Особенности композиции комедии горе от ума грибоедова

Особенности композиции комедии Горе от ума Грибоедова

Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма. 

Как и принято в классических формах литературы, композиционно в пьесе представляются несколько конфликтов в качестве любовного треугольника с участием главного персонажа, а также социально-политическая сюжетная линия.

Писатель сохраняет в пьесе традиционные для классицизма правила применения триединства повествования в виде совершения событий в одно и в тоже время и в одном месте, но третий догмат в форме единства действия любовного конфликта изменяется автором, поскольку завязывается любовный сюжет не в начале произведения, а лишь в середине, а его развязка не заканчивает социальную направленность пьесы, выражающуюся в противостоянии основного героя окружающему его обществу. 

Обратите внимание

Кроме того, отличительной чертой пьесы является его структурированность, заключающаяся в четырех, а не в пяти традиционных действиях, повествование которых включает в себя взаимосвязующие диалектические мотивы, чередующиеся между собой.

Авторский замысел раскрытия темы произведения с использованием четырехактности обладает особой содержательностью, поскольку завершает произведение в виде открытого пространства, в котором главный персонаж остается непобежденным духовно, демонстрируя век минувший как идейно несостоятельным.

Используемые в произведении сюжетные конфликты раскрываются писателем при помощи конкретных бытовых обстановок в определенный исторический период в отличии от идей классицизма, в котором все демонстрируется с применением абстрактных образов. 

Социальная линия пьесы получает свое развитие совместно с любовным сюжетом, переплетающимся с противоречиями основных персонажей.

Именно социальный конфликт произведения является значительным в пьесе, поскольку проходит сквозь все повествование, обрамляя любовный сюжет.

Кроме того, в социальной сюжетной линии писатель задействует всех героев пьесы, тогда как любовный конфликт, являющийся второстепенным, представляется в виде треугольника.

Использование писателем при написании оригинальной композиции пьесы принимается не всем литературоведческим обществом того периода времени, однако многие из критиков подчеркивают особенное мастерства автора, решившего пренебречь канонами традиционного классицизма и создать смелое произведение.

Вариант 2

«Горе от ума» – комедия в стихах, написанная Александром Грибоедовым. Сюжет произведения содержит описание светского общества при крепостном праве в 1808-1824-х годах.

Комедия делится на 4 акта, которые переплетаются между собой, составляя всю картину происходящего. Весь сюжет развивается в доме Фамусова в один день.

Строение композиции противоречит 3-ему пункту «трёх единств» эпохи классицизма, ибо после кульминации и усмирения конфликтов никто не наказывается, что сказалось на отзывах критиков об комедии. Но соблюдены остальные 2, единства времени и места.

 Несмотря на всё выше сказанное, необычность, мелодичность и качество композиции обеспечили положительные впечатления об комедии, отметив музыкальный дар Грибоедова, но имелись и паузы в определённых сценах, придавая большую ритмичность при чтении.

Важно

В сюжете присутствуют 2 конфликта: любовный и социальный, которые дают понять о присутствии элементов 3-ёх литературных течений: постепенного уходящего классицизма, нового для того времени романтизма и непривычного реализма.

В конечном итоге конфликты сливаются между собой, придавая двойственность происходящему, но стоит отметить, что социальному конфликту было отведено больше внимания.

Социальный конфликт можно назвать элементом реализма, в нём описываются общественные проблемы того времени: крепостное право, низкопоклонство, деспотизм. А любовный – элементом романтизма, отметив отношения между Чацким и Софьей.

В 1-ом акте подробно описываются жизни Чацкого и Софьи, ситуация в месте всех событий, доме Фамусова и взаимоотношения между Софией и Молчалиным, также присутствует завязка идейного конфликта.

Во 2-ом акте конфликты начинают постепенно развиваться, независимо друг от друга, но во второй половине любовные распри выходят на первый план.

Кульминация обоих конфликтов происходит в 3-ем акте, а их развязка в 4-ом. Монологи имеют большую роль, так как детально раскрывали мировоззрения персонажей, давая читателю более обширную картину светского общества того времени.

Заметно возрастание числа стихов после каждого акта и драматический накал к последнему акту. Общим конфликтом двух сторон, Чацкого и Фамусовского общества было столкновение двух иных мировоззрений, одно из которых было подавлено количеством.

Совет

К концу комедии Чацкого выгоняют из дома и он покидает Москву, разочаровавшись в своей возлюбленной и обществе.

Качественно составленная композиция комедии «Горе от ума», не имеющая лишних персонажей и деталей, покрыла некоторые недостатки произведения, обеспечив себе место в бессмертном списке русской литературы.

Горе от ума – особенности композиции

А.С. Грибоедов написал чудесное произведение «Горе от ума». Комедия очень полюбилась читателям, ее цитируют образованные люди. Сам сюжет может показаться немного необычным и запутанным.

Вначале читатель думает, что произведение написано о любви между Чацким и Софьей.

Вчитываясь в произведение можно разглядеть еще одну тему, которую осветил автор – социальная жизнь и взаимоотношения Чацкого с остальными персонажами.

Начинается произведение со сцены, происходящей в доме Фамусова. Софья, Молчалин, Лиза и сам хозяин дома ждали появления Чацкого. Но, пока его не было Софья начала негативно о нем высказываться.

Чацкий сильно не нравился девушке, а после того как парень иронично и зло пошутил над Молчалиным у нее появилась к нему даже ненависть и призрение. Чацкий сам виноват в том, что к нему плохо относится Соня и вся остальная компания.

Между молодыми людьми начинается развязываться конфликтная ситуация. Во втором действии мы видим откровенное противодействие между Чацким и Фамусовым. Параллельно с этими негативными событиями Чацкий успевает переживать о возможном сватовстве Скалозуба и Софии.

В третьем действии страсти усиленно накаляются. Напряжение растет. София разбивает сердце Чацкому тем, что открыто, сообщает ему о своей симпатии к Молчалину.

Софья специально решила распустить слух о том, что Чацкий стал сумасшедшим. Эта история быстро стала популярной и через пару дней о ней знали все. Девушка сделала это преднамеренно.

Таким образом, она хотела наказать парня за то, что он позволил себе издеваться над Молчалиным. Чацкий своими глупыми шутками и издевками над людьми настроил всех против себя. В последнем четвертом акте Чацкий подслушал один разговор между Софией, Лизой и Молчалиным.

От услышанного ему стало очень больно, и он уехал из Москвы. У произведения нет счастливой концовки.

Обратите внимание

Читая книгу, создается впечатление, что Грибоедов скомпоновал сцены и отдельные эпизоды в хаотичном порядке. В «Горе от ума» сильно много внимания уделяется описанию одиночества героя Чацкого.

Его судьба достаточно трагична, его предал близкий друг, его отвергало общество. Он страдал от неразделенного чувства любви. Каждый персонаж комедии не случайный гость.

В целом совокупность образов и действий делает произведение увлекательным и интересным для читателя.

← Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума ← Отношение Чацкого к крепостному праву↑ ГрибоедовГлавные и второстепенные герои комедии Горе от ума → Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума →

  • Анализ и мораль басни Крылова Ворона и лисицаОдной из самых узнаваемых басней среди детей и взрослого поколения является «Ворона и лисица». Рыжая плутовка с самого начала появления на страницах басни заискивает перед вороной, которая, сидя слишком высоко на дереве,
  • Тема воспитания в комедии Недоросль Фонвизина (проблемы воспитания и образования)Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя
  • Образ и характеристика капитана Тушина в романе Война и мир ТолстогоТушин – мужчина довольно молодого вида, который служит в российской армии капитаном артиллеристской батареи, что уже даёт понять, что Тушин весьма непростой человек, внешность которого может быть весьма обманчивой
  • Сочинение описание картины Старая мельница ПоленоваВасилий Поленов всегда мечтал прославиться как мастер исторической живописи, но по иронии судьбы стал выдающимся пейзажистом. Благодаря Поленову в теме пейзажа появилось множество новых поджанров
  • Сочинение Если бы я был директором школыЧасто можно услышать, что дети не хотят идти в школу, что не удивительно. Они идут в учебное заведение через силу, они не ожидают ничего светлого кроме общения с друзьями. Часто слышно фразу

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/osobennosti-kompozicii-komedii-gore-ot-uma

Особенности композиции комедии Грибоедова Горе от ума

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» подарила русской литературе много крылатых выражений и стала цитируемой каждым культурным человеком.

Произведение имеет уникальную композицию. Автор стремился сделать повествование максимально жизненным и правдивым. Грибоедов отошел от канонического классицизма, введя в комедию не одну, а две сюжетные линии, а именно любовную и социальную.

В пьесе «Горе от ума» частично соблюдается принцип «трех единств»: единства времени, места (в данном случае дом Фамусова), но остался в пренебрежении третий принцип единства действия.

 По канону классицизма конфликт, возникший из-за порока персонажа вначале пьесы, получает развязку в финале и исчерпывается, а виновник несет заслуженное наказание. А в пьесе Грибоедова сначала возникает любовный конфликт, после появляется и протест против общества.

На старте эти линии развиваются, не пересекаясь друг с другом и в конечном итоге единство действия отсутствует.

Пьеса ритмична, имеет своеобразный темп, что придает музыкальность. Есть в ней кое-какие остановки, например, реплика Скалозуба о гвардейцах и солдатах. Такие реплики-паузы являются «проигрышами» между «припевами»-монологами главных героев («А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча…» Чацкого, «Вот то-то, все вы гордецы!..», «Петрушка, вечно ты с обновкой…» Фамусова).

Что касается любовно
ной проблемы, то она решается отказом Софьи Чацкому, а социальный конфликт остается незавершенным. Центральный герой уходит из Фамусовского дома.

Через всю комедию «Горе от ума» нитью проносится темы падения и глухоты. Фамусов гордится, рассказывая о своем дедушке, который специально падал с лошади, дабы рассмешить Екатерину II.

Молчалин и Репетилов часто спотыкаются, София падает в обморок. Тема плохого слуха прослеживается в словах княгини Хрюминой, говорящей, что глухота – это большой порок.

Важно

Фамусов закрывает уши, чтобы не слышать революционных и осуждающих монологов Чацкого.

Экспозицией комедии является I действие до прибытия Чацкого. До этого момента ведется подробное описание Софии, ее жизни, готовится фон для развития проблемы. Романтических отношений конфликт завязывается в явлениях 7-9 после прибытия главного героя. Кульминация – завершающее действие пьесы, в котором происходит развязка проблемы любви и к Чацкому приходит «отрезвление».

Вариант 2

Сюжет произведения кажется очень необычным и оригинальным. Начиная читать произведение кажется, что в основу сюжета входит тема любви Чацкого и Софьи. Несмотря на то что, эта тема занимает в произведении большую часть, отношения Чацкого с другими персонажами переплетается одну драматическую историю.

Первые сцены произведения начинаются с дома Фамусова. Перед появлением самого Чацкого появляются такие персонажи как Софья, Лиза, Молчалин и сам Фамусов. До появления Чацкого, Софья весьма негативно высказывалась об этом персонаже, и после того как он надсмеялся на Молчалиным, негатив и холодность Софьи только увеличилась.

Он сам того не ожидая вызывает негативное отношение как со стороны Софьи, так и всего фамусовского окружения. Конфликт возрастает на глазах. И второе действие где открытое противостояние двух персонажей Чацкого и Фамусова, тому подтверждение. Так же здесь описывается негодование Чацкого о том что Софью могут засватать за Скалозуба.

Напряжение возрастает в третьем действие, когда она четко дает понять Чацкому что она любит Молчалина, а его не очень то здесь любят.

Слухи распустившиеся о сумасшествии Чацкого очень быстро расходятся по всему обществу, но в этом вина не только Софьи, ведь она преднамеренно пустила такой слух. Дабы отомстить за насмешки на своим избранником.

Чацкий своими насмешками настроил против себя все общество, которое не принимало его из-за протеста их морали. Развязка описывается в четвертом акте, где Чацкий услышав разговор Молчалина, Софьи и Лизы.

Окончательно прозрев от услышанного, и несмотря на всю внутреннюю боль покидает Москву.

Совет

Писатель не написал пятого акта и у произведения нет счастливого финала. Особенность данного произведения в том что Грибоедов соединил отдельные сцены и эпизоды практически произвольно.

В произведении очень ярко описывается одиночество Чацкого, предательство друга, непонимание общества, неразделенная любовь. Все это конечно же делает произведение интересным для читателя.

Читайте также:  Сочинение на тему жизнь рассуждение

Все герои поэмы, описываются не случайно, каждый персонаж играет свою роль, что делает произведение очень ярким и насыщенным.

Горе от ума. Композиция

А.С. Грибоедов, будучи одним из лучших представителей русской литературы, сумел отразить в своей комедии один из переломных моментов истории нашей страны. Речь идет об эпохе декабристов, революционеров, которые таки осмелились выступить против власти и крепостного права. Да, их было немного, но это не помешало отважным молодым людям пойти против самодержавия. 

Основной темой пьесы является противоборство молодых дворян, желающих перемен, и дворян из старой эпохи, которым ни к чему изменения. Особенно интересен финал комедии – Чацкий уезжает из дома Фамусовых, будучи оклеветанным и названным сумасшедшим. С одной стороны, мы можем сказать, что он оказался побежденным.

Но с другой, Грибоедов нам говорит о том, что мысли Чацкого, его слова о нынешнем строе, в целом являются справедливыми. Ни один из тех, против кого борется Чацкий, так и не сумел ответить ему чем-то стоящим. Поэтому Фамусов так обрадовался сплетням о, якобы, сумасшествии главного героя.

Из чего можно сделать вывод о том, что, на самом-то деле именно Чацкий вышел победителем из спора. Фамусовское общество не смогло ничего ему противопоставить.

В комедии имеет место быть и любовная драма, которая идет параллельно с социальным конфликтом. В первом же диалоге с Фамусовым Чацкий высказывает ему свои мысли о современном обществе. И, как это ни странно, Фамусов совсем не разделяет мнения молодого человека.

  Он приводит в пример некоего Максима Петровича, который умеет вовремя польстить, рассмешить, и тем самым сумел много в жизни добиться. Также Фамусов говорит, что ему очень нравится настоящее положение дел, он хвалит Москву, дворянство, и совершенно не понимает что плохого в том, чтобы оценивать человека по его чинам и богатству.

Чацкий, в свою очередь, выступает резко против московской жизни, он видит в ней лишь моральное запустение и гниль.

Обратите внимание

В любовном плане Чацкому также не везет – Софья не желает быть с ним. Она предпочла Молчалина, человека недалекого ума, но имеющего неплохое состояние. Казалось бы, на этом должно все закончиться, но нет, Грибоедов придумывает новый поворот.

Чацкий не верит девушке, по его мнению, она не может полюбить такого ничтожного человека как Молчалин. После короткого разговора с ним, Чацкий уверяется в том, что Софья просто пошутила.

Позже, на балу, противостояние молодого человека и всего фамусовского общества настигает предела – Чацкого нарекают выжившим из ума и демонстративно от него отворачиваются.

В композиционной составляющей комедии есть свои особенности. Мы видим целых две переплетенных сюжетных линии. Развязки у обоих совпадают, у каждой есть своя кульминация. Также мы видим два конфликта – социальный и любовный. В социальном конфликте участвуют Чацкий и все общество дома Фамусова. В любовном же снова главным героем оказывается Чацкий, а также Софья, Лиза и Молчалин.

Грибоедов сумел мастерски переплести две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку. Также мы видим оригинальные повороты сюжета, которые удивляют читателей и по сей день.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/kompoziciya-komedii-gore-ot-uma

Композиция комедии “Горе от ума” Грибоедова

Одним из самых распространенных и стойких обвинений, предъявляемых Грибоедову как автору комедии его современниками, было замечание об отсутствии стройного и продуманного плана.

Причем это обвинение предъявлялось как друзьями, так и недругами. Об этом писали Катенин и Пушкин в доброжелательных откликах; об этом же говорил и один из первых недоброжелателей Грибоедова известный водевилист А.И.

Писарев на страницах журнала «Вестник Европы».

Современники не увидели в комедии Грибоедова «Горе от ума» внутреннего единства, хотя, казалось бы, было сохранено так называемое «триединство»: места (фамусовский дом), времени (один день), действия (любовный треугольник).

Но это тоже было кажущееся следование традиции: дом превращался в пространство не только Москвы, но и всей России; один безумный день становился символом эпохи, да и любовный треугольник состоял из сплошных углов и был не столько любовный, сколько идеологический: все оказались у разбитого корыта, не было даже и намека на счастливый финал.

А вот с внутренним единством дело обстояло еще сложнее: в комедии «Горе от ума» Грибоедова его и не было, а существовало две линии развития действия и сюжета. Когда Писарев упрекал Грибоедова в отсутствии связи, т.е.

плана, он разумел одно из двух: или единую любовную интригу, или последовательно выдержанное нравоописательное сатирическое задание. В комедии Грибоедова есть и то другое, но глубинно взаимосвязанное, и классическое истолкование подобного синтеза дано И.А. Гончаровым.

«Две комедии, — писал он, — как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой; это интрига любви, вседневный мотив всех комедий.

Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел». Композиция комедии «Горе от ума» — ключ к пониманию этого парадокса «внутренней формы», а посему обратимся к ее рассмотрению.

Важно

В «Горе от ума» четыре действия. И это тоже был повод для недоумения современников: почему не традиционные и узаконенные пять? Прежде всего грибоедовская комедия ощутимо делится на две диалектически взаимодействующие части.

В первой половине (первое и второе действия) преобладает комедийное начало, основанное на любовной интриге, и потому эти действия сравнительно мало населены. Во второй половине (третье и четвертое действия) господствует общественная комедия, и эти действия представляют читателю и зрителю, по остроумному замечанию П.А. Вяземского, «народ действующих лиц».

Но общественная тема не возникает с началом 3-го акта, а любовная не завершается с концом 2-го. Столкновение Чацкого с фамусовской Москвой начинается с первого же появления его на сцене: сначала в разговоре с Софьей с шутливых эпиграмм в адрес знакомых («Ну что ваш батюшка, а тетушка? Всё девушкой, Минервой?»).

Во втором действии усиливается до раздраженной интонации («И точно, начал свет глупеть, // А судьи кто?»). В третьем действии оно достигает кульминации и катастрофически разрешается в четвертом («Не образумлюсь, виноват…») в результате встречи с Репетиловым, случайно подслушанного разговора Софьи с Молчалиным и объяснения с Софьей.

Таким образом, по эмоциональному напряжению и интенсивности центр тяжести общественной комедии приходится на два заключительных действия, но материал для этого ощущения содержится уже в двух первых актах.

Те же самые этапы, с некоторой разницей в композиции и темпе, проходит любовная интрига. При этом пространство ее наибольшей интенсивности — первое и второе действия. Именно они перенасыщены интригующим всех героев вопросом: «Который же из двух?»: для Фамусова — Молчалин или Чацкий, для Чацкого — Молчалин или Скалозуб.

Намечаются два любовных треугольника: драматический — Софья, Молчалин, Чацкий и почти водевильный — Лиза, Фамусов, Молчалин, которые дополняют и уравновешивают друг друга.

Причем любопытно, что они тождественны по своим драматургическим свойствам — и в том и в другом двум неудачным соперникам противостоит счастливый третий: Софья, отвергающая Чацкого и Скалозуба, любит Молчалина, а Лиза, отклоняющая домогательства Молчалина и Фамусова, признается: «А я… одна лишь я любви до смерти трушу.

— // А как не полюбить буфетчика Петрушу!» Это финальная реплика второго действия, а далее любовная интрига идет на спад: «пелена спала с глаз». Любовная интрига разрешается одновременно с общественной драмой в финале комедии. Такова примерно диалектика двух крупных частей текста.

В свою очередь, каждое действие делится на две относительно самостоятельные картины, причем эти картины расположены таким образом, что в пределах всей комедии в центре находятся общественные картины, обрамленные любовными. Каждый герой участвует в двух действиях, живет в двух пространствах. Это можно представить в следующей таблице:

I действие

1—6 явл. 7—10 явл.
Любовная интрига (Софья и Молчалин) общественная комедия (появление Чацкого)

II действие

1—8 явл. 9—14 явл.
Общественная комедия (Чацкий и Фамусов) любовная интрига (терзания Чацкого)

III действие

1—8 явл. 9—22 явл.
Любовная интрига (Чацкий — Софья — Молчалин) общественная комедия (бал, клевета) 

IV действие

1—9 явл. 10—15 явл.
Общественная комедия (интермедия Репетилова) любовная интрига  (развязка; Софья и Чацкий)

Таким образом, общий план пьесы классически строен: в основе композиции «Горе от ума» Грибоедова — соотношение, переплетение любовной интриги и общественной драмы Чацкого, которые не только взаимодействуют, но и ритмично чередуются, подобно опоясывающим рифмам в двух четверостишиях: abba и abba.

Общий композиционный принцип «Горя от ума» можно определить как закон художественной симметрии или как принцип зеркальной композиции. В подобной архитектонике пятый акт оказался излишним, так как он нарушал гармоническое единство двух линий.

Вместе с тем четырехактность обладала содержательным смыслом: комедия завершалась открытым пространством, ее герой уходил в жизнь духовным победителем.

Совет

Говоря о догрибоедовской комедии (а здесь прежде всего нужно назвать имена Сумарокова, Фонвизина, Капниста), нужно заметить, что ее конфликт рождался из столкновения бытового и бытийного начал, которое определяло наличие двух типов художественных образов: сатирических, нравоописательных и героев-идеологов или любовников. И если первые в традиции сатиры имели фактуру, объемность, ярко выраженную индивидуальность, то вторые в традициях одического мирообраза были бесплотны и резонерствовали.

Источник: Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века. – М.: ФЛИНТА, 2013

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/griboedov_a_s/kompozicija_komedii_gore_ot_uma_griboedova/85-1-0-1636

Сюжет и композиция комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С

В своей комедии Грибоедов отразил замечательное время в русской истории — эпоху декабристов, эпоху дворянских революционеров, которые, несмотря на свою малочисленность, не побоялись выступить против самодержавия и несправедливости крепостного права.

Общественно-политическая борьба прогрессивно настроенных молодых дворян против дворян-охранителей старых порядков составляет тему пьесы. Идея произведения (кто же победил в этой борьбе — «век нынешний» или «век минувший»?) решена весьма интересно. Чацкий уезжает «вон из Москвы» (IV, 14), где он потерял любовь и где его ославили сумасшедшим.

На первый взгляд именно Чацкий оказался побеждённым в борьбе с фамусовским обществом, то есть с «веком минувшим». Однако первое впечатление здесьявляется поверхностным: автор показывает, что критика общественных, моральных, идейных устоев современного дворянского общества, которая содержится в монологах и репликах Чацкого, справедлива.

Никто из фамусовского общества не может ничего возразить на эту всеобъемлющую критику. Поэтому Фамусов и его гости так обрадовались сплетне о сумасшествии молодого разоблачителя. По мнению И.А.Гончарова, Чацкий — победитель, но и жертва, так как фамусовское общество подавило своего одного-единственного противника количественно, но не идейно.

«Горе от ума» — реалистическая комедия. Конфликт пьесы решается не на уровне абстрактных идей, как в классицизме, а в конкретной исторической и бытовой обстановке.

В пьесе содержится множество намёков на современные Грибоедову жизненные обстоятельства: учёный комитет, выступающий против просвещения, ланкастерское взаимное обучение, борьба карбонариев за свободу Италии и т.д. Друзья драматурга определённо указывали на прототипы героев комедии.

Такого сходства Грибоедов добивался сознательно, ибо изображал не носителей абстрактных идей, как классицисты, а представителей московского дворянства 20-х годов XIX века.

Автор не считает, в отличие от классицистов и сентименталистов, недостойным изображать бытовые подробности обычного дворянского дома: Фамусов суетится возле печки, выговаривает своему секретарю Петрушке за разорванный рукав, Лиза подводит стрелки часов, парикмахер завивает волосы Софье перед балом, в финале Фамусов ругает всех домашних.

Обратите внимание

Таким образом, Грибоедов соединяет в пьесе серьёзное общественное содержание и бытовые подробности реальной жизни, социальный и любовный сюжеты.Экспозиция «Горя от ума» — первые явления первого действия до приезда Чацкого.

Читатель знакомится с местом действия — домом Фамусова, московского барина и чиновника средней руки, видит его самого, когда он заигрываете Лизой, узнаёт, что его дочь Софья влюблена в Молчалина, секретаря Фамусова, а раньше была влюблена в Чацкого.Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий.

Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна героиня, Софья. Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена идеологическим противостоянием Чацкого и косной общественной среды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего».Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!Так можно только ощущать,

Читайте также:  Характеристика и образ петро мелехова в романе тихий дон шолохов

Когда лишаешься единственного друга. (11,8)

Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Несчастный Чацкий восклицает про себя:
И я чего хочу, когда всё решено?Мне в петлю лезть, а ей смешно. (III, 1)Социальный конфликт развивается параллельно с любовным.

В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (II, 2).

Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, которое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключительно по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» (II, 5). Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью развернуться любовной сюжетной линии.

После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину.

Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» (III, 1). На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии.

Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третьего действия.Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV, 14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество. В письме к П.А.

Важно

Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса».

Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и показал его идейную несостоятельность.Композиция «Горя от ума» имеет несколько особенностей.

Во-первых, в пьесе две сюжетные линии, тесно переплетённые. Завязки (приезд Чацкого) и развязки (последний монолог Чацкого) этих сюжетных линий совпадают, но всё-таки комедия с троится на двух сюжетных линиях, ибо у каждой из них своя кульминация.

Во-вторых, главной сюжетной линией является социальная, так как она проходит через всю пьесу, в то время как любовные отношения понятны ещё из экспозиции (Софья любит Молчалина, а Чацкий для неё — детское увлечение). Объяснение Софьи и Чацкого происходит в начале третьего действия, значит, третье и четвёртое действия служат раскрытию общественного содержания произведения.

В общественном конфликте участвуют Чацкий, гости Фамусова, Репетилов, Софья, Скалозуб, Молчалин, то есть практически все действующие лица, а в любовной истории — только четверо: Софья, Чацкий, Молчалин и Лиза.Подводя итог, следует отметить, что «Горе от ума» — комедия двух сюжетных линий, причём социальная занимает в пьесе значительно больше места и обрамляет любовную. Поэтому жанровое своеобразие «Горя от ума» можно определить так: социальная, а не бытовая комедия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную роль и придаёт пьесе жизненное правдоподобие.

Мастерство Грибоедова-драматурга проявилось в том, что он искусно переплетает две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку, сохраняя таким образом целостность пьесы. Мастерство Грибоедова выразилось ещё и в том, что он придумал оригинальные повороты сюжета (нежелание Чацкого верить в любовь Софьи к Молчалину, постепенное развёртывание сплетни о сумасшествии Чацкого).

Источник: http://lit-helper.com/p_Syujet_i_kompoziciya_komedii_Gore_ot_uma_Griboedova_A_S

Сюжет и композиция комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сюжет и композиция комедии. А. С. Грибоедов много работал как драматург — и один, и в со­авторстве со многими известными в то время писателями, но для читателей он остался на всю жизнь автором одной комедии, са­мой яркой и веселой — «Горе от ума».

Это произведение необыч­но для своего времени: в нем сочетаются черты уходящего в про­шлое классицизма и завоевывающего свои права реализма. От классицизма в пьесе осталось строгое соблюдение «трех един­ств»: места, времени и действия. События происходят в доме Фа­мусова в течение одного дня, нет никаких героев и эпизодов, не относящихся к главному конфликту комедии.

Классическими можно считать характеры некоторых героев: добродушного «от­ца семейства» Фамусова, бойкую на язык служанку Лизу — вер­ную подругу своей госпожи.

Совет

Но в сюжете комедии уже появляются особенности, отличаю­щие ее от привычных классических канонов. Прежде всего в ней две сюжетные линии, которые тесно взаимосвязаны: обществен­ный конфликт Чацкого и фамусовского общества и личные вза­имоотношения Чацкого и Софьи. Обе линии связаны так тесно, что все композиционные моменты: завязка, кульминация, раз­вязка — в них точно совпадают.

Экспозицией — событиями, происходящими до начала разви­тия действия, — можно назвать в комедии обстановку в доме Фа­мусова до приезда Чацкого.

Из слов Лизы, из ее бесед с Фамусо­вым и Софьей мы узнаем о свиданиях Молчалина и Софьи, о же­лании Фамусова выдать дочь замуж за Скалозуба, о том, что Чацкий прежде был другом Софьи, воспитывался в этом доме, но потом уехал путешествовать и за три года не написал ни строч­ки.

Понятно, что Софья оскорблена его отъездом: «Ах, если лю­бит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко!» И наверное, в отместку уехавшему Чацкому избрала она Молчалина — скромного, во всем с ней согласного, полную противоположность строптивому Чацкому.

В то же время Софья вовсе не разделяет мнения отца, который считает Скалозуба лучшим женихом для дочери: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».

Но завязка комедии — в приезде главного героя. Только с его появлением начинают развиваться обе сюжетные линии.

Чац­кий горяч, порывист, весь в движении, от первой своей реплики: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног» — и до последней: «Карету мне, карету!» Он сразу же обращает внимание на холод­ность Софьи и пытается понять причину такого невнимания: кто теперь герой романа? Перечисляя всех старых знакомых и рас­спрашивая о них, он дает каждому меткую, язвительную харак­теристику, и Софье забавно его слушать, пока он так же язви­тельно не высмеивает Молчалина. Софья чувствует себя оскорб­ленной и начинает избегать Чацкого, стараясь не выдать свои чувства к Молчалину. Так начинается личная драма героя. Па­раллельно с нею развивается общественный конфликт: ведь Чац­кий смело и страстно высказывает свои взгляды на устройство общества, на крепостное право, на необходимость служения го­сударству. Это пугает Фамусова, этого не может принять Молча­лин, этого не понимает Скалозуб, и, наконец, этим Чацкий вос­станавливает против себя всех гостей в доме Фамусова. Сцена бала — кульминация обеих сюжетных линий. Оскорбленная Софья, пользуясь случайной оговоркой, убеждает господина N в том, что Чацкий «не в своем уме», тот передает новость госпо­дину D, а там уже сплетня разрастается, как снежный ком, обо­гащаясь все новыми подробностями. Гости, которых Чацкий не­осторожно настроил против себя, радостно клевещут, отыскивая причину его сумасшествия: то ли это наследственное, то ли пил много, то ли от «учености». И когда во время одного монолога Чацкий оглядывается вокруг себя, то видит, что его никто не слушает — «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». По­казное усердие танцующих и одиночество героя —- вот кульми­нация пьесы, высшая точка развития действия для обеих сюжет­ных линий.

Развязка также поступает одновременно. При разъезде гос­тей долго нет кареты Чацкого, и он случайно оказывается свиде­телем беседы гостей о его безумии, а затем — свидания Софьи и Молчалина, слышит разговор Молчалина и Лизы. Этот разго­вор слышит и Софья, узнавая правду об истинном отношении к ней Молчалина.

Для нее это жестокий удар, но Чацкий в эту ми­нуту не думает о чувствах девушки.

Не думает он и о необходи­мости соблюдать осторожность, для него главное, что он узнал: «Вот, наконец, решение загадке! Вот я пожертвован кому!» По­этому неудивительно, что Молчалин успел тихо исчезнуть, а Фа­мусов и слуги, привлеченные шумом, застают Чацкого с Софьей и считают его героем скандала.

И здесь конфликт разрешается окончательно: Фамусов проговаривается, что именно Софья на­звала его сумасшедшим.

Обратите внимание

Герой привык к тому, что его осуждают в фамусовском обществе, но то, что Софья к нему относится так же, для него слишком тяжело: «Так этим вымыслом я вам еще обязан? » Потерпев сокрушительное поражение и в светском кру­ге, и в любви, он торопится уехать. Такова развязка комедии. Однако надо отметить, что Грибоедов оставляет финал откры­тым, разомкнутым. Ведь Чацкий уехал, не изменив своим убеж­дениям, не усомнившись в них ни на минуту. Общество также не изменит своих взглядов на жизнь и главные жизненные ценнос­ти, а это значит, что конфликт не разрешен, он будет продолжен и в дальнейшем.

Особенностью комедии также являются яркие и образные рече­вые характеристики героев.

Для каждого из персонажей речь слу­жит средством создания индивидуального характера: для скромно­го, не привлекающего к себе внимания Молчалина, для ограничен­ного Скалозуба, для не слишком образованной, но уверенной в своей власти старухи Хлестовой или говорящей по-французски модницы графини Хрюминой-внучки.

В речи героев часты меткие остроумные фразы, ставшие кры­латыми: «Злые языки страшнее пистолета», «Счастливые часов не наблюдают», «А судьи кто?», «Свежо предание, а верится с трудом ».

Также Грибоедов использует для своих героев традиционные для русской комедии «говорящие» фамилии: Молчалин, Скало­зуб, Фамусов (от латинского fama — известность, молва), Репе­тилов (от латинского же repeto — повторять).

И наконец, значительную роль в комедии играют так назы­ваемые внесценические персонажи — не участвующие в дейст­вии, но упоминаемые по ходу герои. Некоторые из них явля­ются единомышленниками Чацкого, но большинство все же нельзя назвать его сторонниками, это такие же его против­ники, «мучителей толпа», которая преобладает в светском обществе.

Таковы основные особенности сюжета и композиции комедии «Горе от ума», таковы художественные и языковые средства, ко­торые помогли автору добиться главной цели — сделать свое произведение незабываемым для читателей.

Источник: https://prepodka.net/osobennosti-syuzheta-kompozitsii-komedii-s-griboedova-gore-ot-uma/

Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”: особенности сюжета и композиции

Павлушина Полина,

Ученица 11 класса В МБОУ МПЛ г. Димитровграда

Руководитель: Чистова Т.В.

ДВУПЛАНОВОСТЬ СЮЖЕТА КОМЕДИИ

А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Аннотация

В статье представлен анализ сюжета известной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и выделена мысль о двупланоавом изображении основных событий и трактовке образов пьесы.

Выделенный основной сюжетный лейтмотив обмана ведет за собой противоположный – мотив христианской искренности и правдивости в общении с Богом и людьми, мотив, полагающий прямую антитезу тому, что наблюдается в жизни.

От противного евангельская схема сюжета определяет развитие событий в «Горе от ума» и, связанная прежде всего с образом Чацкого, к кульминации приобретает важнейшее значение, проявляясь на различных уровнях текста.

Читайте также:  Сочинение на тему цель в жизни человека егэ 11 класс

Ключевые слова: сюжет, композиция, обман, ложь, искренность, христианство.

Keywords: storyline, composition, deception, false, sincerity, christianity.

Важно

Понять «Горе от ума» как  цельный, непосредственный и сжатый синтез новых отношений мысли к жизни можно прежде всего через изучение сюжета.

«Горе от ума» поразило читателей той поры свободой от установленных во многом самим автором законов избранного жанра. Современники каждый по-своему, но чутко уловили сюжетно-композиционные, сюжетно-характерологические, сюжетно-жанровые особенности такого редкого литературного явления, кaк «Горе от ума». И.А.

Гончаров в статье «Мильон терзаний» подвел итог спора. Он впервые осмыслил и объяснил выявленную особенность пьесы как ее сюжетную двуплановость.

 Выдающийся русский писатель не захотел завершить светскую историю Чацкого и Софьи в узкой рамке драматургической интриги и любовных недоразумений и пытался объяснить это всем заинтересованным слушателям.

Прежде всего, Грибоедов отказывается от замедленной, описательной завязки. Главный предмет повествования – действие, движение, поступок, внутренний контраст, слом, вызывающий психологическое и сюжетное напряжение. Завязка сразу вводит в суть сюжета.

Он стремится осмыслить жизнь в ее действии на сердце, душу, ум человека и все его существо. События пьесы определяются сложными сцеплениями интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, коллизий, рожденных «встречей» московского «света» и Чацкого.

            Главное в сцене свидания Софьи и Молчалина – чтобы никто о нем не узнал, все прошло без лишних свидетелей.

Вспомним в связи с этим, о чем главным образом тужит Фамусов в финале: что случившееся в его доме приобретет огласку, дойдет до самой «княгини Марьи Алексеевны» – и мы убедимся, чего больше всего боятся люди его круга, представители московского светского общества. Все стараются обмануть Фамусова, он сам ищет во всем обман.

 Обман – это не только слово, постоянно повторяемое Фамусовым. Это центральный сюжетный мотив первой завязки и сквозной – всей комедии.

С его помощью Грибоедов ярко и наглядно раскрывает «внутренний портрет» светского общества, философию его отношений. Нравственный закон света – обман, воспринимаемый его участниками как некий неписаный договор светского общения. В отношениях Софьи, Молчалина и Фамусова нет искренности и правды.

Выделенный сюжетный лейтмотив «тянет» за собой противоположный – мотив христианской искренности и правдивости в общении с Богом и людьми, мотив, полагающий прямую антитезу тому, что наблюдается в жизни.

От противного евангельская схема сюжета определяет развитие событий в «Горе от ума» и, связанная прежде всего с образом Чацкого, к кульминации приобретает важнейшее значение, проявляясь на различных уровнях текста.

Совет

Фамусов выступает в роли «благородного отца», читающего нравоучительные монологи почтительным «детям». Однако «дети» не слушают его, а если и слушают (как Чацкий), то позволяют себе активно не соглашаться, противоречить по самым важным вопросам.

Герой не просто «выступает», он играет свою роль с увлечением, стремясь выдать себя не за того, кто он есть на самом деле. Грибоедов в каждом его слове разоблачает «игру», правила которой восходят к принципам светского общения.

Вообще Фамусов наиболее органично и последовательно воплощает в себе способность скрыть, приличным образом объяснить истинные намерения, смысл своих и чужих действий. Это говорливый персонаж.

Для Фамусова характерна «дистанция огромного размера» между словом и делом.

Скалозуб – один из персонажей фамусовского круга, который не просто говорит, а «режет» правду. Так он, нимало не смущаясь, откровенно рассказывает о тех путях, на которых можно сделать военную карьеру: «Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты».

Однако Фамусов тут же исправляет его «оплошность»: «Да, чем кого Господь поищет, вознесет». Он стремится придать сугубо практической, циничной точке зрения Скалозуба возвышенный христианский колорит.

Солдафонская прямота, непонимание тонкостей смысловой игры (характерной для Фамусова) обнаруживают в Скалозубе не правдивость, а грубость души, умственную нищету, склонность к прямолинейным, деспотическим поступкам.

В самой фамилии его слышится двойственность содержания: комического и драматического. Скалозуб – это претензия на остроумие, оборачивающаяся зубоскальством.

          Молчалин в этом ряду самый «нетрадиционный» персонаж. Молчалин  безмолвен (или немногословен) в гостиной Фамусова, но в общении с Лизой или с Чацким он преображается в говоруна. Как он хладнокровен вначале, застигнутый с Софьей Фамусовым.

Обратите внимание

Он деловит и расчетливо лжив. Диалоги с Чацким в 3-м действии, с Лизой в 4-м действии удивительно точно раскрывают равнодушие Молчалина ко всему, кроме своей карьеры.

Разговор с Лизой в конце 2-го действия, отзывы Чацкого обнаруживают пошлость Молчалина, духовную низость и непросвещенность. Молчалин бессердечен, душа его молчит, вероятно, потому и дана ему Грибоедовым такая фамилия.

Это основное свойство персонажа усилено тем, что он занимает в комедии традиционное место первого любовника, привлекавшего читателей и зрителей именно силой своего чувства, «пылкостью души».

Будущее Молчалина, возможности этого типа личности осмыслены Грибоедовым оригинально. Чацкий пророчит: «Он дойдет до степеней известных …». Молчалины приходят на смену Фамусовым. Это один из путей изменения и вырождения русского общества.

           Софья, с невольного плутовства которой и начинается пьеса, занимает в ней особое место. По тактическим соображениям она не всегда договаривает правду, однако ее поведение от сцены к сцене свидетельствует о неспособности ее души к сознательному, расчетливому обману.

Но именно подобное сочетание в натуре героини неподдельной искренности, душевности и использование лжи как тактического приема, оружия делает ее опасной противницей Чацкого и позволяет Грибоедову вложить клевету именно в ее уста.

Ведь отношения Софьи и Чацкого в 3-м действии – это поединок двух равных по возможности персонажей, воплощающих контрастные сочетания «морального сознания и социально-критического мышления».

Фамусовскому обществу свойственно глубокое невежество, но не глупость. Ум людей этого круга часто переходит в плутовство и хитрость. С этим связаны и ненависть к любому проявлению вольномыслия к учению, культуре и просвещению.

Важно

Подобные черты намеренно нагнетаются Грибоедовым. Он доводит их до абсурда: (выдумка-клевета о сумасшествии Чацкого, сплетни о пристрастии его к горячительному. Гротескные образы, наполняющие финал 3-го действия, поэтически передают абсурдность нравственной и умственной жизни фамусовского общества – того мира, в который попал Чацкий. Абсурд – точка единения светского общества.

   Вторая завязка сюжета – внезапное появление Чацкого в доме Фамусова   вплетает в развитие сюжета новые мотивы и новые идеи. Чацкий первым делом по-свойски начинает перебирать светских знакомых, давая им полушутливые, но язвительные характеристики. Само по себе это уже  отличается от светских принципов общения.

Жизненное правило героя – говорить всегда правду, быть искренним, не выдавая видимое за сущее. Сюжетное напряжение достигается тем, что Чацкий считает своим долгом прямо высказывать свои мысли. Здесь поистине настигает его горе от ума. В финале пьесы совсем нет места смеху. Все герои прозревают, осознают то, что они безвозвратно потеряли.

Для этого Грибоедову понадобилось переделать уже готовый текст. По замыслу или понятию Грибоедова герои должны узнать правду прежде обоюдных упреков.

Соль нововведения заключена в том, что герои случайно узнают закономерную истину, именно таким образом для них раскрывается обман взаимоотношений, рассеивается чад иллюзий, созданный общепринятыми нормами общения. 

Развитие сюжета как бы «уходит» вовнутрь героев, а в основу формы «Горя от ума» кладется  диалектическое движение чувств и психологических состояний героев, которые проходят сложнейший путь душевного и духовного становления в житейских невзгодах и сердечных бурях: от надежд и упоения молодостью через сомнения и терзания к утрате юношеских грез и порогу умудряющей зрелости. Все герои прощаются с прежней жизнью. Чацкий теряет оптимизм, веру в любовь, чистоту и незыблемость человеческих отношений. Софья, обманутая в любви, теряет вместе с ней и уверенность в тех жизненных правилах, которые восприняла в обществе. Фамусов лишается спокойствия, уважения и авторитета. Самое главное, наступает крах тех жизненных правил, которыми герои до сих пор руководствовались, выявляется мнимая ценность нравственно-философских законов, установленных людьми. 

          Противостояние между Чацким и фамусовским миром Грибоедов доводит до высочайшего напряжения.

Чего стоит сцена, завершающая 3-е действие, когда Чацкий, окруженный людьми, остается в странном одиночестве и прерывает речь на полуслове.

Совет

Взаимный разрыв героя и общества приобретает новое содержание, не сводимое к простой антитезе. Грибоедов вводит в связи с Чацким сюжетный мотив изгоняемого пророка.

Духовная атмосфера пьесы настолько необычна для традиционной комедии, что сама наталкивает на поиски параллелей с книгами Священного Писания, и в первую очередь Евангелия.

Высокая, христианская учительность грибоедовской пьесы, ее ориентация на евангельский ''образец'' подтверждается настойчивым использованием библейских текстов, образов и мотивов, рассыпанных в его произведениях.

Здесь и прямое цитирование Евангелия от Матфея в письмах автора: «я был меньший между братьями моими», и неоднократные уподобления русской миссии «Авраамову племени», а себя – Аврааму.

» «Горе от ума» буквально рождается в недрах библейской топики, образности и сюжетики, и изначально вбирает в себя эту стихию.

             Грибоедов подводит читателя к осмыслению отношений Чацкого и московского общества в «высшем значении», как противостояния идеальной личности и реального человеческого общества, закосневшего в грехах и духовной слепоте.

Показательно, что наиболее близкие по духу, настроению и тону мотивы обнаруживаются в Евангелии от Матфея, в котором обличения Христа излагаются полнее, чем у других евангелистов.

В нем Христос осуждает фарисеев не только в сознании своей безусловной правоты и своего достоинства, но и, что очень важно, с «нaпряжением сердца», страстно, гневно, как это делает и Чацкий в фамусовской гостиной.

Несколько мотивов Евангелия от Матфея и «Горя от ума» поражают своей соотнесенностью и параллелизмом смысла.

Обратите внимание

Прежде всего, это уличение фарисеями Христа в отступлении от обычаев предков, в непочтении к обрядовой, внешней стороне жизни; затем – их обращение к прошлому, к примерам отцов для оправдания своего существования.

Со стороны Христа это обличение лицемерия фарисеев (в «Горе от ума» обмана) как главного их порока, основы всех других отступлений от истинной нравственности («вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»).

И наконец, обнаружение неспособности фарисеев опровергнуть обвинения Христа словом и стремление расправиться с ним при помощи физической силы. Все эти евангельские мотивы живо нaпоминают нам соответствующие эпизоды «Горя от ума», а весь сюжет активной проповеди Христа и спора с книжниками несомненно близок сюжету Грибоедова.

Чацкий приходит в гостиную Фамусова, в московский свет как проповедннк возвышенной, идеальной, по сути, божественной правды. Он обличает московских «фарисеев»  и строит в душах людей новый храм высокой духовности, накала чувств и мыслей, формулируя правила отношений между людьми.

Однако они, утратив духовное зрение, истинную веру, «побивают» его клеветой, как когда-то обрекли Христа на страдания и оплевали его.

Как бы метафорически воссоздается евангельская ситуация, передающая мысль о святости живой человеческой души, духовных стремлений к идеалу, и сознание того, что жизнь человеческая развивается по своим законам, часто несовместимым с представлениями об идеальной истине.

С евангельской точки зрения Чацкий провозглашает идею избранности, апостольского служения, но ведь в комедии нет апостолов.

Где же их хочет найти автор? В зале Чацкий обращается к зрителям, а Грибоедов впервые создает открытую структуру драматургического произведения, разрушающую «четвертую стену».

Важно

Эта же особенность «Горя от ума» объясняет, почему не оставляет гнетущего впечатления финал – поражение Чацкого: он весь направлен на грядущее и, главное, возможное спасение человека.

    Объективное течение жизни и нравственный идеал так далеко разошлись, что столкнулись в непримиримом противодействии. В «Горе от ума» «комичность является средством трагического», а комедия – видом трагедии.

Сложность сюжета открывает и сложность жанра, которую вполне осознавал сам автор, как известно колебавшийся в его определении и в конце концов отдавший предпочтение понятию «сценическая поэма».

Литература:

Степанов Л.А. Эстетическое и художественное мышление А.С. Грибоедова. – Краснодар, 2001.

Электронные ресурсы:

http://lit- 

helper.com/p_Syujet_i_kompoziciya_komedii_Gore_ot_uma_Griboedova_A_S

http://www.rlspace.com/syuzhet-i-kompoziciya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

http://www.bestreferat.ru/referat-213732.html

http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8289

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/03/31/dvuplanovost-syuzheta-komedii-a-s-griboedova-gore-ot

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector