Сочинение анализ рассказа мальва горького

Анализ природы в произведениях М. Горького

Сочинения › Горький М.

Готовые Домашние Задания

В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком — он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней.

Многие произведения М. Горького создавались в начале XIX века. Это время многие считали мрачным, “безгеройным”. Поэтому не удивительно, что его рассказы, повести, романы и пьесы воспринимались как свежее дуновение ветра, как светлый луч в непроглядной тьме. Читая страницы произведений М.

Горького, обращаешь внимание на то, что даже самые тяжелые драмы, как правило, изображаются им на фоне ослепительной, играющей всеми красками природы. Вот, например, как начинается рассказ “Мальва”, повествующий о трудной жизни, о конфликте двух поколений: “Море — смеялось.

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок… Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости.

Обратите внимание

Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет”. Красота и гармония, царящие в природе, противопоставлены жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного.

Особенно сильно этот контраст проявляется в эпизоде, когда на фоне тишины, прелести красок заката вдруг слышится “пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова”. И эти слова, “гадкие, как мокрицы”, разрушают чудо, оскорбляют музыку волн. Я думаю, что без описаний природы было бы невозможно так сильно и достоверно передать всю неприглядность и мерзость жизни рабочих на промыслах.

В других ранних произведениях писателя много солнца, воздуха; свободой и травами благоухают степные просторы. И опять неумолчно шумит, смеется, распевает гимны море.

В начале рассказа “Старуха Изергиль” пейзаж вызывает у читателя определенный эмоциональный настрой, создает естественный фон свободной, вольной жизни. Море, голубая мгла ночи, густые тени виноградных лоз и ветер, который “тек широкой ровной волной.

Но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов”. Кажется, что именно так должна начинаться сказка.

И действительно: под влиянием настроения, навеянного красотой летнего вечера, старуха Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко и историю собственной жизни.

Природа не только украшает повествование, но и становится связующим звеном между реальной жизнью и романтическим миром сказок и легенд. Кроме того, она тесно связана с душевным состоянием героев.

Так, море в рассказе “Челкаш” —- вольная и свободная стихия, которая освободила душу Челкаша от мелкого стяжательства, от унизительной жадности и страсти к деньгам. Степь в рассказе “Дед Архип и Ленька”, лес в легенде о Данко изменяются по ходу развития сюжета.

Важно

Если в начале произведения природа спокойна и обыденна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Иногда природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, либо противостоит им.

Вот как описывает Горький лес в легенде о Данко: “Там были болото и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. (…).

Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сепом сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям”.

Когда же людям удается победить страх благодаря великому подвигу Данко, то лес отступает.

Сказочно прекрасной предстает перед ними земля: “И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался позади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем.

Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…” Люди должны обязательно верить во что-то светлое и радостное, что ждет их впереди.

С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование. Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такие штрихи позволяют полнее раскрыть характер героя, его чувства и переживания, взгляды на мир.

Описания ликующей, живописной природы усиливают ноту бодрости, надежды, действенной активности в творчестве писателя. Горьковские пейзажи напоминают читателям о непрерывном, вечном обновлении жизни, зовут относится к ней мужественно, активна, творчески.

Сочинения по теме:

  • Анализ романтизма М. Горького в раннем творчестве. сочинение
  • Рассказ “Макар Чудра” М. Горького (рецензия) сочинение
  • Анализ романтических героев М. Горького. сочинение
  • Романтизм в работах М. Горького. сочинение

Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/raznoe-236/analiz-prirody-v-proizvedeniyah-m-gorkogo

Мифопоэтическая основа рассказа М. Горького «Мальва»

УДК 882 (09)

МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАССКАЗА М.ГОРЬКОГО «МАЛЬВА»

© 2009 В.А.Ханов

Нижегородский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 06.06.2009

В статье раскрывается мифопоэтическая основа рассказа Горького «Мальва». Устанавливается связь образа Мальвы с окружающей природной стихией. Выявляется устремлённость героини к христианской духовности. Отмечается связь писателя с духовной народной культурой.

Ключевые слова: мифопоэтическая основа, мифологемы, природная стихия, аллюзивная соотнесённость, христианская духовность.

Одним из важнейших направлений в современном горьковедении является стремление выявить мифопоэтическую основу творчества М.Горького. Как справедливо подчёркивает Л.А.Спиридонова, «изучение творческого метода Горького фактически начинается заново.

Совет

Но уже сегодня ясно, что понять его эволюцию невозможно без изучения мифопоэтической основы, на которой он базировался»1. Мифопоэтическую основу имеет, в частности, один из шедевров раннего творчества Горького – рассказ «Мальва».

В рассказе «Мальва» писатель рисует могучее бескрайнее море, сияющее над ним солнце, говорит о тёплой земле, о шелесте песка, о крике чаек. Узорная, расцвеченная сочными красками ткань художественного полотна привлекает своей яркостью, свежестью.

«Солнце, – пишет Горький, – окрашивало море в живые краски заката, зеленоватые волны блестели пурпуром и жемчугом». «Божественным источником света, творящим жизнь» называет солнце автор. Таким образом, в рассказе «Мальва» ощутимо присутствуют мифологемы: Земля -мать, Солнце – Бог, Вода (море) – основа жизни.

На фоне яркой, впечатляющей картины моря, воплощающего стихию, Горький развёртывает историю любви караульщика рыбного промысла Василия и красавицы Мальвы. Важную роль играют также в повествовании сын Василия Яков и босяк Сергей.

Героиня рассказа при всей своей привязанности к Василию смотрит на связь с ним весьма свободно, ибо выше всего ценит независимость. «Я здесь ничья, – заявляет она. – Как чайка, куда захочу, туда и полечу! Никто мне дороги не загородит».

В итоге история любви, представленная Горьким, наполняется драматическим содержани-

Ханов Вениамин Анатольевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русской словесности. E-mail: vakhanov@mail. ru

1 Спириднова Л.А. Мифопоэтическая основа художественного мира Горького // Максим Горький – художник: проблемы, итоги и перспективы изучения. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. – С. 12.

ем. Естественные, стихийные начала сталкиваются в рассказе с регламентированным социумом. Природный пантеизм противопоставляется христианской этике и духовности.

Обратите внимание

Природную стихию воплощают в повествовании Мальва и Сергей. Их связь с миром природы подчёркивается настойчиво и несколько прямолинейно. Так, смеющаяся загадочным смехом Мальва, красивая женщина с зелёными глазами, постоянно сравнивается со смеющимся морем, зеленоватые волны которого блестели на солнце.

Кроме того, имя героини – Мальва – буквально совпадает с названием растения с крупными розовыми цветами. И не случайно, рисуя портрет героини, Горький неоднократно говорит о её яркой розовой кофточке. Рыжий, веснушчатый босяк Сергей сравнивается с солнцем: «… высокий, бронзовый человек в густой шапке растрёпанных, огненно-рыжих волос».

Характерно и то, что на Сергее «кумачная рубаха».

В «Мальве» необычно то, что «природным» героям противостоят люди не из города, а из деревни, хотя подобный конфликт был уже намечен Горьким в более раннем рассказе «Челкаш».

В рассматриваемом произведении деревня парадоксальным образом становится воплощением не естественного, а именно социального начала.

Представляют её Василий и Яков, отец и сын, по мифологической логике вступившие в единоборство, победу в котором одерживает молодость, стремящаяся вытеснить старость, вытолкнуть её назад, с вольного берега в тёмную, убогую деревню.

Изображение свободного, прекрасного моря, улыбающегося солнцу, и безотрадной, гнетущей деревни, представляющей социум, с первого взгляда, вписывается в традиционную схему: свобода/несвобода.

Не случайно в изображении отхожего промысла и речи нет о начальстве, властных структурах, в то время как скупые упоминания деревенского житья пестрят такими деталями, как наказания, порки в семье, волости и т.д.

Пожалуй, самый показательный в этом отношении мо-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (3), 2009

мент – контрастное, не прямое, но предельно выразительное сопоставление красавицы Мальвы, гордой, независимой (сама себе барыня), дьявольским смехом реагирующей на требование послушания, и жены Василия – покинутой, рано постаревшей, жалкой, униженно и слезно просящей, молящей Христа ради. Казалось бы, все акценты расставлены, герои втянуты в магнитное поле полюсов в соответствии с ведущей социо-культурной коллизией – свободы/несвободы. Но Горький уходит от привычных решений, внося двойственность в трактовку обоих главных членов оппозиции – природы и социума – через внедрение христианских мотивов. В результате деревня перестает быть только закабаляющим, уродующим природу человека социальным организмом. Она выступает и как хранительница традиционной, христиански окрашенной нравственности.

После стычки в сыном Василий переживает кризис во многом сродни преображениям, откровениям, знакомым по агиографии, несущим духовное очищение.

Отец, наделённый царственным именем (Василий – царский), терпит унизительное поражение, он беспомощен перед сыном и воспринимает этот прискорбный факт как воздаяние за греховность, то есть оценивает происшедшее сквозь призму традиционных религиозных категорий, гораздо более широких, чем мотивировки социально значимые. В итоге Василий выносит суровый приговор себе, а заодно и Мальве: «Из-за женщины, дрянной, зазорной жизнью живущей! Грех было ему, старику, связываться с ней, забыв о своей жене и сыне… И вот Господь, во святом гневе своем, напомнил ему, через сына, ударил его по сердцу справедливой карой своей. Раскаявшись в совершённом грехе, Василий обрёл душевный покой, испытал просветление: «Голос его показался более тихим, чем всегда, и лицо было тоже точно новое».

Но раз деревня помнит и хранит религиозную духовность, божественные заповеди, то противостоящая ей природа, располагающаяся на противоположном полюсе, должна, по логике вещей, окраситься мотивами бесовства.

Важно

И действительно, Мальву в рассказе называют ведьмой, чертовкой, змеей, дьяволицей. Однако у Горького эта оппозиция, полностью укладывающаяся в рамки христианской религиозной мифологии, перерастает в иную систему координат. В повествовании складывается следующая картина.

Два героя максимально приближены к полюсам: Яков, только что прибывший из деревни, и Сергей, выломившийся из социума босяк. Но именно в отношении этих персонажей авторские симпатии весьма проблематичны. «Внимание писателя, – справедливо отмечает Т.В.

Саськова, – перемещается в центру, к пограничной зоне, где оба мира (языческой природы и христианизированной деревни) тесно взаимо-

действуют, сращиваются»2. На этом пересечении оказываются Мальва и Василий. Каждый из них, воплощая одно из начал, пытается освоить и противоположное. В отношении Василия, вырвавшегося из деревни на заработки, всё как будто ясно.

На морском берегу, на бескрайних просторах его душа распахнулась и жадно вдохнула вольный воздух.

Но духовный кризис и добровольный уход назад, в свой, пусть несвободный, но этически оправданный мир, на котором лежит печать святости и подвига самоотречения, придает этому характеру героико-возвышенный ореол.

Мальва – прекрасная, манящая внутренней свободой, во многом сродни языческой богине. Существование среди природных стихий для нее совершенно органично. Не случайно, раскрывая этот образ, автор прибегает к зооморфному коду, сравнивая героиню с рыбой, кошкой, птицей, охватывая таким образом всю вертикаль, все сферы бытия – низ, середину, верх. «Смотрю я на тебя и вижу – не кошка ты, не рыба.

Читайте также:  Образ и характеристика кукшиной в романе отцы и дети тургенева

и не птица. А всё это есть в тебе, однако. Не похожа ты на баб», -заявляет Мальве Сергей. Но при всей соприродно-сти Мальвы стихиям есть нечто, что втягивает её в орбиту христианских исканий. Это душевная неуспокоенность, сердечные порывы в незнаемые, запредельные дали.

Совет

В кризисный момент, когда героиня не идёт к своему возлюбленному, понимая, что их отношения на изломе, она читает книгу про Алексея Божия человека. Оказывается, внутренняя сущность этой дьявольски обольстительной и язычески вольной героини вмещает в себя тоску по христианской чистоте и святости. Мальва пытается понять поступок святого Алексея.

Рассказав Якову о юноше, который ушёл от богатых родителей, а потом вернулся к ним и жил на дворе вместе с собаками, не говоря, кто он, она тихо спросила: «Зачем это он так?»

Находясь среди водных и небесных просторов, Мальва всё же грезит о нездешнем ином мире, её гнетёт окружающий быт. «Мне всегда хочется чего-то, – заявляет она, – А чего?.. не знаю. Иной раз села бы в лодку – и в море! Далеко-о». Осознавая в меру своих возможностей необычность натуры Мальвы, Сергей называет её «юродивой». «У неё душа не по телу», – говорит он.

Итак, духовная жажда, стремление к чему-то светлому явно присущи Мальве. Но только лишь после прочтения «книжки» про Алексея человека Божия героиня испытывает очищение. Обращаясь к Якову, она заговорила «тихим, ласковым голосом»: «Я вот, когда одна и тихо, всё плакать хочу. или – петь. Только песен я хороших не знаю, а

2 Саськова Т.В. Горький и просветительская традиция (рассказ «Мальва») // Максим Горький сегодня: проблемы эстетики, философии, культуры. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1996. – С. 101.

плакать – стыдно». Мальва во многом близка другим героиням Горького: Марье из рассказа «На плотах» и Вареньке Олесовой из одноимённого произведения. Все эти образы соотнесены с водной стихией (рекой, морем), с окружающей природой.

Вот как, к примеру, рисуется портрет Вареньки Олесовой: «Перед ним, по пояс в воде, стояла Варенька, наклонив голову, выжимая руками мокрые волосы. Ее тело – розовое от холода и лучей солнца, и на нем блестели капли воды, как серебряная чешуя». Описание героини во многом ассоциируется с изображением нимф.

В греческой мифологии нимфы – божества природы, её живительных и плодоносных сил. Они изображались в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек. Главными нимфами считались водные. По античным лексикографам, слово «нимфа» обозначает «источник»3.

Обратите внимание

Как и Варенька Олесова, Мальва оказывается сильнее и значимее персонажей-мужчин. Ей присущи гордость, независимость. «Бабой с перцем» называет её босяк Сергей. По словам Василия, это «славная баба».

Но если на примере Вареньки Олесовой Горький показал торжество в жизни естественных природных начал, то на примере образа Мальвы, созданного позднее, уже ставится вопрос о наличии в человеке духовности. Ведь не случайно Мальва в кризисной ситуации обращается к житию Алексея человека Божия.

Выявляя мифологические истоки образа Мальвы, можно предположить, что одним из истоков

этого образа является житие Марии Египетской (о раннем знакомстве с этим сюжетом в пересказе бабушки писатель поведал в повести «Детство»). Правда, связь эта не столь очевидна. Скорее всего здесь можно говорить об аллюзии. Но важна сама устремлённость героини к высокому, духовному.

Мальва, как и многие другие герои Горького, ищет свою «точку опоры». В её душе живет мечта об иной жизни. И в данном отношении очень важным является признание Горького о своих замыслах в рассматриваемый период творчества.

Так, в одном из писем, обращаясь к адресату, он подчёркивает: «Знаете, что надо написать? Две повести: одну о человеке, который шёл сверху вниз и внизу, в грязи, нашёл – Бога! – другую о человеке, который шёл снизу вверх и тоже нашёл – Бога! И Бог сей есть один и тот же! Вот в чем дело.

Хотя Бог – это еще не всё. Выше его – любовь к нему. Стремление к любви…»4 Стремление к любви, а значит и стремление к Богу, так или иначе присуще Мальве. Таким образом, на примере своей героини Горький проводит мысль о возможности слияния языческого природного начала с евангелической духовностью.

При всей своей сопричастности природным стихиям Мальва несёт в себе мечту о христианской чистоте и святости.

3Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. – Т. 2. – М.: Совет. Энциклопедия. 1988. – С. 219.

4Горъкий М. Собр. соч.: В 30 тт. – Т. 28. – М.: Худож. лит., 1954. – С. 125.

MYTHOPOETIC BASE OF M.GORKY'S STORY «MALLOW»

© 2009 V.A.Khanov° Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Важно

Mythopoetic base of M. Gorky's story «Mallow» is revealed in the article. The connection of the image of Mallow with the surrounding natural element is established. The character's tendency to Christian spirituality is discovered. The writer's connection with spiritual folk culture is noted.

Key words: mythopoetic base, mythologeme, natural element, allusive interrelationship, Christian spirituality.

Khanov Veniamin Anatolievich, Candidate of philological sciences, docent of the chair of theory and methods of teaching Russian philology. E-mail: vakhanov@mail. ru

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoeticheskaya-osnova-rasskaza-m-gorkogo-malva

Краткое содержание Горький Мальва

Пять лет назад крестьянин Василий Легостев ушел из своей деревни, где у него осталась семья, и устроился на рыбный промысел. На море он жил на косе. Каждое воскресенье к нему приходила любовница красивая и своенравная Мальва.

Однажды она приплыла на лодке вместе с сыном Василия Яковом. Молодой человек рассказал отцу, что денег семье нехватало, еды нет и жизнь в деревне не имеет никаких перспектив, поэтому он оставил мать и подался на заработки к Василию.

Мальва — главная героиня рассказа, все время рассуждает о тяжести жизни женщины в деревне, о преимуществах своей свободы. Яков влюбился в Мальву и всячески пытался ее завоевать.

Василий приревновал девушку к сыну и ударил ее. Мальва обиделась и несколько недель не приходила к Василию. Все это время она проводила с Василием, но не поддавалась его ухаживаниям, а только дразнила.

Среди рыбаков был Сергей, который сразу невзлюбил Якова. Он подговорил Мальву «стравить» отца и сына. В итоге Василий и Яков подрались. После стычки с сыном, Василий вдруг понял, что его место в деревне, рядом с женой и решил вернуться домой.

Яков думал, что после ухода отца Мальва покорится ему, но она дорожила своей свободой и ушла на косу, где раньше работал Василий с Сергеем.

Рассказ показывает, что нужно любить родную землю и уважать семью, а все плотские желания приводят только к неприятностям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Горячий снег БондареваВ произведении пойдет речь о годах Великой Отечественной войны. А именно о Сталинградской битве, которая имеет переломное значение, в ходе всей военной кампании. Данное произведение написано на основе реальных событий
  • Краткое содержание Думбадзе Я вижу солнцеРоман известного писателя из Грузии, признанного во всем мире мастера слова «Я вижу солнце» начинается с повествования будней одной из многих деревень, живших мирно в горной местности и чтущих местные традиции
  • Краткое содержание Лиханов Высшая МераСофья Сергеевна – главная героиня произведения Лиханова «Высшая мера», от ее лица которой ведется рассказ. Она прожила очень долгую жизнь, полную разочарований и горя.
  • Краткое содержание Казаков Арктур – гончий песПроизведение «Арктур – гончий пес», созданное советским писателем Юрием Павловичем Казаковым, повествует о жизни слепого пса.
  • Краткое содержание Сенкевич Огнём и мечом17 век, Речь Посполитая еще не отдала Украину. Ян Скшетуский проявил себя как храбрый и отважный рыцарь, который предан своей стране. Однажды он спасает человека – Богдана Хмельницкого.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/malva-pereskaz

Рассказ Женщина – художественный анализ. Горький Алексей Максимович

Еще более сложная перекличка М. Горького с творчеством В. Г. Короленко заключена в рассказе «Женщина». Эта перекличка имела свою предысторию.

Когда в 1899 году в народническом журнале «Русское богатство» появился рассказ Короленко «Маруся» (позднее он получил название Шарусина заимка»), критики сразу же отметили, что автор затронул то самое явление, которое получило отражение во многих ранних произведениях М. Горького: «антагонизм оседлого и бродячего типов».

(Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рассказ Женщина. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Чаще всего «Марусина заимка» противопоставлялась горьковскому рассказу «Мальва». Если горьковская героиня предпочитает бесшабашного босяка Сережку «хозяйственным мужичкам» — отцу и сыну Легостевым, то Маруся предпочитает работящего пахаря Тимоху похожему на Сережку вольнолюбивому бродяге Степану.

Из этого критики делали вывод, что Короленко опровергал Горького. Когда же в 1912 году появился горьковский рассказ «Женщина», в нем увидели влияние «Марусиной заимки», свидетельство сближения «нынешнего Горького с Короленко». Один критик даже утверждал, что автор книги «По Руси» в трактовке крестьянства «целиком примыкает» к народникам.

Совет

Ведь героине рассказа «Женщина» — рязанке Татьяне — надоело бродяжить, надоело «шляться» по России и захотелось «хорошего жительства», с пашней, огородом, своим хозяйством. Явные симпатии автора к этой героине показались неопровержимым доказательством его возвращения на народнические позиции, к которым он был близок в юности.

Между тем никакого попятного движения у М. Горького не было — его перекличка с В. Г. Короленко имела совсем не тот характер, какой представлялся некоторым критикам.

Во-первых, «Марусину заимку» не следует слишком резко противопоставлять «Мальве»: Короленко глубоко сочувствовал «беспокойному» бродяге Степану и, еще больше сочувствуя вернувшейся к земледельческому труду Марусе, отмечал ограниченность ее маленького счастья. К тому же нельзя ставить Тимоху в один ряд с проникнутыми собственническими стремлениями Легостевыми. А во-вторых, М.

Горький показал неприязнь своей Татьяны не только к бродяжничеству, но и к «скушной» сытой жизни зажиточных крестьян, равнодушных к бедствиям голодающей массы. Он показал не просто желание Татьяны крестьянствовать, а ее мечту о «новой деревне». Характерный факт: предлагая в конце 1912 года К. С. Станиславскому тему для театральной импровизации, М.

Горький, в сущности, повторил сюжет своей «Женщины». Он писал великому режиссеру: «Дайте девушку, которая мечтает о материнстве, о мирной семейной жизни где-то в пустынном уголке земли.

Ей кажется, что она может построить жизнь как-то просто очень и мило, по-новому, совсем по-новому» Да и разве можно забыть о трагическом финале «Женщины», забыть о том, какой иллюзорной, утопичной оказалась мечта Татьяны построить в условиях старой России «новую деревню», «создать какую-то новую, хорошую жизнь»! В. Г. Короленко иной раз далеко выходил за пределы народнической доктрины, и все же он оставался народником. Вот почему в творческом взаимодействии двух писателей было и притяжение и отталкивание.

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.—М.: Худож. лит., 1982.—590с— (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

Аннотация:

В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912—1917) и «Дело Артамоновых» (1925) — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.

Источник: http://www.testsoch.info/rasskaz-zhenshhina-analiz-gorkij-aleksej-maksimovich/

Первый период творчества Горького

В настоящее время первый – дооктябрьский – период творчества Горького достаточно полно и по-новому освещен в учебных пособиях для студентов-филологов (30а) и учащихся (29), что позволяет нам остановиться лишь на отдельных вопросах.

Касаясь этой темы, заметим, что в последнее десятилетие часты обвинения в адрес Горького, якобы ненавидевшего крестьянство.

Кстати, восходят они к давней статье А.К.Воронского и в наши дни поддерживается известными писателями – В.Беловым, В.Астафьевым и др.

Для аргументации такой точки зрения обычно ссылаются на хрестоматийный рассказ “Челкаш” (1895), подменяя авторскую позицию стереотипными критическими суждениями советского времени. Рассказ понимается как идеализация босяка за счет унижения крестьянина. В учебнике Л.А.

Обратите внимание

Смирновой также читаем: “Горький рисует самыми мрачными красками деревенских парней Гаврилу (“Челкаш”), Якова (“Мальва”). К нравственным и трудовым заветам пахаря Горький был, к сожалению, более, чем равнодушен” (30а; 162).

Читайте также:  Сочинение чацкий и фамусовское общество

Однако Горький вовсе не стремился унизить крестьянина сопоставлением с вольным бродягой Челкашом. Автор делает главным и положительным действующим лицом деклассированного героя, противопоставленного обыденной жизни, согласно классической традиции и романтической природе рассказа.

Те положительные качества Гаврилы, на которые ссылаются противники Горького,- его нравственная чистота, трогательная наивность, мечта о честном труде хлебопашца и желание защитить ее отчаянной вспышкой агрессивности, которую можно понять и простить, как это сделал Челкаш, – ведь все это внушается читателю не вопреки автору, а по его воле. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает и свое крестьянское прошлое. В финале этой “маленькой драмы, разыгравшейся между двумя людьми”, опять же романтическом по своему характеру, социально униженный герой – по традиции – получает помощь от благородного разбойника, помощь, которая должна изменить его жизнь.

Л.А.Смирнова считает, что среди людей, тонко чувствующих красоту природы “места крестьянину нет”. Так ли это? В рассказе “Мальва” (1897) Яков, здоровый, красивый, с улыбающимися глазами, способен оценить и красоту морской стихии: “Он повернул… свое лицо в кудрявой темно-русой бороде, и, блеснув глазами, сказал:

-… А хорошо тут, – море-то какое!”

И в другой раз голубые глаза Якова, уже любуясь закатом, улыбались, блуждая в дали моря. И даже брошенная до этого фраза “Ежели бы все это земля была! Да чернозем бы! Да распахать бы…

” может быть интерпретировано не как духовная ущербность, а как любовь к труду на земле. Отрицательная характеристика не столько Якова, сколько “мужиков” вообще вложена в уста Сергея в момент его сговора с Мальвой и вовсе не должна восприниматься как авторская.

Не случайно следует реплика: “Без них (Сергея и Мальвы – П.Ч.) красота ночи увеличилась”.

Романтическая антитеза Челкаш – Гаврила или Яков – Мальва, Сергей не предполагает социологических оценок образа крестьянина, которому противопоставлены герои-ницшеанцы, что, кстати, свидетельствует и о своеобразном горьковском преломлении идей Ницше.

Нет места “ненависти к крестьянству” и в другой современной интерпретации горьковской “Мальвы” (14; 97-102).

Важно

Не останавливаясь на ней подробно, скажем, что в конфликте между свободой природы и несвободой социума, в роли которого выступает деревня, именно деревня выступает хранительницей традиционной христиански окрашенной нравственности, тогда как, природное начало окрашивается мотивами бесовства (Мальва – ведьма, чертовка, злая, дьяволица) и язычества. Тем не менее и в Мальве, по мнению Т.Саськовой, скрыто живет тоска по христианской чистоте и святости. Это чувство сродни тем смутным сожалениям о прошлом, которые испытывает Челкаш при встрече с Гаврилой.

Источник: http://www.rlspace.com/pervyj-period-tvorchestva-gorkogo/

Книга Мальва. Автор – Горький Максим. Содержание – Горький Максим Мальва

А.М.Горький

Мальва

Море – смеялось.

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.

В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости.

Солнце было счастливо тем, что светило; море – тем, что отражало его ликующий свет.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело ее своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его.

Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали, где знойная мгла скрывала землю. Оттуда, с ветром, пролетал тяжелый запах, непонятный и оскорбительный здесь, среди чистого моря, под голубым, ясным кровом неба.

В песок косы, усеянной рыбьей чешуей, были воткнуты деревянные колья, на них висели невода, бросая от себя паутину теней. Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке, волны, взбегая на берег, точно манили их к себе.

Багры, весла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе, среди них возвышался шалаш, собранный из прутьев ивы, лубков и рогож. Перед входом в него на суковатой палке торчали, подошвами в небо, валяные сапоги.

И над всем этим хаосом возвышался длинный шест с красной тряпкой на конце, трепетавшей от ветра.

Совет

В тени одной из лодок лежал Василий Легостев, караульщик на косе, передовом посте рыбных промыслов Гребенщикова. Лежал он на груди и, поддерживая голову ладонями рук, пристально смотрел в даль моря, к едва видной полоске берега. Там, на воде, мелькала маленькая черная точка, и Василию было приятно видеть, как она все увеличивается, приближась к нему.

Прищуривая глаза от яркой игры солнечных лучей на волнах, он довольно улыбался: это едет Мальва. Она приедет, захохочет, грудь ее станет соблазнительно колыхаться, обнимет его мягкими руками, расцелует и звонко, вспугивая чаек, заговорит о новостях там, на берегу.

Они с ней сварят хорошую уху, выпьют водки, поваляются на песке, разговаривая и любовно балуясь, потом, когда стемнеет, вскипятят чайник чая, напьются со вкусными баранками и лягут спать… Так бывает каждое воскресенье, каждый праздник на неделе.

Рано утром он повезет ее на берег по сонному еще морю, в предрассветном свежем сумраке. Она, дремля, будет сидеть на корме, а он грести и смотреть на нее. Смешная она бывает в то время, смешная и милая, как сытая кошка.

Может быть, она соскользнет с лавочки на дно лодки и уснет там, свернувшись в клубок. Она часто делает так…

В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах без криков, без обычного хищного оживления.

Василию показалось, что в лодке не одна Мальва. Неужели опять Сережка привязался к ней? Василий тяжело повернулся на песке, сел и, прикрыв глаза ладонью, с тревогой в сердце стал рассматривать, кто еще там едет? Мальва сидит на корме и правит. Гребец – не Сережка, гребет он неумело, с Сережкой Мальва не стала бы править.

– Эй! – нетерпеливо крикнул Василий.

Чайки на песке дрогнули и насторожились.

– Эй-эй… – донесся с лодки звонкий голос Мальвы.

– С кем ты?

В ответ донесся смех.

– Чертовка! – негромко выругался Василий и сплюнул. Ему очень хотелось знать, кто это едет там; свертывая папиросу, он упорно смотрел в затылок и спину гребца. Звучный плеск воды под ударами весел раздается в воздухе, песок скрипит под босыми ногами караульщика.

– Это кто с тобой? – крикнул он, когда различил знакомую ему улыбку на красивом лице Мальвы.

– А вот погоди, узнаешь! – со смехом отозвалась она.

Гребец обернулся лицом к берегу и, тоже смеясь, взглянул на Василия.

Караульщик нахмурил брови, вспоминая, – кто этот как будто знакомый ему парень?

– Ударь сильней! – скомандовала Мальва.

Лодка с размаху почти до половины всползла на песок вместе с волной и, покачнувшись набок, стала, а волна скатилась назад, в море. Гребец выскочил на берег и сказал:

– Здравствуй, отец!

– Яков! – подавленно воскликнул Василий, более изумленный, чем обрадованный.

Обратите внимание

Они обнялись и поцеловались по три раза в губы и щеки; на лице Василия удивление смешалось с радостью и смущением.

– То-то я смотрю… и что-то тово оно, – сердце зудит… Ах, ты, – как это ты? На-ко! А я смотрю – Сережка? Нет, вижу, не Сережка! Ан – это ты!

Василий одной рукой гладил бороду, а другой махал в воздухе. Ему хотелось взглянуть на Мальву, но в его лицо уставились улыбавшиеся глаза сына, и ему было неловко от их блеска.

Чувство довольства собой за то, что у него такой здоровый, красивый сын, боролось в нем с чувством смущения от присутствия любовницы. Он переступал с ноги на ногу, стоя перед Яковом, и один за другим кидал ему вопросы, не дожидаясь ответа на них.

В голове у него все как-то спуталось, и особенно нехорошо стало ему, когда раздались насмешливые слова Мальвы:

– Да ты не юли уж… с радости-то! Веди его в шалаш да угощай…

Он обернулся к ней. На губах ее играла усмешка, незнакомая ему, и вся она – круглая, мягкая и свежая, как всегда, в то же время была какая-то новая, чужая. Она переводила свои зеленоватые глаза с отца на сына и грызла арбузные семечки белыми, мелкими зубами. Яков тоже с улыбкой рассматривал их, и несколько неприятных Василию секунд все трое молчали.

– Я сейчас! – вдруг заторопился Василий, двигась к шалашу. – Вы уходите от солнца-то, а я наберу воды, пойду… уху будем варить! Я тебя, Яков, та-акой ухой накормлю! Вы тут тово… располагайтесь, я сию минуту…

Он схватил с земли у шалаша котелок, быстро пошел куда-то в невода и скрылся в серой массе их складок.

Мальва и его сын тоже пошли к шалашу.

– Ну вот, молодец хороший, я доставила тебя к отцу, – говорила Мальва, искоса оглядывая коренастую фигуру Якова.

Он повернул к ней свое лицо в кудрявой темно-русой бороде и, блеснув глазами, сказал:

– Да, приехали… А хорошо тут, – море-то какое!

– Широкое море… Ну, что же, – сильно постарел отец?

– Нет, ничего. Я думал – он седее, а у него еще мало седины-то… И крепкий…

– Сколько, говоришь, время вы не видались?

– Годов пять, чай… Как уходил он из деревни – мне в ту пору семнадцатый шел…

Они вошли в шалаш, где было душно, а от рогож пахло соленой рыбой, и сели там: Яков – на толстый обрубок дерева, Мальва – на кучу кулей. Между ними стояла перерезанная поперек бочка, дно ее служило столом. Усевшись, они молча, пристально посмотрели друг на друга.

– Стало быть, здесь работать хочешь? – спросила Мальва.

– Да вот… не знаю… Коли найдется что – буду.

– У нас найдется! – уверенно пообещала Мальва, ощупывая его своими зелеными, загадочно прищуренными глазами.

Он не смотрел на нее, вытирая рукавом рубахи потное лицо.

Вдруг она засмеялась.

– Мать-то, чай, отцу наказы да поклоны с тобой прислала?

Яков взглянул на нее, нахмурился и кратко сказал:

– Известно… А что?

– Ничего!

Смех ее не нравился Якову, – он точно поддразнивал его. Парень отвернулся от этой женщины и вспомнил наказы матери.

Важно

Проводив его за околицу деревни, она оперлась на плетень и быстро говорила, часто моргая сухими глазами:

– Скажи ты ему, Яша… Христа ради, скажи ты ему – отец, мол!.. Мать-то одна, мол, там… пять годов прошло, а она все одна! Стареет, мол!.. скажи ты ему, Яковушка, ради господа. Скоро старухой мать-то будет… одна все, одна! В работе все. Христа ради, скажи ты ему…

1

Источник: https://www.booklot.org/authors/gorkiy-maksim/book/malva/content/463612-gorkiy-maksim-malva/

Природа в произведениях Максима Горького

В произведениях русских писателей описание природы всегда занимала значительное место. Возможно, это объясняется тем, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком — он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней.

Не удивительно, что рассказы, повести, романы и пьесы Горького воспринимались как свежее дуновение ветра, как светлый луч в непроглядной тьме. Многие его произведения создавались в начале XIX века. Это время многие считали мрачным, “безгеройным”. Читая страницы М.

Читайте также:  Сочинение власть денег в современном мире

Горького, обращаешь внимание на то, что даже самые тяжелые драмы, как правило, изображаются на фоне ослепительной, играющей всеми красками природы. Вот, например, как начинается рассказ “Мальва”, повествующий о трудной жизни, о конфликте двух поколений: “Море — смеялось.

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячей серебряныхулыбок… Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости.

Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет”. Красота и гармония, царящие в природе, противопоставлены жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного.

Особенно сильно этот контраст проявляется в эпизоде, когда на фоне тишины, прелести красок заката вдруг слышится “пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова”. И эти слова, “гадкие, как мокрицы”, разрушают чудо, оскорбляют музыку волн. Я думаю, что без описания природы было бы невозможно так сильно и достоверно передать всю неприглядность и мерзость жизни рабочих на промыслах.

В других ранних произведениях писателя много солнца, воздуха; свободой и травами благоухают степные просторы. И опять неумолчно шумит, смеется, распевает гимны море.

Совет

А один из ранних рассказов Горького стал хрестоматийным еще при его жизни. В начале рассказа “Старуха Изергиль” пейзаж вызывает у читателя определенный эмоциональный настрой, создает естественный фон свободной, вольной жизни.

Море, голубая мгла ночи, густые тени виноградных лоз и ветер, который “тек широкой ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов”. Кажется, что именно так должна начинаться сказка.

И действительно: под влиянием настроения, навеянного красотой летнего вечера, старуха Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко и историю собственной жизни.

Здесь, как никогда ранее, природа не только украшает повествование, но и становится связующим звеном между реальной жизнью и романтическим миром сказок и легенд. Кроме того, она тесно связана с душевным состоянием героев.

Так, море в рассказе “Челкаш” — вольная и свободная стихия, которая освободила душу Челкаша от мелкого стяжательства, от унизительной жадности и страсти к деньгам. Степь в рассказе “Дед Архип и Ленька”, лес в легенде о Данко изменяются по ходу развития сюжета.

Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Иногда природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, либо противостоит им.

Вот как описывает Горький лес в легенде о Данко: “Там были болото и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву.

Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям”.

Благодаря великому подвигу Данко людям удалось победить страх, и лес отступил.

Обратите внимание

Сказочно прекрасной предстает перед ними земля: “И вот вдруг лес расступился перед ними, расступился и остался позади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем.

Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…” Люди должны обязательно верить во что-то светлое и радостное, что ждет их впереди.

Очень характерное для русской литературы явление — с природой обычно связан главный герой, вокруг которого строится повествование. Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такие штрихи позволяют полнее раскрыть характер героя, его чувства и переживания, взгляды на мир.

Горький в совершенстве владеет приемами пейзажиста. Описания ликующей, красочной, живописной природы усиливают ноту бодрости, надежды, действенной активности в творчестве писателя. Горьковские пейзажи напоминают читателям о непрерывном, вечном обновлении жизни, зовут относиться к ней мужественно, активно, творчески.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/priroda-v-proizvedeniyax-maksima-gorkogo.html

Готовые школьные сочинения

Ноя 16 2015

Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького

Рубеж XIX—XX вв. — это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве.

Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького, раннее творчество которого (в частности, рассказы) вызвали целую бурю мнений и споров.

Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям.

Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви.

Уже в одном из первых своих рассказов под названием “Макар Чудра” Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: “Свобода для человека — главнее всего на свете”.

Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды — это гимн свободе. Для Зобара и Радды свобода, воля — главное в жизни. “Никогда я никого не любила, Лойко, атебя люблю.

А еще я люблю волю. Волю то, Лойко, я люблю больше, чем тебя”, — говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное чувство, силу которого воспевали люди веками, оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе. И поэтому логичен драматический исход рассказа: смерть обоих героев. При чтении рассказов Горького читателю часто приходится задумываться над понятием “абсолютной свободы”.

Это понятие является жизненным идеалом для многих героев Горького.

Но в своих произведениях писатель показывает, что “абсолютная свобода” недостижима: стремление к ней часто приводит героев к конфликту с обществом.

Важно

Однако, считает Горький, к этому идеалу можно немного приблизиться. Каким образом? Ответ на этот вопрос дается в рассказе “Челкаш” — самом значительном, по моему мнению, раннем рассказе Горького.

Герой рассказа — вор, босяк, ведущий совершенно иную, чем большинство других людей, жизнь. В рассказе “Челкаш” происходит сопоставление романтического образа бродяги и вора с духовно убогим, жадным и жалким крестьянином Гаврилой.

И выводы в результате данного сравнения делаются далеко не в пользу последнего. “Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким!”.

Тип босяка в рассказах Горького является продолжением темы маленького человека в русской литературе.

Но горьковские босяки оказываются нравственно выше власти денег, они — свободные люди в несвободном обществе. Одним из первых в литературе Горький поднимает проблему женской свободы. Об этом его рассказ “Мальва”.

В нем писатель рисует образ женщины, которая пытается обрести право на свободу, на честную и открытую любовь в изначально несвободном обществе. Героиня дает понять мужчинам, что не желает зависимости ни от них, ни от кого бы там ни было. Таким образом, герои ранних произведений Горького — свободные, вольнолюбивые люди, и каждый из них понимает свободу по-своему.

Любовь и свобода в произведениях Горького сходятся гибельно, трагически, оказываются несовместимыми. Свобода не copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/lyubov-i-svoboda-v-zhizni-geroev-rannix-romanticheskix-proizvedenij-m-gorkogo/

«Воздастся человеку за дела его» (по рассказу М. Горького «Ма-аленькая»)

Прежде чем приступить к анализу произведения Максима Горького «Ма-аленькая», следовало бы выяснить отношение писателя к литературе, узнать то, в чем он видел смысл литературного творчества, что, по его мнению, является основной задачей искусства.

Важнейшей, по мнению писателя, задачей искусства, является запечатление в самых различных формах всех наилучших человеческих качеств, красоты человеческого духа, благородства его души. Литература, музыка, живопись – все это у Горького единый гимн, прославляющий величие человека.

И задачу творчества писатель видел именно в пробуждении в людях гордости за самих себя. Все произведения его проникнуты одним мотивом, они выполняют одну задачу – донести весть о том, что в жизни самым значительным, достойным внимания и восхищения, самым дорогим и святым является лишь человек.

Совет

Этими мыслями проникнут и рассказ «Ма-аленькая». Повествование в нем ведется от лица автора, повстречавшего на своем пути из одного города в другой двух богомольцев, старика и старуху, которые, несмотря на свою немощь, пустились в дальний путь.

Из их сбивчивого, но проникнутого лаской, любовью и сожалением рассказа путник и узнает о главной героине – маленькой барыне, юной городской девушке, сосланной за непонятные провинности в глухую деревню. Сельский урядник определил сию особу на постой к старикам, которые сначала не слишком обрадовались непрошеной гостье.

Но дрожащая от холода девушка вызвала у них жалость, им было непонятно, зачем кому-то понадобилось ссылать это нежное хрупкое создание за тридевять земель, так далеко от родного дома…

Сердобольные старики сразу отправили замерзшую постоялицу на печь, чтобы отогреть ее, накормили. Не ожидавшая в чужом краю, среди незнакомых людей встретить такое участие, девушка разрыдалась. Но, согревшись, чуть обвыкшись в чужих стенах, она «учала вертеть».

Она заботилась обо всем в доме, старалась поспеть везде, чтобы облегчить старикам работу по дому, навести порядок и создать уют. Эта девушка порой была неугомонна, кипела жаждой деятельности, смеялась, восклицала по всякому поводу.

Но порой то ли тоска по дому, по оставленным родным и близким, то ли какое иное горе сдавливало ей сердце, и она безутешно рыдала, не в силах утихнуть.

Вся деревня, да и многие из окрестных сел и деревень знали и любили девушку. «Грамотейка» все знала, все понимала, ходила на крестьянские сходы, поражая обывателей своим умом.

И, как ни странно, но эта начитанная, городская особа, у которой, казалось, не могло быть ничего общего с невежественными крестьянами, скоро нашла с ними общий язык и стала всем как родная.

И дело было не просто в ее образованности, а в «андельской душе».

Обратите внимание

Эта «ма-аинькая» девушка стала членом семьи стариков, у которых один сын был отдан в солдаты, а другой работал на золотых приисках. Но и девушке не суждено было долго находиться вместе со стариками, она вскоре скончалась от лихорадки, вновь оставив седых супругов в одиночестве.

Вся деревня собралась хоронить девушку, которая за два года успела стать для всех обитателей деревни родным человеком. И вскоре после этого старик со старухой приняли решение – отправиться в странствие, за многие тысячи верст молиться за умершую девушку. Они хотели выразить свою безграничную благодарность девушке, принесшей свет и тепло в их дом.

И в этом поступке стариков, пожертвовавших устоявшимся жизненным укладом ради того, чтобы воздать добром за добро девушке, озарившей светом их сердца, заключен глубокий смысл и ярко выражена позиция автора.

Ничего не может быть прекраснее человека благородного и искреннего. И писатель считает, что за все добрые дела, совершенные им при жизни, человек получит свою награду.

Людское сердце имеет чудесное свойство – помнить совершенное по отношению к нему добро, чувствовать любовь, проявленную по отношению к нему.

И сердце не остается безучастным к этому призыву извне, проникаясь светлым чувством и побуждая к ответному дару любви. И в этом свете, пламени благородного сердца заключается, по мнению Горького, истинный смысл человеческой жизни.



Источник: https://scribble.su/work/400/243.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector