Сочинение анализ рассказа золотой луг пришвина

«Художественный образ в литературе». М.Пришвин. «Золотой луг»

V. Объяснение нового материала.

  1. Первичное восприятие текста.

  2. Словарная работа

  3. Доклад.

  4. Проверка первичного восприятия.

  5. Повторное чтение текста.

  6. Обобщение.

  7. Работа с иллюстрацией.

– Ребята, Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что чудеса “совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем.

– А сейчас, внимательно послушайте рассказ М.Пришвина “Золотой луг”.
(Чтение рассказа учителем).

Какие сложные слова нам встретились? (Промысел, пяту, фукну.)

– С чем нам необходимо поработать?
(Необходимо найти значения этих слов.)

– Где найдем значение слова “фукну”?

(Внизу текста)

Доклад об одуванчике. Кочетков Игорь.

Физминутка. «Одуванчик»»

– Начнем работать по заданию учебника!
(Ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают.)

Кот сказал: “Одуванчик — загадочный цветок!”

– Ты разделяешь мнение Кота?

(Одуванчик – загадочные цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.)

– А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя-рассказчика?

(Об этом герой говорит в последнем предложении: “ С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали”.)

– Рассказ Михаила Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажи свое мнение строчками из текста.

(Рассказ ведется от лица мальчика.)

Кот сказал:

“Чтобы это доказать. Надо еще раз прочитать рассказ с самого начала до самого конца!”

Чтение текста учащимися.

– Ты соглашаешься с Котом?

(Да, потому что это видно только из последнего предложения текста.)

– Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает?
(Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, заинтересованному человеку.)

Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? Докажите.

(Мальчик наблюдательный, потому что когда рано утром он пошел на рыбалку, то заметил, луг был не золотой, а зеленый. А по возвращении домой он снова обратил внимание на луг.

Луг снова превратился в золотой. Мальчик решил узнать, что же происходит с одуванчиками. Ему удалось раскрыть секрет этих цветков.)

– Откройте с. 123. Рассмотрите картинку.

– Кто изображен на ней? (Мальчик и его брат Сережа.)

– Что они делают? (Мальчики играют с одуванчиками.)

– Почему мальчик справа закрыл лицо руками? (Мальчик закрыл лицо руками. Потому что брат дует ему одуванчиком прямо в лицо.)

Словарная работа .

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/khudozhiestviennyi-obraz-v-litieraturie-m-prishvin-zolotoi-lugh.html

Анализ произведения “Золотой луг” Пришвина — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Село Уклеево известно тем, что “на поминках у фабриканта Костюкова старик дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть ее с жадностью; его толкали, дергали за рукав, но он словно окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел. Съел всю икру, а в банке было фунта четыре”. С тех пор о селе говорили: “Это то самое, где дьячок на похоронах всю икру съел”. В селе четыре фабрики – три ситцевых и одна кожевенная, на которых занято около четырехсот рабочих.

Подробнее…

Краткое содержание “Вавилонская библиотека”

Вселенная – некоторые называют ее Библиотекой – состоит из огромного числа шестигранных галерей, с широкими вентиляционными колодцами, огражденными перилами.

Устройство галерей неизменно: пять полок на каждой стене… К одной из свободных сторон примыкает коридор, ведущий в другую галерею, такую же как и все другие. Налево и направо от коридора два крохотных помещения.

В одном можно спать стоя, в другом – удовлетворять естественные потребности.

Подробнее…

Краткое содержание “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”

Розенкранц считает, что человек рождается с предчувствием смерти и, едва родившись, он знает, что для всех компасов на свете есть только одно направление и время – мера его.

Гильденстерн говорит, что смерть, сопровождаемая вечностью, – худшее, что есть в обоих мирах. Появляются актеры и начинают репетировать пантомиму, Розенкранц и Гильденстерн наблюдают.

Прерывая репетицию, на сцену вбегает Офелия, преследуемая Гамлетом, который в истерике хватает ее за рукав, кричит на нее и т. д.

Подробнее…

Краткое содержание “Черный монах” Чехова

Андрей Васильевич Коврин, магистр, много работает, мало спит, курит и, наконец, расстраивает себе нервы. Доктор советует ему провести лето в деревне.

Он отправляется к Песоцким – Егору Семеновичу, своему бывшему опекуну и воспитателю, и его дочери Тане в деревню Борисовку. Песоцкий – знаменитый российский садовод.

Коврина с детства поражала фантазия Егора Семеновича – в саду есть самые необыкновенные растения – от черных тюльпанов до арок, вензелей и канделябров, в форме которых растут садовые деревья.

Подробнее…

Краткое содержание “Девяностые годы”

Девяностые годы известны в Австралии, как годы золотой лихорадки. Толпы людей устремились на северо-западную сторону континента отовсюду, надеясь разбогатеть.
Жизнь общины зависит от золота. Все мечтают о немыслимом богатстве.

Новая находка будоражит поселки старателей, люди отправляются в очередной поход. Подводы, повозки, верблюды, верхом и пешком – искатели бросаются за мечтой.

По этим же законам живет поселок старателей Южный Крест, там долгое и сухое лето, и нередки проблемы с пищей и водой.

Подробнее…

«Преступление и Наказание» краткое содержание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер.

Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь.

На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым.

Подробнее…

Краткое содержание «Душечка» Чехова

Ольга Семеновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, пользуется всеобщей симпатией: окружающих привлекают добродушие и наивность, излучаемые тихой розовощекой барышней. Многие знакомы называют ее не иначе как «душечка».

Ольга Семеновна испытывает постоянную потребность любить кого-нибудь. Очередной ее привязанностью становится Иван Петрович Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи».

Подробнее…

Источник: http://express5top.ru/index.php/kratkoe-soderzhanie/6834-analiz-proizvedeniya-zolotoj-lug-prishvina.html

3 класс. Чтение. Природа летом. М. Пришвин «Золотой луг». — М. Пришвин «Золотой луг»

http://pwpt.ru/uploads/presentation_screenshots/caa053674c1b29a82a8bafcf62fe7e5d.JPG

        Пришвин Михаил Михайлович

                             http://7lafa.com/writers/prishvin_mm.jpg      

   Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.

   Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.

   Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин

Слово об авторе.

   С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».

Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию.

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.

Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» — писал Пришвин.

Обратите внимание

За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в… Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь

Читайте также:  Сравнительная характеристика печорин и максим максимыч сочинение

Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

В. Бианки писал:

“Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!”

Сегодня мы снова будем говорить о красоте природы. И в этом нам поможет рассказ  М.М. Пришвина “Золотой луг” .

— С какими произведениями М.Пришвина вы знакомы? (“Берестяная трубочка”, “Медведь”)

— О чем обычно писал М. Пришвин? В чем отличительная особенность его рассказов? (Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по- новому и т.д.

Первичное чтение текста. 

      Одуванчики.

                      http://s1.fotokto.ru/photo/full/39/394156.jpg                                                      

— Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?

— Удалось ли автору поразить вас?

— Что привлекло в этом рассказе?

— Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?

— Подходит ли к тексту название рассказа? (Текст повествование с элементами описания).

— Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.)

— В чем особенность каждой из них?

 Комментирование

— От какого лица ведется повествование?  Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, а рассказчик – мальчик).

— Кто был старше из братьев? Почему? (“… Он впереди, я – в пяту.”)

— Как это – идти в пяту?  (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь).

— Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? (Промысел — добывание, добыча, охота на кого — нибудь. Охотничий промысел, пушной промысел, нефтяной промысел).

— Что такое забава? ( Забава- развлечение, игра).

— Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели? ( фукну, фукнет.)

— Как рассказчик называет одуванчики?  (неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).

— Как можно озаглавить I часть?  (Постоянная забава. Цветы для забавы.)

— Почему луг был золотой?   (…от множества цветущих одуванчиков)

— Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? ( Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой»)

— Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. )

— Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?  (  …он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.)

— С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (Пальчики на ладони)

— В чем главная мысль в этой части?  (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг)

-Как можно озаглавить эту часть ?  (Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.)

— Заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чем она состоит? (Одуванчики не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.)

— Как теперь называет одуванчики рассказчик?  Как озаглавили III часть?  («Цветок моего детства».  «Один из самых интересных цветов».)

I Вступление. «Цветы для забавы».

II Основная часть. « Маленькое открытие».

III Заключение. «Цветок моего детства».Интересным одуванчик показался и карельскому писателю Юрию Линнику:

“Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка- стрелка, когда- то радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки.

Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки… Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик – как золотые часы.

На его желтый циферблат часто садятся шмели – ювелиры. Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что- то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок воздушен.

Подумаешь ненароком, что одуванчик ныне — как трубочка волшебника- стеклодува, из которого выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру.»

Рассказ И. Соколова – Микитова «Одуванчики».

  У больших проезжих дорог, у тропинок, в широких зеленых лугах все лето цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лучами.

  Семена одуванчика собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик, и поплывут, полетят в воздухе легкие семена.

  Весь день вслед за солнцем одуванчики поворачивают свои головки. Солнце скрылось. Одуванчики свернули свои лепестки.

  Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчиков. Всходит солнце – цветы раскрываются. В летний солнечный день золотой кажется лесная поляна.

Обобщение

Что вы узнали интересного об одуванчике?  (Это неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем, это ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине. Весной из листьев одуванчика делают салат.)

Расширение кругозора

В природе насчитывают более 200 видов одуванчиков.

— А сколько пушинок к одной корзиночке?   (До 200 семян с пушинками).

— Про одуванчик сложено много стихов и загадок:

— Золотой молодой, за неделю стал седой,

— А денечка через два облысела голова. 

Носит одуванчик

желтый сарафанчик

Подрастет — нарядится

в беленькое платьице,

Пышное воздушное,

ветерку послушное.

Золотисто- желтый днем,

он зеленый вечером.

Подожди неделю –

станет белый- белый.

Еще подождешь-

только лысинку найдешь.

Одуванчик у дорожки

В пышной шапке,

С длинной ножкой.

Я нашла его в лесу,

но с собой не унесу:

Лишь возьму его в букет

дунет ветер- шапки нет!

                  http://cs417723.vk.me/v417723376/635d/x413aQxCydE.jpg

http://www.thriftymommastips.com/wp-content/uploads/2014/02/shutterstock_105341843.jpg       

В различных местах его называют по – разному, например:  Молочай, пустодуй, летучки, одуван, пушица, молочник, бабка-подойница.

Важно

В переводе с венгерского языка «одуванчик» дословно означает «детсковеночная трава», т.е трава, из которой плетут венки .

Дорогие друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.

— Как вы понимаете смысл этих слов ?  «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина.  И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

Читайте также:  Характеристика и образ свидригайлова в романе достоевского преступление и наказание

(человек заботится о себе и о своей Родине).

Итоги

На занятии мы учились анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности; расширяли свой  кругозор;

Сформулировали идею рассказа: в природе все неслучайно, все разумно, нужно быть только к ней внимательным, наблюдать ее терпеливо и неспешно размышлять над тем, что удалось увидеть. 

ИСТОЧНИК

http://www.youtube.com/watch?v=gXUERXCdPlY

http://poznaemmir.com/wp-content/uploads/

http://playroom.ru/prishvin-mihail-mihaylovich-kratkaya-biografiya-rasskazy-dlya-detey/

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4936/lesson/17900/unit/44539

Портал педагога | Урок литературного чтения. М.Пришвин «Золотой луг»

Автор: Валеева Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «СШ№7»
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения. М.Пришвин «Золотой луг»
Дата публикации: 21.03.2017
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: М.Пришвин «Золотой луг».

Цель: формирование навыков осмысленного чтения и культуры речи обучающихся,

осознания элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»,

понимания своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

УУД:

Личностные : формировать умения выказывать своё отношение к героям, выражать

эмоции,оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию

к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному

правилу, сохранять заданную цель, осуществлять развёрнутые действия контроля и

самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов

деятельности (репродуктивной, поисковой, творческой).

Познавательные: формировать умения выбирать, анализировать, сравнивать и

обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать

полученные знания, адекватно оценивать свои действия.

Коммуникативные: формировать умение высказывать собственную точку зрения,

организовывать совместную деятельность, объяснять и доказывать свой выбор и

выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной

форме речи.

Оборудование: компьютерная презентация №1-2, музыка «Пение жаворонка»,

мультимедийный проектор, экран, карточки с буквами, карточки для моделирования

обложки – 2 шт. и геометрические фигуры, клей, карточка-таблица, физминутка для

глаз, анимированная физминутка, отличительный знак для ролевой игры «Я –

цветок!», иллюстрации: луг, лук, лук, солнышко, одуванчик.

ХОД УРОКА

СЛАЙД 1 (красивая заставка с изображением одуванчикового луга)

1. Открытие нового знания.

Беседа

Что

ещё

удивительного

происходит

в

природе

с

наступлением

весны?

Какие

весенние цветы вы, знаете?

Отгадайте загадку и узнаете, какой из этих луговых цветов поразил героя

произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух.

СЛАЙД 4 (изображение одуванчика)

А почему одуванчик так называется? (От слова «дуть»)

А знаете ли вы, что у одуванчика 27 различных названий? Вот только некоторые из

них: одуй — плешь, бабка, пушица, зубчик, летучки, дуван, плешивец…

2. Определение темы и цели урока.

— Как вы думаете, о каком цветке мы будем читать сегодня? А почему? —

Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

(Определить цели урока)

Чему будем учиться? Ваши предложения, с чего начнём работу? —

Я хочу предложить вам девиз нашего урока. Составьте его из слов на панно.

(Умейте делать открытия).

В конце урока я думаю, каждый из вас сделает своё открытие.

3. Работа с текстом.

Вспомним, какую главу учебника мы с вами изучаем.

Откройте содержание и найдите, с какими произведениями этой главы мы уже

познакомились.

Чему они вас научили? (Они научили любить природу, бережно к ней относиться,

быть наблюдательными, внимательными. А так же, что только наблюдательный

человек может заметить скрытую жизнь природы: насекомых, птиц, зверей)

Найдите в содержании произведение, которое мы будем изучать. Кто автор этого

произведения?

(ученики по содержанию определяют автора и название произведения)

СЛАЙД 5 (автор произведения, тема урока)

СЛАЙД 6 (портрет Пришвина М. М.)

(ученики сообщают краткие биографические сведения)

С

детства

Михаил

Михайлович

Пришвин

Был

очень

любознательным

и

частенько задавал взрослым «глупые» вопросы. Немного был было людей,

имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили:»Ты ещё маленький, не

поймёшь!» Знать многое очень хотелось, значит надо было расти. И он рос.

Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения

главным

событием

стал

побег

в

неведомую

страну

Азию.

Будучи

первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским

утром сели в лодку и отправились в … Азию искать счастья. Их поймали и

вернули

домой

на

следующее

утро.

Но

эти

сутки

Миша

наслаждался

удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот

день он запомнил на всю жизнь. Неизвестно, как бы сложилась судьба Миши

Пришвина, если бы к ним в гости не приехал из Сибири богатый дядюшка,

который увёз мальчика в ту самую Азию, только не сказочную, а самую

настоящую. Здесь Михаил Пришвин оканчивает гимназию, где был одним из

лучших учеников.

Михаил

Пришвин – учёный, агроном, путешественник, охотник и

учитель. После революции 1917 года он уезжает в деревню. Здесь, работая

учителем, он много рассказывает

детям о своих путешествиях, природе,

диких и домашних животных. Быть может, из этих рассказов и родились

детские книги, такие простые и интересные, что, сколько бы лет ни прошло,

их будут читать дети.

А с каким произведением этого автора мы уже знакомились на уроке литературного

чтения? («Разговор деревьев»)

СЛАЙД 7 (Демонстрация книг автора)

Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить её, наблюдать за ней, чтобы

проникнуть в её тайны.

СЛАЙД 8 (изображение одуванчика)

Дыхательная гимнастика «Сказка на ладошке» (вдох — на выдохе слова (с

удовольствием): «Как хорошо!», «Приятный запах», «Ароматный цветок»)

СЛАЙД 8

Речевая разминка (отчётливо произносить все звуки)

Ва — ва — ва — вот высокая трава.

Вы — вы — вы — даже выше головы.

Ве — ве — ве — и цветы видны в траве.

Ви — ви — ви — только много их не рви.

А почему, ребята, нельзя срывать в большом количестве луговые цветы?

Откройте учебник на странице 123. Что вы заметили? (Условное обозначение:

поиск в Толковом словаре)

СЛАЙД 10 (изображение одуванчикового луга)

(Ученики читают произведение по цепочке)

Найдите значение слов со звёздочками. Как вы поняли их?

СЛАЙД 11 (со значениями слов)

СЛАЙД 12 (с изображением одуванчиков)

Одуванчик — загадочный цветок. Вы разделяете со мной это мнение. А почему?

(Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он выглядит совершенно по-

разному)

А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя — рассказчика?

Найдите подтверждение в тексте. (« С тех пор одуванчик стал для нас одним из

самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами,

детьми, и вместе с нами вставали»)

Найдите и прочитайте, какая смешная забава у них связана с одуванчиком.

Рассказ М. Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? (Рассказ

ведётся от лица мальчика)

Докажите своё мнение строчками из текста.

Чтобы это доказать, надо ещё раз прочитать рассказ с самого начала до конца

(Ученики читают произведение)

Вы согласны? (Да, потому что это видно только из последнего предложения

текста.)

Какие же секреты открыл наш герой? (1. Луг с одуванчиками меняется в течение

суток: он то зелёный, то золотой. 2. Герой открыл для себя, что одуванчик — очень

красивый цветок.)

— Вспомните, как герой поначалу называл эти цветы. (Неинтересные)

Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому

же она их раскрывает? (свои секреты природа раскрывает только наблюдательному,

любознательному человеку)

Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу?

Как вы думаете, на сколько частей можно разделить текст? (на три части)

Работая в паре, озаглавьте части (1. Цветы для забавы/ Постоянная забава 2. Тайна

золотого луга / Секрет одуванчиков. 3. Один из самых интересных цветов)

Читайте также:  Поэзия серебряного века - сочинение

СЛАЙД 13 (иллюстрация из книги)

Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Подберите к ней строчки из

текста.

( «Серёжа!»- позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну емё прямо в лицо)

Как вы думаете, почему М. Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

Придумайте свой заголовок. («Одуванчиковый луг», «Одуванчики», «Золотое

чудо» и т. д.)

— Ребята, не знаю как у вас, а у меня возникает огромное желание напеть что —

нибудь в честь маленького цветочного солнышка.

СЛАЙД 14 (отрывок мультфильма «Почему у одуванчика такие толстые щёки?»)

4. Физминутка «Одуванчик»

5. Продолжение работы по теме урока

Творческая работа

Моделирование обложки (модели – 2, клей, фигуры, цветные карандаши)

Работа в группах:

1 гр. – модель к произведению «Золотой луг»

2 гр. – модель к произведению «Золотой луг»

3 гр. – модель к произведению «Золотой луг»

Придумайте свой заголовок. («Одуванчиковый луг», «Одуванчики», «Золотое

чудо» и т. д.)

Беседа

— Как вы думаете, зачем нам нужны одуванчики? Приносят ли, они пользу? (Варенье

и мёд из одуванчиков, лекарство из всех частей одуванчика, из корня – кофе для

людей, страдающих сахарным диабетом и т.д.)

Одуванчик – лекарственное растение. Помогают человеку: цветки, листья, корни, из

которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как

капусту, а весной салат из листьев очень полезен, в нём много витаминов. Из

цветков одуванчика варят вкусное и полезное варенье.

— Хорошо ли, одуванчикам живётся на лугу? Какие опасности их подстерегают?

Мозговая атака (отличительный знак «Цветок» на голову – 3шт.) (работа в

группах). На столах словосочетания и слова для составления текста.

— Если бы вы, были одуванчиками, что бы вы сказали людям? (Выступает от каждой

группы по 1 чел.)

Проблемный вопрос.

Какое «открытие» сделал для себя писатель? А можно ли, на ваш взгляд, считать

это открытием?

Рефлексия урока.

Чему учит нас это произведение? Можно ли сказать, что природа всем и каждому

открывает свои секреты? Каким писателем можно считать М. Пришвина? —

Над чем заставляет задуматься? –

А какое «открытие» сделали вы для себя?

Какова была цель сегодняшнего урока? Какую цель мы ставили на уроке? —

Достигли ли цели?<\p>

Нарисуйте в тетрадях лестницу успеха и оцените свою деятельность на уроке.

(Учащиеся рисуют смайлик на одной из ступенек).

Закончить урок мне хотелось бы словами Виталия Бианки:

СЛАЙД 19

«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я

буду открывать эти тайны всю жизнь, потому что это самое интересное, самое

увлекательное занятие в мире!» Я и вам, дорогие ребята, желаю находить

загадки и тайны и умело их раскрывать.

Давайте мы нашим гостям подарим по маленькому кусочку лета в эти

морозные дни.

(дети дарят гостям одуванчики)

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20231

Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Конспект занятия по художественной литературе в классе предшкольной подготовки. Тема: Чтение и пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Цель: познакомить с рассказом М.Пришвина «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.

Оборудование: книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», слайд с изображением цветущих одуванчиков.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в путешествие, а куда вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно.Автор загадки Курдюков Серж: Травою поле зарастает,Траву домашний скот съедает.Всё лето скот на нём пасётся.Скажи, как поле то зовётся.

Дети отвечают: Луг

Воспитатель: Посмотрите, как красиво на лугу. Что вы видите?

Дети: На лугу растёт много одуванчиков.

Воспитатель: Почему их так назвали? 

Одуванчик – разлетается от дуновения (от «дуть»).Дыхательное упражнение «Одуванчик»: Дует — дует мальчик, на белый одуванчик (вдох через нос и долгий выдох)Дует всё сильнее — будет здоровее. (имитация сдувания семян с одуванчика)

Воспитатель: Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.Белые пушинки — это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.Одуванчик – лекарственное растение.

Лекарственное растение — это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками.

Кто любит прилетать к одуванчикам?Дети: К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Воспитатель: Я хочу вас познакомить с рассказом писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

На лужайке, возле леса,Расцвели цветочки.Жёлтые, как солнышко.На зеленой ножке.А как только подрастутШапочки наденут -Мягкие, воздушные-Ветерку послушные!

Дети: Одуванчики

Воспитатель: Располагайтесь по удобнее и слушайте внимательно рассказ.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.»Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.

Совет

За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво.

Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.

Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно,если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Вопросы по содержанию рассказа: 

Что я вам прочитала? Почему вы думаете, что это рассказ? Какая забава с одуванчиками была у братьев?Где жили братья?Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? 

Физминутка 

«Поле одуванчиков»Одуванчик, одуванчик!(Приседают, потом медленно поднимаются)Стебель тоненький, как пальчик.Если ветер быстрый-быстрый(Разбегаются в разные стороны)На поляну налетит,Все вокруг зашелестит.(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)Одуванчика тычинкиРазлетятся хороводом(Берутся за руки и идут по кругу)И сольются с небосводом.

Воспитатель: Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. А будем любоваться красотой этого цветка.

Одуванчик
Людмила Сухачева

Одуванчик громко плачет,Кто то взрослый и большой,Наступил ему на ножку,Больно ножку-ой,ой,ой!Вы ходите осторожно,Травочку не мните,Мы красивые, живые,Вы нас берегите.

Нас ласкает ветерок,Солнышко ласкает,Дождик нас всех веселит,С неба поливает.Ну ,а травку -неваляшкуЗря не обижайте,Берегите детки травку,Ласково играйте.

Вы не дергайте нам косы,Ножки берегите,Одуванчики-цветы -Солнечные блики.

Вот и закончилось наше путешествие на золотой луг, пора возвращаться .

Литература

Книга с рассказом М.Пришвина «Золотой луг»

Стихотворение «Одуванчик» Людмила Сухачев, загадка автор: Курдюков Серж

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/chtieniie-rasskaza-m-prishvina-zolotoi-lugh.html

Ссылка на основную публикацию