Анализ рассказа зощенко великие путешественники

«Великие путешественники» в рассказе М. Зощенко

Данное занятие способствует формированию навыка осознанного чтения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, может быть проведено в рамках предметной недели по литературе для обучающихся 5 класса.

 «Великие путешественники» в рассказе М.Зощенко

Сценарий внеклассного занятия по литературе для обучающихся 5 класса

Цель:

развивать навыки анализа текста, сопоставления характеров героев, рассказать о приеме несоответствия, используемом автором в заглавии рассказа;

закрепить навык осознанного чтения художественного произведения;

развивать логическое мышление, грамотную речь обучающихся;

способствовать активизации познавательной деятельности, повышению уровня учебной мотивации;

Обратите внимание

воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, ответственности за свои поступки, бережное отношение к своему здоровью.

Ход занятия:

Оргмомент

Начинаем встречу радостно,

Собрались мы здесь не зря.

Поприветствуем всех: «Здравствуйте!».

Будьте здоровы, друзья.

Пусть улыбками лица засветятся,

Пусть удача сопутствует вам.

Впечатлений хороших от встречи

Пожелаем мы нашим гостям.

Сообщение темы и задач занятия

Какой хороший весенний день! Светит солнышко. Щебечут птицы. Звенит капель. Журчат ручьи. Даже деревья стоят какие-то особенные, будто оживают, чувствуют приближение лета. А какие чувства у вас рождает, ребята, сегодняшний день? А что вы хотели сделать сейчас больше всего?

Всем хочется погулять, и поэтому мы отправимся с вами в путешествие. Что такое путешествие?

Путешествие – передвижение по каким-то местам.

А куда мы с вами отправимся?  Итак, мы совершим путешествие вместе с героями М.Зощенко.

Но может ли быть путешествие бесцельным? Важно определить: зачем и куда мы отправляемся. Обратимся к теме урока: мы должны ответить на вопрос можно ли считать героев рассказа Зощенко «великими путешественниками»

Цель нашего путешествия ясна. А какова цель ребят? Давайте послушаем:

Инсценировка эпизода

Минька: Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили, объяснил мне.

Степка: Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю, и все равно придешь в то место, откуда вышел.

Минька: И когда я не поверил, Степка ударил меня и сказал:

Степка: Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Минька: Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке ножик. Степке ножик понравился, и он согласился  взять меня в кругосветное путешествие.

Групповая работа «Что возьмем с собой в дорогу»

Важно

В какое путешествие отправились ребята? Можно ли отправляться в путешествие без подготовки? Что нужно взять с собой в дорогу?

Загадки (работа в группах)

В кармане моем замечательный друг,

Он знает, где север, и знает, где юг.

Жёлтым глазом он моргает,

Он все время на посту.

Он горит и разгоняет

Нам в дороге темноту.

Страны без людей, города без домов,

Леса без деревьев, моря без воды.

Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый вскипятить.

В поход идут и дом берут,

В котором дома не живут.

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной.

Работа с текстом

Как собирались наши герои? (зачитать) Согласны ли вы с набором вещей и продуктов, которые взяли ребята? Что бы вы убрали? Почему ребята сложили все в один мешок? К чему привело это незнание? (зачитать)

Наконец мы вышли на лужайку. Тут Степка решил сделать привал. Пора и нам немного отдохнуть.

Физминутка

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Хорошо гулять в лесу,

Будем мышцы упражнять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо отдохнули? А как отдохнули ребята? Как ребята определяли дальнейший маршрут следования? (зачитать) Правильный ли совет дал Степка Миньке?

Советы Айболита «Если вас укусило насекомое…»

Как можно снять боль, вызванную укусом насекомого?

Почему у ребят пропало желание путешествовать? Как вы оцениваете поведение Степки?

Что придумали Леля и Минька, чтобы вернуться домой? Почему Степка ничего не заподозрил?

Чем окончилось путешествие и почему?

Практическая работа в группах «Характеры героев»

1 группа «Степка»

Какую позицию занимает в рассказе Зощенко Степка?

2 группа «Леля»

Как проявляется характер Лели?

3 группа «Минька»

Что вы можете сказать о Миньке?

4 группа «Расскажите сон Степки в 5-7 предложениях»

Вот такой сон увидел наш главный герой. А какие сны часто видите вы ребята?

Физминутка

Что увидел я во сне?

Видел, как бегу к доске.

Как тянусь я отвечать,

Чтоб получить оценку 5.

Я на месте не стоял,

Всё ребятам рассказал.

Слушать все меня устали,

Выполнять наклоны стали.

Вправо, влево, повторяем –

Свое тело разминаем.

Ветерок стал задувать

И давай ребят качать.

Ветерка не испугались,

В кулачки мы руки сжали.

Крепко их к груди прижали,

И спокойно постояли.

Отдохнули хорошо –

Поработаем ещё.

Права ли мама, сказав что у нее дурацкие дети? Почему она так говорит о детях? Какой вывод делает папа? (зачитай) Что общего у мнения папы  и пословицы « Ученье – путь к уменью»? В чем причина неудачи героев Зощенко?

Кого можно назвать великими путешественниками?

Презентация к занятию «Великие путешественники»

Известно, что еще в древности люди совершали путешествия, посещали разные уголки земли. Первыми начали поиски новых морских путей в Азию португальские мореплаватели. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. С  именем Христофора Колумба  связано открытие Америки.

В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство — Тихий океан. В 1768 г. английский мореплаватель Д. Кук обследовал берега Океании и Австралии. В 1648 г.

Семен Иванович Дежнёв  вышел с Колымы и обошел полуостров Чукотку, доказав, что Азиатский материк отделен от Америки проливом.

Итог занятия

Совет

Можем ли мы назвать наших героев великими путешественниками? Почему только Степку автор называет великим путешественником? Почему рассказ завершается фразой: «что касается меня, то во сне я увидел тигра, которого я убил выстрелом из рогатки? Какой прием работает в заглавии рассказа?

Какую практическую значимость имеет рассказ для вас, ребята? Какие советы вы можете дать друг другу?

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/literatura/velikie-puteshestvenniki-v-rasskaze-m-zoschenko

Конспект урока по литературному чтению «М.М.Зощенко «Великие путешественники»»

Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники».
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием юмор, юмористические рассказы.

Задачи: дать понятие юмора; выявить отличительные признаки, проанализировать произведение, основываясь на речь и действия героев, познакомить детей с автобиографическими данными писателя.

развивать у детей навыки анализа юмористического произведения; выразительного чтения и развивать навыки составления характеристики героев, опираясь на их речь.

воспитывать в детях чувство любви, уважения друг другу.

Методы преподавания: репродуктивный метод, частично – поисковый метод, наглядности, информационно – сообщающий метод, объяснительный метод, побуждающий и стимулирующий метод.

Методы учения: исполнительский метод, репродуктивный метод, практический метод, частично-поисковый метод.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: наглядность, ТСО, учебник по литературе, тетрадь, портрет поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.
Здравствуйте, проверьте свою готовность к уроку. Молодцы, садитесь.

2. Проверка дом. задания
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к ним и подарите им ваши улыбки и хорошее настроение. Молодцы! Итак, мы с вами продолжаем работать над разделом, а как он называется? «НАС ЗОВУТ НЕВЕДОМЫЕ ДАЛИ»

А теперь вспомним, с каким первым произведением мы познакомились в данном разделе? (стихотворение А. Введенского «Когда я вырасту большой»)

3.Актуализация знаний

Сбор ассоциаций. Составление кластера

Давайте подумаем, какие ассоциации вызывает у вас название этого раздела?

  • Путешествия
  • Поиски
  • Поход
  • Приключения
  • Снаряжение
  • Путешественники
  • Подготовка
  • Открытия
  • Находки
  • Мечта
  • На чем можно путешествовать? (воздушный шар, пешком, самолетом, на корабле и т.д.)
  • Куда можно отправиться в путешествие? (в джунгли, в горы, по морю и т.д.)

МОЛОДЦЫ

4.Знакомство с новым материалом

Знакомство с биографией М. Зощенко

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного писателя М.М. Зощенко, а именно с его рассказом, который называется «Великие путешественники».

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в Петербурге в семье художника. Мать его была актрисой. Семья жила не богато. Кроме Михаила, было еще семеро детей, один из которых умер во младенчестве.

(с монитора)

Во время Первой мировой войны, прервав учебу в университете, Зощенко ушел добровольцем на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком и командиром батальона. За личную храбрость был награжден пятью орденами, среди которых был редчайший — солдатский Георгиевский крест. Тогда же был ранен, отравлен газами, получил порок сердца и депрессию, обострявшуюся во время крутых переломов его судьбы.

(с монитора)

После Февральской революции, при Временном правительстве, работал начальником почты и телеграфа, комендантом Главного почтамта в Петрограде, секретарем полкового суда в Архангельске. В 1917 г. вернулся в Петербург, в 1918 г.

, несмотря на болезнь сердца, пошёл добровольцем в Красную армию, где был командиром пулеметной команды и адъютантом. После Гражданской войны Зощенко занимался в творческой студии в Петрограде, руководимой К. И. Чуковским.

Чуковский говорил про него так: «удивительно то, что такой печальный человек так властно заставлял смеяться своих близких». Михаил Михайлович занимается литературной деятельностью, ищет свой стиль — и находит, пишет короткие сатирические рассказы.

Вскоре он вступает в группу «Серапионовы братья». И уже в 20 – е , 30 – е годы становится одним из самых популярных писателей того времени.

(с монитора)

После ВОВ ухудшаются отношения Зощенко с властью. В1946г его исключают из Союза писателей, запрещают печатать его произведения и лишают продовольственных карточек. Семья Зощенко голодает, а сам писатель каждый вечер ждет ареста. Следствием этого, у Михаила Михайловича обострилась душевная болезнь.

После смерти Сталина в 1953г. Зощенко возвращают в Союз писателей, но на правах переводчика, издание первой после долгого перерыва книги лишь на время облегчили его состояние. Здоровье писателя к тому моменту было сильно подорвано, работать он уже не мог. Михаил Михайлович скончался 22 июля 1958 г в Сестрорецке, где и был похоронен.

Доклады учеников о великих путешественниках мира

Но вернемся к нашим ассоциациям. Как вы сказали, в путешествиях обязательно должен участвовать какой-то герой, и я хочу, чтобы вы послушали нескольких учеников, подготовивших, специально для вас, доклады о великих путешественниках мира.

  • Пржевальский
  • Александр Македонский
  • Афанасий Никитин
  • Христофор Колумб

Словарная работа Прежде чем перейти к изучению рассказа, мы разберем значение слов, которые могут быть вам непонятны.

Путешествие- это странствование, ходьба или езда по чужим местам

Кругосветное- совершаемое вокруг земного шара

Рукомойник — небольшой висячий умывальник

Привал- остановка в пути для отдыха. А также место такой остановки.

Первичное знакомство с текстом

А сейчас послушайте рассказ «Великие путешественники»

Проверка восприятия учащихся
Вам понравился рассказ? «Да, мне очень понравился, потому что он очень увлекательный, интересный, забавный и смешной».
Ребята, какое впечатление оставляют у вас юные путешественники? Очень смешной рассказ и, поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать.

Читайте также:  Сочинение анализ облако в штанах маяковского

Молодцы! Данный рассказ относится к юмористическим. Юмор — это то, что доставляет радость, заставляет нас смеяться и веселиться. Юмор ассоциируется непосредственно с шутками, анекдотами, историями на разные тематики. Это то, что необходимо нам в повседневной жизни. Человек, с так называемым чувством юмора, пользуется успехом в окружаемом его обществе.

Юмор – добродушное осмеяние человека или явления.

Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).

Физ. минутка

Повторное чтение первой части детьми. А теперь вы еще раз прочитаете, но только первую часть

Вопросы по содержанию

  • Кто здесь главные герои? главные герои – Стёпка, Минька и Леля.
  • Что стало причиной путешествия детей? Минька узнал, что Земля круглая и, что ёё можно обойти, вернувшись в то же место.
  • Кто из них вам наиболее симпатичен? Мне нравиться Стёпка, он храбрый, Смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать.
  • Что дети взяли с собой в путешествие? (три рубля, большой мешок в который они стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий: хлеб, сахар, кусочек сала, разную посуду- тарелки, стаканы, вилки, ножи, цв. карандаши, волшебный фанарик, глиняный рукомойник, увеличительное стеклышко, два одеяла, подушку, три рогатки, удочку, сачок для ловли тропических бабочек).
  • Как вы думаете с таким багажом можно отправляться в кругосветное путешествие?
  • Как закончилось путешествие? (благополучное возвращение)

6.Подведение итогов

-Подводя итог нашему уроку, помните, что отправляясь в путешествие, мы должны быть готовы к любым препятствиям и должны готовиться не один день. И еще: маленькие дети не должны одни уходить из дому без взрослых.

7. Домашнее задание

Почитать текст на стр. 172-178 подготовить характеристики героям рассказа

8. Оценивание

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-mmzoshchenko-velikie-puteshestvenniki.html

САЙТ-ПОРТФОЛИО Фроликовой Евгении Александровны — Заметка к произведению М.Зощенко «Великие путешественники»

Юные мечтатели

На уроке литературного чтения мы познакомились с героями произведения М.М.Зощенко «Великие путешественники».  Это Стёпка, Лёля и Минька, от лица которого идёт рассказ. Главные герои отправляются в кругосветное путешествие, когда родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё.  Ребята покинули родную деревню Пески, шли по дороге через лес с громадным мешком.

Они хотели убедиться в том, что если идти прямо, то можно обогнуть всю Землю и всё равно прийдёшь в то самое место, откуда вышел. Предложил пойти в кругосветное путешествие Стёпка. Путешествие ребят закончилось благополучно.

Помогла затея Лёльки — перевернуть спящего Стёпку, ведь от направления его ног зависело направление всего Великого путешествия! Они через сутки вернулись в родную деревню.

Отправляясь в путешествие, мы должны быть готовы к любым препятствиям и должны готовиться не один день! Это, конечно, верно и разумно, но каковы бы были люди без мечты!? Главный мечтатель и вдохновитель — Стёпка. Без таких мечтателей не было бы настоящих кругосветных путешествий с удивительными открытиями.

Что такое мечта?   Это способность человека совершать невероятные поступки! Многое, что есть сейчас у людей, было когда-то мечтой. Именно мечты заставляли творить людей невероятное. 

Это просто здорово, что есть такие Стёпки, что есть те, кто идёт за ними. Но хорошо, что есть смекалистые Лёльки, осторожность которых спасает иногда от печальных последствий неподготовленных действий.

Давайте мечтать! Давайте учиться, чтобы осуществить свои ВЕЛИКИЕ МЕЧТЫ!

Екатерина Быкова, 3 класс (2014)

Кругосветное путешествие за сутки

Обратите внимание

Кругосветное путешествие за сутки может совершить каждый человек, если унего есть друзья в разных странах. Я — такой счастливый человек!  Подобные путешествия я совершаю довольно часто.

И очередное путешествие состоится в ближайшее воскресенье — 20 апреля, так как в этот день отмечаем два чудесных праздника — Светлая Пасха и мой День рождения.

В этом путешествии я буду принимать поздравления и поздравлять других.

Для его осуществления мне понадобятся: i — Pad, выход в Интернет, программа Skype, много фотографий и хорошее настроение. 

План моего путешествия:

1) Отправляюсь к Чёрному морю в город Анапу — звоню бабушке Наташе. 

2) Теперь спешу в Ирландию, город Дублин — встречаюсь с подругой Басей.

3) Следующая остановка — США, город Бостон — общаюсь с тётей Надей.

4) Последний пункт — Япония, город Киото — Тётя Таня ждёт меня!

5) Возвращение домой — Россия, город Москва.

Вот как можно совершить кругосветное путешествие за сутки и не выходя из дома! 

Анастасия Генке, 3 класс (2014)

Источник: http://frolikova.ucoz.ru/index/zametka_k_proizvedeniju_m_zoshhenko_quot_velikie_puteshestvenniki_quot/0-68

Краткое содержание Зощенко Великие путешественники

В этом рассказе снова младший Минька и старшая Лёля попадают в необычное положение. Приключение, правда, начинается не по их вине, а по идее Степки – сына их кухарки. Чувствуется, что он начитался приключенческих книг и вот решил отправиться в кругосветное путешествие. Для детей всё кажется простым.

Раз Земля, как говорят географы, круглая, то, выйдя из дому утром, к вечеру примерно они обогнут земной шар и вернутся домой. Конечно, к вечеру не этого же дня (ещё с индейцами надо познакомиться), поэтому с собой нужно взять запасы. И ещё денег из копилки – несколько рублей, понятно, должно хватить на дорогу.

Дети, кажется, всё продумали, но с большой долей наивности.    

И вот дети тайно проводят совещания по подготовке к пути. Они собирают сало, хлеб… тарелки. Мешок, который добыл сосед, получается тяжелым.

Когда юные путешественники вышли рано утром из дому, то мешок нёс соседский мальчик, но после он отдало его Лёле, та очень быстро устала. Настала очередь маленького Миньки.

И мальчик скоро завалился в канаву! Мешок порвался, а собачка, которая тоже шла с ними, съела всё сало. Дальше пошли путешественники по лесной дороге. Им уже хотелось домой вернуться…  

Брат с сестрой уже выбились из сил, но энтузиазм соседа не иссякал. Когда они устроили привал, то сосед похвастался секретом великих путешественников – ложиться ногами в тут сторону, куда нужно пойти… И пока он спал ребята повернули его в сторону дома. И вот к вечеру они уже вернулись домой, обойдя практически весь земной шар. По крайней мере, Стёпка был в этом полностью уверен.

Рассказ учит о том, как иногда наши представления отличаются от реальности, но главное – не терять разумность и оптимизм.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Нагибин ЭхоСергей — главный герой рассказа Юрия Марковича Нагибина «Эхо» — отдыхал в приморском санатории. У него была привычка собирать камешки на пляже. Однажды он увидел девочку. Она загорала голышом и нисколько не стеснялась.
  • Краткое содержание Бронте Джейн ЭйрВ книге рассказывается о жизни сироты Джейн Эйр. Она рано стала сиротой и стала проживать у тети миссис Рид. Миссис Рид была вдовой брата матери девочки. Тетя придерживалась плохого мнения о семье девочки
  • Краткое содержание Дудинцев Белые одеждыНа кафедру генетики и селекции в области сельского хозяйства с очередной проверкой приезжает Федор Дежкин и Василий Цвях. Им нужно выяснить, насколько правильно было внедрено направление по Мичурину.
  • Краткое содержание Лондон Морской волкОкеан полон опасностей, но и на нем есть свои маленькие мирки, на которых живут люд, пытающиеся как-то выжить, чтобы просто хотя бы жить.
  • Краткое содержание Майская ночь или Утопленница ГоголяВечерней порой собралась молодежь села на гулянье. Они веселились и пели песни. От толпы их отделился один молодой казак с бандурой в руках. Звали его Левко. Украдкой ускользнув от товарищей направился он к хате, вкруг которой росли вишни.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/zoshchenko/velikie-puteshestvenniki-kratko

Рассказ Михаила Зощенко «Великие путешественники»: краткое содержание, анализ и характеристика героев

Искусство и развлечения 20 сентября 2017

Трое ребятишек из рассказа Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание которого мы рассмотрим ниже, решили обогнуть весь Земной шар и вернуться назад к себе в деревню Пески. Что получилось из этой затеи, с добрым юмором нам рассказал писатель.

С чем нас знакомит минька?

Миньке было всего 6 лет. Он, конечно, не знал, какую форму имеет земля. Ему открыл глаза Стёпка, мальчуган постарше, который был сыном хозяев дачи, где летом жила семья Миньки. Стёпка был старше и уверенно заявил, что земля – это круг. Её всю можно обойти и вернуться назад домой. Но Минька не поверил.

Тогда Стёпка дал ему по голове и пообещал, что расскажет об этом его сестре Лельке и возьмет её в дальнее путешествие по всему миру. Минька тоже захотел увидеть всю землю своими глазами и, чтобы задобрить Стёпку, подарил ему перочинный ножик.

Подарок понравился Стёпке, и он, как рассказывает Зощенко в «Великих путешественниках», краткое содержание которых мы начали излагать, согласился взять с собой Миньку.

Собрание

На огороде весёлая троица устроила серьёзное совещание. Было решено отправиться в путь завтра, когда папа и мама братика и сестрички уедут в город, а мать Стёпки пойдет на речку стирать.

Обо всём повествует в рассказе «Великие путешественники» Михаил Зощенко, краткое содержание которого мы рассматриваем. Маршрут глава экспедиции выбрал самый простой: надо идти только прямо.

Пусть на пути будут горы, реки, пустыни, индейцы – ничего страшного в этом нет. Собираться они начали прямо сразу.

Важно

Стёпка принёс пустой мешок из-под муки, и в него сложили необходимое: сало, сахар, хлеб, ложки, тарелки, стаканы, кувшин, рукомойник, волшебный фонарик, увеличительное стекло, чтобы разжигать костёр, 2 одеяла, подушку, удочку, сачок, три рогатки.

Леля пообещала взять ещё три рубля из копилки, а Стёпка сказал, что они очень пригодятся для покупки конфет и семечек. Так рассказывает о планах и сборах, которые делали великие путешественники, Зощенко.

Краткое содержание рассказа мы продолжим в следующей главе.

Видео по теме

Превратности путешествия

Пёсик Тузик побежал впереди по дороге, которая вела через лес. Стёпка шёл за ним и нёс на голове мешок, за ним со скакалкой – Леля, а после всех – Минька с сачком, рогатками и удочкой.

Через час Стёпка устал от мешка, и его понесла Лёля. Но это продолжалось недолго. Девочка передала его брату. Он изумился его тяжести, согнулся под ним и зашатался. Через 10 шагов Минька упал с мешком в канаву.

Разбились и рукомойник, и стаканы, и тарелки, а Тузик успел выхватить из мешка сало и быстро с ним расправиться. После этих приключений они втроём понесли мешок. Им всё равно было неудобно и тяжело. Дойдя до лужайки, ребята сделали привал.

Тут Стёпка сделал заявление, что он всегда будет садиться или ложиться ногами вперёд по их маршруту, чтобы не сбиться с пути. Он был уверен, что так поступают все великие путешественники.

Читайте также:  Характеристика и образ максима максимыча в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

Зощенко, краткое содержание произведения которого мы излагаем далее, рассказывает, что обед с хлебом и сахаром привёл к тому, что Миньку за щёку больно укусила пчела. Щека немедленно превратилась в «подушку» и очень сильно болела.

Ночь в лесу

После отдыха ребята выбросили всё лишнее из мешка. Теперь идти стало намного легче. Стёпка бодро шагал впереди, а за ним плелись Лелька и Минька. Они хотели домой. Но суровый Степан пообещал, что предателя он привяжет к дереву и отдаст на съедение муравьям. У Миньки сильно болел укус, и он стонал и всхлипывал.

Веселился только Тузик. Начало вечереть. Потемнело. Стёпка остановился, положил мешок. Все стали собирать хворост, чтобы разжечь костёр. К груде сухих веток поднесли увеличительное стекло. Солнца на небе не было, и костёр не загорелся.

Совет

Все приуныли и поели в темноте хлеба. Как Степан и задумывал, он снова лёг спать ногами вперёд, чтобы знать точное направление утром. Он быстренько заснул.

Это только часть рассказа Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание которого проходит перед читателем.

Два хитреца

Миньке и Лельке не спалось. Им был страшен лес, его кусты и ночной шум деревьев.

Лельке вдруг привиделась змея, и девочка громко завизжала, но она оказалась сухой веткой. Неожиданно с дерева упала шишка, и Минька перепугался. В конце концов дети заснули. Рано утром, когда начало светать, Леля разбудила брата. Ей хотелось вернуться домой.

Она предложила Миньке развернуть Стёпку ногами в обратную сторону. Так они и сделали, а мальчик почти ничего не почувствовал, только что-то пробормотал во сне. Дети решили, что ему снятся индейцы, и он зовет их на помощь.

Только первые лучи солнца его разбудили, и он сразу посмотрел на свои ноги, как будто это был компас. С удовлетворением он сказал, что теперь известно, куда надо идти. Все снова позавтракали хлебом и отправились в путь. С юмором продолжает свое повествование М.

Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание которого показывает, как сработала хитрость брата и сестры.

Дорога

Они дружно зашагали тем же путём, что и шли вчера. Стёпка всё время крутил головой и несказанно удивлялся тому, что он узнаёт эти места. Только он твёрдо был уверен, что так и должно быть, потому что земля – это круг. Сзади ребята услышали по скрипу колёс, что за ними едет телега. Когда она поравнялась с ними, то они попросили их подвезти. Возница разрешил им сесть.

Они проехали всего-то меньше часа, и показалась деревня Пески. Стёпка не поверил, что это она и есть, а только изумился. Но все сомнения пропали, когда дети увидели знакомую пристань, к которой подошёл пароход. Мы продолжаем краткий пересказ рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».

Встреча на пристани

Изумлению Стёпки не было конца: «Да неужто мы обошли всю землю?» Брат с сестрой потихоньку посмеивались. Тем временем они увидели свою няню, которая с громким плачем бежала и что-то рассказывала их родителям и бабушке, вернувшимся из города. Брат с сестрой тоже побежали к ним.

Разговоры о воспитании

Краткое содержание рассказа Зощенко «Великие путешественники» продолжается. Узнав о том, что делали их дети, родители и бабушка отреагировали по-разному. Мама решила, что сына и дочь надо наказать. Бабушка быстро приготовила ветку для порки. Папа благоразумно и спокойно сказал, что «все хорошо закончилось. А от порки толку не будет. Дети и сами поняли, что совершили глупость».

Мама со вздохом сказала, что это была большая чепуха: стать путешественниками, не зная географии и таблицы умножения. Папа добавил, что этого мало. «Надо закончить пять курсов института, знать космографию. Те же люди, которые отправляются в дальнее путешествие без этих знаний, приходят к печальным результатам». И все пошли домой и сели обедать.

Родители ахали и смеялись над приключениями путешественников.

Стёпка и Тузик

Теперь подходит к своему завершению рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание и окончание которого сейчас все узнают. Для воспитания, и чтобы Стёпка всё хорошенько обдумал, мать его заперла на целый день в бане.

Его выпустили на следующий день. Дети снова стали играть вместе. Тузик, пробежав за телегой целый час, очень устал и весь день спал. Только вечером он поел и снова заснул. Что он видел во сне, никто не знает. А Миньке приснился тигр, которого он сразил наповал рогаткой.

Персонажи рассказа

Главными героями рассказа Зощенко «Великие путешественники» являются: Стёпка, Минька, от лица которого ведется рассказ, и его старшая сестра Леля. Рассмотрим каждого из них по очереди.

Стёпка – весёлый выдумщик и организатор, который всегда хочет стоять во главе. Он по своей натуре – отважный и любознательный лидер. Ему надоела обыденная жизнь, и он мечтает увидеть дальние страны. Этой мечтой он заражает соседских городских ребятишек. Стёпка тщательно, насколько ему позволяли знания, отобрал необходимые для путешествия предметы, раздобыл для них мешок.

Конечно, в нем оказалось много лишнего. Рукомойник, например. Зато это говорит, что все дети уважают гигиену. Стёпка сильный мальчик. Тяжеленный мешок он один нес почти час. А то, что это ребенок, подчеркнуто М. Зощенко с юмором. Лелины деньги он считал правильным использовать для покупки семечек и конфет.

Обратите внимание

Мальчик твёрдо решил обойти всю землю, и его не пугали встречи с индейцами, которых он предлагал брать в плен. Это тоже его юмористическая характеристика, которую ему даёт автор. Забавно также поведение Стёпки, когда он ложился спать с ногами, вытянутыми в сторону предстоящего похода. Но это говорит о его непоколебимом желании увидеть весь свет.

Как и положено ребенку, Стёпка искренне верит, что их затея удастся, и они увидят всю землю и героями вернутся домой.

Минька – самый младший из детей. Сам он предложить ничего не может, а только всех слушается и всему удивляется. С добрым юмором описывает М. Зощенко, как Минька сначала беззаботно шёл позади всех, неся удочки, сачок для ловли тропических бабочек и рогатки, потом, когда получил мешок с общими вещами, свалился в канаву. Минька мал, поэтому ночью его может испугать даже упавшая шишка.

Леля, как старшая сестра, более храбра и сильна, но очень хитра. Именно она придумала, как прекратить без ссор и споров дальнее путешествие: взять спящего Стёпку и развернуть его ноги в обратную сторону.

Она совсем не жадная и жертвует на путешествие 3 рубля – это всё, что у неё имеется. Конечно, ночью в лесу ей страшно, и даже сухая ветка поначалу кажется змеёй.

Как и положено девочке, неся тяжелый мешок, она быстро устаёт и передает его братишке.

Михаил Зощенко, «Великие путешественники»: анализ

Рассказ грустного человека, который умел рассмешить добрым юмором своих читателей, шуточно называется «Великие путешественники». «Великими» автор назвал своих маленьких героев с добрым юмором.

Они – малыши, вообразившие себя взрослыми и умными, захотели отправиться в дальний путь вокруг земли и увидеть неведомые места. Их вожак, Стёпка, нахватался из простеньких книжек кое-каких сведений и щедро делится ими с друзьями.

Ну, например, он предлагает разжигать костёр увеличительным стеклом, жарить на нем мясо убитых мелких животных. Ребята не представляют реальной жизни и во всём соглашаются с великим выдумщиком.

Важно

Дети не представляют, сколь серьёзная стоит перед ними задача, а потому, когда читаешь эту историю, смеёшься над их сборами и дальнейшими приключениями. Вывод, который стоит сделать из этого рассказа: всем детям стоит научиться смеяться над собой и чаще спрашивать родителей, насколько правильны их действия.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/249025/

Великие путешественники

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:

— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.

Леля сказала:

— А если, Степочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские племена мы будем брать в плен.

— А которые не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем брать в плен.

Леля сказала:

— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.

Степка сказал:

— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.

Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий.

Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи.

Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

Совет

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.

Мы шли около часа.

Наконец Степа сказал:

— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Читайте также:  Анализ рассказа распутина пожар

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

— Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.

Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:

— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямо го пути.

И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Обратите внимание

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог.

И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.

Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.

Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:

— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.

Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.

Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.

И, покушав хлеба, легли в темноте.

Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом.

Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.

Леля шепотом сказала мне:

— Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.

Важно

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.

Но от этого Степка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы и он зовет нас на помощь.

Мы стали ждать, когда Степка проснется.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

— Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.

И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:

— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.

Позади раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:

— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.

Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:

— Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.

Мы вылезли из телеги.

Сомненья не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.

Степка прошептал:

— Неужели же мы обогнули землю?

Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы подбежали к родителям.

И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

Нянька сказала:

— Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

Леля сказала:

— Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.

Мама воскликнула:

— Что я слышу! Их надо наказать.

Папа сказал:

— Все хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:

— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

Папа сказал:

— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:

— У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, — ну что это такое!

Папа сказал:

— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.

С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Совет

Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день.

А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чем не бывало.

Остается еще сказать несколько слов о Тузике.

Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне — остается покрытым мраком неизвестности.

Источник: https://nukadeti.ru/skazki/zoshhenko-velikie-puteshestvenniki

Зощенко «Великие путешественники»

Один из рассказов М.М. Зощенко называется «Великие путешественники». Само название уже шутка: Лёля, Минька и Степка собрались в кругосветное путешествие, решив обойти весь земной шар и… вернуться к себе в деревню Пески.

Ведет повествование Минька — самый младший участник экспедиции. Душой и инициатором похода становится Степка — сын хозяйки.

Видимо, Степка читал о подобных путешествиях и почерпнул из книг массу полезных сведений: что костер надо разжечь с помощью увеличительного стекла, что питаться можно нежным мясом диких животных, что, ложась спать в походе, надо заметить направление движения протянутыми в нужную сторону ногами.

Но при этом Степка так же мало представляет себе серьезность задачи, как и все остальные. Поэтому читателю смешно наблюдать за сборами ребят. Они берут с собой мешок, набитый самыми ненужными вещами, и несут его под мышкой или на голове.

К тому же горе-путешественники уходят из дома, не предупредив родителей… Правда, они скоро возвращаются, не сумев вечером разжечь костер, соскучившись, проголодавшись и обманув Степку (Лёля с Минькой развернули его ноги к дому — в обратный путь).

М. Зощенко дал возможность своему герою рассказать о пережитых им приключениях. Читатель верит, что рассказ ведет наивный несмышленый мальчишка, и от души веселится, слушая эту историю.

Совсем по-иному звучат воспоминания взрослого человека о своем детстве. Читая повесть В. Распутина «Уроки французского», чувствуешь, что рассказчик уже взрослый, но глубоко переживающий события своего детства человек.

В.

Обратите внимание

Распутин не стремится передать строй речи одиннадцатилетнего героя рассказа, он вспоминает себя, пытается объяснить современному читателю условия послевоенной жизни районного центра на Ангаре и характер деревенского мальчика, приехавшего туда учиться. Приключения случаются с ним из-за нужды и голода, которые он испытывает, из-за невозможности заработать рубль на кружку молока другим способом, кроме как игрой на деньги с мальчишками.

В этом произведении мир тоже представлен глазами ребенка, но рассказывает об этом уже выросший мальчик, ставший взрослым и понявший бескорыстие и доброту сердца своей учительницы, которая желала не только подкормить ученика, но и поддержать его человеческое достоинство.

Сам шестиклассник не понимает, не задумывается, почему его приглашают на дополнительные уроки французского языка и зачем понадобилось учительнице показывать ученику игру в заме-ряшки. Слава Богу, что тогда не задумывался, значит, учительница щадила его самолюбие (никакой помощи он не мог от нее принять: ни ужина, ни посылки, ни денег). А выиграть на молоко мог.

Ведь учительница спасала своего ученика даже тогда, когда взяла всю вину на себя за игру на деньги и уехала. Он это понял, только став взрослым.

Вот тогда и появилась эта повесть.

Источник: http://www.webmechta.com/history/1432-zhoshenko-puteshestvenniki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector