Герои романа обыкновенная история гончарова

Герои романа «Обыкновенная история» Гончарова: краткая характеристика персонажей (таблица, список)

Отъезд Адуева из Грачей.Художник В. Минаев

Роман «Обыкновенная история» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя И. А. Гончарова.

В этой статье представлена краткая характеристика героев романа «Обыкновенная история»: описание персонажей в таблице (список).

Смотрите: 
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Обыкновенная история»

Герои романа «Обыкновенная история» Гончарова: главные и второстепенные персонажи 

Герои романа «Обыкновенная история» Гончарова(краткая характеристика)
Персонаж Характеристика
Александр Адуев Мечтательный, восторженный юноша. В 20 лет Александр приезжает в Петербург, чтобы сделать карьеру, встретить большую любовь, стать писателем и добиться славы. Со временем Александр разочаровывается в любви, женщинах, дружбе, жизни. Под влиянием дяди он становится сдержанным, расчетливым человеком. В конце концов Александр делает успешную карьеру и женится на богатой девушке не по любви.Подробнее об Александре Адуеве >>
Петр Иванович Адуев Дядя Александра Адуева. Холодный, расчетливый, трудолюбивый мужчина в возрасте около 37 лет. Он добр и очень умен, но во всем руководствуется только разумом. В молодости был пылким юношей и страстно любил (как и сам Александр), но с возрастом стал прагматичным и сдержанным. Петр Иванович богат, служит чиновником и владеет заводом. В возрасте около 40 лет женится на девушке Лизавете Александровне.  
Лизавета Александровна Адуева 20-летняя Лизавета становится женой 40-летнего Петра Ивановича. Она также становится тетей Александру Адуеву. Ласковая, добрая, умная Лизавета живет богато и комфортно, но несчастливо со своим холодным супругом. Спустя 10 лет несчастливого брака Лизавета начинает страдает упадком сил и теряет интерес к жизни.Подробнее о Лизавете Александровне >>
Анна Павловна Адуева Мать Александра Адуева, давно является вдовой. Добрая, заботливая, ласковая мать, гостеприимная хозяйка. Она посвящает всю себя своему единственному сыну Александру. Она сама ведет хозяйство в имении. Анна Павловна умирает, когда ее сыну Александру исполняется около 30 лет.Подробнее об Анне Павловне >>
Наденька Любецкая 18-летняя Наденька становится возлюбленной 23-летнего Александра, когда тот уже живет в Петербурге. Наденька — не красивая, но интересная девушка. Спустя 1,5 года влюбленности Александр собирается жениться на Наденьке, но ветреная девушка вдруг влюбляется в графа Новинского и охладевает к Александру. Измена Наденьки становится страшным ударом для Александра. После разрыва Александр называет Наденьку лицемеркой, притворщицей.Подробнее о Наденьке >>
Юлия Тафаева Молодая вдова в возрасте 23-24 лет. Александр Адуев знакомится с ней спустя год после разрыва с Наденькой. Александр ухаживает за Юлией по просьбе дяди, но вскоре влюбляется в нее.Юлия — мечтательная, чувствительная, нервная женщиной. Александру кажется, что в лице Юлии он нашел настоящую, вечную любовь. Отношения героев длятся около 2 лет. Влюбленные собираются пожениться, но Александр внезапно охладевает к Юлии, ему становится с ней скучно. Отношения заканчиваются разрывом.  Подробнее о Юлии Тафаевой >>
Лиза Лиза — добрая, наивная и мечтательная девушка. Вероятно, Лизе около 18-20 лет. Александр знакомится с ней после разрыва с Юлией Тафаевой. Лиза влюбляется в Александра. Тот считает девушку привлекательной, но не испытывает к ней возвышенных чувств. Отец Лизы понимает, что Александр не собирается жениться, и требует прекратить встречи с дочерью. Александр перестает видеться с Лизой.Подробнее о Лизе >>
Граф Новинский Сосед Наденьки Любецкой по даче. Милый, умный, учтивый мужчина. Повеса, умеющий ухаживать за женщинами. Граф ухаживает за Наденькой, в результате чего та влюбляется в него и охладевает к Александру. Граф Новинский является приятелем Петра Ивановича Адуева.Подробнее о графе Новинском >>
Софья Первая любовь Александра Адуева. Софья и Александр являются соседями по имению. Уезжая в Петербург, Александр оставляет Софью в надежде встретить более страстную, пылкую любовь. В конце романа Софья уже состоит в браке с небогатым человеком и ждет шестого ребенка.
Сурков Компаньон Петра Ивановича Адуева по фарфоровому заводу. Сурков ухаживает за Юлией Тафаевой, но та отдает предпочтение Александру Адуеву.<\p>(см. описание Суркова в части II главе 2)
Поспелов Друг Александра Адуева со времен учебы в университете. После нескольких лет разлуки друзья встречаются в Петербурге. Александр разочаровывается в Поспелове, когда тот из пылкого юноши превращается в сдержанного, прагматичного мужчину.
Костяков Друг Александра Адуева, пожилой мужчина. Александр сближается с Костяковым после разрыва с Юлией Тафаевой. Мужчины вместе ходят на рыбалку.<\p>(см. описание Костякова в части II главе 4)
Антон Иванович Сосед Адуевых по имению и частый гость Анны Павловны Адуевой. Антон Иванович – небогатый человек. Он не упускает возможности вкусно пообедать или поужинать у своих соседей, в том числе у Анны Павловны Адуевой, которая всегда радушно его принимает.(см. описание героя в части I главе 1)

Источник: http://www.literaturus.ru/2017/12/geroi-obyknovennaja-istorija-harakteristika-personazhi-tablica-spisok.html

Иван Гончаров, «Обыкновенная история»: краткое содержание, главные герои, история создания :: SYL.ru

Классические произведения всегда считаются лучшими публикациями для чтения. Они не только проверены годами, но и поднимают сложные, жизненно важные вопросы, которые актуальны в любые времена. В классической литературе мы находим самих себя, она заставляет нас задуматься о своем характере, образе мыслей, поведении и мышлении.

Именно таким образчиком классической литературы и является “Обыкновенная история” Гончарова, краткому содержанию которой и будет посвящена наша статья. Что это за произведение? В чем его суть и смысл? Какова психологическая проблема “Обыкновенной истории” Гончарова? Давайте узнаем.

Но перед тем, как лучше узнать произведение, давайте познакомимся с его автором.

И. А. Гончаров

Создатель “Обыкновенной истории” — Иван Александрович Гончаров – родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. С раннего детства мальчик вел беззаботную пресыщенную жизнь – погреба и амбары были переполнены всевозможной провизией и сластями, в сундуках складывались золотые, хозяевам прислуживала дворня.

В семь лет Ваня потерял отца. Его опекуном и воспитателем стал крестный Трегубов, добрый и просвещенный человек, моряк по профессии. Вначале он обучал ребенка сам, затем отдал его в училище в Москве.

Восемь лет обучения помогли Ивану стать более зрелым и осведомленным, он пристрастился к чтению, сам захотел писать. Его идеалами становятся Пушкин и Карамзин, именно на них будущий писатель хочет равняться, именно им стремится подражать.

Обратите внимание

В девятнадцать лет молодой Иван Гончаров поступает в столичный университет на факультет словесности. Здесь он знакомится с Белинским, Аксаковым, Лермонтовым, Тургеневым. Такие талантливые, глубокомыслящие друзья и товарищи оставляют неизгладимый след в открытой душе юноши.

Он много размышляет о смысле жизни и вечных ценностях, литературе и искусстве, жизни народа и нравах дворянства.

Окончив университет, молодой Иван Гончаров получает хорошую государственную должность, однако продолжает вращаться в литературных кругах Петербурга. Здесь он близко сходится с живописцем Николаем Майковым и его писательницей-супругой. У них знакомится с представителями культурной жизни столицы – поэтами, художниками, музыкантами…

Продолжая трудиться на государственном поприще, занимая ответственные должности и важные посты, Иван Александрович начинает писать. Его первым произведением становится “Обыкновенная история”, последующими – знаменитые до сих пор “Обломов” и “Обрыв”.

Чем примечательна первая книга Гончарова “Обыкновенная история”?

Как писалось произведение

История создания “Обыкновенной истории” Гончарова охватывает довольно продолжительный период времени. Вообще он творил очень медленно и не спеша, детально обдумывая каждый росчерк и каждую мысль, стараясь постигнуть не только глубину характеров своих героев, но и историческое время, в которое жил и которое описывал.

“Обыкновенная история” Гончарова (краткое содержание ее будет подано чуть ниже) была задумана автором еще в 1944 году. Последующие два года он трудился над своим творением, как всегда сосредоточенно отрабатывая каждое предложение, анализируя каждую ситуацию и каждую реплику героя.

Несколько раз писатель дорабатывал свое произведение. В 1945 году, после прочтения набросков в семье Майковых, он внес некоторые изменения в рукопись, прислушавшись к дельным советам хозяина дома. Затем он корректировал сочинение непосредственно перед его изданием.

История издания

Как был напечатан роман Гончарова “Обыкновенная история”? Вначале рукопись была доверена автором литературному меценату Языкову, однако тот счел произведение малозначительным и тривиальным и не захотел его показывать знаменитому критику Виссариону Белинскому.

Если бы не Николай Некрасов, который забрал рукопись у Языкова и показал Виссариону Григорьевичу, мир, возможно, не увидел бы произведение напечатанным.

Роман пришелся критику по вкусу. Он увидел в нем современное и актуальное веяние, а также тонкий психологизм и художественный реализм. В 1947 году произведение было куплено у Гончарова (за двести рублей за каждый лист) и напечатано в журнале “Современник”.

Каков же сюжет “Обыкновенной истории” Гончарова, так заинтересовавшей знаменитых литераторов того времени?

Начало повествования

Краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова следует начать с описания отъезда молодого небогатого помещика Александра Федоровича, единственного сына добросердечной барыни Анны Павловны.

Саша – симпатичный двадцатилетний романтик, только что окончивший университет. Он горит желанием послужить Отечеству, найти свою дорогу в жизни и пройти по ней рука об руку с нежной и доброй девушкой.

Александр Федорович имеет много талантов, пишет стихи, он ожидает, что в Петербурге его ждет счастье и любовь.

Важно

В родной деревне молодой человек оставляет влюбленную в него соседскую барышню Соню, девушку искреннюю и чистую. Та дарит ему на память локон и обещает ждать.

Чтобы проститься с Сашей, приезжает его друг Александр Поспелов, специально проскакавший ради этого более ста пятидесяти километров. Молодые люди с теплотой вспоминают свои задушевные беседы о любви, верности и служении отечеству.

Встреча с дядей

В столице Адуев приезжает к своему родному дяде по отцу, Петру Ивановичу, влиятельному чиновнику и зажиточному фабриканту. Однако тот поначалу даже не хочет принять племянника. Однако вспомнив, как добра была к нему Анна Павловна, Адуев-старший встречается с молодым человеком, но ведет себя сдержанно и холодно.

Саше непонятна бесчувственность дяди, ему не по себе от городской церемонности и безразличия. Гуляя по Петербургу, юноша разочаровывается в столице. Ему не хватает девственной природы, бескрайних просторов, добродушия и приветливости знакомых.

Между тем Петр Иванович собирается учить племянника уму-разуму. Он запрещает ему проявлять свои искренние чувства и эмоции, велит забыть Сонюшку и даже выкидывает ее подарки. Дядя находит Александру хорошо оплачиваемую, но нудную работу, и побуждает молодого человека забросить поэзию и литературу, как занятие малоприбыльное и глупое.

Спустя два года

Что происходит с главными героями “Обыкновенной истории” Гончарова через этот небольшой промежуток времени?

Александр стал более городским и важным. Он продолжает работать в одном из государственных департаментов, дополнительно переводит статьи и время от времени пишет стихи или рассказы.

Оказывается, молодой человек влюблен в юную девушку Надю, которая отвечает ему нежностью и взаимностью. Однако дядя осуждает их романтические отношения, утверждая, что для брака любовь не нужна.

Любовь и предательство

Целые вечера проводит влюбленный на даче у своей возлюбленной. Наденька воспитывается одной матерью, растет изнеженной и ветреной барышней. Она просит у Александра год, чтобы проверить свои чувства и воссоединиться вместе в счастливом браке.

И вот тогда, когда назначенное время приближается, на горизонте юной барышни появляется другой человек – утонченный, богатый, именитый граф Новинский. Надя увлекается им и мало уделяет внимания Адуеву.

Тот, терзаемый ревностью, ведет себя вызывающе и по отношению к возлюбленной, и по отношению к счастливому сопернику. Со временем девушка отказывает Александру.

Для него это стало тяжелым ударом. Он бесшумно рыдает и тоскует по своему утраченному счастью. Дядя не понимает чувств юноши и, видя, что тот хочет вызвать графа на поединок, советует ему отомстить другим, более изощренным образом. Лишь тетя – молодая жена Адуева-старшего жалеет Сашу в его неразделенной любви.

Прошло двенадцать месяцев

Александр по-прежнему страдает от Надиного отказа. Он теряет смысл в жизни, теряет веру в людей, ему кажется, что его окружают беспринципные злые невежды.

Находя радость в сочинительстве, молодой человек целыми днями пишет повесть, но Петр Иванович критикует ее и доказывает племяннику, что ее никто не будет публиковать. Так и есть.

Совет!

Журнал отказывает печатать произведение, и молодой Адуев разочаровывается в своем таланте и своих способностях.

Лизавета Александровна, жена Адуева-старшего, страдает от его холодности и отчужденности. Ей тягостно, что муж заботится о ее комфорте, забывая при этом о ее сердце и чувствах.

Красавица-вдовушка

Юлия Тафаева – молодая женщина, рано овдовевшая, становится причиной беспокойства Петра Ивановича о своем компаньоне. Тот влюбился в девушку и тратит на нее все деньги. Поэтому дядя просит Александра поиграть с вдовой в любовь, чтобы отвлечь ее от своего партнера.

Адуев-младший сомневается в своем успехе, но приударяет за красивой вдовой. Сам того не замечая, он влюбляется в опытную женщину и, как оказывается, взаимно.

Молодые люди очень схожи. Они оба хотят нежности, бурных проявлений любви, всепоглощающей страсти. В своих чувствах они ищут уединения и желают принадлежать друг другу безраздельно.

Но такое зависимое состояние, омраченное постоянной ревностью и неудержимостью возлюбленной, надоедают Александру. Он теряет к Юлии интерес, а та настаивает на женитьбе.

Дядя помогает молодым людям объясниться и освобождает племянника от докучающих ему отношений.

Депрессия главного героя

Разрыв с Тафаевой не делает молодого мужчину счастливым. Он испытывает огромные сомнения – что-то не так пошло в его жизни. Он раскаивается, что приехал в Петербург, что бросил живописную деревенскую природу и милую Сонюшку.

Однако такое переосмысливание жизни не побуждает главного героя к действиям. Он опускается все ниже и ниже, вяло работает, общается с неприглядной компанией, не посещает дядю.

Обратите внимание

Петр Иванович старается расшевелить племянника, он взывает к его честолюбию и напоминает о карьере. Затем пытается пробудить в нем прежние романтические порывы, но тот оледенел душой и разочаровался во всем.

В скором времени молодой человек увольняется со службы и уезжает из Петербурга к себе домой, полностью опустошенным и уставшим душой и телом.

Но это еще не конец

Мать очень рада видеть сына, однако она обеспокоена его внешним видом и физическим состоянием.

Со временем Александр свежеет и хорошеет. Природа и нежные воспоминания восстанавливают его силы. Он живет спокойной жизнью, но продолжает мечтать о Петербурге. Через полтора года мужчина пишет тете, что хочет вернуться в столицу и начать новую жизнь. Он понимает, что вел себя глупо, и хочет исправиться.

Конец произведения

Прошло четыре года после вторичного возвращения Адуева в Петербург. Многое изменилось в семействе его дяди.

Достигнув небывалых высот и богатства, Петр Иванович, наконец, понимает, что все это – была мишура, сейчас для него главное – здоровье любимой жены, которая медленно угасает от его холодности и замкнутости.

Однако Лизавета Александровна уже потеряла радость в жизни и ей безразличны запоздалые чувства мужа.

Совсем по-иному сложилась жизнь Александра. Мать его умерла, а он наконец нашел себя – стал уверенным и довольным, получил хорошую должность и завидный чин. Он собирается жениться на малознакомой девушке с хорошим приданном, которую не любит и даже не уважает. Адуев старший рад за племянника и впервые в жизни обнимает его.

На этом заканчивается краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова.

Проблематика романа

Как видим, писатель поднял в своем произведении серьезные психологические вопросы, относящиеся к потаенным душевным порывам и изменчивости человеческого сердца.

Анализ “Обыкновенной истории” Гончарова показывает нам, как влияние общества и собственное мировоззрение может кардинально изменить человека, заставить его переступить через себя и свои убеждения, забыть собственные порывы и чаяния.

Приспособившись к окружающей его системе, Адуев превратился из доброго мечтательного человека в жадного карьериста и беспринципного эгоиста. Под конец произведения он даже меняется с дядюшкой местами, так как тот становится более семейным и добродетельным, беспокоясь о здоровье любимой супруги.

Об этом свидетельствует и характеристика героев “Обыкновенной истории” Гончарова.

Образы произведения

Если раньше юный Саша предстает перед читателями привлекательным внешне и внутренне, которому невольно симпатизируешь и сочувствуешь, то со временем, переживая разочарования и находясь под влиянием богатого дяди, он превращается в обычного себялюбца, карьериста и притворщика.

Серьезный анализ “Обыкновенной истории” Гончарова приводит читателя к мысли, что в бедах молодого человека, его трагедии и унынии, виноваты не другие, а он сам. Он, который бросил невинную, влюбленную в него Соню и свободную жизнь в деревне, и отправился покорять столицу. Он, который шел на поводу своей слабости, зациклившись на неразделенной любви и собственных чувствах.

Разве плохо быть богатым? Разве плохо иметь высокооплачиваемую должность? Конечно, нет! Это все очень хорошо, если человек остается самим собой, если его сердце чисто, а совесть спокойна. Если он творит добро и думает о чувствах других.

К сожалению, Александр Адуев не смог сохранить непорочность своей души. Однако это, конечно же, совсем обыкновенная история…

Источник: https://www.syl.ru/article/358967/ivan-goncharov-obyiknovennaya-istoriya-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi-istoriya-sozdaniya

Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история»

Сочинения по литературе: Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история».

Действие романа Гончарова «Обыкновенная история» происходит в конце первой половины XIX века, во время правления Николая I, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический аппарат.

И когда, несмотря на недавно отгремевшую Отечественную войну 1812 года, человеком столетия, даже в России, признавали Наполеона. Он был идеалом для дворянской молодежи. В России было много людей, считавших себя русскими наполеонами, людьми, рожденными на свет, чтобы изменить судьбу России.

И не зря Петр Иванович ссылается на век, говоря, что, мол, век виноват во всем, что происходит с его племянником. Именно век так располагал к тем романтическим настроениям, которые преобладали в неискушенной, неопытной душе Александра Адуева, начиная с тех пор, когда он впервые увидел Петербург, и заканчивая тем днем, когда уже немолодой Адуев впервые трезво взглянул на прожитую им жизнь.

Общая же протяженность романа, от начала до конца, со дня отъезда двадцатилетнего Александра Адуева в Петербург до дня его свадьбы, составляет полтора десятилетия, то есть для того, чтобы испробовать все «прелести» жизни в столице и осмыслить пройденный им путь, герою произведения потребовалось ровно пятнадцать лет. Посмотрим, как изменялся главный герой «Обыкновенной истории» на протяжении всего романа. Первое мнение о нем складывается уже в самом начале: единственный сын своей матери, воспитан почти без отца, когда Александр спал, «люди ходили на цыпочках, чтобы не разбудить молодого барина», — явно видно, что ребенок избалован. И это правда, далее уже сам Гончаров пишет: «Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью». Но вот Александр приехал в Петербург, в город своей мечты, который так манил провинциалов того времени-Естественно, такой существенный переезд должен был повлиять на молодого человека.

Важно

И примером для него должен был стать его дядя, но тот чаще всего отталкивал своего племянника, и единственное, чему он учил его, — что надо делать дело. В душе у Александра появилось противоречие. Он ожидал от дяди поддержки и помощи в своих начинаниях, а тот сначала говорит, что Александру лучше вернуться в деревню, а затем безжалостно критикует его произведения.

Прошло два года. Юноша превратился в мужчину, возмужал, стал более уверенным в себе и, что самое главное, «стал понемногу допускать мысль, что в жизни, видно, не все одни розы, а есть и шипы», дядюшка не мог нарадоваться на успехи своего племянника. Теперь тот уже не бросался всем подряд на шею, остепенился, но основной причиной его перемены был не столько дядя, сколько опыт.

Но вот Александр влюбился, и ведет он себя, как правильно заметил его дядя, словно в горячке. Адуев-младший не может разумно мыслить, все свои решения принимает в спешке.

И все так удачно складывается в его жизни, что Александр теряет приобретенную было им осторожность и трезвую голову и начинает делать всякие глупости: он пугает Наденьку своим поведением, чуть не вызывает на дуэль графа Новинского.

Потом в душе у Александра наступает пора гнева, он бранит Наденьку, графа, дядюшку, да и всех людей вместе взятых. Но время — великий лекарь: уже год спустя он лишь клеймил графа и Наденьку глубоким презрением, — и, наконец, страсть в нем выдохлась.

Однако молодому человеку не хотелось расставаться с этим чувством, ему нравилось играть роль страдальца, и Александр искусственно продлевал свои мучения. Только теперь виноватыми стали не так «коварно обманувшие» его граф и Наденька, а все люди — такие низкие, слабодушные, мелочные.

Он даже нашел книгу, в которой встречал образы столь ненавистных ему людей.

Очередной переворот в его душе связан с баснями Крылова. Дядя, до мозга костей возмущенный поведением своего племянника, разыграв роль медведя из басни «Зеркало и Обезьяна», показал Александру его роль мартышки.

Последним шагом в изобличении сущности Адуева-младшего было письмо сотрудника журнала. У Александра опустились руки, и неизвестно, что бы он сделал с собой после трепки, заданной ему родным дядей, если бы последний не попросил племянника об одолжении — поухаживать за некой вдовой.

После этого Александр почувствовал, что не все еще потеряно, что он еще кому-то нужен.

А ведь все еще молодая душа Адуева просила именно таких занятий, и Александр, недолго колебавшись («Как же это подло и низко»), все же соглашается. И берется за это дело так вдохновенно, что уже через несколько недель Сурков, немного побесившись, бросил ездить к Тафаевой, но Александр влюбился.

Он, конечно, сначала с ужасом замечал в себе первые признаки любви, однако потом оправдал себя перед самим собой, что, мол, я уже не маленький мальчик, да и Тафаева не та капризная девочка, а женщина в полном развитии, и, следовательно, мы имеем право на любовь, что бы там ни говорил дядюшка.

Совет!

Но любовь их была слишком сильна, а следовательно, чрезвычайно деспотична, такая любовь быстро надоедает, что и произошло.

Совет!

И в этот раз Александру не повезло с любовью, и он решает отвернуться от столь подлого и низкого высшего света, повернуться к простым людям, которые ниже его по умственному развитию, а значит, не смогут противостоять, и он сближается с Костяковым.

Адуев пытался умертвить в себе духовное начало, но оно было развито в нем слишком сильно и не сдавалось без боя. И хотя Александр сумел заставить себя не влюбляться, однако поневоле стал «обворожителем». Пусть он и говорил, что любовь Лизы — скука, сам постоянно ездил к ней на дачу, и причиной тому была отнюдь не рыбалка.

Если раньше молодой человек мучил любовью себя, то теперь он собирался мучить девушку — видимо, самолюбивое желание «взять реванш». Но у Лизы был добрый и мудрый покровитель — ее отец.

Он не только предостерег свою дочь от неминуемой страсти, но и преподал урок юному «обворожителю», после которого Александру захотелось покончить собой, однако не тут-то было, слова его — всего лишь слова, духу у него не хватило.

Потом была поездка в театр вместе с тетушкой, и там виртуозный скрипач сильно поразил его, показав всю ничтожность его жизни. А после разговора с дядюшкой и тетушкой Адуев буквально уверовал в абсолютную правильность слов Петра Ивановича и был готов слепо следовать советам дяди.

Дядя посоветовал ехать в деревню — Александр поехал. В деревне Александра ждал радушный прием и любящая мать. Вначале перемена места благотворно действовала на него, но вскоре «угождения матери стали докучны, а Антон Иваныч опротивел; надоел и труд, и природа не пленяла».

Очевидно все же, что Александру нужен был труд. Он бросился писать, но надоело и это. И тут, наконец, Адуев осознал, что ему нужно, он понял, что он скучает по «большой» жизни: в деревне, вдали от цивилизации, ему не место, Александр Адуев должен жить в Петербурге.

Умерла мать, и теперь ничто не удерживало его в именим.

Обратите внимание

А спустя уже четыре года Адуев-младший превратился в точную копию своего дядюшки. Другой персонаж, которого также в какой-то степени можно назвать главным, — дядя Александра, Петр Иванович Адуев. Он в свое время прошел такой же путь, как и его племянник, но Петр Иваныч не любит рассказывать об этом.

Вроде бы он изменился как-то сразу, без подготовки, но на протяжении всего романа с дядюшкой происходили незаметные перемены, и, в конце концов, он самостоятельно понял великую истину — не в деньгах счастье.

Петр Иваныч осознал, что здоровье его и его жены, а также их взаимоотношения гораздо важнее, чем положение в обществе и презренный металл. И, как не странно, основное влияние на изменение Адуева-старшего оказал его молодой племянник, показавший тому самого себя со стороны.

Очевидно, Петр Иваныч ужаснулся в душе, плюс еще его болезнь, слабость жены и ее полное равнодушие ко всему, что происходит с ней и с ее мужем.

Все эти факторы сделали свое дело — Петр Адуев вышел в отставку. Время — вот что налагает на героев Гончарова определенные черты. Один — в потенциале романтик, которого «засасывает» среда, другой — человек своего времени, который, как оказывается, не может в нем жить.

Источник: http://historylib.net/glavnye-geroi-romana-i-goncharova-obyknovennaya-istoriya/

Образ Александра Адуева в романе «Обыкновенная история» Гончарова

Адуев Александр Федорович — главный герой. Провинциал, романтик и поэт, возвышенная натура. По определению В.Г.

Белинского, Александр Адуев происходит по прямой линии от пушкинского Ленского и является «трижды романтиком — по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни».

Важно

И предположение Пушкина, что «поэта обыкновенный ждал удел», оправдывается в романе Гончарова «Обыкновенная история»; романтические иллюзии героя безжалостно разбиваются петербургской жизнью.

Предшественник героя в творчестве самого Гончарова — Егор Адуев из повести «Счастливая ошибка», одного из первых художественных произведений писателя. Он куда более приземлен и связан с реальностью, являясь в большей степени наследником Чацкого («Горе от ума»), нежели Ленского, но и в Егоре Адуеве жили романтические устремления.

Менее всего подготовленный к реальной жизни, Александр Адуев в романе «Обыкновенная история» парит в мечтах о той высокой пользе, которую он принесет государству: будь то слава писателя или иное служение, не столь важно.

Мечта гонит его от деревенского уюта и ласки в холодный, «нервный и умный» (Н. С. Лесков) город, в российскую столицу.

Первая же встреча с Петербургом произвела на юношу тягостное впечатление: словно рухнул привычный мир, в котором все знакомы между собой, все доброжелательны, гостеприимны, хлебосольны. «А здесь…

какая тоска!» Однако во время первого знакомства с блистательным Санкт-Петербургом Александр Адуев видит Медного всадника и внезапно ощущает себя перед ним не бедным Евгением из пушкинской поэмы, а восторженным почитателем великого правителя, славным продолжателем его дел на благо отечества.

В таком же восторженно-возвышенном состоянии впервые появляется Адуев в доме своего столичного дядюшки, Петра Ивановича Адуева.

Знакомство с родственником, давно покинувшим родные места, производит на героя впечатление удручающее, но встреча с памятником Петру Великому вновь оживляет мечты главного героя, тем более что Петр Иванович заводит разговор о «карьере» и «фортуне» — тех основных движущих силах петербургской жизни, о которых мечтает и сам Адуев.

После двух лет столичной жизни, заполненной службой в департаменте, переводами сельскохозяйственных статей, литературным трудом, разительно изменилась внешность героя — «из подмалеванной картины вышел окончательный портрет».

Совет!

Изменилось и его душевное состояние: все еще готовый к великой и безграничной любви, к всепоглощающей дружбе, Александр Адуев уже познал власть сомнения, задумчивости не над отвлеченными предметами, а над смыслом новой жизни, в которую незаметно для самого себя погружается все глубже и глубже.

Накапливая опыт, душа героя постепенно приобретает те черты, которые будут формировать характер, предстающий перед нами в более поздних романах — «Обломов» и «Обрыв».

Две любви Адуева — к Наденьке Любецкой и Юлии Тафаевой— окончательно определят путь души героя: через восторженную влюбленность, украшенную, по словам Гончарова, «бубенчиками» разных видов и сортов, через демоническую ревность к счастливому сопернику графу Новинскому, готовому к дружбе с Адуевым, через жестокие страдания герой постигнет горечь утраты юношеских иллюзий. Через влюбленность иного порядка, когда предмет обожаний своей страстностью и порывистостью вскоре приедается герою, Александр постигнет правила жестокого, но порой столь необходимого «дядюшкина метода». Рушится нарисованный в мечтах мир, и главный герой впадает в глубокую меланхолию. Весь мир, все контакты отныне заменяет ему рыбалка. Здесь, в живописных окрестностях Петербурга, он встречается с юной девушкой Лизой, живущей неподалеку на даче со своим отцом. Нарочито не обращая на девушку внимания, Александр Адуев постепенно влюбляет Лизу в себя до такой степени, что она готова тайком прибежать на свидание к герою, но вмешивается ее отец, величественный старик, и Александр, поняв, насколько далеко могло завести его случайное приключение, удит отныне рыбу в другом месте. Вскоре после этого эпизода герой возвращается в родной дом, к матери, к прежним основам жизни. Однако жизнь в столице не проходит бесследно: возродившиеся после смерти матери честолюбивые мечты и планы заставляют его опять устремиться на поиски «карьеры» и «фортуны».

Четыре года спустя после вторичного приезда Адуева в Петербург, в эпилоге романа, перед нами предстает совершенно иной человек: «Как он переменился! Как пополнел, оплешивел, как стал румян! С каким достоинством носит свое выпуклое брюшко и орден на шее!» А приезжает к дяде, чтобы сообщить ему о предстоящей женитьбе на богатой невесте, которая не любит его, да и Адуев не испытывает к ней чувств, но это безразлично ему, как человеку, достигшему желаемого.

«Это лицо вовсе фальшивое, неестественное, — писал о герое Белинский. — Его романтизм был в его натуре; такие романтики никогда не делаются положительными людьми».

Главный упрек критика, горячо приветствовавшего выход в свет «Обыкновенной истории» Гончарова, относился к финалу романа, но само течение истории, литературы, жизни подтвердило верность наблюдения Гончарова, а не Белинского. Эволюция характера Адуева естественна и закономерна.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/goncharov_i_a/obraz_aleksandra_adueva_v_romane_obyknovennaja_istorija_goncharova/75-1-0-1526

«Обыкновенная история», анализ романа Гончарова

Роман, впервые опубликованный в «Современнике» в 1847 г., автобиографичен: в Саше Адуеве легко узнаётся Иван Гончаров в ту пору, когда всё свободное от службы время он посвящал писанию стихов и прозы. «Кипами исписанной бумаги я топил потом печки», — вспоминал писатель.

«Обыкновенная история» – первое произведение, с которым Гончаров решился выйти на публику. В стихах, приписанных Саше, литературоведы узнают подлинные стихи автора (оставшиеся в черновиках).

В Сашиных стихах перепеваются «общие места» романтизма: и тоска, и радость беспричинны, с действительностью никак не связаны, «налетают внезапной тучей» и т.д., и т.п.

Литературное направление

Гончаров – яркий представитель того литературного поколения, которое, по выражению современного исследователя В.Г.

Щукина, «изо всех сил старалось подчеркнуть свою враждебность к преодоленному ими (в чём они постоянно убеждали самих себя и окружающих) романтическому мироощущению»: для него «антиромантический реализм был в 1840-х гг. чем-то вроде самореабилитации, расчёта с романтическим прошлым».

Жанр

«Обыкновенная история» – типичный роман воспитания, изображающий коренные изменения в мировоззрении и характере главного героя – типичного молодого человека своего поколения – под влиянием перемен в обществе и житейских перипетий.

Проблематика

Проблема неизбежности перемен в человеке под влиянием перемен в обществе – главная в романе, но отношение к ней отнюдь не однозначно: в самом названии есть доля горькой иронии, сожаление о наивных, но чистых идеалах юности.

И отсюда вторая немаловажная проблема, состоящая в том, что индивид, прекрасно адаптированный социально, отнюдь не способен гарантировать простых общечеловеческих ценностей (физического здоровья, морального удовлетворения, семейного счастья) ни самому себе, ни своим близким.

Главные действующие лица

Адуев-младший (Александр) – прекраснодушный юноша, с которым по ходу романа происходит «обыкновенная история» возмужания и очерствения.

Адуев-старший (Пётр Иваныч), дядя Александра, – «человек дела».

Лизавета Александровна – молодая жена Петра Иваныча, она любит и уважает мужа, но искренне сочувствует и племяннику.

Стиль, сюжет и композиция

Роман Гончарова – исключительный случай стилистической зрелости, подлинного мастерства дебютного произведения.

Ирония, которой пронизано авторское изложение, тонка, подчас неуловима и проявляется задним числом, когда простая, но изящная композиция романа заставляет читателя вернуться к некоторым сюжетным коллизиям.

Подобно дирижёру, автор управляет темпом и ритмом чтения, заставляя вчитываться в ту или иную фразу, а то и возвращаться назад.

В начале романа Саша, окончив курс наук, живёт в своей деревне. Мать и дворня молятся на него, соседка Софья в него влюблена, лучший друг Поспелов пишет длинные письма и получает такие же ответы. Саша твёрдо убеждён, что его с нетерпением ожидает столица, а в ней – блестящая карьера.

В Петербурге Саша живёт в соседней с дядей квартире, забывает Сонечку и влюбляется в Наденьку, которой и посвящает романтические стихи. Надя, вскоре позабыв свои клятвы, увлекается более взрослым и интересным человеком.

Так жизнь преподаёт Саше первый урок, отмахнуться от которого не так легко, как от неудач в поэзии, на службе. Однако «негативный» любовный опыт Александра ждал своего часа и был востребован, когда ему самому представился случай отбить молодую вдову Юлию Тафаеву у влюблённого в неё дядиного компаньона.

Обратите внимание

Подсознательно Александр жаждал «мести»: Юлии, вскоре им оставленной, надлежало пострадать вместо Нади.

И вот теперь, когда Саша понемногу начинает разбираться в жизни, она ему и опротивела. Работа – хоть на службе, хоть в литературе – требует труда, а не только «вдохновения». И любовь – труд, и у неё есть свои законы, будни, испытания. Саша исповедуется Лизе: «Я изведал всю пустоту и всю ничтожность жизни – и глубоко презираю её».

И тут в разгар Сашиных «страданий» является подлинный страдалец: входит дядюшка, невыносимо страдающий от боли в пояснице. А безжалостный племянник его же ещё и обвиняет в том, что и его жизнь не задалась. У читателя возникает уже второй повод пожалеть Адуева-старшего – в виде подозрения, что у него не только с поясницей, но и с женой не сложилось.

А ведь, казалось бы, он-то и достиг успеха: вскоре получит должность директора канцелярии, титул действительного статского советника; он богатый капиталист, «заводчик», в то время как Адуев-младший на самом дне житейской пропасти. Прошло 8 лет со дня его приезда в столицу. 28-летний Александр с позором возвращается в деревню.

«Стоило приезжать! Осрамил род Адуевых!» — заключает их спор Пётр Иваныч.

Прожив в деревне года полтора и похоронив мать, Саша пишет умные, ласковые письма дяде и тёте, сообщая им о своем желании вернуться в столицу и прося о дружбе, совете и покровительстве. Этими письмами заканчивается спор, да и сам сюжет романа. Вот вроде бы и вся «обыкновенная история»: дядя оказался прав, племянник взялся за ум… Однако эпилог романа оказывается неожиданным.

…Спустя 4 года после вторичного приезда Александра в Петербург он появляется вновь, 34-летний, пополневший, оплешивевший, но с достоинством носящий «свой крест» – орден на шее.

В осанке же его дяди, уже «отпраздновавшего 50-летний юбилей», достоинства и самоуверенности поубавилось: больна, и быть может опасно, жена Лиза.

Муж говорит ей, что решил бросить службу, продаёт завод и увозит её в Италию, чтобы посвятить ей «остатки жизни».

Племянник является к дяде с радостной вестью: он присмотрел себе юную и богатую невесту, и отец её уже дал ему свое согласие: «Идите, говорит, только по следам вашего дядюшки!»

«А помните, какое письмо вы написали мне из деревни? – говорит ему Лиза. – Там вы поняли, растолковали себе жизнь…» И читателю невольно приходится вернуться назад: «Не быть причастным страданиям значит не быть причастным всей полноте жизни».

Важно

Почему Александр сознательно отказался от найденного соответствия жизни и собственного характера? Что заставило его цинично предпочесть карьеру ради карьеры и женитьбу ради богатства и без всякого интереса к чувствам не только богатой, но юной и, видимо, красивой невесты, которой ведь тоже, как и Лизе, «нужно и ещё чего-нибудь немножко, кроме здравого смысла!»?..

Для ответа на все эти вопросы в эпилоге не остается места, и читатель должен просто поверить в такое перерождение поэта-романтика в скучного циника, а о причинах должен догадаться сам.

По произведению: «Обыкновенная история»

По писателю: Гончаров Иван Александрович

Источник: https://goldlit.ru/goncharov/813-obyknovennaia-istoria-analiz

Гончаров «Обыкновенная история»: краткое содержание, кто герои, чему учит?

Роман начинается с описания утра в поместье Адуевых. Молодой барин, Александр Федорович, отправляется в Петербург строить карьеру. Он полон самых радужных надежд. Все вокруг хлопочут.

Его мать периодически не в силах сдержать слез от предстоящей разлуки. Анна Павловна все надеется переубедить сына от переезда.

Но вот даны последние наставления и поручения, и Александр Федорович отправляется в путь.

Приехав в Петербург, молодой человек первым делом направляется к своему дяде, Петру Ивановичу Адуеву. Он достаточно состоятельный человек, сделавший уже солидную карьеру.

Встречает племянника довольно холодно, деловито осведомляясь о талантах молодого человека, с переданными деревенскими гостинцами распоряжается достаточно цинично. Это немного обескураживает молодого человека.

Дядя сообщает, что тот будет жить в соседней квартире, а не с ним, учит его петербургской жизни, призывает выкинуть из головы романтичную глупость.

Это расстраивает юношу, но он решает пытаться приспособиться. Устраивается по рекомендации дяди на службу. Поначалу жизнь по правилам Петра Ивановича тяготит Александра. Он начинает скучать по деревенской жизни, по простому провинциальному обществу.

Однако вскоре он черствеет, забывает свои юношеские мечты. Перестает писать поэзию, придумывать законы о свободе и лучшем правопорядке. Через два года он значительно продвигается по службе. Дядя хвалит его. Молодой человек влюбляется в Наденьку Любецкую. Свою первую любовь — Сонюшку он забывает.

Новая возлюбленная Александра оказывает знаки внимание еще и графу Новинскому. Адуев в гневе, готов вызвать на дуэль соперника. Но вмешивается жена дядюшки, убеждая отступиться. После этого Адуев равнодушен ко всему. Не пишет матери, дерзок и непочтителен с дядей и его женой.

Ведет безрассудный образ жизни.

Совет!

После всего этого герой решает вернуться в деревню. Но скоро он начинает скучать. И смерть матери он воспринимает как облегчение, как возможность вернуться в Петербург без чувства вины.

Вернувшись, он видит перемену в жене дяди. Женщина молчалива, ее гложет тоска, она несчастна. Дядя обеспокоен, решает отвезти жену за город. Он начинает понимать как мало времени уделял ей раньше. Как мало думал о чувствах, как много о карьере.

Адуев младший наоборот берется с энтузиазмом за свою карьеру. Теперь он точно знает с кем и как стоит говорить, где обедать, ужинать. Довольно цинично наводит связи. Находит себе богатую невесту, которую вовсе не любит. Не скрывает этого факта, хвалится перед вернувшимся дядей.

Тетю разочаровывает такое поведение племянника, она видит как Петербург испортил чистого и невинного юношу, сделав его одним из рядовых столичных чиновников.

Дядя же напротив одобряет его выбор, однако пытается предостеречь на примере своей жены о необходимости думать не только о деньгах, но потом передумывает, приходя к выводу, что это нормально,это обычный ход вещей, обыкновенная история.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2652072-goncharov-obyknovennaja-istorija-kratkoe-soderzhanie-kto-geroi-chemu-uchit.html

Организация времени в романе Гончарова «Обыкновенная история»: как время изменяет героев произведения?

Герои романа Гончарова «Обыкновенная история» живут в конце первой половины девятнадцатого века, во время правления Николая 1. Начало царствования Николая 1, время страшной реакции после восстания декабристов.

Действия, описанные в романе Гончарова «Обыкновенная история», происходят, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический аппарат.

И когда, несмотря на недавно отгремевшую Отечественную войну 1812 года, человеком столетия, даже в России, признавали Наполеона. Он был идеалом для дворянской молодёжи.

Обратите внимание

В России было много людей, считавших себя русскими Наполеонами, людьми, рождёнными на свет, чтобы изменить судьбу России.

И не зря Пётр Иванович ссылается на век, говоря, что, мол, век виноват во всём, что происходит с его племянником.

Именно век так располагал к тем романтическим настроениям, которые преобладали в ещё неискушённой и неопытной душе Александра Адуева, начиная с тех пор, когда он впервые увидел Петербург, и заканчивая тем днём, когда уже немолодой Адуев впервые трезвовзглянул на прожитую им жизнь. Общая же протяжённость романа от начала до конца, со дня отъезда двадцатилетнего Александра Адуева в Петербург до дня его свадьбы составляет полтора десятилетия. То есть, для того, чтобы испробовать все «прелести» жизни в столице и осмыслить пройденный им путь, герою произведения потребовалось ровно пятнадцать лет. Посмотрим, как изменялся главный герой «Обыкновенной истории» на протяжении всего романа.

Несмотря на то, что первая встреча с ним происходит в середине первой главы, первое мнение о нём складывается уже в самом начале: единственный сын своей матери, воспитан почти без отца, когда он спал, «люди ходили на цыпочках, чтобы не разбудить молодого барина», — явно видно, что ребёнок избалован.

И это правда, далее уже сам Гончаров пишет: «Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью». Но вот Александр приехал в Петербург, в город своей мечты, который так манил провинциалов того времени. Естественно, такой существенный переезд должен был повлиять на молодого человека.

И примером для него должен был стать его дядя, но тот чаще всего отталкивал его, и единственное, чему он учил своего племянника, — что надо делать дело. В душе у Александра появилось противоречие.

Он ожидал от дяди поддержки и помощи в своих начинаниях, а тот сначала говорит, что Александру лучше вернуться в деревню, а затем безжалостно критикует его произведения. Прошло два года. Наш «юноша превратился в мужчину».

Он возмужал, стал более уверенным в себе, и, что самое главное, «стал понемногу допускать мысль, что в жизни видно не всё одни розы, а есть и шипы», дядюшка не мог нарадоваться на успехи своего племянника. Теперь он уже не бросался всем подряд на шею, остепенился, но основной причиной его перемены был не столько дядя, сколько опыт.

Важно

Затем в душе у Александра появляется любовь, и ведёт он себя, как правильно заметил его дядя, словно в горячке. Адуев-младший не может разумно мыслить, все свои решения он принимает в спешке.

И всё так удачно складывается в его жизни, что Александр теряет приобретённую было им осторожность и трезвую голову и начинает делать всякие глупости: он пугает Наденьку своим поведением, чуть не вызывает на дуэль Графа Новинского. Потом в душе у Александра наступает пора гнева, он бранит Наденьку, графа, дядюшку, да и всех людей вместе взятых.

Но время — великий лекарь, уже спустя год он лишь клеймил графа и Наденьку глубоким презрением, и, наконец, страсть в нём выдохлась. Но молодому человеку не хотелось расставаться с этим чувством, ему нравилось играть роль страдальца, и Александр искусственно продлевал свои мучения.

Только теперь виноватыми стали не «так коварно обманувшие его граф и Наденька», а все люди, такие низкие, слабодушные, мелочные. Он даже нашёл книгу, в которой встречал образы столь ненавистных ему людей. Очередной переворот в его душе связан именно с баснями Крылова, дядя, до мозга костей возмущённый поведением своего племянника, разыграв роль медведя из басни «Мартышка и зеркало», показал Александру его роль мартышки. Последним шагом в изобличении сущности Адуева-младшего было письмо сотрудника журнала. У Александра опустились руки и неизвестно, что бы он сделал с собой после такой трёпки, заданной ему родным дядей, если бы последний не попросил племянника об одолжении.

После него Александр почувствовал, что не всё ещё потеряно, что он ещё комуто нужен. А ведь всё ещё молодая душа Адуева просила именно таких занятий, и Александр, недолго колебавшись: «Как же это подло и низко», — всё же соглашается.

И берётся за это дело так вдохновенно, что уже через несколько недель Сурков, немного побесившись, бросил ездить к Тафаевой, но Александр влюбился.

Он, конечно, сначала с ужасом замечал в себе первые признаки любви, но потом оправдал себя перед самим собой, что, мол, я уже не маленький мальчик, да и Тафаева не та капризная девочка, а женщина в полном развитии, и, следовательно, мы имеем право на любовь, что бы там ни говорил дядюшка.

Но любовь их была слишком сильна, и, значит, чрезвычайно деспотична, а такая любовь быстро надоедает, что и произошло.

Совет!

И в этот раз Александру не повезло с любовью, и он решает отвернуться от столь подлого и низкого высшего света, повернуться к простым людям, которые ниже его по умственному развитию, а значит, не смогут противостоять, и он сближается с Костяковым.

Адуев пытался умертвить в себе столь развитое духовное начало, но оно было развито в нём слишком сильно и не сдавалось без боя. И если Александр сумел заставить себя не влюбляться, то он поневоле стал обворожителем.

Несмотря на то, что он говорил, что любовь Лизы — скука, молодой человек постоянно ездил к ним на дачу, и причиной тому была отнюдь не рыбалка. Александр постепенно превратился из мазохиста в садиста, если раньше он мучил себя любовью, то теперь он собирался мучить молодую Лизу. Но у Лизы был могущественный покровитель — её отец.

Он не только предостерёг свою дочь от неминуемой страсти, но и преподал урок юному обворажителю, после которого Александру захотелось покончить собой, но не тут-то было, слова его — всего лишь слова, духу у него не хватило. Потом была поездка в театр вместе с тётушкой, и там виртуозный скрипач сильно поразил его, показав всю ничтожность его жизни.

А после разговора с дядюшкой и тётушкой Адуев буквально уверовал в абсолютную правильность слов Петра Ивановича и был готов слепо следовать советам дяди. Дядя посоветовал ехать в деревню — Александр поехал. В деревне Александра ждал радушный приём и любящая его мать. Вначале перемена места благотворно действовала на него, но вскоре «угождения матери ему стали докучны, а Антон Иваныч опротивел». Трудно поверить, но Александру нужен был труд. Он бросился писать, но надоело и это. И тут, наконец, Адуев осознал, что ему нужно, он понял, что он скучает по жизни. В деревне, вдали от цивилизации, ему не место, Александр Адуев должен жить в Петербурге. Умерла мать, и теперь ничто не удерживало его в деревне, и до свидания Адуевы деревенские, да здравствуют Адуевы городские. А спустя уже четыре года Адуев-младший превратился в точную копию своего дядюшки.

Следующий персонаж романа — дядя Александра Адуева Пётр Иванович Адуев. Он в своё время прошёл такой же путь, как и его племянник, и, возможно, у него тоже был дядя, но Пётр Иваныч не любит рассказывать об этом. Лишь в самом конце собственный племянник разоблачил его, обнаружив на груди своей тётушки ветхие записки. Но в романе прослеживается другая перемена, произошедшая с Петром Иванычем.

С первого взгляда он изменился как-то сразу, без подготовки. Но если посмотреть пристальней, то можно заметить, что на протяжении всего романа с дядюшкой происходили незаметные перемены, и, в конце концов, он самостоятельно понял великую истину: «Не в деньгах счастье». Пётр Иваныч осознал, что здоровье его и его жены, а также их взаимоотношения гораздо важнее, чем слава и презренный металл.

И, как не странно, основное влияние на изменение Адуева-старшего оказал его молодой племянник, показавший тому самого себя со стороны. Адуев ужаснулся в душе, плюс ещё его болезнь, слабость жены и её полное равнодушие ко всему, что происходит с ней и с её мужем. Все эти факторы сделали своё дело, Пётр Иваныч вышел в отставку и уехал наслаждаться жизнью со своей женой Лизаветой Александровной.

Обратите внимание

Лизавета Александровна тоже не стояла на месте на протяжении текста. Но она, к сожалению, менялась не в лучшую сторону.

Если при первой с ней встрече это была молодая, умная, жизнелюбивая, всегда готовая помочь тётушка и жена, то в конце романа Лизавета Александровна побледнела, стала уже ко всему относиться с равнодушием, перестала иметь собственное мнение, и, что самое пошлое, она стала очень много уделять времени и сил презренному металлу.

В общем, пожив десяток лет с Петром Иванычем, она стала такой же чёрствой, сухой и практичной, что совсем не идёт женщинам. Она настолько привыкла к этой постепенной, размеренной жизни, что даже предложение Петра Ивановича поехать на бал приводит её в ужас.

Есть ещё несколько героев романа, проживающих в деревне. Это, конечно, мать Александра Анна Павловна, вездесущий Антон Иваныч, бессменная ключница Аграфена и тётка Александра Марья Горбатова. Вот эти четыре героя ни капельки не изменились на протяжении всего романа.

Анна Павловна на протяжении всего произведения продолжает боготворить своего единственного сына Сашеньку. Антон Иваныч по-прежнему ездит по всей округе и гостит у всех подряд. Аграфена всё так же груба и привязана к Евсею.

А Мария Горбатова, пропустив свою молодость, так и осталась старой девой, толком не понявшей смысл жизни.

Источник: https://school-essay.ru/organizaciya-vremeni-v-romane-goncharova-obyknovennaya-istoriya-kak-vremya-izmenyaet-geroev-proizvedeniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector