Характеристика и образ алексея каренина в романе анна каренина толстого

Алексей Каренин в романе «Анна Каренина». Образ Алексея Каренина

Каренин Алексей Александрович — один из центральных персонажей романа, муж Анны Карениной.

Сначала он предстает как высокопоставленный, холодный и добродетельный петербургский чиновник, затем как несчастный, обманутый муж, позже — как сострадательный и правдивый христианин, наконец, как переставший, под давлением светского мнения, быть честным с самим собой человек, пытающийся выглядеть праведником и находящийся под влиянием гипнотизера. Его прототипом послужил С. М. Сухотин (1818—1886).

Сирота, Алексей Каренин был воспитан дядей — важным чиновником. Получив блестящее образование и поступив на службу, он целиком посвятил себя ей.

Обратите внимание

Когда он занимал губернаторский пост, тетка Анны Облонская познакомила его со своей юной племянницей и некоторое время спустя вынудила его сделать предложение. Как и к своей служебной карьере, Алексей Каренин отнесся к браку добросовестно.

В первый год семейной жизни у них родился сын Сережа. Герой добился высокого поста в правительстве, безусловного уважения в обществе своими трудолюбием, бесстрастием, справедливостью.

Но Алексей Каренин стесняется и чуждается «слишком человеческих» проявлений души, выводящих его из внутреннего равновесия. В своих отношениях с женой и сыном он старается заглушить всякий элемент чувствительности. Этого он достигает иронически отстраненной манерой общения.

Алексей Александрович не замечает, как его сухость, удовлетворенность собой, ирония раздражают и мучают жену, заставляют и сына учиться притворству. Он не замечает, что Анна утрачивает уважение к нему, как пытается найти оправдание семейной жизни в любви к сыну, как делается все более далека от него.

Алексей Каренин не придает значения знакомству на вокзале с сопровождающим его жену из Москвы Вронским, а когда на одном из приемов у Бетси Тверской видит свою жену и Вронского, ведущих себя так оживленно и неприлично, что на них обращают внимание, он ужасается никогда не посещавшей его мысли об измене и, стыдясь незнакомого ему до сих пор чувства ревности, по приезде домой пытается объясниться с Анной; напоминает о ее долге супруги и матери, но наталкивается на непроницаемое «веселое недоумение» Анны, отрицающей свою вину.

На Красносельских скачках Алексей Каренин наблюдает отчаяние Анны при виде падения Вронского с лошади. Он увозит жену почти против ее воли и в карете делает еще одну попытку объясниться. Теперь он не сомневается в измене Анны, но страшится думать о ней.

Он заговаривает с женой уже не о долге, а только о соблюдении внешних приличий. Он согласен и на «веселое недоумение» с ее стороны, лишь бы она не подтвердила известной ему страшной правды. Но Алексей Александрович обманывается в ожидании: Анна со слезами стыда и ненависти сознается во всем.

Оставив жену на даче, Каренин уезжает в Петербург, чтобы принять решение.

Он отклоняет для себя возможность дуэли с Вронским из страха и убеждения в бессмысленности такого шага, из желания быть честным перед самим собой, так как друзья и сослуживцы конечно же не допустили бы его, незаменимого на своем посту государственного мужа, до поединка, и, следовательно, вызов с его стороны выглядел бы красивой и безопасной позой.

Важно

Он отклоняет также возможность расторжения брака с Анной потому, что разводный процесс потребовал бы применения «грубых доказательств» ее неверности, а от вызванного скандала он сам пострадал бы значительно больше в мнении света, чем жена. Единственный выход он видит в том, чтобы удержать Анну при себе, вынудить ее прекратить связь с Вронским, скрыть ее от света.

Еще одно соображение, приходящее Каренину на ум, связано с требованиями религии: отторгая от себя преступную жену, он не дает ей возможности исправиться, губит ее душу. Как строгий христианин, Алексей Каренин не может этого допустить.

Хотя он и понимает, что это ложь (ведь Анна не захотела бы исправляться), но для обоснования внутреннего покоя религиозный довод приходится очень кстати.

Подыскав, таким образом, в своем «перечне» поступков и слов все необходимое и уместное, успокоившись и обретя привычное свое лицо, герой отправляет жене письмо, в котором сообщает о своем решении и по-прежнему настаивает на соблюдении ею внешних приличий, предупреждая, в противном случае, о своем намерении развестись и разлучить ее с сыном.

Между супругами устанавливается хрупкое перемирие. Алексей Александрович надеется на окончание связи жены, но не верит в него. Анна продолжает встречаться с Вронским вне дома. Однажды Каренин, отправляясь в театр, сталкивается в дверях с виновником позора своей семьи.

Решив покарать жену и изъяв у Анны письма любовника — доказательства для суда, он объявляет ей о своем решении. Он вполне подготовился к последнему объяснению, но во время разговора демонстративное бесстрастие изменяет ему. Каренин, говоря о себе, от волнения запинается и не может выговорить слово «перестрадал». У него выходит «пелестрадал».

Эта оговорка является не столько знаком расстройства внутреннего мира, сколько парадоксальным свидетельством сознательно и успешно подавлявшейся Алексеем собственной человечности и доброты. Она очеловечивает Каренина в глазах жены, а также читателя. Анна сообщает мужу, что скоро родит.

Вне себя он уезжает из дому и на следующий день отправляется к лучшему петербургскому адвокату, поручая ему ведение дела о расторжении брака.

Оказавшись в Москве по служебным делам, он получает телеграмму— краткую просьбу Анны приехать и простить ее перед смертью. Раздосадованный карьерной неудачей, герой едет в Петербург, надеясь на смерть жены, которая лучше, чем развод, разрешила бы мучительную ситуацию, в которой он находится.

Но когда он оказывается у постели находящейся в бреду и умоляющей о прощении, умирающей жены, в его душе происходит переворот: то, что ощущалось им раньше «душевным расстройством» при виде чужих слез, теперь ощущается как счастье прощения врага.

Каренин прощает Анну и Вронского, отказывается от мести, решает прекратить дело о разводе и в случае выздоровления жены не покидать ее.

Совет

У постели умирающей Анны Алексей Каренин впервые узнает свою душу, узнает, что самое существенное заключено не в «готовых» словах и поступках «по правилам», а в чувстве «умиленного сострадания, которое в нем вызывали страдания других людей и которого он прежде стыдился как вредной слабости». Он жалеет раскаявшуюся жену, пытавшегося покончить с собой Вронского, заброшенного сына и новорожденную девочку.

Но выздоравливающая Анна начинает тяготиться им. Из разговоров с Бетси Тверской и Стивой Облонским Каренин понимает, что от него добиваются, чтобы он оставил жену в покое.

Измучившись и потерявшись, он соглашается на развод и опамятуется только тогда, когда после свидания с Вронским Анна уезжает с ним и дочерью в Италию, отказавшись от развода, не желая принимать со стороны мужа еще одной жертвы. Оставшись наедине со своим горем, Каренин совершенно падает духом.

Он ощущает по отношению к себе всеобщую ненависть за то, «что он постыдно и отвратительно несчастлив». Самым близким ему человеком в этот мучительный период становится графиня Лидия Ивановна, его покровительница, сторонница и пропагандистка модифицированного внеконфессионального христианства, опекающая великосветский петербургский салон медиума Ландау.

Ее мистическая экзальтированная настроенность, к которой ранее Каренин относился сдержанно и даже враждебно, теперь находит у него живой отклик, чувство солидарности. Он благодарен графине за слова утешения и сочувствия, за предложенную помощь в устройстве дома и воспитании сына Сережи.

Постепенно он отдается ее влиянию, посещает кружок медиума, начинает упиваться своей добродетельностью, полнотой своей веры, высотой своего благочестия.

Толстой показывает, как неодолимая потребность занять позицию благочестивого превосходства по отношению к презирающему его свету отодвигает на второй план желание быть честным с самим собой. Тем более что карьера его завершается.

Он сохраняет высокий пост и положение, но в глазах всех является «человеком, который весь вышел и от которого ничего более не ждут». По наущению графини Сереже внушают, что его мать умерла, по ее настоянию Каренин отказывает Анне в свидании с сыном, когда она приезжает в Петербург из Италии.

Обратите внимание

Загипнотизированный медиумом Ландау, Алексей Александрович не дает согласия на развод хлопочущему по делам сестры Стиве Облонскому, а после самоубийства Анны великодушно берет на себя воспитание ее дочери.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/aleksej_karenin_v_romane_anna_karenina_obraz_alekseja_karenina/64-1-0-1555

Характеристика героя Каренин, Анна Каренина, Толстой. Образ персонажа Каренин

Каренин

Алексей Александрович Каренин – один из центральных персонажей романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», муж главной героини, высокопоставленный государственный деятель. Каренин весьма влиятелен в светском обществе. Его уважают за честность, порядочность и рассудительность.

Основные черты его характера – целеустремленность, трудолюбие, преобладание воли, упорядоченность в делах и чувствах. Его дни расписаны поминутно на неделю вперед. Работа занимает все его мысли и время. По отношению к жене и сыну он порой проявляет нарочитую пренебрежительность, за которой скрывает свои истинные чувства.

На самом деле, он искренне любит свою семью и дорожит ею.

Все меняется, когда Каренин узнает о романе своей супруги Анны с Вронским. В этой ситуации проявляется его слабость – неумение проявлять чувства. Он слишком подвержен общепринятым нормам и привык жить «по расписанию».

Он даже не борется за свою любовь, а просто пытается найти этой проблеме разумное решение. Вместо того чтобы удвоить свою любовь и нежность, проявить всю силу своего чувства к жене, он замыкается в себе и уходит с головой в работу.

Будучи растерянным и не зная как поступить, Каренин решает оставить все как есть и лишь твердит Анне изо дня в день о приличиях.

Чувство прощения и бескорыстная любовь в нем просыпаются лишь, когда Анна находится в тяжелом состоянии после родов. Он понимает, как ей тяжело и искренне сочувствует ей. Он даже готов заботиться о ее дочери от Вронского, забыть обо всем случившемся и простить ее.

Важно

Но этот порыв длится недолго. Когда Анна приходит в себя, она снова уходит от него. Здесь снова проявляется слабость Каренина, который по натуре не борец.

В противовес ему молодой Вронский готов проявлять характер, создавать хоть и «проблемную», но семью, начинать заново карьеру.

И в конце романа выясняется, что Каренин все же слабый человек, скрывающий свою слабость за мундиром чиновника. С исчезновением Анны, его карьера остановилась, во всех домашних делах наступил застой, пока за них не взялась старая графиня Лидия Ивановна.

Более того, Каренин оказывается человеком ведомым. Так, например, по настоянию Лидии Ивановны, он не дает развода жене. Окончательно утратив интерес к карьере, он начинает посещать тайный религиозный кружок.

Несмотря ни на что, после смерти Анны и отъезда Вронского, он берет на себя обязательства по воспитанию их дочери.

см. также:
Характеристики главных героев произведения Анна Каренина, Толстой

Краткое содержание Анна Каренина, Толстой

Сочинения по произведению Анна Каренина, Толстой

Краткая биография Льва Толстого

­

Источник: http://www.sdamna5.ru/karenin

Образ Анны Карениной

Кадр из фильма Анна Каренина

Образ Анны Карениной — самый сложный в романе. Анна необычная, талантливая молодая женщина, полная сил и энергии, рождена для счастья, погибает духовно, столкнувшись с ложью высшего мира, в котором она выросла и получила воспитание.

О ее жизни до встречи с Вронским узнаем уже, когда возник между ними роман. В браке Анна была духовно одинокой, что не сочеталось с ее характером. Поэтому ее любовь к сыну Сереже полна постоянного волнения и трепета. Но это было до встречи.

То, что пережила Анна за неделю в Москве и за одну ночь в поезде, в котором она возвращалась в Петербург, полностью изменило взгляды на жизнь, а значит, и саму ее жизнь. Сцена размышлений главной героини в поезде — настоящее художественное открытие писателя, исследует неисчерпаемую сложность души и неповторимости каждого переживания человека.

Нам надо запомнить образы веселого и страшного забвения героини, потому что они в дальнейшем развитии сюжета наберут символического и трагического содержания. А пока на остановке Анна выходит на платформу станции …

Писатель описывает метель. Это описание природы передает внутреннее состояние героини. В русской литературе метель — особая тема, и крупнейшего художественного значения она набирает в творчестве Александра Пушкина. В его повести «Метель» сильный ветер со снегом меняет судьбы людей.

Страшную, пугающую силу метели отражено художником и в стихотворении «Бесы», а в повести «Капитанская дочка» герой, символизирующий стихийную силу народного бунта, Пугачев, появляется прямо из метели.

В романе Толстого разговор Анны с Вронским происходит на станции, когда «страшная буря рвалась и свистела между колесами вагонов ».

Этот прозаический отрывок воспринимается как поэзия, которая создает образы-символы, связанные с глубинными и впечатляющими переживаниями героев: метель, холод, ветер, снег, скрежет металла, рев паровоза создают единую картину страсти сильнее мысли. Именно они (и только они!) Способны передать силу важнейших чувств как Анны, так и Вронского. Без этих символических образов мы не поймем и трагедии, на которую обречены герои.

Любовь к Вронскому Анна осознает как катастрофу всей предыдущей жизни, но ничего противопоставить своему «Преступлению» не может. И жизнь героини теряет целостность: все в ней начинает раздваиваться.

А еще Анна столкнулась с тем, что в высшем свете поддерживают тайную измену, но не поддерживают искреннее, открытой любви. Алексей Александрович решил поговорить с женой и предостеречь ее от ошибки. Он надеялся на откровенность такой искренней Анны.

Совет

Понимая, о чем будет разговор, женщина отвечает так, будто ничего не случилось, ей самой удивительно, как легко она может врать: «чувствовала себя одетой в непроницаемую броню лжи».

Для постороннего человека поведение Анны показалась бы естественным, но не для Алексея Александровича, который знал ее, знал, что, когда он ложился спать на пять минут позже, она это замечала и спрашивала о причине, для него, знавшего, что о всякой радости, горе она сразу же говорила ему, — для него теперь видеть, что она не хотела замечать его состояния, не хотела и слова сказать о себе, означало многое.

Так Анна полностью отворачивается от человека, который был самым близким для нее в течение девяти лет.

Анна не захочет поверить в страдания мужа; зная свою вину перед ним, она не себя, а его обвинят в бесчувственности и лицемерии.

Внутренние отношения супругов полностью меняются, а это значит, что жизнь потеряло целостность. Как покажет сюжет романа, неполноценные отношения приводят к катастрофическим последствиям.

Толстой считал, что люди делают «вечную ошибку», представляя себе счастье «осуществлением желания», и поэтому его удивляло, что в большинство романов заканчивается свадьбой героев, а главное — дальнейшая их жизнь — остается в воображении читателей.

Читайте также:  Анализ оды пушкина вольность сочинение

Но истинная сущность вещей, смысл человеческих поступков раскрываются на протяжении всей жизни, и получается, что понимание счастья и самой жизни — это большая разница. Жизнь Анны после того, как осуществилась ее «волшебная мечта быть счастливой», становится тяжелой брешью.

Она видит страшный сон, который имеет драматические последствия сверхъестественных попыток «соединить в одно любовника и отца своего ребенка … «

С этого ужасного состояния надо как-то выходить, Анна инстинктивно тянется к знакомым. Все ее знакомые — это люди высшего общества, и Толстой ненавязчиво показывает, существующую разница между Анной и ее приятельницами. Ближайшая знакомая Анны — Бетси Тверская, княгиня, двоюродная сестра Вронского.

Обратите внимание

У нее собираются самые модные женщины со своими кавалерами. Все знают о любовных связях Бетси Тверской, Сафо Штольц, Лизы Меркаловой и других, но их поведение, основана на лицемерии, которое давно стало правилом хорошего тона, не затрагивает лживых основ этого общества.

Анна не понимает то, что так мучает ее, совсем обходит стороной других женщин высшего общества. Бетси говорит Анне:

Видите, на одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее муку, и смотреть просто и даже весело. Возможно, вы склонны смотреть на вещи слишком трагически.

Это — своеобразная мораль, которая оправдывает жизненное поведение человека винного мира и основывается на принципе самоутверждения, когда точкой отсчета в жизни человека является «я сам, отдельный».

Такая точка зрения отталкивается от понимания своего «я» не только как отдельного от всего остального в мире, но и как самого главного: все будет хорошо, когда ты поймешь, что ничего важнее в мире нет, кроме тебя самого, только надо не забывать о обычаях и правилах, которыми руководствуется цивилизованная часть общества.

Эту точку зрения высказывает и Степан Аркадьевич Оболонский: «в этом же и цель образования: из всего делать наслаждение». Такой тотальный эгоизм и эгоцентризм в изысканной и роскошной оболочке.

Однако Анна другая, она искренняя и откровенная, глубокая и правильная, и когда происходит ее «падения», то единственный выход, который она находит — это смерть.

Положение героини не просто драматическое, оно трагическое, и полностью этот трагизм выступает, когда Анна хочет вернуть сына.

Она не может сказать Вронскому, что страдает без ребенка, потому что он не поймет всей глубины ее несчастья, которое является платой за их любовь.

Тайно от графа (он так и не узнает о драматическом свидание матери и сына) Анна в день рождения Сереже приходит в дом, который был ее в течение девяти лет.

— одна из самых волнующих в романе. Каренина приезжает в восемь часов утра, когда сын только проснулся.

Важно

Она застает сонного мальчика, жадно осматривает его и видит, как он изменился; у нее нет слов, чтобы сказать о своей любви к нему и о своем несчастье, но Сережа понял все, что она хотела сказать ему. Он понял, что она была несчастна и любила его. Он понял …

что матери с отцом нельзя встречаться. Но вот он не мог понять: почему на ее лице появился испуг и стыд … Она не виновата, а боится его и чего стесняется … Он видел, что она страдает, и ему было жалко ее. 

Когда мальчик, прижавшись к матери, шепотом попросил: «Не уходи, он не скоро придет», — Анна чувствует боль, потому что у нее нет ни прав, ни возможности быть с сыном … Вернувшись в отель, она понимает, «кто был причиной настоящего горя».

Еще на первом свидании Анна сказала Вронскому, что кроме него у нее больше никого нет. После свидания с сыном она чувствует этот факт с новой силой, теперь единственное оправдание ее жизни заключается в любви.

Потому что Анна — человек, которому нужно не просто жизнь, а жизнь со смыслом, потому что жизнь без смысла теряет свою силу и превращается в абсурдность и зло. Поэтому любовь к Вронскому становится единственным смыслом ее жизни.

Но что собой представляет это любовь?

«Анна Каренина» — это роман о любви, и поэтому в произведении она играет концептуальную роль.

В XI главе первой части, передовая разговор Левина с Облонским, Толстой вспоминает древнегреческого философа Платона, который в трактате «Пир» определяет, что настоящая любовь — это путь человека к Истине, Красоте и Бессмертие. Он назвал такую любовь Афродитой Ураниею, т.е.

Небесной, и только она открывает связь между человеком и всем миром. Этой Афродите противопоставляется Афродита Пандемос (Всенародная) — чувственная, сексуальная страсть, отделяет человека от мира и сосредоточивает ее на себе.

Современник Толстого, русский философ Владимир Соловьев считал, что целью любого существования абсолютная полнота бытия, и эта идея присутствует в сознании каждого человека. Абсолютной полноты бытия можно достичь только в любви ко всему миру, Бога.

Совет

Такие идеи были близкие Толстому, ведь еще в «Войне и мире» он показал, что смысл жизни заключается в гармоничной целостности и в связи человека со всем миром, в период работы над «Анной Карениной» писателю приходится снова искать ответ на вопрос: что отделяет людей друг от друга и от всего мира.

Жизнь Вронского проходит почти так же, как и до встречи с Карениной. Светское общество не отказывается от него. Что же касается Анны, то здесь действуют другие законы, которые понял по себе Алексей Александрович Каренин после того, как его оставила жена.

Он почувствовал презрение людей не потому, что «был плохой», а потому, что «он позорно и отвратительно несчастлив». Анна была одной из тех, кто ненавидел его. Теперь высший свет отречется и от Анны и презирать ее за то, что она осмелилась быть счастливой.

Отношение светского общества к героине ярче видно, когда она едет в театр послушать знаменитую итальянскую певицу Патти. Каренина, понимая, как ее встретит высший мир, будто бросает ему вызов. Вронского поведение Анны вызывает раздражение.

Выход Анны в мир заканчивается скандалом, унизительным для нее, но она «собрала свои последние силы, чтобы выдержать взятую на себя роль ». Роль внешнего покоя вполне прибегала ей, но Толстой говорит: 

Кто не знал ее и ее круга, не слышал всех высказываний сочувствия, негодования и удивления женщин, она позволила себе появиться в мире и показаться так заметно в своем кружевном наряде и со своей красотой, те любовались спокойствием и красотой этой женщины и не догадывались, что она переживала то же, что человек, выставленный у позорного столба.

Любовь Анны и Вронского — это именно связь, а не единение, но эта связь настолько сложная и сильная, что приводит к трагедии.

После последней ссоры с Вронским Анна едет по улицам Москвы и думает о своей жизни.

Этот момент в романе является еще одним художественным открытием Толстого и вестником психологических поисков художников XX века таких, как Джеймс Джойс или Марсель Пруст. Героиня обращает внимание на все, что встречается ей по дороге.

Обратите внимание

Впечатления от увиденного перетекают в ее мысли. Впервые в литературе «поток жизни» переходит в «поток сознания», а Анна впервые сопоставляет свою жизнь с жизнью других, и делает выводы.

— которые так ее захватили, является художественным отражением мыслей немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра.

В своей философской работе «Мир как воля и представление» мыслитель доказывает, как сути любой жизни есть воля, иррациональная сила, неудовлетворенность, что толкает природные силы (растительные, животные, человеческие) на непрерывную борьбу за право доминировать друг над другом.

Эта изнурительная борьба, учит человека подчинять природу и себе подобных, порождая жестокие формы эгоизма. Поэтому человек является самой совершенной «объективацией» воли к жизни, существом желаний. Покинутая всеми, одинокая и неуверенная ни в чем, она погружается в стихию тревоги и угроз, которые растут.

Поэтому жизнь — непрерывная борьба за существование, в котором есть только одна безысходность: сокрушительное поражение в финале — смерть. Трагическим является не только существования человека, но и вся история человечества, которую можно рассказать только как историю войн и мятежей.

Открытие Анной мира Толстой называет «пронзительным светом», который «открывало ей теперь смысл жизни и человеческих отношений». Она чувствует, что ее любовь становится «все горячее», а Вронский «все хочет отойти от меня». И снова, рассматривая улицу большого города, женщина осознала все, до конца:

Этих улиц я совсем не знаю. Горы какие-то, и все дома, дома … И в домах все люди, люди … Сколько их, края нет, и все ненавидят друг друга.

Эти выводы о лжи и зло окружающего мира будто успокаивают героиню. Анна понимает, что ее судьба отражает общее состояние трагедии человеческой жизни.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/01/obraz-anny-kareninoy.html

Образ Алексея Александровича Каренина (в сравнении с Вронским)

В романе Льва Толстого «Анна Каренина» образ мужа Анны, Алексея Александровича, занимает одно из центральных мест. Это чиновник высшего света, петербургский государственный деятель. Он живет по строгому графику, все время занят делами.

Человек он, несомненно, трудолюбивый. Многие верят, что он человек выдающийся, и его ждут еще более блестящие должности и большие свершения. В начале романа верит в это и сама Анна, всячески поддерживая мужа, создавая ему идеальные условия дома.

Слабость Алексея Каренина обнаруживается, когда у жены начинается роман с Вронским. Слабость эта в том, что Каренин не умеет выражать свое собственное мнение, личные чувства. Он так привык жить «по протоколу», «по этикету», по правилам, что беспомощен в ситуациях, где эти правила нарушаются.

Важно

Каренин всегда хорошо относился к жене, был нежен с ней и, конечно, любил, хотя не привык говорить об этом. Но теперь, когда ему нужно удвоить свою любовь, нежность, понимание, проявить силу чувства, Алексей Каренин растерялся. Он замкнулся в себе, обиделся и твердит Анне о приличиях.

Какой контраст он составляет с Вронским: страстным, любящим, настойчивым, отчаянно целеустремленным! Вронский, неопытный мальчишка, борется за свою любовь, за право быть с любимой женщиной.

Он восхищается Анной, твердит ей о своих чувствах, сочувствует ее положению. Каренин же погружен в обиды, ушел с головой в работу, жестко обращается с Анной.

Он будто ждет, что ситуация разрешится сама собой, а она тем временем усугубляется.

Единственный раз в Алексее Каренином просыпается большое чувство – прощение, бескорыстная любовь, смирение – когда Анна рожает дочь от Вронского. Он великодушен, готов заботиться о ребенке, простить Вронского и Анну, забыть о своих интересах и положении в свете. Но этот порыв недолог, да и Анна его не поддерживает.

Слабость Каренина – это слабость его характера. Этот государственный деятель – не борец по натуре, он слишком подвержен чужому влиянию, общепринятым нормам.

Каренин не умеет действовать иначе, чем привык, и в этом его беда.

В противоположность ему мальчишка-офицер Вронский по ходу романа учится проявлять характер, создавая и обустраивая свою проблемную семью, заново начиная карьеру, что ему с успехом удается.

Ближе к концу романа Алексей Каренин представляется слабым человеком, каким и был всегда под «застегнутым на все пуговицы» мундиром высокопоставленного чиновника. Карьера его остановилась, когда исчезли поддержка Анны и прочный семейный тыл.

Во всех домашних делах Алексея Александровича «прибрала к рукам» старая графиня Лидия Ивановна. Она во всем влияет на него, решает за него насущные вопросы. Для сравнения – попытка Анны во всем контролировать поведение Вронского встречает немалый отпор.

Из-за влияния Лидии Ивановны Каренин не дает Анне развода, даже на просьбу Анны повидаться с сыном Сережей ответ пишет Лидия Ивановна.

Характеристика Левина из романа «Анна Каренина»

Стива Облонский, характеристика

Цитатная характеристика А. Вронского из романа «Анна Каренина»

Цитатная характеристика К.Левина из романа «Анна Каренина»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=81

Визуальность в романе Толстого «Анна Каренина»

3)     Глаза как отражение внутреннего состояния героя

Уже в  первой главе мы встречаем описание глаз одного из персонажей: это глаза Стивы. 

  «На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич  Облонский  —  Стива,

как его звали в свете, — в обычный час, то есть  в  восемь  часов  утра,

проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на  сафьянном  диване..

Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы  желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и  прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.

  «Да, да, как это было? — думал он, вспоминая сон. — Да, как это  было?

Да! Алабин давал обед в Дармштадте; нет, не в Дармштадте, а что-то  американское. Да, но там Дармштадт был в Америке. Да, Алабин давал обед  на стеклянных столах, да, — и столы пели:  Il  mio  tesoro,  и  не  Il  mio

Совет

tesoro, а что-то лучше, и какие-то маленькие графинчики, и они же женщины», — вспоминал он.

Описание персонажа связано с  моментом пробуждения героя: переход из состояния внутреннего видения (сон) к внешнему (зрительное восприятие мира) связан с мотивом воспоминания (вспоминая сон), и далее отражено во внешних характеристиках персонажа:  «Глаза Степана Аркадьича весело заблестели, и он  задумался,  улыбаясь». Блеск глаз и улыбка Стивы демонстрируют хорошее расположение духа и полное душевное равновесие.

«Да, хорошо было, очень хорошо. Много еще там было отличного, да не скажешь словами и мыслями даже наяву не выразишь».

Изменение состояния героя связано с семантикой видения и света: «И, заметив полосу света, пробившуюся сбоку одной из суконных штор, он весело скинул ноги с  дивана, отыскал ими шитые женой (подарок ко дню рождения  в  прошлом  году), обделанные в золотистый сафьян туфли и по старой, девятилетней привычке, не вставая, потянулся рукой к тому месту, где в спальне у него висел халат. И тут он вспомнил вдруг, как и почему он спит не в спальне жены,  а в кабинете; улыбка исчезла с его лица, он сморщил лоб». Шторы и полоска света, пробивающаяся сквозь одну из них, могут быть истолкованы как некая завеса, закрывающая глаза Стива, создающая иллюзию реальности, как в  театре. Свет, проникающий сквозь шторы, разрушает иллюзию, возвращает героя к реальному видению и восприятию мира: Стива вспоминает все произошедшее в доме. Образ глаз как инструмента зрения в этом фрагменте выполняет сразу несколько функций: вводят героя в  текст романа (через семантику пробуждения), задают мотив перехода героя из ирреального (пространство сна)   в реальное пространство. Кроме этого, зрительное восприятие и  непосредственно глаза Стива связываются с иллюзией закрытого глаза (штора) и мотивом прозрения (полоска света). Вспомним,  что глаз связан с солнцем и луной: зрительное восприятие Стива, вероятно, уместнее отождествлять с  солнцем, тогда как визуальное восприятие женских персонажей  — с луной.

Читайте также:  Сочинение почему люди предают мечту?

              Глаза персонажей    как бы преследуют Степана,  их описание дано как результат внешнего или внутреннего восприятия героя: ему кажется, что все смотрят на него   с насмешкой или осуждением: «Есть  что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой. Но какая  гувернантка! (Он живо вспомнил черные плутовские  глаза  m-lle  Roland  и  ее улыбку.) Но ведь пока она была у нас в доме, я не позволял себе ничего… И хуже всего то, что она уже… Надо же это все как нарочно! Ай, ай, ай! Аяяй! Но что же, что же делать?»

       — Дарья Александровна приказали доложить, что они уезжают. Пускай  делают, как им, вам то есть, угодно, — сказал он, смеясь  только  глазами,

и, положив руки в карманы и склонив голову набок, уставился на барина.

Состояние Анны, данное через восприятие Долли, также отражает внутреннее состояние героини: «Но теперь Долли была поражена тою временною красотой, которая только в минуты любви бывает на женщинах и которую она застала теперь на лице Анны.

Все в ее лице: определенность ямочек щек и подбородка, склад губ, улыбка, которая как бы летала вокруг лица, блеск глаз, грация и быстрота движений, полнота звуков голоса, даже манера, с которою она сердито-ласково ответила Весловскому, спрашивавшему у нее позволения сесть на ее коба, чтобы выучить его галопу с правой ноги, — все было особенно привлекательно…».

              Тот же самый блеск при описании глаз мы встретим  при создании портрета Вронского: «Вронский, стоя рядом с Облонским, оглядывал вагоны и выходивших и  совершенно забыл о матери. То, что он сейчас узнал про Кити, возбуждало  и радовало его. Грудь его невольно  выпрямлялась,  и  глаза  блестели.

  Он чувствовал себя победителем». Совокупность признаков определенного внутреннего состояния (чувствовал себя победителем) выражается через внешние проявления – блеск глаз, выпрямившуюся грудь. Состояние героя требует визуальной идентификации, для чего, собственно и используются внешние визуальные характеристики.

4) Глаза как средство создания психологического портрета персонажа.

Деление типов портретов персонажей на статические и психологические, предложенное в работе О.В. Барабаш,  можно считать  весьма условным, так как в статическом портрете практически всегда  встречаются элементы психологизма.

Например, при описании купца Рябинина статичность разрушается целым рядом деталей: «Рябинин был высокий, худощавый человек средних лет, с  усами и бритым выдающимся подбородком и выпуклыми мутными глазами.

Он был одет в длиннополый синий сюртук с пуговицами ниже зада и высоких, сморщенных на щиколотках и прямых на икрах сапогах, сверх которых были надеты большие калоши.

Обратите внимание

Он округло вытер платком свое лицо и, запахнув  сюртук, который   без того держался очень хорошо, с улыбкой приветствовал вошедших, протягивая Степану Аркадьичу руку, как бы желая  поймать что-то». Портрет выполняет несколько функций: знакомит читателя  с новым персонажем, несет в себе элемент  авторской оценки: эпитет «мутные глаза» и движение протянутой руки создают образ человека себе на уме, который не упустит свои возможности.

Психологический портрет создается при помощи совокупности средств, отражающих не только  описание его внешности, но и динамику развития его личности. В этом плане глаза – идеальный образ для передачи эмоционального состояния или психологического  типа персонажа (Левин, Анна).

При создании психологического портрета Л.Н. Толстой часто, по замечанию О.В. Барабаш, использует прием укрупнения детали портрета.

Причем, при создании психологического портрета чаще всего укрупняются глаза и улыбка, при создании статического – деталь костюма, что является своеобразной меткой персонажа и средством обозначения его роли в структуре произведения.

Например, при создании портрета Левина, данного глазами Стивы Облонского, отмечены такие детали как широкоплечесть, наличие курчавой бороды, а через несколько строк появляется «самолюбивая и озлобленная застенчивость» приятеля Степана Аркадьича.

Дав однажды портрет Левина, Толстой больше  к нему не возвращается, но использует прием укрупнения деталей, в  частности, при описании состояния ревности Левина: «…Стоял перед ней с  страшно блестевшими из-под насупленных бровей глазами и прижимал к  груди сильные руки, как будто напрягая все силы, чтобы удержать себя…».

Психологизм портрета Алексея Александровича Каренина достигается опять же за счет укрупнения деталей, в  частности, глаз персонажа: «усталые мутные глаза». Мутные глаза сближают психологические характеристики  Каренина с характеристиками купца Рябинина: те же мутные глаза, та же закрытость и непроницаемость для внешнего мира.

Психологическое состояние Долли, глубоко и сильно страдающей от измены мужа, также передано через описание ее глаз: «Она опустила глаза и слушала, ожидая, что он скажет, как будто  умоляя его о том, чтобы он как-нибудь разуверил ее.

Важно

Она хотела уйти, но пошатнулась и взялась за спинку стула,  чтоб  опереться». Желание разувериться в  измене мужа выражено через описание опущенных глаз: глядя в глаза Стиве, Долли непременно  поймет, что он лжет, опуская глаза, она дает ему возможность оправдаться.

С другой стороны, опущенные глаза и отсутствие возможности видеть собеседника создает образ покорной и даже обреченной Долли, каковой она и является   в этот момент. Ее нравственные страдания, ее разочарования в   любви делают из нее жертву, опустившую взор.

Неумение встречаться с преградами и «глядеть им в  глаза» — еще одна черта ее характера; Долли связано с  семьей слишком сильно, чтобы быть независимой. Опущенные глаза и мольба во всем ее виде – один из способов невербальной демонстрации своего состояния.

Заметим, что состояние Долли передается Стиве: особенно болезненны для него слова  о детях; его внешний облик меняется, отражая  внутреннее состояние:    «… лицо его расширилось, губы распухли, глаза налились слезами».

Для образа Стивы блестящие глаза – характерное явление, а  вот налившиеся слезами  — не типичны. Сравните с  другим эпизодом описания глаз Стивы: «…глаза Степана Аркадьича блестели больше обыкновенного», — связанным с ситуацией общения Стивы с Левиным.

              Внутреннее состояние Левина, вызванное его отношениями с Кити, передано через мигающие глаза и нервное перемещение персонажа в пространстве, дополняющее внутренние характеристики образа: «Но Левин не мог сидеть.

Он прошелся два раза своими твердыми шагами по клеточке-комнате, помигал глазами, чтобы не видно  было  слез,  и  тогда только сел опять за стол».

Совет

Визуальный образ Левина становится более ярким именно за счет описания сдерживаемых слез: образ Левина в большей степени создан как совокупность   внутренних, глубоко личных многозначных переживаний, тогда как переживания Стивы практически всегда однозначны и описаны одним ярким пятном, одной деталью внешности.

5) Глаза персонажа как результат его восприятия другим персонажем или автором, что позволяет создать целостный и  глубокий образ.

Толстой часто совмещает два плана восприятия – персонажа и автора. Так, например, при описании светской знаменитости Сафо Штольц совмещены два плана восприятия: «Сафо Штольц была блондинка с черными глазами. Она вошла маленькими, бойкими, на крутых каблучках туфель, шажками и крепко, по-мужски пожала дамам руки.

Анна ни разу не встречала еще этой новой знаменитости и была поражена и ее красотою, и крайностью, до которой был доведен ее туалет, и смелостью ее манер…» Совмещение плана восприятия Анны (первый абзац) и авторского восприятия, содержащего описание реакции самой Анны  на Сафо, позволяют создать глубокий образ персонажа, противоречивый, состоящий из противоположностей. Так, черные глаза и светлые волосы, отмеченные Анной, задают контрастность образа. Черные глаза содержат минимум света, что создает некую таинственность, закрытость образа от внешнего проникновения в его сущность.  Открытость наряда  и внутренняя закрытость персонажа образуют антиномию «внешнее – внутреннее», значимую для общей концепции романа Толстого.

Внешность Анны в  романе, ее портрет впервые передан через восприятие Вронского: «Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то.

В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшей ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в  блеске взгляда, то в  улыбке.

Она потушила умышленно свет в  глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке». Толстой мастерски использует возможности психологического портрета, выделяя и укрупняя одну деталь – оживление, порхающее между глазами и улыбкой.

Это оживление появляется на лице Анны только при общении с  Вронским, при встрече с  мужем оно исчезает: «…на лице ее не только не было того оживления, которое в  бытность ее  в  Москве так и брызгало из ее глаз и улыбки: напротив, теперь огонь казался потушенным в ней или  где-то далеко припрятанным» [Толстой, 1985, 79].

Восприятие Кити Левиным также дается через описание ее глаз: «…это было выражение ее  глаз,  кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее  улыбка,  всегда  переносившая Левина в волшебный мир, где он чувствовал себя умиленным  и  смягченным, каким он мог запомнить себя в редкие дни своего раннего детства»; «Когда Левин опять подбежал к Кити, лицо ее уже было не  строго,  глаза смотрели так же правдиво и ласково, но Левину показалось, что  в  ласковости ее был особенный, умышленно спокойный тон. И  ему  стало  грустно». Изменение состояния глаз Кити свидетельствует об изменении ее отношения к  Левину, о динамике ее эмоционального состояния, которое Левин чувствует лучше всех других. Особенно ярко это видно при описании появления Вронского: «Это должен быть Вронский», — подумал Левин и, чтоб убедиться в  этом, взглянул на Кити. Она уже успела взглянуть на Вронского и оглянулась  на Левина. И по одному этому взгляду невольно просиявших глаз ее Левин  понял, что она любила этого человека, понял так же верно, как если  б  она сказала ему это словами».  Вербальное восприятие заменяется визуальным, Левин настолько тонко чувствует Кити, что именно ему, а не другому персонажу и не самому автору поручается описание динамики ее состояния. Более того, восприятие Левина – проекция внешнего на внутреннее: именно по внешним характеристикам Кити Левин составляет мнение о ее внутреннем состоянии.

Обратите внимание

Интересно и восприятие Вронского Левиным: Левин не смотрит на Вронского через призму  ревности или неприязни, он вполне объективно характеризует  внешность  этого героя и его глаза: «Но ему нетрудно было отыскать хорошее и привлекательное во Вронском. Оно сразу бросилось ему в глаза.

  Вронский  был невысокий, плотно сложенный брюнет, с  добродушно-красивым,  чрезвычайно спокойным и твердым лицом. В его лице и фигуре, от коротко  обстриженных черных волос и свежевыбритого подбородка до широкого с  иголочки  нового мундира, все было просто и вместе изящно.  Дав  дорогу  входившей  даме, Вронский подошел к княгине и потом к Кити.

  В то время как он подходил к ней, красивые глаза  его  особенно  нежно заблестели, и с чуть заметною счастливою и скромно-торжествующею улыбкой (так показалось Левину), почтительно и осторожно наклонясь над  нею,  он протянул ей свою небольшую, но широкую руку».

Бросающаяся в  глаза привлекательность Вронского контрастирует с  внутренней красотой Левина, но не мешают Левину давать объективные характеристики «укрупненным» деталям  портрета.

              6) Глаза как субъект действия (в составе синекдохи) при создании скрытого портрета

Использование «сужающейся» [Бореев, 2003, 407] синекдохи при описании персонажа заключается  в использовании в  качестве субъекта действия слов, традиционно обозначающих «органы духовных чувств» [Арутюнова, 1976, 96]: глаза, грудь, лицо, душа, сердце.

В частности, описание глаз героя позволяет подчеркнуть общий «тон» его чувств, рассматриваемый в световом ракурсе, с  помощью синонимических глаголов «засветиться», «заблестеть», «зажечься»: «…и глаза его (Степана Аркадьича) заблестели слезами»; «Степан Аркадьич, знавший уже давно, что Левин был влюблен в его свояченицу Кити, чуть заметно улыбнулся, и глаза его весело заблестели»; «Опять ненавистью зажглись ее (Долли) глаза»; «…и глаза его засветились радостью (о Левине)» и т.д.

Источник: http://stud24.ru/literature/vizualnost-v-romane-tolstogo-anna/366191-1149407-page6.html

Л.Н. Толстой. Роман Анна Каренина

РЕФЕРАТ

На тему: Л.Н. Толстой.

Роман «Анна Каренина»

ученицы
10-В класса средней школы №9

г.Черкассы

Терентьевой Светланы

1999г.

После окончания «Войны и Мира» Л.Н. Толстой продолжает интересоваться историей декабристов, затем, увлекаясь событиями начала XVlll века, думает писать исторический роман об эпохе Петра 1. И вот во время обдумывания различных творческих планов возникает перед взором писателя образ его будущей героини.

«Это было так же, как теперь, — передает рассказ Л.Н.
Толстого мемуарист Истомин, — после обеда я лежал один на этом диване и курил. Задумался ли я очень или боролся с дремотой, не знаю, но только вдруг передо мною промелькнул обнаженный женский локоть изящной аристократической руки.

Я невольно начал вглядываться в видение. Появилось плечо, шея, и, наконец, целый образ красивой женщины в бальном костюме, как бы просительно вглядывавшейся в меня грустными глазами.

Видение исчезло, но я уже не мог освободиться от его впечатления, оно преследовало меня и дни, и ночи, и, чтобы избавиться от него, я должен искать ему воплощения».

Важно

Писателя увлекла «мысль семейная», и он поведал своей жене, что ему представляется тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. «Он говорил, задача его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой…» — записала в своем дневнике С.А. Толстая.

Читайте также:  Сочинение на тему роль мечты в жизни человека (11 класс егэ)

В 70-е годы Л.Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной.

В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова. Незаконная жена соседнего помещика Бибикова.

Семья Толстых хорошо знала погибшую женщину, и ее трагическая судьба нашла отзвук в романе «Анна Каренина».

Толстой работал над новым романом более четырех лет – с 1873 по
1877год. Выдвинутая поначалу тема семьи оказалась связанной с общественными, социальными, философскими вопросами; произведение разрослось до большого социального романа, в котором отразилась современная писателю жизнь. Менялся план романа, расширялись его сюжет и композиция, менялись герои и их имена.

Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на свою предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к редакции Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее все более привлекательной.

Образы ее мужа и Вронского (в первых вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном направлении, то есть духовный и нравственный уровень их снижался.

Толстой строил роман «Анна Каренина» в двух планах: обличения городской жизни и буржуазной культуры (линия Анны – Каренина – Вронского) и изображения патриархально-усадебной жизни (линия Левина – Кити).

«Мысль семейная»

Совет

В Москве, на вокзале Николаевской железной дороги граф Алексей Кириллович Вронский встречал приезжающую из Петербурга мать. В ожидании поезда он думал о юной Кити Щербацкой, о ее любви к нему, от которой он «сам себя чувствовал лучше, чище».

«Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету.

Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее.… Когда он оглянулся, она тоже повернула голову.

Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то». Это была Анна Аркадьевна Каренина.

Встретившись случайно, Анна и Вронский не могут забыть друг друга.

Анна Каренина – замужняя женщина, мать восьмилетнего сына; она понимает, что Вронский не может и не должен интересовать ее.

Однако на московском балу наблюдавшая за ней Кити видит, что «Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения…» Анна принимает решение покинуть Москву и вернуться домой, в Петербург, чтобы не встречаться с Вронским. Свое решение она выполнила, и на другой день брат провожал ее в Петербург.

Но на остановке в Бологом, выйдя из вагона, Анна встретила Вронского. « -Я не знала, что вы едете. Зачем вы едете? – сказала она… И неудержимая радость и оживление сияли на ее лице.

-Зачем я еду? – повторил он, глядя ей прямо в глаза, — Вы знаете. Я еду для того, чтобы быть там, где вы, — сказал он, — и я не могу иначе.

…Он сказал то самое, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком. Она ничего не отвечала, и на лице ее он видел борьбу». Смятение и тревогу в душе Анны писатель подчеркивает описанием разбушевавшейся природы.

«И в то же время, как бы одолев препятствие, ветер посыпал снег с крыш вагонов. Затрепал каким-то железным оторванным листом, и мрачно заревел густой свисток паровоза.

Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь».

Эта встреча решила судьбу Анны. Как ни старалась она, вернувшись домой, жить по-старому, ей это не удавалось. Любовь к Вронскому заставила ее по-другому взглянуть на свою супружескую жизнь.

«…Я поняла, что не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить»,- думает Анна.

Неумение обманывать, искренность и правдивость вовлекают ее в тяжелый конфликт с Карениным и светской средой.

Судьба Алексея Александровича Каренина – мужа Анны, несомненно, трагична, и многое в ней заставляет жалеть его. Каренин не «злая машина», как в порыве отчаяния называет мужа Анна. Толстой показывает его искренность, человечность в сцене примирения с женой. Даже Вронский признает, что в минуту примирения Каренин был «на недосягаемой высоте».

Правдиво раскрывая всю тяжесть человеческих переживаний Каренина, Толстой вместе с тем глубоко анализирует его отношение к жене и его поведение. Уже не молодым человеком Алексей Алексеевич встретился с Анной Аркадьевной, которая была на 20 лет моложе его. «Он сделал предложение и отдал жене все то чувство, на которое был способен».

Создав ту «обстановку счастья», которая вошла у него в привычку, Каренин вдруг обнаружил, что она «нелогичным» образом поломалась. Толстой сравнивает Каренина с человеком, который спокойно прошел по мосту и вдруг увидел, «что этот мост разобрали и что там пучина».

Обратите внимание

Пучина эта была – сама жизнь, мост – та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович. «Живые, естественные чувства

Каренин проверяет понятиями и нормами, установленными государством и церковью».

Узнав об измене Анны, он после «странного чувства физической жалости к ней», почувствовал, что его занимал теперь вопрос о том, «как наилучшим, наиприличнейшим, удобнейшим для себя и потому справедливейшим образом отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни». Но он, несомненно, эгоист, так его вовсе не интересует, почему Анна изменила, его не волнует, что Анна несчастна с ним, ему необходимо лишь отряхнуться от грязи. Он достойный сын среды, в которой вращается. Однако методичность, осторожность, безжизненная систематичность – черты, характерные для высших кругов бюрократической среды – оказались бессильны в столкновении с жизнью.

Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь. Аристократ и джентльмен, «один из самых лучших образцов золотой молодежи петербургской», он защищает Анну перед светом, принимает на себя самые серьезные обязательства по отношению к любимой женщине.

Решительно и прямо «объявляет он брату, что смотрит на свою связь с Карениной, как на брак…» Во имя любви он жертвует военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам уезжает с Анной за границу. Чем больше Анна узнавала Вронского, «тем больше она любила его»; и за границей она была непростительно счастлива.

Но «Вронский, между тем, несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив… Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска».

Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Открытую связь Анны и Вронского светское общество прощало Вронскому, но не Анне. Все дома прежних знакомых были для нее закрыты.

Вронский же, найдя в себе силы пренебречь предрассудками своей среды, не порывает окончательно с этой средой даже тогда, когда светское общество стало травить любимую им женщину.

Важно

Военно-дворцовая среда, в которой он долгое время вращался, повлияла на него не менее чем служебно-бюрократические сферы на Каренина. И как Каренин не мог и не хотел понять, что делалось в душе Анны, так и Вронский был очень далек от этого.

Любя Анну, он всегда забывал то, «что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней, — ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Мальчик этот чаще всех других был помехой их отношений».

В сцене свидания Анны с сыном Сережей Толстой с непревзойденным мастерством художника-психолога раскрыл всю глубину семейного конфликта. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство – два великих чувства – остаются для нее несоединенными.

С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным – как о безупречной матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «Я все та же.

… Но во мне есть другая, я ее боюсь, – она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся».

Чувства любящей матери к оставленному ребенку, страсть к Вронскому, протест против ложной морали высшего общества и неопределенность положения образуют в судьбе Анны узел противоречий, который она не в силах развязать. Трагически звучат ее слова, обращенные к Долли Облонской: «… я не жена; он любит меня до тех пор, пока любит…» «Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа –

Сережу и Алексея.… Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно.

Все, все равно…» И когда Анна поняла, что ее страстной любви недостаточно для счастья Вронского, и он, для которого она пожертвовала сыном, « все больше и больше хочет уйти от нее», она осознала свое положение как безвыходное, как трагический тупик.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Смысл эпиграфа в том, что судить человека, его жизнь и поступки может бог, но не люди. Не светским ханжам судить Анну. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа.

Совет

Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: «Не нам судить, графиня».

Библейское изречение, взятое для эпиграфа, Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим

«Зло, ложь и обман».

«…все это переворотилось и только укладывается»

Трагический жизненный путь Анны проходит в пореформенную эпоху.
Сложные вопросы о браке, любви и семье Толстой рассматривает в связи с самыми различными сторонами современной ему действительности, когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные.

В романе представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другие чиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, буржуазные дельцы, слуги, деревенские мужики – словом, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права.

В только начинающей укладываться капитализирующейся России проходит жизненный путь и Константина Дмитриевича Левина. Левин – помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Старинный родительский дом «был целый мир для Левина».

С гордостью говорит он об истинном аристократизме своих предков, тяжело ему видеть экономический упадок и разорение родового дворянства, к которому он принадлежит.

Понимая, что наступление на дворянство капиталистических элементов нельзя остановить,

Левин стремится разгадать тайну новых отношений, найти для себя смысл и правду жизни. Как и Анна, Левин борется за свое счастье в жизни.

Обратите внимание

Однако если для Анны Карениной счастье заключается только в любви, а в событиях ее жизни отражена лишь проблема семьи и брака, то жизнь Левина несравненно богаче, интересы его многообразнее и связаны с целым рядом общественно-социальных вопросов.

Его брак с Кити Щербацкой был вполне счастливым. Кити была идеальной женой и матерью. Но, несмотря на это, семейная жизнь не может полностью удовлетворить все духовные запросы Левина, оградить его от тревожных проблем современности.

Устами Левина,

Толстой дает характеристику пореформенной России, глубоко проникая в сущность происходящих в ней перемен: «Но у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть единственный важный вопрос в России».

Левин не может не видеть тяжелого положения крестьянства, его нищеты.

Он обеспокоен тем, каковы будут отношения народа к земле в новых условиях, после отмены крепостного права; пытается найти такое решение земельного вопроса, при котором были бы соблюдены интересы, как помещиков, так и крестьян.

В своих поисках Левин отклоняет все экономические теории, существовавшие в то время на Западе и в России. Ему представляется, что для успешного ведения сельского хозяйства в России необходимо, прежде всего, учитывать характер рабочей силы, т.е.

характер русского крестьянина и особенности его отношения к земле. В своем хозяйстве Левин стремится к таким формам отношений, при которых у крестьян была бы заинтересованность в труде и была бы производительной работа. Образцовым хозяйством ему представился дом богатого мужика, у которого он останавливался на полпути к

Свияжскому. Большая, дружная крестьянская семья и слова старика: «Наше дело мужицкое, мы до всего сами…» – произвели на Левина сильное впечатление.

Главным вопросом, который вызывал в Левине мучительный разлад мыслей и чувств, был вопрос о смысле и правде жизни.

Важно

Перечитав все сочинения философов и не найдя в них удовлетворительного ответа на свой вопрос, Левин обратил внимание на отношение крестьян к жизни и воспринял их понимание смысла жизни: жить для души, бога помнить. В общении с простым народом он проникся «мужицкой правдой жизни», стихийной верой в бога.

События жизни Левина образуют свою сюжетную линию, но в общем смысле и композиции романа жизненный путь Анны и история нравственных исканий Левина связаны между собой и представляют единую картину, раскрывающую кризис в судьбах людей России пореформенного времени.

Дворянство, которое шло на службу буржуазии, вырождалось, что вызывало чувство боли у писателя, отразившиеся, в частности, в обрисовке симпатичных сторон характера Облонского и его жены Долли. Но нет твердой веры писателя в будущее и в деятельности наиболее умного из дворян – Левина.

Эта неуверенность и приближение духовной драмы Толстого отобразились в романе «Анна Каренина».

Источник: http://diplomba.ru/work/98053

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector