечески к животным, понимать, что они, так же как люди,  способны чувствовать, любить, страдать. Только, в отличие от людей, они не обманут, не предадут. На вопрос: нужны  ли в жизни сочувствие  и  сострадание — Андреев  в рассказе буквально прокричал о том, что оно просто необходимо.

Б) Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

С рассказом Андреева перекликается стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая.

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».  

Анализируя стихотворение Маяковского, мы отмечали с вами, что это не просто стихотворение о лошади. Это попытка философского осмысления человеческой жизни. А упавшая и плачущая лошадь — это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

 Однако возникает вопрос:  почему автор прибегает к такому сравнению? Маяковский нарисовал нам сценку из жизни, описал реалистичную ситуацию, произошедшую в самом центре Москвы: упала лошадь, собралась толпа зевак.

Его задача состояла в том, чтобы подчеркнуть, что и он, и лошадь одиноки, а мир вокруг полон равнодушия и жестокости.

В) А. Платонов «Юшка»

О жестокости людей к главному герою  писал в своем рассказе «Юшка» А. Платонов. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви.

Важно

Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

-Давайте вспомним содержание и подберем цитаты, которые можем использовать в сочинении.

Начнём с отношения детей к герою.

 Отношение детей к герою было жестоким: они бросали в него камни, комья земли, толкали, смеялись над ним: «Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался.

Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и потому терзают его».

Жестокое и равнодушное  отношение  взрослых: «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе. Юшка потом долго лежал в пыли на дороге».

Следующая цитата подтверждает мысль, насколько добр Юшка: Юшка верит, что люди его любят:

«- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо

разорвали, а ты говоришь – народ тебя любит!..

– Он меня без понятия любит, – говорил Юшка. – Сердце в людях

бывает слепое».

Последняя фраза героя стала приговором людям, которые забыли или не знали вовсе, что такое милосердие и сострадание.

Часть ІІІ. Вывод

В выводе сочинения мы возвращаемся к тезису, в котором подняли проблему недостатка  в мире сострадания и сочувствия. Написать вывод нам помогут следующие вопросы:

Чему научили вас прочитанные произведения?

Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие?

Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему?

Если вы затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, вы можете сослаться на авторитеты, т. е. высказывания  известных людей.

Например:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Но нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

                                      Ф.И. Тютчев.

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

                                      Б. Пастернак

«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (доктор Гааз)

К своему сочинению вы можете подобрать эпиграф.

Совет!

Эпиграф — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю понять содержание текста.

В эпиграфе может быть подчеркнута тема, идея, сформулирована эстетическая задача, эпиграф может раскрыть смысл заглавия и содержать авторскую оценку произведения.

Пример №1:

Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?

Спешите делать добро,

пока не стало поздно.

Гааз

Пример № 2:

Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Но нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Ф.И. Тютчев

Обратите внимание, как оформляется эпиграф: в правой стороне страницы, без кавычек. Автор высказывания пишется ниже, без скобок.

В сочинении по литературе обязательно используйте цитаты из произведений, которые вы приводите в качестве аргумента рассуждения.

Цитаты — это слова из какого-либо произведения, текста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: заменять слова в цитате, менять их местами, изменять грамматическую форму (например, падеж и др.).

РАЗРЕШАЕТСЯ: сокращать цитату, заменяя пропущенные слова многоточием.

В сочинении цитата может оформляться несколькими способами:

Прямая речь:

А)  А. Платонов писал: «Надо любить ту Вселенную, которая может  быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души…»

Б) «Надо любить ту Вселенную, которая может  быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души…» — писал А. Платонов.

Обратите внимание

Цитата может быть включена в предложение с косвенной речью. При этом цитата выделяется кавычками и начинается со строчной буквы.

Например:

А) Юшка говорил, что «сердце в людях бывает слепое». (по Платонову)

Б) Собралась с силенками, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». (по Маяковскому)

Вводные слова

Чтобы ваше сочинение стало искренним и в нем ощущалось ваше присутствие, используйте вводные слова.

Вводные слова — слова, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.

Например:

Конечно, эта проблема волнует меня в первую очередь. (Конечно — вводное слово со значением уверенности)

Может быть, люди задумаются о своей душе, и тогда, я уверен, мир изменится к лучшему. (может быть — вводное слово со значением предположения и убеждения)

К сожалению, к Юшке все относились жестоко. (к сожалению — вводное слово со значением чувства говорящего).

По-моему, это самый трагический момент рассказа. (по-моему — вводное слово, сообщающее об источнике информации).

Обратите внимание: на письме вводные слова выделяются запятыми.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/03/27/urok-rr-napisanie-sochineniya-po-teme-nuzhny-li-v-zhizni

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

esdra

Недавно доча написала сочинение по рассказам Платонова, Андреева и стихотворению Маяковского. Это текст, написанный взрослым человеком. Он написан не просто хорошо, он написан великолепно.

С самого первого абзаца и до последней точки не отпускает тебя. Мне бы самому было бы не стыдно за такой взрослый, сильный и эмоциональный текст. Но самое важное – это не просто мысли, но и умение их формулировать и реализовывать в тексте.

  И это сделала доча сама, без моей малейшей помощи.

Читайте также:  Реализм романа евгений онегин пушкина сочинение 9 класс

Вот, собственно, само сочинение.

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Каждый человек нуждается в заботе. Те люди, которые это отрицают, просто пытаются скрыть свою личную боль, а когда человеку больно, то он нуждается в помощи. Это и есть сочувствие и сострадание, наша способность разделить чужую боль. Но нужно ли это нам в жизни? Готовы ли мы жертвовать собой ради других?

Важно

А что если человек не получает помощи от других? Тогда он наверняка будет чувствовать себя одиноким, а потом настолько сильно будет страдать, что перестанет доверять людям и будет отвечать им накопленным злом.

Это прекрасно видно на примере бродячей собаки Кусаки из одноимённого рассказа Леонида Андреева. Она стала жертвой равнодушия и жестокости людей, за что и отплатила некоторым той же монетой.

До тех пор, пока не появились такие люди, которые смогли принять её и дать Кусаке ту любовь, которой она была лишена долгое время. Жаль, что это не продолжалось долго. Когда люди уехали, ещё большая тоска появилась в её сердце.

Она потеряла тепло, из-за чего “собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.”

Часто, в довольно простой ситуации, нам необходимо сострадание со стороны, даже если это будет от совсем незнакомого человека. Это можно заметить в стихотворении Владимира Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”.

Хоть и говорит он: “Может быть, старая, и не не нуждалась в няньке,  мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла.

” И действительно, это может быть и незаметно нам, но доброе слово заставляет нас идти дальше, несмотря ни на что.

Но зачастую, когда людям нужна помощь, и они не находят её вокруг, вся злость и горе срывается на другого, того, кто просто слабее и не сможет тебе ответить. Таким общим “козлом отпущения” в каком-то смысле стал Юшка, главный герой одноимённого рассказа, просто помощник кузнеца.

Старый, согнувшийся от чахотки и очень спокойный и добрый нравом, что приводит в ярость буквально всех. И дело не в Юшке, а в людях, которые не получают сочувствия от других, видят свои проблемы в нём, думая, что он настолько беспомощен, что даже ответить ничего не может.

Совет!

Но если молчание так злило людей, то когда Юшка нашёлся, что ответить, то получил в ответ ещё большую ярость, которая привела к смерти бедного мастерового. Но почему же тогда “Однако без Юшки жить людям стало хуже”? Мы получаем ответ в самом рассказе.

“Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякого людское зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательность.”

Вот почему важно, чтобы в нашей жизни было сочувствие и сострадание. Я считаю, что без этого мы все погрязнем в собственном гневе и боли. Мне это очень знакомо, когда другие люди, видя твою слабость, все свои беды сваливают на тебя.

В такие моменты очень важно, чтобы кто-то был рядом, помог нести этот груз. Иначе, либо человек ломается под тяжестью чужих страданий,  либо сам становится частью всеобщей ненависти. Нам очень важно любить друг друга и сострадать в бедах.

(с) Дарья Попова

7 класс

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://esdra.livejournal.com/2209270.html

Помогите написать сочинение! Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? ( По рассказам а. Андреева кусака ; а. Платонов юшка )

“Мы в ответе за тех, кого приручили” Антуан де Сент-Экзюпери. Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные.

Рассказ писателя “Кусака” именно об этом. Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: любой может ударить, швырнуть камнем, гнать е презрением. Постепенно Кусака приспосабливается к этим тяжелым испытаниям. Собака становится недоверчивой и озлобленной. В людях она видит своих врагов, всегда готовых напасть.

Отдалившись от них, она оказывается в дачном поселке — пустынном и безопасном зимой. Но холод не может длиться вечно, и с приходом тепла и лета появляются хозяева дачи.

Кусака по опыту знает, что люди — это зло, которого надо избегать, а при необходимости и отвечать на него, поэтому она в первый момент набрасывается на Лелю.

Потом начинает происходить непривычное: люди, оказывается, умеют не только швырять камни, но и ласкать, заботиться о собаке и кормить ее. Постепенно ломается барьер, воздвигнутый Кусакой между нею и людьми.

Доброта ее новых хозяев делает собаку безоружной перед ними, “она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу…” Но, к сожалению, все хорошее быстро заканчивается. С приходом осенних холодов хозяева покинули дачу и непрошенную гостью Кусаку. Этот отъезд буквально сразил собаку.

Теперь ее одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у нее были искренние друзья, дом, еда,— а теперь Кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям… Все возвращается в ее Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру жизни, только теперь она не готова к этим новым испытаниям. Страшным воем Кусака выражает свое горе.

“Собака выла ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И потому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь…” Рассказ Леонида Андреева потряс меня, явился настоящим откровением.

Да, животные страдают, мучаются от своей брошенности и ненужности. Я никогда не обижаю бездомных кошек и собак, но после этого рассказа мне хочется помочь им, но как? Их так много! Я ужасаюсь бессердечию людей, способных выкинуть своего питомца. Честнее не заводить себе животного совсем, если потом его выгонишь. Люди должны об этом помнить.

Обратите внимание

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал, что “мы в ответе за тех, кого приручили”.

Источник: http://www.sochuroki.com/pomogite-napisat-sochinenie-nuzhny-li-v-zhizni-sochuvstvie-i-sostradanie-po-rasskazam-a-andreeva-kusaka-a-platonov-yushka/

Сочинение на тему Сострадание к людям в повести Юшка, Платонов читать бесплатно

­Сострадание к людям

Повесть А. П. Платонова «Юшка» небольшая по объему, но довольно глубокая по содержанию.

Она заставляет читателя задуматься о многих насущных вопросах и по-новому взглянуть на тему людского милосердия и сострадания.

Для того чтобы лучше понять истинный смысл произведения, лучше перечитать его несколько раз. Поначалу, кажется, что речь идет всего лишь о рано состарившемся человеке, не похожем на других.

На самом деле, Юшка не просто отличался от жителей города, в котором жил, но и обладал самым добрым сердцем. Ему всего сорок, а он уже выглядел как настоящий старик.

Возможно, этот физический недостаток стал еще одним поводом для людей необоснованно обижать его.

Выглядел он так несчастно из-за серьезной болезни, а именно из-за чахотки, которая планомерно губила его из года в год, отбирая последние силы.

Несмотря на это, Юшка не терял веры в лучшее будущее, в людей, в красоту окружающей природы и пользу физического труда. Он работал с утра до вечера на одного преуспевающего кузнеца.

Важно

У него же он жил и питался, а все заработанные деньги куда-то девал. Поговаривали, что у Юшки была дочь, к которой он время от времени ездил в деревню.

Ей-то он и отдавал эти деньги, чтобы она могла оплатить обучение.

На самом деле, у героя Платонова была такая широкая душа, что он помогал девушке-сироте. Она была его «названной дочерью», но любил он ее не меньше собственной. Собственно, Юшка любил всех детей, даже когда они обзывались, кидались камнями или песком. Взрослые тоже нередко обижали его, отчего он казался еще более несчастным и никому ненужным.

В конце рассказа выясняется, что он был гораздо лучше их всех. По крайней мере, он умел проявлять милосердие и сострадание по отношению ко всему живому.

Пока он был жив, никому и в голову не приходило пожалеть бедного человека, хотя бы, потому что он был серьезно болен.

А когда его не стало, и не на ком было срывать свою злость, люди стали чаще ссорится друг с другом. В отличие от них, Юшка знал цену жизни.

Повесть Платонова заставляет читателей задуматься о том, как важно быть терпимым и уметь сострадать. В конечном счете, лучшее, что может сделать человек, это оставить добрую память о себе в сердцах других людей.

см. также:
Другие сочинения по произведению Юшка, Платонов

Характеристика героя Юшка, Платонов

Краткое содержание Юшка, Платонов

Краткая биография Андрея Платонова

Источник: http://www.sdamna5.ru/sostradanie_yushka

Сочинение на тему: ДОБРЫЙ ЮШКА (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Язык в художественном произведении игра­ет огромную роль. Он развивается в историче­ском контексте литературного языка и в тесной связи с ним, в то же время являясь концентри­рованным его выражением.

В произведении язык — важный способ индивидуализации и ти­пизации персонажей.

Он воссоздает все особен­ности разговора людей разных социальных групп, разного уровня культуры, профессии, воз­раста, психологического состояния.

В рассказе «Юшка» А. П. Платонов передает особенности речи населения провинциального го­родка. Несмотря на обилие разговорных элемен­тов, речь главного героя отличается по тематике, интонации, эмоциональности от партий осталь­ных персонажей.

Совет!

Юшка почти всегда говорит о любви, даже когда является объектом человечес­кой глупости и жестокости. Детей, которые смея­лись над ним, толкали, мучили, Юшка называет «маленькими», «родными». На ярость пьяных взрослых старается не отвечать вообще.

Рассуж­дения Юшки полны милосердия и сострадания к неразумным людям: «Меня, Даша, народ любит!»; «Он меня без понятия любит… Сердце в людях бывает слепое». Только один раз решается Юшка дать отпор человеческой жестокости: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!..

Я жить родителями по­ставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»

Люди мало общаются с Юшкой, а если и гово­рят с ним о чем-то, то единственно с целью дока­зать неправомерность его существования на белом свете.

Например, хозяйская дочь, которая не раз подымала лежащего в пыли, избитого Юшку, уво­дила домой, могла довольно жестоко заявить о ник­чемности его существования: «Лучше бы ты умер, Юшка».

Агрессией и ненавистью ко всему живо­му проникнуты слова убийцы Юшки: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!..

» Пьяное веселье прохо­жего, неожиданно получившего отпор от слабой жертвы, мгновенно сменяется злобой. Злоба вып­лескивается на невиновного, а взамен приходит равнодушие: «Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай». Трудно определить, что наиболее страшным оказалось в данной ситуации: человеческая злоба или человеческое равнодушие.

Повествование в рассказе ведется от третьего лица. При этом автор выступает скорее не судь­ей, а внимательным свидетелем человеческой несправедливости. Характеристика главного ге­роя, которую дает автор в начале рассказа, на­правляет читательское настроение в русло мило­сердия, сострадания, жалости.

Автор подчерки­вает исключительную доброту и душевное тепло своего героя: человеческое сообщество отторгает Юшку, но природа принимает, как своего. Толь­ко наедине с природой герой чувствует покой и умиротворение: «Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле.

Обратите внимание

Отдохнув, отды­шавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек».

К телу умершего пришли проститься все люди, «старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Юшку похоронили и забыли. Но теперь людям стало жить хуже, ибо вся злоба и глумле­ние оставались среди них: «не было Юшки, бе­зответно терпевшего всякое чужое зло, ожесто­чение, насмешку и недоброжелательство».

Читайте также:  Анализ поэмы за далью даль твардовского сочинение

В рассказе добро побеждает зло. Даже после смерти доброта и отзывчивость Юшки приносят свои плоды, подчеркивает автор. Юшка подарил людям, которые просто не умели любить, частич­ку своего сердца. Каждый день его жизни был подвигом.

Каждая копейка, стоившая Юшке здо­ровья и жизненных сил, была истрачена с пользой. Беспомощный старик, в глазах которо­го «всегда стояла влага, как неостывающие сле­зы», помогал девочке-сироте.

Девочка выросла, стала врачом и приехала к родному человеку, который любил ее больше всего на свете и кого она любила «всем теплом и светом своего серд­ца». Добрели сердца горожан, которых лечила и утешала уже ставшая взрослой девочка, воспи­танная Юшкой.

Лучшим вознаграждением за страдания героя стало то, что девочку-сироту в городе стали называть «дочерью доброго Юшки».

На этой странице искали :

  • сочинение на тему нужны ли в жизни сочувствие и сострадание юшка
  • сочинение на тему юшка
  • сочинение юшка
  • юшка сочинение
  • сочинение по рассказу юшка нужны ли в жизни сочувствие и сострадание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-dobryj-yushka-po-rasskazu-a-p-platonova-yushka.html

Подготовка к сочинению на тему: « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

За­дан­ная тема («Нужны ли в жизни со­чув­ствие и со­стра­да­ние?») пред­по­ла­га­ет, что это будет со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, в ко­то­ром вы долж­ны от­ве­тить на по­став­лен­ный в на­зва­нии во­прос, опи­ра­ясь на про­из­ве­де­ния, ко­то­рые чи­та­ли и ана­ли­зи­ро­ва­ли на уро­ках ли­те­ра­ту­ры.

РАС­СУЖ­ДЕ­НИЕ — тип тек­ста (тип речи): сло­вес­ное из­ло­же­ние, разъ­яс­не­ние, раз­ви­тие, под­твер­жде­ние или опро­вер­же­ние ка­кой-ли­бо мысли; один из функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вых типов речи на­ря­ду с по­вест­во­ва­ни­ем и опи­са­ни­ем.

Осо­бен­ность рас­суж­де­ния как типа тек­ста за­клю­ча­ет­ся в том, что в нем ис­поль­зу­ет­ся не сю­жет­ный (как в по­вест­во­ва­нии), а ло­ги­че­ский прин­цип по­стро­е­ния. Как пра­ви­ло, ком­по­зи­ция рас­суж­де­ния стро­ит­ся по сле­ду­ю­щей  мо­де­ли:

Тезис

•До­ка­за­тель­ство (ряд ар­гу­мен­тов, в ка­че­стве ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся факты, ссыл­ки на ав­то­ри­те­ты)

•Вывод

Часть І. Тезис

ТЕЗИС (греч. thesis — по­ло­же­ние, утвер­жде­ние) — утвер­жде­ние, под­ле­жа­щее до­ка­за­тель­ству.

Таким об­ра­зом, в те­зи­се вы долж­ны сфор­му­ли­ро­вать ос­нов­ную мысль сво­е­го рас­суж­де­ния, а зна­чит от­ве­тить на во­прос: о чем вы бу­де­те пи­сать. 

Важно

Чтобы от­ве­тить на этот во­прос, нужно вни­ма­тель­но про­чи­тать тему рас­суж­де­ния.

Нам пред­ла­га­ет­ся сле­ду­ю­щая тема: «Нужны ли в жизни со­чув­ствие и со­стра­да­ние?» Было бы непра­виль­ным от­ве­тить на во­прос од­но­слож­но. Ведь ответ оче­ви­ден для всех — ко­неч­но, нужны.

Тема со­чи­не­ния за­став­ля­ет за­ду­мать­ся о том, по­че­му это во­прос задан? Часто ли в жизни встре­ча­ет­ся со­чув­ствие и со­стра­да­ние или, к со­жа­ле­нию, очень редко.

Часть ІІ. Ос­нов­ная часть. Ар­гу­мен­ты

Итак, по­рас­суж­дав о жизни, о де­фи­ци­те со­чув­ствия и со­стра­да­ния, мы пе­ре­хо­дим к тому, что мно­гие ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния на­прав­ле­ны на то, чтобы ис­пра­вить си­ту­а­цию, за­ста­вить че­ло­ве­ка за­ду­мать­ся, на­по­ми­на­ют ему, что мир во­круг нуж­да­ет­ся в за­бо­те и за­щи­те: этого ждут и люди, и жи­вот­ные, и рас­те­ния — сло­вом, все живое во­круг.

Ос­нов­ная часть ва­ше­го со­чи­не­ния по­свя­ще­на рас­суж­де­нию на тему, в ко­то­ром мы при­во­дим ар­гу­мен­ты. Со­чи­не­ние мы пишем по ли­те­ра­ту­ре, по­это­му и в рас­суж­де­нии мы будем опи­рать­ся на про­из­ве­де­ния, ко­то­рые изу­чи­ли.

Да­вай­те вспом­ним рас­ска­зы, сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рые могут слу­жить убе­ди­тель­ным ар­гу­мен­том того, что мно­гие ав­то­ры в своем твор­че­стве бьют тре­во­гу, на­по­ми­ная людям о че­ло­веч­но­сти, доб­ро­те, со­стра­да­нии, ко­то­рые все реже встре­ча­ют­ся в нашей жизни.

1. Рас­сказ Л. Ан­дре­ева «Ку­са­ка»

2. Сти­хо­тво­ре­ние В. Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям»

3. Рас­сказ А. Пла­то­но­ва «Юшка»

Вспо­ми­ная про­чи­тан­ные про­из­ве­де­ния, вы долж­ны опре­де­лить их ос­нов­ную тему, идею, рас­крыть их про­бле­ма­ти­ку, по­до­брать ци­тат­ный ма­те­ри­ал, и не за­быть, что в рас­суж­де­нии долж­но при­сут­ство­вать ваше от­но­ше­ние к про­чи­тан­но­му.  

Тема, объ­еди­ня­ю­щая эти про­из­ве­де­ния, имеет нрав­ствен­ный ас­пект. Ав­то­ры под­ни­ма­ют во­прос же­сто­ко­сти окру­жа­ю­ще­го мира, рав­но­ду­шия людей. В своих про­из­ве­де­ни­ях они за­став­ля­ют за­ду­мать­ся о че­ло­веч­ном от­но­ше­нии ко всем: людям, жи­вот­ным, рас­те­ни­ям.

А) Рас­сказ Л. Ан­дре­ева «Ку­са­ка»

Лео­нид Ан­дре­ев так писал о своем про­из­ве­де­нии: «В рас­ска­зе “Ку­са­ка” ге­ро­ем яв­ля­ет­ся со­ба­ка, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое стра­да­ет од­ни­ми и теми же стра­да­ни­я­ми и в ве­ли­ком без­ли­чии и ра­вен­стве сли­ва­ет­ся во­еди­но перед гроз­ны­ми си­ла­ми жизни».  

Тема со­стра­да­ния рас­кры­ва­ет­ся в рас­ска­зе через опи­са­ние со­ба­ки Ку­са­ки, из­ме­нив­ших­ся усло­вий её жизни с при­ез­дом летом дач­ни­ков, от­но­ше­ния людей к без­дом­но­му су­ще­ству.

Клю­че­вые ци­та­ты:

Совет!

Оди­но­че­ство со­ба­ки, же­сто­кое от­но­ше­ние окру­жа­ю­щих: « От тёп­лых изб её от­го­ня­ли дво­ро­вые со­ба­ки, такие же го­лод­ные, как и она… Ре­бя­та бро­са­ли в неё кам­ня­ми и пал­ка­ми».

Обида на людей, недо­ве­рие, озлоб­лен­ность: «Со­ба­ка не до­ве­ря­ла людям, ко­то­рые хо­те­ли её при­лас­кать, и, под­жав хвост, убе­га­ла, а ино­гда со злобы на­бра­сы­ва­лась и пы­та­лась уку­сить, пока кам­ня­ми и пал­ка­ми не уда­ва­лось ото­гнать её».

Когда дач­ни­ки при­юти­ли со­ба­ку, она при­вы­ка­ла к новой жизни: «Долго ещё вздра­ги­ва­ла при каж­дом при­кос­но­ве­нии лас­ка­ю­щей руки, и ей боль­но было от непри­выч­ной ласки, слов­но от удара», «и долго ещё вся­кая ласка ка­за­лась ей неожи­дан­но­стью, чудом, ко­то­рое она не могла по­нять и на ко­то­рое она не могла от­ве­тить».

Доб­рое от­но­ше­ние людей пре­об­ра­зи­ло со­ба­ку: «Всей своей со­ба­чьей душой рас­цве­ла Ку­са­ка».

Самый тра­ги­че­ский мо­мент рас­ска­за на­сту­па­ет, когда дач­ни­ки бро­си­ли Ку­са­ку. Ужа­сен и стра­шен вой об­ма­ну­той в ко­то­рый раз со­ба­ки: «И тому, кто слы­шал этот вой, ка­за­лось, что это сто­нет и рвет­ся к свету сама бес­про­свет­но-тём­ная ночь, и хо­те­лось в тепло, к яр­ко­му огню, к лю­бя­ще­му жен­ско­му серд­цу».

Чему же учит рас­сказ «Ку­са­ка»? Пре­жде всего — от­но­сить­ся по-че­ло­ве­че­ски к жи­вот­ным, по­ни­мать, что они, так же как люди,  спо­соб­ны чув­ство­вать, лю­бить, стра­дать. Толь­ко, в от­ли­чие от людей, они не об­ма­нут, не пре­да­дут. На во­прос: нужно ли в жизни со­стра­да­ние — Ан­дре­ев в рас­ска­зе бук­валь­но про­кри­чал о том, что оно про­сто необ­хо­ди­мо.

Б) Сти­хо­тво­ре­ние В. Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям»

С рас­ска­зом Ан­дре­ева пе­ре­кли­ка­ет­ся сти­хо­тво­ре­ние В. Ма­я­ков­ско­го «Хо­ро­шее от­но­ше­ние к ло­ша­дям».

Тема сти­хо­тво­ре­ния: ис­то­рия ло­ша­ди, ко­то­рая «грох­ну­лась» на бу­лыж­ную мо­сто­вую, оче­вид­но, от уста­ло­сти и по­то­му, что мо­сто­вая была скольз­кая.

Как ре­а­ги­ру­ют окру­жа­ю­щие? Они сме­ют­ся! Сразу же со­би­ра­ют­ся зе­ва­ки. Ло­шадь по­ни­ма­ет, что по­мо­щи ждать ей не при­дет­ся. Со­бра­лась с си­лен­ка­ми, «рва­ну­лась, вста­ла на ноги, ржа­ну­ла и пошла».  

Ана­ли­зи­руя сти­хо­тво­ре­ние Ма­я­ков­ско­го, мы от­ме­ча­ли с вами, что это не про­сто сти­хо­тво­ре­ние о ло­ша­ди. Это по­пыт­ка фи­ло­соф­ско­го осмыс­ле­ния че­ло­ве­че­ской жизни. А упав­шая и пла­чу­щая ло­шадь — это свое­об­раз­ный двой­ник ав­то­ра: «Де­точ­ка, все мы немнож­ко ло­ша­ди».

Обратите внимание

Од­на­ко по­че­му автор при­бе­га­ет к та­ко­му срав­не­нию? Ма­я­ков­ский на­ри­со­вал нам сцен­ку из жизни, опи­сал ре­а­ли­стич­ную си­ту­а­цию, про­изо­шед­шую в самом цен­тре Моск­вы. Его за­да­ча со­сто­я­ла в том, чтобы под­черк­нуть, что и он, и ло­шадь оди­но­ки, а мир во­круг полон рав­но­ду­шия и же­сто­ко­сти.

В) А. Пла­то­нов «Юшка»

О же­сто­ко­сти людей к глав­но­му герою  писал в своем рас­ска­зе «Юшка» А. Пла­то­нов. Доб­рый и сер­деч­ный Юшка об­ла­да­ет ред­ким даром любви.

Эта лю­бовь ис­тин­но свя­тая и чи­стая: «Он скло­нял­ся к земле и це­ло­вал цветы, ста­ра­ясь не ды­шать на них, чтоб они не ис­пор­ти­лись от его ды­ха­ния, он гла­дил кору на де­ре­вьях и поды­мал с тро­пин­ки ба­бо­чек и жуков, ко­то­рые пали за­мерт­во, и долго всмат­ри­вал­ся в их лица, чув­ствуя себя без них оси­ро­тев­шим».

Да­вай­те вспом­ним со­дер­жа­ние и под­бе­рем ци­та­ты, ко­то­рые можем ис­поль­зо­вать в со­чи­не­нии.

От­но­ше­ние детей к герою было же­сто­ким: они бро­са­ли в него камни, комья земли, тол­ка­ли, сме­я­лись над ним: «Они ра­до­ва­лись тому, что с ним можно все де­лать, что хо­чешь, а он им ни­че­го не де­ла­ет.

Юшка тоже ра­до­вал­ся. Он знал, от­че­го дети сме­ют­ся над ним и му­ча­ют его.

Он верил, что дети любят его, что он нужен им, толь­ко они не умеют лю­бить че­ло­ве­ка и не знают, что де­лать для любви, и по­то­му тер­за­ют его».

Же­сто­кое и рав­но­душ­ное  от­но­ше­ние  взрос­лых: «От кро­то­сти Юшки взрос­лый че­ло­век при­хо­дил в оже­сто­че­нье и бил его боль­ше, чем хотел сна­ча­ла, и в этом зле за­бы­вал на время свое горе. Юшка потом долго лежал в пыли на до­ро­ге».

Юшка верит, что люди его любят:

«- У тебя сей­час кровь на щеке, а на про­шлой неде­ле тебе ухо

разо­рва­ли, а ты го­во­ришь – народ тебя любит!..

– Он меня без по­ня­тия любит, – го­во­рил Юшка. – Серд­це в людях

бы­ва­ет сле­пое».

По­след­няя фраза героя стала при­го­во­ром людям, ко­то­рые за­бы­ли или не знали вовсе, что такое ми­ло­сер­дие и со­стра­да­ние.

Часть ІІІ. Вывод

В вы­во­де со­чи­не­ния мы воз­вра­ща­ем­ся к те­зи­су, в ко­то­ром под­ня­ли про­бле­му недо­стат­ка  в мире со­стра­да­ния и со­чув­ствия. За­кан­чи­вая со­чи­не­ния, вы мо­же­те от­ве­тить на во­про­сы:

Чему на­учи­ли вас про­чи­тан­ные про­из­ве­де­ния?

По­мо­га­ет ли ли­те­ра­ту­ра вос­пи­тать в че­ло­ве­ке доб­ро­ту и ми­ло­сер­дие?

Ве­ри­те ли вы в то, что че­ло­ве­че­ство спо­соб­но из­ме­нить­ся к луч­ше­му?

Если вы за­труд­ня­е­тесь сде­лать вывод са­мо­сто­я­тель­но, вы мо­же­те со­слать­ся на ав­то­ри­те­ты, т. е. вы­ска­зы­ва­ния  из­вест­ных людей.

На­при­мер:

Нам не дано преду­га­дать,

Как наше слово от­зо­вет­ся.

Но нам со­чув­ствие да­ет­ся,

Как нам да­ет­ся бла­го­дать.

Ф.И. Тют­чев.

Верю я, при­дет пора,

Силу под­ло­сти и злобы

Одо­ле­ет дух добра.

Б. Па­стер­нак

«Спе­ши­те де­лать добро, пока не стало позд­но» (док­тор Гааз)

К сво­е­му со­чи­не­нию вы мо­же­те по­до­брать эпи­граф.

Эпи­граф — яркое из­ре­че­ние, по­ме­ща­е­мое ав­то­ром перед всем про­из­ве­де­ни­ем или его ча­стью, с целью по­мочь чи­та­те­лю по­нять со­дер­жа­ние тек­ста.

Важно

В эпи­гра­фе может быть под­черк­ну­та тема, идея, сфор­му­ли­ро­ва­на эс­те­ти­че­ская за­да­ча, эпи­граф может рас­крыть смысл за­гла­вия и со­дер­жать ав­тор­скую оцен­ку про­из­ве­де­ния.

При­мер №1:

Нужны ли в мире со­чув­ствие и со­стра­да­ние?

Спе­ши­те де­лать добро,

пока не стало позд­но.

Гааз

При­мер № 2:

Нужны ли в мире со­чув­ствие и со­стра­да­ние?

Нам не дано преду­га­дать,

Как наше слово от­зо­вет­ся.

Но нам со­чув­ствие да­ет­ся,

Как нам да­ет­ся бла­го­дать.

Ф.И. Тют­чев

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, как оформ­ля­ет­ся эпи­граф: в пра­вой сто­роне стра­ни­цы, без ка­вы­чек. Автор вы­ска­зы­ва­ния пи­шет­ся ниже, без ско­бок.

В со­чи­не­нии по ли­те­ра­ту­ре обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ци­та­ты из про­из­ве­де­ний, ко­то­рые вы при­во­ди­те в ка­че­стве ар­гу­мен­та рас­суж­де­ния.

Ци­та­ты — это слова из ка­ко­го-ли­бо про­из­ве­де­ния, тек­ста ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся для под­твер­жде­ния ваших мыс­лей, фраз, то есть за­креп­ле­ния при­ме­ром.

ЗА­ПРЕ­ЩА­ЕТ­СЯ: за­ме­нять слова в ци­та­те, ме­нять их ме­ста­ми, из­ме­нять грам­ма­ти­че­скую форму (на­при­мер, падеж и др.).

РАЗ­РЕ­ША­ЕТ­СЯ: со­кра­щать ци­та­ту, за­ме­няя про­пу­щен­ные слова мно­го­то­чи­ем.

В со­чи­не­нии ци­та­та может оформ­лять­ся несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

Пря­мая речь:

А)  А. Пла­то­нов писал: «Надо лю­бить ту Все­лен­ную, ко­то­рая может  быть, а не ту, ко­то­рая есть. Невоз­мож­ное — неве­ста че­ло­ве­че­ства, и к невоз­мож­но­му летят наши души…»

Б) «Надо лю­бить ту Все­лен­ную, ко­то­рая может  быть, а не ту, ко­то­рая есть. Невоз­мож­ное — неве­ста че­ло­ве­че­ства, и к невоз­мож­но­му летят наши души…» — писал А. Пла­то­нов.

Ци­та­та может быть вклю­че­на в пред­ло­же­ние с кос­вен­ной речью. При этом ци­та­та вы­де­ля­ет­ся ка­выч­ка­ми и на­чи­на­ет­ся со строч­ной буквы.

На­при­мер:

А) Юшка го­во­рил, что «серд­це в людях бы­ва­ет сле­пое». (по Пла­то­но­ву)

Б) Со­бра­лась с си­лен­ка­ми, «рва­ну­лась, вста­ла на ноги, ржа­ну­ла и пошла». (по Ма­я­ков­ско­му)

Ввод­ные слова

Чтобы ваше со­чи­не­ние стало ис­крен­ним и в нем ощу­ща­лось ваше при­сут­ствие, ис­поль­зуй­те ввод­ные слова.

Ввод­ные слова — слова, фор­маль­но не свя­зан­ные с чле­на­ми пред­ло­же­ния, не яв­ля­ю­щи­е­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния и вы­ра­жа­ю­щие от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к вы­ска­зы­ва­е­мо­му, ука­зы­ва­ю­щие на ис­точ­ник со­об­ще­ния, на спо­соб сло­вес­но­го оформ­ле­ния мысли, на от­но­ше­ния между от­дель­ны­ми мыс­ля­ми в речи и т. д.

На­при­мер:

Ко­неч­но, эта про­бле­ма вол­ну­ет меня в первую оче­редь. (Ко­неч­но — ввод­ное слово со зна­че­ни­ем уве­рен­но­сти)

Может быть, люди за­ду­ма­ют­ся о своей душе, и тогда, я уве­рен, мир из­ме­нит­ся к луч­ше­му. (может быть — ввод­ное слово со зна­че­ни­ем пред­по­ло­же­ния и убеж­де­ния)

К со­жа­ле­нию, к Юшке все от­но­си­лись же­сто­ко. (к со­жа­ле­нию — ввод­ное слово со зна­че­ни­ем чув­ства го­во­ря­ще­го).

По-мо­е­му, это самый тра­ги­че­ский мо­мент рас­ска­за. (по-мо­е­му — ввод­ное слово, со­об­ща­ю­щее об ис­точ­ни­ке ин­фор­ма­ции).

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: на пись­ме ввод­ные слова вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми.

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те со­чи­не­ние на тему: «Нужны ли в жизни со­чув­ствие и со­стра­да­ние?»

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3386

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector