Характеристика и образ хлестакова в комедии ревизор гоголя сочинение 8 класс

Школьные сочинения

«Ревизор» Н. В. Гоголя — по-настоящему неповторимая, гениальная пьеса, комизм которой создается не специальными приемами, а положением и характерами действующих лиц, комическим значением глубоко понятого драматургом общественного конфлик-1 та.

Характеры, созданные писателем, очень реалистичны и типичны, они являются живым воплощением своей эпохи. Центральное место в комедии не случайно занимает образ Хлестакова — один из самых ярких типов, созданных Гоголем. В характеристике этого героя наиболее ярко проявилось новаторство писателя.

Обманщики и плуты, лгуны и хвастуны, моты и волокиты осмеивались и другими авторами. Но при этом характеристика типов чаще всего ограничивалась одной какой-нибудь чертой.

Характер же Хлестакова намного более сложен: в нем объединены все перечисленные качества, но они обобщены в более сложном общественном явлении, получившем впоследствии нарицательное название хлестаковщины.

Хлестаков — пустейший дворянчик «без царя в голове», легкомысленный баловень и транжира. У него «легкость необыкновенная в мыслях».

Обратите внимание

Как писал сам Гоголь, «он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам».

Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза и сыграть роль чином выше своего собственного.

По характеристике автора, он «и лгунишка, и подляшка, и трусишка, и щелкопер во всех отношениях».

Лишенный какого-либо понятия о добре и зле, постоянно готовый приспосабливаться и изворачиваться, он может совершить любую подлость, легко переходит от заносчивости к унижению, от фанфаронства к трусости.

Невероятно подверженный чужому влиянию, характер героя постоянно меняется, не представляя собой ничего цельного и постоянного. Да и стремления у него низкие и мелочные: все время просаживает отцовские деньги на кутеж, карты и другие развлечения.

  • «А отчего? — оттого, что делом не занимается: вмести того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет», — говорит о Хлестакове его слуга.

Хвастовство и тщеславие чаще всего являются основой лживости Хлестакова. Он стремится похвастать своим воображаемым положением в обществе. Всем своим поведением герой претендует на «светскую» образованность. Именно — претендует.

А на самом деле говорит и действует он без всякого соображения, не способен ни на минуту остановить на чем-то свое внимание. И в этом вдохновенном вранье дает полную волю своей беспорядочной фантазии, в чем в большей степени проявляется его действительная внутренняя нищета и бедность натуры.

При этом азартный игрок, пошлый волокита и наглый взяточник — он несет в себе задатки всего того, что воспитывало в людях крепостническое общество. Классовая дворянская природа Хлестакова с наибольшей яркостью проявляется в обращении со слугами.

Сам он голодать не может, рассуждает Хлестаков; другое дело мужик — он привык к этому.

С явным превосходством, презрением и грубостью обращается Хлестаков с людьми низшего положения в обществе.

Осипа называет исключительно бранными словами: скотина, дурак, грубое животное; трактирного слугу обзывает дураком, скверным поросенком; людей бедного сословия зовет мошенниками, бездельниками, подлецами.

Подлая, ничтожная натура героя проявляется особенно в тех случаях, где требуется присутствие духа или характер.

  • «Что такое, если разобрать, в самом деле, Хлестаков? — говорит автор. — Молодой человек, чиновник, заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет называет пустыми…»

При этом, чем яснее и очевиднее из слов и поступков Хлестакова проступает его сущность, тем больше чиновники убеждаются в том, что он именно и есть петербургский ревизор.

Тот факт, что он «не платит и не едет», заставляет превратно истолковывать каждый его шаг, каждое слово: значит, крупный чин.

Таким образом, главная мысль, которую писатель воплотил в своем герое: Хлестаков — не просто смешной и глуповатый «елистра-тишка», «фитюлька», которого ошибочно приняли за ревизора, он — порождение всего бюрократического режима, пустоты и упадка крепостнического общества.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-829.htm

Хлестаков в комедии «Ревизор»

Сочинения › Гоголь Н.В. › Ревизор

Готовые Домашние Задания

Иван Александрович Хлестаков – один из главных героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сам автор так характеризует его: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;… несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».

Мы узнаем, что Хлестаков по дороге из Петербурга домой проигрался в пух и прах. И теперь, без копейки денег, сидит в гостинице уездного города N. Здесь-то его и находит городничий, принимая за «важную птицу» — ревизора.

Хлестаков — это типичный «маленький человек», осознающий свое полное ничтожество. Он служит в канцелярии и получает мизерную зарплату. Но, в то же время, герой мечтает о другой жизни, которую он каждый день видит в Петербурге.

Хлестаков хочет чувствовать себя «значительным лицом», вести роскошный образ жизни, хочет быть «любимцем дам»: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».

Но на самом деле все это герою не дано. Не дано от рождения, а, значит, Хлестаков никогда этого не получит.

Важно

При этом Иван Александрович наделен талантом неудержимого фантазера и враля. Гоголь говорит о нем, как о человеке «без царя в голове». Кроме всего прочего, этот герой очень легкомыслен и поверхностен, он не задумывается о последствии своих поступков.

Именно поэтому он, оказавшись в роли лжеревизора, начинает неудержимо врать о себе: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».

Что самое интересное, Хлестаков сам верит в то, о чем говорит. Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором.

Без зазрения совести этот герой берет «в долг» от чиновников деньги, зная, что не вернет их. Хлестаков считает допустимым волочиться сразу за двумя дамами – женой и дочерью городничего, обеим обещая любовь до гроба: «Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй…»

И все это «безобразие» могло бы продолжаться еще долго. И закончилось бы очень плачевно для самого Хлестакова, ведь герой не смог бы вовремя остановиться.

По счастливой случайности он уезжает из города, и вскоре городничий и весь город узнают, что это был всего лишь обманщик, лгун, вертопрах: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю».

По имени Хлестакова названо целое явление — «хлестаковщина». Оно подразумевает и безудержное вранье, и легкомысленность, и поверхностность, и глупость, и стремление выдать себя не за того, кем ты являешься на самом деле, и безответственность.

Сочинения по теме:

  • Анализ Хлестакова. сочинение
  • Анализ образа Хлестакова в комедии «Ревизор». сочинение
  • Анализ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». сочинение
  • Тезисный план образа Хлестакова. сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/revizor/hlestakov-v-komedii-revizor

Сочинение «Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»»

Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип. Может оттаскать за вихры отец.

Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя.

Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”.

Совет

Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.

Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее.

Интересно, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло — и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется.

Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть.

Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что он откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И, несомненно бы, провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего.

Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе; …мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи. А между тем это одна из основных черт Хлестакова.

Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым; в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”.

Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения.

При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина.

“Ну, хозяин, хозяин… Я плевал на твоего хозяина!” В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени.

Обратите внимание

Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека: “…Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде… Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!

” Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквознкк-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-xlestakova-v-komedii-n-v-gogolya-revizor/

Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

В 1835 году Н.В. Гоголь замыслил написать острую комедию, которая обличала бы чиновничество в России тех времён. Он обратился с просьбой к Пушкину, который и подсказал сюжет его будущей комедии. В 1836 г. на сцене Петербуржского театра впервые показали комедию «Ревизор».

События в пьесе происходят вокруг центрального персонажа, Ивана Александровича Хлестакова. Хлестаков не противопоставлен остальным героям, потому что он – представитель той же чиновничьей касты.

В табели о рангах он занимает низшую ступень: коллежский регистратор (по сути, переписчик бумаг).

Гоголь так характеризует своего главного героя: «…молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли».

По сюжету, Хлестаков направляется из Петербурга в Саратовскую губернию к отцу, по дороге полностью проигрывается, поэтому совсем не имеет денег и живет в трактире города N в долг. Власти города ждут тайного прибытия ревизора из столицы и по ошибке принимают Ивана Александровича за проверяющего.

Хлестаков же считает, что повышенное внимание и благосклонность к нему местных чиновников, готовность дать взаймы денег объясняется их человечностью и гостеприимностью. К Хлестакову начинаются «просительные» визиты чиновников и купечества города, и он, постепенно наглея, берет у всех подряд деньги взаймы.

Лишь после этого он догадывается, что его принимают за кого-то другого. Вжившись в роль «высокого лица», он чувствует себя комфортно, ведь очень приятно быть тем, кому раньше мог только завидовать и кем никогда не стал бы в настоящей жизни.

Важно

Хлестаков придумывает себе самые фантастические образы, поражая чиновников, и так увлекается своей ролью, что готов оставаться в городе сколь угодно долго, не боясь быть разоблаченным.

Хлестаков врет и хвастается вдохновенно и бескорыстно, просто не помня, что сказал минуту назад. Он — человек пустышка, который обладает необыкновенным свойством приспосабливаться к окружающим, не затрачивая на это никаких усилий, абсолютно неспособный ни на какие самостоятельные решения и осознанные намерения.

Хлестаков — пустой, легкомысленный баловень и транжира. У него «легкость необыкновенная в мыслях». Как писал сам Гоголь, «он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам». Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза.

По характеристике автора, он «и лгунишка, и подляшка, и трусишка, и щелкопер во всех отношениях».

Лишенный какого-либо понятия о добре и зле, постоянно готовый приспосабливаться и изворачиваться, он может совершить любую подлость, легко переходит от заносчивости к унижению, от самолюбования к трусости.

Читайте также:  Сочинение под лежачий камень вода не течет по пословице 4, 6, 7 класс

Характер героя не представляет собой ничего цельного и постоянного. Да и стремления у него низкие и мелочные: все время просаживает отцовские деньги на кутеж, карты и другие развлечения.

Своим поведением герой претендует на «светскую» образованность. На самом деле он говорит и действует без всякого соображения, не способен ни на минуту остановить на чем-то свое внимание.

И в этом вдохновенном вранье дает полную волю своей беспорядочной фантазии, в чем в большей степени проявляется его действительная внутренняя нищета и бедность натуры.

Совет

При этом азартный игрок, пошлый волокита и наглый взяточник — он несет в себе задатки всего того, что воспитывало в людях крепостническое общество.

С явным превосходством, презрением и грубостью обращается Хлестаков с людьми низшего положения в обществе. Слугу Осипа называет исключительно бранными словами: скотина, дурак, грубое животное; трактирного слугу обзывает дураком, скверным поросенком; людей бедного сословия зовет мошенниками, бездельниками, подлецами.

«Что такое, если разобрать, в самом деле, Хлестаков? — говорит автор. — Молодой человек, чиновник, заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет называет пустыми…».

Комичность ситуации в том, что чем больше Хлестаков приписывает себе связей, чем выше забирается в своем вранье, чем менее достойно выглядит, тем больше чиновники убеждаются в том, что он именно и есть петербургский ревизор.

Тот факт, что он «не платит и не едет», заставляет превратно истолковывать каждый его шаг, каждое слово: значит, крупный чин.

Таким образом, главная мысль, которую писатель воплотил в своем герое: Хлестаков — не просто смешной и глуповатый «елистратишка», «фитюлька», которого ошибочно приняли за ревизора, он — порождение всего бюрократического режима, пустоты и упадка крепостнического общества.

К сожалению, Хлестаковых можно увидеть и сегодня. Фамилия Хлестаков превратилась в нарицательную. «Микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» – так определил В.Г.Белинский основные черты хлестаковщины. Хлестаковщина – это ложь, безудержное хвастовство и фразерство в сочетании с несерьезностью. Это зазнайство, внутренняя пустота, легкомыслие и никчемность.

Источник: http://so-chinenie.ru/obraz-xlestakova/

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»

В своих пояснениях для актеров Гоголь охарактеризовал его так: «Молодой человек, лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…» Случайно оказавшись в обществе лжи и гипертрофированного чинопочитания, Хлестаков в «Ревизоре» почувствовал себя вполне комфортно.

Для него почтение к чинам и ложь тоже естественное состояние, как и для чиновников уездного города. Правда, его ложь особая. Гоголь предупреждал: «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит в то, что говорит».

То есть ложь для него не исключение, а норма жизни — он её даже не замечает.

Кульминационным моментом пьесы Гоголя «Ревизор» является сцена, в которой пьяный Хлестаков, войдя в раж, рассказывает о своей петербургской жизни.

Обратите внимание

Полное несоответствие между тем, что рассказывает Хлестаков о себе, и тем, что он из себя представляет на самом деле, а также несоответствие между тем, каким он был в уездном городе и каким видели его чиновники, создают комический эффект.

Он-то и высветил истинное лицо как Хлестакова, так и чиновников. И оказалось, что в главном (в способности жить во лжи и в ориентации на чин) они очень похожи.

Если городничий видит себя в мечтах генералом, которому всё нипочём, то Хлестаков — даже фельдмаршалом. Городничий обедает «где-нибудь у губернатора», а Хлестаков «с Пушкиным на дружеской ноге». Хотя внешность у них совсем разная.

Он — «худенький» и «тоненький», «свистулька», как обозвал его обманувшийся городничий, а чиновники почти все толстые, круглые. Они — застывшие в своих привычках, ничего не желающие менять. Он — в постоянном движении и готов меняться к зависимости от ситуации.

Это хорошо видно уже в первых сценах комедии. Вначале Хлестаков в комедии «Ревизор» робкий, заискивающий даже перед трактирным слугой. Но, как только он заметил, что его боятся, тут же превратился в важное лицо даже в собственных глазах.

А в глазах перепуганных чиновников он ещё раньше был в этом ранге.

Хлестаков потому обманул городничего, что… не собирался этого делать. Потому вел себя хитро, что был простодушным. Потому взял верх над многоопытным и в неглупым городничим, что был намного глупее, мельче.

При поверхностном наблюдении кажется, что в комедии Гоголя городничий и его компания состязается с Хлестаковым в хитрости, коварстве, ловкости…

А на самом-то деле никакого состязания нет, так как одна из сторон — Хлестаков — просто уклоняется от борьбы, не понимая ни целей, ни намерений своих противников.

Важно

Но тем самым Хлестаков предоставляет им полную возможность сражаться с призраком, который они в своём воображении построили. И не только сражаться, но даже потерпеть от него поражение».

Образ Хлестакова в «Ревизоре» — художественное открытие Гоголя. Точно так же как и производное от его имени — хлестаковщина. А «сборный город», созданный Гоголем, — это аналог того большого мира, в котором всё взаимосвязывается и взаимоопределяется.

​Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. — К.: Грамота, 2008​

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/obraz_khlestakova_v_komedii_revizor/35-1-0-1077

Сочинение на тему: ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА В САТИРИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР”

Пьеса Н. В. Гоголя “Ревизор” принадлежит к жан­ру сатирической комедии. В ней в смешном свете вы­ставлены явления, которые далеко не всегда кажутся смешными, в первую очередь пороки отдельных людей и общества в целом. Часто этот способ привлечь вни­мание людей к какой-либо проблеме является самым действенным или вообще единственным.

Каких же тем коснулся автор в своей пьесе?

Комедия целиком посвящена провинциальной жиз­ни и ее проблемам. Автор представил целый ряд кари­катурных образов жителей маленького городка.

Это и чиновники-взяточники, и чиновники-воры и пьяни­цы, и “провинциальные кокетки”, и мошенники-купцы, и просто обыватели.

Одни из них, такие как городни­чий Сквозник-Дмухановский или смотритель богоугод­ных заведений Земляника, вызывают возмущение и неприятие; другие, как Анна

Андреевна, жена город­ничего, – смех; третьи, суетливые, глуповатые Боб­чинский и Добчинский, – снисходительную улыбку. Надо отметить, что ярко выраженных положительных персонажей в комедии нет.

Чтобы как можно более полно показать проблемы и пороки провинциального городка, характерные для всего общества, Гоголь изображает его в тот момент, когда все взбудоражены тревожной новостью: едет ре­визор из самого Петербурга. В ожидании важного лица местные чиновники изо всех сил пытаются изобрести способы избежать уличения во множестве нарушений. Ведь среди них “нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов”.

Именно в этот момент на сцене – и в городке – появляется чиновник из Петербурга Иван Александ­рович Хлестаков. “Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький” – вот так описывает Го­голь его внешность в “Замечаниях для господ акте­ров”.. В конце посвященного ему абзаца добавляет: “Одет по моде”. Каким же впервые видят Хлестакова напуганные известием о ревизоре жители

городка? “Недурной наружности, в партикулярном платье, – рассказывают увидевшие его первыми в трактире Бобчинский и Добчинский, – ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение”. Сразу понятно, что своим серьезным видом и модным костюмом он произ­вел на провинциалов огромное впечатление.

Совет

Удивле­ние и беспокойство вызвала у приятелей-помещиков новость, что столичный незнакомец третью неделю не платит трактирщику денег. И уж совсем напугало их то, как внимательно он заглядывал к ним в тарелки.

Неудивительно, что после такого известия все приня­ли Хлестакова за ревизора и поспешили оказать ему должное почтение.

Гоголь описывает юного Ивана Александровича как человека “приглуповатого”. Однако у него хватает ума воспользоваться ситуацией, хотя в действительности ревизором он никогда не был.

Кто же он на самом де­ле? “Елистратишка простой”, который из-за своей не­умеренной любви к азартным играм остался в дороге совсем без денег – проигрался в карты случайному знакомому, пехотному капитану. И в этом весь Хлеста­ков. Автор говорит о нем: “без царя в голове”; мы бы назвали его легкомысленным и безответственным че­ловеком.

К тому же ситуации, в которые попадал мо­лодой человек, ничему его не научили. Вспоминая об­чистившего его капитана, Хлестаков вздыхает: “Страх хотелось бы с ним еще раз сразиться”.

Такое случилось с ним далеко не впервые. По сло­вам его старого слуги Осипа, с таким хозяином “иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с го­лоду”.

Присланные отцом деньги Иван Александрович беззаботно растранжиривает за неделю, а потом посы­лает Осипа “на толкучий продавать новый фрак”.

В чем причина такого положения? Мудрый старый слуга считает, что это “оттого, что делом не занимает­ся: вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет”.

Обратите внимание

Вот такого человека приняли провинциальные чи­новники за строгого ревизора. В петербургских канце­ляриях, по словам Гоголя, таких людей называли “пус­тейшими”, но здесь никто не смог разглядеть и понять Хлестакова: его столичный лоск и манеры вкупе со страхом перед дотошной проверкой городских дел за­ставили всех относиться к Ивану Александровичу с почтением.

И он не упустил возможности поправить свои дела за чужой счет. Не понимая сразу, за что ему оказыва­ют почести, Хлестаков, тем не менее, воспользовался этим и тут же наделал множество долгов.

Занимая деньги, он говорил каждому: “со мной странный слу­чай: в дороге совершенно издержался”, долг же обе­щал “тут же выслать из деревни”. На деле же вряд ли этот транжира вернул бы деньги: слишком легко и слишком большие суммы он брал.

Правда, горожане были искренне уверены, что в такой форме дают взят­ку должностному лицу.

Однако Гоголь описал Хлестакова не только тран­жирой, но и обманщиком. Стараясь добавить себе зна­чительности в глазах провинциалов, юный Иван Алек­сандрович, вдохновленный всеобщим вниманием, на­чал сочинять небылицы о собственной важности и незаменимости, богатстве, талантах.

Впрочем, наивные горожане были только рады поверить всем его словам, ощущая, быть может, и собственную значимость, отто­го что к ним приехал такой человек. В доме городниче­го, куда был приглашен Хлестаков, его ожидали с вол­нением: “он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял”.

Глуповатому болтуну сложно было не воспользоваться положением “столичной штучки” – слишком сильным оказалось искушение.

И, путаясь в наспех придуманных подробностях, Хлес­таков пустился в рассказы и о своей жизни в Петер­бурге, и о приятельских отношениях с самим Пушки­ным, и о том, как его приняли за главнокомандующего: “солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружь­ем”.

Важно

Дальше – больше, и вот Иван Александрович, ув­лекшись, стал рассказывать, как министры просятся к нему на прием, а многочисленные подчиненные при виде его дрожат от страха. А по ходу приписал себе несколько книг, многие из которых наверняка даже не читал. В конце концов легковерные провинциалы боя­лись сидеть в его присутствии, зато не стеснялись при­знаться друг другу: “В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху”.

Пользуясь своим положением, Иван Андреевич по­пытался и развлечься, ухаживая одновременно за же­ной и дочерью городничего. Он признался в любви обе­им и у обеих попросил руки, собираясь не жениться, а только развлечься.

https://www.youtube.com/watch?v=nyQrcYA1kzM

Вообще кажется странным, что до самого конца пьесы этого зарвавшегося вруна так никто и не разоб­лачил. Хотя сбежать он успел в последний момент.

Страшно даже представить, что сотворили бы с само­званцем горожане, хотя они и были обмануты только потому, что сами хотели обмануться. Хлестакова спас все тот же Осип, который, в отличие от барина, сразу понял, в чем дело. Он-то и убедил хозяина уехать.

Сам Иван Александрович вряд ли сумел бы вовремя оста­новиться, а в его безудержное вранье, все более не­правдоподобное, скоро перестали бы верить даже на­ивные Бобчинский и Добчинский, не говоря уж о более проницательных чиновниках.

Так что даже без письма приятелю в Петербург, которое он так неосмотритель­но написал, а почтмейстер так осмотрительно вскрыл, Хлестаков получил бы в провинциальном городке по заслугам.

Вот такой образ столичного чиновника нарисовал автор – образ глупого, хвастливого, бесталанного и бе­зответственного пустомели. Хотя в пьесе нет полно­стью положительных героев, каждый из персонажей чем-то вызывает симпатию. Каждый, кроме Хлестако­ва. Он может вызвать только отрицательные эмоции – возмущение или даже брезгливость.

Возникает вопрос: зачем Гоголь создал Хлестако­ва? Кого пытался выставить в смешном свете? И ко­му адресована пословица, которую он взял эпигра­фом к комедии: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”?

Глоссарий:

– сочинение на тему образ хлестакова

– сочинение на тему образ хлестакова в комедии ревизор

– Образ Хлестакова

– сочинение на тему ревизор

– образ хлестакова в комедии ревизор

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-obraz-xlestakova-v-satiricheskoj-komedii-n-v-gogolya-revizor/

Роль Хлестакова и средства создания его образа в комедии Гоголя «Ревизор»

Роль Хлестакова и средства создания его образа. Хлестаков — центральный персонаж комедии. Писателю удалось изобразить героя, способствующего развитию действия.

В этом заклю­чалось новаторство Гоголя, так как, несмотря на то, что Хлестаков не является ни героем-резонером, ни сознательным обманщиком, ни геро­ем любовной интриги, его образ мотивирует развитие сюжета. Гоголь находит новый импульс, который способствует этому развитию.

Читайте также:  Сочинение добро и зло

В его комедии все держится на ситуации самообмана, которая становится воз­можной именно благодаря такому герою.

Совет

Образ Хлестакова — это воплощение идеальной пустоты и идеаль­ной глупости. Можно сказать о том, что в нем отсутствует его соб­ственное содержание. Он — ничего из себя не представляющая лич­ность без внутреннего наполнения. Поэтому он с легкостью может перевоплощаться и играть роли, которые ему навязываются.

Хлеста­ков плетет интригу, но мы-то видим, что он сам не сознает этого.

Он радуется оказываемым ему почестям и даже не пытается узнать при­чину столь парадного приема; он не подозревает о том, что его при­няли за ревизора; он просто делает то, что предлагают ему окружаю­щие, — и своими действиями еще больше утверждается в их глазах в роли чиновника из Петербурга.

Хлестаков не столько сознательно или умышленно обманывает ге­роев комедии, сколько вводит их в заблуждение. При первой встрече с городничим он пытается запугать его, чтобы не оказаться в тюрьме, хотя и сам напуган в не меньшей степени.

В доме Городничего Хлестаков лжет так же непреднамеренно, он стремится возвыситься в глазах слу­шателей и поэтому придумывает себе головокружительную карьеру от мелкого чиновника до фельдмаршала.

Кроме роли ревизора, главноко­мандующего, руководителя департамента, он принимает также облик благодетеля для города, литератора и даже жениха Марьи Антоновны, дочери Городничего.

Он принимает тот или иной облик в соответствии с ситуацией, в которой он оказывается; и поэтому можно говорить, что он практически неуязвим. Его можно сравнить с хамелеоном, который меняет свой окрас не для развлечения, а для выживания.

Подобное определение его сущности находит отражение в сравне­нии Хлестакова с водой, принимающей форму сосуда, в который ее на­лили, что было точно подмечено Ю. Манном. Благодаря искренности и чистосердечию, с которыми Хлестаков играет навязанные ему роли, он с легкостью выходит из любого положения, которое могло бы уличить его во лжи.

Марья Антоновна вспоминает, что «Юрий Милославский» — сочинение господина Загоскина, в то время как новоиспеченный ре­визор утверждает, что это он его автор. Что же Хлестаков? А он на ходу придумывает оправдание этой неувязке, объясняя это наличием двух произведений с одним названием.

Обратите внимание

Хлестаков еще раз допускает неточ­ность в своей нехитрой лжи, когда, опьяненный вином и своим внезап­ным успехом, произносит реплику: «Как вбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель». Но чиновники не замечают эту оплошность, принимают ее за оговорку. Они поощряют Хлестакова в его лжи, думая, что тем самым узнают его.

В их принятии вымышленного ими вздора за правду, а истины за ложь, и зак­лючается самое комическое (и трагическое) з произведении.

Портрет Хлестакова создается автором с помощью приведенного им в начале комедии комментария в «Замечаниях для господ актеров», реп­лик других героев и его собственных слов.

Таким образом, перед чита­телем предстает следующий образ: молодой человек лет двадцати трех, «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…Речь его отры­виста, и слова вылетают из уст совершенно неожиданно».

Даже слуга его Осип не считает своего барина путным человеком, а видит в нем всего- навсего простого «елистратишку». Когда Городничий в первый раз ви­дит перед собой этого невзрачного невысокого человека, которого он «ногтем бы придавил», у него возникает сомнение, что перед ним стоит настоящий ревизор.

Но так как из-за поспешности рассуждений чинов­ников ими было принято решение, что в городе действительно инког­нито появился ревизор, поскольку Хлестаков пока единственный при­езжий, да и ведет себя странно, Городничий и остальные чиновники не обращают внимания на несоответствие внешности и «занимаемой» им должности. Таким образом, образ Хлестакова развернуто показан на

фоне городских чиновников, что позволяет рассматривать его личность также и в сравнении с другими характерами. Его глупость и пустота по­казана в сопоставлении с глупостью чиновников, и еще неизвестно, кто из них проигрывает в данном сопоставлении.

Созданный Гоголем образ Хлестакова способствует проникновению в комедию миражной интриги, смысл которой заключается в изображе­нии погони чиновников за миражом, в растрачивании ими своих сил впустую.

Благодаря миражной интриге выявляется бесовская сущность Хлестакова. Он, подобно черту, принимает облик, предложенный ему просителем, и создает иллюзию выполнения просьбы.

Важно

Также что-то мистическое просматривается в неожиданном появлении Хлестакова и в его внезапном отъезде — из ниоткуда в никуда.

Хлестаков — емкий и глубокий образ, в котором заключена большая человеческая правда. Хлестаковы еще не вывелись, и недаром его имя стало нарицательным. Уже много говорилось о том, что Хлестаков, по сути, пустой человек. Но сколько интересного и поучительного мы вы­носим из его образа и как глубоко заставляет он нас задуматься над са­мими собой!..

Источник: https://prepodka.net/rol-xlestakova-i-sredstva-sozdaniya-ego-obraza-v-komedii-gogolya-revizor/

Сочинение на тему: Хлестаков в Ревизоре: образ, характеристика (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Весной 1836 года — в дни появления «Ревизора» на сцене и в печати — русское общество переживало то приподнятое, волнующее чувство, которое обычно рождает встреча с великим произведением искусства. С тех пор прошло уже почти два века, а чувство это и у зрителей, и у читателей не проходит.

Я думаю, это происходит потому, что гоголевские персонажи и в настоящее время встречаются не реже, чем в XIX веке. Они имеют несколько другой внешний облик, умеют пользоваться компьютером, иногда действуют в более сложных ситуациях.

Но все равно — это Хлестаковы и Чичиковы — две ипостаси вечного зла и бессмертной людской пошлости. Они живы вечно.

Мы будем говорить о Хлестакове. Гоголь говорил: «Хлестаков — самый трудный образ в пьесе». Почему? Да потому, что он все делает без соображения, непреднамеренно. Сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал.

Сыграв прекрасно роль ревизора, он даже не понял, что ее играет. Только к середине четвертого действия Хлестакову пришло в голову, что его принимают за «государственного человека». Но как раз в этой непреднамеренности — его сила.

Всех поражает поведение Хлестакова. Вот мысли городничего о нашем герое: «А и не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро…», «Врет, врет и нигде не обоврется!». На городничего произвело впечатление не вранье Хлестакова, а его наглость: «и не покраснеет ».

Но дело в том, что он совершенно искренен и спровоцировал всю хитроумную игру чиновников не хитростью, а чистосердечием. В образе Хлестакова Н. В. Гоголь представил нам не обычного враля, а большого артиста, вошедшего в роль именно того, за кого его принимают.

Совет

Та легкость, с которой Хлестаков ориентируется в создавшейся обстановке, «гениальна». Вот, например, такой эпизод. Хлестаков, желая покрасоваться перед Марьей Антоновной, приписывает себе сочинение Загоскина «Юрий Милославский», но она вспоминает истинного автора.

Положение создалось безнадежное, но Хлестаков и тут быстро нашел выход: «Это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж точно мой». Важной чертой характера Хлестакова является отсутствие памяти. Для него не существует прошлого и будущего. Он сконцентрирован только на настоящем.

В силу этого Хлестаков неспособен к корыстолюбивым и эгоистическим расчетам.

Так как наш герой живет одной минутой, постоянное превращение является его естественным состоянием. Принимая какой-либо стиль поведения, Хлестаков мгновенно достигает в нем высшей точки. Но что легко приобретается, легко и теряется. И заснув главнокомандующим или фельдмаршалом, он просыпается вновь ничтожным человеком.

Речь Хлестакова характеризует его как мелкого петербургского чиновника, претендующего на столичную образованность. Он любит для красоты слога употреблять то заковыристые литературные штампы, как-то: «срывать цветы удовольствия», «мы удалимся под сень струй», то французские слова.

В то же время в его языке встречаются бранные и вульгарные словечки, особенно по отношению к простолюдинам. Своего слугу Осипа Хлестаков называет «скотиной и дураком», а по отношению к хозяину трактира кричит: «Мошенники, канальи… Подлецы!.. Бездельники!».

Речь Хлестакова отрывистая, свидетельствующая о его полной неспособности остановить на чем-либо свое внимание, точно передает его духовную нищету.

Современник писателя Аполлон Григорьев говорил: «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве… Но придайте Хлестакову хоть немного расчета в хвастовстве, — и он перестанет уже быть Хлестаковым». Фамилия Хлестаков стала употребляться как нарицательное имя.

Считают, что Гоголь открыл в жизни новое явление, имя которому «хлестаковщина». Хлестаковщина — это беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье, крайняя несерьезность, ложь, фразерство.

К сожалению, это явление не редкость для русского характера: «Всякий хоть на минуту… делался и делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж…

и наш брат, грешный литератор окажется иногда Хлестаковым» (Н. В. Гоголь).

Источник: http://www.testsoch.info/sochinenie-na-temu-xlestakov-v-revizore-obraz-xarakteristika-po-komedii-n-v-gogolya-revizor/

Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор»

Меню статьи:

Мы привыкли уже к тому, что, в основном, жизнь преподносит нам сюрпризы в виде неприятностей и сложностей. Наверное, поэтому истории с обратным течением обстоятельств воспринимаются нами как нечто из ряда вон выходящее.

Такие ситуации кажутся в некой мере ироничными. История, рассказанная в повести Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», кроме того, что по своей сути является подарком судьбы, так еще и основана на доле абсурда.

Такое сочетание делает произведение уникальным и привлекательным.

Биография Хлестакова

Естественно, что при прочтении произведения мы в первую очередь обращаем внимание на главного героя. Итак, Иван Александрович Хлестаков – молодой помещик, дворянин, который однажды попал в неловкую ситуацию.

Ему довелось серьезно проиграться в карты. Для того чтобы немного исправить свое положение, он едет к своим родителям в поместье.

Его принимают за долгожданного ревизора из Москвы. Дерзкое поведение и манера держаться в обществе не оставляют чиновникам сомнений – по их мнению так может себя вести только ревизор.

Так как в городе N.

Обратите внимание

дела обстояли не идеально, а чиновники то и дело отступали от своих обязанностей, конечно не в пользу жителей города, а в пользу своего кармана, то проблем, связанных с проверкой их работы, избежать честным путем невозможно. Никому из них не хочется терять свое злачное место, поэтому все как один они отправляются к Хлестакову и вручают ему взятки – залог того, что они останутся при должности и избегут проблем.

Сначала Хлестаков пребывал в недоумении, но затем решил воспользоваться ситуацией сполна. С деньгами в кармане он успешно ретировался с города.

Новости о его фиктивности в качестве ревизора стали известны слишком поздно – обвинять Хлестакова и требовать с него возвращение денег – глупое занятие.

В таком случае пришлось бы признать факт взяточничества, а это стало бы крахом карьеры чиновников.

Внешность Хлестакова

Как и большинство плутов и негодяев, Хлестаков обладает приятными, располагающими к доверию чертами лица. У него волосы каштанового цвета, «милый носик» и быстрые глаза, которые заставляют смутиться даже решительных людей. Он невысокого роста. Его комплекция далека от грациозных и физически развитых юношей – он излишне худой.

Такие физические данные значительно портят впечатление, производимое им. Но хитрый Хлестаков находит ловкий способ исправить ситуацию – дорогой и ухоженный костюм.

Иван Александрович понимает, что первое впечатление о нем всегда складывается исходя из его внешнего вида, поэтому не может себе позволить допустить здесь промашку – одежда из дорогой ткани, пошита исходя из модных тенденций. Всегда вычищена до блеска – такой внешний фактор значительно отвлекает внимание общества от внутренней сути человека.

Семья Хлестакова, образование

Как же нужно было выглядеть и как себя вести, чтобы в первой половине XIX века сойти за ревизора?

В первую очередь, нужно было родиться аристократом. Человеку, имеющему простонародное происхождение, создать видимость принадлежности к высшему обществу – дело крайне затруднительное.

Иван Александрович не был светилом высшего общества, но все же был дворянином по происхождению. Его родители владеют имением Подкатиловка. О состоянии дел и важности имения известно мало – тот факт, что родители присылали деньги своему сыну, говорит, что имение не было убыточным, оно приносило достаточный доход, чтобы обеспечить жизнь всей семьи хотя бы самым необходимым.

Об образовании Хлестакова не известно ничего. Вполне вероятно, что он получил «среднее» по качеству образование. Такой вывод можно сделать исходя из занимаемой им должности. Хлестаков работает коллежским регистратором.

Этот вид гражданской службы находился в самом конце списка Табеля о рангах. Если бы родители Хлестакова были людьми состоятельными, они бы смогли обеспечить с помощью связей или денег своему сыну лучшую должность.

Так как этого не произошло, то говорить о большом доходе семьи или о важности их на фоне аристократии нецелесообразно.

Теперь подытожим все данные: финансовая нестабильность всегда была присуща Хлестаковым, их доход никогда не был высок (если бы они были богаты когда-либо, то смогли бы обрасти связями или знакомствами в период материального взлета своей семьи), а значит отправить сына обучаться за границу или же нанять ему высоко квалифицированных преподавателей у них не было денег.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа куприна суламифь

Отношение к службе

Точный возраст Хлестакова не указан. Гоголь ограничивает его рамками 23- 24 с небольшим лет. В основном люди такого возраста полны энтузиазма и желания реализовать себя. Но это не случай Хлестакова.

Иван Александрович довольно несерьезно относится к своей работе, его мало интересуют повышения и возможность карьерного роста. Его работа не сложная и заключается в переписывании бумаг, но усердствовать в делах службы Хлестакову лень.

Вместо того чтобы работать, он отправляется на прогулку, или же играет в карты.

Такая его беспечность связана, в первую очередь, с тем, что Хлестаков не страдает нехваткой денег. Да, живет в небогатой квартире, которая расположена на четвертом этаже, но, судя по всему такое положение вещей не смущает Ивана Александровича.

Важно

Вполне вероятно, что он не привык жить в роскошных апартаментах и поэтому не стремится исправить сложившуюся жилищную ситуацию. Для Хлестакова ценности жизни заключены в других вещах – досуге и одежде.

Но ситуация кардинально меняется, когда Хлестакову нужно остановиться в незнакомом городе – здесь он останавливается только в самых лучших апартаментах.

Вполне вероятно, что такой ход связан с желанием Хлестакова создать впечатление человека настолько богатого, чтобы все окружающие, не знающие настоящего положения вещей, начали ему завидовать. Возможно, что расчет ставится не только на чувство зависти, с помощью которого Иван Александрович самоутверждается, но и на возможность получить какие-то бонусы со стороны местных чиновников или владельца гостиницы.

К этому факту добавляется еще и то, что Хлестаков не в состоянии конкурировать с богачами Петербурга, в котором он живет основное время и работает. Съем дешевого жилья позволяет ему сэкономить деньги на те вещи, которые бы его выделили из таких же по состоянию, как и он – на атрибуты внешнего вида.

Ему ведь не обязательно приглашать всех к себе домой или распространяться без надобности о месте нахождения своего жилья, а вот состояние и дешевизна костюма могут сослужить ему плохую репутацию.

Так как для Хлестакова важна жизнь напоказ, на манер очень обеспеченных аристократов, то ему ничего не остается, как экономить на постоянном жилье.

Родители Ивана Александровича обескуражены отсутствием продвижения сына по службе. Судя по всему, они делали большую ставку на его способности. Отец периодически выражает свое возмущение на этот счет, но сын всегда находит оправдание – не все сразу. Повышение нужно заслуживать долго. По факту, такое оправдание – ложь, позволяющая скрыть истинное положение вещей.

Жизнь в Петербурге

Иван Александрович не мыслит свою жизнь без Петербурга. Именно в этом месте собрано все, что так мило его сердцу – возможность провести время в разнообразных удовольствиях.

Он с охотой каждый день ездит в театр, не отказывает себе в удовольствии поиграть в карты.

Совет

К слову, желающих поиграть он находит всегда и везде, но не у всех и не всегда у Хлестакова получается выиграть – оставаться с носом для него привычное дело.

Иван Александрович любит изысканную кухню и не отказывает себе в удовольствии вкусно и сытно поесть.

Характеристика личности

Прежде всего, Хлестаков выделяется в обществе умением красиво и складно врать – для человека предпочитающего жить иллюзией состоятельности, создавать видимость значимого человека, это необходимость.

Иван Александрович осознает своих пробелы в знаниях, но не спешит их искоренять – фиктивный успех, созданный его ложью, высокомерным и напыщенным видом, окрыляют его.

Все же время от времени он читает книги и даже пытается что-то писать самостоятельно, но, судя по тому, что о его работах нет никаких отзывов со стороны других персонажей, можно сделать вывод, что эти попытки не увенчались успехом.

Хлестаков любит, когда его хвалят и восхищаются ним, это еще один повод выдумать что-то о своей жизни. Он обожает быть в центре внимания – такого успеха сложно добиться в Петербурге, но в провинции, где даже его манера говорить на столичный манер вызывает бурю положительных эмоций – это легкое дело.

Хлестаков не отличается смелостью, он не готов отвечать за свои поступки. Когда к нему в гостиничный номер приходят чиновники, его сердце переполняет страх перед возможностью быть арестованным. По своей сути он тряпка, но зато хороший актер – он умеет создать видимость человека значимого и очень умного, хотя на самом деле ни первое, ни второе не соответствует истинному положению вещей.

Отношение Хлестакова к женщинам

Гоголь умалчивает о взаимоотношениях Хлестакова с женщинами в Петербурге, но активно расписывает поведение Ивана Александровича с представительницами женского пола в провинции.

Хлестаков умеет играть на публику и вызывать у людей чувство симпатии – это касается не только показателей воспитанности и показной аристократичности. Хлестаков – умелый обольститель и соблазнитель. Ему приятно общество женщин и их внимание.

Вряд ли он ставит перед собой цель обзавестись женой. Для Хлестакова любовные увлечения – своеобразный способ игры, манипуляции людьми.

Приехав в город N и познакомившись с женой и дочерью губернатора, он не упускает возможности пококетничать с обоими женщинами. Сначала он признается в любви дочери, но уже через пару минут клянется в любви матери. Хлестакова такой факт нисколько не смущает.

Обратите внимание

Кроме того, когда Марья Антоновна (дочь губернатора) становится случайным свидетелем нежности Хлестакова по отношению к своей матери, Иван Александрович, пользуясь глупостью женщин и возникшим у них чувством влюбленности по отношению к нему, оборачивает всю ситуацию в пользу свадьбы с Марьей Антоновной – при этом ни мать, ни дочка не понимают своего унизительного положения и не чувствуют себя обиженными. Уезжая из города, Хлестаков понимает, что его сватовство было игрой только для него, все остальные, и Марья Антоновна в том числе, воспринимают все за чистую монету. Его не беспокоит дальнейшая судьба молодой девушки и возможность травмировать ее своим поступком – он покидает город со спокойной душой.

Таким образом, Иван Александрович Хлестаков – это типичный негодяй, способный ради своего удовольствия привнести горе и хлопоты другим людям. Он не ценит заботу о себе со стороны родителей и не спешит ответить окружающим за оказанное по отношению к нему добро тем же. Скорее всего, наоборот – он ловко пользуется доверчивостью и простодушием окружающих.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/revizor-hlestakov.html

Сочинение на тему «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя» :

Хлестаков – один из самых ярких образов в комедии «Ревизор». Именно он и является виновником тех необычайных событий, которые имеют место в произведении. Великий писатель сразу же дает понять, что Хлестаков отнюдь не является истинным ревизором. Но весь смысл этого необычного персонажа становится понятным далеко не сразу же.

Знакомство с персонажем

Работая над сочинением на тему «Образ Хлестакова», школьнику необходимо детально описать характеристики этого героя. В городе Хлестаков совершенно не склонен строить какие-либо планы, чтобы специально обманывать чиновников. Ведь для этого у него недостаточно хитрости.

Он не пользуется и теми выгодами, которые предполагает его ситуация – просто по той причине, что он их не сознает. Лишь перед самым отъездом этот герой начинает понемногу прозревать: видимо, его и правда приняли за «государственного человека». Однако за кого именно, Хлестаков так и не понимает.

Все события, которые происходят с ним, будто бы совершаются помимо его воли.

Визитер, который ввел в заблуждение городничего

В сочинении на тему «Ревизор. Образ Хлестакова» можно рассказать и о том, как обманулся городничий поведением этого героя. Он никак не мог предусмотреть подобного варианта развития событий. Ведь его тактика предполагала взаимодействие с настоящим ревизором.

Конечно, городничий мог бы вскрыть обман и мнимого проверяющего. Для него было вполне понятным и знакомым положение, когда обман сталкивается с обманом. Однако городничего ввело в заблуждение то чистосердечие, с которым обращался с людьми Хлестаков.

Почему бы ему и не занимать должность ревизора?

Отношение Гоголя к своему герою

В сочинении на тему «Образ Хлестакова» можно также описать и то, как сам Николай Васильевич относился к своему герою. Гоголь называл Хлестакова «пустым человеком».

И даже те, кого в действительности можно считать ничтожными, тоже называют этого героя пустейшим. Хлестакову никогда в жизни не случилось бы совершить какое-либо дело, которое могло бы обратить внимание других людей.

Гоголь подчеркивает, что именно та сила страха, которым было объято общество, поставило его в комическое положение.

Что сделало Хлестакова таковым?

В работе над сочинением на тему «Образ Хлестакова» школьник может подчеркнуть: в вельможу этого героя превратили те извращенные иерархические взаимоотношения, которыми пропитан социум. Однако нельзя отрицать, что не обошлось бы и без определенных качеств самого героя.

Когда человек испытывает страх (а в ситуации, описанной Гоголем, это чувство охватило даже не одного индивида, а целый город), главное – дать людям возможность и дальше предаваться этому переживанию. Не нужно мешать возрастанию «всеобщего» страха, которое происходит буквально с катастрофической скоростью. И ничтожный герой, Хлестаков, очень ловко это делает.

На совершенно бессознательном уровне он начинает исполнять ту роль, которой требует от него социальная ситуация.

В сочинении на тему «Образ Хлестакова» необходимо отметить, что в субъективном отношении Хлестаков отлично подходит к данной роли. Конечно, он никого намеренно не собирался обводить вокруг пальца. Все, что он делал – это любезно принимал те почести, которые принадлежали ему «по праву». И в этом он искренне убежден.

Внешний вид

В сочинении на тему «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»» не обойтись без описания внешности этого героя. Он практически ничем не примечателен. Его возраст – порядка 23 лет. Он «тоненький, худенький».

Одевается Хлестаков согласно моде, однако особенно не блещет. Также Николай Васильевич подчеркивает невнимательность, болтливость героя.

Актеру, который примется за исполнения этой роли, сам писатель рекомендовал демонстрировать как можно больше простоты характера, чистосердечия.

Кто такой Хлестаков на самом деле?

Хлестаков – это «мелкая сошка», чиновник, который давно разбалован жизнью в столице. Он совершенно не умеет зарабатывать денег, однако отлично справляется с задачей их транжирить. О том, что его ожидает завтра, Хлестаков размышлять совершенно не хочет. Вдобавок к этому, Хлестаков грешит увлечением азартными играми.

Оказавшись в абсолютно незнакомом городе, без каких-либо средств к существованию, Хлестаков требует к себе от окружающих внимания и почестей. И группа чиновников из города принимает его за высокопоставленного столичного чиновника.

Сочинение на тему «»Ревизор» Гоголя. Образ Хлестакова, его основные характеристики»

Главные особенности этого персонажа – непомерная глупость, а также ничем не обоснованная самоуверенность. Его глупость совершенно не знает границ. Что еще хуже, данное качество сочетается с самоуверенностью. Хлестаков не испытывает ни тени сомнения в том, что он достоин подобного уважения.

А оказавшись в обществе симпатичных женщин, он и вовсе заливается, словно соловей. И при этом воображение Хлестакова совершенно не ограничивается хвастовством своими заслугами, ценности его деятельности в обществе, а также скромности.

Важно

И необходимо заметить – если бы не было почитателей этой лжи, то дурачить людей Хлестаков бы долго не смог.

С людьми, которые занимают низшее положение относительно самого Хлестакова, он обращается презрительно и грубо. Он называет Осипа только лишь бранными словами; трактирного слугу Хлестаков называет «дураком». Ничтожная натура этого героя особенно ярко проявляется в тех ситуациях, где необходимо проявить лучшие качества характера.

Талантливый психолог

В сочинении по литературе на тему «Образ Хлестакова» можно также указать, что описание Хлестакова, которое дает ему Гоголь, полностью раскрывается в монологах и фразах данного персонажа.

Его речь отрывиста, а также он предпочитает совершенно бессмысленные фразы, хвастовство. Хлестаков говорит о своем таланте, однако на деле у него есть всего одна выдающаяся способность, раскрывающаяся в четвертом действии произведения.

Здесь этот герой предстает перед читателем как тонкий психолог. Хлестаков требует денег у чиновников, и при этом говорит о собственных нуждах. В разговоре с судьей он подчеркивает, что суд уже не нужен.

А почтмейстера Хлестаков уверяет, что основной ценностью в жизни является любовь других людей. Она может быть незаслуженной, но главное – чувство должно быть искренним.

Луке Лукичу Хлестаков туманно намекает на любовную историю. Артемию Филипповичу же он предлагает зафиксировать свои подозрения на бумаге. В каждом из этих случаев сам Хлестаков на уровне интуиции осознает, что все эти люди в действительности занимаются торговлей своими пороками. И поэтому внутри себя они готовы оплатить собственные прегрешения.

Наконец, откровения чиновников заставляют Хлестакова постепенно прозреть. Он понимает, что его приняли за другого человека. Здесь также проявляется глупость и жадность данного персонажа.

Хлестаков пересчитывает «заработанные» деньги, и решает написать о тех злоключениях, которые его постигли, одному знакомому журналисту.

Совет

Лишь только слуга Осип оказывается благоразумным, и предлагает своему барину как можно скорее покинуть этот город.

Источник: https://www.syl.ru/article/370840/sochinenie-na-temu-obraz-hlestakova-v-komedii-revizor-n-v-gogolya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector