Сочинение анализ рассказа дачники горького

Сочинение на тему:Смысл названия пьесы М. Горького «Дачники»

    Пьесу «Дачники» (1904) называют «самой темной» среди ранних произведений М. Горького.

Сам писатель, формулируя замысел этой драмы, писал, что изобразил ту часть русской интеллигенции, которая «стоит одиноко между народом и буржуазией без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх пред жизнью, полная раздвоения, она хочет жить интересно, красиво, и — спокойно, тихо, она ищет только возможности оправдать себя за позорное бездействие…»

    Таким образом, предметом исследования в пьесе становится интеллигенция, которая постепенно превратилась в «дачников».

Обратите внимание

Что символизирует это слово у Горького? Думаю, по своему негативному смыслу оно схоже с «мещанами»: «дачники» — это те, кто стремится к тихой, спокойно-буржуазной жизни без бурь и потрясений.

Где-то подспудно эта «растительная» жизнь не устраивает довольно образованных и небесталанных людей, но изменить что-то они не в состоянии.

    По выражению Рюмина, жизнь предстает перед героями «огромным бесформенным чудовищем, которое вечно требует жертв ему, жертв людьми». Все персонажи «Дачников» жалуются на нее и боятся ее: «Все кажется чужим… скрыто враждебным тебе…» (Варвара Михайловна).

    Под стать существованию дачников и место их обитания. Горький рисует образ мрачного темного дома, в котором живут герои. Здесь не только всегда темно, но и неуютно: дует, везде щели, пол скрипит, голые стены. Эти бытовые детали постепенно приобретают в пьесе символическое значение: сквозняки гуляют не только по даче — холодно и неуютно и в отношениях героев.

    В центре сюжета драмы — любительский спектакль, который должны разыграть дачники. Атмосфера, в которой идет подготовка к нему, вносит ощущение бестолковости, суеты, абсурдности всего происходящего, иллюзорности и неправедности многих претензий героев.

    На репетицию спектакля, который зрители так и не увидят, спешат не участвующие в общем действии актеры. Они то опаздывают, то выясняют, что репетиция еще и не начиналась.

При этом на сцене возникает человек с очень простой фамилией Семенов. Но почему-то никто не может ее запомнить и называют Семенова то Сазановым, то Степановым, то Сомовым.

Так возникает мысль о простых истинах, которые никак не могут усвоить дачники, — им нужно что-то бессмысленно-красивое, яркое внешне.

Важно

    Больше того, Горький показывает нам, что его «интеллигентные» герои по своей сути — «ряженые». Все они жалкие люди с изуродованной душой, и в этом трагизм их существования. Однако претензии дачников на роль героических характеров – на сцене и в жизни — ставит их в комическую ситуацию.

    Горький постоянно напоминает нам, кто есть эти люди в действительности. Интересна в этом отношении сцена разговора литератора Шалимова с адвокатом Басовым. Во время его появляются просящие милостыню нищие.

Их голоса слышны именно тогда, когда Шалимов жалуется Басову на неведомого ему «нового читателя». Ремарку о нищих, просящих «милостыньку Христа ради», Горький дает непосредственно перед словами Шалимова: «Но надо кушать, значит, надо писать.

А для кого? Не понимаю…»

    Так, этот литератор, пишущий не по велению души, а ради куска хлеба, оказывается наравне с нищими, просящими подаяние. Но Шалимов – это человек, нищий духом. Ему можно посочувствовать, но в то же время его жалобы вызывают смех, потому что этот персонаж мнит себя по меньшей мере героем драмы: «И вдруг, незаметно для себя, потерял я его… Потерял, да. В этом драма, пойми!».

    Таким образом, самодеятельный спектакль, в котором многие дачники мечтали сыграть роль героя драмы, а им дали роль комического персонажа, становится метафорой «проигранной» ими жизни.

    Все дачники когда-то страдали. Теперь они устроили себе «рай на земле», уверовав, что за всю долгую, полную страданий и унижений жизнь теперь имеют право на сытную, спокойную жизнь. Так, на вопрос Юлии Филипповны, во что он верит, Замыслов отвечает: «Только в себя, Юлька… Верю только в мое право жить так, как я хочу!»

    Однако есть в «Дачниках» герои, которые стремятся уйти из окружения, где нет никаких идей, из мира пошлости и духовной нищеты. На примере брата Варвары Михайловны, Власа, Горький показывает, какой судьбы можно избежать, если вовремя сделать правильный выбор.

    Таким образом, эта драма Горького утверждает мысль о необходимости бегства из «царства мертвых», которое представляет собой общество «дачников».

Совет

Те, кто не смог этого сделать (а таких героев большинство), какими бы внутренне хорошими они не были, навсегда остаются на «дне», в царстве внутренне пустых и мертвых людей. Такая судьба уже настигла Суслова, Басова, Шалимова, докторшу Дудакову.

Теперь она ждет Юлию и самого доктора. Итог жизни «дачников» подводит литератор Шалимов: «Все это, мой друг, так незначительно… и люди и события…»

    «Дачники» — не трагедия и не комедия. Это драма, в которой, по выражению доктора Дудакова, «никто не умрет».

Все остаются жить, и для кого-то это тягостное бремя, для кого-то продолжение поисков «дороги к лучшей жизни».

Этих людей, живущих в окружении иллюзий относительно себя и окружающей жизни, а в реальности уже давно превратившихся в комичных обывателей, Горький с грустью и сарказмом именует «пошлым словом» «дачники».

человек просмотрели эту страницу.

Зарегистрируйся

или

войди

и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: https://yougdz.ru/sochinenia/textcontent.php?sch=1650

Читая Горького..

Вспоминаю замечательные произведения Максима Горького (повести, пьесы, романтические песни, реалистические рассказы)…

В моей памяти проносится множество лиц, эпизодов, диалогов.

Каждая запомнившаяся мне сцена, герой в моем сознании имеют тело, форму, наполнение: мысленно я представляю себя художником, рисую картины, обязательно в цвете, таким образом, в моей памяти находится целая картинная галерея.

Иногда я посещаю ее, и вот что удивительно: каждый раз, когда я воскрешаю в памяти ту или иную картину, она приобретает новые оттенки, штрихи, дополнения. Если хотите, могу и вас провести по этой галерее, возможно, вам это покажется увлекательным.

Первая картина в моем «музее» написала к рассказу «Скуки ради». Пожалуй, он поразил меня больше всех остальных. Начинается произведение довольно невинно и безобидно — с описания людей, которые живут четыре минуты в день, когда «к станции приходят из степи поезда и стоят по две минуты».

Естественно, что людям этим очень скучно живется на свете, поэтому они придумывают себе различные развлечения. Но иногда обычные «увеселительные занятия» им не помогают, тогда-то и проявляется истинная

суть всех этих людишек. Ради того, чтобы развеять скуку, они готовы пойти абсолютно на все, даже на убийство. Да, смерть Арины была именно убийством: окружающие женщину люди задушили ее своей грубостью, пошлостью, подлостью, причем сделали это намеренно.

В этом рассказе М. Горький поднимает прежде всего нравственные проблемы.

Конечно, писателю хочется, чтобы люди относились друг к другу добрее, внимательнее, но, на мой взгляд, к моменту написания рассказа в душе автора осталось очень мало надежды на это.

Пока на свете существуют такие люди, как Гомозов, Матвей Егорович, Николай Петрович, Софья Ивановна, в отношениях между людьми всегда будут присутствовать фальшь, жестокость, хамство и ханжество.

Рассказ оставляет чувство безысходности, особенно угнетает последняя фраза: «А зимой… обитателям станции живется еще скучнее». От смысла этого предложения мне становится страшно: ведь если станет «еще скучнее», то, значит, будут и еще более жестокие развлечения. Кто же станет следующей жертвой?

Никогда бы не подумала, что пролетарский писатель может так творить, так чувствовать, переживать, быть таким тонким психологом! Быть может, раньше я читала не те произведения, оценивала их в ином ракурсе, акцентировала внимание не на том, но сейчас, вновь перечитав некоторые произведения, познакомившись с биографией автора, узнав писателя с другой стороны, я полностью изменила отношение к нему и его творчеству.

Обратите внимание

Рассказ «Скуки ради» заканчивается победой зла над добром, но это произведение не является завершением, финалом темы «скуки ради». Эта тема продолжена и дополнена другими творениями М. Горького, например поэмой «Двадцать шесть и одна».

Итак, следующая картина в моей галерее посвящена на этой поэме. Наверное, она самая яркая, потому что отображает победу нравственности над безнравственностью, добра над злом, ума над глупостью.

…Любовь бывает разная, но наиболее страшна та, которая «давит» на объект любви, угнетает индивидуальность, лишает права на личную свободу. Именно таким и было чувство двадцати шести к Тане, девушке, которая заменяла им солнце.

Несмотря на то, что Таня была единственной радостью пекарей, они поступили с ней очень жестоко.

Борясь со скукой, рабочие хотели «испробовать крепость их божка»; они не заботились о чувствах девушки, когда спорили на нее с солдатом, ведь им казалось, что они «играют в какую-то игру с чертом и ставка с их стороны — Таня».

Что ж, скуку они развеяли: «…когда мы узнали от булочников, что солдат начал «приударять за нашей Танькой», нам сделалось жутко хорошо и любопытно жить». Но эти люди потеряли человека, который был лучом света в их мрачной жизни; они наказали сами себя, ведь Таня «ушла, прямая, красивая, гордая», а рабочие «остались среди двора, в грязи, под дождем и серым небом без солнца».

Не менее интересны произведения, в которых показаны образы детские и женские. Эти картины являются достоянием, гордостью моей коллекции, потому что ранее я не встречала в произведениях Горького такой нежности, уважения, с которым писатель описывает женщин и детей.

Наиболее запомнился мне портрет Арины, главной героини рассказа «Скуки ради». Автор дает нам ее внешнее описание: «…ей было лет под сорок, и была она очень некрасива: коренастая, с отвислыми грудями, всегда грязная и оборванная».

Но уродливость Арины забывается, когда мы видим, как она вглядывается в степную даль, любуется «голубым куполом неба», наслаждается «необъятной желтой равниной». Арина представляется красавицей, которая совсем не похожа на ту, что «ходила, переваливаясь с ноги на ногу», и в фигуре которой было что-то рабское, забитое, нелепое.

Важно

Эта женщина становится величественной; мы ощущаем, что она стоит выше окружающих ее людей. Ее душа чиста, совесть не запятнана, помыслы невинны, несмотря на грубую внешнюю оболочку.

Горький восхищается этой женщиной, которая действительно умела любить бескорыстно, преданно, принося себя в жертву любимому человеку.

Хотя Гомозов и не достоин Арины, она подарила ему всю нежность, на которую была способна. Но кухарка не могла жить долее среди жестокосердных, скучающих людей, не могла видеть предавшего ее любимого.

Единственным выходом из создавшегося положения было самоубийство.

В конце следствия «выяснилось, что Арина страдала меланхолией»… Такова судьба человека, и в частности женщины, в среде невежд, льстецов и лицемеров.

Еще одна замечательная женщина описана М. Горьким в рассказе «Страсти-мордасти». Внешне она также некрасива: «…переносье у нее провалилось, остаток носа торчит пуговкой, вверх, верхняя губа, подтянутая шрамом, обнажает мелкие зубы.

Но эта женщина прежде всего мать прелестного ребенка, который лицом походит на лесного эльфа, и душа его чиста, как у ангела: «…

личико у него было серьезное, остроносое, с пухлыми, точно у девочки, губами, — личико, написанное тонкой кистью».

Несмотря на то, что внешне сын и мать противоположны, они связаны воедино душевно, они понимают друг друга с полуслова. Их взаимная любовь очень трогательна.

Для меня было ново то, что М. Горький так тонко и ярко сумел изобразить взаимоотношения матери и ребенка. Ласковые имена, которыми мать называет сына, указывают на то, что ее любовь безгранична, искренна.

Читайте также:  Сочинение на тему роль родительского наставления в жизни человека

Само выражение «страсти-мордасти» иронично, шутливо, а жизнь сыграла с Марией и ее ребенком злую шутку: Ленька инвалид с детства, живут они в крохотной каморке на гроши. Нищета — постоянная их спутница.

Судьба забросила эту семью на самое дно жизни, но они не унывают, потому что души их полны оптимизма, они не зависят от таких чувств, как злоба, зависть, гордыня.

Доброта по отношению ко всем людям делает их по-своему счастливыми.

Совет

Женщины, которых я описала выше, имеют уродливое лицо, но они прекрасны внутренне. Таким образом Горький решает проблему прекрасного: красота душевная спасет мир.

Итак, путешествие по галерее моих картин окончено. В итоге хочу сказать о мастерстве Горького. Он поднимает те проблемы, которые волновали и будут волновать человечество вечно. Причем он раскрывает их смысл так полно, доступно, что найти ответы на интересующие читателя вопросы не составляет большого труда. Мне очень жаль, что я не была знакома с произведениями М. Горького раньше.

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gorkiy/1055-chitaya-gorkogo.html

Сочинения по творчеству м. горького

СОЧИНЕНИЕ: Ранние рассказы М. Горького

Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей.

Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности.

Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон.

Литераторов и читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.

Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.

Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой.

Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М.

Обратите внимание

Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей.

Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.

Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.

В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорят: «… стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны».

Ему противостоит мир романтических героев — опять же красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности.

Романтический герой и другие люди — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.

Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Важно

Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей.

Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери.

Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства»). Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой.

Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.

Только один осторожный человек, заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.

Еще явственнее он в особом жанре — песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»), Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Они и в прошлом не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием «Бывший Главсокол, ныне Центроуж»).

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.

Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги — в те годы их принято было называть босяками, М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».

Совет

В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX-века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают.

Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов».

Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру — одарен живым умом.

Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!». Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!».

Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов, трагически погибая.

Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа «Супруги Орловы». Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни.

Временами ему кажется, что он его нашел, — например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде.

Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».

Обратите внимание

М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.

Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола.

Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения проблем нашего времени.

СОЧИНЕНИЕ:Человек в творчестве М. Горького

Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.

Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.

Человек Горького — это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках.

«Человек» для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Homo sapiens, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить. «Превосходная должность — быть на земле человеком», — говорится в рассказе «Рождение человека».

И для того чтобы именоваться Человеком, прежде всего, нужно обладать гордостью и личной духовной свободой, которых так боятся и ненавидят Зевс, Иегова, Аллах, другие боги и божки различных религий, и «великие вожди и учителя» — диктаторы всех мастей и времен. Все они известны у Горького под общим именем «черное чудовище власти».

Это чудовище, объявив гордость первейшим грехом, руками своих жрецов во все времена убивало свободных, гордых, сильных духом.

Гордость — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Герои рассказа «Макар Чудра» Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны.

Но гипертрофированная гордость, гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев. Эта мысль Горького звучит в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который, будучи именно таким абсолютно свободным индивидуумом, умирает для всех (и, прежде всего, для себя), оставаясь в наказание жить вечно. Герой обрел в бессмертии смерть.

Читайте также:  Сочинение старое и новое в науке и искусстве

Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Важно

Другое качество человека, по Горькому, — это способность всеобъемлюще, всеохватывающе чувствовать, полностью отдааясь своим чувствам, не слушая голос разума. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни». Я думаю, что в этой фразе писатель сделал ударение на слове «безумство».

«Расчет — вот энтузиазм мудрого» — эти слова автор обращает к тем, кого презирает. Поэтому у Горького в числе главных и любимых им персонажей не встретишь разумных, холодных, полуположительных субъектов типа Базарова или Ставрогина (хотя такие люди существовали всегда). Слишком рассудочные люди — обычно нравственно мертвые, а Человек Горького — живой.

Это Homo Sentiense, Человек чувствующий. Таковы Фома Гордеев и Пелагея Ниловна Власова, Коновалов и Чел-каш, Сатин и Тетерев — все главные и даже не очень главные герои его произведений. У всех них чувства больше, чем разума. Впрочем, сам Горький считает чувственность уделом слабых, полагая, что она не должна мешать Человеку на его пути.

Самым же главным качеством Человека писатель считает умение жить. Жить в самом полном смысле этого слова. Всех живущих Горький разделяет на две группы: «горячих» и «гниющих». «Гниющие» — это люди слабые и ограниченные, которые не пытаются изменить жизнь и вполне довольны своим положением. Таких — большинство.

И типичный представитель их образ-символ Серый «любит только жизнь теплую, жизнь сытую, жизнь уютную… Он готов рабски служить всякой силе, только бы она охраняла его сытость и покой. Вся жизнь для него — зеркало, в котором он видит только себя.

Он очень живуч, ибо обладает всеми талантами паразита… Его душа — трон скользкой жабы, которую зовут пошлостью, его сердце — вместилище трусливой осторожности. Он хочет много наслаждаться и боится беспокойства — это делает его раздвоенным и фальшивым».

Образы-символы Уж и Серый, Сатин, Яков Маякин — это и есть те самые слабые и глупо-пошлые существа, косные и инертные — уродливый пасквиль на настоящего Человека. Но есть и другие люди — «горящие».

Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. «Большое это удовольствие — жить на земле!» — говорит Нил, один из главных героев пьесы «Мещане».

Ему вторят Сокол и Буревестник, герои романтических рассказов, и революционеры из романа «Мать», и многие другие «горящие» герои Горького.

Совет

Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование человека, ибо «цена человека — дело его».

«В жизни всегда есть место подвигу», «Вперед! и — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека».

Бесцельно, бессмысленно «горит» жизнь Изергиль, ничего не освещая. В противоположность ей ярко вспыхивает и гаснет жизнь Данко, осветившая людям путь к новой жизни. Погибая, Данко обретает бессмертие, т. к. бессмертие есть плата за высокую, великую цель.

Человек должен стремиться к высокой, великой цели, и на пути ее осуществления ему ничто не должно мешать: ни слепая вера, стремящаяся поработить его, ни баюкающая, сладкая надежда, успокаивающая его, ни унижающая его любовь.

Ради этой цели нужно принести любые жертвы, лишь бы цель оправдывала их.

Итак, Человек, оружие которого «твердая уверенность в свободе мысли, в ее бессмертии и в вечном росте творчества ее» — неисчерпаемый источник его силы. Человек, призвание которого «новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и уважения к людям!».

Человек, смысл жизни которого «… в творчестве, а творчество само довлеет и безгранично!» Вот он — настоящий Человек, Человек-Бог, нет, Человек — выше любых придуманных им богов! Человек — Вселенная, идеал, созданный Горьким, вложившим в него все самое лучшее из всех героев своего времени. «Все — в Человеке, все — для Человека!..

Существует только Человек, все же остальное — дело его рук и мозга. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Источник: https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-tvorchestvu-m-gorkogo.html

Сочинения по произведениям Максима Горького

Краткая биографическая справка

Максим Горький (один из псевдонимов писателя, настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) родился в 1868 году в городе Канавино Нижегородской губернии (ныне Канавинский район Нижнего Новгорода), в небогатой семье. Биография писателя трудна и необычна.

Ничто в её начале не предвещало ни громкой литературной славы на родине, ни мировой известности. Тяжелое детство Алёши Пешкова в доме сурового и даже жестокого деда по матери Каширина, описанное им в повести «Детство», полно «свинцовых мерзостей жизни».

Обратите внимание

В одиннадцать лет, став круглым сиротой, Алексей Максимович вынужден был пойти «в люди», т. е. зарабатывать на жизнь в качестве подмастерья, осваивавшего самые простые и низкооплачиваемые профессии: посыльным при обувном магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в чертежной мастерской.

Чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни, наставницей же в литературе была его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии.

В 1884 году – Максим Горький переезжает в Казань, мечтая поступить в университет. Поступить не удалось из-за недостатка средств, и для Горького началась «школа революционного подполья».

Он посещает гимназические и студенческие народнические кружки, увлекается марксисткой литературой, попадает под надзор полиции после ареста за связи с революционным кружком.

Одновременно он зарабатывает себе на жизнь, выполняя чёрную работу.

«Макар Чудра» – первый опубликованный в 1892 году рассказ М.Горького, в 1898 году – выходит в свет сборник сочинения в двух томах «Очерки и рассказы». В 1899 году Алексей Максимович пишет свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1900-1901 годах – роман «Трое», в тот же период – лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым.

В 1902 году Алексей Максимович избран почётным членом Императорской академии наук, однако, избрание было аннулировано правительством по причине нахождения академика Горького под надзором полиции.
В 1904—1905 годах — пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с Владимиром Ульяновым (Лениным).

За период с 1896 года по 1904г. объем критической литературы по творчеству автора составляет более 1860 названий, а с 1900 – 1904 год опубликована девяносто одна книга о Горьком.

Постановки горьковских пьес на сцене столичного Художественного театра имеют ошеломительный успех и сопровождаются антиправительственными выступлениями публики.

К 1910 году имя Горького становится одним из самых популярных в России, а затем и в Европе.

В конце 1906 году из-за туберкулёза Горький уезжает в Италию, живет в Неаполе, затем – на острове Капри, вплоть до 1913 года. В конце декабря, после объявления амнистии по случаю трехсотлетия дома Романовых, Алексей Максимович возвращается на родину и селится в Петербурге. В этом же году — пишет автобиографическую дилогию «Детство» и «В людях».

Важно

Горький с энтузиазмом отнесся к Февральской революции 1917 года, но уже к Октябрьской у него было неоднозначное отношение. Это он отразил в его публицистическом цикле «Несвоевременные мысли», который был напечатан газете «Новая жизнь».

В 1921 году Алексей Максимович снова уезжает за границу. В 1922 году пишет повесть «Мои университеты». Данная повесть стала последней частью его автобиографической трилогии.

В 1925 году опубликован роман писателя «Дело Артамоновых». В котором отображается история развития капитализма в России. Возвращается в СССР Горький уже только в 1931 году. И становится «главой» советской литературы.

Он основывает новые журналы и целые серии книг – «Жизнь замечательных людей», «История Гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта».

В 1934 году он становится организатором и председателем первого Всесоюзного съезда советских писателей.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/gorky-m

Сочинение на тему: Максим Горький

Горький — писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции — человеколюбие и открытая идеологичность.

Преобладание конкретно-социального, ориенти­рованного на пролетариат взгляда в определенный (после рево­люции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький вошел в сознание многих поколений преимущественно как писатель социалистического реализма.

Творческий путь Горького начинается с 1892 г. рассказом «Макар Чудра». Для произведений 90-х годов характерно роман­тическое мироощущение, изображение героя, стремящегося к свободе.

Правда, в этот период свобода понимается Горьким как независимость от общества.

Но романтический герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».

Совет

На рубеже веков наступает новый период в творчестве Горь­кого. В 1899 г. печатается роман «Фома Гордеев», реализовавший принципы критического реализма. Горький обращается к дра­матургии («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Его интересует тема интеллигенции.

После революции 1905 г. Горький пишет роман «Мать» и пье­су «Враги», в которых проявились черты нового творческого метода — социалистического реализма.

С 1906 по 1913 г.

Горький живет на Капри, где увлекается тео­рией богостроительства, в которой социализм превращался в но­вую религию, основанную на вере в неизбежное торжество социа­листических идей, а народ становился богостроителем. Творчество этого периода очень плодотворно — повесть «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина», пьесы «Последние» и «Васса Железнова», сатирические «Русские сказки».

Возвратившись в Россию в 1913 г., Горький до 1921 г. пере­живает вместе со страной катаклизмы Первой мировой войны, революции, гражданской войны. «Сказки об Италии», «По Руси», «Детство», «В людях» написаны до революции. С октября 1917 по июнь 1918 г.

в газете «Новая жизнь» публикуются статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». В них Горький критикует отрицательные явления, которые принесла с собой революция.

С позиций писателя-гуманиста он оценивает страш­ные факты насилия над человеческой жизнью, творимые «анархо-коммунистами».

С 1921 по 1929 г. Горький живет в Италии, где написаны «Мои университеты», «Дело Артамоновых», начата эпопея «Жизнь Клима Самгина». В этот же период писатель работает над литературными портретами Л. Толстого, Чехова, Королен­ко и др.

В 1931 г. Горький возвращается в СССР, проводит очень большую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских писателей, положившего начало унификации лите­ратуры, сведению ее стилевого многообразия к социалистиче­скому реализму.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему максим горький
  • сочинение на тему творчество горького
  • Максим горький сочинение
  • сочинение на тему творчество максима горького
  • сочинение максим горький

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-maksim-gorkij.html

Сочинения

В пьесе развит мотив «дачничества», прозвучавший уже в «Вареньке Олесовой». Большинство героев пьесы — «дачники по существу их душ». Несмотря на различие характеров и оттенков в мыслях и поведении Суслова, Басова, Шалимова, Рюмина, Калерии и др.,— все они «дачники» в своей стране.

Писатель Шалимов еще несколько лет назад своим творчеством был связан с русской демократией. Теперь он не только внешне изменился, потускнел, облысел,— он состарился душой, «облысел» мыслями, убеждениями: «Я устал быть серьезным… Я не хочу философии — сыт.

Дайте мне пожить растительной жизнью, укрепить нервы…»

Читайте также:  Сочинение по картине рылова зеленый шум 3, 7, 8 класс описание

Шалимову вторит декаденствующая поэтесса Калёрия и сменившие «пустой портфель» на полные сытым уютом дачи адвокат Басов и инженер Суслов. Оба они с цинической откровенностью оправдывают свое перерождение в «русского обывателя».

Обратите внимание

«Я   сам    когда-то    философствовал,— говорит уподобившийся Петру Бессеменову Суслов…— Я сказал в свое время все модные слова и знаю им цену. Консерватизм, интеллигенция, демократия… и что еще там? Все это — мертвое… все — ложь! Человек прежде всего—зоологический тип, вот истина».

Нельзя не услышать здесь полемики с горьковской идеей Человека, ставшей уже тогда фактом не только литературы, но и общественной жизни.

Обывателями и перерожденцами показаны и эстетствующие интеллигенты, «аристократы духа» Рюмин и Калерия, стремящиеся укрыться от жизненных бурь в «красивеньких беседках эстетики». Зло и справедливо говорит о таких людях Влас в пародии на стихи Калерии.

  • Маленькие, нудные людишки        Маленькие, краденые мысли…
  • Ходят по земле своей отчизны      Модные красивые словечки…
  • Ходят и — уныло ищут места,       Ползают тихонько с краю жизни
  • Где бы можно спрятаться от жизни…       Тусклые, как тени, человечки.

Все эти басовы, Шалимовы, Сусловы, рюмины отказываются от всего светлого, благородного — от демократии, народности, от самого народа, родины, от человеческого разума.

И вполне справедливым по отношению к ним является вывод жены Басова Варвары Михайловны: «Интеллигенция — это не мы! Мы что-то другое… Мы дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди».

Дачниками называет ренегатствующих интеллигентов и человек из народа — сторож Пустобайка: «Вроде гулящих, эти дачники… появятся, насорят на земле — и нет их…».

Горький подчеркивает, что вся эта накипь исчезнет не сама собой. Эта мысль прозвучала в свое время в «Вареньке Олесовой»: «Они явились, поживут и исчезнут, оставив за собой в жизни разные бумажки, обломки, обрывки — обычные следы своего пребывания.

Придут за ними другие и уничтожат этот сор, а с ним и память об интеллигенции позорных, бездушных и бессильных девяностых годов». Почти дословно повторяет эту мысль Варвара Михайловна в «Дачниках»: «Мы живем на земле чужие всему… мы не умеем быть нужными для жизни людьми.

И мне кажется, что скоро, завтра, придут какие-то другие, сильные, смелые люди и сметут нас с земли, как сор».

Глубоко прочувствованные реплики Варвары Михайловны свидетельство того, что Горький видел также и демократически и революционно настроенных интеллигентов. Есть они и в «Дачниках». Особый интерес представляет врач Марья Львовна, которая, по всей видимости, руководит кружком передовых людей.

Важно

Она служит в пьесе центром притяжения всего лучшего. За ней идет Варвара Михайловна, освобождающаяся от плена враждебного ей мещанского окружения.

Разрывает с обывательской средой и её брат Влас — юноша пылкий, с романтическими порывами души и в то же время человек, умеющий трезво, с острой иронией оценить окружающих его мещан.

Несмотря на громадный успех спектакля, Горький весьма самокритично отнесся к самой пьесе. «Дачники» — это не искусство,— писал он Л. Андрееву,— но — ясно, что это меткий выстрел…»1. Перед нами явное противоречие: выстрел потому и получился метким, что драматург нашел острые, разящие слова, а это и есть подлинное искусство.

Но чем же все-таки объяснить столь суровое суждение Горького? Дело в том, что к этому времени проблема единства художественности и публицистичности, т. е. прямой проповеди идей, теоретически не была поставлена. Такое единство подразумевалось само собой в творческой практике Байрона, Герцена, Петефи и других прогрессивных писателей мира.

Сочинение! Обязательно сохрани — » Сочинение по пьесе Горького «Дачники» (1904) . Потом не будешь искать!

Источник: http://www.vse-znayka.ru/sochinenie-po-pese-gorkogo-dachniki-1904.html

Пьесы «Мещане» и «Дачники» [критика]

В произведениях начала 900-х годов Горький изображал не только буржуазию. Писатель отлично понимал, что надвигающиеся революционные события будут серьезным испытанием для всех слоев общества, и в этой связи в Пьесах «Мещане» (1901), «Дачники» (1904) он ставит вопрос о роли и месте интеллигенции в революции.

Пьеса «Мещане» была первым опытом Горького в области драматургии. В одном из своих писем писатель с радостью сообщал: «Я… с честью выдержал предварительное испытание начни драматурга».

Пьеса отразила подъем общественного движения в стране» растушую мощь революционной борьбы.

В связи с постановкой «Мещан» К. С. Станиславский впоследствии замечал, что нарождающаяся революция принесла на сцену Московского Художественного театра «ряд пьес, отражавших общественно-политическое настроение» недовольство, протест, мечтания о герое, смело говорящем правду».

В пьесе развертываются как бы два конфликта. Первый: столкновение в семье Бессеменовых между отцами и детьми, между стариком Бессеменовым и его сыном Петром. Отец видит в сыне бунтаря против освященных традицией устоев жизни.

Но противоречия в семье Бессеменовых мнимые,, ибо сам Петр — человек той же мещанской породы, что и его отец, только умнее, а поэтому и вреднее, как отмечал Горький. Петр некогда был причастен к студенческим волнениям.

Теперь он Проклинает свое прошлое, ненавидит родину и мечтает о тихом обывательском существовании.

Второй, настоящий конфликт, определяющий внутреннюю идейную сущность пьесы, — конфликт между мещанской семьей Бессеменовых и рабочим, машинистом Нилом.

Давно уже Горький присматривался к появившемуся на арене политической жизни в России пролетариату.

Совет

Однако впервые передовой рабочий-революционер изображен был Горьким в «Мещанах». Это Нил.

Он сознает себя творцом новой жизни и уверен, что его борьба против всех сил зла и насилия, его стремление к правде, справедливости и счастию обязательно-’ увенчаются успехом.

Нил говорит о себе: «…я — не богатырь, а просто — честный, здоровый человек, и я все-таки говорю: ничего! Наша возьмет! И я на все средства души моей удовлетворю мое желание вмешаться в самую гущу жизни… месить ее и так и этак… тому — помешать, этому — помочь… вот в чем радость жизни!» Пьеса подвергалась многочисленным цензурным искажениям. «На генеральную репетицию,— вспоминает Станиславский,— съехался весь правительствующий Петербург… В самый театр и вокруг него был назначен усиленный наряд полиции: на площади перед театром разъезжали конные жандармы. Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению». В Белостоке в связи с постановкой пьесы развернулись революционные демонстрации и произошли ожесточенные схватки с полицией. Пьеса имела бурный успех, потому что она отвечала потребностям передовых людей России, выражала их чувство протеста, мечту о герое, способном повести массы на борьбу с самодержавием. И великая заслуга Горького как художника и мыслителя состоит в том, что он первый показал, что такой герой появится из среды русского революционного пролетариата.

«Дачники»Пьеса, где вопрос об интеллигенции занимает центральное место.

Горький никогда не относился к интеллигенции как к единому целому. Он видел в ней и омещанившихся обывателей, которые заботятся только о своем покое и благополучии. Их он презирал всеми силами души.

Он различал среди интеллигентов я людей высоких, героических порывов, готовых отдать жизнь на благо народа.

Эту борьбу разных стремлений в среде интеллигенции Горький и запечатлел в Пьесе «Дачники».

«Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, — писал Горький, — которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом… забыла о его интересах…»

Эти люди, подчеркивал писатель, чувствуют страх перед жизнью, стремятся спрятаться от суровой действительности, они — дачники в своей стране. Инженер Суслов отзывается о самом себе с откровенным цинизмом: «Мы хотим поесть и отдохнуть в зрелом возрасте, — вот наша психология».

Устами Власа Горький дает оценку людям типа Суслова:

Маленькие, нудные людишки Ходят по земле моей отчизны, Ходят и уныло ищут места, Где бы можно спрятаться от жизни.

Изображены в «Дачниках» интеллигенты и иного душевного склада и образа мыслей, готовые отдать народу все силы своего ума и сердца. Таковы Марья Львовна, Влас, Зимин, Соня.

Только в полном и безраздельном слиянии с народом, только в революционной борьбе может интеллигенция обрести смысл жизни. Иные пути, пути приспособления к буржуазно-мещанскому миру, ведут к духовному вырождению и нравственной гибели — таков идейный смысл Пьес Горького, посвященных интеллигенции.

Скачать критическую статью по пьесам «Мещане» и «Дачники»

Пьесы «Мещане» и «Дачники» Горький, Дачники, Мещане

Источник: http://www.school-essays.info/pesy-meshhane-i-dachniki-kritika/

Краткое содержание Горький Дачники

В произведении «Дачники», созданном советским писателем Максимом Горьким, показана жизнь русских интеллигентов. Эти люди наслаждаются обеспеченной и спокойной жизнью, в то время, когда низшие слои русского общества, живут в бедности.

Герои проживают в доме, который совершенно неприспособлен к комфортной жизни. Он мрачный, неуютный, продуваемый сквозняками, со скрипящими полами, в которых полным-полно щелей, и голыми стенами.

Жилище, описанное в пьесе, такое же не обустроено, как и сама жизнь главных героев, которые представляют своё существование как жертву мифическому чудовищу. Персонажи пьесы считаю себя обиженными, и теперь хотят жить в своё удовольствие. Только Влас – брат Варвары Михайловны — не хочет жить, как другие герои произведения.

Обратите внимание

Он решительно рвёт со своим прежним окружением – людьми, которые уже внутри мертвы, не способны к душевным порывам. Они играют роли, несвойственные им. Например, Шалимов, занимающийся литературной деятельностью, пишет не повелению сердца, а только для того, чтобы заработать больше денег.

Но не признаётся в этом даже себе, чувствует себя персонажем какого-то фарса.

Основная сюжетная линия произведения Максим Горького развёртывается на фоне постановки любительского спектакля, который должны показать обитатели дачи. Но всё время у актёров что-то не ладится. Репетиции посещают те люди, которые играют второстепенные роли.

А главные герои не приходят репетировать. В итоге спектакль так и не будет поставлен. По ходу действия на подмостках сцены возникает мужчина с фамилией Семёнов.

Но жильцы дачи, внимание которых могут привлечь только красочные, яркие или замысловатые вещи, постоянно забывают простую по звучанию фамилию и зовут мужчину по-разному.

С помощью ярких образов и художественных приёмов искусный мастер слова пытается донести до читателей, что жизнь — реальна, а выдуманные роли — лишь иллюзия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Прометей прикованный Эсхил

    Главные действующие лица: Прометей, Гефест, Насилие, Власть, Ио, Гермес, Океан, хор океанид. Насилие и Влада вместе с Гермесом приводят Прометея к месту исполнения наказания (скалы в далекой скифии)

  • Краткое содержание Катаев Дудочка и кувшинчик

    Поспела земляника в лесу. Пошли в лес за земляникой папа, мама, дочка Женя и маленький сынок Павлик. Мама с папой взяли чашки для земляники, Женя — красивый кувшинчик, а Павлик — маленькое блюдечко. Пришли в лес.

  • Краткое содержание Чехов Три сестры

    Действие пьесы начинаются в доме Прозоровых. Младшей из трех сестер, Ирине, исполняется двадцать лет. На праздник приглашено множество гостей, в том числе брат Андрей, подполковник Вершинин, Кулыгин

  • Краткое содержание Вулф На маяк

    Семья Рэмзи проживает на острове Скай. Детям очень сильно хочется поехать на маяк. Они каждый день просят родителей об этом. Мать старается воодушевить их, а отец, наоборот, разочаровывает

  • Краткое содержание Айтматов Белое облако Чингисхана

    Произведение относится к философской прозе писателя с включением в нее элементов народной притчи, ненавязчиво раскрывая проблематику несправедливых взаимоотношений неограниченной власти и отдельной личности

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/dachniki-pereskaz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector