Анализ рассказа уроки французского распутина 6, 7, 8 класс

В.Г. Распутин «Уроки французского» анализ произведения

История создания

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способ­ность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо.

Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки француз­ского».

Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга, известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В осно­ву рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам пи­сателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикоснове­нии к ним».

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Обратите внимание

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молоко­ва).

В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Ли­тература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу шко­лу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре расска­за. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые—семидесятые (Ка­заков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом.

В отли­чие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литератур­ной организации языка.

Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь чита­ется «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Так писатель начи­нает свой рассказ «Уроки французского».

Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыс­лом, становление героя, приобретение им духовного опыта в обще­нии с Лидией Михайловной.

Важно

Уроки французского, общение с Лиди­ей Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Идея

Игра на деньги учительницы со своим учеником с точки зрения педагогики — поступок безнравственный. Но что стоит за этим по­ступком? — спрашивает писатель.

Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от ма­тери. Но мальчик отказывается.

Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благород­ства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний маль­чик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и со­чувствием, оценила его целеустремленность.

Совет

Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться.

Лидия Михайловна на­делена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о маль­чике может быть представлен в виде цитатного плана:

  1. «Чтобы учиться дальше… и мне пришлось снаряжаться в рай­центр».
  2. «Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме француз­ского, у меня держались пятерки».

  3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
  4. «Получив его (рубль),… я покупал на базаре баночку молока».
  5. «Они били меня по очереди … не было в тот день человека не­счастнее меня».
  6. «Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком не­обыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней ска­зать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пять­десят километров в райцентр».

Одиннадцатилетний мальчик впер­вые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возло­жены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым чело­веком».

Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительни­ца. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его.

Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница напол­нила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя.

В поис­ках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуа­ции обостряет рассказ до предела.

Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной от­ветственности. Мальчик этого до конца не понимал.

Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антонов­скими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами.

Обратите внимание

Все новые и новые штрихи готовят этот ока­завшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недо­верчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой мо­лоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен.

В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, не­вежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с пол­ной психологической точностью описывает писатель взаимоотно­шения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незамет­но захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писа­тель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь вы­разительности и образности произведения. Фразеологизмы в рас­сказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое час­то равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я Птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не про­держится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на пол­ку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел про­дать меня с потрохами»(предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие обла­стных слов и устаревшей лексики, характерной для времени дейст­вия рассказа. Например:

Квартировать — снимать квартиру.

Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.

Чайная — род общественной столовой, где посетителям предла­гаются чай и закуски.

Пошвыркать — похлебать.

Гольный кипяточек — чистый, без примесей.

Вякать — болтать, говорить.

Тюкать — несильно ударять.

Хлюзда — плут, обманщик, шулер.

Притайка — то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В.

Распутина неизменно привлекает читателей, по­тому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, не­повторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внут­ренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют ха­рактер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полез­но я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить.

Важно

Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница фран­цузского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и мака­роны, как раньше.

И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспо­минаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!».

Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоя­щий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».

Читайте также:  Сочинение по картине саврасова грачи прилетели 2, 4, 8 класс описание

Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/analiz-proizvedenij-8-klass/2375-v-g-rasputin-uroki-frantsuzskogo-analiz-proizvedeniya

Литературоведческий анализ: «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» (6 класс, по программе В.Я. Коровиной)

Художественный мир  В.Распутина определяется глубокими философскими вопросами о земле, природе, деревне, о проблеме совести и добра, о вечных этических ценностях.

Широта авторского взгляда охватывает не только «региональные» проблемы. Она вмещает в себя целый комплекс нравственно-философских вопросов, которые волнуют все наше общество, делая произведения  В.

Распутина значительным явлением духовной культуры ХХ века.

Исследователь  Л.Колобаева так определяет  особенность художественного видения В.Распутина: «Основа художественного подхода  В.Распутина к реальности – измерение её критерием вековых общенациональных и всечеловеческих нравственных ценностей, соединение в его прозе философско-этической, «экзистенциальной» проблематики с остросоциальной».1

Современную прозу отличает, с одной стороны, стремление исследовать и запечатлеть объективные закономерности процессов бытия, с другой стороны – раскрыть человеческую личность во всей её сложности и неповторимости, проникнуть в глубины психологии характера.

Значительный вклад в развитие современной литературы вносит творчество В.Распутина.

Это писатель, глубоко знающий душу народа, озабоченный его делами и нуждами, сохранением и обогащением традиционной нравственности во имя будущего.

Творчество В.Распутина часто связывают с «прозой о деревне». Однако Н.Лидерман и М.Липовецкий не соглашаются с определением «деревенщики»: «…правильно бы назвать нравственниками – ибо суть их литературного переворота была возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной наглядной предметностью».2    

Творческий путь писателя отличается цикличностью тематики и проблематики, как отмечает Л.Колобаева: «… писатель затрагивает вопросы о сохранении жизненных ценностей, как Дом, Земля, Память, и в связи с этим обращает внимание на выявление человеческой сущности.

1Колобаева Л.А. Художественный мир В. Распутина. – В кн.: История русской литературы XX века. М.,1995

Совет

2Лейдерман. Н. Л и Липовецский. М. Н. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. М., 2001.151

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».

С такого нравоучительного суждения начинается рассказ Валентина Распутина.

Рассказ был опубликован  в 1973 году. «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня»,- так характеризует свое произведение автор.

Рассказ автобиографический, учительница французского языка Лидия Михайловна Молокова названа в произведении своим именем.

Автор посвящает свое произведение  Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга, известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе.

В.Распутин один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе.

Ключевые слова: совесть и память. Писатель пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительнице достоянием читателей.

Самостоятельная жизнь началась у героя в 11 лет, когда он отправился в райцентр на учебу в пятый класс. Его ждали тяжелые испытания: голод и одиночество: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы». Самым страшным была тоска по родной деревне, по родным местам, людям и душевной теплоте.

Голод заставил мальчика играть в «чику», чтобы добыть себе денег на молоко. Для него эта игра не была развлечением и возможностью проявить свою власть, как у Вадика и Птахи, которые не прощают герою выигрыш и избивают его.

Обратите внимание

 Настроение рассказчика помогают раскрыть пейзажные зарисовки: то ясная и сухая погода, синее небо, приветливое солнце, то черная крапива, жесткая сухая трава. Сначала мальчик испытывает радость, что он выиграл, а потом обида и боль от несправедливой драки: «Я не ответил.

Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово…

Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».

Автор использует прием антитезы, противопоставляя два мира – учительницы и ученика, но одинаково обладающих чувством собственного достоинства.

Мальчик из глухой сибирской деревеньки, тощий и диковатый,  совсем не знающий городского уклада жизни, даже речь Лидии Михайловны ему кажется чуждой, диковинной  «…у нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому он звучал вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе – она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаённости и ненужной экономии». Молодая учительница из города на Кубани, аккуратная и красивая, не знает трудностей и условий жизни крестьян приангарья. Характерен эпизод с посылкой для мальчика. Он быстро обнаруживает «обман», так как в их краях макарон «отродясь» не было.

С особым пониманием к мальчику подошла Лидия Михайловна. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. В поисках способа помочь мальчику, учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в «пристенок». Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик до конца этого не понимал.

Финал рассказа мелодраматичен. Приходит посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, видел только на картинках.

Важно

Учительница преподает не просто урок французского языка, а урок человечности, доброты, сострадания  и любви. Благодаря мужеству маленькой женщины, происходит взросление и прозрение замкнутого, невежественного ребенка послевоенного времени.

Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаружить в себе и окружающем мире неисчерпаемые запасы доброты и красоты.

Через много лет В.Распутин вновь обратился к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить.

Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг- моя бывшая учительница французского языка…Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школы, а мне на прощание сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!» Этим она мне преподала урок и показала, как должен поступать  настоящий добрый человек.

Ведь недаром говорят: школьный учитель – учитель жизни».1

В художественной системе В.Распутина «память», имеющая универсальное значение, отождествлена с самой правдой, в которой заключен смысл человеческого существования. Такие понятия, как «Дом», «Земля», «совесть», любимы героями В.Распутина и непосредственно связаны с образом «память».

Выдвигаемые  писателем ценности жизни определяют его философское мировосприятие и находятся в тесной связи со сферой духовности человека. Они способствуют постижению внутреннего мира человека в его особой соотнесенности со вселенной.

В.Распутин стремится сосредоточиться на относительно локальном пространстве, художественное открытие которого позволяет ему выйти на уровень всеобщего смысла.

1Распутин В. В одном сибирском городе : рассказы / В. Распутин // Роман-газета. — 1995. — N 17. — С. 1-44. 

Источник: https://infourok.ru/literaturovedcheskiy_analiz_nravstvennye_problemy_rasskaza_v.g.rasputina_uroki_francuzskogo_6-477662.htm

«Уроки французского» анализ

«Уроки французского» анализ автобиографического рассказа Распутина Вы найдете в этой статье.

«Уроки французского» анализ рассказа

Автор — Валентин Распутин

Год написания — 1987

Жанр — рассказ

Тема «Уроки французского» – жизнь в послевоенные годы.

Идея «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает:

«Уроки французского» проблематика

Распутин затрагивает проблемы нравственности, взросления, милосердия

Нравственная проблема в рассказе Распутина «Уроки французского» в воспитании ценностей человека — доброты, человеколюбия, уважения, любви. Мальчик, которому не хватает денег на еду, постоянно испытывает чувство голода, передач от материи ему не хватает. Кроме того мальчик был болен, а чтобы вылечиться, ему нужно было выпивать стакан молока в день.

Он нашел способ заработать денег — играл с мальчишками в «чику». Он довольно успешно играл. Но получив деньги на молоко, уходил. Другие мальчишки посчитали это предательством. Они спровоцировали драку и избили его. Не зная чем ему помочь, учительница французского предложила мальчику прийти к ней на занятия и поесть. Но мальчик смущался, он не хотел таких «подачек».

Тогда она предолжила ему игру на деньги.

Совет

Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко­любия.

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево­люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре­одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак­терная особенность произведений Распутина.

«Уроки французского» сюжет

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится восьмилетка. Живется ему трудно, голодно — время послевоенное. В районе у мальчика нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади.

Мальчик начинает играть в «чику», для того чтобы заработать деньги на молоко. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молодая учительница французского языка. Она пошла против всех действующих правил, играя с ним у себя дома.

Только так она могла дать ему деньги, чтобы он мог купить еду. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань.

А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.

Источник: https://kratkoe.com/uroki-frantsuzskogo-analiz/

«Урок жизни» (по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)

Литература 8 класс

учитель русского языка и литературы Сыропятова Елена Семеновна

МБОУ «Общеобразовательный лицей № 3» города Красноярска

«Урок жизни»

(по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)

На уроках литературы я работаю над способностью учащихся критически мыслить, овладевать развитыми интеллектуальными качествами, что помогает ученику свободно адаптироваться в новой среде, проявлять активность в познании окружающего мира, анализировать процессы и явления действительности. Начиная с 8 класса, внедряю проектную технологию, я развиваю творческие способности учащихся, помогаю им моделировать собственную учебную деятельность, решать жизненные вопросы.

Данный урок построен как проектное моделирование гражданского воспитания учащихся; во время урока будут демонстрироваться знания текста художественного произведения и материалы уроков обществознания.

Цели и задачи урока:

Читайте также:  Анализ рассказа шукшина мастер

Обучающие:

  1. раскрыть проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении

  2. познакомить с основными фактами и событиями, связанными с изданием произведения В.Распутина

Развивающие:

  1. формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература)

  2. способствовать развитию творческих способностей учащихся

  3. формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы

Воспитывающие:

  1. воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении В. Распутина

  2. способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе

  3. формировать эмоционально-ценностное восприятие мира учащихся

  4. формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.

Ход урока

Ученики самостоятельно читают текст, на уроке лишь используют отдельные эпизоды для подтверждения своей точки зрения.

Во время работы используется презентация.

1. Вступительное слово учителя:

Человек идет в будущее со взором, обращенным в прошлое. (Г. Ферреро)

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести “Уроки французского”; выявить авторскую позицию, вашу интерпретацию текста; способность проецировать ситуацию на свой жизненный опыт. Я, с удовольствием, выслушаю вашу точку зрения на настоящее и будущее, на то, как меняется, или все же остается неизменным, мир ценностей.

Рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры. Каким должен быть человек, размышляет в рассказе Распутин. О том, каким вы видите этот мир, какие люди вас окружают, будем говорить сегодня. Задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе.

  1. Ученица: рассказывает краткую биографию В.Г.Распутина. ( Слайд 2, 3, 4, 5)

  2. Прежде, чем мы приступим к нашей работе, я предлагаю вам вспомнить, каково значение слов доброта, милосердие, понимание, справедливость, честность, упорство (Слайд 6).

Эпиграфом нашему уроку будут служить слова В. Распутина «Хорошего сердца и правильной души так недостает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет». (Слайд 7)

  1. Работа в проектных группах:

1 группа: Роль Лидии Михайловны (женский образ в своих произведениях В.Распутин создает по принципу: красота спасет мир) в жизни героя. На какие поступки, по-вашему, способен современный учитель? ( Слайд 7)

(Основная мысль, которую должны будут сформировать ученики, заключается в том, что человек идет на неординарные, рискованные поступки, чтобы помочь выжить герою, сохранить свою духовную чистоту.).

«Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учительницы. Но мальчик на всю жизнь сохранил благодарность своему педагогу.

Размышляя над поставленным вопросом, ребята, опираясь на свой жизненный опыт, должны будут выдвинуть гипотезы и аргументировать их.

2 группа: Время и место действия рассказа. (Слайд 8)

В каких условиях живет, растет и учится герой? Каким жизненным принципам следует? От чего и по какой причине он никогда не откажется? Попробуйте поставить себя на его место. Каковы, с вашей точки зрения, ответственность и осмысленность жизни и деятельности человека в обществе?

(«…Голод в тот год еще не отступил…впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно» – послевоенное полуголодное детство выпало на долю самого писателя, однако он знает, что такое ответственность. Ни за что герой не сможет подвести односельчан, которые свято верят в него).

Размышляя над вопросом, ученики непременно будут говорить о том, каковы их обязанности, конечно же, права.

Перенести себя на 60 лет назад – значит сделать вывод о своем беззаботном и счастливом детстве, о достаточности и благополучии семьи; возможно, задуматься о «вседозволенности», о том, что сегодня многое позволяют родители, и они, дети, не всегда оправдывают их надежды.

3 группа: Образ героя. В каких условиях проходит становление его личности? Роль игры в жизни мальчика. Какие черты характера, присущие герою, вы хотели бы развить у себя? (Слайд 9).

( Учащиеся на страницах учебника  увидели героя «добросовестным, который относиться к чему-нибудь спустя рукава не умел, упорным и настойчивым…». Игра для него не развлечение и не обман, а средство выживания. Мальчик показан расчетливым, рассудительным, настойчивым и упорным человеком).

Ученики будут рассуждать о роли игры в жизни героя и проецировать ее на свою ситуацию: современный подросток много времени проводит в виртуальном мире за компьютером. О том, какие черты характера вызывают симпатию в герое, будет рассуждать каждый.

Возможно ответы будут совпадать или разниться).

Защищать работу группы учащиеся будут с помощью созданных ими презентаций, учащиеся лицея имеют свободный доступ в Ресурсный центр образовательного учреждения схем ( на группу выдается лист формата А 1), либо другой выбранной формой.

5. Творческая работа:

( Слайд 10, 11)

Наш герой действительно многое в жизни испытал. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых.

Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна, в котором будет сделан вывод по изученному произведению.

(ребята знакомы с данной формой творческой работы).

Самореализация

Ответственное, осмысленное

Выбирать, понимать, принимать

Каждый должен сделать в жизни

Становление.

Педагог

Отзывчивый, понимающий

Развивает, воспитывает, помогает

На многое способен современный

Учитель

Личность

Творческая и развивающаяся

Задуматься, осмыслить и решить

Наступает та минута, когда необходимо реализовать

Свое «Я».

6.Вывод:

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Сегодня каждый из вас стоит на пороге выбора: кем быть, каким быть. Я искренне верю, что произведение Валентина Распутина нашло в вашем сердце отклик, и вы запомните его навсегда.

А напоследок я скажу:

Кто на себя глядит – свой видит лик.

Кто лик свой видит – цену себе знает.

Кто цену знает – строг к себе бывает.

Кто строг к себе – поистине велик!

7. Домашнее задание: прочитать произведение Распутина «Прощание с Матерой».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-zhizni-po-rasskazu-valientina-rasputina-uroki-frantsuzskogho

Анализ рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», план

Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как “деревенский” писатель. Его прежде всего интересуют не новшества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни.

Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе “Уроки французского” Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать лет начинается у него самостоятельная жизнь.

И хотя он очень хорошо учится, его постоянным спутником остается голод. Он ужасно похудел, так что даже мать напугалась его. Он прекрасно понимает, что ей нелегко, поэтому утаивает от нее тяготы своей жизни, старается не расстраивать ее жалобами. Он прекрасно знает цену деньгам, цену каждой посылки матери.

Обратите внимание

У такого маленького, еще не окрепшего психологически человечка, тем не менее, есть жесткий внутренний стержень, который не дает ему сломиться под ударами судьбы. Гордо и стойко переносит он голод, отвергает помощь учительницы Лидии Михайловны. Терпит он и унижения со стороны игроков в “чику”.

Эта игра в один прекрасный момент становится его единственной надеждой на выживание. Но жестокость его сверстников заставляет его покинуть поле игры.

Выручает его Лидия Михайловна. Уроки французского переносятся из школы к ней домой. А здесь учительница сама предлагает мальчику играть. Она прекрасно понимает, что маленький гордец ни за что не примет ее подарки. Поэтому она дает ему возможность честно их заработать, выиграть. Именно этой мыслью он себя и успокаивает, беря деньги.

Молодая, но уже мудрая и сметливая, она сначала подыгрывает мальчику, а потом, понимая, как это его обижает, прямо на его глазах начинает мошенничать. Это убеждает его в честности заработанных им денег. “Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула.

Ну и ну! Лидия Михайловна, называется”.

Таким образом, уроки французского станут уроками доброты, великодушия, хотя и не оцененными, не понятыми. Печален финал произведения. Лидия Михайловна уволена и уезжает на родину.

Но даже там она не забывает о своем ученике, посылает ему посылку с макаронами, а на дне лежат, как догадывается мальчик, три яблока.

Грусть проскальзывает в заключительных строках: мальчик видел их раньше только на картинке.

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и революций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная преодолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты – характерная особенность произведений Распутина.

План

Важно

Деревенский мальчик приезжает в школу. Учится хорошо. Из-за бедного существования и постоянного голода он начинает играть на деньги. За удачу в игре его избивают.

Учительница Лидия Михайловна заставляет его дополнительно заниматься французским. У нее дома они начинают играть на деньги. У мальчика снова появляются средства на еду. За одной из игр их застает директор.

Это заканчивается увольнением Лидии Михайловны.

Источник: http://www.sochuroki.com/analiz-rasskaza-v-g-rasputina-uroki-francuzskogo-plan/

Валентин Распутин «Уроки французского»

Его героям присущи такие качества как справедливость, милосердие, доброта, самопожертвование, искренность и честность. Автор продолжает в своем творчестве наследовать гуманистические традиции литературы двадцатого века.

https://www.youtube.com/watch?v=qzWXapvtbG8

Одним из произведений, в которых провозглашаются вечные человеческие ценности и добродетели, является рассказ « Уроки французского».

История создания рассказа «Уроки французского»

В основу рассказа легла автобиографическая история автора. Прототипом образа Лидии Михайловны является учительница В. Распутина, которая занимала в его жизни очень важное место.

По мнению Распутина, именно такая женщина в силе изменить то, что не подвластно обычному человеку. Именно учительница помогла автору расставить правильные жизненные приоритеты и понять что является добром, а что злом.

В рассказе «Уроки французского» мы видим обыкновенного сельского мальчика и его учительницу. Ребенок обладает чистотой и доброй душой, однако тяжелые жизненные условия вечная нищета голод, толкает его на неправильный путь. Чтобы заслужить авторитет среди мальчишеской компании, ребенок начинает играть с ними в «чику», чтобы они быстрее его приняли.

Но все равно это не помогает, и мальчик вынужден терпеть постоянные унижения и даже рукоприкладство со стороны старших ребят. Эту ситуацию вовремя заметила учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она пытается узнать у ребенка, что же побудило его играть на деньги.

Мальчик, который не привык к доброму отношению и обыкновенному человеческому участию, начинает рассказывать учительнице, что играет для того, чтобы иметь друзей и заработать денег себе на еду, так как из-за бедности родителей постоянно голодает.

Читайте также:  Образ и характеристика дмитрия коршунова в романе тихий дон шолохова сочинение

Проблема пробуждения совести

Лидия Михайловна искренне хочет помочь ему и под предлогом занятий французским языком приглашает его к себе домой. Учительница всегда пыталась накормить ребенка, но гордость и чувство собственного достоинства не позволяли ему принимать еду.

Лидия Михайловна все таки нашла способ помочь мальчику, она предложила ему на деньги играть в уже известную игру. Учительница часто поддавалась, таким образом, каждый день обеспечивая своего ученика деньгами на сытный обед.

Совет

Помогая мальчику, учительница хитростью отвела его от сомнительной компании, а также не пошла врознь его принципам. Героиня Лидии Михайловны тот лучик добра, в котором так нуждаются обездоленные люди. Она не осталась равнодушной к беде маленького человека, а охотно принялась помогать ему, рискуя потерять работу. 

Автор в своем рассказе, как свойственно ему, прославляет человеческую доброту и благородные порывы. Ведь и мальчик, и учительница были честнейшими людьми, с гуманистической системой ценностей. В рассказе также остро поднимается тема социальной незащищенности маленьких детей, которые вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги на самое необходимое пищу.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Взаимоотношения личности и коллектива: воспитание таланта человечности
Следующая тема:   О Генри «Дары волхвов»: красота души героев их их нравственные ценности

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/rasputin-uroki-francuzskogo

Конспект урока литературы в 6 классе по произведению Валентина Распутина “Уроки французского”

Урок литературы в 6 классе.

В. Распутин. «Уроки французского».

Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика.

Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать любовь и уважение к учителям.

Оборудование: презентация, учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

Нет человека,

который обошелся бы

без учительства.

І.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель. Юные читатели, здравствуйте!

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.

ІІ.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

– Какие из предложенных пословиц могут послужить эпиг­рафом к отдельным эпизодам рассказа? Выбор обоснуйте.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

На чужой стороне и весна не красна.

Друзья познаются в беде.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Терпение и труд всё перетрут.

Не будь овцой, так и волк не съест.

Где хотенье, там и уменье.

Чужая сторона без ветра сушит, без зимы знобит.

ІІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтение учителем притчи об учителе под мелодию «Одинокий пастух»

Обратите внимание

Ученик спросил учителя:— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель.

С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.— И это всё? — недоумённо спросил ученик.— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится.

Ученик пришёл к учителю и сказал:— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.Но учитель ответил:

— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше.

Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны.

Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

-Чему нас учит эта притча?

– Кто учит ученика не обижать и не таить обиды на окружающих?

-Как вы думаете о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

IV. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Ученики записывают тему в тетрадь.

Самостоятельно формулируют цель урока.

1. (Игра «Найди лишнее») (СЛАЙД)

– Какие ассоциации вызывает у вас слово учитель? (ДОСКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Сострадание

Сочувствие

Милосердие

Раздражение

Достоинство

Духовность

2.Слово учителя

-Вот, что писал В.Распутин после того, как был опубликован его рассказ «Уроки французского»: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой.

Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г.

в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать.

3.Сообщение ученицы

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Важно

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

4.Обращение к эпиграфу урока:

Нет человека, который обошелся бы без учительства. (доска).

-Как вы понимаете эти слова?

Не мог обойтись без учителя и наш герой.

5. Беседа с учащимися.

— Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.

— Прочитайте сцену «Возвращение посылки». Почему маль­чик вернул ее? Какие чувства испытывает он в тот момент? А что чувствует учительница?(стр.206 учебник)

— Почему мальчик отказывается от угощения Лидии Михай­ловны? Как это характеризует его?

— Изменилось ли у героя со временем отношение к французс­кому языку? Почему?

— Какие чувства испытывал мальчик, выигрывая у Лидии Ми­хайловны? Что, по-вашему, заставило чувствовать, его себя неловко?

— С какой целью учительница стала играть в «замеряшки»? Что выдавало ее во время игры?

— Вспомните эпизод «Появление директора».

«…Директор задыхался, ему не хватало воздуха.— Я теряюсь сра­зу назвать ваш поступок… Это преступление, растление, совращение».

— Согласны ли вы с такой оценкой директора поступка Лидии Михайловны? А как оцениваете ее поступок вы?

— Как вы думаете, рассказала ли Лидия Михайловна директо­ру школы о том, почему она играла на деньги?

— Какие мысли и чувства вызывает у вас конец рассказа?

6. Теория литературы.

1)Запись в тетради.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в кото­ром описывается одно или несколько событий из жизни человека.

2 ) Задание учащимся.

Обратившись к данной формулировке- докажите, что «Уроки французского» — рассказ.

7. Проблемный вопрос

«Хотел(а) бы я учиться у такой учительницы, как Лидия Ми­хайловна?

8. Работа в парах .Составления синквейна.(СЛАЙД)

9.Работа с пословицами.

– Выберите одну из предложенных пословиц об учителе, которая по-вашему мнению наиболее подходит к нашему рассказу.

– Груда книг не заменит хорошего учителя.- Дерево и учитель познаются по плоду.- Свет каганца – от масла, знания ученика – от учителя.- Родители создают тело, учителя создают душу.- Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.

– Тысяча учителей – тысяча методов.- Смышленый ученик обогатит учителя.- Ученику – удача, учителю – радость.- Учитель существует для постоянного создавания и утверждения человеческого достоинства.- Высоко дело учительства, но и трудно оно.

10. Игра в парах. «Ступеньки».

Ч

И

К

А

Г

О

Л

О

Д

М

О

Л

О

К

О

П

О

С

Ы

Л

К

А

М

А

К

А

Р

О

Н

Ы

1. Название игры, в которую играли ученик и учительница.

2.Какое чувство постоянно испытывал мальчик?

3.Что покупал герой на выигранные деньги?

4.Что прислала мальчику учительница?

5.Что прислала учительница в обеих посылках?

VІ. ИТОГИ УРОКА

1. Обобщающая беседа.

-Только ли сила духа помогла мальчику выстоять?Учительница сыграла роль в его жизни,повлияла ли ?

– Забыл ли мальчик о Лидии михайловне?

– Каким же должен быть настоящий учитель?(Ученик может любить, не боятся и доверять ему, настоящим будет тот учитель,которого не забудут никогда.)

2.Чтение стихотворения

Родной человек

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

М.Садовский

VII ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

VІІІ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД)

Письменно ответить на вопрос:

1.≪Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?≫

2. Подготовить пересказ близко к тексту самой важной,на ваш взгляд, сцены в рассказе «Уроки французского».

Учитель благодарит детей за урок, они дарят свои рисунки.

7

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-uroka-literatury-v-6-klasse-po-proizvedeniyu-valentina-rasputina-uroki-francuzskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector