Сочинение образ русской земли в слове о полку игореве (образ руси) 9 класс

Сочинение Образ Русской земли в Слове о полку Игореве — образ Руси 9 класс

В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», пожалуй, одно из центральных мест занимает образ земли. Именно на ней разворачиваются все чудовищные события, которые мы помним до сих пор. Каждая строчка пропитана необыкновенной любовью к своей земле, патриотизмом, желанием защитить и уберечь свою землю от любых нападений и потрясений.

Какими же характеристиками обладает русская земля в произведении «Слово о полку Игореве». Как мы сказали ранее, земле в этом произведении приписываются свойства и черты живого человека, земля – это не что-то эфемерное, а образ, стоящий в центре всего произведения.

Итак, во-первых, земля предстает в произведении, как что-то невероятно могущественное и сильное, ведь благодаря деятельности князей, правивших еще до нападения, она сохранила свою целостность и неуязвимость.

Обратите внимание

Также неоднократно говорится о благоприятности местоположения. Русская земля чрезвычайно богата природными ресурсами, она невероятно просторна и красива. Она самобытна и уникальна, со своими природными климатическими особенностями, животным миром и людьми.

Именно русская земля рождает таких честных и доблестных воинов, которые готовы пролить кровь за ее принадлежность русскому народу.

Большое значение имеет и то, что природа русской земли невероятно чувствительно. Неоднократно она предупреждала о плохих исходах битв и предвещала беду. В конце произведение именно природа помогает Игорю вернуться живым и невредимым.

Люди в произведении тоже являются частью природы. Автором много раз упоминается трудолюбие, способность любить и быть честным до конца с собой и окружающими русского человека.

Воины даже не задумывались о том, что они могут оставить свою семью, не тешили свое самолюбие – они безукоризненно выполняли свой долг и спасали русскую землю от нападений. Никто не мог разрушить эту неиссякаемую веру в победу и в собственное превосходство.

Достаточно вспомнить, то, как необыкновенно был рад народ, когда Игорь вернулся из плена. Ве воспринимали это событие, как личное счастье.

Конечно, автор очень сопереживает нападениям на русскую землю, но, стоит отметить, именно через этот образ автор проводит главную мысль. Лишь сплоченность князей могла изменить ход истории, ведь в связи с нападениями на землю Святослав сказал свое слово и призвал к здравомыслию князей.

Князья, не задумываясь о главной цели – сохранении целостности и единстве, пустили на самотек все правление. Их волновали вопросы собственного благополучия и борьбы между собой, тогда как настоящий враг был внешним. Только единство и желание отстоять землю русскую могли способствовать победе над половцами.

Важно

Русская земля в произведении «Слово о полку Игореве» имеет колоссальное значение. Ее по праву можно назвать центральным образом. Когда читаешь это произведение, невольно сопереживаешь ей, с восхищением читаешь описание удивительной природы, удивляешься смелости и отваге русских воинов, которые готовы на все ради ее независимости.

9 класс кратко

Вариант 2

Есть множество произведений, будь то летописи, исторические хроники, мемуары, или что-то иное, что рассказывает нам о событиях прошедших лет.

Что-то из них сохранилось до наших дней, что-то нет, а что-то было уничтожено намеренно, но как бы то ни было до наших дней дошло одно уникальное произведение, описывающие события, происходящие на территории нашей родины.

Это летопись под названием “Слово о полку Игореве”, которая повествует потомкам о подвигах князя Игоря, о половецком нападении на Русь, и о богатырях того времени.

В произведении Русь описана как земля с большими людьми, которые наполнены искренними патриотическими чувствами.

Эти люди жаждут славы для своей земли, они хотят получить от военных походов как можно больше, дабы прославить свою родину, из-за чего очень часто лезут в битву очень необдуманно и неаккуратно, вследствие чего потом приходится отвечать за последствия, как и вышло с половецким восстанием.

Князь Игорь решил, что он сможет с небольшим войском разбить всех половцев чуть ли не в первых боях, и принял решение отправиться в военный поход. Несмотря на уговоры близких он всё — таки собирает войско и отправляется в путь, и, несмотря на все, казалось бы, дурные знаки, он продолжает путь. Добравшись до поля боя, его армия одерживает огорчительное поражение, а князя берут в плен.

Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.

Совет!

Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения.

Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди,  которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность.

Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.

Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто  его не обрабатывает.

Автор сравнивает пашню с погостом, где вместо жита только вороны. Именно в этом эпизоде видны читателю эмоции автора по этому поводу.

По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.

Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает  горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….

Автор Древней Руси мучительно и тревожно показывает ночь перед боем. Читая слова, мы представляем себе как непросто русичам….

Автор относится к Русской земле, как к живому существу. Он любит ее, жалеет ее; он – истинный патриот.

Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью  к Родине.

Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.

Обратите внимание

Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.

Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.

Если анализировать канву пейзажа далее, то видим, что она оплетает и людей, о которых идет речь в данном письменном памятнике.

Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.

Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.

Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….

Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.

Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.

Важно

Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve-obraz-rusi

Сочинение Образ Русской земли в Слове о полку Игореве (образ Руси) 9 класс

В поэме «Слово о полку Игореве» ярко выражен образ Русской земли. В поэме говорится о любви к своей Родине и его народу. Русская земля описана с такой нежностью и трепетом, что читая произведение, представляешь всю эту красоту.

В творении русского народа, говорится насколько война, уничтожила их родную землю, но она от этого не стала не привлекательной. Множество сожженных нив, полей и лесов разразилось диким плачем и стоном природы. На протяжении всего произведения можно наблюдать насколько русский народ чтит и уважает место, где они живут. Каждый листочек, цветочек, дерево, поле было любимо народом.

Автор поэмы призывает к единству, к единству народа и народа с природой. В «Слово о полку Игореве» автор пишет о том, что зря Игорь сам пошел сражаться с врагом. Нужно было воссоединиться с воинами и дать отпор вражеской стороне.

С душевной проникновенностью описываются опустевшие нивы и пашни, где нет работников, а лишь летают вороны и выклевывают глаза павшим солдатам. Любовь к родине раскрывает всю скорбь павших солдат, о том, что стоит беречь свою жизнь.

В поэме пишется не об одном герое и его поступках, а о великой Русской земле, о ее народе. В произведении, где идут описания природы, образ Русской земли завораживает и увлекает с собой в увлекательное путешествие по городам, рекам и морям.

Автор пишет о том, что Игорю надо было обратиться за помощью к другим князьям и защитить свою отчизну, но он слишком упрям и жажда славы и признания в итоге привели к тому, что его не многочисленное войско разбили. Святослав Киевский очень любил свою родину и огромные необъятные земли своей Великой родине.

Ведь образ красоты рек, которые текут через всю страну и наполняют собой озера и моря противопоставлен пустой выгоревшей степи. Вся поэма пропитана сочувствием и любовью к жизни на просторах родной земли.

В то время велись междоусобные войны, князья пытаются воевать друг с другом. Каждый из них пытается забрать себе как можно больше земель. Никого кроме Святослава Киевского действительно не интересует воссоединение всех князей. Его волнует проблема своего народа и Русской земли.

Описание того как природа ведет себя после того как Игорь проигрывает, впечатляет. Как ведут себя тучи и моря, как гремит гром, и вся природа стонет от боли и переживаний. Она разбита и опечалена тем, что так все закончилось.

Совет!

Природа принимает главное участие в жизни людей, она делит радости и печали вместе с человеком. В произведении главный герой Игорь разговаривает с реками, а птицы, словно люди наделены человеческими качествами и прозорливым умом.

Автор произведения призывает к тому, чтобы весь народ был един и находился в гармонии с природой. Ведь только единством Великий и могучий народ может дать отпор внешней угрозе.

Вариант 2

Главной фабулой выдающегося произведения «Слово о полку Игореве» является огромная любовь к Родине, к своему народу и русской земле.

Неизвестный автор одушевляет русскую землю, она в его поэме является одним из главных героев произведения, захватывая историю Руси с незапамятных времён до времён правления князя Игоря. Описывая события войны Игоря с половцами, автор «Слова» с великой любовью и почитанием говорит о природе, которая всеми силами помогает отстоять и защитить родную землю, политую потом и кровью предков.

И ветер, и солнце, реки и птицы, весь мир величественной природы вносят свой вклад в победу русского народа, так как Русская земля—это и есть русский народ, населяющий её.

Это великий и могущественный народ, всей душой любящий свою родную землю, делающий всё для её дальнейшего процветания. Народ, готовый в любую

Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» минуту встать на защиту своей прекрасной и необъятной земли.

Русская земля показана в поэме в глобальном объёме, она достойна любви и поклонения.

Читайте также:  Сочинение природа в творчестве фета и тютчева

Сила и мощь родной земли целиком и полностью зависит от сплочённости и единства народов, её населяющих, к чему и призывает автор. Образ русской земли неотрывно связан с героями этого произведения, он присутствует везде.

Обратите внимание

На каждом шагу нашим героям встречается милый сердцу каждого русского человека образ родимой земли, это быстрые реки, и густые леса, бескрайние степи и высокие горы. Это вольные птицы, призывающие к свободной и независимой жизни.

Красота русской земли, сильные, смелые люди, закалённые в трудах и бою, великолепие живой природы, всё это неразрывно связано между собой и представляет единое целое.

Превыше всего для русского народа стоит свобода и независимость своей Отчизны. Испокон веков русский человек не разрушитель, но созидатель, и вся его жизнь неразрывно связана со своей землёй, которую он холит и лелеет, ибо земля — это начало начал, колыбель всего живого.

Талантливому автору «Слова» с большим успехом удалось заставить читателя почувствовать гордость за свою Родину, ощутить силу и мощь великой Русской земли.

Сочинение образ Руси в Слове о полку Игореве

Во многих литературных произведениях древней Руси, будь то поэма или сказка, постоянно упоминаются добрые молодцы, которые защищают Русь от всех напастей и угроз.

Многие из этих поэм и сказаний дошли и до нас, благодаря чему о Руси сложилось мнение, что на ней жили одни лишь добрые богатыри и славные войны, готовые отдать жизнь за родину. Как не прискорбно, но в реальности было не совсем так.

Настоящих богатырей на Руси было очень мало, можно буквально по пальцам пересчитать, и то мы знаем это только из поэм и сказаний, а они как правило чересчур романтизированы.

Реальная Русь же была отнюдь не гостеприимным местом.

Постоянные набеги со стороны различных племен кочевников, царский деспотичный режим, и прочие проблемы государства по типу древней Руси изрядно портили жизнь как приезжим из других стран, так и коренным жителям страны.

Из-за всего этого население было очень придирчиво к иностранцам  и даже к их родным и близким, из-за чего долгая жизнь в таких натянутых отношениях друг с другом привела к тому, что коренное население Руси как бы очерствело по отношению ко всему.

В поэме же Русь показывают сначала как каноничную богатырскую державу, но затем на поверхность всплывает та самая, черствая Русь. Никто не желает отправиться на помощь Игорю или хотя отправить кого — нибудь туда.

Всех заботит только лишь собственная безопасность и их благополучие.

Таков образ реальной Руси в поэме, и это очень хорошо, из-за того что даёт читателю реальную достоверную информацию, не навязанную стереотипностью мышления более поздних или находившихся под влиянием власти писателей.

Важно

Подведём итоги. Проблема интерпретации Русской земли в поэме раскрыта очень хорошо, благодаря чему можно получить развёрнутый ответ на вопрос  состоянии древней Руси.

Русь показана как неприветливое, ожесточенное постоянными набегами место, что даёт хорошее представление о том, как там нелегко жилось, и на что шли некоторые героические личности, чтобы спасти отчизну от полного уничтожения кочевниками и прочими противниками.

Далее из этого следует, что на Руси может и были так называемые богатыри, но их было настолько мизерно количество, что можно по пальцам одной руки пересчитать. Исходя из этого, можно понять все масштабы всей трагичности положения древней Руси.

9 класс

← Образ Ярославны в поэме Слово о полку Игореве ← Характеристика Лизы и Эраста о повести Бедная Лиза↑ ДругиеА зори здесь тихие… по повести Васильева рассуждение → Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина →

  • Жизнь Евгения Онегина в Деревне описание с цитатамиЯ даже не удивляюсь тому, что жизнь Онегина в деревне была простой и здоровой. Так обычно и бывает, когда городской житель, приехав на природу (и не на пикник, а на каникулы), наслаждается.
  • Сочинение Николай Павлович в рассказе Левша ЛесковаНиколай Павлович – герой рассказа Николая Сергеевича Лескова «Левша». Николай является братом Александра Павловича. Право на управление государством Николаю первому досталось в наследство от своего брата.
  • Сочинение Вид из моего окна осеньюИз моего окна осенью вид очень приятный. В смысле, когда осень ещё золотая, не когда дождь целый день – тогда, понятно, в окне всё просто размыто, только капли видны. Но когда это золотая осень – вид шикарный!
  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь от лица болельщика зрителя 7 классВы знаете, как я люблю футбол? Это моя жизнь. Утром, как только встанет солнце, я несусь на наше импровизированное поле сломя голову. Наше поле, это небольшая площадка, которую мы соорудили сами.
  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо Некрасова 10 классСпустя два года после выхода указа об отмене крепостного права Н. А. Некрасов создает поэму «Кому на Руси жить хорошо». Произведение является центральным в творчестве писателя.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve-obraz-rusi-9-klass

Сочинение «Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»

Сочинение Кокухиной Елизаветы,

ученицы 9 класса МБОУ СОШ п.Головановский

Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Это произведение написано неизвестным  писателем в 12 веке.

В «Слове» отражены события неудачного  похода Князя-Игоря на половцев в 1185 году.

Князь Игорь Святославович с немногими силами, очертя голову, выступил против половцев, чтобы «поискать» себе «чести и славы», не договорившись с другими князьями, потерпел страшное поражение.

 от этого.

Рассказ о походе Игоря построен так, чтобы мы смогли увидеть и восхититься дерзкой смелостью князя, услышать мудрый голос правителя и задуматься о судьбе русской Земли и Русского народа. К единению князей призывает Святослав Киевский, который осуждает бездействие и раздоры всех князей.

 Болью, чувством тревоги и заботой о родной земле пронизано «Золотое слово» Святослава Киевского. Героем  «Слова» является не только  князья, но весь русский народ, Русская земля. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает Родину как единое, огромное и живое существо.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: перед битвой с половцами кровавые зори свет поедают, черные тучи с моря идут, быть грому великому, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется, После поражения войска Игоря глубокая печаль идет по Руси.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, дождевые облака, утренний туман – все скорбит о случившемся. Также широки образы из плача Ярославны. Ярославна обращается  к ветру, лелеющему корабли, веющему под облаками, к солнцу, от которого всем тепло и прекрасно.

Женские образы овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах. В идейном замысле автора эти женские образы занимают очень важное место, подчеркивая мирное и созидательное начало, противостоящее войне и разрушению.

Совет!

Необыкновенная чуткость к человеческому горю, большое и умное сердце автора «Слова» не могли не привлечь его к народному горю – к страданию русского населения.

Народность и гуманизм автора – это, в сущности, две стороны одного и того же, поэтому «Слово» живет и для нас, продолжает волновать нас до сих пор.

Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи. Русская земля для автора «Слова» — это, конечно, народ. Идеал автора – это могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» — это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/02/13/sochinenie-obraz-russkoy-zemli-v-slovo-o-polku-igoreve

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние.

В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В «Слове…» нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход.

Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.

 В гениальной древней поэме «Слово о полку Игореве» русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств.  Душа автора «Слова», до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий.

Природа живет и дышит в «Слове» заодно с человеком, заодно выступает с воинами-русичами, перегородившими «великие поля червлеными щитами». Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! — говорится в другом древнерусском памятнике письменности.

— Многими красотами дивишь ты — озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли — центральный в «Слове о полку Игореве». Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ.

К русской земле обращены все лучшие чувства автора.    

 Автор «Слова о полку Игореве» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое.

В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.

Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», её холмам, болотам, «грязевым» местам.

Обратите внимание

Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» — это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, её населяющий.

Автор «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли.

Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. «Слово о полку Игореве» в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это «золотое слово» учит нас любить свою родину Россию и хранить её единство.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80455

Образ русской земли в “Слове о полку Игореве”

Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве” – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник.

Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, “Слово…” с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента его открытия А. И.

Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.

И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что “Слово…” продолжает волновать все новые поколения

читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством.

Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке? Давно утвердилась мысль о том, что “Слово о полку Игореве” посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом.

Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем “Слова…” является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место.

Автор “Слова…” рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр, Дунай, это древние города Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич, Путивль и многие другие, это “сине

море” и просторы степей – “страны незнаемой”. Обширности русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее частях: “девицы поют на Дунай, – вьются голоса через море до Киева”.

Читайте также:  Характеристика и образ барона в пьесе горького на дне

Действующие лица “Слова…” передвигаются с гиперболической быстротой: Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, а наутро оружием отворотил ворота Новгорода.

Важно

В таких необозримых пространствах и могущество героев приобретает гиперболические размеры: галицкий Ярослав подпер горы угорские своими железными полками, затворив Дунаю ворота. Не менее грандиозен и пейзаж “Слова…”.

Ветер, солнце, грозовые тучи не просто составляют фон, на котором разворачивается действие, но и сами участвуют в нем: солнце затмением заступает путь Игорю, как бы желает отвратить-его от гибельного для Руси похода на половцев, а Донец стелет бегущему из плена князю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом.

Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. Вот почему, как к живым, обращается Ярославна к ветру, веющему под облаками, к Днепру, лелеющему Святославовы ладьи, к солнцу, в безводной степи истомившему жаждой русских воинов.

Так к образе Русской земли объединяется для автора “Слова…” ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное – люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских “ратаев” – пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь.

Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя. Войско Игоря – это на просто воины, это “русичи”.

Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: “О Русская земля! Уже ты за холмом!” Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.

Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все “Слово…”, главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает “повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря”. Он ведет свое повествование, “свивая славы оба полы сего времени”, постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его “золотое слово”, свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.

Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту.

Совет!

Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в “Слове о полку Игореве”, не утратила своей важности и сейчас. А га любовь к родине, которая вдохновила автора “Слова..

”, его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve/

Изображение руси в «слове о полку игореве»

До нас не дошел подлинник «Слова о полку Игореве», найденный Мусиным-Пушкиным — во время пожара в Москве рукопись сгорела. Список с оригинала, сделанный в XVIII веке уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности..

В центре внимания автора не победа, а поражение князя Новгород-Северской земли Игоря в 1185 году.

Князь Игорь не смог участвовать в победоносном походе русских князей, объединенных под предводительством киевского князя Святослава — половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли. Поход начался весной, и гололедица помешала конному войску Игоря прибыть вовремя.

По-видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу, ему не суждено было доказать свою преданность союзу русских князей против половцев.

Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью и горячностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Его планы простирались очень далеко: он надеялся восстановить свое “лицо” в глазах русских князей, предприняв поход видимо с целью отвоевать у половцев утраченную Тмутаракань…

Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.

Обратите внимание

Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение. Вслед за победой над Игорем — половцы, собрав весь свой народ, ринулись разорять Русскую землю.

Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей во главе с Киевским князем Святославом.

Возможно символично рассмотрение сюжета на примере поражения, а не победы — хотя их разделял всего один год. В горечи поражения ярче, рельефнее вырисовывается та самая Русь, единение народа и земли — Родины. Частные характеристики князей являются лишь контрастным фоном для прорисовки основного героя повествования — Руси.

Земля живет и дышит заодно с человеком, за­одно выступает с воинами-русичами, перегородившими «великие поля червлеными щитами». Она радуется вместе с ними победе, тужит и печалится при поражении. Героем «Слова» является не один из князей, а русский народ, русская земля, к ней обращены все лучшие чувства автора.

Образ Русской земли — центральный в «Слове». Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее холмам, болотам «грязевым» местам.

Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.

Это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий. В «Слове» показаны: труд русских пахарей, нарушенный усобицами князей; говорится о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; горе всего русского народа после поражения Игоря.

Понятие родины включает, для автора «Слова о полку Игореве» и ее историю.

История неудачного похода князя Игоря на половцев, преподносится автором на фоне событий русской жизни за полтора столетия, постоянно сопоставляя прошлые времена с настоящими.

В «Слове», автор сумел показать всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, русских людей и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле.

«Слово о полку Игореве» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности.

Автор обращается ко всем русским князьям поочередно, призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Родиной.

Важно

Как же представлял автор «Слова» единство Руси, к которому он звал своих читателей? Само собой разумеется, что нельзя было просто уговорить русских князей перестать враждовать между собою.

Автор «Слова» — сторонник сильной центральной власти, которая могла бы закрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей.

Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав представлен как сильный и грозный властитель. В образе князя, воплощающего собой идею сильной власти, показана та сила, с помощью которой должно было осуществляться объединение Русской земли.

Призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе.

В наше время, время социальных и национальных конфликтов, борьбы за всевозможные суверенитеты, «Слово о полку Игореве» звучит как духовное завещание нашему поколению, учит нас любить свою родину и хранить ее единство.

Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли, он сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/izobrazhenie-rusi-v-slove-o-polku-igoreve/

Сочинение «Образ Русской земли в Слове о полку Игореве»

Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, Мгла поля покрыла, Щекот соловьиный уснул. «Слово»Свой призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора.

Образ Русской земли — центральный в «Слове»; он очерчен автором легко и свободно.

«Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую».

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь «стана не знаема», синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина…

а из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов… — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной ли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях.«Не буря соколов занеслачерез поля широкие —стаи галок бегутк Дону великому».

Совет!

Или так бы начать тебе петьВещий Баян,Велесов внук:♦ Кони ржут за Сулой —Звенит слава в Киеве:трубы трубят в Новгороде —стоят стяги в Путивле!»Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие «Слова», охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц.

Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава…

Такой же грандиозностью отличался пейзаж «Слова», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут…

быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…

Для автора «Слова» Русь — это не только «земля» в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа о гибели Игоревой дружины и радость его после возвращения князя на родину.

Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярос-лавовы, походы Олеговы, времена «старого Владимира». Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской.

А так же автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.Великий князь Всеволод!Неужели и мысленно тебе не прилететь издалекаОтчий золотой стол поблюсти?Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать,А Дон шлемами вылить! •Если бы ты был здесь,То была бы раба по ногате,а раб по резани.

Ты ведь можешь посуху живыми копьями стрелять —Удалыми сыновьями Глебовыми.Образ Русской земли — существенная часть «Слова» как призывы к ее защите от внешних врагов.

Постоянным лейтмотивом звучат слова: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это и предостережение автора о грозящей опасности дружине Игоревой, и напоминание, патриотический призыв.

«Слово о полку Игореве» — произведение поразительно стройное и цельное. Художественная форма его очень точно соответствует идейному замыслу.

Все образы «Слова» способствуют выявлению основной мысли — объединению Руси. Автор © Алл Соч. РУ 2005 гениально раскрыл причину поражения отважных князей Игоря и Всеволода и их доблестной дружины, пошедших на объединившихся половцев «за славой», но открывших ворота врагам на Русь.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve-2/

Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”: образ Руси (сочинение)

Меню статьи:

Художественная литература является по своей сути самым распространенным видом искусства. И это не удивительно, ведь с ее помощью возможно отобразить самые разные аспекты жизни любого человека и любой эпохи.

Таким произведением, объединившим общий исторический период стало «Слово о полку Игореве».

Особенности произведения «Слово о полку Игореве»

Это произведение позволяет рассмотреть многогранно особенности жизни в далекое для нас время и узнать не только об исторических событиях изображаемой эпохи и особенностях сочинения художественной литературы, но и взаимоотношениях людей, их идеалах, целях в жизни.

Читайте также:  Характеристика и образ ольги лариной в романе евгений онегин пушкина сочинение

В основе «Слова о полку Игореве» положена реальное историческое событие, о котором идет речь еще в «Повести временных лет» – поход новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.

Обратите внимание

Руководствуясь этими принципами четыре князя, под руководством Игоря Святославовича отправляются в поход. Князья не единожды получают повод усомниться в правильности своих решений, но все же не отступают перед намеченным событием не под каким предлогом.

В результате русские войска встречаются с половецкими на реке Каяла. Первые военные баталии приносят успех русичам, но в дальнейшем судьба перестала быть благосклонной к судьбе русских воинов – они были беспощадно разбиты половецкими войсками, сам князь Игорь попал в плен.

Главный действующий персонаж произведения

На первый взгляд может показаться, что главным действующим персонажем «Слова» является новгород-северский князь Игорь Святославович, на эту ошибочную мысль нас подталкивает и само название произведение, в котором фигурирует имя князя. На самом же деле, главным героем произведения древнерусской литературы является не Игорь, хотя его роль в «Слове» бесспорно важна и значимая, а образ Русской земли.

Важнейшая роль русской земли в «Слове о полку Игореве»

Фактически в тексте само упоминание Русской земли фрагментарно, но ее действие в произведении, несмотря на отсутствие многочисленного описания, намного значительнее и важнее чем, деятельность русских князей или же воинов в целом.

Для того, чтобы разобраться в важности и значимости образа Земли, необходимо рассмотреть значение земли в жизни наших предков, в частности язычников.

На первый взгляд, такой экскурс кажется абсурдным, ведь «Слово о полку Игореве» описывает нам события, описанные после крещения Руси, а значит языческий аспект должен быть искоренен к тому времени, но на самом деле, искоренения языческих элементов не было произведено.

Нововведенное христианство удачно совместило в себе черты язычества и христианства. Подтверждением тому может стать хотя бы обращение княгини Ярославны в своем плаче к представителям различных стихий (Солнце, Днепр, Ветер)не почитаемых в классическом христианстве, а не к единственному почитаемому в христианстве Богу.

Итак, для наших предков образ земли был необычайно важен – они были земледельцами, а значит, они всегда были тесно связанны с обработкой земли и выращиванием разнообразных культур на ее почве. Однако, в понимании наших предков на этом образ Земли не ограничивался.

У древних славян была богиня Земли – Дива, которая по совместительству была еще и женой главного бога – Белобога. В понимании наших предков Земля была чем-то большим, травы, деревья, чем просто почва, позволяющая выжить, Земля была живым существом, подобным человеку.

Древние славяне считали, что травы, деревья и кустарники – это волосы Земли, камни и горы – ее кости, корни деревьев и трав были в видении наших предков жилами Земли, а реки – ее кровью.

Важно

Подобно всем живым женского пола Земля рождала своих детей – представителей флоры и фауны.

Как и все живые существа, она обладала эмоциями и чувствами, а поэтому могла злиться, выражая свое негодование в бурях и землетрясениях, или же радоваться.

Исходя из такой позиции роль Земли в «Слове о полку Игореве» значительно расширяется и поэтому приходиться говорить о прямом и переносном ее действии в тексте.

В прямом своем значении Земля действует во время описания обширных просторов Руси и многочисленных землях, входящих в ее состав. Также, земля стонет от вражеской навалы и плачет потому, что некому ее защитить от грабежей и бесчинства половцев. В конце произведения Земля оплакивает своих погибших воинов и тужит по поводу пленения своего сына – князя Игоря.

В широком понимании в образу Земли можно отнести и все элементы связанные с деятельностью природы. Природа предупреждает Игоря об ожидающей его опасности – это и солнечное затмение и беспокойные представители фауны, действующие в «Слове».

Роль природы в «Слове»

С помощью природы происходит смена настроения и усиление эмоциональности изображаемых в произведении картин. В зависимости от обстоятельств, картины природы быстро меняются. Автор «Слова о полку Игореве» умело оперирует картинами природы для отображения событий и изображения образов действующих героев.

Таким образом, ошибочно думать, что центральным персонажем «Слова о полку Игореве» является образ новгород-северского князя Игоря Святославовича. На самом деле главным действующим образом памятки древнерусской литературы является образ Земли. Такое положение вещей связанно с глубокими мифологическими представлениями наших предков о строении окружающего мира.

Источник: https://r-book.club/antichnaya-literatura/slovo-o-polku-igoreve-obraz-russkoj-zemli.html

Задание для 9-х классов. Образ Русской земли в «Слове…»

          Дорогие девятиклассники, выкладываю обещанный материал ( в двух отдельных сообщениях).

        Напоминаю, что вы должны его внимательно прочитать и использовать для создания презентации.

Патриотический пафос «Слова…» в том, что главный герой его – Русская земля. «Слово…» с необыкновенной силой отразило главное бедствие своего времени – отсутствие государственного единства Древней Руси. Суть поэмы – призыв русских князей к единению.

Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Ещё раз повторю, что героем «Слова…» является не какой-либо князь, а русский народ, Русская земля. К ней, Русской земле, обращена вся полнота личных чувств автора. Образ  её очерчен широко и свободно.

Автор рисует обширные пространства Русской земли, ощущает родину как единое, огромное, живое существо.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства.

Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов – Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и др.  Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг повествования.

При этом автор «Слова…» не выключает Русь из состава окружающих её народов, заставляя прислушиваться к происходящим в неё событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцы и литовские племена непосредственно втянуты в ход русской истории.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы и многое другое составляют необычайно широкий фон, на котором разворачивается действие «Слова…», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Совет!

Люди чувствуют себя частью природы, доверяют ей свои беды и радости, ищут отклик на свои помыслы, сравнивают себя с животными и птицами. Например, Святослав Киевский сравнивает себя с соколом, который после линьки надел оперение взрослой птицы и «не даст гнезда своего в обиду».  Сокол и на самом деле отважно защищает своё гнездо от птиц, даже значительно более сильных, чем он сам.

Или Ярославна, которая в тяжёлую минуту обращается к силам природы за помощью: к ветру, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, пробившему каменные горы сквозь землю Половецкую, к солнцу, которое в степи безводной простёрло жгучие лучи свои на русских воинов. Ярославна не только просит у природы помощи для попавшего в плен Игоря, но и скорбит по всей дружине, полёгшей в сражении с половцами.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины – Русской земли – включает в себя и историю, и города, и пейзаж.

Автор никогда не изображает природу в спокойном состоянии. Природа активно участвует в событиях и наделена человеческими качествами: степные звери и птицы предчувствуют поражение русского войска; вместе с половцами на русских надвигаются чёрные тучи; природа помогает Игорю в бегстве из плена.

Но Русская земля для автора – это, конечно, не только «земля» в собственном смысле этого слова, не только русская природа и города, а прежде всего народ, населяющий эту землю.

Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» (т.е.

пахарей), нарушенном усобицами князей; о жёнах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов при возвращении Игоря.

Его войско – это, прежде всего «русичи», русские сыны. Они идут на половцев за родину. Переходя границу Руси, они прощаются с Русской землёй в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или Путивлем: «О Русская земля! ты уж за холмом».

Понятие родины включает для автора «Слова…» и её историю. В зачине к «Слову…» автор говорит, что он собирается вести своё повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря».

Обратите внимание

Излагая историю несчастного похода князя Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведёт своё повествование, постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим.

Например, вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы.

Русская земля – основной художественный образ «Слова о полку Игореве». Автор пишет ради Русской земли, стонущей от набегов половцев, жалеет её, любит и именно ей посвящает свои думы, тревоги.

Идеал автора – могущество Русской земли, единство русских князей, которых хочет видеть братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе.

«Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

Источник: http://mmama06.blogspot.com/2013/09/9_20.html

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

О, Русская земля!

«Слово о полку Игореве»

С чего начинается родина? В раннем детстве — с родительского дома, теплых, ласковых материнских рук, с небольшого мира вокруг тебя. Мы становимся старше — и границы родины раздвигаются. С первым жизненным опытом, начинаешь понимать, что родина — это не только мир, в котором ты живешь сегодня. У родины есть своя история, есть прошлое.

Об этом прошлом рассказывают книги, среди которых есть одна, удивительная, неповторимая, вызывающая в душе особенный отклик, потому что из нее мы узнаем о далеком прошлом русской земли. Эта книга — «Слово о полку Игореве».

Автор описывает, как медленно продвигается в диком поле, в этой «стране незнаемой», небольшое войско молодого Новгород-Северского князя Игоря Святославича и его немногих союзников.

Тяжело было прощание воинов с родиной, с родными и близкими людьми, однако князья и их дружины охвачены стремлением защитить родную землю, уничтожить коварного и жестокого врага — половцев. Не ведают русичи, что исход битвы предрешен, что их поражение навлечет новые беды на Русь.

Рассказчик вспоминает князей, при которых Русская земля «засевалась и прорастала усобицами», погибало достояние народа, сокращались жизни человеческие, редко слышались покрикивания пахарей, но часто кричали вороны, летая над человеческими трупами, берега рек были покрыты костями русских людей.

Стонал Киев от горя, а Чернигов — от несчастий; тоска разливалась по Русской земле, и те далекие события по-настоящему волнуют нас даже теперь. Русская земля является истинным, главным героем «Слова». Образ родины пронизывает все произведение и создан с чувством сыновней любви к ней.

В действие поэмы втянуты огромные пространства: Черное и Азовское моря, реки Дон, Донец, Волга, Рось, Сула, Днепр; города Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Белгород, Путивль и другие.

Важно

Автор «Слова» словно сам видит и нам, читателям, показывает Русскую землю с высоты. Действие происходит одновременно в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, вьются их голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве» и т. д.

Такой же грандиозностью отличается и пейзаж «Слова», всегда живой, конкретный, показанный в движении. Так, перед битвой с половцами «черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого». После поражения Игоря широкая печаль течет по Руси.

Образ родины, с ее городами, реками, многочисленными обителями, где живут и люди, и птицы, и звери, как бы противостоит образу пустынной половецкой степи, «стране незнаемой», испещренной оврагами и болотами.

Сила любви к Русской земле, которая чувствуется в каждой строке «Слова», рождает чувство причастности к описываемым событиям. Кажется, что далекие предки завещали нам любить и хранить эту великую землю, помнить ее историю.

Как прав был А. С. Пушкин, утверждавший, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».

Вот почему образ родины в «Слове» незабываем. И сегодня на вопрос: «С чего начинается родина?» я бы ответила: «С ее истории, с памяти о ее славном прошлом, о чести и достоинстве ее народа — с памяти, без которой не может быть ни настоящего, ни будущего, ни священной любви к родной земле».

Источник: http://www.sochuroki.com/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve/

Ссылка на основную публикацию