Анализ рассказа куприна поединок сочинение

Проблематика повести Куприна «Поединок»

В повести «Поединок» Куприн показал ужасающее состояние бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы. По своим чисто человеческим качествам офицеры купринского «Поединка» – люди очень разные. Почти каждый из них обладает минимумом «добрых» чувств, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием.

Но «добрые» чувства эти до неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками. Пусть командир полка Шульгович (этот, по словам Л. Н.

Толстого, «прекрасный положительный тип») под своим громоподобным бурбонством скрывает заботу об офицерах или подполковник Рафальский любит животных и всё свободное и несвободное время отдаст собиранию редкостного домашнего зверинца,- никакого реального облегчения, при всем своем желании, принести они не могут.

Обратите внимание

Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военной касты.

Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной касты. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях человека освобождения от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы, честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку.

Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна.

Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие.

Отношение автора к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство и благородное безмолвие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична.

Ромашов – «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям.

Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению.

Важно

После встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорблённым», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим.

Ромашов потрясён силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа.

Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен. В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н.

Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и обличительный авторский голос (монологи Назанского).

Куприн пользуется излюбленным приёмом Толстого – приёмом подстановки к главному герою героя-резонера. В «Поединке» Назанский является носителем социальной этики.

Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств. Писатель показывает, что офицерство, независимо от своих личных качеств, – всего лишь послушное орудие бесчеловечно категорических уставных условностей.

Кастовые законы армейского бытия, осложненные материальной скудостью и провинциальной духовной нищетой, формируют страшный тип русского офицера, получивший непосредственное воплощение несколько позднее, в рассказе «Свадьба», в образе подпрапорщика Слезкина, который презирал все, что не входило в обиход его узкой жизни или чего он не понимал. Слезкины, бег-агамаловы, осадчие ревностно выполняют военную обрядность, но на людей более тонкой душевной организации вроде Ромашова служба производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. От отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны как таковой. Отчаянное человеческое «не хочу!» должно, по мысли юного подпоручика. уничтожить варварский метод – решать споры между народами силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».

Рекомендуем почитать ►

Сочинение описание: Крым

Эта проповедь миротворческих идей вызвала сильные нападки «справа» в ожесточенной журнальной полемике, разгоревшейся вокруг «Поединка». Особенно вознегодовали военные чины, увидевшие в повести Куприна пацифистские идеи и «пропаганду разоружения».

«Поединок» стал крупнейшим литературным событием, прозвучавшим более злободневно, чем свежие вести «с маньчжурских полей» – военные рассказы и записки «На войне» очевидца В. Вересаева или антимилитаристский «Красный смех» Л.

Андреева, хотя купринская повесть описывала события примерно девятилетней давности.

Благодаря глубине поднятых проблем, беспощадности обличения, типичности персонажей, «Поединок» во многом предопределил дальнейшую трактовку военной темы. Его воздействие заметно и на «Бабаеве» С. Сергеева-Ценского (1907), и даже на более поздней антивоенной повести Е. Замятина «На куличках» (1914).

Совет!

Появившись в годы революционного подъема, «Поединок» не мог не оказывать на читателей, в том числе офицеров, сильного идейного влияния. «Великолепная повесть! – заявил в беседе с корреспондентом «Биржевых ведомостей» М.

Горький, – Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление… В самом деле, изолированность наших офицеров – трагическая для них изолированность, Куприн оказал офицерству большую услугу.

Он помог им до известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм». Незадолго до этого интервью, 18 июня 1905 года, группа петербургских офицеров послала писателю сочувственный адрес за высказанные в «Поединке» мысли.

В октябре того же года Куприн, отдыхавший в Крыму, выступил на студенческом вечере с чтением отрывков из своей повести. За кулисы пришел морской офицер и стал выражать благодарность писателю за «Поединок». Знакомый Куприна, врач Е. М.

Аспиз, вспоминал: «…Александр Иванович, проводив этого офицера, долго смотрел ему вслед, а потом обратился к нам со словами: «Какой-то удивительный, чудесный офицер». Через месяц, когда вспыхнуло восстание на крейсере «Очаков», возглавленное лейтенантом П. П.

Шмидтом, писатель но фотографиям из газет узнал в руководителе восстания разговаривавшего с ним «чудесного офицера».

 

Источник: http://www.getsoch.net/problematika-povesti-kuprina-poedinok/

Проблематика повести А. И. Куприна «Поединок»

Проблематика повести А. И. Куприна «Поединок». Повесть «Поединок» — одно из произведений А. И. Куприна, посвященных русской армии.

Современники Куприна отмечали, что автор чет­ко и точно очертил в «Поединке» социальные проб­лемы русской армии начала 1900-х гг.: проблему не­понимания и отчужденности между солдатами и офицерами, проблему тягот семейной жизни в гар­низоне, недостаток образования и ограниченность офицеров.

На страницах повести царит безысходность. Герои обречены, как обречена и сама армия. Главный герой произведения подпоручик Ромашов не находит смысла в самом существовании армии. Учения, уста­вы, казарменная повседневность кажутся ему и его однополчанам абсолютно бессмысленными.

Обратите внимание

В повести два плана: история любви и дуэли под­поручика Ромашова. Главный герой искренне предан эгоистичной и расчетливой Шурочке и нелепо поги­бает в конце повести.

В произведении представлена богатая галерея лиц и характеров провинциальной армейской среды: от жалкого и забитого Хлебникова до «ницшеанца» Назанского; от тупого и трусливого Николаева до вспыльчивого и бесстрашного Бек-Ага- малова.

Каждый портрет убедителен настолько, что за ним сразу видишь живого человека с присущими только ему чертами.

Герои «Поединка» предстают перед читателями как отчаявшиеся люди. Осадчий воспевает «радость прежних войн, веселую и кровавую жестокость».

Читайте также:  Сочинение анализ произведения фома гордеев горького

На- занский мечтает о чем-то хорошем, мучаясь тяжелы­ми алкогольными кошмарами.

Шурочка, женщина очаровательная, образованная, терпеливо подготав­ливает своего мужа к поступлению в Академию Гене­рального штаба и хладнокровно подводит любящего ее Ромашова под дуло пистолета.

Сострадание в повести возникает не только в сце­не ночного разговора Ромашова с солдатом Хлебни­ковым на откосе железной дороги. Сострадание мы видим в поступках подпоручика, в разговоре солдат, вспоминающих сказки Петровской эпохи. В осталь­ные же моменты Ромашова продолжает преследо­вать «чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни».

Обличительный пафос повести сразу был отмечен критиками. М. Чуносов писал: «Давно уже не выходи­ло на русском языке романа, который сразу бы завла­дел бы читателем с такой силой, как роман Куприна “Поединок”, посвященный армейской жизни во всей ее ужасной и трагической неприглядности».

«Поединок» изображает трагедию человека, пере­растающего рамки, в которое заключает его общест­во. И в своем стремлении вырваться из этого круга человек либо опускается, как опустился муж Шуроч­ки, либо погибает, как Ромашов.

Источник: https://prepodka.net/problematika-povesti-a-i-kuprina-poedinok/

Анализ повести «Поединок» Куприна А. И. — Сочинение по произведению А. И. Куприна «Поединок»

«Поединок» В 1905 году в сборнике «Знание» (№ 6) была опубликована повесть «Поединок», посвящённая М. Горькому. Она вышла в дни цусимской трагедии1 и сразу же стала значительным общественным и литературным событием.

Герой повести подпоручик Ромашов, которому Куприн придал автобиографические черты, также пытался написать роман о военных: «Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни».

Художественный рассказ (и вместе с тем документ) о тупой и сгнившей до сердцевины офицерской касте, об армии, державшейся только на страхе и унижении солдат, лучшая часть офицерства приветствовала. Куприн получал благодарственные отзывы из разных уголков страны. Однако большинство офицеров, типичных героев «Поединка», были возмущены.

В повести несколько тематических линий: офицерская среда, строевая и казарменная жизнь солдат, личные отношения между людьми. «По своим… чисто человеческим качествам офицеры купринской повести — люди очень разные.

…почти каждый из офицеров обладает необходимым минимумом “добрых чувств”, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием» (О. Н. Михайлов).

Полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий — люди разные, но все они — ретрограды армейского воспитания и обучения. Молодых офицеров, кроме Ромашова, представляют Веткин, Бобетинский, Олизар, Лобов, Бек-Агамалов.

Как воплощение всего грубого и бесчеловечного среди офицеров полка выделяется капитан Осадчий.

Важно

Человек диких страстей, жестокий, полный ненависти ко всему, сторонник палочной дисциплины, он противопоставлен главному герою повести подпоручику Ромашову. На фоне опустившихся, грубых офицеров и их жён, погрузившихся в «амуры» и «сплетни», кажется необычной Александра Петровна Николаева, Шурочка. Для Ромашова она идеал.

Шурочка — один из самых удачных женских образов у Куприна. Она привлекательна, умна, эмоциональна, но и рассудительна, прагматична. Шурочка как будто бы правдива по натуре, но лжёт, когда её интересы требуют этого.

Николаева она предпочла Казанскому, которого любила, но который не смог бы увезти её из захолустья.

Близкий ей по своему душевному строю «милый Ромочка», любящий её горячо и бескорыстно, увлекает её, но оказывается тоже неподходящей партией.

Образ главного героя повести дан в динамике. Ромашов, пребывая сначала в кругу книжных представлений, в мире романтической героики, честолюбивых стремлений, постепенно прозревает.

В этом образе с наибольшей полнотой воплотились черты купринского героя — человека, обладающего чувствами собственного достоинства и справедливости, он легко раним, часто беззащитен. Среди офицеров Ромашов не находит единомышленников, все ему чужие, за исключением Назанского, в беседах с которым он отводит душу.

Тягостная пустота армейской жизни подтолкнула Ромашова к связи с полковой «обольстительницей», женой капитана Петерсона Раисой.

Разумеется, это скоро становится невыносимым для него. В противоположность другим офицерам Ромашов по-человечески относится к солдатам.

Совет!

Он проявляет заботу о Хлебникове, постоянно унижаемом, забитом; может, вопреки уставу, сказать старшему офицеру об очередной несправедливости, но изменить что-либо в этой системе он бессилен. Служба гнетёт его.

Ромашов приходит к мысли об отрицании войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… и вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».

Ромашов — это тип пассивного мечтателя, мечта его служит не источником вдохновения, не стимулом для непосредственного действия, а средством ухода, бегства от действительности.

Привлекательность же этого героя в его искренности. Пережив душевный кризис, он выходит на своеобразный поединок с этим миром.

Дуэль с незадачливым Николаевым, которой завершается повесть, становится частным выражением непримиримого конфликта Ромашова с действительностью.

Однако простой, обыкновенный, «естественный» Ромашов, выбивающийся из своей среды, с трагической неизбежностью оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы одержать верх.

Преданный своей возлюбленной, по-своему очаровательной, жизнелюбивой, но эгоистически расчётливой Шурочке, Ромашов погибает.

В 1905 году Куприн стал очевидцем расстрела восставших матросов на крейсере «Очаков», помогал прятать нескольких спасшихся с крейсера.

Эти события нашли отражение в его очерке «События в Севастополе», после публикации которого на Куприна было заведено судебное дело — его вынудили в течение 24 часов покинуть Севастополь.

Обратите внимание

1907—1909 годы — сложный период в творческой и личной жизни Куприна, сопровождавшийся чувствами разочарования и растерянности после поражения революции, семейными невзгодами, разрывом со «Знанием». Изменения произошли и в политических воззрениях писателя.

Революционный взрыв по-прежнему представлялся ему неизбежным, но теперь это немало его страшило.

«Отвратительное невежество прикончит красоту и науку…» — пишет он («Армия и революция в России»).

Источник: http://sochbox.com/analiz-povesti-poedinok-kuprina-a-i-sochinenie-po-proizvedeniyu-a-i-kuprina-poedinok/

В чем смысл названия повести а и куприна поединок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»?

Примерный текст сочинения

Когда закрываешь последнюю страницу повести Куприна «Поединок», возникает ощущение нелепости, несправедливости случившегося. Сухие строки рапорта по-канцелярски точно и бесстрастно излагают обстоятельства смерти подпоручика Ромашова, погибшего в результате дуэли с поручиком Николаевым. Просто и буднично обрывается жизнь юного, чистого и честного человека.

Внешняя канва повести вроде бы объясняет причину этой трагедии. Это любовь Юрия Алексеевича к замужней женщине, Шурочке Николаевой, вызвавшая законную и понятную ревность мужа и его желание защитить свою поруганную честь.

Но к этой любви примешивается подлость и корыстный расчет Шурочки, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь. Кроме того, создается впечатление, что гибель Ромашова предопределена теми событиями, которые происходят в повести.

Этому способствует общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, которая характеризует офицерскую среду.

Значит, слово «поединок» является выражением конфликта, между общечеловеческими нравственными нормами и беспределом, который творится в армии.

Юный подпоручик Ромашов приезжает на место службы с надеждой найти здесь свое призвание, встретить честных, мужественных людей, которые примут его в свою дружную офицерскую семью. Автор вовсе не идеализирует своего героя. Он, что называется, средний, даже заурядный человек со смешной привычкой думать о себе в третьем лице.

Но в нем, несомненно, чувствуется здоровое, нормальное начало, которое вызывает в нем чувство протеста против окружающего уклада армейской жизни.

В начале повести этот протест выражается в робкой попытке Ромашова высказать свое несогласие с общим мнением сослуживцев, одобряющих дикие поступки пьяного корнета, врубившегося в толпу евреев, или офицера, застрелившего, «как собаку», штатского, который посмел сделать ему замечание.

Важно

Но его сбивчивая речь о том, что культурные, порядочные люди все-таки не должны нападать с шашкой на безоружного, вызывает лишь снисходительную ответную реплику, в которой сквозит плохо скрытое презрение к этому «фендрику», «институтке». Юрий Алексеевич чувствует свою отчужденность среди сослуживцев, наивно и неловко пытаясь преодолеть ее.

Читайте также:  Характеристика и образ ассоль в повести алые паруса грина сочинение

Он втайне восхищается удалью и силой Бек-Агамалова, пытаясь стать похожим на него. Однако врожденные доброта и совестливость заставляют Ромашова вступиться за солдата-татарина перед грозным полковником. Но простое человеческое объяснение того, что солдат не знает русского языка, расценивается как грубое нарушение воинской дисциплины, которая оказывается несовместимой с принципами гуманности и человечности.

Вообще в повести Куприна много «жестоких» сцен, рисующих унижение человеческого достоинства.

Они характерны прежде всего для солдатской среды, среди которой особенно выделяется обезумевший, замордованный солдат Хлебников, пытавшийся броситься под поезд, чтобы положить конец ежедневным истязаниям.

Сочувствуя этому несчастному солдату, защищая его, Ромашов тем не менее не может спасти его. Встреча с Хлебниковым заставляет его еще острее почувствовать себя изгоем в офицерской среде.

В представлении героя постепенно выстраивается целая шкала унижений, когда генерал грубо обращается с командиром полка, тот в свою очередь унижает офицеров, а те — солдат. На этих покорных, бессловесных существах офицеры вымещают всю свою злость, тоску от бессмысленности, идиотизма армейских будней и досуга.

Но герои купринской повести вовсе не отпетые негодяи, почти в каждом из них есть какие-то проблески человечности. Например, полковник Шульгович, грубо и резко отчитав офицера, растратившего казенные деньги, тут же помогает ему. Значит, в общем-то, неплохие люди в условиях произвола, насилия и беспробудного пьянства теряют человеческий облик.

Это еще сильнее оттеняет глубину нравственного падения офицерства в разлагающейся царской армии.

Совет!

Образ Ромашова дается писателем в динамике, развитии. Автор показывает в повести духовный рост героя, который проявляется, например, в его изменившемся отношении к обществу офицеров, которое командир полка называет «целой семьей». Ромашов уже не дорожит этой семьей и готов хоть сейчас вырваться из нее и уйти в запас.

Кроме того, теперь он не робко и сбивчиво, как раньше, а ясно и твердо высказывает свои убеждения: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы. Это стыдно».

Если раньше Ромашов нередко находил забвение в пьянстве или в пошлой связи с Раечкой Петерсон, то к концу повести он обнаруживает твердость и силу характера.

Может быть, в душе Юрия Алексеевича тоже совершается поединок, в котором борются честолюбивые мечты о славе и военной карьере с тем возмущением, которое охватывает его при виде бессмысленной жестокости и полнейшей духовной опустошенности, пропитавших всю армию.

И в этом бескровном поединке одерживает победу здоровое нравственное начало, гуманное стремление защитить униженных, страдающих людей. Взросление юного героя сочетается с его духовным ростом. Ведь зрелость не всегда означает стремление к совершенству. Об этом свидетельствуют образы офицеров, людей, свыкшихся с гнетущей обстановкой, приспособившихся к ней.

Да, и в них иногда прорывается тоска по иной, нормальной жизни, которая обычно выражается всплеском злобы, раздражения, пьяным разгулом. Возникает какой-то замкнутый круг, из которого нет выхода. По-моему, трагедия Ромашова в том, что, отрицая однообразие, идиотизм и бездуховность армейской жизни, он все же не имеет достаточной силы, чтобы противостоять ей.

Из этого нравственного тупика возможен для него только один выход — смерть.

Повествуя о судьбе своего героя, его исканиях, заблуждениях и прозрении, писатель показывает общественное неблагополучие, которое охватило все сферы российской действительности начала века, но ярче и отчетливее проявлялось в армии.

Таким образом, название повести Куприна можно понимать как поединок добра и зла, насилия и гуманизма, цинизма и чистоты. В этом, по-моему, и заключается основной смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Источник: https://works.doklad.ru/view/jFmr8o1WAk0.html

Сочинение Куприн “Поединок”

Повесть А. И. Куприна вышла в мае 1905 года. Автор продолжил в ней описание армейской жизни. Из зарисовок быта захолустного гарнизона вырастает социальное обоб­щение разложения не только армии, но и страны в целом, государственной системы.

Это повесть о кризисе, охватившем различные сферы русской жизни. Всеобщая ненависть, разъедающая армию, – это отражение вражды, которая охватила цар­скую Россию.

В “Поединке”, как ни в одном из других своих произ­ведений, Куприн с большой художественной силой изобра­зил моральное разложение офицерства, показал тупых ко­мандиров, лишенных каких-либо проблесков гражданского служения.

Обратите внимание

Показал замордованных, запуган­ных солдат, отупевших от бессмысленной муштры, таких, как тщедушный левофланговый солдат Хлебников.

Гуман­ные офицеры если и встречались, то подвергалисьнасмешкам, бессмысленно гибли, как подпоручик Ромашов, или спивались, как Назанский.

Куприн сделал своим героем гуманного, но слабого и тихого человека, который не борется со злом, а страдает от него. Даже фамилия героя – Ромашов – и та подчеркивала мягкость, незлобивость этого человека.

Куприн рисует Георгия Ромашова с сочувствием и симпатией, но и с авторской иронией. История Ромашова, внешне связанная с армией, – не просто история молодого офицера. Это история молодого человека, который пере­живает то,” что Куприн называет “периодом созревания души”.

Ромашов на протяжении повести нравственно вы­растает, находит ответы на очень важные для себя вопросы. Он вдруг приходит к выводу о ненужности армии, но понимает это очень наивно.

Ему кажется, что стоит всему человечеству сказать “не хочу!” – и война станет немыс­лимой и армия отомрет.

Подпоручик Ромашов решает порвать с окружающим, понимает, что у каждого солдата есть свое “я”. Он наметил для себя совсем новые связи с миром.

Заглавие повести имеет такое же обобщающее решение, как и ее основной конфликт. На протяжении повести идет поединок между молодым человеком, возрождающимся для нового, и раз­нообразными силами старого.

Куприн пишет не о поединке чести, а об убийстве на дуэли.

Важно

Окончательный предательский удар нанесен Ромашо­ву в любви. Пренебрежение к слабым, ненависть к чувству жалости, которая звучала в речах Назанского, осуществля­ется на практике Шурочкой.

Презирая окружающую среду и ее мораль, Шурочка Николаева оказывается ее неотъем­лемой частью.

Символически завершается сюжет повести: против человека, начавшего расправлять крылья, старый мир бросает все силы.

Летом и осенью 1905 года повесть Куприна всколых­нула читателей в русской армии и во всей стране, очень скоро появились ее переводы на основные европейские языки. К писателю приходит не только широчайшая все­российская слава, но и общеевропейская известность.

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-kuprin-poedinok/

Анализ повести А.И. Куприна «Поединок»

Лучшим произведением А.И. Куприна считается повесть «Поединок» (1905).

В ней нашли отражение рассуждения писателя над проблемой социального неблагополучия, которое отражается на состоянии дел российской армии.

Пытаясь найти причины этого, он размышляет над истоками этой проблемы и возможностью изменить ситуацию. Эти и другие вопросы писатель задает себе и предлагает сделать это читателям.

В повести описана действительность российской армии начала ХХ века. В нее как в пучину погружается офицер российской армии Георгий Ромашов. Во многом Ромашов списан с самого А.И. Куприна, являясь как бы его двойником, а сама повесть автобиографическим произведением.

Непобедимый романтик Ромашов, окунувшись в суровую действительность, с каждым днем утрачивает иллюзии о высоких целях военного дела.

Каждый день, сталкиваясь с равнодушием, жестокостью, грубостью офицерской массы, герой повести открывает для себя ужасающую бесправность солдат. Из-за этого Ромашов, гуманный, но тихий и слабый человек, пытается протестовать, однако протест его слаб и не всегда заметен.

Вынашивая мечты и планы, он не может их до конца осуществить, по причине их непродуманности и незрелости. Его часто терзают тревога и смутное сомнение относительно чудовищной системы, в которую он попал. Но переломным моментом в его сознании стала встреча с «униженным и оскорбленным» солдатом Хлебниковым.

Совет!

Готовность Хлебникова решиться на самоубийство, которое представляется ему единственным выходом, его искренний порыв поражают Ромашова и он наконец-то «прозревает». Теперь он понимает, что его юношеские фантазии, целью которых, является желание доказать что-то окружающим, глупы и незрелы.

Читайте также:  Сочинение анна марковна в рассказе яма куприна (характеристика и образ)

Видя страдания Хлебникова и искренне сострадая ему, Ромашов впервые задумывается о судьбах простых людей.

https://www.youtube.com/watch?v=31Ylf5FUdHs

Писатель в своей повести параллельно развил три тематические линии: это жизнь солдат, офицерская среда и личные отношения. Главным антиподом мягкому и незлобивому Ромашову автор противопоставил капитана Осадчего, жесткого полного ненависти человека. Это собирательный образ всего бесчеловечного и грубого, что есть в офицерской среде.

Романтическому Ромашову, погрузившемуся в среду грубых офицеров и погрязших в «амур» их жен, воплощением женского идеала явилась Шурочка — Александра Петровна Николаева.

Ее образ тщательно прописан Куприным, Шурочка умна, привлекательна, эмоциональна, но в то же время расчётлива и прагматична. Она способна солгать, когда это требуют ее интересы.

Стремясь всеми силами выбраться из прозябающей провинции, Шурочка использует в своих целях влюбленного в нее до беспамятства Ромашова.

Почему конец «Поединка» столь трагичен? Аллегорическое Поражение Ромашова в дуэли с Николаевым это аллегорический оборот, с помощью которого писатель показал поражение Ромашова в своих внутренних личных поражениях.

Куприновский пессимистичный взгляд на состояние дел в русском обществе того времени, нашел свое отображение в повести, показав тем самым что стремление к доброте, гармонии, справедливости и добру обречено на погибель.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/174-2014-08-05-10-38-47/3670——lr

Поединок куприн сочинение

Повесть «Поединок» (1905) считается одним из лучших произведений А.И. Куприна.

В ней писатель размышляет над очень серьезной проблемой – всеобщего социального неблагополучия, отражением которого является, в частности, состояние дел в российской армии.

В чем причины этой беды, где ее истоки, как можно изменить ситуацию и возможно ли это вообще – над этими и другими вопросами размышляет сам Куприн и призывает к этому своих читателей.

Предметом изображения в «Поединке» является российская армейская действительность начала 20 века. В нее «окунается» молодой герой повести – офицер Георгий Ромашов. Интересно, что сам писатель называл Ромашова своим двойником, а повесть является во многом автобиографическим произведением.

Обратите внимание

Попав в армию, герой почти сразу же он разочаровывается в том, что каждый день видит вокруг себя, утрачивает свои романтические иллюзии относительно «высоких» целей военной службы.

Глазами своего героя Куприн показал ужасающее состояние бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы. По своим человеческим качествам почти каждый офицер, с которым сталкивается Ромашов, наделен минимумом «добрых» чувств. Но эти «добрые» чувства перемешаны с жестокостью, грубостью, равнодушием, они до неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками.

Ромашов — «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб. Мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны.

Ромашов мучается смутными, не до конца неосознанными им сомнениями и тревогами, но до определенного момента он не решается на «крамольную» мысль о чудовищности системы, которая его окружает.

Однако после встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом.

Героя потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни.

Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим.

Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа.

Важно

В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н. Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и обличительный авторский голос (монологи Назанского).

Этот герой в произведении является носителем социальной этики.

Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.

В «Поединке» писатель показывает, что офицерство, независимо своих личных качеств, — всего лишь послушное орудие бесчеловечно категорических уставных условностей.

Кастовые законы армейского бытия, осложненные материальной скудостью и провинциальной духовной нищетой, формируют страшный тип русского офицера.

На людей с тонкой душевной организацией, вроде Ромашова, служба производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью.

Постепенно герой от отрицания армейских обрядов приходит к отрицанию войны как таковой.

Отчаянное человеческое «не хочу!» должна, по мысли юного подпоручика, уничтожить варварский метод — решать споры между народами силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам. И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».

В произведении автор оставляет Ромашова, переживающего период «созревания души», на распутье — распутье идейном и нравственном.

Совет!

В финале повести поединок, который на протяжении всего сюжета вел герой (поединок с самим собой, своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью, пассивностью; поединок с обществом, подавляющим в человеке личность, мешающий пробуждению самосознания личности) превращается в убийство. Преданный так трепетно любимой им Шурочкой Николаевой, Ромашов гибнет на дуэли как раз в тот момент, когда душа его стремится к обновлению.

Почему «Поединок» заканчивается столь трагически? Поражение героя в поединке с Николаевым говорит о том, что Ромашов потерпел поражение и в других, более важных, внутренних поединках.

Мне кажется, это случилось потому, что взгляд Куприна на современное положение дел в русском обществе было сугубо пессимистическим.

«Чистым душам», стремящимся к гармонии, справедливости, добру, в той жизни делать было нечего – по мысли писателя, они обречены на поражение и гибель, если не физическую, то нравственную.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Куприн А.И. / Поединок / Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна)

Смотрите также по произведению «Поединок»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок»

  Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок»)

Критическое изображение армейского общества в повести А. И. Куприна «Поединок»

Мир человеческих чувств в прозе начала xx века

Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок».

  Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок»

Нравственные искания героев Куприна, на примере героев повести «Поединок»

Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты

  Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна)

Поединок насилия и гуманизма

Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок»)

Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок»)

Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок»)

  Сила любви (по повести А.И. Куприна «Поединок»)

  Сила любви (по повести А.И. Куприна «Поединок»)

  Смысл названия и проблематика повести А.И. Куприна «Поединок»

Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»

Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»

Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»

  Смысл названия повести А.И. Куприна «Поединок»

Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок»

  Три гордых призвания человека по повести А.И. Куприна «Поединок»

Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок»

Смотрите также по произведению «Поединок»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/1792/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector