Судьба россии и судьба поэта в лирике ахматовой 11 класс сочинение

Судьба России и поэта в лирике А. А. Ахматовой. Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Казалось бы, в жизни Ахматовой всё. — презентация

1 Судьба России и поэта в лирике А. А. Ахматовой<\p>

2 Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Казалось бы, в жизни Ахматовой всё складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание. Рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.<\p>

3 Кровная связь с Россией резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. Марина Цветаева называла Ахматову «музой плача» Первая мировая война<\p>

4 Молитва Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар- Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. 1915<\p>

Обратите внимание

5 Молитва К кому обращено стихотворение? Какую жертву она готова принести? Во имя чего приносится эта жертва? «Как вы могли написать: разве вы не знаете, что в стихах всё сбывается?» М. Цветаева<\p>

6 Революция и гражданская война Ахматова не приняла революцию. Но для неё не было выбора – уехать из России или оставаться. Она считала бегство предательством.<\p>

7 Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда», Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою. Из сердца выну чёрный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. 1917<\p>

8 Не с теми я, кто бросил землю А здесь, в глухом чаду пожара На растерзание врагам. Остаток юности губя, Их грубой лести я не внемлю, Мы ни единого удара Им песен я своих не дам. Не отклонили от себя. Но вечно жалок мне изгнанник, И знаем, что в оценке поздней Как заключённый, как больной. Оправдан будет каждый час… Темна твоя дорога, странник, Но в мире нет людей бесслезней, Полынью пахнет хлеб чужой. Надменнее и проще нас. Июль 1922 В каком стиле написано стихотворение? Какие противопоставления мы видим в стихотворении?<\p>

9 30- годы. Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову: арестован и расстрелян Н. С. Гумилёва (1921 год); арестован сын Лев Гумилёв (1935, 1939, 1948 год); запрещают печатать стихи (1925 – 1940годы). Петроградская правда с сообщением о расстреле Н.И. Гумилёва.<\p>

10 УВОДИЛИ ТЕБЯ НА РАССВЕТЕ, ЗА ТОБОЙ, КАК НА ВЫНОСЕ, ШЛА, В ТЕМНОЙ ГОРНИЦЕ ПЛАКАЛИ ДЕТИ, У БОЖНИЦЫ СВЕЧА ОПЛЫЛА. НА ГУБАХ ТВОИХ ХОЛОД ИКОНКИ, СМЕРТНЫЙ ПОТ НА ЧЕЛЕ… НЕ ЗАБЫТЬ! БУДУ Я КАК СТРЕЛЕЦКИЕ ЖЕНКИ, ПОД КРЕМЛЕВСКИМИ БАШНЯМИ ВЫТЬ.<\p>

11 Великая Отечественная война Блокадный Ленинград Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки! Как решается образ родины в стихотворении?<\p>

12 1946 год. Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» А. А. Ахматова исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию Стихотворения не печатают с 1946 – 1956гг.<\p>

Важно

13 Признание Вручение Международной премии «Этна – Таормина» (1964 г.) Присуждение степени почётного доктора Оксфордского университета (1965 г.) Церемрния вручения Анне Ахматоваой международной литературной премии.1964 г.<\p>

14 5 марта 1966 года А. А. Аахматовой не стало. Комарово. Могила А. А. Ахматовой<\p>

15 ОНА БЫЛА – ПОЭТОМ! Я НЕ ПЕРЕСТАВАЛА ПИСАТЬ СТИХИ. ДЛЯ МЕНЯ В НИХ – СВЯЗЬ МОЯ С ВРЕМЕНЕМ, С НОВОЙ ЖИЗНЬЮ МОЕГО НАРОДА. КОГДА Я ПИСАЛА ИХ, Я ЖИЛА ТЕМИ РИТМАМИ, КОТОРЫЕ ЗВУЧАЛИ В ГЕРОИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ. Я СЧАСТЛИВА, ЧТО ЖИЛА В ЭТИ ГОДЫ И ВИДЕЛА СОБЫТИЯ, КОТОРЫМ НЕ БЫЛО РАВНЫХ.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/686104/

Презентация по литературе «Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой»

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.

  • В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания.
  • Тема Родины все больше заявляла о себе в ее поэзии. Эта тема помогла Анне Ахматовой в годы первой мировой войны занять позицию, отличавшуюся от официальной точки зрения. Она выступает как страстная противница войны .
  • В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханъя, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за моей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей .

Царское село –

страна детства

Анны Ахматовой

Юная воспитанница Царскосельской женской гимназии Анна Горенко, любила проводить здесь свободное от учёбы время. Ей порой казалось, что тень Пушкина мелькает на дальних дорожках парка, и она чуть ли не искала с ним встреч.

«Царское Село, — говорила Ахматова,- исток жизни и вдохновения».

Ахматова о Пушкине

А. Ахматовой принадлежат статьи: “Последняя сказка Пушкина

(о “Золотом петушке”)”, “Адольф” Бенжамена Констана в творчестве

Пушкина”, “О “Каменном госте” Пушкина”, а также работы:

“ Гибель Пушкина”, “Пушкин и Невское взморье”, “Пушкин в 1828 году” и др.)

В “Вечере” Пушкину посвящено стихотворение из двух строф,

очень четких по рисунку и трепетно-нежных по интонации.

Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега,

На балконы, куда столетья

Не ступала ничья нога.

И воистину ты – столица

Для безумных и светлых нас…

КРЕСТЫ

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов…

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слёзы , струится подтаявший снег,

И голубь тюремный гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем- не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем оборвана связь,

Ни в Царском саду у заветного пня,

  • Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль слышны в строках из “Реквиема”:

Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…

  • В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической судьбы поэта и одновременно вызов властям:

Зачем вы отравили воду

И с грязью мой смешали хлеб?

Зачем последнюю свободу

Вы превращаете в вертеп?

За то, что я не издевалась

Над горькой гибелью друзей?

За то, что я верна осталась

Печальной родине моей?

Пусть так. Без палача и плахи

Поэту на земле не быть .

Нам покаянные рубахи,

Нам со свечой идти и выть.

Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена.

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней , она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции.

Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда»…

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух

1917 г.

  • Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
  • Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством.

Не с теми я , кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога , странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслёзней.

Надменнее и проще нас.

1922 г.

Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев.

Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут : слишком многое связывало их.

Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

За это жизнь отдать немало.

В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные высокой патетикой и мужеством.

КЛЯТВА.

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

1941 — 1945

В сентябре 1941 года А.Ахматова обратилась к ленинградским женщинам по радио: «Я, КАК И ВСЕ ВЫ СЕЙЧАС, ЖИВУ ОДНОЙ НЕПОКОЛЕБИМОЙ ВЕРОЙ В ТО, ЧТО ЛЕНИНГРАД НИКОГДА НЕ БУДЕТ ФАШИСТСКИМ».

Позднее, в 1942 году в Ташкенте, куда её эвакуировали по приказу Сталина, было написано стихотворение «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. С годами при обращении к теме родины иными, все более значительными становятся масштабы размышлений поэта.

Доказательство тому стихотворение «Родная земля».

Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть – убеждена Ахматова – не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей.

Родная земля.

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею

Оттого и зовём так свободно – своею.

Когда я ночью жду её прихода,

Жизнь, кажется. Висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот- вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «ты Данту диктовала

Страница «Ада?» Отвечает : « Да.»

Поэт не человек, он только дух –

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух, —

Все видит, слышит, всем владеет.

Лотова жена.

И праведник шёл за посланником Бога, Огромный и светлый, по чёрной горе.

Совет

Но громко жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь ещё посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила.

Взглянула — и, скованы смертною болью, Глаза её больше смотреть не могли; И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце моё никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

1924 

  • Читатель застает героиню в минуты величайшего потрясения. Она вынуждена покинуть родной город — спешно и навсегда
  • .Внутренний голос, тревожащий женщину, призывает ее в последний раз взглянуть на родные места. Он вызывает в памяти знакомые картины: красные островерхие крыши, площадь, двор, «окна пустые» оставленного семейного гнезда.
  • Преступившую наказ героиню находит немедленная и страшная кара: путница внезапно останавливается, «смертная боль» сковывает ее глаза. Превращением тела, полного сил, в «прозрачную соль» завершается зловещая трансформация провинившейся.
  • Та, что нашла силы отказаться от спасения ради «единственного взгляда», достойна вечной памяти. Она осталась верна своему прошлому, несчастной и грешной, но единственной и бесценной родине.

Творчество

Бывает так: какая-то истома

В ушах не умолкает бой часов

Вдали раскат стихающего грома.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-po-literature-sudba-rossii-i-sudba-p.html

Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой

   Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении «Музе» она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества:

    Муза! Ты видишь, как счастливы все –

    Девушки, женщины, вдовы …
    Лучше погибну на колесе,
    Только не эти оковы…

    Поэтический дар в стихотворении называется «золотым кольцом», «первым весенним подарком», и, наконец, «божьим подарком». То есть Ахматова принимает свой талант не как свою заслугу, а как подарок свыше. Это рождает трепетное отношение к своему поэтическому дарованию, невозможность растратить свой талант впустую. 

    Носителем высшей силы в произведении является Муза. Но Ахматова относится к своей Музе как к равной себе. Это можно проследить и в стихотворении «Я пришла тебя сменить, сестра…»

    На первый план здесь выходит опять-таки тема озарения, награждения поэтическим даром. Немного мистически описан момент становления обычного слабого человека. Как будто бы в тело одного человека вселяется вселенская душа – Муза. И он становится «как белое знамя», «как свет маяка». 

    В стихотворении «Уединение» 1914 года Ахматова раскрывает свое видение судьбы поэта. Она признает, что путь творца тяжел: 

    Так много камней брошено в меня,

    Что ни один из них уже не страшен…

    Поэт, по мнению Ахматовой, по определению оторван от мира и обывателей. В стихотворении используется символ высокой башни (по аналогии с «башней из слоновой кости»), которая создана из камней, брошенных в поэта. Но есть в тяжелой поэтической судьбе положительные стороны: возможность глубже и точнее видеть мир, способность объективно рассматривать события:

    …Отсюда раньше вижу я зарю,

    Здесь солнца луч последний торжествует.
    И часто в окна комнаты моей
    Влетают ветры северных морей,
    И голубь ест из рук моих пшеницу…

    Кроме того, поэт находится под покровительством высших сил, которые здесь опять представлены образом Музы: 

    А не дописанную мной страницу –

    Божественно спокойна и легка,
    Допишет Музы смуглая рука.

    Поэт – человек, одаренный свыше. И именно поэтому его дар принадлежит не только ему, но и всем окружающим. Свою гражданскую позицию, отношение к той роли, которую поэт должен сыграть в обществе, Анна Ахматова выразила в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» и поэме «Реквием».

Обратите внимание

    В стихах «Не с теми я, кто бросил землю…» поэтесса говорит о своем нравственном выборе. Покидать родную страну в тяжелый час – недостойно высокого звания поэта и гражданина: 

    Не с теми я, кто бросил землю

    На растерзание врагам.
    Их грубой лести я не внемлю,
    Им песен я своих не дам.

    Бороться до конца – вот призыв Ахматовой:

    ..Мы ни единого удара

    Не отклонили от себя.
    И знаем, что в оценке поздней
    Оправдан будет каждый час…

    Поэт, родина и народ неразрывны для Ахматовой. В эпиграф к поэме «Реквием» она выносит важнейшие слова, выражающие ее гражданскую позицию:

    Я была тогда с моим народом,

    Там, где мой народ, к несчастью, был.

    Поэт должен не только понимать и разделять беды своей страны. Он должен стать голосом народа:

    …мой измученный рот,

    Которым кричит стомильонный народ.

    Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/akhmatova-a-a/913-poet-i-rodina-v-lirike-a-a-akhmatovoj

Судьба россии и судьба поэта в лирике ахматовой

Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.

), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти.

И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему патриотизма. В сборнике появляются также первые стихи исторического содержания. Тема Родины все больше заявляла о себе в ее поэзии.

Эта тема помогла Анне Ахматовой в годы первой мировой войны занять позицию, отличавшуюся от официальной точки зрения. Она выступает как страстная противница войны:

В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет:

Интуитивно ощущая сдвиг времени, Анна Ахматова не может не замечать, как ее родную страну раздирает на части. Ее лирическая героиня не может радоваться, когда плачет Россия. Она чувствует этот кризис душой:

В этом стихотворении Анна Ахматова выступила как гражданин. Она не высказала прямо свое отношение к революции. Но здесь отражена позиция той части интеллигенции, которая осталась вместе со своей родиной.

С выходом сборников “Подорожник” и “Аппо Вогтш” гражданская лирика русской поэзии обогатилась новым шедевром, показывающим, что чувство, родившее стихотворение 1917 года “Мне голос был.

Он звал утешно…” не только не исчезло, а, наоборот, стало тверже:

Важно

Милый сердцу поэтессы дореволюционный мир был разрушен. Для Ахматовой и многих ее современников это стало настоящей трагедией. И все же она находит внутренние силы благословить вечную новизну жизни:

В стихотворениях 30-х годов, создававшихся на тревожном фоне начавшейся мировой войны, А. Ахматова обращается к фольклору — к народному плачу, к причитанию. Сердцем она уже чувствовала предстоящую трагедию:

Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль слышны в строках из “Реквиема”:

Ахматова не считает происшедшие в стране беды ни временными нарушениями законности, которые могли бы быть легко исправлены, ни заблуждениями отдельных лиц.

Ведь речь шла не только о ее личной судьбе, а о судьбе всего народа, о миллионах безвинных жертв… Оставаясь проповедницей общечеловеческих моральных норм, Анна Ахматова понимала свою “несвоевременность”, отверженность в государстве-тюрьме:

В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической судьбы поэта и одновременно вызов властям:

Вершиной гражданской поэзии Анны Ахматовой можно назвать ее поэму “Реквием”, которая была опубликована только в 1988 году. “Реквием”, “сотканный” из простых “подслушанных”, как пишет Ахматова, слов, с большой поэтической и гражданской силой отразил свое время и страдания материнской души:

В поэме просматривается форма притчи, плача. Это плач матери, потерявшей своего сына.

Совет

Поэма доказывает нам, что сталинский режим не задавил поэтического слова Ахматовой, которая правдиво и открыто говорит о трагедии своего поколения.

В годы войны Ахматова не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в Ташкенте, она не переставала думать и писать о покинутом городе. В ее стихах и материнские слезы и сострадание:

Лирика Анны Ахматовой в военные годы полна сострадания судьбе страны и веры в ее будущее:

Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени.

Лирическая героиня поэтессы — это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени.

История России в поэзии Анны Ахматовой — это прочувствованный рассказ смелой женщины, сумевшей в годы всеобщего молчания сказать нелегкую правду о своей стране.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sudba-rossii-i-sudba-poeta-v-lirike-ahmatovoj/

Судьба и стихи А. Ахматовой сочинение

Судьба и стихи А. Ахматовой. Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Ее внеш­ний облик отчетливо и красноречиво выражал ее личность, ее бога­тую духовность. Многие знаменитые художники создавали портре­ты Ахматовой, стремясь запечатлеть не столько внешний, сколько глубоко психологический портрет поэтессы.

В стихотворении Марины Цветаевой написано про нее: «О Муза Плача, прекраснейшая из муз!» Анна Ахматова была великой тра­гической поэтессой, большим и глубоким художником, который за­стал грозную эпоху «смены времен*.

Взрывной, противоречивый облик эпохи с великими революционными потрясениями, следовав­шими одно за другим, с мировыми войнами и чрезвычайно убы­стрившимся ритмом жизни, — все эти многоликие события XX века проникли, наполнили и озвучили ее лирику.

Живая, по­стоянно развивающаяся ахматовская поэзия была органически свя­зана с национальной почвой и отечественной культурой. Осознание кровной связи со своей страной, своим народом помогли поэтессе избирать правильный путь в самые трудные и переломные годы.

Обратите внимание

Поэма «Реквием* создавалась на протяжении многих лет. В ос­новном она была закончена в сороковом году. Тридцатые годы ока­зались для поэтессы порой наиболее тяжелых в ее жизни испыта­ний. Эти годы жизни она проводит в постоянном ожидании ареста.

Чудовищные репрессии тридцатых годов не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой «контррево­люционера» Н. Гумилева, матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилева. В эти годы, как и позже, во время Отечественной войны, Ахматова ощущает себя частью народа.

Народа, проводив­шего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме «Реквием» речь идет не только о личной судьбе Ахматовой.

Поэма проникнута материнскими невыплаканными слезами, ощу­щением безнадежной тоски, глубоким горем всех матерей, чьи дети оказались за решеткой. Для поэта становится ясным невероятный размах зла, пришедшего в страну.

И конечно, не случайно, что Ах­матову привлекают библейская образность и ассоциации с евангель­скими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог пере­дать ее глубину и смысл.

«Распятие» в поэме похоже на псалом:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Заключительная часть «Эпилога» развивает тему «Памятника». Под пером поэтессы эта тема приобретает необычный, глубоко тра­гический облик и смысл. Ахматова возводит памятник всем жер­твам репрессий в страшные годы для нашей страны.

С началом Великой Отечественной войны начинается новый этап в жизни и творчестве поэтессы. Этап сложный, не менее траги­ческий. Дьявольская гитлеровская лавина поглотила почти всю За­падную Европу и обрушилась на Россию.

Но смерть, муки и страда­ния не сломили поэтессу, твердо отстаивающую свое и наше право на счастье. Напротив, ее лирическая героиня — человек, исполнен­ный достоинства, твердый, непреклонный, ненавидящий зло.

Всю страну облетела ее «Клятва», написанная в первый месяц войны:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Важно

Эти прекрасные строки наполнены патриотическим воодушев­лением и энергией. В свое время «Клятва* печаталась практически во всех газетах и нашла широкий отклик в сердцах миллионов.

Во время войны лирика Ахматовой обратила на себя всеобщее внима­ние.

Именно в это время на ее стихи взглянули, как на поэзию, ко­торая может сплотить людей в трудную минуту, вдохновить на под­виг, наполнить сердце человека мужеством и отвагой.

Мы знаем, что нынче лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

В этом знаменитом «Мужестве», написанном в феврале 1942 года, слова цельные, как броня.

Непреклонны и величавы, как клятва.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Навеки!

Характерно, что в ее военной лирике вместо привычного «я» чаще появляется и главенствует «мы»: «мы сохраним тебя, русская речь», «мужество нас не покинет», — такие строки свидетельству­ют о кровном родстве поэтессы со страной, с родиной.

А родина у Ахматовой не только Петербург и Царское Село, но и вся огромная, раскинувшаяся на бескрайних просторах страна. Ахматова не же­лала быть в стороне ни от общей беды, ни от общего мужества. Ах­матова застала блокаду. В те дни, когда враг рвался к Ленинграду, всем сознанием, всей душой она была едина с народом.

В стихотво­рении «А вы, мои друзья последнего призыва!..» были такие стро­ки: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — живые с мертвыми: для славы мертвых нет…» Читая такие строки, я ощу­щаю мужество и твердость, спокойствие и уверенность.

Конечно, у Ахматовой нет прямых описаний войны, но произведения Ахмато­вой дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви, скорби. Например, вот строки ее стихов ленинградским детям:

Постучи кулачком — я открою.

Я тебе открываю всегда.

Я живу за высокой горюю,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

(Постучи кулачком — я открою.-)

Здесь я вижу уже не державные призывы, а лирику нежной, острой жалости к судьбе ленинградских детей.

Ее омытые слезами стихотворения стали выражением всенародного сострадания, шед­шего ленинградцам через огненное кольцо блокады на протяжении бесконечных осадных дней. Ахматова всегда твердо верила, что рано или поздно, но победа настанет.

Много раз в своем творчестве Ахматова возвращается к образу Победы. О Победе она пишет коле­нопреклоненно, как о великом благе обретенного мира.

Прошло пять лет, — и залечила раны,

Жестокой нанесенные войной,

Страна моя

И русские поляны

Опять полны студеной тишиной.

(Прошло пять лет, — и залечила раны…)

Совет

В творчестве Ахматовой ощущается удивительное единство двух трагедий: личной и касающейся страны и народа. Личная судьба сливается с исторической и предстает глазам читателя как одна — великая трагедия.

Нет, и не под чужим небосводом,

И не под защитой чуждых сил, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…

(Реквием)

Поэзия Анны Ахматовой облагораживает чувства, возвышает, очищает душу. Она стала драгоценнейшим достоянием ума и серд­ца многих читателей.

Источник: https://sochinenya.com/sudba-i-stixi-a-axmatovoj-sochinenie/

referat5vip.ru

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику.

В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему патриотизма. В сборнике появляются также первые стихи исторического содержания.

Тема Родины все больше заявляла о себе в ее поэзии. Эта тема помогла Анне Ахматовой в годы первой мировой войны занять позицию, отличавшуюся от официальной точки зрения. Она выступает как страстная противница войны:

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над ребятами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

Не напрасно молебны служились,

О дожде тосковала земля:

Красной влагой тепло окропились

Затоптанные поля.

Низко, низко небо пустое,

И голос молящего тих:

“Ранят тело твое пресвятое,

Мечут жребий о ризах твоих”.

В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханъя, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за моей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Интуитивно ощущая сдвиг времени, Анна Ахматова не может не замечать, как ее родную страну раздирает на части. Ее лирическая героиня не может радоваться, когда плачет Россия. Она чувствует этот кризис душой:

Мне голос был.

Он звал утешно,

Он говорил:

“Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид”.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

В этом стихотворении Анна Ахматова выступила как гражданин. Она не высказала прямо свое отношение к революции. Но здесь отражена позиция той части интеллигенции, которая осталась вместе со своей родиной.

С выходом сборников “Подорожник” и “Аппо Вогтш” гражданская лирика русской поэзии обогатилась новым шедевром, показывающим, что чувство, родившее стихотворение 1917 года “Мне голос был. Он звал утешно…” не только не исчезло, а, наоборот, стало тверже:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной,

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Обратите внимание

Милый сердцу поэтессы дореволюционный мир был разрушен. Для Ахматовой и многих ее современников это стало настоящей трагедией. И все же она находит внутренние силы благословить вечную новизну жизни:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же мне стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми

Небывалый под городом лес,

Ночью блещет созвездьями новыми

Глубь прозрачных июльских небес, —

И так близко подходит чудесное

К развалившимся старым домам…

Никому, никому не известное,

Но от века желанное нам.

В стихотворениях 30-х годов, создававшихся на тревожном фоне начавшейся мировой войны, А. Ахматова обращается к фольклору — к народному плачу, к причитанию. Сердцем она уже чувствовала предстоящую трагедию:

Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху,

Украсить ее предстоит.

И только могильщики лихо

Работают. Дело не ждет!

И тихо, так, господи, тихо,

Что слышно, как время идет.

А после она выплывает,

Как труп на весенней реке, —

Но матери сын не узнает,

И внук отвернется в тоске.

И клонятся головы ниже,

Как маятник, ходит луна.

Так вот — над погибшим

Парижем Такая теперь тишина.

Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль слышны в строках из “Реквиема”:

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…

Ахматова не считает происшедшие в стране беды ни временными нарушениями законности, которые могли бы быть легко исправлены, ни заблуждениями отдельных лиц. Ведь речь шла не только о ее личной судьбе, а о судьбе всего народа, о миллионах безвинных жертв…

Оставаясь проповедницей общечеловеческих моральных норм, Анна Ахматова понимала свою “несвоевременность”, отверженность в государстве-тюрьме:

Не лирою влюбленного

Иду пленять народ —

Трещотка прокаженного

В моей руке поет.

Успеете нахаятъся,

И воя, и кляня.

Я научу шарахаться,

Вас, смелых, от меня.

В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической судьбы поэта и одновременно вызов властям:

Зачем вы отравили воду

И с грязью мой смешали хлеб?

Зачем последнюю свободу

Вы превращаете в вертеп?

За то, что я не издевалась

Над горькой гибелью друзей?

За то, что я верна осталась

Печальной родине моей?

Пусть так. Без палача и плахи

Поэту на земле не быть.

Нам со свечой идти и выть.

Вершиной гражданской поэзии Анны Ахматовой можно назвать ее поэму “Реквием”, которая была опубликована только в 1988 году. “Реквием”, “сотканный” из простых “подслушанных”, как пишет Ахматова, слов, с большой поэтической и гражданской силой отразил свое время и страдания материнской души:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

В поэме просматривается форма притчи, плача. Это плач матери, потерявшей своего сына. Поэма доказывает нам, что сталинский режим не задавил поэтического слова Ахматовой, которая правдиво и открыто говорит о трагедии своего поколения.

Важно

В годы войны Ахматова не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в Ташкенте, она не переставала думать и писать о покинутом городе. В ее стихах и материнские слезы и сострадание:

Постучи кулачком — я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

Твоего я не слышала стона.

Хлеба ты у,меня не просил.

Принеси же мне веточку клена

Или просто травинок зеленых,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

Лирика Анны Ахматовой в военные годы полна сострадания судьбе страны и веры в ее будущее:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени.

Лирическая героиня поэтессы — это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени.

История России в поэзии Анны Ахматовой — это прочувствованный рассказ смелой женщины, сумевшей в годы всеобщего молчания сказать нелегкую правду о своей стране.

Источник: https://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/akhmatova-a/165-sochinenie-na-temu-sudba-rossii-v-poezii-anny-akhmatovoj

Тема родины в творчестве А Ахматовой

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она по­лучила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахма­товой.

Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху.

Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судь­бу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не из­менив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» — написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появля­ется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».

Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в пе­риод больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа.

Совет

Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существен­ным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В «Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую ми­ровую войну как страшную национальную трагедию.

«И ран­ней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир гля­деть я», — пишет она в стихотворении «Майский снег».

Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощуща­ется близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страш­ных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отноше­ние к России в своих стихах («Думали: нищие мы…»).

В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Роди­не. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради Рос­сии, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторван­ность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремле­ние поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый…», но она пока не может от­казаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жиз­нью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность сти­хотворений этого сборника заключается в том, что все истори­ческие события: война и революция — осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане.

Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и вос­певали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из не­многих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто…», «Мне голос был…» далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти.

Обратите внимание

Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение «Ты отступник…» адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа.

В стихотворении звучит горький упрек человеку, предав­шему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба ге­роини стихотворения сливается с судьбой России.

Примеча­тельно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты — отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение «Мне голос был…» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравствен­ным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -«не осквернился») скорбный дух…

Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто…», вошедшее в третий сборник «AnnoDomini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю».

Важно

В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух пос­ледних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение.

Остав­шиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бес­слезно», «надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Роди­не, она уже не одинока.

В «AnnoDomini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и ус­покаивается, со смирением принимает она все, что происхо­дит с Россией:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В «AnnoDomini» усиливается народное начало. Образ ге­роини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».

Переулочек, переул…

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки…

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых пла­нов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына.

Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кро­вавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта.

План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквие­ма» до общечеловеческого масштаба.

«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» — это ис­тинно народное произведение и по форме (Ахматова использу­ет фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сража­ющейся России.

Совет

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу Рос­сии. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизан­ные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат.

Ха­рактерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, сви­детельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувст­вует, что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значе­ния слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ах­матовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой пре­терпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины меня­лось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург.

В годы великих испытаний и народных бедствий, в период реп­рессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ах­матова сливается с русским народом, ощущает себя его час­тью, считая своей Родиной всю страну.

К концу жизни Ахма­това приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает пере­живать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической ис­тории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и виде­ла события, которым не было равных».

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Источник: http://MirZnanii.com/a/51385/tema-rodiny-v-tvorchestve-a-akhmatovoy

Сочинение на тему: СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Русские поэты и писатели никогда не были равнодушными к судьбе своей родины, особенно в ее переломные моменты. Анна Андреевна Ахматова не была исключением.

В сложное время социальных потрясений, революций, войн Россия оставалась для нее источником вдохновения, становясь еще дороже. Если и встречаются в лирике Ахматовой светлые стихи, то это почти всегда стихи о родине.

Родина в ее поэзии — понятие священное, а любовь к родине — не предмет анализа и размышлений, но нечто само собой разумеющееся, без чего, как без воздуха, невозможно существование человека.

Свою судьбу Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Еще в начале своего пути она определила для себя главное — быть вместе с отчизной на всех ее путях и перепутьях.

Обратите внимание

Для нее однозначно: «будет Родина — будет жизнь, дети, стихи, нет Родины — нет ничего». И потому, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко.

Ахматова знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю. . . » нашли отражение истинный патриотизм и мужество поэтессы, считающей позором оставить страну в трудное время. Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг, как предательство:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Покинувшие страну вызывают жалость, какую вызывают тяжело больные люди, они «изгнанники», лишенные родины, а значит, и счастья. Их дороги темны, а «чужой хлеб» пахнет полынью. Сама же Ахматова горда тем, что «ни единого удара не отклонила от себя» и всегда была со своим народом.

Тема родной земли, России уже в годы первой мировой войны вошла в поэзию Ахматовой острым, звенящим звуком и оказалась настолько органичной, что осталась в ней навсегда, достигнув апогея в период всенародной борьбы с фашизмом. В годы первой мировой войны тема Родины трактуется поэтессой в антивоенном, пацифистском плане.

Так, в стихотворении «Молитва» Ахматова говорит о том, что она готова на любые жертвы, готова принять «горькие годы недуга», лишиться и детей, и друзей, и своего таланта ради того, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Империалистическая война воспринимается как народное бедствие: люди голодают, деревни и города разграблены.

Над ребятами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит. . .

Видя все невзгоды и никому не нужные, напрасные смерти русских людей, поэтесса приходит к пессимистическому выводу: «Любит, любит кровушку русская земля». Лирика Ахматовой меняет свою тональность, приобретает яркое гражданское звучание, становится трагедийной. Но трагичной была и сама судьба Анны Ахматовой.

Важно

Тридцатые годы, отмеченные жестокими беззакониями, арестами и казнями, вошли в жизнь поэтессы огромной бедой. Муж Ахматовой был расстрелян, а сын — арестован, приговорен к расстрелу, но потом сослан. И тогда творчество оказалось единственным спасением и утешением для несчастной женщины.

Вторая мировая война обрушилась на Россию очередным тяжелым испытанием. Чтобы поддержать силу духа своего народа Ахматова пишет такие стихотворения, как «Клятва», «Мужество». С самого начала войны поэтесса верила в победу русских, потому что знала, что «нас покориться ничто не заставит».

Эта война застала Ахматову в Ленинграде и вынудила ее уехать в Москву. Но подвиг ленинградцев, не сдавших свой город врагу, запечатлен во многих ее стихах:

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Приближающуюся победу Ахматова называет желанной гостьей. Ее стихи этого периода пронизаны надеждой на детей, «спасенных от тысячи тысяч смертей», и уверенностью, что это новое поколение не допустит повторения таких безумных и жестоких дней.

Анна Ахматова была искренним выразителем бед и несчастий своего времени. Она была далека от понимания социальной роли поэзии, считая, что пишет для всего народа, а не для отдельной его части. Жизнь отражалась в ее творчестве, а творчество было ее жизнью.

.

Источник: https://cwetochki.ru/post-Sochinenie-na-temu-SUDBA-ROSSII-V-TVORCHESTVE-ANNYI-AHMATOVOY-22888.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector