Сочинение анна марковна в рассказе яма куприна (характеристика и образ)

Сочинение на тему: Женщина в повести А. И. Куприна “Яма”

Женщина в повести А. И. Куприна “Яма”

Над повестью “Яма” Александр Куприн работал несколько лет. Он был первым русским писателем, осмелившимся написать произведение о продажной любви и ее чудовищности. В этой работе автор умело описал терзания загубленных девушек и черствость управляющих публичных домов. Повествование не связано напрямую с судьбой одного или нескольких героев.

Оно скорее придерживается единой сюжетной линии, описывающей жизнь определенной социальной среды. Таким образом, основу картины составляют обитательницы одного публичного дома в Ямской слободе. Не случайно автор наделил свою повесть таким двусмысленным названием. Во-первых, Ямскую слободу иначе именовали Ямой.

Ну, а во-вторых, заведение, которое он описывал, было подобно “помойной яме” или складу опустошенных,

загубленных душ.

Обратите внимание

Одним из центральных персонажей произведения является гордая и непреклонная Женя. Девушку в десятилетнем возрасте продала собственная мать, не пощадив и не проявив должного сострадания. Оттого она и не знала, что такое человеческое тепло, любовь и доброта.

Несмотря на внешнюю красоту, Женька была какой-то озлоблено дерзкой. Все в заведении знали об этом и уважали ее. С ней часто беседует местный репортер Платонов, считая ее умным и хорошим человеком. Несмотря на это, душа у нее давно растоптана и лишена веры.

Узнав, что она неизлечимо больна сифилисом, героиня решает наградить этой болезнью всех и каждого из своих клиентов, так как они это заслужили. Пощадила она лишь одного молоденького кадета, Колю Гладышева, за то, что он относился к ней с пониманием и состраданием.

В конце повести, уставшая от своего недуга и жизни в целом, она покончила жизнь самоубийством, чем поставила под угрозу репутацию всего заведения.

Не менее прискорбна судьба и других героинь повести.

Так, например, Тамара – умная и образованная девушка, свободно владеющая двумя иностранными языками. До того, как попасть в публичный дом, она была послушницей в монастыре и пела в хоре. Она влюблена в преступника и вора Сеньку, ради которого готова на все. Она покрывает его преступления, содержит его и даже иногда помогает ему одурачивать людей.

Однако Сенька на ее преданность в конце повести отвечает предательством. Другая героиня, бедная Люба, которую взялся выкупить студент Лихонин. Она искренне полюбила его, но оказалась слишком малодушна, чтобы изменить свою судьбу. Манька Маленькая, которая пристрастилась к алкоголю, а на самом деле была скромнейшей и самой кроткой из девиц.

В конце повести она гибнет в пьяной потасовке.

Казалось бы, несчастны только девушки, невольно оказавшиеся в рабском положении. Однако есть и другие несчастные женщины в повести Куприна. Например, содержательница заведения – Анна Марковна. Это женщина с уродливой и низкой душой.

Она сама прошла путь обитательницы подобного заведения, но так и не научилась жалости или состраданию. Не менее жестока и экономка Эмма Эдуардовна – склочная и невероятно жадная женщина. Такие разные судьбы, характеры и персонажи, а вывод напрашивается один.

Важно

Женщины, у которых были души, не могли вынести подобных обстоятельств. Они оказывались сломленными горем и отчаянием, быстро приводившим к самоуничтожению.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-zhenshhina-v-povesti-a-i-kuprina-yama/

Краткое содержание “Ямы” Куприна – неизлечимые пороки общества

Повесть «Яма» вызвала у критиков исключительно неодобрительные отзывы. Одним из немногих литературных деятелей, отозвавшихся о повести положительно, оказался К. Чуковский.

Писатель назвал «Яму» «пощёчиной современному обществу», которому не нравится, когда ему указывают на самые неприглядные его стороны. По мнению Чуковского, замалчивание существующего положения ничего не меняет. Единственный выход – уничтожение «ям».

Положительный отзыв Чуковского вызвал иронические замечания со стороны других литературных деятелей.

Повесть была трижды экранизирована: в 1915, в 1990 и в 2014 годах (в последнем случае «Яма» была первой частью телесериала «Куприн» и называлась «Куприн. Яма»).

Действие происходит в Ямской слободе, иначе называемой «Яма». Эта часть города известна огромным количеством публичных домов, один из которых принадлежит Анне Марковне Шойбес. Её заведение не считается шикарным, но и низкопробным его тоже трудно назвать.

Повесть начинается с того, что гости борделя Анны Марковны беседуют за столом. Больше всех говорит репортёр местной газеты по фамилии Платонов. Он неоднократно посещал это заведение, однако так ни разу и не воспользовался услугами проституток.

Именно от репортёра читатель многое узнаёт о жизни обитательниц борделя.

Платонов считает проституцию большим злом для всего общества, полагая, что данное социальное явление уродует души не только самих жриц любви, но и тех, кто пользуется их услугами, и тех, кому принадлежат публичные дома.

Внимательнее остальных репортёра слушает студент, идейный анархист Лихонин. Молодого человека так вдохновил рассказ Платонова, что он заявил, что не намерен оставаться наблюдателем. Лихонин обязуется спасти одну из женщин. От слов студент немедленно переходит к делу и забирает из заведения проститутку Любу.

У студента не было намерения сожительствовать с Любой. Он пытается дать ей образование, выкупает её паспорт. Вскоре Лихонин понимает, что слишком поторопился, взяв на себя ответственность за чужую судьбу.

Друзья, помогавшие Лихонину «воспитывать» подопечную, начинают проявлять к бывшей проститутке повышенный интерес. Сам Лихонин старается поддерживать с Любой братские отношения, что очень обижает девушку.

Совет

В конце концов, студент понимает, что его подопечная не подходит для той жизни, к которой он пытается её адаптировать.

Платонов ушёл из газеты. Теперь он работает в порту на разгрузке арбузов. Однажды к нему приходит Женька – девушка из борделя. Женька признаётся, что больна сифилисом и что, зная об этом, умышленно заражает своих клиентов. Через некоторое время Платонов узнаёт, что Женька повесилась.

Анна Марковна решила продать заведение своей экономке Эмме Эдуардовне. Однако новой хозяйке борделя не удалось разбогатеть. Все девушки, работавшие в доме терпимости, постепенно покидают её. Паша умерла в больнице. Веру застрелил любовник по её же просьбе.

Тамара бежала со своим возлюбленным Сенькой, который, будучи вором, совершил крупное ограбление. Манька Маленькая была убита в драке. В соседнем борделе обсчитали двоих клиентов. Обиженные посетители привели сотню солдат для восстановления справедливости.

Солдаты разорили не только «провинившийся» бордель, но и несколько близлежащих, в числе которых оказалось и заведение Эммы Эдуардовны.

Характеристика персонажей

Репортёр Платонов

Работник местной газеты воплощает в повести нравственное начало. Платонов успел стать завсегдатаем борделя. При этом он ходит туда не для того, чтобы уединиться с одной из девушек. Репортёр пытается понять причину, по которой все эти женщины оказались в «Яме», проникнуть в этот маленький порочный мир грязной похоти.

Публичные дома вызывают отвращение у Платонова. Однако все его действия сводятся к жалости, которую он выражает обитательницам дома терпимости.

Обратите внимание

Всё, что может репортёр, это отказаться от услуг проституток, сделав тем самым древнюю профессию хоть немного менее востребованной. Это не поможет остановить зло.

Но Платонов уверен, что даже если небольшая часть мужчин последует его примеру, бордели перестанут приносить доход своим владельцам, а значит, будут закрываться.

Анна Марковна

В разговоре со своими собеседниками Платонов удивляется тому, как в одном человеке могут уживаться две совершенно непохожие личности. Девушки, работающие у Анны Марковны, знают свою хозяйку только с одной стороны. Эта женщина алчна, кровожадна и не остановится ни перед чем ради собственной наживы.

Хозяйка борделя беспощадна к Паше, которая пользует у клиентов повышенным спросом. Доведённая до полного эмоционального истощения девушка медленно сходит с ума, но Анну Марковну это не касается. Репортёр упоминает и о другой стороне хозяйки заведения.

Для своей Берточки она самая нежная мать, не жалеющая денег на капризы любимого дитя.

Вышибала Симеон

Не менее противоречив и вышибала по имени Симеон. Платонов подозревает, что в прошлом этот человек был убийцей. В борделе поведение Симеона тоже нельзя назвать примерным. Он обирает и бьёт проституток. При этом вышибала отличается необычайной религиозностью.

Сусанна Райцына

Поступая в бордель, девушка получала вымышленное имя. Оказавшись в заведении, Сусанна Райцына стала просто Женькой. Среди всех проституток Женька обладала наиболее ярким и независимым характером. Платонов считает её гордой и злой.

Жизнь Сусанны была суровой и жестокой. Девушка стала проституткой в десятилетнем возрасте, когда родная мать продала её мужчине. Пройдя нелёгкий жизненный путь, Сусанна оказалась в борделе и получила новое имя.

Узнав о своей болезни, Женька начинает мстить мужчинам, утехой для которых она служила с детства. Девушка признаётся подругам, что каждый вечер умышленно заражает несколько клиентов.

Женька пожалела только кадета Колю Гладышева, единственного клиента, который относился к ней уважительно.

Социальная яма

Ямская слобода названа «Ямой» не случайно. Обилие борделей превращает это место в полную нечистот выгребную яму.

Здесь бездарно прожигают свою жизнь сотни молодых девушек, оказавшихся на социальном дне в силу различных обстоятельств. Большинство проституток никогда не выберется из ямы.

Многие из них погибнут совсем юными: одни – от венерических заболеваний, другие – от побоев хозяев и клиентов.

Важно

Помощь извне также не всегда оказывается эффективной. Студент Лихонин, в отличие от репортёра Платонова, предпринимает конкретные действия, чтобы спасти хотя бы одну падшую девушку.

Он создал для Любы все условия. У девушки появилась возможность получить такое образование, которое вряд ли получили бы воспитанницы пансиона для благородных девиц.

Тем не менее, попытка оказывается крайне неудачной.

Внутренняя сторона порока

Чтобы искоренить зло, не достаточно просто закрыть бордели. В очищении нуждается, прежде всего, человеческое сознание.

Женщина, на протяжении многих лет живущая в публичном доме, не сможет измениться за несколько дней или месяцев. Она привыкла относиться к себе, как к живому товару, и не представляет, что может быть полноценным членом социума.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-kuprin/yama.html

Сочинение. Женщина в повести А. И. Куприна «Яма»

Повесть Куприна отражает жизнь публичного дома. Жизнь каждого его жителя и посетителя. Терзания загубленных душ девушек и черствость души управляющих.

Не случаен и двойной смысл, который писатель вложил в название произведения. С одной стороны – это лишь обозначение самого места, ведь публичный дом расположен в Ямской слободе. Но есть и более глубокий смысл названия, который сродни «помойной яме», складу для опустошенных, мусорных душ.

А. И. Куприн подымает в данной повести различные аспекты «купленной любви», любви продажной. Ее духовную, моральную и социальную сторону. А также проблему узаконенных публичных домов в России.

Ключевым персонажем данной повести является Женя – девушка, безусловно, падшая. Но при этом она умна, способна жалеть и сострадать, у нее есть гордость.  Ее низкий социальный статус – не ее выбор, так было предрешено, ведь с 10 лет ее не пожалела собственная мать и продала доктору  Тарабукину в качестве наложницы.

Она не знала в своей жизни ни слова доброго, ни тепла человеческого. В итоге жизнь ее не складывается, ее душа сломленная с самого раннего детства, опустошена, истоптана, лишена веры и надежды,  “дохлая какая-то… , старушечья, сморщенная, землей пахнет… ”.

Сама жизнь толкает ее в пучину грязи и страданий, из которых ей не выбраться.

Она заражается от одного из посетителей сифилисом, что пробуждает в ней жажду мести и смерти. Она решает заразить всех, кто приходит к ней, никому не сообщив о своем недуге. Пожалела она лишь одного молодого офицера, который отнесся к ней с состраданием и уважением. Заканчивает она самоубийством, совершенно разбитая своим недугом и тем «что все люди подлецы, и что жить очень гадко».

Судьба многих из героинь в этой повести прискорбна : Зоя, красивая девушка с серыми глазами, лишилась невинности ради того, чтоб сохранить себе место в школе; Тамара влюблена в вора, Сеньку, ради которого готова на все, а он отвечает ей предательством на преданность;  Люба, сумевшая искренне полюбить, но при этом слишком малодушная, чтоб изменить свою жизнь; Паша, страждущая от болезни; Манька Маленькая – кроткая тихоня, страдающая алкоголизмом и превращающаяся под его воздействием в буйную скандалистку. Ее тоже ждет трагический конец – она погибнет в пьяной драке.

Совет

Есть и другие женщины в этой повести, не менее несчастные, к тому же не ведающие своего бедствия. Женщины с уродливой и низкой душою. Это Анна Марковна, прошедшая тот же путь что и обитательницы ее заведения, которая не научилась ни добру, ни жалости.

Ее главный девиз: «Деньги не пахнут». Это и Эмма Эдуардовна – женщина жадная, склочная, жестокая. Единственное дело в ее жалкой жизни, которым она владеет искусно – обдирательство и без того униженных  девушек.

Все с единственной целью – заработать как можно больше капитала и совсем не имеет значения, какой ценой.

Мы видим в этой повести разные судьбы и характеры, образы. Но итог и мораль здесь только одна. Женщине не в силу с достоинством вынести подобные испытания, если только у нее есть душа.

Потому что если желание денег выше человеческого достоинства и чести – то не может быть эта личность духовной.

А если душа сломлена горем и страданиями – «пойти по рукам» – всего лишь кратчайший путь к самоуничтожению.

Читайте также:  Герои пьесы вишневый сад: характеристика героев чехова

Источник: http://vsesoch.ru/a-i-kuprin/1109-sochinenie-zhenshhina-v-povesti-a-i-kuprina-lyamar.html

Характеристика героя Анна Марковна, Яма, Куприн. Образ персонажа Анна Марковна

­Характеристика героя Анна Марковна

Анна Марковна Шайбес — персонаж повести А. И. Куприна «Яма». Хозяйка «двухрублевого» открытого публичного дома в Ямской Слободе (Яме), «бандерша» и бывшая проститутка. В конце произведения (после смерти своей работницы Женьки) довольно дешево продает заведение экономке Эмме Эдуардовне и заканчивает бизнес, уходя на покой.

Дом терпимости Анны Марковны находится на улице Большая Ямская и является четвертым по своей престижности в городе, после шикарного заведения Треппеля и двух других «двухрублевых» домов. По сравнению с ними, ее заведение «несколько поплоше, победнее».

Обратите внимание

Анна Марковна — это невысокая и полная женщина в возрасте (ей уже под шестьдесят лет). Фигура ее напоминает «три мягких студенистых шара…втиснутых друг в друга без промежутков». Глаза у Анны Марковны «девичьи», бледно-голубого цвета, а вот рот — «старческий».

Женщина обладает довольно ограниченным умом, но, несмотря на это, у нее хорошо развито внутреннее чутье. Оно помогает ей избегать неприятностей и вовремя находить удачный выход из любой ситуации.

Анна Марковна уже давно замужем за Исайей Саввичем — «тихоньким, молчаливым старичком». Мужчина находится у своей жены «под башмаком» и, чтобы быть хоть чем-то полезным, по ночам играет в ее заведении для гостей на скрипке.

У женщины также есть дочь Берта, которая учится в пятом классе гимназии. Ее Анна Марковна очень любит: уделяет девушке «осторожное внимание» и «нежную заботу», тщательно скрывая от нее свою профессию.

Несмотря на то что годы женщины преклонные, и ей уже давно пора на покой, она все еще старается заработать лишнюю тысячу для любимой дочери, хотя у той уже давно есть все, что необходимо, и даже больше.

Во всем, что не касается Берты, эта Анна Марковна настоящая хищница, а, по словам завсегдатая заведения Платонова, еще и гиена, мегера, а также кровопийца.

Она не жалеет своих девушек и заставляет их работать изо всех сил для получения большей выгоды.

При воспоминании о своих жертвах — невинных загубленных душах, Анна Марковна не испытывает никаких угрызений совести, так как считает все «темное и кровавое в своем прошлом» лишь издержками профессии.

см. также:
Характеристики главных героев произведения Яма, Куприн

Краткое содержание Яма, Куприн

Сочинения по произведению Яма, Куприн

Краткая биография Александра Куприна

Источник: http://www.sdamna5.ru/anna_markovna

О творчестве куприна » воровский в.в. куприн » глава i

В моменты внутреннего перелома жизни общества, а следовательно, и перелома в литературных вкусах и формах появляются часто крупные художники, настолько новые и настолько разнообразные в своей новизне, что после них целое поколение идет указанными ими путями и разрабатывает намеченные ими формы. На грани 80-х и 90-х годов таким многосторонним новатором явился у нас А.П. Чехов.

До сих пор еще недостаточно оценено его громадное значение в истерии нашей новейшей литературы и влияние его на поколение писателей 90-х годов. Благодаря своей удивительной скромности и боязни всякой рекламы А.П.

Чехов как бы умышленно стушевался и старался уменьшить свою роль, а публика, крайне несамостоятельная в суждениях, привыкшая руководиться крикливой указкой, и в самом деле поверила, что это – серый, дюжинный, средней руки писатель.

Важно

Здесь не место давать оценку роли и значения А.П. Чехова в русской литературе. Достаточно указать, что он создал ту «мопассановскую» форму короткого рассказа, которая стала теперь чуть не господствующей, он создал ту своеобразную форму драмы без действия, которая надолго укоренилась в нашей литературе.

Но не только художественные формы завещал А.П. Чехов; он оставил также характерное идейное наследие: насмешливое, но в то же время сострадательное отношение к людям, забитым и опошленным кошмарной действительностью, отношение, чуждое политической окраски, но насквозь пропитанное верой в то, что «лет через двести – триста» жизнь станет прекрасной.

Если другие переняли у Чехова его художественную форму, то идейное настроение его большей частью унаследовал А.И. Куприн.

У А.И. Куприна другой темперамент, другой литературный жанр, чем у А.П. Чехова. Прежде всего Куприн никогда не смеется. Чехов широко пользовался смехом как художественным орудием: его юмористические рассказы, очень часто писанные в тоне шаржа, быть может, больше всего способствовали его популярности. Собственно, герои Чехова не смешливы.

Они действуют и творят пошлости серьезно; автор же бьет их карающим смехом. Напротив, герои Куприна мастера смеяться – то беззаботным, жизнерадостным, то злым, насмешливым смехом. Зато сам автор всегда серьезен в изображении жизни. Единственные опыты его в шутливом жанре – так называемые «шутки». Пародийна И. Бунина, Скитальца, М.

Горького написаны с большим остроумием, но исключительно как «шутки» – без каких-либо притязаний.

В смысле формы письма характерно также, что до сих пор Куприн ни разу не пользовался драматической формой. Он написал всего небольшой, одноактный очерк «Клоун», да и тот крайне не характерен для него. Между тем Чехов в последние годы почти исключительно пользовался этой фермой.

По словам Куприна, он даже говорил, что «каждый писатель должен написать по крайней мере четыре пьесы». Драматический жанр Куприну чужд.

Совет

Отчасти это объясняется характерной для него статичностью мышления: он всегда изображает картины жизни, момент, эпизод; редко встретите у него длительно, последовательно развивающееся действие; а если и встретите, то это действие обыкновенно слабее описаний и характеристик.

Отчасти же объясняется это, вероятно, и тем, что Куприн не мыслит внешней жизни без картин природы. У него природа играет важную и, главное, самостоятельную роль. Это не фон, усиливающий настроение картины, как в рассказах М. Горького, а самостоятельный деятель рассказа.

Природа у Куприна живет своей жизнью, не считаясь с человеком, скорее человек подчиняет ей свои настроения. Страстный поклонник красоты природы, охотник, рыболов, бродяга, одним словом, верный любовник природы – Куприн счел бы святотатством подчинить ее настроению людей, превратить в бутафорский аксессуар действия.

Чехов тоже умел понимать и любить природу (вспомните его «Степь», его Астрова и др.), но у него природа и люди были как-то разграничены – либо то, либо другое. Там, где он предавался созерцанию природы, человек становился у него маленьким, маленьким, стушевывался, терялся. Напротив, в его «человеческих» рассказах вы редко найдете отголоски этих впечатлений от природы.

Естественно, что Куприн должен любить и животных – это одно с другим неразрывно. Его рассказ «Собачье счастье» показывает большую наблюдательность и любовь к собакам, а «Изумруд» – прямо восторженный гимн красивой, изящной, молодой лошади. В pendant к нему просится другой его рассказ: «Суламифь» – такой же гимн женской красоте и молодости.

Лошадь и женщина – это сопоставление, несколько восточного характера, может возмутить многих. Но для Куприна такое сопоставление не будет парадоксальным, ибо он подходит к явлениям жизни прежде всего с критерием телесной красоты. И здесь тоже замечается характерная связь Куприна с Чеховым.

В произведениях Чехова вы почти не заметите культа телесной красоты, ему как будто чуждо это настроение; зато некоторые герои его, за репликами которых определенно чувствуется автор, уже выдвигают этот эстетический критерий. «Что меня еще захватывает, – говорит Астров («Дядя Ваня»), – так это красота», – при этом он имеет в виду женскую красоту.

В характерном для воззрений Куприна рассказе «Тост», где действие происходит в «всемирном анархическом союзе свободных людей», притом в 1906 году, оратор говорит: «Слава вечно юной, прекрасной, неисчерпаемой жизни. Слава единственному богу на земле – человеку. Воздадим хвалу всем радостям его тела…

Любовь наша, освобожденная от всех цепей рабства и пошлости – подобна «любви цветов»: так она свободна и прекрасна». «Любовь цветов» – это более красивый оборот; по существу, с таким же правом можно подставить в эту формулу «любовь животных».

Ибо смысл этой моральной философии – освобождение отношений между полами от всей лживости, безнравственности, пошлости, навязанной современным браком и блюдущим его лицемерным обществом. «Изменить старому мужу, которого терпеть не можешь, – возмущается дядя Ваня, – это безнравственно; стараться же заглушить в себе бедную молодость и живое чувство – это не безнравственно».

Куприн договорил в этом вопросе то, что осталось недоговоренным у Чехова; он сделал логические выводы из его посылок. Эта жажда освобождения человеческого чувства от «цепей рабства и пошлости» возникла и у Чехова и у Куприна на почве протеста против жалкой и гнусной действительности, которую они наблюдали вокруг себя.

Обратите внимание

Жизнь маленького, среднего, серого человека – вот тот материал, над которым работали и Чехов и Куприн.

Не герои, не крупные интересные умные личности, с которыми приходилось им встречаться, привлекали внимание художников, а именно те никому не ведомые, безымянные люди, которые образуют массу общества и на которых особенно рельефно сказывается вся бессмысленность их существования.

Люди живут в серой, нудной, пошлой обстановке, убивают все силы свои на какую-то неинтересную и ненужную работу, всю жизнь бьются и материально и морально, как рыба об лед, – без тени надежды, без проблеска веры в лучшее будущее – и для чего? Для того только, чтобы наплодить таких же серых, нудных, пошлых двуногих, которых ждет та же серая, нудная, пошлая жизнь.

Этот ужас бессмысленности жизни и составляет основной, исходный материал у обоих писателей. От него отправляются они и в изображении современной действительности, и в построении будущих перспектив.

Только манера трактовки у них несколько другая: Чехов реагирует более нервно и отвечает на пошлость ударами сарказма, Куприн же спокойнее – и самую мерзостную пошлость описывает сдержанно, чисто эпически.

И Чехов и Куприн – индивидуалисты, но индивидуализм их несколько особого свойства.

Они стремятся не к тому, чтобы обособить во всем личность одного человека от личности другого, как это наблюдается у Андреева и многих так называемых «модернистов».

Они стремятся только к обеспечению за личностью права индивидуально переживать и наслаждаться Это – по аналогии с разновидностями коммунизма – индивидуализм потребления, а не производства.

Эта черта переносит у обоих авторов центр внимания с внешней жизни человека на внутреннюю: поэтому у них и порабощение и освобождение человека трактуется с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической.

Важно

Оба они аполитики, политические интересы и политические симпатии у них имеются – особенно у Куприна, живущего в более боевое время, – но они не вносят их в свое творчество, а главное, не подчиняют им своих чисто эстетических задач, как это делают, например, М.

Горький и Л. Андреев. Еще у Куприна скорее прорывается активное отношение к политическим вопросам, например, в рассказах «Демир Кая», «Бред», «Искусство», «Тост»; но и тут оно облечено в расплывчатую художественную форму.

Благодаря этому произведения их свободны от элементов публицистики – они чисто художественны.

Среди плеяды писателей, начавших работать в 90-е годы, А. И. Куприн, пожалуй, единственный, не увлекшийся политическими вопросами и оставшийся чистопробным художником.

В то время как художники-публицисты проявляют свои публицистические симпатии уже в самом выборе материала, который они к тому же освещают и трактуют сообразно своим убеждениям, Куприн берет всегда из действительности живым тот материал, который поражает его художественное воображение, и, обрабатывая его сообразно своей авторской индивидуальности, тем самым уже невольно привносит в него определенную окраску и оценку. Возьмите, например, его рассказ «Обида», в котором профессиональные воры просят не смешивать их с погромщиками. В основу взято «истинное происшествие». Автор описывает его, руководясь чисто художественными мотивами, – и в то же время весь рассказ проникнут боевым настроением 1905 года, с характерным для этого времени ростом чувства человеческого достоинства, уважением к общественному мнению, нравственным оздоровлением всей атмосферы, которое дала революция. Автор ни словом не заикается об оценке происходящего, а между тем его симпатии всем ясны. И то же самое во всех его произведениях. Вы напрасно искали бы где-нибудь у Куприна проявления политических взглядов автора, за исключением, пожалуй, рассказа «Тост», а между тем по этим произведениям, и только по ним, вы знаете, что Куприн всей душой сочувствует борьбе угнетенных классов за освобождение от гнета.

В рассказе «Тост», где, как мы указывали, изображен в некотором роде идеальный строй, оратор говорит: «Вот гляжу я на вас, гордые, смелые, ровные, веселые…

» Именно таким ровным является сам Куприн – ровным в своих настроениях, не позволяющих ему увлекаться и разбрасываться под минутными впечатлениями, ровным в своем гармоническом спокойном творчестве, ровным и в красивой, образной, эпической речи.

Читайте также:  Образ и характеристика лизы в рассказе бедная лиза карамзин сочинение

в соответствии (франц.)

Источник: http://kuprin.velchel.ru/?cnt=17&page=10&part=4&sub=1

Сочинение с планом по рассказу Куприна «Куст сирени» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев.

Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и актуальных проблем. Центральная тема рассказа — любовь. На примере истории Веры и Николая Алмазовых автор показывает, каким должно быть настоящее чувство.

Николай Алмазов попадает в неприятную ситуацию: успешное окончание учебы в Академии генерального штаба находится под угрозой. Мужчина случайно посадил пятно на экзаменационной работе и решил замаскировать его под кусты.

На экзамене он обманул профессора, сказав, что растительность на обозначенном участке земли действительно есть. Но как оказалось, старый немец был хорошо знаком с местностью, показанной на плане.

Преподаватель предлагает поручику следующим утром поехать и проверить, кто из них прав.

В расстроенных чувствах Николай возвращается домой. Его встречает любящая и заботливая жена — Верочка. Узнав о проблеме мужа, женщина придумывает план: раз уж в том месте нет кустов, надо посадить. Вера с легкостью превращает свою идею в жизнь, избавляя мужа от неприятностей.

История показывает читателю, как ведут себя по-настоящему любящие люди в тяжелых жизненных ситуациях. Они поддерживают друг друга, оказывают посильную помощь. Подбадривают возлюбленного, дарят ему веру в лучший исход. Для таких людей нет ничего невозможного. С любой напастью они могут справиться сообща.

Совет

В чем кроется счастье? Ответ на этот вопрос — вторая по значимости тема произведения. У каждого найдется свой ответ. Для одних это работа, новые знания и открытия. Для других — жизнь в свое удовольствие. Для третьих — возможность развиваться и путешествовать.

А для Верочки Алмазовой счастье — быть со своим мужем. Самоотверженно любить его. Делать все ради благополучия своей семьи. Вера «поддерживает мужа и не дает ему падать духом». Для слабого духом Николая она незаменима.

Женщина помогает ему не сдаваться в тяжелых ситуациях. Поддерживает, дает советы. Она для него надежда и опора. И Верочка счастлива оттого, что может быть полезной для своего мужа.

Ей радостно видеть, как он справляется с неприятностями, как достигает поставленных целей.

Вера отдает всю себя Николаю, а в ответ получает любовь и безграничную благодарность. А что еще нужно женщине для счастья?

Рассказ А. Куприна не только дает ответы на вечные философские вопросы, но и учит читателя никогда не сдаваться, верить в лучшее. Оказавшись в проблемной ситуации, человек часто бездействует, ведь он полагает, что выхода нет. Так и Николай Алмазов, попав в неприятности, лишь жалеет себя, но не пытается что-либо изменить.

Поведение Верочки в сложном, казалось бы, безвыходном положении разительно отличает ее от мужа. Она не паникует, не опускает руки. Женщина верит в то, что существует решение проблемы, и она его находит.

«Безвыходных ситуаций не бывает, – говорит нам рассказчик, – надо лишь не сидеть на месте».

Казалось бы, «Куст сирени» — легкий для понимания рассказ. Автор не поднимает серьезные темы, не говорит о вопросах нравственности. Однако произведение заставляет читателя задуматься о том, что такое любовь и счастье. Дарит веру в лучшее и мотивирует изменить себя к лучшему.

Характеристика героев рассказа

Главные герои произведения А. Куприна «Куст сирени» — молодая семейная пара: Верочка и Николай Алмазовы.

Николай Евграфович Алмазов – небогатый поручик. На момент повествования он посещает занятия в Академии генерального штаба. Попасть в учебное заведение мужчине было нелегко. Лишь с третьего раза удалось сдать вступительные экзамены. Да и сама учеба дается молодому человеку с трудом: экзамены он сдает, прилагая титанические усилия.

Николай самолюбив и амбициозен. Он хочет достичь высот, но страдает от нехватки упорства, целеустремленности, решительности. Эту мысль подтверждает эпизод, рассказывающий о том, как у офицера не хватило смелости, чтобы поделиться с профессором историей появления кустов на экзаменационной работе. Главный герой лжет, и это лишь усугубляет ситуацию.

Обратите внимание

Оказавшись в безвыходной, на первый взгляд ситуации, Николай злится, нервничает и жалеет себя. Ему кажется, что все старания были зря и уже ничего не исправить. Офицер страшится позора, который может ждать его по возвращении в воинскую часть. Отчаявшийся мужчина почти опускает руки.

Совсем иначе ведет себя жена Николая. Верочка — красивая, умная женщина. Она самоотверженно любит своего мужа, заботится и беспокоится о нем. Смысл ее жизни — счастье и благополучие Николая Евграфовича.

Ради возлюбленного она готово пойти на многое. Верочка отказывает себе во всем, чтобы муж мог спокойно учиться. Женщина поддерживает его, вдохновляет, помогает по мере возможностей.

Она легко может найти выход из любой ситуации.

Пока Николай злится и бездействует, Верочка придумывает план и тут же начинает превращать его в жизнь. Это характеризует ее как решительную, целеустремленную особу.

Главные герои совершенно разные по характеру, но они гармонично дополняют друг друга. Для Верочки муж и его благополучие — смысл жизни. А для Николая жена — луч света и надежды. Та, кто всегда поддержит и поможет.

Мини-сочинение: Счастлива ли Вера Алмазова?

Верочка Алмазова — главная героиня рассказа А. Куприна «Куст сирени». Она красивая, жизнерадостная, добрая и отзывчивая девушка. Муж Веры, Николай, — небогатый прапорщик, который проходит обучение в Академии генерального штаба.

Верочка живет ради семьи. Она делает все возможное, ради того, чтобы ее муж мог спокойно достигать своих целей. Его счастье и благополучие — смысл жизни женщины.

Вера помогает ему всеми возможными способами: служит «его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Поддерживает его, дает советы, при необходимости подбадривает. Неприятности мужа девушка воспринимает, как свои.

Важно

Но она не сдается, не опускает руки, старается найти выход. И это вдохновляет Николая, возвращает веру в то, что еще не все потеряно.

Верочка ставит интересы мужа выше своих. Она готова пожертвовать всем лишь бы ему жилось хорошо. Наблюдая за этим, невольно задумываешься: «А счастлива ли Вера?».

В начале рассказа мы видим, как раздраженно реагирует Николай на расспросы жены, о том, что приключилось. Он злится, нервничает. И даже не пытается держать себя в руках, чтобы не обидеть жену своими словами.

Читателю начинает казаться, что нежное и трепетное отношение Веры к мужу не находит ответа, что чувства девушки не взаимны и она несчастна. Но ее действия говорят об обратном. Верочку не смущает поведение мужа.

Она деликатно продолжает задавать вопросы, утешает его.

Истинное отношение прапорщика к жене мы видим в конце произведения. Беда обходит Алмазовых стороной. Радостная пара идет по улице, держась за руки. Мира вокруг для них не существует.

В этот момент становится совершенно ясно, что Вера Алмазова все-таки счастлива. Ведь она не только самоотверженно любит своего мужа, но и получает в ответ такое же отношение. Она живет ради Николая, направляет его и поддерживает. И он бесконечно благодарен за это.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-rasskazu-kuprina-kust-sireni/

“Яма” Куприна в кратком содержании

Заведение Анны Марковны не из самых шикарных” как, скажем, заведение Треппеля, но и не из низкоразрядных. В Яме таких было еще только два. Остальные – рублевые и полтинничные, для солдат, воришек, золоторотцев.

Поздним майским вечером у Анны Марковны в зале для гостей разместилась компания студентов, с которыми был приват-доцент Ярченко и репортер местной газеты Платонов. Девицы уже вышли к ним, но мужчины продолжали начатый еще на улице разговор. Платонов рассказывал, что давно и хорошо знает это заведение и его обитательниц.

Он, можно сказать, здесь свой человек, однако ни у одной из “девочек” он ни разу не побывал. Ему хотелось войти в этот мирок и понять его изнутри. Все громкие фразы о торговле женским мясом – ничто в сравнении с будничными, деловыми мелочами, прозаическим обиходом. Ужас в том,что это и не воспринимается как ужас. Мещанские будни – и только.

Причем самым невероятным образом сходятся здесь несоединимые, казалось, начала: искренняя, например, набожность и природное тяготение к преступлению. Вот Симеон, здешний вышибала. Обирает проституток, бьет их, в прошлом наверняка убийца. А подружился он с ним на творениях Иоанна Дамаскина. Религиозен необычайно. Или Анна Марковна.

Совет

Кровопийца, гиена, но самая нежная мать. Все для Берточки: и лошади, и англичанка, и бриллиантов на сорок тысяч.

В залу в это время вошла Женя, которую Платонов, да и клиенты, и обитательницы дома уважали за красоту, насмешливую дерзость и независимость. Она была сегодня взволнованной и быстро-быстро заговорила на условном жаргоне с Тамарой. Однако Платонов понимал его: из-за наплыва публики Пашу уже более десяти раз брали в комнату, и это закончилось истерикой и обмороком.

Но как только она пришла в себя, хозяйка вновь отправила ее к гостям. Девушка пользовалась бешеным спросом из-за своей сексуальности. Платонов заплатил за нее, чтобы Паша отдохнула в их компании… Студенты вскоре разбрелись по комнатам, и Платонов, оставшись вдвоем с Лихониным, идейным анархистом, продолжил свой рассказ о здешних женщинах.

Что же касается проституции как глобального явления, то она – зло непреоборимое.

Лихонин сочувственно слушал Платонова и вдруг заявил, что не хотел бы оставаться лишь соболезнующим зрителем. Он хочет взять отсюда девушку, спасти. “Спасти? Вернется назад”, – убежденно заявил Платонов. “Вернется”, – в тон ему откликнулась Женя. “Люба, – обратился Лихонин к другой вернувшейся девушке, – хочешь уйти отсюда? Не на содержание. Я тебе пособлю, откроешь столовую”.

Девушка согласилась, и Лихонин, за десятку взяв ее у экономки на квартиру на целый день, назавтра собрался потребовать ее желтый билет и сменить его на паспорт. Беря ответственность за судьбу человека, студент плохо представлял себе связанные с этим тяготы. Жизнь его осложнилась с первых же часов.

Впрочем, друзья согласились помогать ему развивать спасенную. Лихонин стал преподавать ей арифметику, географию и историю, на него же легла обязанность водить ее на выставки, в театр и на популярные лекции. Нежерадзе взялся читать ей “Витязя в тигровой шкуре” и учить играть на гитаре, мандолине и зурне.

Симановский предложил изучать Марксов “Капитал”, историю культуры, физику и химию.

Все это занимало уйму времени, требовало немалых средств, но давало очень скромные результаты. Кроме того, братские отношения с ней не всегда удавались, а она воспринимала их как пренебрежение к ее женским достоинствам.

Обратите внимание

Чтобы получить у хозяйки Любин желтый билет, ему пришлось уплатить более пятисот рублей ее долга. В двадцать пять обошелся паспорт. Проблемой стали и отношения его друзей к Любе, хорошевшей и хорошевшей вне обстановки публичного дома.

Соловьев неожиданно для себя обнаружил, что подчиняется обаянию ее женственности, а Симановский все чаще и чаще обращался к теме материалистического объяснения любви между мужчиной и женщиной и, когда чертил схему этих отношений, так низко наклонялся над сидящей Любой, что слышал запах ее груди. Но на всю его эротическую белиберду она отвечала “нет” и “нет”, потому что все больше привязывалась к своему Василь Васильичу. Тот же, заметив, что она нравится Симановскому, уже подумывал о том, чтобы, застав их ненароком, устроить сцену и освободиться от действительно непосильной для него ноши.

Любка вновь появилась у Анны Марковны вслед за другим необыкновенным событием. Известная всей России певица Ровинская, большая, красивая женщина с зелеными глазами египтянки, в компании баронессы Тефтинг, адвоката Розанова и светского молодого человека Володи Чаплинского от скуки объезжала заведения Ямы: сначала дорогое, потом среднее, потом и самое грязное.

После Треппеля отправились к Анне Марковне и заняли отдельный кабинет, куда экономка согнала девиц. Последней вошла Тамара, тихая, хорошенькая девушка, когда-то бывшая послушницей в монастыре, а до того еще кем-то, во всяком случае бегло говорила по-французски и по-немецки. Все знали, что был у нее “кот” Сенечка, вор, на которого она изрядно тратилась.

По просьбе Елены Викторовны барышни спели свои обычные, канонные песни. И все бы обошлось хорошо, если бы к ним не ворвалась пьяная Манька Маленькая.

В трезвом виде это была самая кроткая девушка во всем заведении, но сейчас она повалилась на пол и закричала: “Ура! К нам новые девки поступили!” Баронесса, возмутившись, сказала, что она патронирует монастырь для павших девушек – приют Магдалины.

И тут возникла Женька, предложившая этой старой дуре немедленно убираться. Ее приюты – хуже, чем тюрьма, а Тамара заявила: ей хорошо известно, что половина приличных женщин состоит на содержании, а остальные, постарше, содержат молодых мальчиков. Из проституток едва ли одна на тысячу делала аборт, а они все по нескольку раз.

Читайте также:  Анализ рассказа распутина пожар

Во время Тамариной тирады баронесса сказала по-французски, что она где-то уже видела это лицо, и Ровинская, тоже по-французски, напомнила ей, что перед ними хористка Маргарита, и достаточно вспомнить Харьков, гостиницу Конякина, антрепренера Соловейчика. Тогда баронесса не была еще баронессой.

Ровинская встала и сказала, что, конечно, они уедут и время будет оплачено, а пока она споет им романс Даргомыжского “Расстались гордо мы…”. Как только смолкло пение, неукротимая Женька упала перед Ровинской на колени и зарыдала. Елена Викторовна нагнулась ее поцеловать, но та что-то прошептала ей, на что певица ответила, что несколько месяцев лечения – и все пройдет.

Важно

После этого визита Тамара поинтересовалась здоровьем Жени. Та призналась, что заразилась сифилисом, но не объявляет об этом, а каждый вечер нарочно заражает по десять – пятнадцать двуногих подлецов.

Девушки стали вспоминать и проклинать всех своих самых неприятных или склонных к извращениям клиентов. Вслед за этим Женя припомнила имя человека, которому ее, десятилетнюю, продала собственная мать.

“Я маленькая”, – кричала она ему, но он отвечал: “Ничего, подрастешь”, – и повторял потом этот крик ее души, как ходячий анекдот.

Зоя припомнила учителя ее школы, который сказал, что она должна его во всем слушаться или он выгонит ее из школы за дурное поведение.

В этот момент и появилась Любка. Эмма Эдуардовна, экономка, на просьбу принять ее обратно ответила руганью и побоями. Женька, не стерпев, вцепилась ей в волосы. В соседних комнатах заголосили, и припадок истерии охватил весь дом. Лишь через час Симеон с двумя собратьями по профессии смог утихомирить их, и в обычный час младшая экономка Зося прокричала: “Барышни! Одеваться! В залу!”

…Кадет Коля Гладышев неизменно приходил именно к Жене. И сегодня он сидел у нее в комнате, но она попросила его не торопиться и не позволяла поцеловать себя.

Наконец она сказала, что больна и пусть благодарит Бога: другая бы не пощадила его. Ведь те, кому платят за любовь, ненавидят платящих и никогда их не жалеют. Коля сел на край кровати и закрыл лицо руками.

Женька встала и перекрестила его: “Да хранит тебя Господь, мой мальчик”.

“Ты простишь меня, Женя?” – сказал он. “Да, мой мальчик. Прости и ты меня… Больше ведь не увидимся!”

Утром Женька отправилась в порт, где, оставив газету ради бродяжей жизни, работал на разгрузке арбузов Платонов. Она рассказала ему о своей болезни, а он о том, что, наверное, от нее заразились Сабашников и студент по прозвищу Рамзес, который застрелился, оставив записку, где писал, что виноват в случившемся он сам, потому что взял женщину за деньги, без любви.

Но любящий Женьку Сергей Павлович не мог разрешить ее сомнений, охвативших ее после того, как она пожалела Колю: мечта заразить всех не была ли глупостью, фантазией? Ни в чем нет смысла. Ей остается только одно… Дня через два во время медосмотра ее нашли повесившейся. Это попахивало для заведения некоторой скандальной славой.

Но волновать теперь это могло только Эмму Эдуардовну, которая наконец стала хозяйкой, купив дом у Анны Марковны. Она объявила барышням, что отныне требует настоящего порядка и безусловного послушания. Ее заведение будет лучше, чем у Треппеля.

Совет

Тут же она предложила Тамаре стать ее главной помощницей, но чтобы Сенечка не появлялся в доме.

Через Ровинскую и Резанова Тамара уладила дело с похоронами сомоубийцы Женьки по православному обряду. Все барышни шли за ее гробом. Вслед за Женькой умерла Паша. Она окончательно впала в слабоумие, и ее отвезли в сумасшедший дом, где она и скончалась. Но и этим не кончились неприятности Эммы Эдуардовны.

Тамара вместе с Сенькой вскоре ограбили нотариуса, которому, разыгрывая замужнюю, влюбленную в него женщину, она внушила полнейшее доверие. Нотариусу она подмешала сонный порошок, впустила в квартиру Сеньку, и он вскрыл сейф. Спустя год Сенька попался в Москве и выдал Тамару, бежавшую с ним.

Затем ушла из жизни Вера. Ее возлюбленный, чиновник военного ведомства, растратил казенные деньги и решил застрелиться. Вера захотела разделить его участь. В номере дорогой гостиницы после шикарного пира он выстрелил в нее, смалодушничал и только ранил себя.

Наконец, во время одной из драк была убита Манька Маленькая. Завершилось разорение Эммы Эдуардовны, когда на помощь двум драчунам, которых обсчитали в соседнем заведении, пришла сотня солдат, разорившая заодно и все близлежащие.

Источник: http://home-task.com/yama-kuprina-v-kratkom-soderzhanii/

Сочинения по творчеству а. и. куприна

Проблема человека и окружающего его мира на примере произведений А. Куприна.

В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество — об этом размышляли многие русские писатели XIX века.

Плоды этих размышлений отразились во многих устойчивых формулах, например, в известной фразе “среда заела”. Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX — начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманистических традиций, унаследованных от прошлого, рассматривают этот вопрос такие писатели-реалисты, как И. Бунин, А.Куприн, В.

Короленко, используя при этом все художественные средства, которые стали достижением рубежа веков.

Обратите внимание

Проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена на примере произведений А. Куприна. Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес.

Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь — побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.

Купринмного раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений — чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Но А.

Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда отличала русских писателей.

В персонажах рассказав “Белый пудель”, “Тапер”, “Гамбринус”, а также многих других, угадываются черты “маленького человека”, однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его. Рассмотрим это на примере очень известного рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Рассказ был написан в 1911 году. В основе его сюжета — реальное событие — любовь телеграфного чиновника Желтого П.П. к жене важного чиновника, члена Государственного Совета Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.

Куприна — чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не известно. В семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения.

В нем дастся обширная, неторопливая экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома Шеиных.

Важно

Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, “о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”. Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, столько из- за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — самоубийству героя. Таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало — в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, — и завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя — она передана через символику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: тема востока — монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви — страсти, безрассудности; упоминание о том, что мать сестер — англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не случайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой А.Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский герой — герой повести “Поединок” поручик Ромашов.

Повесть “Поединок” была воспринята современниками в первую очередь как произведение, социально направленное, в нем разглядели — они с интересом, другие с возмущением — антиармейскую тему. Так, одна из статей того времени называлась “Литературная вылазка против военных”. Повесть связывали с поражением русской армии в войне с Японией.

Современников поразило то, как правдиво и беспощадно показал писатель деградацию офицерства, быт и нравы армейских служак. Однако сегодня в произведении обращает на себя внимание преимущественно его нравственная проблематика.

Само название “Поединок” многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою.

В отличие от Желткова, который обрисован пунктирно, главный герой “Поединка” раскрыт психологически подробно и убедительно. О том, кто такой поручик Ромашов, можно спорить — образ этот неоднозначен.

В нем угадываются черты маленького человека — он неказист внешне, порой даже смешон: “Ромашов вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель, бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость”.

В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога — он видит себя “ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды”, представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско (здесь угадываются пародийно переосмысленные страницы мечтаний князя Андрея Болконского из “Войны и мира” — мечты о “своем Тулоне”). Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль: происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое. Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с библейскими словами: “Брат мой”. В Ромашове все отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки Николаевой- женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа- этот образ можно назвать в чем-то открытием А.Куприна, в чем-то его пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности — сама возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века делают произведение созвучным современному читателю.

Возвращаясь к поставленному в начале вопросу — “человек и окружающий его мир” — отметим, что в русской прозе начала века представлен широкий спектр ответов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов — трагическое столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но гибели не бессмысленной, а содержащий в себе элемент очищения и высокого смысла.

Источник: https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-tvorchestvu-a-i-kuprina.html

Ссылка на основную публикацию