Образ и характеристика кусаки в рассказе кусака андреева

Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»

1)    Особенности жанра. Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Произведение Л.Н. Андреева «Кусака» написано в жанре рассказа. В своих художественных произведениях Л.Н.

Андреев продолжает литературную традицию писателей XIX века — защищает униженных и оскорбленных.

2)    Тематика и проблематика рассказа. Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом прозаическом произведении «Кусака» тему милосердия, сострадания.

Характеризуя описываемую ситуацию, изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям. Добро и зло — два противоположных понятия, две крайние позиции.

Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражание, то, что не причиняет зла другим людям. Зло — нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения. В русле этих этических проблем -находится рассказ Л. Андреева «Кусака». Писатель сам поясняет свою позицию: «…

Обратите внимание

В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Л.

Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых. Тема сострадания раскрывается в рассказе через описания Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных.

Например, в рассказе «Кусака» один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, с размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога».

Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче.

И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять её с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

Изменяется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей; сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости…» и в конце— «вновь промокшая, грязная…» В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии.

Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Французский писатель Антуан де Сен-Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых говорится в рассказе Л. Андреева «Кусака», с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.

3)    Характеристика героев.

Образ Кусаки. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».

Кусака — никому не нужное существо, не умеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба — вот те единственные чувства, которые испытывала собака.

Важно

С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Леля, приласкали собаку: у неё появилось имя, её стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у неё отняли её непримиримую злобу».

Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки её были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы».

Писатель не пишет, о чём просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки.

Совет

Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей». Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей.

С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь».

Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, жёлтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль».

В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки ещё тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно».

Характеризуя образ Кусаки, JI.H. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.

4)  Роль пейзажа в рассказе. Пейзаж в литературе — изображение живой и неживой природы. Психологическая функция пейзажа — состояние природы соотносится с чувствами и переживаниями. Частный случай, когда природа становится действующим лицом произведения, например собака Кусака у Андреева. Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы. Когда Кусака одинока— в природе всё мрачно; холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни.

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_rasskaza_L_N__Andreeva_Kusaka

Образ Кусаки

(1 вариант)

Л.Н. Андреев был душевно щедрым человеком, поэтому писал свои произведения о милосердии, сердечности, взаимопонимании между людьми, о добром отношении к животным. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».

Кусака – никому не нужное существо, не имеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба – вот те единственные чувства, которые испытывала собака.

С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Леля приласкали собаку: у нее появилось имя, ее стали кормить, ласкать. Кусака чувствоваласвою принадлежность людям, «у нее отняли ее непримиримую злобу».

Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки ее были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы».

Писатель не пишет, о чем просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки.

Совет

Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей». Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей.

С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь».

Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, желтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль». В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки еще тяжелей, поскольку она снова оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».

Финал рассказа трагичный: собака по-прежнему одинока, никому не нужна. Характеризуя образ Кусаки, Л.Н.  Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.

(2 вариант)

С первых же строк рассказа мы узнаем, что собака, которая в начале произведения не имеет имени, «никому не принадлежала», «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, …гордые и сильные своею принадлежностью к дому», «ребята бросали в нее камнями и палками», «взрослые весело улюлюкали». Избитая, она бежала в свое потайное место, «зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу».

Первый урок «ласки» она получила от пьяного мужика, который сначала пожалел, дал имя, а потом, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.

С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить».

Зимой она поселилась под террасой пустой дачи, охраняла ее, но «сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость», так как она обрела дом.

Обратите внимание

Приехавшие дачники назвали ее Кусакой, потому что она порвала платье на хозяйской дочери. Это не помешало собаке продолжать охранять покой дачи ночью. «Очень добрые люди» сперва хотели прогнать собаку, потом застрелить, а после привыкли к ней и приручили.

«С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей»: показывалась днем в кустах, позволила ласкать («И ей больно было от непривычной ласки, как от удара»), бежала на зов, играла («И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви»), искала и просила ласк, отвыкла заботиться о пище, отяжелела.

Когда осенью появились чужие люди, собиравшие вещи, Кусака уже смутно предчувствовала беду. А когда люди уехали, для собаки наступила ночь, и она завыла: «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно.

И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь…» В конце рассказа собака вновь теряет имя.

Это был второй урок «ласки», очень похожий, только гораздо более жестокий, долговременный, страшный последствиями, так как собака знала, что «если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу».

(5 votes, average: 3.60

Источник: https://school-essay.ru/obraz-kusaki.html

Конспект и презентация к уроку литературы по рассказу Андреева “Кусака” – Крюкова В.А

Цели урока: Образовательные: формировать умение определять тему, идею художественного произведения, учить характеризовать героев, анализируя их поступки, выявлять авторскую позицию в произведении, кратко рассказывать эпизоды, составлять план текста. Развивающие: развивать творческие способности обучающихся, совершенствовать монологическую речь, анализировать проблемную ситуацию, формировать эмоциональное восприятие произведения, художественный вкус.

Воспитательные: способствовать формированию активной жизненной  позиции, гуманного отношения к «братьям нашим меньшим», ответственности за их благополучие.

Слайд № 1

Добрый день, друзья!

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. У нас сегодня необычный урок.

Необычный наш урок  потому, что на уроке у нас гости.

Необычный наш урок и потому, что невозможно буднично, без душевного волнения  говорить  об удивительном рассказе Леонида Николаевича Андреева «Кусака».    

Мир, в котором мы с вами живем, огромен. В нем есть все:  добро и зло, сострадание и бессердечие. Как важно не потеряться в этом мире, правильно ответить на поставленные жизнью вопросы. Надеюсь, что все, что произойдет сегодня на уроке,  поможет вам стать добрее и милосерднее, поможет стать настоящим гражданином своей страны.

2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Сегодня мы продолжим работу над рассказом Леонида Андреева «Кусака». Вы уже познакомились с содержанием рассказа и дома составляли мини-проекты. Одна из групп готовила кластер, в котором отражено содержание рассказа, 2-я группа готовила цитатный план к каждому этапу в жизни главной героини, 3-я творческая группа должна была проиллюстрировать содержание.  Давайте проверим, что получилось.

(Проверка кластера; 2-я группа попутно читает цитатный план, представляют рисунки)

Кластер

Слайд № 2

Кластер о Кусаке

Цитатный план

Рисунки

3. Определение темы урока

_Ребята, когда  творческая группа представляла свои мини-проекты, мы повторили содержание рассказа. А теперь определим тему нашего сегодняшнего разговора. В этом нам поможет эпиграф: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Слайд № 3

Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

 ( Ребята предполагают, что разговор пойдет о том, как мы должны относиться к брошенным животным, к тем, кто слабее нас, найдет ли человек в себе силы взять на себя ответственность за чью-то судьбу).

Итак, тема нашего урока: «  Этот мир создаем мы сами…».

Слайд № 4 

Девочка с мимозами. Тема урока

3. Определение целей урока

-Ребята, давайте вместе поставим цели нашего урока.

  Будем анализировать поступки персонажей, проследим, как они повлияли на жизнь собаки. Для этого составим психологический портрет главной героини рассказа. Для того чтобы психологический портрет был верным, конечно, нужно определить авторскую позицию.

4. Анализ рассказа «Кусака

-Какая она, героиня нашего рассказа?

-Давайте расскажем о внутреннем мире собаки, составим ее псих-й портрет.

Из скольких частей он будет состоять?

(Психологический портрет Кусаки будет состоять из трех частей: до появление в жизни собаки девочки, Кусака и Леля, жизнь собаки после предательства)

В составлении психологического портрета собаки нам поможет двухчастный дневник, над которым мы начали работу на прошлом уроке. В первой колонке дневника вы  назвали эпизоды, которые вызвали наибольший отклик, во второй колонке – чувства, которые вызвали у вас эти эпизоды. Эту работу вы закончили дома. При характеристике Кусаки воспользуйтесь своими дневниками.

Понравившийся эпизод

Какие чувства вызвал

-Ребята, в каких условиях жила Кусака в первой части рассказа?

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа вечером аверченко

(Была никому не нужна, у нее не было имени, ее били, обижали, издевались над ней).

Слайд № 5

Фото собака. «Она никому не принадлежала…»

– В какое время начинается действие в рассказе? Почему именно зимой? (Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно, к тому же зима была долгой и морозной)

– Как относятся к собаке взрослые, ребята, дворовые собаки?

(Ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели; дворовые собаки отгоняли ее от теплых изб)

– Чем можно объяснить такое отношение к собаке?

(Со стороны людей –  подлое желание развлечься, повеселиться)

Важно

 Можно ли назвать это желание достойным? Это хорошее желание – веселиться за счет чужой боли? – Почему же Кусака вновь показывалась на улице?

(Гнал голод и инстинктивная потребность в общении).

– Как в этот период жизни выглядела Кусака?

(Некрасивая, худая, грязная)

-Почему Кусака  в общении нуждается не меньше, чем в пище и тепле?

(Собака стремится жить в стае,  с кем-то вместе, чувствовать рядом живое существо, его тепло, заботу для нее так же важно, как иметь пищу, быть в тепле. Так легче выжить.)

– Как вам известно, в тексте-повествовании особая роль принадлежит глаголам. Выделите их в первом абзаце.

(Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.)

Слайд № 6

Глаголы 2 столбика

Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

  Ученик-помощник смотрим в словаре значение слова «копить».

(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Кусака копила страх и злобу)

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

И ещё на одно слово в этом абзаце обратите внимание: гонимая. Что обозначает этот эпитет?  Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

-Вспомните эпизод  с пропойцей-мужиком.

Слайд № 7

Мужик-пьяница и собака

(Ученики зачитывают) – Почему он пнул собаку, которую сам же и позвал? (Несчастлив сам, свою обиду вымещает на более слабых, несчастных. А если бы приласкал, сам стал добрее.

Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку, ударившему собаку? Как оно выражено?

(Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской. Почувствовал тупую злобу, сапог тяжелый)

Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

(Кусака с тех пор не доверяла людям).

-Прочтите конец первой главы (описание зимней ночи) Почему в конце появляется выражение «робкий луч»? Собака сторожит заброшенную дачу, у нее появляется дом. Ощущает свою нужность.

Обратимся ко второй части психологического портрета Кусаки.

Что произошло в жизни Кусаки с наступлением весны?

Слайд № 8

Леля и Кусака

Дети говорят о том, весной на даче появилась гимназисточка Леля, которая стала приручать собаку.

Ученики читают отрывок из 2-й главы, сразу появляется слайд: «Когда прибежали дети….»

Слайд № 9

Девочки гладят собаку. «Ей больно, как от удара».

У неё отняли её непримиримую злобу”. Что значит – отняли? Объясните лексическое значение этого слова.

(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)

Что можно отнять?

Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)

А так ли уж ценна и нужна злоба?

(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.

-Как выглядит собака в это время?

(Зачитать «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака…)

– Почему расцвела? (Она счастлива, есть имя, нужна людям, которые вначале хотели ее прогнать и даже застрелить, ее изменила любовь)

 Похорошела,  у нее стала лосниться шерсть)

В Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены.  Какие?

(Стала доверять людям, разрешила себя погладить)

Легко ли они дались Кусаке эти перемены?

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко. (не умеет ласкаться, при посторонних людях прячется под террасу).

Найдите в тексте подтверждение тому, что Кусака смутно предчувствует беду.

Слайд № 10

Дачники играют с Кусакой

(Эпизод с дачниками «И все собирались и хохотали…)

-Ребята, давайте подробнее поговорим об особом образе жизни, который ведут обычно люди на даче. Это благодатное место, куда после  шума, духоты, забот и суеты охотно приезжают  горожане. Приезжают, чтобы набраться сил, забыть о проблемах. Как ведут себя они на этом временном островке,  окруженном  пением птиц, чистым воздухом, ароматом цветов? Замечают ли вокруг себя слабых, несчастных?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

В глазах у Кусаки странная МОЛЬБА. Что это за мольба?

Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни Кусаки осталось как прежде?

(Никого по-настоящему судьба собаки не трогает, в основе отношения к ней людей лежит только желание повеселиться)

. –Ребята, как вы думаете, должны ли люди  ли менять мир вокруг себя? Пусть этот мир даже временный, ограниченный летними каникулами, отпуском?

– Должны ли люди создавать вокруг себя мир сострадания и милосердия?

4-я глава начинается с описания осеннего пейзажа. Случайно ли это?

Совет

Найдите в пейзажной зарисовке  моменты, которые подсказывают читателю, что Кусаку ждет беда (Небо заплакало частыми дождями, тревогу передает желтый цвет, дачи пустеют и гаснут как  свечи) В конце главы солнце  названо больным.

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?

Чтение  по РОЛЯМ «РАЗГОВОР ЛЕЛИ С МАТЕРЬЮ» 4 глава

Этот диалог позволит нам перейти к третьей части психологического портрета Кусаки, ведь ее жизнь тесно связана с поступками этих людей.

Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было до встречи с Лелей и дачниками.)

Слайд № 11

Таблица «Было – не было»

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ

+ (было)

– ( не было)

1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ

ЗЛОБА, СТРАХ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА

2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ

ЗЛОБА

3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ

БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить”), сытость.

Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему?

Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и готова бороться за своё существование, а безнадёжное спокойствие – это равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.

Совет

Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.

Раньше была бездомная , стала брошенная

Как ведет себя Леля во время отъезда? Почему не заплакала, если любила собаку? Почему даже не простилась?

(Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже попрощаться с Кусакой.)

Необременительная доброта. Кусака для нее  – игрушка, ее можно заменить породистым щенком. Ее снова поманили (как когда-то мужик и бросили.) Леля – безответственный человек.

Автор называет Лелю и ее семью «добрые люди» . Вы согласны с этим?

Был ли у Лели и ее семьи выход? .Подскажите его!

Последняя глава в рассказе – самая трагическая.

Слайд № 12

Наступила ночь

Слайд 13 «Собака выла»

 (прочесть отрывок). В ней воплощена вся душевная боль Кусаки. 

Какое предложение можно считать главным в этой главе? Прочтите его.  «Собака выла». Подберите синоним к слову выла (плакала, страдала).

Обратите внимание

Почему выла собака? Раньше выла, потому что у нее болело тело. Теперь болит душа. Это больнее, чем удар тяжелым сапогом. Она стала еще несчастнее.

Отношение к животным у Андреева – критерий нравственности человека, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями.  Взрослые преподали девочке урок жестокости.

Пусть каждый из вас примет в свое сердце частицу  боли несчастной собаки – сопережевание делает нас лучше, добрее, милосерднее.

Какова авторская позиция по отношению к Кусаке? (Жалеет, испытывает боль от страданий Кусаки).

Как он это показывает, мы поговорим на следующем уроке

Только ли о собаке этот рассказ? Нет, это рассказ о нас, людях. (Нет люди жестоки и друг к другу. Мужичок- пропойца бьет дома жену, рвет новый платок, который ей подарил; у трактира кучка людей дразнит деревенского дурачка Илюшу)

Значение имени Илья – верующий. Во что он верит? Как и Кусака, в доброту людей.

 Вернемся к эпиграфу урока: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил…»

Собаку приручили и бросили. А может ли собака предать человека?

Выходит ученик, начинает рассказывать о собаке, у которой погиб хозяин. В конце рассказа появляется слайд» Памятник преданности»

Слайд 14

Памятник псу

Ребята, как страшно, больно и стыдно, что человек оказывается способен на предательство.

А разве мы с вами не видим на улицах  города несчастных животных, которых  хозяева безжалостно выгнали на улицу?   История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день. Страшно то, что мы так привыкли к этому, что перестали замечать.   Порой просто равнодушно проходим мимо.

Слайд 15

Зорко одно лишь сердце…

Слайд-фильм «О брошенных животных».

Слайды 16-25

Фото животных под музыку

После просмотра спросить:

Как вы думаете, мы можем как-то помочь этим несчастным животным?

Важно

Можем ли мы изменить мир к лучшему, чтобы он стал добрее, милосерднее, ведь то, каким будет этот  ми, зависит от нас с вами.

Да, можем. Для этого нужно понять, что человек – частица большого и сложного мира, научиться быть сильным. А какого человека можно назвать сильным? Кто заботится о тех, кто слабее тебя. А русского человека во все времена отличали милосердие, гуманное отношение ко всему живому, сострадание к ближнему.

Вывод урока. Посмотреть на слайд «Пока человек чувствует чужую боль, он человек…»

Слайд 26

«Пока человек чувствует чужую боль…»

Вернемся к Кусаке

Дом задание: написать письмо к Леле от Кусаки  или составить рассказ на тему «Сон Кусаки».

Слайд 27

Спасибо за урок!

Рефлексия. Ученики уходят с урока и прикрепляют на доску желтые магнитики (солнышко с лучиками, которые греют все вокруг), если урок понравился. Красные, если не понравился

Похожие образовательные материалы:

Источник: http://razrabotky.ru/load/5_klass/literatura/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_literatury_po_rasskazu_andreeva_kusaka/16-1-0-599

Урок литературы: «Своеобразие художественных средств в рассказе Л. Андреева «Кусака»

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ для детей с ОВЗ № 155» г.Перми

Урок литературы: «Своеобразие художественных средств в рассказе Л. Андреева «Кусака»

7 класс.

Автор разработки: Филиппова Дарья Анатольевнаучитель русского языка и литературы.Пермь, 2013

Л. Н. Андреев. «Кусака».

«Мы в ответе за тех, кого приручили.»

А. Де Сент-Экзюпери.

Тема: Своеобразие художественных средств в рассказе Л. Андреева «Кусака»

Цели: 1. Работа над анализом текста

2. Выявление актуальности поставленных автором проблем3. Формирование активной жизненной позиции, воспитание чувства ответственности за жизнь тех, кто нуждается в твоей помощи.

Методические приёмы: рассказ учителя,работа с текстом, беседа, групповое задание, ответы на вопросы.

^

Если верить утверждению биологов, то животные лишены души, они имеют только инстинкты, и именно на основе этих инстинктов выстраиваются поведении и эмоциональный лад животных. Но так ли это?Наверняка, у каждого из вас, или у ваших близких друзей есть домашние животные. И вы не могли не заметить, что они тоже имеют свой характер. Кто-то очень игривый, кто-то, наоборот, самодовольный и не позволит взять себя на руки, а кто-то сам запрыгнет вам на колени, лишь бы получить ласку и ваше внимание.Многие писатели в своём творчестве обращались к внутреннему миру наших меньших братьев, пытались донести до людей то, что животные обладают такой же тонкой и ранимой душой, как и мы. Сегодня мы погрузимся в художественный мир рассказа «Кусака» , Леонида Андреева и попробуем взглянуть на мир собаки – глазами главной героини этого произведения.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель. Давайте вспомним содержание этого рассказа, который вы прочли дома.

^ . (Автор рассказывает историю бездомной собаки, которая живет в постоянном страхе. Она грязная и некрасивая. Каждый может обидеть её, пнуть, бросить в неё палкой. Из-за этого она становится озлобленной.

И вот однажды собака знакомится с семьей, приехавшей на дачу на лето. По привычке, собака ведет себя агрессивно и пытается укусить гимназистку – Лёлю. Но новые знакомые не стремятся прогнать бедное животное. Они начинают проявлять заботу и даже дают кличку – «Кусака».

Со своими новыми хозяевами Кусака похорошела, изменилась. ей захотелось защищать их. Она стал ласковой с ними.

Но лето заканчивается, и люди оставляют дачу и уезжают в городскую квартиру, в которой, естественно, места для дворняги нет.

Гимназистке – Леле жалко прощаться с собакой, но её мама успокаивает её тем, что в городе они заведут породистого щенка.  Этот отъезд буквально сразил собаку.

Теперь ее одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у нее были искренние друзья, дом, еда,— а теперь Кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям…)

Учитель. Как изменялось ваше настроение на протяжении рассказа? Переживали ли вы за судьбу собаки и почему?

^ Сначала было жалко собаку, а когда у неё появились хозяева, то стало радостно, что наконец-то её оценили, полюбили. А когда люди уехали, бросив Кусаку, появилось чувство разочарования, грусти. Да, на протяжении всего рассказа очень переживаешь за собаку, потому что автор подробно описывает её чувства.

Учитель. Верно. Наша эмоциональная реакция вызвана именно тем, что Леонид Андреев описал нам подробно все что происходило в собачьей душе, и мы убедились в том, что она похожа на человеческую. Душа Кусаки оказалась способна и к радости и к глубоким душевным страданиям.

Читайте также:  Образ обалдуя в рассказе тургенева певцы

  1. Работа по группам с карточками.

Учитель. Давайте разделимся на 3 группы. Каждая группа получит карточку с отрывком рассказа, в котором говорится о поведении и настроении Кусаки. Ваша задача – определить, по состоянию собаки, место отрывка с рассказе.

Карточка №1 «Не помня себя от страху, она мчалась на край посёлка и пряталась в глубине сада, в одном известном ей месте. Там она зализывала раны и ушибы, и в одиночестве копила страх и злобу. 

Собака завизжала, больше от неожиданности, чем от боли, а мужик, шатаясь побрёл домой. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её.

»

Карточка №2 «И Кусачка второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят её или приласкают. Но её приласкали.

Маленькая, тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча… 

И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Всею своею душой расцвела Кусака.»

Карточка №3 «Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу.

Совет

Там она проделала штуку, которой никто, однако, не видел: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке. Собака жалобно и громко завыла.

Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем. 

Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. Собака выла.»Задача групп, выступить по очереди, в соответствии с последовательностью доставшегося им отрывка в рассказе. (5 минут на подготовку)

^

Учитель. По каким словам вы определили, что этот отрывок связан с началом произведения? Какой предстаёт перед нами Кусака в начале произведения? Почему Кусака копила страх и обиду? Почему она перестала доверять людям?

^ . В отрывке говорится о том, что собака испытывает страх и злость по отношению к людям. Такой она была в начале рассказа. Кусака была пугливой и обиженной от плохого обращения с ней. Автор описывает её грязной и некрасивой. Она не доверяет людям, потому, что никто не защитил её, никто не приласкал.

^

Учитель. Чем была вызвана такая перемена в поведении Кусаки? Почему она долго еще вздрагивала от ласки как от удара? Какой стала собака от жизни с заботливыми людьми?

^ Кусака изменилась, потому что нашлись люди, которые её приручили, стали к неё хорошо относиться, играть и ласкать. Она долго вздрагивала от ласки как от удара, потому что не привыкла, чтоб её гладили, её всё время до этого только обижали. Кусака с новыми хозяевами будто расцвела.

^

Учитель. Какие чувства и переживания возникли у вас после прочтения заключительных строчек рассказа? Какой описывается собака в последней части? Как вы считаете, настроение Кусаки в конце рассказа такое – же, как в начале, или хуже?

^ Автор опять называет Кусаку промокшей и грязной. Появляется чувство обиды за собаку на хозяев. Они поступили нехорошо. Кусака доверяла им, а они её предали. Настроение Кусаки хуже в конце рассказа.

Потому, что вначале она уже и не ждала от людей доброты и свыклась с этим.

А в конце она узнала другую, сытую и довольную жизнь, и ей очень больно понимать, что люди, которых она полюбила, способны на такое предательство.

  1. Выявление художественных средств, с помощью которых автор создаёт образ Кусаки.

Учитель. Да, ребята, вы абсолютно правы. Мы с вами проследили, как менялся образ Кусаки в рассказе. Теперь назовём средства, которыми автор создаёт этот самый образ.Один из основных художественных приёмов, которых использует Л. Андреев – олицетворение. Вы и сами заметили, что собака наделена человеческими чувствами и эмоциями. Теперь обратим внимание на кличку собаки. Как называет её Лёля? Не просто Кусака, а…?

^ Кусачка.

Учитель. Правильно, автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс не случайно. С помощью этого он демонстрирует нежность в отношении девочки к Кусаке.

Хочется обратить ваше внимание на еще один очень важный художественный приём, которым пользуется автор в рассказе. Давайте проследим за Природой. Как меняется она? Пейзаж в литературе очень часто соотносится с чувствами и переживаниями героя.

Так и здесь, важную роль в передаче настроения Кусаки играет природа. Какое время года в начале рассказа? Какое в середине и в конце?

^ В начале произведения зима, потом весна и лето – когда Кусака живет с людьми.

А когда они бросают её – наступает осень.

Учитель. Таким образом, мы видим, что когда Кусака одинока – в природе всё мрачно; холод, слякоть дождь; а когда любима – тепло и солнечно. Можно сравнить со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб», которую мы с вами изучили в 5 классе.

Учитель. Мы с вами проанализировали образ Кусаки и выделили основные художественные приёмы, которыми пользовался автор. Давайте назовём их еще раз:

  1. Олицетворение
  2. Использование уменьшительно-ласкательного суффикса
  3. Природа – зеркало души героя.
  1. Выявление актуальности поставленной в рассказе проблемы.

Учитель. Хорошо. Теперь давайте сформулируем, в чем заключается актуальность проблемы, поставленной автором в рассказе?

^ в том, что нельзя обижать животных. И в том, что нельзя предавать их и выбрасывать на улицу.

Учитель. Да, так и есть. Ведь в своем рассказе автор изобразил не особенную собаку, которая умеет чувствовать как человек, а обычную. Кусака – это каждая бездомная собака. Каждое животное имеет живую душу, страдает настоящими глубокими страданиями. Именно по этому людям нужно относиться с пониманием к своим домашним любимцам, и помнить, что они несут ответственность за тех, кого приручили.

  1. Домашнее задание: Написать сочинение, на одну из тем:

«Чтобы понять, есть ли у животного душа, надо самому иметь душу».  «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей»

«Я люблю своего домашнего питомца, и никогда его не предам»

Источник: http://shkolnie.ru/biolog/71178/index.html

Сочинение-отзыв о рассказе Л. Андреева “Кусака”

Мы в ответе за тех, кого приручили Антуан де Сент-Экзюпери Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме.

Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя “Кусака” именно об этом.

Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: любой может ударить, швырнуть камнем, гнать е презрением.

Обратите внимание

Постепенно Кусака приспосабливается к этим тяжелым испытаниям. Собака становится недоверчивой и озлобленной. В людях она видит своих врагов, всегда готовых напасть. Отдалившись от них, она оказывается в дачном поселке — пустынном и безопасном зимой. Но холод не может длиться вечно, и с приходом тепла и лета появляются хозяева дачи.

Кусака по опыту знает, что люди — это зло, которого надо избегать, а при необходимости и отвечать на него, поэтому она в первый момент набрасывается на Лелю. Потом начинает происходить непривычное: люди, оказывается, умеют не только швырять камни, но и ласкать, заботиться о собаке и кормить ее. Постепенно ломается барьер, воздвигнутый Кусакой между нею и людьми.

Доброта ее новых хозяев делает собаку безоружной перед ними, “она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу…” Но, к сожалению, все хорошее быстро заканчивается. С приходом осенних холодов хозяева покинули дачу и непрошенную гостью Кусаку.

Этот отъезд буквально сразил собаку.

Теперь ее одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у нее были искренние друзья, дом, еда,— а теперь Кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям…

Все возвращается в ее жизни, только теперь она не готова к этим новым испытаниям. Страшным воем Кусака выражает свое горе. “Собака выла ровно, настойчиво и безнадежно спокойно.

И потому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь…

” Рассказ Леонида Андреева потряс меня, явился настоящим откровением. Да, животные страдают, мучаются от своей брошенности и ненужности.

Я никогда не обижаю бездомных кошек и собак, но после этого рассказа мне хочется помочь им, но как? Их так много! Я ужасаюсь бессердечию людей, способных выкинуть своего питомца.

Честнее не заводить себе животного совсем, если потом его выгонишь. Люди должны об этом помнить.

Важно

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал, что “мы в ответе за тех, кого приручили”.

Источник: http://www.rlspace.com/sochinenie-otzyv-o-rasskaze-l-andreeva-kusaka/

Отношение к животным в рассказе Андреева Л. “Кусака”

Я беру в руки рассказ Л.Андреева «Кусака». О чем он? Судя по заглавию, можно предположить, что речь пойдёт о собаке злой, не любящей никого, не прощающей обид.. Возникает мысль: что же сделало ее такой? Появляются предположения? Может быть, хозяева бросила, может быть, окружающие были с ней жестоки, поэтому она стала злой.

А теперь начинаю читать, и мои предположения оправдываются в первом же предложении: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

В этом предложении преобладают глаголы с частицей НЕ и отрицательные местоимения в сочетании с глаголами отрицания, которые показывают, что собака очень одинока и несчастна. Именно это и передаёт нам автор. В глаголе «принадлежать» заключена трагедия животного.

В словаре Ожегова значение этого глагола объясняется так: « Принадлежать – быть чьей-либо собственностью, находиться в чьём –либо владении, в чьём –либо распоряжении», т.е. чувствовать себя нужным кому –то, чего не скажешь о Кусаке: «Она никому не принадлежала».

Самое страшное, по моему мнению, для Кусаки заключалось в том, что она не имела «собственного имени». У собак есть клички – у людей –имена. Может быть, Андреев не случайно заменил слово «кличка» «именем». Иметь имя (кличку) – значит отличаться от других.

Кусака лишена даже этого: она просто собака, как и все бездомные, без клички. Поэтому мужик –пропойца называет её общей для всех собак кличкой –Жучка.

В первом предложении Андреев указал нам на трагедию собаки, ее одиночество.

Но Кусака живёт среди людей и своих собратьев. Возможно, здесь она неодинока?

Следующая микротема «Кусака и окружающие её» рисует нам жестокий мир людей и усиливает ощущение ненужности, покинутости Кусаки. Окружающие относились к Кусаке более чем жестоко: «Дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб, ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали».

Окружающий мир рисуется путём расширения пространства: дворовые собаки( они должны ей быть близки, понимать её состояние)- дети( в их душах должна быть заложена любовь к животным)- взрослые (из чувства сострадания они не должны причинять зла слабому существу).Что же мы видим на самом деле?

Совет

Дворовые собаки горды своей принадлежностью к дому, поэтому считают возможным отгонять Кусаку. Голод и потребность в общении толкает её к детям – они бросают в неё камнями. Мы видим, что мир детей жесток и бессердечен. Взрослые забавлялись при виде собаки: «весело улюлюкали и страшно свистали». Автор приводит нас к мысли: мир взрослых страшен, жесток, бездушен, суров и несправедлив.

Чувство страха Кусаки Андреев передаёт с помощь глаголов и глагольных форм: «не помня себя от страху»(фразеологизм), «перемётываясь», «натыкаясь», «мчалась», «пряталась»: «Она мчалась на край посёлка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». Она ищет выход и находит его в одиночестве.: «пряталась в одном ей известном месте». Антитеза ОНА- ВСЕ окружающие ещё больше подчёркивает одиночество Кусаки.

«Только один раз её пожалели и приласкали», – так начинается следующая микротема. Усилительная частица «только» в сочетании с оборотом «один раз» предаёт трагедию Кусаки. Читатель проникается жалостью к ней. В этой части появляется новая тематическая группа слов: «пожалели».

«приласкали», «любил», «жалел», «добрые люди», «надежда на добрых людей». Появляется что –то обещающее радость. Но кто пожалел? Пропойца, пьяница, спившийся человек, падший, опустившийся, но ещё сохранивший в душе капельку доброты и веру в добрых людей.

Кусаке хотелось подойти, «она виляла хвостом, но не решалась, она колебалась, яростнее размахивала хвостом и маленькими шажками подвигалась вперёд». Неуверенность Кусаки, её боязнь быть обманутой авотр передаёт с помощью слов: «не решалась», Колебалась». «маленькими шажками подвигалась вперёд».

И в то же время желание получить ласку, ощутить доброту: « виляла хвостом».,«яростно размахивая хвостом». А вместо этого –удар в бок носком сапога Почему? За что? «За обиды, нанесённые добрыми людьми».Об этом автор говорит с горькой иронией: «добрые люди» причиняют обиды.

Образ пропойцы очень похож на Кусаку: оба были одиноки, оба надеялись на добрых людей, и оба получали от добрых людей одно зло. Этот образ помогает нам представить мир людей, жестокий, коварный, несправедливый не только к животным, но и к себе подобным.

Людям верить нельзя. К такому выводу пришла Кусака и завизжала не от боли ( к боли она привыкла), а от неожиданности и обиды.

Вся окружающая обстановка сформировала характер Кусаки: недоверчивый, злобный, несчастный. Ключевые слова помогают почувствовать душевное состояние Кусаки: «Не доверяла». «убегала», «со злобой набрасывалась», «пыталась укусить», «злобно ворчала».

С помощью пейзажа автор передаёт одиночество и страдания Кусаки: «Тянулась долго – долго зимняя ночь, чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад». Словосочетание «тянулась долго-долго» передаёт бесконечность зимы, тоску, одиночество Кусаки.

Обратите внимание

Эпитеты «чёрные окна», «обледеневший неподвижный сад» создает настроение печали, возникает мотив смерти, тоски, одиночества. А метафора и олицетворение «угрюмо глядели» передают душевное состояние Кусаки. Она также угрюмо глядит на окружающий мир.

Только на заброшенной даче она может спать спокойно.

Но есть в этом пейзаже что-то обнадеживающее: это и вспыхивающий голубоватый огонёк, упавшая звезда, робкий луч месяца. Но всё это пока очень далеко, где-то на недосягаемой высоте. Должно произойти чудо, чтобы растопить душу Кусаки, чтобы она поверила в человека, чтобы перестала быть одинокой.

Читайте также:  Сочинение семейная реликвия (описание реликвии)

В 1 части Л. Андреев подробно описывает нам душевное состояние Кусаки, стремясь вызвать в наших душах сострадание и милосердие к братьям нашим меньшим.

Кроме того, автор показывает нам жестокий мир людей, безразличный, холодный, жестокий, эгоистичный. Люди, изображенные в 1 части, отвратительны, их мир уродлив.

Эта часть – предупреждение о том, что мир людей может исчезнуть, если исчезнет доброта.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/otnoshenie-k-zhivotnim-v-rasskaze-andreeva-l-kysaka.html

Леонида Андреева “Кусака”

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.
Эмиль Кроткий

ЦЕЛИ:

  • Формировать в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.

  • Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.

  • Cодействовать нравственному воспитанию учащихся.

ХОД УРОКА

Объявление темы урока, её расшифровка, постановка цели.

Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?

(Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.)

Учитывая всё сказанное, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

(Анализируя рассказ Леонида Андреева, выяснить, какова авторская позиция в этом произведении),

К уроку я подобрала 2 эпиграфа

Обратимся к первому из них. Это миниатюра Эдуарда Асадова.

Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.

Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”. Созвучна.

Но раскрывает ли их в полной мере? Мне поначалу казалось, что авторская позиция Леонида Андреева ярко выражена, просто лежит на поверхности.

Но я прочитала ваши работы, где вы делитесь первыми впечатлениями от рассказа, и вы своими высказываниями заронили в мою душу сомнение – действительно ли всё так просто? Теперь я хочу заразить этим сомнением вас.

Важно

В большинстве ваших работ звучат слова грусть и жалость. Большинство возмущены поступком пьяницы-мужика и радуются, что Леля приласкала и приручила Кусаку. Всем жаль, что Леля уехала и оставила Кусаку. Но это “жаль” звучит уже без возмущения, без осуждения.

Хотя есть несколько работ, не похожих на другие. На три из них я хотела бы обратить ваше внимание.

Абубакиров Айвар краток и категоричен: “Мне не понравилось, как хозяева оставили Кусачку”.

Сафаров Ренат: “Самое большое впечатление на меня произвёл эпизод, когда собака изо всех сил переворачивалась, стараясь развлечь дачников”.

Обратите внимание, что ни в той, ни в другой работе нет слова жалость, и наибольшее впечатление на ребят произвели вовсе не моменты физической жестокости по отношению к Кусаке.

А в третьей работе – работе Абубакировой Гули – вместо жалости появляется непонятное чувство вины: “Мне очень понравился рассказ “Кусака”. У меня он вызвал ощущения, которые нельзя описать. Как будто я в чём-то виновата в связи с жизнью этой собаки”.

Может быть, Айвар, Ренат и Гуля не смогли разобраться в рассказе, увидеть в нём самое главное – тогда мы обязательно должны им помочь.

Но ведь может быть и наоборот: ребята сумели заметить в истории Кусаки что-то, чего не заметили, не почувствовали другие. Может быть не только против пьяницы-мужика и людей, бросающих в Кусаку палки и камни, выступает Леонид Андреев? А его авторская задача не ограничивается желанием вызвать жалость и сочувствие по отношению к обиженному животному?

Я надеюсь, что зерно сомнения всё же поселилось в ваших душах. А потому давайте ещё раз вспомним события рассказа, поразмышляем над ними, обращая внимание даже на то, что на первый взгляд кажется несущественным – ведь, повторюсь, в художественном произведении не бывает ничего случайного.

На прошлом уроке мы выделили в рассказе 3 части – в соответствии с периодами в жизни Кусаки. Напомните, что это за части.

1. До встречи с Лелей (1 глава).

2. Период “дружбы” с Лелей и другими дачниками (2, 3, 4 главы).

3. После отъезда Лели (5 глава).

(Чтение 1 абзаца.)

Рассказ начинается тройным отрицанием. Как вам кажется, зачем это автору?

(Читатель с первых слов ощущает ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт собака.)

Почему действие рассказа начинается именно зимой?

(Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно; к тому же эта зима была долгой и морозной.)

Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?

(Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб.)

Чем можно объяснить такое отношение?

(Со стороны людей – желание повеселиться, развлечься.)

Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?

(На улицу её гнали голод и инстинктивная потребность в общении.)

Что значит – инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?

(Инстинкт – врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние.)

Обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки.

(Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.)

Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Кусака копила страх и злобу)

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

И ещё на одно слово в этом абзаце обратите внимание: гонимая. Часть речи? Вид? В данном случае страдательное как нельзя больше соответствует своему названию. Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?

И снова замкнутый круг: одни обижают от хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие от плохого настроения, чтобы выместить обиду и злобу.

Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку, ударившему собаку? Как оно выражено?

(Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской.)

Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).

Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?

(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Найдите описание внешности Кусаки.

Интересно, что в первой главе о внешности собаки сказано только 2 слова: грязная и некрасивая. А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное описание: что было и что есть. Попробуем разделить.

БЫЛО

ЕСТЬ

Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью.

Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх

Шерсть почернела и стала лосниться как атлас.

…важно осматривала улицу вверх и вниз

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали

Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем

Обратите внимание на заключение, сделанное автором в конце описания Кусаки.

А почему? Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем? Неужели люди вдруг изменились, стали добрее?

Выходит, что голодная, грязная и жалкая Кусака почему-то вызывала у людей не желание покормить и пожалеть её, а сделать ещё более несчастной, увидеть страх в её глазах.

А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд приобрёл важность, людям дразнить её стало просто неинтересно.

Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие?

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко:И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.

Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам”, как говорит о них автор. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?

Перечитать эпизод со слов: “И все собирались…”

Что за странная мольба в глазах у Кусаки?

Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни Кусаки осталось как прежде?

(В основе отношения к ней людей лежит только желание повеселиться; одна лишь разница: веселятся по-разному.)

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?

(Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже попрощаться с Кусакой.)

Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации? Любила ли она Кусаку?

Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.)<\p>

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ

+

1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ

ЗЛОБА, СТРАХ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА

2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ

ЗЛОБА

3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ

БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить”), сытость.

Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую злобу”. Что значит – отняли? Объясните лексическое значение этого слова.

(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)

Что можно отнять?

Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)

А так ли уж ценна и нужна злоба?

(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.)

Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему?

Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и готова бороться за своё существование, а безнадёжное спокойствие – это равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.

Совет

Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.

Перед вами 3 иллюстрации к рассказу ЛА. Как вам кажется, к какой части каждая из этих иллюстраций?

Обычно, когда художник берётся иллюстрировать книгу, он выполняет все рисунки в одном цветовом решении. (Сравнить 2 книжки) Перед нами же иллюстрации, нарисованные одним человеком, но они разные. Как вы думаете, почему? Послушаем автора, или точнее – соавтора, поскольку Женя работала над иллюстрациями вместе с мамой.

Женя проанализировала цветовую гамму рассказа. Судя по цвету, преобладающему в той или иной части, положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками?

Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или пьяницы-мужика?

Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе? Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к Кусаке?

Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?

История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

Может быть, этим и вызвано то непонятное чувство вины, которое испытывала Гуля при чтении рассказа?

Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?

Пожалуй, пришло время обратиться ко второму эпиграфу к сегодняшнему уроку.

Это афоризм Эмиля Кроткого, который заставляет задуматься, почему бездомные животные, каждый день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.

И ещё один вопрос: Только ли об отношении к животным этот рассказ?

Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.

Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ ЛА, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.

Авторская позиция: своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.

Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением последней главы рассказа о Кусаке.

(Чтение главы)<\p>

В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец.

 Дома: Сочинение-миниатюра – Зачем Леонид Андреев рассказал нам историю Кусаки? (3–5 предложений.)

Источник: https://refdb.ru/look/1335556.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector