Сочинение анализ рассказа ребята и утята пришвина

Анализ рассказа М.Пришвина “Ребята и утята”

Анализ произведения «Ребята и утята» М. Пришвина

– Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Можете ли вы по названию рассказа предположить, о чём пойдёт речь? (Я предполагаю что ответы будут такими: о ребятах и утятах; о ребятах; об утятах).

– Кто видел маленьких утят? Где видели? (Все ребята поднимут руки, некоторые видели настоящих в деревнях у бабушек, некоторые скажут что видели на картинках).

– Давайте попробуем ответить на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (не совершать бездумных поступков; думать прежде чем что-то делать; хорошо относится к животным).

– Как вы думаете просто так была выбрана автором птичка – чирок-свистунок? (Да, просто так; где-то видел, решил написать рассказ про эту птичку).

Давайте послушаем информацию об этой птичке: Утки бывают не только домашние, но и дикие. Они немного меньшего размера, чем домашние, и бывают нескольких видов. Самая маленькая из речных уток.

Об одной из таких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. М. Пришвин. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоёмы с густыми зарослями.

На зиму улетают в тёплые края, а уже в марте вновь прилетают к нам. Гнездо, где высиживают птенцов, делают вдалеке от воды.

-Ребята, теперь, узнав о ней побольше, как вы думаете, зачем автор в самом начале рассказа уточняет что она маленькая и употребляет слово уточка, а не утка? (Зная теперь что чирок-свистунок – это самая маленькая из речных уток, мы можем предположить что автор хочет показать нам с самого начала чтения рассказа что речь пойдёт о беззащитной, беспомощной маленькой птичке).

– Теперь мы можем сказать почему автор выбрал именно эту птичку? (да)

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (На свободу)

– Что значит для утят свобода? (Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе).

– Как вы думаете что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят? (Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась).

– Сколько надо было идти до озера? (версты три)

– Сколько это километров? (чуть больше 3 км)

– Это много или мало для человека? (это не совсем много, человек может пройти это расстояние)

– А как вы думаете: А для маленькой уточки? (это очень много, особенно для маленьких утят).

– Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни? (Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали).

– Какие враги были у уток? (люди, лисица, ястреб).

– Как вы думаете почему мать шла позади? (Чтобы видеть что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них).

– Где ребята увидели утят? (при переходе через дорогу)

– Как вы думаете почему автор именно это место выбрал, когда хотел показать что утка попала в поле зрения ребят? (потому что дорога – это открытая местность, проделывая путь по траве, кустам, их трудно было бы заметить, можно предположить, что другой дороги у них не было, им пришлось идти через дорогу, словами «Вот тут то» автор показывает, что ребята застали утку врасплох).

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (зашвыряли шапками, ловили утят).

– Как вы думаете почему автор не написал закидали, а употребил именно слово зашвыряли? (Можно предположить что автор относится к ребятам в этот момент отрицательно, слово зашвыряли звучит более грубо, как будто камнями закидали, не с проста автор пишет – шапками, шапки мягкие, этим писатель показывает, что ребята не хотели причинить им вреда, просто решили похулиганить, для забавы).

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (Все время , пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разние стороны на несколько шагов в величайшем волнении).

– Как вы думаете, почему автор говорит об утке, что она бегала в величайшем волнении? (слово величайшее употреблено не случайно, если мы посмотрим в толковый словарь, то слово величайший обозначает – превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении; выдающийся; автор написал именно так, чтобы показать что утка не просто волновалась за утят, а в высокой степени переживала за своих утят).

– Могла ли утка кричать? ( Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.)

– Зачем автор показывает на сколько шагов птица летала? (Во-первых, несколько шагов человеческих, для маленькой уточки это много, она металась из стороны в сторону, не могла помочь утятам; еще можно предположить что именно несколько шагов, потому что не хотела далеко улетать и боялась оставить их на более большее расстояние).

Обратите внимание

Как вы думаете, почему автор разговаривает с ребятами строго, сердито, он итак взрослый, дети бы его итак послушали. (Чтобы показать ребятам что так делать нельзя, если бы он просто говорил им обычным голосом, они бы выпустили птиц и все, а так ребята задумались о своем поступке, автор их пристыдил своим голосом).

– Как вы думаете почему мать бросилась спасать своих детей, только после того как ребята ушли? (Она все еще продолжала бояться детей, они могли отпустить утят, чтобы заманить тем самым утку и поймать ее, а еще можно предположить что все-таки утка – дикая, она не приручена, близко не подходит к людям, она убедилась что опасности нет и начала спасать утят).

– Как вы думаете, почему автор уточняет что уточка пошла спасать дочерей и сыновей, ведь он мог бы написать просто – утят? (предположения детей могут быть разными)

– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (спасите, помогите)

– А какое слово вы кричите, когда боитесь? (Мама)

– А ваша мама переживает за вас? (да)

– Как она ведет себя при этом? (разные ответы детей)

– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (мать)

– А какая она мама? (заботливая)

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать.

Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Вначале рассказа мы отвечали на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом?

Давайте теперь ответим на этот же самый вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (об отношениях между людьми, понимать заботы зверей и людей, задумываться о том как мать относится к своим детям, о ее чувствах и переживаниях, думать прежде чем делать).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/analiz_rasskaza_m_prishvina_riebiata_i_utiata

Краткое содержание Пришвин Утята и ребята

Дикая не большая птичка (чирок – свистунок) собралась перевести своих утяток на озеро. Путь предстоял не лёгкий: из лесной местности надо было пройти к воде, обойдя деревню. Из – за того, что происходило весеннее половодье, ей можно было сделать гнездо в болотистом лесу, который находился на расстоянии приблизительно трёх километров.

На открытой местности утята шли впереди матери, так как она боялась недоброго взгляда человека, нападения ястреба или лисы. Так же она сделала при переходе через дорогу, лежащую около кузницы.

Здесь её увидели ребятишки и начали кидать головными уборами. Бедная мать бегала вокруг них с раскрытым ртом, то перескакивала назад на некоторое расстояние и сильно волновалась.

Мальчишки хотели поймать и саму мать – утку, но тут к ним приблизился Автор.

Выяснив, что они потом их отпустят. Он сказал: «Для чего брали? Куда подевалась мать?». Дети указали на холм, на котором, раскрыв клюв, сидела взволнованная птичка.

– Срочно отдайте ей малышей! – приказал Автор.

Дети ринулись вверх, обрадованные моему предложению. Отлетев немного и подождав, когда парни ушли, мать кинулась спасать своих малюток. Она повела семью по полю засаженному овсом, обходя деревню. Путешествие продолжалось.

На душе было радостно. Автор снял свою шляпу и помахал в след, пожелав доброго пути! Послышался смех ребят.

Автор сделал замечание, отметив, что не легко маленьким утятам пробраться к озеру!

– Снимайте свои шапки и прощайтесь с ними!
И подняв, свои шапки, мальчишки дружно попрощались с семьёй!

Вывод: Нужно бережно относиться к животным и птицам, защищать и оказывать им помощь!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Не в свои сани не садись ОстровскийПроизведение А. Островского «Не в свои сани не садись» описывает типичный для конца девятнадцатого века русский провинциальный городок, где живет богатый купец, по фамилии Русаков.
  • Краткое содержание Мальчик с красками ЖелезниковВ самолете летели мама с сыном. Светило яркое солнце, и женщина все пыталась заставить сына закрыть окно – тому было вредны солнечные лучи. Но мальчик не хотел. Ему нравилось смотреть на облака
  • Краткое содержание Санд ИндианаГлавная героиня — Индиана — жена генерала Дельмара. Женщина была романтически настроенной дамой, а её муж — расчетливым и эгоистичным. К тому же, муж был зрелым мужчиной, а его жене не исполнилось и двадцати лет.
  • Краткое содержание Шолохов Лазоревая степьПовествование ведется от лица пастуха Захара, который рассказывает историю произошедшую с ним и его внуками во время Гражданской войны.
  • Краткое содержание Здравомысленный заяц Салтыков-ЩедринЖил однажды один преумный заяц, который наверняка знал, что обязательно кто-то кого-то должен съесть. Так, например, у волка и льва больше силы, поэтому зайцы находятся постоянно в опасности, несмотря
Читайте также:  Сочинение анализ рассказа золотой луг пришвина

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/prishvin/utyata-i-rebyata

Тема урока: М. Пришвин «Ребята и утята»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. УсинскаУчитель: Бекетова Нина Егоровна, учитель начальных классовУсинск 2012 год

Тема урока: М. Пришвин «Ребята и утята».

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина; развивать навыки выразительного чтения; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа; прививать любовь к природе, животным.

Планируемые результаты:

Предметные: Умение находить смысл названия произведения и объяснять его связь с содержанием, находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, составлять план рассказа.

Личностные: умение внимательно относиться к своим переживаниям, вызванным восприятием окружающего мира и мира животных; представления о добре и зле; нравственное сознание и чувство сопереживания к «братьям нашим меньшим».

Метапредметные:

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения, по его названию и ключевым словам, устанавливать причинно – следственную связь между поступками героев.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах; объяснительно – иллюстративный, поисковый.

Образовательные ресурсы: презентация к уроку, компьютер, проектор; карточки с опорными совами.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Какой раздел мы изучаем? ( О братьях наших меньших ) – Какие из изученных произведений этого раздела вам больше понравились? – А с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Назовите автора этого произведения.

III. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок».

IV. Постановка целей урока.

V. Изучение нового материала.

Ребята, посмотрите на экран. Чей портрет вы видите на экране? ( М. М. Пришвина).

( Слайды 1,2).

– Сегодня мы с вами познакомимся с русским писателем – Михаилом Михайловичем Пришвиным и с одним из его произведений.1. Рассказ о М.Пришвине.

М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. С детства любил много читать и путешествовать. За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет.

Пришвин, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным? – Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки.

Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша.

Важно

В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее.

2. Работа с выставкой книг.

( Слайд 3).

3. Работа с текстом до чтения.

– А чтобы узнать о ком сегодня пойдёт речь на уроке, отгадайте загадку:

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница

Впереди корабль идет

За собою всех ведет. ( Утка с утятами).

– Как догадались? – Кто видел маленьких утят? – Где? – Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

– Прочитайте заглавие рассказа. («Ребята и утята» ). ( Слайд 4).

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? – На доске записаны опорные слова:

Утка-мать, решилась перевести, не выпускать из виду, бегала с раскрытым клювом, бросилась спасать, продолжали путешествие.

– Внимательно прочитайте ещё раз название рассказа и слова, записанные на доске, подумайте и попробуйте предположить, о ком пойдёт речь. (Предположение детей). – После того, как мы прочитаем рассказ, проверим, верны ли ваши предположения.

Подготовительная работа к чтению.

– Прочитайте слова сначала по слогам, затем целыми словами: ( Слайды 5,6).

раз-ли-ва-лось – разливалось за-швы-ря-ли – зашвыряли пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала ве-ли-чай-шем – величайшем дейст-ви-тель-но – действительно об-ра-до-ва-лись – обрадовались про-дол-жа-ла – продолжала пу-те-шес-тви-е – путешествие за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква Т.

Словарная работа.

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Холм, верста, чирок-свистунок, кузница, паровое поле, овсяное поле, вода спала

( Слайд 7).

– А теперь проверим, верны ли ваши предположения.

Холм – небольшой бугорок. ( Слайд 8).

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. ( Слайд 9).

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (Слайд 10).

Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой. (Слайд 11).

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. ( Слайд 12).

Паровое поле – поле, оставляемое на одно лето не засеянным. ( Слайд 13).

Овсяное поле – поле, засеянное овсом. ( Слайд 13 ).

Физминутка для глаз. ( Слайды 14,15).

4. Первичное чтение. ( Слайды 16 – 25).

Рассказ читает учитель или хорошо читающие учащиеся.

5. Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? – Докажите строчками из произведения. – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? ( На свободу). – Что значит для утят свобода? – Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? – Докажите строчками из произведения. – Сколько надо было идти до озера? (3 версты). – Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров). – Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки? – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. – Почему уточка-мать шла позади утят? – Какие враги были у уток? – Докажите строчками из произведения. – Кто страшнее? Почему? – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? – Докажите строчками из произведения.

– Зачем ребята это делали? ( Просто так, для забавы).

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? – Докажите строчками из произведения. – Могла ли утка кричать? – Докажите строчками из произведения. – Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях. А какое чувство пережили утята?– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? – А какое слово вы кричите, когда боитесь? (Мама!) – А ваша мама переживает за вас? – Как она ведет себя при этом? – Как в рассказе чаще всего называют уточку? – Мать. – А какая она мама? (Заботливая). – Вам её жалко? – Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. – Утята пойманы, что собираются делать ребята? – Докажите строчками из произведения. – Кто помешал мальчишкам? – Смогли ли они объяснить свой поступок? – Какое приказание дал им взрослый? – Докажите строчками из произведения. – Назовите слова, которые показывают строгость автора. – Что делали бы вы, оказавшись рядом? – Что можно сказать о ребятах? – Как их назвал рассказчик? – Как можно назвать их по-другому? – Можно ли сказать, что ребята были жестокими? – Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. – Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? – Докажите строчками из произведения. – Как шла уточка-мать в начале рассказа? – А почему сейчас она побежала впереди? – Хотела быстрее увести детей от врагов.( Хотела быстрее увести детей от врагов). – Как Пришвин попрощался с утятами? – Что он сделал при этом? – Докажите строчками из произведения. – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения). – Перед кем этот знак уважения? – Как мальчишки на это прореагировали? Почему? – Что пожелали люди уточке?

Читайте также:  Сочинение город санкт-петербург

6. Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен на переднем плане? – Что они делают? – Кто изображен на заднем плане? Что они делают? – Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. – Для чего М.Пришвин написал свой рассказ? – Что его волновало?– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? – А кто нет? – Почему?

Физминутка « Танец утят».

7. Работа в парах.

– Поработайте в парах. Перечитайте рассказ М. Пришвина, разделите его на части. (Самостоятельная работа учащихся. На партах карточки «Алгоритм составления плана») Приложение1 – Сравните полученный план с тем, что дан в учебнике на стр.135.

8. Работа с пословицами.( Слайд26 )

– Прочитайте пословицы, объясните их смысл, найдите те из них, которые подходят к рассказу М.Пришвина.

9. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке? – За что вы похвалили бы себя? – Что у вас особенно получилось?

10. Итог урока.

– Как автор назвал свой рассказ? Почему? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом) – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? ( Не совершать бездумных поступков, любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.) – Что же вы можете сказать о М.Пришвине? – Докажите, что М.Пришвин – человек а) добрый; б) строгий;

в) неравнодушный. ( Слайд 27)

11. Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 28)

Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.

( Слайд 29)

Домашнее задание:

Подготовить подробный пересказ рассказа по плану.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1589624-1.html

Открытый урок по литературному чтению «Школа России» ФГОС. Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

 Открытый урок по литературному чтению

«Школа России»  ФГОС

Учитель: Ростальная А.Н

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

 Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

  Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя,   выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие: видеозаставка к передаче: «В мире животных»

(читаю текст под музыку)   

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

– Доброе утро солнцу и птицам,

– Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

    В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

– Какие добрые поступки совершаете вы?

2. Речевая разминка:   работа над дикцией.  

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно 

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

 II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».  Вспомним изученные произведения.

Игра «Соответствие»     

-Работаем в парах   (карточки)

– На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

                                                                                       А.Шибаев

Жила – была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

                                                                                        И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка 

Совет

                                                                                         Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,  

В детстве был теленком

                                                                                        В.Берестов   

 Ш. Сообщение темы урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?         

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях.

Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой.

Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.  

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

С  нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

– Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

– Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)

 – Узнать о жизни и творчестве писателя

 – Познакомиться с новым произведением

 – Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

  Тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.

      VI. Первичное усвоение новых знаний.

       1.Выставка книг.

– М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и  в сельской библиотеке и прочитать.

  2.Биография писателя.

– Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.

Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении   Орловской губернии, провел здесь свое детство.  Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

– Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям.

Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

– Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета      Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь.

С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.

Обратите внимание

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. (слайд 8)

V. Знакомство  с новым произведением.

– Прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по ним  определить, кто будут герои  рассказа?

– Прочитав рассказ мы должны ответить на вопрос:

– Над чем  заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. слайд

Читайте также:  Анализ рассказа чехова человек в футляре сочинение

 VI. Словарная работа

-На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписала эти слова?

–  В начале мы должны объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.  Работа со словариком

                                                                                 в конце учебника с.213

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

VII.  Работа над содержанием рассказа.

1. Слушание аудиозаписи.

Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику, а потом  попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

– Понравился рассказ?

– Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

(Ответы оставляю без комментарии , возврат к этому вопросу в конце урока)

2) Обмен впечатлениями по прочитанному – Что  взволновало автора? – Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? – А кто нет?

– Почему?

Физкультминутка       «Танец маленьких утят»

3) Чтение рассказа и анализ

1часть «Жужжащее чтение»

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

(вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)

– Сколько надо было идти до озера? – 3 версты. – Сколько это километров? – Чуть больше 3 километров. – Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки?

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.(мать шла позади …)

– Почему уточка-мать шла позади утят? ( чтобы не выпускать из виду)
– Какие враги были у уток?  (лисицы и ястребы)

2часть «Чтение в парах»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?   
– Докажите строчками из произведения.     (мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении ) – Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях. – А какое чувство пережили утята? – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? – А какое слово вы кричите, когда боитесь?

– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?

– Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– Мать.
– А какая она мама?

– Заботливая.
– Вам её жалко?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать.

Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

 – Утята пойманы, что собираются делать ребята? – Докажите строчками из произведения. – Кто помешал мальчишкам? – Смогли ли они объяснить свой поступок? – Какое приказание дал им взрослый? – Докажите строчками из произведения.

3часть «Чтение по абзацам»

– Что можно сказать о ребятах?

– Как их назвал рассказчик?  (глупыши)

– Как можно назвать их по-другому? – Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади)

– А почему сейчас она побежала впереди?

(хотела быстрее увести детей от врагов)

– Как Пришвин попрощался с утятами? – Что он сделал при этом?

– Докажите строчками из произведения.  (Снял шляпу)

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
– Перед кем этот знак уважения? – Почему? – Как мальчишки на это прореагировали?  – Почему? – Что пожелали люди уточке? – Нужно ли было пожелание людей уточке?

– Почему?   ( там впереди могут быть ещё опасности)

 

4) Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию. – Кто изображен на переднем плане? – Что они делают? – Кто изображен на заднем плане? – Что они делают? – Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

5) Работа с пословицами.    

 – Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? – Почему?

– Доброе дело лучше ста слов.

– Как понимаете эту пословицу?

6) Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ? – Почему?

– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая  о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом.

 – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? – Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?

(добрый, строгий, неравнодушный)

7) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет снами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

    Мои молодые друзья!
 Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.

VII. Обобщение

Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина.

– Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?

  – Узнать о жизни и творчестве писателя

  – Познакомиться с новым произведением

  – Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

– Добились мы их выполнения?

VIII. Итог урока

  – Над чем  заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

 – К чему нас призывает?

Девиз М.М.Пришвина  – не делать дурного природе.

Опять возвращаюсь к вопросу:

– Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете?

X.  Домашнее задание:    Подготовить выразительное чтение + рисунок

XI. Рефлексия  – Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».

-Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.

-Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с

изображением солнышка.

-У кого настроение менялось на уроке, поднимите  карточки с

изображением солнышка и тучки   

Источник: http://prohmbou.ucoz.ru/load/otkrytyj_urok/otkrytyj_urok_po_literaturnomu_chteniju_shkola_rossii_fgos_tema_uroka_m_m_prishvin_rebjata_i_utjata/3-1-0-14

Ребята и утята

1

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд.

2

Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как поймали утят, но тут я подошёл.

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Пустим.

— Вот то-то, «пустим»! — сказал я очень строго. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята.

Важно

И указали мне на близкий холмик первого поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и отдайте ей всех утят!

3

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук.

И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

— Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

— До свиданья, утята!

1. Подумай и расскажи, как автор относится к ребятам.

2. Как ты относишься к поступку детей?

3. Рассмотри иллюстрацию. Прочитай отрывок, который соответствует иллюстрации.

4*. Какой была уточка-мать? Расскажи о ней. 

5. Какие рассказы М. Пришвина ты знаешь?

 Михаил Михайлович Пришвин написал много рассказов для детей о родной природе. Найди их в учебнике и в учебной хрестоматии.



Источник: https://scribble.su/school-literature/literary-reading-2-class/70.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector