Конфликт поколений в романе отцы и дети тургенева сочинение

Духовный конфликт поколений в романе и. с. тургенева «отцы и дети»

ДУХОВНЫЙ КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ. Тургенева как писателя отличает пристальное внимание к ост­рейшим вопросам, стоящим на повестке дня, к проблемам современ­ности. Естественно, он не мог пройти мимо такого валеного явления в общественно-политической жизни России в конце 50-х годов, как появление разночинца-демократа.

Повседневные наблюдения убеж­дали Тургенева, что демократы — большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. Как либерал-постепеновец, Тургенев расходился с лагерем революционной демокра­тии по вопросу преобразования России.

Но как художник, откли­кавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Турге­нев осознавал необходимость создания образа нового героя, способ­ного сменить пассивных дворянских интеллигентов типа-Рудина.

Обратите внимание

Такого нового героя — человека демократических убеждений, ма- териалиста-естественника — писатель поставил в центр своего ро­мана «Отцы и дети». Сам Тургенев писал, что Базаров для него — действительно «герой нашего времени».

В основу романа лег общественно-политический конфликт меж­ду либералами и революционерами-демократами накануне 1861 года по вопросу ґотовящейся реформы. Столкновения между этими по­литическими силами нашли выражение на страницах романа в спорах Базарова с братьями Кирсановыми.

В романе ярко переданы споры «отцов» и «детей», представителей двух культур — старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравши­ми свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночин- цами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения.

Споры велись вокруг самых различных вопросов, волно­вавших общественную мысль 60-х годов, — об отношении к дворян­скому культурному наследию, о положении народа, его темноте, забитости, о его перспективах, об искусстве и науке, о системе по­ведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, обще­ственном долге, литературе, политическом устройстве. Недаром роман называли романом идейных споров.

В тургеневском романе показано идеологическое столкновение, потому что представители «отцов» и «детей» были выразителями различных идей и стремлений. Название романа подразумевает борьбу идейных направлений.

Белинский, которому посвящен роман, по возрасту относится к «отцам», а по характеру взглядов — к «де­тям»; Аркадий Кирсанов по возрасту принадлежит к «детям», а по своим пристрастиям тяготеет к «отцам» и в финале романа объеди­няется с ними.

Представители дворян обоих поколений — отец, сын и дядя Кирсановы — изображены мелкими, в большинстве своем слабоволь­ными людьми, с узкими, ограниченными интересами. Их всех зас­лонила огромная фигура нового человека — Евгения Базарова.

Сын лекаря, внук дьячка'(как и Белинский), Базаров наделен глубоко на­родными, по мнению Тургенева, чертами: у него ясный, трезвый ум, практическая сметка, умение видеть людей насквозь и большая доля иронии, неутомимое трудолюбие, энергия, огромная воля, незави­симость в суждениях и поступках, мужественное и честное отноше­ние к жизни и смерти.

Важно

В отличие от героев-дворян, Базаров не тер­пит красивых слов — он человек дела. Базаров — нигилист, что для Тургенева означало — революционер.

В романе — конфликт не только людей разных возрастов, поло­жений и этического облика, а и представителей разных социальных групп и мировоззрений, который осложняется размежеванием в семейных отношениях.

С социальным и идеологическим конфликтом в романе тесно пе­реплетен конфликт между поколениями. По словам исследователя Ю.

Лебедева, семейная тема романа придает социальному столкно­вению особую гуманистическую окрашенность, делает последнее более широким и объемным, до конца разрывая былое единство живых сил национальной жизни. О таком же противостоянии пи­сал Ф. И.

Тютчев, обращаясь к «обломкам старых поколений», пе­режившим свой век, и элегически сочувствуя тем, кому приходит­ся «навстречу солнцу и движенью за новым племенем брести».

Беглыми, но выразительными штрихами, подчеркивавшими в канун реформы 1861 года историческую необходимость уничтоже­ния крепостного строя, показал Тургенев безотрадную судьбу кре­постных крестьян, темноту и невежество народа.

Мысль о тяжелом положении народа автор вводит с самого начала романа и в горест­ные сетования Николая Петровича о плохой работе мужиков, и в размышления Аркадия о необходимости преобразований, вызванные неприглядной картиной деревенской нищеты.

Совет

Глубокой основой со­держания романа был вопрос о судьбах России, русского народа, о путях его дальнейшего развития.

Своим романом, и прежде всего образом Базарова, Тургенев как бы отвечал на вопрос, поставленный Добролюбовым в статье «Когда же придет настоящий день?». Добролюбов задавал вопрос: когда же появятся русские Инсаровы? Образ Базарова говорил: они появились, но у них нет жизненной программы, они — нигилисты.

Тургенев возлагал надежду на ту часть «детей», которые умеют соединить критическое отношение к старому с уважением к положи­тельному опыту «отцов».

Следуя жизненной правде, Тургенев стре­мился показать Базарова в типических условиях идейной борьбы 60-х годов, поэтому идейными антагонистами героя оказались либе­ральные дворяне, которым Тургенев симпатизировал, но которые про­являли политическую и экономическую слабость, а об антидворянс- кой линии в романе Тургенев говорил: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Нико­лая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно поэтому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятель­ность» .

Эти слова не означали стремления окарикатурить представите­лей дворянства.

Автор замечал в них много хороших качеств, обла­дание определенными достоинствами, но вместе с тем видел исто­рическую бесперспективность, поэтому в романе в образах дворян подчеркнута общественная слабость, неумение даже прогрессивные начинания доводить до конца.

Но так же, как и при создании обра­за Базарова, при изображении дворянского класса сказываются по­литические и классовые симпатии автора — они выражаются в фи­нале романа в картине благополучной жизни Аркадия, его хозяй­ственных начинаний: «Ферма давала доход…»

Идейные взгляды и противоречия, характеры и эмоции освеща- ютс я в романе в их классовой подоплеке, рассматриваются в свете стол­кновения не только разных поколений русской интеллигенции, но по­колений, представляющих собой два разных общественных класса. Социально-классовый принцип в изображении Павла Петровича и Ба­зарова Тургенев проводит не только в отношении различия их миро­воззрений и подхода к жизни, но и во всем, включая мелочи житейс­кого обихода, внешнего облика, манеры держаться, языка.

Изображая столкновение «отцов» и «детей», Тургенев показал торжество демократизма над аристократией, не придавая этому тор­жеству прямого политического смысла и значения: в реальной дей­ствительности помещики-дворяне Кирсановы по-прежнему остава­лись господами в стране. Но умственное и нравственное превосход­ство разночинца-демократа и материалиста Базарова над Павлом Петровичем означало поражение тех принципов и устоев, на кото­рых основывалась жизнь «отцов».

При этом для Тургенева было важно показать далеко не худших представителей дворянского сословия, чтобы яснее подчеркнуть, что речь идет не о борьбе хороших людей с плохими, а новых прогрес­сивных идей с отжившими общественными явлениями.

Обратите внимание

В образе Базарова — «детей» — в его мужестве перед лицом смерти молодое передовое поколение черпало уверенность в своих силах и вместе с тем видело свою трудную судьбу.

«Отцы» и «дети» — это борьба двух исторических тенденций, двух возможных путей общественного развития, обострение классовой борьбы в стране, раз­рыв либерализма и демократизма, их решительное разделение в общественном движении.

Источник: https://sochinenya.com/duhovny-j-konflikt-pokolenij-v-romane-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti/

«Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»»

В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название «Просвещение». Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.

В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке «новых людей» — разночинцев — образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И. С.

Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев.

Это побудило писателя к созданию романа «Отцы и дети», в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.

Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием.

Но вместе с тем к недостаткам поколения «детей» можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви. Базаров олицетворяет собой поколение демократов.

Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни. Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства.

Важно

Он утверждает, что «…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения. Герои спорят о поэзии, искусстве, философии.

Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость.

Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению «отцов», так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.

Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров — маленький Енюшенька.

Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся «спугнуть» редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.

Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема «отцов и детей» актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям.

Поколение «отцов» пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. «Дети» более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших.

Проблема «отцов и детей» возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.

Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим.

Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/8040

Конфликт «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Конфликт «отцов» и «детей». Середина XIX века — время бурных и сложных для России со­бытий. После Крымской войны стало очевидно, что правительство не способно решить поставленные перед ним проблемы.

Почти для всех становится очевидным, что крепостное право не может больше существовать. И в это бурное время появляется роман Тур­генева «Отцы и дети», вызвавший множество оживленных дискус­сий.

Центральное место в романе занимает проблема взаимоотно­шений старого и нового, конфликт «отцов» и «детей».

Совет

Ярким представителем нового поколения является главный герой романа — Базаров. Он появляется на первых страницах произведения и сразу же привлекает наше внимание своей неза- иисимостью, раскованностью, резкостью и прямотой.

Когда он имеете с Аркадием приезжает к Кирсановым, то вызывает нео­днозначное отношение окружающих. Дворовые сразу признают в нем «своего», деревенские ребятишки с интересом расспрашива­ют «дохтура» про лягушек.

А вот Павел Петрович Кирсанов с момента появления Базарова в доме испытывает к нему интуи­тивную антипатию.

Павел Петрович чувствует в Базарове врага, идейного против­ника. Рано или поздно эти два человека неминуемо должны схлест­нуться, и это происходит довольно скоро. Павел Петрович и База­ров спорят обо всем: о нигилизме и о реформах, о земле и об отно­шении к народу. Вначале Базаров отвечает неохотно, «сквозь зубы», но постепенно увлекается, и споры перерастают в настоящую идей­ную битву.

Но это не те споры, в которых рождается истина. В конце романа Базаров упрекает Аркадия в пристрастии к употреблению «противоположных общих мест». Но и сам Базаров в полемике с Павлом Петровичем постоянно употребляет «противоположные общие места». Кирсанов говорит о необходимости следовать ав­торитетам и верить в них — это общее место.

Базаров отрицает разумность того и другого, но это лишь «противоположное общее место», истины нет ни в одном, ни в другом высказывании. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить только без­нравственные и пустые люди, Базаров называет «принцип» пус­тым, нерусским словом и бесполезным понятием.

Читайте также:  Анализ сказки маршака двенадцать месяцев 5 класс

Павел Петро­вич упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист же заявля­ет, что Павел Петрович заслуживает презрения. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров утверждает, что порядочный химик полезнее любого поэта. Но героям вовсе не нужно докапываться до истины.

Гораздо важнее установить противоположность пози­ций, ведь это позиции разных поколений. Потому и дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем носит чисто символический характер: никто никого не хочет убивать. Ранив Павла Петровича, Базаров приходит лечить его. Но конфликт поколений не исчерпывается их отношениями.

Обратите внимание

Так, Базаров неприветлив с отцом и матерью, людьми радушными и добрыми, все время стремится уехать от них. Почему? Да потому, что Базаров не может согласиться с их взглядами, а спорить с ними, как с Павлом Петровичем, считает бесполезным. Конфликт поколений не всегда определяется возрастом.

Так, Аркадий Кирсанов по взглядам гораздо ближе к поколению «отцов». Ондворянский сын, воспитанный в традициях этого класса. Есте­ственно, пути Базарова и Аркадия Кирсанова расходятся.

Сегодня в нашей жизни происходят перемены. Новое прихо­дит на смену старому. А потому тема «отцов» и «детей» сейчас осо­бенно актуальна и понятна нам. Думается, что роману предстоит еще долгая жизнь.

Источник: https://prepodka.net/konflikt-ottsov-i-detej-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgeneva/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»

Человеческое общество неустанно двигалось вперед в своем развитии. Поколение за поколением мир преобразовывался и внешне, и идейно. Старшие поколения всегда стремились передать подрастающим весь свой опыт, свой потенциал, свои идеи и принципы.

Однако, чем дальше мы движемся вперед, тем больше становится пропасть между людьми разных поколений. Выращенные на разных ценностях, «отцы» и «дети» уже не могут понять и принять ценности друг друга, и это порождает между ними глубокий конфликт.

Именно этот конфликт и стал центральным в романе «Отцы и дети» великого русского писателя И.Тургенева.

        В романе сталкиваются представители двух общественных направлений: Павел Петрович Кирсанов, поколение 40-х, поколение либеральной аристократии, и Евгений Базаров, разночинец и демократ, и, к тому же – нигилист. Для Павла Петровича защита старого строя – главная цель в жизни.

Но Евгений Базаров на вопрос Павла Петровича о том, что же он отрицает, ответил кратко: «Все». Конфликт между этими представителями двух поколений не мог не возникнуть с самого начала. Даже при первой встрече надменный Базаров не стал приветствовать аристократа, а тот был поражен нарядом Базарова с длинными кистями, а также его высокомерием.

Отсюда и начинается конфликт, проходящий красной нитью через весь роман.

         Они спорят о таких вещах, как культурно-нравственные ценности, роль науки в жизни, роль искусства, спорят и об общественно-политическом строе страны, об образовании, природе, о народе, о любви.

         Базаров сначала имеет твердые идейные позиции. Он не хочет спорить с Павлом Петровичем, но постепенно втягивается в спор. Павел Кирсанов порицает Базарова за то, что те только разрушают, а не строят. Но Базаров отвечает, что для начала нужно для этого расчистить место. Но он еще и сам не знает, кто после него «будет строить», да и «будет ли строить».

Важно

         Важной стороной характеристики Базарова является поставленная в романе проблема отношения героя к народу.  Базаров гордится тем, что дед его землю пахал, он живет как простой человек, своим трудом, и ощущает свою духовную, идейную связь с народом. Но Павел Петрович противопоставляет консервативный народ бунтарским учениям, нигилистам, тех, кого представляет Евгений.

         Таким образом, различие идейных позиций этих людей настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов никогда не смогут друг друга понять, потому что они – люди различных поколений, у них противоположные взгляды на жизнь.

Так же, как различны взгляды на жизнь их поколений, и поколений всех последующих людей. Именно поэтому проблема, поставленная в романе, актуально и по сей день.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/43-sochinenie-na-temu-konflikt-pokolenij-v-romane-ottsy-i-deti.html

Конфликт двух поколений в романе Тургенева “Отцы и дети”

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев повествует о конфликте двух поколений на примере семей Кирсановых и Базаровых. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны.

Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие, оказывают воспитание, ценности, образование, уровень развития как детей, так и родителей.

Этим же обусловлены различия жизненных путей Евгения Васильевича Базарова и Аркадия Николаевича Кирсанова.

Кирсанов – довольно состоятельный дворянин, наследует поместье хотя и расстроенное, “скрипящее”, но достаточно обширное, чтобы не думать о хлебе насущном и других необходимых мелочах.

У него хорошее образование и есть все предпосылки к счастливой семейной жизни. Во время обучения он встретился с Базаровым, медиком, разночинцем (у его отца, Василия Базарова, немногим более десяти душ: “…а у нас поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!”).

Базаров-младший – нигилист, пропитавшийся этой революционной теорией до мозга костей. Он является источником теории, искренне верит в нее, в нигилизме – смысл его жизни. “…Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит!” У Базарова практически нет друзей.

Люди, которые его окружают, услышали про теорию случайно, захотели приобщиться к ней, а заодно познакомиться с таким интересным человеком, как Базаров. Однако эти люди не понимают или не принимают теорию Базарова близко к сердцу.

Поэтому люди, присоединившиеся к Базарову, быстро перестают верить в теорию или просто женятся, занимаются хозяйством, женой, потомством, заботятся о семейном счастье, а не о борьбе, нигилизме, революции и тому подобном. Аркадий как раз из таких людей.

Совет

Несмотря на то что он любит Базарова, искренно сочувствует ему, Кирсанов не может продолжать его дело, так как Аркадий не обладает особенными способностями, его нельзя назвать личностью, а только личность может в одиночку нести на себе бремя нигилизма или любой другой теории…

“Ваш сын – один из самых замечательных людей”, – сказал Кирсанов Василию Базарову в разговоре. У Аркадия слишком много есть в существующем мире, у него поместье, отец и дядя, которых он любит. Впоследствии он женился на Кате, младшей сестре Анны Сергеевны Одинцовой, по любви, у него нет причин для разрушения существующего порядка.

У Базарова же нет ничего: он беден, он не испытывает особой любви к родителям, “воспоминания детства не имели власти над ним”. При всем при этом Базаров мучительно одинок. Как у человека неординарного, необычного, чувство любви у Базарова проявляется не как у обычных людей.

“Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном или… романтическом называл белибердой, непростительной дурью…” Для удовлетворения физиологических потребностей подходит любая миловидная особа женского пола, например Фенечка.

Однако любить по-настоящему Базаров может только себе подобную, то есть женщину неординарных способностей и развития, но в то же время обладающую “богатым телом”.

Такой женщиной оказалась Анна Сергеевна Одинцова, которая стремительно приближалась к тридцатилетию богатой хозяйственной вдовой с четким жизненным расписанием. Несмотря на свой ум, Анна Сергеевна не смогла понять, что своим отказом убьет Базарова, потому что он считает ее чуть ли не единственным равным себе человеком из всех, кого он встречал.

Отказ Одинцовой значит для Евгения потерю надежды на любовь, потому что встретить равного себе для Базарова – удача, потому что личность в этом мире – редкое явление. А любовь ему необходима, как и любому другому человеку. Любовь к Одинцовой была его первым настоящим чувством.

Это была даже не любовь, а страсть. “Он задыхался; все те’ло его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая страсть, похожая на злобу и чем-то сродни ей”.

Базаров любил Анну Сергеевну “глупо, безумно”, а она не хотела понять, что губит личность, предпочитая собственный покой и заботы о Кате сопровождению Евгения на его нелепом пути.

В отличие от Базарова Аркадий выбирает младшую сестру и добивается ее любви, получает “благословение” от Евгения, Анны Сергеевны и отца и женится на ней через несколько месяцев после трагической гибели Базарова.

Обратите внимание

Катя, возлюбленная Кирсанова, – девушка достаточно романтичная, чтобы не понравиться Базарову. Анна Сергеевна хотя и дорожит “изящной стороной жизни”, но достаточно практичный человек. Кирсанов выбирает романтизм, то, что близко его отцу, дяде; Базаров же выбирает нигилизм, меньшую романтичность, “детское”. Однако Евгений одинок в своем выборе. Он остается один, без надежды, без любви.

Он умирает вместе со своей теорией, потому что ее некому передать – нет сильного человека. Он умирает от людского непонимания и одиночества. Пути Аркадия и Базарова сошлись случайно.

Если бы они не встретились, в жизни Аркадия почти ничего бы не изменилось.

Возможно, он женился бы не так скоро, и конечно же не на Кате, но в любом случае Аркадий стал бы обычным барином с женой, детьми и хозяйством.

Базаров не встретил бы Анну Сергеевну и в конце концов умер бы от одиночества. Вряд ли отсутствие Аркадия сказалось бы на судьбе Базарова, и наоборот. Мое личное отношение к Базарову двойственно.

С одной стороны, он мне нравится: он умен, образован, честен, обладает большой силой воли. Все эти качества в человеке привлекают.

Но, с другой стороны, я считаю, что надо сначала построить что-то новое, а потом ломать старое, а не наоборот.

Иначе может получиться так: сломав все, что было, мы не сумеем создать что-то новое. Также мне кажется нелепым отрицать все: природу, искусство, музыку, любовь, даже то, чего не знаешь. Как можно отрицать то, чего не знаешь? Этого я не понимаю.

Мне жаль Базарова, который в конце романа умирает. Вместе с ним умирают и те идеи, о которых он говорил.

Важно

И все же… Поместив в центр романа споры Базарова и Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее.

Базаров, по мысли автора, человек несовершенный, но “живой”, а не “застывший”, как Павел Петрович. Пусть главный герой романа пока одинок, он – предвестник будущих перемен.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Конфликт двух поколений в романе Тургенева “Отцы и дети”

Другие сочинения по теме:

  1. Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название…
  2. Тема сочинения Конфликт в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт,…
  3. Любовный конфликт романа романа Тургенева “Отцы и дети” Способность глубоко любить Тургенев считал мерилом ценности человека как личности. Писатель многих своих героев подвергал испытанию любовью. Эта участь постигла…
  4. Базаров и его конфликт теории и жизни в романе “Отцы и дети” Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт,…
  5. Кто такие “дети” в романе Тургенева “Отцы и дети”? Из тех “детей”, которые выведены в романе, только один Базаров представляется человеком самостоятельным и неглупым; под какими влияниями сложился характер…
  6. Евгений базаров и аркадий кирсанов в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Сочинения по литературе: Евгений базаров и аркадий кирсанов в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Великий русский писатель И….
  7. Кто такие “отцы” в романе Тургенева “Отцы и дети”? Выражаясь ученым слогом – концепция романа не представляет никаких художественных особенностей и хитростей, ничего замысловатого; действие его также очень просто…
  8. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”; В романе Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” изображена Россия конца пятидесятых годов…
  9. Тема Человека и природы в романе Тургенева “Отцы и дети” Человек и природа… По-моему, они довольно тесно связаны друг с другом. Когда мы видим, как та или иная личность воспринимает…
  10. “За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье”. Любовь в романе “Отцы и дети” В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой,…
  11. Пример сочинения: “Отцы” и “дети” в одноименном романе И. С. Тургенева Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. “Отцы” осуждают, критикуют и не понимают собственных “детей”. А…
  12. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя…
  13. Почему Базаров одинок в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Переломные моменты в истории всегда сопровождаются противоречиями и столкновениями. Столкновениями разных политических и общественных сил, столкновениями убеждений, взглядов, мировоззрений, культур….
  14. Описание природы и ее роль в романе Тургенева “Отцы и дети” Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изображаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение, является…
  15. “Отцы и дети”; Тургенева Написание романа “Отцы “Отцы и дети” Тургенева Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права….
  16. Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался в условиях социального конфликта, смены одного строя другим….
  17. Роман “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Полемика вокруг романа Роман “Отцы и дети” был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859- 1862) и отмены крепостного…
  18. Одинцова, Фенечка и Кукшина в романе “Отцы и дети” Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева “Отцы и дети” являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа…
  19. Образ и характеристика Базарова в романе “Отцы и дети” При чтении романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” не слишком вдумчивый читатель может задаться вопросом: “Базаров – герой положительный…
  20. ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ” При выходе в свет роман “Отцы и дети” вызвал ожесточенную критику, причиной которой прежде всего были особенности изображения “детей”, то…
Читайте также:  Анализ песни о вещем олеге баллады пушкина сочинение

Источник: https://ege-russian.ru/konflikt-dvux-pokolenij-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Духовный конфликт между поколениями в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Вглядывайтесь времени в лицо. Радуйтесь: оно не так уж плохо – Дети не похожи на отцов, Но зато похожи на эпоху. А. Коваль-Волков Страницы тургеневского романа насыщены жгучей полемикой, отражающей борьбу между либералами и демократами. Не принимая крайностей нигилизма, Тургенев любил революционную молодежь и показал ее духовное превосходство над отцами.

Но роман все-таки назван “Отцы и дети”, и семейная тема придает конфликту особую глубину. Родители всегда желают детям счастья, хотят, чтобы они шли дальше, достигали большего, но при этом не забывали лучших традиций прошло­го. Культурная преемственность при смене поколений не позволит разорвать “связь времен”.

Так уж устроен этот мир, что “старость” и “молодость” взаимно уравно­вешивают друг друга.

Так думал и

Николай Петрович Кирсанов, встречая сына после долгой разлуки. Ему очень хотелось быть не просто отцом, а товарищем, другом, наставником. Но наставник у Аркадия уже был.

Николай Петрович сразу понял, что сын “поет с чужого голоса”, когда после восторженных слов Аркадий, бросив взгляд на База­рова, вдруг совершенно другим тоном произносит: “Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился”. Нигилизм Аркадия – это всего лишь юношеский задор, стремление казаться старше и умнее. Отец и сын радуются весне, но каждый по – своему.

Николай Петрович декламирует пушкинские стихи: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Аркадий удивленно и сочувственно смотрит на отца. Но это разногласие чисто возрастное. От него никуда не денешься. В разговоре же о Фенечке сын проявляет излишнюю развязность. “Что-то кольнуло. в сердце” Николая Петровича, “но он тут же обвинил себя”.

Отцовская любовь – это всегда самопожертвование и про­щение.

Подлинный конфликт возникает в Марьино между дядей Аркадия и Базаровым. Родственные узы их не связывают; они представители не только разных поколений, но и разных сословий. Поэтому только

с натяжкой можно говорить здесь о духовном конфликте “отцов” и “детей”. Базаров осуждает в Павле Петровиче “аристократа”: его заносчивую праздность, подчеркнутую накрахмаленными воротничками, длинными ногтями, светскими манерами. Выступая в защиту своего дяди, Аркадий рассказывает историю его жизни, но она вызывает у Базарова лишь скептическую усмешку: “Пойдем лучше жука смотреть”.

Аркадия это обижает: для него дядя не “архаическое явление”, а человек неглупый, обладающий “предобрым сердцем”, человек “глубоко несчас­тный”, которого “презирать грешно”. Но прав все-таки Базаров. Выйдя в отставку и предавшись любовным пережи­ваниям, Кирсанов не подозревал, что это была “отставка” и от жизни. Вспомним Грибоедова: “Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

” Современники Чац­кого тоже добровольно оставляли службу, но для этого, однако, были иные причи­ны – гражданские. А Павел Петрович вот уже десять лет живет в деревне. За эти годы многое изменилось в России. Пришли “новые люди” с горячим желанием дела. А Павел Петрович? Он пытается разгадать в Фенечке то неуловимое сходство, ко­торое сближает ее с незабвенной княгиней Р.

Судьба разоренной деревни волнует его меньше, быть может, даже и вовсе не волнует. В споре Кирсанова с Базаровым затронуты все основные философские и соци­ально-экономические вопросы, разделившие русское общество на два враждебных лагеря. Базаров побеждает легко и небрежно. Его интеллект чрезвычайно высок. Не со всеми положениями Базарова можно согласиться, но личность он необыкно­венная.

Можно ли согласиться с утверждением Базарова, что он сам себя воспитал? Только отчасти. Кое-что он почерпнул и от родителей. Простые и добрые люди, обожаю­щие своего сына, они были очень бедны и не слишком духовно богаты. “Арина Власьевна. знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и про­стой народ, который должен служить”.

Совет

Василий Иванович служил “штаб-лекарем” в тех войсках, которые прославили себя во время Отечественной войны 1812 года. Некоторых декабристов он знал по службе в армии, уважение к ним сохранил до сих пор. А главное, он истинный труженик: “сам каждое деревце сажал”, встает рано и трудится целый день, не забывает и врачебной практики.

Базаров любит своих родителей, но ведет себя с ними слишком сухо и сурово. Полная противоположность ему – Аркадий Кирсанов, питомец дворянского гнез­да, связанный с отцом и дядей нитями глубокой привязанности, принимающий самое живое участие во всем, что волнует отца. Базаров же боится “рассиропиться”.

Прощаясь с Аркадием, он говорит ему: “Есть, Аркадий, у меня другие слова, толь­ко я их не выскажу, потому что это романтизм, – это значит: рассиропиться”. Ис­кусственно сухой язык Базарова обманчив. Недаром Тургенев сказал, что потра­тил на своего героя лучшие краски.

Эти краски особенно чувствуются там, где сквозь напускную суровость нигилиста проглядывает нежная, романтическая душа База­рова. “Другие слова” – это другой Базаров, великодушный, сердечный, особенно по отношению к родителям. В дни болезни, на краю неминуемой гибели он дает выход лучшим своим чувствам.

Отца называет то нежно и трогательно – “старина”, то шутливо и любовно – “Василий Иваныч”, то возвышенно и торжественно – “мой отец”. Перед смертью Базаров просит Одинцову приласкать его родителей: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать.”

Читаешь Тургенева и чувствуешь, как сердце становится добрее, а душа чище. И думаешь: не нужны никакие конфликты между отцами и детьми. Нужна только любовь, большая, всепоглощающая, помогающая нам жить.

(No Ratings Yet)
Loading…

What is functional stylistics.
Сейчас вы читаете: Духовный конфликт между поколениями в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”« Сочинение-размышление на тему: Давайте поклоняться добротеКраткое содержание “На испытаниях” Грековой »

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/duxovnyj-konflikt-mezhdu-pokoleniyami-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti.html

Сочинение на тему: Конфликт двух поколений в романе Тургенева “Отцы и дети”

­Конфликт двух поколений

В России XIX век был ознаменован появлением “новых” людей-разночинцев. Это были образованные интеллигенты, которые говорили о необходимости изменений в стране. Такой тип людей стал появляться практически в каждом крупном произведении, написанном в этот период.

В этом смысле роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” не исключение. Главный герой Евгений Базаров по натуре “нигилист”, то есть человек, отрицающий все то, что складывалось в обществе веками.

Молодежь восприняла его как пример для подражания, а старшее поколение как бескомпромиссный вызов.

Обратите внимание

Уже в самом названии романа мы видим, что речь пойдет о конфликте двух поколений, который был, есть и будет во все времена. Самое ярое противостояние разворачивается между молодым либералом Базаровым и аристократом в летах

Павлом Кирсановым. С самой первой минуты знакомства эти двое невзлюбили друг друга. Они не похожи во всех отношениях. Один носит накрахмаленные белоснежные рубашечки, а другой потертые и местами заляпанные брюки. Один придерживается тех же взглядом, что и все дворяне того периода, а другой толкует о России и новой “русской идее”.

При этом оба сами себе противоречат. Базаров в речи употребляет слишком много иностранных словечек, а Кирсанов любит рассуждать о тяжелой доле крестьян в стране, но при этом морщится при встрече с ними.

Напряженность в отношениях героев настолько возрастает, что доходит до тайной дуэли. Павел Петрович когда-то был блестящим, многообещающим офицером. На своем пути он встретил одну светскую даму (княгиню Р.

), которую полюбил, но роман вскоре закончился и он остался ни с чем.

Позже он замечает нечто общее между княгиней Р. и крепостной Фенечкой, у которой ребенок от его младшего брата.

Случайно увидев, как Базаров обнимает и крепко целует девушку, он вызывает противника на дуэль, во время которой первым получает ранение. Базаров как доктор обязан ему помочь, ведь он давал Клятву Гиппократа.

Не найдя понимания в доме Кирсановых, он вскоре уезжает домой. Мы видим, что его родители – единственные люди, которым он по-настоящему дорог.

Их чувства к сыну не меняются ни при каких обстоятельствах. До конца жизни, уже дряхлыми старичками, они приходят на могилу сына. В семье Кирсановых со временем проблема отцов и детей сглаживается.

Важно

Николай Петрович берет в жены Фенечку, а его сын Аркадий – Катю Одинцову. Павел Петрович уезжает в Дрезден и живет там одиноко, не изменяя своим аристократическим привычкам. Сам автор неоднозначно отнесся к своим героям.

Он не принимал рьяно чью-либо сторону, так как по натуре являлся одновременно и аристократом, и либералом.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-konflikt-dvux-pokolenij-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Конфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Философские размышления о смене поколений, о вечной борьбе старого с новым звучали не раз в произведениях русских писателей и до И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина и др.). По окончании работы над своим фундаментальным романом “Отцы и дети” Тургенев писал Полине Виардо: “Я попытался представить конфликт двух поколений”.

Читайте также:  Женские образы в романе тихий дон шолохова сочинение

Роман “Отцы и дети” писался в годы, когда в России реальной общественной силой становились разночинцы, а аристократия постепенно утрачивала свою ведущую роль.

Общество того времени в итоге было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал свои истины.

В романе “Отцы и дети” автор попытался представить свою точку зрения на данную проблему и дал острую характеристику борьбе старого и молодогопоколений, т. к. являлся свидетелем непрекращающихся споров о моральном долге детей и мудрости отцов.

В основе сюжета романа лежит острый социальный конфликт “нового человека” Базарова с миром Кирсановых. Сам писатель стремился к тому, чтобы смягчить вечный конфликт добротой, терпимостью, мудростью и любовью. Несмотря на свою симпатию к правде молодых, он надеялся на то, что отцовская любовь и сдержанность способны исправить и смягчить юношеский эгоизм и заносчивость.

К “отцам” в романе можно отнести многих героев. Среди них братья Кирсановы, старички Базаровы.

К лагерю “отцов” принадлежит и Аркадий, так как ему ближе их взгляды, он по натуре своей романтик, как и его отец, а потому Аркадий скорее подстраивается под Базарова и его нигилизм, нежели глубоко и искренне верит в его принципы. Благодаря своему таланту и из чувства благодарности прошлому Тургенев вырисовывает благородные черты поколения “отцов”.

Совет

Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, – не ретроград, не невежественный крепостник типа Фамусова и Простаковой, напротив: он окончил университет, любит музыку и природу, классическую русскую литературу.

Так, когда Аркадий предлагает отцу читать вместо Пушкина книгу по физике, Николай Петрович, прочтя несколько страниц и ничего не понимая, возвращается в Пушкину. Когда сын учился, отец жил с ним, “старался заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия”.

Он приветливо встречает в своем доме Базарова, искренне желает сблизиться с ним как с другом своего сына, как с представителем молодого поколения и просто с интересной личностью. Но он так и не может понять, почему не происходит этого сближения.

Нельзя не любоваться старичками Базаровыми и равнодушно читать об их любви к сыну. Василий Иванович утверждает, что человек должен жить своим трудом, да и сам он всю жизнь трудился и продолжает трудиться.

Он, как и Николай Петрович Кирсанов, тянется к молодому поколению, думает учиться: “…для человека мыслящего нет захолустья, я стараюсь по возможности, как говорится, мохом не зарасти, не отстать от века”.

Добрый старик видит связь с новой эпохой в том, чтобы хоть как-то облегчить жизнь крестьян, посадив их на оброк, причем такой поступок он считал “своим долгом”, хотя другие “владельцы об этом не помышляют”. Но и он в скором времени склоняет голову перед молодежью: “Конечно, вам, господа, лучше знать, где нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли”.

Ощутима и трагедия Павла Петровича, который ведет пустую и бессмысленную жизнь и в состоянии заботиться только о своей внешности и благополучии.

В споре с Базаровым он выглядит не лучшим образом: не выдерживая аристократического тона, он доходит до оскорблений и терпит поражение из-за нехватки отеческой любви к молодым и непонимания их устремлений.

Автор говорит о том, что дядя Аркадия стал мертвецом еще при жизни.

Наблюдая за жизнью отцов, Базаров дал ей точную оценку: “Кажется, чего лучше: ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!” Да и сам автор понимает, что таким, как Базаров, тесно в родительском доме, что им не хватает воздуха в душном аристократическом мире, им нужен простор для действий, для осуществления грандиозных планов и колоссальных жизненных перемен, которые способны изменить старую жизнь к лучшему. В то же время, автор не отрицает полностью аристократию. Он любовно относится к Николаю Петровичу, старикам Базаровым. И лишь аристократизм Павла Петровича отрицается Тургеневым, недаром у него единственного из поколения аристократов нет детей – продолжателей его рода.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/konflikt-dvux-pokolenij-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Спор поколений в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева

«Отцы и дети» — одно из величайших произведений русской литературы. Каждое поколение находит что-то интересное для себя в этом романе, по-разному воспринимает сложную авторскую позицию. Эта книга вобрала в себя исторически важные события, связанные со сменой поколений и возникновением новых идей.

«Отцы и дети» писались в момент подготовки и осуществления крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. В те переломные времена каждый человек должен был определиться с позицией, которой он будет придерживаться. Примкнуть к уже уходящему классу дворян или держаться только возникающего класса революционеров.

Именно тогда Тургенев и писал свой великий роман.

На протяжении всего произведения наше внимание сосредоточено на взаимоотношениях дворянина Павла Петровича Кирсанова и сына бедного лекаря Евгения Базарова. Тургенев дает четкую характеристику главных героев, и перед нами сразу же встает резкое различие во внешности, манере поведения и взглядах на главные проблемы жизни.

Романтичный Павел Петрович Кирсанов никак не совместим с демократом Базаровым, равнодушным к любовным отношениям. Между ними сразу возникает антипатия, переходящая в разгоряченные споры. Именно в их препирательствах раскрываются разные взгляды на общественный строй, религию и народ.

Базаров считает, что общество прогнило и нужны основательные меры: «Исправьте общество». Именно в этом заключается польза, которую видит Евгений. Павел Петрович соглашается, что общество не совсем в порядке.

Обратите внимание

Тогда, когда Кирсанов узнает, что его племянник и Евгений Базаров нигилисты, отрицающие всё и не уважающие чужие интересы, он возглашает:«Нам дорога цивилизация.

Нам дороги её плоды»… Именно в этих словах и заключается конфликт между «отцами» и «детьми».

Базаров и Кирсанов абсолютно по-разному относятся к дворянству. Павел Петрович считает аристократию главной силой, движущей народ и способствующей благополучному развитию общества. В глазах же Евгения аристократы не способны действовать и приносить пользу людям.

Базаров, как нигилист, привык «действовать, ломать», вместо того чтобы сидеть сложа руки, как аристократы. Но, несмотря на наличие такого сильного качества, у нигилистов есть и слабые стороны. Одним из минусов является бедная душа, вынужденная скрывать чувства.

В споре же о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова, который умеет ладить с мужиками. Он трезво видит, как «грубейшее суеверие душит страну». Евгений связывает свою деятельность с «народным духом», считая себя тем, кто выражает интерес народа. Кирсанов и Базаров спорят о том, в ком из них мужик «признает соотечественника».

В спорах сталкиваются и эстетические взгляды главных героев. Их мнения неодинаковы: Павел Петрович высоко ценит искусство, Базаров же считает, что Пушкин «никуда не годится», играть на виолончели для мужчины «смешно», а порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта.

Отношение к окружающей природе у них тоже разнится. В ответ на вопрос Аркадия, выступающего против Евгения, звучит ответ нигилиста Базарова: «И природа – пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Несмотря на то, что Базаров отрицает любовь и смеется над романтичными порывами Павла Петровича, в душе Евгения присутствует способность любить и чувствовать. Влюбленность в Анну Сергеевну раскрыла настоящего Евгения Базарова. Его сердце страдает из-за отвернутых чувств. В случае Павла Петровича любовь, ради которой он оставил всё, включая его карьеру, привела его к душевной гибели.

Важно

Таким образом, в романе «Отцы и дети» Тургенев отобразил борьбу двух разных поколений, борьбу века уходящего и нового, только зарождающегося. Но, несмотря на эту смену эпох, должна оставаться нить, связующая одно поколение людей с другим, только так возможно прогрессивное развитие общества.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/spor-pokolenij-v-romane-otcy-i-deti-turgeneva.html

Конфликт двух поколений в романе Тургенева “Отцы и дети”

Главный конфликт романа И. С. Тургенева – противоречия между “отцами” и “детьми”. Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович – семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он – отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше.

Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Воимя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость.

Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову – он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Совет

Базаров отстаивает теорию “нигилизма”: “. мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”.

Базаров подвергает отрицанию все: искусство (“Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, “Рафаэль гроша ломаного не стоит”), природу как предмет для восхищения (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”), любовь, и даже.

Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

– Как? Не только искусство, поэзию. но и. страшно вымолвить.

– Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным “все”, это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без “принсипов” могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости.

Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни – любовь отцов к детям.

Обратите внимание

Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.

Источник: http://schoolessay.ru/konflikt-dvux-pokolenij-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию